Первый автомобиль тесла. Краткая история Tesla — автомобильной компании будущего

Первый автомобиль тесла. Краткая история Tesla — автомобильной компании будущего

Автомобили с запоминающимся названием «Тесла» уже давно рассекают по дорогам Европы и России. Другое дело, что ввиду относительно высокой стоимости и проблем с зарядкой они еще не слишком распространены. Тем не менее многие эксперты говорят, что автомобили «Тесла» вскоре станут крайне популярными и востребованными. Давайте более подробно поговорим об электромобилях нового поколения. Рассмотрим их преимущества, недостатки и многое другое.

Общие сведения

В настоящее время автомобили «Тесла» имеют огромное количество модификаций - это "Родстер", Model S, а также многие другие. В любом случае имеет смысл говорить о том, что все машины по-своему уникальны и интересны. Все это вызывает небывалый интерес у потенциальных покупателей. Но есть большое количество ограничивающих факторов. К примеру, «Тесла Родстер» 2008 года выпуска стоит порядка 100 000 долларов. Естественно, что такой автомобиль мог позволить себе далеко не каждый. Тем не менее характеристики его находятся на хорошем уровне. Электрический двигатель на 250 лошадей разгоняет машину до 100 км/час за 4 секунды и может проехать 400 км без подзарядки. Существуют и другие производители электрокаров, однако компания «Тесла» считается самой перспективной и интересной.

Автомобиль «Тесла»: характеристики и кое-что еще

Первым делом давайте разберемся с техническими характеристиками. В отличие от бензиновых автомобилей, в которых мощность является определяющим фактором, тут имеет смысл обратить внимание на запас хода. Этот показатель говорит о том, сколько ТС проедет по дороге без подзарядки. Естественно, что на разных машинах аккумуляторы отличаются, равно как и электродвигатель, тем не менее лучших показателей удалось добиться Tesla Model S, где стоит АКБ на 85 кВт/ч. Производитель говорит о том, что такой батареи хватит на 470 км пути, однако на практике выходит несколько меньше. Если полностью утопить педаль акселератора в пол, то получится не более 300 км. Кузов автомобилей от данного производителя изготавливают из специального волокна, которое значительно легче стали. Это на порядок улучшает динамические показатели ТС. Двигатели тоже ставят самые разные, начиная со 100 и заканчивая 300 лошадьми. Этого достаточно как для спокойной, так и для агрессивной езды.

Можно ли ездить зимой?

Этот вопрос на самом деле интересует многих покупателей. Все знают, что емкость АКБ в холодное время года падает. Особенно это актуально для электромобилей, которые полностью полагаются на свои аккумуляторы. Но представители компании говорят о том, что вам не о чем беспокоиться. К примеру, при необходимости отключается регенеративное торможение, а подогрев салона включается только при зарядке транспортного средства. Также перед выездом на работу с утра необходимо поставить электромобиль на зарядку, заодно он прогреется.

Что же касается регенеративного торможения, то появятся некоторые ограничения в использовании этой функции. Если раньше для того, чтобы притормозить, достаточно было отпустить педаль газа, то зимой придется вспомнить о том, что есть и тормоза. Отключение этой функции связано с тем, что пока АКБ не прогреется, получение дополнительной энергии во время езды невозможно. В любом случае придется смириться с тем, что запас энергии упадет примерно на 20%.

«Тесла» (автомобиль): тест-драйв Model S

По заявлению производителя, это уникальная машина. Тем не менее был проведен тест-драйв, который показал, что авто достойно внимания, но ничего сверхъестественного в нем нет. В салоне довольно просто, единственное, что бросается в глаза - это бортовой компьютер. Но приятно радуют объемы багажников, а их тут два, и количество места в салоне, особенно на передних местах.

Нет претензий и к подвеске ТС. Она отлично справляется с поставленной задачей и полностью защищает водителя и пассажиров от вибрации. Эта модель может похвастаться невероятной мощностью. Только представьте - 416 лошадей под капотом! Проявляются некоторые крены при движении на высоких скоростях, в остальном рулевое просто отличное, особенно радует режим «Стандарт». Что же касается запаса хода, то тут сложно сказать что-то конкретное. Испытания показали, что расход энергии резко увеличивается при нажатии на акселератор. В целом автомобили «Тесла» данной модели показывают хорошую динамику и устойчивость на дороге.

Несколько интересных деталей

Как было отмечено немного выше, автомобили «Тесла» в России встречаются очень редко. Обусловлено это исключительно тем, что специальных станций для подзарядки практически нет. Если обычную заправку можно видеть чуть ли не на каждом километре, то зарядить электрокар будет проблемно. Это, наряду со стоимостью, и является основным ограничителем при покупке автомобилей от данного производителя. На сегодняшний день уже устанавливаются такие зарядки в гаражи пользователей, но такая роскошь не каждому по карману. Кроме того, зарядное устройство не так просто подобрать. Есть такие, которые заряжают ТС в течение нескольких суток, а есть - за полчаса. Одни не позволят ездить на машине несколько дней, другие на глазах разрушают аккумулятор. В любом случае при решении подобного вопроса лучше посоветоваться со специалистами компании, где делается покупка.

Заключение

Для многих жителей Европы электромобили стали уже давно привычными, в отличие от нас. Можно с уверенностью говорить о том, что они более удобны и просты в обслуживании. Конечно, это вовсе не значит, что за электродвигателем не требуется уход, но проблем будет точно меньше, нежели с бензиновым мотором. Тем не менее автомобиль «Тесла», цена на который довольно велика, имеет и недостатки. Один из них - стоимость. Современный электромобиль обойдется недешево. "Родстер" - 90-110 тысяч долларов, Model S - еще дороже. Но можно говорить о том, что расценки несколько изменятся с ростом спроса. По предварительным прогнозам цены могут упасть на 20-25%. Это сделает электрокары равными с машинами, работающими на бензиновых двигателях. Если еще 10 лет назад над задумкой создать такую машину могли посмеяться, то сегодня это реальность, которая неплохо прижилась.

Новый автомобиль компании Tesla Model S P85D. Новое поколение Tesla получило полный привод. Автомобиль сможет разгоняться до 100 км в час всего за 3,2 секунды, вставая в один ряд с суперкарами Porsche, Ferrari, Lamborghini, Audi и другими.

ЦП собрал интересные факты из истории компании.

Компанию Tesla основал не Элон Маск

Идея создания спортивного электромобиля пришла в голову инженеру Мартину Эберхарду. Он хотел создать автомобиль с маленьким расходом топлива. Однако инженер хорошо разбирался в аккумуляторных батареях, но не понимал ничего в автомобилях. Поэтому свое внимание он сосредоточил на разработке литиево-ионных аккумуляторов.

На реализацию проекта требовались деньги. Эберхард долгое время искал спонсоров, пока не нашёл их в лице Элона Маска из PayPal и основателей Google - Сергея Брина и Ларри Пейджа.

Благодаря их поддержке, в 2003 году была основана новая компания, названная в честь сербского ученого Николы Теслы. Соучредителем компании стал другой инженер - Марк Тарпеннинг (Marc Tarpenning).

Первый автомобиль Tesla - переделанный Lotus Elise

В основу первого электромобиля была положена серийная бензиновая модель Elise, которая производилась компанией Lotus Cars. Tesla просто поменяли всю «начинку» автомобиля. Вместо двигателя инженеры разместили 6381 аккумулятор.

Сложная система устройства питания автомобиля потребовала специальной системы охлаждения. Так как основатели Tesla Motors не разбирались в автомобилях, они начали переманивать специалистов из Lotus Cars, что чуть не закончилось скандалом. Всего же в компании в то время работало около сотни человек.

Tesla Roadster мог развивать скорость 100 км в час за 4 секунды, достигая максимальной скорости 210 км в час. Заряда хватало на 400 км пробега. «Заправить» электромобиль можно при помощи обыкновенной розетки. Машина появилась в продаже в июне 2006 года по цене $100 тысяч долларов.

Компании Tesla Motors больше 10 лет

Компания была зарегистрирована в июле 2003 года, и в течение трех лет никак не фигурировала в прессе до момента презентации Tesla Roadster в июле 2006 года.

Tesla чуть не обанкротилась в 2007 году

Компания Tesla находилась в кризисном положении. В декабре 2007 года президентом компании был назначен Зеев Дрори, успешный высокотехнологичный предприниматель. Под руководством Дрори 10% сотрудников были уволены, но компания стала прибыльной.

Тем не менее Дрори не проработал и года. В октябре 2008 года Элон Маск сместил его на должности генерального директора. Дрори стал вице-председателем, а затем покинул компанию спустя два месяца. К этому времени Маск вложил 70 миллионов долларов своих собственных денег в Tesla.

Однако и под руководством Маска дела не пошли в гору. За четыре года компания продала всего 2250 электрокаров. Tesla испытывала проблемы с доставкой в срок. Не помогло даже участие автомобиля в популярнейшем автомобильном шоу Top Gear.

Крупнейший автоконцерн Daimler AG владеет долей Tesla

Соглашение о стратегическом партнерстве было подписано 19 мая 2009 года. Концерн Daimler AG приобрел 10% акций Tesla за $50 миллионов.

Компания Tesla брала кредит у правительства США

В июне 2009 года Tesla Motors взяла $465 млн в кредит у Министерства энергетики США. Компания смогла досрочно погасить кредит - в мае 2013 года, на девять лет раньше срока.

Первый слоган компании

Только 6 деталей Tesla Model S нуждаются в периодической замене

Согласно условиям эксплуатации автомобиля, в сервисной замене нуждаются четыре колеса и дворники. Тормозные колодки на автомобили практически не изнашиваются, так как большая часть остановок происходит с помощью рекуперативного торможения .

Компания Tesla стоит дороже Fiat, Mitsubishi, Suzuki, Isuzu

Рыночная капитализация компании (примерно 21 млрд) превышает капитализацию Mitsubishi, Suzuki и Isuzu.

Сегодня компания Tesla ассоциируется с новым современности Илоном Маском, но мало кто знает, что компанию на самом деле основал не он. Интерес к инновационным автомобилям растет по мере того, как компания выпускает новые модели со все более возможностями. Но кто на самом деле повинен в успехе Tesla? В этом разобрались в редакции TechCrunch.

Компания Tesla была основана в июле 2003 года Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннином. Именно они пытались развивать зарождающийся автоконцерн, пока в 2004 году Илон Маск не вложил в компанию $7,5 млн в раунде А. Тогда-то он и совет директоров компании.

В феврале 2005 года Илон Маск сделал очередное вливание в Tesla – на этот раз в размере $13 млн – компания как раз занималась разработкой ранее анонсированного автомобиля Tesla Roadster. Позже в 2007 году компания подняла еще $40 млн в раунде С от Маска и венчурного фонда Technology Partners.

11 июля 2005 года Tesla подписала контракт с английским авто-производителем Lotus на изготовление готовых автомобилей без трансмиссии, которые и стали Tesla Roadster.

19 июля 2007 года СЕО компании Мартин Эберхард вместе с главой совета директоров Илоном Маском представили первую модель Tesla на закрытой вечеринке в аэропорту Санта Моника. С этого момента Tesla – официально автомобильная компания.

Вскоре Tesla оказалась в тяжелой ситуации. Компания прогорала и нуждалась в новом лидере. В декабре 2007 года Зеев Дрори, успешный хай-тек предприниматель и менеджер, становится СЕО и президентом компании. Под его началом 10% персонала было уволено, чтобы сделать компанию прибыльной. Однако Дрори недолго пробудет главой Tesla.

В октябре 2008 года Маск уговорил Дрори стать вице-президентом компании, но уже в декабре тот покинул эту должность. За этот период Маск просадил $70 млн собственных денег на Tesla.

Tesla продала 2250 моделей Roadster с 2008 по 2012 год. Это было непросто. Компания изо всех сил старалась выполнить заказы в срок, попутно убеждая потенциальных клиентов в реальности заявленных возможностей авто. Участие в британском шоу Top Gear не помогло в этом.

В седьмой серии 12 сезона Top Gear ведущий Джереми Кларксон тестирует Roadster и критикует ее в пух и прах, подчеркивая, что автомобиль прошел всего 55 км. Tesla судится с ним за клевету, но проигрывает процесс.

30 июня 2008 года Tesla анонсирует Model S со стартовой ценой от $50 000 и салоном на семь человек. Она должна была стать “доступной” моделью для всей семьи.

19 мая 2009 года Tesla заключает стратегическое партнерство с немецким автомобилестроительным концерном Daimler AG, который покупает 10% в компании за $50 млн.

В июне 2009 года Tesla взяла в кредит $465 млн у Министерства энергетики США. Компания выплатила долг в мае 2013 года, на девять месяцев ранее срока.

29 июня 2010 года Tesla заработала $26 млн при первичном размещении акций на бирже, став первой в Америке публичной автокомпанией после Ford, которая вышла на биржу в 1956 году. С момента выхода на IPO акции компании Tesla выросли на 1229%.

Tesla анонсирует первый паркетник и полноприводный автомобиль 9 февраля 2012 года. Он называется Model X, и должен появиться на рынке в 2015 году. Модель заявлена с впечатляющими дверями-бабочками в базовой комплектации.

В 2012 году Tesla без шума начала строительство сети электрозаправок в Калифорнии. К моменту анонса в 2012 году сеть Superchargers насчитывала уже шесть готовых станций. Сегодня их более 200 по всему миру, а их распределение позволяет владельцам Model S пересечь всю территорию США.

К 2013 году Tesla развивалась вполне стабильно, но компанию поджидал сюрприз. Сразу три седана Model S загорелись в ходе дорожных происшествий. Компания незамедлительно решила проблему и заявила, что автомобили концерна отныне надежны, но удар по репутации уже был нанесен. Акции компании упали более чем на 20%.

По прошествии тяжелого 2013 года, в 2014-м Tesla, наконец, нашла свою нишу. Цена акций компании взлетела на 47% с момента падения из-за пожаров в автомобилях Model S. К июлю 2014 года Tesla продала 28 500 Model S и сейчас активно работает над новыми моделями.

15 июля 2014 года Telsa объявили, что следующий автомобиль будет называться Model 3. Цена стартует от $35 000.

Новую версию полноприводного седана Model S компания . Главное отличие от стандартной Model S - наличие новой силовой установки, состоящей из двух электромоторов. Максимальная скорость электрокара составляет 250 км/ч, а запас хода вырос на 16 км и составляет 443 км.

В полной комплектации автомобиль оснащен системой полуавтономного управления, состоящей из камеры и ультразвукового радара. Теперь общественность замерла в ожидании полностью автономной модели, которую Илон Маск обещает выпустить в ближайшие 5-6 лет.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Многие называют автомобили Tesla будущим сферы личного транспорта, некоторые сравнивают престижные электрокары со смартфонами Apple, третьи же считают успех Илона Маска чисто временным явлением. Но факт остается фактом: американские безвыхлопные машины становятся популярнее день ото дня, несмотря на высокую цену. А последняя новинка, Модель 3, еще до официальной презентации собрала 250 000 предзаказов. Чем не повод всерьез задумываться о покупке «Теслы» уже в 2016-2017 году?

Фото Tesla Model S

Tesla Model S — предел мечтания эстетов всех мастей

Пока самый успешный проект компании, ставший более смелым продолжением пилотного Roadster –Model S. Если в качестве прогулочного авто без крыши состоятельный человек с удовольствием бы взял бесшумный электрокар с хорошим дизайном, то с машиной на каждый день вопрос обстоял немного сложнее. Но именно довольные водители родстера и стали первыми покупателями новинки, а заодно и рекламщиками «сарафанного радио». Model S в компании именуют не иначе как «первый в мире электрический седан». Хотя на деле «Эска», скорее, лифтбек с профилем купе, чем классическийтрехобъемник. Впрочем, уникальность автомобиля от того не умаляется.

Первое, что следует отметить, это лаконичная и узнаваемая внешность. Элегантная оптика, выдвигающиеся ручки дверей, спортивная приземистость и очень плавная линия крыши – все это делает модель предметом мечтания эстетов всех мастей. Но есть в такой «напомаженности» и рациональное зерно: автомобиль щеголяет впечатляющим показателем обтекаемости – всего 0,27. К тому же, кузов (как и шасси) выполнен из алюминия, который втрое легче стали, а значит, с экономией веса экономится и объем затрачиваемой на езду энергии. Правда, из-за любви инженеров к «крылатому металлу» рядовым пользователям приходится, например, аккуратно закрывать капот обеими руками, дабы избежать его перекоса. Но это уже второстепенные детали. Куда важнее внутренняя начинка.

Технические характеристики бестселлера

Габаритные размеры:

  • длина – 4970 мм;
  • ширина – 1964 мм;
  • высота – 1435 мм;
  • колесная база – 2960 мм;
  • колея передняя/задняя – 1662/1700 мм.

Дорожный просвет в нормальной ситуации составляет 155 мм, но благодаря адаптивной работе сложной пневматической подвески может изменяться в ту или иную сторону в диапазоне 40 мм. Более того, система способна запоминать ваши действия по принудительному увеличению/уменьшению клиренса в зависимости от состояния дорожного полотна с привязкой к GPS-координатам. Это означает, что когда вы в следующий раз будете проезжать в местности с хорошим скоростным асфальтом, машина сама «присядет» на 2 см, улучшив устойчивость и сократив расход энергии. Аналогичная ситуация будет наблюдаться на разбитых участках, где нужно быть аккуратнее – пневмоподвеска среагирует самостоятельно, не обременив хозяина лишними телодвижениями.

Примечательно, что даже без шаманства с подвеской шасси ведет себя очень стойко на любых скоростях, а крены не минимальны – их практически нет. Все дело в идеальной развесовке по осям (48:52) и очень низком центре тяжести, что стало результатом грамотного распределения ячеек батареи под полом. Не отражается на поперечной устойчивости кузова и вес двигателя. Вместо массивного ДВС, здесь установлены два (или один – зависит от версии) компактных электродвигателя. Закономерно, что моторы установлены также по разным осям. Благодаря отсутствию традиционного «сердца» улучшилась и пассивная безопасность автомобиля: кузов значительно эффективнее обычного поглощает энергию фронтального удара. По системе Euro NCAP лифтбек получил твердую пятерку.

В придачу ко всему вышеперечисленному Model S радует еще и незаурядным объемом багажных отсеков. Их два: передний багажник вмещает 150 л, задний – 745 л. Причем остается возможность сложить спинки задних сидений, тем самым добившись простора в 1645 л.

Что касается салона, то он так же достоин искренней похвалы: на галерке свободно помещаются трое взрослых, и сидеть будет удобно даже среднему пассажиру; передние кресла имеют приятную ковшеобразную форму и обрадуют комфортом людей различной комплекции. Говоря же о недостатках внутреннего мира «Теслы», нужно отметить небольшую высоту потолка над диваном, что является платой за красивый силуэт а-ля купе, и неудачную архитектуру задних подголовников.

Тест драйв

Независимо от версии, Model S демонстрирует завидную динамику.

Даже самая слабая модификация «60» вторую сотню на спидометре разменивает всего за 5,9 с. Что же касается топовой версии P90D с двумя моторами мощностью 510 л.с. и 262 л.с., то она разгоняется от нуля до 100 км/ч за грандиозные 3 секунды!

Неудивительно, что маркетологи компании так часто используют в качестве рекламы ролики о драг-рейсерах, безрезультатно соревнующихся с владельцами цивильных седанов. Максимальная скорость, как и следовало ожидать, ограничена электронным ошейником и составляет 250 км/ч.

Но куда больше потенциальных покупателей интересует показатель автономности – сколько автомобиль способен проехать на одной зарядке? И тут Tesla снова впереди планеты всей. При удачных погодных условиях (без ветра, дождя, при температуре + 20ºC) и по хорошему асфальту можно проехать до 500 км (данные для модели 90D, показатель для S60 – 372 км). Это абсолютный рекорд в классе серийных электрокаров. А недавно в компании так и вовсе доказали, что в умелых руках «Эска» не теряет способности вращать колеса на отрезке 750 км! Именно столько проехал водитель-испытатель, хотя на практике выполнять подобные трюки строго не рекомендуется.

Отзывы владельцев

В целом обладатели ключей с эмблемой Tesla очень довольны шикарным седаном, отмечая очевидные плюсы такого автомобиля: безвредность для окружающей среды, почти бесплатность заправки, тишину в салоне. Но как насчет недостатков в автомобиле под 100 тысяч евро?

Сенсорный дисплей — главный помощник водителя

Первое, что необходимо учитывать – габариты. Кузов длинный, широкий, а ремонт бамперов может обойтись в очень приличную сумму. Особенно с учетом отсутствия в РФ официальных сервисных центров.

Водители часто жалуются на то, что датчики парковки не замечают высоких бордюров, что неприлично повышает риск повредить облицовочный пластик.

Особенно тяжело приходится при движении реверсом. Из-за сильно наклоненного стекла обзор назад назвать достаточным сложно. Спасает только огромный 17-дюймовый сенсорный экран, расположенные по центру передней панели. Лучше ориентироваться сразу по нему, тем более что картинка с камеры заднего вида имеет большое разрешение и отличается премиальным качеством.

За сколько можно купить новый Model S: стоимость в рублях

Чтобы стать обладателем Model S, россиянам пока что приходится заказывать автомобили из Европы, где имеется разветвленная сеть автосалонов и сервисных центров. Поэтому к базовой стоимости придется добавить расходы на таможенное оформление и собственно доставку товара.

Стоимость Model S в Германии:

  • S 60 — от 77 100 € (5 425 611 руб.);
  • S 70 — от 79 040 € (5 559 634 руб.);
  • S 70D — от 87 890 € (6 182 138 руб.);
  • S P90D — от 121 540 € (8 552 903 руб.);
  • S P90D (рестайлинг) — от 146 540 € (10 307 550 руб.).

Автомобиль Тесла Model X 2016-2017 года

Долгое время Илон Маск интриговал заявлениями о готовящемся к премьере кроссовере. И этот день наступил: Model X предстала перед публикой в виде купе-внедорожника с задними дверями, открывающимися по принципу «крыло сокола». Подобно легендарному Мерседесу, кроссовер откидывает массивные двери вверх, довольствуясь всего 30-сантиметровым запасом пространства по бокам. Очень грамотное решение с учетом того, что на втором ряду обычно ездят дети, так любящие широко распахивать двери на тесной парковке. Кстати, в «Икс» усадить (и пристегнуть) можно до пяти детей, так как по умолчанию салон 7-местный, со складывающимися в ровный пол сиденьями третьего ряда. К тому же, сиденья среднего ряда могут двигаться по отдельности, создавая максимум комфорта в зависимости от ситуации и дальности поездки.

На динамику Model X работают два электромотора мощностью 259 л.с. и 503 л.с., выдающие в сумме 713 Нм. Благодаря такому арсеналу, 2,5-тонный SUV разгоняется от нуля до сотни всего за 3,2 с. При этом батарея мощностью 90 кВт/ч позволяет находиться в движении без подзарядки целых 400 км. Одним из секретов такого результата является впечатляющая аэродинамика: коэффициент лобового сопротивления составляет 0,24. Ни один паркетник не способен похвастаться чем-то подобным.

Доступная Tesla 3: дата появления модели и цена в России

Но еще больший ажиотаж произвела новость о грядущей презентации «бюджетной» Tesla 3, призванной послужить заветным пропуском в престижный мир американского бренда. Согласно официальному заявлению Маска, стоимость серийного автомобиля будет стартовать с $35 000. От нуля до 100 км/ч автомобиль сможет разгоняться за 6 секунд. Правда, пока модель находится на стадии тестирования, и конвейер будет запущен лишь в 2017 году. Планируется выпускать до полумиллиона «троек» в год. Но по поводу официальных продаж в РФ ничего не известно. Вполне возможно, что российским фанатам тихих и безвыхлопных автомобилей придется, как и сейчас, покупать машины в тех странах, где уже есть представительства Tesla. Кстати, статистика ГИБДД говорит о том, что в 2015 году на учет было поставлено около 50 моделей S, что является не таким уж плохим результатом.

Один из самых ожидаемых автомобилей — Tesla Model 3

Как происходит зарядка автомобилей Tesla

Зарядить батарею «Теслы» можно несколькими способами:

  1. бытовая розетка 110V/12A – 83 ч;
  2. розетка типа NEMA 240V/24A – 16 ч;
  3. розетка типа NEMA 240V/40А – 9 ч.

Таким образом, видно, что зарядить машину у себя в гараже за одну ночь вполне реально (если установлена розетка оптимальной конфигурации), тем более что производитель настоятельно не рекомендует полностью разряжать аккумулятор. Минимальный порог остатка не должен опускаться ниже 10%, а еще лучше взять за привычку ставить авто на подзарядку при падении запаса энергии до 30%. При этом аналогично опасно заряжать батарею под завязку: наполнение ячеек электричеством до 100% крайне тяжело переносится автомобилем. В компании рекомендуют прекращать зарядку по достижении 90% запаса. Это легко регулировать при помощи таймера заряда и мобильного приложения, дающего информацию об аккумуляторе в удаленном режиме. Если систематично перезаряжать/разряжать Tesla, то это неизбежно скажется на живучести ее батареи.

Одним из важных недостатков процесса пополнения энергии автомобиля является его продолжительность во времени. Чтобы ускорить зарядку, можно за $1200 дополнительно приобрести настенную зарядную станцию Wall Connector. Данное приспособление повышает мощность заряда от NEMA до 20 кВт, что в перерасчете на километраж позволяет получить до 50 км в час. Наполнив батарею на 90%, вы сможете рассчитывать на автономность в течение 435 км (для моделей 90D). ТакжеTesla предлагает сделать апгрейд автомобилей с одинарным зарядным портом при помощи аппаратаDual Charger за $3600. С «дуал-чарджером» скорость зарядки повысится ровно вдвое.

Также никто не отменял быстрые заправки типа Supercharger, на которых полностью восстановить запас хода можно всего за 30-40 минут.

Производитель продолжает тестировать автопилот

Немало шуму наделал инновационный автопилот от Tesla, который позволяет водителю просто откинуться на кресле и созерцать «роуд-муви». Но на самом деле система постоянно мониторит ситуацию (трафик, скорость, погодные условия, состояние дороги) и по своему усмотрению просит драйвера положить руки на руль. Именно из-за игнорирования водителями подобных советов компьютера за последнее время произошло несколько резонансных ДТП, в том числе с летальным исходом. Доказать, что автовладелец сам был виноват в аварии, представители компании могут очень легко: каждая Tesla телепатически связана с центром и передают всю текущую информацию об эксплуатации. И один из отслеживаемых параметров – давление на рулевом колесе.

Видео: большой тест-драйв Tesla Model X

Стоит отметить, что пока автопилот находится в бета-тестировании, о чем покупатели электрокаров точно осведомлены. В то же время все новые модели уже серийно оснащаются данной технологией. По ходу исследований будут производиться улучшения программного обеспечения и, соответственно, онлайн-обновления без необходимости в посещении сервисного центра. Также в компании отметили, что оборудовать уже выпущенную технику фирменным автопилотом невозможно, так как это будет связано с существенным изменением многих узлов. Теоретически такой тюнинг обошелся бы владельцу в стоимость нового Tesla S 60.

  • Новости
  • Практикум

Российскому автопрому снова выделили миллиарды рублей

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, которое предусматривает выделение 3,3 млрд рублей бюджетных средств для российских производителей автомобилей. Соответствующий документ размещен на сайте правительства. Отмечается, что бюджетные ассигнования были изначально предусмотрены федеральным бюджетом на 2016 год. В свою очередь, подписанное премьером постановление утверждает правила предоставления...

Новый бортовой КамАЗ: с автоматом и подъемной осью (фото)

Новый бортовой магистральный грузовик - из флагманской серии 6520. Ноинка укомплектована кабиной от Mercedes-Benz Axor первого поколения, двигателем Daimler, автоматической коробкой передач ZF, и ведущим мостом Daimler. При этом последняя ось - подъемная (так называемый «ленивец»), что позволяет «значительно сократить затраты энергоресурсов и в конечном счёте...

Дороги в России: не выдержали даже дети. Фото дня

В последний раз этот участок, расположенный в небольшом городке Иркутской области, ремонтировали 8 лет назад. Дети, чьи имена не называются, решили исправить данную проблему самостоятельно, чтобы можно было кататься на велосипедах, передает портал «УК24». О реакции местной администрации на фотографию, которая уже стала настоящим хитом в сети, не сообщается. ...

Объявлены цены на спортивную версию седана Volkswagen Polo

Автомобиль, оснащенный 1,4-литровым 125-сильным мотором будет предлагаться по цене от 819 900 рублей за версию с 6-ступенчатой механической трансмиссией. Помимо 6-ступенчатой механики, покупателям будет доступна также версия, оснащенная 7-ступенчатым «роботом» DSG. За такой Volkswagen Polo GT попросят от 889 900 рублей. Как уже рассказывал «Авто Mail.Ru», от обычного седана...

Лимузин для президента: раскрыты очередные подробности

Сайт Федеральной патентной службой продолжает оставаться единственным открытым источником информации об «автомобиле для президента». Сначала НАМИ запатентовал промышленные модели двух автомобилей - лимузина и кроссовера, которые являются частью проекта «Кортеж». Затем намишники зарегистрировали промышленный образец под названием «Панель приборов автомобиля» (скорее всего, именно...

Как правильно реагировать на затопление улиц. Видео и фото дня

О том, что этот тезис - больше, чем просто красивые слова, наглядно доказывают видеоролики и фото, появившиеся после потопа, произошедшего в Москве 15 августа. Напомним, на столицу менее, чем за сутки, выпало более месячной нормы осадков, в результате чего канализация не справилась с потоком воды, а многие дороги просто затопило. Между тем, как...

В Петербурге угнали автомобиль без двигателя и крыши

По данным издания «Фонтанка.ру», в полицию обратился бизнесмен, который и рассказал, что из двора его дома на проспекте Энергетиков похитили зелёную ГАЗ М-20 «Победа», которая была выпущена еще в 1957 году и имела советские номера. По словам потерпевшего, машина вообще не имела мотора с крышей и предназначалась для реставрации. Кому потребовался автомобиль...

Московский каршеринг оказался в центре скандала

Как рассказал один из участников сообщества «Синие Ведерки», воспользовавшийся услугами «Делимобиля», компания в случае ДТП с участием арендованного автомобиля требует от пользователей компенсировать стоимость ремонта и дополнительно взимает штраф. Кроме того, автомобили сервиса не застрахованы по каско. В свою очередь представители «Делимобиль» на официальной странице в Facebook дали официальные...

Lotus выпустит кроссовер

Lotus выпустит кроссовер

Вообще-то первый кроссовер Lotus должен был появиться ещё несколько лет назад. В 2006 году на Женевском автосалоне был представлен концептуальный кроссовер Lotus APX (на фото), который через пару лет должен был перевоплотиться в серийную модель. Ещё через год была представлена его электрифицированная версия, но финансовые проблемы у малазийской компании...

В Германии улитки стали причиной аварии

Улитки во время массовой миграции ночью пересекали автобан неподалёку от немецкого города Падерборн. К раннему утру дорога не успела высохнуть от слизи моллюсков, что стало причиной аварии: автомобиль Trabant занесло на мокром асфальте, и он перевернулся. Как сообщает The Local, машина, которую немецкая пресса иронично именует «бриллиантом в короне немецкой...

Какие цвета машин пользуются наибольшей популярностью

По сравнению с надежностью и техническими характеристиками, цвет кузова автомобиля является, можно сказать, мелочью – но мелочью достаточно важной. Когда-то цветовая гамма транспортных средств была не особенно разнообразной, но эти времена давно канули в лету, и сегодня к услугам автолюбителей представляется широчайший...

Какую машину выбрать женщине или девушке

Автопроизводители выпускают сейчас огромное разнообразие автомобилей, и какие из них женские модели машин, определить удается не всегда. Современный дизайн стер границы между мужскими и женскими моделями автомобилей. И все же, есть некоторые модели, в которых женщины будут смотреться более гармонично, ...

Самые угоняемые марки машин в Питере

Угон автомобилей это извечное противостояние автовладельцев и воров. Однако как отмечают в правоохранительных органах, каждый год спрос на ворованные автомобили заметно изменяется. Еще лет 20 назад основная часть угонов приходилась на продукцию отечественного автопрома и в частности на ВАЗ. Но...

Самые покупаемые машины в 2018-2019 году в России

Как выбрать новый автомобиль? Кроме вкусовых предпочтений и технических характеристик будущего автомобиля, вам может помочь список или рейтинг самых продающихся и популярных автомобилей в России в 2016–2017 году. Если автомобиль пользуется спросом, значит, он заслуживает вашего внимания. Очевидный факт россияне...

Какие машины в 2018-2019 году чаще всех покупают в России

Количество автомобилей на дорогах РФ постоянно растет – факт, который подтверждаются ежегодным исследованием продаж новых и поддержанных моделей. Так, исходя из результатов проведенного исследования, которое может ответить на вопрос, какие машины покупают в России, за первые два месяца 2017 года...

Шикарные автомобили звёзд

Шикарные автомобили звёзд

Машины знаменитостей должны соответствовать их звездному статусу. Приехать на чем-то скромном и общедоступном им попросту нельзя. Их средство передвижения должно соответствовать их популярности. Чем популярнее человек, тем изысканнее должен быть автомобиль. Звезды, популярные в мировом масштабе Начнем этот обзор со...

Рейтинг ТОП-5: самая дорогая машина в мире

К ним можно относиться как угодно - восхищаться, ненавидеть, любоваться, испытывать отвращение, но равнодушным они не оставят никого. Часть из них - это просто памятник человеческой бездарности, выполненный из золота и рубинов в натуральную величину, часть настолько эксклюзивны, что при...

Самые дешевые автомобили в мире

Автомобили с низкой стоимостью всегда пользовались большим спросом среди людей с небольшим достатком. А ведь этот контингент всегда намного больше того, который может позволить себе эксклюзивные, дорогостоящие машины. Forbes: дешевые автомобили 2016 года Еще несколько лет назад весь мир считал, ...

Надёжность машин по рейтингу

Для чего служат рейтинги надёжности? Будем честными друг с другом, почти каждый автолюбитель часто думает: самая надежная машина – моя, и мне она не доставляет много хлопот различными поломками. Однако, это просто субъективное мнение каждого автовладельца. Приобретая автомобиль, мы в...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

Американский Forbes в последнем рейтинге богатейших людей мира оценил состояние Илона Маска в $12 млрд. С февраля, когда был опубликован рейтинг, до момента подготовки этого материала оценка выросла до $12,5 млрд. Помог успех компании Tesla Motors. Продажи электромобиля Tesla S растут быстрее прогнозов, это уже не игрушка для гиков, в Амстердаме и Осло машины используют как такси. Pазвивается и другой футуристический проект Маска — компания SpaceX, производитель космических ракет и аппаратов, заключила выгодный контракт с НАСА и пытается освоить фантастическую технологию возвращения отработанных ступеней ракеты-носителя на Землю.

Известный технологический журналист Эшли Вэнс стал автором самой полной на сегодня биографии культового бизнесмена «Elon Musk: Tesla, SpaceX and the Quest for Fantastic Future», которая вышла в мае в издательстве HarperCollins. Одновременно издательство «Олимп-Бизнес» выпустило русское издание книги. Forbes публикует отрывки из главы «Электричество», рассказывающей о создании и первых шагах компании Tesla. Хорошо видно, что нынешний успех был бы невозможен без умения Маска преодолевать многочисленные трудности.

В США каждому, кто пытается создать автомобильную компанию, тут же напоминают, что последним успешным начинанием в этой отрасли был Chrysler, основанный в 1925 году. Разработка и производство машин с нуля сопровождаются многочисленными трудностями, однако все неудачи предыдущих попыток были связаны с отсутствием денег и технологий массового производства. Основатели Tesla были прекрасно осведомлены о правилах игры. Тесла построил электромотор сто лет назад, а создание трансмиссии для передачи мощности мотора на колеса выглядело вполне реальной задачей. Слабым местом плана была постройка завода по производству автомобилей и их узлов. Но чем больше партнеры изучали отрасль, тем больше они понимали, что крупные автопроизводители фактически уже не делают автомобили сами. Времена, когда в одни ворота завода Генри Форда в Мичигане завозили материалы, а из других ворот выезжали готовые машины, давно прошли. «BMW не делает ни ветровые стекла, ни обивку, ни зеркала заднего вида, — объясняет Марк Тарпеннинг. — Крупные автомобильные компании сохранили у себя лишь исследования двигателей внутреннего сгорания, продажи, маркетинг и конечную сборку. Мы наивно полагали, что можем приобрести необходимые детали у тех же поставщиков».

«Я в деле»

С самого начала Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг (бизнес-партнеры из Северной Калифорнии основали компанию Tesla в июле 2003 года. — Forbes ) подсознательно рассматривали Маска как основного инвестора. Они оба наблюдали за его выступлением на конференции Марсианского общества в Стэнфорде в 2001-м. Основателям Tesla показалось, что Маск мыслит не так, как все, и сможет воспринять идею электромобиля. Замысел обратиться к Маску за поддержкой Tesla Motors укрепился, когда Том Гейдж из AC Propulsion позвонил Эберхарду и сообщил, что Маск подыскивает объект для инвестиций в сегменте электромобилей. Эберхард и Райт (инженер Иен Райт пришел в компанию третьим, сразу после основателей. — Forbes ) полетели в Лос-Анджелес и в пятницу встретились с Маском. Все выходные Маск дотошно выспрашивал у Тарпеннинга, который уже уехал, детали финансовой модели проекта. «Помню только, что я давал один ответ за другим, снова и снова, — рассказывает Тарпеннинг. — В следующий понедельник мы с Мартином снова полетели на встречу с Маском, и он сказал: «Хорошо, я в деле».

Основатели Tesla обрадовались, что им повезло заполучить отличного инвестора. У Маска были инженерные познания, он готов был воспринять идеи компании и разделял более общую цель — избавление США от нефтяной зависимости. «Бизнес-ангел должен хоть немного верить в проект, и для Маска это не было просто очередной финансовой транзакцией, — говорит Тарпеннинг. — Он хотел изменить энергетический баланс страны». Вложив $6,5 млн, Маск стал основным акционером Tesla и президентом компании. Впоследствии Маск ярко проявил свои бойцовские качества в соперничестве с Эберхардом за контроль над Tesla. «Я совершил ошибку, — рассказывает Эберхард. — Нам нужно было больше инвесторов. Но если бы мне вновь предстояло сделать выбор, я бы взял его деньги. Синица в руках... ну, вы понимаете. Нам нужны были деньги».

Вскоре после встречи Маск позвонил Джей Би Штробелю (создатель компании по разработке литий-ионных батарей, заинтересовавший Маска темой электромобилей. — Forbes ) и попросил познакомиться с командой Tesla. Узнав, что офис Tesla находится в полумиле от его дома, в Менло-Парк, Штробель был одновременно заинтригован и полон скептицизма. Штробель жил электромобилями, и поначалу у него не укладывалось в голове, что паре парней удалось добиться столь многого, а он о них даже не слышал. Тем не менее в мае 2004 года Штробель пришел на встречу и был тут же принят на работу с годовым окладом $95 000. «Я рассказал, что разрабатываю нужный им батарейный блок на деньги Илона прямо за углом, — вспоминает Штробель. — Мы согласились объединить усилия и сформировали нашу группу отщепенцев».

Если бы в тот момент Tesla Motors посетил кто-нибудь из Детройта, он бы лопнул от смеха.

Багаж автомобилестроительного опыта компании состоял из двух парней, обожавших автомобили, и еще одного, создавшего несколько научных проектов на основе технологии, которую автомобильная отрасль считала недостойной внимания. Более того, основатели и не собирались спрашивать совета по созданию автомобильной компании у детройтских гуру. Нет, Tesla решила пойти тем же путем, что и каждый стартап из Кремниевой долины, — нанять группу молодых голодных инженеров и разобраться во всем в процессе работы. И неважно, что в Области залива Сан-Франциско еще ни у кого не получилось создать автомобиль таким образом и что построение сложного объекта физического мира имеет мало общего с разработкой программного приложения. Главное, что понимали в Tesla: литиевые батареи 18650 уже очень хороши и станут еще лучше. Вместе с определенной долей усилий и интеллекта это должно было обеспечить успех…

Спустя еще год доработок инженеры Tesla могли, наконец, отложить в сторону карандаши. Был май 2006 года, штат сотрудников вырос до 100 человек. Команда построила черную версию Roadster, названную EP1, или первый инженерный прототип. «Как говорится, «вот что, оказывается, мы будем выпускать», — рассказывает Тарпеннинг. — Машину можно было почувствовать, и это было восхитительно». Появление EP1 позволило продемонстрировать инвесторам, на что пошли их деньги, и обратиться за дополнительным финансированием к более широкой аудитории. Впечатление, произведенное на венчурные компании, было достаточно сильным, хотя инженерам и приходилось иногда вручную охлаждать автомобиль между тест-драйвами. Инвесторы, наконец, начали понимать долгосрочный потенциал Tesla. Маск дал еще $12 млн, к нему присоединились и другие, включая венчурные компании Draper Fisher Jurvetson, VantagePoint Capital Partners, J. P. Morgan, Compass Technology Partners, а также таких инвесторов, как Ник Притцкер, Ларри Пейдж и Сергей Брин. В сумме было собрано $40 млн.

В июле 2006 года Tesla решила поведать миру о своих планах. Инженеры компании построили красный прототип — EP2. Оба автомобиля были выставлены на мероприятии в Санта-Кларе. Пресса была весьма заинтригована увиденным. Прекрасный двухместный кабриолет Roadster разгонялся до 60 миль в час (100 км/ч) за четыре секунды. «До этого дня, — заявил Маск на мероприятии, — не было ни одного нормального электромобиля».

Мероприятие посетили знаменитости, включая губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера и бывшего руководителя Disney Майкла Айснера, многие из них прокатились на Roadster. Машины были настолько ломкими, что только Штробель и несколько доверенных инженеров знали, как ими управлять. Чтобы избежать перегрева, автомобили менялись каждые пять минут. Tesla раскрыла, что каждый автомобиль обойдется примерно в $90 000 и сможет проехать на одной зарядке порядка 400 км. Компания объявила, что Roadster согласились купить 30 человек, среди них сооснователи Google Брин и Пейдж, а также другие миллиардеры от технологий. Маск пообещал представить более дешевый автомобиль — четырехместную, четырехдверную версию стоимостью менее $50 000 — примерно через три года.

Приблизительно в то же время Tesla заявила о себе в The New York Times, где была опубликована короткая заметка о компании. В ней Эберхард оптимистично заявлял, что начало поставок Roadster состоится в середине 2007 года, а не в начале 2006 года, как планировалось ранее, и излагал стратегию Tesla, основанную на запуске дорогостоящих штучных автомобилей с дальнейшим переходом к более доступным машинам по мере совершенствования технологии и производственных возможностей.

Маск и Эберхард верили в эту стратегию и неоднократно наблюдали за ее успешностью в сфере электронных устройств. «Мобильные телефоны, холодильники, цветные телевизоры — все эти изделия изначально не предлагались в низкоценовом сегменте для массовой аудитории, — объяснял изданию Эберхард. — Эти продукты были изначально дорогими, предназначались только для покупателей, которые могли их себе позволить». Хотя статья и была признанием успеха Tesla, Маску не понравилось, что о нем не было сказано ни слова. «Мы старались подчеркнуть роль Маска, снова и снова повторяли его имя репортеру, но того не интересовал совет директоров компании, — вспоминает Тарпеннинг. — Илон был взбешен. Он побледнел от гнева».

Можно понять, почему Маск так жаждал, чтобы лучи славы Tesla пролились и на него. Машина породила широкий резонанс в автомобильном мире. Электромобили вызывали буквально религиозный трепет как у сторонников, так и у противников, а появление хорошо выглядящего, быстрого электромобиля никого не оставило равнодушным. Кроме того, Tesla впервые превратила Кремниевую долину в реальную угрозу для Детройта, по крайней мере на уровне концепций.

Через месяц после презентации в Санта-Монике проходило знаменитое шоу экзотических автомобилей Pebble Beach Concours d’Elegance. Tesla стала столь популярной темой для разговора, что организаторы мероприятия просто умоляли привезти на выставку Roadster и отменили для компании все сборы за участие. Десятки посетителей прямо на стенде Tesla выписывали чеки на $100 000 на предзаказ автомобиля. «Это было задолго до краудфандинговой платформы Kickstarter, мы и не думали ни о чем подобном, — рассказывает Тарпеннинг. — Но затем мы стали получать миллионы долларов на таких мероприятиях».

Венчурные фонды, знаменитости и друзья сотрудников Tesla стали покупать места в списке ожидания. Дело зашло так далеко, что отдельные представители элиты Кремниевой долины лично являлись в офис Tesla, чтобы купить машину. Однажды компанию посетили предприниматели Константин Отмер и Брюс Лик, знавшие Маска еще по временам его стажировки в Rocket Science Games. Для почетных гостей Маск и Эберхард провели персональную экскурсию, которая продолжалась более двух часов. «В конце мы сказали: хорошо, берем, — рассказывает Отмер. — В то время Tesla еще не было разрешено продавать автомобили, поэтому мы вступили в их клуб. Членство стоило $100 000 и обещало бесплатную машину».

Штурм, отступление, штурм

Инженеры вспоминают, что в первые годы существования компании Эберхард всегда принимал быстрые, четкие решения. Лишь в редких случаях Tesla «зависала» над проблемой, анализируя ситуацию. Компания придумывала план атаки, и если что-то шло не так, то неудача следовала быстро, после чего Tesla сразу меняла подход и двигалась дальше.

Однако многочисленные изменения, запрошенные Маском, стали задерживать Roadster. Маск хотел больше комфорта и требовал изменить сиденья и двери. Он настоял на кузове из углеволокна, а также потребовал, чтобы двери Roadster открывались нажатием пальца на электронные сенсоры, а не с помощью ручки. Эберхард ворчал, что эти дополнительные функции замедляют разработку, многие инженеры были согласны с ним.

Tesla планировала начать поставки Roadster в ноябре 2007 года, но проблемы с коробкой передач не отступали, настал 2008 год, и компания запустила третью попытку создания трансмиссии с чистого листа.

Не все шло гладко и за рубежом. Для создания завода по производству батарей компания решила отправить команду самых молодых и энергичных инженеров в Таиланд, где Tesla заключила партнерское соглашение с исполненной энтузиазма, но не обладавшей необходимыми возможностями производственной компанией. Инженерам Tesla было обещано, что они будут управлять строительством современного завода. Вместо завода они обнаружили бетонный пол с подпиравшими крышу столбами. Здание находилось в трех часах езды к югу от Бангкока и имело практически полностью открытую конструкцию, как и другие заводы, — из-за неописуемой жары. Другие фабрики производили печки, шины и прочие неприхотливые предметы обихода. Целью производства Tesla были чувствительные батареи и электроника. Как и компоненты ракеты Falcon 1, они были бы просто разрушены соленой влажной атмосферой. Партнер Tesla заплатил еще около $75 000 за возведение гипсокартонных стен, укладку напольного покрытия и создание складских помещений с контролем температуры. Инженерам Tesla пришлось потратить немало времени и терпения на попытки обучить тайских рабочих правильному обращению с электроникой. Развитие технологии батарей, ранее шедшее быстрыми темпами, замедлилось до скорости улитки.

Завод по производству батарей был лишь одним из звеньев глобальной цепочки поставок, на всем протяжении которой множились расходы и задержки. Кузовные панели автомобиля производились во Франции, электромоторы должны были поступать из Тайваня. Tesla планировала закупать батарейные ячейки в Китае и доставлять их в Таиланд для сборки батарейных блоков, которые, во избежание порчи, нужно было сразу везти в порт для доставки в Англию, где им предстояло пройти таможню. Затем, согласно планам Tesla, компания Lotus делала кузов, устанавливала в него батарейные блоки и отправляла автомобили Roadster кораблем в Лос-Анджелес через мыс Горн.

В описанном сценарии Tesla должна была оплачивать производство автомобиля в целом, а возможность рассчитать стоимость отдельных узлов и компонентов появлялась лишь по прошествии шести-девяти месяцев. «Мы просто хотели наладить в Азии быстрое и дешевое производство, чтобы заработать на машине, — рассказывает Форрест Норт, один из командированных в Таиланд инженеров. — По нашим данным, в случае действительно сложных устройств работа здесь обходится дешевле, задержек и проблем меньше».

Новых сотрудников непродуманность плана Tesla приводила в ужас.

Райан Поппл, отслуживший четыре года в армии, а затем учившийся по программе MBA в Гарварде, прибыл в Tesla на должность финансового директора. Его основной задачей была подготовка компании к публичному размещению акций. Наскоро просмотрев бухгалтерские книги компании, Поппл спросил директора по производству и операциям, как именно он собирается производить автомобиль. «Тот ответил: ну, мы решаем, что пора запускать производство, и ждем чуда», — рассказывает Поппл.

Узнав о том, как Эберхард управляет компанией, Маск сильно забеспокоился и решил заручиться поддержкой кризис-менеджера. Одним из инвесторов Tesla была чикагская инвестиционная компания Valor Equity, специализировавшаяся на оптимизации производственных процессов. Изучив технологию батарейных блоков и силового агрегата Tesla, компания решила, что даже если Tesla не удастся продать много машин, крупные автопроизводители захотят приобрести ее интеллектуальную собственность. Для защиты своих инвестиций Valor отправила Тима Уоткинса, своего управляющего директора по операциям, который очень скоро пришел к ужасающим выводам.

Британец Уоткинс, обладатель степеней по промышленной робототехнике и электромеханике, умел эффективно решать проблемы. Например, работая в Швейцарии, Уоткинс нашел способ обойти жесткое трудовое законодательство, ограничивающее максимальное время работы сотрудников, за счет автоматизации штамповочного завода. Благодаря этому завод мог работать круглосуточно, а не по 16 часов в день, как предприятия конкурентов…

В середине 2007 года Уоткинс явился к Маску с докладом. Маск был готов к тому, что цена будет высокой, и был уверен, что себестоимость машины удастся значительно снизить по мере отладки производственных процессов компании и повышения объемов продаж. «И тогда Тим велел мне подготовиться к худшему», — рассказывает Маск. Выходило, что стоимость производства каждого Roadster могла достигать $200 000, в то время как Tesla планировала продавать электромобиль всего за $85 000. «Даже в случае полной загрузки производства каждая машина обойдется в лучшем случае в $170 000, — рассказывает Маск. — Разумеется, несколько тысяч долларов ничего не меняли, потому что треть этих чертовых машин мы все равно не выпустили бы…»

Среди инженеров Tesla крепла мысль о том, что Эберхард как президент достиг предела возможностей. Ветераны компании всегда восхищались инженерными способностями Эберхарда, в которых никто не сомневался. При Эберхарде инженерное искусство в Tesla было возведено в культ. К сожалению, другими областями в компании пренебрегали, и мало кто верил, что Эберхарду удастся провести Tesla от этапа исследований и разработок к коммерческому производству. Завышенная стоимость автомобиля, проблемы с трансмиссией, неэффективные поставщики подкосили компанию. И когда Tesla начала переносить сроки поставки, многие ранее фанатичные клиенты, заплатившие авансом крупные суммы, отвернулись от Tesla и Эберхарда. «Добром такое не могло кончиться, — рассказывает Лайонс (инженер-механик, сотрудник № 12. — Forbes ). — В теории все знают, что основатель необязательно приводит компанию к успеху, но на практике смириться с этим непросто».

Эберхард и Маск годами спорили об отдельных аспектах дизайна автомобиля. Обычно они неплохо ладили. Они оба не терпели дураков и одинаково верили в будущее технологии электрических аккумуляторов и их высокую значимость. Однако расчеты Уоткинса положили конец их добрым отношениям. По мнению Маска, Эберхард допустил значительный просчет в управлении компанией, позволив ценам комплектующих вырасти так сильно. Кроме того, Маск считал, что Эберхард скрыл серьезность ситуации от совета директоров, что равносильно мошенничеству. Маск позвонил Эберхарду, когда тот ехал на выступление перед национальной ассоциацией автомобильных журналистов Motor Press Guild в Лос-Анджелес. В ходе короткого и неприятного разговора Эберхард узнал, что он покидает пост руководителя компании…

Маск за работой

Вскоре сотрудники Tesla смогли познакомиться с классическим Маском, хорошо известным тем, кто работал в SpaceX. Любую проблему, вроде подгонки углеволоконных панелей кузова Roadster, Маск решал в лоб. Он полетел в Англию на своем самолете, чтобы забрать новые обрабатывающие инструменты для кузовных панелей, и лично доставил их на французский завод, чтобы в производственном графике Roadster не было простоев. Дни, когда люди пренебрегали расходами на производство Roadster, ушли безвозвратно. «Илон завелся и заявил, что нужно провести программу интенсивного сокращения издержек, — говорит Поппл. — Он выступил с речью, провозгласив, что мы будем работать по субботам и воскресеньям и спать прямо на рабочем месте, пока работа не будет сделана. Кто-то возразил, что люди и так работают на пределе возможностей и не отказались бы отдохнуть и провести время с семьями. Илон ответил: «У этих сотрудников будет более чем достаточно времени на семью, когда мы обанкротимся». Я подумал: «Ничего себе», но все уяснил. Я человек армейский, знаю, что такое выполнять приказ».

Каждый вторник в семь утра сотрудники должны были обновлять ведомость материалов. Цену каждой детали нужно было знать с точностью до цента и иметь аргументированный план ее снижения. Например, если в конце декабря моторы стоили $6500 за штуку, Маск требовал снизить стоимость к апрелю до $3800. Каждый месяц проводился анализ и обсуждение расходов.

«Если ты отставал от плана, неудача обходилась очень дорого, — рассказывает Поппл. — Все это знали. Люди теряли работу, если не могли решить поставленную задачу. У Илона в голове калькулятор. Если в презентацию проберется необоснованная цифра, он это сразу замечает. Илон не пропускает ни одной детали». С точки зрения Поппла, управленческий стиль Маска был агрессивным, но ему нравилось, что Маск всегда был готов выслушать обоснованное, тщательно взвешенное мнение и поменять свою точку зрения, если для этого найдутся веские доводы. «Некоторые считают Илона жестким, вспыльчивым и деспотичным, — говорит Поппл. — Но времена были непростые, и те, кому были известны операционные проблемы компании, понимали это. Я ценю, что Илон не стремился приукрасить реальность».

Занимаясь маркетингом, Маск ежедневно искал через Google новости о Tesla. Если он находил негативную статью, он требовал «исправить ситуацию», хотя у пиарщиков Tesla почти не было аргументов, чтобы переубедить журналистов. Один из сотрудников пропустил мероприятие, так как присутствовал при рождении своего ребенка. Маск немедленно написал ему: «Это не повод. Я весьма разочарован. Тебе необходимо расставить приоритеты. Мы здесь меняем мир, меняем историю, и ты либо с нами, либо нет».

Маркетологи, делавшие грамматические ошибки в текстах, лишались работы, как и те сотрудники, которые за последнее время не сделали ничего крутого. «Временами Маск бывает довольно грозным, хотя сам не чувствует этого, — рассказывает один из бывших менеджеров Tesla. — Перед совещаниями мы делали ставки, кому достанется на этот раз. Если сказать, что решение было принято в соответствии со стандартной практикой, Маск быстро выкинет тебя с совещания, заявив: «Больше не хочу этого слышать. Мы тут пашем как кони, и недоделанные процедуры нам не нужны».

Он тебя сотрет в порошок, и если удастся выжить, он еще должен решить, можно ли тебе доверять.

Он должен понять, что ты такой же сумасшедший, как и он сам». Этот дух пронизывал всю компанию, и вскоре все поняли, что Маск — само воплощение бизнеса.

Выгореть дотла

Другие ключевые сотрудники с удовольствием решали сложные инженерные задачи на протяжении последних пяти лет, но они выгорели дотла. Райт не верил в успех идеи электромобиля для широких масс. Он покинул Tesla и основал собственную компанию по производству малотоннажных электрических грузовичков. Тарпеннингу не очень нравилось в Tesla без Эберхарда. Не найдя общий язык с Дрори, он тоже решил не тратить еще пять лет жизни на седан.

Лайонс задержался несколько дольше, что уже можно считать чудом. Он возглавлял разработку нескольких ключевых технологий Roadster, включая батарейный блок, мотор, силовую электронику и, конечно же, трансмиссию. Пять лет Лайонс оставался одним из наиболее эффективных сотрудников Tesla, тем, кого постоянно обвиняли в отставании и сдерживании развития всей компании.Он не раз выслушивал резкие тирады Маска, обещавшие разные формы членовредительства то ему, то поставщикам, которые подвели Tesla. Лайонсу приходилось видеть и измученного Маска, отхлебывающего и выплевывающего кофе, потому что тот уже остыл, и тут же требующего от сотрудников работать упорнее, делать больше. Как и многие свидетели подобных выступлений Маска, Лайонс не питал иллюзий в отношении его характера, но с величайшим уважением относился к визионерским и управленческим качествам Маска. «Работая в Tesla, ты чувствовал себя полковником Курцем из «Апокалипсиса сегодня», — говорит Лайонс. — Не бойся применять безумные методы, просто сделай работу. Это все от Илона. Он слушает, задает правильные вопросы, быстр и способен докопаться до сути».

Tesla смогла пережить потерю ключевых сотрудников, стоявших у истоков компании. Сильный бренд позволил Tesla и дальше нанимать лучших, включая сотрудников крупных автомобильных компаний, которые знали, как преодолеть последние трудности, мешавшие Roadster наконец добраться до покупателей.

Но главную проблему Tesla не могли решить ни инженерные достижения, ни удачный маркетинг. К 2008 году у компании стали заканчиваться деньги.

Разработка Roadster обошлась в $140 млн — существенно больше $25 млн, заложенных в бизнес-план 2004 года. В обычных условиях Tesla, вероятно, смогла бы получить дополнительное финансирование. Однако рыночные реалии были далеки от обычных. Крупные американские автопроизводители приближались к банкротству в разгар тяжелейшего финансового кризиса со времен Великой депрессии. Посреди этого хаоса Маску нужно было убедить инвесторов Tesla расстаться еще с десятками миллионов долларов. Инвесторам же нужно было представить своим клиентам доказательства целесообразности этих инвестиций. Как сказал сам Маск: «Вот вы пытаетесь обосновать финансирование разработчика электромобилей, а тем временем отраслевые издания буквально кричат, что этот производитель делает туфту, компания обречена, на дворе рецессия, автомобили никто не покупает». Чтобы вытащить Tesla из этой передряги, Маску потребовалось пожертвовать всем своим состоянием и оказаться на грани нервного срыва.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков