Если не разборный акб как проверить электролит. Уровень электролита в аккумуляторе — проверяй, чтобы избежать проблем

Если не разборный акб как проверить электролит. Уровень электролита в аккумуляторе — проверяй, чтобы избежать проблем

От состояния аккумулятора зависит, сможете вы завести мотор своего автомобиля, или нет. Прочитав статью, вы узнаете, что влияет на уровень электролита и научитесь определять и регулировать его. Вы узнаете, как уровень электролита влияет на состояние аккумулятора и почему падение уровня снижает не только емкость, но и ресурс аккумуляторной батареи.

Что влияет на уровень электролита


Для ответа на этот вопрос, необходимо понимать, что происходит внутри аккумулятора во время заряда и разряда. При подаче зарядного тока диоксид свинца на катоде (отрицательном контакте) отдает не только свободные электроны, но и молекулы кислорода, превращаясь в свинец. На аноде (положительном электроде) наоборот, свинец впитывает из электролита электроны и молекулы кислорода, превращаясь в диоксид свинца. В обоих процессах из электролита выделяется свободный водород и незначительное количество кислорода, которые уходят в атмосферу. Чем сильней зарядный или разрядный ток, тем больше водорода и кислорода уходит в атмосферу. Помимо этого сильный зарядный или разрядный ток приводит к закипанию электролита, в результате чего в атмосферу уходит не только чистый водород и кислород, но и водяной пар. Все это со временем приводит к падению уровня электролита. Этот процесс происходит в любом аккумуляторе.

Почему снижается уровень

Если уровень электролита падает настолько, что открывает свинцовые пластины, то ресурс аккумулятора резко снижается. Это вызвано тем, что в реакции окисления и восстановления вмешивается газообразный кислород из атмосферы. В результате баланс чистого свинца и его диоксида меняется, а вместе с ним падает емкость и рабочее напряжение аккумулятора. Добавление дистиллированной воды позволяет , но не может восстановить их состояние. Еще одна причина, по которой может падать уровень электролита - механическое повреждение корпуса. Даже небольшая трещина, которую очень сложно заметить невооруженным взглядом, может стать причиной потери электролита. При утечке в размере 1 капли в час, за месяц аккумулятор потеряет 30-50 миллилитров электролита. Примерно 0,5 литра в течение года, то есть почти весь электролит одной банки аккумулятора.


Как проверить и восстановить уровень электролита

Для проверки электролита вам понадобятся:

  • чистая тряпка, чтобы очистить его поверхность от грязи;
  • широкая (не менее 1 см) плоская отвертка, с помощью которой вы будете откручивать заливные пробки;
  • фонарик.


Откройте капот и осмотрите аккумулятор. На некоторых автомобилях для проверки и доливки электролита приходится снимать аккумулятор. Если ничто не мешает выкручивать пробки и пользоваться фонариком, то тряпкой очистите аккумулятор от пыли, грязи и капелек жидкости. Его поверхность должна быть сухой и чистой. Если заливные пробки закрыты пластиковой накладкой, то снимите ее. Затем выкрутите все пробки и уберите их в сторону. Уровень электролита должен быть на 1,5-2 см ниже поверхности аккумулятора. Для более точной проверки уровня необходима стеклянная или пластиковая палочка. Вставьте ее в заливное отверстие и доведите до верхнего края пластин. Уровень электролита должен превышать пластины на 1,5-2 см. Если уровень ниже и, вы не видите электролит, посветите в заливное отверстие фонариком. Если видны пластины, значит, ресурс аккумулятора уже пострадал. Если восстановить уровень и плотность электролита, то он будет давать нормальный ток, но емкость снизится.


Если уровень электролита меньше, чем должен быть, проверьте его с помощью ареометра, который можно купить в любом автомагазине. Если плотность электролита разряженного аккумулятора ниже 1,2 г/см³, а полностью заряженного ниже 1,29 г/см³, проблема в корпусе аккумулятора. Испарение кислорода и водорода уменьшает объем, но повышает плотность электролита выше стандартной. Утечка не только снижает объем, но и . Аккумулятор, который теряет электролит чинить бесполезно, в большинстве случаев трещина незаметна. Иначе вокруг аккумулятора было бы мокрое пятно.

Убедившись, что проблема не в утечке электролита, приступайте в восстановлению его уровня. Для этого используйте только дистиллированную воду. Желательно наливать ее с помощью лейки. Это позволит избежать разлива воды по поверхности аккумулятора и попадания в банки различных загрязняющих веществ, которые станут участниками химических реакций. Заливайте воду тонкой струйкой, это позволит избежать превышения уровня. Подняв уровень электролита, прочистите отверстие (сапун) пробки и вкрутите ее в аккумулятор. Так поступите с каждой банкой аккумулятора.

Снова приветствую вас друзья на моем блоге, посвященном атрибуту настоящего мужчины – автомобилю. Лето давно покинуло наши края, на носу зима! А это означает, что самое время каждому автолюбителю к ней готовится. Если вдруг, это будет ваша первая стужа за баранкой, хочу вас уверить, что к ней нужно припасти не только зимнее шины. Отопительная система само-собой, но самое главное, чтоб электрика работала стабильно, а это уже зависит от источника питания. В теплое время года уровень электролита в автомобильном аккумуляторе то и дело снижается. Поэтому если вы проигнорировали процедуру доливки тогда, самое время к ней приступить сейчас! Так давайте сегодня, и обсудим практически единственный процесс обслуживания авто батареи, а с ней и все сопутствующие нюансы!

Источник энергии аккумулятора – электролит

Новички в автомобильной сфере часто приходят в недоумение, они знаю, что жидкость в батареи – это опасная для человека кислота. «Но ведь заливается в нее обычная дистиллированная вода, как так происходит» – спрашивают они? Все очень просто друзья, если вы входите в эту группу любознателей, я поясню. Дело вот в чем, рассуждай так, от глаз ускользает один нюанс, при покупке источника питание – в нем уже есть жидкость, то бишь электролит. Состоит он всего из двух компонентов:

  1. Серная кислота;
  2. Дистиллированная вода.

По сути свойства у дистиллированной воды такие же, как и у обычной, да она состоит исключительно из водорода и кислорода, но все также испаряется. Из этого следует, что заводской микс из описанных компонентов со временем теряет одного из них (Н 2 О ведь испаряется), поэтому его приходится восполнять уже нам с вами.

На заметку! За отсутствие в своем составе не только органических веществ, но и неорганических, дистиллированную воду в народе прозвали – мертвой…

Плотность электролита в аккумуляторе автомобиля должна находиться в диапазоне от 1.07 до 1.30 г/см3 при температуре +15 градусов. В обратном случае качество выдаваемой энергии от батареи заметно снизится, проработает такой агрегат недолго! Если вы вовремя установили неисправность быть может еще возможен, обо всем этом я с вами уже говорил в прошлых публикациях.

Доливка – что, к чему


Так вот, это только кажется, что просто подлил водички и дело сделано, но тут без определенных знаний не обойтись, конечно если есть желание сделать все по фен Шую. Какой должен быть точный уровень жидкости внутри аккумулятора знает не каждый автолюбитель, а это ведь играет ключевую роль в долговечности агрегата. Мы привыкли лить на глаз, в таком случае могут быть проблемы:

  • Ниже уровня – высыхание внутренних пластин, которое приводит к существенной потери мощности батареи, а со временем и вовсе к ее поломке.
  • Выше – испорченный кислотой корпус и соответственно быстрая саморазрядка аккумулятора, в худшем случае «накроется» регулятор напряжения.

Запомнить, какой должен быть уровень, некоторым оказывается вовсе не просто. Да господи, товарищи, этого делать и ненужно! Каждый современный аккумулятор имеет соответствующие метки. Просто будьте внимательны и самое главное вовремя определите надобность доливки, то есть – следите за индикатором.

3 основных способа определения уровня электролита


Ваш покорный слуга насчитал целых три простых метода, которые помогут установить фактический уровень электролита в автомобильном аккумуляторе, обсудим их.

Способ №1

Магический глаз – глазок, присутствует практически на всех современных АКБ, причем как отечественных (Исток, Титан, Зверь), так и буржуйских типа Multu. Зачастую определить цвет является не такой уж простой затее, чтобы у вас все вышло, просто легонько постучите по «глазу» и вы, увидите оттенок намного четче благодаря появившимся пузырькам.

Способ №2

Встроенная шкала – присутствует далеко не на всех батареях, но на некоторых моделях тех же Мутлу или Акома, встретить такой атрибут можно. Как пользоваться думаю рассказывать не нужно, все как на обычной канистре.

Способ №3

Креативный – если ни один вышеописанный метод вам не подходит, тогда есть еще один довольно хитрый способ. Чтобы с его помощью установить уровень, вам потребуется стеклянная трубочка небольшой высоты. Опустив одну ее сторону в любую банку (до конца!), другую закрываем пальцем и извлекаем из батареи. Если в трубочке высота жидкости составляет 10-15 мм, все в порядке, доливка не требуется!

Как правильно повысить плотность электролита


Вот такой аккумулятор как на фото, был, когда-то и у меня такой, марки Titan или Тюмень и не вспомнить уже. Так вот, с помощью ареометра я установил, что плотность жидкости в некоторых банках низкая. Разумеется, решил выровнять это значение, Первое, что узнал – нужно проверять плотность электролита в каждой банке и неважно зима за окном или лето. Оптимальным значением считается 1.25-1.29 г/см3, а разница показателей во всех банках не должна разница более чем в 0.1%.

Вооружившись спринцовкой из каждой емкости, я выкачал раствор, измерил объем и добавил аналогичное количество свежего электролита. Далее, по стандарту хорошенько прокачал АКБ для лучшего смешивания нового со старым раствором. В моем случае, показатели плотности выровнялись, если же у вас не так, повторяйте все снова, до тех пор, пока не установится оптимальное значение.

Обратите внимание: если плотность упала намного ниже критических 1.18 г/см3, электролит следует заменить кислотой высокой плотности, процедуру проводить по той же схеме.

Подробно как повысить плотность электролита в автомобильном аккумуляторе рассказывается в видео под статьей, из него вы узнаете, как правильно выполнить процедуру. Скажу одно, понадобится зарядка! Оптимальный вариант – , сегодня их можно купить весьма недорого. У меня же на этом все, стабильного вам заряда батареи зимой и летом, под нагрузкой и без нее! До скорого!

Аккумулятор – жизненно важный элемент любого современного автомобиля. Без аккумуляторной батареи не одно механическое транспортное средство, работающее за счет двигателя внутреннего сгорания, не сможет полноценно функционировать. Именно поэтому АКБ уделяется особое внимание при осмотре и диагностике ТС на предмет неисправностей.

Сегодня Авто-Гурман.ру решил рассказать вам о таком важном параметре как уровень электролита в аккумуляторе и познакомить вас с ним поближе. Ниже мы поговорим о том, каким должен быть уровень данного вещества, как его проверить и доливать. Также приведем возможные причины выплескивания электролита из аккумулятора. Но для начала познакомимся с терминологией.

Электролит: основное понятие

Электролиты являются жидкообразными или твердыми веществами, в которых в определенном количестве присутствуют ионы. Ионы способны самостоятельно перемещаться и проводить электричество. Если говорить более простым и понятным языком, электролиты – это соли, способные проводить электрический ток благодаря тому, что в их составе находятся ионы, которые, в свою очередь, образуются в процессе электролитической диссоциации.

Уровень электролита

Уровень электролита не постоянен и в процессе эксплуатации он постепенно падает, независимо от того дорогой или дешевый . Скорость снижения уровня зависит от реле-регулятора. Если он работает неисправно, то вода быстро выкипает, а если все в норме, то это происходит намного медленнее. Например, если реле неисправен, то при увеличении напряжения на клеммах АКБ свыше 14,5 В электролит способен выкипать всего за пару дней, что приводит к быстрому износу аккумулятора и его полной замене. Определить повышенное напряжение на клеммы можно как по нагреву самой АКБ, так и по брызгам от закипающего электролита. Также при высоком напряжении из заливных отверстий будет выходить воздух, причем обильно.

Определить уровень электролита в аккумуляторе можно, отвернув пробки заливных отверстий и заглянув внутрь. В месте соприкосновения электролита с юбкой, которая идет от самих отверстий вниз и находится в каждой банке, должен быть виден мениск.

В процессе зарядки АКБ уровень электролита увеличивается. Такая реакция является результатом температурного расширения. Также причиной становятся маленькие пузыри из воздуха и водорода, скапливающиеся около пластин. Именно по это причине, после зарядки, для проверки уровня электролита аккумулятору дают полностью остыть, чтобы получить точные данные.

Повышенный уровень электролита приведет к его вытеканию через отверстия в пробках.

Проверка уровня электролита

Проверка уровня электролита требует определенной подготовки. Во-первых, как уже было сказано выше, если аккумулятор был только что отключен от зарядного устройства, то ему необходимо некоторое время постоять. Во-вторых, работы нужно проводить в целых резиновых перчатка. В-третьих, рядом должна стоять чистая вода, чтобы в случае попадания электролита на руки вы могли его оперативно смыть.

Теперь непосредственно сам процесс проверки.

Аккумуляторы в прозрачных корпусах проверяются их визуальным осмотром. С боку такой АКБ должны находиться две метки (min и max), показывающие допустимый минимальный и максимальный уровень электролита. Норма уровня – это когда электролит находится посередине между двумя метками.

Большинство аккумуляторов имеют не совсем прозрачный корпус, однако отметки на нем все же имеются. В данном случае для проверки надо открутить все пробки и посмотреть, чтобы электролит находился на расстоянии не меньше 1 см над поверхностью пластин, но при этом не превышал максимальной отметки.

То есть в обоих случаях уровень электролита в аккумуляторе проводится визуально, без использования специальных средств. Однако чтобы получить точные данные необходимо вооружиться стеклянной трубкой не менее 10 см в длину.

Данная трубка вставляется до упора к верхнему краю пластин в заливное отверстие АКБ. Как только она будет вставлена, ее отверстие на конце нужно закрыть пальцем. После этого трубка достается и линейкой измеряется длина оставшегося в ней электролита. Если уровень чуть больше 10 см, значит все в порядке. При показателях ниже 10 см электролит стоит долить.

Доливание электролита

Для работы вы можете воспользоваться готовым электролитом или приготовить его самостоятельно.

Для приготовления электролита понадобится дистиллированная вода (1 литр) и серная кислота (0,36 литра). Дистиллированную воду можно заменить отстоявшейся водой от талого снега или дождя (отстаивание должно осуществляться не в металлических емкостях). Водопроводная вода к использованию полностью запрещена.

Все ингредиенты вылейте в пластиковую емкость и тщательно все размешайте. После чего емкость закройте плотной крышкой и оставьте вещество на сутки. По истечению 20-24 часов электролит готов к использованию.

Чтобы залить электролит в аккумулятор нужно отвернуть пробку на заливном отверстии и надеть ее на штуцер вентиляционного отверстия. Надевайте ее поплотнее. После этого просто залейте дистиллированную воду по самую резьбу отверстия и закрутите пробку обратно. Зарядите АКБ.

По завершению зарядки следует произвести замеры плотности электролита в аккумуляторе. Для этих целей понадобится специальный прибор – ареометр. Но мы бы порекомендовали заехать в специализированный сервис, где бы вам сказали точные показатели. Ведь для каждого аккумулятора своя допустимая норма плотности. И доливается подготовленный электролит только в случае низких показателей.

Причины выплескивания электролита

Завершим мы данную статью описанием возможных причин выплескивания электролита из аккумулятора.

И так, причины могут быть следующими:

  • Превышение допустимого уровня электролита;
  • Повреждение корпуса АКБ;
  • Неисправность регулятора напряжения;
  • Сульфация аккумуляторных пластин (полный выход из строя АКБ).

Авто-Гурман.ру искренне надеется, что из данной статьи вы узнали все что хотели знать про уровень электролита в аккумуляторе. Не забывайте своевременно производить проверку АКБ и в случае чего держите всегда наготове .

Очень важно не только уметь хорошо управлять автомобилем, но и знать, из чего состоит машина, как за ней следить и правильно ее обслуживать. В этой статье рассмотрим актуальный вопрос для АКБ: каким должен быть уровень электролита в автомобильном аккумуляторе, и на что он влияет?

Электролит и его роль в аккумуляторе

Итак, начнем с определения, что же все-таки называется электролитом. Это попросту раствор серной кислоты и дистиллированной воды. Причем наличие каких-то посторонних примесей недопустимо, ведь тогда изменится его плотность, что самым негативным образом отразится на работе аккумуляторной батареи. Также очень важную роль играет и его уровень. Так, например, если он будет ниже нормы, произойдет высыхание внутренних пластинок и мощность снизится.

Не стоит думать, что выходом будет доливание жидкости сверх нормы, ведь в этом случае кислота разъест внешнюю часть агрегата. Кроме того, можно столкнуться и с такими проблемами, как быстрая саморазрядка батареи или выход из строя регулятора напряжения. В общем, залогом нормального функционирования вашего автомобиля служит надлежащий уровень электролита, поэтому периодически следует осматривать АКБ.


Как проверить уровень электролита в аккумуляторе?

Бытует мнение, что аккумуляторные батареи не нуждаются в техническом обслуживании, и, в принципе, так оно и есть, но учтите - речь идет о нормальных условиях эксплуатации. Любителям же путешествовать на своем «железном коне» или же жителям регионов, в которых царит очень жаркое лето, все-таки стоит контролировать вышеуказанный параметр. Ведь в состав электролита входит вода, а она, как известно, имеет свойство испаряться.

Кроме того, интенсивному выкипанию способствуют и неисправности реле-регулятора. О том, что пора проверить состояние аккумулятора, свидетельствуют следующие признаки:

  • из заливных отверстий сильно парит;
  • на корпусе АКБ можно увидеть капли электролита;
  • сам аккумулятор очень интенсивно нагревается.


Проверка уровня электролита в аккумуляторе осуществляется разными способами. Наиболее простой – визуальный контроль. Обычно корпус батареи, в котором находится жидкость, делают прозрачным, и на него наносятся отметки, указывающие максимальный и минимальный уровень. И, соответственно, количество электролита должно находиться в этих пределах.


Снижается уровень электролита за счет испарения воды или вытекания состава из-за повреждения корпуса. В первом случае можно самостоятельно поправить состояние АКБ.

Но иногда такая возможность отсутствует, тогда необходимо действовать примерно так. Берем прозрачную трубочку диаметром в 5 миллиметров и опускаем ее в резервуар до упора. Затем плотно зажимаем пальцем наружное отверстие трубки и вытаскиваем ее. В ней будет находиться измеряемая жидкость. Уровень электролита будет соответствовать высоте его столба в данной трубочке.

В АКБ низкий уровень электролита – что делать автовладельцу?

Итак, высота жидкости в трубке должна быть в пределах 10–15 миллиметров. Если ее больше нормы, тогда следует убрать лишнюю. Сделать это довольно просто, нужна всего лишь резиновая груша или шприц, которыми за считаные секунды можно выкачать излишки. Естественно, после этой операции еще раз осуществляем проверку. А вот если анализ показал низкий уровень электролита, что делать тогда?

Здравствуйте уважаемые автолюбители и читатели блога сайт.

Сегодня продолжу начатый рассказ о и продления его срока службы.

Что делать если уровень электролита ниже нормы?

В случае если уровень электролита, ниже нормы, но приблизительно, во всех секциях, одинаков – означает, что из электролита испарилась вода. Но доливать воду, торопиться не стоит. Необходимо убедиться в отсутствии следов подтекания, что бы избежать коррозии места крепления аккумулятора. Если все в порядке – долейте в аккумулятор дистиллированной воды. После доливки воды, не стоит волноваться о снижении плотности – плотность временно будет снижена в связи с тем, что вода и электролит еще не успели достаточно перемешаться. Полное смешивание произойдет в течении нескольких недель.

Если уровень электролита ниже нормы, и в секциях различен – это может быть связано с не герметичностью или с браком секции (утечка, в связи с браком в сепараторах).

Долив дистиллированной воды не сложен. Желательно это делать, используя аэрометр .

А вот доливка электролита требует некоторых знаний.

Во -первых доливать электролит нужно лишь в случае его утечки и ни как иначе. Доливать электролит нужно только той плотности, которая существует непосредственно в данной секции. Важно помнить, что температура доливаемого электролита, должна соответствовать доливаемому электролиту в данной секции. Никогда нельзя допускать «всплытия» пластин. Разумеется, пластины никуда не всплывают, это уменьшается уровень электролита. Это может привести к короткому замыканию между пластинами и как следствие – взрыв аккумулятора.

В аккумуляторах указывается уровень, до которого необходимо доливать электролит. Но если этой черты нет, то уровень электролита должен быть выше пластин на 15-20 мм .

После доведения уровня электролита до нормального, необходимо мягкой тряпкой протереть аккумулятор. А вообще доливать рекомендуется только дистиллированную воду!

Для долгой работы аккумулятора не забывайте следующие правила:

Включать стартер можно не более чем на 3-5 секунд, а перерывы между включениями должны составлять не менее чем 10-15 секунд.

При остановленном не включайте много потребителей.

Помните, что в разряд аккумулятора более чем на 25% от ее емкости может привести к невозможности запуска двигателя (зимой сопротивление холодного двигателя увеличивается в три раза), или к замерзанию электролита. При разрядке аккумулятора снижается плотность электролита. В результате он может замерзнуть. Чем больше разряжен аккумулятор, те при более высокой температуре замерзает электролит. Например при плотности электролита в 1,11 г/см3 он замерзнет при температуре -7 °С, а при плотности 1,27 г/см3 лишь при -58 °С.

Если у вашего аккумулятора замерз электролит – то восстановить работу аккумулятора возможно. Разумеется, все зависит от степени замерзания электролита. Если аккумулятор не замерз полностью и не деформировался – его можно восстановить. Для этого лед необходимо растопить при комнатной температуре, после чего произвести зарядку аккумулятора.

Факторы влияющие на срок службы аккумулятора:

  • Интенсивность эксплуатации аккумулятора;
  • Исправность электрооборудования;
  • Регулярность проверки плотности и уровня электролита;
  • Температура, при которой эксплуатируется аккумулятор;

При эксплуатации аккумулятора необходимо соблюдать правила техники безопасности:

1.Нельзя замыкать выводные борны.

2.Ни в коем случае не герметизируйте аккумулятора, так же нельзя допускать засорения газоотводов.

3. Аккумулятор нельзя перегревать. +55 – это максимальная температура для его работы.

4. Нельзя допускать самоотвинчивания пробок и крепления аккумулятора.

5. Не подвергайте аккумулятор механическим воздействиям.

6. Не снимайте клеммы при работающем двигателе.

7. Не используйте вблизи аккумулятора открытый огонь.

Помните, что срок хранения аккумулятора без подзарядки зависит от его типа.

Типы аккумуляторов

1. Малосурьмяные (Sb/Sb) – от 3 – 5 месяцев

2. Гибридные (Ca/Sb) – от 5 – 8 месяцев

3. Кальциевые (Ca/Ca) – от 8 – 12 месяцев

Соблюдайте приведенные в статье не сложные рекомендации, и ваш аккумулятор будет служить вам надежно и долго.

До новых встреч!



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков