млн литров годовая потребность автотранспорта РФ в моторных маслах. Объем складских запасов смазочных материалов

млн литров годовая потребность автотранспорта РФ в моторных маслах. Объем складских запасов смазочных материалов

МОСКВА, 18 апр - РИА Новости/Прайм. Российский рынок смазочных материалов обладает большим потенциалом даже в сложных экономических условиях и останется в числе пяти крупнейших в мире и через 10 лет, заявил в интервью РИА Новости гендиректор дочерней компании Total в России, "Тотал Восток" Фабьен Вуазен.

"Этот рынок – пятый по величине в мире. Я думаю, он сохранит свои позиции или даже станет четвертым", - считает Вуазен.

Глава "Тотал Восток" – компании, поставляющей на российский рынок моторные масла и смазочные материалы под брендами Total и Elf – при этом отмечает, что на рынке РФ есть возможности для роста, даже если сейчас он демонстрирует тренд к сокращению. Это позволяет компании быть в нем уверенной, а следовательно – инвестировать. Уже в следующем году "Тотал Восток" ожидает роста российского рынка, объем которого на данный момент составляет около 1,3 миллиона тонн, приблизительно на 1%.

"С момента создания нашей компании в России (с 2008 года – ред.) бизнес "Тотал Восток" демонстрирует позитивную динамику, даже в последние годы, когда экономическая ситуация является не самой благоприятной. Мы видим огромный потенциал в этом рынке. Поскольку мы уверены в нем, мы инвестируем в него: инвестируем в проект локализации производства, инвестируем в спонсорство", - отметил Вуазен.

КТО ЗДЕСЬ ГЛАВНЫЙ И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ

Расстановка сил на рынке смазочных материалов РФ, как и на многих других крупных рынках мира, на которых есть местные игроки, по мнению главы "Тотал Восток", довольно стандартная – доминируют именно локальные, российские компании.

"На этом рынке главными игроками остаются отечественные производители: "Лукойл", "Газпром нефть", "Роснефть". Они занимают около 60% рынка. Это интегрированные компании. У них есть нефтеперерабатывающие заводы, источники нефти, их производственная цепь начинается и заканчивается в России. Так что у них есть конкурентное преимущество", – сказал Вуазен.

"Но это преимущество сосредоточено, в основном, в сегменте продукции низкого и среднего качества. Что касается сегмента высококачественных смазочных материалов, значительная доля в нем принадлежит как раз иностранным компаниям, таким как Total. На этом рынке наша доля больше, чем у некоторых российских производителей", – отметил глава "Тотал Восток".

В то же время, чтобы успешно конкурировать на российском рынке, "Тотал Восток" в октябре прошлого года приняла решение о строительстве в Калужской области собственного завода по производству, хранению и отгрузке автомобильных масел, смазочных и сопутствующих материалов. Производственная мощность проекта на первоначальном этапе составит 40 тысяч тонн в год, позже может быть увеличена до 75 тысяч тонн. Сумма инвестиций - 50 миллионов долларов, запуск завода намечен на 2018 год.

"Мы реализуем этот проект, поскольку уверены в будущем рынка России, а также, возможно, потому что почувствовали, что без инвестиций в него наш бизнес пришел бы к застою или даже упадку. Собственный завод станет конкурентным преимуществом: мы будем извлекать выгоду от использования в производстве местных материалов, будем менее подвержены колебаниям валютных курсов", - пояснил глава "Тотал Восток".

ИННОВАЦИИ И БУДУЩИЙ РОСТ

В целом доля "Тотал Восток" на рынке смазочных материалов РФ в настоящее время составляет 3%, в ряде сегментов – 10%, отметил Вуазен. В следующие пять лет компания рассчитывает достичь показателя в 5%.

Планы будущего развития компания строит, в том числе, с расчетом на высокотехнологичную продукцию. В частности, глава "Тотал Восток" упомянул создаваемые компанией на основе собственной формулы смазочные материалы, обеспечивающие до 5% экономии расхода автомобильного топлива.

"Это то, чем мы, помимо всего прочего, занимаемся в России – делаем подобную продукцию доступной российским потребителям. Учитывая низкую стоимость энергии в РФ, потребители, возможно, не готовы нести дополнительные расходы, покупая данные продукты. Но мы считаем, что сейчас все меняется. Поэтому мы хотим уже сегодня присутствовать на российском рынке с подобной продукцией, рассчитывая на то, что её доля в будущем увеличится", - сказал Вуазен.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Кроме большого размера, у рынка моторных масел есть вторая специфическая особен­ность. Их производство не требует боль­ших инвестиций, поскольку состоит в смешивании базового масла и набора присадок с последующим розливом в потребительскую тару.
В совокупности эти два фактора объясняют, почему торговых марок на российском рынке так много. Только иностранных брендов таможня в 2016 г. насчитала более 190. Что требует инвестиций - так это производство базового масла. Из 15 брендов нашего топ-15 пять принадлежат российским компаниям. Уточним: российским нефтяным концернам. И это пред­сказуемый результат, учитывая, что они сами производят базовое масло, а кроме того, владеют большими сетями АЗС, что позволяет выходить на потребителя без посредников.
У российских химиков и торговых операторов нет таких ресурсов, поэтому созданные ими брен­ды (Sintec, Sintoil, «Волга-Ойл» и другие, всего около десятка) уступают брендам нефтяников. Здесь всё закономерно. Но при всей своей силе, российские нефтяники на домашнем рынке уступают американским и британским концернам с их брендами Mobil, Shell, Helix и Castrol. Чем это объяснить? Иностранцы опытнее в маркетинге? Или они делают лучший продукт? В любом случае, компаниям «Лукойл», «Роснефть» и «Газпромнефть» ещё есть над чем работать.

Топ-10 зарубежных брендов

1 место
Mobil
Страна - США
Оборот - $218,6 млрд (ExxonMobil, 2016 г.)
Число сотрудников - 73500
(ExxonMobil, 2016 г.)

В 1866 г. Хайрем Бонд Эверест полу­чил патент на технологию вакуум­ной перегонки и совершил рево­люцию в смазочных материалах.
Благодаря маслам, сделанным его
компанией Vacuum Oil - будущей
ExxonMobil - стали возможны
первый газовый автомобиль, пер­вая электростанция и первый пере­лёт на самолёте через Атлантику.
Сейчас ExxonMobil признана в мире
как лидер в развитии синтетических
масел.

2 место
Shell Helix
Страна - Великобритания-Нидерланды
Оборот - $233,6 млрд
(Royal Dutch Shell, 2016 г.)
Число сотрудников - 93000 (Royal Dutch
Shell, 2016 г.)
Число сотрудников в России - более 150

Не столь примечательно то, что
Royal Dutch Shell существует с
1890 г., сколько то, что в России
она работает уже 125 лет. Именно
голландско-британский концерн
открыл первый в нашей стра­
не завод смазочных материалов
в Торжке Тверской обл. Сейчас у
Shell вдобавок есть в России раз­
витая сеть собственных АЗС, что
не может не влиять на продажи в
сегменте моторных масел.

3 место
Castrol
Страна - Великобритания
Оборот - $183 млрд (BP, 2016 г.)
Число сотрудников - 74500 (BP, 2016 г.)

Castrol не всегда принадлежал
British Petroleum. В 1909 г. англича­нин Чарльз Уайкфилд, уже десять
лет производивший смазочные
масла, изобрёл лубрикант, совер­шивший революцию в Европе. Он
назвал свое изобретение Castrol.
Сейчас над созданием и производ­ством продукцией в Castrol тру­дятся 7500 сотрудников и 7 иссле­довательских центров, официально
марка присутствует в 74 странах.

4(5**) место
Liqui Moly
Страна - Германия
Число сотрудников - 800

Звезда Liqui Moly взошла с открытием смазывающих свойств
дисульфида молибдена (moly зна­чит «молибден»). В Германии бренд
лидирует по популярности, занимая
почти 50% рынка масел и присадок
к горючему. Liqui Moly производит
продукцию только в Германии на
заводе мощностью 80 тыс. тн сма­зочных материалов в год. Компания
быстро растёт: число её сотрудников
выросло вдвое за последние 10 лет.

5(6) место
Motul
Страна - Франция
Оборот - $263 млн
Число сотрудников - около 250

Бренд Motul был образован в 1932 г.
Изначально под ним во Франции
продавались масла американского
производства, но четверть века спу­
стя производственное отделение в
США было закрыто и компания
стала полностью французской.
Motul первой выпустила на рынок
коммерческое всесезонное масло,
полусинтетическое масло, а позже
первое синтетическое масло для
двухтактных двигателей.

$7,24 млрд
глобальный рынок базовых моторных масел в 2016 г.

$ 0,95%
прогноз среднего годового роста до 2020 г.

6(8) место
ZIC
Страна - Южная Корея
Оборот - $125,9 млрд (SK Holdings, 2016 г.)
Число сотрудников - 83600
(SK Holdings, 2016 г.)

Масла ZIC производятся на крупнейшем в мире нефтеперерабатывающем комплексе Ульсан, принадлежащем холдингу SK, занимающе­му 57 место в списке крупнейших
компаний Fortune 500. ZIC используется для заводской заливки на
заводах Hyundai-KIA, имеет допу­ски других глобальных автопроизводителей. Дистрибьюторская сеть
бренда охватывает 40 стран.

7(10) место
Total Quartz
Страна - Франция


Total был основан правительством
Франции при поддержке 90 бан­ков, чтобы создать противовес бри­танско-голландскому Royal Dutch
Shell, и два концерна зациклились
на гонке друг с другом. Как и у Shell,
у Total есть своя сеть АЗС. В России
французы работают с 1991 г., а в
2016 г. они начали строить в Калуге
завод по производству смазочных
материалов.

8(12) место
Elf
Страна - Франция
Оборот - $127,9 млрд (Total, 2016 г.)
Число сотрудников - 102000 (Total, 2016 г.)

Elf, специализированный бренд
смазочных материалов, с 2003 г.
принадлежит Total и считается его
основным брендом в данном сегменте - более важным, чем Total
Quartz. Продукция Elf продаётся в
113 странах. Elf мы должны благодарить за создание масла с вязко­стью 15W, масла с моющими свой­ствами для дизелей и топливосбере­гающих масел.

9(14) место
Mannol
Страна - Германия
Оборот - н. д.
Число сотрудников - н. д.

Компания SCT-Vertriebs GmbH создавалась как торговый оператор,
продававший запчасти широкого
ассортимента. Богатея, она стала
скупать производственные предприятия - например, завод производству и разливу смазочных
материалов в литовской Клайпеде.
Масла бренда Mannol, принадлежащего SCT, продаются во многих
регионах мира, а в России он представлен на 99% территории.

10(15) место
Texaco
Страна - США
Оборот - $114 млрд (Chevron, 2016 г.)
Число сотрудников - 61500 (Chevron, 2016 г.)

Texaco (The Texas Company) в тече­ние всего XX века продавала продукты под брендом, совпадающим
с названием компании - это свое­
образный рекорд среди нефтяных
компаний США. Марка Texaco
стала для американцев национальным достоянием. За пределами Штатов она наиболее сильна
в Латинской Америке и Западной
Африке.

Топ-5 отечественных брендов

1(4) место
Лукойл
Штаб-квартира - Москва
Оборот - 5,23 трлн руб. (2016 г.)
Число сотрудников - 105500

Бренд «Лукойл», возможно, силь­нейший российский бренд во всех
категориях. До 2007 г. он даже вхо­дил в список 100 крупнейших тор­говых марок мира - такого результата кроме него достигала только
«Балтика». У «Лукойла» в России 9
заводов по производству масел, а их
продукция поставляется более чем
в 100 стран.

2(7) место
Роснефть
Штаб-квартира - Москва
Оборот - 5,5 трлн. руб (2016 г.)
Число сотрудников - 261500 (2015 г.)

У «Роснефти» есть желание в бли­жайшем будущем стать брендом
№1 среди российских моторных
масел. Начиная с 2016 г., компа­ния усилила нажим на рынок. Был
взят курс на премиализацию бренда
и расширение дистрибьюторской
сети. В настоящее время поставки
смазочных материалов «Роснефть»
ведутся в 33 страны, а объём их реа­лизации в 2016 г. достиг 775 тыс. тн.

435 млн литров годовая потребность
автотранспорта РФ в моторных маслах

3(9) место
Gazpromneft


2016 г.)

Отделение по производству смазочных материалов концерна
«Газпром-нефть» выпускает про­дукцию на 6 производственных
площадках в России (более 90%), а
также в в Италии и Сербии, общим
объёмом около 430 тыс. тн в год.
Торговая марка Gazpromneft была
основана в 2007 г. и первой в России
включила специализированную
линию смазочных материалов для
сельхозтехники.

4(11) место
G-Energy
Штаб-квартира - Санкт-Петербург
Оборот - 361,5 млрд руб. («Газпром-нефть»,
2016 г.)
Число сотрудников - 66 тыс. (2016 г.)

В отличие от Gazpromneft,
G-Energy - это премиальный бренд
масел компании «Газпромнефть–
СМ», а его продукция выпускается
на итальянском заводе концерна.
G-Energy стал первым российским
брендом, включавшим полную
линию синтетических масел для
спорткаров. Примечательно, что и
специалисты, и потребители оди­наково оценивают силу брендов
Gazpromneft и G-Energy: первый
сильнее.

5(13) место
ТНК Magnum
Штаб-квартира - Москва
Оборот - 688 млрд руб. (ТНК-BP, 2013 г.)
Число сотрудников - 60000 (ТНК-BP, 2013 г.)

Бренд Magnum компания ТНК
выпустила на рынок в 2006 г., тщательно отобрав из 544 вариантов
путем тестирования на потребите­лях, работниках СТО и автомагази­нов. В 2012 г. ТНК вошла в состав
«Роснефти», включая и отделение
«ТНК смазочные материалы».

Российский рынок моторных масел трансформируется под влиянием экономических факторов. Прежде всего, усиливают рыночные позиции крупные отечественные компании, которые активно заявляют о расширении производственных мощностей и повышают конкурентоспособность в премиальном сегменте.

Российский рынок смазочных материалов - крупнейший в Европе и пятый по величине в мире. Его объем в 2016-2017 годах оценивается в 1,6 млн тонн, что практически соответствует уровню 2015 года, но примерно на 10% меньше, чем в 2014 г. (без учета базовых масел, масел-пластификаторов, смазок и смазочно-охлаждающих жидкостей - СОЖ). Сокращение рынка относительно 2014 г. обусловлено текущей экономической ситуацией, санкциями западных стран, девальвацией рубля и снижением продаж автомобилей.

Правда, эксперты ожидают, что после 2016 года продажи легкового автотранспорта начнут снова расти, что должно положительно сказаться на спросе смазочных материалов. К 2020 году рынок смазочных материалов может увеличиться на 12% по сравнению 2015 годом.

Из общего объема потребляемых смазочных материалов порядка 280 тыс. тонн приходится на моторные масла легкового сегмента, ежегодный рост которого не превышает 2%. В районе 650 тыс. тонн «съедает» коммерческий сегмент (общественный транспорт, судовые масла, железнодорожные нужды и пр.), а порядка 600 тыс. тонн приходится на индустриально-промышленный сегмент.

Согласно данным агентства АВТОСТАТ, потребность в моторных маслах для легковых автомобилей, легковых коммерческих (LCV) и грузовиков в России в 2015 году превысила 400 млн. литров. Восьмая часть (12,5%) от общей указанной потребности относится к сегменту LCV, что соответствует 52 млн. литров. Примерно треть (32,5%) занимают грузовые автомобили (135 млн. литров). При сопоставимых размерах парка большая потребность в моторных маслах у грузовиков объясняется отличием других расчетных показателей. Так, у грузовых автомобилей больше объемы системы смазки двигателей. К тому же они имеют большие пробеги, что влечет и более частую замену масла.

АВТОСТАТ отмечает, что большинство грузовых автомобилей оснащается дизельными двигателями, поэтому и потребность в соответствующих моторных маслах у них заметно выше. Так, на долю масел для дизельных двигателей в сегменте грузовиков приходится 74% или 100 млн литров количественно. Для LCV этот показатель составляет 29% (15 млн литров). А меньше всего он у легковых автомобилей (5% или 12 млн литров), поскольку дизельные моторы пользуются в этом сегменте ограниченным спросом.

По данным АВТОСТАТа, свыше половины (55%) от общего объема потребления моторных масел пришлось на легковые автомобили, то есть 230 млн литров. Безусловно, это связано с огромным парком легковых автомобилей в стране, который в пять раз больше, чем у грузовиков и LCV вместе взятых. При этом более 75% от этого объема приходится на европейскую часть России. Так, на долю Центрального ФО, который имеет самый большой парк в стране, приходится свыше 30% от всей потребности в моторных маслах для легковых автомобилей. В количественном выражении это соответствует 72 млн литров.

Производство

По данным компании «Газпромнефть - смазочные материалы», российские нефтеперерабатывающие заводы последние годы выпускают около 2,4 млн тонн минеральных базовых масел I группы, 50% которых поставляется на экспорт. Основная сфера применения минеральных базовых масел в России - промышленное производство (порядка 700 тыс. тонн в год). Крупнейшими потребителями здесь выступают нефтеперерабатывающая, энергетическая, металлургическая и автомобильная отрасли.

Напомним, что группа I - базовые минеральные масла, группа II - более ценные полусинтетические масла, группа III - синтетические масла с наибольшей степенью очистки.

Чтобы конкурировать с импортерами в сегменте высококачественных моторных масел, в большинстве случаев отечественные производители закупают на мировом рынке базовые масла III и IV группы для собственного производства полусинтетических и синтетических автомобильных масел. В этой связи многие отечественные производители масел стремятся инвестировать в проекты строительства в России производственных мощностей II и III групп, а также развивать фасовочное производство.

По данным Росстата, в 2015 в России было произведено 519,8 тыс. тонн моторных масел против 520,6 тыс. тонн в 2014 г. За январь-апрель 2016 года объем производства моторных масел в натуральном выражении составил 167,5 тыс. тонн, что на 10% больше, чем за соответствующий период 2015 года

Следует отметить, что нефтяные компании за счет внутреннего рынка нефтепродуктов пытаются покрыть свои потери, полученные в результате снижения прибыли от экспорта сырой нефти. Поэтому в стоимостном выражении объем производств моторных масел в стране растет весьма значительными темпами. За январь-апрель 2016 года объем производства составил 14,9 млн руб., что на 91% больше, чем за соответствующий период 2015 года. При этом за весь 2015 год рост стоимостного выражения производства составил 38% (31,2 млн руб.).

Как отмечает Максим Дондэ, директор компании смазочных материалов ПАО «ЛУКОЙЛ» (ООО «ЛЛК-Интернешнл»), в 2015 году, когда наблюдался спад промышленного производства и сократился объем грузоперевозок, снижение объемов потребления было более значительно - на уровне 10-11%, и происходило оно за счет уменьшения доли импортных масел.

Импорт

Главным трендом отечественного рынка моторных масел эксперты называют снижение объема импорта. В рамках вектора направления импортозамещения, российские игроки рынка активно инвестируют и проводят модернизацию производственных мощностей. Наращивая объем закупок импортных присадок, российские предприятия пытаются вытеснить с рынка импортные моторные масла сортов II и III групп.

По оценкам экспертов компании «Газпромнефть - смазочные материалы», в 2014 г. поставки импортных моторных масел в Россию составили около 400 тыс. тонн. Поставки преимущественно осуществляются из Европы. В 2015-2016 годах объем импорта составил 250-300 тыс. тонн, а на горизонте 2018 года импорт продолжит сокращаться, и вполне возможно его ежегодный объем не будет превышать 100-150 тыс. тонн в год. Однако это не единственный прогноз.

По данным АВТОСТАТа, в 2015 году, в пик экономического кризиса, российские потребители все же отдавали предпочтение импортным моторным маслам. Самым популярным из них является марка Mobil. Далее идут Castrol и Shell. В первой десятке присутствует лишь один российский бренд - ЛУКОЙЛ.

В легковом сегменте на долю моторных масел для бензиновых двигателей приходится до 70% продаж, из которых 75% - импортная продукция. При этом 50% продаж в легковом сегменте занимают синтетические масла (III группа).

Таким образом, эксперты считают, что до 2025 года объем импорта останется на уровне 250-350 тыс. тонн в год. Это связано с тем, что на долю иностранных транспортных средств приходится 53% отечественного автопарка. Устойчивый спрос на импортные синтетические масла обусловлен этим же фактором. Особенно это очевидно, при условии ожидаемого восстановления роста продаж автомобилей.

Между тем импортозамещение в сфере смазочных материалов - совершенно естественный процесс, который начался еще в середине 2000-х годов. Эксперты признают, что российские производители моторных масел сегодня производят продукцию, ничем не уступающую по качеству ведущим мировым производителям. При этом рост цен на отечественные моторные масла в 2015 году составил 8%, тогда как импортные масла подорожали на 31%.

По мнению Максима Дондэ, в условиях неопределенности курса валюты будущие объемы импорта - вопрос открытый. Минэкономразвития прогнозирует рост индекса промышленного производства в объеме 1-3%. Почти симметрично будет расти и объем потребления масел. Укрепление курса рубля и сокращение издержек за счет локализации производства вполне может дать ряду зарубежных игроков возможность увеличить свою долю на российском рынке.

«Мы понимаем, что долгосрочную ставку на ценовые конкурентные преимущества делать не следует. ЛУКОЙЛ будет продвигать продукты, которые не уступают импортным аналогам или превосходят их по рабочим характеристикам», - говорит Максим Дондэ.

В целом при выборе продукта того или иного бренда с целью перепродажи подавляющее большинство дистрибьюторов (их доля в общем объеме сбыта составляет 60-70%) ориентируются прежде всего на цену и на качество. Для розничных сетей (их доля в легковом сегменте составляет 50%) основополагающим фактором является узнаваемость бренда. Что касается автодилеров, то для них выбор моторного масла определяется условиями гарантии и рекомендациями автопроизводителей.

Пятерка лидеров

Основную долю моторных масел в России производят такие крупные нефтяные компании, как «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», а также ряд других компаний, в числе которых Shell (завод в Торжке) и Торгово-промышленная ассоциация Delfin Group.

ООО «РН-Смазочные материалы» - дочерняя компания «Роснефти», занятая разработкой, реализацией и продвижением смазочных материалов компании. Производство высококачественных смазочных материалов и присадок осуществляют пять крупных предприятий: Новокуйбышевский завод масел и присадок, Рязанская нефтеперерабатывающая и Ангарская нефтехимическая компании, ПАО «Роснефть-Московский завод «Нефтепродукт», ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез».

Ассортимент смазочных материалов позволяет обеспечить потребности как крупных промышленных предприятий и профессиональных покупателей, так и частных потребителей, и включает более 1 тыс. позиций.

По итогам 2015 года общий объем производства масел, присадок и прочей сопутствующей продукции в «Роснефти» составил 779 тыс. тонн, в том числе свыше 720 тыс. тонн товарных масел, что составляет около 30% от общего объема производства товарных масел в России.

В настоящее время «Роснефь» продолжает реализацию масштабной инвестиционной программы по модернизации производства ключевых компонентов для автомобильных масел и жидкостей. В результате компания рассчитывает не только заменить большую часть импортных ключевых компонентов в моторных маслах существующего ассортимента, но и стать поставщиком сырья для других производителей масел.

ЛУКОЙЛ в 2016 году рассчитывает достичь рекордного уровня продаж масел и смазок. Дочернее предприятие «ЛЛК-Интернешнл» только в первом полугодии 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года увеличило продажи готовых масел и смазок на 15%, достигнув показателя в 435 тыс. тонн.

При этом рост объемов продукции импортозамещения на российском рынке в сегменте моторных масел ЛУКОЙЛа составил 10%, в сегменте индустриальных масел - 20%. В структуре продаж компании доля продуктов, соответствующих требованиям международных автоконцернов и производителей техники и оборудования, выросла с 33% до 41%.

«ЛЛК-Интернешнл» также активно развивает продажи за рубежом. Приоритетными рынками можно назвать Францию, Швецию и Германию, где в марте 2016 года ЛУКОЙЛ начал поставку горюче-смазочных материалов немецкому производителю грузовых автомобилей и автобусов MAN Truck & Bus. В сентябре 2016 года компания стала победителем в тендере на первую заливку масел в автомобили Меrcedes-Benz на заводе в Германии.

В качестве перспективных регионов для себя «ЛЛК-Интернешнл» рассматривает страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в том числе Китай, Японию и Вьетнам. Основной объем продукции будет поступать на эти рынки со строящегося завода в Казахстане, который планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году.

Кроме того, ЛУКОЙЛ ведет переговоры с Ираном по поставкам масел и присадок в страну с турецкого завода компании. Компания также видит потенциал в выходе на рынки масел Египта, ЮАР и Нигерии, где присутствует органический рост потребления смазочных материалов.

В настоящее время ЛУКОЙЛ производит около 1 млн тонн в год масел на девяти производственных площадках в России, Республике Беларусь, Австрии, Финляндии, Румынии и Турции, а также на 26 привлеченных заводах по всему миру.

«Газпромнефть - смазочные материалы» - дочерняя компания «Газпром нефти», занятая производством и реализацией масел, смазок и технических жидкостей. Компания владеет производственными активами в Западной Сибири (Омск), в европейской части России (Ярославль и Фрязино), а также в Италии (Бари) и Сербии (Нови-Сад). В период с 2008 по 2014 г. объем инвестиций компании в инновационные технологии и в развитие продуктов составил 162 млн евро, а до 2025 года инвестиции в технологии и производство достигнут 380 млн евро.

Ассортимент продукции «Газпром нефть - смазочные материалы» включает около 500 наименований масел, реализуемых под брендами «Газпром нефть» и G-Energy. Продукция компании реализуется через сеть АЗС «Газпром нефть», а также через поставки в розничные сети, интернет-магазины и 1500 станций техобслуживания.

Кроме того компания поставляет масла на сборочные конвейеры крупнейших производителей автомобилей в России и за рубежом: «Автотор» (General Motors, Hyundai), Mercedes Benz Trucks Vostok и «Дервейс» (Lifan), МАЗ, главный сборочный конвейер «ГАЗ» и др.

Вместе с тем, за 9 месяцев в 2016 году компания «Газпром нефть - смазочные материалы» увеличила экспорт в премиальном сегменте продукции на 21%. Как сообщил глава компании Александр Трухан, в 2016 году компания вышла на рынки Вьетнама, Колумбии, Южной Кореи, ЮАР и Польши. Всего за 9 месяцев 2016 года объем экспорта премиальной продукции составил 68 тыс. тонн, поставки ведутся в 65 стран мира. При этом львиная доля экспорта приходится на Европу. Годовой рост экспорта прогнозируется на уровне 20%.

Александр Трухан также сообщил, что объем выпуска смазочных материалов по итогам 2016 года в компании составит порядка 540 тыс. тонн (рост по отношению к 2015 году - 4-5%) в условиях, что производственные мощности загружены на 100%. В частности, объем премиальной продукции увеличится на 12-13% и составит около 250 тыс. тонн.

По его словам, в России на долю компании при общем объеме 1,6 млн тонн приходится 15-16% рынка смазочных материалов, целевая доля рынка (фасованная продукция) - 19%.

Масла под брендом «Газпром нефть» выпускаются на Омском заводе смазочных материалов (ОЗСМ). Современный комплекс по смешению, затариванию и фасовке моторных масел рассчитан на выпуск 110 тыс. тонн моторных масел и фасовку 180 тыс. тонн готовой продукции в год. Производство сертифицировано по стандарту ISO16949, что позволяет поставлять продукцию на конвейеры крупнейших мировых автопроизводителей.

Масла под брендом G-Energy производятся на заводе в городе Бари (Италия). Завод представляет собой современный, высокотехнологичный комплекс производственной мощностью до 30 тыс. тонн высокотехнологичных масел и 6 тыс. тонн пластичных смазок в год. Завод сертифицирован по международной системе качества ISO (соответствие требованиям ISO 9001 и ISO 14001) в области производства, фасовки, хранения и реализации масел и смазок.

Завод SHELL в Торжке производительностью 200 млн литров в год является одним из крупнейших предприятием нидерландско-британского концерна. Завод выпускает широкую линейку высококачественных смазочных материалов, включая моторные масла, масла для судовых двигателей, промышленные смазочные материалы, гидравлические и трансмиссионные масла. В портфель завода входят следующие бренды: Shell Helix, Shell Rimula, Shell Spirax, Shell Tellus, Shell Omala.

Delfin Group - объединение совместно развивающихся юридически независимых коммерческих компаний, товарный портфель которого включает в себя как российские торговые марки, так и известные мировые бренды. Первым отечественным предприятием, вошедшим в структуру Delfin Group и заложившим основу ее полноценного существования, стал крупнейший производитель моторных масел и автохимии Luxoil, впоследствии переименованный в Delfin Industry.

В декабре 2005 года в Delfin Group вступил еще один участник — российская промышленная группа «Спектр-Авто», старейший в России независимый отечественный производитель передовых смазочных материалов Spectrol.

В настоящее время в портфель Delfin Group входят бренды различных ценовых сегментов: к категории выше среднего относятся масла Spectrol и Highway; к средней ценовой группе - Luxe; к ценовой группе ниже среднего - продукция Oilright, «Ярнефть» и Pilots. Все эти бренды включают в себя полный спектр автомобильных масел: минеральные, синтетические и полусинтетические моторные масла.

Перспективы рынка

В целом, представители отечественного рынка моторных масел достаточно позитивно оценивают перспективы его развития. Однако без ложки дегтя не обходится.

В Delfin Group отмечают, что в настоящее время рынок характеризуется снижением и без того невысоких темпов роста, что обусловлено экономическим кризисом в стране. Свою роль также играет прирост продаж иномарок российской сборки, среди которых доминируют легковые автомобили с повышенными требованиями к экономичности расхода топлива и масел.

Кроме того, собственное производство масел в России вместе с импортом превосходит потребление, излишки отгружаются на экспорт. При этом существенной проблемой рынка остается контрафактная продукция.

Как отмечает Максим Дондэ, объем потребления смазочных материалов исторически коррелируется с индексом промышленного производства. Согласно расчетам Росстата, в этом году промышленное производство может показать незначительный рост. Однако с учетом глобального тренда в сторону применения более совершенных и экономичных масел с увеличенным интервалом замены вполне закономерно по итогам 2016 года выглядит снижение потребления масел на 2-3%. Подобная тенденция прослеживается на большинстве рынков развитых стран.

Макроэкономическая ситуация сыграла в пользу российских производителей масел. Рост курса валют автоматически повлек за собой увеличение цен на импорт. Дорожающая импортная продукция заставила многих потребителей масел пересмотреть свои предпочтения и сделать выбор в пользу тех российских брендов, чьи эксплуатационные характеристики не уступают зарубежным аналогам.

«Одной цены недостаточно, чтобы завоевать внимание потребителя. Он понимает, что стоимость ремонта двигателя несопоставима со стоимостью канистры масла. Поэтому автомобилисты ищут именно качественную альтернативу импорту, внимательно изучают характеристики товара», - говорит Максим Дондэ.

В ЛУКОЙЛе также обращают внимание на существующий сегодня огромный выбор брендов масел. Вместе с тем, зачастую не все эти масла способны обеспечить достаточно эффективную работу техники в российских условиях эксплуатации. Одновременно с этим, несмотря на то, что в России достаточно много качественных масел производится именно отечественными компаниями, в сегменте присадок все еще доминирует зарубежная продукция.

В «Газпромнефть - смазочные материалы» считают, что дальнейшее развитие российского рынка моторных масел характеризуется, прежде всего, ростом спроса на высокотехнологичные масла, что связано с увеличением рынка современных автомобилей. При этом доля продаж масел, выпускаемых отечественными предприятиями, будет расти, что обусловлено приведением производителями технологических возможностей в соответствие с потребностями рынка.

При подготовке статьи использованы материалы компаний EY и Russian Automotive Market Research

Сюжеты:

Конкуренция на российском рынке смазочных материалов нарастает. Наиболее активно этот процесс идет в сегменте премиальных высоко-технологичных продуктов. А один из его характерных индикаторов - массированная реклама иностранных производителей на отечественном ТВ. О том, как себя чувствует в этих условиях оператор бизнеса масел «Газпром нефти», корреспонденту «СН» рассказал генеральный директор «Газпромнефть - смазочных материалов» Александр Трухан.

В минувшем году «Газпромнефть - смазочным материалам» удалось удержать позиции на рынке?

Нам удалось не только удержать, но и усилить позиции: сегодня 20% фасованных смазочных материалов на российском рынке - это наша продукция. Но главное, мы продолжили реализацию стратегии развития бизнеса, направленной на технологическое лидерство на отечественном рынке смазочных материалов. В итоге мы смогли внедрить новые производственные технологии, расширить наш продуктовый портфель за счет инновационных продуктов, а также начать работу в новых сложных секторах рынка. Результат этой работы виден в объемах продаж и в выручке, но главное, чего нам удалось добиться, - мы смогли увеличить процент вовлечения собственной сырьевой базы в производство высокотехнологичных продуктов.

Какие шаги в реальности стоят за словами о технологическом лидерстве?

Александр
Трухан

Генеральный директор
«Газпромнефть - смазочных материалов»

Мы постоянно инвестируем в качество смазочных материалов, находим новые подходы к технологическим процессам. В прошлом году мы локализовали в Омске производство литиевых и кальциевых смазок, которые раньше выпускались только на нашем заводе в Италии. Кроме того, в Омске в 2016 году мы произвели свыше 5,5 тонны присадок, из которых около 3 тонн вовлекается в собственное производство смазочных материалов. Это технологический рывок, который позволяет нам выпускать ряд продуктов с максимальным использованием компонентов собственного производства.

Из планов, которые уже становятся реальностью, - в этом году мы начинаем производство собственной III группы базовых масел в Ярославле. Это действительно прорыв как в плане импортозамещения, так и в плане качества производства, которое сегодня может обеспечить Ярославский НПЗ (ЯНОС). К этому событию мы готовились основательно. Пилотные образцы наших масел уже успешно прошли ряд тестов на соответствие требованиям ведущих европейских автопроизводителей в немецком технологическом центре ISP. При тестировании наши продукты сравнивались с иностранными аналогами. Хочу отметить, что такого подхода в России еще не было - это первые отечественные базовые масла, которые прошли подобные тесты, доказав высокое качество. Полученные результаты позволяют нам начать диалог с производителями техники. При этом важно понимать, что мощности ЯНОСа (106 тысяч тонн базовых масел третьей группы) - только первый шаг. Мы будем последовательно наращивать мощности по производству синтетики - к 2021 году и Омский завод будет готов начать производство масел групп II и III.

Позволяет ли качество нашей продукции конкурировать с иностранными производителями не только на российском, но и на международном рынке?

Мы хотим, чтобы российский продукт был принят глобальными автопроизводителями. С этой целью мы вступили в ассоциацию производителей масел ATIEL - это закрытый клуб двадцати крупнейших игроков рынка, таких как Mobil, Shell, BP, Total, и других. Для нас это важное институционное изменение. Членство в ассоциации позволяет компании работать напрямую с автопроизводителями и участвовать в разработке новых отраслевых стандартов, что дает нам возможность значительно ускорить вывод продуктов на рынок. Для глобальных автопроизводителей мы пока что производим масла, используя западные компоненты, но у нас есть задача заменить эти компоненты на российские - для этого мы работаем в ассоциации.

В минувшем году мы смогли внедрить новые производственные технологии, расширить продуктовый портфель компании за счет инновационных продуктов, а также начать работу в новых сложных секторах рынка. Результат этой работы виден в объемах продаж и в выручке

Какую продукцию можно назвать сегодня основным драйвером роста продаж?

В 2016 году мы реализовали 542 тыс. тонн продукции, при этом более половины объема, а именно 258 тыс. тонн пришлось на премиальные продукты - это современные масла, которые имеют допуски и одобрения ведущих производителей техники. В сегменте премиальных продуктов мы выросли на 16%, лидер по темпам развития бренд G-Energy, его продажи выросли на 31%.

Причина популярности масел G-Energy, в первую очередь, в их качестве, а также в продуманной маркетинговой стратегии. Чтобы не быть голословным, хочу напомнить, что уже не первый год наши продукты подтверждают свое превосходство, проходя экстремальные испытания на гонках: масла G-Energy заливаются в двигатели спорткаров, и наши инженеры в режиме реального времени отслеживают их состояние. В этом году экипаж G-Energy Team одержал победу в ралли-марафоне Africa Eco Race - это трансконтинентальный марафон из Европы в Африку, проходящий по бездорожью и пескам пустыни Сахары. Команда «МАЗ-СПОРТавто» (грузовики МАЗ) вошла в топ-10 грузового зачета «Дакара» - спортсмены преодолели дюны, горы, серьезные перепады высоты, при этом у них был новый двигатель, который требует обкатки. И та, и другая команды показали отличный результат, которому мы, безусловно, очень рады, ведь какими бы хорошими ни были данные лабораторий, спортивные соревнования - это абсолютный тест на качество наших продуктов.

На рост продаж, конечно же, существенно повлияло развитие проекта G-Energy Service, поскольку станции в первую очередь продают масла G-Energy. СТО, работающие под брендом проекта, осуществляют обслуживание и ремонт различных автомобилей отечественного и импортного производства. В прошлом году количество станций мы довели до 70 в 9 странах. Планируем, что до конца этого года под брендом G-Energy Service будут работать уже порядка 160 станций.

Экономическая ситуация в стране непростая. В чем причина, на ваш взгляд, рыночного роста именно премиальных продуктов на этом фоне?

Так или иначе, но различная техника, закупаемая и используемая сегодня в России, становится все сложнее. Соответственно, такие машины требуют применения более технологичных масел. И сейчас мы наблюдаем растущий спрос на полусинтетические и синтетические масла. Наши исследования показывают, что российский рынок зафиксировался на определенном объеме потребления, но сама структура рынка меняется в сторону высокотехнологичных продуктов, эта ниша растет. Эту тенденцию видят все игроки рынка, поэтому глобальные производители начали создавать производства в России, например, Shell открыл завод в Торжке, Total производит масла на аутсорсинговых мощностях и получил площадку под собственное строительство. Есть планы по производству и у других производителей. Российский рынок остается очень интересным для глобальных игроков - конкуренция нарастает именно за счет научной и технологической составляющих.

В связи с этим я считаю одним из прорывов для «Газпромнефть-СМ» начало работы подразделения R&D (research and development), которое было сформировано не просто как центр компетенций, а как подразделение со своим финансированием, штатом и задачами по реализации конкретных шагов в рамках долгосрочной стратегии компании. Мы будем и дальше инвестировать в это направление, потому что продукты, которые мы планируем предлагать российскому рынку, - это именно высокотехнологичные масла с высокими эксплуатационными характеристиками.

Ассортимент продукции «Газпромнефть-СМ» включает более 500 наименований

В сентябре 2016 года «Сибирская нефть» писала о выходе на новые сегменты рынка смазочных материалов благодаря приобретению «Росполихима». Как сейчас развивается актив?

Интеграция «Росполихима» в состав компании позволила нам начать работу в сегменте масел для авиации и флота, экспандерных масел для трубопрокатного производства и пластификаторов для химической промышленности. При этом важно, что мы получили в управление производство насыщенных эфиров как сырья для масел пятой группы, из которого мы будем производить гораздо больше продуктов, чем этот актив выпускал ранее.

Мы хотим расширить ассортимент «Росполихима» за счет потребительских масел и различных высокотехнологичных продуктов, таких как присадки, растворители всевозможных типов, масла-пластификаторы для пластмассовой промышленности, экспандерные масла для трубопрокатной отрасли, сложные компрессорные, турбинные масла, которые производятся только с использованием пятой группы базовых масел. Эти продукты производятся в России, но на сегодня преимущество за импортными поставками (например, только 25% экспандерных масел - отечественного производства). Это притом, что сырье в России есть. Раньше мы его продавали за рубеж, там производили сложные масла, которые затем ввозились в Россию. Но, безусловно, значительно выгоднее производить эти продукты самим.

Также мы начали разработку присадки-загустителя масел, которая сейчас не производится в России. На сегодня это 100% импорт. По сути, мы возобновили производство присадок-загустителей в России, только на новом технологическом уровне. Объем производства будет достаточен для обеспечения как наших потребностей, так и, наверное, более половины российских потребителей - мы рассчитываем удовлетворить потребности до 70% рынка в загущающих присадках.

Какие усилия требуются от компании для интеграции такого актива, как «Росполихим»?

Выполнение всех наших планов невозможно без модернизации производства - многое оборудование на «Росполихиме» работает около 10 лет. Помимо этого мы внедряем на предприятии стандарты надежности «Газпром нефти» в сфере промышленной безопасности. Также мы будем менять отношение к экологии производства. Сейчас актив готовится к сертификации по экологической и промышленной безопасности - на это уйдет несколько лет, так как у единого органа сертификации, проводящего аудит всех наших площадок, - швейцарской компании SGS - высокие требования, да и актив требует инвестиций в обеспечение контроля качества производства. При этом мы уже интегрировали предприятие в нашу систему обеспечения сырьем (часть необходимых компонентов мы поставляем теперь из Ярославля и Омска) и передаем в нашу систему управления контролем качества.

Мы находимся в диалоге с правительством Нижнего Новгорода, которое предложило нам варианты промышленных площадок для дальнейшего расширения. К середине года будут подготовлены проекты расширения производства.

В этом году экипаж G-Energy Team одержал победу в ралли-марафоне Africa Eco Race, а команда «МАЗ-СП ОРТавто» вошла в топ-10 грузового зачета «Дакара». И та и другая команды показали отличный результат и это - абсолютный тест на качество наших продуктов

Мы подписали соглашения о сотрудничестве в сфере импортозамещения смазочных материалов с рядом регионов. На основании этих соглашений наши технические специалисты составляют единые карты смазочных материалов для предприятий, изучают, какие допуски от производителей техники нужны для работы, и предлагают наш продукт, полностью соответствующий этим требованиям и обеспечивающий экономию за счет закупки смазочных материалов в рублях. Благодаря сотрудничеству с нами некоторые регионы снизили импортозависимость на 67%, перейдя на российские продукты, при этом получив масла с необходимыми высокими эксплуатационными характеристиками и обеспечив надежную работу техники.

Речь идет только о муниципальных предприятиях регионов?

Не только. В первую очередь, мы работаем с муниципальными и федеральными заказчиками, а затем предлагаем свои услуги всем предприятиям регионов. Эта работа, конечно, имеет социальный аспект, ведь с нашими маслами дешевле обслуживать пассажирский транспорт, объекты городской инфраструктуры, что опосредованно становится сдерживающим фактором роста тарифов для населения. Также мы заинтересованы и в работе с бизнесом. Программу импортозамещения мы будем развивать дальше - доля импорта смазочных материалов в России все еще высока - по нашим оценкам, около 25%.

По каким критериям выбираются регионы?

Мы идем по запросу от самих регионов. Наиболее рачительные хозяева умеют считать деньги и сами заинтересованы в снижении импортозависимости. Их привлекают и оперативность отгрузок, которую мы можем обеспечить, и условия оплаты. В этом году будут новые соглашения, целый ряд регионов высказал свою готовность к сотрудничеству.

Какие рыночные амбиции у компании в 2017 году?

Я доволен итогами прошедшего года, но, как всегда, хотелось бы большего. У нас очень высокий потенциал в сегменте премиальных смазок для Арктики, и мы много инвестируем в эти разработки. В 2017-м мы представим рынку синтетические смазки из собственного сырья; планируем также расширить ассортимент синтетических масел, основанных на собственных базовых маслах III и V групп, и вывести на рынок дополнительно до 30 тыс. тонн синтетической продукции. Это все планы по премиальной продукции. Также в 2017 году мы будем развивать сеть G-Energy Service, продолжим работу с дилерскими станциями технического обслуживания ведущих автопроизводителей. Доверие к нашим брендам растет, и мы будем продолжать наращивать темп.

«Газпромнефть - смазочные материалы»

Дочернее предприятие «Газпром нефти», специализирующееся на производстве и реализации масел, смазок и технических жидкостей. Создано в ноябре 2007 года. Компания располагает 6 производственными площадками в России, Италии и Сербии. Общий объем производства превышает 500 тыс. тонн высококачественных масел, смазок и технических жидкостей в год. Компания поставляет продукцию на российские конвейеры ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС, КЗ РОСТСЕЛЬМАШ, АК «ДЕРВЕЙС», КАМАЗ, АВТОТОР (конвейер Hyundai), АЗ ГАЗ, УАЗ (Sollers), БЕЛАЗ. Потребителями продукции также являются «Северсталь», «Сибур», «Газпром», «Евраз», ММК, ТМК, НЛМК, Русал, Алроса, РЖД и другие крупнейшие промышленные предприятия. Ассортимент включает 500 наименований масел и смазок для всех секторов рынка (более 1200 товарных позиций).

Продукция компании имеет свыше 250 одобрений ведущих производителей техники: BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen, Volvo, Renault, General Motors, Cummins, MAN, ZF, КАМАЗ, Автоваз, Bosch Rexroth и др. Компания также занимается производством и реализацией судовых масел, поставляет продукцию на суда Совкомфлота, Росморпорта, Роснефтефлота и других российских и зарубежных судовладельцев. Благодаря интеграции в глобальную сеть снабжения Chevron клиенты компании имеют возможность получать судовые масла в более чем 800 портах по всему миру. «Газпромнефть-СМ» занимает 15% рынка смазочных материалов России, а также работает в странах СНГ и Балтии, Европе, Центральной и Юго-Восточной Азии, Африке и др. Всего продукция компании представлена более чем в 60 странах мира.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков