Чем отличается климат контроль от кондиционера в автомобиле. Принцип работы кондиционера

Чем отличается климат контроль от кондиционера в автомобиле. Принцип работы кондиционера

Современные автомобилисты уже привыкли к комфортабельному передвижению - практически в каждой новой машине сейчас установлен кондиционер, который дополняет собой отопитель.

Это позволяет поддерживать в салоне комфортабельную температуру в любое время года, невзирая на погодные условия или время суток. Однако некоторые производители предлагают и такую опцию, как климат-контроль, который чаще всего устанавливается на дорогие модификации автомобилей.

Его принцип действия очень похож на работу кондиционера, хотя они различаются некоторыми важнейшими нюансами. Поэтому нам стоит рассмотреть, что лучше: климат-контроль или кондиционер, и в чём заключаются отличия между этими системами.

Что такое климат-контроль?

Под громким названием климат-контроля скрывается автоматизированная система управления, которая отвечает за функции кондиционера и отопителя в автомобиле. В отличие от более простых систем, где водитель просто регулирует силу потока горячего либо холодного воздуха, пытаясь добиться установки оптимальной температуры путём такой ручной настройки, здесь можно просто выбрать нужный показатель.

Установив желаемый уровень температуры на климат-контроле, водитель даёт команду на его поддержание в течение длительного времени. В зависимости от изменения температуры, влажности и уровня разрежения окружающего воздуха система будет подавать команду на включение кондиционера либо отопителя, что позволит поддерживать в автомобиле .

Климат-контроль может быть как полуавтоматическим, так и полностью автоматизированным. Во втором случае система управляет не только включением кондиционера либо отопителя, но также регулировкой силы потока воздуха и направлением его распределения. Автоматический климат-контроль лучше приобретать тем, кто желает наслаждаться максимальным комфортом, не прилагая никаких усилий для регулировки основных параметров.

В качестве примера его работы можно привести ситуацию, когда после открытия бокового окна в автомобиль проникает холодный воздух - согласно законам термодинамики, он опускается вниз, создавая немалую разницу между температурой в ногах и около головы человека. Датчики обнаруживают такое отличие и дают команду на усиленную подачу горячего воздуха к ногам - климат-контроль выравнивает температуру в автомобиле и затем возвращается к нормальному режиму своей работы.

Акция: Распродажа новых авто 2018-2019 года выпуска В Московском Автомобильном Доме

Распродажа новых автомобилей 2018-2019 года выпуска
Распродажа автомобилей с пробегом Трейд-ин
Кредит от 9.9%

Кроме того, климат-контроль может распространять своё действие на несколько зон в автомобиле. Если кондиционер всегда подаёт воздух одинаковой температуры во все участки салона, то в этом случае свой микроклимат может поддерживаться в каждой отдельной его части. Выделяют следующие виды климат-контроля:

  • Однозонный - простейший вариант, который отличается от обычного кондиционера только автоматической регулировкой температуры;
  • Двухзонный - позволяет выбирать разные настройки микроклимата для первого и второго ряда сидений;
  • Трёхзонный - устанавливает отдельные параметры для водителя, переднего пассажира и задней части салона;
  • Четырёхзонный - такой климат-контроль устанавливается только на наиболее дорогие автомобили с четырьмя индивидуальными креслами (например, на спорткары или представительские седаны).

Конечно, системы климат-контроля, которые могут устанавливать индивидуальные настройки для каждой части салона, достаточно дороги, поэтому их практически невозможно встретить в автомобилях стоимостью до 35 тысяч долларов.

Преимущества

В отличие от обычного кондиционера, климат-контроль не требует постоянной регулировки. Следовательно, водитель меньше отвлекается от дороги, что обеспечивает больший уровень . Кроме того, применение автоматизированной системы обеспечивает намного большую комфортабельность.

Кондиционер не может работать в автоматическом режиме и поддерживать одинаковую температуру в салоне

Стоит отметить, что климат-контроль даёт возможность устанавливать точную температуру в автомобиле с погрешностью не более 1–2 градусов. Такую возможность ему даёт управление сразу двумя системами - отопителем и кондиционером. Поэтому автоматизированный узел будет лучше для тех, кто с трудом подбирает для себя оптимальные параметры и вынужден тратить много времени на их поиск.

Также климат-контроль позволяет существенно ускорить прогрев автомобиля зимой. Автоматическое распределение потоков воздуха даёт возможность равномерно нагреть все части салона, предотвратив образование разницы температур между верхними и нижними зонами. Аналогичным образом работает летом кондиционер, который находится под управлением автоматизированной системы.

Недостатки

Автомобили с климат-контролем лучше не приобретать тем, кто желает выбрать простое и доступное транспортное средство. Установка такого автоматизированного приспособления автоматически увеличивает стоимость машины приблизительно на 1–3 тысячи долларов. Кроме того, многие производители включают климат-контроль в состав других пакетов опций, которые могут быть бесполезными в этом автомобиле. Кроме того, многие люди, не слишком чувствительные к небольшим колебаниям температуры окружающего воздуха, вообще не нуждаются в климат-контроле. Для них дорогостоящий автоматизированный узел будет не более чем

Производителя.

Кроме того, применение современной электроники также затрудняет ремонт автомобиля. Если в обычном кондиционере большинство деталей можно заменить самостоятельно, а с остальными справятся в «гаражном сервисе», то работа с автоматической установкой будет сильно осложнена. Также приходится сталкиваться и с большими расходами, к примеру, блок управления климат-контролем обойдётся приблизительно в 500 долларов, а сервоприводы, отвечающие за управлением отопителем и кондиционером - примерно в 200–300 долларов.

При этом кондиционер можно установить самостоятельно - для этого нужно только знать устройство автомобиля и обладать базовыми техническими навыками. Услугу установки кондиционера даже на старые отечественные автомобили предлагают многочисленные фирмы, которые дают гарантию качества и готовы в дальнейшем обслуживать такие агрегаты. Автоматическая система на автомобиле устанавливается исключительно заводом-изготовителем, что связано с большой сложностью такой системы, а также с необходимостью приобретения специальных компонентов.

Мы привыкли к тому, что машина уже давно перестала быть роскошью, как впрочем, и просто средством передвижения. Мы хотим видеть в личном автомобиле не просто четыре колеса и коробку передач, а ещё и некоторое удобство и комфорт. Одно из составляющих этого комфорта – поддержание в салоне автомобиля оптимально приемлемой температуры. Когда-то единственным способом хоть как-то охладить автомобиль было наличие в нём кондиционера, зато теперь большинство производителей перешли на более усовершенствованную систему климат-контроля. И то, и другое устройство широко используются не только в автомобилях, но и для поддержания температуры в помещении. Разница между климат-контролем и кондиционером существенная, и не только в цене.

Определения

Климат-контроль относится к системам кондиционирования автомобиля или помещения, а по английский сокращённо звучит как HVAC. Эта аббревиатура расшифровывается как Heating, Ventilation & AirConditioning, то есть теплоснабжение, вентиляция и охлаждение воздуха. Поэтому и составляющих у климат контроля несколько: система отопления, кондиционер, воздушный фильтр. При этом, системы контроля могут работать как по отдельности, так и одновременно. Например, зимой, в автомобиле может работать одновременно и система отопления, и кондиционер, во избежание запотевания стёкол.

Кондиционер также относится к системах кондиционирования автомобиля или помещения, но у него достаточно узкая сфера деятельности – охлаждать воздух.

Принцип работы

Суть работы климат контроля в том, чтобы реагировать на изменение температуры внутри салона автомобиля или помещения, и регулировать её с помощью доступных систем: охлаждения, вентиляции и отопления. С помощью специальных датчиков, которые расположены по всему периметру объекта, в «мозг» устройства поступает информация о температурном состоянии, то есть климат-контролем управляет электроника. При поломке климат-контроля одновременно выходит из строя не только система охлаждения, но и система отопления. Работа климат-контроля предполагает повышение расхода топлива, если речь идёт об автомобиле.

Кондиционер имеет механическое управление. Принцип работы напоминает чем-то холодильник, то есть, имеется хладагент, который поглощает теплый воздух, охлаждает его и перенаправляет снова в помещение или в салон автомобиля. Воздух при этом также подвергается высушиванию. Существенным минусом является то, что при работе кондиционера в машине существенно увеличивается расход топлива.

Выводы сайт

  1. Климат-контроль отвечает за охлаждение воздуха, его вентиляцию, также за теплоснабжение. Кондиционер призван только охлаждать воздух.
  2. За работу климат-контроля отвечает электроника, а за работу кондиционера – механика.
  3. Если климат-контроль выходит из строя, то вы одновременно лишаетесь и системы охлаждения, и печки, и вентиляции, тогда как при поломке кондиционера печка продолжает работать.

Система климат-контроля стала доступна в наших машинах не намного раньше, чем кондиционер. Оба варианта являются удобными системами охлаждения воздуха в салоне автомобиля, в то же время они имеют существенные различия, влияющие как на комфорт в салоне, так и на работу машины в целом.

Ещё совсем недавно, приобретая автомобиль, люди даже не знали, что такое кондиционер и, тем более, система климат-контроля. Раньше салон машины лишь проветривался через открытые окна, что в жаркую погоду приравнивалось обдуву горячим феном. Именно поэтому инженерами и были придуман кондиционер. В чём же отличия этих систем? Некоторые полагают, что нет никакой разницы, ведь в обоих случаях источником прохладного воздуха является штатный кондиционер. Тем не менее, различия всё же есть.

Кондиционер

Автомобильный кондиционер, в отличие от бытового, к которому мы привыкли в своих домах, работает не от электросети, а от коленвала силовой установки автомобиля. То есть кондиционер использует часть мощности двигателя, причём использует немилосердно, буквально чувствуется потеря драгоценных ньютонов. При включённом кондиционере двигатель вынужден увеличивать мощность, тратя при этом дополнительные граммы топлива. Но за комфорт в жаркую погоду такая цена не кажется водителям слишком большой.

Как работает кондиционер

Климат-контроль

По сути, система является регулятором температуры в салоне автомобиля, и устройство способно не только охлаждать воздух, но и прогревать его. Кроме того, система интеллектуальная, оперирующая данными, поступающими со специальных датчиков, которые расположены в салоне машины. Водитель просто задаёт параметры, выбирает комфортную для себя температуру, и климат-контроль эти уровни поддерживает, не выходя за рамки заданных параметров.

Система климат-контроля

Главное преимущество системы в том, что человек избавлен от необходимости прислушиваться к себе, своему самочувствию. Если при включённом кондиционере нужно следить за тем, чтобы не стало слишком холодно, убавлять, прибавлять мощность, регулировать заслонки, то система климат-контроля делает это всё за вас. Он анализирует атмосферу в салоне, снаружи и, исходя из заданных параметров, управляет мощностью климатической установки и заслонками.

В чём разница

  • Итак, главное отличие, это удобство, климат-контроль относительно самостоятелен, он следит за состоянием в салоне, и всю работу берёт на себя. Просто кондиционер нагоняет холодный воздух, и всё.
  • Далее, по скорости реагирования на изменения внутреннего климата, электронная система гораздо быстрее человека. Частенько бывает, что после езды с включённым кондиционером люди простывали.
  • Экономичность. Здесь тоже первенство за системой климат-контроля, поскольку она вовремя отключает климатическую установку, когда температура в пределах комфорта, тем самым экономит топливо.

Какой выбор сделаете вы, зависит только от вас, ну и от ваших возможностей, поскольку единственный недостаток климат-контроля – он стоит дороже кондиционера.

Были времена, когда автолюбителям и в голову не приходило, что в машине может находиться такое полезное устройство как кондиционер: жарко – открыл окошко и никаких проблем. Но благодаря современным технологиям уровень комфорта при передвижении транспортного средства существенно увеличился, и комплектация выпускаемых сегодня автомобилей уже не ограничивается одним лишь только кондиционером. Новшеством нашего поколения стало другое устройство, именуемое «климат-контролем». На первый взгляд, его функции мало чем отличаются от упомянутого кондиционера, но все-таки различия есть, и мы с Вами сейчас в этом убедимся.

1. Определение понятий

Автомобильный кондиционер, так же, как и аналогичное бытовое устройство, был создан для охлаждения воздуха, но только в салоне транспортного средства. Данное устройство представлено в виде сложной замкнутой системы, где принудительная циркуляция хладагента способствует отводу тепла из внутренней части автомобиля. Работоспособность такого кондиционера обусловлена работой двигателя машины.

Основное назначение любого автомобильного кондиционера заключается в том, чтобы «выгонять» тепло из салона быстрее, чем оно будет поступать туда из внешней среды и обосновываться внутри. Источниками тепловых потоков могут быть прямые солнечные лучи, теплый летний ветер, жар от раскаленного асфальта и т.д. Особенностью тепла является направление его движения, ведь оно всегда перетекает от горячего к холодному и обратно уже не возвращается.

В отличие от кондиционера, система климат-контроля автомобиля способна поддерживать в салоне установленную температуру воздуха. Составляющими частями этой системы есть сам кондиционер, система отопления, система фильтрации, расположенные в разных местах специальные датчики и, конечно же, . В наиболее продвинутых автомобилях, обустроенных системой климат-контроля, в расчет берутся не только температурные показатели, но и освещенность салона дневным светом, что автоматически повышает уровень комфорта находящихся внутри людей. Более того, даже при низкой температуре окружающей среды, кроме системы отопления может работать и кондиционер, что предохраняет стекла от запотеваний. Прежде чем пропустить воздух в салон, система климат-контроля фильтрует его, а если он сильно загрязнен, включается автоматическая рециркуляция.

Помимо стандартной системы, также существует так называемый «многозонный климат-контроль» , который отличается от обычного способностью устанавливать разные температурные режимы для пассажиров и для водителя. В зависимости от количества зон обслуживания, выделяют двухзонную (водитель и его сосед), трех- и четырехзонную (у пассажиров на задних сиденьях имеется собственный пульт управления) системы.

2. Как работает кондиционер и чем он отличается от деятельности «климат-контроля»?

Как правило, климат-контроль автомобиля способен поддерживать температуру в салоне на уровне 16-30оС , а конкретное температурное значение устанавливается водителем при помощи специальных регуляторов, расположенных на приборной панели. Сигнал от регуляторов передается на электронный блок управления, где вызывает активацию соответствующей программы. Учитывая установленный алгоритм, блок управления обрабатывает посылаемые сигналы датчиков и включает в работу необходимые исполнительные устройства, а заданные температурные значения поддерживаются автоматически.

Поступающие в автомобиль воздушные потоки сначала проходят через отопительной системы и нагреваются теплом охлаждающей жидкости. Уровень нагрева контролируется центральной заслонкой температурной регулировки путем смешивания холодных и горячих потоков. В случае необходимости может задействоваться кондиционер, который удалит из салона излишки тепла и влаги.

Простейшая система автомобильного климат-контроля основывается на принципе создания одинаковой температуры для всего внутреннего пространства салона машины. Такая схема носит название однозонной системы обеспечения микроклимата. Однако это не единственный возможный вариант, и при желании можно выбрать автомобиль с более сложными схемами: двух, трех, или четырехзонной системой климат-контроля. Разберем процесс их работы немного детальнее.

Многозонный контроль климатической обстановки представлен в виде системы, обеспечивающей и поддерживающей разную температуру по разным зонам салона, то есть по отдельным посадочным местам. Наиболее распространенным среди таких схем является двухзонный вариант климат-контроля, который предоставляет возможность разной установки температурного режима в зоне кресла водителя и в зоне кресла его соседа – переднего пассажира. Особенность этой системы в ограничении максимальной разницы температурных показателей между соседними зонами. Как правило, она не превышает 6оС, то есть, если водитель установил у себя 30оС, то пассажир не сможет задать значение ниже 24оС.

Трехзонный вариант системы дает возможность установки разных температурных режимов сразу в трех зонах: зоне водителя, зоне переднего пассажира и в зоне задних сидений. Однако наиболее продвинутым вариантом системы климат-контроля считается четырехзонная схема, позволяющая задать индивидуальную температуру в зоне каждого сиденья. Принимая во внимание тот факт, что среднестатистический автомобиль личного пользования достаточно редко загружается в полном объеме, то 3-х и 4-зонные схемы практически не используются на полную силу, а значит, являются избыточными. В этих вариациях присутствуют такие же ограничения по температурному градиенту соседних зон, как и в двухзонном климат-контроле.

Многозонные системы всегда требуют большего количества заслонок, воздуховодов и датчиков, управление которыми осуществляется при помощи отдельного контролера. Что касается автомобильного кондиционера, то принцип его работы во многом совпадает с рабочим принципом бытового холодильника, вот только устройство у них, конечно же, разное. Кондиционер автомобиля – это герметичная система, внутри которой находится фреон с растворенным в нем специальным холодильным маслом, которое не боится низких температур. Это масло используется как смазка для всей системы.

Несмотря на некоторые различия между кондиционерами разных производителей, их принципиальная рабочая схема одинакова для всех. Давайте рассмотрим принцип действия самого распространенного варианта такой системы. Итак, нажимая на кнопку включения кондиционера, водитель способствует срабатыванию электромагнитной муфты, после чего стальной прижимной диск примагничивается к шкиву. Приводом шкива служит ремень, и если кондиционер выключен, то он будет вращаться вхолостую.

Следующим в работу включается , который сжимает газообразный фреон, способствуя его сильному нагреванию, и гонит горячее вещество в конденсатор (устройство еще называют «радиатором кондиционера»), где нагретый и сжатый фреон немного охлаждается. Не последнюю роль в этом играет вентилятор, который включается одновременно с компрессором. Если автомобиль двигается – еще лучше, ведь конденсатор дополнительно обдувается встречным потоком воздуха. После охлаждения сжатый фреон конденсируется, и из конденсатора выходит уже жидкая его форма. Протекая сквозь ресивер-осушитель, фреон избавляется от продуктов износа компрессора и прочей грязи.

Где-то рядом с таким глушителем (а иногда и на нем самом) имеется смотровой глазок, через который можно визуально оценить уровень наполненности системы. Правда, такое приспособление есть далеко не во всех машинах.

После очищения жидкий фреон направляется в сторону автомобильного салона, где и должен выполнить свою основную функцию. Кульминация процесса наступает в момент прохождения вещества сквозь терморегулирующий вентиль, установленный на трубопроводе (как раз по нему фреон поступает в испаритель). Если испаритель полностью заполнится поступившей жидкостью, то из него начнет выходить насыщенный пар с температурой, равной температуре кипения.

В случае, когда температура пара, выходящего из испарителя, превышает нагрев установки терморегулирующего вентиля, то его регулирующий орган открывается ровно настолько, насколько это нужно для соответствия площади его проходного сечения допустимой величине. По сути, терморегулирующий вентиль – это дроссель, регулировка которого проходит автоматическим путем. Если не вдаваться в тонкости термодинамики, то ТРВ очень похож на сопло аэрозольного баллончика.

Преодолевая путь через вентиль и попадая в испаритель, фреон переходит из жидкого состояния в газообразное, при этом он сильно охлаждается. Холодный фреон охлаждает испаритель (маленький радиатор), а вентилятор передает этот холод от испарителя к салону автомобиля. На выходе из испарителя, фреон, который сохраняет определенное количество холода, снова попадает в компрессор, и круг замыкается.

3. Климат-контроль и кондиционер - основные отличия

«Климат-контроль» – практически тот же кондиционер, только автоматический. Правда, следует отметить, что, в случае с климатической системой-автомат, приходится иметь дело с объединенным узлом, который, кроме функции охлаждения, также выполняет роль автомобильной печки. Проще говоря, регулировка температуры салона может выполняться в две стороны: либо она будет снижаться, либо повышаться, обогревая пространство. Информацию о температурном состоянии салона система климат-контроля считывает с находящихся внутри машины датчиков. То есть водитель сам выставляет нужный ему диапазон температур и сохраняет данные в памяти устройства, после чего система может самостоятельно отслеживать малейшие изменения температурных значений, контролируя их нахождение в установленных пределах.

С конструктивной точки зрения, главная отличительная черта системы климат-контроля – это наличие электронного блока управления, который также называют «мозгами» всего узла. Именно он воспринимает и обрабатывает информацию, посланную датчиками. Это данные о температуре, влажности, давлении, причем как внутри салона, так и за бортом машины.

В отдельном порядке стоит упомянуть о преимуществах климатической системы перед обычным автомобильным кондиционером. Так, водителю не нужно будет прислушиваться к своим ощущениям и пробовать наугад определить температуру в салоне, за него это сделает ЭБУ, быстрая реакция которого позволит полностью сконцентрироваться на процессе вождения, не отвлекаясь на управление регуляторами. Кроме того, благодаря своевременному отключению обогрева салона удается сэкономить некоторое количество топлива.

Если в общей системе Вас что-то не устраивает, то при покупке транспортного средства следует обращать внимание на автомобили с раздельной системой климат-контроля. Еще одной положительной особенностью деятельности описанного узла является «умное» поведение в зимний период. Проводя анализ низких температур за окном, и учитывая возможность замерзания стекол, электронный блок управления способен самостоятельно управлять воздушными потоками: сначала теплый воздух направляется на стекла, и они оттаивают, а затем, по мере прогревания мотора, начинает обогреваться нижняя часть зоны сидений.

В последнюю очередь, теплые воздушные потоки направляются на лицо водителя, которое в условиях движения автомобиля считается наиболее подходящей частью для приема таких ванн. Однако подобными функциями обладают далеко не все климатические системы, и многие производители предоставляют возможность самостоятельной настройки их рабочего алгоритма, в том числе и последовательности прогрева частей салона в холодное время года.

В отличии от системы климат-контроля, обычный штатный кондиционер куда проще. Управлять им под силу даже новичку, ведь все делается вручную. Как правило, с этой целью на приборной панели автомобиля присутствуют: кнопка управления компрессором («А/С»), регулятор температуры с красной и синей зонами, переключатель оборотов вентилятора и рычаг распределения потоков воздуха по салону (низ, верх, центр). Конечно, при передвижении машины следить за всем этим крайне неудобно, а каждый раз останавливаться – просто нет смысла. Правда, помимо механического управления, представленного в виде регуляторов-крутилок со статичными шкалами, кондиционер может иметь и электронные органы управления, обладающие жидкокристаллическими дисплеями и фирменными манипуляторами.

В случае с климат-контролем, проще всего довериться режиму «Auto», который, основываясь на полученных данных, организует работу системы таким образом, чтобы результат полностью удовлетворял пожелания автовладельца. Все, что от Вас требуется, – просто выставить на дисплее блока требуемое температурное значение, а все остальное «климат» сделает сам. При раздельном климат-контроле данные выставляются для каждой отдельной зоны по очереди: сначала для пассажиров на передних сиденьях, а затем для их соседей с «галерки».

Подписывайтесь на наши ленты в

Система климат-контроля в автомобиле обеспечивает комфорт и удобство для водителя и пассажиров. Ее основное отличие от кондиционера состоит в том, что она на постоянной основе поддерживает заданные климатические условия. Система бывает одно- и многозонной. В силу ее сложности при эксплуатации у автовладельцев может возникать ряд вопросов, в частности: “Как пользоваться климатом? Что делать, если не включается климат-контроль ? Как проводить чистку климат-контроля ?” Об этом и многом другом мы постараемся подробно рассказать.

Что такое климат-контроль в автомобиле

Автомобильный климат-контроль (в дальнейшем КК) - это система, состоящая из кондиционера, отопителя, датчиков температуры и влажности, системы фильтрации и электронного блока управления. Назначение системы - поддержка микроклимата в салоне автомобиля вне зависимости от того, какая погода на улице.

Принцип работы климат-контроля несложен. В его основе лежит работа электронного процессора с обратной связью, на который поступает информация с многочисленных датчиков, фиксирующих температуру в разных уголках автомобильного салона. Пользователь устанавливает в блоке управления желаемые параметры по температуре. А процессор поддерживает их все время, основываясь на информации от датчиков, и при необходимости корректируя работу охлаждающей или отопительной систем.

Устройство климат-контроля принципиально схоже со стационарными сплит-системами с обратной связью, используемыми в различных помещениях.

Интересно, что в состав климат-контроля входит не только кондиционер, но и отопитель. Следовательно, систему можно использовать и зимой для обогрева салона. Кроме того, кондиционер и отопитель осушают проходящий через них воздух. Это дает возможность препятствовать запотеванию стекол автомобиля . В более совершенных системах процессор учитывает также воздействие солнечных лучей на внутреннюю температуру салона (так называемый датчик ультрафиолетового излучения).

Иногда встречаются и вовсе изысканные варианты. Например, у некоторых моделей Infiniti установлен ионизатор воздуха.

Еще одна особенность автомобильного климат-контроля - возможность рециркуляции воздуха в машине в случае, если внешний воздух слишком загрязнен. Это обеспечивается контролем за системой фильтрации. Если степень загрязнения воздуха превышает допустимую норму, то климат-контроль берет воздух не извне, а многократно прокручивает воздушный объем, находящийся в салоне машины. Как правило, это происходит в автоматическом режиме.

Виды климат-контроля и их особенности

Системы климат-контроля делятся по разным критериям - наличию отдельных рабочих зон, мощности, удобству управления, наличию дополнительных функций. Для начала расскажем об одно- и многозонных системах.

Работа многозонной системы КК

На сегодняшний день используются однозонные, двухзонные, трехзонные и четырехзонные климат-контроли . Что это такое, и чем они отличаются? Однозонный климат-контроль - это самая простая из представленных систем. Он устроен по описанному выше принципу и контролирует параметры воздуха в районе водителя и переднего пассажира. Двухзонный климат-контроль делит воздушное пространство между водителем и передним пассажиром, соответственно, на две части, для которых можно установить разные климатические параметры. Это дает дополнительное удобство. Трех- и четырехзонные системы позволяют также устанавливать индивидуальные климатические параметры и для задних пассажиров. Последний вариант считается наиболее совершенным и комфортным.

Теперь несколько слов об отличиях систем климат-контроля от привычного на сегодняшний день автомобильного кондиционера. Начнем с последнего. Он выполняет две функции - охлаждает воздух и осушает его. То есть, это устройство не имеет обратной связи. Водитель должен самостоятельно в режиме реального времени регулировать подаваемую кондиционером температуру. А это не всегда удобно. Основным же отличием климат-контроля является как раз наличие обратной связи, которая нужна для поддержания заданных пользователем параметров на постоянной основе.

Простейший однозонный климат-контроль может работать в таких режимах автоматической подачи охлажденного или подогретого воздуха:

  • ноги;
  • голова;
  • голова/ноги;
  • ветровое стекло/ноги;
  • ветровое стекло (в этом случае, как правило, воздух дополнительно осушается с целью недопущения запотевания).

Многозонные системы климат-контроля имеют дополнительные, более расширенные, режимы работы по распространению воздуха в салоне.

Устройство системы климат-контроля

Климат-контроль состоит из большого количества устройств. В частности:

  • Электронный блок управления . Это, пожалуй, самая главная часть системы, ее “мозг”. В его состав входит контроллер с программами управления и система ввода информации. Это могут быть механические или электронные регуляторы. Как правило, информацию в современные блоки управления вводят цифровым методом, в том числе с помощью пульта дистанционного управления. На основе поступающей информации программа контроллера руководит исполняемыми устройствами - скоростью вращения вентилятора, положением заслонок, подает команду на увеличение или уменьшение температуры выдуваемого воздуха.
  • Датчики . Они расположены как в салоне машины, так и с внешней стороны. Внутренние датчики контролируют климатические показатели в тех зонах, где они установлены. Также отдельно имеется датчик контроля температуры на выходе отопителя/охладителя. Внутрисалонные датчики обычно имеют принудительный обдув для того, чтобы они давали информацию как можно быстрее. Чем сложнее система (многозонная) - тем их количество больше. Внешние датчики предназначены для контроля температуры и загрязненности воздуха снаружи автомобиля.
  • Исполнительные механизмы . К этой категории относится много устройств. В частности, охлаждающий и отопительные приборы (кондиционер и “печка”), воздушные заслонки и их приводные электродвигатели, воздуховоды, вентиляторы, фильтры, дефлекторы и так далее.

Составные части системы климат-контроля

Досконально знать внутреннее устройство климат-контроля водителю вовсе не обязательно. Гораздо важнее узнать обозначения на рукоятках управления климат-контроля и как выполнить настройку параметров. А также понимать какие профилактические меры принимать для того, чтобы поддерживать систему в рабочем состоянии.

Как пользоваться климат-контролем

На разных автомобилях для управления климат-контролем могут использоваться разные органы управления. Но как правило, обозначения на них стандартизированы. Далее приведем актуальную информацию.

Обзор управления двухзонным КК на автомобиле Ford Focus 3

Как включить климат-контроль? Обычно для этого используется кнопка с надписями ON/OFF или изображением разорванного кружочка. Для включения кондиционера используется кнопка с надписью А/С. Температура в общей или отдельно в каждой зоне выставляется с помощью кнопок или вращающегося регулятора (валика). Как правило, шаг регулировки при этом составляет 0,5°С. Максимальная разница между отдельными зонами составляет 4...5°С. Кнопка AUTO позволяет непосредственно активировать систему, чтобы она в автоматическом режиме поддерживала заданную температуру.

Также в любом блоке управления климат-контролем есть несколько кнопок, указывающих направление движения воздуха. Минимальное их количество три. Это обдув ног, обдув головы и ног, и обдув лобового стекла. Зачастую встречается больше режимов.

Алгоритм управления КК в основном у всех одинаков, все сводится к настройке ручкой или кнопками необходимой температуры и установке области обдува. Но все же на разных машинах могут быть свои нюансы, так что как пользоваться климат-контролем лучше найти в мануале к вашему авто или непосредственно в инструкции по эксплуатации климат-контроля.

Кондиционер и система климат-контроля наиболее эффективно работают на высоких оборотах двигателя. Поэтому после их включения имеет смысл перейти на более низкую передачу, увеличив при этом обороты. Когда температура станет комфортной, можно ехать в оптимальном режиме.

Рекомендуется не реже одного раза в год проверять систему с хладагентом на герметичность. При необходимости выполняется . Делать это нужно в специальном сервисе. Там же желательно делать диагностику электронного блока.

Пример обозначений кнопок на панели управления климат-контроля в автомобилях Фольксваген

Еще один совет. Включать систему климат-контроля (как и кондиционер) необходимо не ранее чем через одну минуту после запуска двигателя . А в конце поездки - наоборот. Выключите кондиционер минимум за одну минуту до того, как остановите мотор.

Разница между температурой воздуха снаружи автомобиля и в его салоне не должна превышать 10°С. В противном случае возникает риск для вашего здоровья.

Установка климат-контроля

Некоторые автовладельцы, чьи машины не оборудованы системой климат-контроля, принимают решение установить ее дополнительно. Такая задача требует потратить много времени, денег и усилий. Кроме этого, необходимо знать, что система КК может быть установлена не на каждую машину. Ведь дело в том, что печка должна быть определенной конструкции, чтобы была возможность установки различных сервоприводов и проводки под “торпедой”.

Но если все же вы решитесь самостоятельно или с помощью мастеров дополнительно установить систему климат-контроля, то вам понадобится следующий список устройств и агрегатов (может отличаться у разных машин):

  • электрическая проводка от аналогичной машины, имеющей систему климат-контроля (это целый жгут проводов);
  • печка, которая была установлена на аналогичной машине с системой КК, при этом к ней обязательно должны быть прикреплены рабочие сервоприводы;
  • два датчика температуры, установленные в патрубке печки;
  • два датчика температуры, устанавливаемые в центральные воздуховоды;
  • датчик солнечной радиации (может не входить в состав системы КК);
  • датчик вентилятора с крышкой-креплением (крышку обычно найти очень тяжело);рамка;
  • блок управления (единственный элемент, который имеется в широкой продаже).

Зачастую при монтаже системы приходится изменять заводскую “торпеду” автомобиля. Для этого используют разные методы и материалы. Например, стеклопластик, из которого делают дополнительные элементы для крепления органов управления КК. Работы необходимо выполнять аккуратно, чтобы не повредить заводские элементы.

Плохо греет печка

Что плохо греет печка автовладельцы начинают с замечать лишь с приходом холодов, хотя причины плохой работы возникают значительно раньше. Чаще всего печка в машине греет слабо из-за: завоздушивания, неисправной помпе, засора радиатора и фильтра салона

Автомобильная печка и уход за ней

Автомобильной печкой называют радиатор отопителя со всей системой в целом. Для качественного функционирования требуется периодическое ухаживание. В список требуемых работ входят: проверки, чистка и замена салонного фильтра

Диагностика, ремонт и заправка автомобильного кондиционера

Наглядное пособие по обслуживанию и ремонту автокондиционера поможет правильно обслужить кондиционер вашего автомобиля. Диагностика производится не только при заправке фреона, но и каждое сезонное ТО

Что делать когда не работает климат-контроль

Самодиагностика климат-контроля на Ниссан Тиида

Система КК, как и всякий механизм, может давать сбои. Рассмотрим подробнее, как самостоятельно выполнить диагностику климат-контроля . Сразу оговоримся, что на разных машинах и системах может быть своя специфика, а тем более расшифровка их ошибок. В качестве примера рассмотрим самодиагностику КК на автомобиле Nissan Tiida. Алгоритм проверки выглядит следующим образом:

  • Включить зажигание и нажать кнопку OFF с тем, чтобы установить систему КК в режим самодиагностики. При этом на экране появятся все имеющиеся там элементы, а возле кнопок засветятся соответствующие им индикаторы. Первый этап диагностики заключается в том, чтобы проверить, все ли перечисленные элементы светятся.
  • Второй этап диагностики заключается в том, чтобы проверить, нет ли обрывов цепей датчиков температуры. Для этого с помощью валика необходимо повысить температуру на один шаг. На дисплее отображается цифра “2”. В это же время выполняется самодиагностика цепей на предмет наличия обрывов в них. Если через некоторое время вместо “2” отобразится “20”, то это означает, что неисправности не обнаружены. Если вместо этого будет другое число, то это будет кодом ошибки, расшифровку которого вы сможете посмотреть в мануале.
  • Проверка положения смесителей заслонки и заслонки режима обдува. Необходимо еще на один шаг повысить температуру. При этом на экране появится цифра “3”. После чего произойдет самодиагностика. Если неисправностей нет, то цифра “3” превратится в “30”. В противном случае также стоит искать расшифровку ошибки в дополнительной литературе.
  • Проверка двигателей всех имеющихся в системе заслонок. Для этого снова повышают температуру на один градус. На машине есть 6 различных заслонок. Переключение между ними производят путем нажатия соответствующих кнопок с изображениями направления обдува. При этом включается каждая из них поочередно, и водитель может тактильно проверить, идет ли воздух из воздуховодов или нет.
  • Проверка температуры, определяемая датчиками. Процедура проводится на холодной машине, чтобы избежать большого разбега в показаниях. Для этого опять повышаем температуру на один шаг. На дисплее светится цифра “5”. Первым проверяется датчик температуры окружающего воздуха. Нажимают кнопку обдува лобового стекла. На экране вы увидите температуру на улице. При следующем нажатии кнопки вы увидите информацию от датчика температуры в салоне (в градусах Цельсия). При третьем нажатии на ту же кнопку на дисплее появится информация о температуре всасываемого воздуха (также в градусах Цельсия).
  • Корректировка показаний датчиков температуры. С ее помощью можно выставить корректировочный диапазон для температуры, диагностируемой датчиком в пределах от -3°С до +3°С. Для этого нужно снова выставить режим диагностики “5”, а после этого рукояткой контроля оборотов вентилятора на одно положение увеличить их. При этом на дисплее отображается “0”, что соответствует, тому, что датчик будет показывать температуру без корректировки. Вращая рукоятку вправо или влево можно установить любое значение от -3°С до +3°С. Это дает возможность скорректировать реальное значение температуры по сравнению с той, которую выдает датчик.

Повторимся, что диагностика климат-контроля на разных машинах отличается. И точный алгоритм и расшифровку ошибок (если они будут) вы сможете найти лишь в мануале вашего автомобиля или самого КК.

Профилактика неисправности

Чтобы система климат-контроля в автомобиле работала исправно, необходимо периодически проводить обслуживание ее отдельных узлов. В первую очередь речь идет о радиаторе . Давление фреона должно быть всегда в норме, и за ним необходимо следить не реже одного раза в год.

Не забывайте периодически менять фильтр вентиляции салона . Особенно, если вы часто пользуетесь системой климат-контроля. Со временем он забивается и падает производительность системы вентиляции. А еще, само собой, приходится дышать скопившийся пылью и микробами. Также необходимо чистить радиатор кондиционера от накопленной на его поверхности пыли. Для этого систему необходимо периодически включать для продува, даже зимой, хотя бы один раз в месяц, минимум на 5...10 минут.

Третье профилактическое мероприятие заключается в чистке вентиляции салона . Для этого существует несколько методов. Для этого используют специальные средства - очистители, аэрозоли, парогенераторы, “дымовые шашки”. Они эффективно очищают систему и уничтожают вредные микроорганизмы в ней.

Преимущества и недостатки климат-контроля

Как всякая техническая система, климат-контроль имеет свои преимущества и недостатки. Они выявляются не только специалистами, но и рядовыми потребителями. Начнем с перечисления преимуществ:

  • обеспечения комфортных условий пребывания в салоне автомобиля для водителя и пассажиров (особенно это касается многозонных систем);
  • автоматический режим работы;
  • большое количество регулируемых параметров;
  • минимизация участия человека в работе системы;
  • простой, удобный и интуитивно понятный интерфейс, обеспечивающий быстроту обучения работы с системой.

К недостаткам климат-контроля относится:

  • увеличенная цена машины, оборудованной такой системой;
  • высокая стоимость обслуживания и ремонта;
  • увеличенный расход топлива в случае эксплуатации системы;
  • самостоятельный ремонт климат-контроля невозможен.

Однако, несмотря на имеющиеся недостатки, все больше современных машин оборудуются системой климат-контроля в базовой комплектации. Инженеры находят новые решения для ее реализации, а массовость производства позволяет постоянно снижать цену.

Заключение

Система климат-контроля позволяет водителю и пассажирам автомобиля создать в салоне комфортную атмосферу для дальних поездок. В отличие от традиционного кондиционера она имеет обратную связь , позволяющую в режиме реального времени корректировать выходную температуру, основываясь на меняющихся входных данных. А это, во-первых, создает комфорт для людей, а во-вторых, минимизирует их участие в управлении системой. Однако в процессе эксплуатации не забывайте чистить и ухаживать за климат-контролем. Это обеспечит его долгую и исправную эксплуатацию. Использовать климат-контроль целесообразно не только во время длительных поездок, но и при езде в городских пробках.

Некоторые современные машины, имеющие функцию предварительного прогрева двигателя, как правило, дают возможность включить климат-контроль до появления в салоне водителя с тем, чтобы создать комфортную температуру заранее.

Если вы решите покупать новую машину, то обязательно присмотрите модель с климат-контролем. Вы наверняка не пожалеете об этом!



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков