Что такое vin или номер кузова. Что такое вин код автомобиля, для чего нужен VIN-код и как расшифровать

Что такое vin или номер кузова. Что такое вин код автомобиля, для чего нужен VIN-код и как расшифровать

12.06.2019

Каждый владелец автотранспортного средства когда-нибудь сталкивается с понятием VIN автомобиля (он же — ВИН код). Его, например, нужно предоставлять при регистрации в ГИБДД, оформлении страхового полиса, розыске угнанной машины, приобретении запасных частей. Покупая автомобиль, даже новый, совсем не лишним будет понимать информацию, заложенную производителем в этот код. Это поможет не поддаться на обман во время заключения сделки купли-продажи.

Табличка с ВИН кодом автомобиля выглядит примерно так

ВИН код автомобиля включает в себе набор из 17-ти символов (разрешены строго буквы латиницы и арабские цифры). Не используются буквы I, Q, O – из-за похожести написания цифр 1 и 0. Каждая позиция кода заключает в себя зашифрованную информацию, например, о марке, модели, двигателе, годе выпуска и т.п. Любой код является уникальным по всему миру (как отпечатки пальцев или ДНК), позволяя однозначно идентифицировать автомобиль и его характеристики независимо от того кем и где он произведен. Поэтому не удастся выдать машину за то, чем она не является.

Итак, что такое vin автомобиля разобрались. Теперь нужно научиться читать его и применять на практике.

Что прячется в ВИН коде

Структурно строка ВИН кода состоит из последовательно расположенных секций (всего их три), названия которых определяются следующими аббревиатурами:

  1. WMI (от World Manufacturers Identification – индекс производителя, единый во всем мире) представлен тремя символами и идентифицирует месторасположение и торговую марку производителя автомобиля.
  2. VDS (от Vehicle Description Section – раздел описания автомобиля) включает в себя 6 символов и содержит описание характеристик автомобиля, например, модель, модификацию двигателя, вид кузова и т.п. Состав предоставляемой здесь информации определяется каждым изготовителем самостоятельно.
  3. VIS (от Vehicle Identification Section – раздел опознавания автомобиля) состоит из 8-ми знаков, определяющих год выпуска, серийный номер, завод-производитель (в крупных компаниях).

Рассмотрим каждую позицию ВИН кода в отдельности.

Как расшифровать ВИН код

Как правило, при наличии необходимых сведений, расшифровка вин кода автомобиля не вызывает особых трудностей. С одной оговоркой: если машина не «моложе» 1980 года выпуска, т.к. единый стандарт на VIN появился именно в этом году. Ранее производители автомобилей действовали на свое усмотрение. И опять «но»: чтобы расшифровать ВИН код, его необходимо сначала найти. :-))

На рынке встречаются заготовки, которые, при известной сноровке, могут превратиться в ВИН код

Производители располагают Вин код в различных местах кузова автомобиля, обычно недоступных снаружи. В сравнительно новых моделях, как правило, код можно увидеть на стойке водительской двери либо на панели приборов (в обоих случаях код можно рассмотреть через лобовое стекло. Но не существует правил без исключений: в более «древних» машинах табличку с ВИН кодом можно обнаружить на дверном пороге, а в «очень крутых тачках» – спрятанной внутри приборной панели. Как только VIN найден, можно приступать непосредственно к его расшифровке.

Расшифровка WMI (позиции 1÷3)

  • 1 – страна (регион, географическая зона);
  • 2 – производитель автомобиля (если компания небольшая и выпускает меньше чем 500 единиц транспортных средств за год, то всегда ставится значение «9»);
  • 3 – подразделение компании-производителя автомобиля (либо тип транспортного средства).

Возможно вам окажутся полезными таблицы для расшифровки WMI: , . Они помогут пробить машину по вин коду на первоначальном этапе расшифровки.

Примечание. В некоторых случаях у производителя может быть более одного WMI. Но два разных производителя никак не могут числиться под одним WMI. Стандартом закреплено положение, что если производитель «приказал долго жить», то его идентификатор можно отдать другой компании не ранее, чем через 30 лет.

Расшифровка VDS (позиции 4÷9)

  • 4 — тип кузова;
  • 5 – тип двигателя;
  • 6 – модель;
  • 7, 8 – любые сведения на выбор изготовителя автомобиля. К примеру, вид кузова, системы тормозов, кабины и т.п. Если производитель не использует все позиции 4÷8, то пустые заполняются нулями;
  • 9 – значение контрольной суммы ВИН кода, т.е. проверяется его подлинность. Контрольную сумму можно рассчитать самостоятельно. Для этого нужно все буквы, встречающиеся в коде, заменить на цифры следующим образом:

Теперь перемножаем значение каждой позиции на ее вес и все суммируем. Полученный результат делим на 11.

Значение контрольного символа может принимать значения от 0 до 9, а также Х

Остаток, полученный после деления, является контрольным значением в позиции 9 ВИН кода. Когда остаток равен десяти, то ставится «Х». Приведем пример вычисления значения контрольной суммы:

  1. Имеется код VIN: 1G1BL52P7TR115520 (значение «7» в позиции 9 является контрольным).
  2. После замены букв на цифры код приобретает вид: 17123527739115520.
  3. Каждая позиция VIN имеет свой множитель: 8-7-6-5-4-3-2-10-0-9-8-7-6-5-4-3-2.
  4. Производим вычисления: (1х8) + (7х7) + (1х6) + … + (2х3) + (0х2) = 337.
  5. Результат делим на 11: 337 / 11 = 30 (получили целое значение).
  6. Остаток от деления составит: 337 — (30х11) = 7. Эта семерка является искомым значением контрольной суммы.

Можно воспользоваться для вычисления контрольного значения одним из онлайн-калькуляторов, но надежнее все же проделать это вручную.

Расшифровка WIS (позиции 10÷17)

Можно воспользоваться программами, автоматизирующими расшифровку ВИН кода

  • 10 – модельный год (т.е. год постановки данной модели автомобиля на конвейер). Не следует путать с годом выпуска. Обозначение имеет 30-ти летний цикл (первые 21 год обозначаются буквами, следующие 9 – цифрами). Затем все повторяется. Таким образом, получаем следующие значения; 1980 (А) … 2000 (Y), 2001 (1) … 2009 (9), 2010 (А) … 2030 (Y) и т.д. Если модель начала выпускаться в последней трети года (сентябрь-декабрь), то производителю разрешается указывать следующий модельный год;
  • 11 – содержит сведения о заводе, который собрал автомобиль;
  • 12-17 – серийный номер авто по внутри заводскому учету. Имеет смысл для людей, которые покупают либо продают раритетный автомобиль: разница между серийниками 000001 и 000002 выливается в немалое количество долларов.

Заметьте, что последние 4 символа кода (а для США – 5) всегда содержат только цифры. Для того, чтобы произведенная вами проверка авто была самой полной и точной последуйте одному совету. Определив по WMI страну и производителя автомобиля, найдите соответствующий официальный сайт. С него нужно взять сведения, которые зашифрованы в позициях 4-8, а иногда и в 10, 11. Связано это с тем, что некоторые автомобильные компании, к сожалению, довольно-таки вольно трактуют положения стандарта.

Основные положения и структура VIN-кода сформулированы в соответствии со стандартом ISO 3779-1983, принятым в феврале 1977 года и описывающим формат Vehicle Identification Number (идентификационный номер транспортного средства), сокращенно VIN,

VIN занимает первые семнадцать позиций номера кузова. В состав VIN входят три самостоятельные части:

World Manufacturers Identification (WMI ) -мировой индекс изготовителя
Vehicle Description Section (VDI ) - описательная часть
Vehicle Identification Section (VIS) - отличительная часть

· WMI представляет собой код, назначаемый изготовителю с целью его идентификации. Код состоит из трех знаков: первый означает географическую зону, второй - страну в этой зоне, третий - определенного изготовителя.
· VDS - это второй раздел VIN и состоит он из шести знаков, описывающих свойства автомобиля. Сами знаки, последовательность их расположения и их смысл определяет изготовитель. Неиспользованные позиции изготовитель вправе заполнить выбираемыми по собственному усмотрению знаками.
· VIS представляет собой состоящий из восьми знаков третий раздел VIN, причем последние четыре знака этого раздела обязательно должны быть цифрами. Если изготовитель пожелает включить в состав VIS обозначение модельного года или сборочного завода, рекомендуется помещать обозначение модельного года на первую позицию, а обозначение сборочного завода - на вторую.

За исключением последних четырех позиций VIN имеет алфавитно-цифровую структуру. Для его составления разрешается использовать следующие арабские цифры и латинские буквы:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
A B C D E F G H J K L M N P R S T U V W X Y Z

Буквы I, O и Q не используются ввиду со схожестью с цифрами 0,1

В соответствии со стандартом ISO 3779, девятая позиция 17-значного номера отводится для проверочной цифры. Она получается путем арифметических манипуляций над остальными 16 цифрами VIN.

При составлении VIN правил вычисления проверочной цифры придерживаются все американские фирмы и все другие фирмы для автомобилей, поставляемых на рынок США. Однако, некоторые европейские фирмы, в частности BMW, придерживаются ISO и на европейских автомобилях.

Проверка правильности VIN позволяет в частности с большой степенью надежности определить перебитый номер, поскольку как правило подделываются "похожие" цифры и буквы, а в этом случае затруднительно подогнать новый VIN под проверочную цифру.

Что обозначают буквы и цифры VIN кода

Что такое VIN code ?

Любой автомобиль, сошедший с конвейера имеет свои регистрационные данные(технический паспорт и свидетельство о регистрации и т.д.)-- номера, выбитые на агрегатах. Документы легко подделать. Конечно, можно уничтожить и номера. Автомобильные регистрационные номера можно спилить, стереть, выбить новые, но, тем не менее, именно на их подделке чаще всего попадаются торговцы крадеными машинами.

Благому делу идентификации автомобиля могут служить лишь номера, нанесенные на те узлы, которые законодательно имеют статус идентификационных. До недавнего времени таковыми считались двигатель, кузов и шасси. Сейчас, как правило, только кузов, в номере которого закодирована вся информация об автомобиле и его отдельных агрегатах.

С начала 80-х годов большинство фирм предпочитает использовать общий для всего автомобиля 17-значный буквенно-цифровой индекс(до 80 годов 7-значный) - в странах СНГ он называется ИНА (идентификационный номер автомобиля), на Западе -- VIN (Vehicle Identification Number). Чтобы составить общее представление о том, по каким принципам строится VIN, подробно рассмотрим что означают цифры и буквы VIN кода.

До 80 годов почти все автомобили идентифицировались по 7-значному номеру шасси, состоявшему только из цифр. С начала 80-х автопроизводители, сочтя такую идентификацию не слишком информативной, перешли на 17-значный буквенно-цифровой индекс.

Пример 1.WBA 4711 000 7817 985

Первые 3 позиции - международный код производителя, где W-фирма производитель - Германия (WBA - собственно BMW; WBS - BMW-Motorsport).

Пример 2. WAUZZZ44ZEN096063

Первые 3 позиции - международный код производителя, W-Германия,AU-собственно AUDI

Позиции 4-6 указываются только на автомобилях, поставляемых на американский рынок. У европейских машин на этом месте пишут три литеры Z, которые недобросовестные продавцы иногда пытаются представить как обозначение тройной оцинковки кузова.

Пример 3. WVWDB4505LK234567

W-Германия, VW-собственно VW.

С 11-й по 17-ю в этих примерах - порядковый номер изделия.

Остальные порядковые номера во всех примерах означают тип транспортного средства, тип кузова, систему ремней безопасности, модель автомобиля, модельный год, место сборки, дату выпуска.

К примеру, идентификационный номер BMW подвергался переделке в 1980, 1983, 1989 годах. Порядковый номер изделия, бывший до этого 7-значным, сделали 5-значным, а перед ним, на 12-й позиции, стали писать букву, обозначающую партию изделий.

Освободившуюся 11-ю позицию заняли под код завода-изготовителя и т.д.

Для достоверной идентификации автомобиля полиции и таможне достаточно 7 последних символов.

При большом желании (хотя это очень трудно) можно опознать машину и по другим номерам. Например, по номеру двигателя. До сентября 1984 года он, за редкими исключениями, совпадал с 7 последними символами VIN (потом количество знаков в номере мотора было увеличено до 8). При заводской замене двигателя старый номер, где бы он ни располагался, спиливается, а новый наносится на заднюю часть головки блока цилиндров. К нему добавляется буква A (что значит "для замены") или N ("новая деталь"), а также данные о количестве цилиндров и объеме. Таким образом, если при покупке машины выяснится, что номер двигателя не стыкуется с VIN, не спешите поднимать тревогу, а постарайтесь узнать, не меняли ли двигатель на заводе - это, кстати, должно быть отражено в документах на машину.

Многие фирмы метят автомобили не только идентификационными, но и специальными внутризаводскими номерами (как правило, это порядковый номер изделия и код даты выпуска машины по производственному календарю предприятия). Специальный внутризаводской номер архивируется в банке данных завода-изготовителя (и, по непроверенным данным, в Интерполе). Он, как и VIN, вполне пригоден для идентификации автомобиля, но воспользоваться им без содействия правоохранительных органов вы вряд ли сможете - для этого надо послать запрос в фирму, а, как показывает практика, очень немногие компании соглашаются открывать свои архивы частным лицам (Интерпол - тем более). Другое дело - официальный запрос. Тогда, может быть, помогут. Бумага с гербовой печатью, говорят, благотворно влияет на ход переговоров.

Каждая фирма строит VIN по-своему, соблюдая лишь самые общие каноны. Почти все ставят на 1-е место в индексе международный код производителя. А вот далее возможны варианты. Одни считают двигатель идентификационным узлом и стыкуют его номер с VIN, другие - нет (в США, например). Кто вводит в индекс данные о типе коробки передач, кто о наличии или отсутствии air bag, кто указывает материал и цвет обивки салона... Особой дотошностью отличаются американцы - Chrysler, например, у некоторых моделей оговаривает даже тип ремней безопасности, причем не где-нибудь в конце надписи, а на почетном 4-м месте, после страны изготовления, фирмы-производителя и типа транспортного средства.

Стоит добавить, что каждая фирма хотя бы раз в 3-5 лет вносит изменения в свой VIN , и можно представить себе, насколько трудно ориентироваться в автомобильных "татуировках".

Это и хорошо, и плохо. Плохо - потому что нормальному человеку жизни не хватит, пожелай он в этой казуистике разобраться. Хорошо - потому что те, кто машины ворует и перепродает, тоже люди. Им тоже времени не хватает. И они ошибаются, когда сочиняют краденым машинам новые "родословные". Причем часто.

Человеку, покупающему автомобиль, особенно с рук, полезно иметь с собой расшифровку VIN данной марки.

Конечно, криминальные "татуировщики" свое дело знают. Но поймать их можно. Как утверждают представители правоохранительных органов, сбытчики краденых машин делятся на две категории:

Первые делают ставку на покупателей-"лохов", которым можно подсунуть любую "липу" (расчет в большинстве случаев оказывается верным) - номера выбиваются "от балды", их содержание зачастую лишь слегка привязано к особенностям конкретного автомобиля. Марка, год выпуска, количество цилиндров и другие основополагающие данные совпадают, а всевозможные тонкости - нет.

Вторая группа - люди более серьезные. К их работе придраться трудно, поскольку номера не выдуманы, а взяты у других, реально существующих или существовавших машин, модификации которых аналогичны продаваемым. Может быть, те машины бегают где-нибудь в других странах (очень много сбываемых в Азербайджане, России и других странах СНГ с рук автомобилей оказываются двойниками тех, что зарегистрированы, например, в Польше), а может быть, уже давно разобраны на запчасти или покоятся на свалках металлолома - а номера их живут и кочуют. Одним словом - мертвые души. По запросам, понятно, здесь все чисто. Но даже в этих случаях есть шанс, хоть и маленький, обнаружить ошибку. Потому что абсолютных двойников не бывает. Какая-нибудь мелочь в номере, нет-нет, да и выдаст.

Допустим, покупаете вы Chrysler, оснащенный автоматическими ремнями безопасности. Читаете VIN: 1C3BC41... и так далее. Сравниваете с фирменным каталогом. Вроде все сходится - тип кузова, количество дверей, объем двигателя. Стоп! Литера B на 4-й позиции, если верить каталогу, означает, что на машине должны быть обычные ремни. А автоматическим положено кодироваться в VIN буквой C.

Другой пример. BMW. Берете с рук машину с номером, допустим, WBA HC12 014 H A12345, выпущенную после 1989 года. И, обратившись к специалистам обнаруживаете, что буквы H, I, O и Q на 11-й позиции VIN фирмой BMW не используются (не используются ввиду со схожестью с цифрой 0,1 и т.д.) Если, конечно, сделку еще не успели оформить.

Или, к примеру, Nissan. Предлагают вам Patrol, у которого VIN начинается с JN1 -- это международный код производителя (В данном случае Япония). А произведена машина, как следует из документов, в Испании. Patrol испанской сборки должен иметь другой, неяпонский код - VSK.

"Географические" неточности вообще очень часты: допустим, из расшифровки VIN следует, что автомобиль сделан в таком-то городе, а при детальном анализе вдруг выясняется, что модификация с данным типом кузова и с данной комплектацией там никогда не производилась.

Еще несколько советов:

1. Большинство современных автомобилей помимо "главного" ключа - так называемого master-key, годного для всех замков (зажигание, двери, багажник и бардачок), - имеет еще и "малый" ключ. Им можно только открыть двери и включить зажигание. Это - для работников автосервиса и гостиничной обслуги, чтобы при отгоне вашей машины на стоянку и при ремонте персонал не шарил по багажнику и бардачку. Один из характерных признаков "нечистой" машины: "главный" ключ не подходит к замку бардачка. Как правило, это значит, что все замки сменили, а на бардачке - то ли забыли, то ли не стали возиться. Очень распространенная оплошность.
И еще учтите, что к машине должно прилагаться как минимум 2 комплекта ключей (есть марки, к которым дают и 3 комплекта). Если Вам предлагают только один, это верный признак того, что второй остался либо у продавцов, которые могут им воспользоваться в будущем, либо у ограбленного законного владельца автомобиля.

2. Старайтесь критически оценивать все, что продавец рассказывает о предлагаемом автомобиле. Например, если он уверяет вас, что машина привезена с Дальнего Востока, и даже подтверждает это какими-то справками - есть повод насторожиться. В наше время гнать или, тем более, везти машину по железной дороге из такой дали в Европу нет никакого коммерческого смысла. Скорее всего, это попытка скрыть ее истинную "родословную". При проверках таких автомобилей часто выясняется, что они угнаны в соседних странах или в Баку, в Баку и продаются.

3. Если продавец - не Ваш знакомый, ни в коем случае не покупайте автомобиль по генеральной доверенности. Это хотя и самый дешевый способ (никому не надо платить комиссионные), но и самый ненадежный. Если машина окажется краденой, следов сбытчика уже не найдешь.

Наиболее безопасные пути покупки подержанной машины: либо через комиссионный магазин, либо по договору о купле-продаже через ГАИ. Если продавец наотрез отказывается придерживаться официальных каналов продажи, лучше не соглашайтесь на сделку (можно сделать вид, что Вы собираетесь её оформлять в ГАИ).

4. Не гоняйтесь за дешевизной. Явно заниженная цена свидетельствует о том, что вам подсовывают либо загримированную развалюху, либо - краденый автомобиль. А может, и то, и другое сразу.

Где выбит VIN code на Вашем автомобиле.

Традиционными местами нанесения VIN являются блок и головка блока цилиндров, стойки кузова, дверные пороги, перегородка между двигателем и салоном, а у машин с рамной конструкцией (в основном это внедорожники) - еще и лонжероны.

Естественно, номера на легко доступных для обозрения местах перебивают очень аккуратно. А вот на скрытых - не всегда. Иногда, даже вообще этого не делают. В правоохранительных органах считают, что это не небрежность, а, скорее, расчет на нормальную человеческую лень (как показывает практика, достаточно верный).

Техника перебивки номеров, как правило, филигранная. Но встречаются, хоть и очень редко, грубые подделки: новые символы выбивают поверх старых, если их графика похожа. Например, 0 меняют на 6 или 9, P на R, 1 на 4 , W выбита двумя V.

Фирмы-производители иногда сами облегчают работу дельцам теневого автобизнеса, меняя технологию нанесения регистрационных номеров. К примеру, в салонах старых Ford Scorpio (на полу, рядом с порогом двери) номер не выбивался, а выдавливался штампом. Надпись получалась рельефной, и подделать ее было практически невозможно. А на новых Scorpio номер стали выбивать общепринятым способом, не деформируя стальной лист. Счистить заводскую надпись и набить на ее месте новую - полчаса работы. Угонщики по достоинству оценили столь роскошный подарок фирмы.

Идентификационный номер автомобиля выбивается не только на кузове, шасси и двигателе, но и на специальной маркировочной табличке - она либо привинчивается, либо приклепывается где-нибудь на видном месте в моторном отсеке. Если табличка на винтах (некоторые модели Mercedes), определить, меняли ее или нет, невозможно. Это, видимо, тоже подарок угонщикам. А вот к заклепкам имеет смысл присмотреться повнимательнее, лучше через лупу (на Москвиче 2141). Они должны быть маленькие и аккуратные. И вокруг заклепок - на кузовном листе и на табличке - не должно быть царапин и вмятин.

(Использованы материалы WMI Pages и FGI Ltd)

Введение

Основные положения Стандарта ISO 3779-1983

Vehicle Identification Number (VIN), в соответствии со Стандартом ISO 3779-1983, занимает первые семнадцать позиций номера кузова. В состав VIN входят три самостоятельные части: World Manufacturers Identification (WMI) - мировой индекс изготовителя, Vehicle Description Section (VDI) - описательная часть, Vehicle Identification Section (VIS) - отличительная часть

WMI представляет собой код, назначаемый изготовителю с целью его идентификации. Код состоит из трех знаков: первый означает географическую зону, второй - страну в этой зоне, третий - определенного изготовителя.

VDS - это второй раздел VIN и состоит он из шести знаков, описывающих свойства автомобиля. Сами знаки, последовательность их расположения и их смысл определяет изготовитель. Неиспользованные позиции изготовитель вправе заполнить выбираемыми по собственному усмотрению знаками.

VIS представляет собой состоящий из восьми знаков третий раздел VIN, причем последние четыре знака этого раздела обязательно должны быть цифрами. Если изготовитель пожелает включить в состав VIS обозначение модельного года или сборочного завода, рекомендуется помещать обозначение модельного года на первую позицию, а обозначение сборочного завода - на вторую.

За исключением последних четырех позиций VIN имеет алфавитно-цифровую структуру. Для его составления разрешается использовать следующие арабские цифры и латинские буквы:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F G H J K L M N P R S T U V W X Y Z

ЗАПРЕЩЕНО использовать буквы: I, O, Q

Определение даты выпуска автомобиля

Установление даты выпуска автомобиля возможно следующими способами: по данным, зашифрованным в VIN-коде, по обозначениям на деталях, по серийным номерам кузова и двигателя и по комплектации.

по VIN коду

У большинства производителей автомобилей год выпуска указывается в системе VIN в виде букв или цифр, расположенной на 10 позиции в VIN-коде. Исключение составляет фирма FORD (европейское отделение) у которой знак года выпуска находится на 11 позиции, а на 12 - месяц выпуска.

Ниже приведена таблица знаков служащих для обозначения года выпуска.

Год

Знак

Год

Знак

Год

Знак

Год

Знак

1971

1981

1991

2001

1972

1982

1992

2002

1973

1983

1993

2003

1974

1984

1994

2004

1975

1985

1995

2005

1976

1986

1996

2006

1977

1987

1997

2007

1978

1988

1998

2008

1979

1989

1999

2009

1980

1990

2000

2010

Год различают календарный и модельный. Календарный год - год, в котором произведен автомобиль. Модельный год определяется самим изготовителем и может отличаться от календарного. Начало модельного года определяется началом выпуска новой модели автомобиля, а поэтому модельный год может существенно опережать календарный. При этом в VIN-коде указывается знак, соответствующий не текущему, а следующему календарному году (например , модельный год 1998 у фирмы Audi/VW начался в августе 1997 года).

Но точную дату можно узнать из «подстрочного» номера, т.е. последних 6-10 цифр. У разных производителей может быть разное количество символов VIN кода, т.н. номер изделия. Дату выпуска можно узнать несколькими способами: послать запрос в представительство фирмы или воспользоваться специальными программами.

… другими способами

Существует большое количество деталей автомобиля маркируемых при изготовлении специальными обозначениями времени изготовления. При решении о времени выпуска автомобиля по деталям, необходимо учитывать, что между датой изготовления детали и сборкой автомобиля может пройти срок от трех до шести месяцев.

Наиболее доступными для осмотра деталями, на которых указывается дата их изготовления следующие: двигатель, ремни безопасности, стойки амортизаторов капота и багажника, оконные стекла и некоторые пластмассовые детали.

Двигатель . Многие производители указывают дату изготовления на двигателе. Данные обозначения производятся одновременно с отливкой блока цилиндров и имеют вид выпуклых знаков. Порядок маркировки рассматривается по-каждому производителю отдельно.

Ремни безопасности . На нижней части ремня безопасности в большинстве случаев имеется ярлык, пристроченный у одного из двух краев, на котором, как правило, с помощью штампа, нанесена дата изготовления ремня. Обозначения дат бывают двух видов, например:

Аналогично содержание дат, указываемых на фиксаторах ремней безопасности, однако они имеют вид вдавленных знаков и располагаются со стороны сидений, для которых они предназначены.

Стекла . Большинство стекол имеют обозначения года и месяца изготовления. Год изготовления обозначается только одной цифрой, поэтому цифра «2» может соответствовать как 1992, так и 1982 году. Как правило, каждый производитель использует свою систему обозначений времени изготовления стекол, которые время от времени меняются.

SPLINTEX (dot 24) - Бельгия

При обозначении года используются цифры, а для обозначения месяцев - буквы, например:
F GH 7 - июнь 87
7 A BC - январь 87
январь обозначается буквой «А», далее по алфавиту до декабря, который обозначается - «М»

ВНИМАНИЕ! Стекла, поставляемые фирме «FIAT», маркируются таким образом, что январю соответствует буква «В», а декабрю - «N».

Определение изготовителя

Определить изготовителя автомобиля необходимо для: проверки соответствия времени выпуска автомобиля периоду изготовления автомобилей определенной модели; установления страны происхождения автомобиля. Существуют два способа определения изготовителя: по первым трем знакам VIN кода (WMI) или по международному коду завода-изготовителя (Herstellerschlussel - KBA).

Код завода-изготовителя можно посмотреть на заводской табличке или на оригинале документов придающихся с автомобилем, поставляющимся из-за границы.

Зная «Код изготовителя» (Herstellerschlussel - KBA) и «Код модели» (Typschlussel (TSN)) вы можете более точно определить модель автомобиля и его отдельные показатели. Следует помнить, что данные коды не являются уникальными для каждой модели и могут распространяться на несколько модификаций

Проверка контрольной цифры (9 символ VIN)

Контрольная цифра вводится специально производителем, как дополнительная защита от фальсификации VIN кода. К сожалению, не все производители используют данный символ.

Ниже, приводится алгоритм проверки контрольной цифры:

1. Берем VIN, например WBAGB330402182616, разобьем его по знакам так
W B A G B 3 3 0 4 0 2 1 8 2 6 1 6
1 2 3 4 5 6 7 8 CHK 10 11 12 13 14 15 16 17

9-ый символ - CHK - контрольная цифра.

2. Меняем буквы на цифры в соответствии с таблицей:
A B C D E F G H J K L M N P R S T U V W X Y Z
1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 7 9 2 3 4 5 6 7 8 9

обращаем внимание, что буквы I,O,Q не используются из-за схожести начертания с цифрами, соответственно, есть и смещение цифр.

Получится:
6 2 1 7 2 3 3 0 ? 0 2 1 8 2 6 1 6

3. Умножаем каждую цифру VIN на каждую цифру этого магического числа.
8 7 6 5 4 3 2 10 ? 9 8 7 6 5 4 3 2
CHK пропускаем.
Произведения складываем.
6*8+ 2*7+ ... +6*2 =246

4. Делим нацело полученное число на 11.
246/11 = 22, и остаток=4.

5. Остаток равен цифре в 9-ой позиции (CHK). 4=4 следовательно, VIN корректен (не перебит).
Если остаток 10, то CHK должен быть "X".

VIN-коды скоро закончатся

Мировые производители скоро исчерпают запасы свободных идентификационных номеров.
Мировые потребности в новых машинах растут столь быстро, что скоро производители исчерпают свободные идентификационные номера автомобилей (VIN).

Теоретически существует астрономическое количество уникальных комбинаций VIN, но они разбиты на блоки между странами, производителями и моделями. Поэтому количество возможных кодов для каждой страны ограничено.

Общество автомобильных инженеров (SAE - организация, ответственная за распределение кодов), хочет изменить систему, действовавшую 21 год, но это может вызвать серьезные проблемы для автопроизводителей. Добавление в VIN всего одного дополнительного знака может повести за собой многомиллионные траты на перенастройку заводских компьютерных баз данных, которые используются, в том числе, в случае отзыва автомобилей.

Есть и несколько других путей решения этой проблемы. В частности можно было бы использовать старые VIN, что может привести к еще большей путанице, или передавать часть кодов внутри каждой страны от мелких производителей крупным.

VIN -код автомобиля — это уникальная для каждой машины комбинация цифр, зная которую, можно получить много полезной информации об автомобиле, его производителе, бывших владельцах и т. д. Разберемся, как найти VIN -код и какую информацию можно из него извлечь.

Где находится VIN-код автомобиля?

VIN (или, как все чаще пишут на русскоязычных сайтах, ВИН) — код из 17 знаков, включающих в себя буквы английского алфавита и арабские цифры. Этот код никогда не повторяется и присваивается производителем каждому выпущенному автомобилю.

Если вы задались вопросом, где находится ВИН-код автомобиля, то первый напрашивающийся ответ — в документах на автомобиль. Согласно действующим в России правилам, этот код всегда указывается в регистрационном свидетельстве или техпаспорте автомобиля.

Помимо данных на бумаге, ВИН-код можно посмотреть и «в металле». Места расположения табличек-шильдиков, где производителем выбивается код, зависят от конкретной модели и страны производства. Самые распространенные варианты:

  • на панели в передней части кузова (обычно располагается так, чтобы можно было разглядеть табличку либо через лобовое стекло, либо при поднятой крышке капота);
  • на кузовной стойке рядом с сиденьем водителя;
  • на торпедо со стороны водителя (в машинах американского производства);
  • под обшивкой пола;
  • в верхней части арки правого колеса (характерно для большей части автомобилей FIAT);
  • на дверных порогах.

На многих машинах код ВИН может дублироваться на наклейке-стикере, расположенной в труднодоступных местах автомобиля. Это делается для того, чтобы спрятать информацию от перебивки возможными автоворами.

Определение по ВИН-коду истории автомобиля

Информация по ВИН-коду включает в себя следующие сведения:

Не знаете свои права?

  1. Страна-производитель. В большинстве случаев первые 3 символа ВИН-кода (так называемый WMI) указывают на страну, где производится автомобиль. Однако есть и исключения: некоторые международные автоконцерны указывают в WMI только код головного предприятия, а не страну сборки конкретного автомобиля.
  2. В ряде случаев — конкретный завод. Особенно это актуально для стран бывшего СССР, где свои отдельные коды в WMI имели отдельные автопредприятия. Сейчас эта информация не слишком востребована, потому что большая часть этих автомобилей уже ушла с рынка и снята с производства.
  3. Технические характеристики автомобиля и год его выпуска.

На последнем стоит остановиться особо.

Технические характеристики авто по ВИН-коду

Вторая часть ВИН-кода, VDS, представляет собой комбинацию из 6 символов, описывающую технические характеристики автомобиля.

Каждый производитель использует свою систему кодировки, однако информация имеется в открытом доступе. В итоге информация по ВИН-коду автомобиля может включать в себя:

  • тип кузова (седан, хетчбэк и т. п.);
  • тип двигателя;
  • серия, к которой принадлежит модель и т. д.

Помимо этого в коде содержится информация о годе выпуска (это 10 знак ВИН): год кодируется с помощью последовательности из латинских букв (от A до Y без Q и I) и цифр от 1 до 9. Таким образом, используется 30 знаков. Поскольку у большинства мировых производителей модель больше 30 лет на конвейере не держится, этого вполне достаточно для кодировки. Отсчет удобно начинать с 1980 года — ему соответствует A, и следующая A, следовательно, будет уже в 2010-м.

Однако необходимо помнить, что у многих производителей указывается не год изготовления, а год демонстрации модели на автосалонах (обычно это второе полугодие года, предшествующего производству). Точно по календарю год маркируют только китайские фирмы. Кроме того, некоторые подразделения концернов имеют свою кодировку: к примеру, европейское отделение Ford ставит год не 10, а 11 знаком, а на 12 позиции указывает месяц выпуска.

Контрольное число VIN-кода

Проще всего, расшифровав информацию по VIN-коду, узнатьо том, был ли код перебит. Дело в том, что угонщики обычно подделывают код наобум, ориентируясь на то, чтобы искаженные символы как можно больше походили на оригинальные. Но в результате контрольная цифра кода, занимающая девятую позицию из 17, не соответствует рассчитанной по алгоритму производителя.

Алгоритм довольно сложен, хотя в Интернете есть немало сервисов, предлагающих рассчитать контрольное число автоматически. В итоге должно получиться либо число от 1 до 9, либо X (в данном случае это не «икс», а римская цифра 10).

Однако у использования для проверки контрольной девятой цифры есть свои недостатки:

  • полноценно она используется лишь в автомобилях, произведенных американскими компаниями или предназначенными для рынка США или Канады; в Европе большинство компаний ставит Z, в Японии — 0;
  • если автомобиль был изготовлен по методу «отверточной сборки», то даже для американских машин контрольное число не соблюдается.

Где находится номер кузова (VIN код) автомобиля. Расположение VIN кода (номера кузова)

О том, что такое vin код, пожалуй, знает любой автовладелец, а вот все места его нахождения назвать сможет не каждый.В первую очередь, вин код следует искать в свидетельстве о регистрации или в техническом паспорте транспортного средства.

Места нанесения идентификационного номера производитель обычно указывает в технической документации к транспортному средству. Способы маркировки и места нахождения вин кода могут отличаться. Каждая автомобильная фирма имеет свои особенности и предпочтения, и все же в большинстве случаев современные автомобили имеют идентификационные номера в следующих местах:

  • на левой верхней части приборной панели внизу лобового стекла. Причем расположение номера кузова таково, что увидеть VIN-код можно только снаружи автомобиля;
  • рядом с водительским сидением в самом низу арки. Номер виден только в том случае, если водительская дверь открыта;
  • под креслом водителя. Для того чтобы увидеть идентификационный номер, необходимо отодвинуть водительское сидение и отогнуть коврик;
  • под капотом. VIN код выбит на специальной маркировочной таблице, которая закреплена в удобном для обозрения месте с помощью заклепок или винтов.



Интересно, что места, где находится вин код автомобиля, обычно не совсем удобны для чтения номера и для его перебивки. И злоумышленники не редко пользуются этим - они вносят изменения в номер, который расположен в удобном месте, рассчитывая на то, что доверчивый покупатель просто поленится заглянуть в более труднодоступные места.

Решаясь на покупку подержанного автомобиля, изучите внимательно все места, где находится номер кузова. Если это маркировочная табличка на заклепках, обратите внимание, нет ли рядом с ней царапин или вмятин. Табличку на заклепках сложно поставить на место, не повредив соседние области, а вот такую же информационную табличку на винтах можно легко заменить на другую.

Только зная, что такое vin номер и где он может быть расположен, вы сможете приобрести автомобиль, который не доставит проблем.Дублирование кода в разных местах для того и делается, чтобы покупатель мог не только идентифицировать автомобиль, но и защититься от покупки краденой машины. Зная о местах расположения вин кода можно

Карл Бенц в 1885 году сконструировал самобеглую трехколесную коляску с бензиновым двигателем, и все знали, что это коляска Карла Бенца. Если ему нужны были запчасти или детали, то он сам обо всем этом заботился и, наверное, был счастлив.

Годом позже аналогичный четырехколесный экипаж создал Готлиб Даймлер, и это был автомобиль Готлиба Даймлера. Никому особенно и дела не было до того, как и зачем идентифицировать каждый конкретный автомобиль. Когда машин стало больше, все проблемы решались через мастерскую. Техника относилась к более или менее известной марке, и этого было достаточно. Так продолжалось до тех пор, пока не пошел на сотни тысяч и миллионы штук. Ведь в процессе эксплуатации автомобилю полагались и запасные части, которые подходили только к определенной модели, да еще выпущенной в определенный период.

Первыми решили навести порядок американцы. В середине 50-х годов количество продаваемых в США автомобилей превышало продажи во всех остальных частях света, вместе взятых. Американские автопроизводители начали штамповать идентификационные номера на автомобилях и запчастях. Так формально появился VIN (Vehicle Identification Number), который, впрочем, не был чем-то универсальным и всецело зависел от прихоти компаний GM, Chrysler или другого производителя.

Но вот в начале 80-х годов Национальная ассоциация безопасности движения на транспорте США вводит требование, согласно которому все транспортные средства должны маркироваться 17-значными идентификационными номерами. Порядок воцарился, и сформировалась структура VIN-кода в том виде, в котором он известен сегодня.

Что же представляет собой VIN? Это зашифрованное в соответствии с рекомендациями ISO (International Standard Organization - Международной организации по стандартизации) сообщение о том, кем, где, когда и в какой комплектации выпущено транспортное средство, а также некоторая другая информация.

Идентификационный номер состоит из трех разделов (частей), заполненных символами - арабскими цифрами и заглавными латинскими буквами, кроме I, O, Q. Буквы I, O, Q не применяются, так как их можно перепутать с похожими цифрами. У конкретного транспортного средства может быть только один код VIN. У другого, пусть даже точно такого же и того же цвета, будет другой VIN.

VIN-код присваивает производитель транспортного средства. При этом не важно, изготовлен автомобиль с нуля одним производителем или собран из машинокомплектов других компаний. Так что с VIN-кодами путаницы - как, например, с Иванами Ивановичами Ивановыми, которых поможет различить разве что адрес и дата рождения, - быть не может.

Первый раздел VIN-кода, включающий три символа, как раз и обозначает географическую зону и страну происхождения автомобиля. Этот первый раздел представляет «Всемирный код изготовителя» (World Manufacturer Identifier - WMI). Его присваивает международное агентство, в роли которого выступает базирующееся в Пенсильвании Общество автомобильных инженеров - Society of Automotive Engineers (SAE). Такую аббревиатуру вы наверняка встречали на м. Первый символ - код географической зоны, второй - код страны, третий - код изготовителя транспортного средства. Северная Америка, поскольку там зародилось VIN-кодирование, получила номера, начинающиеся с 1, 2, 3, 4, 5. Европа обозначается буквами от S до Z. Россия пользуется индексами X3, X4, X5, X6, X7, X8, X9, X0, а также Z7, Z8, Z9, Z0. Для российских производителей, работавших еще во времена СССР, сохранили прежние коды изготовителя. Так, например, WMI ВАЗа обозначается латинскими XTA, УАЗа - XTT, Ижевского автозавода - XTK.

Второй раздел VIN-кода описательный (Vehicle Descriptor Section - VDS), включает шесть символов и характеризует тип транспортного средства, его назначение, тип двигателя. В этом разделе производитель выбирает вид, количество и способ кодирования самостоятельно.

Ну а третий раздел - индикаторный (Vehicle Indicator Section - VIS). Он использует восемь символов, которые позволяют отличать один автомобиль от другого, даже если совпадают и марка, и модель. Здесь автопроизводители могут в чем-то своевольничать. Начинается он с обозначения модельного года (один знак). С 1971 по 1979 год это были цифры от 1 до 9. С 1980 по 2000 год - буквы от A до Y. С 2001 года вновь пошли цифры, которые в 2010 году снова сменила латиница. Таким образом, год нынешний - 2017-й - обозначается в автомобильном VIN-коде буквой H.

Позиции кода VIN

Код VIN

Позиции разделов кода VIN

По коду в данной таблице можно определить, что речь идет об автомобиле тольяттинского завода (XTA - международный идентификационный код ОАО «АВТОВАЗ»), VDS показывает на модель автомобиля: ВАЗ-21723 Lada Priora, который, судя по первому знаку раздела VIS, выпущен в 2008 году (позиция 10), и, наконец, 0050435 - производственный номер транспортного средства.

Как же обходились без VIN раньше? В Советском Союзе каждый автомобиль был на счету, а некоторые даже ставились и на военный учет. В паспорта транспортных средств приходилось вписывать номера двигателей, кузовов (на некоторых моделях и шасси), цвет автомобиля, модель, год выпуска. С появлением VIN-кодов в начале 80-х такая необходимость отпала. Первым автозаводом, принявшим международные стандарты, был ВАЗ.

Теперь, с развитием интернета, по VIN-коду можно не только где и когда был выпущен автомобиль, но и сколько владельцев он сменил, бывал ли в ДТП, а если обслуживался на фирменном сервисе, то и всю его историю ремонта и ТО.

В заключение скажу, что VIN"ы наносятся на неразъемных частях кузова автомобиля (на полу, центральной стойке, нередко дублируются под ветровым стеклом), а также на номерных табличках, которые крепятся в моторном отсеке.

И еще об одном не стоит забывать - с VIN"ом шутки плохи. Подделка или уничтожение идентификационного номера - деяние уголовно наказуемое, за которое можно получить срок до 2 лет.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков