Основные направления налоговой политики рф. Пути совершенствования налоговой политики Основы налоговой политики на год

Основные направления налоговой политики рф. Пути совершенствования налоговой политики Основы налоговой политики на год

14.04.2024

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017 ГОД

И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2018 И 2019 ГОДОВ

Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов разработаны в целях составления проекта областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При подготовке Основных направлений налоговой политики Волгоградской области учтены положения послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Росссийской Федерации от 2015 года, основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, а также итоги реализации налоговой политики Волгоградской области в период до 2016 года.

Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам планировать свою деятельность как при реализации , так и при осуществлении социально-значимых проектов.

Ключевыми приоритетами налоговой политики Волгоградской области в среднесрочной перспективе являются продолжение работы по формированию устойчивой доходной базы региона, создание стимулов по ее наращиванию без роста существующей налоговой нагрузки на экономику, повышение эффективности , совершенствование и оптимизация системы налогового администрирования.

Следует продолжить работу по совершенствованию инвестиционного , улучшению инвестиционного климата и поддержке субъектов малого и через специальные налоговые режимы. Процедуры получения государственной поддержки инвесторами и субъектами малого и среднего предпринимательства должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.

Для реализации поставленных целей необходимо продолжить политику обоснованности предоставления налоговых льгот с постепенной заменой их при необходимости адресными субсидиями экономическим агентам; работу, направленную на взаимовыгодное социально-экономическое сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал региона; реализацию мероприятий по легализации скрытой , а также мероприятий, направленных на повышение эффективности управления государственной и и увеличение доходов от их использования.

Основные итоги реализации налоговой политики

Волгоградской области в 2013 - 2015 годах

Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области в 2013 - 2015 годах сложились следующим образом:

млн. рублей

Наименование источника

% к пред. году

% к пред. году

% к пред. году

Налоговые доходы

в том числе

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Акцизы на алкогольную продукцию

Акцизы на нефтепродукты

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Единый налог на вмененный доход

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество организаций

Транспортный налог

Земельный налог

Неналоговые доходы

в том числе

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

Платежи при пользовании природными ресурсами

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

Административные платежи и сборы

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

Прочие неналоговые доходы

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего


На протяжении 2013-2015 гг. отмечается положительная динамика доходов консолидированного бюджета Волгоградской области, по итогам 2014 года темп роста налоговых и неналоговых поступлений составил 109,2%, по итогам 2015 года – 104,6%. При этом, наиболее значительный рост наблюдается по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц.

Доля налоговых и неналоговых доходов в валовом региональном продукте в 2013 году составляла 11,2%, в 2014 году – 10,4%, в 2015 году – 10,0%. Доля налоговых и неналоговых поступлений в структуре валового регионального продукта ежегодно снижается. Основными причинами снижения являются:

Введение с 2012 года института консолидированных групп налогоплательщиков, в результате которого прибыль организаций, полученная на территории Волгоградской области перераспределяется вместе с прибылью и убытками других организаций, входящих в консолидированные группы налогоплательщиков и находящихся на территории других субъектов Российской Федерации;

Предоставление налоговых льгот и преференций с целью оказания мер социальной поддержки гражданам и организациям, стимулирования развития инвестиционной деятельности, а также льготы, предоставленные организациям на определенный срок на основе оценки бюджетной и экономической эффективности.

Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет Волгоградской области в разрезе ВЭД за 2013-2015 годы

млн. рублей

Рыболовство, рыбоводство

Обрабатывающие производства

Строительство

Гостиницы и рестораны

Транспорт и связь

Финансовая деятельность

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

Образование

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Остальные виды экономической деятельности

Суммы налогов и сборов, не распределенные по кодам ОКВЭД

Сведения по физическим лицам, не относящимся к и не имеющим код ОКВЭД

Среднеотраслевая налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций Волгоградской области сложилась следующим образом.

Наименование видов экономической деятельности

Темп роста/снижения прибыли прибыльных организаций в 2015 к 2014

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Строительство

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Гостиницы и рестораны

Транспорт и связь

Финансовая деятельность

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

В 2015 году и истекшем периоде 2016 года Администрацией Волгоградской области обеспечена преемственность реализуемой в области налоговой политики, направленной на стимулирование инвестиционной деятельности реального сектора экономики и обеспечение необходимого уровня доходов.

Поддержка субъектов инвестиционной деятельности.

В соответствии с Законом Волгоградской области от 01.01.2001
оказывается государственная поддержка инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории Волгоградской области.

Государственная поддержка инвесторов осуществляется в форме предоставления налоговых льгот в виде пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и нулевой налоговой ставке по налогу на имущество организаций.

По состоянию на 2016 года на территории Волгоградской области заключено 41 инвестиционное соглашение с объемом инвестиций в сумме 392,3 млрд. рублей. За период действия Закона Волгоградской области -ОД освоено инвестиций на сумму 237,3 млрд. рублей.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 1 января 2016 года для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения расширен перечень видов с 43 до 59, в отношении которых может применяться данная система налогообложения (Закон Волгоградской области -ОД).

Кроме того, для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на патентную систему налогообложения и осуществляющих в сфере бытовых услуг населению, установлена налоговая ставка в размере 0 процентов. Данная льгота («налоговые каникулы») установлена в дополнение к производственной, социальной и (или) научной сферам и будет действовать до 2020 года (Закон Волгоградской области -ОД).

Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения с 1 января 2016 года подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (Закон Волгоградской области -ОД). Приказом Минэкономразвития России коэффициент-дефлятор на 2016 год установлен в размере 1,329.

С 1 января 2016 года для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере бытовых услуг населению, установлена налоговая ставка в размере 0 процентов. Данная льгота («налоговые каникулы») установлена в дополнение к производственной, социальной и (или) научной сферах и будет действовать до 31 декабря 2020 года (Закон Волгоградской области -ОД).

Изменение регионального законодательства по иным направлениям.

Законом Волгоградской области -ОД отменена льгота по налогу на имущество организациям, занимающихся хранением и складированием зерна – в отношении имущества, используемого ими для хранения и складирования зерна. Вместе с тем сохраняется льготное налогообложение имущества организаций, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, как дополнительная мера государственной поддержки Волгоградской области.

По результатам оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных организациям Волгоградской области в 2014 году, проведенной органами исполнительной власти Волгоградской области в соответствии с постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 01.01.01 г. № 000 льгота по налогу на имущество по организациям потребительской кооперации Волгоградской области - в отношении имущества, используемого ими для осуществления своей уставной деятельности, признана неэффективной. В связи с чем, с 1 января 2017 года данная льгота отменена (Закон Волгоградской области -ОД).

Для привлечения инвестиций в экономику Администрацией Волгоградской области проводится работа, направленная на привлечение и поддержку инвесторов. Так, с 2016 года для организаций-инвесторов предусмотрена возможность применения льготы по налогу на имущество организаций, начиная с первого числа налогового (отчетного) периода, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором в установленном законодательстве порядке объект был принят к в качестве объекта основных средств. Ранее инвесторы могли воспользоваться данной льготой только со следующего года, в котором объект был принят к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств (Закон Волгоградской области -ОД).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001
№ 000 «О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу» утверждена «Программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу». Данной программой в городах, в которых запланировано проведение чемпионата мира по футболу 2018 года, предусматривается строительство стадионов, в том числе и в г. Волгограде. Учитывая, что строительство стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года в г. Волгограде осуществляется за счет средств и, до даты передачи стадиона в собственность субъекта Российской Федерации, налогоплательщиком по налогу на имущество организаций будет выступать , принят закон Волгоградской области, предусматривающий установление ставки ноль процентов по налогу на имущество для организаций – застройщиков, в отношении спортивных сооружений, с численностью мест для зрителей не менее 35 тысяч.

Законом Волгоградской области -ОД «О внесении изменения в статью 1 Закона Волгоградской области от 01.01.01 г. «О транспортном налоге» ставки транспортного налога проиндексированы на 15 процентов. Согласно нормам налогового физические лица уплачивают транспортный налог по новым ставкам в 2016 году не позднее года, следующего за истекшим налоговым периодом, в соответствии с Федеральным законом -ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Федеральным законом от 01.01.01 года «О внесении изменений в статьи 226 и 227.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» установлен новый механизм расчета суммы фиксированного платежа по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан. Во исполнение норм указанного закона принят Закон Волгоградской области -ОД «Об установлении на 2016 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда», в соответствии с которым на 2016 год установлен коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории Волгоградской области, в размере 1,43109. В результате стоимость патента для иностранных граждан с учетом установленного коэффициента составляет 2 600 рублей в месяц.

Внесены изменения в порядок расчета за на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, в целях приведения в соответствие изменениям, внесенным в Земельный Кодекс Российской Федерации.

Основными направлениями налоговой политики Волгоградской области на 2016-2018 гг. планировалось принятие нормативных , предусматривающих переход на исчисление налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и налогу на имущество организаций в отношении административных, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания исходя из их кадастровой стоимости, а также принятия перечня имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как кадастровая стоимость.

Для реализации намеченных планов в 2016 году постановлением Администрации Волгоградской области -п комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области определен уполномоченным органом на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень).

В целях определения Перечня комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области проводится сплошная недвижимости. В рамках данной работы проанализированы списки объектов недвижимости, поставленных на кадастровый учет, сформирован проект Перечня и направлен в для проверки соответствия фактического использования данных объектов их наименованиям, содержащимся в , создана комиссия по вопросам формирования Перечня, разработан Администрации Волгоградской области, устанавливающий порядок определения вида фактического использования объектов недвижимости.

Вместе с тем, одним из основных факторов, влияющих на принятие решения о переходе на исчисление налогов на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости, является недопущение резкого роста налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Кроме того, невведение налога от кадастровой стоимости в отношении торговых объектов и объектов общественного питания следует также рассматривать как антикризисную меру, направленную на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако, учитывая требования Налогового кодекса Российской Федерации Администрации Волгоградской области необходимо вернуться к рассмотрению данных вопросов в среднесрочной перспективе.

Также, основными направлениями налоговой политики Волгоградской области на 2016-2018 гг. планировалось проведение очередной кадастровой (за исключением земельных участков), расположенных на территории Волгоградской области. Вместе с тем, внесенными Федеральным законом -ФЗ изменениями предусмотрено применение для целей налогообложения с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года наименьшей кадастровой стоимости объекта недвижимости по отношению к действующей на 1 года кадастровой стоимости. В связи с чем, Администрацией Волгоградской области планируется проведение очередной кадастровой недвижимости не ранее 2018 года.

Основные меры в области налоговой политики Волгоградской области, вступающие в силу и планируемые к реализации в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов

Федеральным законом -ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать пониженную ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению с бюджет субъекта Российской Федерации для участников инвестиционных проектов. Кроме того, для участников специальных инвестиционных контрактов, которые данным законом приравниваются к участникам региональных инвестиционных проектов, законами субъектов Российской Федерации размер налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации может быть понижен до 0% процентов до окончания срока действия специального инвестиционного контракта, но не позднее 2025 года включительно.

Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, для организаций - участников региональных инвестиционных проектов устанавливается в размере 0%.

В целях привлечения инвесторов, готовых реализовать в области крупномасштабные и капиталоемкие проекты необходимо:

- принятие закона Волгоградской области, предусматривающего установление требований к региональному инвестиционному проекту;

- принятие закона Волгоградской области, предусматривающего установление пониженных налоговых ставок для организаций – участников региональных инвестиционных проектов, а также участников специальных инвестиционных контрактов, получивших статус участников региональных инвестиционных проектов.

В целях приближения величины налога, уплачиваемого иностранными гражданами, к средней сумме налога на доходы физических лиц, уплачиваемого российскими гражданами, планируется принятие закона Волгоградской области, устанавливающего коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, в результате которого стоимость патента для иностранных граждан в 2017 году составит не менее 3 000 рублей в месяц. В связи с отменой с 1 января 2017 года Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД1) ОК 029-2001 (приказ Росстандарта -ст) необходимо внести изменения в Закон Волгоградской области -ОД «О ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения»; Федеральным законом -ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» налоговая база в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств определяется как кадастровая , утвержденная в установленном порядке.

В связи с чем, подготовлен проект закона Волгоградской области, устанавливающий особенности определения налоговой базы в отношении указанного имущества и налоговой ставки в размере 2 процентов от кадастровой стоимости такого имущества по истечении одного года со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету. Предусмотренный «льготный период» дает возможность добросовестным налогоплательщикам в течение 12 месяцев оформить правоустанавливающие документы, произвести предпродажную подготовку имущества, а также найти потенциального покупателя и осуществить сделку купли-продажи.

В связи с принятием Федеральных законов -ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и -ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», предусматривающих право субъектов Российской Федерации определять налоговую базу по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимости исходя из их кадастровой стоимости необходимо:

В среднесрочной перспективе принять закон Волгоградской области, устанавливающий особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости в отношении административных, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также утвердить перечень указанных объектов недвижимости;

До 1 января 2020 года установить единую дату начала определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Налоговая политика РФ на 2017-2019 годы станет основой восстановления отечественной экономики, уверены в Минфине. Представители ведомства подчеркивают, что суммарная нагрузка на бизнес останется без существенных изменений. При этом чиновники продолжают обсуждать формат налоговой реформы, которую ожидали в 2018, но стартовала она в 2019 году.

Рассмотрим причины повышения налогов в 2018-2019 годах, а также то, как это может повлиять на уровень жизни россиян.

Налоговая политика РФ: перспективы развития малого бизнеса на 2017-2019 годы

Она предусматривает ряд изменений в части администрирования налоговых спецрежимов и обязанностей налогоплательщиков. Кроме того, представители Минфина внесли коррективы в определение налоговой ответственности и контроля. Нововведения позволят ускорить темпы экономического роста, отмечают чиновники.

В первую очередь налоговая политика направлена на развитие малого и среднего бизнеса, представители которого испытывают значительные трудности после экономического кризиса. Физлица, которые оказывают некоторые виды услуг (в том числе уборка и репетиторство), освобождаются от уплаты НДФЛ до конца 2018 года.

Также в рамках поддержки малого бизнеса предусмотрен вычет из ЕНВД согласно расходам на приобретение кассовых аппаратов нового образца. Данная мера позволит сократить затраты предпринимателей в связи с переходом на онлайн-кассы. Кроме того, купонный доход по облигациям будет освобожден от налогов.

Власти расширили предельные доходы, которые позволяют перейти на УСН. Для перехода на упрощенку суммарные доходы предпринимателя за 9 месяцев не могут превышать 112,5 млн руб. (ранее данный показатель составлял 90 млн.). Кроме того, годовой доход ИП на УСН не может превышать 150 млн руб. (ранее 120 млн). В результате большее количество предпринимателей сможет воспользоваться преимуществами налоговых спецрежимов.

Правительство намерено привести в соответствие МРОТ и прожиточный минимум, что приведет к повышению взносов предпринимателей. При этом власти предлагают зафиксировать взносы ИП за себя, что позволит снизить нагрузку на малый бизнес.

Помимо стимулирования развития малого бизнеса, изменения в налоговой политике позволят сократить дисбалансы в бюджетной сфере.

Перераспределение между бюджетами и другие изменения

Представители Минфина предлагают изменить распределение налога на прибыль между федеральным и региональными бюджетами, что приведет к балансу между доходами и расходами. Также чиновники планируют ограничить возможность переноса убытков, которые были получены в предыдущих периодах.

Ранее в региональных бюджетах оставалось 18% налога на прибыль, еще 2% перечислялось в федеральный бюджет. Представители Минфина решили изменить пропорцию в пользу государственной казны, в результате в регионах будет оставаться только 17%.

Налоговая политика на 2017-2019 годы предполагает изменения в рамках НДС. Минфин разработает специальный механизм, который позволит возвращать часть НДС иностранцам. При этом будет частично компенсироваться уплаченный налог с товаров, которые были куплены в период временного пребывания на территории РФ. Кроме того, с 2018 года чиновники планируют взимать НДС с зарубежных товаров, которые реализуются в РФ через интернет-площадки.

Представители Минфина обсуждают налоговый маневр, который позволит снизить страховые взносы за счет повышения НДС. В таком случае существенно улучшатся конкурентные позиции отечественных экспортеров, что станет дополнительным драйвером роста экономики.

Налоговая политика России на рассматриваемый срок предусматривает поддержку компаний, которые занимаются разработкой новых месторождений. В подобных случаях Минфин предлагает использовать новую систему налогообложения, которая будет стимулировать рациональное развитие недропользования.

В налоговой политике зафиксировано повышение акцизов, что позволит существенно увеличить бюджетные поступления. При этом чиновники планируют в два раза увеличить акцизы на вино и сделать подакцизным товаром электронные сигареты. Индексация акцизов на табачную продукцию на 2018-2019 годы планируется на уровне 10%. Также будут расти акцизы на бензин класса 5. В следующем году данный показатель увеличится на 537 руб./тонна, и достигнет 10637 руб. В 2019 году акциз увеличится до 11062 руб.

Восстановление положительной динамики нефтяного рынка позволяет Минфину увеличить налоговую нагрузку на нефтяные компании. Налоговая политика на 2017-2019 годы предусматривает корректировку расчета НДПИ, что приведет к росту затрат представителей отрасли.

Данные меры сформируют фундамент для последующего роста экономики, считают представители Минфина. Однако эксперты считают, что для устойчивого роста отечественной экономики потребуются более масштабные реформы.

В поисках драйверов роста

Близость президентских выборов не позволяет Минфину перейти к повышению налогов, считают эксперты. При этом расходы федерального бюджета продолжают опережать доходы, что вынуждает правительство искать дополнительные источники финансирования.

Развитие российской экономики сохраняет зависимость от динамики нефтяного рынка, что остается основным фактором риска. Новое снижение цен на нефть может стать причиной очередного экономического кризиса, преодолеть который будет значительно сложнее.

Переход на новое бюджетное правило позволит снизить цикличность отечественной экономики, считают чиновники. Сверхдоходы от экспорта нефти будут направляться на пополнение резервов. В результате расходы бюджета будут планироваться исходя из стоимости нефти на уровне 40 долл./барр., что позволит повысить устойчивость российской экономики.

Помимо налоговой реформы, правительство запустило и пенсионную реформу, которая должна позволить снизить нагрузку на федеральный бюджет. При этом правительство может снизить общую налоговую нагрузку на зарплаты, используя другие компенсаторы.

Изменения в государственных налоговых структурах в 2019 году

Налоговая реформа длится уже много лет, и россияне успели привыкнуть к такой ситуации в стране. Рассмотрим изменения, которые следует отметить в 2019 году:

  • Увеличение ставки НДС с 18% до 20%, что негативно сказалось на малом бизнесе;
  • Увеличение ставок фиксированных отчислений в фонды — ПФ и ФФОМС;
  • Планируется увеличение ставок на ЕНВД (Единый Налог на Вменённый Доход);
  • Планируется увеличение акцизных сборов;
  • Повышение пенсионного возраста: женщинам до 60 лет, мужчинам — до 65 лет;
  • Появятся налоговые льготы за лагеря и базы отдыха для детей;
  • Система налогообложения для самозанятых граждан, проживающих в Московской и Калужской областях, а также в Татарстане;
  • Введение Экологического налога, который направлен на защиту окружающей среды от сброса отходов в атмосферу и водоемы, от захоронения и накопления токсичного мусора;
  • Появится Туристический налог — это курортный сбор, реализованный в качестве пилотного проекта в Алтайском, Ставропольском, Краснодарском крае и республике Крым (в других регионах — сбор с иностранных туристов до 2% за проживание с 2020 года).

Смотрите видео с информацией о налоговой политике на 2017-2019 года:

Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика государства на 2018-2020 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.

В проекте этого документа декларируется:

  • неповышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
  • завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей;

См. материалы:

  • сокращение теневого сектора экономики в результате изменения администрирования доходных поступлений за счет:
    • полного охвата розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС;
    • интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов;
    • создание системы сквозной прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и запуска пилотного проекта по внедрению этого проекта на территории ЕАЭС;
    • постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы;
    • интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;
    • запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении;
    • автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;
  • предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль (действует с 01.01.2018);
  • включение в состав безнадежных долгов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, задолженности гражданина, призванного банкротом (действует с 01.01.2018).
  • расширение круга лиц, имеющих право на применение ставки НДС 0% при экспорте за счет отказа от признака иностранного покупателя экспортируемых товаров как условия подтверждения вычета;
  • установление нулевой ставки НДС при реализации услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления расположен на территории Калининградской области (действует с 01.01.2018);
  • уточнение правил взимания таможенного НДС при ввозе товаров физическими лицами;
  • признание налоговыми агентами по НДС покупателей отдельных видов товаров (лома и отходов цветных металлов, вторичных алюминиевых сплавов, сырых шкур) (действует с 01.01.2018);
  • пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет признания плательщиков ЕСНХ плательщиками НДС (на основании закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2019 применение ЕСХН не освобождает от НДС);
  • ограничение количества объектов недвижимости (их общей площади), в отношении которых ИП может применять ПСН по такому виду деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений;
  • уточнение видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД и ПСН;
  • закрепление критериев самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты НДФЛ до 01.01.2019;
  • предоставление возможности налоговому агенту уведомлять налогоплательщика НДФЛ о невозможности удержать налог как письменно, так и посредством электронных сервисов;
  • снятие ограничения по возрасту инвалида 1-й или 2-й группы, который находится на обеспечении родителя (усыновителя, попечителя, опекуна) для применения налогового вычета по НДФЛ;
  • уточнение видов деятельности, при осуществлении которых плательщики на УСН будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов;
  • уточнение порядка признания расходов для исчисления НДС при реализации доли в уставном капитале; выходе из состава участников общества; реализации (погашении) ценных бумаг;
  • предоставление льгот по НДПИ организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе;
  • продление увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти;
  • изменение в порядке определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа;
  • совершенствование порядка исчисления акцизов, уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;
  • сохранение ставок акцизов на 2018-2019 годы без изменений (кроме бензина и дизельного топлива) и индексация ставок акцизов на 2020 год;
  • установление дифференцированного подхода к определению размера госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества мест осуществления деятельности.

Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД). Предполагается, что он будет распространяться на пилотные объекты, включающие как новые, так и зрелые месторождения. Налоговой базой по этому налогу предполагается установить расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом фактических эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. А ставка по налогу рассматривается на уровне 50%.

Основные направления налоговой политики на 2018 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Создания кодекса неналоговых платежей.
  3. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  4. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Налоговые ориентиры на 2017 - 2019 годы (Ермакова Г.)

Дата размещения статьи: 14.11.2016

Стабильность, ясность и предсказуемость налоговой нагрузки - это то, что необходимо бизнесу для того, чтобы он мог спокойно "жить" и развиваться. В том, чтобы бизнес не уходил "в тень", заинтересовано и государство. Потому-то и было принято решение на три года наложить запрет на увеличение налоговой нагрузки на экономику. Однако, учитывая сложную экономическую обстановку в стране, что стало причиной возникновения дефицита бюджета, особый интерес представляют Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, разработанные Минфином. Пока это только проект, но уже на его основании можно сделать определенные выводы.

Стоит отметить, что утверждение Основных направлений налоговой политики уже стало доброй традицией. И хотя по сути этот документ нормативным актом не является, именно на его основе разрабатываются проекты соответствующих изменений, которые впоследствии прописываются непосредственно в Налоговом кодексе. Поэтому эти самые Направления стоит учитывать и хозяйствующим субъектам для целей корректировки своих бизнес-планов.
Интересно, что обычно Основные направления налоговой политики принимались летом - в преддверии рассмотрения Госдумой бюджета на очередной год ("трехлетку"). В этом году все пошло, как говорится, не по плану - Минфин направил в Правительство и опубликовал проект Основных направлений только в начале октября 2016 г. Такая задержка может быть обусловлена рядом причин. Возможно, летом у чиновников до них просто не дошли руки, поскольку принимался целый свод законов, в том числе налоговых. К тому же шла подготовка к выборам в Госдуму. Ну и, наконец, в Основных направлениях налоговой политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов было четко указано на недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Поэтому, вероятно, чиновникам потребовалось время на то, чтобы найти источники "налоговых" доходов без увеличения налоговой нагрузки на бизнес.
Надо сказать, что проблема нехватки средств в бюджете становится все более острой - резервы, за счет которых государство в настоящее время пытается выполнить в том числе взятые на себя социальные обязательства, увы, не бездонны. Увеличить поступления налогов в бюджет можно разными способами - повысить налоговые ставки, усилить контроль за уплатой налогов и т.д. и т.п. В последнее время все чаще стали говорить о том, что в условиях "заморозки" роста налоговой нагрузки обеспечить увеличение налоговых доходов бюджета возможно лишь за счет граждан-налогоплательщиков. Отчасти Основные направления налоговой политики должны дать ответ на вопрос: не придется ли нам платить налог... за воздух?
Мы опустим оценку действующей налоговой нагрузки, а перейдем сразу к самому интересному - к основным мерам в области налоговой политики, планируемым к реализации в 2017 г. и плановом периоде 2018 и 2019 гг.

"Малые" поправки

Примечательно, что начали чиновники с мер, направленных на стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса. В этой части выделено три направления.
1. Легализация самозанятых.
В первую очередь планируется вывести "из тени" самозанятых физлиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Речь идет о репетиторах, физлицах, которые в частном порядке за плату оказывают услуги по уборке квартир, присматривают за детьми, больными и престарелыми, готовят обеды и т.д. В Основных направлениях обозначено, что таким частникам будет предложено уведомить о свой занятости. А в качестве "подарка" доходы, которые они получают от своей деятельности, будут освобождены от обложения НДФЛ до конца 2018 г.
Вообще, о необходимости легализовать самозанятых граждан говорил и Президент страны Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, которое прошло в конце сентября 2016 г. Правда, глава государства говорил о более широком пакете бонусов для самозанятых, которые легализуются. Путин предложил их освободить не только от налогов, но и от взносов - "с тем, чтобы они могли спокойно войти в нормальный ритм легальной работы и чтобы это не было для них обременительно". А в Минэкономразвития ранее сообщали, что планируется освободить частников от налогов на три года, а не на два.
2. "Кассовые" вычеты.
Еще один налоговый стимул чиновники готовят для "вмененщиков" и индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН. Дело в том, что Закон от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ ввел для них обязанность с 1 июля 2018 г. перейти на применение онлайн-касс. Очевидно, что поскольку данная категория налогоплательщиков в настоящее время освобождена от применения ККТ, то сэкономить на этих "продвинутых" кассах у них не получится - модернизировать-усовершенствовать и т.п. им попросту нечего, поэтому придется приобретать онлайн-ККТ по полной стоимости. При этом ни "вмененка", ни ПСН не дают налогоплательщикам возможность учесть соответствующие расходы при налогообложении. Чтобы компенсировать названные потери, предлагается прописать в Налоговом кодексе "кассовый" вычет - право уменьшать суммы исчисленного в соответствии со спецрежимом единого налога на сумму расходов по приобретению онлайн-ККТ при условии ее регистрации в налоговых органах. Размер такого вычета будет ограничен верхней планкой - 18 000 руб.
Надо сказать, что в Минфине уже даже разработали соответствующий законопроект. Причем в нем помимо всего прочего устанавливается, что право на "кассовый" вычет у плательщиков ЕНВД и ИП возникнет только при условии, что приобретенная онлайн-касса зарегистрирована в 2018 г. То есть досрочный переход на применение "продвинутых" ККТ чиновники почему-то решили не стимулировать.
Кстати говоря, не исключено, что стоимость онлайн-ККТ будет снижена. С этой целью в Минфине сейчас прорабатывают вопрос о предоставлении изготовителям таких ККТ грантов из федерального бюджета.
3. "Вмененный" коэффициент-дефлятор.
Последняя мера, направленная на стимулирование развития малого бизнеса, опять же "достанется" плательщикам ЕНВД. В Минфине предлагают изменить механизм установления значения коэффициента-дефлятора К1, используемого в рамках ЕНВД, - с тем, чтобы "вмененщики" могли прогнозировать рост своей налоговой нагрузки на три года вперед.
Отметим, что на сайте проектов нормативных актов уже размещен законопроект, которым устанавливается "вмененный" коэффициент К1 на 2017 г. в размере 1,891, на 2018 г. - 1,982, а на 2019 г. - 2,063.
Напомним, что в 2016 г. "вмененный" К1 не был повышен в связи с непростой экономической ситуацией в стране и остался на уровне 2015 г. - 1,798.

Неналоговые платежи станут... налоговыми

Ни для кого не секрет, что фискальная нагрузка на бизнес не ограничивается лишь налоговыми сборами. С тем, чтобы снизить административную нагрузку на компании и ИП, предполагается провести анализ всех неналоговых платежей на предмет выявления платежей, имеющих налоговую природу, с последующим перенесением правового регулирования таких платежей в Налоговый кодекс.
В этой части первый шаг уже сделан - страховые взносы с 1 января 2017 г. "пропишутся" непосредственно в Кодексе.

"Прибыльные" рокировки

Заложенные в проекте Основных направлений налоговой политики изменения в части налога на прибыль организаций имеют цель обеспечить сбалансированность бюджетов субъектов РФ. Для компаний это обернется тем, что убытки прошлых лет они будут списывать дольше - 10-летнее ограничение на перенос убытков планируется отменить, но... будет установлено новое ограничение - учитывать разрешат убытки в размере не более 30 процентов от налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет.
Кроме того, при сохранении общей ставки налога на прибыль в 20 процентов предлагается изменить существующее соотношение ставок налога между федеральным и региональным бюджетами. Федеральная часть налога составит 3 процента, а региональная - 18. Полученные таким образом дополнительные доходы федерального бюджета будут направлены на поддержку наименее обеспеченных регионов.

НДС-новации

В части НДС в Основных направлениях приводится три предложения. Во-первых, планируется ввести механизм, известный под названием "tax free". Суть его заключается в том, что туристам-иностранцам, которые приобрели в период временного пребывания на территории нашей страны потребительские товары, будет возвращен заложенный в их стоимости НДС. Предполагается, что ставка НДС будет нулевой в случае вывоза этих товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС.
Во-вторых, планируется расширить перечень обязательных реквизитов счета-фактуры, составляемых участниками ВЭД. Дело в том, что в настоящее время идет работа над подготовкой Соглашения о механизме прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС. Оно предусматривает обеспечение возможности "сквозной" идентификации ввезенного товара от момента его ввоза на территорию ЕАЭС до момента реализации розничным продавцом путем присвоения ему уникальных классификационных признаков (номер декларации на товары, порядковый номер товара в декларации на товары, наименование товара и его классификационный код по ТН ВЭД ЕАЭС, количество единиц товара и пр.). Вот этим идентификаторам и будет отведено специальное место в счетах-фактурах.
Ну и, наконец, в-третьих: начиная с 2018 - 2019 гг. в Минфине намерены взимать НДС с ввозимых товаров, которые россияне покупают через зарубежные сайты. Как это будет происходить, пока не уточняется. Видимо, все зависит от того, как пойдет в 2017 г. процесс взимания НДС с контента, реализуемого в Российской Федерации зарубежными интернет-площадками.

Совершенствование налогового администрирования

Судя по всему, помимо всего прочего, налогоплательщиков простимулируют и своевременно платить налоги и взносы. С этой целью предлагается размер пени за несвоевременную уплату налогов увеличить с одной трехсотой до одной сто восьмидесятой ставки рефинансирования Банка России. То есть налоговые пени вырастут почти вдвое.
Зато в перспективе будет решена проблема уплаты налогов третьими лицами. Дело в том, что по действующему в настоящее время законодательству, если налог уплачен третьим лицом за счет собственных средств, обязанность по уплате налога не считается исполненной - со всеми, что называется, вытекающими. В Минфине, видимо, посчитали, что куда важнее, чтобы налог в бюджет попал, нежели то, кто его за налогоплательщика перечислил. В связи с этим и предлагается внести в Налоговый кодекс изменения, "не предполагающие увязку исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страхового взноса и характеристик лица, осуществляющего уплату таких платежей".

Оптимизация налоговых льгот

Похоже, и с налоговыми льготами ситуация близится к своему логическому завершению. Уже не первый год в Минфине заявляли о необходимости провести инвентаризацию льгот и неэффективные из них сократить. И в Основных направлениях, наконец, озвучено, как налоговые льготы будут оптимизированы. Предполагается отменить налоговые льготы, установленные на федеральном уровне по региональным и местным налогам, и передать соответствующие полномочия на региональный и местный уровень соответственно. Однако сделано это будет поэтапно. Для начала все льготы поделят на три категории в зависимости от срока, в течение которого они будут обязательны для предоставления на всей территории РФ (пять лет, три года и год). По истечении указанного срока дальнейшую судьбу данных льгот будут решать региональные или местные власти.
Изменения коснутся и отдельных льгот по федеральным налогам - по НДФЛ и по налогу на прибыль. Предполагается ввести правило "двух ключей", по которому льгота будет предоставлена только в случае принятия соответствующего решения законом субъекта РФ.

Иные изменения

На этом предполагаемые налоговые изменения не исчерпываются. Однако остальные направления оказались еще более предсказуемыми. Речь идет, в частности, о значительном повышении ставок акцизов. Неожиданным стало разве что намерение включить в перечень подакцизных товаров электронные сигареты. Ведь нам всегда преподносили, что увеличение табачных и алкогольных акцизов направлено не столько на пополнение бюджета, сколько на оздоровление нации. Между тем электронные сигареты табак не содержат и, по идее, они как минимум безопаснее для здоровья. Но их почему-то "подгоняют" под табачные акцизы.
Отдельно стоит выделить предложения Минфина, касающиеся имущественных налогов физлиц. Чиновники планируют вовлечь в налоговый оборот объекты капстроительства, поставленные на кадастровый учет, но права на которые не зарегистрированы. То есть по действующему законодательству в отношении таких объектов налог не уплачивается, поскольку даже неясно, кто является его плательщиком. В Минфине предлагают "крайним" назначить собственника земельного участка, на котором расположены указанные объекты.

5 октября, прямиком к первому пленарному заседанию нового состава Госдумы 7го созыва, Минфин разместил у себя на сайте проект «Основные направления налоговой политики на 2017 г. и плановый 2018-2018 гг.» (далее по тексту «Основные направления…»), приписав для пояснения «(направленный в Правительство РФ и Государственную Думу Федерального Собрания РФ)».

Я ознакомился с этим документом и представляю вам основные выжимки из него, касающиеся главных предполагаемых параметров будущего налогообложения на предстоящие 3 года. Общий же анализ «Основных направлений…» я проведу завтра.

Перечень конкретных предложений для реализации налоговой политики на 2017 и на плановый период 2018-2019 гг.

  • Планируется введение для физлиц, оказывающих на индивидуальной основе по найму некоторые виды услуг другим физлицами (уборка, ведение домашнего хозяйства, репетиторство, присмотр и уход за детьми, больными и престарелыми), и не являющимися ИП возможности уведомления об осуществлении ими указанной деятельности с освобождением от НДФЛ до конца 2018 г.
    Комментарий : странно, но мне казалось, что выведение из тени самозанятых граждан предполагается в более широком масштабе, чем по отношению только к тем физлицам, которые «оказывают услуги другим физлицам».
  • ИП на ЕНВД и ПСН получат право на налоговый вычет до 18 тыс. руб. в связи с приобретением онлайн-ККТ.
    Комментарий : Причем налоговый вычет будет предоставляться, как я понял, на сумму налогового оклада, т.е. затраты на ККТ пойдут на уменьшение суммы налога, причитающейся уплате в бюджет. Эта та налоговая льгота, которой уже очень давно не наблюдалось в нашей налоговой системе.
  • Коэффициент-дефлятор по ЕНВД будут устанавливать на три года вперед. Это предлагается регулярно делать на законодательной основе.
  • Предполагается провести анализ всех неналоговых платежей на предмет выявления платежей имеющих налоговую природу, с последующим размещением этих платежей в Налоговом кодексе РФ.
    Комментарий : Интересно получается, значит Минфин признает, что в настоящее время у нас существуют хитрые квази-платежи, которые вроде «неналоги», а на самом деле налоги. И, кроме того, по планам Правительства РФ, озвученным еще 1 марта 2016 г. («антикризисный план Правительства»), уже в декабре проект закона о «неналоговых платежах» должен быть представлен в Госдуму. Так зачем об этом писать в октябре, т.е. за 2 месяца до реализации намеченного?
  • По налогу на прибыль изменяться правила переноса убытков на будущее: положение «перенос убытков на 10 лет» будет отменено, а установлена будет норма о 30% переносе убытков и только на один год.
  • Отчисления налога на прибыль в федеральный бюджет увеличат на 1 процентный пункт, т.е. в от 20% общей ставки налога на прибыль, в федеральный бюджет будет перечисляться 3% (сейчас 2%), а в региональные бюджеты – 17% (сейчас – 18%).
  • Предложено ввести дополнительные налоговые льготы по налогу на прибыль для налогоплательщиков, создающих в Дальневосточном регионе объекты внешней инфраструктуры;
  • В 2017 г. власти намерены проанализировать эффективность налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) и в перспективе ограничить сумму уменьшения налоговой базы КГН на сумму убытка, полученного убыточными участниками группы, размером, не превышающим 30% от прибыли прибыльных участников.
  • По НДФЛ в «Основных направлениях…» единственное предложение, которое в нынешних условиях является очевидным – предлагается признать не подлежащими налогообложению доходы пенсионеров в виде планируемой в 1 кв. 2017 г. единовременной выплаты.
  • НДС при покупке товаров в зарубежных интернет-магазинах предлагается взимать после того, как проанализируют опыт налогообложения иностранных поставщиков контента.
  • Предлагается ввести механизм возврата иностранцам НДС, уплаченный ими в период временного пребывания в России.
  • В счетах-фактурах появятся новые показатели в связи с подготовкой соглашения о прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС, предусматривающего обеспечение возможности «сквозной» идентификации ввезенного товара от момента его ввоза на территорию ЕАЭС до момента реализации розничным продавцом.
  • Вдвое планируется увеличить акцизы на вина (за некоторыми исключениями);
  • Планируется введение самостоятельного акциза на электронные сигареты; ежегодно на 10% будут индексировать акцизы на табачную продукцию.
  • На 30% планируется увеличить акциз на табачную продукцию, которую розница скупает в запас к концу года (зная о грядущем повышении акцизов).
  • На автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, и прямогонный бензин на период с 2017 г. по 2019 г. планируется сохранить ставку акциза в размере, действующем в 2016 г. - то есть, отменят отраженное в нынешней редакции ст. 193 НК понижение в 2017 г. ставок данных акцизов.
  • Акцизы на автомобильный бензин класса 5, на дизтопливо и на средние дистилляты в 2017 г. планируется повысить; на последующие годы также предусматривается их повышение.
  • Планируется проработать вопрос о возложении обязанности по уплате налога на имущество физлиц в отношении недостроев на собственников земельных участков, на которых расположены такие недострои.
  • Пени по налогам увеличат с 1/300 до 1/180 ставки рефинансирования ЦБР.

Выше я кратко изложил основные содержательные положения этого документа, а далее хотелось бы высказаться по существу.

Ведь вся эта история с пропавшим в середине года документом, а также с его появлением в начале октября, наводят на некоторые размышления. И хотя перед нами пока только проект , попытаться проанализировать ситуацию все-таки сто ит.

1) Налоговая политика в нашей стране это нечто особое, это то нечто , которое не особо связано с формализованными положениями того или иного документа, даже если этот «документ» прописан, как необходимый и обязательный аж в Бюджетном кодекс РФ (п. 2 ст. 172 БК РФ).
К сожалению, но это так. Вот не было у нас документа о направлениях налоговой политики, а политика все равно была, поэтому сам документ о политики и сама политика существуют в неких параллельных реальностях, которые иногда пересекаются, а иногда и нет. И даже объяснения типа того, что в этом году были выборы, поэтому Минфин вроде бы и «не торопился», что бы якобы не «навязывать» новым депутатам своей позиции, мало успокаивает.
Тем более, что власти сами регулярно нивелируют значение «Основных направлений..». Например в 2015 г., в Основных направлениях налоговой политики на 2016 и 2017-2018 гг. (появились на сайте Минфина 27.07.2015) почти ничего не говорилось о передаче функций по взиманию страховых взносов от внебюджетных фондов налоговым органам. А в январе, без всяких лишних разговоров и без оглядки на какие-то «Основные направления-2015» эта идея была озвучена, в апреле появились проекты соответствующих законодательных актов, а уже 3 июля Президент подписал весь пакет законов по этому поводу. Вот тебе и «основные направления».

2) Ознакомление с «долгожданным» проектом «Основных направлений» показывает, что ничего особо нового власти по налогам нам пока не предлагают. Более того, почти 100% положений уже были так или иначе озвучены должностными лицами фискальных ведомств в их общении с СМИ, или как-то по-другому уже просачивалось в прессу.
Можно даже отметить, что если ранее, в «основных направлениях» можно было почерпнуть какие-то новые, свежие, ранее не озвученные идеи и предложения, то в этот раз Основные направления это вовсе не творческий акт, а акт сводный, т.е. «суммирующий» ранее озвученные идеи и предложения.
Хотя само по себе «отсутствие нового» это и не хорошо и не плохо.
Ведь с одной стороны, никто и особо не спорит, в сфере налогов накопилось множество проблем, которые требуют своего скорейшего разрешения и консервация этого процесса только усугубляет ситуацию. Ведь непринятие нужных решений имеет такое же негативное значение, как и принятие ошибочных решений.
С другой стороны, «зуд реформаторства», стремление «разрушить до основания», а потом построить на обломках новое «налоговое царство справедливости и счастья», тоже ничего хорошего не несет, т.к. слом действующей и более менее работающей системы еще не обещает нам того, что станет намного лучше.
Я уже не говорю, что новое любое реформирование неизбежно привнесет элементы хаоса, неразберихи, путаницу, различные «переходные периоды» и др., что негативно скажется не только на, и без того хромающей, бюджетной системе, но и способно подорвать зыбкое, но стабильное состояние выживших после кризисов 2008 и 2014-2015 гг. бизнесов.
Тем более, что любая налоговая система все равно будет нести в себе те или иные недостатки, поэтому зачастую налоговые реформы приводят к замене одних несовершенных налоговых система на другие такие же, а порой даже и хуже.
Есть и еще один «плюс» в том, что «Основные направления…» не содержат новшеств.. Честно говоря, не люблю «сюрпризов», поэтому тот факт, что Минфин возвел в ранг «официальной налоговой политики» уже известные и более менее проработанные или хотя «обсужденные» положения, можно только приветствовать.
Вообще же мне кажется, что налоговую политику нельзя отрывать и рассматривать отдельно от бюджетной, финансовой, да и экономической политики по стране в целом. Налоговая политика – это только одна из составляющих, поэтому любое резкое «реформирование» налоговой системы, должны быть обусловлено изменением и в экономической и финансовой политике, однако очевидно, что такая цель на ближайшую перспективу перед властями не стоит. Не может часть развиваться лучше целого, поэтому и ждать от налоговой политики чудес преображения экономически страны тоже не сто ит.

3) Как следует из «Основных положений…» никакого повышения действующих и введения новых налогов до 2018 г. власти не планируют. Пожалуй, это главная содержательная идея всего документы.
Таким образом, основной тезис налоговой политики Президента РФ, озвученный им в начале декабря 2014 г. – «налоги не поднимаем», остается пока незыблемым. Учитывая, что конституционное большинство в Госдуме сейчас за пропрезидентской партией, можно предположить, что никаких «резких движений» законодатель в 2016-2018 г.г. делать не будет, и мы будем в эти годы иметь ту налоговую систему, которую имеем сейчас.

4) Сравнивая содержание «Основных направлений…» с предвыборной программой партии «Единая Россия» (см.) можно отметить, что партийные предпочтения последней по налогам практически никак не повлияли (во всяком случае, в этом году) на выработку налоговой политики на предстоящие 3 года. Разве что по самозанятым гражданам позиции правящей партии и Минфина совпали и трудно здесь ответить на вопрос, кто был первым или Минфин подхватил идею от единороссов, или «Единая Россия» заимствовала мысль у Минфина и вписала в программу партии.

Вообще же в предстоящее время мне было бы очень интересно посмотреть, что Правительство и Госдума предложат в проект «Основных направлений…», т.к. любые предложения (так и отсутствие таковых) будут иметь большое значение для оценки общей перспективы развития налоговой политики страны.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков