Тянем-потянем. Учимся правильно пользоваться тросом и вытаскивать застрявший внедорожник

Тянем-потянем. Учимся правильно пользоваться тросом и вытаскивать застрявший внедорожник

На сегодняшний день ни один человек не представляет свое существование без транспорта. Благодаря автомобильному транспорту мы можем перемещаться на большие расстояния в кратчайшие сроки, можем перевозить различные грузы, или же использовать автомобиль для проведения различных гонок и других интересных развлечений. По индивидуальным характеристикам автомобили можно разделить на легковые, внедорожники, кроссоверы, грузовые и так далее. Но не стоит забывать о том, что даже если вы являетесь владельцем наиболее выносливого автомобиля, вы не всегда сможете противостоять великим силам природы.

Главной ошибкой большинства автомобилистов является переоценка возможностей своего автомобильного транспорта: они намеренно отправляются в наиболее труднопроходимые участки, где их и подстерегает опасность пробуксовки, и вот тут-то и возникает серьезная проблема: как же вытащить автомобиль «из беды» самостоятельно? В данном материале мы раскроем некоторые секреты, которые пригодятся вам при вытаскивании автомобиля из грязи, песка или снега, а также рассмотрим варианты предотвращения пробуксовки и расскажем о том, какие подручные устройства помогут вам справиться с проблемой.

1. Где нас подстерегает опасность (грязь, снег, песок)

Большинство автомобилистов, а особенно тех, у кого в гараже стоит габаритный внедорожник, одолевает неуемное любопытство и страсть к неизведанным территориям. Те, у которых, как говорится, «бензин играет в крови», отправляются в незнакомые местности, тем самым проводя своему автомобилю своеобразный тест-драйв. Итогом всего этого может стать сидящий «на брюхе» автомобиль и море хлопот.

Опасность может подстерегать автомобилиста как при езде по проселочным дорогам, так и по лесу или рыхлой местности. Поэтому необходимо быть очень внимательным и осторожным, дабы не нарваться на неприятность. Но что делать, если невезение все-таки вас настигло, и автомобиль застрял? Не стоит паниковать! Давайте разбираться в проблеме вместе.

2. Что предпринять для решения проблемы

Допустим, что вы не уследили за управлением и угодили в грязь. Но где бы вы ни застряли, для удачного освобождения из «ловушки» вам нужно запомнить одно главное правило: не спешите вовсю давить на – так вы можете увязнуть в грязи еще больше, следовательно, выбраться вам будет уже намного сложней. Также не забывайте: чтобы автомобиль не погрузился в грязь «по самые уши», необходимо проезжать опасные участки на первой передаче, но ни в коем случае не на второй, как это привыкли делать неопытные водители. Таким образом, вы сможете избежать пробуксовки колес. Только при размеренном движении и ощущении габаритов автомобиля вы сможете беспрепятственно преодолеть преграду.

Но что же предпринять, когда вы уже угодили в ловушку? Для начала необходимо по возможности избавить автомобиль от излишних тяжестей. Ни в коем случае не нужно паниковать, нервничать – нужно принимать все необходимые меры обдуманно и последовательно.

В том случае, если ваш автомобиль погрузился довольно глубоко, и вытолкать его не получается, воспользуйтесь веревкой! Необходимо обвязать ею колеса транспорта, при этом стараясь охватить как можно большую площадь колеса. Для этого необходимо вывернуть ведущие колеса, протянуть веревку сквозь диски и обвязать по одному обороту вокруг обеих шин. Далее затягиваем и обрезаем остальное. Это поможет повысить сцепление колес с поверхностью.

Хотя, как показывает практика, более эффективными в решении данной проблемы являются специальные цепи или же противобуксовочные ленты, которые исключают скольжение на поверхности. Если у вас имеется домкрат, не упустите возможности им воспользоваться. Благодаря ему можно приподнять автомобиль, для того чтобы получить возможность уложить ветки или камни под колеса и выбраться из грязевой западни. Но не стоит забывать о том, что домкрат должен быть установлен на твердой поверхности и ни в коем случае не должен проседать вместе с транспортом.

Также можно рассмотреть вариант с использованием ручной лебедки. Пользоваться данным устройством легко, но знать о некоторых хитростях все же не помешает. Первое, на чем нужно акцентировать внимание, – это трос лебедки, длина которого часто не достигает и 5 метров. Поэтому стоит взять с собой дополнительный трос (лучше всего не металлический, а капроновый). На одном конце троса закрепляем металлический крюк, а на втором – делаем петлю.

Перед тем как прицепить к автомобилю, необходимо точно определить направление, в котором вы должны вытягивать транспорт, так как если тянуть автомобиль в неправильном направлении, он может сесть еще глубже. Главное правило – ведущие колеса должны быть направлены вперед, так как вывернутые колеса могут создавать дополнительное сопротивление.

Более того, лебедку нужно закреплять максимально высоко, так вам будет легче вытащить автомобиль. Наконец, следите за тем, чтобы механизм лебедки не касался земли – в таком случае, в него может забиться грязь, и устройство раскрутится в самый важный момент.

Для автомобилей с передним приводом, для того чтобы выкарабкаться из грязевой трясины, также советуют выворачивать колеса вправо и влево. Такой ход увеличивает шансы автомобиля на то, чтобы он зацепился за твердый грунт. Однако не стоит это делать с заднеприводным автомобилем – это только усугубит ситуацию.

Когда вы уже испробовали все варианты, но выехать из проблемного участка вам все-таки не удалось, для вас имеется еще один нехитрый, но проверенный народом способ, который отлично подойдет автомобилю с ручной коробкой передач. Для того чтобы вытащить автомобиль из грязи, можно воспользоваться буксировочным тросом длиной не меньше четырех и не больше шести метров, к тому же, он должен иметь свойство растягиваться, так как использование такого троса может уменьшить нагрузку в момент резких рывков.

В карбюраторных автомобилях можно также включить первую передачу, втянуть подсос или, как его еще принято называть, – ручной газ и выйти из автомобиля, оставив при этом открытую дверь. После этого попробуйте вначале толкнуть автомобиль возле двери водителя, и как только вы увидите, что автомобиль уже пробует выезжать, сразу запрыгивайте за руль.

Если вы не сможете вытолкать автомобиль из грязи именно возле водительского места, можно попробовать потолкать сзади. Правда, не все могут быстро и ловко запрыгнуть в автомобиль после того, как удастся его вытолкать, ведь пробежать от багажника по трясине не так уж и легко. Исходя из этого, некоторые автомобилисты используют веревку, при этом привязывают ее к высоковольтному проводу зажигания с одного конца и к какому-нибудь столбу или дереву – с другого. Важно рассчитывать длину веревки таким образом, чтобы в тот момент, когда автомобиль выберется из грязи, веревка натягивалась и выдергивала провод, обеспечив этим самым отключение двигателя и избавив вас от необходимости мчаться за автомобилем.

После того как ваш автомобиль выберется из грязи, продолжать движение нужно очень осторожно, причем по наезженной колее, именно там, где утрамбован грунт, и опасность увязнуть снова сводится к минимуму. Но помните, что самым лучшим помощником в вызволении из грязевой ямы является другой водитель, который, в идеале, должен иметь мощное транспортное средство (к примеру, джип или трактор).

После того как вы выберетесь из ямы с грязью и доберетесь до безопасного участка, вам необходимо будет позаботиться о самом автомобиле. После длительного пробуксовывания в грязи тормозные колодки будут сильно испачканы, а это может стать причиной серьезных проблем. Более того, сильно загрязненное дно автомобиля может очень быстро подвергнуться коррозии. Поэтому, стоит незамедлительно осмотреть автомобиль, и вовремя выявить неисправность. Берегите свой транспорт и своевременно заботьтесь о нем.

2.2 Выбираемся из снежного плена

Передвижение на автомобиле в холодное время года вообще является отдельной историей. Здесь уже возникает вопрос, какие меры предпринимать, если автомобиль погрузился в снег. Для того чтобы снизить риск попадания в крайне неприятную ситуацию и не «зависнуть» в снежной западне, необходимо позаботиться о том, чтобы такой инцидент и вовсе не возник. Что для этого необходимо сделать? Для начала не забывайте вовремя менять летнюю резину на зимнюю.

Если ваш автомобиль все-таки застрял в сугробе, советуем взять из багажника лопатку и попытаться разгрести снег вокруг колес, для того чтобы транспорт смог отъехать назад и, уже разогнавшись, преодолеть препятствие, или же постараться в раскачку переехать через него. Главным помощником для автомобилиста, когда транспорт застрял в снегу, может стать обыкновенный трос.

Итак, как же воспользоваться тросом правильно? Для начала необходимо обхватить тросом находящееся неподалеку от автомобиля дерево или столб. Затем нужно закрепить два свободных конца за проушины на автомобиле. После этого вставляем монтировку или же палку между тросом и начинаем потихоньку накручивать его.

Через пару минут автомобиль начнет двигаться и, таким образом, выбираться из снега. При использовании такого метода нельзя игнорировать и технику безопасности, ни в коем случае не торопиться, так как при отпускании рычага не исключается получение серьезных травм от отдачи. Более того, в холодное время года, увлекаясь освобождением автомобиля, можно с легкостью заработать себе обморожение. Также можно насыпать перед ведущими колесами соли, а затем добавлять песка, чтобы растопить образовывающийся от пробуксовки колес лед.

2.3 Коварство песка и гравия

А теперь давайте рассмотрим ситуацию, когда ваш автомобиль увяз в песке или гравии. Что делать в такой ситуации? Можно попробовать обкопать колеса и подложить доски или же какие-то подручные материалы (к примеру, камни или ветки), для того чтобы обеспечить колесам надежное сцепление с поверхностью.

В данном случае можно также использовать веревку. Так, если неподалеку от застрявшего автомобиля есть крепкое дерево, можно им воспользоваться и обернуть буксировочный трос вокруг ствола, а потом оба его конца закрепить на буксировочной автомобильной петле. Далее – дело за малым. Находим длинную, крепкую палку или же монтировку, вставляем ее между двумя концами троса примерно по центру, и, наконец, закручиваем трос этим импровизированным рычагом. Длина троса будет понемногу сокращаться, а автомобиль будет сдвигаться с места.

В крайнем случае, можно попробовать смочить песок водой, так можно снизить сыпучесть песка по направлению движения вашего автомобиля. Также, если ни один из вариантов не поможет справиться с проблемой, можно немножко приспустить колеса, и таким образом снизить давление в шинах. Благодаря этому вы сможете добиться увеличения площади сцепления с песком и попробовать выбраться из «ловушки».

3. Как не попасть в трудную ситуацию

3.1 Избегаем проблемных участков дороги

А теперь давайте поговорим о том, как можно уберечь себя от попадания в неприятную ситуацию, связанную с пробуксовкой автомобиля. Итак, основы внедорожной езды, как правило, начинаются с определения наиболее уязвимых мест в автомобиле. Зачастую, это колеса, которые очень легко проткнуть, исходя из этого, нужно быть очень внимательным и смотреть «под ноги», дабы не наехать на какой-нибудь сучок или другой острый предмет. В том случае, если вы останетесь хотя бы без одного колеса (ситуацию может спасти запаска, если она у вас имеется), то вы уже не будете думать о том, как вам добраться до места пикника, а всерьез задумаетесь о том, как вернуться на трассу и попросить о помощи, ведь по лесу редко кто ездит.

Для того, чтобы не загрузнуть на рыхлой дороге, ехать по мягкому грунту специалисты советуют исключительно на первой передаче, так как колеса постоянно готовы забуксовать и, как правило, уже толкают перед собой валики из почвы, через которые не могут никак перебраться. Если в данной ситуации повысить скорость движения, автомобиль тут же зароется ведущими колесами в почву и сядет на ось, а если автомобиль полноприводный, то, скорее всего, он сядет на "брюхо", после чего сдвинуть его с места будет достаточно сложно.

3.2 Необходимый инвентарь в багажнике

Если вы любитель экстремальной езды за городом, околесили всю пересеченную местность и леса, а также любите покататься по краю болота или проехать через речку, будьте готовы к тому, что рано или поздно ваш автомобиль может попасть в «ловушку» и глубоко застрять. В таком случае, вам придется поразмыслить, как выбраться из западни. Мы привели много примеров, каким образом можно выбраться из различных переделок. Но, как вы уже убедились, проделывать какие-либо операции по освобождению без вспомогательных средств очень сложно. Поэтому мы расскажем вам, какой необходимый инвентарь нужно возить с собой в багажнике каждый раз, отправляясь в путешествие по бездорожью.

Итак, первое – это крепкая лопата с хорошей ручкой, которую не жалко будет поцарапать или сломать. У каждого автомобилиста должны быть также домкрат и буксировочный трос. Без них никак. Также можно упомянуть и о лебедке, которая может быть с электроприводом или с приводом от ВОМ (вала отбора мощности). Второй вариант намного мощнее и надежнее, но если двигатель не сможет завестись, то и лебедка не будет работать.

Для того чтобы лебедку можно было эксплуатировать по назначению, ее необходимо за что-то закрепить. Как правило, лебедку прикрепляют к дереву, но если таковых в окрестности не имеется, нужно предвидеть этот момент и запастись той же лопатой – возможно, с ее помощью у вас получится закрепить второй конец троса. Помимо всего этого, вам может пригодиться и что-то такое, что можно подкинуть под колеса. Многие автомобилисты приобретают два рулона сетки с размером ячейки 20 на 20 мм. Чрезмерно широкая сетка вам не нужна, а вот наличие дополнительной длины приветствуется.

Подписывайтесь на наши ленты в

Движение по незнакомой местности, дорогам часто приводит к тому, что автомобиль застревает в грязи, песке или снеге, особенно в плохую погоду. Безопасным методом вытаскивания автомобиля считается вызов эвакуатора. Но это не всегда возможно.

Если принято решение своими силами освобождать авто, нужно знать, как вытащить машину самостоятельно, не нанося вред узлам, конструкции.

Что делать, если машина застряла

Если автомобиль застрял, нельзя паниковать, усиленно давить на педаль газа. Следует выйти из него, оценить ситуацию. Схема дальнейших действий определяется конкретной ситуацией и местом происшествия.

  • используют лопаты для удаления грязевого плена, расчистка ведется перед машиной или за ней;
  • силовой прием в виде толкания подходит, если есть пассажир;
  • раскачивание используется, если нет никаких подручных средств; предполагается включение передачи, плавное давление на газ, периодическое включение и отключение сцепления; когда машина сильно раскачается, стоит попытаться выбраться из ловушки;
  • домкрат – надежный помощник, устанавливающийся на твердую землю или специальную опору; поднимая колеса, под них подкладывают ветки, камни, что создает условия для выезда.
  • раскачка – самый действенный метод в этой ситуации; для переднеприводных моделей поворот руля для выезда выполняют при включении передней передачи, а для заднеприводных используют заднюю и ручник;
  • песок, соль, средство для очистки стекол – вещества, разъедающие лед под колесами, облегчающие выезд.
  • рекомендуется снизить давление в колесах, увеличивая площадь соприкосновения с основанием, попытки освобождения проводят без резких движений, важно избегать пробуксовки;
  • пневматическая подушка – автомобиль оставляют на ручнике, очищается пространство под днищем, устанавливается подушка, шланг крепится к выхлопной трубе; происходит поднятие кузова, позволяющее подложить под колеса ветки, камни для выезда.

Продумывая, как вытащить автомобиль в одиночку, стоит помнить – если попытки не дают результата, потребуется помощь службы эвакуации или проезжих авто.


Эксплуатируя авто, лучше хранить в багажнике специальный инструмент – лопату, домкрат, веревку. Это поможет вытащить транспорт, если он застрянет. Также стоит знать, как вытащить машину с помощью веревки.

Действенные способы:

  1. Используется веревка, дерево, палка или монтировка. Здесь необходимо закрепить концы троса на буксировочной петле, предварительно обернув его вокруг дерева. По центру, между автомобилем и деревом, вставляется монтировка, палка, позволяющая закручивать трос. Так, образуется рычаг, происходит сокращение расстояния, авто сдвигается.
  2. Вторая схема сложнее, необходима веревка и дерево. Один конец троса привязывают к петле, затем, на расстоянии 1,5 м делается петля, так, чтобы она не скользила и не затягивалась. Веревку пропускают через эту петлю для образования новой, более широкой. Оставшийся конец пропускают вокруг дерева, а потом захватывают большую петлю, вытягивают транспорт.

Подобные схемы – это мощные рычаги, позволяющие с меньшими усилиями сдвинуть авто, особенно когда нужно сделать все самому.


Буксировка – метод, способствующий быстрому освобождению другого авто, если оно застряло или у водителя не получается выбраться своими силами. Автомобили с АКПП требовательнее к нагрузкам, условиям эксплуатации, в сравнении с МКПП.

Но если возникает вопрос, можно ли на автомате вытаскивать другую машину, ответ – можно. Главное, правильно подойти к выполнению задачи.

Тонкости буксировки на автомате:

  • исключают резкие движения, рывки;
  • включается передача L 1 (2), активируется ручное управление, если есть такая функция;
  • автомобиль начинает тихонько двигаться, пока трос не натянется;
  • после натяжения троса, когда буксируемое авто начнет двигаться, давят на газ, вытаскивают машину;
  • нужно быстро преодолеть порог 1500–1800 оборотов, после натяжения разогнать авто, перейдя в режим D.

Важно исключить повреждения АКПП, поэтому учитывают характеристики машины и вес авто, которое вытаскивают. Если оно крупнее, стоит исключить буксировку, даже на МКПП.


Машины с автоматической коробкой также застревают в снегу, песке или грязи. И если обычные методы не позволяют выбраться, рекомендуется вызвать эвакуатор или буксировать. Стоит обратить внимание, можно ли вытаскивать машину на автомате.

Метод подходит не для всех моделей, некоторые только эвакуируют. В инструкции к транспорту указывается возможность буксировки, скорость, допустимое расстояние.

Например:

  • для авто с 3-скоросной КПП допускается 25 км при скорости 40 км в час;
  • 4-скоростная модификация предполагает 50 км на скорости 50 км в час.

Превышать показатели нельзя – масляный насос не работает, возрастает износ элементов, произойдет перегрев. Предварительно заливают дополнительную рабочую жидкость, ее сольют потом в сервисе. В процессе вытаскивания мотор работает, АКПП находится в режиме N.


Ситуации, когда автомобиль садится на брюхо, возникают во время путешествий, поездок за пределами города. Преимущественно, в осенний, весенний период, когда погода меняется.

Если предполагается дальняя поездка, желательно подготовить снаряжение, которое может потребоваться для вытаскивания машины. Не лишним будет узнать и номер службы эвакуации, действующей в этом районе. Но если помощи нет или ее придется ждать долго, а машина села на днище, как вытащить ее могут подсказать опытные водители.

Для начала нужно выйти и оценить ситуацию, затем следовать плану:

  1. Если машина не села полностью, сохраняется небольшой ход. Тогда поочередно колеса поднимают домкратом, подкладывая ветки, камни, доски. Далее, пробуют выезжать враскачку.
  2. Когда авто застряло без движения, нужно откапывать снег, грязь. Под ведущие колеса также подкладывают ветки, пробуют выезжать. Сильно давить на газ нельзя.
  3. Расчищают грязь, снег, крепят буксировочный трос, предварительно обвязав вокруг дерева, делают рычаг, используя палку, монтировку.

Главное условие успешного освобождения – это возможность понять, что держит машину и постараться быстрее устранить причину.


Если все методы испробованы или подручных средств нет, а машина села на пузо, как вытащить ее – звонить знакомым с большими джипами, искать трактор. Для вытаскивания лучше использовать стропы, но не стальные тросы, вырывающие проушины, бампера, элементы кузова.

Важные моменты:

  • вытаскиваемое авто нельзя дергать, необходимы плавные движения тракториста или ведущей машины;
  • при неуспешных попытках газовать не стоит, застрянут оба автомобиля;
  • буксирующему транспорту нужно выбирать твердые, устойчивые участки, чтобы не застрять самому и не создать колею, из которой также придется вытаскивать машину;
  • правильная оценка ситуации позволит избежать разворота, повреждения застрявшего авто.

Осторожности, внимания требуют моменты буксирования большой техникой, тракторами.

  • важно договориться о сигналах с водителем трактора, джипа, чтобы контролировать ситуацию;
  • когда тягач вытаскивает авто, ему помогают силовым агрегатом, но это требуется не всегда, в зависимости от ситуации, иногда легче проехать накатом;
  • при неудачных попытках пробуют выехать с разгона;
  • если сохранился небольшой ход, вместе с тягачом используют способ раскачки.

Если перечисленные способы не дают требуемых результатов или нет трактора, подключают пассажиров, ищут помощь, чтобы своими силами вытолкнуть транспортное средство.

Несколько советов о том, как вытащить машину, улетевшую с дороги. Пост длинный и с картинками, поэтому основная часть под катом.

Так сложилось, что несколько дней подряд работаю буксиром. Помогал друзьям на импровизированных овражных покатушках, ещё больше вытаскивал машины из кюветов. Парадокс в том, что люди могут сидеть в кювете часами, особенно если это происходит на трассе, и никто не остановится предложить им помощь. Есть в этом что-то очень российское, проезжать мимо тех, кому можно в два счёта помочь. Мне не тяжело - крепкий трос всегда в багажнике, там же хорошая лопата и кое-что ещё из внедорожных аксессуаров. Достаточно подъехать к пострадавшему, включить пониженную и блокировку межосевого (чтобы не буксовать), бросить трос на фаркоп и легонько потащить. На раз вытаскиваются и тяжёлые паркетники, типа Infinity FX, и как сегодня да позавчера, лёгкие машинки типа Mercedes E-класса или Audi A4. И поэтому, в том числе, удивляет такое безразличие проезжающих к попавшим в ДТП. Куда проще людям проскочить мимо, отворачиваясь в сторону и мотивируя себя срочными делами, чем выручить человека, попавшего в беду. Почему?

Что касается машин, которые вытаскивал в последнее время, то наблюдаю явную закономерность. Все они разных марок, с людьми разного пола и возраста за рулём. Роднит их лишь один фактор - всесезонная резина с невнятным протектором. Да, я неоднократно убеждался по своим знакомым, что в Москве и ближайших окресностях можно на всесезонке или летней резине прокататься всю зиму. В лучшем случае, протектор и шипы понадобятся один, ну два раза во время снегопадов. И также занятно, что все улетевшие очень удивляются произошедшему, считают, что это нелепая случайность. Они чертовски правы, это случайность, но причиной её, я считаю, является экономия на собственной безопасности. И она может быть понятной для ржавой нашемарки. Но как может на свеженьком Мерсе или Инфинити быть одета такая хреновая резина? Из каких соображений? Где логика?

Ок, это была лирика, а ниже основной текст об аксессуарах, методах, тонкостях.

Тросы

По моим наблюдениям, плоские "ленточные" тросы, продающиеся в магазинах и на заправках, пусть даже на них написано нечто вроде "парашютная стропа, 7 тонн" - барахло окончательное. И за 150 рублей, и за тысячу. Только за последнюю неделю видел таких порванных штук пять в ситуациях просто смешных. Типа выдёргивания машины даже не с обочины, а просто из сугроба глубиной по щиколотку.

Пригодны такие тросы исключительно для буксировки одной машины другой по шоссе, то есть без рывков. Единственная более-менее качественная часть у них - крюки, а остальное лучше отправить в мусор сразу. Чтобы иметь некоторую уверенность что вы вытащите авто весом 1.5-2.5 тонны из сугроба, нужно брать с собой альпинистскую верёвку (толстая такая), либо эластичный динамический трос из магазина для внедорожников. Даже если у вас Ока.


Металлические тросы тоже зло. Тонкие легко рвутся, а толстые, которыми друг-друга таскают грузовики, настолько крепки, что на рывке запросто отделят ваши буксировочные проушины от машины или деформируют раму, несущий кузов и т.д. Самый главный минус крепкого металлического троса его неэластичность - таким хорошо тянуть "внатяг", но необходимо любой ценой избегать рывков. Соответственно, такой трос мало пригоден для длительной буксировки, когда рывки обязательно случаются.

Металлические тросы со всевозможными пружинами амортизации, зачастую, ещё большее зло. Пружина выбирает ход моментально, а дальше вы оказываетесь на пару всё с тем же старым-добрым стальным тросом. Второй минус пружины - обратный рывок, который может превысить по силе даже рывок самой машины. Итог закономерен - у меня даже металлические тросы с пружинами рвались очень легко, у знакомых элементарно вырывали проушины и корёжили рамы. Такой трос может быть лучше простого металического при буксировке.

Если машина сидит в кювете глубоко под наклоном, то вероятность вытащить её "внатяг" сильно уменьшается. У колёс автомобиля может просто не хватить сцепления с дорогой, особенно, если обочина ледяная или снежная. Приходится действовать рывками. В таких ситуациях металлический трос категорически противопоказан, нужна динамическая стропа (рывковый трос). Тянущая машина может сделать разгон в несколько метров и затем даже остановиться, сработав как якорь. Динамический трос, за счёт эластичности, вырвет вытягиваемого с места. А сдвинувшуюся машину вытянуть гораздо проще.

Итог - разумно иметь в багажнике два троса. Один эластичный типа "динамическая стропа" (рывковый трос), второй - крепкий толстый, типа альпинистской верёвки, для вытаскивания внатяг.

Аксессуары

Я считаю обязательными аксессуарами лопату, нож и карабины альпинистов (либо крюки). И старюсь этот инвентарь не использовать. Особенно стараюсь обходиться без крюков - если есть возможность одеть верёвку без них, то это предпочтительнее с точки зрения уменьшения ударной нагрузки на проушины.

Ещё существует для тросов такой аксессуар как шаклы - полукруглые штуки с штифтом на резьбе, на которые одевается петля троса. На фото ниже.

Шаклы мне категорически не нравятся - у маленьких обычно небольшой запас прочности. При рывке штифт может деформироваться и поверьте, его будет очень тяжело выкрутить даже с инструментом. Резать же хороший трос просто потому, что вы не можете снять шакл с буксировочной петли, поверьте, неприятно. Шаклы тяжело надевать на буксировочные отверстия, находящиеся в сложных местах - рядом с выхлопной трубой, под бампером и т.д. Ещё менее приятны они в мороз.

Большие шаклы имеют достаточный запас прочности, такой что их частенько пользуют на покатушках. Но ещё они очень велики. Такой шакл может элементарно не залезть в буксировочное гнездо какого-нибудь легкового Мерса. Чертовски обидно, когда ты стоишь с хорошим тросом и мощными шаклами у машины, которую этим набором не заякорить.

Нож нужен чтобы обрезать трос, если деформировались шаклы, если слишком завязалась петля и т.д.

Лопата необходима чтобы убрать из под колёс (реже днища) снег, который мешает колёсам вытаскиваемой машины ехать. Лучше тащить машину волоком днищем по снегу, чем буксировать перед ней ещё и сугроб снега, в который она будет упираться колёсами. Именно из-за сугроба могут рваться самые прочные тросы.


Техника

Техника вытаскивания варьируется от ситуации. Если машина засела неглубоко, то я стараюсь тащить её волоком без рывков. Для этого включается пониженная передача и блокировка (или несколько, от ситуации). Тут нужно понимать особенность полного привода - машина без блокировок, вытаскивая другой автомобиль, может запросто забуксовать одним из колёс. На машинах с подключаемым полным приводом я его подключаю, если ситуация сложнее банальной или вес вытаскиваемой машины сравним с моим.

При рывковых нагрузках, т.е. если машина засела глубоко в кювете, блокировки и подключаемый полный привод стараюсь не использовать, чтобы не угробить свой автомобиль - он достаточно уверенно разгоняется для рывка и без этого, а удар по механике в момент рывка может перемолотить в пыль даже очень крепкие шестерёнки.

Если машина сидит в глубоком снегу, я обычно освобождаю ей дорогу лопатой. Откапываю её колёса, освобождаю днище и всяческие способствую тому, чтобы уменьшилось сопротивление при вытасвивании. В сложной ситуации можно сформировать из снега колею, которая будет удерживать машину от соскальзывания. Это может быть очень важным, если вы тащите машину, которая оказалась слишком близко к дереву, борту ограждения и т.д.

В некоторых случаях есть смысл проложить между машиной и деревом (бортом, пнём) запаску, ватник, чемодан с барахлом или что-то ещё ненужное. Бывали случаи у знакомых, когда при вытаскивании почти не пострадавшая машина машина сильно царапалась о что-то рядом находящееся. И всем было очень обидно.

Вытаскиваемая машина должна помогать вам своими колёсами, но без фанатизма. Самой большой ошибкой будет дать на ней газ в пол. Бешено вращающееся колесо не помогает вытаскивать, а мешает - у него минимум трения и быстро образовывается яма, выйти из которой машина может только рывком. Поэтому вытаскиваемый должен лишь слегка крутить колесом, как-будто он трогается с места.

Про сугробы - если тащить из них приходится что-то очень тяжелое, типа грузовика или фуры, нужно максимально постараться исключить рывковую технику. Обычно тяжёлому грузовику, чтобы тронуться, достаточно получить сцепление с дорогой и начать движение. Мне этой зимой приходилось геликом вытаскивать из снежной каши буксующие фуры, которым не помогали ни сэнд-треки, ни лопата, ни толкание людьми, ни другие фуры. Делал это обычным толстым тросом, внатяг, с блокировками и очень-очень плавно.

Колёса вытаскиваемой машины желательно ставить прямо. Чтобы придать движение вывернутому колесу потребуется куда больше усилий. После начала движения, когда вы уже сдёрнули машину с места, руль можно начать выворачивать в нужную сторону.

Как вытащить себя самого

Возможна ситуация, когда вы оказались в одиночестве в снежном плену. Резина забилась снегом, машина сидит на дне, колёса крутятся вхолостую и никого нет. Выехать можно во многих ситуациях самостоятельно, малой кровью.

Во-первых, необходимо освободить себе максимум пространства. Сначала убрать снег из под колёс, перед ними и за ними, попробовать выехать двигаясь вперёд-назад, протаптывая колею. Если после убирания снега из под колёс мало что изменилось, необходимо убрать снег и из под днища, насколько это возможно. Если нет лопаты, примять снег под днищем можно просто попрыгав в машине. Иногда машины для этого сбрасывают с домкрата.

Если машина после убирания снега не трогается с места (скользкий уклон, например), можно попробовать соорудить сэнд-траки. Положить под колесо ветки, одежду, камни. Категорически в такой ситуации не следует давать газ в пол - колёса выбросят что угодно из под себя, но машина не стронется.

Можно соорудить самодельные "цепи" на колёсах. Для этого отлично подойдут куски разорванного троса, которые нужно завязать поперёк шины, лучше в нескольких местах. Завязать трос нужно крепко-накрепко, чтобы он не размотался и не попал на мост, в тормоза и т.д. На машинах с дисковыми тормозами нужно иметь ввиду, что трос может запросто повредить суппорта, если он за них зацепится. Машина с такими самодельными цепями, даже на очень лысой и летней резине, может выбраться из очень глубокого снега, но также просто она может закопаться ещё глубже. Использовать при этом цепи и металлическую проволоку нежелательно - легко можно испортить диски и резину. Плохо натянутая "цепь" может сильно навредить.

Ну и конечно, как и в случае с буксировкой, желательно ставить колёса прямо, однако в некоторых случаях, на переднеприводных и полноприводных машинах вытаскиваться из сугроба помогает быстрая рулёжка влево-вправо с небольшой амплитудой. На заднеприводных авто руль нужно ставить только прямо - смотрящие вбок колёса только помешают тронуться.

Пожалуй это основное. Любые советы, дополнения и предложения только приветствуются.

Частое явление на наших дорогах. Да и в городе нередко можно наблюдать случаи, когда какой-нибудь водитель наскакивает на бордюр и беспомощно на нем повисает. Или в снегопад, не справившись с управлением, влетает в большой сугроб.

Причин таких ДТП много. Одна из них - шины не по сезону или просто лысая резина . Причем встречается она даже у дорогих кроссоверов. Чтобы не доставать тросы и лопаты, а потом не выкладывать много денег за ремонт кузова или подвески, лучше внимательно отнестись к покрышкам на своем автомобиле. Следить за состоянием протектора и своевременно менять шины по сезону.

Ну а если самое плохое уже случилось и без посторонней помощи не выбраться, или кто-то, попав в сложную ситуацию, просит вас о помощи?

Тросы

Не имеет значения, какой у вас автомобиль - малолитражка или полноразмерный вседорожник. Любую машину можно засадить так, что понадобится надежный трос. Он всегда должен быть в машине. Многие тросы, продающиеся на авторазвалах, с надписями вроде «парашютная стропа» и тому подобное - ерунда. Причем и совсем дешевые, за 200 рублей, и за 1000 рублей. Максимум, для чего они годны, так это для буксировки автомобиля, и то без рывков. Иначе такая сцепка порвется.

Чтобы быть уверенным в надежности троса, можно купить либо альпинистскую веревку, либо в джиперском магазине динамическую стропу. Стоимость эластичных строп разнится. Можно купить и за 2000, и за 8000 рублей. Надо смотреть на то, какую нагрузку выдерживает конкретный экземпляр.

Металлические тросы, которыми часто пользуются водители грузовиков, при неумелом обращении могут и навредить. Во время рывка они, скорее всего, вывернут буксировочные проушины у машины или деформируют раму.

Похожий случай произошел у нас во время поездки под город Ржев на УАЗах .

Основной недостаток металлического троса - он неэластичный. Таким нужно вытаскивать только внатяг. Да и буксировать им сложно. Поскольку рывки в дороге все равно будут, а это может повредить обеим машинам.

Если автомобиль улетел в кювет, вытащить его металлическим тросом крайне затруднительно, а вот вырвать буксировочные проушины легко. Если на обочине лед, да и сама дорога скользкая, у шин машины-буксира просто не хватит сцепления с покрытием. Тут придется действовать рывками. Потому нужна джиперская динамическая стропа.

Автомобиль, выполняющий роль буксира, можно разогнать, а затем затормозить, предотвратив откат. За счет эластичности динамический трос сдернет застрявшую машину с места. А сдвинувшийся автомобиль вытащить гораздо легче.

В идеале хорошо иметь в багажнике два троса. Один динамический, или рывковый - для буксировки или сдергивания застрявшего автомобиля с места, а другой для вытаскивания внатяг.

Лопаты

Лопата в машине обязательна, особенно зимой. И желательно возить с собой нормальную, так сказать, полноразмерную, а не маленькую складную, которые часто можно встретить в автомагазинах.

В идеале подойдет железная штыковая. С ее помощью можно легко раскидать рыхлый снег, а также расколоть лед. Неплохо бы возить с собой и нож, которым можно обрезать, скажем, трос, если узел затянулся так сильно, что его уже не развязать.

Как вытаскивать

Если автомобиль сел в снег неглубоко, лучше попытаться вытащить его без рывков, внатяг. Для этого на машине-буксире нужно включить пониженную передачу и все имеющиеся блокировки (если они есть). Машина без блокировок, вытаскивая застрявший автомобиль, может буксовать.

Ну а если глубоко, тогда не обойтись без лопаты. Очищаем снег под колесами и днищем. То есть делаем все, чтобы снизить сопротивление при вытаскивании. И пробуем…

В случае, если рядом с застрявшим автомобилем дерево, можно защитить борт телогрейкой или положить рядом с деревом запаску. Конечно, царапины на машине будут, но это лучше, чем обтереться о ствол голым кузовом.

Вывернутые в сторону передние колеса работают как тормоз, к тому же нагребают перед собой снег. После начала движения руль можно попробовать повернуть в нужную сторону.

Водитель застрявшей машины должен плавно работать дросселем, слегка нажимая на газ. Но ни в коем случае не в пол, чтобы сдернутая машина снова не закопалась.

Помоги себе сам

Ну а если застряли и некому помочь? Придется действовать самому, и тогда без лопаты не обойтись. Нужно расчистить себе максимум места. Убрать снег из-под всех колес, чтобы, двигаясь вперед-назад, накатать себе колею.

Если это не помогло, нужно убрать снег из-под днища. Как вариант можно встать на подножки и попрыгать на машине. Днище чуть примнет снег, а потом надо выгрести его оттуда лопатой. Можно самостоятельно соорудить что-то вроде цепей, которые устанавливаются на колеса . Для этого поперек шины нужно привязать отрезки разорванного троса, пропустив их между спицами колесного диска. Но завязывать нужно крепко, чтобы ни один из кусков не попал на тормоза и мост. А лучше заранее обзавестись таким полезным аксессуаром, как цепи противоскольжения.

В случае, если машина стоит на уклоне, можно положить под колеса ветки, камни, в общем, все, что окажется под рукой, соорудив подобие сэнд-траков. Но резко газовать не нужно. Двигаться необходимо медленно.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков