Получение прав на мотоцикл. Что нужно для получения прав на мотоцикл

Получение прав на мотоцикл. Что нужно для получения прав на мотоцикл

Последние изменения в Правилах стали причиной значительной путаницы среди водителей — ведь корректировки были внесены даже в классы транспортных средств. В особенности это касается двухколёсной техники — ведь на смену одной категории пришли сразу три. Поэтому очень важным становится вопрос, какие именно права необходимо получать, где обучаться и как сдавать экзамен. Кроме того, стоит рассмотреть все нюансы процесса выдачи удостоверения, чтобы не сделать ошибок, которые помешают вам получить долгожданный документ.

Какую категорию выбрать?

Специалисты рекомендуют выбирать категорию А без специальных пометок, поскольку такое водительское удостоверение даёт возможность управлять любой мототехникой без ограничений. Если же вас интересует вопрос, со скольки лет можно садиться за руль мотоцикла, и можно ли получить удостоверение до достижения совершеннолетия, стоит обратить внимание на категорию А1. Она предполагает серьёзное ограничение по техническим характеристикам выбранного вами транспортного средства — рабочий объём двигателя не может превышать 125 кубических сантиметров, а мощность — 11 кВт. Таким транспортом разрешают управлять с 16 лет, что является существенным преимуществом нового деления прав по категориям по сравнению с имевшимся ранее.

А вот получать водительское удостоверение класса М, позволяющее управлять мопедами, практически бессмысленно. Потратив 122 часа на обучение, вы сможете сесть за руль транспортного средства, имеющего объём мотора не более 50 «кубиков» и мощность не выше 4 кВт. Чтобы получить водительские права на мотоцикл, придётся заново учиться, пересдавать экзамен и выполнять все упражнения на площадке под присмотром сотрудника ГИБДД. Зато получение прав любой другой категории автоматически даёт вам возможность управлять мопедами без всяких ограничений. Поэтому стоит потратить немного больше времени и денег, чтобы иметь возможность пересесть на иное транспортное средство в любой момент.

Подготовка

Чтобы сдать на права любого класса, необходимо предварительно пройти обучение в специализированной автошколе — сдавать экзамены экстерном, без предварительной подготовки, разрешается только в единичных случаях. Выбрав школу, обязательно поинтересуйтесь, есть ли у этого учреждения лицензия, выданная ГИБДД. Если её нет, выданный вам после окончания курсов документ не будет иметь никакой силы. Также уточните, в каком состоянии находится материальная база для обучения и сколько часов отведено на вождение в программе школы. Всегда лучше выбирать ту автошколу, которая действительно научит вас практическим навыкам, а не просто продаст документ о специальном образовании.

Сколько учиться в автошколе, зависит от плотности графика занятий и от профессионализма инструкторов. Однако правительством утверждён порядок, согласно которому будущий водитель мотоцикла должен пройти теоретический курс продолжительностью 106 часов и практический — 17 часов. В среднем это отнимает 2-3 месяца, хотя некоторые школы предлагают экспресс-программу продолжительностью 3 недели с ежедневными занятиями. Опытные водители советуют также проверять, на каком транспорте осуществляется обучение — если не превышает 125 «кубиков», вас допустят только к сдаче практического экзамена на «младшую» категорию «А1». Стоимость обучения варьируется от 8-12 тысяч рублей в школах ДОСААФ до 20-50 тысяч при выборе курсов экстремального вождения.

Когда завершится обучение и инструктор автошколы примет у вас выпускной экзамен, поставив удовлетворительную оценку, вы получите документ о специальном образовании. Кроме него, вам понадобится:

  • Медицинская справка (рекомендуется начать проходить медкомиссию за неделю до окончания автошколы);
  • Паспорт;
  • Заявление о желании сдать экзамен;
  • Подтверждение уплаты госпошлины, составляющей 1200 рублей.

С этими документами следует отправляться в МРЭО — вам назначат день экзамена и укажут, что иметь с собой. Хорошие автошколы обычно выполняют подачу документов за своих учеников и организуют совместную поездку на сдачу экзамена.

Экзамен

Теоретическое испытание на мото права полностью идентично тому, что приходится проходить для получения обычных прав . Будущему водителю придётся ответить на 20 вопросов, допустив максимум 2 ошибки. На размышление даётся 20 минут — этого вполне достаточно, учитывая, что вопросы оформлены в виде тестов с четырьмя вариантами ответов.

Если есть категория B, получить водительское удостоверение будет намного проще — теоретический экзамен можно будет пропустить и сразу перейти к практике. Однако такое упрощение процедуры допустимо, когда предыдущее испытание было пройдено не более 3 месяцев назад. По мнению законодателей, за такой срок в Правила могут быть внесены существенные изменения.

Сдача практического экзамена обычно проводится на транспорте, принадлежащем МРЭО — за его аренду придётся доплатить 700-1000 рублей. Некоторые автошколы предварительно доставляют на экзаменационную площадку свою технику, уже привычную для учеников. Никто также не запрещает сдавать экзамен на собственном мотоцикле — однако инспектор ГИБДД предварительно проверит, нет ли в страховке ограничения по числу водителей и допускается ли учебная езда на этом транспортном средстве. Вам также придётся попросить опытного водителя доставить мотоцикл на площадку, поскольку двигаться по дороге без соответствующей категории в водительском удостоверении запрещено.

В программу экзамена входит три основных упражнения:

  • Движение по прямой, разворот, разгон и торможение;
  • Слалом, прямолинейное движение, проезд короткого участка с малой скоростью;
  • Проезд по «восьмёрке».

Вне зависимости от того, какая категория прав нужна на мотоцикл, водитель не имеет права допускать грубые ошибки во время практической части экзамена. Если он получает пять либо больше штрафных баллов в одном упражнении, то ему приходится пересдавать практику в другой день, повторно уплатив положенную госпошлину и услуги аренды транспортного средства. Чтобы избежать дисквалификации на экзамене, обязательно показывайте руками сигналы поворота и торможения, переключайте передачи при разгоне и остановке, а также старайтесь не пересекать линии и не сбивать конусы. Также грубыми ошибками считаются касание ногой поверхности площадки и проход «медленного» участка быстрее, чем за 5 секунд.

Интересно, что выехать в город на мотоцикле во время сдачи экзамена не получится — такое испытание предусмотрено только для четырёхколёсных транспортных средств. Если инспектор поставил вам удовлетворительную отметку, осталось только узнать, как получить желанное водительское удостоверение. Выдают его здесь же, в МРЭО. Иногда процедура занимает всего полчаса, но вас также могут попросить зайти через 1-2 дня. Если возникают перебои в работе оборудования либо отсутствуют бланки прав, вам должны выдать временное удостоверение, которое в течение двух недель предстоит обменять на постоянное.

Без лишних сложностей

Если вы выбрали хорошую автошколу, то сложностей со сдачей экзаменов у вас не возникнет. Останется только ответить на вопрос, сколько стоят все процедуры для получения удостоверения — по свидетельствам специалистов, эта сумма составляет 10-15 тысяч рублей для регионов и 20-60 тысяч для Москвы либо СПб. При сдаче экзамена стоит быть спокойным и следить за каждым своим действием, чтобы не набрать штрафные баллы. Помните, что ничего сверхъестественного в процедуре получения прав на мотоцикл нет — через эту процедуру ежегодно проходят десятки тысяч людей, поэтому и для вас она будет такой успешной при хорошей подготовке.

Многие из тех, кто мечтает управлять мотоциклом, думают, что для получения прав им придется пройти сложную процедуру. На самом деле это не совсем так, достаточно лишь преодолеть несколько преград. Легче всего получить права тем, у кого уже есть водительское удостоверение с открытой категорией «В» или опыт вождения мотоцикла.

Изучение теории

Первое, что вам потребуется для успешной сдачи экзамена в ГИБДД – отлично знать ПДД. Эти правила можно изучить самостоятельно, при помощи пособий, которые продаются в каждом книжном магазине.

Обратите внимание! Вам необходимо покупать только книги, изданные недавно, так как ежегодно ПДД претерпевает серьезные изменения. Если вы хотите получить права в раннем возрасте, то подготовку к сдаче теории можно начать за несколько месяцев до шестнадцати лет.

Второе, что вам потребуется – достичь определенного возраста. Со скольких лет можно претендовать на получение водительского удостоверения? В автошколы берут только подростков, достигших шестнадцатилетнего возраста. Следовательно, документ выдают только тем, кто достиг этого количества лет.

Еще один способ подготовиться к теоретической части экзамена – найти билеты в Интернете, и несколько раз решить задачи из них онлайн. Этот способ хорош тем, что вам наглядно укажут на ошибки. Даже если вы будете учиться в автошколе, необходимо найти время на самоподготовку, часов, на которых в таких заведениях изучают ПДД, обычно недостаточно для успешной сдачи экзамена.

Где приобрести необходимый опыт

Многие пытаются перед тем, как получить права на мотоцикл, самостоятельно попытаться научиться вождению по городским улицам. Это чревато получением административного взыскания от сотрудников ГИБДД. Лучше всего обучаться практике на специальных площадках при автошколах. Если в выбранном вами заведении нет инструктора, готового обучить вас вождению мотоцикла, попытайтесь договориться о посещении площадки для самостоятельных занятий. За небольшую плату это возможно в свободные часы.

Бывалые мотоциклисты советуют найти автошколу, которая будет готова обучить вас вождению. Даже при наличии большого практического опыта, у многих не получается сдать вождение с первого раза. Как правило, курс состоит из 5 практических занятий по два часа и шестнадцати академических часов теоретического курса. Обучение в автошколе также дает преимущество на экзамене, особенно если репутация у заведения, давшего вам знания, хорошая.

Однако это не все составляющие успеха на проверочном испытании, кроме умения выполнять маневры и хорошего знания теории, вам потребуется:

  • внимательность;
  • ответственность;
  • собранность;
  • желание.

Если вы подойдете к сдаче экзамена, обладая этими качествами, то преодолеть испытания будет намного легче, даже при минимальном опыте управления транспортным средством. Стремитесь сдать экзамен с первого раза, ведь в случае неудачи вам придется дополнительно тратить свои силы и время.

Какие документы необходимо подготовить

По достижении шестнадцатилетнего возраста можно приступать к сбору документов. Для начала вам необходимо пройти диспансеризацию, чтобы получить медицинский допуск на управление транспортом. Эта комиссия может быть проведена на платной основе в государственной или частной поликлинике (в последнем случае вы заплатите на порядок больше). Также вам придется обратиться в психоневрологический диспансер по месту прописки для получения справки о том, что вы не состоите на учете у психиатра или нарколога. Это актуально для тех, кто будет проходить комиссию не по месту регистрации.

После того как вы подготовите медицинскую справку, необходимо подготовить остальные документы:

  • квитанцию об оплате пошлины (выдается в ГИБДД);
  • паспорт (снимите копии со всех заполненных страниц);
  • свидетельство о прохождении подготовительных курсов;
  • водительское удостоверение с открытыми категориями (если есть).

Записываться на экзамен в 2016 году необходимо через портал государственных услуг. Это требуют практически во всех отделениях ГИБДД, так как сейчас они переходят на электронный документооборот. Для этого вам потребуется сначала зарегистрироваться, а затем заполнить анкету в специальном разделе.

В некоторых случаях дату испытания назначают инспекторы при приеме документов. В большинстве случаев претенденту на получение документа на управление мотоциклом придется за свои деньги приобрести экзаменационную карту. Хотя сейчас многие отделения ГИБДД теоретический экзамен принимают в электронном виде (на компьютерах со специальными программами), а практические испытания снимают на видеорегистратор.

Как проводится проверка знания теории

Все экзаменационные вопросы заранее публикуются на сайте ГИБДД. Помните, что с сентября 2016 года изменен порядок сдачи теоретического экзамена. Все вопросы, на которые экзаменуемому предстоит дать ответы, делятся на четыре тематических блока. Из каждой темы в билет входит по пять вопросов. К каждому из них дается несколько вариантов ответа. Экзамен на знание ПДД проводится в формате тестирования. Желающему получить права на управление мотоциклом необходимо из предложенных вариантов выбрать правильный.

Не стоит торопиться давать ответы, на сдачу экзамена каждому человеку отводится 20 минут. Этого времени достаточно, чтобы собраться и вспомнить ранее изученный материал. Интересно, что теперь билеты формируются динамически, готовых форм нет. Если вы допустите ошибку в одном из вопросов основного блока, вам будет выдан дополнительный из пяти задач. На каждый дополнительный блок дается дополнительно время на решение – 5 минут.

В одном тематическом блоке можно допустить всего одну ошибку, а из всех 20 задач можно неправильно ответить на две. После выдачи вам дополнительных блоков ошибаться при ответах нельзя.

Экзамен считается не сданным, если:

  • допущено более трех ошибок в первой двадцатке задач;
  • неправильно даны ответы на два вопроса в одном блоке;
  • была допущена ошибка в дополнительных задачах;
  • претендент отказался от прохождения испытания после формирования билета;
  • не даны ответы на все вопросы по причине нехватки времени;
  • были использованы подсказки третьих лиц;
  • у экзаменуемого была найдена тематическая литература.

Помните, что сейчас все классы для проведения испытаний по теоретическому курсу оснащены видеоаппаратурой.

Сдача практического экзамена

Практический экзамен сдается на специально отведенной для этого площадке. Обычно для проведения испытаний в ГИБДД предоставляют свой мотоцикл. Это может быть старый «Минск», «Ямаха» или «Иж». В некоторых случаях разрешается сдавать на своем транспортном средстве (если отдел ГИБДД находится в небольшом населенном пункте), это намного лучше, так как собственный мотоцикл не заглохнет в самый ответственный момент.

Упражнения, которые нужно будет сделать с виду кажутся простыми:

  • «змейка»;
  • «подкова»;
  • «восьмерка»
  • «зигзаг».

Как правило, разметка для этих упражнений уже нанесена на площадке. Проходить испытание необходимо на малой скорости, соблюдая все указания инспектора. Если у вас есть возможность выбрать один из нескольких мотоциклов для прохождения испытания, то стоит отдавать предпочтение тому, мощность которого меньше.

Старайтесь выполнить элементы идеально, без помарок. Как правило, инспекторы имеют наметанный глаз и замечают даже самые мелкие ошибки. Не забывайте включать поворотники или поднимать руки, чтобы показать начало торможения или поворот. Если вы все сделаете правильно, то необходимо будет пройти в здание ГИБДД для получения прав.

После получения прав не торопитесь выехать на дороги на новом мотоцикле, зарегистрируйте транспорт в ГИБДД и оформите страховку.

А, кажется, что это связано с огромными трудностями, но на самом деле все достаточно просто. Но всё-таки идти на сдачу экзаменов, не пройдя подготовку, тоже идея не лучшая. Вначале нужно хотя бы узнать обо всех нюансах и процедурах, которые придется пройти, чтобы получить права на мотоцикл.

Самостоятельное изучение теории

Первое, что понадобится в обучении - правила дорожного движения. Кажется, их продают в каждом журнальном ларьке и в любом книжном магазине. Можно взять книгу у знакомых, главное, чтобы книга была со всеми последними изменениями. Также необходимо купить экзаменационные билеты. Можно попробовать найти их в интернете, тем более что для нахождения актуальных придется потратить какое-то количество времени. Существует много сервисов, в которых можно пройти онлайн-тестирование по билетам, чтобы понять, хватает ли вашего уровня подготовки, чтобы сдать на права на мотоцикл. Один из подобных сервисов располагается на официальном сайте ГИБДД.

Отсутствие опыта не причина отказываться от прав

Если человек не имеет абсолютно никакого опыта вождения мотоцикла, ему не стоит расстраиваться, нужно просто записаться на курсы обучения. Эти курсы не похожи на те, которые проходят, чтобы открыть категорию B. Здесь будет больше практических занятий, на которых вам сразу дадут в управление мотоцикл, обучат тому, как он заводится, как тронуться с места. В теорию входит краткий рассказ о том, как работает двухтактный двигатель.

Целью курсов является именно подготовка человека в самый короткий срок таким образом, чтобы он мог получить права на мотоцикл без лишних хлопот. На подготовительной площадке будут изображения: "подковы", "зиг-зага" и "восьмерки". Как раз эти элементы и придется сдать на практическом экзамене. Цена курсов намного ниже, чем у желающих получить права для управления автомобилем, а длительность их составляет обычно 5 занятий. Время каждого - около двух часов.

Опыт вождения - несомненный плюс

Если опыт вождения мотоцикла есть (всё-таки многие начинают обучение, катаясь на стареньких "ИЖах" и "Восходах"), то можно не посещать все пять занятий. Достаточно будет прийти пару раз, чтобы отработать ключевые элементы, необходимые для сдачи. Так как получить права на мотоцикл можно, только сдав все экзамены, все же лучше посетить больше занятий, пока не будете уверены, что упражнения получится выполнить идеально. Для кого-то хватит одного занятия, а кому-то придется посетить все.

Какие нужны документы

Даже если опыт вождения мотоцикла насчитывает тысячи километров, а все билеты выучены, но кандидату на получение документа не исполнилось 16 лет, к сдаче экзаменов нельзя будет приступить, так как получить права на мотоцикл можно лишь по достижении этого возраста. И лучше повременить с увеличением опыта вождения, потому что без прав или инструктора это будет считаться нарушением закона.

Если же вам более 16 лет, в ГИБДД необходимо взять документы из следующего перечня:

  • Оплаченные квитанции.
  • Справка о прохождении медицинской комиссии.
  • Паспорт.
  • Если вы прошли курсы подготовки, то нужен документ, который это подтвердит.
  • Если есть права с другими открытыми категориями, придется взять еще и их.
  • С этих документов желательно сделать ксерокопии заранее.

Экзамены

Итак, билеты изучены, онлайн-проверка знаний пройдена на отлично, да еще и несколько раз, практические элементы отработаны и не вызовут сложности. Не спешите, получение прав на мотоцикл возможно только после сдачи экзамена, а сдать его можно не каждый день и не везде. Для начала требуется уточнить, в какой день можно прийти на экзаменовку.

Перед сдачей экзамена потребуется оплатить квитанции и только после этого прийти в отделение ГИБДД. Не забудьте взять с собой все необходимые документы. Их перечень будет написан ниже. Тут же необходимо купить экзаменационную карту, заполнить её и отдать в отдел, занимающийся теоретическим экзаменованием.

Экзамены состоят из трех частей. Сначала вы пройдете в комнату, где нужно будет проходить экзамен. Результат будет на мониторе: красный цвет - вернитесь на шаг назад и продолжайте учить билеты; зеленый - экзамен сдан, но это еще не всё. До того как получить права на мотоцикл, придется пройти последний тест - практический.

Вторая часть - практический экзамен

Для прохождения практического экзамена вам могут предоставить абсолютно любой мотоцикл. Чаще всего приходится ездить на стареньком "Минске" или "ИЖе". Техническое состояние железного коня, скорее всего, будет не самым лучшим. Он может и заглохнуть не вовремя, и для того чтобы завести его, придется потратить некоторое количество времени и сил.

Также мотоцикл может предоставить мотошкола, где проводились предэкзаменационные занятия. Вполне возможно, что у вас будет выбор между мощной "Ямахой" и 120-кубовым "Минском". Лучше выкинуть излишнюю самоуверенность и выбрать тот мотоцикл, который легче. На самом деле упражнения только кажутся простыми, а каждая ошибка может привести к необходимости пересдавать экзамен.

Если не терпится показать все свои навыки езды, лучше это сделать после экзамена, так как получить права на мотоцикл - ваша главная цель, а не испытать себя. На проверке умений нужно суметь сделать всё идеально. Люди бывают разные, кто-то не заметит вашу мелкую ошибку, а кто-то сразу скажет, что необходимо сходить еще на несколько занятий по вождению.

Завершающая часть

Больше сюрпризов на этом этапе не будет. Все те же три элемента, которые уже изучены на курсах. Не забывайте поднимать руки, обозначая повороты и торможения. Если всё сделано правильно, вас попросят пройти в центральное здание, где и будет проходить третья часть. Третья часть самая простая (а для кого-то самая сложная), она подразумевает долгое ожидание в очереди. Вам отдадут документы, а вместе с ними и водительские права.

Согласно Правилам дорожного движения передвигаться на мотоциклах можно только при наличии водительского удостоверения одной из категорий - «А», «А1» или «М». Выбор такой категории напрямую зависит от объема двигателя транспорта. Какие особенности имеет процедура получения таких водительских прав? Как проходит обучение и сдача экзаменов? Сколько стоит процедура? Дадим ответы на эти вопросы в данной статье.

Что такое категория «А»?

Отметка о категории с литерой «А» говорит о праве водителя управлять мотоциклом. Если после буквы нет дополнительных отметок, то удостоверение позволяет водить абсолютно любые мотоциклы, в том числе с коляской. Такие документы предусматривают даже вождение мотоколясок, правда, сейчас на дорогах страны их уже почти не встретишь. Категория «А» - это разрешение на вождение двух-, трех- и четырехколесными транспортными средствами массой до 4 центнеров (например, квадроциклами). Отдельную подкатегорию А1 составляют мотоциклы с объемом двигателя до 125 см3 и мощностью не более 11 киловатт. Она выделена специально для управления так называемыми легкими мотоциклами. При этом водители с указанной категорией «А» правомочны водить и их. Основное отличие подкатегории - возможность открытия с 16 лет.

С чего начинается процесс получения прав?

Для того чтобы сдать на права, нужно пройти обучение в автошколе. Сдача экзаменов без прохождения полного курса допустимо в единичных случаях. Выбирая школу, следует проверить, точно ли у нее есть выдаваемая ГИБДД лицензия. Организация, не прошедшая процедуру лицензирования, выдает документы без какой-либо юридической силы. Не менее важна предлагаемая программа: количество часов практики, материальная база школы. Лучше выбрать ту организацию, которая научит реальным практическим умениям и навыкам, а не даст информацию лишь на бумаге.

В автошколах и ДОСААФ стоимость полного курса обучения варьируется в пределах от 8-15 тысяч до 20-50 в случае получения навыков экстремального вождения. На расценки также влияет местоположение школы.

Продолжительность обучения зависит от установленного графика. По общему правилу будущие мотоциклисты должны освоить теорию в объеме не менее 106 академических часов. Практический блок составляет, как минимум, 17 часов. Обычно занятия проходят в течение 2-3 месяцев, хотя некоторые организации предоставляет возможность пройти экспресс-курс. Важный момент - транспорт, на котором осуществляется обучение. Так, если объем двигателя менее 125 см3, то сдать можно будет только на подкатегорию А1.

Как подготовиться и сдать экзамен?

Когда обучение подойдет к концу, нужно будет подготовить необходимые документы. К таковым относятся специальная медицинская форма 003-В/у, паспорт, заявление на сдачу экзамена, и документальное подтверждение уплаты государственной пошлины, размер которой составляет 2 тысячи рублей. После этого будущий мотоциклист должен сдать экзамен, состоящий из двух блоков - теории и практики. Первая часть предполагает тест: 20 вопросов с четырьмя вариантами ответа. На его решение отводится 20 минут, допустимо не более двух ошибок. Если у человека уже имеется категория В и она получена не более трех месяцев назад, то теорию можно пропустить, перейдя сразу к сдаче практической части. В программе экзамена всего три упражнения:

  • Движение прямо, поворот, разгон, торможение;
  • «Восьмерка»;
  • Слалом, проезд на малой скорости.

Вне зависимости от получаемой категории, у экзаменуемого нет права на серьезные ошибки. Больше пяти штрафов в упражнении, и придется прийти на сдачу еще раз. В этом случае придется снова уплатить пошлину и, если требуется, арендовать мотоцикл на время экзамена. Выездов на мотоцикле в город не предусматривается. Все испытания проходят только на площадке автошколы.

При сдаче вождения руками нужно показывать сигналы торможения, поворота ТС. Ни в коем случае нельзя пересекать разметку на площадке, сбивать конусы. Штрафные баллы назначаются за проход медленных участков быстрее 5 секунд, за касание ногами дороги.

После получения положительной оценки по итогам обеих частей экзамена нужно только узнать, как и когда получить удостоверение. Выдается оно в МРЭО. Не всегда выдача происходит в день сдачи, возможно, придется подождать пару дней. В случае выбора добросовестно оказывающей услуги автошколы проблем со сдачей и, как следствие, дополнительными расходами возникнуть не должно. Как утверждают специалисты, процедуры для получения прав (комиссия, аренда транспорта, если требуется и пр.) обходятся в 10-15 тысяч по регионам. Для Москвы и Санкт-Петербурга сумма значительно выше - до 60 тыс.

В 2013 в закон Российской Федерации, регулирующий вопросы безопасности дорожного движения, были внесены серьезные изменения, коснувшиеся категорий водительских удостоверений: вместо 9 (включая трамвай и троллейбус) их стало 16. Кроме того, ужесточились требования к водителям. Эти поправки запутали обычных граждан, и многих до сих пор волнует вопрос о том, на какие мотоциклы не нужны права, а на какие – необходимы.

Категории прав на управление мотоциклами

В настоящее время основная категория для управления двухколесным механическим транспортом – А. К ней относят мотоциклы, мотороллеры и другие подобные средства передвижения. На первый взгляд всё просто. Однако, если раньше получить соответствующие права можно было в 16, сейчас законодательство требует, чтобы водителю было не менее 18 лет. Для тех же, кому не терпится сесть за руль, предусмотрена категория А1. Она позволяет сдать на права в 16, но управлять можно только мототехникой с объемом двигателя не более 125 кубических сантиметров и мощностью меньше 11 кВт.

Также не нужно забывать о подкатегории B1 – это трициклы и квадрициклы, и категории М – мопеды и легкие квадрициклы. На каждом отдельном случае стоит остановиться подробнее, чтобы определиться какая категория прав нужна на мотоцикл того или иного типа.

Скутеры и мопеды

Правилами дорожного движения Российской Федерации мопед определяется как средство передвижения с двумя или тремя колесами, объем двигателя которого не может быть больше 50 кубов, а максимальная скорость – 50 км/ч. При этом расположение колес значения не имеет.

Скутер (он же мотороллер) легко отличить от другого двухколесного транспорта: в конструкции предусмотрена выемка с площадкой для ног, благодаря которой водитель сидит не верхом, так же как на стуле. Как правило, на европейский рынок поставляются модели с объемом двигателя до 50 см 3 .

Такие мопеды и скутеры попадают под категорию М. Управлять ими разрешено с 16 лет, а не с 14, как раньше. Категория автоматически присваивается при получении любого водительского удостоверения. Например, можно сдать на права А1 или В, и сразу получить М.

Но не все модели мотороллеров попадают под определение мопеда. Существуют скутеры, способные развивать скорость до 150 км/ч. В таких случаях, ориентируясь на объем двигателя, можно понять, какую категорию прав нужно. Мотоцикл до 125 кубических сантиметров требует категории А1, при большей мощности – А.

Легкие мотоциклы

Мотоциклы до 125 кубов обладают рядом преимуществ по сравнению как с мопедами, так и с более мощной техникой. Они развивают скорость до 130 км/ч и мало весят, поэтому справиться с ними способны даже новички. Кроме того, разнообразие моделей позволяет выбрать удобный вариант для города или для езды по пересеченной местности.

На какие мотоциклы не нужны права? К сожалению, для управления техникой до 125 кубов придется получить категорию А1. Недостаток такого варианта в том, что при желании сменить железного коня на что-то более серьезное, с кубатурой повыше, нужно будет снова посещать автошколу. Категория А1 не дает права управлять мотоциклом мощностью выше 11 киловатт.

Спортбайки

Красивый и мощный высококубатурный спортивный байк, мечта большинства мотоциклистов, одновременно является страшным кошмаром большинства людей. Если у первых он ассоциируется с адреналином и полной свободой, то у остальных – с диким ревом и смертельно опасными маневрами.

Спортивные мотоциклы тяжелы в управлении, имеют достаточно неудобную посадку и предназначены для езды по специальным скоростным трассам. Но, несмотря на это, они пользуются большой популярностью в России, и большинство мотоциклистов передвигаются на них по дорогам общего пользования.

Безусловно, чтобы управлять подобной техникой, нужно быть опытным водителем. И, конечно, несложно понять, какие права нужны на мотоцикл 250 кубов и выше. Без водительского удостоверения категории А не обойтись.

Классические мотоциклы и круизеры

Несмотря на увлечение скоростными моделями, дорожные мотоциклы не теряют своей актуальности. Ездить и на классике, и на круизере по асфальтовому покрытию максимально комфортно. Благодаря своей конструкции, они обеспечивают удобную прямую посадку.

Многие интересуются, с какой кубатуры нужны права на мотоцикл такого типа. Исключений для круизеров и классики нет, водительское удостоверение необходимо для всей техники. До 125 кубов – А1, свыше этого значения – категории А.

Мотоциклы с коляской

Раньше такая техника была очень популярна в СССР, она использовалась в качестве недорогой и доступной альтернативы легковому автомобилю. На протяжение всего XX века мотоциклы с люлькой были широко распространены в армиях разных стран. Но со временем они стали терять популярность и в настоящий момент выпускаются в ограниченных количествах.

На первый взгляд кажется очевидным, что управление мотоциклом с коляской очень отличается от езды на двухколесном транспорте. Это гораздо менее маневренная, но и более устойчивая техника, требующая специальных навыков. Поэтому не всегда сразу понятно, какие права нужны на мотоцикл с коляской.

Но если вспомнить, что люльку, как правило можно отцепить, всё становится на свои места. Для управления также потребуется категория А, без какого-либо дополнительного обучения. Однако прежде, чем отправляться в путь на мотоцикле с боковым прицепом, нужно как следует изучить особенности его поведения на дороге. Неопытный водитель может легко допустить опрокидывание техники на поворотах или потерять контроль из-за увода в сторону при разгонах и торможениях.

Кроссовые мотоциклы

Этот класс техники также называют внедорожниками. Они предназначены для занятий мотокроссом. На них отсутствуют фары и другое освещение, а резина не обеспечивает необходимого уровня сцепления с дорожным полотном. По закону Российской Федерации, кросс-байки являются спортивными снарядами, не требуют регистрации и постановки на учет.

Ввиду выше сказанного, самый очевидный ответ на вопрос о том, на какие мотоциклы не нужны права - кроссовые байки. Но нужно принимать во внимание одну важную деталь: по дорогам общего пользования на них двигаться запрещено! Согласно закону, кроссовый мотоцикл должен доставляться на трек только при помощи специальной техники. Ни в коем случае не своим ходом.

Трициклы и квадрициклы

В попытках выяснить, на какие виды мотоциклов не нужны права, многие обращают внимание на трициклы и квадрициклы. Но и с ними всё не так просто. Для управления легким квадрициклом, чья масса не превышает 350 кг, а скорость - 50 км/ч, достаточно водительского удостоверения категории М.

Для техники большей мощности и трициклов понадобится подкатегория В1. Получить её могут только граждане не моложе 18 лет. При этом, если техника оснащена рулем мотоциклетного типа, то право управления есть также у водителей с открытой категорией А.

Наказание за езду на мотоцикле без прав

Желание знать, на какие мотоциклы не нужны права, легко объяснимо, ведь ежедневное использование двухколесной техники в городских условиях не всегда удобно. И не каждый готов потратить несколько месяцев в автошколе ради редких развлекательных поездок в выходные дни. Но в данный момент в России, как и в большинстве развитых стран, получение водительского удостоверения для управления мотоциклом необходимо. Категория А является практически универсальной и позволяет ездить почти на любом железном коне.

А вот рискнувшим выехать на дорогу без соответствующих прав стоит знать о наказании. Согласно части первой статьи 12.7 КоАП, размер штрафа за такое правонарушение - от 5 до 15 тыс. руб. Кроме того, транспортное средство эвакуируют на стоянку. Если техника принадлежит другому человеку, его также могут оштрафовать на сумму 30 тыс. руб.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков