Сколько заливается масла в двигатель зил 131. Комплектации и цены

Сколько заливается масла в двигатель зил 131. Комплектации и цены

Впервые данный агрегат был продемонстрирован в 1966 году и пришел на смену легендарному труженику послевоенных лет - ЗИЛ-157. Внешне была широкая линейка отличий, однако были некоторые детали, имевшие исключительно выразительные и объединяющие свойства этого автопризводителя.

ЗИЛ-131 достаточно необычный автомобиль по своим внешним данным. Многие улавливают схожие детали с не менее знаменитым Урал-375. Машины имеют массу сходств, однако утверждать про полнейшую идентичность не правильно.

Давайте разберем подробней отдельные узлы, а также поговорим об экстерьере и несомненно об интерьере, который кстати на то время был прорывным в стиле функциональности и определенного тона.

Дизайн

Что можно в первую очередь отметить по этому представителю советского автопрома, а то, что, во всяком случае, передняя часть формировалась исключительно от предшественника. Характерная схожесть с Уралом здесь ни о чем не говорит, а вот наличие того характеризующего тона послевоенного ЗИЛа присутствует.

Кабина представляет цельную раму, что являлось уже обязательным в таком классе грузовиков. Расположение мотора спереди, что сказывается на управляемости, а также увеличивает уровень пассивной безопасности. Не забываем, что в первую очередь его поставляли в армию, а значит, такое строение кабины могло уберечь при наезде на мину, потому что кабина не имела столько поражений благодаря приему удара именно на двигатель.

Интересный момент, такого редко встретишь даже на современных грузовиках, а это небольшой козырек над лобовым стеклом. В остальном понятные элементы, та же балка, играющая роль бампера имела усиление, что позволяло без опасения преодолевать преграды, не боясь за авто.

Силуэт в общем, как и корма, могла существенно отличаться конструктивно, ведь модификаций было огромное множество. Ввиду того, что шасси позволяло изготавливать различное навесное оборудование. Конечно же, наиболее распространённые версии - это самосвалы, "пожарки", спец машины, а также лестницы, кунги, автопоезда и т.д.

Цвета

В общем советское наследие оставило для нас бедную цветовую окраску данного агрегат. Среди основных цветов были - черный, серый, красный, редкие белые (выпускавшиеся для Арабского мира).

Салон


Касательно убранства интерьера, то здесь огромной тайны не было, что абсолютно все автомобили производимые в СССР, имели своих прототипов за границей. Так же случилось и с нашим авто, которое имело своего двойника в первую очередь по салону.

Для своих лет, в Советском Союзе интерьер был предельно прост и универсален. Рулевое колесо традиционное для всех, как до военных авто, так и после военных. Панель приборов уже представляла определенный блок с датчиками и циферблатами. Как понимаете, все это находилось напротив руля, остальная часть торпеды не имела даже необходимого "бардачка".

По сравнению с аналогичными моделями такого типа, сиденья имели более приятную фактуру, и даже не плохой профиль, хоть и бесчувственный, который при долгих поездках позволял выдерживать нагрузки.

Технические характеристики

Благодаря универсальности платформы, которая к тому же являлась полнотелой рамой, увеличивались возможности использования различных вариантов кузова. Подвеска классическая для тех времен.

Что касается тормозной системы, то здесь имелись только барабанные диски, но с гидро усилителем. Также усилитель имелся и в рулевом механизме.

КПП различались расположением раздатки и её конфигурации. Всего было несколько модификаций с подключаемым передним, или постоянным с блокирующимися дифиринциалами.

Габариты

  • Длина – 7040 мм
  • Ширина – 2500 мм
  • Высота – 2480 мм
  • Снаряженная масса – 6135 кг
  • Полная масса – 10 425 кг
  • База, расстояние между передней и задней осью – 3350+1250 мм
  • Объем багажника – н/д
  • Объем топливного бака – 2?170 л
  • Размер шин – 240/260/280/300/320R508
  • Дорожный просвет – 275 мм

Двигатель


Силовая установка была представлена бензиновым мотором 6,0 л. на 150 л.с. Известен также аналогичный по объему дизель, однако выпуск с таким мотором был мал, и широко распространения не имел, ввиду своих качеств.


* - по городу\трассе\смешанный

Расход топлива

Потребление данного мотора существенно отличалось от аналогов. При среднем темпе движения, расход находился в пределах 50 литров на сотню.

Комплектации и цены


Модификаций было известно более десяти, в основном это были спецмашины, поставляемые для спасательных операций. Военный тип комплектаций отличался усиленной платформой, а также широким спектром используемого оборудования. В среднем сейчас на вторичном рынке, стоимость машины составляет от 100 000 руб. до 760 000 руб. Такой существенный "разброс" в цене связан с тем, что масса ЗИЛ-131 была изъята с консервации в идеальном состоянии.

Начало продаж в России


Производство прекратилось в 2002 году, однако некоторые варианты кузова изготавливаются и по ныне на Амурском заводе. В основном это техника под заказ.

Видео тест-драйв

Военный ЗИЛ 131 — трехосный грузовик, обладающий повышенной проходимостью. Автомобиль был разработан на Московском автомобильном заводе имени Лихачева и поставлен на конвейер, для промышленного производства в 1966 году. Наибольшее распространение грузовик получил в частях Советской Армии, а также в армиях союзников по Варшавскому договору. Конструкция ЗИЛ 131 имела широкую унификацию с очень распространенным сугубо гражданским грузовиком ЗИЛ 130, что обеспечивало высокую ремонтопригодность военному автомобилю, а также облегчало подготовку водителей.

Конструкция грузовика оказалась настолько удачной, а его технические характеристики очень качественными, что позволило осуществлять выпуск автомобиля более 30 лет. При этом заложенный потенциал в ЗИЛ 131 позволял продолжать производство, несмотря на постоянно возрастающие требования к транспортным средствам, предназначенным для армии.

Ключевой задачей создания ЗИЛ 131, это было замена в армейских транспортных перевозках своего предшественника автомобиля ЗИЛ 157. К середине 60-х годов эта устаревшая модель уже не устраивала армию, ни по своей грузоподъемности, ни по параметрам проходимости, а также по скорости и комфорту.

Основным назначением новой автомашины служила:

  • транспортировка личного состава с легким вооружением;
  • перевозка разнообразных грузов и специального оборудования;
  • буксировка прицепов, полуприцепов, оружейных систем по дорогам с различным покрытием, в условиях бездорожья и пересеченной местности.

Самым распространенным вариантом ЗИЛ 131, по данным Википедии, являлся тентованная версия грузовика с универсальной деревянной платформой, позволяющей перевозить как раздельно, так и одновременно людей и грузы, а также буксировать артиллерийское оружие или другие прицепы.

Следующим по востребованности шел седельный тягач ЗИЛ 131В для транспортировки полуприцепов и оружейных систем различного назначения. Также в большом количестве было изготовлено с использованием шасси данного грузовика специализированных топливо и маслозаправщиков, командных и связных машин, передвижных мастерских и лабораторий.

В гражданской сфере грузовик получил наибольшее распространение в отраслях по добыче полезных ископаемых, в северных и удаленных регионах нашей страны, в лесной промышленности. Кроме того, на полноприводной базе было разработано большое количество специализированных пожарных транспортных средств (цистерны, выдвижные лестницы, штабные машины, гидравлические подъемники, манипуляторы и т. д.). Самым необычным вариантом автомобиля в гражданском исполнении был полноприводный самосвал сельхозназначения, который мог работать в паре с прицепом на полях с тяжелыми почвами.

Автомобили под индексом ЗИЛ 131С и АС предназначались для эксплуатации в условиях Крайнего Севера при температуре до -60 градусов. Такой северный вариант автомашины имел добавочный автономный отопитель, особые резинотехнические комплектующие, двойные стекла и дополнительную теплоизоляцию кабины, теплозащиту аккумулятора. Для жаркого тропического климата производилась модель под обозначением 131 X.


Технические характеристики военного грузовика

Длительную эксплуатацию ЗИЛ 131 и возможность разработки большого количества модификаций позволили следующие технические параметры автомашины:

1. Двигатель ЗИЛ 131;

  • тип – четырехтактный бензиновый,
  • количество цилиндров – 8 шт., с V-образным расположением под углом 90 градусов,
  • вариант охлаждения – жидкостный,
  • объем – 6,0 л,
  • мощность – 150,0 л. с.

2. Привод – полный (6х6).

3. Грузоподъемность;

  • по дорогам с твердым покрытием – 5,0 т,
  • по грунту и пересеченной местности – 3,5 т,
  • буксируемого прицепа – 4,0 т.

4. Размеры бортового грузовика;

  • колесная база – 3,35 м,
  • длина – 7,04 м,
  • ширина – 2,50 м,
  • высота – 2,48 м,
  • клиренс – 0,33 м.

5. Габариты платформы;

  • длина – 3,60 м.
  • ширина – 2,32 м.
  • высота – 0,57 м.

6. Радиус поворота – 10,2 м.

7. Расход топлива – 40 л/100 км.

8. Тип топлива бензин – А76

9. Запас хода – 850,0 км.

10. Размер топливного бака – 170,0 л (2 шт.).

11. Наибольшая скорость – 80 км/ч.

12. Трансмиссия;

  • сцепление – однодисковое сухое,
  • МКПП – пятиступенчатая,
  • ведущий привод для среднего и заднего моста – прямой проходной,
  • раздаточная коробка – двухступенчатая,
  • типоразмер автошин – 12,00-20″.

13. Проходимость;

  • брод – до 1,4 м,
  • подъем – 30 градусов.

Устройство автомашины

Конструкция автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ 131 состоит из следующих основных агрегатов:

  1. Двигатель.
  2. Несущая рама.
  3. Трансмиссия;
    3.1. сцепление,
    3.2. МКПП,
    3.3. раздаточная коробка,
    3.4 карданная передача,
    3.5. ведущие мосты,
    3.6. дифференциалы,
    3.7. привода колес.
  4. Кузов (грузовая платформа, КУНГ).
  5. Ходовая часть;
    5.1. элементы передней и задней подвески,
    5.2. передние гидравлические амортизаторы,
    5.3. дисковые колеса со специальными восьмислойными шинами.
  6. Система управления;
    6.1. рулевое управление с ГУР,
    6.2. тормозное оборудование.
  7. Электрооборудование;
    7.1. АКБ,
    7.2. генератор,
    7.3 стартер,
    7.4. оптика,
    7.5. катушка зажигания,
    7.6 контрольные приборы,
    7.7 свечи зажигания.
  8. Цельнометаллическая кабина.

Дополнительное оборудование

Военные машины ЗИЛ 131 в отличие от своих гражданских собратьев комплектовались следующим дополнительным оборудованием:

  • специальным обзорным люком в крыше кабины;
  • средней стойкой укрепляющей лобовое стекло;
  • светомаскировочной оптикой, а также специальным прожектором, установленным слева от водителя,
  • крепежными элементами для различных видов транспортировки.

Кроме того, большинство машин специально оснащались комплектом, который включал в себя:

  • прибор ночного обзора;
  • крепеж для оружия;
  • прибор химической разведки;
  • отделение для карт и документов;
  • противопожарные средства;
  • инструмент для земляных работ;
  • коллективную аптечку.

Кабина

Важной отличительной чертой военного автомобиля ЗИЛ 131 является комфортабельная цельнометаллическая кабина в сравнении с предшественником ЗИЛ 157. Она сразу выделяется своим интересным внешним видом, который актуален для автомобилей такого класса и в настоящее время. Кроме того, она более удобна для водителя и двух пассажиров. Также к преимуществам необходимо причислить:

  1. усиленный каркас;
  2. эффективные системы отопления и вентиляции;
  3. поворотные форточки окон;
  4. раздельные сиденья водителя и пассажиров;
  5. регулируемое сиденье водителя;
  6. качественную эргономику;
  7. компактную легко читаемую информацию на приборной панели, на которой отображались:
  • напряжение в бортовой сети,
  • уровень топлива,
  • скорость движения,
  • давление масла в моторе,
  • температура в системе охлаждения,
  • величина оборотов силового агрегата.

Большое рулевое колесо позволяло осуществлять удобное управление вездеходом особенно в условиях пересеченной местности, а посадка водителя и широкое лобовое стекло обеспечивали увеличенный обзор при движении грузовика. Просторные двери кабины, а также усиленные ручки открывания позволяли в случае необходимости очень быстро покинуть или наоборот, выполнить оперативную посадку, что крайне важно для армейского автомобиля.

Достоинства и недостатки

ЗИЛ 131 выпускался с 1966 по 1994 года на автозаводе имени Лихачева. За этот период создано практически один миллион экземпляров, что говорит о достаточно больших достоинствах этого грузового автомобиля. На основании многочисленных отзывов водителей, а затем и владельцев этой модели можно выделить следующие преимущества:

  • высокую проходимость;
  • многофункциональность;
  • общую надежность;
  • ремонтопригодность за счет широкой унификации и простой конструкции, позволяющая, например, выполнять ремонт двигателя ЗИЛ 131 по схемам и даже по фото;
  • возможность изменения давления в колесах;
  • устойчивость на любых дорогах;
  • качественное рулевое управление;
  • надежную ходовую часть;
  • эффективные тормоза.

Кроме того, необходимо отметить, что в довольно большом количестве отзывов отмечается качественная сборка автомашины на заводе, что не совсем характерно для отечественного автопрома и, наверное, такой факт связан с военным назначением грузовика.

На основании рассмотрения уже указанных отзывов следует отразить основные недостатки ЗИЛ 131.

  1. Главным является неимоверный, по нынешнем временам, расход топлива. На перевозку 6,0 т груза он составляет 40 л/100 км. Это данные при движении по трассам с твердым покрытием, на грунтовых дорогах расход увеличивается практически до 50 л.
  2. Некачественная шумоизоляция и недостаточная виброзащита кабины усложняют управление автомобилем, прежде всего при работе силового агрегата в условиях максимальной мощности и высокой скорости движения ЗИЛ 131.
  3. Слабая противокоррозионная защита кабины, явно несоответствующая требования автомобиля, эксплуатирующего в тяжелых дорожных условиях.
  4. Сложный запуск двигателя в холодный период времени, связанный с использованием низкооктанового топлива А76.
  5. Недостаточное качество резинотехнических сальников в мостах, приводящее к утечке трансмиссионной жидкости из картеров.

Несмотря на указанные недостатки, и в первую очередь малую экономичность перевозок, автомобили ЗИЛ 131 и сейчас эксплуатируются в районах, где главным фактором для грузовика является его уверенная проходимость.

Цены на подержанные грузовики

Автомобили ЗИЛ 131 прекратили выпускать в 1994 году, правда, небольшое количество под обозначением Амур 521320 производилось на Новоуральском заводе в Свердловской области. В 2010 году предприятие признали банкротом и выпуск автомобилей повышенной проходимости Амур прекратился. Поэтому на рынке сейчас предлагаются в основном подержанные автомобили ЗИЛ 131, а также небольшое количество грузовиков со складов длительного хранения автотехники из РосРезерва.

Грузовой автомобиль на ходу восьмидесятых годов выпуска прошлого века можно приобрести за цену от 200 тыс. рублей. Стоимость самых дорогих автомобилей ЗИЛ 131 с консервации не превышает 450 тыс. рублей. К какому сегменту относятся модели КУНГ с пробегом до 1000 км. На общую стоимость влияет наличие оборудования, которое идет в комплекте с шасси грузовика. Так, VIP вариант ЗИЛ 131 с КУНГом укомплектованный для охоты и рыбалки в состав, которого входят электростанция, внутренняя сеть на 12 и 220 вольт, телевизор, отопитель, плита, тканевая отделка, сейф предлагается за 650 тыс. рублей.


Аналоги

К аналогичным моделям класса ЗИЛ 131 ранее выпускаемым, можно отнести следующие советские автомобили (на окончание 90-х годов прошлого века):

  • ЗИЛ 157;
  • Урал 375;
  • КАЗ 4540;
  • КрАЗ-255Б;
  • ГАЗ 66.

Среди отечественных полноприводных автомобилей аналогичных по параметрам грузовику ЗИЛ 131 производимых в настоящее время следует отметить:

  • Камаз 43114;
  • Урал Next 4320;
  • Камаз 43502;
  • ГАЗ 33088;
  • Газон Next 3010;
  • МАЗ 543403.

Среди иностранных автомашин наибольшее распространение получили:

  • HOWO 6×6 (Китай);
  • Mercedes-Benz Actros 3341A 6х6 (Германия);
  • MAN TGS 40.430 6х6 (Германия);
  • IVECO-AMT 6х6 653900 (Китай);
  • FAW Jiefang 6х6 (Китай);
  • Renault K 430 P 6х6 (Франция);
  • Daewoo Novus 6х6 (Южная Корея).

Заключение

Военный грузовик ЗИЛ 131, а также различные выпущенные специальные автомобили на его базе, для своего времени являлись очень передовыми транспортными средствами по своим конструкционным параметрам и техническим показателям. Это позволяло выполнять их эксплуатацию в трудных армейских условиях и оставаться востребованными больше 30 лет. Практически для любой военные техники это очень большой период эксплуатации. Поэтому история создания и сформированные конструкторами для армии качества грузовика ЗИЛ 131 высокая проходимость, надежность, ремонтопригодность позволяют в настоящее время осуществлять эксплуатацию таких автомашин на труднопроходимых дорогах нашей страны.

Конструкция ЗИЛ 131 оказалась настолько удачной, а его технические характеристики очень качественными, что позволило осуществлять выпуск автомобиля более 30 лет.

ЗИЛ-131 – грузовик производства Московского автомобильного завода имени Лихачева. Данная модель для предприятия считалась основной и пришла на замену популярному в тот период ЗИЛ-157. Особенно востребован автомобиль был в Советской Армии. Машина имела полноприводную переднемоторную компоновку и колесную формулу шесть на шесть. Подобная конструкция позволяла автомобилю передвигаться в районах, где другая техника проехать не могла.

Производство ЗИЛ-131 продолжалось с 1966-го по 1986-ой года, после чего был выпущен улучшенный вариант (ЗИЛ-131Н), получивший более широкую линейку двигателей.

Модель несколько раз подвергалась различным преобразованиям. Однако изменения были незначительными. В 1994-ом году завод Лихачева прекратил производство автомобиля. Однако выпуск грузовика продолжился на Уральском моторном заводе. Здесь ЗИЛ-131Н сняли с конвейера лишь в 2002-ом году, заменив на более совершенный ЗИЛ-433420. Также на Уральском автомоторном заводе началось производство модели АМУР-521320, ставшей полным аналогом ЗИЛ-131Н. Выпуск данной модификации продолжается и в настоящее время.

Видео


Завод имени Лихачева выпускал множество модификаций модели. Среди них:

  1. ЗИЛ-131 – базовая модификация, производство которой продолжалось с 1967-го по 1986-ой года;
  2. ЗИЛ-131А – версия с неэкранированным электрооборудованием, перекочевавшим от ЗИЛ-130. Отличия ее от базового варианта заключались в отсутствии особого военного оборудования, средней скамейки в кузове и фары-искателя. Выпуск автомобиля завершился в 1971-ом году;
  3. ЗИЛ-131В – седельный тягач, построенный на базе ЗИЛ-131. Машина имела 2 запасных колеса, укороченную раму и седельно-сцепное устройство. Автомобиль использовался для перевозки грузов вместе с полуприцепом массой в 12000 кг (по грунтовым дорогам – 10000 кг). Производился в 1968-1986-х годах;
  4. ЗИЛ-131Д – опытное шасси для самосвалов;
  5. ЗИЛ-131Д – модель с аналогичным названием и мотором «Катерпиллер», созданная в 1992-ом году. Ее производство продолжалось 2 года;
  6. ЗИЛ-131Н – модернизированная версия базовой модели. Основные отличия: новый мотор «ЗиЛ-5081», увеличенный ресурс (250 тысяч км), тент из синтетического материала и улучшенная оптика. Производство ЗИЛ-131Н завершилось в 1987-ом году;
  7. ЗИЛ-131НА – аналог ЗИЛ-131Н с неэкранированным электрооборудованием;
  8. ЗИЛ-131НВ – седельный тягач с улучшенной платформой;
  9. ЗИЛ-131Н1 – модификация со 105-сильным дизельным агрегатом «Д-245.20»;
  10. ЗИЛ-131Н2 – версия со 132-сильным дизельным агрегатом «ЗИЛ-0550»;
  11. ЗИЛ -131С и ЗИЛ -131АС – версии в северном исполнении. Данные модели комплектовались кабиной с автономным отопителем, резинотехническими изделиями, устойчивыми к морозу, дополнительной теплоизоляцией, противотуманками, теплоизоляцией аккумулятора и двойными стеклами. Автомобили использовались при температуре до -60 градусов;
  12. ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – улучшенные варианты в северном исполнении;
  13. ЗИЛ-131Х – модель для пустынных и жарких районов;
  14. ЗИЛ-131-137Б – автопоезд.

Технические характеристики

Снаряженная масса ЗИЛ-131 составляет 6135 кг с лебедкой, 6375 – без лебедки. Полная масса с лебедкой – 10425 кг, без нее – 10185 кг. Модель имеет грузоподъемность по грунту 3500 кг. Нагрузка на переднюю ось составляет 2750 кг, на тележку- 3385 кг.

Динамические характеристики модели:

  • максимальная скорость – 85 км/час;
  • максимальная скорость в составе автопоезда – 75 км/час;
  • тормозной путь на скорости 50 км/час – 29 м;
  • выбег с 50 км/час – 450 м;
  • максимальный преодолеваемый подъем – 60%;
  • максимальный преодолеваемый подъем в составе автопоезда – 36%.
  • минимальный радиус разворота автомобиля составляет 10,8 м, а глубина преодолеваемого брода – 0,9 м.

Габариты модели:

  • длина – 7040 мм;
  • ширина –2500 мм;
  • высота – 2480 мм;
  • колесная база – 3350 (+1250) мм.

Передняя и задняя колеи автомобиля составляют 1820 мм, дорожный просвет – 330 мм.

Расход Топлива ЗИЛ – 131

Контрольный расход топлива ЗИЛ-131 на скорости 60 км/час составляет:
– 46,7 л – для автопоезда;
– 35 л – для автомобиля.

Модель комплектуется двумя топливными баками по 170 л, что обеспечивает запас хода в 600-630 км.

Двигатель

ЗИЛ-131 комплектуется широкой линейкой силовых агрегатов. Однако наибольшее распространение получили версии с бензиновым двигателем модели «ЗИЛ-5081». Данный 8-цилиндровый 4-тактный V-образный карбюраторный агрегат оборудуется подогревателем «П-16Б», обеспечивающим нормальную работу в зимнее время. Двигатель имеет жидкостное охлаждение и небольшую массу.

Характеристики силовой установки:

  • рабочий объем – 5,97 л;
  • номинальная мощность – 150 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 402 Нм;
  • частота вращения – 3200 об/мин;
  • диаметр цилиндра – 100 мм;
  • степень сжатия – 6,5.

Для движения по запыленной местности двигатель комплектуется специальным пеномасляным фильтром с 3-ступенчатой системой очистки воздуха. Надежный топливный насос большой производительности позволяет бесперебойно функционировать при высокой температуре.

Фото












Устройство

ЗИЛ-131 получил стандартный кузов в виде деревянной платформы с откидным задним бортом. В нем были предусмотрены откидные скамейки с 16 посадочными местами, а также дополнительная съемная скамейка, рассчитанная на 8 человек. На кузов по желанию устанавливались дуги для тента.

ЗИЛ-131 в отличие от ЗИЛ-157 получил электропневматический привод для включения переднего моста, который запускался тумблером, расположенным на приборной панели. При запуске рычагом понижающей передачи, входящим в состав раздаточной коробки, принудительно включался пневмопривод переднего моста. В модели применили бесконтактную систему зажигания, оборудованную электронным коммутатором, и автомобильный генератор увеличенной мощности. Дополнительно имелся аварийный генератор, позволяющий передвигаться около 30 часов.

В машине использовалось однодисковое герметизированное сцепление с демпфером и периферийными пружинами. Коробка передач 5-ступенчатая с синхронизаторами на 2-5 передачах. Некоторые модификации дополнительно оборудовались системой вентиляции, позволяющей преодолевать брод. ЗИЛ-131 получил 2-ступенчатую раздаточную коробку с муфтой включения переднего моста. Переключение скоростей осуществлялось специальным рычагом. Карданная передача включала 4 карданных вала.

Благодаря гидроусилителю управлять ЗИЛ-131 стало гораздо проще.
Грузовик оборудован дисковые колеса с креплением на 8 шпильках. Передняя зависимая подвеска грузовика установлена на 2 полуэллиптических рессорах, снабженных амортизаторами и задними скользящими концами. Задняя подвеска (балансирная) монтирована на 2 полуэллиптических рессорах со скользящими концами и 6 реактивными штангами.

Основная тормозная система включает одноконтурный пневмопривод без разделения по осям и барабанные механизмы диаметром 420 мм. Запасной и стояночный тормоз установлены на раздаточной коробке.

Система зажигания в ЗИЛ-131 бесконтактно-транзисторная и экранированная.

Отдельные модификации автомобиля получили лебедку барабанного типа, дополненную червячным редуктором с максимальным тяговым усилием в 5000 кгс. Длина лебедки составила 65 м.

Долгое время ЗИЛ-131 оставался одним из наиболее массовых советских грузовиков. Модель отличали маневренность и легкость управления. При этом даже после полного прекращения выпуска модель продолжала пользоваться спросом. Несмотря на возраст, данные автомобили и сейчас применяются в различных областях.

Цена нового и б/у

Купить новый ЗИЛ-131 не удастся – производство модели уже завершилось. А вот б/у версии порадуют доступной стоимостью. Базовые варианты 1990-1991-х годов обойдутся в 115-120 тысяч рублей, 1999-2000-х годов – в 350-400 тысяч рублей.

Стоимость аренды автомобиля составляет 1000 руб/час.

Аналоги

К аналогам ЗИЛ-131 можно отнести другие отечественные грузовики: Урал-4320, Урал-375Д и КрАЗ-255Б.

Первый образец ЗИЛ 131 был создан в 1966 году старейшим московским автозаводом им. Лихачёва. Он заменил ЗИЛ 157, который выпускался с 1958 года.

Новый грузовик успешно преодолел все испытания и ему был дан старт в серийное производство. Однако из-за технологических проблем заводской конвейер запустили несколько позже, в 1967 году.

Многолетняя история ЗИЛ 131

Около 20 лет военный ЗИЛ 131 выпускался в неизменном виде и только в 1986 году на его основе стали создаваться грузовики с модернизированной платформой и с улучшенными техническими характеристиками. Для нужд Вооружённых сил, а также некоторых гражданских организаций автозавод начал поставлять грузовики:

  • с дизельными силовыми агрегатами различными параметрами мощности (под индексом ЗИЛ 131Н1; ЗИЛ 131Н2);
  • с карбюраторами, без лебёдки, с установленной лебёдкой (ЗИЛ 131Н);
  • с шасси, предназначенными для установки специализированного оборудования - цистерн, маслозаправщиков, топливозаправщиков (ЗИЛ 131А).

Усовершенствованные автомобили при лёгкости управления отличались высокой проходимостью, хорошей маневренностью и устойчивостью движения.

Технические характеристики серийного грузовика

Техника была многоцелевой, поэтому активно использовалась подразделениями армии.

Таблица 1 - ЗИЛ 131 технические характеристики
Грузоподъёмность по грунтовым дорогам (т) 3.500
Грузоподъёмность по магистрали (т) 5.000
Масса с лебёдкой (т) 10.425
Масса без лебёдки (т) 10.185
Потребление горючего (л на 100 км) 49.5
Объём бака для топлива (л) 170 х 2
Радиус поворота (м) 10.80
Тормозной путь (при скорости 50 км/час) (м) 29
Максимально допустимая скорость (км/час) 80
Ресурс хода (км) 850
Коробка передач Механическая - пяти-ступенчатая
Сцепление Герметизированное сухое одно дисковое
Раздаточная коробка ЗИЛ 131
Двухступенчатая с передаточным числом на первой передаче 2.08
На второй 1.0
Привод мостов (задних) Механический проходной последовательный
Дорожный просвет (м) 0.33
Колёсная база (мм) 3350 х 1250
Форсируемый брод (мм) 1400
Форсируемый подъём (в градусах) 30

Новый грузовик обладал лучшими техническими параметрами, да и расход топлива ЗИЛ 131 имел меньший по сравнению с предшествующей моделью.

Машина оснащалась гидроусилителем руля, лебёдкой с большой тягой, гидроусилителем руля, системой регулирования давления в шинах и была более комфортной в работе.

Она была оборудована цельнометаллической, закрытой, трёхместной кабиной, с теплоизоляцией и разрезным, состоящим из двух половин, панорамным ветровым стеклом. Сиденье водителя не совмещалось с пассажирскими сиденьями и легко регулировалось по длине, высоте и наклону спинки. Это улучшало эксплуатационные характеристики автомобиля и делало его удобным для длительной работы.

ЗИЛ 131 бортовой оснащался деревянной платформой, имеющей основание из металлических брусьев. Задний борт у платформы был откидной, а передний и два боковых – глухие. Вдоль бортов боковых располагались решётки и откидные скамейки, которые предназначались для перевозки людей. Автомобиль имел оперение, которое придавало ему привлекательности и предохраняло двигатель от попадания грязи.

ЗИЛ 131 манипулятор отличался более прочной основой. Платформа и конструкция рамы изготовлялись из жёсткой углеродистой стали. Машина предназначалась для размещения крановой установки или другого специализированного оборудования.

Конструкторы обеспечили грузовику повышенную проходимость и хороший контакт с дорожной поверхностью. Они оборудовали его проходными мостами, восьмислойными широкими шинами с грунтозацепами на протекторах и блокируемым межосевым дифференциалом. По проходимости эти колёсные автомобили не уступали гусеничному транспорту.

Двигатель

Карбюраторный двигатель ЗИЛ 131 устанавливался верхнеклапанный, восьмицилиндровый (с цилиндрами, расположенными под углом 90о), четырёхтактный, жидкого охлаждения, V-образный. Система питания силового агрегата включала: топливные баки (два), фильтр для очистки топлива, насос топливный, фильтр-отстойник, карбюратор, трубопроводы, приборы контроля уровня топлива.

Двигатель грузовика прочно крепился на трёх опорах и устанавливался в специальных резиновых элементах - втулках или массивных подушках. Они надёжно защищали силовой агрегат от вибраций и действия неуравновешенных сил во время розгона и торможения.

Совершенствование систем электрооборудования

Модернизировалось и электрооборудование ЗИЛ 131. В его схему входили приборы, которые образовывали самостоятельные системы, и каждая из них выполняла свою роль. Самыми важными являлись системы:

  • зажигания;
  • электроснабжения;
  • запуска двигателя;
  • освещения и сигнализации;
  • измерительных и контрольных приборов.

В усовершенствованных моделях система зажигания ЗИЛ 131 была экранированной, герметизированной, бесконтактно-транзисторной и позволяла работать в самых сложных климатических условиях. Экранирование подавляло радиопомехи, которые возникали в момент работы системы зажигания, а герметизация обеспечивала ей нормальное функционирование, в то время когда автомобилю приходилось преодолевать броды.

Система зажигания ЗИЛ 131, схема которой включала специальные приборы, обеспечивала воспламенение рабочей смеси в цилиндрах двигателя. Благодаря этому было возможным производить запуск двигателя даже в самых суровых условиях эксплуатации автомобиля. Более надёжной и практичной стала схема электропроводки ЗИЛ 131. Усовершенствованная и упрощённая схема проводки ЗИЛ 131 давала возможность в полевых условиях производить обслуживание и регулировку её узлов.

Символ эпохи и эталон надёжности


Техника пользовалась спросом и поставлялась во все регионы бывшего Союза, а также ряд стран Африки и Средней Азии, где отлично себя зарекомендовала.

Всего с 1967 года по 1990 год автозавод им. Лихачёва выпустил около 1 миллиона единиц разных модификаций грузовика ЗИЛ 131 (видео наглядно демонстрирует, какое изменение претерпели модели).

С 1990 года выпуск этих машин на московском заводе был прекращен. Производством грузовиков продолжал заниматься Уральский автомоторный завод, который изготовлял их на протяжении 12-ти лет. С 2003 года УАМЗ стал создавать абсолютный аналог ЗИЛ 131 (фото можно посмотреть на сайте), но уже под маркой АМУР-521320.

Автомобили широко применялись не только в Вооружённых силах, но и коммунальных хозяйствах, нефтегазовой промышленности, строительстве, МЧС. УАМЗ и по сей день продолжает выпускать пожарный ЗИЛ 131, предназначенный для тушения пожара с помощью воды и воздушно-механической пены.

Заключение

Модернизированные автомобили, изготовленные на автозаводе им. Лихачёва, с хранения реализуются в народное хозяйство, поэтому их легко встретить на улицах сёл и городов страны. Они не утратили потребительских качеств и могут не только успешно нести службу в армейских подразделениях, но и использоваться в промышленности и сельском хозяйстве. Средняя рыночная стоимость таких автомобилей составляет 218000 рублей.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков