На автомобиле ваз 2106 поршень 4-го цилиндра в положение ВМТ (верхняя мертвая точка) такта сжатия устанавливают для того, чтобы при проведении работ, связанных со снятием цепи привода распределительного вала, не нарушалась установка фаз газораспределения. При нарушении фаз газораспределения двигатель не будет нормально работать. Выставляйте ВМТ по метке на звездочке распределительного вала (при установке по меткам на шкиву коленчатого вала и на передней крышке цепи привода распределительного вала в этом положении может стоять поршень либо 1-го, либо 4-го цилиндра).
После этого убедитесь в совпадении меток на шкиву коленчатого вала и крышке. Если при этом метки вала не совпадают, значит, нарушена установка фаз газораспределения (поршень 4-го цилиндра не установлен в ВМТ). В этом случае необходимо снять цепь привода распределительного вала со звездочки распределительного вала и провернуть коленчатый вал до совмещения меток (см. «Проверка и установка фаз газораспределения по меткам»).
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Проворачивать коленчатый вал можно следующими способами.
1. Приобретите специальный ключ для проворачивания коленчатого вала за болт (храповик) крепления шкива. Этим ключом можно проворачивать коленчатый вал сверху моторного отсека. Можно воспользоваться головкой «на 36», но это несколько неудобно из-за ограниченного пространства между радиатором и двигателем, вследствие чего придется снимать грязезащитный щиток и проворачивать коленчатый вал снизу автомобиля ваз 2106.
2. Включите 4-ю передачу и медленно прокатите автомобиль в нужную сторону до совпадения метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников распределительного вала.
3. Включите 4-ю передачу и вывесите одно из задних колес. Затем поворачивайте вывешенное колесо в нужную сторону до совпадения метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников распределительного вала.
Метки расположены на звездочке распределительного вала (лунка а
) и на корпусе подшипников распределительного вала (выступ б
).
ПРИМЕЧАНИЕ
Крышка головки блока цилиндров снята.
Кроме того, метки нанесены в литье на крышке цепи привода распределительного вала (длинная метка а ) и на шкиву коленчатого вала (треугольный паз б на кромке ручья шкива).
Для наглядности фото сделана снизу автомобиля ваз 2106 со снятым грязезащитным щитком, однако под определенным углом зрения они видны и из верхней части моторного отсека.
ПРИМЕЧАНИЕ
Паз б
продублирован выступом в литье на передней части ступицы шкива, но на двигателе, установленном на автомобиль ваз 2106, выступ не виден.
При проведении работ, связанных со снятием ремня привода распределительного вала (ГРМ), может нарушиться установка фаз газораспределения, чтобы этого не произошло, поршень 1-го цилиндра устанавливают в положение ВМТ (верхняя мертвая точка) такта сжатия. При нарушении фаз газораспределения двигатель не будет устойчиво и работать должным образом.
Выставляйте ВМТ по метке на шкиву распределительного вала (при установке по меткам на маховике или шкиву коленчатого вала в этом положении может стоять поршень либо 1-го, либо 4-го цилиндра). После этого обязательно убедитесь в совмещении меток на маховике или на зубчатом шкиву коленчатого вала (если снят шкив привода генератора). Если метки на маховике или шкиву коленчатого вала не совпали, значит нарушена установка фаз газораспределения (поршень 1-го цилиндра не установлен в ВМТ). В этом случае необходимо снять ремень привода распределительного вала и провернуть коленчатый вал до совмещения меток.
В а ж н о!
Проворачивайте коленчатый вал исключительно за болт крепления шкива (запрещается проворачивать коленчатый вал за сам шкив распределительного вала).
СОВЕТ
Поскольку коленчатый вал неудобно проворачивать за болт крепления к нему шкива, можно сделать это одним из двух способов
- Включите любую передачу (лучше если это будет IV) и медленно переместите автомобиль до совмещения метки на шкиву распределительного вала с меткой на задней крышке ремня привода распределительного вала.
- Включите любую передачу и вывесите одно переднее колесо. Далее поворачивайте вывешенное колесо до совмещения метки на шкиву распределительного вала с меткой на задней крышке ремня привода распределительного вала.
Метки ВМТ Ваз 2110 2114 8 клапанов
Метки ВМТ находятся на зубчатом шкиву распределительного вала (выступ) и на задней крышке ремня привода распределительного вала (усик).
Кроме того, метки находятся на маховике (риска) и на шкале заднего щитка картера сцепления (треугольный вырез). Для наглядности снята коробка передач.
Дополнительно метки находятся на зубчатом шкиву коленчатого вала (точка) и крышке масляного насоса (треугольный вырез). Эти метки видны только при снятом шкиву привода генератора.
Вам потребуются: накидной ключ «на 17», торцовый ключ «на 10».
1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
2. Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение, подложите под колеса автомобиля упоры.
3. Снимите правое переднее колесо и правый брызговик моторного отсека.
4. Откройте капот и выверните три винта крепления передней крышки ремня привода распределительного вала. Обратите внимание: винтами бокового крепления крышки также закреплены держатели проводов. Снимите переднюю крышку.
5. Проверните коленчатый вал за болт крепления к нему шкива привода генератора до совпадения меток на шкиву распределительного вала и задней крышке.
6. Выньте заглушку из отверстия в картере сцепления и проверьте совпадение меток на маховике.
Метки ВМТ Ваз 2112 2111 16 клапанов
На двигателе мод. 21126 (16 кл) метки находятся на зубчатых шкивах распределительных валов (выступы А) и задней крышки ремня привода распределительного вала (прорези Б).
Также метки находятся на маховике (риска) и шкале заднего щитка картера сцепления (треугольный вырез). Для наглядности коробка передач снята.
Дополнительно у всех двигателей метки находятся на зубчатый шкивах коленчатого вала (точка) и крышке масляного насоса (треугольный вырез). Эти метки видны только при снятом шкиве привода генератора.
Вам потребуются: накидной ключ «на 17», шестигранный ключ «на 5», ключ TORX T30, отвертка с крестообразным лезвием.
Является важной частью ремонтных операций. Так, этот процесс понадобится непосредственно при регулировке клапанного механизма или замены ремня ГРМ. Неправильно установленные метки ВТМ могут привести к катастрофическим последствиям.
Видео замены ремня ГРМ на ВАЗ-2114 (+метки)
Что такое ГРМ?
Схема устройства ГРМ
Газораспределительный механизм – это механизм, при котором происходит управление фазами газораспределения силового агрегата. Для нормальной работоспособности двигателя существуют специальные метки, по которым должен быть выставлен ГРМ.
Одни находятся на блоке, а другие на шкивах. При первом верхнем положении цилиндра все эти метки должны совпадать.
Сбиваются метки ГРМ в случае, если был обрыв приводного зубчатого ремня или при неверной его замене. Так, в этих случаях, двигатель будет работать неправильно и потребуется повторное выставление меток. Сделать это достаточно проблемно и под силу не каждому.
Выставляем метки: пошаговая инструкция
Инструментарий для работ с метками ГРМ
Для того, чтобы правильно выставить метки ГРМ потребуется необходимый инструментарий. Итак, что же непосредственно потребуется для того, чтобы совершить данную операцию:
- Ключ на 10.
- Тонкая плоская отвертка.
- Домкрат.
Сам процесс
Теперь, когда все собрано, можно перейти непосредственно к самому процессу работы:
- Поддомкрачиваем правую часть автомобиля.
Устанавливаем автомобиль на домкрат
- Под капотом откручиваем защитный кожух ГРМ.
- Вращаем правое переднее колесо, пока метка распредвала не совпадет на шкиве и блоке.
Устанавливаем метки на распредвале и блоке
- На картере КПП снимаем заглушку. Смотрим, если метка маховика и корпуса совпала, то все хорошо, если нет – вращаем колесо, пока .
Снимаем заглушку картера, где метка на маховике должна совпасть с блоком
- Если метки не совпадают даже при прокручивании коленчатого вала 4-6 раз, то придётся . Подробнее . Метка распределительного вала совпадает, и только в этот момент снимаем ремешок. Далее, крутим коленчатый вал, пока метки не совпадут на маховике. После выполнения данных операций следует надеть ремень.
- Таким образом, метки ГРМ выставлены, и можно приступить к выполнению других операций.
Последствия неправильного выставления меток ГРМ
Последствиями неправильного расположения меток газораспределительного механизма на автомобиле, могут стать, как и мелкие, так и весьма тяжелы.
Порванный ремень ГРМ на 8-ми клапаннике не грозит загибок клапанов, а вот 16-ти клапанная версия ВАЗ-2114 уже лишена этого достоинства.
Рассмотрим, основные варианты развития событий:
- Сбитые фазы ГРМ приведут к тому, что могут прогореть клапана .
- Погнутые клапана (загиб клапанов), также неприятный вариант. 8-ми клапанный вариант ВАЗ-2114 не гнёт клапана.
- Вследствие действий выше, головка блока цилиндров может деформироваться , выйти из строя направляющие втулки, а также образоваться трещины внутри основных силовых элементов.
- Прогорание поршневого механизма , также становится последствием неправильного расположения меток газораспределительного механизма.
- Масляный , а также плохой зажигательный момент топливной смеси.
- Другие последствия.
Выводы
Как показывает практика, достаточно просто, но под силу не каждому автомобилисту. Так, необходимо иметь знания работы двигателя и его конструкции. Поэтому, в случае, если автомобилист не в состоянии сделать данный вид ремонта самостоятельно, необходимо обратиться на автосервис.
ПредупреждениеПоследовательность операций представлена в предположении, что распределитель зажигания установлен правильно. Если необходимо определить верхнюю мертвую точку для установки распределителя, то установите поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку в такте сжатия, затем выставьте метки зажигания.
Верхняя мертвая точка поршня - это точка, через которую проходит каждый поршень при проворачивании коленчатого вала. Каждый поршень достигает положения ВМТ в конце такта сжатия затем снова в конце такта выхлопа. С целью установки механизма газораспределения двигателя используется верхняя мертвая точка поршня первого цилиндра.
Расположение поршня точно в верхней мертвой точке исключительно важно при проведении многих работ, например, при снятии распределительного вала, зубчатого ремня и шкива распределительного вала и распределителя зажигания.
Перед началом работ по установке поршня первого цилиндра в верхнюю мертвую точку, убедитесь в том, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, и ручной тормоз затянут. Отключите систему зажигания, вынув централь ный провод из крышки распределителя и заземлив его на массу. Вывинтите свечи зажигания.
Для установки любого из поршней в верхнюю мертвую точку вращайте коленчатый вал одним из методов, описанных ниже. При этом вращайте коленчатый вал двигателя по часовой стрелке.
Самый предпочтительный метод - это проворачивание коленчатого вала двигателя за болт крепления шкива коленчатого вала.
Для экономии времени можно использовать стартер для подвода поршня к верхней
мертвой точке. Точная установка поршня в верхнюю мертвую точку проводится поворотом
коленчатого вала за болт крепления шкива коленчатого вала.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||||||
|