Вышел ли закон о зимней резине. Есть ли штраф за летнюю резину зимой

Вышел ли закон о зимней резине. Есть ли штраф за летнюю резину зимой

Давайте попытаемся выяснить, есть ли сегодня штраф за летнюю резину зимой и какой он! В Российской Федерации существует по меньшей мере 2 нормативно-правовых акта, регулирующих напрямую безопасность дорожного движения: ПДД и и ФЗ "О безопасности дорожного движения". Они постоянно дорабатываются, и сегодня настолько хорошо проработаны что ими регулируется обязательное наличие знака "Шипы" на машине , штрафы за превышение скорости по градации значений превышения и многое другое.

Но как насчёт привлечения водителя автомобиля к ответственности за использование зимой летних шин путём штрафа или даже лишения права управления, ну или хотя бы вынесения предупреждения? Есть ли сегодня какое-либо наказание за это? Ведь, как мы знаем, это опасно не только для самих пользователей таких покрышек, но и для окружающих автомобилистов!

Ответ на данный вопрос на сегодняшний день, 13 Декабря 2017, однозначен: штрафа за использование летней резины на авто в зимний период не предусмотрено, равно как не предусмотрено ни лишения права управления за это, ни предупреждения, ни иных форм наказаний. Однако, хотя также не существует и обязанности "обувать" зимнюю резину зимой с какими бы то ни было чётко регламентированными датами в указанных выше основных документах, относящихся к дорожному движению: ни в ПДД, ни в законе "О БДД", всё же есть действующий на данный момент в нашей стране нормативно-правовой акт, где такая обязанность прописана. Данный НПА носит название "Решение о принятии технического регламента таможенного союза "О безопасности колёсных транспортных средств" или просто "Техрегламент таможенного союза" в обиходе, в пункте 5.5 которого и прописан запрет использования летней резины зимой и, соответственно, зимней (шипованной) резины летом:

5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами , удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колёсах транспортного средства.
Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств - членов Таможенного союза.

Как видим, в период с декабря по февраль на автомобиле в нашей стране должны быть установлены зимние шины и, кроме того, различные регионы России могут изменять этот срок, но только в сторону увеличения. А пункт 5.6.3, на который ссылается вышецитируемый пункт, дополнительно запрещает нам использовать зимние шины, если высота их протектора составляет менее 4 миллиметров.

5.6.3. Остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также маркированных знаками "М+S", "M&S", "M S" (при отсутствии индикаторов износа) во время эксплуатации на указанном покрытии - не более 4,0 мм;

Но почему мы сначала пишем об отсутствии штрафа за летнюю резину зимой, а потом пишем про обязанность "переобувки"? Всё очень просто: обязанность и ответственность - разные вещи - обязанность в нашем случае продиктована Техническим регламентом, а ответственность - КоАПом. И при наличии обязанности с декабря месяца переобуваться на зимнюю резину ответственности за неисполнение такой обязанности всё же нет.

Тем не менее, бывали случаи придирания инспекторов ДПС за летние покрышки в сезон снежной погоды - в этом есть большой смысл, ведь сотрудник полиции обязан обеспечить безопасность доступными и регламентированными для него способами. Тем не менее, инспектору попросту будет не на что сослаться, и его замечание в отношении использования летней резины зимой может иметь исключительно рекомендательный характер (к которому, однако, следовало бы прислушаться со всей ответственностью и серьёзностью.

Некоторые водители до сих пор полагают, что аккуратно ездить по зимним дорогам на летней резине вполне безопасно, ведь дорожные службы в городе постоянно следят за состоянием дорожного покрытия. Однако это, конечно, не верно, что подтверждается резким повышением аварийности на дорогах при первом же гололеде. Поэтому с 1-го января текущего 2016 года уже можно получить штраф за летнюю резину зимой в размере 500 р. Об этом водителей предупреждает ГИБДД России.

Правда, с законодательной точки зрения здесь проблемные места. Госавтоинспекция ссылается на ст. 12.5 часть 1 КоАП. В ней говорится, что штраф действительно предусматривается за управление ТС, которое в соответствии с положениями о допуске автомобилей к эксплуатации использоваться на дорогах не может. И поправки в эти положения действительно действуют с 1 января, но в изменениях не говорится ничего о необходимости эксплуатировать автомобиль только на резине, соответствующей текущему сезону. Поправки касаются лишь достаточной глубины протектора, а также объясняют понятие «зимняя резина». Что приготовили водителям новые поправки Содержание этих поправок таково, что инспектор теперь может не только вынести наказание за летнюю резину зимой, оштрафовав водителя на 500 р, но и за зимнюю, уже очень изношенную, с остаточной глубиной протектора 4 и менее мм. Напомним, что для летней данный параметр соответствует 1,6 мм. Однако штраф за летнюю резину и «лысые» покрышки водителю грозит не всегда.

Инспектор по своему усмотрению может ограничиться лишь предупреждением, не составляя протокола. С 1 января 2016 г. в силу вступил другой документ - техрегламент «О безопасности колёсных ТС» Таможенного союза, в котором уже оговаривается, что весь зимний период, т. е. с декабря по март, все ТС должны эксплуатироваться только на зимней резине. Летом, соответственно, на шипованных покрышках ездить также запрещается. Документ предусматривает возможность изменять срок эксплуатации зимней резины в сторону увеличения решением местных властей. Однако «Основные положения по допуску ТС к эксплуатации» пока не имеют пункта, вводящего запрет летней резины зимой. Соответственно, и штраф в России за это нарушение взимать пока все-таки незаконно. Впрочем, свою позицию представители ГИБДД разъяснили. С нового года штрафовать водителей будут только за езду на «лысой» резине, причём неважно, летней или зимней. А вот за сезонностью колёс автоинспекторы будут внимательно следить и, видимо, пока лишь предупреждать водителей о недопустимости передвижения зимой на летних покрышках. Противоречия законов вносят неясность…


  • Напомним, какие покрышки по закону нельзя эксплуатировать. Минимальная глубина протектора покрышек должна составлять: 0,8 мм для мототранспорта;
  • 1 мм для грузовых ТС до 12 т и прицепов к ним;
  • 1,6 мм - легковым а/м и грузовым массой до 3,5 т; 2 мм для автобусов;
  • 4 мм для всей зимней резины.

Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация - при езде зимой на летних шинах с протектором, глубина которого укладывается в положенные нормы, инспектор лишь подтвердит данный факт, формально не имея оснований выписать штраф. Это значит, что водители фур, создающие на скользкой дороге многокилометровые заторы, не понесут ровным счётом никакой ответственности, но автомобилиста, которого лишь слегка занесло на зимней резине с глубиной протектора, чуть не дотягивающей до положенного значения, оштрафуют. Причины несостыковок законодательства Так получилось из-за того, что законодатели не рассмотрели поправки в КоАП, которые бы регламентировали ответственность за нарушения нового техрегламента. В этом случае проблема фур, буксующих на скользких подъёмах, могла бы исчезнуть. Однако пока законодательная база не позволяет решить данный вопрос. Да и по большому счёту непонятно, что делать с этими фурами, ведь комплект зимней резины для них очень дорог и может обойтись владельцам в цену новой «легковушки». Впрочем, несостыковки вскоре могут быть разрешены, причём не так давно обсуждались инициативы, езда зимой на летней резине в соответствии с которыми наказывалась бы весьма крупными штрафами. Вначале предлагалось назначить сумму штрафа в 5000 р., потом – в 2000 р. Однако в 2016 г. оштрафовать водителя могут пока лишь на 500 р., и то если последний не будет отстаивать права. Тем не менее помните, что летняя, тем более «лысая» резина зимой превращает автомобиль фактически в неуправляемый снаряд, который на дороге чрезвычайно опасен.

Фактически, если у вас отсутствует совесть и инстинкт самосохранения, вы можете даже в гололед кататься на летних шинах, и ни один сотрудник ГИБДД не вправе выписать вам штраф.

А как насчет ДТП? Повлияет ли установка «неправильных» шин на степень вины при разборе? Мы обратились к судебной практике.

Начнем с простых вопросов. Например: «Я ехала зимой на летней резине, врезалась в другую машину, являюсь виновником ДТП. Положена ли мне страховка?».

Если есть только ОСАГО, то нет – этот полис защищает исключительно вашу ответственность перед теми, чье имущество вы попортили в результате аварии. Если есть каско, то выплата положена. В обоих случаях не имеет значения, какого типа резина была установлена на автомобиле.

Иногда страховые компании, впрочем, пытаются избежать выплат со ссылкой на то, что машина была «обута не по сезону», но это неправомерно. Если только в договоре страхования каско прямым текстом не прописана обязанность клиента «надевать» зимнюю резину, скажем, на период с 1 ноября до 1 апреля. ОСАГО это не касается, там правила страхования едины для всех, ибо они регулируются соответствующим Законом об ОСАГО.

Рассмотрим другую ситуацию: «Попал в ДТП. По протоколу я не виноват, но на моем автомобиле установлена зимняя резина (не по сезону). Может ли это повлиять на сумму страхового возмещения по ОСАГО?».

В данном случае на «неправильных шинах» ехал как раз потерпевший. Его вина в ДТП не установлена. Следовательно, на сумму страхового возмещения шины никак не повлияют.

Впрочем, в судебной практике, тем не менее, нашелся случай, когда вину водителя, не «переобувшегося» на зиму, признал мировой судья. Дело было на обледеневшей трассе. Грузовик не смог вскарабкаться в гору, его снесло назад, где остановился другой автомобиль. Причиной аварии стало, как следует из судебного решения, несоответствие грузового автомобиля Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств.

Этот регламент, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 года, уже утратил силу. Но он действовал на момент аварии и в нем содержались «нормативы эффективности торможения транспортного средства при помощи рабочей тормозной системы в дорожных условиях». Вышестоящий суд пересмотрел этот решение, убрал ссылки на регламент, однако вину водителя грузовика подтвердил. Да и как иначе, ведь именно он, двигаясь назад, задел стоящую машину. В итоге наказание было оформлено по статье 12.14 КоАП «Нарушение правил маневрирования».

Если вы, не дай бог, попали в ДТП, «неправильная» резина не может быть признана ни причиной аварии, ни отягчающим обстоятельством правонарушения. Виновного установят по другим признакам. При этом на страховые выплаты тип резины не может повлиять ни при каких условиях.

Тем не менее мы не советует вам злоупотреблять несовершенством законодательства. Ведь есть еще законы физики, которые с годами не меняются и в судах не оспариваются.

С приближением зимы автомобилисты начинают беспокоиться о смене резины. Каждый день, выезжая на дорогу, водители задаются вопросом: не пора ли?

В необходимости использования сезонных покрышек сегодня никого не приходится убеждать. Любой водитель прекрасно понимает: соответствие шин сезону и погоде - залог сохранности не только целостности его четырёхколёсного друга, но жизни и здоровья и самого водителя, и его пассажиров, а также других участников дорожного движения. Главная проблема, которая беспокоит водителей: когда? Погода в последние годы очень переменчива, и за первыми заморозками и снегом, который может выпасть в сентябре, наступают тёплые и погожие дни, которые внезапно, в любой момент, могут смениться морозами и гололёдом. Поменяешь резину слишком рано - рискуешь месяц-полтора ездить на машине, «обутой» не по сезону. Чуть замешкаешься - и в один прекрасный день просто не сможешь выехать из гаража.

Что же делать?

Что говорит закон?

Один мудрый человек сказал: «Не знаешь, как поступить, поступай по закону. Давайте посмотрим, что по поводу сроков смены резины говорит российское законодательство.

Естественно, в России никак не могут быть установлены единые даты сезонной смены шин. Ведь в один и тот же день и час в одном регионе может быть мороз со снегом, а в другом - солнечная, почти летняя погода. Но кое-что в российском законодательстве, всё-таки, предусмотрено.

Основной нормативный документ, который касается технических особенностей эксплуатации транспортных средств, называется Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Приложение 8 (пункт 5.5) техрегламента запрещает эксплуатацию как транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (с июня по август), так и транспортных средств, не укомплектованных специальными зимними шинами, в зимний период (с декабря по февраль).

Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств - членов Таможенного союза.

То есть, закон регламентирует лишь те периоды, в которые водители обязаны использовать исключительно летнюю или исключительно зимнюю резину. Что касается межсезонья, то тут всё отдаётся на откуп здравому смыслу и ответственности самих водителей.

А что на счёт штрафов?

Как видим, зимняя резину в ноябре ничуть не противоречит нашему законодательству, поэтому в течение этого месяца даже речи идти не может о каких-либо штрафных санкциях.

Но давайте посмотрим, что может грозить водителю за отсутствие специальной резины в зимний период.

В последнее время интернет пестрит сообщениями о том, что за использование зимой летней резины скоро будут введены штрафы. Разные источники называют разные суммы, от 2-х до 5-ти тысяч рублей. Между тем, действующий на сегодняшний день Кодекс РФ об административных правонарушениях, а точнее, его глава № 12. Содержащая перечень правонарушений, связанных с управлением транспортными средствами, никаких санкций за резину, используемую не по сезону, не предусматривает (что не означает, что штрафы не могут быть введены в любой момент).

Единственное, за что водитель может поплатиться, это «лысые» покрышки. Штраф в 500 рублей может быть наложен на водителя, который использует зимнюю резину, протектор которой в самом тонком мете имеет толщину менее 4 мм. Причём, даже этот штраф может быть наложен лишь в том случае, если автомобиль использовался на заснеженных или обледенелых дорожных покрытиях.

Но отсутствие штрафов - это не повод откладывать смену резины до последнего. Позаботьтесь заранее о безопасности себя и окружающих!



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков