Технико-экономическая характеристика автомобильного транспорта. Преимущества и недостатки автомобильных грузоперевозок Преимущества и недостатки использования автомобильного транспорта

Технико-экономическая характеристика автомобильного транспорта. Преимущества и недостатки автомобильных грузоперевозок Преимущества и недостатки использования автомобильного транспорта

Сегодня автомобильный транспорт является одним из самых распространенных и востребованных способов транспортировки грузов . Он активно используется во всех странах и на всех континентах и перевозит более 80 процентов массы мирового груза.

В России автомобильный транспорт тоже стабильно удерживает позиции основного перевозчика, беря на себя по тоннажу около 70 процентов внутреннего груза.

Чем же он так привлекателен для рынка транспортных услуг? На самом деле у автомобильного транспорта полно преимуществ, выгодно отличающих его и от железнодорожного, и от морского, и от авиационного.

Преимущества автомобильного транспорта

Во-первых, автомобильный транспорт - единственный, позволяющий осуществлять доставку груза «от двери до двери».

Суда ходят от порта до порта, самолет не приземляется аккурат возле склада , да и железнодорожные пути, ведущие прямо на заводскую территорию, могут позволить себе только исключительные предприятия. Даже если основную часть пути груз едет на поезде или плывет морем - без автомобиля все равно не обойтись: только он сможет доставить товар для отправки в порт, аэропорт или на железнодорожную станцию и оттуда - на склад покупателя.

Кстати, именно поэтому так высока доля автомобильного транспорта в структуре грузоперевозок. Он в любом случае, хотя бы как посредник, участвует в процессе транспортировки.

А уж если расстояние, которое необходимо преодолеть грузу, сравнительно невелико и маршрут проходит по суше, то автомобиль - наиболее подходящий вариант. Ведь благодаря тому, что исчезает необходимость в промежуточной разгрузке-погрузке с одного транспортного средства на другое, у товара гораздо больше шансов в целости и сохранности доехать от дверей склада продавца прямиком «в руки» покупателя.

Во-вторых, автомобиль обладает большей мобильностью и маневренностью. Ему нет нужды, как тому же железнодорожному составу, двигаться по строго выделенной колее, с которой он вообще не имеет возможности свернуть.

Автомобиль способен гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства (сократить путь, объехать «пробку» и другой сложный участок дороги, забрать «догруз» …), что положительно сказывается на скорости доставки.

В-третьих, автомобильный транспорт создает условия для сохранения ритмичности транспортировки товаров. Не надо ждать, пока накопится количество груза, достаточное для того, чтобы заполнить, например, весь объем стандартной 20-тонной фуры, - меньшие партии товаров можно перевозить как на автомобиле подходящей грузоподъемности, так и в составе сборных грузов .

Точно так же, кстати, не надо ждать и того момента, когда соберется, например, весь железнодорожный состав: один автомобиль, отвечающий всем нуждам заказчика и подчиняющийся его пожеланиям, - и меньше нежеланных задержек.

В-четвертых, автомобильные грузоперевозки обеспечивают срочность доставки в тех случаях, когда она не была запланирована, а товар должен был попасть на склад покупателя «еще вчера». Ведь для того чтобы воспользоваться услугами железнодорожного или морского транспорта (воздушный вообще отличается высокой стоимостью), еще за несколько недель до отправки необходимо «зарезервировать» за собой «грузоместо» и уладить все формальности. Подходящий же автомобиль пусть и сложно, но возможно найти в считанные часы.

В-шестых, на рынке автомобильных грузоперевозок нет устанавливающего твердые тарифы монополиста. Доступная стоимость грузового автомобиля (по сравнению с другими транспортными средствами) приводит на рынок много игроков, конкуренция между которыми обеспечивает гибкую систему ставок.

Однако вместе с тем у автомобильного транспорта есть и существенные недостатки

  • Автомобильные грузоперевозки оптимальны для коротких маршрутов и невыгодны на дальние расстояния: они обходятся гораздо дороже, чем услуги железнодорожного или водного транспорта.
  • Хотя автомобильный транспорт позволяет перевозить цельные негабаритные и тяжеловесные грузы, для «штучных» товаров лимит ограничен возможностями фуры: стандартная фура «поднимает» вес в 20 тонн, максимальную грузоподъемность, в 44 тонны, дает автопоезд. Большие партии товара придется укомплектовывать в несколько машин, что крайне неудобно и, опять-таки, сказывается на стоимости грузоперевозки.
  • Автомобильный транспорт зависит от дорожных и климатических условий: снежные заносы, гололедица, весенние и осенние распутицы либо существенно замедляют, либо вовсе останавливают процесс транспортировки. А значит, увеличивают (или вообще срывают) сроки доставки.
  • Аварийность на дорогах, к сожалению, до сих пор так и не победили, поэтому при перевозке груза автомобильным транспортом всегда есть риск порчи или утраты товара. Кроме того, не редки случаи кражи груза (особенно при транспортировке на дальние расстояния).

Итак, когда для перевозки груза лучше всего воспользоваться автомобильным транспортом?

Выбор способа транспортировки зависит от многих факторов и обстоятельств, а потому сложно совершенно определенно сказать, в какой ситуации какой вид транспорта использовать. Однако если маршрут доставки проходит по суше и предполагает сравнительно небольшое расстояние, груз относится к т.н. «стандартным» (строительные и отделочные материалы, мебель, бытовая и оргтехника, косметика, продукты питания …) и вся партия товара способна уместиться на одном автотранспортном средстве, то лучшим выбором для перевозки груза станет именно автомобиль.

Большая роль автомобильного транспорта на транспортном рынке страны обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта, которые заключаются в следующем: высокая маневренность и подвижность, позволяющие быстро сосредоточить транспортные средства в необходимом количестве и в нужном месте; способность обеспечивать доставку "от двери до двери"" без дополнительных перевалок и пересадок в пути следования; высокая скорость доставки и обеспечение сохранности грузов, особенно при перевозках на короткие расстояния; широкая сфера применения по видам грузов, системам сообщения и расстояниям перевозки; необходимость меньших капиталовложений в строительство автодорог при малых потоках грузов и пассажиров (при крупных они приближаются к стоимости железнодорожного строительства).

Наиболее эффективной сферой использования автомобильного транспорта являются короткопробежные перевозки. Средняя дальность перевозки 1 т груза составляет 20-24 км. В этой связи доля автомобильного транспорта в суммарном грузообороте составляет около 6 %.

Автомобильный транспорт обеспечивает главным образом внутрирайонные перевозки грузов и пассажиров, осуществляет Централизованные перевозки от железнодорожных станций и портов и обратно. Особенно широко используется автотранспорт в горнорудной промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и торговле.

Прогнозы показывают, что этот вид транспорта в России может расширить свою долю на рынке транспортных услуг, особенно в связи с неизбежным развитием дорожного строительства в стране и дальнейшим совершенствованием и увеличением парка подвижного состава.

Преимущества автомобильного транспорта перед другими видами транспорта и его недостатки:

маневренность и большая подвижность, мобильность;

доставка грузов или пассажиров «от двери до двери» без дополнительных перегрузок или пересадок в пути следования;

автономность движения транспортного средства;

высокая скорость доставки;

широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения;

более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.

Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса пассажиров позволяют автотранспорту часто быть вне конкуренции при пассажирских перевозках на местных линиях. Средняя дальность поездки одного пассажира составляет 9 км. Автобусы перевозят более 60 % пассажиров во многих городах России, а в некоторых из них и в сельской местности - 100 %.

Относительные недостатки автомобильного транспорта:

большая себестоимость; (в десятки раз выше, чем на железнодорожном, водном и других видах транспорта);

большая топливоэнергоемкость, металлоемкость;

низкая производительность единицы подвижного состава (130- 150 тыс. т-км в год);

наибольшая трудоемкость (на одно транспортное средство требуется не менее одного водителя); (на автотранспорте занято 3/4 всех работающих на транспорте)

загрязняет окружающую среду.

низкий уровень производительности труда вследствие малой средней грузоподъемности автомобилей;

Подвижной состав автомобильного транспорта, используемый для перевозок грузов и пассажиров.

К подвижному составу автомобильного транспорта относятся автомобили различных модификаций, полуприцепы и прицепы. Автомобиль-тягач с прицепом или полуприцепом называют автопоездом. Автомобили можно разделить на грузовые, пассажирские и специальные. К грузовому подвижному составу относят универсальные бортовые всех марок и специализированные по видам груза рефрижераторные, автоцистерны, фургоны, панелевозы, лесовозы и др. К пассажирскому подвижному составу относят автобусы и легковые автомобили. Отдельно выделяют грузо-пассажирские автомобили, создаваемые обычно на базе легковых автомобилей, но предназначенные для перевозки как пассажиров, так и небольших партий грузов.

К специальному подвижному составу относятся транспортные автомобили, приспособленные для выполнения различных технических функций - автокраны, передвижные электростанции и компрессоры, пожарные, санитарные, коммунальные. В отдельную подгруппу выделяют спортивные автомобили.

Автомобили различают также по роду двигателя (внутреннего сгорания, карбюраторные, дизельные, газобаллонные, газотурбинные, электрические), по грузоподъемности (особо малой, малой, средней, большой и особо большой), вместимости (автобусы и легковые автомобили), максимальной конструкционной скорости движения, числу ведущих колес (двухосные, трехосные и т. д., переднеприводные, заднеприводные), максимальной нагрузке на дорогу от осей автомобиля, габаритной длине, ширине и высоте автомобиля и автопоезда. Тягачи разделяют на седельные и буксирные. Выделяют также внедорожные автомобили (карьерные, лесовозные, а также автомобили повышенной проходимости).

Основными задачами по развитию автомобильного транспорта в России являются: совершенствование конструкции и технических характеристик автомобилей и их двигателей в отношении экономичности, экологичности, лучшего дизайна и удобства управляемости; рационализация структуры автопарка, увеличение выпуска автомобилей специализированных и различной грузоподъемности; совершенствование системы диагностики, технического обслуживания и ремонта автомобилей; улучшение организации и безопасности движения в системе "автомобиль-водитель-дорога"; значительное расширение дорожного строительства и повышение качества автомобильных дорог.

Как известно, одной из "вечных" проблем России являются дороги. Их недостаток и низкое качество имеющихся существенно сдерживают не только развитие автомобильного транспорта, но и в определенной мере социально-экономический прогресс в стране.

Дороги общего пользования составляют всего лишь 578,0 тыс. км, в том числе 520,0 тыс. км с твердым покрытием. Следовательно, на 1000 км2 территории нашей страны приходится 45 км автодорог с твердым покрытием (или 27 км дорог общего пользования). Значительное отставание в развитии дорог по сравнению с другими странами должно быть преодолено в будущем. По расчетам специалистов, потребная минимальная протяженность автодорог в России - 1,5-2 млн км.

Для эффективного использования автомобильного транспорта в России необходимо значительное увеличение дорог 1-й и 2-й категорий, так называемых автобанов с соответствующим оборудованием: станциями заправки автомобилей и технического обслуживания, демпингами, дорожными гостиницами, специальными стоянками, пересечениями в разных уровнях, освещением, дорожными знаками и т. п.

Несовершенное качество дорог увеличивает стоимость перевозок на 30-50%, расход горючего повышается в 1,5 раза, стоимость эксплуатации автомобиля возрастает в 2-3 раза, а срок службы уменьшается на 30%. В соответствии с государственной программой по развитию, реконструкции и содержанию федеральных автомобильных дорог Российской Федерации планируются реконструкция, расширение и новое строительство таких крупных автомагистралей, как Москва-Минск-Брест, Москва-Санкт-Петербург-государственная граница, кольцевых дорог вокруг Москвы и Санкт-Петербурга, автобанов Москва-Курск-Белгород, Омск-Новосибирск, Уфа-Челябинск и др. Строятся новые крупные мосты через Волгу, Обь, Амур и другие реки для разгрузки действующих переходов через эти естественные препятствия. Следует подчеркнуть, что, как показывают расчеты, на 1 р., вложенный в строительство и содержание дорог, пользователь может получить более 3 р. чистой прибыли, не считая внетранспортного эффекта. Введена плата за проезд по некоторым дорогам, как это практикуется в некоторых странах.

На рынке транспортных услуг доминирующей является проблема качества перевозок грузов и пассажиров, которая может быть решена благодаря увеличению доли специализированного подвижного состава. Эта проблема стоит остро на любом виде транспорта и связана с сущностью, ролью транспорта в жизни общества. Скорости имеют тенденцию к повышению, однако их увеличение связано неоднозначно с проблемой капиталовложений, расхода топлива и эксплуатационных расходов. Современные легковые автомобили достигают скорости 250 км/ч, а грузовые - 120 км/ч. Для реализации таких скоростей нужны особые условия эксплуатации, чему препятствуют большая плотность движения, несовершенство геометрии дорог и дорожного покрытия, пересечение с пешеходным движением. Выбор рациональных скоростей зависит от груза, типа автомобиля, категории дороги, погодных условий, профессионализма водителя, т. е. представляет собой сложную комплексную задачу.

Обостряется и проблема регулярности перевозок в рыночных условиях: так как выпуск продукции (или формирование пассажиропотока) цикличен, следовательно, и вывоз ее должен быть соответствующим. Кроме того, стоимость грузов, находящихся в процессе складирования и транспортировки, классифицируется как "омертвленный капитал", а большая часть поездок пассажиров в городах связана с трудовым процессом и увеличением дальности перевозок. Поэтому проблема регулярности в настоящее время рассматривается в новом аспекте - в плане, создания непрерывной системы транспортировки грузов и пассажиров по принципам логистической системы , основным условием которой является своевременное удовлетворение потребности (спроса) в транспортной услуге.

В рыночных условиях расширяется сфера использования автомобильного транспорта. Зарубежный опыт говорит об эффективности автомобильного транспорта при перевозках на расстояние 300-400 км и более благодаря применению автомобилей большой грузоподъемности (в США средняя грузоподъемность автомобиля в междугородных перевозках 19 т, в Франции - 13 т, в ФРГ - 15 т, в России - 9 т ).

Определено, что на расстояние до 200 км автотранспортом можно доставить груз быстрее в 12 раз, чем железнодорожно-автомобильным смешанным сообщением и в 5 раз быстрее, чем в прямом железнодорожном; на расстояние до 500 км - быстрее соответственно в 7 и 3 раза. Однако с увеличением дальности это преимущество теряется.

Большегрузные контейнеры (10, 20 и 30 т) эффективно перевозить автотранспортом на расстояние до 500 км. Валютная эффективность распространяется на большие расстояния, что позволяет, например, Ирану возить свои грузы в Европу через территорию России на расстояние 3000 км.

На автомобильном транспорте очень остро стоит проблема организации и безопасности движения, которая должна рассматриваться в системе "автомобиль-водитель-дорога-среда" (А-В- Д-С). Совершенствование автомобиля идет по линии активной безопасности с целью предотвращения дорожно-транспортных происшествий (использование регулируемых тормозов, диафрагмирующих неслепящих фар, специальных устройств бортового контроля режима движения, более надежных шин и пр.) и пассивной безопасности для уменьшения последствий аварий (упрочнение кузова, травмобезопасные стекла, ремни безопасности, устройства для предотвращения вытекания топлива и пр.). Глобальной задачей при решении проблемы безопасности движения следует считать создание новой транспортной системы с изоляцией пешеходов от транспортных средств (планировка дороги в разных уровнях, строительство альтернативных проездов, пешеходных тоннелей, увеличивающих скорость транспортного потока на 30-40%, снятие движения в отдельных частях города и т. п.).

Преимущества использования личных транспортных средств многим кажутся очевидными, особенно, если человек уже не первый год является владельцем автомобиля и активно использует его в повседневной жизни. Однако о преимуществах личного транспорта обычно задумываются те люди, которые привыкли пользоваться услугами общественного транспорта – маршрутных такси, обычных такси, поездов и т.п. Задумываясь о покупке своего первого автомобиля, многие из них хотят понять, какие преимущества он может им дать.

В данной статье мы раскроем четко и полно все преимущества владения личным автомобилем, не рассматривая какую-то конкретную марку или модель машины. Для примера рассмотрим вариант с обычным легковым автомобилем (внедорожником). Узнать подробнее об особенностях отдельных марок автомобилей или даже моделей можно, зайдя на Авторио . Итак, рассмотрим преимущества легковых автомобилей в порядке их убывания.

На первом месте стоит возможность преодоления больших расстояний в направлениях, где нет или плохо организовано движение железнодорожного, авиационного транспорта. На втором месте – транспортировка грузов, конечно же, в рамках технических возможностей легкового автомобиля. Так, квартирный переезд обычная «легковушка» вряд ли осилит, но вот с разными хозяйственными нуждами справится «на отлично». Например, если весной нужно съездить на дачу с саженцами, раз в неделю съездить в супермаркет за покупками и во многих других случаях можно воспользоваться личным транспортом, чтобы не тратить уйму денег на оплату услуг такси. Кроме того, вместе с личным автомобилем можно купить еще и прицеп, чтобы увеличить количество перевозимого груза.

Личный автомобиль – это полная мобильность и уверенность в том, что вы можете оказаться в нужное время в нужном месте (в идеальном варианте не рассматривается возможность задержки из-за пробок). Это удобно и крайне важно, поскольку в городах, где нередки сбои в движении общественного транспорта, люди могут многое упустить и потерять, просто опоздав или не оказавшись вовремя где-нибудь, например, на ответственной работе.

Мы рассмотрели три наиболее важных преимущества пользования личным автомобилем. Теперь остановимся на второстепенных, но не менее важных достоинствах легковых автомобилей. Так, современные автомобили обеспечивают максимальный комфорт передвижения. Наверное, данное преимущество выше всего ценится всеми автовладельцами. Сравнивать личное авто с общественным транспортом просто бессмысленно, поскольку очевидно, что своя машина и удобнее, и чище, и быстрее автобусов, электричек, маршруток. Личный легковой автомобиль позволяет без дискомфорта перемещаться по городу в любую погоду, с любой ношей. Он делает своего владельца мобильным и успешным, поскольку ему удается везде успевать, не теряя время на утомительную дорогу.

Автомобиль давно перестал быть роскошью и стал средством передвижения. Современные машины позволяют достаточно быстро и весьма комфортно перевозить людей и грузы на большие расстояния. Автоинструкторы расскажут про некоторые достоинства и недостатки транспортных средств 21 века и особенности их эксплуатации.

Внешний вид

Практически любой современный серийный автомобиль обладает мощным двигателем, способен развивать высокую скорость и имеет повышенную комфортность, благодаря мягкой подвеске, отсутствию постороннего шума в салоне, большому количеству различных устройств и приспособлений, например: ABS , кондиционер, круиз-контроль и АКПП .

При правильной и аккуратной эксплуатации машина будет служить надежно и долго, не требуя больших вливаний.

Преимуществом современных машин можно считать его внешний вид. На данный момент технологии покраски, отделки, обработки и оформления салона достигли такого уровня, что новая машина как магнит притягивает взгляды. Эргономичный дизайн, продуманное оформление и блестящий кузов заставляет обращать на себя внимание даже тех, кто никогда не задумывался о своем автомобиле.

Топливо

Современные машины являются очень экономичными в плане расхода топлива , что особенно актуально в условиях постоянного роста цен на бензин.

В большей степени это относится к машинам с дизельным двигателем , для которых заявленный расход топлива составляет 3-5 литров на сто километров.

Увеличивается ассортимент источников энергии: и если электромобили или машины работающие на биотопливе пока не получили должного распространения, то автомобили с газовым оборудованием достаточно часто встречаются на наших дорогах. Газ, при примерно равном расходе к бензину, является более дешевым топливом , что обеспечивает его популярность. Поэтому на некоторые машины оборудование, необходимое для работы на газе, устанавливается сразу на заводе-изготовителе. Также подобную услугу оказывают многие автомастерские и СТО .

Многие начинающие водители ошибочно предполагают, что после установки газового оборудования машина не сможет работать на традиционном топливе, но это совсем не так.

Обычным переключение тумблера водитель может выбрать, на каком топливе ехать. Недостатком использования газа можно считать периодическое присутствие неприятного запаха в салоне. И хотя в этом нет ничего опасного, иногда это может сильно понизить комфортность. К тому же, газовый баллон, исполняющий роль бензобака, занимает достаточно много места в багажнике, поэтому при перевозке грузов вам придется серьезно потесниться.

Посмотрим видеосюжет о машинах на газовом топливе:

Недостатки

Экологи считают автотранспорт основным источником загрязнения воздуха в больших городах. Поэтому, машины вызывают две главные неприятности для любого мегаполиса: пробки и смог, которым мы дышим .

Вторым недостатком современного автомобиля можно считать дороговизну ремонта. Даже аккуратная эксплуатация не может служить защитой от лишних трат. Любое техобслуживание вред ли будет стоить дешевле трех тысяч рублей (сюда входит стоимость работ и расходных материалов). Если машине необходим серьезный ремонт, можете смело приписывать как минимум еще один ноль к этой цене.

Даже простое устранение небольшой вмятины с царапиной , которая появилась даже не от столкновения, а просто от контакта, будет стоить не менее двух тысяч.

Кроме денежных вливаний непосредственно в машину, будьте готовы вкладывать деньги в защитные мероприятия. Сюда входит установка сигнализации, покупка гаража (в этом случае каждый год придется платить небольшие членские взносы за использование коммунальных услуг) или оплата стоянки.

Серьезным пунктом в затратах на машину у многих автомобилистов являются затраты на покупку различных авто «фенечек» и примочек.

Согласно статистике, рынок автоаксессуаров имеет годовой оборот равный продажам самих машин. Любой автовладелец подтвердит, что находясь в автомагазине или авторынке тяжело удержаться от покупки для любимой машины какой-нибудь милой безделушки.

Серьезным недостатком автомобилей является и то, что по статистическим данным это самый опасный транспорт. Однако, если быть предельно честным, речь идет о всех типах автотранспорта, а не только об автомобилях.

Удачи и будьте аккуратны на дорогах!

В статье использовано изображение с сайта www.admpankovka.ru

Большая роль автомобильного транспорта на транспортном рынке страны обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта, которые заключаются в следующем: высокая маневренность и подвиж­ность, позволяющие быстро сосредоточить транспортные средст­ва в необходимом количестве и в нужном месте; способность обеспечивать доставку "от двери до двери"" без дополнительных перевалок и пересадок в пути следования; высокая скорость дос­тавки и обеспечение сохранности грузов, особенно при перевоз­ках на короткие расстояния; широкая сфера применения по ви­дам грузов, системам сообщения и расстояниям перевозки; необ­ходимость меньших капиталовложений в строительство автодо­рог при малых потоках грузов и пассажиров (при крупных они приближаются к стоимости железнодорожного строительства).

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства автомобильного транспорта:

маневренность и большая подвижность, мобильность;

доставка грузов или пассажиров «от двери до двери» без допол­нительных перегрузок или пересадок в пути следования;

автономность движения транспортного средства;

высокая скорость доставки;

широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения;

более короткий путь следования по сравнению с естественны­ми путями водного транспорта.

Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса пассажиров позволяют автотранспорту часто быть вне конкуренции при пассажирских перевозках на местных линиях. Средняя дальность поездки одно­го пассажира составляет 9 км. Автобусы перевозят более 60 % пас­сажиров во многих городах России, а в некоторых из них и в сель­ской местности - 100 %.

Относительные недостатки автомобильного транспорта:

большая себестоимость; (в десятки раз выше, чем на железнодорожном, водном и других видах транспорта);

большая топливоэнергоемкость, металлоемкость;

низкая производительность единицы подвижного состава (130- 150 тыс. т-км в год);

наибольшая трудоемкость (на одно транспортное средство тре­буется не менее одного водителя); (на автотранспорте занято 3/4 всех работающих на транспорте)

загрязняет окружающую среду.

низкий уровень производительности труда вследствие малой средней грузоподъемности автомобилей;

35. Основные показатели материально-технической базы, работы флота и портов.

Для морского транспорта характерны следующие показатели материально-технической базы, работы флота и портов.

Водоизмещение судна D - масса вытесненной судном воды - равно массе судна в тоннах.

Полная грузоподъемность, или дедвейт судна D B , - это максимальное количество груза в тоннах Q , а также запасы топлива q т, воды q в и грузов снабжения q сн, которые может принять судно:

D в = Q + q т + q в + q сн.

Чистая грузоподъемность судна D ч - это максимальное количество груза (без воды, топлива и грузов снабжения) в тоннах, которое судно может принять к перевозке:

D ч = D в – (q т + q в + q сн).

Грузовместимость судна - объем всех грузовых помещений судна в кубических метрах.

Регистровая вместимость судна (объем судна) - мерительное свидетельство. Регистровая вместимость может быть валовой или полной (брутто) и чистой (нетто). Измеряется объемной регистровой тонной, равной 2,83 м 3 .

Валовая (полная) регистровая вместимость судна W бр - объем, получаемый в результате обмера помещений под верхней палубой и крытых надстроек и рубок.

Чистая регистровая вместимость судна W нт - объем коммерческих эксплуатируемых помещений судна. Используется как показатель для расчета сборов и пошлин в морских портах.

Зависимость между чистой и валовой регистровой вместимостью, полной грузоподъемностью (дедвейтом) и водоизмещением может характеризоваться формулой

W нт = 2/З W 6р = 4/9D в = 8/27D .

Рейс судна - время, затрачиваемое судном от начала погрузки в порту отправления до постановки судна под новую погрузку.

Продолжительность рейса судна включает в себя ходовое и стояночное время. Ходовое время зависит от протяженности рейса и скорости хода судна, стояночное - от производительности погрузо-разгрузочных средств, а также уровня организации обслуживания судна в портах.

Различают простые, сложные и круговые рейсы. При перевозке грузов или пассажиров между двумя портами рейс судна называют простым. При перевозке грузов между несколькими портами, в каждом из которых производится погрузка или выгрузка, рейс называют сложным. Если судно перевозит груз между двумя или несколькими портами и возвращается в порт первоначального отправления, то такой рейс называется круговым.

Коэффициент ходового времени К х - отношение ходового времени t x в общей продолжительности рейса Т р:

К х = t х / Т р.

Коэффициент балластного пробега К б определяется делением балластного пробега L б на общий пробег судна L :

К б = L б / L .

Коэффициент загрузки судна ε заг показывает степень использования грузоподъемности судна на момент отхода из порта. Определяется делением массы фактически принятого судном груза Q ф на чистую грузоподъемность судна:

ε заг = Q ф / D ч.

Коэффициент загрузки характеризует степень использования грузоподъемности лишь в простых рейсах, т. е. на отдельных переходах. В круговых или сложных рейсах, когда суда могут плавать с различной загрузкой и совершать переходы в балласте, применяется коэффициент использования грузоподъемности судна.

Коэффициент использования грузоподъемности судна ε ч определяется отношением тонно-миль ∑Ql к тоннаже-милям ∑Dч Li.

Производительность 1 т грузоподъемности судна в сутки μ тс - комплексный показатель, характеризующий использование его производственной мощности на перевозках в сутки. Определяется отношением тонно-миль ∑Ql к числу затраченных тоннаже-суток ∑D ч Т э за определенный период времени:

μ тс = ∑Ql / D ч Т э.

Фактическое количество флота , занятого на перевозках в течение всего календарного периода, определяется следующими формулами:

по количеству судов

,

где Т э1 , Т э2 , ..., Т эn - время, в течение которого каждое судно было занято на перевозках, сут.;

по общей грузоподъемности

D ч взв = ∑D ч Т э / 365,

где ∑D ч Т э - время нахождения судна или флота в эксплуатации соответственно в судо-сутках или тоннаже-сутках.

Грузооборот порта Q n - общее количество грузов, проходящее через его причалы за определенный период времени (чаще всего за год).

Показателями, характеризующими производственную мощность каждого технологического перегрузочного комплекса (ТПК) порта, являются пропускная способность и установленная мощность.

Пропускная способность ТПК П тпк - это максимальное количество груза, которое ТПК может погрузить (выгрузить) на суда за соответствующий период (год, квартал, месяц).

Установленная мощность Q opt - это оптимальное количество груза, которое целесообразно перегружать ТПК при сложившейся структуре грузооборота. Фактический грузооборот порта может быть выше его установленной мощности, но не выше пропускной способности.

Пропускная способность порта П п складывается из пропускных способностей отдельных ТПК.

Валовая интенсивность грузовых работ М вал характеризует интенсивность обработки и обслуживания судна в порту. Рассчитывается как отношение количества груза, погруженного (выгруженного) на судно ∑Q п(в) к полному времени пребывания судна в порту t ст, т. е. от момента окончания швартовки к причалу до момента отхода из порта:

М вал = ∑Q п(в) / ∑ t ст.

Чистая интенсивность грузовых работ М ч характеризует интенсивность погрузочно-разгрузочных работ. Рассчитывается как отношение количества груза, погруженного (выгруженного) на судно ∑Q п(в) ко времени стоянки под грузовыми и другими (совмещенными с грузовыми) операциями по обслуживанию судна ∑t гр оп.

М ч = ∑Q п(в) / ∑t гр оп.

Помимо общих экономических показателей, применяемых на всех видах транспорта, таких как себестоимость перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, производительность труда при перевозках грузов и пассажиров, а также на погрузочно-разгрузочных работах, на морском транспорте одними из наиболее важных являются валютно-финансовые показатели. К ним относятся:

- валовой доход в иностранной валюте F в, который слагается из провозных плат, арендной платы, услуг пассажирам, торговли, демереджа и т. д.;

- расходы судна в иностранной валюте R в, включающие в себя расходы, связанные с заходами в иностранные порты и временем нахождения в заграничных водах;

- чистая валютная выручка , или чистый доход в иностранной валюте F ч инв - важнейший показатель работы судна в заграничном плавании. Рассчитывается как разность между доходами и расходами в иностранной валюте:

F ч инв = ∑F в - ∑R в;

- валютная эффективность Вэ определяется делением расходов в рублях ∑R руб на чистую валютную выручку F ч инв.

В э = ∑R руб / F ч инв.

Это один из важнейших валютных показателей, характери­зующих результаты работы флота.

36. Номенклатура грузов, транспортируемых трубопроводным транспортом .

Трубопроводный транспорт, вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых продуктов по трубопроводам.

Трубопровод, сооружение из труб, соединенных чаще всего сварными, реже - фланцевыми, резьбовыми и др. стыками для транспортировки жидкостей, газов, суспензий, контейнеров и др. под действием разности давлений в различных сечениях. В зависимости от вида транспортируемого продукта трубопровод получает более узкое название: газопровод, нефтепровод, нефтепродуктопровод, конденсатопровод, углепровод, водопровод, аммиакопровод, трубопровод контейнерного транспорта и т.д.

Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации.

37. Материально-техническая база железнодорожного транспорта. Виды вагонов.

Материально-техническая база железных дорог состоит из следующих элементов: - путь и путевое хозяйство; - хозяйство электроснабжения; - хозяйство СЦБ и связи; - вагоны и вагонное хозяйство; - локомотивы и локомотивное хозяйство; - станции; - товарные конторы; - грузовое и весовое хозяйство. Перевозка товаров по железной дороге производится в вагонах. В некоторых случаях для осуществления коммерческой деятельности предприятию более выгодно иметь собственный парк вагонов. В любом случае для более рационального использования железнодорожного подвижного состава предприниматель должен знать основные характеристики вагонов. Вагоны - основные перевозочные средства железных дорог. Различают грузовые, пассажирские и специальные вагоны. Совокупность вагонов называют парком. Грузовой парк вагонов состоит из пяти основных видов (родов) вагонов: 1. крытые вагоны используются для перевозки широкой номенклатуры грузов, требующих защиты от воздействий окружающей природной среды; 2. платформы - вагоны с низкими бортами или без бортов, предназначены для перевозки длинномерных и громоздких грузов, не требующих особых мер безопасности перевозки (лесных и строительных грузов, труб, рельсов, некоторых видов машин и агрегатов); 3. полувагоны - вагоны с бортами и без крыши, используются для перевозки навалочных и сыпучих грузов (уголь, руда, зерно и т. п.); 4. цистерны используются при транспортировке массовых жидких грузов (преимущественно нефти и нефтепродуктов, а также химических и пищевых грузов); 5. изотермические вагоны (рефрижераторы) - вагоны со специальным термоизолированным кузовом и устройствами, обеспечивающими стабильность заданных отрицательных (летом) и положительных (зимой) температур для перевозки скоропортящихся грузов. Вагоны характеризуются грузоподъемностью и вместимостью, массой тары и другими параметрами. Грузоподъемность вагона - масса груза, которая может быть погружена в вагон в соответствии с его техническими характеристиками (прочностью его ходовых частей, рамы, кузова). Вместимость - физический объем вагона.

38. Материально-техническая база воздушного транспорта .

Виды подвижного состава

Техническую основу воздушного транспорта составляют летательные аппараты, аэропорты, воздушные линии (трассы), авиаремонтные заводы.

Парк воздушных судов составляют в основном самолеты и вертолеты.

Самолет - это аппарат, полет которого становится возможным благодаря взаимодействию силы тяги двигателя и подъемной силы крыла, которое возникает во время движения. Самолет состоит: из планера, тяговых двигателей, шасси, и комплекса агрегатов, приборов, которые обеспечивают функционирование всех систем самолета и управления .

Вертолет - аппарат, подъем и полет которого осуществляется, с помощью воздушного винта с лопастями, закрепленного на вертикальном валу.

Имеют место конструкции вертолетов с двумя несущими винтами, которые вращаются в разных направлениях и расположенные по оси или на особенных валах, отделенных один от другого.

В зависимости от назначения и отрасли применения летательных аппаратов они делятся на: пассажирские, грузовые, комбинированные (грузопассажирские), специального назначения (сельскохозяйственные, санитарные, пожарные и др.), а также учебно-тренировочные.

Технико - эксплуатационные параметры летательных аппаратов: вместимость (для пассажирских); грузоподъемность (для грузовых); скорость; дальность(беспосадочного полета).

По скорости самолеты разделяют на: со скоростями меньше скорости звука, и на сверхзвуковые.

В зависимости от дальности беспосадочного полета самолеты магистральных соединений распределяют на:

1) дальние (L = 6000 км и больше);

2) средние (L =2 500 - 6000 км);

3) близкие (L = 1000 - 2500 км);

4) местные воздушные линии (L = до 1000 км).

Выше названные параметры находятся в тесной связи с типом и мощностью силовой установки, а также с максимальной взлетной массой (весом) самолета, которые также относятся к важным характеристикам летательных аппаратов.

Распределение самолетов по взлетной массе и классам:

Больше 75 т относятся к І классу;

От 30 до 75 т относятся к ІІ классу;

От 70 до 30 т относятся к ІІІ классу;

Менее 10 т относятся к IV классу.

Взлетная масса определяет тип и вид наземных сооружений гражданской авиации (аэропортов, аэродромов).

Вертолеты разделяют на три весовых категории:

1) легкие - с взлетной массой до 4 т;

2) средние - с взлетной массой от 4 до 12 т;

3) тяжелые - с взлетной массой больше 12 т.

Вертолетные станции в зависимости от годового объема пассажироперевозок разделяют на три класса:

І класс - с объемом пассажирских перевозок больше 30 тыс. чел.;

ІІ класс - от 15 до 30 тыс. чел.;

ІІІ класс - до 15 тыс. чел.

4. Аэропорты: классификация, структура, специальные территории

Воздушное соединение между населенными пунктами осуществляется по постоянным маршрутам, которые называются авиалиниями или воздушными линиями. Авиалиния - это направление (курс) полета воздушного судна.

В воздушном пространстве авиалинии ограничивают коридор для полета воздушного судна, который называют воздушной трассой. Воздушные трассы подразделяют на: 1) международные; 2) государственные; 3) местные .

Главным элементом авиатранспортной системы страны, которая состоит из сети воздушных трасс, является аэропорт.

Аэропорт - это транспортное предприятие, которое осуществляет регулярные воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты и организует обслуживание полетов воздушных судов.

Для обеспечения транспортной работы гидросамолетов используют гидроаэропорты.

Аэропорты также как и воздушные трассы подразделяют на: международные; государственные; местные.

Классификация аэропортов осуществляется по: 1) объемам транспортной работы; 2) видам обслуживания перевозок; 3) транспортному назначению; 4) расположению относительно воздушных линий .



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков