Выписка путевых листов. Нормативные документы по оформлению путевых листов

Выписка путевых листов. Нормативные документы по оформлению путевых листов

Российский бухгалтер, N 5, 2014 год
Артем Пфеффер,
эксперт журнала

В данном материале мы поговорим о нюансах заполнения путевых листов.

Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) были внесены изменения в целый ряд действующих нормативных правовых актов нашей страны, в частности в:

- Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ;

- Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ;

- ;

- Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

На момент принятия Закона N 69-ФЗ услуги легкового такси в нашей стране страдали многочисленными изъянами:

- предоставлялись на изношенных и небезопасных автомобилях;

- зачастую оказывались неопытными водители, не имеющими соответствующего стажа;

- таксистами не уплачивались налоги;

- идентифицировать такси в массе других машин было сложно;

- значительно разнилась цена услуг;

- так далее.

Принятие Закона N 69-ФЗ было направлено на избежание всех негативных моментов, связанных с оказанием услуг легкового такси.

Но и в сам Закон N 69-ФЗ были внесены изменения Федеральным законом от 23 апреля 2012 года N 34-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации" , вступившие в силу с 1 января 2013 года.

Итак, согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 69-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Такое разрешение выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.

В заявлении, подписанном в порядке, определенном пунктом 1.1 статьи 9 Закона N 69-ФЗ , должны быть указаны:

- полное и (в случае если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес места его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;

- фамилия, имя и (в случае если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его регистрации по месту жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

- идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе.

К заявлению должны быть приложены следующие документы, перечисленные в пункте 1.2 статьи 9 Закона N 69-ФЗ , которые также могут быть представлены в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе:

- копия документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя);

- копии свидетельств о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, заверенные заявителем;

- копия договора лизинга или договора аренды транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга или договора аренды), заверенная заявителем, либо копия нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, которое предполагается использовать индивидуальным предпринимателем для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством).

Обратите внимание!

Перечни сведений и документов, указанные в пунктах 1.1 и 1.2 статьи 9 Закона N 69-ФЗ , являются исчерпывающими и расширению не подлежат (пункт 1.3 статьи 9 Закона N 69-ФЗ).

Полученное разрешение дает перевозчику право на заключение договора фрахтования легкового такси только на территории того субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал такое разрешение. Осуществление перевозки по территориям иных субъектов допускается лишь в том случае, если пункт подачи легкового такси находится на территории субъекта, уполномоченный орган которого выдал разрешение, а пункт назначения находится за пределами территории данного субъекта.

Между тем, субъекты Российской Федерации могут заключать соглашения, на основании которых перевозчикам, имеющим соответствующие разрешения, выданные уполномоченным органом одного из таких субъектов, предоставляется право заключения договоров фрахтования легковых такси и на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших указанные соглашения (пункт 1.4 статьи 9 Закона N 69-ФЗ).

Напомним, что с 1 сентября 2011 года до 1 января 2013 года разрешения выдавались только при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности или на условиях лизинга транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. То есть оказание услуг такси на арендованных транспортных средствах не допускалось.

С 1 января 2013 года ситуация кардинально изменилась, поскольку разрешение выдается не только при наличии у заявителя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга транспортных средств, но и при наличии таковых на праве договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным Законом N 69-ФЗ и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 9 Закона N 169-ФЗ*).
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "Закона N 69". - Примечание изготовителя базы данных.


Обратите внимание!

В выдаче разрешения может быть отказано, причиной отказа является предоставление заявителем недостоверных сведений. Разрешение или уведомление о мотивированном отказе в выдаче разрешения должно быть выдано в срок, не превышающий 30 дней со дня подачи заявления, что следует из пункта 2.1 статьи 9 Закона N 69-ФЗ .

Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение (пункт 3 статьи 9 Закона N 69-ФЗ).

Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения (пункта 7 статьи 9 Закона N 69-ФЗ).

Реестр выданных разрешений подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа и обновлению в течение пяти дней со дня внесения в реестр соответствующих изменений (пункт 9 статьи 9 Закона N 69-ФЗ).

Немаловажно знать, что в отдельных установленных законом случаях действие разрешения может быть приостановлено или, хуже того, отозвано (аннулировано) (пункты 10 -15 статьи 9 Закона N 69-ФЗ).

Обратите внимание!

В целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам на основании пункта 16 статьи 9 Закона N 69-ФЗ легковое такси должно соответствовать таким требованиям:

- легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;

- легковое такси должно соответствовать единой цветовой гамме кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации. То есть если, например, законодательные органы какого-либо субъекта Российской Федерации официально примут решение, что все машины, выполняющие услуги такси, должны быть зеленого цвета, то так и должно будет быть. По нашему мнению, это неправильно, ведь подавляющее большинство таксистов работают на своих личных автомобилях, и ставить их работу под условие изменения цвета принадлежащих им автомобилей абсурдно;

- легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;

- легковое такси должно быть оборудовано таксометром, в случае если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси;

- водитель легкового такси должен иметь водительский стаж не менее трех лет;

- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны: обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси; проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию; обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.

В отношении оборудования легковых такси таксометрами в пункте 9 Приложения к письму ФНС Российской Федерации от 10 сентября 2012 года N АС-4-2/14961@ "О направлении разъяснений" сказано, что в соответствии с абзацем 7 пункта 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112 , под таксометром понимается оборудование, предназначенное для расчета стоимости перевозки пассажиров и багажа легковым такси исходя из установленных тарифов на единицу пробега и (или) единицу времени пользования транспортным средством.

Технические требования к электронным контрольно-кассовым машинам, встроенным в таксометры, для осуществления денежных расчетов с населением в сфере услуг на автомобильном транспорте утверждены решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (протокол N 9/25-95 от 27 декабря 1995 года).

В настоящее время в Государственный реестр контрольно-кассовой техники включена соответствующая вышеуказанным техническим требованиям контрольно-кассовая техника, которая может использоваться при предоставлении услуг перевозки пассажиров легковым такси.

Порядок осуществления контроля регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и предпринимателями требований, предусмотренных пунктами 1.4 и 16 статьи 9 Закона N 69-ФЗ , а также правилами перевозок пассажиров и багажа легковым такси, определяется законом субъекта Российской Федерации (пункт 18 статьи 9 Закона N 69-ФЗ).

Контроль за их соблюдением непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок согласно пункту 20 статьи 9 Закона N 69-ФЗ является истечение одного года со дня:

- выдачи юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю первого разрешения;

- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В пункте 21 статьи 9 Закона N 69-ФЗ также перечислены конкретные случаи проведения внеплановой проверки.

Обратите внимание!

В целях совершенствования организации транспортного обслуживания населения, оптимизации транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть законом субъекта Российской Федерации исходя из численности населения субъекта Российской Федерации, уровня обеспеченности населения услугами общественного транспорта и развития улично-дорожной сети может устанавливаться максимальное количество транспортных средств, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на территории субъекта Российской Федерации.

Данное положение Закона N 69-ФЗ вступит в силу с 1 января 2015 года. При этом максимальное количество легковых такси, устанавливаемое законом субъекта Российской Федерации, не может быть менее количества действующих по состоянию на 1 июля 2014 года разрешений.

В случае если количество поданных заявлений на выдачу разрешений будет превышать максимальное количество легковых такси, выдача разрешений будет осуществляться по результатам аукциона, проводимого в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Организация, проведение и подведение итогов аукциона осуществляются уполномоченным органом.

Завершая статью, еще раз отметим, что Законом N 69-ФЗ были внесены изменения в КоАП РФ , который был дополнен статьей 11.14.1 , вступавшей в силу с 1 января 2012 года, в силу которой предусмотрена административная ответственность за:

- отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112 ;

- невыдачу пассажиру кассового чека или квитанции, подтверждающей оплату пользования легковым такси;

- отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства.

была дополнена частью 2.1 , устанавливающей ответственность за перевозку пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Путевой лист легкового автомобиля

С необходимостью оформления путевых листов сталкиваются не только автотранспортные организации, но и иные организации, использующие автомобили для осуществления деятельности. В статье мы расскажем о путевом листе, которым оформляется работа легкового автомобиля, а также приведем пример его заполнения.

Напомним, что до 1 января 2013 года, согласно требованиям действующего на тот момент законодательства о бухгалтерском учете все проводимые организацией хозяйственные операции должны были оформляться оправдательными документами, причем в качестве таковых принимали первичные документы, составленные по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом.

С 1 января 2013 года действует Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).

Данный закон, как и его предшественник, не отменяет обязанности российских фирм по подтверждению фактов хозяйственной жизни организации первичными учетными документами. Причем Законом N 402-ФЗ предусмотрено, что первичные учетные документы составляются при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным, то непосредственно после его окончания.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, унифицированные формы первичной учетной документации с 1 января 2013 года могут применяться хозяйствующими субъектами по усмотрению, но как показывает практика, субъекты хозяйственной деятельности, на которых возложена обязанность ведения бухгалтерского учета, продолжают применять унифицированные формы "первички", предусмотрев это в приказах по учетной политике.

Унифицированный путевой лист мы и рассмотрим далее.

Формы первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте утверждены постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28 ноября 1997 года N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (далее - постановление N 78).

Всего названным постановлением утверждено 9 форм документов, среди которых и Путевой лист легкового автомобиля (форма N 3). Кроме непосредственно форм первичных документов, постановлением N 78 утверждены также указания по применению и заполнению форм .

Напомним читателям, что с середины 2008 года на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав). Устав, в частности, регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, который является частью транспортной системы Российской Федерации.

Согласно статье 2 Устава путевой лист является документом, служащим для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.

Обязанность по утверждению обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов возложена пунктом 1 статьи 6 Устава на Минтранс Российской Федерации. Приказом Минтранса Российской Федерации от 18 сентября 2008 года N 152 (далее - Приказ N 152) утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

В соответствии с пунктом 2 Приказа N 152 утвержденные обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов должны применять юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Иными словами, независимо от того, является ли ваша организация автотранспортным предприятием или осуществляет деятельность в других отраслях экономики, если она эксплуатирует легковой автомобиль, то в обязательном порядке следует соблюдать положения, установленные Приказом N 152 .

Итак, рассмотрим, какие реквизиты должен содержать путевой лист легкового автомобиля в соответствии с Приказом N 152 , а также порядок их заполнения:

1) Наименование и номер путевого листа.

При заполнении путевого листа для легкового автомобиля в наименовании следует указать "Путевой лист легкового автомобиля".

Номер путевого листа указывается в заголовочной части. Как правило, нумерация каждого вида первичных документов, в том числе и путевых листов легковых автомобилей, начинается каждый год заново и ведется в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации.

2) Сведения о сроке действия путевого листа.

Указанные сведения включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован. Если путевой лист оформляется более чем на один день, то следует указать даты начала и окончания срока действия путевого листа.

Оформляется путевой лист в соответствии с пунктом 10 Приказа N 152 на один день или срок, не превышающий одного месяца. Как вы, наверняка помните, ранее между сотрудниками налоговых органов и организациями возникало немало споров о периодичности составления путевых листов. Такие споры приходилось решать в судебном порядке. Теперь же причины для возникновения подобных споров отсутствуют, поскольку разрешено оформлять путевой лист на срок, не превышающий одного месяца.

3) Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства.

Если собственником (владельцем) легкового автомобиля является юридическое лицо, то в сведениях следует указать его наименование, организационно-правовую форму, местонахождение и номер телефона.

Если же собственником (владельцем) легкового автомобиля является индивидуальный предприниматель, то указываются его фамилия, имя, отчество, почтовый адрес и номер телефона.

4) Сведения о транспортном средстве.

Здесь следует указать:

- тип транспортного средства, в нашем случае это легковой автомобиль;

- модель автомобиля;

- государственный регистрационный знак;

- показания одометра (полные километры пробега) при выезде автомобиля из гаража и его заезде в гараж (одометр - прибор для определения пройденного расстояния);

- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда автомобиля с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку.

Даты, время и показания одометра при выезде легкового автомобиля с постоянной стоянки и его заезде обратно проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя организации или индивидуального предпринимателя. Эти данные должны быть заверены штампами или подписями уполномоченных лиц с указанием инициалов и фамилий.

Если индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя, то даты, время и показания одометра при выезде легкового автомобиля с постоянной стоянки и возврате его на стоянку проставляются непосредственно индивидуальным предпринимателем.

5) Сведения о водителе.

Сведения о водителе включают в себя фамилию, имя и отчество водителя, а также дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Данные о прохождении таких осмотров проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Помимо перечисленных реквизитов, на основании пункта 8 Приказа N 152 на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой пассажиров и багажа легковым автомобилем.

Если организация приняла решение об использовании унифицированной формы путевого листа, при необходимости она может внести в форму дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты, содержащиеся в форме документа изначально, должны оставаться без изменения, удаление каких-либо реквизитов из унифицированных форм не допускается.

Решение о внесении изменений в унифицированную форму путевого листа следует оформить приказом или распоряжением руководителя организации и закрепить приказом по учетной политике организации.

Формат бланка путевого листа легкового автомобиля, указанный в альбоме унифицированных форм, является рекомендуемым и может быть изменен. В случае необходимости графы и строки формы могут быть расширены или сужены, могут быть добавлены дополнительные строки и вкладные листы для более удобного размещения информации.

Также Приказом N 152 установлено, что путевой лист оформляется на каждый легковой автомобиль, используемый юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем для перевозок пассажиров и багажа. В заголовочной части путевого листа должна быть проставлена печать (штамп) юридического лица (индивидуального предпринимателя), владеющего легковым автомобилем на праве собственности или ином законном основании.

Если в течение срока действия путевого листа легковой автомобиль используется посменно несколькими водителями, то на основании пункта 11 Приказа N 152 допускается оформление на один легковой автомобиль нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя. В этом случае имеет особенность порядок отражения в путевых листах данных одометра, а также даты и времени выезда и возврата на стоянку. Дата, время и показания одометра при выезде легкового автомобиля с постоянной стоянки проставляются в путевом листе водителя, который первым выезжает со стоянки. Дата, время и показания одометра при заезде автомобиля на постоянную стоянку указываются в путевом листе водителя, которым последним заезжает на стоянку.

Собственники (владельцы) легковых автомобилей обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов, что установлено пунктом 17 Приказа N 152 . Поскольку унифицированной формы журнала регистрации путевых листов не утверждено, и организация может разработать форму журнала самостоятельно, не забывая о том, что документ, форма первичный документ должен содержать обязательные реквизиты, установленные пунктом 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ .

Вместе с тем постановлением N 78 утвержден Журнал учета движения путевых листов (форма N 8), предназначенный для контроля движения путевых листов, выданных водителю, и сдачей обработанных путевых листов в бухгалтерию. По мнению автора, организация может использовать указанную форму журнала для регистрации путевых листов, закрепив его использование приказом по учетной политике.

Хранить оформленные путевые листы следует не менее пяти лет.

Обратите внимание!

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Устава запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа легковыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Как видите, порядок заполнения путевых листов, утвержденный Приказом N 152 , значительно подробнее указаний по применению и заполнению форм , утвержденных постановлением N 78 .

Исходя из утвержденной формы Путевого листа легкового автомобиля в нем также отражаются следующие данные:

- марка, количество выданного топлива;

- остаток топлива при выезде и по возвращении;

- расход топлива по норме и фактический;

- экономия либо перерасход топлива.

По поводу заполнения названных реквизитов в письме Росстата N ИУ-09-22/257 "О путевых листах" , датированном 3 февраля 2005 года, сказано, что заполнение раздела "Движение горючего" производится в полном объеме по всем реквизитам, исходя из фактических затрат и показателей приборов. Соответственно, и расходы на бензин списываются по кассовым чекам, талонам или другим документам на основании путевых листов, подтверждающих обоснованность пробега.

В путевом листе необходимо указать показания спидометра и пробег автомобиля. Но среди обязательных реквизитов путевого листа согласно Приказу N 152 есть такой реквизит, как сведения о транспортном средстве, где следует указать показания одометра. Спидометр представляет собой прибор для измерения скорости движения транспортного средства, и часто его совмещают в одном корпусе со счетчиком пройденного расстояния, то есть, с одометром. Видимая часть одометра - это ряд колесиков с цифрами на приборной доске автомобиля, которые и показывают пройденное расстояние.

На оборотной стороне путевого листа содержится раздел, в котором отражается информация о маршруте следования автомобиля. В уже упомянутом нами письме Росстата от 3 февраля 2005 года N ИУ-09-22/257 "О путевых листах" сказано буквально следующее: "Что касается описания маршрута следования в путевом листе, связанного с выполнением перевозок или служебного задания, то он записывается по всем пунктам следования автомобиля". Специалисты Минфина Российской Федерации придерживаются аналогичного мнения. В частности, в письме от 20 февраля 2006 года N 03-03-04/1/129 отмечено, что целью составления путевого листа, в том числе является подтверждение обоснованности расхода горюче-смазочных материалов. Отсутствие в данном документе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции.

Таким образом, по мнению Минфина Российской Федерации, путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о месте следования автомобиля, не подтверждает осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

Как вы знаете, организации, помимо бухгалтерского учета, обязаны вести и налоговый учет. Первичные документы бухгалтерского учета могут использоваться и для подтверждения данных налогового учета, что установлено статьей 313 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Отсутствие документов бухгалтерского учета либо несоблюдение требований по их заполнению могут привести к серьезным последствиям.

В качестве примера можно привести судебное разбирательство о привлечении организации к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 НК РФ . Налоговая инспекция, проводя выездную налоговую проверку налогоплательщика, установила грубое нарушение правил учета доходов и расходов, выразившееся в отсутствии путевых листов, подтверждающих расходы по списанию горюче-смазочных материалов, за один налоговый период и в несоответствии путевых листов требованиям постановления N 78 за другой налоговый период.

Организация, не согласившись с решением налоговой инспекции, обратилась в суд с требованием о признании недействительным решения налогового органа о привлечении организации к налоговой ответственности. Суд отказал организации в ее требовании. В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19 января 2005 года по делу N А13-5025/04-14 сказано, в частности, в соответствии с постановлением N 78 в путевом листе легкового автомобиля (форма N 3) обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль. Судом установлено, что в представленных организацией путевых листах отсутствуют номер путевого листа, время выезда из гаража и возвращения в гараж, маршрут следования автомобиля. Следовательно, вывод о том, что представленные путевые листы не подтверждают использование автомобиля в производственных целях, является правильным.

Подборка наиболее важных документов по запросу Выдача путевых листов (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты : Выдача путевых листов

10. Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца.

Выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом. Путевой лист действителен только на один день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы : Выдача путевых листов

Суд указал, что ошибки в путевых листах не являются основанием для включения денежных средств, выданных под отчет, в налоговую базу по НДФЛ, поскольку эти средства были направлены на производственные цели.

Суд пришел к выводу об отсутствии хозяйственных операций и получении необоснованной выгоды, в частности, на том основании, что путевые листы составлены с нарушением. Отсутствуют сведения о движении ГСМ, количестве выданного и израсходованного топлива, не указаны показания спидометра, не приложены квитанции, свидетельствующие о заправке автомобиля, не указаны наименования грузоотправителя и грузополучателя, нет расшифровки подписи контрагента, не заполнены графы прибытия и убытия, отсутствуют подпись диспетчера, разрешившего выезд автомобиля, подписи водителя и собственника автомобиля.

Формы документов : Выдача путевых листов

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, согласно статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичный бухгалтерский документ - письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации.

Хозяйственные операции, не оформленные первичным учетным документом, не принимаются к учету и не подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета.

Первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Разработанные и утвержденные унифицированные формы первичной учетной документации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года №835 «О первичных учетных документах» должны применяться всеми организациями, независимо от их организационно-правовой формы.

В соответствии с Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 24 марта 1999 года №20 «Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации» в унифицированные формы первичной учетной документации, кроме форм по учету кассовых операций, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения, включая код, номер формы, наименование документа. Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.

Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно - распорядительным документом организации.

Форматы бланков, указанных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться в части расширения и сужения граф и строк с учетом значности показателей, включения дополнительных строк и вкладных листов для удобства размещения и обработки необходимой информации.

Документами, подтверждающими расходование ГСМ, являются путевые листы. В настоящее время используются формы путевых листов, разработанные отдельно для организаций и индивидуальных предпринимателей.

Первичная учетная документация для организаций

В частности, Постановлением №78 утверждены следующие формы путевых листов, которые должны применяться юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

Номер формы

Наименование формы

Путевой лист легкового автомобиля

Путевой лист специального автомобиля

Путевой лист легкового такси

Путевой лист грузового автомобиля

Путевой лист автобуса

Путевой лист автобуса не общего пользования

Журнал учета движения путевых листов

Товарно-транспортная накладная

Первичным документом по учету работы легкового автотранспорта является (форма №3), который выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом.

Путевой лист действителен только на один день или смену, в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены), путевой лист выдается на более длительный срок.

В путевом листе обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль. На это обращено внимание в Письме УМНС Российской Федерации по городу Москве от 30 апреля 2004 года №26-12/31459. В названном письме также отмечено, что поскольку путевой лист форма №3 является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта, каждая организация, использующая в своей деятельности легковой автомобильный транспорт, обязана правильно и своевременно оформлять путевые листы, содержащие, в частности, информацию о расходе ГСМ.

Неправильное или неполное заполнение всех реквизитов формы №3 может привести к искажению информации об основных показателях работы автомобильного транспорта, в том числе о расходовании ГСМ, необходимой для правильного учета этих расходов в целях налогообложения прибыли.

По поводу самостоятельной разработки организациями путевых листов существуют разные мнения. Считаем необходимым обратить Ваше внимание на Письмо Минфина Российской Федерации от 15 июля 2005 года №03-03-04/1/75, которое касается, в частности, вопросов заполнения путевых листов. В нем специалисты финансового ведомства отметили, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной документации. Организация наделяется правом самостоятельно разработать форму тех первичных документов, форма которых не предусмотрена в данных альбомах.

Первичным документом, подтверждающим произведенные расходы на ГСМ, является путевой лист, унифицированная форма которого утверждена Постановлением №78. Поскольку унифицированная форма путевого листа утверждена Постановлением, организация не вправе самостоятельно разработать и утвердить форму данного первичного учетного документа.

Несколько иное мнение содержится в Письме Минфина Российской Федерации от 16 марта 2006 года №03-03-04/2/77. В нем, в частности, сказано, что форма №3 путевого листа распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и носит обязательный характер для автотранспортных организаций. Что касается остальных организаций, то они могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы в виде ГСМ, в котором должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Если организация принимает решение самостоятельно разработать форму путевого листа, эта форма и порядок ее заполнения и составления должны быть утверждены как приложение к учетной политике организации.

(форма №3-спец.) является основным первичным документом учета работы специального автомобиля и рассчитан на выполнение задания у двух заказчиков в течение только одного дня (смены).

Данная форма выписывается в одном экземпляре диспетчером или иным уполномоченным лицом и выдается водителю под расписку при условии сдачи предыдущего путевого листа.

Раздел «Результаты работы автомобиля» заполняется лицами, отвечающими за работу, в раздел «Задание водителю» вписывается задание водителю на рабочий день (смену), раздел «Особые отметки» должен содержать данные об изменении задания, если такие изменения производились, а также сведения о сопровождающих лицах и тому подобное.

Основанием для предъявления счета заказчику служат отрывные талоны путевого листа, заполняемые организацией, которой принадлежит автомобиль.

Для учета работы легкового такси применяется (форма №4), выписываемый диспетчером организации в одном экземпляре. Ежедневно перед началом рабочего дня водитель получает путевой лист, а по окончании смены сдает его в диспетчерскую.

(форма №4-с) и (форма №4-п) являются основным документом, определяющим совместно с при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для осуществления расчетов за перевозки грузов. До выдачи водителю путевой лист заполняется диспетчером организации или лицом, на это уполномоченным, соответствующие графы и строки заполняются заказчиком и работниками организации – владельца автотранспорта.

Заказчик заполняет отрывной талон путевого листа, который служит основанием для предъявления счета владельцем автотранспорта заказчику.

Путевой лист остается у владельца автотранспорта, а отрывной талон вместе со счетом на оплату передается заказчику.

Данные формы отличаются тем, что форма №4-с применяется при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам, а форма №4-п применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок до двух заказчиков в течение одного рабочего дня или смены водителя.

В случае, когда при повременной оплате за работу автомобиля будут перевозиться товарно-материальные ценности, в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов и прилагается один экземпляр этих документов, по итогу которых указывается количество перевезенных тонн груза и другие показатели, отражающие работу автомобиля и водителя.

Путевые листы выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы.

Путевые листы хранятся в организации совместно с товарно-транспортными документами, дающими возможность их одновременной проверки.

Основным документом по учету работы автобуса является (форма №6). Данная форма применяется для учета работы автобуса на городских и пригородных маршрутах. Все сведения об автобусе, расходе топлива и задании водителям записываются в путевой лист диспетчером или механиком.

Для учета работы автобуса не общего пользования по перевозке пассажиров применяется (форма №6 спец.), выписываемый в одном экземпляре и выдаваемый водителю под расписку при условии сдачи предыдущего путевого листа. Путевой лист действителен только на один день или на одну смену и оформляется только для выполнения заказа одной организации.

Первичные документы для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте.

Для индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих автотранспортные средства на правах собственности, аренды (или других законных основаниях) при осуществлении ими перевозочной деятельности на коммерческой основе, а также за собственный счет для производственных целей, также разработаны формы путевых листов. Приказом Минтранса Российской Федерации от 30 июня 2000 года №68 «О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» утверждены следующие формы путевых листов:

  • путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя (форма №ПГ-1);
  • путевой лист автобуса индивидуального предпринимателя (форма №ПА-1);
  • путевой лист легкового автомобиля индивидуального предпринимателя (форма №ПЛ-1).

Этим же Приказом Минтранса Российской Федерации утвержден Порядок ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями.

Если предприниматель использует наемный труд работников, то путевой лист оформляется каждому водителю самим предпринимателем или назначенным им лицом. Если же транспортным средством управляет предприниматель, то путевой лист оформляет непосредственно он сам.

Путевой лист действителен в течение одного дня, однако, в том случае, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены) вне места постоянной стоянки транспортного средства, путевой лист действителен в течение этого срока.

Путевой лист должен находиться у водителя в течение всего рабочего времени и предъявляться по требованиям сотрудников милиции и работников Российской транспортной инспекции.

Заполнение реквизитов путевого листа производится в следующем порядке.

В строке «Путевой лист» указывается его учетный номер. Под названием документа проставляется дата, в течение которой он действителен, например, 12 марта 2006 года.

В разделе «Предприниматель» следует указать фамилию, имя, отчество, домашний адрес и номер телефона предпринимателя.

В строках «Водитель» и «Номер водительского удостоверения» записываются фамилия и инициалы водителей, работающих по данному путевому листу, и номера их водительских удостоверений на право управления автотранспортным средством.

Вид лицензионной карточки и ее регистрационный номер указываются в отведенной для этого строке «Лицензионная карточка».

В соответствующих сроках следует указать марку автотранспортного средства и прицепа, их регистрационные номера.

Для проведения предрейсового медицинского осмотра привлекаются работники органов здравоохранения. В строке «Водитель по состоянию здоровья к управлению допущен» проставляется подпись такого работника, удостоверяющая состояние здоровья водителя и допуск его к управлению автотранспортным средством.

Помимо предрейсового медицинского осмотра водителей проводится и предрейсовый технический осмотр автотранспортного средства. Осмотр проводится лицом, отвечающим соответствующим квалификационным требованиям. Данное лицо в строке «Автомобиль технически исправен. Выезд разрешен» при выезде водителя на линию должно поставить свою подпись.

В строках «Выезд» и «Возврат» указываются дата (число, месяц, год), фактическое время (в часах и минутах) и показания спидометра при выезде и возврате автотранспортного средства.

Раздел I путевого листа предназначен для отражения выполнения транспортных услуг в течение рабочей смены при осуществлении предпринимательской деятельности.

Раздел II заполняется предпринимателем на основании результатов транспортной работы за весь период действия путевого листа.

В путевых листах №ПГ-1, №ПА-1 и №ПЛ-1 в разделах «Результаты использования грузового автомобиля», «Результаты использования автобуса», «Результаты использования легкового автомобиля» проставляются следующие данные:

  • общий пробег автотранспортного средства, определяемый как разность показаний спидометра при выезде и возврате к месту постоянной стоянки автотранспортного средства;
  • время в работе, определяемое как разность между временем выезда и временем возврата к месту постоянной стоянки автотранспортного средства за вычетом времени обеда и отдыха водителя;
  • объем перевезенного груза (количество перевезенных пассажиров автобусом), который определяется как суммарное количество груза (пассажиров), перевезенного за все время работы по данному путевому листу.

Путевой лист при окончании работы должен быть заверен личной подписью предпринимателя.

Путевой лист содержит раздел «Особые отметки», который предназначен для фиксации проведенных проверок сотрудниками милиции и работниками Российской транспортной инспекции.

Предприниматели и лица, специально ими назначенные, при оформлении путевой документации обязаны обеспечивать достоверность и полноту заполнения реквизитов путевых листов.

Бланки путевых листов могут изготавливаться типографским способом, с помощью принтера, множительной техники или иным способом, обеспечивающим аккуратное оформление документов.

Срок действия путевого листа.

В предыдущих разделах мы не раз отмечали, что путевой лист действителен только на один день или смену. И лишь в том случае, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены), путевой лист выдается на более длительный срок.

Многие организации выдают путевые листы на неделю, десять дней или месяц. Налоговые органы, устанавливая при проверке такие факты, считают, что данные организации относят суммы ГСМ на расходы неправомерно, поскольку путевые листы должны выписываться ежедневно. Если в вашей организации возникнет такая ситуация, для аргументации споров с налоговыми органами приведем пример из судебной практики.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 5 апреля 2004 года по делу №А56-22408/03 рассмотрел ситуацию типичную для многих фирм, использующих автомобили исключительно для нужд организации: для перевозки руководства, доставки документов и так далее. Налоговая инспекция обратилось с жалобой на то, что Общество неправомерно отнесло на себестоимость продукции затраты по приобретению бензина, ссылаясь на то, что путевые листы легковых автомобилей, представленные Обществом, оформлены не на каждый день, а по итогам месяца и не содержат всех необходимых реквизитов.

Суд признал нерациональным ежедневную выписку путевых листов на такие поездки. Свое решение суд обосновал тем, что путевые листы оформлены в соответствии с законодательством, их форма предназначена в первую очередь для учета операций по перевозке грузов автотранспортными предприятиями и оформления хозяйственных операций с третьими лицами. Основанием для списания бензина, как правило, являются путевые листы, а также кассовые чеки АЗС, другие документы, позволяющие установить стоимость приобретенных ГСМ.

В Письме Минфина Российской Федерации от 16 марта 2006 года №03-03-04/2/77 сказано, что первичные учетные документы, подтверждающие расход ГСМ, должны составляться таким образом и с такой периодичностью, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенного расхода. Далее в письме сказано следующее:

«В том случае, если еженедельное (ежемесячное, ежеквартальное) составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода горюче-смазочных материалов, считаем, что путевой лист, составленный с такой периодичностью с приложением к нему кассовых чеков, отражающих приобретение указанных материалов, может подтверждать вышеназванные расходы налогоплательщика».

Аналогичное мнение содержится и в Письме Минфина Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №03-03-04/1/129. Специалисты Минфина считают, что если ежемесячное составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода ГСМ, то путевой лист, составленный с такой периодичностью, может подтверждать вышеназванные расходы налогоплательщика.

Определение расхода ГСМ по данным путевых листов

Во всех путевых листах, перечисленных нами в двух предыдущих разделах, помимо реквизитов, предусмотренных для каждой формы, указываются следующие данные, общие для всех форм:

  • показания спидометра;
  • пробег автотранспортного средства;
  • марка и количество выданного топлива;
  • остаток топлива при выезде;
  • остаток топлива по возвращении;
  • расход топлива по норме;
  • расход топлива фактический;
  • экономия топлива;
  • перерасход топлива.

Рассмотрим заполнение путевого листа на примере формы №3 «Путевой лист для легкового автомобиля». Но перед этим обратим внимание читателей на Письмо Росстата от 3 февраля 2005 года №ИУ-09-22/257 «О путевых листах», касающееся порядка применения путевых листов легкового автомобиля. В письме, в частности, сказано следующее:

«Что касается описания маршрута следования в путевом листе, связанного с выполнением перевозок или служебного задания, то он записывается по всем пунктам следования автомобиля.

Заполнение раздела «Движение горючего» производится в полном объеме по всем реквизитам, исходя из фактических затрат и показателей приборов. Соответственно и расходы на бензин списываются по кассовым чекам, талонам или другим документам на основании путевых листов, подтверждающих обоснованность пробега.

Обращаем внимание, что не допускается наличие в унифицированных формах незаполненных реквизитов».

Также хотелось бы обратить внимание на Письмо УФНС по городу Москве от 25 июля 2005 года №20-12/53147, в котором сказано следующее:

«Неправильное или неполное заполнение всех реквизитов (расход горючего исходя из марки горючего, нормы расходования и фактический расход) утвержденной в установленном порядке формы первичной учетной документации (в данном случае - путевого листа легкового автомобиля) может привести к искажению необходимой для бухгалтерского и налогового учета информации об основных показателях работы автомобильного транспорта, который используется организацией при осуществлении деятельности, в том числе о расходовании топлива и ГСМ в производственных целях.

Основными показателями для определения количества израсходованного топлива (ГСМ), затраты на приобретение которого подлежат учету в целях налогообложения прибыли, являются:

  • - реальная протяженность маршрута за рабочий день или смену водителя;
  • - фактический пробег автомобиля согласно данным спидометра за рабочий день или смену;
  • - фактический расход топлива (бензина) на 100 км за рабочий день или смену;
  • - нормы потребления топлива (бензина) на 100 км исходя из утвержденных норм Минтранса или технических характеристик конкретного автомобиля (в соответствии с технической документацией автомобиля).

Следовательно, расходы могут быть учтены на основе документов, содержащих данные о фактическом пробеге, фактическом расходе ГСМ, а также подтверждающих производственный характер маршрута следования автотранспорта. Таким документом, наиболее полно отражающим указанные данные, является путевой лист автомобиля».

Нередко организации задают вопрос о том, можно ли не отражать в самостоятельно разработанной форме путевого листа информацию о месте следования автомобиля. Ответ на этот вопрос дан в Письме Минфина Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №03-03-04/1/129. В ответе сказано, что целью составления путевого листа является подтверждение обоснованности расхода ГСМ. Отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции. По мнению специалистов Минфина путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о месте следования автомобиля, не подтверждает осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение ГСМ.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков