Неисправности кондиционера автомобиля и их устранение. Ремонт кондиционера автомобиля - какие бывают неисправности

Неисправности кондиционера автомобиля и их устранение. Ремонт кондиционера автомобиля - какие бывают неисправности

18.01.2019

Автомобильный кондиционер, как и любой другой механизм и сложная система, не застрахован от неисправностей и поломок, которые негативно сказываются на комфорте поездок. Об основных неисправностях кондиционера и его компонентов, их причинах и устранении, а также о диагностике и обслуживании системы кондиционирования салона читайте в данной статье.

Основные неисправности автомобильного кондиционера

Автомобильный кондиционер, как и любой сколько-либо сложный механизм, подвержен поломкам и неисправностям, которые возникают из-за износа или поломок отдельных его компонентов. И любая неисправность системы кондиционирования доставляет много неприятностей, ведь в этом случае теряется тот комфорт, к которому так привыкли!

Существует несколько основных неисправностей кондиционера, с которыми чаще всего приходится сталкиваться автовладельцам:

Неравномерная работа (кондиционер работает с перебоями);
. Низкая холодопроизводительность (кондиционер плохо охлаждает воздух в салоне);
. Посторонний шум (во время работы кондиционера слышатся различные шумы и звуки, которых раньше не было);
. Появление неприятного запаха при работе системы.

Сразу нужно отметить, что это наиболее частые внешние проявления при работе кондиционера, однако они могут иметь различные причины. Поэтому сначала мы рассмотрим основные неисправности системы кондиционирования в целом, опишем возможные причины этих неисправностей и пути их исправления. А затем посмотрим на поломки и нарушения работы отдельных компонентов системы кондиционирования.

Неравномерная работа кондиционера

Зачастую кондиционер работает с перебоями: из воздуховодов в салон поступает то холодный, то теплый воздух. Есть несколько основных причин такой работы климатической установки:

Обмерзание терморегулирующего вентиля (дросселя) вследствие присутствия в системе недопустимых концентраций воздуха и влаги;
. Поломка реле электромагнитной муфты компрессора либо неисправность самой муфты;
. Поломка датчика или реле низкого давления;
. Поломка контрольного переключателя автомобильного кондиционера;
. Проблемы с датчиками температуры кондиционера;
. Неисправности (в том числе и программные сбои) электронного блока управления.

Воздух в системе кондиционирования — одна из наиболее часто встречающихся проблем. Допустимая концентрация воздуха в большинстве кондиционеров составляет 2%, если количество воздуха увеличивается, то растет и концентрация влаги в хладагенте, что влечет обмерзание дросселя (а также и снижение холодопроизводительности). Выявить наличие воздуха и влаги в хладагенте «на глаз» довольно трудно, для этого используется специальное диагностическое оборудование.

Как воздух и вода могут попасть в систему? Есть две основных причины завоздушивания кондиционера:

Потеря герметичности системы, в результате чего одновременно с утечкой хладагента происходит проникновение воздуха;
. Перезаправка кондиционера без предварительного вакуумирования (то есть — без откачки воздуха перед заправкой нового хладагента).

Таким образом, заправка кондиционера без соблюдения элементарных правил практически всегда приводит к завоздушиванию системы, тот же результат наблюдается и при утечке хладагента.

Неисправности, возникающие по вине электронного блока управления и реле, могут диагностироваться только в сервисных центрах. Но работоспособность реле включения муфты можно проверить и самостоятельно: для этого необходимо проверить целостность проводов, а затем подать питание на муфту компрессора в обход реле — если компрессор в этом случае заработает, то реле неисправно, если нет, то неисправность нужно искать в другом месте. Такую же проверку можно проводить и в отношении контрольного переключателя кондиционера.

Недостаточная холодопроизводительность системы кондиционирования

Низкая холодопроизводительность кондиционера может возникать по многим причинам, в том числе и по описанным выше, но чаще всего кондиционер «не холодит» из-за падения уровня хладагента в системе. Также возможными причинами неисправности могут быть наличие влаги в системе, засорение системы, перебои в работе компрессора и другие.

Диагностику системы для выявления причин низкой холодопроизводительности можно провести самостоятельно с помощью специального приспособления (ссылка на Устройство для заправки кондиционеров), содержащего. Для диагностики приспособление подключается к соответствующим штуцерам системы кондиционирования, и по показаниям манометров определяется возможная неисправность. Наиболее распространенные неисправности собраны в таблице:

Давление в контуре низкого давления Давления в контуре высокого давления Температура воздуха, поступающего из воздуховода Неисправность системы
Низкое Низкое Теплый Недостаточное количество хладагента
Высокое Высокое Теплый Слишком много хладагента
Высокое Высокое Охлажденный (но не холодный) Слишком много хладагента, завоздушивание системы
В пределах нормы В пределах нормы Теплый Наличие воды в хладагенте
Низкое Низкое Теплый Дроссель не открывается (заклинен)
Низкое Низкое Теплый Засорение дроссельной трубки ТРВ
Низкое Низкое Теплый Засорение контура высокого давления
Высокое Низкое Теплый Поломка компрессора

Об отличии давления от нормального необходимо судить по таблице давлений, которая обязательно приводится в инструкции по эксплуатации кондиционера.

Необходимо отметить, что давление в системе, особенно в контуре низкого давления, в немалой степени зависит от температуры наружного воздуха. Например, при температуре воздуха 25°C давление должно быть не ниже 56 psi (несколько ниже одной атмосферы), а при температуре 32°C — не ниже 70 psi (примерно одна атмосфера). В случае если фактическое давление ниже указанного в инструкции для данной температуры, то система нуждается в дозаправке хладагентом.

Посторонний шум

Шум, доносящийся из кондиционера, не всегда говорит о неисправности системы. Особое внимание необходимо уделить шуму, который издает компрессор — это, обычно, говорит о критической неисправности компрессора и его скором выходе из строя. Также шум может свидетельствовать о загрязнении и завоздушивании системы, или избыточном давлении.

Шум может иметь и иную природу. Например, довольно часто посторонние звуки издают шланги и металлические магистрали системы, а также другие компоненты кондиционера с ослабившимся креплением. Лязг, скрип и другие шумы в этом случае могут возникать и усиливаться при определенных оборотах двигателя (вследствие явления резонанса).

Появление запаха из системы

Неприятный запах, доносящийся из кондиционера, почти всегда имеет биологическую природу (за исключением запаха горелого, который может свидетельствовать о коротком замыкании или оплавлении пластиковых элементов). Запах, обычно, означает о появлении плесени или обильного размножения бактерий на поверхности испарителя. Данная проблема возникает довольно часто, так как влажный испаритель, расположенный в темном месте — это идеальные условия для роста плесени и многих культур бактерий.

В этой ситуации избавляться нужно не от неприятного запаха, а от вызвавшей его причины, так как она может представлять опасность для здоровья водителя и пассажиров автомобиля. Опасность заключается как раз в плесени и бактериальных культурах — на испарителе могут жить болезнетворные бактерии, которые вызывают различные болезни, в том числе и печально известную «болезнь легионеров» — легионеллёз.

Решается проблема с помощью специальных чистящих средств, которые распыляются в воздуховодах и непосредственно на испаритель. Также имеет смысл обрабатывать поддон под испарителем и дренажные трубки, отводящие конденсат. Откладывать чистку пахнущего кондиционера не стоит, так как на кону стоит не столько комфорт в автомобиле, сколько ваше здоровье.

Неисправности компрессора и муфты

Компрессор — одна из основных частей кондиционера, и даже самая незначительная его поломка приводит либо к некорректной работе климатической установки, либо к полному ее выходу из строя. О поломках компрессора могут свидетельствовать следующие признаки:

Пониженная холодопроизводительность;
. Посторонние шумы при работе компрессора;
. Скрип ремня привода компрессора при запуске кондиционера;
. Наличие потеков масла на компрессоре;
. Отказ компрессора запускаться при включении кондиционера.

Шум, скрип и другие посторонние звуки, возникающие во время работы компрессора, свидетельствуют о его скором износе. Наличие потеков масла означает, что уплотнения и сальники на компрессоре потеряли герметичность и их необходимо заменить. В обоих этих случаях необходимо обратиться в сервис, так как самостоятельно произвести ремонт компрессора или его полную замену довольно сложно.

Однако здесь нужно обратить внимание, что шум может свидетельствовать не только о неисправности компрессора, но и о проблемах его привода. Так, если шум доносится даже при отключении кондиционера (но при заведенном двигателе), то это, скорее всего, шумит подшипник шкива — он вращается постоянно, поэтому подвержен быстрому износу. Если же шум возникает только при включении кондиционера, то стоит обратить внимание именно на компрессор.

Если компрессор вовсе не запускается, то стоит обратить внимание на муфту, реле компрессора и на соответствующий предохранитель. Проще всего определить перегоревший предохранитель, так как его можно просто заменить новым. Но если это не привело к ожидаемому результату, то необходимо проверить электромагнитную муфту — это лучше всего также доверить специалисту.

Отличить неисправность муфты от неисправности компрессора несложно: если при включенном кондиционере компрессор не работает, но нагревается, а приводной ремень скрипит, то компрессор можно смело выбрасывать.

Каковы могут быть причины выхода компрессора из строя? Обычно это происходит вследствие понижения уровня хладагента, ведь в этом случае снижается и количество масла, поступающего в компрессор, он подвергается усиленному износу и в какой-то момент может заклинить. К такому же результату приводят засорение или полная закупорка системы. Ускоренный износ деталей компрессора наблюдается и при использовании иного, чем указано в инструкции, хладагента и масла.

Компрессор кондиционера необходимо беречь, так как ремонт и замена этой детали обходится достаточно дорого. Поэтому лучше лишний раз уделить время и потратить немного денег на грамотное обслуживание и профилактику кондиционера, чем остаться без кондиционера и с брешью в семейном бюджете.

Неисправности компонентов кондиционера

Расположение элементов системы отопления и кондиционирования:

1 — каналы удаления воздуха из салона автомобиля;
2 — компрессор кондиционера;
3 — магнитная муфта компрессора кондиционера N25;
4 — конденсатор;
5 — датчик температуры воздуха G17;
6 — датчик давления в системе кондиционирования F129;
7 — резервуар;
8 — клапан слива конденсата;
9 — ограничитель давления;
10 — патрубок для измерения, слива и заполнения хладагента системы кондиционирования;
11 — патрубок для измерения и слива хладагента системы кондиционирования;
12 — фильтр пыльцы;
13 — воздушная откидная створка;
14 — откидная створка рециркуляции воздуха;
15 — люк с солнечными ячейками;
16 — датчик качества воздуха G238;
17 — блок управления вентилятором радиатора J293;
18 — датчик давления G65;
19 — компрессор кондиционера;
20 — регулирующий клапан N280

Кратко рассмотрим основные проблемы и неисправности отдельных компонентов системы кондиционирования.

Неисправности конденсатора

О проблемах с конденсатором могут свидетельствовать следующие признаки:

Ухудшение работы кондиционера, особенно при остановке автомобиля;
. Подтеки масла на конденсаторе;
. Загрязнение конденсатора.

Наиболее частая проблема, с которой сталкиваются абсолютно все конденсаторы — их загрязнение и коррозия. Причиной тому является особенность расположения конденсатора — этот элемент устанавливается, обычно, перед радиатором охлаждения двигателя, поэтому в него попадает грязь, пыль, насекомые, химические реагенты с дороги и т.д. Все это ведет к забивке просветов между трубками радиатора, что серьезно снижает эффективность его работы (так как излишнее тепло отводится с меньшей площади).

Другая серьезная, и не менее частая проблема — коррозия. Трубки конденсатора под воздействием внешних факторов (особенно воды и химических реагентов) подвергаются коррозии, что приводит к потере герметичности — отсюда потеки масла, снижение уровня хладагента в системе и прочие сопутствующие проблемы.

Выявить неисправности конденсатора значительно легче, чем их устранить, для ремонта этого компонента необходимо обратиться в сервисный центр.

Неисправности испарителя

Испаритель необходимо проверить в следующих случаях:

Запах в салоне (об этой проблеме и ее решении сказано выше);

. Появление воды в салоне без видимых причин.

Неисправности испарителя возникают, главным образом, из-за особенностей его расположения в автомобиле — он находится непосредственно в салоне, хотя и спрятан под передней панелью. Если в салоне появилась вода, это может говорить о засорении дренажной трубки — конденсат с испарителя собирается в поддоне, но не вытекает через дренажную трубку, а попадает непосредственно в салон.

Ухудшение работы кондиционера может происходить из-за засорения испарителя, а также вследствие коррозии. Конечно, засорение и коррозия трубок испарителя происходит значительно медленнее, чем в конденсаторе, но последствия и пути решения проблемы здесь такие же — необходимо обратиться в сервисный центр.

Неисправности фильтра-осушителя

О проблемах с фильтром-осушителем (который часто совмещен с ресивером) могут говорить следующие «симптомы»:

Перебои в работе кондиционера;
. Ухудшение работы кондиционера;
. Частые отключения компрессора;
. Появление на фильтре-осушителе и выходящих из него трубопроводов льда.

Чаще всего это связано с банальным засорением фильтра-осушителя, либо с выработкой ресурса влагопоглащающего элемента. Решение проблемы одно — замена всего блока фильтра-осушителя. Однако здесь есть одна особенность: после замены данного компонента необходимо произвести вакуумирование системы и замену хладагента, так что лучше всего доверить эту работу специалистам.

Неисправности терморегулирующего вентиля

Терморегулирующий вентиль — одна из деталей системы кондиционирования, которая при неисправности обычно подвергается замене. О том, что пора заменить ТРВ, говорят следующие признаки:

Неравномерная работа кондиционера, в салон поступает то холодный, то теплый воздух;
. Появление на испарителе льда;
. Частые включения и отключения компрессора.

Выход из строя вентиля провоцируют присутствующие в системе загрязнения или повышенной концентрации влаги, а также завоздушивание системы. Нередко проблемы возникают из-за нарушений в регулировке вентиля и просто-напросто при его повреждении. Замена ТРВ, как и других деталей, должна производиться в сервисном центре с последующим обслуживанием и заправкой кондиционера.

Неисправности датчиков

В любой системе кондиционирования присутствуют датчики давления, которые отключают компрессор при слишком низком и при слишком высоком давлении в системе. О выходе этих датчиков из строя может говорить неравномерная работа кондиционера, однако чаще всего определить неисправность можно только в сервисном центре.

Неисправности электрической и электронной части системы кондиционирования

О том, что в кондиционере есть проблемы с электрической и электронной частью, могут говорить все описанные выше неисправности, поэтому выявить их иногда бывает очень непросто — лучше эту работу доверить специалистам.

Обычно приходится сталкиваться со следующими проблемами: коррозия контактов, выход их строя переключателей и реле, физическое повреждение проводов, загрязнение контактов, неисправности в блоке управления. Проблемы с электропроводкой, реле и переключателями можно попытаться определить и самостоятельно (хотя на это может потребоваться немало времени и терпения), но все, что связано с электроникой, лучше оставить для специалистов сервисного центра.

Рекомендации по обслуживанию и уходу за системой кондиционирования

Кондиционер — вещь все еще довольно дорогая, и выход его из строя часто влечет за собой серьезные затраты. Избежать возникновения большинства проблем с кондиционером не так уж и сложно, достаточно следовать нескольким рекомендациям.

Во-первых, необходимо регулярно проводить техническое обслуживание кондиционера. Обычно межсервисный интервал составляет 1 год, причем работы лучше проводить весной, с началом сезона активной эксплуатации кондиционера.

Во-вторых, необходимо периодически включать кондиционер независимо от времени года и погоды — достаточно включать его на 10-15 минут раз в месяц. Это обеспечивает постоянную циркуляцию масла в системе, снижение вероятности возникновения коррозии и засорения вследствие застоя. Такое периодическое включение поможет сохранить эластичность уплотнений, сальников и манжет, а также снизит риск появления утечек хладагента.

В-третьих, нужно регулярно мыть и очищать конденсатор от накопившейся грязи, а также осматривать компоненты кондиционера на предмет появления масляных потеков, заметных на глаз повреждений и т.д.

Наконец, при обнаружении любых неисправностей или перебоев в работе кондиционера необходимо обратиться в сервисный центр. Если этого не сделать сразу, то вскоре решение проблемы станет сложнее и дороже.

Серьезное влияние на систему кондиционирования оказывает ее обслуживание после ремонта, особенно после замены компрессора, шлангов и других изношенных деталей. Дело в том, что во время работы кондиционера в систему попадает разнообразный мусор: металлическая стружка от стершихся деталей компрессора, кусочки с внутренних поверхностей трубок, загрязнения из хладагента, старое масло, пыль и многое другое. Любые загрязнения системы чреваты новыми проблемами (вплоть до выхода из строя компрессора), поэтому любое вмешательство в кондиционер требует промывки системы.

Промывка проводится только с применением специальных (а главное — рекомендованных производителем кондиционера) моющих средств. Процесс промывки производится согласно инструкции к данному конкретному средству. Нередко некоторые компоненты проще и дешевле полностью заменить, чем мыть, к ним относятся терморегулирующий вентиль, фильтр (или полностью ресивер-осушитель со встроенным фильтром), а иногда и конденсатор.

Грамотный уход за кондиционером обеспечит его долгую и надежную работу, а вам — комфорт во время поездок в автомобиле.

Чисто теоретически, автомобильный кондиционер представляет собой
герметичную, уравновешенную систему и должен работать
неопределенно долго. Трудятся же тысячи холодильников «ЗИЛ»
уже по 40-50 лет! Однако, все дело в условиях работы. По
сравнению с бытовыми холодильными агрегатами, автомобильные
кондиционеры находятся в сущем аду. Злейшие их враги — коррозия
и грязь. По большому счету, все проблемы идут отсюда. Дальше
«болезни» только усугубляются.

Начнем с самого простого. Первым «в атаку» идет
конденсор, именуемый в народе радиатором кондиционера. На
некоторых автомобилях это устройство имеет настолько порочную
конструкцию, что порой не переживает одну зиму (яркий пример — Деу
Нексия). Конденсор регулярно принимает лошадиные дозы воды, грязи,
и антигололедных реагентов. Зимняя грязь вместе с летним тополиным
пухом постепенно забивает пространство между конденсором и
радиатором охлаждения двигателя. Многочисленные алюминиевые трубки
набирают на себя едва ли не столько же гадости. Особенно часто
страдают кондиционеры для задних пассажиров у внедорожников. Ох уж
этот задний контур ! Его магистрали, как
правило, проложены под днищем машины, через арки задних колес…
Вот и не приходится удивляться, когда у купленного год назад
какого-нибудь «Патрола» или «Лэндкруизера» по
весне умирает кондиционер. Впрочем,
характерные неисправности чаще
всего приезжавших к нам машин мы изложим отдельно. В этой главе мы
постараемся проследить, как проблемы начинаются.

Итак, пропитанная химикатами грязь постепенно накапливается там,
где ей удается задержаться. Набивается она за стальные каркасы
конденсоров, под стальные хомутики, которыми прикреплены к кузову
трубки, под гайки, которыми стянуты фитинги, и т.д. и т.п. Как
правило, именно в этих злачных местах и начинает гнить алюминий.
Еще бы! Разные металлы+соли+вода = гальваническая пара и усиленная
коррозия. Причем внешне сгнившая деталь может выглядеть прилично —
даже быть окрашенной. Но стоит в известных местах почистить краску
щеткой. Не щадит коррозия и кондиционерную электрику.

Часто причиной поломок становится варварское отношение самого
владельца автомобиля. Например, хозяину надо было отбуксировать
автомобиль, а он зацепил трос за детали кондиционера. Дернули,
что-то зашипело… Бывало и такое. Или решил человек поставить
противотуманки. Сверлил, сверлил и заодно просверлил конденсор.
Тоже что-то зашипело. И, наконец, немалую лепту вносит
некомпетентный сервис. Начиная от гаражного Васи Гайкина и
заканчивая крупными, уважаемыми техцентрами.

Все «болезни» автомобильного кондиционера можно условно
разделить на несколько основных групп. Как мы уже говорили, одна
поломка часто тянет за собой другую.

Негерметичность

Как гниет алюминий, мы описали выше. Кроме коррозии,
негерметичность может возникать и по другим причинам. Например, по
причине старения и рассыхания резиновых прокладок типа
«O-Ring». Под воздействием времени, температуры и
неаккуратного съема-монтажа эти прокладки могут «дубеть»,
на них может образоваться какой-нибудь заусенчик. Нередко течь
дают резиновые шланги высокого давления — происходит это чаще
всего под завальцовкой. Может потечь и сальник компрессора.
Нередко приходилось видеть трещины в корпусе компрессора — как
правило, это последствия ударов или слишком усердного притягивания
площадки с фитингами. Очень часто трубки, шланги и даже конденсоры
перетираются механическим путем. Достаточно, чтобы деталь всего
лишь касалась чего-нибудь — а вибрация, передающаяся от двигателя,
сделает свое дело. Сколько перетертых трубок прошло через руки
нашего сварщика… Причем некоторые из них выглядели так, словно
их усердно точили драчовым напильником. Точно так же перетираются
и шланги. А вот конденсоры чаще всего перетираются собственными
вентиляторами.

Не приходится говорить о последствиях аварий, даже самых
небольших — после них трубки перекручены, вырваны (местами
отсутствуют), фитинги загнуты, конденсоры в профиль напоминают
пропеллер… В общем, есть над чем поработать. 🙂

Механическое заклинивание компрессора

Надо сказать, что это, одна из самых
неприятных неисправностей. (По количеству трудозатрат и материальных
ресурсов). К счастью, она встречаются довольно редко. Чаще всего
эта гадость случается так. По той или иной причине система разгерметизируется.
(Сплошь и рядом встречаются автомобили, долго проездившие со снятой
трубкой или конденсором.) Хозяину автомобиля чинить кондиционер
недосуг. Он и ездит так годик или два. Система открыта — в нее
попадает влага и грязь. Масло, которое есть в системе, давно стекло
в нижнюю часть компрессора. Компрессор и ТРВ начинают корродировать.
ТРВ при этом запросто может «подвиснуть». Когда, наконец,
хозяин пытается реанимировать систему, компрессор или просто не
желает проворачиваться, или начинает страшно грохотать. Фрагменты
его компрессионных колец вместе с уличной грязью начинают
гулять по системе, окончательно забивая ТРВ. Итог — надо менять
компрессор и масло, промывать всю систему со снятием всех трубок
и конденсора. Само собой, лучше поменять и ресивер-осушитель.

Часто компрессоры кондиционера выходят из строя из-за недостаточного охлаждения радиатора кондиционера. Это может случиться как из-за грязи между радиаторами, так и из-за неработающего вентилятора.
Происходит перегрев фреона и близкий к аварийному подъем давления в системе. Оно еще не на столько высоко, чтоб остановить компрессор по датчику аварийного давления, но уже высоко для нормальной работы системы и очень высоко для современных компрессоров. Они последнее время создаются производителями сильно ослабленными.
Человек замечает, что морозить стало похуже, особенно в пробках. Единственная мысль у него возникает, что надо поехать заправить кондиционер. Хорошо, если ему попадется грамотный специалист, который поймет, что давление повышено. В какой-нибудь придорожной «заправке кондиционеров» запросто могут добавить фреона еще и усугубить ситуацию. Так автовладелец катается с повышенным давлением в системе, компрессор еле работает на последнем издыхании, а потом, не выдержав таких издевательств, перестает качать или клинит. Такая неисправность в итоге уже может «облегчить» кошелек тысяч на 60 рублей.
Наверное, при покупке автомобиля, особенно в зимний период, многие сталкивались с такой вещью, как
снятый якобы на зиму (или зачем-нибудь еще) приводной ремень компрессора.
Увы, ЭТО НЕ НА ЗИМУ, А НАВСЕГДА! Из-за заклинившего компрессора
или его шкива. А ремень снят для движения в сторону продажи автомобиля.
Просто с заклинившим компрессором далеко не уедешь.

Впрочем, даже потеря такого важного
узла не так страшна, как кажется на первый взгляд. К счастью,
еще существуют многочисленные «разборки», где б/у компрессор
можно приобрести по сходной цене. Действительно, есть ли смысл
покупать новый агрегат долларов за 500-700?

Электрические неисправности

Как известно, электрика — это нечистая
сила. Или наука о контактах. Если контакт есть, все работает,
а уж если его нет, то… Он попросту сгнил. И сгнил из-за этой
самой грязи и воды.

Доходило до того, что медный контакт
миллиметровой толщины и пятимиллиметровой ширины на датчике высокого
давления истлевал до исчезновения. Или, превратившись
в щепотку медного купороса, разложились контакты доп. вентилятора.
Причем процесс разложения ушел на глубину 1 сантиметр в корпус
электродвигателя. Вот и не поймет человек, что такое. Едет он
быстрее сорока — вроде прохладно, встал в московской пробке, жарко.
Кстати, в подобной ситуации из-за запредельного давления в напорной
магистрали система запросто может «сплюнуть» фреон в
атмосферу через аварийный клапан. Если таковой имеется, конечно.
А если его нет — взорвется там, где тонко.

Непроходимость системы

Это тоже печальное следствие попавшей
в систему грязи. Кусочек какой-нибудь гадости застревает в ТРВ
— и привет. Здесь также необходима промывка всей системы с заменой
масла. Порой для того, чтобы снять ТРВ, приходится снимать торпеду.
Работа эта очень трудоемкая и недешевая.

Чрезмерные давления

Они могут возникать по нескольким
причинам. Например от того, что на очередной «заправке кондиционеров»
вам качнули лишних грамм 300 фреона или масла. Или от недостаточного
охлаждения конденсатора (радиатора). Представьте такую картину.
Стоите вы в пробке, а прохлады в салоне нет. Поехали — появилась.
Вариантов тут немного: либо перестал трудиться дополнительный
вентилятор, либо ваш конденсор грязный. Надо сказать, что чаще
всего снаружи радиатор выглядит чистым. Дело в том, что грязь
любит набиваться в щель между радиатором кондиционера и радиатором
охлаждения двигателя. Горе вам, если вы нарветесь на вымогателей
от кондиционерного бизнеса. Конечно, помыв радиатор (без вашего
присутствия) они скажут, что… поменяли… заправили… и даже
вот радиаторы вам вымыли.

Неисправность воздушных заслонок, засорение фильтра
тонкой очистки салонного воздуха

Эти неисправности имеют весьма опосредованное
отношение к самому кондиционеру.

Бывает так, что сам кондиционер работает
нормально, но холод с испарителя должным образом не поступает
в салон. Воздушные заслонки, управляющие потоками горячего воздуха
от печки и холодного воздуха от кондиционера как правило имеют
электрический привод. Иногда может сломаться ось заслонки, особенно
если она сделана из пластика. Яркий пример — Пежо 407. У этих машин
постоянно ломаются пластмассовые заслонки печки. Часто встречающаяся
проблема — слабый поток воздуха в салон при максимальных оборотах
вентилятора. Это указывает на забитый фильтр очистки внутрисалонного
воздуха. Салонный фильтр надо менять как минимум раз в пол-года.

Некорректная работа «мозгов» (климат-автомата)

Климат-автомат управляет работой
воздушных заслонок, сообразуясь с показаниями датчиков температуры.
«Глюки» здесь редки, но возможны.

Некомпетентный сервис

Некомпетентность бывает двух, если
так можно выразиться, сортов. Некоторые и рады бы сделать как
следует, но им не хватает опыта и знаний. Другие же — люди без
особых моральных устоев — стараются любой ценой получить с вас
как можно больше денег.

Можно привести пару-тройку примеров из жизни.

Приехал как-то к нам мужчина и привез
в сумке испаритель от какого-то американского автомобиля. Испаритель
надо было срочно заварить. Естественно, прежде чем заваривать,
хотелось узнать месторасположение дырки. Дали в испаритель давление,
опустили в ванну — дырки нет. Перепробовали все известные нам
ухищрения — испаритель был абсолютно девственен. Мужчина буквально
схватился за голову руками. И рассказал нам о своих похождениях.
Он обратился к каким-то «кондиционерщикам», поскольку
заправки стало хватать не больше чем на месяц. Те стали диагностировать
ультрафиолетом (см. в разделе «Диагностика «)
и надиагностировали ни больше не меньше — дырявый испаритель.
Мужчина поехал на какой-то американский сервис с просьбой снять
дефектный испаритель. Сняли торпеду, сняли
испаритель, отдали хозяину, он отвез его к нам… И все зря. А
машина стоит разобранная. Выброшенные
деньги, 3 дня времени и куча нервов.

Прошлым летом в переделку попал еще один наш
клиент на «Мицубиси». Кстати, он описывал
все произошедшее с ним на «авто.ру». Началось все
с того, что он сам случайно повредил одну из верхних трубок
радиатора. До того, как обратиться к нам, он нашел одну контору.
Спросил их — можете ли заварить? Они сказали, что нет проблем.
Кончилось тем, что его промурыжили там едва ли не весь день,
испоганили конденсатор, содрали деньги за не сделанную работу,
наплели всякой чуши, про то, что радиатор не поддается сварке
по причине плохого состояния и отправили бедного человека
восвояси.

Когда мы посмотрели на конденсатор, то поняли,
что человек, пытавшийся его заварить, только начал учиться
аргонно-дуговой сварке. В общем, нагадил и замазал еще все сверху какой-то зеленой мастикой.
Видимо, чтоб лучше держало. Самое мерзкое, что он умудрился
прожечь соседнюю, целую трубку. Конечно мы исправили ситуацию и
заварили все как надо.

Напоследок, жуткая история про официальных дилеров.

Один наш слесарь до того, как устроиться на работу к нам, трудился у официального
дилера «Шкода». Он рассказал нам, что у них в техцентре в порядке вещей было в зимнее время
спускать фреон со всех подряд машин. Таким образом, техцентр готовил себе задел на лето. С наступлением тепла
эти же машины массово приезжали на заправку кондиционера. Вот таким лихоимством занимаются некоторые.

Автомобильный кондиционер – это один из важных для комфорта водителя и пассажиров узлов, которым очень часто комплектуются современные машины. Исправная работа двигателя и других деталей от него не зависит, но париться в летнюю жару внутри нагретого авто – удовольствие ниже среднего. И в этом материале речь пойдет об основных неисправностях кондиционера, а также о том, как распознавать и устранять их, не доводя дела до необходимости полной замены устройства.

Возможные причины неисправности автокондиционера

Наиболее уязвимым элементом этого узла является конденсор, который принято называть также радиатором кондиционера. Повреждение этой детали может легко произойти при достаточно сильном ударе, полученном в результате ДТП или попадания дорожных камней.

Вторая распространенная причина поломок – коррозия. Хотя для изготовления трубок конденсора применяются цветные металлы, воздействие внешних факторов со временем приводит к их истончению и появлению микротрещин, через которые начинается утечка хладагента.

Схема работы автомобильного кондиционера

Еще одна распространенная неисправность – внезапное повышение давления в системе, причиной чего становится забивание конденсора. Если сразу не принять мер, это может привести к разрыву фреонопровода.

Следует упомянуть также о возможности коррозийного отгнивания пластинок охлаждения, имеющихся на конденсоре. Это также приведет к нарушению работы кондиционера из-за отсутствия нормального охлаждения фреона.

Из вышесказанного следует, что вопрос исправности конденсора требует повышенного внимания. Другие причины поломки кондиционера авто случаются значительно реже.

Возможное повреждение кондиционера при кузовном ремонте

В случае дорожной аварии, в результате которой сильно пострадала передняя часть машины, ремонтникам вынужденно приходится демонтировать конденсор, что приводит к разгерметизации кондиционера. Как правило, система остается открытой во время правки кузовной части и при ее покраске, что приводит к оседанию на ее компонентах пыли, грязи и абразивных частиц. По окончании ремонта кондиционер собирается, и хозяин забирает машину, вроде бы полностью готовую к использованию.

Включив кондиционер при повышении температуры, автовладелец обнаруживает, что он неработоспособен. Обычно после этого водитель отгоняет машину в автосервис, который занимается ремонтом автомобильных кондиционеров и просит заправить систему, что, естественно, выполняется, но через три-пять недель неожиданно происходит заклинивание компрессора по причине засорения во время кузовных работ.

Предъявлять работникам автосервиса претензии в этом случае бесполезно – кузовная часть по просьбе клиента восстановлена, хладагент заменен. Тем не менее, компрессор придется менять, выложив при этом из своего кармана немаленькую сумму, поскольку это один из самых важных и дорогостоящих узлов кондиционера. Он обладает высокой надежностью, но внутреннее засорение приводит к его заклиниванию и выходу из строя.

Электронные датчики

На многих машинах кондиционеры в целях самодиагностики оснащаются электронными датчиками, которые предназначены для измерения давления и передачи данных на электронный блок управления. Последний анализирует их и при отклонении от нормы оповещает об этом водителя, который при получении сигнала должен отправиться в сервис и проверить работоспособность автомобильного кондиционера.

Датчик давления кондиционера

Однако удачная задумка на практике оказалась подпорчена из-за качества самих датчиков. Помимо частых поломок по неизвестным причинам, устройство не закреплено должным образом и во время мойки машины может быть просто сбито струей воды. Ремонт таких датчиков не предусмотрен. В настоящее время ведутся работы по их усовершенствованию.

Антибактериальная обработка

Нередко причиной обращения на СТО становится забитый испаритель кондиционера или фильтр-осушитель. Устранение этих неполадок не представляет затруднений. Испаритель после предварительной разборки чистится и обрабатывается специальными противобактериальными препаратами. Антибактериальная обработка предусмотрена и в случае замены фильтрующего элемента. Специалисты рекомендуют проводить такую обработку ежегодно, в противном случае загрязненный воздух может стать причиной заболеваний.


Средство Texa для очистки кондиционеров

Устранение утечки хладагента

В специализированных автосервисах мастера быстро и легко могут заменить поврежденные фреоновые трубки. Кроме того, на месте подгнившего фреонопровода может быть установлен гибкий шланг. Таким изделиям специалисты отдают предпочтение, поскольку эти трубопроводы не подвержены коррозией, да и случайно попавший камень не причинит им вреда. Для внедорожников этот вариант можно назвать идеальным, поскольку металлические фреоновые трубки на них при движении по бездорожью часто повреждаются. При небольшом повреждении работоспособность трубки можно восстановить при помощи технологии металлического напыления.

Неисправность привода

В случае выхода из строя поршневой системы ремонт компрессора невозможен, так как в настоящее время эта группа нужных размеров под замену не выпускается ни одним производителем. Однако такая неисправность встречается не очень часто. Основной проблемой привода следует назвать изношенность подшипников или опорных роликов. Узнать о неисправности можно по характерному гулу. Если не придать этому значения, через некоторое время произойдет необратимая поломка компрессора. Процедура замены подшипника труда не составляет, и на большинстве машин водитель справится с ней самостоятельно.

Самостоятельная диагностика

По каким признакам, кроме гула подшипника, можно определить неисправности кондиционера? О том, что пора отправляться в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров, свидетельствуют нижеперечисленные симптомы:

  • Во внутреннее пространство автомобиля подается затхлый воздух. Такое происходит при забитом испарителе кондиционера;
  • Воздух, поступающий из дефлектора, недостаточно прохладен – в системе недостаточно хладагента или упало давление;
  • Кондиционер авто хорошо работает во время движении, а во время остановки подает в салон теплый и влажный воздух. Причиной является недостаточное охлаждение конденсора из-за его сильной загрязненности или по причине неправильного функционирования электровентиляторов. Такую неисправность нужно срочно устранять, в противном случае избыточное давление приведет к разрыву фреонопроводов.

Заключение

Обнаружив, что автомобильный кондиционер неисправен, желательно отправляться в специализированный сервис, сотрудники которого практикуются в ремонте таких систем и их обслуживании. В обычных автосервисах, как правило, нет специалистов, досконально разбирающихся в устройстве и работе кондиционеров. Поэтому на таких станциях смогут лишь заменить хладагент, лишь ненадолго улучшив работу автомобильного кондиционера. Через непродолжительное время автовладельцу вновь придется ехать на СТО, а это – очередная трата времени и денег.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вконтакте

За последние годы с летом в наши края поступала аномальная жара. Температура до +40С и повышение влажности стали стандартными явлениями и заставили водителей все чаще прибегать к услугам незаменимого помощника в автомобиле - кондиционера. А в случае его отсутствия такие погодные условия заставили автолюбителей задуматься об его установке. Хотя такое явление, на сегодня, встречается крайне редко.

Раньше кондиционер был своеобразным атрибутом роскоши. Сейчас, им укомплектованы даже бюджетные авто. Тем не менее, есть автомобили (в основном автомобили с пробегом), в которых нет, и никогда не было кондиционера.

Что ж, если мы уж говорим о тех автолюбителях, которые все же пользуются этим «чудом техники», то они должны быть готовы к тому, что кондиционер – дело не вечноработающее и тоже имеет свойство ломаться. Внимательный водитель всегда заметит что что-то идет не так, выявит проблему неисправности и должным образом на нее среагирует. Хотя, трудно не заметить, что с кондиционером что-то не то, особенно, когда при включении вентиляции воздуха вы слышите навязчивые, порой даже очень резкие и сильные звуки. О них то мы и поговорим в нашей статье.

1. Шум при включении кондиционера: откуда он исходит?

Если вы изо дня в день вынуждены терпеть назойливые звуки при включении кондиционера, с этим делом надо бороться. Но вам нужно знать, что ремонт кондиционера, как правило, очень дорогостоящее удовольствие, особенно, когда речь идет о ремонте или же замене компрессора. Для начала вам стоит прислушаться откуда идет звук. Скорее всего, он будет идти со стороны компрессора. Как показывает практика, причиной ума является неисправность того же компрессора.

В отдельных случаях сломавшийся может продолжать исполнять свои функции, при этом работать тихо и даже не глючить, но в тот же момент и не производить закачку фреона. Бывает, что устройство отличается хорошей работоспособностью, но не имеет герметичности. Иногда проблемы случаются и с перепускным клапаном. Поэтому, если вы услышали звук в области компрессора, не сомневайтесь, дело в нем. Теперь вам предстоит рассмотреть всевозможные причины того, почему же издает такие звуки и как с этим бороться.

2. Основные причины сильного шума кондиционера

Звуки, которые указывают на поломку компрессора можно разделить на два типа. Вероятность первого имеет место, когда во время работы двигателя шум слышен и при выключенном кондиционере. Такие «душераздирающие» звуки свидетельствуют о том, что подшипнику шкива компрессора кондиционера пришел конец. В данном случае вам нужно его немедленно заменить, ведь в лучшем случае в один, неудобный для вас, момент он просто заглючит и сможет оборвать приводной ремень. А если уже этот ремень является общим, то это грозит вам остаться на месте инцидента, в ожиданиях подмоги, так как уехать вы уже никуда не сможете. Но это еще не самый худший случай. Хуже всего, если вы слышите звуки при включении кондиционера. Они то и свидетельствуют о том, что компрессор находится на стадии «отмирания».

Бывают также случаи когда, при включении компрессора вы не слышите никакого щелчка и муфта компрессора не входит в зацепление с ротором. Тут то компрессор и не причем. А дело, возможно, в недостачи газа в системе, или же включение компрессора блокировано датчиком давления. Намного реже можно встретить неисправности электрического типа: обгоревшая обмотка муфты, глюки климат-контроля, отсыревший контакт датчика или компрессора. В любом случае, вам нужно обратиться с помощью к специалистам. Одним, также немаловажным моментом является шум муфты компрессора. При этом она может также греться и пахнуть гарью. В таком случае можете быть уверенны, что у вас развалился подшипник муфты. Также, одной из причин резкого «шипения» кондиционера при включении или выключении является недостача фреона. Чаще всего эти звуки вызываются утечкой хладагента.

3. Способы устранения шума

Если вы установили для себя причину шума кондиционера, то вы можете приступать и к решению проблемы. Итак, если вы заметили звуки оттуда, где стоит компрессор кондиционера, не поленитесь, и отдайте автомобиль в руки профессионалов. Это поможет вам сэкономить и время и деньги. И вот почему. Как уже упоминалось, резкие звуки и шумный грохот, которые появляются при включении кондиционера, говорят о том, что компрессор «умер», ну или уже на пути к этому. Вы, конечно, можете долить в него масла, таким образом оттягивая его кончину, но факт остается фактом. В худшем случае, если он все же распрощается с жизнью, то затраты на обновление жизнеспособности системы запросто могут перевалить за 1000 у.е. Работникам СТО придется разбирать компрессор, мыть его изнутри, производить замену масла и ресивера-осушителя.

Причем, очень часто бывает так, что стружка, сточеннная с цилиндров компрессора, способна плотно забиться в ТРВ и он тоже подлежит замене. Так, если не заменить компрессор, то можно привести к увеличению люфта, из-за которого начнет точиться алюминий с компрессионных камер и приведет к попаданию в систему графита. Он то и подлежит вычищению. Промывают систему тогда, когда люфт достигает больших размеров. В таком случае система подвергается демонтированию и промывается под давлением. Затем происходит замена ресивера-осушителя на новый. Рассмотрим и другой случай, когда при выключенном кондиционере муфта гудит, греется и пахнет "жареным".

В этом случае, если ремень на компрессор "живет отдельной жизнью", то его рекомендуется снять или, на худой конец, обрезать. Ну а потом нужно срочно поезжать на сервис.Если ремень на компрессор оказался общим, то можно установить короткий ремень, от такой самого автомобиля, как и ваш, только без кондиционера. Если такой выход вам не подходит, тогда надо вызывать подкрепление и тянуть транспортс помощью веревки.

Также, нужно обратить внимание и на такое явление, как не герметичность компрессора, стандартной причиной которого является сальник, который требует замены. Чаще всего. Для того чтобы сделать замену, нужно снимать весь компрессор. Но чтобы добраться до него с инструментами нужно запастись долей терпения и ловкости. Нужно знать, что помимо шлицевых соединений вала компрессора и фиксирующей пластины имеет место так же и шпоночное соединение. В данной ситуации вам понадобиться гидравлический пресс. Помимо всего другого, сразу после установки "свеженького" сальника, используя регулировочные шайбы, вам нужно произвести регулировку зазоров посреди шкива и фиксирующей пластины.

Произвести эту операцию прямо на автомобиле становится практически «невыполнимой миссией». Поэтому многие автосервисы не хотят делать замену сальника компрессора кондиционера автомобиля без того, чтобы снять его с крепления. На компрессорах, как правило, сальник втискивается внутрь и нужно снять лишь переднюю часть для того чтобы его достать.

Возможно, что утечка имеет место на соединении двух половин компрессора. Уплотнители в этих местах бывают двух видов - это стандартный O-Ring с большим диаметром, или тонкая армированная прокладка. Дабы заменить прокладку и устранить проблему уплотнения, компрессор кондиционера автомобиля нужно снимать и производить разбор. Эта операция не из легких и особенно скурпулезная и ее можно доверить исключительно специалистам.

Если вы все же уверенны, что все дело не в компрессоре, а в чем то другом, то можно еще попробовать вытащить салонный фильтр и произвести включение кондиционера без него. Если шипение пропадет, значит в нем то и было дело. В крайнем случае, можно убедиться в том хорошо ли натянут ремень кондиционера Провероить это очень легко, нажав пальцем на ремень между шкивами коленчатого вала и компрессора. При усилии нажатия в 10 кгс прогиб должен достигать 8 мм.

В конечном итоге, можно сделать один общий вывод: если уж при включении кондиционера вы слышите звук, то можете быть уверенны, что это довольно серьезная проблема и вам срочно нужно обратиться за помощью к опытным в деле ремонта кондиционеров людям.

Подписывайтесь на наши ленты в

Если на вашем автомобиле компрессор кондиционера начал шуметь или посвистывать, не паникуйте и не мчитесь сразу на дорогостоящий сервис. Брать компрессор в аренду другой фирмы или приобретать новый тоже не следует. Возможно не все так плохо.

Прежде, чем «обвинять» кондиционер, постарайтесь вспомнить, когда обслуживались другие узлы автомобиля (замена ремней генератора и ГРМ, натяжных роликов ремней, когда проводилась диагностика и прочие регламентированные временем и «пробегом» авто операции). Осмотрите компрессор на наличие подтеков масла. Заведите свой автомобиль и прислушайтесь, не шумит ли компрессор сейчас, при выключенном кондиционере. Если шумит, попросите напарника, чтобы он из салона авто периодически включал и выключал кондиционер, а сами слушайте изменения шума в моторном отсеке. Если шум очень заметен и увеличивается при включении кондиционера, то проверьте натяжение ремня, идущего от шкива коленчатого вала двигателя к компрессору кондиционера.

Плохо натянутый или перетянутый ремень часто является источником шума узлов, имеющих ременные передачи. К тому же перетянутый ремень, может порваться или вывести из строя подшипники, сальники и прочие вращающиеся детали. Осмотрите ремень, он не должен быть замасленным и без таких дефектов, как трещины, торчащие нити, следы перегрева и т.п. Проверьте ремень на «скручивание», оно должно быть в пределах 40-45 градусов, если его крутить рукой. Если нет результатов, то дальнейший осмотр можно проводить следующим образом.

Снимите ремень компрессора кондиционера. Если шум пропал, то проверьте натяжные ролики ремня. Они должны легко вращаться и при этом не иметь люфта. Проверьте затяжку резьбовых соединений. После того, как вы прошли все описанные действия и не установили причину, к сожалению, придется поехать на сервис. На сервисе, в первую очередь, необходимо измерить давление и количество хладагента в компрессоре.

Известно, что компрессор кондиционера автомобиля работает по принципу дизельной электростанции. Очень часто бывает, что уменьшение количества хладагента является причиной его шумной работы. Так же, не менее распространенная причина – это износ подшипника компрессора. Нередко, замена такого подшипника бывает дороже, чем покупка нового компрессора. Тем не менее, стоит поискать ремонтные мастерские — возможно, ваш компрессор и актуален в демонтаже.

Главное, не игнорируйте шум, и не думайте, что он уйдет сам по себе. Разлетевшийся подшипник, заклиненный натяжной ролик или перетянутый ремень, могут нанести гораздо больший ущерб автомобилю, нежели своевременная диагностика или устранение неисправности.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков