Что такое полярность аккумулятора автомобиля и как ее определить? Что такое прямая и обратная полярность аккумулятора.

Что такое полярность аккумулятора автомобиля и как ее определить? Что такое прямая и обратная полярность аккумулятора.

26.04.2019

Любой водитель должен знать о своем автомобиле все. Это необходимо для того, чтобы поддерживать работоспособность своего железного коня. Однако далеко не все знают, что такое полярность аккумулятора, из-за чего могут подключить его неправильно и создать тем самым для себя кучу проблем.

Полярность - это расположение внешних токовыводов, которые находятся на верхней или лицевой крышке аккумулятора. Есть 2 самых популярных схемы их расположения:


Есть и другие варианты расположения, но они в большей степени применяются в азиатских странах. Другими словами, это расположение клемм и исходя из того, с какой стороны расположена плюсовая клемма и характеризует АКБ.

Что значит прямая и обратная?

Рассмотрим более подробно каждый вид аккумуляторов:

  • С прямой полярностью. Такая разработка актуальна в основном для отечественных инженеров. Ее особенность заключается в том, то вывод на плюс «+» располагается с левой стороны, а на минус «-» — с правой стороны верхней крышки корпуса.
  • С обратной полярностью. Такие батареи в основном применяются в странах Европы. Полярность располагается следующим образом: минус «-» находится слева, а плюс «+» — справа.

Справедливости ради, стоит отметить, что далеко не все автомобили из Европы имеют батареи с обратной полярностью, зачастую те модели, которые собираются в странах СНГ, комплектуются с прямой полярностью.

Как определить

Определение полярности не составляет никаких сложностей. Необходимо поставить перед собой АКБ таким образом, чтобы наклейка была повернута к вам. Теперь необходимо просто посмотреть, с какой стороны находится плюс «+». Если плюс расположен справа – полярность обратная, если слева – прямая.

Отличия

Основное отличие заключается именно в расположении полярности, что касается внешнего вида или даже технических характеристик, они могут быть абсолютно одинаковыми.

Но как бы там ни было, специалисты не советуют ставить аккумулятор, полярность которых не рассчитана под соответствующую модель. В случае нарушения полярности, электроника не только может отказаться работать, но и вовсе сломаться.

При выборе аккумулятора, важно ориентироваться не только на страну производителя, узнаваемость бренда и стоимость.

Что общего между этими аккумуляторами? — да практически всё!

Они оба функционируют согласно одним и тем же принципам. Среди отличий можно отметить следующие. Аккумуляторы прямой полярности в основном устанавливаются на азиатские и российские автомобили. Плюсовая клемма располагается слева. Аккумуляторы обратной полярности имеет плюсовую клемму справа и оснащается такими АКБ, чаще всего европейские и американские автомобили.

Какие будут последствия, если перепутал клеммы?

Последствия могут быть разными, исходя из того, в какой именно ситуации были перепутаны клеммы.

При установке на автомобиль

В том случае, если плюс «+» с минусом «-» на аккумуляторе были перепутаны в то время, когда АКБ устанавливался на автомобиль с работающим двигателем, тогда владелец транспортного средства получит достаточно большое количество неприятностей, начиная от того, что выйти из строя может диодный мост генератора, а также остальные электронные устройства в авто.

Чаще всего, такая ситуация случается со старыми транспортными средствами, где не было еще защиты от неправильного подключения АКБ.

Важно! Аккумулятор, который был подключен неправильно и надолго оставлен в транспортном средстве, может спровоцировать короткое замыкание и пожар.

В том случае, если клеммы будут перепутаны, а автомобиль в этот момент не будет заведен, тогда владельца ждут гораздо меньшие проблемы.

При такой ситуации, выйти из строя могут только приборы, которые были включены ранее, например магнитола, часы и т.д. Иногда, ситуацию спасают перегоревшие предохранители, которые монтируются в цепи питания, естественно, если они отвечают требованиям максимального тока в цепи.

Полезное видео

Вот пример последствий, которые произойдут в автомобиле, если перепутать полярность АКБ:

При зарядке аккумулятора

Во время зарядки аккумулятора, намного чаще путают клеммы местами, чем при его установке на автомобиль. Проблема заключается в том, что клеммы зарядных блоков «крокодилы» порой имеют одинаковый размер и внешний вид.

В том случае, если во время зарядки, было обнаружено, что полярность была перепутана, тогда просто необходимо изменить полярность и продолжить заряжать аккумулятор, предварительно проверив его на работоспособность.

В том случае, если ошибка была обнаружена уже после того, как аккумулятор был заряжен, тогда эта ситуация окажется немного сложней в разрешении. Это обусловлено тем, что внутри аккумулятора уже началась «переплюсовка». Говоря другими словами, теперь минус «-» стал плюсом «+» и наоборот.

Чтобы исправить эту ситуацию, для начала необходимо полностью разрядить свой аккумулятор. Делается это посредством включенных стоп-сигнала и габаритов. Также можно подключить автомобильную лампочку. Как только аккумулятор будет полностью разряжен, необходимо снова подключить его к зарядке, но в этот раз очень важно не перепутать клеммы и подключить его правильно. Как только зарядка будет окончена, снова можно пользоваться аккумулятором.

В том случае, если перепутать полярность аккумулятора во время домашней зарядки, то практически в 95% случаев, зарядное устройство выйдет из строя.

Практически все зарядки имеют специальный предохранитель, который в таких случаях сгорает, но сохраняет тем самым работоспособность аккумулятора. При такой ситуации, необходимо будет приобрести новый предохранитель и заменить его, а в следующий раз, внимательно следить за полярностью подключения клемм.

Заключение

Несмотря на то, что каких-то очень серьезных проблем неправильное подключение аккумулятора не принесет, иногда можно дорого поплатиться за сгоревшую электронику в автомобиле. В любом случае, очень важно внимательно смотреть на полярность и не торопиться при установке или зарядке аккумулятора.

Перепроверив лишний раз правильность подключения, можно обезопасить себя от лишних финансовых потерь, траты сил и времени. Если это случилось, не стоит впадать в панику, необходимо действовать согласно приведенной выше инструкции, тогда все будет хорошо.

Многие автолюбители, приобретая новую аккумуляторную батарею, обращают внимание только на ее рабочие параметры – напряжение, емкость, и размеры, забывая при этом о полярности. Сразу отметим, что этот термин у АКБ не относится к физике, а является исключительно конструктивным понятием. В результате, игнорирование полярности приводит к тому, что батарею просто не удается подключить к сети потому, что провода с клеммами не достают к выводам аккумулятора.

Что значит прямая или обратная полярность аккумулятора

Понятие «полярность» определяет положение клеммных выводов аккумуляторной батареи. Самыми распространенными являются два ее вида – прямая и обратная. Далее разберемся, что такое прямая и обратная полярность аккумулятора, как ее определить, и также некоторые полезные советы.

  • Аккумуляторы с прямой полярностью – еще разработка советских инженеров, отсюда и второе ее название. Применяется она на батареях, производимых на постсоветском пространстве. Ее особенность заключается в том, что «плюсовой» вывод установлен слева, а «минусовой» — справа на верхней крышке корпуса АКБ.
  • Обратная полярность – противоположность прямой. Ее используют в европейских странах, поэтому на иномарках применяется именно она. У такой полярности «плюс» расположен справа, а «минусовой» вывод – слева.

Сразу отметим, что и не на всех европейских машинах устанавливаются АКБ с обратной полярностью. Некоторые модели, которые собираются в СНГ, могут комплектоваться аккумуляторами с прямой полярность. А вот на отечественных машинах, даже на самых последних моделях, используются батареи с прямой полярностью.

Теперь о том, почему так важно знать, какая полярность АКБ нужна. Здесь все просто – провода для подключения к батарее имеют ограниченную длину, поэтому установка аккумулятора с неподходящей полярностью приведет к тому, что его просто невозможно будет подключить к бортовой сети, поскольку клеммы не будут доставать до выводов.

Как определить прямая или обратная?

Распознать, какая полярность у аккумулятора совсем несложно. Достаточно повернуть его «лицом» к себе, то есть, чтобы боковая наклейка была обращена в вашу сторону, а сами выводы располагались с ближней стороны. После этого просто смотрим, как расположены выводы: если «плюс» — слева, то прямая полярность, правое же его положение указывает на обратную.

Но перед приобретением новой батареи важно учитывать не только полярность, но и само ее расположение в посадочном месте на авто. Ведь достаточно повернуть батарею на 180 град, чтобы поменять полярность аккумулятора, вот только выводы в таком случае будут с дальней стороны. А это уже может создать проблемы с подключением АКБ к бортовой сети, из-за того, что проводов будет нахватать или же что-то помешает накинуть и закрепить клеммы.

Видео о прямой и обратной полярности аккумулятора

Что делать если перепутал полярность?

Бывает так, что батарея уже приобретена, но полярность ее не подходит, а возможности заменить на аккумулятор с нужным положением выводов нет. И все же ее можно подключить к сети авто.

Но для этого АКБ следует разместить так, чтобы «плюсовой» вывод располагался как можно ближе соответствующей клемме проводки (развернуть аккумулятор, немного сместить его в сторону). Важно сделать так, чтобы получилось подключить клемму к выводу батареи и закрепить ее.

Естественно, «минусовой» провод при этом доставать до вывода не будет, да это и не нужно. Далее берем длинный отрезок провода с хорошим сечением (можно использовать часть провода для «прикуривания»). Откручиваем «родной» массовый провод от кузова авто и заменяем его подготовленным отрезком. Закрепляем на конце клемму для подключения к АКБ и накидываем ее на вывод. Таким способом можно подключить к бортовой сети батарею с любой полярностью.

Аккумуляторная батарея - важнейший элемент каждого автомобиля. От нее зависит уверенный старт мотора двигателя, и она занимается питанием электрических компонентов автомобиля, когда не поступает энергия от генератора. Автомобильная аккумуляторная батарея является, чаще всего, расходным элементом, ресурс которой ограничен. Большинство водителей не знают, какие химические процессы проходят в аккумуляторах, и чем они отличаются друг от друга, тогда как отличий масса.

У каждого автомобильного аккумулятора сверху имеются две клеммы, которые служат для подключения к электросети автомобиля. Но подключение нужно выполнить правильно, а для этого необходимо знать, что бывают аккумуляторные батареи разных полярностей.

Оглавление:

Что такое полярность аккумулятора, какая бывает

Под полярностью аккумуляторной батареи понимается расположение элементов для подключения клемм (токовыводящих) на крышке корпуса устройства. При покупке нового аккумулятора нужно уделить внимание его полярности, чтобы при подключении устройства к бортовой сети не возникло проблем.

В обычных автомобильных магазинах можно найти аккумуляторные батареи прямой и обратной полярности. Перед тем как идти в магазин и покупать аккумулятор, важно выяснить, батарея какой полярности требуется конкретно для вашего автомобиля.

Прямая полярность аккумуляторной батареи часто называется “российской”. Дело в том, что на старых моделях автомобилей ВАЗ используются именно батареи прямой полярности, которые были разработаны еще в СССР. У аккумуляторной батареи прямой полярности слева находится “плюс”, а справа “минус”.

Обратная полярность аккумуляторной батареи имеет противоположное расположение выводов для подключения клемм. То есть, слева находится “минус”, а справа “плюс”. Такой тип батарей называют “европейским”.

Важно: Батарея прямой полярности обозначается цифрой “1”, а батарея обратной полярности цифрой “0”.

Стоит отметить, что помимо прямой и обратной полярности аккумуляторной батареи также бывают и другие варианты. Например, есть “американская” полярность, которая отличается нахождением выводов для подключения клемм к аккумулятору не на крышке, а на боковой части батареи.

Как определить полярность аккумулятора

Выше было рассмотрено, чем отличается прямая и обратная полярность на аккумуляторе. Исходя из этих данных, можно сделать простой вывод, что для определения полярности батареи достаточно повернуть батарею к себе лицом, после чего посмотреть, какой вывод находится слева, а какой справа. Если слева “плюс”, то полярность прямая, а если “минус”, то обратная.

Что будет, если неправильно определить полярность

Если ошибиться в определении полярности аккумуляторной батареи и подключить клеммы к неправильным выводам АКБ, это чревато серьезными проблемами. Неправильное подключение приведет к серьезным проблемам: перегорание элементов электросети, короткое замыкание, выход из строя стартера и так далее.

Обратите внимание: При неправильном подключении аккумулятора сгорят не все электрические приборы в сети. Дело в том, что некоторые из них не восприимчивы к перемене полярности, например, лампы будут гореть, как при правильном подключении, так и при неправильном.

В современных автомобилях производители делают все возможное, чтобы водители не перепутали при подключении “плюс” и “минус” батареи. Выводы аккумулятора для подключения клемм отличаются друг от друга по размеру. В Европе “плюс” имеет диаметр 19,5 мм, а “минус” диаметр 17,9 мм. Это общепринятый европейский стандарт, которому следуют все производители аккумулятора. Вместе с тем, отличаются по размерам и клеммы, то есть “натянуть” клемму на неправильный вывод не получится.

Кроме того, как известно, у каждого современного автомобиля имеется специальное место для установки и крепления аккумулятора. Клеммы подводятся с двух сторон, и чаще всего они не имеют “дополнительной длины”. Это также ограничивает шанс того, что водитель подключен “минус” к “плюсу”, а “плюс” к “минусу”. Провода банально не смогут дотянуться.

Как подключить аккумулятор неправильной полярности

Бывают критические ситуации, когда автомобиль требуется запитать от аккумулятора другой полярности. Например, автомобиль заглох на шоссе, и у него сел аккумулятор. У водителя имеется в багажнике аккумулятор другой полярности. Чтобы от него запитаться, когда провода не дотягиваются, потребуется пойти на некоторые ухищрения.

Важно подключить к плюсовому выводу аккумулятора плюсовую клемму. После того как это будет сделано (например, для этого можно уложить саму батарею на бок), остается подключить “минус”. Поскольку “минус” является массой, можно просто нарастить провод. Для этого нужно взять кусок провода большого сечения, после чего открутить стандартный провод с клеммой, и на его место вкрутить удлиненный.

Важно: Наращивать можно только минусовой провод, подобный трюк с плюсовым небезопасен.

Каждому автовладельцу, решившему заменить аккумулятор, продавцы задают вопрос: «Какой полярности ваша аккумуляторная батарея?» - и этим нередко загоняют в тупик. Открыв капот своего автомобиля, и помня всего одно правило, любой автомобилист, прочитавший эту статью, сможет правильно определить полярность своего АКБ.

Под капотом аккумуляторов может быть даже два:

В разных авто компоновка систем двигателя в подкапотном пространстве различна. Аккумулятор может находиться под капотом в разных местах, предусмотренных для него конструкторами автомобиля. Иногда это даже передний бампер, багажник или место в салоне под задними сиденьями.

Так, например АКБ размещен под капотом Opel:

Расположение батареи в Жигулях:

В «народном авто» Ланосе:

На каждой аккумуляторной батарее токовыводы «плюс» и «минус» промаркированы. Кроме того плюсовой токовывод толще, чем минусовый:

Путаница возникает дальше - какой «плюс» считать правым, а какой левым? Например, с аккумулятором на Ланосе: для водителя открывшего капот и нашедшего на АКБ плюсовую клемму - она будет справа. Но на самом деле батареи, устанавливаемые на Ланосы, с левым плюсом.

Есть очень простое правило определения полярности автомобильного аккумулятора:

Нужно мысленно или в действительности развернуть батарею так, чтобы сторона, вдоль которой расположены токовыводы была к вам ближней. Теперь можно безошибочно определить полярность батареи и заказать в интернет-магазине доставку нужной.

Левый «плюс» (также называют прямая полярность ):

Правый «плюс» (также называют обратная полярность ):

Пусть теперь вас не смущает расположение аккумулятора в автомобиле, где бы он там не был установлен. Зная всего одно правило - всегда легко и главное правильно определить его полярность. Мы также сняли видео: "как определить полярность", потому что лучше один раз увидеть на ютубе, чем семь раз прочитать.

1597 Просмотров

Система электропитания современного автомобиля имеет достаточно большое значение в жизненном цикле машины и ее исправной работе. Одной из важнейших составляющих системы питания авто является аккумуляторная батарея, которая является источником энергии большинства электрических систем. Сегодня мы выясним, что такое полярность автомобильного аккумулятора, почему эта характеристика так важна при выборе и покупке новой АКБ и как понять, какой полярностью обладает батарея, купленная в магазине.

Назначение

Прежде чем подробным образом рассказать, что означает прямая и обратная полярность аккумуляторной батареи, напомним вкратце назначение АКБ. Это позволит раз и навсегда прояснить для себя, почему столь важно обращать внимание на состояние батареи и контролировать ее регулярно?

Аккумулятор представляет собой батарею, которая способна в течение долгого времени подводить к своим клеммам ток постоянной величины. При этом запас аккумулятора постоянно пополняется. Обычно это действие производит генератор, который приводится в движение от шкива заведенного двигателя.

Если батарея села и мотор невозможно завести, на помощь автолюбителю приходят зарядные устройства, которые запитываются от обыкновенной бытовой сети.

Современная аккумуляторная батарея, независимо от того, прямой или же обратной полярностью она обладает, имеет достаточно большое количество составных частей. К примеру, оболочкой АКБ, является ее корпус, выполненный из пластика высокой прочности и имеющий слой свинца на внутренней своей поверхности.

Внутри корпуса располагаются несколько отсеков, каждый из которых заполняется электролитом. Как правило, электролит представлен литием или соляной кислотой. Задача электролита - переносить заряд и не препятствовать свободному его переносу по всему объему отсека.

Электролит плавает между набором пластин, называемых пакетами. Обычно пластины изготавливаются из свинца, однако в некоторых случаях также находит применение и олово. Пластины находятся на некотором, фиксированном расстоянии друг от друга. Это позволяет накапливать им между собой некоторый заряд, который способен держаться достаточно долгое время.

Еще одной немаловажной составляющей любой современной АКБ являются ее клеммы. Обычно их две: положительная и отрицательная. Они предназначаются для того, чтобы машина смогла получать от батареи энергию и отдавать ее при помощи генератора.

Срок службы аккумулятора обычно составляет 3-5 лет, в зависимости от его качества. Это говорит о том, что существующая конструкция достаточно совершенна, хотя и обуславливает относительно высокую стоимость аккумуляторов, представленных на современном рынке.

Какими они бывают?

Современные аккумуляторы имеют большое количество типов и разновидностей. Так, АКБ могут варьироваться как по объему и мощности выдаваемого тока, так и по типу электролита, который в них залит.

Кроме того, большое значение имеет возможность обслуживания батареи. Так, полностью обслуживаемые модели допускают самостоятельную замену практически любого функционального элемента. Такие модели в настоящий момент практически не используются. Необслуживаемые модели не допускают какого-либо вмешательства в их конструкцию. Они отличаются своей долговечностью и надежностью.

Также может быть различной и полярность АКБ: она бывает прямой и обратной.

По своей сути, полярность обуславливает расположение положительной и отрицательной клемм на корпусе батареи. Если полярность будет подобрана неправильно, то АКБ банально не получится подключить к энергопотребляющему блоку машины.

По этой причине важно знать, какую полярность имеет батарея, чтобы не выкинуть деньги на ветер и не приобрести товар, который в итоге не подойдет машине.

Как определить?

Теперь, когда стало ясно, что полярность играет достаточно важную роль при выборе нового , стоит понять, как ее определить и по каким признакам можно отличить одну полярность от другой.

Прямая полярность применяется на абсолютном большинстве современных автомобилей, поставляемых из Европы. Более того, на российских авто именно данный тип полярности встречается чаще остальных. Этот тип достаточно просто отличить: положительная клемма будет располагаться слева, если развернуть батарею так, что клеммы окажутся со стороны наблюдаемого. Более того, на корпусе будет располагаться цифра «0».

Обратная полярность отличается тем, что клемма с положительным знаком здесь будет располагаться справа. На корпусе таких батарей нанесена цифра «1», которая поможет не ошибиться с выбором.

Подводя итоги

Аккумуляторная батарея играет крайне значимую роль в работе современного автомобиля: без нее было бы невозможным питание электрических систем машины и всех ее агрегатов. При замене АКБ важно учитывать ее полярность, во избежание невозможности установки новой батареи и ее подключения. Обозначенные в статье советы помогут не ошибиться с выбором, а маркировка на корпусе АКБ станет явным признаком того, что этот выбор сделан правильно.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков