Основной задачей технического обслуживания автомобиля является поддержание его в надлежащем внешнем виде и технически исправном состоянии. Основным отличием технического обслуживания от ремонта является то, что оно является профилактическим мероприятием. Что касается ремонта, то он выполняется при возникновении такой необходимости, т.е. когда явно обозначилась какая-либо неисправность или поломка, затрудняющая либо исключающая возможность эксплуатации транспортного средства.
Техническое обслуживание включает в себя следующие виды работ:
- смазочные;
- регулировочные;
- контрольно-диагностические;
- крепежные;
- заправочные;
- электротехнические.
Помимо перечисленных, при проведении технического обслуживания современного автомобиля могут выполняться и иные виды работ — в зависимости от марки машины, ее состояния, и иных специфических факторов. Отметим, что при техническом обслуживании не обязательно выполняются сразу все перечисленные виды работ — все определяется текущей необходимостью, условиями эксплуатации и рекомендациями завода-изготовителя.
В зависимости от периодичности выполнения работ, их количеству, сложности и трудоемкости существуют следующие виды технического обслуживания автомобилей:
- ежедневное (ТО);
- первое (ТО-1);
- второе (ТО-2);
- сезонное (СО).
Задача ежедневного технического обслуживания заключается в том, чтобы поддерживать автомобиль в надлежащем внешнем виде, отслеживать его заправку топливом, маслом, иными расходными материалами, а также контролировать обеспечение безопасности дорожного движения. Каждый раз перед поездкой водитель должен проверить:
- комплектность автомобиля;
- состояние его кузова;
- наличие и регулировку зеркал заднего вида;
- наличие и читаемость государственных регистрационных номерных знаков;
- исправность дверных замков, а также замков капота и багажника;
- исправность электрооборудования («дворники», приборы освещения и сигнализации);
- герметичность систем питания, смазки и охлаждения и наличие соответствующих расходных жидкостей;
- герметичность гидравлического привода тормозной системы;
- свободный ход рулевого колеса;
- работу контрольно-измерительных приборов.
Помните: если ваш автомобиль попал в дорожно-транспортное происшествие, например, по причине нарушения герметичности гидравлического привода тормозов либо иной неисправности, которая должна быть обнаружена при проверке перед поездкой — вы однозначно будете признаны виновником ДТП, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Первое и второе техническое обслуживание (соответственно ТО-1 и ТО-2) подразумевают выполнение крепежных, очистительных, смазочных, контрольно-диагностических и регулировочных работ. Их необходимо выполнять через определенный пробег автомобиля, в соответствии с указаниями, имеющимися в руководстве по эксплуатации. Кроме этого, важным фактором, влияющим на периодичность выполнения ТО-1 и ТО-2, являются условия эксплуатации автомобиля: тот же воздушный фильтр при езде по пыльным грунтовым дорогам следует менять чаще, чем при езде по качественному асфальтовому покрытию.
Что касается сезонного технического обслуживания, то оно выполняется два раза в год, чтобы подготовить автомобиль к эксплуатации в холодное и в теплое время года. Например, частью СО является «переобувание» автомобиля в зимнюю резину — перед наступлением холодного времени года, и в летнюю — по окончании зимнего сезона. В некоторых российских регионах (как правило, северных) вместо летнего моторного масла заливают зимнее, в преддверии зимы многие водители выполняют антикоррозийную обработку кузова, и т.д.
Любое транспортное средство нуждается в регулярном проведении технического обслуживания – комплекса мероприятий, направленных на поддержание работоспособности и эксплуатационных характеристик всех узлов и агрегатов ТС. Регулярное техническое обслуживание очень важно для грузовых автомобилей, так как они постоянно подвергаются серьезным нагрузкам, и если вовремя не произвести обслуживание, то ресурс грузовика резко сократится. Так что ТО – это важное мероприятие, которое влияет на эффективность применения автомобиля, затраты на его эксплуатацию и ремонт.
ТО грузовых автомобилей отличается от обслуживания других типов транспортных средств, оно имеет свои особенности, о которых должен знать каждый владелец грузовика. Причем здесь не имеет значение марка, модель и производитель автомобиля – в ТО одинаково нуждаются и отечественные, и зарубежные грузовики всех классов. Поэтому здесь мы посмотрим на то, как проводится техническое обслуживание грузовиков без привязки к их типам, маркам и моделям.
Стандарты и требования по проведению ТО грузовых автомобилей
Мало кто из автовладельцев знает, что периодичность регламентного технического обслуживания и ряд других аспектов ТО автомобилей – это не прихоть автопроизводителей и дилеров, а мера, регламентированная государственным стандартом. В частности, в России сегодня действует стандарт ГОСТ 21624-81 «Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий», который среди прочего устанавливает сроки проведения ТО, а также прописывает ряд требований к конструкции автомобилей и проведению их технического обслуживания.
Однако никто не мешает производителям автомобилей устанавливать свои сроки и требования по ТО, но, как показывает практика, стандарт хорошо отражает действительное положение дел и устанавливаемые им сроки регламентного ТО и требованиям вполне соответствуют срокам и требованиям автопроизводителей.
Периодичность планового технического обслуживания
Стандарт ГОСТ 21624-81 устанавливает три вида технического обслуживания транспортных средств:
Ежедневное обслуживание (ЕО);
Первое ТО (ТО-1);
Второе ТО (ТО-2).
Также стандарт устанавливает и периодичность регламентного технического обслуживания (или межсервисный интервал), она измеряется в километрах пробега транспортного средства. Если говорить конкретно о грузовых автомобилях, то периодичность различных видов ТО следующая:
ЕО – каждый день (раз в сутки);
ТО-1 – не менее 4000 км;
ТО-2 – не менее 16 000 км.
Сразу нужно отметить, что стандарт не определяет периодичность обслуживания, которое должно проводиться в период обкатки автомобиля – здесь за все отвечает производитель. Однако для грузовых автомобилей обкатка длится в среднем 1000 км, причем многие производители при достижении такого пробега рекомендуют произвести замену моторного, а иногда и трансмиссионного масла. Ряд производителей рекомендует выполнять первое ТО только при пробеге 4000 км, однако так поступать рекомендуется только тем водителям, которые полностью соблюдали рекомендации по обкатке автомобиля, в противном случае ресурс двигателя и трансмиссии резко сократится, что чревато серьезными затратами в будущем. Так что для большей надежности и безопасности лучше произвести некоторые работы по обслуживанию при пробеге в 1000 – 1500 км.
Также стандартом не устанавливается и еще один вид ТО, которое по факту присутствует в России – сезонное техническое обслуживание (или СТО). Оно проводится раз в полгода весной и осенью, и необходимо для подготовки автомобиля к предстоящим сезонным изменениям климатических условий.
Однако из любого правила есть исключения. Например, многие актуальные модели европейских и американских грузовых автомобилей, в том числе и Iveco, обладают увеличенным межсервисным интервалом, который может достигать 40 – 60 тысяч км. Речь идет о ТО-2, при котором производится замена моторного масла и другие мероприятия. И сразу нужно заметить, что это не идет вразрез с требованиями стандарта, так как в нем указан минимальный пробег между ТО-2, а про максимальный ничего не сказано.
Хотя и это – не предел. Многие грузовики и магистральные тягачи имеют межсервисный интервал 80 – 100 тысяч км, однако здесь есть одно «но» - такой интервал установлен только для автомобилей, эксплуатируемых в Европе, для России это совершенно неприемлемо. В нашей стране грузовики сталкиваются с рядом негативных факторов, которые приводят к увеличенному износу двигателя и других агрегатов – низкокачественное топливо, плохое состояние дорог, наконец, некачественный сервис и т.д. И если для того же Iveco Eurocargo или Trakker руководствоваться европейскими нормами на периодичность обслуживания, то грузовик просто не «доживет» до следующего ТО, а если и «доживет», то потребует больших затрат на ремонт.
Здесь уместен вопрос, с какой же периодичностью лучше всего проводить техническое обслуживание автомобиля? Все зависит от возраста автомобиля и некоторых других факторов. Если грузовик новый и еще находится на гарантии, то сервис нужно посещать в сроки, установленные дилером. Для старых автомобилей межсервисный интервал выбирают сами владельцы, но и в этом случае стоит придерживаться либо сроков дилера, либо рекомендаций производителя, либо указанного выше стандарта.
Примерный состав работ при ЕО, ТО-1, ТО-2 и СТО
Итак, что входит в состав работ по техническому обслуживанию? Все зависит от пробега, то есть – от вида ТО.
Ежедневное обслуживание. При ЕО проводится осмотр автомобиля на предмет целостности отдельных механизмов и на наличие поломок, проверяется работоспособность тормозной системы, осветительных приборов и других механизмов, измеряется давление в шинах, а также осуществляется мойка автомобиля и его заправка (при необходимости). То есть, ЕО направлено на то, чтобы автомобиль без каких-либо проблем вышел в рейс и выполнил поставленные задачи.
Первое ТО. При ТО-1 проводится проверка уровня всех технических жидкостей (масел, охлаждающей жидкости и т.д.), а также регулировка различных механизмов – рулевого управления, привода сцепления, свободного хода педали тормоза и других. Наконец, при ТО-1 осуществляется смазка требующих того узлов, агрегатов и механизмов. Смазочные работы проводятся согласно карте, которая должна иметься в автомобиле или в сервисе официального дилера.
Второе ТО . При ТО-2 проводятся те же работы, что и при ТО-1, а также и ряд иных мероприятий. В первую очередь – замена моторного масла. Нередко именно во время ТО-2 производится разборка и ремонт некоторых узлов, которые при ТО-1 просто подвергались регулировкам и смазке. Обычно указанный для данного конкретного автомобиля межсервисный интервал соответствует времени между проведением ТО-2.
Сезонное ТО. Мероприятия по СТО зависят от времени его проведения. Так, осенью во время СТО необходимо подготовить автомобиль к эксплуатации в холодное время года (то есть, при отрицательных температурах воздуха). Для этого в систему охлаждения заливается антифриз (хотя в большинстве современных автомобилей вода уже практически не используется), в бачок омывателя – незамерзающая жидкость, а в двигатель – масло пониженной вязкости (хотя это требуется далеко не всегда). Также обязательно проверяется и при необходимости корректируется плотность электролита аккумуляторов. Наконец, осенью необходимо слить конденсат из ресиверов пневмосистемы и заменить осушители (в дальнейшем, при наступлении мороза, слив конденсата рекомендуется проводить не реже раза в неделю). Весной объем работ по техническому обслуживанию меньше, так как к эксплуатации в теплое время года грузовики приспособлены гораздо лучше, чем в холодное.
Таким образом, в течение года владелец грузового автомобиля проводит несколько различных видов ТО. Как показывает практика, среднегодовой пробег грузовиков в России колеблется от 40 000 км (при умеренной эксплуатации) до 250 000 км (при активной эксплуатации без простоев), а в среднем годовой пробег составляет порядка 100 000 км. Значит, в среднем грузовик два, а иногда и три раза за год проходит ТО-2, что требует соответствующих затрат. Однако избежать этого нельзя – без обслуживания автомобиль быстро выработает ресурс и потребует еще более крупных расходов.
Основная цель первого технического обслуживания (ТО-1) – предотвращение случайных поломок, которые могут вывести из строя транспортное средство, увеличить расход топлива и смазочных материалов, или повысит уровень загрязнения окружающей среды. Операции технического обслуживания №1 (ТО-1) проводят через 1500, 3000 и 5000 км., но не менее двух раз в год.
При этом выполняются следующие виды работ:
1.Моечно-уборочные работы: уборка салона, мойка и сушка автомобиля.
2.Контрольно-диагностические работы:
Проверка действия рабочей тормозной системы на одновременное срабатывание и эффективность торможения;
Действия стояночной тормозной системы;
Тормозного привода;
Свободный ход рулевого колеса и зазора в соединениях рулевого привода;
Состояние шин и давления воздуха в них;
Приборов освещения и сигнализации.
3.работы осмотровые:
Осмотр и проверка кузова;
Осмотр и проверка стекол;
Осмотр и проверка номерных знаков;
Осмотр и проверка обивки сидений;
Действие дверных механизмов;
Действие стеклоочистителей;
Действие зеркал заднего вида;
Проверка герметичности соединений смазочной системы;
Проверка герметичности соединений системы охлаждения;
Проверка герметичности соединений гидравлического привода;
Проверка выключения сцепления;
Проверка резиновых защитных чехлов шарниров;
Проверка рулевой тяги;
Проверка величины свободного хода педалей сцепления и тормоза;
Проверка натяжения ремня вентилятора;
Проверка уровня тормозной жидкости в питательных бачках главного тормозного цилиндра т привода включения сцепления;
Проверка пружин и рычага в передней подвеске;
Проверка штанг и стоек стабилизатора поперечной устойчивости.
Кроме этих работ, во время технического обслуживания №1 (ТО-1) выполняют следующие виды работ:
Очищают от грязи и проверяют приборы системы питания и герметичность их соединений;
Проверяют действие привода, полноту закрывания и открывания дроссельной и воздушных заслонок;
Регулируют работу карбюратора на режимах малой частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Техническое обслуживание №2 (ТО-2).
Второе техническое обслуживание (ТО-2), по сути, преследует те же цели, что и ежедневное обслуживание (ЕО) или техническое обслуживание №1 (ТО-1). Операции технического обслуживания №2 (ТО-2) рекомендуют проводить не реже одного раза в год. Основное отличие заключается в сложности и объемах работ. Крепежные, смазочные, диагностические и регулировочные работы, в данном случае, проводятся со снятием некоторых деталей. Перед выполнением ТО-2 или в процессе его необходимо проводить углубленное диагностирование всех основных агрегатов, узлов и систем автомобиля для установления их технического состояния, определяя характер неисправностей, их причин, возможность эксплуатации данного агрегата, узла или системы. Проверка и обслуживание составных частей производится с помощью специального оборудования.
Диагностика Д-1 и Д-2.
Одним из элементов технологического процесса ТО и ремонта является диагностика, которая служит для определения технического состояния автомобилей, их агрегатов и узлов без разборки. Специфическим свойством, отличающим диагностику от обычного определения технического состояния, является не повышение точности его оценки, а выявление скрытых неисправностей без разборки автомобиля. В настоящее время существуют два варианта выполнения диагностических работ: совместно с ТО и ремонтом или на специализированных постах и линиях диагностики.
Диагностику Д-1 применяют для проверки узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения. Такой вид диагностирования выполняется перед ТО-1. Обоснованным является проведение контрольно-диагностических работ перед ТО-2 в зоне или на посту диагностики с целью регулирования технологического процесса и выделения из массы автомобилей, поступающих на ТО-2, тех, которые имеют значительный объем технических работ большой трудоемкости. Этот вид диагностики называется углубленной диагностикой Д-2, выполняемой на посту с использованием стенда для проверки тяговых качеств автомобилей. При осмотре выявляются проблемные узлы, агрегаты автомобиля.
3.3.2. Детальный перечень регламентных работ при техническом обслуживании автомобиля ВАЗ-2107 .
Детальный перечень регламентированных работ при техническом обслуживании автомобиля ВАЗ-2107:
Подтяжка болтов крепления корпуса подшипников распределительного вала;
Подтяжка болтов и гаек крепления узлов и агрегатов двигателя;
Регулировка цепи привода газораспределительного механизма;
Очистка фильтра карбюратора и топливного насоса;
Промывка и продувка деталей карбюратора, регулировка уровня топлива в поплавковой камере;
Очистка и промывка шланга вентиляции картера и пламегасителя;
Замена фильтрующего элемента воздушного фильтра;
Замена топливного фильтра;
Регулировка зазоров между рычагами и кулачками распределительного вала;
Регулировка холостого хода с контролем токсичности отработавших газов;
Промывка системы смазки двигателя;
Замена масляного фильтра и масла в картере двигателя;
Замена охлаждающей жидкости;
Замена свечей зажигания;
Замена датчика концентрации кислорода;
Замена масла в коробке передач и заднем мосту;
Смазка шлицевого соединения карданного вала со стороны эластичной муфты;
Замена рабочей жидкости в гидроприводе сцепления;
Подтяжка креплений узлов и агрегатов;
Замена смазки и регулировка зазоров в подшипниках ступиц передних колес;
Регулировка углов установки передних колес;
Проверка состояния шин;
Состояние тормозных шлангов, трубок и соединений;
Проверка колодок тормозных механизмов передних колес;
Проверка колодок тормозных механизмов задних колес;
Замена тормозной жидкости в гидроприводе тормозов;
Проверка работоспособности регулятора давления тормозов;
Очистка и смазка выводов и клемм проводов аккумуляторной батареи;
Смазка распределителя зажигания;
Регулировка направления пучков света фар;
Зачистка коллектора стартера. Проверка износа и прилегающих щеток;
Зачистка контактных колец генератора, проверка износа и прилегания щеток;
Смазка трущихся деталей кузова;
Прочистка дренажных отверстий кузова;
Смазка троса привода замка капота.
3.3.2.1. Подтяжка болтов крепления корпуса подшипников распределительного вала двигателя модели 2106 .
Порядок затяжки гаек крепления корпуса подшипников распределительного вала двигателя мод. 2106 (рисунок 2)
Рис.2 Подтяжка болтов крепления корпуса подшипников распределительного вала двигателя мод.2106.
Момент предварительной затяжки болтов 1–10 должен быть 34–42 Н·м (3,4–4,2 кгс·м), а окончательной – 98–121 Н·м (9,8–12,1 кгс·м), болта 11–32 - 40 Н·м (3,2–4,0 кгс·м).
Момент окончательной затяжки гаек крепления корпуса подшипников распределительного вала равен 19–23 Н·м (1,9-2,3 кгс·м).
Что касаемо ТО-1:О порядке производства технического обслуживания ТО-1 локомотивов и моторвагонного подвижного состава на Западно-Сибирской железной дороге.
1. Общие требования:
1.1. ТО-1 локомотивов, моторвагонного подвижного состава (МВПС) выполняется локомотивными бригадами при приемке-сдаче локомотивов на железнодорожных путях основного или оборотного локомотивного депо, в пунктах смены локомотивных бригад на станционных путях, при остановках на промежуточных железнодорожных станциях, в ожидании работы и вводе в работу, при экипировке локомотивов.
Перечень работ является обязательным для локомотивных бригад на всем участке обращения локомотива. (Перечень дополнительных работ по техническому обслуживанию электровозов и тепловозов, МВПС локомотивными бригадами приведен в приложениях 1, 2, 3, 4, 5 настоящего Распоряжения).
1.2. Ответственность за качественное выполнение ТО-1 локомотивов, МВПС и соблюдение правил техники безопасности возлагается на машиниста, сдающего локомотив.
1.3. Перечень работ по техническому обслуживанию локомотивов с распределением их между локомотивными бригадами на участках их обращения должен находиться на каждом локомотиве в кабине машиниста, и принимающая бригада обязана контролировать выполнение указанных в нем работ сдающей бригадой.
1.4. О приемке и сдаче локомотива, МВПС, машинисты обязаны сделать запись в журнале формы ТУ-152 с указанием выполненных циклов ТО-1, времени приемки и утвердив своими подписями.
2. Приемка локомотивов
2.1. Принимающая локомотив бригада обязана по журналу формы ТУ-152 проверить даты выполнения последнего технического обслуживания TO-2, проверки АЛСН, КЛУБ и радиосвязи, ознакомиться с замечаниями локомотивной бригады, сдающей локомотив, и с записями о выполнении ремонта по этим замечаниям.
2.2. При осмотре локомотивов, МВПС всех серий и модификаций принимающая локомотивная бригада обязана:
2.2.1. проверить результат выполнения ТО-1 сдающей локомотивной бригадой и в случае, если работы выполнены с низким качеством или не выполнены, сделать об этом запись в журнал формы ТУ-152, устранить выявленные замечания и по окончании поездки предоставить письменный рапорт заместителю начальника депо по эксплуатации для проведения разбора;
2.2.2. осмотреть механическую часть локомотива (МВПС), обратив особое внимание на состояние бандажей колесных пар, рессорного подвешивания, автосцепных устройств, предохранительных устройств от падения деталей на путь, состояние болтов крепления кожухов зубчатой передачи и шапок моторно-осевых подшипников;
2.2.3. проверить состояние тормозной рычажной передачи, выход штоков тормозных цилиндров и другого тормозного оборудования в соответствии с Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог;
2.2.4. проверить состояние буксовых узлов колесных пар локомотива (МВПС), температуру их нагрева. При этом необходимо проверять надежность болтовых креплений, состояние резино-металлических поводков, отсутствие трещин в корпусах и крышках букс, целостность наличников букс и их крепление. Признаком перегрева подшипникового узла является подгорание и изменение цвета его окраски, вытекание смазки и т.п.;
2.2.5. осмотреть крышевое оборудование (для электровозов, МВПС), без подъема на крышу;
2.2.6. убедиться в правильности работы электрических аппаратов, вспомогательных машин, четкости работы токоприемников при их подъеме и опускании;
2.2.7. проверить работу звуковых приборов, прожектора, буферных фонарей, освещения;
2.2.8. проверить наличие песка и работу песочниц;
2.2.9. проверить наличие масла в компрессорах, топлива, воды и масла (на тепловозе), показания счетчика (для электровозов, МВПС);
2.2.10. удалить конденсат из резервуаров, влагосборников, маслоотделителей пневматического оборудования, убедиться в отсутствии конденсата в картере дизеля открыванием вентиля на сливной (заправочной) трубе, произвести слив масла из воздухоохладителей при работающем дизеле;
2.2.11. убедиться в исправности контрольно-измерительных приборов и сигнальных ламп на пульте управления;
2.2.12. проверить наличие и исправность инструмента, инвентаря, запасных частей и материалов, приспособлений для сборки аварийных схем, сигнальных принадлежностей, количество и номера тормозных башмаков (которые должны быть занесены в журнал формы ТУ-152 или другом документе, находящемся на локомотиве), защитных средств, обтирочных и смазочных материалов, средств снегозащиты и при необходимости пополнить их, если локомотив (МВПС) принимается в основном локомотивном депо или пункте оборота;
2.2.13. после запуска проверить работу дизель-генераторной установки тепловоза, обратив внимание на наличие посторонних шумов и повышенных вибраций;
2.2.14. произвести проверку АЛСН (на кодированном участке), радиосвязи, устройств обеспечения безопасности движения и сделать соответствующую запись в журнале формы ТУ-152;
2.2.15. проверить работоспособность гребнесмазывателя и устройства контроля плотности тормозной магистрали;
2.2.17. проверить наличие медикаментов в аптечке, согласно перечню, установленному Департаментом здравоохранения МПС России.
Хорошо, когда автомобиль безотказно готов к поездкам на любые расстояния. И обеспечить эту безотказность позволяет техническое обслуживание — регулярное, тщательное, проводимое в соответствии с инструкцией производителя вашей модели.
Виды ТО
Все мероприятия по уходу за автомобилем подразделяются по степени серьезности на 3 основных категории, но (это важно!) все они являются частью целого. Надлежащее комплексное ТО состоит из:
- ежедневного , в которое входят визуальный осмотр, устранение обнаруженных при нем неисправностей, пополнение рабочих жидкостей, проверка работоспособности рулевого управления и осветительных приборов, чистка кузова, салона, колес, воздушных фильтров и т. д.;
- периодического , представляющего собой ряд мероприятий, направленных на выявление возможных неисправностей с устранением их причин, и подразделяющегося еще на две категории — ТО-1 и ТО-2;
- сезонного , проводящегося дважды в год, перед началом летнего и зимнего сезонов, и заключающегося в подготовке автомобиля к ним.
Чаще всего владелец авто даже не задумывается, что пополняя бак и наводя порядок в салоне, на самом деле проводит ежедневное ТО, а меняя зимнюю резину на летнюю, выполняет часть сезонного, которое, кстати, можно успешно совместить с очередным ТО-2. Но если разница между ежедневным и сезонным обслуживанием очевидна, то отличия двух видов периодического нередко остаются загадкой, особенно для водителей-новичков. Чтобы понять, в чем заключаются основные отличия ТО-1 и ТО-2, необходимо четко представлять, какие мероприятия входят в каждое из них.
Особенности ТО-1
ТО-1 (первое техническое обслуживание) проводится через каждые 8-10 тыс. км пробега. Точные сроки проведения указываются производителем в сопроводительной документации к автомобилю. Важно помнить, что эти указания являются лишь рекомендациями и касаются только щадящего режима эксплуатации транспортного средства. То есть при использовании машины в неблагоприятных условиях, агрессивном стиле вождения, повышенных нагрузках на автомобиль, частых поездках по бездорожью и при других условиях, которые приводят к быстрому износу деталей, узлов, механизмов, следует сократить промежутки между очередными ТО-1. Проще говоря, хотите, чтоб ваше авто было всегда на ходу — проводите ТО-1 регулярно и как можно чаще.
Перечень работ, входящих в ТО-1, довольно обширен, но многие из них не требуют особых трудозатрат: их вполне можно проводить своими силами — если есть опыт, время и желание. В первое ТО входят следующие мероприятия:
- весь комплекс ЕО (ежедневного обслуживания);
- проверка и, при необходимости, корректировка хода педалей, надежности креплений, состояния рулевого управления, колес, тормозной и других систем;
- регулировка на холостом ходу частоты вращения коленвала;
- контроль уровня и состава выхлопных газов;
- регулировка ремней генератора, замена износившихся;
- устранение выявленных в ходе проверок неисправностей.
Каждое второе ТО-1 следует расширить:
- проверив работу аккумулятора и очистив его;
- проверив состояние креплений глушителя и подвески;
- проверив герметичность системы охлаждения;
- подтянув фланцы полуосей и ступиц;
- очистив воздушные и заменив масляные фильтры;
- отрегулировав фары.
Особенности ТО-2
ТО-2 (второе техническое обслуживание) проводится реже первого, но отличается от него трудоемкостью и масштабностью необходимых работ, так как целью является выявление всех возможных неисправностей, изношенных деталей, сбоев регулировки и устранение обнаруженных недочетов. Для максимальной эффективности таких мероприятий рекомендуется предварительная полная диагностика автомобиля.
Периодичность ТО-2 — приблизительно через каждые 16-20 тыс. км пробега. При наличии неблагоприятных факторов рациональнее будет уменьшить эти промежутки.
Перечень обязательных при ТО-2 работ включает в себя полный список мероприятий ТО-1, а также тщательный осмотр, проверку, регулировку всех узлов и систем автомобиля с последующим устранением обнаруженных неисправностей. Трудоемкость и ответственность второго технического обслуживания требуют опыта, профессионализма, а главное — наличия специальных оборудования, инструмента и условий, поэтому ТО-2 рекомендуется проводить в сервисных автоцентрах, имеющих хорошую репутацию.
Таким образом, ТО-1 и ТО-2 это ступени одной лестницы, а не взаимоисключающие элементы. Необходимо четко следовать графику прохождения ТО, который в перспективе может выглядеть следующим образом:
Своевременное и тщательное проведение очередного ТО — гарантия долговечности и безотказности вашего автомобиля!
Об особенностях обслуживания для конкретных моделей авто Вы можете узнать из серии наших статей "Готовимся к ТО":
- CHEVROLET AVEO (с 2011 по настоящее время) |
- Chevrolet Niva с 2009 г по настоящее время |
- Chevrolet Cruze c 2009 года по настоящее время |
- Ford Focus III с 2011 года по настоящее время |
- Ford Focus III с 2011 года. Набор к ТО |
- Ford Fusion c 2002 года по настоящее время |
- Great Wall Hover H5 с 2010 г. по настоящее время |
- Honda CR-V с 2013 года по настоящее время |
- Hyundai Solaris с 2010 года по настоящее время |
- Hyundai Solaris с 2010 года. Набор к ТО. |
- KIA RIO с 2011 г по настоящее время |
- KIA Sportage (с 2010 г. по настоящее время) |
- LADA GRANTA с 2011 г. по настоящее время |
- LADA Kalina |
- LADA Priora |
- LAND ROVER Freelander II с 2006 по 2014 гг |
- Mitsubishi Outlander XL c 2006 по 2012 |
- NISSAN Murano с 2007 по настоящее время |
- OPEL Astra с 2010 г. по настоящее время |
- Renault Sandero (с 2007 по настоящее время) |
- Renault Logan с 2004г. Набор к ТО |