Обгон на четырехполосной дороге пдд. Правила обгона: в каких случаях разрешен обгон справа? Обгон и факты о нем

Обгон на четырехполосной дороге пдд. Правила обгона: в каких случаях разрешен обгон справа? Обгон и факты о нем

19.06.2019

Движение автомототранспорта по дорогам общего пользования производится в соответствии с Правилами движения, которые установлены .

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Этим же законом регулируются и правила обгона автотранспорта, и условия, запрещающие выполнение обгона. Где и при каких условиях по Правилам запрещен обгон, читайте далее.

Какие знаки обозначают

Действующей редакцией Правил движения автомобильного транспорта введены два основных понятия «Обгон» и «Опережение».

Обгон считается опережение любого вида автотранспорта, связанное с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения. Опережением является обгон автотранспорта без выезда на полосу встречного движения.

В соответствии с правилами опережение нельзя осуществлять исключительно на пешеходных переходах, при условии, что обгоняемое автомототранспортное средство снизило скорость или полностью остановилось.

При совершении обгона действуют иные правила и введены иные ограничения. Наиболее распространенным ограничением является зона действия знака, запрещающего выполнение маневра.

Какими знаками запрещается обгон? Основным знаком, запрещающим выполнение данного маневра, является знак 3.20 с изображением двух машин черного и красного цвета в круге с красной каемкой.

В зоне этого знака нельзя обгонять транспортные средства за исключением:

Для заперта выполнения обгона грузовым автомобиля может быть дополнительно установлен знак 3.22, на котором изображены два автомобиля (черного и красного цвета), причем автомобиль красного цвета является грузовым.

По форме знак круглый и так же как в предыдущем случае имеет красную каемку.

Данным знаком устанавливается заперт на обгон грузовыми автотранспортными средствами с разрешенной массой более 3,5 т. Нельзя производить опережение с выездом на встречную полосу любых видов автотранспорта без каких-либо исключений.

При проведении ремонтных работ или полной реконструкции проезжей части могут быть установлены временные знаки, запрещающие выполнение обгона.

Временный знак отличается от постоянно наличием дополнительного желтого фона, привлекающего внимание водителей к зоне особого риска. Рисунок внутри знака аналогичен выше описанным ситуациям.

Любой знак, в том числе и ограничивающий маневрирование (обгон) должен дублироваться соответствующей дорожной разметкой в виде одной или двух сплошных полос.

Где устанавливаются

Знаки, запрещающие производить обгон, могут быть установлены на следующих участках дороги:

  • с плохой видимостью;
  • с резкими поворотами в ту или иную сторону;
  • в местах сужения (сокращения полос движения в одном направлении);
  • с плохим качеством дорожного покрытия;
  • на крутом подъеме или спуске;
  • с возможностью выхода на дорожное полотно детей (например, около учебного заведения).

Дополнительно к знаку «Запрет обгона» должен быть установлен соответствующий об опасности предупреждающий знак:

Где заканчивается действие

Помимо знания самого дорожного знака важно так же помнить о зоне, на которую распространяется его действие.

Действие знака начинается непосредственно за ним и оканчивается:

  • на первом перекрестке, расположенном по ходу движения автомобильного транспорта (часто используется в больших городах);
  • в конце населенного пункта, если по ходу движения отсутствуют перекрестки (ограничение существенно для деревень и иных населенных пунктов малой численностью);
  • после знака «Конец зоны запрещения обгона» (знак 3.21) или «Конец зоны запрещения обгона грузовым автомобилям» (знак 3.23). Знаки выполнены на белом фоне. Изображение два автомобиля серого цвета перечеркнуты сплошными черными линиями. По форме знак так же круглый, а каемка – черная.

  • после знака «Конец всех ограничений» (на белом фоне расположены наклонные черные линии). Помимо отмены запрета на обгон данный знак так же отменяет наложенные скоростные ограничения, ограничения дистанции, запрет на остановку и стоянку, а так же подачу звукового сигнала;

  • по истечении расстояния, указанного на дополнительной табличке, расположенной ниже основного знака. Например, на рисунке ниже запрет на обгон распространяется на расстояние 600 м после соответствующего знака.

    Что говорится в ПДД

    Правилам маневрирования на проезжей части, в том числе обгону, опережению и встречному разъезду посвящена статья 11 Правил движения, которой устанавливаются:

    • обязанности водителя, которыми требуется руководствоваться перед совершением любого маневра;
    • ситуации, при наступлении которых запрещается выполнять такой маневр, как обгон;
    • заперты для водителей обгоняемого транспортного средства, в частности запрет на увеличение скорости, создание помех и иных видов препятствий автотранспорту, совершаемому обгон;
    • особые зоны, в которых обгон запрещается при любых условиях, в том числе и при отсутствии соответствующих дорожных знаков или разметки;
    • правила поведения водителей тихоходных транспортных средств, а именно необходимость занять водителем такого вида транспорта крайнее правое положение или полностью остановиться, чтобы не препятствовать обгону (опережению). Данное правило распространяется исключительно при движении вне зоны населенных пунктов.

    Места, где запрещен обгон

    Итак, обгон автомототранспорта запрещается в следующих ситуациях (статья 11.2 Правил движения):

    • автотранспорт, движущийся впереди, производит обгон иного автотранспорта или объезд препятствия (колесо, яма, посторонние предметы и так далее), расположенного на проезжей части;

    • автотранспорт, движущийся впереди, подает сигнал левым поворотом о начале обгона, перестроении или соответственно повороте налево (развороте);
    • транспортное средство, следующее за автомобилем, намеревающимся совершить обгон, уже приступило к выполнению аналогичного маневра;

    • после совершения обгона автомобиль не имеет возможности, не создавая помех или аварийной ситуации вернуться на свою полосу движения.
    • Действующим законодательством, а именно статьей 11.4 ПДД приводится список мест, при проезде которых так же запрещается выполнение обгона автомобильного транспорта.

      В городе

      В населенном пункте, в соответствии с правилами, обгон запрещается на следующих местах, вне зависимости от наличия/отсутствия запрещающих знаков:

    1. На регулируемых перекрестках (перекресток является регулируемым, если установлен светофор, определяющий направление разрешенного движения или есть регулировщик). Запрет обгона связан с одновременным и достаточно плотным, особенно в больших городах, движением автотранспорта в обоих направлениях.
    2. На перекрестках, являющихся нерегулируемыми, при условии движения по второстепенной дороге. Второстепенная дорога может обозначаться одним из следующих знаков:
      • «Уступи дорогу»;

      • «Пересечение с главной дорогой» (второстепенная дорога на этом знаке обозначается полосой, меньшей по ширине).

      • На пешеходных переходах. Ранее запрет распространялся только при наличии на переходе пешехода, но в связи с поправками, утвержденными в ноябре 2014 года, такое исключение полностью снято.
      • На железнодорожных переездах ввиду наличия зоны повышенной опасности при приближении поезда;
      • На расстоянии в 100 м до железнодорожного переезда;
      • На мостах и под ними;
      • На эстакадах и под ними;
      • На путепроводах и под ними;
      • При подъеме на мост, путепровод или эстакаду;
      • В тоннелях;
      • В любых зонах с недостаточной видимостью.
      • Вне населенного пункта

        Обгон вне населенного пункта так же запрещается на перекрестках (регулируемых и нерегулируемых при движении по второстепенной дороге), на пешеходных переходах, на железнодорожных переездах и в пределах 100 м до них, на мостах, путепроводах, эстакадах, в тоннелях и так далее (в общем, во всех местах, аналогичных населенным пунктам).

        Дополнительно обгон вне территории населенного пункта запрещен:

        • на аварийных участках дорог, обозначенных знаком:

        • на участках дорог повышенной опасности, например, вследствие плохого состояния дорожного покрытия, возможности выброса гравия из-под колес, на скользкой дороге. Опасные участки так же дополнительно обозначаются предупреждающими знаками. Например, возможность выброса гравия:

        • на участках дорог при наличии опасных поворотов. Дополнительные предупреждающие знаки, установленные перед такими участками, сообщают о стороне, в которую будет производиться резкий поворот;

        • на участках дорог с крутым подъемом или спуском. Предупреждающие знаки указывают не только на наличие крутого подъема (спуска), но и на размер уклона (в градусах);

        • на любых участках с ограниченной видимостью движения (например, при плохих погодных условиях, наличии на проезжей части иных автомототранспортных средств и так далее).
        • Штрафы

          За нарушение правил движения автомобильного транспорта и совершение обгона в неположенном месте или с несоблюдением правил действующего законодательства на водителя налагается административная ответственность (в соответствии со ), которая может заключаться в наложении административного штрафа, предупреждения или лишения прав на управление автомобильным транспортом.

          За соблюдением правил движения, в том числе и правильности выполнения обгона, следят инспектора ГИБДД лично или с применением средств фото или видео фиксации (камеры, работающие в автоматическом режиме).

          Неправильное выполнение такого маневра, как обгон может наказываться:

          Предупреждением или административным штрафом в размере 500 рублей () за неиспользование перед совершением маневра световой сигнализации (включением сигналов поворота)
          Штрафом в размере 5 000 рублей или лишением прав на 4 – 6 месяцев по статье 12.15 КоАП за выезд на полосу встречного движения (трамвайные пути встречного направления) при наличии запрещающих знаков, дорожной разметки или в иных ситуациях, предусмотренных действующими правилами
          на период до 1 года при повторном выезде на встречку для обгона, в местах, в которых выполнение данного маневра запрещено ()
          Предупреждением или штрафом в размере 500 рублей за несоблюдение требований, установленных дорожными знаками (разметкой)

          Когда человек за рулем знает, как верно производится обгон, опережение, встречный разъезд и иные маневры, он уверенно ведет машину и редко попадает в ДТП.

          Понятие обгона – чем он отличается от опережения?

          Правила дорожного движения (ПДД), которые в 2013 году были уточнены и дополнены в очередной раз, говорят нам, что термин «обгон» означает объезд нескольких либо одной машины, подразумевающий кратковременный выезд обгоняющего ТС на встречную полосу и возвращение его обратно. ПДД 2013 года четко прописывают то, что далеко не любое опережение считается обгоном. А вот каждый обгон по своей сути является опережением.

          Давайте разберемся, чем отличается обгон от опережения. Прежде всего, уясним, какое понятие вкладывают правила в термин «опережение». Здесь все просто. Опережение представляет собой езду машины на скорости большей, нежели скорость попутных ТС. Другими словами, когда ваше авто двигается на высокой скорости в области правой половины автотрассы или без пересечения разметки в пределах одной полосы, речь идет именно об опережении.

          Сразу видно, что разница между опережением и обгоном всем ясна. В первом случае, согласно ПДД 2013, выезд на «встречку» не предусматривается. А вот при обгоне водитель может выезжать на встречную и после выполнения задуманного маневра обязательно возвращаться обратно.

          Когда обгон запрещен правилами?

          В соответствии с ПДД 2013, перед тем, как совершать обгон, следует удостовериться в том, что при выполнении данного маневра другим участникам дорожного движения не будет создано каких-либо помех, и убедиться в отсутствии знака, запрещающего маневр (3.20). Человек за рулем должен проанализировать дорожную ситуацию, выбрать безопасную дистанцию для совершения обгона и лишь после этого «обходить» попутные ТС. Причем очень важно убедиться в отсутствии автомобилей на «встречке».

          • машина, движущаяся спереди по той же полосе, что и авто, которое планирует совершить обгон, сигнализирует о том, что его водитель хочет повернуть налево;
          • автомобиль спереди выполняет объезд какого-либо препятствия либо обгон;
          • обгон начала машина, следующая за вашим авто.

          Обгон запрещен и тогда, когда водитель понимает, что после окончания запланированного маневра он не сможет безопасно вернуться на свою полосу. С точки зрения элементарного здравого смысла все эти запреты выглядят полностью обоснованными. Каждый из автомобилистов прекрасно понимает, что именно так и нужно вести себя на дороге, заботясь о безопасности движения по ней.

          Теперь давайте запомним те места на автотрассах, где обгон запрещен вообще. К ним в ПДД 2013 относят далее указанные участки дороги:

          • эстакады, путепроводы, мосты и пространства под этими инженерными сооружениями;
          • регулируемые перекрестки;
          • опасные повороты и финальные участки подъемов;
          • перекрестки без светофоров или регулировщиков (запрещен обгон в тех случаях, когда машина едет не по главной дороге);
          • участки, на которых имеется ограниченная видимость;
          • тоннели;
          • переезды через железнодорожное полотно (описываемый в статье маневр, кроме того, запрещен и менее чем за сто метров перед такими переездами).

          Правила, утвержденные в 2013 году, указывают на то, что водителю за рулем обгоняемой машины запрещено увеличивать скорость в то время, когда его «обходит» другое транспортное средство, либо иным способом мешать обгоняющему начать и завершить запланированный им маневр.

          Мало того, в ситуациях, когда по дороге движется тихоходный автомобиль (например, грузовое ТС), ПДД требуют, чтобы он содействовал машине идущей сзади в обгоне (полностью остановился либо сдал вправо). Указанное правило действует при движении вне населенных пунктов. Кстати, оно справедливо и для случаев опережения транспортных средств, а не только их обгона.

          Когда можно выполнять обгон?

          Начинающий водитель может с недоумением спросить о том, в каких ситуациях обгон разрешен. Ему может показаться, что правила очень строго относятся к автомобилистам, которые хотят обогнать других участников движения, и практически не дают им возможности без нарушения требования ПДД 2013 совершить безопасный обгон.

          На самом деле, описываемый в этой статье маневр на дороге считается среди специалистов наиболее опасным из всех видов маневров, который при неправильном его исполнении способен привести к катастрофическим последствиям. Поэтому ПДД столь строго регламентируют все действия водителя, решившего осуществить обгон (опережение, встречный разъезд).

          Запомнить участки, на которых допускается совершать данный маневр, несложно. Правила движения 2013 года разрешают выполнять обгон на:

          • двухполосных автотрассах, где осевая линия выполнена прерывистой разметкой;
          • дорогах с тремя полосами, на которых нанесены прерывистые продольные разметочные линии;
          • дорогах с двумя полосами и комбинированной разметкой.

          Повторимся. Следует максимально ответственно относиться к каждому своему решению объезда транспортных средств в любом из указанных (разрешенных) случаев. Цена ошибки водителя, не сумевшего правильно проанализировать дорожную ситуацию и совершившего неудачный обгон, очень высока. Просто посмотрите вечером по местному ТВ-каналу очередной сюжет о серьезной аварии, и вы поймете, что во многих случаях к ней приводит то, что водитель, виновный в ней, не имеет понятия о терминах опережения либо обгона.

          Знаки, сигнализирующие о невозможности выполнения обгона

          В ПДД 2013 содержится информация обо всех видах разметки автомобильных дорог и знаках, которые помогают водителям определиться с участками, где обгонные маневры запрещены. Верным помощником автомобилисту-лихачу, предостерегающим его от неразумных действий, является переход через дорогу для пешеходов.

          Как было сказано, на пешеходном переходе выполнять обгон или опережение категорически запрещено. А это означает, что, увидев «зебру», водитель должен сразу же забыть о своем желании побыстрее доехать до нужного ему места. Обратите внимание – маневры на пешеходном переходе запрещены и тогда, когда на нем есть люди, переходящие дорогу, и в ситуации, когда пешеходов нет.

          Здесь лучше точно соблюдать правила 2013 г., если вы не хотите быть оштрафованными. Добавим, что на пешеходном переходе запрещен и разворот, и встречный обгон (его определение будет предоставлено ниже), и езда задним ходом. Думается, говорить о том, как узнать «зебру» и знак, обозначающий ее, нет необходимости.

          О том, что впереди есть пешеходный переход, любой водитель знает по разметке и соответствующему знаку «5.19». Кстати, если вы планируете выезд за границу, заранее изучите дорожные знаки, принятые в той или иной стране. Во многих государствах (например, в Новой Зеландии, Японии, Австралии и других) пешеходный переход обозначается весьма необычными для нас знаками.

          Обгонные и опережающие маневры нельзя выполнять на мосту и иных сооружениях. Перед въездом на подобные сооружения всегда устанавливаются соответствующие знаки (в частности, 3.20). Автомобилисту необходимо лишь выучить ПДД и запомнить, что на таких опасных участках (на мосту и так далее) обгон запрещен. А затем следить за знаками и не пытаться вдавить педаль газа до упора, когда он едет по мосту, в тоннеле, по специальному путепроводу.

          Следующий знак, «подсказывающий» о невозможности объезда впереди движущегося ТС, представляет собой черный треугольник подъема дороги с цифрами процентов, определяющих крутизну трассы на конкретном участке. Как было сказано, в конце подъема нельзя обгонять автомобиль, едущий перед вашей машиной. А вот опережение (вспомните, какое значение имеет этот термин) на подъемах вполне можно производить, но при условии, что движение ведется по двухполосной, а не однополосной дороге.

          Итак, мы запомнили знаки, которые говорят о невозможности обгона на мостах и в конце подъемов. И теперь освежим в памяти еще несколько знаков, устанавливаемых перед ж.д. переездами (1.1–1.4). На них может быть изображен дымящий паровозик, красный крестик, несколько красных наклоненных полосок (от одной до трех) или ограда черного цвета.

          Знак с паровозом и оградой ставят за 150–300 метров перед переездом, если они находятся вне городов и сел, и за 50–100 метров в пределах населенных пунктов. Увидев указанные знаки, сразу же забывайте об обгонных маневрах!

          Как видим, дорожные знаки, устанавливаемые перед въездом на мост, эстакаду, железнодорожный переезд и на прочие потенциально опасные для движения сооружения, помогают водителям ТС не совершать необдуманных поступков и ненужных маневров.

          Двойной обгон и обгон колонны – что это?

          Большинство автомобилистов прекрасно знают, что двойной обгон в нашей стране выполнять запрещается. При этом никто не может точно сказать, что скрывается под этим термином. И не удивительно, ведь понятие «двойной обгон» в ПДД никак не прописано. Его просто-напросто нет! Зато имеется пункт 11.2, в котором четко прописано: нельзя обгонять машину, находящуюся впереди, если ее водитель сам совершает обгон ТС, едущего перед его авто.

          Даже у опытных водителей нередко возникают проблемы с инспекторами ГИБДД, связанные с двойным обгоном. Особенно в случаях, когда автомобилист пытается совершить объезд нескольких машин перед собой по схеме, называемой в просторечье «паровозиком». Допустим, перед вашим авто едет два транспортных средства, которые не пытаются осуществлять каких-либо маневров. Возможен ли их объезд (в данном случае двойной)? Однозначного ответа нет, поэтому, чтобы не стать нарушителем, лучше не пытаться совершать двойной обгон, так как он может стать причиной аварии.

          А теперь рассмотрим правила, по которым выполняется обгон организованной колонны автомобилей. Под понятие такой колонны попадают машины, движущиеся со специальным сопровождающим автомобилем (он едет с красным и синим маячком впереди и при этом издает звуковые сигналы). Причем в организованной колонне должно быть не менее трех ТС.

          Правилами движения по дорогам нашей страны категорически запрещено обгонять организованные транспортные колонны. Всегда помните об этом, когда у вас возникнет желание сделать это. За опережение колонны с сопровождающим авто вы несомненно будете наказаны, причем на весьма «кругленькую» сумму.

          Несколько слов о встречном разъезде

          На отечественных далеко не идеальных автотрассах иногда встречаются неожиданные сужения дороги, обусловленные каким-либо препятствием, образовавшимся в силу неожиданных причин (это может быть сломавшийся автомобиль, дорожные работы и тому подобные ситуации). На дорогах с несколькими по одной стороне такие препятствия проблем не вызывают. Водитель может легко объехать их, не совершая выезд на «встречку».

          А вот на двухполосной трассе так просто возникшее затруднение не решишь. Если вы попытаетесь объехать препятствие по обочине, вам выпишут штраф. Получается, что необходимо направлять свое авто на встречную полосу, совершая интересующий нас встречный разъезд с ТС, движущимися в противоположном направлении. Основное правило подобного разъезда заключается в следующем: машина, выезжающая на «встречку», обязана уступить дорогу транспортному средству, которое двигается по своей полосе.

          Обгон - это важнейшая тема в ПДД. Собственно говоря, любую тему нужно выучить, так как всё, что есть в правилах, в дальнейшем пригодится в практическом вождении. Поэтому стоит рассказать о том, как осуществляется обгон, где он запрещен, а также обо всем остальном, что может касаться данной темы.

          Определение

          Начать хотелось бы с терминологии. Итак, обгон - это опережение транспортного средства (одного или сразу нескольких), которое напрямую связано с выездом на встречную полосу. После того, как маневр выполняется, водитель возвращается обратно.

          Еще есть второй термин. И это - опережение. Многие часто путают его с обгоном. Какой же смысл вкладывается в это понятие? Тут всё максимально просто. Опережение - это процесс, при котором водитель конкретного транспортного средства двигается на скорости, являющейся более высокой, чем у остальных, попутных машин. Ели выражаться другими словами - то это просто ситуация, когда авто “обходит” своего соседа. При этом водитель не перестраивается на встречную полосу, так что данный маневр считается намного более безопасным. Потому термины путать не нужно. Обгон - это одно, а опережение - другое.

          Первое, что нужно усвоить

          В 11-й главе очень подробно описано всё, что связано с обгоном. И первое, чему учит книжка ПДД - прежде, чем приступить к выполнению маневра, водитель в обязательном порядке должен удостовериться в том, что та полоса движения, куда он намеревается выехать, является свободной. Он должен просчитать, хватит ли ему времени, и насколько высока вероятность того, что во время осуществления своих действий, на встречной полосе не появится машина. Это очень важно. Многие водители не соблюдают это правило, и результат, как правило, оказывается плачевным. Именно из-за этого случается большинство аварий и летальных исходов из-за ДТП. Потому что две машины, которые “шли” на высоких скоростях и столкнулись передними бамперами - это, как правило, жертвы.

          Все это и рождает закон, который гласит: если при описанных выше обстоятельствах происходит ДТП, то в случившемся вина всегда ложится на человека, который инициировал обгон. Это логично и вполне объяснимо. Ведь именно водитель не просчитал все предварительно, и начал маневр, не подумав о последствиях и элементарно не подождав.

          Золотое правило №2

          Еще один пункт, который необходимо выучить наизусть, читая тему “Обгон”. ПДД гласят: водитель той машины, которую намереваются обогнать, не должен повышать в данный момент скорости. Рекомендуется её, напротив, снизить. Потому что в противном случае время, которое придется потратить человеку на совершение маневра, увеличивается. Соответственно, он будет дольше ехать по встречной полосе, а это, как минимум - несколько десятков метров. Не нужно уточнять, чем это чревато.

          Запреты

          Помимо вышеперечисленного, есть еще масса нюансов, которые также надо учитывать. Обгон запрещен, например, в тех случаях, когда движущееся впереди обгоняет кого-то другого или же пытается объехать препятствие. Еще нельзя приступать к данному маневру, если автомобиль, который шел по той же полосе, подал сигнал поворота.

          Также человек, перед тем, как начать предпринимать действия для совершения действия, обязан посмотреть в заднее зеркало. Потому что вполне может возникнуть вероятность того, что машина, ехавшая за ним, тоже решила выполнить обгон. ПДД в таких случаях гласят, что нужно подождать, снизить скорость (или, как минимум, не превышать) и только потом, еще раз все перепроверив, сделать задуманное.

          И, конечно же, еще один нюанс. Обгон запрещен, если водитель понимает, что после завершения маневра у него не получится вернуться на свою полосу, не создав при этом помех для остальных транспортных средств (и, в том числе, для обгоняемого). Немало автомобилистов забывают эти простые положения, из-за чего и попадают в аварии.

          Вопросы скорости

          Правила обгона также диктуют определенные положения, касающиеся того, как быстро нужно двигаться водителю, который намеревается сделать названный маневр. Это нюанс тоже важный.

          Нельзя приступать к действию, если скорости, на которой движется машина, для этого недостаточно. Допустим, у едущего впереди транспортного средства на спидометре 85 км/ч. Если человек, желающий его обогнать, разогнался только до 80 км/ч - ни в коем случае нельзя приступать к действиям. Даже если по скорости он обошел своего соседа по полосам на несколько километров - тоже не стоит рисковать. Так, например, если ему удалось разогнаться до 90 км/ч, то в таком случае, чтобы выполнить полноценный обгон, потребуется 180 метров. И встречная полоса должна быть свободной на протяжении 360 метров. Почему именно так? Всё просто. 180 метров нужно для человека, занимающегося маневром, и еще столько же - для встречной машины. Только так получится избежать столкновения.

          Правила обгона гласят - если человек догоняет впереди идущую машину чересчур медленно, то лучше отказаться от задуманного. Поскольку, завершив действие, водитель автоматически создаст помеху тому автомобилю, который только что опередил. И не исключено, что тот тоже решит пойти на обгон. В общем, в данном случае нужна высокая скорость - это нужно усвоить.

          Где нельзя делать манёвр?

          Обгон запрещено делать во многих местах. Во-первых - на регулируемых и (если человек движется не по той дороге, что является главной).

          Во-вторых, обгон на пешеходном переходе также категорически запрещен. (и расстояние, находящееся за 100 метров до них), мосты, путепроводы, тоннели (и также под ними), конец подъема, опасные повороты, участки, где ограничена видимость - во всех перечисленных местах этого делать нельзя.

          Есть определенные ситуации с перекрестком, при которых можно обгонять впереди идущее ТС. Во-первых, он должен быть не регулируемый. Во-вторых, перед перекрестком обязан находиться Дополнительных табличек быть не должно (за исключением знаков, нумерованных от 2.3.1. до 2.3.7). Это значит, что маневр совершить можно, если только главная дорога не меняет своего направления именно на этом перекрестке.

          Еще стоит отметить, что раньше правила разрешали обгонять на пешеходных переходах, если он был пуст. Но теперь все поменялось, и отныне данное действие запрещено даже в том случае, если этот участок дороги пустует.

          Опасные места

          Более подробно стоит рассказать и о тех участках дороги, где совершение маневра не только грозит штрафом, но и жизнью. Итак, мосты, эстакады, путепроводы и тоннели, так же опасны, как и встречная полоса. Обгона, соответственно, там никакого быть не должно.

          Вообще, некоторые мосты иногда строят таким образом, что их нереально увидеть издалека. И многие водители, спеша, начинают обгон и, в результате, завершают его на мосту, где проезд затруднен. Кстати, обычно там стоят соответствующие указатели. Знак обгона нумерован, как 3.20. Узнать его просто - на нем изображено две машины, левая из которых выделена красным цветом. Все понятно, смысл объяснять не нужно.

          Подробнее о знаках

          А вот когда человек видит указатель 3.26, то можно расслабиться и приступать, проверив все предварительно, к маневру. Этот знак выглядит, как тот же самый 3.20, только обе машины - серые, и перечеркнуты наискось пятью линиями. Это означает отмену запрета.

          Опасные повороты и вовсе не нуждаются ни в каких знаках - их видно и так. Однако по правилам их устанавливают - 1.14, 1.11.1, 1.11.2. Завидев данные указатели, нужно не только повременить с маневром, но еще и снизить скорость (за исключением крутого подъема).

          И, наконец, если на каком-то участке ограничена видимость (дорога такая, или там есть какие-то сооружения, а может рельеф местности специфический), то обгон тоже запрещен. В таких ситуациях лучше вообще ехать максимально осторожно и быть как можно более внимательным. Да и, как можно было уже заметить, не так уж много знаков потребуется запоминать. Всего-то два - один указатель запрета, а второй - отмены, и они встречаются последовательно. Второй - спустя какое-то расстояние после первого.

          Положения Кодекса

          Напоследок стоит отметить, что отдельной статьи или наказания за неграмотно совершенный обгон не существует. Зато есть 12-я глава Кодекса об административных нарушениях. Там в четвертой части говорится, что выезд на встречную полосу или на трамвайные пути (естественно, тоже встречного направления) карается штрафом. Его размер составляет пять тысяч рублей. Штраф за обгон, как можно видеть, не маленький. Также водителя могут лишить его прав. Срок обычно составляет 4-6 месяцев. Для многих людей потерять таким образом водительское удостоверение - это худшее наказание, потому многие говорят, что лучше уж получить штраф за обгон.

          Нужно отметить, что по этой статье наказывают тех водителей, которые совершили обгон в неположенном месте. То есть там, где не было разрешающих знаков.

          Многих людей интересует - а можно ли “обменять” наказание? Вместо лишения оплатить штраф? Нет, здесь зависит все только от ГИБДД. Штраф? Значит так и будет. Дело передадут в суд? Скорей всего, грозит лишение прав, но там, на слушании, можно будет попытаться решить эту проблему и оправдать себя.

          Места для выполнения манёвра

          Многое было сказано о том, где нельзя совершать обгон. А что же касательно того, где это можно? Эти места тоже надо перечислить. Так называемый встречный разъезд позволяется проводить на двухполосных автомобильных трассах. Там осевая линия выглядит, как прерывистая разметка.

          Еще это можно делать на той дороге, где полос всего три. И на них также должны быть прерывистые линии. И, конечно, под разрешающую категорию подпадают дороги, где всего две полосы, а разметка - комбинированная. Вот там обгон разрешен. Но не во всех местах стоят соответствующие знаки, потому всё это желательно запомнить. Лишним не будет.

          Что не является обгоном?

          В самом начале говорилось о том, что многие люди путаются в определениях “обгон” и “опережение”. Теперь следует на примерах все разъяснить.

          Обгоном не считается опережение, происходящее в пределах одной полосы. Потому что, если не случается пересечения горизонтальной разметки - это и не был встречный разъезд. Еще обгоном нельзя назвать опережение, не выходящее за пределы правой половины дороги. То есть, на встречную полосу машина тоже не выезжает.

          И, наконец, еще один момент - опережение автомобиля, при котором человек выехал на встречную полосу, но не вернулся на сторону попутного движения. Свернул, например.

          Итак, если запомнить всё вышеописанное, то можно спокойно выполнять обгоны. Главное - помнить правила.

          Обгоном принято называть такой этап движения на дороге, когда одним автомобилем осуществляется опережение других транспортных средств. Для этого ему необходимо выехать на встречную полосу, а после вернуться на занимаемую им ранее зону. Обгон не может быть совершен без выезда на встречную полосу, а это делать можно только в установленных правилами дорожного движения ситуациях.

          Интересно! Маневрировать на дорожном полотне разрешается при наличии на нем прерывистой осевой линии или комбинированной разметкой. Если же речь идет о трехполосной трассе, то если на ней есть прерывистые линии, совершать обгон могут водители обоих направлений.

          Опережение автомобилей , связанное с выездом на встречную полосу, это всегда опасно, поэтому ПДД содержат в себе ряд ограничений. О каждом из них должен знать любой водитель, это помогает избежать аварийных ситуаций.

          Основные правила обгона, о которых важно знать

          1. Первым делом прежде, чем опередить автомобиль, водитель должен на 100% убедиться в том, что полоса, которую он планирует занять, свободна. Причем это должно быть расстояние, достаточное для обгона, в противном случае будут созданы потенциально опасные условия для движения. Помех другим участникам движения по дороге создаваться не должно. Простыми словами, нужно провести анализ — оценить скорость обгоняемого авто, скорость встречного движения, расстояние до машины, едущей навстречу. Немаловажным является и состояние дорожного покрытия, оно может быть сухим, влажным или скользким. И последнее, вспомните о реальных динамических возможностях собственного транспортного средства, а именно чуткость реакции на воздействие на педаль акселератора.
          2. Если впереди кто-то делает обгон, объезжает препятствие, то вам начинать опережение категорически запрещено. В каких случаях запрещен обгон, четко описано в Правилах дорожного движения, их должен знать каждый водитель.
          3. Если транспортное средство, движущееся в том же направлении, подало световой сигнал о намерении сделать поворот налево, то маневрирование в такой ситуации может быть опасным. Это правило действует независимо от намерений того, кто управляет транспортным средством впереди.
          4. Нарушением правил безопасности является намерение делать обгон в тот момент, когда движущаяся позади машина начала опережение. Любой водитель должен предупреждать о своих намерениях. Независимо от того, будет ли это полноценный обгон, объезд препятствия, поворот налево или разворот, он должен включить левый поворотник. Если вы находитесь спереди, то нужно выждать некоторое время, чтобы понять, можно ли начать обгон.

          Внимание! Всегда помните, что в зеркале заднего вида картинка отображается наоборот. Неопытным водителям приходится привыкать к тому, что правый поворотник — это левый.

          Часто бывает так, что даже там, где разрешен обгон, могут возникнуть опасные ситуации. Практика показывает, что благополучность маневра зависит не только от того, кто его совершает, но и от действий обгоняемого. Последний может, назло водителю сзади, нажать на педаль газа, чем создает действительно опасные условия для участников движения. На этот случай было специально разработано правило — водителю обгоняемого автомобиля нельзя препятствовать опережению увеличением скорости движения своей машины или какими-либо другими действиями. От него требуется снизить скорость движения, сместиться по возможности правее, не мешать совершать безопасный обгон.

          Обстоятельства и места, где выезд на встречную полосу категорически запрещен

          В каких местах запрещен обгон, можно понять по разметке на дорожном полотне, указательным знакам на обочине, руководствоваться всегда нужно ПДД.

          • Во-первых, запрет распространяется на ситуации, когда на дороге сплошная осевая разметочная линия. При таких обстоятельствах выезд на встречную полосу категорически запрещен.
          • Во-вторых, даже если осевая линия прерывистая или она вообще отсутствует, но по правую сторону дороги установлен знак с изображением двух автомобилей красного и черного цвета, обгон запрещен. Если разметка на дороге и дорожный знак противоречат друг другу, отдавать предпочтение нужно второму показателю (знаку). Однако не все знают, что даже при наличии указателя опережать мопеды, гужевые повозки, двухколесные мотоциклы и другие тихоходные транспортные средства, разрешается. При этом на них должен присутствовать опознавательный знак (красный треугольник, обрамленный в желтую рамку), свидетельствующий о неспособности быстро ехать. Если такого не имеется, то с какой бы скоростью не двигался автомобиль, обгонять его нельзя.

          Что же касается конкретных мест, где запрещено опережение автомобилей с выездом навстречу другому автотранспорту, то правила дорожного движения имеют сведения и о них. Запретной зоной являются пешеходные переходы, мосты, путепроводы, эстакады, тоннели. Потенциально опасными являются попытки обогнать водителя в конце подъема, на крутых поворотах и других участках, где видимость ограничена. Это же можно сказать о железнодорожных переездах, причем речь идет о территории, расположенной на расстоянии минимум 100 м от них.

          Водителям нельзя забывать и о том, что на регулируемых перекрестках совершать маневр нельзя, в том числе и на нерегулируемых пересечениях, особенно при условии нахождения на дороге, не являющейся главной. Правилами запрещено заниматься опережением в условиях движения повышенной интенсивности. При наличии препятствий на уклонах водитель транспортного средства, движущегося на спуск, должен уступить дорогу.

          Внимание! Описанное выше правило действует при наличии специальных знаков, отражающих направление и градус наклона дороги.

          Не стоит нарушать ПДД, потому что это «удовольствие» дорого стоит, а иногда может привести к трагическим последствиям. По состоянию на нынешний год размер штрафа достигает 5 тысяч рублей. В некоторых ситуациях предусматривается даже лишение прав на управление авто сроком на 4-6 месяцев.

          Обгон — самый опасный манёвр и самые страшные аварии случаются именно при обгонах. Обгону посвящён целый раздел в правилах дорожного движения.

          Обгон — опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы. Обгоном не считается движение по соседним полосам с разной скоростью.

          Правила обгона

          Первое

          Убедитесь, что полоса, на которую вы намерены выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром мы не создадите помех встречным (если обгон связан с выездом на встречную полосу) и движущимся по этой полосе транспортным средствам.

          Второе

          Убедитесь в том, что следующий за вами по той же полосе автомобиль не начал обгон, а тот, что впереди, не подал сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево.

          Третье

          Вы должны быть уверены в том, что по завершении обгона сможете, не создавая помех обгоняемому автомобилю, вернуться на ранее занимаемую полосу.

          Если всё в порядке — вот тогда включайте левый поворотник, выруливайте на соседнюю полосу и, добавив газу, обгоняйте тихоню. И лишь опередив его на 1 — 1,5 корпуса, включайте правый поворотник и возвращайтесь на свою полосу.

          Обгон запрещён

          О том, где нельзя обгонять:

          Так обгонять можно

          А так нельзя!

            На второстепенной - нельзя

          Исключение составляет обгон на перекрёстках с круговым движением, обгон двухколёсных транспортных средств (мотоциклов, мотороллеров) без бокового прицепа и разрешенный обгона справа.

          Единственный разрешенный случай обгона справа

          • На пешеходных переходах при наличии на них пешеходов; если пешеходов нет — обгонять можно.
          • На железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними; расстояние можно определить по знакам — они устанавливаются примерно за 100 метров до переезда.
          • Транспортного средства, производящего обгон или объезд (двойной обгон).
          • В конце подъёма и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.
          • Не воспринимайте обгон как оскорбление. Пусть Вас обгоняет старый тарахтящий автомобиль, ну и дайте ему это сделать. А потом догоните и сами обгоните, если так хочется, показав ему корму своей чудесной машины.
          • Верхом водительской глупости считается повышение скорости в тот момент, когда Вас обгоняют; нормой водительской вежливости — небольшое её снижение (чуть отпустить педаль газа).
          • Если едите компанией в нескольких машинах, никогда не кидайтесь на обгон вслед за товарищем, едущим впереди Вас не убедившись в безопасности этого маневра.
          • При обгоне большегрузного автомобиля — моргните ему фарами, сообщив о своём намерении.
          • Начиная обгон, переключитесь на пониженную передачу. Например — едете на 4-й передаче — переключайтесь на третью. Этим вы создадите некоторый запас мощности.

          Чтобы технично и безопасно выполнить обгон, нужно учесть большой комплекс различных факторов. Здесь, даже водители со стажем допускают ошибки. Согласно правилам дорожного движения «обгон — это опережение одного транспортного средства другим, связанное с выездом из занимаемой полосы движения и последующим возвращением на нее «.

          Правилами предусмотрены и условия, при которых обгон запрещен, например, на железнодорожном переезде, на участках дорог с ограниченной видимостью и др. Но на практике все намного сложнее.

          Выполняя этот маневр нужно в первую очередь учесть дистанцию до впереди идущего автомобиля, состояние и особенности участка дороги, скорость встречной и обгоняемой машины, динамику ускорения своего автомобиля.

          При обгоне дистанция до впереди идущего автомобиля должна позволить набрать скорость, достаточную для быстрого опережения. В случае же, когда обгоняют вас, это расстояние должно позволить обгоняющему автомобилю, безопасно занять место впереди вас. Эти рекомендации являются не только правилами хорошего тона: в первую очередь это показатель высокого профессионального уровня водителя.

          Очень важно при обгоне правильно выбрать участок дороги, который позволит безопасно выполнить маневр. Помните, что согласно ПДД, нельзя обгонять на подъемах, поворотах, мостах и съездах с них, перекрестках равнозначных дорог, железнодорожных переездах и других участках дорог с ограниченной обзорностью или недостаточной видимостью т.п.

          При опережении нужно правильно учесть скорость обгоняемого автомобиля, для того чтобы находиться на полосе встречного движения минимальное время. В оценке скорости встречного автомобиля шоферы также часто ошибаются. Отчасти в этом виноваты и водители встречного транспорта, которые, к примеру, могут существенно превышать разрешенный ПДД лимит скорости, сбивая с толку водителей, совершающих обгон.

          Не менее важны и динамические возможности вашего автомобиля, которые обязательно нужно знать. Обычно приемистость оценивают по времени разгона от 0 до 100 км/ч и этот параметр входит в технические характеристики транспортного средства.

          При приближении к обгоняемому автомобилю нужно несколько сместиться влево и вправо по полосе, чтобы проконтролировать дорогу перед ним. Например, незамеченное вами препятствие, которое может возникнуть перед обгоняемым автомобилем вынудит его принять влево или тормозить. Такие действия приведут к тому, что Вам в свою очередь придется также смещаться вправо или прекращать обгон.

          Прежде чем начать опережение убедитесь, что его выполнение не создаст опасности для вас и других участков дорожного движения. Оцените дистанцию до обгоняемого автомобиля — позволит ли она набрать вам большую скорость, нежели у него, а также — расстояние перед обгоняемым автомобилем и тем, который движется перед ним — позволит ли оно вам нормально завершить маневр.

          Перед его началом обязательно посмотрите в зеркало заднего вида — не опережает ли вас автомобиль, движущийся сзади. Заранее включите левый указатель поворота. Этим вы предупредите водителей, движущихся сзади, о том, что вы собираетесь начать опережение и заставит их повременить с подобным маневром. В ночное время суток водителя обгоняемого автомобиля можно сигнализировать о ваших намерениях включением дальнего света фар. Этим способом можно предупредить впереди идущую машину в сложных дорожных условиях (узкая дорога, туман и др.).

          Учтите, если водитель автомобиля, движущегося впереди, притормаживает или включил левый указатель поворота, от обгона следует отказаться, так как вполне возможно, что он также собирается начать опережение или повернуть налево.

          Еще раз обратите внимание, что для более эффективного опережения нужно использовать динамику «наката». Приблизившись к обгоняемой машине на 20-30 метров можно выезжать на встречную полосу движения. Основная ошибка многих водителей, когда они для опережения начинают перестраиваться на встречную полосу движения, когда дистанция до обгоняемого автомобиля до 5-10 метров.

          При этом может оказаться, что на встречу движется незамеченная вовремя машина и вам будет необходимо срочно прекращать маневр. Помните, что разница в скоростях вашего и обгоняемого автомобиля является фактической скоростью, которую вам нужно «погасить», возвращаясь в свою полосу. Очень трудно остановиться, если, к примеру, обгоняемый — тихоходный транспорт, особенно, если он собрал за собой хвост из нескольких медленно едущих машин и вам нужно «нырнуть» между ними.

          Помните, что обгон нужно провести как можно быстрее, не задерживаясь долго в «мертвой» зоне обгоняемого автомобиля. Если при опережении обнаружилось, что встречный автомобиль приближается скорее, чем предполагалось, можно прибегнуть к экстренному разгону.

          В этом случае рекомендуется быстро переключиться на пониженную передачу и полностью нажать педаль «газа» — таким образом, машина получит более интенсивное ускорение. Однако если же в процессе выполнения маневра у вас возникли сомнения по поводу успешного его завершения, немедленно возвращайтесь обратно в свою полосу движения.

          Перед завершением опережения включите правый указатель поворота, предупредив водителя обгоняемого автомобиля о перестроении. Завершать обгон следует начинать не раньше того, как в зеркале заднего вида вы сможете увидеть фары обгоняемого автомобиля.

          Если вы оказались в роли обгоняемого автомобиля, нужно вести себя так, чтобы облегчить выполнение опережения автомобилю, движущемуся за вами. Не стоит увеличивать свою скорость, в то время, когда вас обгоняют. Если водитель встречного автомобиля не успевает завершить обгон, то самым правильным решением будет принят вправо или притормозить для того, что он имел запас по ширине и дистанции для окончания маневра.

          Существенно затрудняет опережение на трассе медленно движущиеся автомобили. Особенно в тех случаях, когда встречное движение на столько интенсивно, что затрудняет их обгон. В этом случае воспитанный водитель «тихохода» сместится правее или даже выедет на обочину, чтобы его смоги обогнать.

          Если опережение производится из колонны, то очередность определяется близостью к обгоняемому автомобилю. Но, если ваша динамика значительно уступает другим участникам, то рекомендуется дать возможность более быстроходным попутчикам, совершить опережение первыми.

          Когда обгон предпринимают несколько автомобилей одновременно, то приоритет имеет тот, кто начал обгон первым. И обгонять можно только после того, как первый автомобиль, который совершал этот маневр, вернулся в свою полосу. Совершать опережение сразу за ним небезопасно, так как впереди может оказаться встречный автомобиль. И если впереди идущая машина успеет перестроиться в свой ряд, у вас для этого может не хватить, не только времени, но и места.

          Не стоит прибегать и к так называемому «двойному обгону» — опережению автомобиля, в то время, когда он уже начал обгон впереди идущей машины. Учтите, такие действия небезопасны для всех участников маневра.

          Если Ваш опыт не позволяет с полной уверенностью рассчитать параметры при обгоне, можно использовать помощь того же обгоняемого, но для этого следует убедиться в том, что он вас видит и понимает ваши намерения, например, выехать несколько левее и ехать включенным левым поворотом.

          Чаще всего подавляющее большинство водителей позволят совершить безопасный маневр, приняв вправо и уменьшив скорость. Если едущий навстречу водитель резко увеличил скорость, ни в коем случае не ищите спасения на встречной обочине. Ширина дороги позволит разъехаться, если учесть размер обочины и содействие хотя бы одного из непосредственных участников «инцидента».



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков