Чем отличается двухтактный двигатель от дизельного. Двухтактный двигатель- принцип работы и отличия от четырехтактного двигателя

Чем отличается двухтактный двигатель от дизельного. Двухтактный двигатель- принцип работы и отличия от четырехтактного двигателя

Двигатели классифицируются по способу осуществления рабочего цикла, двухтактные и четырехтактные, рассмотрим их.
Двухтактный двигатель
Рабочий цикл происходит в течение одного оборота коленвала, работает только сжатие и расширение. Вместо впуска и выпуска происходит продувка вблизи поршня, при этом свежая рабочая смесь вытесняет отработанные газы из цилиндра
Поршень идёт вверх, происходит сжатие рабочей смеси в цилиндре, открывается клапан впускного коллектора и свежая порция рабочей смеси засасывается в кривошипную камеру.
По сравнению с четырехтактным двигателем двухтактный имеет мощность почти в два раза выше при одинаковых объёмах. Но полностью мощность не реализуется, из-за недостаточной продувки.
Также двухтактный двигатель обладает таким преимуществом, как отсутствие громоздкой системы клапанов и распределительного вала, как следствие, техника с 2 тактным двигателем дешевле.
Другие плюсы двухтактного двигателя:
Отсутствие громоздких систем смазки и газораспределения у бензиновых вариантов.
Более высокая мощность в пересчёте на 1 литр рабочего объёма.
Проще и дешевле в изготовлении и обслуживании.
Четырехтактный двигатель
Рабочий цикл двигателя состоит из 4 этапов (тактов):
а) Впуск, поршень опускается до нижней мёртвой точки, в это время в цилиндр поступает свежая топливно-воздушная смесь.
б) Сжатие, поршень поднимается до верхней мёртвой точки, сжимая рабочую смесь.
в) Сгорание и расширение, рабочий ход поршня Незадолго до конца цикла сжатия топливовоздушная смесь поджигается искрой от свечи зажигания. Во время пути поршня из ВМТ в НМТ топливо сгорает, и под действием тепла сгоревшего топлива рабочая смесь расширяется, толкая поршень. Степень «недоворота» коленчатого вала двигателя до ВМТ при поджигании смеси называется углом опережения зажигания. Опережение зажигания необходимо для того, чтобы сгорание топлива успело полностью закончится к моменту достижения поршнем нижней мертвой точки.
г) Выпуск, после нижней мёртвой точки рабочего цикла открывается выпускной клапан, и движущийся вверх поршень вытесняет отработанные газы из цилиндра двигателя. При достижении поршнем верхней мёртвой точки выпускной клапан закрывается и цикл начинается сначала

Плюсы четырехтактного двигателя:
Больший ресурс.
Более высокая экономичность.
Более чистый выхлоп.
Не требуется сложная выхлопная система.
Меньше шума
Не нужно предварительно смешивать масло с бензином

  • Для завершения сравнения двухтактных и четырехтактных двигателей отметим следующее:
  • Двухтактные двигатели обладают большей мощностью на единицу объёма, однако меньшим КПД. По этой причине двухтактные двигатели применяются там, где очень важны небольшие размеры, но относительно неважна топливная экономичность, например, на мотоциклах, небольших моторных лодках, бензопилах и моторизованых инструментах.
  • Четырёхтактные же двигатели устанавливаются на абсолютное большинство остальных транспортных средств, в том числе на мотоциклы.

Что можно добавить к тоннам материала написанного по данной тематике? Очередную банальность?

Тем не менее, наткнувшись на очередное форумное сражение в рамках перманентной войны «остроконечников и тупоконечников», решил высказаться и привести кое-какие цифры.

Давайте попробуем быстренько разобраться.

Преимущества

Какие преимущества у 4-х и 2-хтактных двигателей?

Плюсы двухтактных лодочных моторов

  • меньший вес;
  • лучшая динамика;
  • меньшая цена;
  • простота обслуживания и ремонта (как следствие простоты конструкции);
  • бо льшая надёжность (тоже как следствие простоты конструкции);

Плюсы четырехтактных лодочных моторов

Не для всех 2-тактных двигателей нужно предварительно мешать бензин с маслом. Поэтому отсутствие данной процедуры при эксплуатации 4-тактников я не стал записывать им в преимущества. Традиционный довод о сногсшибательном ресурсе 4-х тактов я так же не привожу по причине отсутствия как веских доказательств данного утверждения, так и неактуальности данной проблемы для подавляющего числа водномоторников.

Так же ничего не стал упоминать, касающееся экологичности двигателей. Неактуально это пока у нас. Хорошо это или плохо, но вопрос ребром не ставится, и нет поводов думать, что в ближайшем обозримом будущем что-то здесь изменится.

Сухой остаток

Итак, на вопрос зачем нам сильно переплачивать за четыре такта мы, получается, можем ответить: «Он тихий и экономичный».

А вот теперь давайте определимся стоит ли эта «тихая и скромная девушка» расходов на свадьбу?

Легко рассказывать про «тишину» человеку, не знакомому с предметом обсуждения. Да, на малых, до 1000-1200, оборотах четырёхтактник тихий, а на холостых даже почти не слышный, — помню пару раз, поначалу, уже работающий движок пытался запустить ключом. 🙂

Однако, каждый, кто эксплуатировал и 2-т, и 4-т ПЛМ, вам скажет, что начиная с 4000 об. разница в шумности исчезает и к верхнему пределу максимальных становится незначительна.

Да буде она значительна (есть среди 2-тактников и «тракторы»), сколько времени мы слушаем шум нашего мотора? Большую часть отдыха\выезда мотор стоит заглушенный.

Но малошумность никогда не была решающим доводом апологетов четырёх тактов. Железобетонным аргументом в споре с мыслителями из противоположного лагеря всегда являлась экономичность.

Экономика должна быть экономной

Четырёхтактные двигатели расходуют меньше бензина, — и это неоспоримый факт. Меньше бензина — меньше загрузка лодки, меньше стоимость выезда.

Однако, 4-тактные двигатели той же мощности, как правило, тяжелее своих двухтактных собратьев и, так же, дороже их. Таким образом, как ни крути, мы должны знать:

  1. окупает ли экономия топлива дороговизну стоимости самого мотора;
  2. компенсирует ли разница в весе необходимого топлива разницу в весе моторов.

Ямаха, как и некоторые другие производители, публикует сообщения с результатами оценки производительности своих ПЛМ. В Интернете эта информация находится в свободном доступе по адресу http://yamahaoutboards.com/owner-resources/performance-bulletins

Для оценки экономического эффекта от использования четырехтактного двигателя мне нужны были данные по расходу пары 2-т и 4-т ПЛМ с одинаковым числом лошадей. Выбор я остановил на двух двигателях средней мощности:

  1. 2-т: Yamaha 50TLR (у нас известен как Yamaha 50HETOL).
  2. 4-т: Yamaha F50TLR (у нас Yamaha F50HETL).

Двухтактный «полтинник» испытывался на лодке Sundance FX 17 Flicker (длина 5,21м; ширина 1,98м; полный вес при испытаниях 710 кг).

Четырехтактный — на лодке Key West 166 SK (длина 4,95м; ширина 1,83м; полный вес при испытаниях 623 кг).

Обратите внимание, что лодка, на которой установлен двухтактник (Sundance FX 17) немного длиннее и шире другой и также тяжелее её на 83 кг. Но это наиболее близкие по параметрам и типу плавсредства, что мне удалось найти для данной мощности. Ладно, дадим немного форы четырём тактам. 🙂

Результаты испытаний были таковы:

Yamaha 50TLR Yamaha F50TLR
об\мин скорость
км\ч
расход
л\ч
расход
л\100 км
об\мин скорость
км\ч
расход
л\ч
расход
л\100 км
1000 6,28 1,89 30,16 1000 6,44 1,51 23,52
1500 8,53 3,41 39,94 1500 7,72 2,27 29,40
2000 10,94 4,54 41,51 2000 9,17 3,79 41,27
2500 12,07 6,44 53,32 2500 11,59 4,92 42,47
3000 19,31 7,95 41,16 3000 16,74 6,81 40,71
3500 29,29 9,46 32,31 3500 28,97 6,81 23,52
4000 37,82 10,98 29,03 4000 35,89 8,71 24,26
4500 44,42 11,73 26,42 4500 42,16 10,60 25,14
5000 51,98 16,28 31,31 5000 46,99 13,25 28,19
5500 57,78 21,58 37,35 5500 51,34 17,79 34,66
5600 58,26 21,96 37,69 5950 54,88 18,93 34,49

Давайте немного преобразуем табличку, чтобы можно было оперировать как абсолютными, так и относительными величинами:

об\мин расход, л\ч
Yamaha 50
расход, л\ч
Yamaha F50
разница
в расходе, %
1000 1,89 1,51 25,00
1500 3,41 2,27 50,00
2000 4,54 3,79 20,00
2500 6,44 4,92 30,77
3000 7,95 6,81 16,67
3500 9,46 6,81 38,89
4000 10,98 8,71 26,09
4500 11,73 10,60 10,71
5000 16,28 13,25 22,86
5500 21,58 17,79 21,28

Диапазон оборотов от глиссирования до ~5000 является предпочтительным для судоводителя, который не любит тащиться в пол-газа, но и не намерен тратить лишнего. Золотая середина. И в этом диапазоне четырёхтактник, как вы можете подсчитать, расходует в среднем на 20,27% меньше, чем его двухтактный собрат. В абсолютной величине эта экономия составит примерно 2,65 л\час. На такую величину F50 будет меньше расходовать бензина, работая в режиме оптимальных оборотов.

Давайте теперь считать деньги. Оговорюсь сразу, я не беру в расчет масло для 2-т и масло и 2 фильтра для F50. Введение в расчет этих переменных не сильно повлияет на конечный результат, но для F50, в таком случае, придётся строить целый график функции.

Итак, считаем бензин. На момент написания статьи стоимость «участников» теста была такова: Yamaha 50HETOL — 346000 руб., Yamaha F50HETL — 423000 руб. Четырёхтактник стоит на 77000 руб. дороже, но он экономит бензин.

Итак, мы решаем делать ставку на экономию. Давайте подсчитаем, когда наши «инвестиции» для начала просто к нам вернутся.

Как уже говорилось, для данной пары моторов экономия бензина составляет ~2,65 л\час в пользу F50. Стоимость 92-го бензина на момент написания статьи ~36 руб\л. Переведём литры в деньги: 2,65Х36=95,4. Т.о., средняя экономия в рублях в час составит 95,4 руб.

Посчитаем сколько нам понадобится моточасов, чтобы на сэкономленном бензине вернуть деньги, переплаченные за четырёхтактный мотор:

77000:95,4=807,1.

807 моточасов! Вы ощущаете размах? Именно столько должен проработать F50, чтобы переплата при покупке, по сравнению с 50 2-т, полностью вернулась к Вам в карман.

Что такое 807 м/ч? Думаю Вы не станете возражать, что немного найдётся людей, накатывающих за сезон более 50 моточасов. И это ещё довольно оптимистично, — лично я последнее время и 40 не набираю… Считаем сезоны: 807:50=16,14. Вдумайтесь в эту цифру: 16 лет! Столько должно пройти времени, чтобы разница в стоимости рассматриваемой пары моторов окупилась.

И это экономный мотор!?

Я правду об тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи

Смотрите что получается. Мы пришли в магазин для покупки мотора мощностью 50 л.с. Наслушавшись сказок менеджера про тихий, экономный мотор, берем «четыре такта» вместо двух. Т.е. от нетяжёлого, динамичного мотора мы отказываемся в пользу более тяжелого и более дорогого мотора. Главное, что он расходует на 20% меньше бензина. Вот он, маркетинг в действии.

Шутки-шутками, но ведь именно так зачастую и принимаются решения. Начитался покупатель форумов, потом еще продавец песен напел — и всё, «клиент созрел».

Давайте ответим на простые вопросы.

Производителю моторов выгоднее продавать какой мотор, — простой и дешёвый или сложный и дорогой? Конечно дорогой!

В каком моторе больше деталей: в простом 2-тактном или в более сложном? В сложном. Где вероятность поломки больше? В сложном. Выгодно производителю продавать запчасти для ремонта? Да!

Ещё один очень интересный вопрос: почему большинство 2-тактных двигателей в плане дизайна выглядят как несуразные гости из прошлого века, как какие-то гадкие утята, а четырехтактные все чуть ли не ультрадизайновые? Что, «двушкам» нельзя нормальные колпаки хотя бы сделать? Непонятно это, как минимум, непонятно.

Ну, и наконец, дилеру и всем кого он кормит, какой выгоднее Вам продать мотор дорогой или не очень?

И кому же выгодна «4-тактная» философия? Ответ: выгодна всем в цепочке от производителя до кассирши, но, увы, только не Вам.

Выводы

Четырёхтактник иногда бывает предпочтителен для некоторых видов использования, а иногда бывает безальтернативен. Например, для известных видов рыбалки на низких оборотах 4-тактный двигатель больше подходит (хотя, и тут есть о чём поспорить). Для постоянных многочасовых передвижений по воде, будь-то пенсионер, которому нефиг больше делать по жизни, или рыбанутый, который рыбачит сутками, от последнего льда до первого, — этим людям 4 такта также могут оказаться более удобными. И, конечно, не стоит забывать о профессиональных пассажироперевозчиках — вот кому важен и ресурс, и экономия.

Но что дадут «четыре такта» обычному небогатому водномоторнику, отдыхающему на речке по погожим, тихим выходным, обладающему плавсредством, рассчитанным для моторов 30-60 л.с.? Ничего, кроме чувства облегчения кармана от лишних денег. Как бы при этом стильно и престижно не смотрелось на транце «экономно-дорогое» приобретение.

Таким образом, выбор для небольших сезонных пробегов 4-тактного лодочного мотора, если он значительно дороже 2-тактного такой же мощности, выглядит убыточным и нерациональным. Во всяком случае, для тех, кто считает деньги.

Какой лодочный мотор выбрать? (сравнение двух и четырехтактных моторов.)

Извечный спор, какой мотор лучше двухтактный или четырех, то и дело разгорается вновь и вновь на разных рыболовных ресурсах. Одни водомоторники с пеной у рта доказывают, что двухтактник это «то, что доктор прописал!» Другие же наоборот утверждают, что лучше четырехтактника и быть не может!

Скажу сразу, что оба вида моторов имеют свои преимущества и недостатки, а исходить при покупке ПЛМ нужно из того, что необходимо именно вам под ваши условия использования. То есть после сравнения 2 и 4-тактников, выбор должен остаться за вами. А я в свою очередь постараюсь привести веские доводы «за» и «против» обоих конструкций.

Экологичность.

Двухтактный лодочный мотор сконструирован таким образом, что масло смазывающие коленвал, неизбежно попадает в камеру сгорания. В идеале оно должно там сгорать вместе с бензином и сгоревшее выходить как выхлопной газ. Но, как говориться, идеального в мире ничего нет, и конструктора тоже люди, поэтому в реальности все немного по другому. Новое топливо попадает в камеру сгорания практически в то же время, когда выводятся выхлопные газы. Это то и приводит к попаданию в выхлопной газ рабочей или не до конца сгоревшей смеси, которая в конечном итоге оказывается в водоеме.

Относительно норм закона в США и странах евросоюза вроди как запрещена продажа и использование двухтактных моторов из-за повышенных норм загрязнения окружающей среды. Так что если вы покупаете мотор и хотите пройти под ним всю Европу, то однозначно берите четырехтактный. В России предпосылок для принятия таких норм и законов пока нет, наше правительство больше интересует зимнее - летнее время и всякая прочая лабуда, экология и запрет на продажу сетей в их планы не входит, как и многие другие аспекты улучшения экологии и повышения уровня жизни населения. Отсюда следует, что мы смело можем ходит и с двухтактными моторами. Тут остался еще один немаловажный момент, если вы ярый защитник окружающей среды, то ответ какой мотор лучше вы уже получили.

Вес мотора

В четырехтактных моторах каждый четвертый такт является рабочим. У двухтактников, соответственно рабочим будет каждый второй. В идеале должно быть так, что двухтактные моторы мощней четырехтактных в два раза (при одинаковых объемах камер сгорания). На деле все немного по другому. Конструктивные недочеты, такие, как например, попадание в рабочую смесь отработанной и свежей смеси в выхлоп, понижает этот показатель где-то в 1.7 раза. Но, так или иначе, получается, чтоб добиться одинаковой мощности на валу (а именно она нам интересна), нужен двухтактный двигатель меньшего размера, чем четырехтактный. А раз размер меньше, то и мотор легче. То есть, если основным критерием при выборе мотора является его вес, то тут следует склоняться к покупке двухтактного мотора. Собственно где важен вес? В том случае если ваша лодка стоит на лодочной станции или в гараже на прицепе в собранном состоянии, и вы повесили мотор на транец, забыв об этом до момента обслуживания или ремонта…В этом случае вес мотора имеет значение? Думаю, нет!

А вот если вы каждый раз надуваете лодку на берегу, каждый раз устанавливая мотор на транец, и снимаете его после рыбалке или прогулки, да еще и храните комплект на балконе… тут, думаю, каждый согласится, что вес имеет значение.

Чем короче лодка, тем большую роль имеет вес на корме, и в этом случае вам придется постоянно нагружать нос, чтоб безопасно подойти к мотору или выйти в режим глиссирования.

Если вы используете большую лодку ПВХ и вам приходиться собирать - разбирать её на берегу, а на транец при этом вешаете 15 кобыл, то тридцати килограммовый мотор (двухтактный) еще можно подцепить одному, а 50кг (четырехтактный) прикрутить без посторонней помощи будет не просто, если вы не занимаетесь бодибилдингом или не штангист тяжеловес.

Экономия

При одинаковой мощности четырехтактные лодочные моторы стоят дороже своих двухтактных собратьев. Разница в цене может составлять до 50%. Все это обусловлено конструктивными особенностями четырехтактника.

Топливо

Не секрет что КПД четырехтактного мотора выше, он кушает меньше бензина и масла. Опять же все дело в конструкции моторов. Насколько это важно именно вам, решайте сами. Если вы выходите на водоем пару раз в месяц, то возможно ваши внуки окупят разницу цен, но если вы каждый день выходите на воду и мотор отдыхает лишь в период ледостава, то затраты на топливо будут ощутимыми и тут необходимо задуматься какой мотор лучше.

Бытует мнение, что у четырехтактного мотора ресурс гораздо больше, чем у двухтактного конкурента. На самом деле эти утверждения сплошная теория. Допустим, что моторесурс двигателя заявлен в 2000м.ч. Чтоб установить это практически, необходимо весь сезон «жидкой воды» ходить по водоему туды-сюды, при чем круглосуточно. Невзирая на отдых и погодные условия. Либо ездить три сезона, каждый день, по восемь часов в сутки. Для полноты данных необходимо использовать несколько лодочных моторов. Какова будет стоимость такой проверки, даже трудно представить. На самом деле, если и были какие-то испытания, то они слишком условны, так как скорей всего спонсировались производителем ПЛМ, а значит судить о достоверности данных сложно. Так что о моторесурсе лодочных моторов судить сложно, так как просчитывались они скорей всего только на компьютере или бумаге. В этом плане очень проблематично с уверенностью сказать, какой мотор лучше.

Обслуживание и ремонт

Любой механизм со временем требует ремонта. И тут думаю понятно, что чем больше стоимость мотора, тем дороже на него запчпсти. Если у вас руки растут, откуда надо, и вы способны сами разбираться в механизмах, обслуживать и ремонтировать двигатель, то предпочтительней остановиться на покупке двухтактного мотора. Эти моторы просты, по ним больше специалистов, они дольше не снимаются с производства. Есть умельцы способные прекрасно настраивать двухтактники прямо на воде.

Прочие нюансы

Шум мотора. Уровень шума у двухтактных моторов выше, чем у четырехтактных собратьев. Особенно это заметно на полном и на самом малом ходу. Поэтому, если вы собираетесь троллинговать, то предпочтительней будет четырехтактный мотор. Так же двухтактник больше дымит, из-за присутствия в смеси масла, что превращает троллинг при попутном ветре в не комфортное времяпрепровождение. Тут вы быстро определитесь с выбором лодочного мотора, если вес не имеет ключевого значения.

Масло. Для двухтактного мотора применяется смесь бензина и масла, а четырехтактный работает на чистом бензине. И некоторые при выборе мотора видят в смешивании масла с бензином какие-то большие трудности. Для обкатки ПЛМ пропорции 1 к 25, а по окончании обкатки 1 к 50. У кого с арифметикой проблемы на столько, что не могут поделить литр на 25 или на 50. Многие сразу на заправке льют необходимое количество масла в канистру, и пока добираются до водоема, бензин с маслом смешивается, а при движении по водоему смесь продолжает перебультыхиваться. Да и сейчас те масла, которые производят для двухтактных моторов, самосмешивающиеся.

Транспортировка. Четырехтактные моторы необходимо перевозить в определенном положении, в то время как двухтактники можно транспортировать, как душа пожелает, хоть вверх винтом. Это обусловлено тем, что в четырехтактниках присутствует масло в картере и при неправильной транспортировке оно может вытечь. Многие сторонники двухтактов упоминают этот факт как очень значимый при выборе мотора, хотя на самом деле это ни на скорость, ни на мощность мотора не влияет, да и вообще не припоминаю, кому так сильно доставляла неудобство транспортировка четырехтактного мотора, чтобы стоило на этом заострять внимание.

Глиссирование. Для выхода на глисс необходима «правильная лодка», спроектированная не для тихих прогулок в водоизмещающем режиме. Попытка вывести такую лодку в режим глиссирования не приведет не к чему хорошему.

Так же выход в режим глиссирования зависит от веса лодки со всем ее содержимым и количеством лошадей под колпаком. Расчет примерно такой, что на одну кобылу должно приходиться 25-30 кг веса. Так как вес мотора тоже учитывается при подсчете выхода в режим глиссирования, то чем меньше его вес, тем больше шансов выйти на глисс. Другая сторона медали – чем меньше вес, тем меньше лошадей. Приблизительно можно сказать так- если у вас небольшая ПВХ лодка с транцем, то лучше взять пятерку в 2 такта, с ним наиболее вероятно выйти на глисс, чем с 4 тактником. Если речь идет о десяти кобылах или пятнадцати, то в этом случае вес не играет большой роли и если по другим параметрам вам вес не важен, то и заморачиваться нет смысла.

Надеюсь, статья вам оказалась полезной и многие вопросы по выбору ПЛМ у вас отпали.

С уважением, Мамба!

Рассмотрим принцип работы двухтактного двигателя. Все рабочие циклы в двухтактном (процесс впуска топлива и выпуск выхлопных газов, продувка) осуществляются за два основных такта за один оборот коленвала. У данного типа двигателей отсутствуют впускной и выпускной клапаны. Эту роль выполняет поршень, который при своих движениях поочередно закрывает продувочные, выпускные и впускные окна. Это делает данный тип двигателей конструктивно более простыми.

Возможности и преимущества двухтактных

Теоретически мощность двигателя данного типа, при одинаковых размерах цилиндра и скорости вращения вала, в два раза выше, чем у 4х-тактного благодаря увеличению числа рабочих циклов. Но в связи с неполным использованием хода поршня при расширении, худшее освобождение цилиндра от выхлопных газов и частичной затраты мощности на продувку приводят к увеличению мощности двигателя лишь на 60-70 процентов.

Как он устроен

Устройство двигателя состоит из картера, в котором с двух сторон на подшипниках установлен коленвал и цилиндр. В цилиндре перемещается поршень, который представляет из себя металлический стакан, на котором в канавки вложены пружинные поршневые кольца. Эти кольца не пропускают газы между стенкой цилиндра и поршнем. В поршне имеется металлический стержень — палец, который соединяет его с шатуном. Шатун передает возвратно-поступательные движения поршня во вращательные движения коленвала.

Для смазки подшипников и трущихся поверхностей двухтактного двигателя используется топливная смесь , в которую подмешивают немного масла. Смесь топлива с маслом попадает как в кривошипную камеру, так и в цилиндр. В этих узлах смазки нигде нет, так как она бы все равно смылась топливной смесью. Именно поэтому масло добавляют к бензину в определенной пропорции. Для этого используется специальный тип масла, предназначенный специально для двухтактных двигателей. Такое масло способно выдерживать высокую температуру, а при сгорании с топливом оставлять после себя наименьшее количество зольных отложений.

Как он работает

Рассмотрим принцип работы. Полный рабочий цикл в двухтактном двигателе внутреннего сгорания происходит за два такта:

  1. сжатие;
  2. рабочий ход.

Такт первый

Сжатие. Поршень двигается из положения нижней мертвой точки в положение к верхней, при этом закрывает сначала продувочное, а потом выпускное окно. После этого в цилиндре происходит сжатие поступившей в него раннее топливной смеси. Вместе с этим в кривошипной камере под поршнем, после перекрывания продувочного окна, создается разряженное пространство. Под действием этого разряжения через впускное окно в кривошипную камеру из карбюратора попадает горючая смесь.

Такт второй

Рабочий ход. Когда поршень установлен в положении верхней точки, сжатая топливная смесь поджигается от свечи электрическим разрядом, в результате чего давление и температура газов резко увеличивается. Под действием этого расширения поршень двигается в положение нижней мертвой точки — расширившийся газ осуществляет полезную работу. При этом, опускаясь вниз, он образует большое давление в кривошипной камере, закрывающее клапан. После закрытия клапана газы не могут повторно попасть во впускной коллектор и карбюратор.

При достижении поршнем выпускного окна, оно откроется и начинается выпуск выхлопных газов, давление их в цилиндре снижается. Двигаясь дальше, поршень открывает продувочное окно, и сжатые горючие газы в кривошипной камере проходит по каналу в цилиндр, продувая его от остатка газов. После этого цикл повторяется заново.

Заключение

Стоит сказать пару слов о зажигании. В связи с тем, что топливу для воспламенения необходимо время, разряд на свече зажигания должен появиться раньше, чем поршень дойдет до верхней точки, поэтому, чем быстрее двигается поршень, тем раньше должна быть искра. Бывают электронные и механические устройства, способные изменять угол зажигания, изменяющейся при разных частотах вращения.

Всем доброго времени суток, уважаемые читатели! Несмотря на то, что большинство из Вас являются владельцами четырехколесных транспортных средств, есть среди подписчиков и ценители мотоциклов, мопедов, скутеров. Если Вы еще не знаете принцип работы двухтактного двигателя, то самое время ознакомиться с этой интересной темой.

Подобный тип силового агрегата стал базовым для различных типов устройств и техники благодаря своей простоте и надежности. В рабочем цикле такого мотора всего два такта, в отличие от 4-х тактных, которые устанавливаются на большинстве автомобилей. Эта пара тактов - сжатие и расширение. Читатель может вполне справедливо поинтересоваться: а куда деваются впуск и выпуск рабочей смеси. Дело в том, что они объединены с указанными выше сжатием и расширением.

В отличие от мотора на 4 такта, в 2-хтактном всего за один оборот коленчатого вала происходит весь рабочий цикл. Это позволяет повысить мощностные качества двигателя в 1,5 и более раза при равносильном рабочем объеме. Однако это приводит к снижению коэффициента полезного действия, иначе такими силовыми агрегатами оснащались бы все без исключения самоходные механизмы. Зато в судостроении они нашли самое широкое применение. Одноцилиндровый двухтактный мотор - также неотъемлемая составляющая каждого скутера с малым объемом двигателя, которые вовсю колесят по нашим дорогам.

Еще одной важной особенностью таких механизмов является их склонность к перегреву. Это связано с выделением больших объемов тепла во время работы. Для решения данной проблемы может потребоваться подведение принудительного охлаждения. Зато есть и преимущества у такого моторчика: работа поршня ограничивается 2-мя тактами, а это значит, что он совершает вдвое меньше перемещений. За счет этого, сокращается износ ключевых деталей силового агрегата.

Принцип функционирования

Рассмотрим, как на практике происходит работа такого движка (см. видео):

  1. Поршень начинает двигаться от нижней точки, которая еще называется «мертвой», вверх. Одновременно с этим процессом происходит доставка топлива вместе с воздухом. Приоткрывается выпускное окно, и через него наружу беспрепятственно уходят выхлопные газы. При этом, происходит момент сжатия рабочей смеси.
  2. Как только начинает осуществляться сжатие, в кривошипной камере формируется пространство на основе разреженного воздуха. Высвобождается место для поступления свежей порции топлива. При достижении верхней точки движения поршнем свечи зажигания выдают искру, которая воспламеняет рабочую смесь.
  3. Вследствие возгорания рабочей смеси возникает энергия, которая вынуждает поршень двигаться уже вниз. Избыточное давление, создаваемое в кривошипной камере, заставляет сжиматься горючее. В верхней точке движения поршня выпускное окно открывается, освобождая выход отработанных газов, откуда они направляются прямиком в глушитель.
  4. Дальнейшее движение поршня приводит к открытию продувочного окна. Топливо из кривошипной камеры перемещается в рабочий цилиндр. Как только поршень опустится в нижнюю точку, это означает, что полный цикл работы двигателя состоялся. И все начинается снова, но это будет уже начало нового цикла.

Сравнение двигателей на 2 и 4 такта

Поскольку мощность равноценного мотора на два такта больше, чем у 4-тактного собрата, он, по идее, должен быть более экономичным. На практике этого не происходит из-за возникающих дополнительных потерь. Происходит частичное смешивание отработанных газов с вновь поступающим топливом, и вся эта смесь благополучно уходит через выхлопную трубу. Поэтом на то же самое количество циклов карбюратор двухтактника требует больше горючего.

Существуют различия и в системе смазки. В случае с мотором на 2 такта она осуществляется за счет смешивания и . В 4-тактном предусмотрена система смазки с шестеренным насосом. Смазка попадает во впускной патрубок системы, и ее поставляется именно столько, сколько необходимо.

В таких движках нет клапанов, которые присущи четырехтактным моторам внутреннего сгорания. За них ту же самую работу делает поршень, который при последовательном движении вверх и вниз открывает и закрывает продувочные, впускные и выпускные окна. Благодаря этому они считаются более конструктивно простыми и легкими в обслуживании. Считается, что показатель мощности у них примерно в 2 раза выше, чем у тех, что рассчитаны на 4 такта, за счет большего количества прошедших циклов.

Но из-за недостаточно полного использования хода поршня, остатков в цилиндре скопившихся газов и частичной потери производимой мощности для продувки, фактическое увеличение полезной мощности будет не более, чем на 60–70 процентов. Искра на таких движках появляется на доли секунды раньше, чем поршень достигает верхней мертвой точки, а для изменения угла зажигания предусмотрены различные устройства механического и электронного типа действия. На прежних моделях момент воспламенения устанавливался, исходя из оптимального числа оборотов.

Итак, подытожим основные достоинства рассматриваемого силового агрегата:

  • отличается малыми габаритами;
  • обладает простым устройством;
  • выдает большую мощность при том же рабочем объеме.

При этом, его применение ограничивается из-за особенностей конструкции и значительных потерь. Однако на сегодняшний день именно таким типом двигателя по-прежнему оснащается большое число разнообразных механизмов, которые могут использовать как одно-, так и двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания на 2 такта. Зная особенности и принцип функционирования такого движка, можно самостоятельно находить возникающие в нем неполадки. В ряде случаев такие знания позволяют определиться с выбором между 2-х и 4-х тактным силовым агрегатом.

В сегодняшнем обзоре мы постарались рассмотреть устройство 2-х тактного силового агрегата, которым оснащается практически любой современный мотоцикл или мопед, а также другая техника. Друзья, буду благодарен за Ваши рекомендации моего блога в кругу своих друзей. В ближайших выпусках блога мы обязательно рассмотрим новые интересные темы из области автомобилей, . А пока несколько слов о и какой смысл в их использовании. Оставайтесь с нами и до новых встреч!



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков