На каких единицах подвижного состава указывается грузоподъемность. Вопросы для усвоения материала пятой главы

На каких единицах подвижного состава указывается грузоподъемность. Вопросы для усвоения материала пятой главы

Любое транспортное средство может иметь как одну единицу техники, так и совокупность, то есть средство передвижения либо одиночное, либо имеет звенья. Простыми словами подвижной состав - это транспортное средство, перевозящее людей, грузы или специальное оборудование.

Ниже будут представлены подробные примеры с объяснениями того, что означает данное словосочетание, как обслуживают технику. Тема будет полезна взрослым и детям.

Что такое подвижной состав

Под подвижным составом подразумевается железнодорожный и автомобильный транспорт:

  • поезда;
  • грузовые автомобили;
  • автобусы.

Но официально термин все же больше используется на железной дороге, на метрополитене и в трамвайных депо.

Что представляет собой? У каждого средства передвижения обязательно имеется место, где нужно управлять троганьем, разгоном, торможением, поворотами. Как правило, это кабина. Она имеется в автобусе, фуре, локомотиве, тракторе. Чаще всего поезда и грузовой транспорт имеют несколько составных частей: у поезда - локомотив и вагоны, у грузового автомобиля - кабина, прицепы, фургоны и так далее.

Давайте подробно изучим все же железнодорожный подвижной состав, так как он является одним из самых востребованных, и терминология больше принадлежит ему.

Основные части у подвижного состава

Любое транспортное средство имеет колеса в парном количестве от четырех единиц. В зависимости от длины техники количество пар колес может увеличиваться. Также хотя бы на одной паре колес должен быть установлен двигатель, либо редуктор, который передает момент от двигателя к колесу. Чем тяжелее транспорт, тем больше двигателей у него может быть. У поездов составность немного отличается от автомобилей, ведь локомотивом управляются два-четыре и более вагонов.

Любой подвижной состав - это сцепленные между собой единицы техники. Осуществляется данный процесс автосцепным механизмом, который располагается по торцам вагонов и локомотивов.

Какой бывает подвижной состав

Железнодорожный транспорт подразделяется на несколько типов по назначению и области эксплуатации:

  • электропоезда пригородного сообщения;
  • дальнего следования;
  • грузовые составы;
  • специальная техника;
  • хозяйственные поезда;
  • метрополитен;
  • трамвай.

Как видно, подвижной состав - это крупный вид транспорта.

Хотя отдельные единицы, на данный момент не сцепленные с другими единицами техники, например, тепловоз, электровоз или дрезина также являются им.

Как его обслуживают

Своевременно каждый вагон, локомотив и другая транспортная техника проходят обслуживание. Оно представляет собой комплекс мероприятий по уходу за подвижным составом. Это мероприятие помогает вовремя заметить и устранить неисправности, которые выявляются внешним осмотром специальными инструментами и приборами.

Например, продувка оборудования, протирка стекол кабины машиниста, обстукивание тележек, колесных пар, автосцепок с целью выявления дефектов (трещин). А также проводится измерение температуры на всех элементах и на оборудовании, подвергающихся сильному нагреванию.

Как правило, техническое обслуживание (ТО) проводится один раз в 1-2 суток во время захода состава в депо либо во время стоянки на станции.

Как производится ремонт вагонов, локомотивов

Реже технического обслуживания совершается ремонт подвижного состава (электропоездов, вагонов и локомотивов). Раньше существовало несколько видов ремонта (текущий ремонт ТР-1, ТР-2, ТР-3, капитальный ремонт КР-1 и КР-2, средний ремонт). Цифры означают объемы выполняемых работ. ТР-1 являлся самым простым видом, а капитальный ремонт КР-2 - самым объемным и сложным. В настоящее время сделали проще - ДР (деповской ремонт) и ЗР (заводской ремонт). Стоит отметить, что существуют еще два вида ремонта, которые являются внеплановыми: обточка колесных пар и случайный ремонт (если неисправность произошла внезапно).

Что именно производится на подвижном составе техническим работником? Обычно происходит постановка подвижной единицы на ремонтное стойло с домкратом, подъемным краном. Слесарь под руководством мастера или инженера должен поднять кузов локомотива или вагона так, чтобы можно было выкатить тележку, под которой располагаются колесные пары.

Во время ремонта снимается все необходимое оборудование, проверяются на дефекты различные приборы, провода и механические узлы, а также пневматическая система.

При капитальном ремонте также производится покраска кузова, монтаж различного оборудования. По окончании всех работ специальная комиссия проверяет, в каком состоянии техника. Если все в порядке, вагон/локомотив отправляется на обкатку, чтобы провести диагностику в пути.

Кто управляет

Подвижной состав - транспорт, который управляется как минимум в одно лицо, то есть машинистом. Если в два лица, то речь идет о машинисте и его помощнике, который следит за сигналами светофоров, ситуацией за пределами локомотива (кабины).

Именно машинист осуществляет движение поездов, отвечает за сохранность грузов (в грузовом движении) и пассажиров (в пассажирском движении).

Железнодорожный транспорт - это не единственный пример подвижного состава. В заключение стоит рассмотреть интересные сведения, рассказывающие, как он зародился. Дело в том, что еще в 17-18-м веках люди стали изобретать средства передвижения, способные перевозить большее количество людей и грузов. Была создана первая железная дорога, которая вовсе была деревянной. По ней пускали лошадей с небольшими вагончиками. Затем лошадей заменили на паровозы. Вот так и зародился подвижной состав, существующий по настоящее время.

20. Ответственным за техническое состояние автосцепных устройств и правильное сцепление вагонов в составе поезда является осмотрщик вагонов, выполняющий техническое обслуживание состава поезда перед отправлением.

При прицепке вагонов к поезду на станциях, где нет осмотрщиков вагонов, а также при маневровой работе ответственным за правильное сцепление вагонов является работник, непосредственно руководящий действиями всех лиц, участвующих в маневрах,

без указания которого машинист локомотива, ССПС, производящий маневры, не имеет права приводить локомотив, специальный самоходный подвижной состав в движение (далее - руководитель маневров).

За правильное сцепление локомотива или ССПС, используемого в качестве локомотива, соответственно с первым вагоном поезда или другим специальным подвижным составом ответственным является машинист локомотива или ССПС, используемого в качестве локомотива. Отцепка поездного локомотива от состава и прицепка к составу (в том числе разъединение, соединение и подвешивание тормозных рукавов, открытие и закрытие концевых кранов) должны производиться работниками локомотивной бригады.

Отцепка поездного локомотива от пассажирского состава, оборудованного электрическим отоплением, производится работником локомотивной бригады, а при обслуживании локомотива одним машинистом - осмотрщиком вагонов только после разъединения поездным электромехаником высоковольтных междувагонных электрических соединителей. Разъединение электрических цепей отопления производится при опущенном токоприемнике.

Выполнение операций по прицепке поездного локомотива к составу и отцепке его от состава грузового и пассажирского поезда при обслуживании локомотива одним машинистом возлагается на осмотрщика вагонов, а на станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, и на перегонах:

в пассажирском поезде - на начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда;

в грузовом поезде - на машиниста локомотива.

Не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации, а также ставить в поезда грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов. Не допускается выдача под поезда локомотивов, выработавших срок службы.

Не допускается включать в поезда пассажирские вагоны, имеющие неисправности электропневматического тормоза, системы отопления, электрооборудования, вентиляции и другие неисправности, нарушающие безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, а также пассажирские вагоны с радиокупе (штабные) с неисправной радиосвязью начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда с машинистом локомотива. Пассажирские вагоны на тележках ЦМВ могут следовать в поездах со скоростью не более 120 км/ч.



Пассажирские вагоны, включаемые в пассажирские поезда с электроотоплением, должны быть оборудованы системой автоматического управления электроотоплением, а локомотивы, выдаваемые под поезда (электровозы) - устройством отбора мощности для высоковольтного отопления с учетом расхода электроэнергии на отопление вагонов.

24. Техническое состояние локомотивов, МВПС и ССПС должно систематически проверяться при техническом обслуживании локомотивными бригадами или бригадами ССПС, комплексными и специализированными бригадами на пунктах технического обслуживания и в основных депо, путевых машинных станциях и депо для специального подвижного состава, независимых ремонтных депо, оснащенных диагностическими средствами, а также периодически контролироваться уполномоченными лицами, соответственно, владельца инфраструктуры, владельца путей необщего пользования, владельца подвижного состава.

При техническом обслуживании проверяется:

состояние и износ оборудования, узлов и деталей и их соответствие установленным размерам;

исправность действия устройств безопасности и устройств радиосвязи, тормозного оборудования и автосцепного устройства, контрольных, измерительных и сигнальных приборов, электрических цепей.

Не допускается выпускать локомотивы, МВПС и специальный самоходный подвижной состав, если имеется хотя бы одна из следующих неисправностей:

неисправность прибора для подачи звукового сигнала;



неисправность пневматического, электропневматического, электрического, ручного тормозов или компрессора;

неисправность или отключение хотя бы одного тягового электродвигателя;

неисправность привода передвижения;

неисправность вентилятора холодильника дизеля, тягового электродвигателя или выпрямительной установки;

неисправность автоматической локомотивной сигнализации или устройств безопасности;

неисправность скоростемера и регистрирующего устройства;

неисправность устройств поездной и маневровой радиосвязи, а на мотор-вагонном подвижном составе - неисправность связи "пассажир-машинист";

неисправность автосцепных устройств, в том числе обрыв цепочки расцепного рычага или его деформация;

неисправность системы подачи песка;

неисправность прожектора, буферного фонаря, освещения, контрольного или измерительного прибора;

трещина в хомуте, рессорной подвеске или коренном листе рессоры, излом рессорного листа;

трещина в корпусе буксы;

неисправность буксового или моторно-осевого подшипника;

отсутствие или неисправность предусмотренного конструкцией предохранительного устройства от падения деталей на путь;

трещина или излом хотя бы одного зуба тяговой зубчатой передачи;

неисправность кожуха зубчатой передачи, вызывающая вытекание смазки;

неисправность защитной блокировки высоковольтной камеры;

неисправность токоприемника;

неисправность средств учета электроэнергии;

неисправность средств пожаротушения или автоматической пожарной сигнализации;

неисправность устройств защиты от токов короткого замыкания, перегрузки и перенапряжения, аварийной остановки дизеля;

появление стука, постороннего шума в дизеле;

неисправность питательного прибора, предохранительного клапана, водоуказательного прибора, течь контрольной пробки огневой коробки котла паровоза;

отсутствие защитных кожухов электрооборудования;

неисправность гидродемпферов, аккумуляторной батареи;

неисправность запорных устройств или контроля закрывания входных дверей;

неисправность стопорных и предохранительных устройств приведения рабочих органов ССПС в транспортное положение, предусмотренное их конструкцией.

25. Локомотивы и МВПС, а также ССПС при круглогодичной эксплуатации два раза в год комиссионно осматриваются .

26. Локомотивные, а также установленные на МВПС подвижном составе устройства безопасности и поездной радиосвязи должны периодически осматриваться на контрольном пункте с проверкой действия и регулировкой этих устройств.

Контрольные пункты должны быть в основных депо, в депо для специального подвижного состава, а при необходимости - в пунктах технического обслуживания и оборота локомотивов, МВПС и ССПС.

Периодичность и порядок осмотра устройств безопасности и поездной радиосвязи

устанавливается, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем путей необщего пользования, владельцем подвижного состава.

27. Установленные на локомотивах и МВПС, а также на ССПС манометры и предохранительные клапаны должны быть запломбированы, а контрольные пробки на котлах паровозов иметь клейма. На электровозах, МВПС и тепловозах должны быть запломбированы также аппараты и приборы, регистрирующие расход электроэнергии и топлива.

Устройства электрической защиты, средства пожаротушения, пожарная сигнализация и автоматика на локомотивах и МВПС, манометры, предохранительные клапаны, воздушные резервуары на локомотивах, МВПС и ССПСи паровые котлы на паровозах должны подвергаться испытанию и освидетельствованию.

28. Не допускается оставлять на деповских путях и путях организаций в рабочем состоянии локомотивы, МВПС и ССПС без наблюдения работника, знающего правила их обслуживания и умеющего их остановить, а на остальных станционных путях - без машиниста или его помощника.

29. На каждом паровозе, работающем на твердом топливе, должны быть исправные искроуловительные или искрогасительные приборы.

Контрольные вопросы:

1. На каких единицах подвижного состава должна указываться грузоподъемность?

2. На каких единицах подвижного состава должна указываться конструкционная скорость?

3. В каких случаях допускается выпускать в эксплуатацию подвижной состав с трещиной в диске колеса?

4. Скорости движения подвижного состава при наличии ползуна на КП?

5. Допустимые размеры толщины гребня и как он замеряется

6. Неисправности колесных пар с которыми запрещена эксплуатация?

7. Какими тормозными устройствами должны быть оборудованы пассажирские вагоны и локомотивы?

8. Что должны обеспечивать автоматические тормоза?

9. Максимальная высота оси автосцепки над уровнем головок рельсов

10. Разница по высоте между продольными осями автосцепок

ИЗМЕРИТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Шестая группа представлена показателями измерения уровня использования подвижного состава, которые также называются измерителями работы подвижного состава.

Каждый вид транспорта использует свой «подвижной состав», отличающийся от подвижного состава любого другого вида транспорта. В связи с этим качество его использования определяется иным набором измерителей. Одни измерители могут быть одинаковыми у нескольких видов транспорта, другие применяются только на каком-либо одном виде. В то же время все они характеризуют либо нагрузку

на подвижной состав, либо качество использования его по времени, либо производительность единицы подвижного состава. В качестве единицы подвижного состава на железнодорожном транспорте принимается вагон, на водных видах транспорта - тонна грузоподъемности (тонна тоннажа), на автомобильном - тонна грузоподъемности , пассажирское место, автомобиль (автобус), на воздушном - приведенная тонна грузоподъемности, самолет (вертолет).

Показатели нагрузки на подвижной состав представляют собой удельные величины, равные весу груза, приходящегося на единицу подвижного состава, в котором этот груз размещен. Нагрузка может быть статической, т.е. определяться на месте по окончании загрузки подвижного состава, и динамической, когда учитывается также расстояние пробега подвижного состава (с грузом или общее). Характеристика и способы определения показателей по нагрузке для разных видов транспорта изложены на листах 5.7-5.9.

Железнодорожный транспорт:

р?6 погруженные тонны

ХК П число вагонов

рраб = IС/ нт _ т-км нетто

  • 9 1л/ общ вагоно-км общие

р Гр _ 2С/ НТ _ т-км нетто

9 Ш/ вагоно-км груженые

Автомобильный транспорт

Коэффициент использования грузоподъёмности автомобиля:

Тонны груза

Ю тонны грузоподъемности

Морской транспорт:

1. Коэффициент использования грузоподъемности (в терминологии моряков - коэффициент загрузки):

6 ф тонны груза

м Д ч чистая грузоподъемность, т

  • 16/,. тонно-мили
  • 1Д Ч х / м тоннажемили груженые
  • ВВТ (внутненний водный транспорт):

    1) коэффициент использования грузоподъёмности:

    6 ф тонны груза

    Q p тонны грузоподъемности ’

    р _ Ш т-км

    гр Ю/ тоннаже-км груженые

    Кроме того, на морском и речном транспорте - нагрузка по пробегу (по терминологии моряков - коэффициент использования грузоподъемности]:

    • ?1 Щ,
    • - ад, х /“ щ

    ТОННО-МИЛИ

    тоннажемили общие’ т-км

    тоннажекм общие

    Воздушный транспорт

    Коэффициент использования коммерческой грузоподъёмности самолёта:

    ! _ 2 ^/) пр _ приведенные т-км (фактические или плановые) к НО/)™* приведенные т-км (максимально возможные)

    Измерители использования времени работы подвижного состава представляют собой отношение времени или расстояния пробега единицы подвижного состава с грузом или порожнем к общему времени или расстоянию; тем самым оценивается доля полезной (производительной) работы подвижного состава (см. листы 5.10 и 5.11).

    На железнодорожном транспорте

    Коэффициент порожнего пробега вагона:

    Л/ пор _ вагоно-км порожнем пор Н?/ общ вагоно-км общие

    На автотранспорте

    Коэффициент использования пробега:

    пробег с грузом пробег общий

    НаВВТ

    Коэффициент ходового времени с грузом:

    тоннаже-сутки груженые тоннаже-сутки в эксплуатации

    На морском транспорте 1) коэффициент балластного пробега:

    пробег судна в балласте, миль. пробег судна общий, миль

    2) коэффициент ходового времени:

    ^ _ С х _ ходовое время за рейс. х Г р общее время рейса

    На воздушном транспорте

    Средний налет часов на 1 самолет (вертолет):

    ^ _ 1и/ _ общий налет часов

    1л спис среднесписочный парк воздушных судов

    Измеритель производительности единицы подвижного состава является комплексным показателем. Для его определения требуется знать грузооборот, пассажирооборот, приведенный грузооборот (для воздушного транспорта), общие вагоно-сутки, автомобиле-дни, тоннаже-сутки и самолето-часы, а также нетто- и брутто-тонно-километры, вагоно-километры и локомотиво-километры по железнодорожному транспорту, среднесуточный пробег и коэффициент интенсивности использования автомобиля (последний определяется как произведение трех сомножителей: коэффициента использования автопарка, коэффициента использования пробега и коэффициента использования грузоподъемности автомобиля) - см. листы 5.12-5.14,

    Железнодорожный транспорт

    Производительность вагоно-суток рабочего парка грузовых вагонов:

    тонно-км нетто

    1лЬ^ 6 рабочие вагоно-сутки (грузовые)"

    Производительность локомотиво-суток рабочего парка локомотивов грузовых поездов

    Ю/ й „ тонно-км брутто

    Ш? ра6 локомотиво-сутки рабочие

    Производительность вагоносуток рабочего парка пассажирских вагонов:

    IР1 пассажиро-км

    рабочие вагоно-сутки (пассажирские)

    Автомобильный транспорт

    Производительность автомобиля за период времени С:

    и/ = о х / х т х т-км за время С,

    где р н - номинальная грузоподъёмность автомобиля, т;

    / - среднесуточный пробег автомобиля, км:

    I _ автомобилекм за время Ь сс автомобиледни за время? ’

    т - коэффициент интенсивности использования автомобиля,

    т = а х р а х у а,

    где а - коэффициент использования автопарка, т.е.

    автодни на линии

    а = -^- :

    автодни общие

    р а - коэффициент использования пробега,

    у я - коэффициент использования грузоподъёмности автомобиля, т.е

    тонны груза

    Ю тонны грузоподъемности

    Морской транспорт

    р М _ Ш _ тонномили

    вал Ю Ч Г Э тоннажесутки валовые

    Валовая производительность 1 т тоннажа:

    рр _ ^1 _ тонно-км

    вал ЮГ Э тоннажесутки валовые

    Воздушный транспорт Производительность самолёта (вертолета):

    II _ ЯЦ, _ приведенные т-км ЕИ/ Ч налет часов

    Вопросы для усвоения материала пятой главы

    • 1. Опишите структуру показателей измерения результатов работы транспорта.
    • 2. Какими показателями измеряются перевозки и погрузочно-разгрузочные ра

    3. Какие показатели применяются для характеристики материально-технической

    базы и эксплуатационной работы транспорта?

    4. Перечислите показатели, характеризующие уровень экономической эффектив

    ности и финансовый результат работы транспорта.

    5. Какие экономические показатели характеризуют работу судов на внешнетор

    говых перевозках?

    6. Как называются измерители использования подвижного состава транспорта,

    характеризующие: нагрузку на единицу подвижного состава; использование подвижного состава по времени; производительность единицы подвижного состава?

    Группа вопроса: 1

    Текст вопроса: «На каких единицах подвижного состава должна указываться грузоподъемность?»

    Варианты ответов:

    1. «На грузовых вагонах и ССПС».

    Признаки варианта ответа: неправильный, критический.

    2. «На крытых и полувагонах».

    Признаки варианта ответа: неправильный, критический.

    3. «На грузовых, почтовых и багажных вагонах».

    Признаки варианта ответа: правильный.

    Узкое место: ПТЭ Приложение № 5 п. 7.

    «На грузовых, почтовых и багажных вагонах должны быть нанесена грузоподъемность»

    Наименование вопроса: «ПТЭ_Прил№5_7_В212»

    Группа вопроса: 1.

    Текст вопроса: «На каких единицах подвижного состава должна указываться конструкционная скорость?»

    Варианты ответов:

    1. «На локомотивах и ССПС».

    Признаки варианта ответа: неправильный, некритический.

    2. «На локомотивах».

    Признаки варианта ответа: неправильный, некритический.

    3. «На локомотивах, мотор-вагонном подвижном составе и ССПС».

    Признаки варианта ответа: правильный.

    Узкое место: ПТЭ Приложение № 5 п. 7.

    Комментарии к неправильным ответам: «на локомотивах, мотор-вагонном железнодорожном подвижном составе и специальном самоходном подвижном составе должны быть нанесена конструкционная скорость, серия и бортовой номер, наименование места приписки, таблички и надписи об освидетельствовании резервуаров, контрольных приборов и котла»

    Наименование вопроса: «ПТЭ_Прил№5_7_В213»

    Группа вопроса: 1.

    Текст вопроса: «На каких единицах подвижного состава указывается масса тары?»

    Варианты ответов:

    1. «на всех».

    Признаки варианта ответа: неправильный, некритический.

    2. «на вагонах».

    Признаки варианта ответа: неправильный, некритический.

    3. «на всех, кроме локомотивов и ССПС».

    Признаки варианта ответа: правильный.

    Узкое место: ПТЭ Приложение № 5 п. 7.

    Комментарии к неправильным ответам: «на каждая единице железнодорожного подвижного состава должна быть обозначена масса тары»

    Наименование вопроса: «ПТЭ_прил5_9_В214»

    Группа вопроса: «1»

    Текст вопроса: « Что не входит в перечень оборудования локомотивов и мотор-вагонных подвижных составов?»

    Картинка к тексту вопроса:

    Варианты ответов:

    1. «средства поездной радиосвязи»

    Признаки варианта ответа: неправильный, некритичный.

    2. «устройства громкой связи»

    Признаки варианта ответа: правильный.

    3. «скоростемеры с регистрацией установленных показаний»

    Признаки варианта ответа: неправильный, некритичный.

    4. «локомотивные устройства автоматической локомотивной сигнализации»

    Признаки варианта ответа: неправильный, некритичный.

    5. «устройства безопасности»

    Признаки варианта ответа: неправильный, некритичный.

    Узкое место: «ПТЭ Глава прил.5. пункт 9»

    Комментарий к неправильным вариантам ответов: «в перечень оборудования локомотивов и мотор-вагонных подвижных составов не входит устройство громкой связи»

    ПТЭ Приложение № 6. Организация движения поездов на железнодорожном транспорте

    Наименование вопроса: «ПТЭ_прил6_1_В215»

    Группа вопроса: «1»

    Текст вопроса : «Что является основой организации движения поездов в пределах одной инфраструктуры?»

    Варианты ответов:

    1. «Сводный график движения поездов»

    Признаки варианта ответа: правильный.

    2. «Инструкция по движению поездов»

    Признаки варианта ответа: неправильный, некритичный.

    3. «Инструкция по сигнализации»

    Признаки варианта ответа: неправильный, некритичный.

    Узкое место: «ПТЭ прил.6. пункт 1»



    © 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков