Как правильно ездить зимой: советы эксперта. Как выбраться из автомобильной колеи на дороге

Как правильно ездить зимой: советы эксперта. Как выбраться из автомобильной колеи на дороге

С приходом зимы эксплуатация автомобиля значительно затрудняется. На дорогах, покрытых слоем льда или реагента, бывает трудно удержать автомобиль от заноса. Вождение зимой кардинальным образом отличается от летнего вождения.

Выпавший зимой снег усложняет подъезд к жилым кварталам и офисным центрам. Здесь автомобили очень часто буксуют.

Рассмотрим несколько типичных ситуаций, возникающих при вождении зимой и в гололед...

Как тронуться с места на гололеде или в снегу…

Многим из нас знакома такая ситуация. Человек садится за руль своего автомобиля, запускает двигатель и делает попытку тронуться, но колеса автомобиля буксуют, и автомобиль практически стоит на месте.

В такой ситуации нужно постараться выяснить, какое колесо буксует. Легче всего это сделать, если есть помощник, который может нажимать на педаль газа или смотреть за колесами. В большинстве случаев передние колеса буксуют, когда под задние колеса набивается много снега.

Расчистите небольшую колею перед всеми колесами, тогда автомобиль сможет двигаться и покинет скользкое место без особых затруднений.

Старайтесь трогаться очень плавно. Это проще, если у вашего автомобиля механическая коробка передач - управляя сцеплением и педалью газа опытный водитель может обеспечить очень плавное кручение колес и трогание, что называется «в натяг».

Если колеса продолжают буксовать, попробуйте освободиться методом раскачки. Для этого начинайте трогаться поочередно вперед и назад. Перемещения автомобиля вперед и назад начнут увеличиваться, пока не образуется колея, достаточная для выезда.

Считается, что этот прием возможен только на механике, но некоторые современные автоматические коробки передач позволяют имитировать ручную коробку и обеспечивают откат при отпускании педали газа, но злоупотреблять этим не следует. Используйте такую возможность только в крайнем случае.

Выезд из ледяной колеи…

Если колеса автомобиля забуксовали при переезде колеи, установите их под углом к препятствию и попробуйте переехать через злополучную колею.

Если ничего не получается, то придется срубить (небольшой лопаткой, которая должна быть в багажнике с началом зимнего сезона) бортик колеи или насыпать в колею песок, камни, землю, навалить веток - что доступно в конкретной ситуации.

После этого снова пытаемся выехать.

Езда по колее на трассе зимой

Нередко у нас так бывает, что дорога имеет весьма заметную колейность - это когда машины продавливают (прокатывают) асфальт колесами и образуются на дороге две ямы, которые тянутся вдоль дорожного полотна, доставляя автолюбителям массу неприятных ощущений.

Эти ощущения и летом то порой заставляют переживать, а уж зимой и вовсе страшно может быть. Все дело в том, что ехать по колее действительно сложно. Автомобиль все время под действием силы тяжести старается съехать на дно колеи, но вести машину так ровно, чтобы она всегда колесами была на дне не может ни один водитель.

Автомобиль то и дело, то левыми, то правыми колесами наезжает на борта ямы, при этом если передние колеса уже начали движение вверх, то задние могут еще катиться по дну, и автомобиль оказывается как бы боком (пусть и под небольшим углом) по направлению движению.

Но автомобиль все время будет стремиться свалиться на дно. Его туда тянет сила тяжести, поэтому, когда едете по колее, то и дело чувствуете, что машину болтает.

А зимой к этому прибавьте еще и то, что дорога скользкая, к естественной глубине колеи прибавляется еще высота снега и льда, которые образуются на гребнях колеи, а из самой колеи снег и лед выбивается колесами. Колея становится глубже, что только добавляет опасности.

Теперь представьте, что пытаясь выбраться из скользкой колеи на большой скорости, передние колеса за что-то цепляются (это даже может быть снежная каша) или кусочек дороги, на котором наледь отсутствует. Передние колеса, которые при выезде из колеи могут скользить боком (как говорилось выше), цепляются за что-то, а задние колеса продолжают свое движение. А поскольку автомобиль находится под углом к направлению движения, то может быть две ситуации...

Если скорость не очень большая, то автомобиль резко свалится обратно в колею, либо наоборот выскочит из нее, а если скорость была сильно превышена, то зад машины запросто может оказаться спереди, машину закрутит.

Летом колея не так страшна, поскольку сцепление с дорогой намного лучше, а зимой с колеей шутить нельзя.

Все машины ведут себя в колее по-разному. Одни водители говорят, что он вообще колею не замечает, другой скажет, что его машину в колее постоянно бросает из стороны в сторону. И это действительно так. Все зависит от ширины колеи и ширины машины, а точнее насколько широко разведены колеса автомобиля. Одни машины проваливаются на самое дно колеи, а другие едут по гребням и для них колея как бы заметно мельче, от того и устойчивость лучше.

Немного увеличить устойчивость машины можно, если поставить более широкую резину, но это возможно только если автомобиль конструктивно это позволяет.

1) Скорость! Это самое важное. Необходимо выбрать такой скоростной режим, при котором автомобиль будет иметь минимальную раскачку. Необходимо чувствовать, что автомобиль адекватно реагирует на движения рулем. Не обращайте внимания на тех, кто едет быстрее, не пытайтесь соревноваться в скорости. Это не то место и не то время.

2) Плавность! При перестроении или обгонах на колейной дороге никаких резких движений рулем (это кстати, относится и к дороге, на которой снежная каша). Все необходимо делать очень плавно. Выезжать из колеи или просто пересекать бугорки из снежной каши необходимо под максимально острым углом относительно направления движения, то есть выворачивать руль очень медленно и помните о скорости. Если в колее вы могли ехать до 80 км/ч, то при перестроении скорость лучше сбросить до 60 км/ч или даже еще больше (зависит от состояния дороги).

Ровная ледяная поверхность…

Предположим, ваш автомобиль буксует на ледяной горизонтальной поверхности. Попробуйте тронуться на второй передаче. Когда вы трогаетесь на второй передаче, уменьшается крутящий момент, прикладываемый к колесам. Поэтому пробуксовка колес уменьшается.

Этот прием легко сделать на механической коробке передач, что же касается автоматической трансмиссии, то в некоторых коробках имеется возможность включения специального режима - гололед.

И совсем повезло тем водителям, автомобили которых оснащены антипробуксовочной системой, которая сама определяет пробуксовку и распределяет нагрузку на колеса таким образом, чтобы обеспечить максимальное сцепление с дорогой.

Попав на обледенелый участок дороги, управление автомобилем следует выполнять плавными движениями. Торможение надо выполнять импульсными нажатиями на педаль.

Оставляя автомобиль при сильном снегопаде, продумайте, как вы будете выезжать с этой стоянки. Рекомендуем проехать несколько раз в сторону выезда, чтобы утрамбовался снег, по которому будет легче выехать.

Парковаться на стояночной площадке с уклоном следует так, чтобы автомобиль начинал движение под уклон. Чтобы тронуться в снегу или на льду, установите передние колеса прямо.

Подъемы в гололед следует преодолевать, предварительно разогнавшись. Иначе автомобиль может забуксовать, не доехав до верхней части подъема.

Подготавливая автомобиль к зиме, не забудьте поменять летние шины на шипованные. Обязательно проверьте состояние шипов.

В зимнее время необходимо иметь в багажнике автомобиля складную лопатку и трос для буксировки.

Соблюдайте эти правила, следуйте здравому смыслу и вождение зимой и в гололед будет для вас в удовольствие.

Замерзание раскатанной каши из реагентов, снега и льда приводит к образованию колей. Ледяные выступы на дороге вносят серьезные изменения в стиль вождения, что нужно учитывать как при неспешном движении во дворах, так и при езде по трассе. Рассмотрим, чем опасна колейность, а также как в таких условиях вести автомобиль максимально безопасно.

Чем опасна колея

Главная опасность колейности на дорогах проявляется при проезде колеи под углом. В таких условиях на колеса оказывается различное сопротивление, что оборачивается мощным вращательным импульсом. Если скорость движения в такой момент была довольно высокой, автомобиль сразу же уйдет в занос, стремясь развернуться вокруг своей оси. Среагировать на резкое изменение поведения авто в таком случае трудно даже опытным водителям. При движении на больших скоростях по трассе адекватно среагировать и восстановить контроль над авто и вовсе крайне сложно. Ранее мы рассматривали, принимая уровень сцепления с дорогой как более-менее постоянную величину. Но в случае колейности дорожного полотна на поведение авто влияет не только положение рулевого колеса и работа педалями, но и изменяющийся коэффициент сцепления колес с дорожным покрытием.

В качестве подтверждения наших слов приводим видео, где отчетливо видно, как автомобиль уходит в занос после попытки пересечь колею.

Летние условия

В условиях отсутствия снежного покрытия колейность на дороге возникает вследствие давления колес на асфальтобетонную смесь. К сожалению, качество конструктивных слоев, из которых состоит отечественная дорожная одежда, часто оставляет желать лучшего. Несмотря на то что в летний период колейность куда менее опасна для водителей, пренебрегать осторожностью не стоит. На больших скоростях пересечение колеи приведет к раскачке авто, как следствие, к разгрузке автомобиля и изменению баланса коэффициента сцепления колес с дорогой.

Наибольшую опасность колеи представляют во время дождя, так как углубления дорожной одежды заполняются водою. При попадании в такую зону на большой скорости колеса не успевают продавить водяной слой и коснуться твердого покрытия. Возникает эффект гидропланирования, при котором контролировать вектор движения авто чрезвычайно сложно, так как угадать направление уводя в дождливую погоду практически невозможно.

Колея зимой

С колейностью в условиях ледяной или заснеженной дороги сможет справиться даже начинающий водитель. Всего лишь необходимо придерживаться простых правил:

Как выехать из колеи на дороге

Как поступить, если необходимо выбраться из колеи? Для выезда применяется техника раскачки:

  • снизьте скорость до 10-15 км/час. На большей скорости осуществить маневр правильно намного сложнее, к тому же возрастает риск раскрестить автомобиль поперек дорожного полотна (положение, когда колеса находятся в желобах колеи по диагонали);
  • направьте руль в сторону, противоположную к предполагаемому месту выезду из колеи, одновременно немного нажав на газ;
  • как только автомобиль немного заскочит на стенку желоба, отпустите газ и быстрым движением направьте автомобиль в сторону выезда;
  • полученный импульс позволит носовой части автомобиля выехать из колеи, после чего вам остается только выровнять машину.

В момент выезда не стоит перебарщивать с газом, так как из-за проскальзывания колеса потеряют сцепление с дорожным покрытием и свалятся опять в колею.

В качестве альтернативного варианта преодоления колейности можно использовать подкоп. Суть в том, чтобы лопатой зарезать ледяную кромку желоба, что позволит колесу получить зацеп, необходимый для выезда. Если вы чувствуете, что переборщили со скоростью и вас начинает разворачивать поперек дороги, отпустите педаль газа и выверните руль в сторону заноса. При этом важно поймать момент, когда авто практически выровняется, чтобы не спровоцировать импульсный занос в обратную сторону.

Традиционно, колейность представляет собой дефект дорожного покрытия – это такие протяжённые «вмятины» на асфальте. Для регионов с суровым зимним климатом характерна ещё и колейность, которая образуется из-за снега и льда. В Кемерове встречаются оба варианта.

Колейность асфальта

В 2016 году борьбу с традиционной колейностью на магистралях Кемерова решили усилить. В целом, за последние шесть лет в городе объём работ по устранению этого дефекта вырос на 50%. Как рассказали Сибдепо в комитете по работе со СМИ администрации г. Кемерово, в этом году дорожники «подлатали» колеи в четырёх районах города: Центральном, Ленинском, Заводском и Рудничном.

Центральный район

Ленинский район

Заводский район

Рудничный район

ул. Кирова (от просп. Советского до ул. Н. Островского («Подорожник»);

ул. Весенняя (от ул. Ноградской до лицея №62 (ул. Весенняя, 17);

пр-т Притомский;

перекресток просп. Советский – ул. Кирова;

ул. Дзержинского;

пр-т Ленина;

пр-т Кузнецкий – ул. Кирова;

пр-т Ленина на подходе к Центральному проезду;

остановочные карманы на Ленина;

развязка на Притомском;

перекресток пр-т Октябрьский – пр-т Ленинградский;

перекресток пр-т Ленина – пр-т Ленинградский;

пр-т Химиков (от бульв. Строителей до ул. Ворошилова)

перекресток пр-т Химиков – ул. Терешковой;

перекресток пр-т Химиков – б-р Строителей.

ул. Сибиряков-Гвардейцев (от ул. Соборной до ул. Тухачевского);

перекресток ул. Сибиряков-Гвардейцев – ул. Мичурина;

Западный проезд;

пр-т Кузнецкий.

ул. Суворова;

ул. Нахимова.

Отдельно стоял вопрос о колейности на Кузбасском мосту. Чтобы снизить аварийность на объекте, ещё в марте 2016 года было принято решение на нём скоростное ограничение – 40 км/ч. Сначала эта мера предполагалась временной, но потом стало известно, что снятие ограничения скорости пока что не планируется. Кстати, с середины сентября там вовсю работают камеры, которые высококачественные фотографии нарушителей. В результате за этот год на самом мосту сделали ямочный ремонт, а также дорожное полотно на подъезде к нему.

См. также

Отметим, что в 2017 году в Кемерове планируют устранить колейность только на следующих участках: на Логовом шоссе (на подходе к Шахтёров), проспекте Химиков от Тухачевского до Терешковой, улице 4-я Цветочная, улице Тельмана до Рекордной, въездной дороги в ж.р. Кедровка и улице Геологоразведка.

Снежная колейность

В связи с последними сюрпризами погоды, из-за которых в Кемерове то и дело пробки и ДТП, снежная колея на городских дорогах стремительно растёт. Уже сейчас при перестроении в другую полосу автомобили начинает «таскать» из стороны в сторону.

Чтобы не допустить образование колейности, дорожники проводят работы согласно нормативам. К ним относятся: посыпка дорог специальными технологическими материалами, которые препятствуют уплотнению снега и образованию снежно-ледяных отложений, сметание снега, а также скалывание уплотнённого снега и льда.

«Содержание улично-дорожной сети в Кемерове выполняется шестью дорожными предприятиями. Зимнее содержание осуществляется 226 единицами специализированной техники, в том числе ДМК (дорожный механизированный комплекс с навесным оборудованием: плужно-щеточное, пескоразбрасыватель, – прим. Сибдепо) – 46 единиц, автогрейдеры – 21 единица, снегопогрузчики лаповые и фронтальные – 39 единиц, шнекороторы – 9 единиц», – пояснили в пресс-службе мэрии.

См. также

Контроль за обеспечением качественной и своевременной уборки магистралей города дорожными предприятиями возложен на МБУ «Кемеровские автодороги». Специалисты учреждения должны круглосуточно объезжать город и отслеживать работу техники по навигационной системе. Те, кого не устраивает уборка дорог Кемерова, могут позвонить в круглосуточную диспетчерскую службу по телефону 67-00-00.

В отделении ГИБДД Кемерова Сибдепо рассказали, что только за последние три дня за несвоевременную уборку снега на городских дорогах к административной ответственности привлекли двух должностных лиц, а в отношении четырёх возбудили дела об административных правонарушениях.

Несмотря на то, что дорога после очистки снега может показаться безопасной, сотрудники ГИБДД советуют автомобилистам включить «зимний» стиль вождения. Прежде всего, нужно выезжать в путь с достаточным запасом времени, двигаться с максимально низкой скоростью, а любые манёвры выполнять плавно, избегая резких движений.

Как говорят опытные автолюбители, от ДТП из-за колеи не застрахован никто. Однако при соблюдении элементарных правил при движении на дорогах можно значительно снизить риск участия в без того многочисленных ДТП.

См. также

Каждую зиму довольно часто приходится наблюдать печальную картину: прочно засевший в колее автомобилист безуспешно пытается выбраться из нее без посторонней помощи. И, к сожалению, нередко незадачливые водители вместо того, чтобы справиться с препятствием, садятся в колею все глубже и глубже, постепенно лишаясь шанса выбраться из нее вообще. Хорошо, если поблизости оказываются люди, к которым можно обратиться за помощью, но как быть, когда рядом никого нет?

Практически каждый водитель будет пытаться выбраться из снежного плена беспрерывно газуя. В некоторых случаях, конечно, такие действия могут увенчаться успехом. В местах, из которых удается выбраться «естественным ходом», снег обычно хорошо укатан и достаточно тверд, а колея, если машина застряла в ней, не очень глубокая и достаточно широка для того, чтобы можно было хоть как-то двигаться. Но, по закону подлости, застреваешь обычно там, откуда выбраться намного сложнее.

У некоторых водителей после осознания своего бедственного положения срабатывает безусловный рефлекс, повинуясь которому они начинают крутить руль в разные стороны, надеясь на благополучный исход. Но тем самым они лишь усугубляют положение, углубляя колею еще больше. Чтобы успешно выбраться из плена, колеса должны стоять прямо. Газовать сильно тоже нет смысла, т.к. если с первой попытки машина препятствие не преодолела, колеса будут просто пробуксовывать на месте, способствуя ухудшению и без того не радостного положения. В такой ситуации правильнее начать медленно раскачивать автомобиль, плавно двигаясь то вперед, то назад. Таким образом, постепенно будет увеличен разгон машины и в какой-то момент водитель сможет отпраздновать победу, вырвавшись на свободу.

Но бывает, что и эти действия не приводят к ожидаемому результату. Вообще, на случай такого форс-мажора желательно иметь при себе небольшой запас песка или гранитной крошки, которую можно, в случае необходимости, подложить под колеса. Конечно, можно попытаться увеличить колею с помощью лопаты, но при продолжительных морозах она может обледенеть до такой степени, что без лома будет не обойтись. Именно в таких случаях под колеса можно насыпать немного гранитной крошки. Сцепление шин с дорогой улучшится и шансы продолжить путь существенно возрастут.

Продвинутые водители имеют возможность избежать необходимости возить с собой песок. На прилавках автомагазинов можно отыскать специальные пластины, препятствующие скольжению, предназначенные для преодоления снежных и ледяных препятствий. В случае необходимости, их просто подкладывают под колеса и плавно трогаются с места. Как правило, эти пластины помогают справиться с возникающими зимой сложностями лучше всего.

Впрочем, может так случиться, что вам повезет и в снегу увязнуть не доведется. Но наверняка в дороге вы не раз столкнетесь с менее удачливыми водителями, некоторые из которых могут быть не очень опытны, а для иных эта зима может оказаться вообще первой. Поэтому не проходите мимо чужой беды, радуясь своему счастью, и, если есть возможность, всегда оказывайте помощь тем, кто в ней нуждается.

Движение по ледяной колее – серьезное испытание даже для опытного водителя, что уж говорить о новичках. Тем не менее, боятся колеи на зимней дороге не стоит.

Чем опасно движение по ледяной колее

Расстояние между пятнами контакта колес на одной оси автомобиля (автомобильная колея) – величина постоянная. Ширина же дорожной зимней колеи постоянно меняется, то сужаясь, то расширяясь.

Время от времени одна пара колес (переднее и заднее) двигается по желобу колеи, а вторая пара – по гребню. С изменением ширины дорожной колеи изменяется сила и характер реакции дороги на каждое отдельно взятое колесо.

В результате автомобиль начинает рыскать по колее, а со стороны это выглядит так, будто водитель быстро и резко крутит рулевым колесом вправо-влево.

При неблагоприятном стечении обстоятельств такое курсовое раскачивание машины может закончиться выносом автомобиля на обочину или того хуже — встречную полосу, а в некоторых случаях оно приводит к опрокидыванию машины.

Скоростной режим

Если вы не являетесь разрядником по автоспорту или профессиональным раллистом, сбавьте скорость движения сразу же после въезда в колею на зимней дороге.

Снижайте скорость до тех пор, пока раскачивание автомобиля не станет минимальным и он не обретет устойчивость на дороге.

Работа рулем

При езде в ледяной колее используйте уступающее руление. Что это значит?

Разрешите машине незначительно смещаться вправо-влево относительно оси колеи, слегка и удерживая контроль над автомобилем.

Не держите руки в напряжении, хват руля должен быть мягким.

Избегайте резких поворотов рулевого колеса. Движения руля должны быть плавными и просчитанными.

Что делать при заносе

Характер действий водителя в случае заноса при движении в колее, аналогичен мерам, предпринимаемым при .

Двигаясь в заднеприводном автомобиле, сбавьте скорость, отпустив педаль акселератора, и поверните руль в сторону заноса.

Для переднеприводного автомобиля необходимо тоже повернуть рулевое колесо в сторону заноса и, вместо снижения скорости, плавно добавьте «газу».

При начавшемся заносе, независимо от типа привода, не пользуйтесь педалями сцепления и тормоза, сосредоточившись только на педали акселератора.

Выезд из колеи

Сбавив скорость до минимальной, дождитесь участка дороги с максимальной шириной колеи.

Кратковременно повернув рулевое колесо в сторону, противоположную от направления выезда, мягко выверните руль обратно, а затем поверните его в сторону выезда из колеи.

При правильно выполненном маневре сначала передние, а затем и задние, колеса заедут на гребень колеи, преодолеют его и автомобиль благополучно продолжит движение по ровной поверхности проезжей части.

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков