Как правильно заряжается аккумулятор. Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор

Как правильно заряжается аккумулятор. Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор

Зарядка аккумулятора автомобиля может потребоваться автомобилисту в любой сезон, но чаще всего нужда появляется в зимнее время года . Поначалу процесс кажется загадочным, ведь некоторые водители не знают, как заряжать АКБ, сколько времени для этого нужно и т.д. На самом деле зарядка аккумулятора – это довольно простая процедура, которая может быть проведена прямо на авто, в гараже или даже дома. Данная статья ответит на все вопросы, связанные с зарядкой АКБ автомобиля .

Заряжаемая аккумуляторная батарея

Время зарядки

Сегодня автомобилисты пользуются тремя способами зарядки аккумуляторной батареи:

Мы пройдемся по каждому из этих методов, но сейчас нас интересует, сколько нужно заряжать автомобильный аккумулятор . Зарядка с использованием постоянного напряжения чаще всего используется с тем АКБ, которые полностью разряжены. Здесь перед автомобилистом встает задача обеспечить неизменность подаваемого напряжения. Отслеживать показатели можно на аккумуляторном индикаторе. Этот метод подразумевает, что батарея будет стоять на зарядке около 15 часов. Для свинцово-сурьмяного АКБ потребуются сутки.

Подзарядка аккумулятора автомобиля вторым методом должна выполняться током, показатель которого не превышает 1/10 от емкости АКБ. Этот предел относится к свинцово-сурьмяным батареям. Кальциевые аккумуляторы, изготовленными по гибридным технологиям , способны принять и более высокий ток. Такая зарядка аккумулятора автомобиля требует около 20 часов.

Что же собой представляет комбинированный метод зарядки? В нём используется современное зарядное устройство, которое полностью автоматизировано. В этом случае требуется снять батарею, хорошенько прочистить её и поставить на зарядку. Обычно устройство справляется за одну ночь. Но волноваться о времени нам не нужно, ведь ЗУ самостоятельно отключится при полной зарядке.

Способы зарядки аккумулятора

Мы разобрали, какое время зарядки автомобильного аккумулятора требуется при первом и втором методе. На практике никаких сложностей быть не должно, так как процесс мало чем отличается от зарядки другой электроники. Автомобильная батарея заряжается несколько другим образом, но суть не меняется.

Нужно понимать, что зарядка АКБ является технологическим процессом, который тоже имеет свои требования. При работе с аккумулятором необходимо иметь средства защиты – резиновые перчатки, которые невосприимчивы к химическим жидкостям. В любом случае, нам требуется исправное зарядное устройство.

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Мы должны соблюдать следующие условия во время зарядки батареи:

  1. Перед тем, как заряжать аккумулятор автомобиля , его нужно полностью очистить, а также визуально осмотреть вентиляционные отверстия.
  2. При выборе способа с постоянным током нельзя заряжать аккумулятор дома – только в гараже или боксе, при этом в помещение должно вентилироваться.
  3. Курить или держать открытый огонь возле батареи нельзя, независимо от выбранного способа.
  4. Перед установкой батареи на зарядку, необходимо проверить состояние и уровень электролита.

Метод первый: постоянное напряжение

Процесс проходит довольно просто – зарядное устройство подключается к аккумулятору. При использовании постоянного напряжения АКБ лучше вынуть. Уровень заряженности зависит только от величины напряжения. Если выставить 14,4 V, то через сутки 12-вольтовая батарея будет заряжена примерно до 85%. При выставлении 15 V заряд дойдет до 90%. Идеальный вариант – это 16 V, с которыми аккумулятор заряжается до 97%.

Нужно брать в расчет внутреннее сопротивление и емкость АКБ. В зависимости от соотношения этих показателей, сила тока, которая проходит через него в начале зарядки, может превысить 50A. Чтобы не батарея не сгорела, на всех зарядных устройства присутствует ограничитель в 20-25A.

Метод второй: постоянный ток

Перед тем, как зарядить аккумулятор автомобиля при помощи постоянного тока, нужно проверить уровень заряда. Выше уже было сказано, что сила тока должна составлять 1/10 часть от емкости АКБ. К примеру, если батарея имеет емкость 60 А/ч, то для зарядки потребуется ток с силой 6 Ампер. Единственный минус метода с постоянным током – необходимость каждый час или проверять величину подаваемого тока и регулировать её.

Регулировка заключается в постоянном снижении силы тока. К примеру, когда напряжение дойдет до 14 V, силу тока нужно будет снизить в два раза. При 15 V мы должны понизить силу до 1.5 Ампер. Определить, что АКБ полностью заряжен можно по напряжению ЗУ, которое не меняется на протяжении двух часов. Теперь мы знаем, каким током заряжать автомобильный аккумулятор , так как переменный никак не подходит для АКБ в машине.

Метод третий: комбинированный

Именном такой метод используется в большинстве современных зарядных устройствах. Он самый простой и не требует контроля. В начале зарядка выполняется при помощи постоянного напряжения, а в конце – постоянным током. Зачастую зарядные устройства помещаются в багажное отделение. Когда разрядился автомобильный аккумулятор прямо в пути — это устройство будет очень кстати. В таком случае используют экспресс-зарядку, которая хоть и заряжает АКБ за 20 минут, но при этом наносит ему серьезный ущерб.

Проходит экспресс-зарядка по следующей схеме:

  1. Снимаем клеммы АКБ и тщательно прочищаем их.
  2. Присоединяем клеммы от ЗУ и не забываем про полярность, которую нужно соблюдать.
  3. Выставляем ток на максимальное значение и выставляем таймер на 20 минут. Если таймера на зарядном устройстве нет, то всегда можно воспользоваться часами или телефоном.
  4. После экспресс-зарядки ставим АКБ на место и заводим мотор.

Заключение

Иногда автомобилисты задаются вопросом: « Сколько работает аккумулятор автомобиля?» . Время зависит от типа авто, режимов эксплуатации и от типа батареи. При регулярной проверке и подзарядке аккумулятор прослужит достаточно долго, главное – не забывать о нем.

Владельцев новых автомобилей не волнует вопрос заряда аккумулятора. Разумеется, если техника эксплуатируется в соответствии с инструкцией. Но уже через 3-5 лет АКБ изнашивается, и может подвести в самый неподходящий момент.

Или вы слишком долго слушали музыку в гараже, с выключенным мотором. А может быть оставили включенными фары головного света на ночь. Причин для незапланированного разряда аккумулятора достаточно.

И далеко не всегда удается «прикурить» от другого автомобиля, и восстановить работоспособность от штатного генератора. Для этого придется проехать на высоких оборотах несколько сотен километров.

Не надо отчаиваться. Всегда можно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, даже если уровень напряжения опустился ниже критического. Поэтому такой прибор должен быть в арсенале автолюбителя.

Как правильно подзарядить аккумулятор?

Универсального ответа на этот вопрос нет. Общее правило следующее: продолжительная зарядка меньшим током более полезна для АКБ, чем ускоренный заряд высоким током. Однако такой режим не всегда возможен. Иногда требуется в срочном порядке восстановить работоспособность перед выездом.

Сколько времени заряжать аккумулятор автомобиля чтобы не перезарядить? Подробности в этом видео

Да и штатная система подзарядки далека от совершенства: даже при нормальной работе регулятора напряжения, продолжительность поездки разная. В результате АКБ на эксплуатируемом авто заряжается рывками, бессистемно.

Существует несколько способов автономной зарядки

Оптимальный ток заряда

Не должен превышать 10% от емкости батареи. То есть, если у вас аккумулятор 60СТ (емкость 60Ач), правильный ток заряда не должен превышать 6А. Таким током вы заряжаете АКБ, если времени для восстановления достаточно много.

Важно! Необходимо делать поправку при зарядке необслуживаемых батарей. Поскольку клапан выхода паров электролита слишком мал, ток следует уменьшить до 5% от емкости. Иначе в случае закипания, батарея может треснуть.

Экспресс метод

Если вам надо быстро зарядить аккумулятор зарядным устройством (срочный выезд), можно ускоренно восстановить емкость, достаточную для старта двигателя.

Важно! При любом способе заряда, оставлять батарею без контроля небезопасно. Даже если у вас интеллектуальное зарядное устройство, автоматика может выйти из строя.

Как определить емкость заряда? По напряжению на контактах АКБ.
Таблица ЭДС батареи в вольтах при температуре:

+20...+25°С -5...+5°С -10...-15°С Степень заряда батареи, %
12,70 – 12,90 12,80 – 13,00 12,90 – 13,10 100
12,55 – 12,65 12,65 – 12,75 12,75 – 12,85 75
12,20 – 12,30 12,30 – 12,40 12,40 – 12,50 60
12,00 – 12,10 12,10 – 12,20 12,20 – 12,30 25
11,70 – 12,00 11,80 – 12,00 11,90 – 12,10 нет заряда


ЭДС замеряется без нагрузки на контактах аккумулятора. Обязательно учитывайте температуру. Показания в таблице могут немного отличаться, это не принципиально. Определив процент разряда, вы сможете правильно рассчитать время и ток зарядки.

Например, батарея емкостью 60 Ач. При температуре +5°С ЭДС на контактах 12,4 вольта. Значит, аккумулятор потерял 50% емкости. При токе заряда 6А, на зарядку уйдет 5 часов.

Установите величину тока по прибору и засеките время. По окончании рассчитанного набора емкости, снова произведите замер. Только дайте батарее немного остыть, для определения точной величины ЭДС.

Электролит нагревается при заряде, а термометром вы замеряете температуру окружающего воздуха.

Еще один способ определить остаточную емкость АКБ – замер плотности электролита.

Плотность электролита Степень заряда % Температура замерзания °С
1,27 100 -60
1,23 75 -42
1,19 50 -24
1,15 25 -13
1,11 и ниже -7
Ареометр работает точнее, чем вольтметр в паре с термометром. Однако пользоваться им не так удобно, и опасно для здоровья.

Величина температуры замерзания не менее важна, чем напряжение на контактах АКБ. По мере разряда, повышается температура превращения электролита в лед.

Если полностью заряженный аккумулятор выдерживает мороз -60°С, то при заряде 25%, электролит замерзнет уже при -15°С. На корпусе образуется трещина, и электролит попадет в подкапотное пространство.

Можно ли перезарядить аккумулятор автомобиля, и чем грозит перезаряд?

Нормальная в АКБ не выше 1,27. При дальнейшем увеличении, электролит начинает распадаться на воду и кислоту.

Вода в свою очередь банально закипит, ведь через нее проходит ток в несколько (а может и в несколько десятков) ампер. Если пробки на банках закрыты, или аккумулятор необслуживаемый (герметичный), это грозит взрывом батареи.


При этом, все окружающее пространство (например – подкапотное, что особенно печально) будет забрызгано кислотой. А если в этот момент рядом будут находиться люди, беды не избежать.

Если вы правильно заряжаете АКБ автомобиля, и пробки при этом выкручены (или нормально работает клапан сброса давления) – вода из электролита просто выкипит. Но оголятся решетки пластин, сульфатный наполнитель осыплется, и восстановить батарею станет невозможно.

Важно! Если вовремя остановить процесс выкипания, дистиллированную воду всегда можно долить, дождавшись остывания батареи.

Следует периодически проверять исправность регулятора напряжения на вашем генераторе. Желательно, чтобы напряжение в бортовой сети автомобиля (особенно на клеммах аккумулятора) не превышало 14,5 вольта при работающем двигателе. Резко нажмите на газ, и проверьте показания прибора. Значение может увеличиться на 0,1 – 0,2 вольта, это не страшно.

Если генератор не ограничивает напряжение – аккумулятору грозит перезаряд в движении.

Чем зарядить автомобильный аккумулятор в дороге?

Ситуации бывают разные. Например, вы разрядили аккумулятор вдали от населенного пункта, где можно подзарядить батарею. В этом случае поможет лишь «прикуривание». Остановите другую машину, и заведитесь от ее АКБ (инструкция есть в каждой сервисной книжке).

Затем двигайтесь в направлении места, где можно подзарядить батарею зарядным устройством. Если в пути потребуется остановка, не глушите мотор, пока не убедитесь в восстановлении заряда.

Если аккумулятор разрядился в дороге, то машину можно завести шуруповертом. Внимательно смотрите видео

Всегда держите батарею в исправном состоянии. Не допускайте избыточного разряда. Если автомобиль долгое время не эксплуатируется – отсоедините клеммы под капотом на время стоянки. В машине достаточно потребителей, даже при выключенном освещении, разряд происходит за пару месяцев.

На последок смотрите видео как правильно зарядить кальциевый аккумулятор в домашних условиях

Замечу что

В процессе движения, главным источником питания бортовой сети является генератор. Но стоит заглушить мотор, как вся нагрузка переходит на другое устройство - аккумуляторную батарею. Кроме того, именно АКБ обеспечивает энергией, необходимой для запуска мотора.

Почему так важна правильная зарядка аккумулятора?

Важно понимать, что АКБ не вырабатывает энергию, а только накапливает ее, с последующей передачей в бортовую сеть автомобиля. Восстановление заряда аккумулятора происходит в процессе движения, а источником подзаряда выступает генератор. Частые циклы заряда и разряда негативно сказываются на состоянии АКБ - снижается уровень заряда, происходит постепенный разряд, а со временем имеющейся зарядки уже недостаточно для пуска двигателя.

Решение в такой ситуации - зарядить аккумулятор автомобиля, что позволяет быстро вернуть работоспособность источнику питания. Все, что требуется для проведения такой операции, это зарядное устройство. Но перед рассмотрением тонкостей зарядки разберитесь со следующими вопросами:

  • Какие типы АКБ бывают?
  • Каким параметрам уделить внимание в процессе заряда?
  • В чем особенности различных видов зарядных устройств, и как они работают?
  • Что учесть в процессе зарядки аккумуляторной батареи?
  • Чего нельзя делать при выполнении подобных работ?

Стоит отметить, что все аккумуляторы имеют схожую конструкцию. В основе устройства лежит группа пластин, выполняющих функцию электродов (положительных и отрицательных). Внутренняя часть АКБ заполняется электролитом, обеспечивающим прохождение химических реакций между пластинами различной полярности. Тип электролита напрямую зависит от вида аккумулятора. Основные варианты - кислота с водой или щелочь с водой.

Какие виды АКБ существуют?

Сегодня выпускается несколько видов АКБ для автомобилей:

  • Кислотные (Лучшие кислотные аккумуляторы , Лучшие AGM аккумуляторы).
  • Гелевые (Лучшие гелевые аккумуляторы).
  • Щелочные.
  • Литий-ионные (применяются в большей части, как дополнительные источники питания).

У каждого из типов аккумуляторных батарей имеются индивидуальные особенности. Так, электроды кислотных АКБ выполнены из свинца и дополнительных примесей. Применение этого металла обусловлено особыми качествами - способностью выдавать большие токи в минимальные промежутки времени, а также отличной энергоемкостью. В качестве электролита применяется раствор кислоты. На практике кислотные АКБ пользуются наибольшим спросом и чаще всего применяются на автомобилях.

Особенность щелочных источников питания - в применении никель-железа или никель-кадмия при изготовлении пластин. При этом полость аккумуляторной батареи заполнена едким калием. В отличие от рассмотренных выше аккумуляторов, щелочные АКБ используются реже (из-за более низкой силы тока).

Гелевые батареи - сравнительно новая разработка. По сути, это тот же кислотный АКБ, но с особым типом электролита (последний имеет желеобразную форму). Такой тип источников питания наиболее перспективен. Но пока его широкое применение невозможно (в первую очередь, из-за технологических особенностей). Да и стоимость таких аккумуляторов слишком высока для потребителей.

Кроме разделения на виды, батареи условно делятся по возможности обслуживания - на обслуживаемые и необслуживаемые.

К первой категории относятся кислотные АКБ. Это объясняется испарением части воды из электролита при прохождении химических реакций. Для поддержания подходящей плотности приходится время от времени проверять состояние рабочей жидкости, и производить доливку дистиллированной воды.

Что касается необслуживаемых АКБ, в эту категорию входят гелевые батареи. Их особенность - наличие герметичного корпуса, без возможности доливки электролита. В этом и нет необходимости, ведь в процессе протекания химических реакций испарения воды не происходит.

Виды зарядных устройств

Ниже рассмотрим, как зарядить аккумулятор автомобиля на примере наиболее популярных - кислотных АКБ. Но для начала, разберемся с видами зарядных устройств, а также особенностями их применения.

Зарядное устройство (ЗУ) представляет собой преобразователь электрической энергии. Простейшая схема ЗУ включает в себя два главных элемента - понижающий трансформатор, а также диодный мост. Принцип действия устройства объяснить несложно. На первичные обмотки трансформатора подается переменное напряжение 220 Вольт, после чего оно преобразуется (снижается) и направляется к диодному мосту. На выходе из ЗУ мы имеем 14-16 Вольт постоянного напряжения. Этого достаточно, чтобы зарядить аккумулятор автомобиля.

В некоторых аккумуляторных батареях, в конструкцию добавляются вспомогательные датчики - измерители и регуляторы главных параметров (тока и напряжения). Также для защиты аккумулятора часто устанавливаются предохранители. Но в некоторых зарядных устройствах регулировка тока и напряжения происходит автоматически, что облегчает задачу для автовладельца.

Правила зарядки аккумуляторной батареи

Чтобы с умом зарядить аккумулятор автомобиля, учтите несколько важных моментов (они касаются параметров зарядки АКБ):

  • При определении уровня зарядного тока, ориентируйтесь на емкость аккумуляторной батареи. Для полноценной зарядки, достаточно 10% от номинальной емкости АКБ. Так, если энергоемкость аккумулятора составляет 55 А*ч, зарядный ток должен составлять 5,5 Ампер.
  • Следите, чтобы на клеммах ЗУ поддерживалось напряжение, на 10% превышающее номинальный параметр АКБ.

    Для лучшего понимания, приведем пример. Так, если в нормальном режиме на выводе аккумулятора 12,8 Вольт, то поддерживайте напряжение на 1,28 Вольта больше (это 10% от упомянутого параметра), то есть 14,08 Вольт.

  • Учтите, чтобы хорошо зарядить аккумулятор автомобиля, потребуется время. Быстрая зарядка токами, равными 20-30 Ампер, разрушительна для батареи. Следовательно, от такого режима стоит отказаться.
  • В процессе заряда гелевого АКБ, не превышайте предельный показатель напряжения, который для этого типа источника питания составляет 14,2 Вольта.

Как проверить аккумулятор

Перед тем как приступить к процессу заряда аккумулятора, убедитесь в его полном разряде. Для этого доставайте изделие из подкапотного пространства, и осматривайте состояние корпуса. Учтите, что причиной разряда могут быть не только естественные факторы, но и повреждение кожуха, а также появление течи электролита. При отсутствии рабочей жидкости в корпусе АКБ или уменьшении ее количества, протекание химических реакций становится невозможным.

Подробно: Как долить электролит в аккумулятор, как поднять плотность электролита, видео - .

  1. Для точной диагностики батареи, очистите ее от пыли и грязи, после чего обратите внимание на внешний вид устройства. При наличии трещин и течи электролита, дальнейшее применение АКБ запрещено.
  2. Чтобы определить, разряжен аккумулятор или нет, посмотрите на цветовой индикатор, установленный на верхней крышке корпуса. В зависимости от производителя и модели батареи, цвет может различаться, поэтому предварительно изучите инструкцию по эксплуатации или прочтите пояснение на этикетке возле индикатора.
  3. Еще один способ проверки АКБ - измерение напряжения на клеммах устройства. Для решения этой задачи возьмите тестер, выставите на нем режим измерения постоянного напряжения и подключите щупы к выводам. Если батарея разряжена, уровень напряжения на выводах будет меньше номинального.
  4. Перед тем как подключить зарядное устройство, проверьте уровень электролита и его состояние. Сделать это несложно - через пробки для залива рабочей жидкости. Если аккумулятор исправен, электролит должен быть прозрачным и не иметь примесей. В идеале, его уровень должен располагаться выше пластин. Если же верхняя часть пластин находится на воздухе, без доливки дистиллированной воды не обойтись.
  5. Отдельное внимание уделите вентиляционному отверстию (расположено на крышке аккумулятора). В идеале, оно не должно быть чистым. В противном случае, испарениям некуда выходить.

Инструкция по правильной зарядке АКБ

После изучения теоретического материала, пробуйте зарядить аккумулятор автомобиля. Помните, что, после подключения ЗУ, химические процессы и испарения в АКБ происходят активнее. Следовательно, работать в жилой комнате (квартире, доме) не рекомендуется. Для начала, подключите зарядное устройство к аккумулятору, после чего включите его в сеть. Отдельное внимание уделите полярности. Если вы перепутаете «плюс» с «минусом» - предохранители, с большой вероятностью, перегорят.

Зарядить аккумулятор автомобиля можно по-разному. Есть два способа:

  • Напряжение поддерживается на одном уровне (14-16 Вольт), а ток меняется. На начальном этапе величина тока порой достигает 25-30 Ампер с постепенным снижением по мере заряда аккумуляторной батареи.
  • Ток неизменный, а напряжение корректируется. Эта методика считается более сложной, ведь при ее реализации важно точно знать, как заряжать АКБ этим ЗУ.

ПЕРВЫЙ СПОСОБ. Использование зарядного устройства, для восстановления емкости аккумулятора, с помощью постоянного напряжения, не составляет труда. Все, что требуется от автовладельца - выставить необходимую силу тока, равную 10% от емкости АКБ (указывается в паспорте или на табличке корпуса). По мере заряда батареи, параметр тока постепенно снижается. Опускание стрелки до «нуля» свидетельствует о достижении поставленной цели. Чтобы зарядить аккумулятор автомобиля таким способом, потребуется в среднем 10-13 часов.

ВТОРОЙ СПОСОБ. Что касается этого способа, подразумевающего фиксированную силу тока, здесь все сложнее. Автовладелец должен четко знать, как использовать зарядное устройство применительно к аккумулятору.

  1. Для начала, необходимо задать силу тока, равную 10 процентам от номинальной емкости.
  2. Оставьте показатель неизменным, до момента достижения напряжения 14 Вольт.
  3. После этого, показатель тока должен быть уменьшен вполовину. При этом продолжайте зарядку до достижения 15 Вольт.
  4. Как только и это напряжение будет достигнуто, ток еще снижается в три раза.
  5. Говорить о полной зарядке можно в том случае, когда уровень напряжения на индикаторе будет оставаться неизменным.
  6. Как только зарядка будет завершена, проверьте напряжение на выводах АКБ, с помощью использования нагрузочной вилки. Если таковой нет, убедитесь в работоспособности батареи, путем возврата на автомобиль и подключения клемм.

Если стартер хорошо прокручивается и запускает мотор, работу можно считать завершенной - вам удалось успешно зарядить аккумулятор автомобиля.

Видео: Как проверить аккумулятор автомобиля

Видео: Как зарядить аккумулятор автомобиля. Теория+Практика

Если видео не показывает, обновите страницу или

Пока силовая установка автомобиля бездействует, питание бортовой сети осуществляется от внешнего источника питания – автомобильной аккумуляторной батареи. Также посредством электроэнергии аккумулятора производится и сам запуск силовой установки.

Любой автомобилист должен знать как и чем зарядить аккумулятор своего автомобиля

Необходимость правильной зарядки автомобильного аккумулятора

Но аккумуляторная батарея энергию для запитывания сети не вырабатывает, она лишь хранит ее в себе, при надобности отдает, после чего восстанавливает свой заряд от .

Цикличность заряда-разряда идет не на пользу самой батарее, со временем ее заряд уменьшается, то есть батарея потихоньку разряжается, полностью восстановить количество энергии от генератора не удается, в конечном итоге заряда батареи уже не будет хватать для запуска мотора. В таком случае остро встает вопрос: как зарядить аккумулятор автомобиля. Производится данная операция зарядными устройствами. Но перед описанием процесса зарядки аккумулятор, разберемся, какие бывают аккумуляторы на машинах, их основные параметры, которые учитываются при подзарядке, виды зарядных устройств, принцип их функционирования, правила зарядки автомобильного аккумулятора и что не следует делать при выполнении операции.

Видео: Взрыв аккумулятора

Все АКБ конструктивно схожи. Имеется набор пластин, которые играют роль электродов, одни – положительных, другие — отрицательных. Чтобы между пластинами происходила химическая реакция, в результате которой выделяется электроэнергия, пространство между пластинами заполняется электролитом. В зависимости от вида АКБ в качестве электролита выступает либо раствор кислоты с водой, либо раствор щелочи с водой.

Виды аккумуляторных батарей

На автомобилях применяются аккумуляторы следующих видов: кислотные, щелочные и гелевые. Есть еще один вид батареи – литий-ионных, но в силу своих особенностей данные АКБ не могут запустить двигатель, поэтому в авто они применяются пока только, как дополнительный элемент питания.

Так устроен аккумулятор автомобиля

У кислотных батарей электроды выполнены из свинца, в котором имеются дополнительные примеси. Свинец, как материал электродов, используется потому, что этот материал имеет хорошую энергоемкость и может за малый промежуток времени выдать токи больших значений. Электролитом у этих АКБ выступает раствор кислоты. Это самые распространенные батареи, которые применяются на автомобиле.

У щелочных батарей установлены не свинцовые, а никель-кадмиевые или никель-железные пластины. А пространство между ними заполнено раствором едкого калия. Эти АКБ на легковых авто применяются не часто, поскольку сила тока у них ниже, чем у кислотных.

Появились сравнительно недавно. По сути, этот тот же кислотный аккумулятор, только у него электролит приведен в желеобразное состояние. Эти АКБ являются перспективными, но ряд технологических особенностей данных батарей не позволяет их широко использовать, да и стоят они не солидно.

Помимо этого АКБ делятся еще на обслуживаемые и необслуживаемые. Кислотные аккумуляторы бывают только обслуживаемыми. А все потому, что при химической реакции часть воды из раствора испаряется. Для того чтобы электролит имел соответствующую плотность, периодически нужно проверять состояние электролита и при надобности доливать воду.

Вода для доливки в аккумулятор используется только дистиллированная.

Необслуживаемыми являются гелевые АКБ. Они имеют герметичный корпус. При химической реакции вода у них не испаряется. Поэтому и доливки не требует.

Виды зарядных устройств для зарядки аккумулятора

В дальнейшем будем рассматривать правильную зарядку аккумулятора на примере распространенных кислотных АКБ. Но пока пройдемся по зарядным устройствам.

Зарядное устройство для аккумулятора

Любое зарядное устройство – это преобразователь электроенергии. Самая простая схема зарядного устройства (ЗУ) – это трансформатор понижающий и диодный мост. Принцип работы таков: переменное напряжение сети 220 В, проходя через трансформатор и диодный мост, преобразуется в постоянное напряжение в 14-15 В, которое требуется для зарядки АКБ.

Часто в конструкцию зарядного устройства включают дополнительные контрольные датчики – амперметры и вольтметры, регуляторы напряжения и силы тока, предохранители. Хотя есть и ЗУ, у которых сила тока и напряжение для каждого АКБ подбираются в автоматическом режиме.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Особенности зарядки аккумулятора автомобиля

Перед тем как зарядить аккумулятор автомобиля, следует учесть несколько параметров для зарядки аккумулятора.

  • Самой оптимальной силой тока для зарядки аккумулятора является показатель в 10% от номинальной энергоемкости АКБ. То есть, при показателе энергоемкости батареи в 60 Ач сила тока должна не превышать 6 А.
  • Оптимальное напряжение на клеммах ЗУ — это +10% от номинального напряжения полностью заряженной батареи. Для примера, у полностью заряженного аккумулятора напряжение на клеммах составляет 12,6 В. 10% от номинального напряжения — это 1,26 В, добавляем его к 12,6 В и получаем оптимальное напряжение в 13,86 В.
  • Провести быструю зарядку батареи возможно. Выполняется такая зарядка токами больших значений – 20-30 А. Но такая зарядка повреждает батарею, поэтому от такой зарядки лучше воздержаться.
  • При зарядке гелевого аккумулятора важно не превышать критического для такого АКБ напряжения, которое обычно составляет 14,2 В.

Это основные критерии, учитывающиеся для того, чтобы правильно заряжать автомобильный аккумулятор. Перейдем непосредственно к тому, как зарядить аккумулятор автомобиля.

Подготовительные работы

Вначале нужно убедиться, что аккумулятор действительно разряжен. Для этого его нужно извлечь из ниши в автомобиле. Помимо естественного разряда батареи из-за его эксплуатации, причиной разряда может быть повреждение корпуса АКБ, в результате чего электролит вытек и химическая реакция в нем не проходит. Поэтому после извлечения его нужно отчистить от пыли, грязи и следует внимательно осмотреть корпус аккумулятора. Если трещина имеется и через нее вытек электролит – такой АКБ дальше использовать нельзя.

Определить, разряжена ли аккумуляторная батарея, можно по цветовому индикатору, который часто устанавливают на крышке корпуса. Цвета в индикаторе могут быть разные, поэтому следует обратить внимание на наклейку с пояснением, которая обычно наклеена рядом с индикатором.

Проверить состояние заряда батареи можно и по напряжению на клеммах. Для этого можно воспользоваться обычным тестером. При разряженной батарее напряжение будет ниже номинального.

Перед тем как зарядить аккумулятор автомобиля, следует также проверить электролит. Через заливные пробки можно проследить за состоянием и количеством электролита, в нормальном состоянии электролит должен быть чистым, прозрачным и не иметь примесей, а уровень его должен быть выше пластин. При меньшем уровне – нужно долить дистиллята.

Следует проверить и вентиляционное отверстие в крышке АКБ. Оно не должно быть забито, иначе испарениям не будет выхода.

Как зарядить аккумулятор автомобиля? Процесс зарядки

Далее можно выполнить непосредственно зарядку батареи. Важным моментом является испарение электролита при подзарядке, поэтому не стоит это делать в жилом здании. Также сначала подключают зарядное устройство к батарее, а уже потом в сеть. Внимательно нужно отнестись к правильности подключения ЗУ к батарее, иначе при неправильном подключении выйдут из строя предохранители зарядного устройства.

Видео: Как зарядить автомобильный аккумулятор

Процесс зарядки аккумулятора зарядным устройством производится двумя методами :

  1. при первом методе зарядка производится при постоянном значении напряжения, обычно это значение 14-16 В. А сила тока – величина изменяемая. В начале зарядки сила тока большая, может достигать 25-30 А, но по мере зарядки сила тока снижается.
  2. при втором методе сила тока является постоянной, а напряжение меняется. Данный метод более сложный, и нужно полностью знать, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор таким зарядом.

Заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством, у которого используется метод постоянного напряжения – несложно. Достаточно выставить регулятором силу тока на уровне 10% от энергоемкости батарей. По мере подзарядки сила тока будет падать. Сигналом того, что батарея полностью восстановила заряд, будет опускание стрелки амперметра до «0». Обычно на полную подзарядку с такой силой тока уходит 10-13 часов.

Подзарядка устройством методом постоянного тока сложнее, и нужно знать, как подзарядить аккумулятор автомобиля таким ЗУ. Поскольку у данного устройства задается параметр силы тока, то вначале зарядки задается сила тока в размере 10% от энергоемкости. При такой силе тока АКБ заряжается до показателя напряжения в 14 В, после чего следует понизить силу тока наполовину и заряжать таким током до показателя напряжения в 15 В, после чего еще следует понизить вдвое ток. Сигналом полной зарядки АКБ будет удержание показателя напряжения на одном уровне в индикаторе на протяжении часа.

Проверка напряжения аккумулятора

После зарядки, если есть возможность, проверить напряжение на клеммах АКБ путем применения нагрузочной вилки. Если же ее нет, убедиться в полном заряде аккумулятора можно, установив ее на автомобиль. Заряженная батарея должна «бодро» крутить стартер и запускать силовую установку. В принципе, вот и все, что нужно и важно знать для зарядки аккумулятора своего автомобиля.

Проблема севшего автомобильного аккумулятора рано либо поздно встанет перед каждым автолюбителем. О правильности проведения подзарядки батареи не многие знают.

Автомобилисты часто задаются следующими вопросами: обязательно снимать АКБ с авто во время проведения зарядки, каким образом его снять, каково вида устройства используются для подзарядки? Разберемся с данными вопросами по порядку.

Условия качественной зарядки АКБ

Рассмотрим, какие устройства используются для зарядки и, кратко ознакомимся с устройством. Зарядка аккумуляторных батарей производится с помощью источника постоянного тока. Так, ЗУ или, по-другому, выпрямитель, производит преобразование переменного тока в постоянный.

У многих подзарядников имеется регулировочный переключатель для проведения зарядки аккумуляторов (12 и 24 вольт), еще регулятор силы тока либо напряжения. В момент зарядки 12-вольтового АКБ устройство должно обеспечить зарядное напряжение в пределах 16,0-16,5 Вольт.

Иначе зарядник не сможет обеспечить 100% зарядку батареи. Зарядные устройства, независимо от их мощности и конфигураций, имеют электрический провод с вилкой, преобразователь (выпрямитель) и два выходных провода с маркировкой «+» и «-».

Особенности процесса зарядки

Зарядить или подзарядить аккумулятор возможно и не снимая с машины. К примеру, если вы ограничены во времени, полная зарядка занимает долгий промежуток времени, то можно с помощью зарядного устройства просто подзарядить АКБ для того, чтобы заряда было достаточно на запуск двигателя.

Из этого видео, вам станет абсолютно ясно и понятно, как следует правильно заряжать автомобильный аккумулятор. Рекомендуем к просмотру!

Нужно снять оба провода с клемм батареи, и «массу» и «плюс», подсоединить провода зарядки согласно маркировке, а именно, «+» на плюсовую клемму, а «-» на массовую. Затем нужно установить регулятор тока на оптимальное значение и включить минут на 20.

Только обязательно нужно подсоединить к аккумулятору, а затем уже включать в сеть! Затем нужно отсоединить зарядное устройство, подсоединить к клеммам провода и завести двигатель. При исправном реле подзарядки в машине на больших оборотах двигателя на амперметре можно будет увидеть величину зарядного тока, который поступает в аккумулятор.

Дальнейшая зарядка генератора производится сама по ходу движения автомобиля. Если у вас хватает свободного времени, то лучше все же снять аккумулятор с авто и провести полную зарядку.

С этой целью нужно отсоединить провода от батареи и извлечь ее из-под капота.

Зарядка АКБ с помощью ЗУ

Нужно занести аккумулятор в сухое помещение, гараж или домой. Подсоединить провода зарядного устройства: «плюс» с положительной клеммой, а «-» с отрицательной, выставить регулятор тока на самую минимальную силу тока, включить в сеть и оставить аккумулятор на ночь заряжаться (8-10 часов).

Полная зарядка батареи определяется по положению стрелки ЗУ. Полная зарядка соответствует положению стрелки на «0». Прежде, чем установить в машину заряженный аккумулятор, нужно удалить с его корпуса весь выделившийся конденсат, проделав протирку крышки тряпкой.

В данном видео, вам расскажут и покажут, как заряжать аккумулятор, при помощи зарядного устройства.

Рассмотрим некоторые особенности зарядок, которые нужно знать для правильности выбора режима зарядки. На практике обычно применяется два метода заряда АКБ: один производит заряд, основываясь на постоянном токе, второй – на основе постоянного напряжения.

Влияние их на долговечность, а также работоспособность батареи в основном равноценна. А вот на каком остановить выбор, попробуем разобраться. Заряд аккумулятора, который производится методом постоянного зарядного тока, нуждается в постоянной корректировке поддержания требуемого ампеража.

Например, при емкости батареи 60А*ч сила тока составляет 0,1 от емкости (при 20-ти часовом разряде), то есть 6 ампер. Для зарядки в нормальном режиме потребуется через 1-2 часа производить контроль и, при надобности, корректировать зарядный ток. Так, конечный этап зарядки сопровождает обильное газовыделение.

Для снижения объемного количества выброса газов и повышения эффективности заряда целесообразнее постепенно снижать силу зарядного тока соответственно с увеличением зарядного напряжения. Достигнув напряжения 14,4 В для аккумулятора 60А*ч, сила зарядного тока должна уменьшиться вдвое, до 3 ампер.

Нынешние аккумуляторы не имеют отверстий для доливки воды, являясь не обслуживаемыми. Поэтому, как только зарядное напряжение достигает 15 Вольт, зарядный ток уменьшатся еще в 2 раза, до 1,5 ампер. Аккумулятор будет заряженным, если ток и зарядное напряжение остаются неизменными в течение 1-2 часов.

Таблица показателей заряженности автомобильного аккумулятора

Недостаток такого метода: необходимость постоянного контроля за течением зарядки, что довольно-таки не всегда удобно. Зарядка методом постоянного напряжения говорит об уровне заряда батареи, прямо пропорциональном величине зарядного напряжения.

Например, непрерывный заряд на протяжении 24 часов при напряжении 14,4 вольт обеспечит 75-80% заряженности батареи (12 вольт). Увеличив напряжение до 15В, эффективность уже будет составлять 85-90%. А при 16,3-16,4 вольт производится полная зарядка в течение 24 часов.

Начало процесса зарядки сопровождается достижением силы тока 40-50А, поэтому все зарядные устройства имеют схемы, которые ограничивают зарядный ток в границах 20-25А. В момент заряда напряжение на клеммах стремится к сравнению с напряжением зарядника, зарядная сила тока уменьшается, стремясь к нулю.

Такой метод зарядки не требует контроля, а также присутствия человека. Данный процесс осуществляется автоматически.

Сигнал окончания зарядки – напряжение на клеммах 14,4 В с загоревшимся зеленым индикатором на зарядном устройстве. Более предпочтителен второй метод, поскольку он не требует контроля за происходящим процессом. Так, напряжение заряженного аккумулятора составляет 14,4 В.

При необходимости приобрести зарядное устройство, рекомендуется использовать проверенные интернет магазины с наличием ассортимента данной продукции. Отличные зарядные устройства вполне можно выбрать по стоимости от 950 рублей, не рекомендуется возиться с некачественными ЗУ: это может привести к сокращению эксплуатации аккумулятора. Величина заряда АКБ определяется по плотности электролита.

Ареометр для авто

При полном заряде ареометр будет иметь показатель плотности 1,28 г/куб. см. При разрядке батареи на 50%, плотность уменьшается до 1,20 г/куб. см. При полностью разряженной батарее плотность составит 1,10 г/куб. см.

Одинаковые показатели ареометра в банках аккумулятора, составляющие 1,28 г/куб. см, говорят о том, что батарея заряжена и в ней нет внутренних замыканий. При внутреннем замыкании плотность электролита в одной банке ниже на 0,10-0,15 г/куб. см, по сравнению с другими банками.

Для точности измерения плотности рекомендуется иметь ареометр, обладающий сменными денситометрами, либо ареометр с пятью поплавками, которые рассчитаны на различную плотность. Только купленный аккумулятор нуждается в подзарядке. Поскольку он пролежал какое-то время в магазине, то у него пониженная плотность и низкий заряд.

Заряжаться новый аккумулятор должен на минимальной силе тока, 1-2 часа. Если устройство для зарядки обладает индикатором окончания заряда, то зарядка должна проводиться до момента загорания зеленого индикатора.

Проводя все работы по обслуживанию АКБ необходимо соблюдать предельную осторожность. Нужно помнить, что в банках кислота! Требуется использовать резиновые перчатки, кислота не должна попадать на кожу. Особенно, когда производятся замеры плотности электролита.

Необходимо помнить, что при той химической реакции, которая происходит в банках батареи при зарядке, в воздух попадают выделения арсина, сернистого газа, хлористого водорода и другие веществ, небезопасных для человека. Если зарядка проводится в квартире, да еще и в комнате небольшого размера либо же в коридоре, то по окончанию данной процедуры концентрация всех вредных веществ в воздухе комнаты будет превышать все допустимые нормы.

Самое опасное – выделившийся водород. При прохождении тока через электролит воздух насыщается большим объемом водорода. А он, соединившись с кислородом, дает не просто воду, а взрывоопасную смесь, количеству которой достаточно маленькой искры, чтобы взорваться.

Таким образом, зарядка должна проводиться в гараже, а при отсутствии такового, в помещении с хорошим проветриванием и ограничением присутствия других людей. Нельзя оставлять зарядное устройство включенным в квартире без присмотра.

Длительная зарядка может вызывать перегрузку бытовой электросети.

Стоит использовать советы по правильной зарядке аккумулятора автомобиля, тогда электрическое сердце автомобиля прослужит вам долго и стабильно!



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков