Автопроизводители вкладывают огромные средства для обеспечения выпускаемых транспортных средств отличными эксплуатационными характеристиками: легкостью управления, надежностью, комфортом передвижения. Одной из составляющих, обеспечивающих эти параметры, является система амортизации.
Система амортизации состоит из следующих деталей:
- Стойки стабилизатора.
- Шаровые опоры.
- Пружины.
Принцип работы
Стойки стабилизатора служат для погашения поступательных волн, возникающих в разных частях автомобиля при движении на неровном дорожном покрытии. Крепление стоек стабилизатора осуществляется с помощью специальных ушек на задней балке и в передней подвеске. Заводы-производители устанавливают примерный эксплуатационный срок стоек, обычно он равен 120000 километров.
Как осуществляется замена стоек стабилизатора своими руками, вы узнаете в этой статье. Подвеска автомобиля состоит из многочисленных деталей. Назвать какие-то детали главными - нельзя. Устройство современных автомобилей очень сложное, поэтому все детали одинаково важны.
Вышедшую из строя деталь необходимо починить, если это возможно, или поменять на новую. Стойки стабилизатора играют значительную роль в работе и комфортном использовании автомобиля. При возникших проблемах они требуют своевременной починки или замены. Затягивание с решением этого вопроса может привести к поломке автомобиля или к аварии. Опытные автолюбители легко меняют стойки стабилизатора, не прибегая ни к чьей помощи.
Поверьте, заменить стойки может каждый домашний мастер. Для этого потребуется смотровая яма, эстакада. Некоторые мастера обходятся простым домкратом. Главное, разгрузить стабилизатор устойчивости.
Проверка и выбор
О том, что со стойками не все в порядке, вы узнаете, услышав характерные постукивания, которые автомобиль будет издавать при движении на неровном дорожном покрытии и поворотах.
К выбору новых стоек стабилизатора отнеситесь серьезно.
Необходимо использовать стойки, предназначенные конкретно для вашей модели автомобиля. Стойки, соответствующие вашим по углу наклона и длине, не могут считаться взаимозаменяемыми.
- Перед началом работы по замене задних стоек поднимите ось автомобиля. Сделайте это домкратом или с помощью подъемника. В таком положении подвеска будет находиться в равновесии. Все необходимые ключи для работы должны быть у вас под рукой.
- Затяните ручник, под задние колеса подложите упоры и только после этого начинайте подъем. Без осуществления этой процедуры при подъеме стабилизатор оттянет подвеску вниз, и даже если вы демонтируете заднюю стойку, то правильно установить новую уже не сможете.
- Очистите от грязи и протрите место предстоящего ремонта.
- Чтобы полуось не проворачивалась, вставьте шестигранный ключ и захватите ее торец.
- Затем откручиваете гайку, фиксирующую стойку. Снимаете ее.
- Места крепления очищаете от грязи. Устанавливаете новую стойку стабилизатора. Придерживая ключом торец полуоси, закручиваете гайку. Не затягивайте до конца, а наживляйте.
- Теперь опускаете автомобиль и до конца затягиваете гайки, после того, как стойки займут правильное положение. Гайки рекомендуется подтянуть и после небольшого пробега в несколько километров.
После замены вами стоек стабилизатора необязательно регулировать развал-схождение колес, стойки не влияют на угол их наклона.
Замена передних стоек
Порядок выполнения работ по замене передних стоек аналогичен замене задних. Устанавливаете автомобиль на ручной тормоз, под колеса подкладываете противооткатные упоры, можно воспользоваться простыми кирпичами.
Вам понадобится шестигранник на 6 и ключ на 21, лучше воспользоваться накидным.
Следует обработать спреем болты и гайки. Это облегчит работу.
- Шестигранником фиксируете полуось от прокручивания, снимаете гайку.
- Убираете чашку (упорная шайба). Ослабляете ключом на 27 гайку штока. Опытные автолюбители советуют открутить на полтора оборота.
- Поднимаете с обеих сторон переднюю часть авто, устанавливаете металлические опоры.
- На креплении суппорта откручиваете верхний болт, затем ослабляете нижний. После чего аккуратно отводите суппорт в сторону.
- Ослабляете накидным ключом на 18 нижние гайки, болт крепления, а с обратной стороны придерживаете гаечным ключом.
- Вытаскиваете болты, можно осторожно постукивать молотком, чтобы ускорить процесс. Стойка освобождена от крепления. Аккуратно удалите ее.
- При замене передней стойки стабилизатора, освободите из кронштейнов тормозные шланги.
Перед монтажом новой стойки, прокачайте ее и удерживайте в вертикальном положении до окончательной установки на место.
Видео
Ниже представлена подробная инструкция по замене стойки стабилизатора на Рено Логан:
При проезде небольших кочек стало что-то стучать спереди слева. Ездил так всю зиму и весну стук не прогрессировал. В конце весны к нему добавился такой же стук справа. Подумав, решил, что стойки стабилизатора. Ну что ж надо менять. Купил 2 стойки и 2 втулки поехал в серьезный сервис. Машину оставил. Сказали, приходи через 40 минут. Пришел через час. Картина: стоит грязный слесарь, опершись животом о край капота, и что-то там под капотом ковыряет. Зная расположение стабилизатора не могу сообразить, что он там делает. Оказалось он ключом с удлинителем длиной в метр откручивает болт крепления скобы втулки стабилизатора. Крыло все черное (машина белая). Как выяснилось, три(!) из четырех болтов он свернул. Иду к мастеру. Тычу в крыло. "Все исправим". Появилась накидка на крыло ("почему сразу не положили?", оставлено без комментариев). Из разговора с мастером выясняется, что болты закисли и поэтому он их свернул, сказал, что сейчас будут высверливать. Смотрю на стойки стабилизатора. Нещадно срезаны болгаркой (прошу обратить на этот факт внимание). Понимание с мастером найдено и я отправился на 2 часа на работу (хорошо, что рядом). Прихожу через три. Машина висит на подъемнике, под ней уже другой слесарь высверливает болты. И высверлил он только 1. За три часа. Время 5 вечера. Поговорив с мастером о грустных перспективах оставления машины на ночь убедился, что за "2 часа то управятся". "Если что, позвоним". Пошел домой (хорошо, что рядом). Не дождавшись звонка, в 20 часов тащусь обратно. О радость, машина стоит на колесах. Выслушав от мастера какие японцы не молодцы, что в стальную балку завернули дюралевые (не помню какие точно) болты, иду в кассу оплачивать честно заработанные сервисом 1600 рублей. Довольный сажусь и отъезжаю в надежде теперь ездить в тишине. Но что это? Бряканье как было, так и осталось. Ругая себя за то, что надо было делать диагностику, а не самому определять причину стуков, расстроенный, иду пить пиво.
Надо заметить, где-то месяц назад до этого я купил комплект новой летней резины, которая стоит на машине. Так вот переднее левое колесо немного спускало. На следующий день решил (гулять, так гулять) устранить причину этого. Поехал на шиномонтаж. Пока шиномонтажник чего-то там делал с колесом, захотел взглянуть на новые стойки стабилизатора. Когда заглянул за тормозной диск я чуть не подскочил. На одной из гофр пыльника наружного ШРУСа была обнаружена дырка и смазка, вылетающая из этой дырки. Причем гофра была так аккуратно срезана в форме полумесяца. Дырка длиной сантиметра 1,5-2, но смазка оттуда вылетает прилично. Прикидывая, как так можно срезать прихожу к выводу, что при неаккуратном обращении с болгаркой (стойки были срезаны именно ей) как раз получается, что пыльник попадает в зону вращения диска. Чувствую, что начинаю закипать. Еле дождавшись пока шиномонтажник оденет колесо, рванул в сервис. Боря в себе желание чего-нибудь им сломать, захожу в бокс. Очень спокойно (сам потом удивился) объяснил ситуацию. Итак, машина на подъемнике. Осмотр поля боя болгарки и стойки проводят мастер и этот слесарь. Причем как я сейчас понимаю слесарюга о косяке знал, т. к. практически сразу нашел дырку. Дело в том, что при определенном положении колеса если на пыльник смотреть снизу (или сверху), то дырка может оказаться на противоположной стороне пыльника. Так было и в этот раз. Мастер снизу дырка сверху. Но вот осмотр закончен вердикт: покупайте пыльник - поменяем. Уехал заказывать пыльник.
Какой же я был …, что не сказал им посмотреть и второй пыльник на другом колесе. Просто забыл. Ладно, купив пыльник поехал менять. На этот раз поменяли за 3 часа. Взяли 100 рублей за замену смазки внутреннего ШРУСа. Почему-то старая оказалась с водой. Чтобы заменить пыльник наружного ШРУСа нужно снимать весь привод и менять через внутренний. Когда отдавал им машину, попросил посмотреть и другой пыльник, сказали нормальный.
Довольный поехал по делам. Вечером друг посоветовал взглянуть и на другой пыльник. Тут не пришлось даже снимать колесо. Вся арка была в смазке. Подумав, хорошо, что нет под рукой Калашникова, поехал обратно. Теперь они уже ничего не хотели признавать, смотрели - не было. В принципе я спокойно к этому отнесся и поехал за другим пыльником. Заменили за 2 часа - 1500 рублей.В этой истории виню только себя. Только на кочках все равно стучит, что еще менять?
Система амортизации автомобиля состоит из ряда элементов, включающего пружины, шаровые опоры и стойки стабилизатора. Именно на последние составляющие возложена задача гасить поступающие от различных частей автомобиля вибрации и волны при эксплуатации автомобиля. Именно благодаря стойкам стабилизатора во время езды мы не ощущаем все «прелести» плохого дорожного покрытия, они спасают от возможных «кренов» кузова на поворотах и обеспечивают некоторую безопасность во время движения.
Поэтому очень важно следить за состоянием этих деталей, тем более, что самостоятельная замена стоек стабилизатора доступна практически каждому автолюбителю. Она не требует каких-то особых профессиональных умений и навыков, достаточно точно соблюдать инструкцию.
Признаки неисправности стоек стабилизатора
Согласно рекомендациям производителей стоек «хватает» на 80 - 100 тысяч километров пробега. Но этот ресурс значительно сокращает эксплуатация автомобиля в условиях агрессивной езды и плохих дорог. Определить, что возникли проблемы с этими комплектующими достаточно просто, о них говорят:
При прохождении неровных участков дороги слышны характерные звуки в районе подвески;
. при совершении поворотов рулевым колесом автомобиль заметно раскачивает;
. при движении по прямой транспортное средство неустойчиво, а при захождении на поворот ощущается сильный крен кузова;
. при движении по прямой с отпущенным рулем машину уводит в сторону.
При неисправных стойках стабилизатора транспортным средством становится сложно управлять, адекватной реакции на движение рулем нет, что может привести к ДТП.
Замена стоек стабилизатора своими руками, инструкция к применению
Для работы вам потребуется стандартный набор инструментов, включая:
WD-40 или аналогичное средство для облегчения процесса откручивания прикипевших и заржавевших соединений;
. накидной или рожковый ключ соответствующего размера;
. шестигранник;
. щетку для очищения металлических деталей;
. зажим и инструмент для фиксации резьбы.
Перед началом операции по замене неисправных стоек стабилизатора необходимо поддомкратить переднюю или заднюю часть автомобиля (в зависимости от того на какой подвеске будет осуществляться ремонт), предварительно предотвратив вероятность отката путем активации ручника и подкладывания под колеса устойчивых упоров.
Внимание! Подвешивать нужно оба колеса одной оси, чтобы подвеска находилась в полном равновесии.
. Затем необходимо очистить от грязи и пыли места предстоящего ремонта, крепления сбрызнуть спреем WD-40.
. Отвинтите стойки стабилизатора, для этого нужно зафиксировать полуось от вращения при помощи шестигранника и отвернуть саму стойку.
. Снимите старый элемент, поместите аккуратно вместо него новый, насадите болты, не закручивая гайки-фиксаторы до упора. Для каждой замены лучше всего использовать новые фиксаторы.
Внимание! Гайки закручивать до упора следует в тот момент, когда автомобиль будет снят с домкратов, то есть когда подвеска приобретет свое естественное положение.
Снимите автомобиль с подвешенного на домкратах состояния и затяните до конца гайки. Через несколько километров пробега гайки рекомендуется подтянуть.
Данная инструкция подходит для замены стоек стабилизатора на задней подвеске. Для выполнения работ на передней от вас потребуется также установить на два домкрата автомобиль, зафиксировать от движения ручником и упорами под колесами.
Далее закрепите полуось от прокручивания шестигранником и снимите гайку. Уберите упорную шайбу и ослабьте на пол-оборота гайку штока. Снимаете тормозные суппорта, освобождаете стойки от крепления и меняете на новую деталь.
Обратите внимание! Менять стойки стабилизатора следует попарно, иначе не получите желаемого результата.
Задача стабилизатора поперечной устойчивости передней и задней подвески заключается в том, чтобы увеличивать устойчивость транспортных средств при прохождении поворотов.
Задний и передний стабилизатор поперечной устойчивости – конструкция
Центробежная сила при повороте автомобиля вызывает раскачивание его кузова и ощутимый крен, что может стать причиной опрокидывания машины. Чтобы подобных ситуаций на дороге не возникало, и был придуман интересующей нас стабилизатор (СПУ), который сейчас монтируется на разные типы автомобильных независимых подвесок (и передних, и задних). Он является важным элементом подвески, работает на скручивание, соединяет между собой при помощи торсионной упругой детали противоположные колеса.
Не устанавливается данный элемент на задние колеса легковых ТС, использующих собственную торсионную балку в качестве подвески.
Задний и передний стабилизатор поперечной устойчивости конструктивно выполняется в виде круглой по сечению штанги (стержня) из пружинных марок стали. Штанга изготавливается в форме литеры «П». Крепят ее, используя хомуты и резиновые втулки, к кузову машины (поперек). Конфигурация стабилизатора может быть очень сложной, так как его прокладывают под днищем кузова, где размещено немало разнообразных агрегатов и механизмов ТС. Сразу же добавим, что втулки из резины дают возможность СПУ вращаться.
С компонентами подвески авто стабилизатор соединяется амортизаторными стойками (так называемые косточки) и поперечными двойными рычагами. Причем такое соединение чаще всего выполняется при помощи стоек (по сути, стойка стабилизатора поперечной устойчивости представляет собой обычную тягу), хотя допускается производить крепеж и без использования дополнительной тяги.
Как работает передний и задний стабилизатор поперечной устойчивости?
Конструкция СПУ такова, что он не в состоянии противодействовать угловым продольным и вертикальным колебаниям . А вот с выравниванием легкового транспортного средства по отношению к дорожной плоскости и задний, и передний стабилизатор поперечной устойчивости справляются великолепно. Принцип их действия базируется на выверенном перераспределении между компонентами подвески поступающих на ось нагрузок.
При угловых колебаниях в поперечном направлении (при боковом крене) автомобиля тяги стабилизатора двигаются в разные стороны. В результате одна тяга опускается, а вторая – поднимается. При этом втулки позволяют закручиваться средней части СПУ. Сопротивление описываемого элемента увеличивается при повышении крена кузова, за счет чего и происходит выравнивание машины на дороге. Кроме того, тяги (косточки) обеспечивают более высокое качество сцепления покрышек с дорожным покрытием при прохождении поворотов.
Стабилизатор поперечной устойчивости задней подвески (либо передней) выполняет свои функции тем качественнее, чем большую жесткость имеет его конструкция. Данный показатель зависит от:
- геометрии крепления тяги;
- формы механизма и ее соответствия «изгибам» днища;
- характеристик металла, использованного для изготовления СПУ.
Машина, которая имеет жесткий передний и задний стабилизатор поперечной устойчивости, легко справляется с самыми крутыми поворотами (причем водитель даже не ощущает при их прохождении какого-либо крена).
А перед конструкторами автомобилей открываются новые возможности, ведь они могут монтировать на заднюю и переднюю ось разные по степени жесткости СПУ. Установка стабилизатора поперечной устойчивости той или иной жесткости позволяет добиваться определенного баланса управления транспортным средством.
Достоинства и недостатки СПУ
При явной простоте конструкции интересующего нас механизма (нужна лишь надежная опора для его крепления, качественные втулки из резины, тяги, косточки) он легко справляется с возложенными на него задачами. Но здесь стоит сказать, что СПУ снижает ход независимой подвески и «отбирает» у нее некоторые другие важные свойства. По этой причине установка стабилизатора поперечной устойчивости не осуществляется на внедорожные авто.
При езде на таких вездеходных машинах, оснащенных , по плохим дорогам отмечается утрата контакта колеса с дорогой и его вывешивание. И обуславливается такое негативное явление именно использованием СПУ. Понятно, что автоконструкторы не собираются отказываться от применения стабилизатора и в этих случаях. Сейчас разработано несколько вариантов улучшения конструкции СПУ, предназначенных для внедорожников.
Например, компания «TRW» создала современную систему, состоящую из гидроцилиндров, которые играют роль стоек, датчика бокового ускорения, гидравлического насоса и специального управляющего блока. Данная система, которой не требуются резиновые втулки, отлично зарекомендовала себя как эффективная замена традиционного СПУ.
Также западные автопроизводители стали активно устанавливать на свои машины адаптивные подвески. Эти механизмы дают возможность и вовсе отказаться от СПУ, гарантируя идеальное поведение транспортного средства (без кренов) в любых условиях езды (при ускорении, поворотах, резком торможении и так далее).
Замена и ремонт СПУ – когда требуется и как выполняется?
Ремонт стабилизатора необходимо безотлагательно выполнять в тех случаях, когда его элементы имеют явно выраженную деформацию. Если вы видите, что штанга прогнулась несущественно, рекомендуется аккуратно ее выровнять. А вот при значительных деформациях выходом является ее незамедлительная замена.
Кроме того, ремонт или замена СПУ производятся при потере эластичности (сильной изношенности) подушек механизма, при их некачественном прилегании к стойке. Для того чтобы отремонтировать или установить новые подушки, нужно выполнить следующие действия: выкрутить крепежные болты со скобы, которая держит подушки; подсунуть отвертку под скобу, аккуратно поддеть ее и снять.
- на штанге откручивают гайку, которая удерживает крепежный болт;
- достают втулку (верхнюю);
- двигают из рычага подвески болт стойки (направление – вниз), после чего демонтируют еще две втулки – резиновую и специальную распорную.
По такому же принципу снимают и вторую стойку, выполняют их замену или ремонт, а затем устанавливают в обратной последовательности. Если требуется демонтировать штангу, после снятия стоек нужно будет удалить скобы подушек (эту операцию мы описали ранее), после чего штанга легко покидает место своего размещения.
Стойка стабилизатора передняя и задняя (их также называют тяги, косточки, реже - линки) - это шарнирные элементы, расположенные по концам стабилизирующей балки и обеспечивающие их соединение с подвижными деталями подвески (кулаками, ступицей, рычагами). С их помощью кузов и подвеска автомобиля как бы соединяются в одно целое, при этом динамические характеристики автомобиля улучшаются.
В автомобилях предыдущих поколений стабилизирующий стержень (стабилизатор поперечной устойчивости, СПУ) прикреплялся к нижним рычагам подвески жестко. В таких механизмах в стойках стабилизатора не было необходимости -- его концы прижимались скобами, а колебания гасились за счет резиновых втулок.
В современной ходовой жестко закрепить СПУ не получится, в ней кулаки и ступицы поворачиваются одновременно с колесами.
Кроме обеспечения подвижного соединения, у стоек стабилизатора есть ещё одна важная функция - за счёт их подвижности, СПУ в собранном состоянии получается немного скручен, что увеличивает его жёсткость, и на поворотах эффективность работы стабилизатора увеличивается.
Конструкция стойки стабилизатора
Основные элементы стойки стабилизатора
Стойка стабилизатора поперечной устойчивости представляет собой металлический прут, длиной от 5 до 25 см (реже в роли центральной части стойки выступает металлическая пластинка), с крепёжными элементами на концах. Последние могут быть выполнены либо в виде проушин со втулками, либо в виде шарниров.
Тяги различаются в зависимости от места расположения (на переднем или заднем стабилизаторе), а так же по виду сочетаний крепёжных элементов.
Встречаются сочетания шарнир - втулка, втулка - втулка, шарнир - шарнир, шарнир - резьба.
Стойка стабилизатора задняя обычно короче передней. У современных авто-производителей в наибольшем приоритете стойки с двумя шарнирами на концах.
Шарнирная передняя стойка имеет три варианта исполнения:
- c двумя шарнирами по концам, расположенными симметрично;
- c шаровым пальцем, установленным на один конец стойки, и с резьбой на другом;
- c двумя шарнирами по концам, повёрнутыми на определённый угол друг от друга.
Шарнирные соединения защищают при помощи резиновых пыльчников, на которые нанесена специальная смазка. Она смягчает работу составляющих механизма, и продлевает срок его жизни.
Симметричные стойки одинаково подходят на левую и правую стороны оси, стойки других видов строго индивидуальны, каждая предназначена для определённого колеса, что обязательно нужно учитывать при ремонте.
Расположение детали в автомобиле
Стойки стабилизатора, как было сказано выше, расположены по концам переднего или заднего стабилизатора и соединяют его с подвижными элементами подвески автомобиля, следовательно, искать их нужно непосредственно у колес машины, со внутренней стороны.
Неисправности в работе стоек стабилизаторов
Тяга стабилизатора работает по принципу демпфера, гасящего высокие разнонаправленные усилия. Под постоянным воздействием ударов, при прохождении различных неровностей, шарнирные соединения постепенно разрушаются и детали приходят в негодность. Можно выделить ряд основных причин, по которым стойки приходится заменять:
- Плохое качество дорожного покрытия, ямы, лежачие полицейские.
- Неаккуратное либо экстремальное вождение, резкие входы в поворот и торможение.
- Низкое качество самих стоек, использование вместо высококачественной смазки дешёвых компонентов (многие производители для удешевления используют бесполезный технический вазелин).
- Отсутствие ухода. За стойками, как и за любой другой деталью автомобиля, нужно ухаживать. Для этого следует приобрести в магазине хорошую смазку и периодически промазывать шарнирные соединения.
Признаки наличия неисправностей
Определить неисправности косточек достаточно просто. Особенно сильно они проявляются при езде по неровным дорожным покрытиям. К наиболее очевидным относятся следующие:
- Сильный крен машины на одну сторону (особенно при прохождении поворота).
- Появление нехарактерных стуков при прохождении даже мелких препятствий.
- Автомобиль «ведёт» в сторону, он теряет курсовую направленность, «гуляет» по дороге.
- Кузов сильно раскачивается при торможении и на поворотах.
Чтобы подтвердить неисправность именно стоек можно самостоятельно провести элементарную диагностику.
- Выверните руль максимально, до упора в одну сторону, тем самым освободив пространство для доступа к детали.
- Найдите среднюю часть стойки и попробуйте раскачать её.
- Если люфт сильно ощутим, требуется срочная замена.
Ездить с поврежденными тягами опасно, автомобиль теряет управляемость, становится подвержен большому риску опрокидывания, и непредсказуемо ведет себя при торможении.
Заменить стойки можно в автосервисе, а можно своими руками, этот процесс под силу даже начинающему автолюбителю.
Для осуществления замены косточек своими руками следует приобрести необходимый инструмент:
- Спрей WD 40.
- Набор ключей, головка, трещотки (для нижней косточки), накидной ключ (размер которого можно посмотреть в инструкции к автомобилю).
- Противооткатные упоры.
- Собственно, сами стойки.
Обычно тяги меняются парами
Порядок замены передних стоек стабилизатора:
- Затягиваем ручной тормоз, устанавливаем противооткатные упоры под каждое колесо.
- Приподнимается домкратом передняя часть автомобиля.
- Соединительные элементы обрабатываются спреем WD-40.
- Шестигранником либо головкой с трещоткой придерживается полуось (с торца).
- Откручивается гайка крепления тяги, вынимается старая деталь.
- Место установки зачищается, новая стойка устанавливается.
- Наживляется гайка крепления косточки.
- Автомобиль опускается.
- Гайки затягиваются до конца.
Замена задних стоек (если они предусмотрены в конструкции) производится аналогичным способом.
После пробега в две - три сотни километров, необходимо проверить и подтянуть крепёжную гайку.
Как «продлить» жизнь стоек стабилизаторов: полезные советы