Верхняя мертвая точка на скутере 4т. Регулировка клапанов на скутере

Верхняя мертвая точка на скутере 4т. Регулировка клапанов на скутере

12.06.2019
1. Регулировка клапанных зазоров производится на холодном двигателе (15-30°С).
2. Устанавливаем коленчатый вал двигателя в ВМТ такта сжатия:
извлекаем пробку из смотрового окна в кожухе охлаждения двигателя;

Направление вращения двигателя - по часовой стрелке со стороны вентилятора. Не допускается прокручивание коленчатого вала по направлению против часовой стрелки!

Вращая коленчатый вал и совмещаем метку «T» (у разных производителей по разному) на роторе генератора с выступом на картере.

3. Щупом измеряем зазор между толкателем и стержнем клапана. Для двигателей объемом 50-100 куб. см, клапанные зазоры 0,03-0,07 мм.

4. Ослабляем затяжку контргайки регулировочного винта толкателя.

5. Пассатижами вращаем регулировочный винт, одновременно контролируя зазор щупом. Зазор выставлен правильно, если щуп движется в нем с сопротивлением, но не свободно и не клинется между клапаном и толкателем.

6. Придерживая регулировочный болт пассатижами в установленном положении, затягиваем контргайку.

7. Еще раз контролируем правильность установки зазора.

8. Регулируем зазор у второго клапана.

9. Устанавливаем все снятые детали в обратной последовательности.

Следующая статья.

Когда необходимо производить регулировку.

♦ Мотороллер не заводится или заводится с трудом.

♦ С трудом набирает обороты.

♦ Постоянно глохнет.

♦ Мотор издает звенящий шум.

Внимание, не только неправильная регулировка клапанов может вызвать эти проблемы. Описание распространенных проблем, возможные причины возникновения и способы устранения будут опубликованы на нашем сайте.

Внимание:

♦ Регулировка зазора только НА ХОЛОДНОМ МОТОРЕ!

♦ Снимать сиденье осторожно, пластик хрупкий, особенно при низких температурах!

♦ Возможно, после регулировки зазора потребуется настрйка карбюратора.

♦ Перед снятием крышки головки цилиндра, желательно протереть двигатель. После снятия следить, чтобы посторонние предметы не попали в двигатель.

♦ За возможный вред, вызванный неправильной регулировкой, автор статьи не несет никакой ответственности.

Необходимые инструменты :

♦ Плоскогубцы

♦ Крестовая отвертка

♦ Ключи 9 и 8 мм (головки)

♦ Щуп для установки зазора клапанов (нам понадобится 0,05 и 0,1 мм)

Шаг 1. Подготовительные работы.

Приготовте 3-4 баночки или другие емкости для шурупов, гаек и др. маленьких деталей. Так мы ничего не потеряем в процессе работы.

Снятие сиденья. Здесь нам понадобятся 10 мм торцевой ключ и отвертка. В багажном отделении находятся 4 гайки, которые необходимо открутить(две по бокам от замка сиденья и две на дне). Под резиновым ковриком для ног находятся 2 шурупа, которые мы тоже отвинчиваем (см фото).

Шаг 2. Крышка вентилятора.

Чтобы настроить клапана, мы должны найти верхнюю мертвую точку.

Для этого снимаем пластиковую облицовку вентилятора для генератора:

Откручиваем 2 гайки (М8) и два шурупа и снимаем облицовку:

Шаг 3. Крышка головки цилиндра.

Снимаем крышку головки цилиндра:

Для этого отвинчиваем 4 болта М10 и 2 гайки (гайками прикручена металлическая трубка). Теперь снимаем крышку и видим следующую картину:

Стрелками указаны клапана: вверху впуск, внизу - выпуск. До того, как мы начнем устанавливать зазор, необходимо найти ВМТ (верхнюю мертвую точку).

Шаг 4. Верхняя мертвая точка (ВМТ)

ВМТ - это точка, в которой поршень в цилиндре занимает верхнее положение. В данной статье я привожу метод поиска ВМТ с использованием рисок на роторе генератора. Конечно можно определить ВМТ по-другому, например по положению коромысел клапанов. Внимание: У четырехтактных скутеров существует 2 ВМТ!

На звездочке распредвала находятся 3 отверстия. Их расположение, показанное на фото соответствует ВМТ поршня, при котором закрыты оба клапана (то, что нам нужно).

На маховике генератора вибиты риски: T (ВМТ) и F (момент зажигания):


Риска T должна находиться напротив выступа, маркированного цифрой 1.

Чтобы совместить выступ и риску ВМТ, изпользуем торцевой ключ и вращаем вентилятор ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ до достижения ВМТ. Чтобы узнать, что это действительно ВМТ, легонько двигаем ключем, при этом коромысла клапанов не должны двигаться. Если они двигаются, то это не ВМТ, крутим вентилятор дальше, ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ, пока риска и выступ не совместятся.

Ну вот, мы нашли верхнюю мертвую точку, теперь можно приступить к регулировке клапанов.

Шаг 5. Регулировка / Проверка зазора клапанов.

Чтобы проверить зазор, берем щуп 0,05 мм и пытаемся просунуть его между клапаном впуска и регулировачным болтом.


Если это не удается (из-за отсутсвия или незначительного зазора) или зазор слишком большой, то ослабляем контрогайку М9 и крутим плоскогубцами или подходящим ключем болт настройки. По часовой стрелке – зазор уменьшается, против часовой – увеличивается. При этом держим щуп между клапаном и регулировочным болтом.

Щуп должен плотно сидеть между ними, так, чтобы щупом можно было двигать, но при движении на нем не должно оставаться царапин. Затягиваем контргайку, удерживая ключем или плоскогубцами болт настройки. После затяжки еще раз контролируем зазор.

Вот мы и настроили клапан впуска.

Тоже самое проделываем с клапаном выпуска. Доступ щупом к нему затруднен, но возможен. Зазор здесь должен быть 0,1 мм.


С настройкой клапанов покончено. Производим сборку в обратном порядке, ставим все части на место. (крышка головки, облицовка вентилятора, сиденье).

Смотрим, ничего ли мы не забыли. Все шурупы, болты, гайки соответственно затягиваем. С пластиком работаем осторожно! Может поломаться, особенно при низких температурах.

Ну вот, все готово, попутного Вам ветра!

Инструмент:
Плоскогубцы, крестовая и минусовая отвертки, ключи рожковые на 8, 9, 10, 11, 12 и (головки) а так же 13, 14 щуп для установки зазора клапанов — Впускной клапан 0,05 и Выпускной клапан 0,10 мм.

Регулировка зазоров клапанов — процедура для нового скутера обязательная, причём сделать это необходимо как можно быстрее после покупки. Затем примерно каждые 2500 — 3000 км. Но если характерное пощелкивание, похожее на цокот, раздается из головки цилиндра раньше, ждать регламентного ТО не стоит. Если возможно, — первый раз регулировку зазоров производить вместе с кем-то, кто этим уже не раз занимался. Но это необязательно. ВНИМАНИЕ! Регулировка зазоров клапанов скутера производится только на ХОЛОДНОМ двигателе, поскольку эти зазоры — тепловые.

Итак, начнём.

Для начала освободим доступ с крышке головки цилиндра. Для этого снимаем сидение (унитаз). Должна получиться картина, как на рисунке. При низкой окружающей температуре с пластиком необходимо работать аккуратно, он становится хрупким.

Теперь откручиваем винты (1), крепящие клапанную крышку (2). При наличии трубки, — демонтируем её.

Перед тобой теперь вот такая картина — кулачки клапанов, коромысла, распредвал, звёздочка распредвала.

Теперь для настройки зазоров клапанов необходимо настроить верхнюю мёртвую точку (ВМТ) поршня, т.е. поймать момент, когда поршень будет находиться в предельном верхнем положении. Это не сложно. Но будь внимателен: у четырёхтактных двигателей две ВМТ, в начале 1-го и 3-го тактов. Нам нужен 3-й такт.

Для поиска ВМТ снимаем облицовку вентилятора для генератора. Ключом на 13 поворачиваем по часовой стрелке шестигранник на крыльчатке охлаждения генератора до тех пор, пока риска на маховике генератора с меткой «Т» не совпадёт с выступом, что сбоку маховика.

Теперь смотрим на звёздочку распредвала. Два маленьких (1) и одно большое (2) её отверстия должны расположиться, как на рисунке. При этом клапана должны быть закрыты, и при лёгком колебании маховика генератора они не должны двигаться. Так называемое положение «3-го такта», а точнее, начала этого такта.

Теперь можно приступать непосредственно к регулировке зазоров. Для начала нужно зазоры проверить. Щупом 0,05 мм проверяем впускной (верхний) клапан — просовываем щуп между регулировочным болтом и клапаном. При нормальной настройке щуп должен входить с небольшим трудом, и передвигать его в зазоре нужно с небольшим усилием, но так, чтобы на нём не оставалось царапин.

Если требуется настройка, нужно ослабить контргайку («снаружи»). Затем изменить зазор можно путём вращения болта настройки («внутри») — по ч/с меньше, против ч/с больше. Затем, не отпуская регулировочного болта, затягиваем контргайку. Здесь нужно быть аккуратным, — после затяжки контргайки зазор, возможно, изменится. Поэтому перепроверяем зазор.

Аналогичные действия с клапаном выпуска. Только доступ к нему более трудный, и зазор 0,10 мм.

Всё. Теперь собираем всё в обратном порядке.

Источники — книга «Ремонт и обслуживание скутеров Хонлинг», А.Величко, Т.Беремцев; некоторые фото: china-scooter.ru

Во время работы четырехтактного двигателя воздушного охлаждения (такие двигатели стоят на большинстве китайских скутеров и мотоциклов) головка блока цилиндров (далее ГБЦ) может нагреваться до 260 градусов. Это конечно не рабочая температура, но пиковая зачастую бывает именно такой.

Клапана, которые находятся непосредственно в самой ГБЦ нагреваются точно также как и головка с той лишь разницей, что впускной клапан греется чуть меньше так как он охлаждается рабочей смесью, а она представляет из-себя обычный атмосферный воздух насыщенный парами бензина, а выпускной клапан греется намного больше. Так как через выпускной клапан проходит поток отработанных газов температура которых может достигать 600 градусов.

Проблема в том, что металлические детали при нагревании расширяются. Клапана не исключение: во время работы клапан нагревается и становиться немного длиннее. А когда клапан становится длиннее он попросту упирается в механизм газораспределения и немного приоткрывается, вернее не закрывается до конца (зажат) из-за чего газы под большим давлением просачиваясь через неплотности оплавляют рабочие кромки клапана и его гнезда.

Кромки прогоревших клапанов выглядят примерно так.

Прогорают кстати не только клапана, но и гнезда в которых они сидят

А так выглядят рабочие кромки клапанов и седел после ремонта.

Как видите, регулировать то, что уже давно давно прогорело нет особого смысла. Прогоревший клапан держать компрессию уже не будет. И если вы обнаружите, что один из клапанов был зажат, то смело снимайте головку, притирайте клапана иначе толку не будет.

Зазоры

Перед вами камера сгорания двигателя обычного китайского скутера.

Во время работы двигателя клапана нагреваются до значительных величин. И чтобы компенсировать коэффициент расширения клапана и всего ГРМ в целом между клапаном и механизмом его открывания существует небольшой зазор. Именуемый тепловым.

В нашем случае зазор, который мы будем регулировать находится между клапаном и регулировочным болтом коромысла. Подкручивая регулировочный болт в нужных пределах мы сможем регулировать тепловой зазор на столько настолько это нам нужно.

Но не стоит забывать, что зазор не должен быть очень большим — иначе механизм будет работать с ударной нагрузкой и быстро выйдет из строя. И очень маленьким: клапан нагреется, упрется в коромысло и прогорит.

Подготовка

Из вышесказанного вы наверное уяснили, что тепловой зазор существует для того, чтобы скомпенсировать тепловое расширение деталей ГРМ. Из этого следует самое главное правило: регулировать тепловой зазор можно только на холодном двигателе. Если вы начнете регулировать тепловой на горячею, то попросту увеличите его так как изначальный зазор уйдет на расширение. И когда двигатель остынет — зазор отрегулированный таким образом увеличится вдвое. Надеюсь это понятно.

Инструменты

  • Маленькие плоскогубцы или специальный ключ
  • Рожковый ключ на 9
  • Торцовый ключ на 14 или головка
  • Торцовый ключ на 8
  • Набор измерительных щупов желательно с шагом 0,02 мм

Освобождаем доступ к ГБЦ: в зависимости от модели скутера снимаем капот либо подседельную емкость. Отыскиваем там крышку клапанов, отворачиваем четыре болтика на 8 и снимаем ее с двигателя.

Крышка клапанов выглядит вот так. В моем случае, чтобы к ней добраться пришлось снять капот, седло и подседельную емкость.

— снимаем его. Если лень снимать — вынимаем из него только заглушку. Заглушка находится в верхней части корпуса и снимается при помощи обычной отвертки. Через заглушку мы будем контролировать положение меток на роторе.

Вставляем в центр кожуха генератора торцовый ключ на 14 и крутим двигатель (по часовой стрелке) покуда метка «Т» (от английского «Top» — значит верх, в нашем случае положение поршня в ВМТ) на роторе генератора не станет ровно напротив уступа.

После того как метка на генераторе совпадет с уступом на картере двигателя — проверяем в каком положении стал распределительный вал. Распределительный вал должен стать в положение, когда оба клапана будут закрыты. И становится он в это положение каждый второй оборот коленчатого вала так как вращается он в два раза медленнее.

Правильное положение распределительного вала определяется по его звездочке. Звездочка должна стать большим отверстием вверх, а маленькие отверстия и риски, которые возле них выбиты должны стать параллельно плоскости разъема крышки клапанов.

Это если в идеале, а на практике звездочка редко когда становится так как нам это нужно. И в этом зачастую виновата цепь — и распределительный вал начинает немного не догонять коленчатый вал. Если у вас звездочка стала немного криво, то по-большому счету — это ерунда. А вот, если она у вас стала ни пойми как, то эту проблему нужно очень быстро решить — иначе рано или поздно загнет клапана.

Еще раз контролируем, чтобы метка «Т» на роторе генератора стала напротив выступа, а звездочка распределительного вала заняла правильное положение. Отворачиваем на регулировочных болтах контргайки.

Выкручиваем немного регулировочные болты, просовываем между клапаном и регулировочным болтом измерительный щуп и не вынимая его — пальцами подтягиваем регулировочный болт, зажимаем регулировочный болт плоскогубцами и фиксируем его контргайкой.

После того как затяните контргайку — проверьте насколько легко ходит щуп. В идеале, щуп между клапаном и болтом должен перемещаться с едва ощутимым усилием.

  • Если щуп перемещается без усилия — ослабьте контргайку и подтяните немного болт.
  • Если щуп перемещается с трудом или окажется зажатым — ослабьте болт.

Величина зазоров

Что мне не нравится в китайских скутерах так это то, что на них нет никаких регулировочных данных. В интернете есть инфа по этому поводу, но она не везде достоверная.

Ваше право — верить мне или нет, но своим клиентам я регулирую зазоры в таких пределах:

  • На двигателях серий 139QMB (обычные китайские восьмидесятки) ставлю зазор 0,05 мм — как на впускной так и на выпускной клапан — одинаково.
  • На двигателях серий 157 QMJ (обычные китайские стопятидесятки) на впускной ставлю 0,05 мм, а на выпускной 0,07 мм

Периодичность

Первую регулировку желательно сделать сразу после покупки скутера, причем как нового так и бывшего в употреблении. Остальные регулировки производить через 3000 — 4000 км пробега.

Вступление.
Время от времени на 4-х тактных скутерах, необходимо производить регулировку клапанов. Делать это самому или в сервисе, каждый решает сам. Хотелось бы отметить, что регулировка клапанов на скутере не такое уж и сложное дело, с этим справится любой, кто умеет крутить гайки... Этот процесс по времени займет 20-30 минут. Необходимы лишь внимание и аккуратность.

Когда необходимо производить регулировку.

- После первых 500 км пробега, далее – согласно таблице указанной в руководстве по эксплуатации Вашего скутера.

Чаще всего уменьшенный или увеличенный зазор в клапанах приводит к тому, что:
- Скутер не заводится или заводится с трудом.
- Двигатель медленно набирает обороты.
- Также двигатель постоянно глохнет.
- Мотор издает звенящий шум в районе головки.

Внимание:
- Регулировка зазоров клапанов производится только НА ХОЛОДНОМ МОТОРЕ!
- Снимая сиденье будьте осторожны, пластик на скутерах очень хрупкий, особенно при низких температурах.
- Возможно, после регулировки зазора потребуется настройка .
- Перед началом снятия клапанной крышки, желательно вымыть двигатель водой в области (головки цилиндра) и протереть на сухо. После снятия следить, чтобы посторонние предметы не попали в двигатель.

Необходимые инструменты:
- Плоскогубцы
- Крестовая отвертка
- Ключи 9 и 8 мм (головки)
- Щуп для установки зазора клапанов (нам понадобится 0,05 и 0,1 мм). Щуп можно приобрести в любом автомагазине. Лучше всего иметь у себя в гараже подобный набор, как показано на фото ниже.

Вот так выглядит щуп для регулировки клапанов.

Шаг 1. Крышка вентилятора.
Чтобы настроить клапана, мы должны найти верхнюю мертвую точку (В.М.Т) поршня. Для этого снимаем пластиковую облицовку вентилятора генератора:



Откручиваем 2 гайки (М8) и два шурупа и снимаем облицовку:




Шаг 2. Крышка головки цилиндра.
Снимаем клапанную крышку головки цилиндра:



Для этого откручиваем 4 гайки М10 и 2 гайки (гайками прикручена трубка картерных газов). Теперь снимаем крышку и видим следующую картину:



Стрелками указаны клапана: вверху впускной, внизу - выпускной. До того, как мы начнем устанавливать зазор, необходимо найти В.М.Т (верхнюю мертвую точку).

Шаг 3. Верхняя мертвая точка
В.М.Т- это точка, в которой в цилиндре занимает верхнее положение. В данной статье рассматривается метод поиска В.М.Т с использованием меток на роторе а. У четырехтактных скутеров существует две МТ! (верхняя и нижняя)

На звездочке распредвала находятся 3 отверстия. Их расположение, показанное на фото соответствует В.М.Т поршня, при котором полностью закрыты оба клапана (то, что нам нужно).



На маховике генератора нанесены риски: T (В.М.Т) и F (момент зажигания):



Риска T должна находиться напротив выступа, указанного на рисунке цифрой 1.


Чтобы совместить выступ и риску Т, необходимо прокрутить двигатель ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ используем торцевой ключ. Чтобы узнать, что это действительно В.М.Т, легонько двигаем ключом, при этом коромысла клапанов не должны двигаться. Если они двигаются, то это не В.М.Т, крутим вентилятор дальше, ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ, пока риска и выступ не совместятся.

Ну вот, верхняя мертвая точку найдена, теперь можно приступить к регулировке клапанов.

Шаг 4. Регулировка / Проверка зазора клапанов.

Чтобы проверить зазор, берем щуп 0,05 мм и пытаемся просунуть его между клапаном впуска и регулировочным болтом.



Если это не удается (из-за отсутствия или слишком маленького зазора) или зазор слишком большой, то ослабляем контргайку М9 и крутим плоскогубцами или подходящим ключом болт настройки. По часовой стрелке – зазор уменьшается, против часовой – увеличивается. При этом держим щуп между клапаном и регулировочным болтом.

Щуп должен плотно сидеть между ними, так, чтобы щупом можно было двигать, но при движении щуп не должен клинить (т.е. щуп должен быть немного прижат регулировочным болтом). Затягиваем контргайку, удерживая ключом или плоскогубцами болт настройки. После затяжки еще раз проверяем зазор.

Клапан впуска - настроен.

То же самое проделываем с клапаном выпуска. Доступ щупом к нему затруднен, но возможен. Зазор здесь должен быть 0,1 мм.



С настройкой клапанов закончено. Производим сборку в обратном порядке, ставим все части на своё место (крышку головки, облицовку вентилятора и остальной пластик).

ВНИМАНИЕ!
Следует помнить, что приведенные в данной статье зазоры (вкуск 0,05мм и выпуск 0,10мм) применимы для китайских двигателей с объемом 50-80сс (куб). Для скутеров с двигателем 125-150сс (куб) предусмотрены другие зазоры для впускного клапана 0,07мм, а для выпускного 0,10мм.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков