Рулевое управление ваз 2121 нива. Рулевое управление

Рулевое управление ваз 2121 нива. Рулевое управление

25.09.2019

Снятие сошки

Контроль момента трения червяка динамометром

Разборка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Слейте масло из картера рулевого механизма. Закрепите картер на кронштейне А.74076/R с опорой А.74076/1.
2. Отвернув гайку крепления рулевой сошки 2 (см. рис. Детали рулевого механизма) и сняв пружинную шайбу, съемником А.47043 снимите сошку (см. рис. Снятие сошки).
3. Верхние болты крепления картера сцепления к блоку цилиндров.
4. Отвернув болты крепления, снимите крышку 12 (см. рис. Детали рулевого механизма) картера рулевого механизма вместе с колпачком, регулировочным винтом 8, регулировочной пластиной 9, стопорной шайбой 10 и контргайкой. Выньте из картера 1 рулевого механизма вал 7 сошки в сборе с роликом.
5. Отвернув болты крепления, снимите крышку 3 упорного подшипника вала червяка вместе с регулировочными прокладками 4.
6. Валом 11 червяка вытолкните из картера наружное кольцо 5 подшипника и выньте вал вместе с сепаратором 6 подшипника. Снимите сальник 15 вала червяка и сальник 16 вала сошки.

Сборка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Сборку рулевого механизма проводите на кронштейне А.74076/R в последовательности, обратной разборке. 2. Наружное кольцо верхнего подшипника червяка запрессовывайте оправкой 67.7853.9541, переставив насадку на ручке оправки обратной стороной.

4. После установки вала сошки проверьте отсутствие зазора в зацеплении ролика с червяком в положениях вала червяка, повернутого вправо и влево на 30° от нейтрального положения сошки. Возможный зазор в зацеплении устраните регулировочным винтом 2 (см. рис. Разрез рулевого механизма) и затяните контргайку 4.
5. После регулировки зазора в зацеплении ролика и червяка проверьте динамометром момент трения вала червяка, который должен быть равен 68,7–88,3 Н·см (7–9 кгс·см) при повороте вала червяка на 30° как влево, так и вправо от среднего положения и должен снижаться плавно до 49 Н·см (5 кгс·см) при повороте от угла 30° до упора.
6. По окончании сборки проверьте углы поворота сошки от нейтрального положения, которые должны составлять 32°10"±1° как влево, так и вправо до упора сошки в головки болтов; залейте в картер рулевого механизма 0,215 л трансмиссионного масла.

Нива вседорожник. Проверка и ремонт рулевого механизма

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Тщательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях ролика и червяка следов износа, заедания или рисок. Изношенные и поврежденные детали замените.
2. Проверьте величину зазора между втулками и валом сошки, который не должен превышать 0,10 мм. Если зазор больше указанного, то втулки замените, пользуясь оправкой А.74105.
3. На внутренней поверхности втулок вала сошки имеются спиральные канавки, которые выходят только в одну сторону втулки. При запрессовке втулки располагайте так, чтобы их торцы, имеющие выход канавок, находились внутри отверстия картера, а выходы канавок находились друг против друга. Торцы втулок должны утопать в отверстии картера на 1,5 мм.
4. Новые втулки перед запрессовкой смажьте трансмиссионным маслом.
5. После запрессовки в картер окончательно обработайте втулки разверткой А.90336 до размера 28,698–28,720 мм. Монтажный зазор между валом сошки и втулками должен быть в пределах 0,008–0,051 мм.
6. Проверьте легкость вращения ролика вала сошки на шариковом подшипнике. Шариковые подшипники червяка и ролика должны вращаться свободно, без заедания; на поверхности колец и шариков не должно быть износа и повреждений.
7. Проверьте осевой зазор между головкой регулировочного винта 8 (см. рис. Детали рулевого механизма) и пазом вала сошки 7. Зазор не должен превышать 0,05 мм. Если он больше, замените регулировочную пластину 9 на пластину большей толщины.

Предупреждение
В запасные части поставляются регулировочные пластины одиннадцати размеров, толщиной от 1,95 мм до 2,20 мм; увеличение каждого размера составляет 0,025 мм.

8. Проверьте состояние фиксирующих пластин 5 (см. рис. Детали рулевого управления). Если они деформированы, замените их.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка вала рулевого управления

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Отверните стяжной болт вилки карданного шарнира и разъедините промежуточный и верхний валы рулевого управления.
2. При повреждении верхнего вала или его подшипников развальцуйте места кернения трубы кронштейна и выньте из трубы вал 15 (см. рис. Рулевое управление) в сборе с подшипниками 11.
3. Если вал вращается в подшипниках без заедания и в подшипниках не ощущается радиальный свободный ход (упругие радиальные перемещения рулевого вала допускаются), разборка верхнего вала рулевого управления не рекомендуется.
4. При износе или повреждении вала или его подшипников замените их новыми.
5. Сборку проводите в порядке, обратном разборке, обращая внимание на то, чтобы стопорный болт карданного шарнира проходил через кольцевую проточку верхнего вала. После чего закерните в двух точках с обеих сторон трубу кронштейна, чтобы зафиксировать подшипники вала.

Рулевое управление Рулевой механизм в сборе с приводом 1 – сошка; 2 – средняя тяга; 3 – корпус кронштейна маятникового рычага; 4 – ось рычага; 5 – маятниковый рычаг; 6 – втулка; 7 – регулировочная гайка; 8 – внутренний наконечник тяги; 9 – регулировочная муфта; 10 – нижняя шаровая опора; ...

18.1 Особенности конструкции

Особенности конструкции Рулевое управление – с механической связью, без усилителя. Рулевой механизм – глобоидальный червяк – двухгребневой ролик, передаточное число редуктора – 16,4. Рулевая трапеция образована тремя рулевыми тягами (одна средняя и две боковых), сошкой, маятниковым рычагом и рычагами поворотных кулаков. Боковые тяги состоят из двух наконечников, соединенных резьбовой...

Замена масла в рулевом редукторе ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике. Для проверки уровня масла в редукторе (на фото вакуумный усилитель для наглядности снят)… …ключом на 8 отворачиваем маслозаливную пробку. Пробка имеет коническую резьбу. Стержнем пр...

Регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком рулевого механизма ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике. Регулировку производим при обнаружении свободного хода сошки рулевого механизма. Перед регулировкой необходимо убедиться в отсутствии осевого перемещения червяка в подшипниках (см. Снятие рулевого механизма и р...

Снятие боковой тяги ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике. Вывешиваем и снимаем колесо. Для снятия правой боковой тяги поворачиваем руль до упора влево. Пассатижами вынимаем шплинт… …и ключом на 22 отворачиваем гайку крепления боковой тяги к рычаг...

Снятие средней тяги ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике. Пассатижами вынимаем шплинт… …и ключом на 22 отворачиваем гайку крепления средней тяги к маятниковому рычагу. Вильчатым съемником выпрессовываем шаровой палец средней тяги из отверстия маятникового рычага....

Замена грязезащитных колпачков и наконечников рулевых тяг ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Грязезащитные колпачки и наконечники рулевых тяг можно заменить на автомобиле. Для наглядности эти операции выполняем на снятой тяге. Для замены грязезащитного колпачка… … сбиваем его выколоткой из мягкого металла. Очищаем шаровой...

Снятие и разборка кронштейна маятникового рычага ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике. Снимаем правое колесо. Выпрессовываем из отверстий маятникового рычага шаровые пальцы тяг: средней (см. Снятие средней тяги) и боковой (см. Снятие боковой тяги). Головкой на 17 отворачиваем ни...

Снятие рулевого колеса ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Отсоединяем минусовой провод от аккумуляторной батареи. Шлицевой отверткой поддеваем декоративную накладку крышки выключателя звукового сигнала… …и снимаем ее. Головкой на 24 отворачиваем гайку крепления рулевого колеса. Покачива...

Снятие рулевой колонки ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Снимаем рулевое колесо (см. Снятие рулевого колеса). Снимаем облицовочные кожухи рулевой колонки (см. Снятие подрулевого трехрычажного переключателя). Снимаем выключатель зажигания (см. Снятие выключателя зажигания). Ключом на 13 отворачиваем гайку болта крепления вилки нижнего карданного...

  • 1. Боковая тяга;
  • 2. Сошка;
  • 3. Средняя тяга;
  • 4. Маятниковый рычаг;
  • 5. Регулировочная муфта:
  • 6. Нижний шаровой шарнир подвески;
  • 7. Поворотный кулак;
  • 8. Верхний шаровой шарнир подвески;
  • 9. Подшипник верхнего вала рулевого управления;
  • 10. Кронштейн крепления вала рулевого управления;
  • 11. Верхний вал рулевого управления;
  • 12. Кронштейн маятникового рычага;
  • 13. Правый лонжерон кузова;
  • 14. Нижнее контактное кольцо:
  • 15. Держатель нижнего контактного кольца;
  • 16. Держатель включателя сигнала;
  • 17. Верхнее контактное кольцо;
  • 18. Пружина включателя сигнала:
  • 19. Включатель звукового сигнала;
  • 20. Облицовка крышки включателя сигнала;
  • 21. Провод;
  • 22. Верхняя шайба;
  • 23. Уплотнитель;
  • 24. Втулка оси маятникового рычага;
  • 25. Нижняя шайба;
  • 26. Пробка маслоналивного отверстия;
  • 27. Защитный колпачок;
  • 28. Картер рулевого механизма;
  • 29. Уплотнитель вала рулевого управления;
  • 30. Промежуточный вал рулевого управления:
  • 31. фиксирующая пластина передка кузова;
  • 32. Верхняя часть облицовочного кожуха;
  • 33. Рычаг переключателя стеклоочистителя и смывателя:
  • 34. Рулевое колесо:
  • 35. Рычаг переключателя указателей поворота;
  • 36. Рычаг переключателя света фар;
  • 37. Нижняя часть облицовочного кожуха;
  • 38. Стяжной болт вилки карданного шарнира:
  • 39. Левый лонжерон пола кузова;
  • 40. Нижняя крышка картера рулевого механизма;
  • 41. Регулировочные прокладки;
  • 42. Ось ролика вала сошки;
  • 43. Упорная шайба ролика;
  • 44. Ролик;
  • 45. Пластина регулировочного винта;
  • 46. Стопорная шайба;
  • 47. Регулировочный винт;
  • 48. Контргайка:
  • 49. Верхняя крышка картера рулевого механизма:
  • 50. Червяк;
  • 51. Подшипник червяка;
  • 52. Вал червяка;
  • 53. Сальник вала червяка;
  • 54. Втулка вала сошки:
  • 55. Сальник вала сошки;
  • 56. Вал сошки;
  • 57. Защитный чехол шарового пальца;
  • 58. Вкладыш шарового пальца;
  • 59. Шаровой палец:
  • 60. Пружина вкладыша:
  • 61. Заглушка.

Различают две основные части рулевого управления: рулевой механизм и рулевой привод. Рулевой механизм включает в себя червячный редуктор, вал рулевого управления с кронштейном крепления и рулевое колесо. Редуктор, передаточное число которого 16, 4, собран в картере 28, отлитом из алюминиевого сплава. Картер крепится к левому лонжерону 39 пала кузова тремя болтами. Червяк 50, напрессованный на вал 52, опирается на два шариковых радиально-упорных подшипника 51, зазор в которых регулируется прокладками 41, расположенными под нижней крышкой 40. Правильность регулировки подшипников червяка проверяется динамометром по величине момента трения вала червяка. Он должен быть в пределах 10-50 Нем (2-5 кгссм) в положении, когда ролик не входит в зацепление с червяком (при сборке рулевого механизма). Выступающий из картера конец вала червяка уплотнен сальником 53. На шлицах червяка при помощи стяжного болта закреплен карданный шарнир. Двухгребневой ролик 44 вращается на оси 42 в игольчатом или двухрядном шариковом подшипнике. Ось ролика расположена в отверстиях вала 56 сошки, и концы ее после сборки расклепаны с применением электроподогрева. Зацепление ролика с червяком происходит со смещением на 5, 5 мм, что позволяет регулировать зазор в зацеплении червячной пары. Вал сошки 56 установлен в двух бронзовых втулках 54, запрессованных в картер рулевого механизма. Конец вала 56 на выходе из картера уплотнен сальником 55. Зазор в зацеплении ролика с червяком регулируется винтом 47, головка которого расположена в Т-образном пазе верхнего торца вала сошки 56. Осевой зазор между головкой винта и пазом вала устраняется установкой пластины 45. В запасные части эти пластины поставляются толщиной от 1, 95 до 2, 20 мм. Регулировочный винт 47 ввернут в крышку 49 и фиксируется от проворачивания фигурной шайбой 46 с усиком, входящим в паз винта, и контргайкой 48. Зазор между роликом и червяком устраняется при завертывании регулировочного винта 47 в крышку 49. При регулировке зазора сошка должна занимать среднее положение, что соответствует движению автомобиля по прямой (метки на валу червяка и на картере 28 должны совпадать). На нижнем конце вала сошки имеются конические шлицы, на которых в определенном положении, при совмещении сдвоенного паза сошкисо сдвоенным шлицем вала, крепится гайкой сошка 2. Вал рулевого управления состоит из верхнего 11 и промежуточного 30 валов. Промежуточный вал имеет два карданных шарнира, одним из которых он соединяется с валом червяка, другим - с верхним валом рулевого управления. Чтобы предотвратить перемещение промежуточного вала, наружные вилки шарниров стянуты болтами, которые проходят через кольцевые проточки валов. Опорами для верхнего вала служат два игольчатых подшипника, расположенных в трубе кронштейна 10 крепления вала рулевого управления. На верхний конец вала 11 в строго определенном положении, которое обеспечивает сдвоенный паз в ступице колеса и сдвоенный шлиц на валу, устанавливается рулевое колесо 34 и крепится гайкой. Гайка после затягивания моментом 50 Им (5 кгсм) кернится в одной точке. На верхней части трубы кронштейна 10 хомутом закреплен трехрычажный переключатель света фар, указателей поворота, стеклоочистителя и смывателя ветрового стекла. Травмобезопасность рулевого управления обеспечивается особенностью крепления кронштейна вала рулевого управления и применением промежуточного вала с карданными шарнирами. Кронштейн 10 крепится четырьмя болтами к кронштейну кузова автомобиля. Передняя часть кронштейна 10 крепится через две фиксирующие пластины 31. Края этих пластин при определенной нагрузке сгибаются и проскакивают через прямоугольные отверстия кронштейна, т.е. происходит поворот кронштейна 10 относительно задних точек крепления за счет деформации кронштейна кузова. При этом, если происходит столкновение автомобиля с каким-либо препятствием, то верхняя часть рулевого вала и рулевое колесо перемещаются назад незначительно, а сила воздействия рулевого управления на туловище водителя резко умнеьшается, что обеспечивает безопасность водителя при аварийных ситуациях. Вал рулевого управления вместе с кронштейном 10 закрываются облицовочным кожухом 37, который состоит из верхней и нижней частей, скрепленных между собой винтами. Рулевой привод состоит из средней поперечной тяги 3, двух боковых поперечных тяг 1, поворотных рычагов, маятникового рычага 4 и сошки 2. Средняя тяга 3 цельная, на концах имеет шаровые шарниры, которыми она соединяется с маятниковым рычагом и рулевой сошкой. Каждая боковая тяга имеет два наконечника с резьбой, соединенных между собой регулировочной муфтой 5. Муфта фиксируется на наконечниках тяги двумя стяжными хомутами. Вращением муфты 5 изменяется длина боковой тяги при регулировке схождения передних колес. Наружные наконечники боковых тяг 1 шаровыми шарнирами соединены с поворотными рычагами, каждый из которых крепится болтами к поворотному кулаку 7, внутренний наконечник правой боковой тяги соединен с маятниковым рычагом, а левой боковой тяги с сошкой. Шаровой шарнир тяги состоит из стального пальца 59, сферическая головка которого опирается на конусный вкладыш 58, изготовленный из пластмассы с высокими противозадирными свойствами. Пружина 60, поджимая вкладыш к сферической головке пальца 59, создает необходимый натяг в шаровом шарнире. Конусная часть пальца заходит в коническое отверстие поворотного рычага (сошки или маятникового рычага) и крепится корончатой гайкой. Шаровые шарниры при сборке заполняют смазкой ШРБ-4 и герметизируют с одной стороны заглушкой 61, завальцованной в наконечнике тяги, а с другой - армированным защитным колпачком 57. Пополнение или замена смазки при эксплуатации не требуется. Кронштейн 12 маятникового рычага закреплен с внутренней стороны правого лонжерона двумя болтами с самоконтрящимися гайками. В отверстии кронштейна 12 расположены две пластмассовые втулки 24, на которых поворачивается ось маятникового рычага. К торцам втулок поджаты шайбы. Верхняя шайба 22 насажена на лыски оси и поджата корончатой гайкой. Нижняя шайба 25 поджата к втулке самоконтрящейся гайкой. Этой же гайкой на оси неподвижно закреплен маятниковый рычаг 4. Между торцевыми поверхностями шайб и корпуса кронштейна маятникового рычага установлены резиновые уплотнительные кольца 23. При сборке полость между втулками заполняется смазкой Литол-24, а втулки смазываются этой же смазкой.



Установка рулевого механизма на автомобиль

Снятие

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи и выньте облицовку крышки сигнала. Отверните гайку крепления рулевого колеса, снимите рулевое колесо, а затем обе половины облицовочного кожуха вала рулевого управления.

Предупреждение
Если необходимо снять только картер рулевого механизма, отверните болт крепления вилки нижнего карданного шарнира промежуточного вала на валу червяка и болты крепления картера к лонжерону кузова.

2. Снимите щиток приборов и отсоедините штепсельные колодки трехрычажного переключателя от штепсельных колодок пучка проводов.
3. Отсоедините провода от клемм выключателя зажигания и, отвернув винты крепления и утопив фиксатор замка, снимите выключатель зажигания. Ослабьте хомут крепления корпуса переключателя указателей поворота, света фар и стеклоочистителя и снимите его.
4. Отверните болт крепления вилки нижнего карданного шарнира промежуточного вала к валу червяка рулевого механизма.
5. Отверните болты крепления кронштейна 6 (см. рис. Детали рулевого управления) и снимите вал рулевого управления с кронштейном.
6. Отверните гайки крепления шаровых пальцев боковой и средней тяг к сошке, а затем съемником А.47035 выпрессуйте шаровые пальцы из отверстий сошки.
7. Снимите картер рулевого механизма, отвернув предварительно болты его крепления к лонжерону кузова. Выньте уплотнитель вала рулевого управления из отверстия в щитке передка кузова.

Установка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Установите в отверстие щитка передка кузова уплотнитель 2, совместив выступы уплотнителя с пазом отверстия передка кузова, установите картер рулевого механизма на лонжерон, не затягивая полностью гайки болтов крепления картера.
2. Специальным устройством ориентируйте картер так, чтобы угол a (см. рис. Установка рулевого механизма на автомобиль) не превышал 32°, а зазор между валом и педалью тормоза был не менее 5 мм. Затем полностью затяните гайки болтов крепления картера.
3. Установите сошку рулевого механизма в среднее положение, для чего совместите метки на картере и на валу червяка (см. рис. Разрез рулевого механизма).
4. Установите временно на вал рулевое колесо так, чтобы спицы были расположены горизонтально и в этом положении соедините вилку карданного шарнира промежуточного вала рулевого управления с валом червяка, обращая внимание на то, чтобы стяжные болты проходили через кольцевую проточку червяка. Затем прикрепите к кузову кронштейн вала рулевого управления.
5. Снимите рулевое колесо и наденьте на вал рулевого управления переключатель указателей поворота, света фар и стеклоочистителей.
6. Установите рулевое колесо на вал руля так, чтобы спицы рулевого колеса были расположены горизонтально. Проверьте плавность и легкость вращения рулевого колеса в обоих направлениях, затем затяните гайку крепления рулевого колеса и закерните ее в трех точках. Сдвиньте корпус переключателя указателей поворота, света фар и стеклоочистителей в сторону рулевого колеса до упора, и затяните хомут крепления переключателя.
7. Соедините провода с клеммами выключателя зажигания и закрепите винтами выключатель на кронштейне вала рулевого управления.
8. Присоедините штепсельные колодки переключателя указателей поворота, света фар и стеклоочистителей к штепсельным колодкам пучка проводов автомобиля.
9. Установите на вал обе половины облицовочного кожуха и скрепите их винтами. Нанесите на поверхность нижнего контактного кольца рулевого колеса тонкий слой консистентной смазки и установите на рулевое колесо облицовку крышки выключателя звукового сигнала.
10. Установите на сошке шаровые пальцы средней и боковой левой тяги и закрепите их гайками.
11. Отрегулируйте схождение передних колес и проверьте усилие на рулевом колесе, которое при повороте колес на гладкой металлической плите не должно превышать 196 Н (20 кгс), 245* Н (25* кгс) (при замере на ободе колеса).

Предупреждение
Можно отдельно собрать вал рулевого управления с переключателем указателей поворота, света фар и стеклоочистителей, рулевым колесом, и установить этот узел на автомобиль.

12. Для крепления узла установите спицы рулевого колеса горизонтально и соедините вал червяка с нижним концом промежуточного вала рулевого управления, обращая внимание на то, чтобы стопорные болты проходили через кольцевую проточку вала червяка и вала руля.
13. Не полностью завернув болты крепления кронштейна, поверните несколько раз рулевое колесо в обе стороны, затем затяните болты крепления кронштейна. Возможны два варианта установки ролика вала сошки: на игольчатом или на шариковом подшипнике. В тексте даны цифровые данные для обоих вариантов, при этом под знаком * они относятся к первому варианту (ролик вала сошки установлен на игольчатом подшипнике).



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков