Что дешевле антифриз или тосол. Что лучше заливать зимой: тосол или антифриз? Особенности антифриза и практическая эксплуатация

Что дешевле антифриз или тосол. Что лучше заливать зимой: тосол или антифриз? Особенности антифриза и практическая эксплуатация

Охлаждающая жидкость в процессе эксплуатации автомобиля постепенно теряет свои свойства, и требует замены. Многие автовладельцы, придя в магазин, не могут определиться, какую жидкость приобрести, что лучше: тосол или антифриз, и если антифриз, то какой – красный, жёлтый или зеленый.

Прежде всего, следует разобраться в терминах. Отличие тосола от антифриза сравнимо с отличием Тойоты Камри от автомобиля. Тосол – это всего лишь одна из разновидностей антифриза, но обо всём по порядку.

Эволюция охлаждающих жидкостей

Изначально для охлаждения двигателя внутреннего сгорания применялась обычная вода. Ее применение было сопряжено с некоторыми сложностями, а именно: низкой температурой кипения и способностью замерзать при отрицательных температурах. Последнее особенно важно в зимнее время, ведь замерзшая вода в системе охлаждения способна вывести из строя силовой агрегат.

Чтобы справиться с этими недостатками, требовались другие жидкости. Вместо воды начал применяться глицерин с добавлением некоторых присадок. Такая смесь обладает более высокими эксплуатационными характеристиками, хотя вскоре обнаружились и недостатки.

  • Во-первых, температура ее замерзания всё же довольно велика;
  • во-вторых, вязкость глицерина выше, чем у воды, и на то, чтобы обеспечить его циркуляцию, требуются дополнительные энергозатраты, т.е. падает КПД двигателя.

Попытки применять метиловый спирт также не увенчались успехом. Главная проблема заключается в том, что метанол активно реагирует с алюминием, в результате двигатель выходит из строя по причине обширной коррозии. Помимо этого, метиловый спирт ядовит, и, попав в организм человека, способен вызвать необратимые нарушения нервной и кровеносной системы. 5-10 мл достаточно для сильного отравления, а 30 мл приводят к летальному исходу. В настоящее время применение метанола в производстве охлаждающих жидкостей строго запрещено.

Довольно долго в состав антифризов и тосолов входил этиловый спирт. К его положительным качествам можно отнести относительную безвредность для человеческого организма, низкую вязкость и низкую температуру замерзания. Низкая температура кипения повышалась при добавлении присадок.

Многие современные охлаждающие жидкости изготавливаются на основе этиленгликоля. Этот спирт отличается интересными свойствами. В чистом виде он замерзает при -13 градусах по Цельсию, а его температура кипения составляет 197 градусов. Если разбавлять его водой, температура замерзания снижается и достигает своего минимума -70 градусов при соотношении этиленгликоля и воды 65 % и 35 % соответственно, далее, по мере добавления воды температура замерзания вновь поднимается. В состав антифризов, как правило, входит 60-процентный этиленгликоль, он начинает кристаллизоваться при – 49 градусах.

Состав современных охлаждающих жидкостей

В основе всех жидкостей, применяемых для заправки системы охлаждения автомобиля, используются спирты. В старых машинах, где блок цилиндров изготавливался из чугуна, а радиаторы из латуни водный раствор спирта применялся практически без присадок, поскольку не оказывал вредного воздействия на металл. С появлением современных двигателей возникла проблема: нагретый антифриз быстро разрушал стенки каналов охлаждения. Для борьбы с этим бедствием в состав жидкости были добавлены различные присадки, повышающие антикоррозионные свойства антифриза.

В зависимости от вида применяемых добавок антифризы делятся на две группы: силикатные и карбоксилатные.

  1. В первых используются присадки на основе неорганических кислот (такие жидкости обычно окрашиваются в зеленый или синий цвет, хотя строгого правила не существует);
  2. во вторых – соли органических кислот (карбонаты), цвет этих жидкостей обычно красный.

Действие присадок заключается в том, что на поверхности металла, контактирующего с охлаждающей жидкостью, образуется тонкий слой, устойчивый к коррозии, надежно защищающий циркуляционные каналы от разрушения. Разница заключается в том, что неорганические соли накапливаются и в итоге забивают каналы. По этой причине не одна тысяча радиаторов была отправлена на свалку.

Карбоксилатные антифризы лишены этого недостатка – ингибиторы коррозии, входящие в их состав, адсорбируются только в местах ее появления, не забивая систему охлаждения. Помимо более щадящего воздействия на систему охлаждения, жидкости данного вида имеют намного более продолжительный срок эксплуатации, и если силикатный антифриз, к коим относится и тосол, потеряет свои свойства через 60 тысяч, о чем свидетельствует изменение его цвета, то качественные карбоксилатные антифризы сохраняют свои эксплуатационные качество до 250 тысяч км пробега.

Что такое тосол

Путаница началась в советские времена, когда в ГосНИИОХТ была разработана охлаждающая жидкость, в состав которой входил ряд добавок, способных предотвратить коррозию. Само название – это аббревиатура Технология Органического Синтеза с окончанием –ол, которое добавляется к названию спиртов в химической терминологии.

Для своего времени тосол был едва ли не революционным антифризом, и любой автовладелец при выборе «тосол или антифриз», не задумываясь, остановился бы на первом. Как отличить тосол от антифриза, тоже знали все без исключения: по цвету. Разработка ГосНИИОХТ окрашивалась в синий цвет. Название довольно быстро эволюционировало в нарицательное, и тосолом в СССР стали называть все антифризы.

Можно ли смешивать и разбавлять антифризы

Состав разных охлаждающих жидкостей отличается набором присадок, некоторые из которых способны реагировать друг с другом. Отсюда следует ответ на вопрос «можно ли смешивать антифризы»: нет. Делать этого нельзя, поскольку это грозит химической реакцией с неизвестным результатом. Даже одинаковый цвет антифризов не указывает на их совместимость, поскольку краситель производители выбирают, исходя из собственных предпочтений, а каких-либо правил, определяющих, какая жидкость должна окрашиваться в красный цвет, а какая в зеленый, не существует.

Смешать тосол и антифриз или два антифриза можно только в безвыходных ситуациях, когда уровень жидкости в системе охлаждения резко упал. В этом случае допускается также разбавлять жидкость водой. Кстати, с химической точки зрения это безопаснее, поскольку в воде нет присадок.

Замена тосола на антифриз

Антифриз стоит значительно дольше, чем тосол, однако ввиду того, что его ресурс в несколько раз выше, чем у отечественной охлаждающей жидкости, разница в стоимости с лихвой окупается, и замена тосола на антифриз – процедура вполне оправданная. Главное – сделать всё правильно.

Следует знать, что двигатели не проектируются под какой-то определённый антифриз, поэтому использовать можно любой. Плотность всех жидкостей примерно одинаковая, вне зависимости от цветов. Разница между ними может заключаться в температуре кипения, поэтому следует выяснить этот параметр для своего двигателя, чтобы случайно не залить низкотемпературный антифриз. Предпочтение лучше отдать карбоксилатному, поскольку срок его службы значительно больше, хотя, по большому счёту, ни на что, кроме интервалов замены это не повлияет.

После того, как из системы полностью слита старая охлаждающая жидкость, ее нужно несколько раз промыть водой, пока вытекающая вода не станет чистой. После этого можно заливать свежий тосол или антифриз и отправляться в путь.

Почти все автовладельцы хоть раз сталкивались с такой ситуацией, как замена охлаждающей жидкости на своей машине. Единственный вопрос, который обычно возникает в данной ситуации, это что заливать в охлаждающую систему? Тосол или антифриз? Давайте с этим разберемся. На самом деле такое понятие, как “тосол” существует только у нас в России, так как придумано это было АвтоВАЗом. Причем изначально тосол применялся для охлаждения чугунных деталей, а в настоящее время все современные автомобили имеют радиаторы и другие узлы охлаждающей системы, сделанные из легкосплавных металлов, а тосол у таких металлов быстро вызывает коррозию. Значит отсюда уже можно сделать вывод, что во все современные автомобили лучше заливать антифриз, тень более сейчас разница в цене между тосолом и антифризом невелика.
Главным отличием между тосолом и антифризом является набор присадок, которые входят в состав жидкости. Если рассматривать эту ситуацию на химическом уровне, то получается следующие. Тосол делается по традиционной технологии, в его составе присутствуют присадки на основе солей неорганических кислот (нитратов, нитритов, боратов, силикатов, фосфатов и др.). А антифриз производится по карбоксилатной технологии, в ее составе присутствуют присадки на основе солей органических кислот (карбонатов).
Сейчас мы подробно рассмотрим, как именно антифриз улучшает эффективность охлаждения мотора и почему же он лучше тосола. На картинке, представленной ниже, видно, что когда в системе охлаждения залит тосол, он создает защитный слой на стенках металла, слой имеет толщину, примерно, 0,5 мм. Считается, что он защищает металл от коррозии, но в это же время данный слой понижает теплоотвод из-за своей плохой теплопроводимости, в следствии этого мотор хуже охлаждается, начинает работать при более больших температурах и соответственно быстрее изнашивается.

Антифриз же ведет себя в этой ситуации несколько по другому. Он так же создает защитный слой, но только в тех местах, где присутствует коррозия металла. Там где коррозии нет, защитного слоя тоже нет, поэтому теплоотвод не ухудшается.

Современные антифризы имеют приличный срок службы, некоторые из них можно не менять на протяжении 100 и более тысяч километров . С тосолом ситуация несколько хуже, обычно его принято менять раз в 50-60 тысяч километров , а то и раньше. Главным признаком, когда нужно уже менять охлаждающую жидкость, это изменение ее цвета, например, если был залит зеленый антифриз или тосол, а потом вдруг он стал иметь коричневый оттенок, то значит, что в систему охлаждения присутствует коррозия и охлаждающая жидкость уже не справляется со своими функциями. Так же охлаждающую жидкость лучше менять раз в 2 года, так как все равно со временем ее присадки разлагаются и она теряет свои полезные свойства. Так же, еще одним плюсом антифриза, является то, что он не засоряет радиатор, а тосол засоряет, ухудшая при этом теплообмен.

Замена охлаждающей жидкости

Если Вы купили автомобиль с рук и не знаете какая охлаждающая жидкость залита в систему охлаждения, то не стоит ничего туда доливать и смешивать разные жидкости, так как одна жидкость может повлиять на другую так, что в какой-то из них или даже в обоих, полезные присадки прореагируют друг с другом и охлаждающая жидкость придет в негодность. Как узнать антифриз или тосол залит в систему? Обычно никак, поэтому лучше полностью слить старую охлаждающую жидкость, промыть охлаждающую систему и залить туда новую жидкость.

Сливается охлаждающая жидкость обычно очень просто. На радиаторе охлаждения снизу должна быть пробка, открутив которую, сливается охлаждающая жидкость, если же такой пробки нет, то можно просто ослабить хомут нижнего патрубка радиатора и снять патрубок. Промывать охлаждающую систему можно дистиллированной водой, заливаете ее, прогреваете двигатель градусов до 70 и сливаете воду, если вода слилась очень грязная, то нужно повторить данную процедуру. Затем заливаете новый антифриз или тосол. Возможно, при замене охлаждающей жидкости возникнет воздушная пробка, из-за которой двигатель может начать сильно греться. Обычно воздушная пробка уходит сама собой, когда мотор прогреется, если этого не произошло, то можно попробовать понадавливать на все патрубки, по которым идет охлаждающая жидкость, предварительно сняв крышку с расширительного бачка. Так же можно попробовать встать на крутую горку, чтобы перед машины смотрел вверх (например заезд на эстакаду) и погазовать.

Главное, после того, как Вы определились, что будете заливать антифриз или тосол , нужно правильно выбрать ту или иную жидкость. Чтобы это сделать лучше всего посмотреть в инструкции по эксплуатации Вашего автомобиля, либо спросить у консультантов в магазине, обычно у них есть таблицы с антифризами и марками авто, которые им подходят.

Посмотрите видео ниже и еще раз убедитесь, что антифриз для современных автомобилей значительно лучше тосола:

Предназначение хладагента заключается в качественном охлаждении силового агрегата машины и предотвращении его перегрева. Если в системе используется жидкость, несоответствующая спецификации двигателя, это приведет к серьезным проблемам. Как узнать, что залито Тосол или антифриз, и зачем это нужно водителю, мы расскажем ниже.

[ Скрыть ]

Зачем это нужно знать?

Узнать, что залито, Тосол или антифриз, полезно по нескольким причинам:

  1. Автомобиль был недавно приобретен с рук. Логично узнать у предыдущего автовладельца, что используется в охладительной системе и когда последний раз менялся расходный материал. Это позволит узнать чтобы понять, когда надо производить замену.
  2. В работе охладительной системы произошли неисправности. Отопительное устройство стало хуже работать, иногда происходит перегрев силового агрегата. Такие проблемы часто обусловлены использованием некачественного хладагента. Полезно узнать, что конкретно залито в систему, чтобы больше никогда не использовать такой продукт.
  3. Даже если все работает нормально и перегрева двигателя нет, то автовладельцу все равно надо знать, что используется в охладительной системе. Как минимум для того чтобы при нехватке объема хладагента понимать, какую жидкость покупать для добавления.

Чем отличается Тосол от антифриза

Отличить обычный антифриз от Тосола в машине не так просто. Ведь оба типа расходных материалов имеют определенный состав и технические характеристики, которые рассмотрим ниже.

Какую жидкость целесообразно использовать в машинном двигателе, узнайте из ролика, снятого пользователем Александром Скрипченко.

Состав

Состав рабочих жидкостей и их технические особенности — основное отличие между хладагентами.

Тосол — продукт российского производства. Его основу составляют этиленгликоль и дистиллят, пропорции смешивания жидкостей определяются производителем. Состав жидкости дополняется добавками, выполненными на основе неорганических кислот.

Что касается антифриза, то, кроме этиленгликоля и дистиллированной воды, базу вещества составляют пропиленгликоль и спирт. Основную роль в работе вещества играют присадки, относящиеся к органическому типу. Их наличие в составе особенно важно для жидкости, так как благодаря им предотвращается образование коррозии на внутренних стенках компонентов охладительной системы и пены.

Характеристики

Тосол, залитый в систему охлаждения автомобиля, на поверхности металлических элементов радиатора и мотора образует защитный слой. Его толщина, как правило, составляет не более 0,5 мм. Образование слоя может отразиться на качестве теплоотдачи. В некоторых моторах это способствует увеличению расхода топлива и снижению срока службы силового агрегата. Ресурс эксплуатации охлаждающей жидкости в среднем составляет около 30-40 тысяч км пробега.

В результате присутствия силикатов и других неорганических кислот в основе жидкости, хладагент со временем может перейти в гелевое состояние. В системе появится осадок, который останется на стенках. Из-за появления отложений может произойти засорение радиаторного устройства, что приведет к его поломке. Эта же проблема станет причиной перегрева ДВС.

Основная информация по поводу характеристик и составов разных расходных материалов приведена на ролике, снятом каналом Накачанные колеса.

Благодаря технологичным присадкам в составе антифриза, жидкость образует пленку для защиты от коррозии только там, где уже зафиксированы очаги ржавчины. В результате этого теплоотдача в системе не нарушается. Использование антифриза благоприятно влияет на функциональность мотора в целом.

Как определить, что залито?

Проверить и распознать с помощью цвета, что залито в авто, не получится. Тосол всегда окрашен в синий оттенок. Но современные антифризы выпускаются и в синем цвете.

Если не знаешь, что залито в машине, то определить тип расходного материала можно по нескольким факторам:

  1. Понюхать и попробовать на ощупь. Антифризы обычно не имеют запаха, а если потрогать жидкость на ощупь, то она будет более маслянистой, в отличие от традиционного Тосола.
  2. Определение типа жидкости можно выполнить по диагностике совместимости хладагента с обычной водой. Надо взять из расширительного бачка немного вещества и смешать ее с водопроводной водой в пропорции 1:1. После емкость с хладагентом ставится в морозильную камеру примерно на один час. Если в результате произошло расслоение жидкостей, смешанное вещество стало мутным и на дне образовался осадок, то вы используете Тосол. Если в систему охлаждения вашего авто залит качественный антифриз, то таких проблем не возникнет.
  3. Еще один фактор — устойчивость к отрицательным низким температурам. Налейте небольшое количество хладагента в отдельную бутылку и поставьте ее в морозильную камеру. При использовании Тосола жидкость быстро замерзнет, если же залит хороший хладагент, этого не произойдет.
  4. С помощью ареометра можно выполнить диагностику показателя плотности вещества. Проверка должна производиться при температуре воздуха 20 градусов. С таким условием параметр плотности хладагента должен составить около 1,073-1,079 г/см3. Если это так, то вы используете антифриз.

Ареометр для диагностики уровня плотности Проверка параметра

Для диагностики можно прибегнуть к старому «дедовскому» способу:

  1. Вам понадобится пластина или другое приспособление из металла. Потребуется и резиновое изделие, к примеру, кусок шланга из системы охлаждения.
  2. Из резервуара под капотом автомобиля возьмите немного жидкости. Надо разливать ее в банку или бутылку, куда также следует поместить пластину и кусок шланга.
  3. Спустя 20 минут посмотрите на результат. Расходный материал российского производства создает защитный слой на всех компонентах охладительной системы. Соответственно, и на пластине, и на куске шланга вы увидите едва заметную пленку. Если же металл с коррозией, а пленка образовалась только там, где присутствует ржавчина, то вы используете антифриз. Извлеките изделия из емкости и проверьте их на ощупь.

Как понять, какой антифриз в автомобиле с завода?

Чтобы понять, хладагент какой марки доливать в охладительную систему, нужно знать, что изначально заливается с завода. Самостоятельно определить это не получится. Точное заключение могут дать только результаты лабораторных исследований. Как вариант, можно обратиться к дилеру или прочитать сервисную книжку по эксплуатации. В ней указывается, хладагент какого стандарта надо использовать.

О смешивании хладагентов и результатах можете узнать из видео, снятого каналом Avto-Blogger.ru.

Можно ли что-то залить, если не знаешь?

Если ситуация экстренная, к примеру, во время движения вам пришлось остановиться из-за перегрева двигателя, то в систему охлаждения можно залить и воду. Если это происходит в холодное время года, то рекомендуем долго не ездить на воде, а доехать до ближайшего СТО или гаража, чтобы решить проблему. Даже при заливе жидкости в теплое время года после эксплуатации авто выполняется промывка охладительной системы. В мороз вода быстро замерзнет, а она имеет свойство расширения, поэтому замерзание приведет к повреждению расширительного бачка и патрубков.

Возможно смешивание только тех хладагентов, которые соответствуют друг другу составом и стандартом. не допускается. Это приведет к химической реакции, в результате чего жидкость потеряет свои свойства и не сможет выполнять возложенные на нее обязанности. В системе охлаждения образуются осадки, которые препятствуют нормальной циркуляции расходного материала по магистралям. Из-за потери свойств на внутренних частях радиаторного устройства появится коррозия, которая со временем приведет к серьезным повреждениям агрегата.

Если пришлось смешать Тосол с антифризом, то не оттягивайте процесс замены. Сливать расходный материал обязательно. При смене выполняется промывка мотора, причем процедура повторяется несколько раз. Она делается до того момента, пока из охладительной системы не начнет выходить чистая вода без отложений и следов накипи. Тогда можно считать, что прочистка выполнена успешно. Для промывки допускается применение специальных средств. При заливе учитывайте спецификацию двигателя и рекомендации производителя по использованию антифризов.

Статья о том, как правильно выбирать тосол, на что обратить внимание. Маркировки жидкости. В конце статьи - интересное видео о том, что будет, если смешать тосол и антифриз.

Что представляет собой тосол


Тосол - ровесник первого ВАЗа. Автомобильные радиаторы заполняли простой или дистиллированной водой, а в сильные морозы усиливали вязким этиленгликолем, предотвращавшим замерзание. Кроме того, старомодные чугунные двигатели эта смесь еще и спасала от появления ржавчины. За столь впечатляющие свойства жидкость получила английское название «антифриз» или по-русски «незамерзайка».

С появлением ВАЗа, чья система охлаждения имела абсолютно иные материалы, потребовалось создание принципиально иного, усовершенствованного антифриза. Им стал тосол - новейшее охлаждающее средство, состоящее из неорганических солей, покрывавших металлические поверхности своеобразной пленкой от этиленгликоля.

На долгие годы тосол стал единственным российским антифризом, брендом, задающим стандарты качества. Его производство запустили самые разнообразные производители, но свойства и состав были четко регламентированы «первенцем».


Все изменилось через несколько десятилетий, когда «жигули» перестали быть автомобилем для «элиты». Тогда все, что имело какое-либо к ним отношение, перешло в разряд низкопробного. Сам тосол начал восприниматься в качестве охлаждающей жидкости исключительно для российского автопрома. До сих пор в разговорах автовладельцев и среди продавцов специализированных магазинов проскальзывает четкая градация: тосол – «плохой», антифриз – «хороший».

Маркировки


Задача любой охлаждающей жидкости - остудить двигатель в летний период и защитить от замерзания в зимние месяцы. Основой современного тосола по-прежнему служит этиленгликоль, теперь улучшенный всевозможными присадками. Каждая из них выполняет свою определенную функцию – очищать, защищать от коррозии, иметь антипенные и даже флуоресцентные свойства. Их качество и количество разнятся в зависимости от марки и производителя.

Каждая жидкость имеет четкую маркировку из букв и цифр. Например, тосол А30М означает следующее:

  • «А» - автомобильный;
  • «30» - температура замерзания жидкости;
  • «М» - модернизированный (имеет присадки).
Цвет жидкости – синий, зеленый, красный – не имеет никакого функционального назначения и на качестве средства не сказывается. Разве что по насыщенности оттенка можно определить, насколько тосол выработал свой ресурс.

Высокообогащенный тосол с маркировкой АМ отличается тем, что может безболезненно соседствовать с любыми другими охлаждающими жидкостями, российскими или импортными. Этот показатель важен в тех случаях, когда в системе охлаждения двигателя имеются остатки предыдущих залитых в него средств.

Несколько последних лет большую популярность имеет концентрированная охлаждающая жидкость, которая обязательно разбавляется в пропорции 1:1, чтобы серьезно не испортить двигатель. Не используется эта версия «незамерзайки» только при температуре ниже 30 градусов, которая, к счастью, редко случается в нашей стране.

Охлаждающая жидкость – не то, на чем стоит экономить автовладельцу. Поэтому не следует пытаться разбавлять ее чем-либо, иначе добавленные в средство присадки перестанут выполнять свои функции.

Правила выбора тосола


Безусловно, хороший тосол не может стоить дешево. Особенно опасны часто выставляемые вдоль автомобильных трасс белые канистры с плохо приклеенными этикетками. Подобная смесь однозначно надолго отправит автомобиль в ремонт.

Действительно качественная охлаждающая жидкость практически не воздействует на двигатель и радиатор охлаждения, то есть ее коррозийные свойства сведены к минимуму – не более 0,1 г/ кв.м.

Также повышенная температура дешевой охлаждающей жидкости воздействует на резиновые детали системы охлаждения. Вследствие чего, к примеру, патрубки от радиатора к двигателю могут деформироваться и привести к утечке жидкости из двигателя.

Некачественный тосол при заливке в систему охлаждения может существенно вспениться, чем вызвать определенные проблемы. Настоящая жидкость также дает вспенивание, но не более пары минут, во время которых можно подержать открытой крышку радиатора.

Основные правила приобретения тосола:

Жидкость предпочтительнее покупать под тип двигателя. При использовании тосола неподходящего качества и типа ресурс мотора будет существенно снижаться.

Совершать покупку жидкости в крупных специализированных магазинах, где вероятность подделки снижена до минимума. К тому же в магазине можно попросить ознакомиться с сертификационными документами на товар.

Особого внимания заслуживает тара, в которой находится тосол. Канистра не может быть прозрачной и с неровно наклеенной биркой. Этикетка должна содержать контактную информацию производителя, состав жидкости, иметь ссылку на соответствующий ГОСТ.


Из-за популярности тосол подделывается очень часто. Маленькие фирмы используют бюджетные компоненты для получения жидкости, чем лишают ее всех требуемых качеств. Поэтому не стоит скупиться, а отдавать предпочтение лучше проверенным производителям, дорожащим своей репутацией и придерживающимся рецептуры. Такие компании имеют сертификаты качества, которые подтверждают благонадежность товара и соответствие технологии производства. Конечно, именитые бренды не застрахованы от подделки, но это как раз такой уникальный случай, когда хорошая подделка дорогого тосола может действительно оказаться качественным средством.

Покупатель сам может проверить качество жидкости, имея при себе лакмусовую бумажку. Ее требуется опустить в тосол и правильно определить Рh по полученному цвету. Розовый оттенок будет означать повышенную кислотность, синий – повышенный уровень щелочи. Оба этих цвета однозначно говорят о явной подделке. Качественный тосол даст зеленоватый оттенок индикатора.

Такую проверку вряд ли разрешат произвести в магазине, но в случае приобретения суррогата можно вернуть покупку обратно. Одним из важнейших показателей тосола является плотность, измеряется она прибором под названием ареометр. Хороший качественный тосол должен обладать плотностью примерно 1,07-1,08 г/ куб.см. Подделки изготавливаются из триэтилен-, диэтилен- и пропиленгликоля, имеющих намного меньшую плотность.

Необходимость замены тосола


Рекомендуется производить замену охлаждающей жидкости раз в 2 года или после каждых 60 000 км пробега. О необходимости замены можно узнать и по внешнему виду жидкости.

Кардинальное изменение цвета по сравнению с приобретенным в совокупности с неприятным запахом явственно требует заменить тосол.

Хороший тосол имеет маслянистую скользкую структуру с четко выраженным цветом, но без какого-либо насыщенного запаха.

Систему охлаждения стоит подготовить к замене в ней охлаждающей жидкости:

  • прочистить специальным составом;
  • слить старую жидкость;
  • прочистить средством, очищающим от накипи и ржавчины, который лучше приобретать в фирменном магазине. Согласно инструкции на упаковке, данным составом следует промывать систему не менее 20 минут при работающем двигателе;
  • тщательно промыть систему 2-3 раза простой водой;
  • влить новый тосол.
При проведении этих работ следует помнить, что тосол весьма токсичен, поэтому требует осторожности в обращении и избегания попадания на открытые участки тела и в глаза.

Видео - что будет, если смешать тосол и антифриз:

Разница между тосолом и антифризом в происхождении охлаждающей жидкости, существует ли принципиальное отличие, давайте разбираться. Система охлаждения двигателей выполняет важные функции и требует к себе особого внимания. Представляет собой замкнутый контур, по которому циркулирует жидкость, охлаждая двигатель.

В зависимости от особенностей автомобиля и рекомендаций производителя допускается использование жидкости определенного класса (тосол и антифриз). Почему так и в чем отличие тосола от антифриза рассмотрим далее.

Все охлаждающие жидкости можно классифицировать на четыре цветовые группы: синие, зеленые, красные и желтые. Все они носят название Антифриз. В переводе с английского языка – «против замерзания». Выполняют одни и те же задачи, но, за счет отличий химических составов, делают это по-разному.

Состав тосола и антифриза

Практически все охлаждающие жидкости имеют одинаковую основу. Около 90-93% общего объёма составляет этиленгликоль + дистиллированная вода. Само по себе такое соединение выдает неплохие характеристики: температура кипения около 150 градусов, замерзание происходит при -40 градусах.

К минусам этого состава относится высокая агрессивность в отношении элементов системы охлаждения. Использование такой жидкости без антикоррозийных присадок приводит к непоправимым последствиям (деформация блока цилиндров, выход из строя помпы и радиатора, размягчение патрубков и магистралей).

Для того чтобы избежать негативных последствий используют дополнительные присадки, состав и количество которых классифицирует все антифризы следующим образом.

Тосол – жидкость синего или красного цветов

Берет свое начало еще со времен СССР. Тосол – это всего лишь незапатентованная аббревиатура, которая широко используется множеством производителей.

Первые три буквы ТОС расшифровываются как технология органического синтеза, последние две буквы добавили для созвучия.

В его основу входят этиленгликоль и дистиллированная вода, а так же добавляется пакет химических присадок (силикаты, фосфаты, бораты и т.д.), благодаря чему агрессивность жидкости снижается.

Как определить качество тосола — видео

Помимо охлаждающих свойств, тосол несет в себе и защитные функции. При помощи пакета присадок внутри блока цилиндров, радиатора и патрубков образуется защитный слой, толщиной в несколько микрон, который препятствует образованию коррозии, но уменьшает теплоотдачу двигателя.

Зимой это способствует к ускоренному прогреву ДВС и является положительным качеством. Но в летний период может стать причиной перегрева двигателя. Температура замерзания тосола -40 градусов, если жидкость синего цвета и -65, если красного. Температура кипения +115 градусов.

Срок службы Тосола в нормальных условиях эксплуатации составляет от двух до трех лет. При более длительной эксплуатации возможно выпадение осадка и разрушение защитного слоя.

Антифриз (G11)

Цвет синий или зеленый. Производится импортными организациями. G11 – маркировка по общепринятой классификации, предложенной концерном VAG.

В своем составе имеет гликолевую основу и дистиллированную воду с дополнительным набором химических присадок. Главное отличие от тосола – добавление органического вещества (карбоновая кислота) . Действия, которого направлены на предотвращение развития очагов коррозий.

Защитная функция выполняется аналогичным способом с синими ОЖ. Температура замерзания – 40 градусов. Максимальная рабочая + 130 градусов. Рекомендуемая частота замены – 5 лет.

Красный антифриз (G12) . Все та же основа: этиленгликоль и дистиллированная вода. Для производства данной жидкости не используются химические присадки. От них отказались в пользу органических на основе карбоновой кислоты.

Отсутствие защитной пленки на внутренних элементах охлаждающей системы увеличило теплоотдачу, что решило проблему с перегревом в летнее время. Но увеличило образование коррозийных очагов, с которыми достаточно эффективно борется карбоновая кислота.

Минус данной формулы заключается в том, что защитные функции антифриза проявляются лишь после образования проблемы. Никаких профилактических мер органическими присадками не выполняется.

Диапазон рабочих температур составляет от -40 до +150 градусов. Срок службы ОЖ G12 составляет 5 лет.

Модификации красного антифриза

Для решения проблем с образованиями коррозии в системе были разработаны антифризы, получившие названия G12+, G12++. Которые отличаются от G12 добавлением химических присадок в количестве 10-15% от их общего объема.

Благодаря профилактическим функциям неорганических соединений, получилось добиться меньшего образования очагов коррозии без существенной потери теплоотдачи.

Желтый . Разработан концерном VAG в 2012 году специально для своих автомобилей. Изначальный цвет, применяемый на немецких автомобилях – фиолетовый.

В базовую основу входит пропиленгликоль и дистиллированная вода. В сравнении с этиленгликолем, такое соединение практически безвредно. Добавление в его состав гибридных присадок (органических и химических) повышает его профилактические и защитные функции. Температур замерзания около — 40 градусов. Закипает при +140 градусах.

Отличие тосола от антифриза и возможность смешивания

Так в чем же разница между тосолом и антифризом? По большому счету только в их названии и стране-производителе. Принято считать, еще со времен СССР, что Тосол выпускается в России, а антифриз за рубежом. Одинаковая основа и схожесть присадок способствует беспрепятственному смешиванию тосола и антифриза G11.

О разнице между тосолом и антифризом — видео

Антифризы группы G13 не совместимы с тосолом полностью. Неорганическая основа тосола и пропиленгликоль в составе G13 вступают в сильную химическую реакцию.

Все виды антифризов представлены на рынке в виде концентратов или готовых охлаждающих жидкостей и, включая тосол, разбавляются только дистиллированной водой согласно указанным пропорциям в инструкции.

Внимание!

Лишнее количество воды снижает температуру кипения и повышает температуру замерзания.

Что лучше антифриз или тосол

Сказать однозначно, что не представляется возможным. У каждой жидкости имеются свои плюсы и минусы. Каждая рекомендуется для использования в тех или иных автомобилях.

Антифризы класса G12 (красные), в составе которых есть карбоновая кислота, отлично проявляют свои качества при работе в медных и латунных радиаторах. Наибольшую защиту алюминиевых радиаторов обеспечивают жидкости класса G11 (зеленые) и тосол.

Важный момент при выборе ОЖ. Сам по себе антифриз бесцветный. Синий, красный, зеленый, желтый цвет охлаждающей жидкости достигается добавлением красителей, которые никаких функций не выполняют.

Соответствие цвета определенному классу является общепринятым, но не перманентным. Нужно понимать, что цвет не является определяющим фактором при выборе жидкости. Именно классификация на этикетке поможет подобрать необходимую для вашего автомобиля охлаждающую жидкость.

Как отличить поддельный антифриз

Качество охлаждающей жидкости имеет большое значение. Несоответствие с заявленными свойствами может обернуться серьезными проблемами для автовладельцев.

Низкая температура закипания может привести к перегреву двигателя.
Отсутствие кристаллизации и высокая температура замерзания может вывести из строя охлаждающие магистрали, радиатор охлаждения и блок цилиндров ДВС.

При покупке охлаждающей жидкости, обращаться лучше к продавцам с хорошей репутацией, давно находящимся на рынке. Наличие сертификата качества уменьшит вероятность приобретения контрафактной продукции.

Даже в этом случае покупатель не застрахован от подделки. Несколько советов, которые могут помочь выбрать и залить качественный антифриз.

Первое, на что стоит обратить внимание, это качество упаковочной тары и наклейки. Плохо отпечатанная наклейка, которая еле держится или деформированная канистра – первый признак поддельной продукции.

Сильное вспенивание антифриза свидетельствует о низком качестве . Достаточно потрясти канистру. Если ёмкость не прозрачная, смотрим на уровневую линию в торце.

Все эти меры являются предварительными и не могут дать однозначного ответа о качестве охлаждающей жидкости. Более точных результатов помогают добиться следующие эксперименты после открытия упаковки.

Тестируем на Ph

Выполняется при помощи лакмусовой бумажки. Если индикатор кислотной среды поменял цвет на розовый или синий после контакта с ОЖ – значит антифриз низкого качества. Зеленый цвет говорит о правильности выбора.

Измеряем плотность

При помощи ареометра. Замеры производятся на жидкости комнатной температуры (15-20 гр.) Показатели в диапазоне от 1,071 до 1,104 являются нормой. Рекомендуется произвести замеры новой жидкости и после недели использования. Большая разница в результатах говорит о присадках увеличивающих плотность. Жидкость рекомендуется заменить.

Замораживаем в домашних условиях

Достаточно поместить незначительно количество антифриза или тосола в морозильную камеру. В виду низкой температуры и небольшого количества жидкости (100-150 мл), выводы можно делать уже по истечении полутора-двух часов. Если вязкость жидкости не изменилась или произошла кристаллизация, антифриз хорошего качества.

Доводим до кипения

Используем термостойкую ёмкость. Этиленгликоль – сильнодействующий яд. Поэтому подобрать лучше одноразовую тару. Если есть термометр, позволяющий выполнить необходимые замеры, используем его. Сравниваем температуру кипения с заявленной.

Минимальный предел кипения антифриза 110 градусов. Если замеры произвести нечем, обращаем внимание на наличие осадка. При низкокачественном антифризе происходит выпадение присадок.

Подведем итог

Существенной разницы между тосолом и антифризом нет. Это маркетинговый ход позволяющий отделить российских производителей охлаждающей жидкости от импортных.

Разбавлять тосол и антифриз можно только дистиллированной водой в рекомендованных пропорциях.

Смешивать между собой тосол и антифриз можно, но с оглядкой на химсостав. Заливать в машину только то, что рекомендовано производителем автомобиля.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков