Охлаждающая жидкость – как обеспечить комфортный температурный режим двигателю? Что лучше использовать тосол или антифриз.

Охлаждающая жидкость – как обеспечить комфортный температурный режим двигателю? Что лучше использовать тосол или антифриз.

К используемому в системе охлаждения антифризу и тосолу предъявляются повышенные требования, что и позволяет обеспечить беспроблемность эксплуатации автомобиля. Многие автовладельцы задумываются о том, что же следует использовать для охлаждения двигателя, антифриз или тосол. Поговорим о разнице между ними, а также порекомендуем вам какую автохимию использовать в вашем автомобиле.



Для начала поговорим о том, как устроена система охлаждения двигателя автомобиля. В процессе работы двигатель нагревается, и без должного охлаждения работать мотор, фактически, не сможет. Внутри двигателя имеются соответствующие каналы для подачи охлаждающей жидкости, что и позволяет снизить температуру мотора. В систему охлаждения также входит водяная помпа, термостат, бачок расширителя, радиатор и вентилятор. Фактически, жидкость в системе охлаждения движется по закрытому контуру, попадая первоначально в двигатель, после чего направляется в радиатор, где охлаждается и снова подается в мотор.

К используемой для охлаждения жидкости предъявляются повышенные требования. Так, например, такой антифриз или тосол должны иметь низкую температуру замерзания, что позволяет использовать машину в зимнее время года. При этом такие жидкости должны быть устойчивы к коррозии и в течение длительного времени сохранять свои свойства.

Заливать в систему охлаждения обычную воду не следует, так как содержащиеся соли в воде будут быстро выпадать в осадок, что приведет к засорению сот радиаторов, а в самом двигателе будет появляться ржавчина, которая выведет мотор из строя. Необходимо использовать качественный тосол и антифриз, своевременно меняя охлаждающую жидкость, что и позволит обеспечить беспроблемную эксплуатацию мотора и отсутствие каких-либо проблем в работе системы охлаждения.



По сути, антифриз - это международное название всех охлаждающих жидкостей, которые используются в двигателях внутреннего сгорания. Тосол является тем же самым антифризом отечественного производства. Фактически, тосол не хуже и не лучше антифриза и других охлаждающих жидкостей. Разработан был тосол в 1971 году, а его название является аббревиатурой отдела Технологии органического синтеза, где и была создана формула такой охлаждающей жидкости.

Многие отечественные автолюбители по старинке называют антифриз тосолом, подразумевая под этим понятием антифриз отечественного производства. Многие производители такой автохимии используют популярное у автолюбителей название. Однако, по своей сути, и тосол, и антифриз - это одно и то же.



В продаже сегодня можно найти минеральные антифризы, которые обозначаются классом G 11, а также органические составы, получившие аббревиатуру G 12. Тосол можно отнести к минеральным антифризам, а срок службы такой охлаждающей жидкости обычно составляет два года с начала эксплуатации или 50 000 километров пробега. А вот органические антифризы выполнены с использованием современной высококачественной химии и способны служить порядка 5 лет или же 250 тысяч километров пробега.

Также в продажа можно найти лобридные антифризы, которые выполнены с различными присадками и сочетают преимущества минеральных и органических составов. Лобридные антифризы могут использоваться в двигателях внутреннего сгорания различного типа, поэтому такую охлаждающую жидкость можно использовать даже с современными моторами.

Тосол и антифриз принято различать в зависимости от их определенных параметров :

Смазывающие свойства.

Антикоррозийные характеристики.

Показатель температуры замерзания.

Температура кипения.

Производителями для упрощения выбора изготавливают цветные охлаждающие жидкости, что обеспечивается за счет применения различных красителей. На основании такой цветовой индикации и можно будет выбрать ту или иную модель такой охлаждающей жидкости.



Выбираем качественный тосол

Имеющийся сегодня ассортимент выбора несколько усложняет покупку таких охлаждающих жидкостей, в особенности если автовладелец плохо разбирается в особенностях своего автомобиля. Можем сказать, что выбор такой охлаждающей жидкости можно выполнять на основе ее цвета.

Красный тосол и антифриз можно заливать в автомобильный радиатор, который выполнен из латуни и меди.

Зеленый антифриз используют в системе, где радиатор выполнен с использованием алюминия и алюминиевых сплавов.

Обычный тосол можно с легкостью заливать в отечественный автомобиль, где используются простые чугунные двигатели.

Также выбирать ту или иную разновидность тосола и антифриза можно по рекомендациям автопроизводителя. В технической документации к вашему автомобилю вы сможете найти всю необходимую информацию по допуску охлаждающей жидкости и на основании полученной информации в магазине купить подходящий вам антифриз.

Можно ли смешивать тосол с антифризом?

В процессе эксплуатации автомобиля может потребоваться доливать в систему охлаждения антифриз и тосол. Многих автовладельцев беспокоит вопрос можно ли смешивать антифриз с тосолом или же такие охлаждающие жидкости, которые различаются своим цветом.

Следует сказать, что несмотря на единство ГОСТов и требований к таким охлаждающим жидкостям, многие из производителей используют разнообразные добавки и присадки, которые изменяют свойства и характеристики такой охлаждающей жидкости. Соответственно, при смешивании тосола и антифриза отдельные их компоненты могут входить в реакцию с друг с другом, что приводит как к потере эксплуатационных характеристик такой охлаждающей жидкости, так и выпадению осадка. Такой осадок может забивать соты радиатора, что в последующем приводит к проблемам с эксплуатацией автомобиля.

Именно поэтому специалисты не рекомендуют смешивать между собой антифриз с тосолом, а также такую охлаждающую жидкость от различных производителей. Если вам необходимо долить тосол или антифриз, то лучше приобрести такую автохимию с небольшим запасом, что в последующем решит какие-либо сложности с эксплуатацией вашего автомобиля.

Заключение

Тосол и антифриз - это популярные у отечественных автовладельцев разновидности охлаждающей жидкости. Считается, что антифриз, изготовленный отечественными производителями, многие автовладельцы называют тосолом. Тогда как, по сути, тосол и антифриз – это одно и то же, что и позволяет их использовать в двигателях современных автомобилей. Помните лишь о том, что иностранные производители такого антифриза используют высококачественные добавки и органическую основу охлаждающей жидкости, что позволяет не только продлить срок службы, но и обеспечивает отличные эксплуатационные характеристики.

Тосол или антифриз разница этих веществ заключается в технологии их производства. Первый состав является видом второй охлаждающей жидкости. ТОСОЛ - это аббревиатура, первые три буквы которой обозначают технологию изготовления, а последние две - применяют в химии.

1 Особенности составов

Отличие тосола от антифриза заключается в их составах. Первая жидкость состоит из этиленгликоля и воды. В нее добавляют специальные присадки, которые созданы на основе солей неорганических кислот. отличается от тосола тем, что в него дополнительно входят следующие вещества:

  • спирт;
  • глицерин;
  • пропиленгликоль.

Присадки, входящие в состав антифриза, увеличивают его антикоррозийные свойства. Их создают с помощью солей органических кислот. Как отличить рассматриваемые составы знают автомеханики. Они рекомендуют водителям обращать внимание на отличительные характеристики этих жидкостей. С помощью полученной информации, автовладелец сможет выяснить, что лучше тосол или антифриз.

Тосол способствует формированию защитного слоя на поверхности. Его толщина составляет 0,5 мм. К минусам такой защиты специалисты относят сравнительно невысокую теплопередачу, что приводит к уменьшению срока службы мотора и повышению расхода топлива. Тосол отличается от антифриза продолжительностью выполнения своих функций - 30-40 тыс. км пробега. По истечении указанного срока жидкость заменяется новым аналогом.

2 Химический состав

Так как, тосол состоит из неорганических кислот, поэтому его применение приводит к появлению осадка в радиаторе. Жидкость охлаждает мотор машины до тех пор, пока его температура не превысит 105 градусов. Антифриз способствует формированию специального защитного слоя на участках с коррозией. На оставшихся элементах подобный налет отсутствует. Такая технология обеспечивает оптимальную теплоотдачу. Антифриз рекомендуется использовать в течение 250 тыс. км пробега. Жидкость закипает при температуре в 115 градусов.

В противном случае, двигатель автомобиля быстро выйдет из строя, при этом полученная жидкость вспенится. Антифриз, в отличие от тосола, обладает следующими преимуществами:

  1. Защита алюминия при высокой температуре.
  2. Длительный эксплуатационный срок водяного насоса.
  3. Высокое качество и отсутствие образования гелей или осадков. Традиционные аналоги обладают отрицательным свойством образования гелей.
  4. Отсутствие агрессивности к пластику, силикону и другим подобным материалам.
  5. В радиаторе отсутствуют засоры и отложения.
  6. Экологичность.
  7. Стабильность при высоких температурах - современные моторы рассчитаны на высокую нагрузку в процессе их эксплуатации. Максимальная рабочая температура достигает 135 градусов, а давление 3 атмосфер. Полезные свойства традиционной жидкости теряются при достижении температуры в 105 градусов. При этом наблюдается распад ингибиторов, снижается защита мотора. Карбоксилатные антифризы не теряют своей стабильности при достижении максимальной температуры.

3 Правила самостоятельной замены

Автомеханики советуют заливать в транспортное средство качественный антифриз или тосол. Предварительно рекомендуется ознакомиться с существующими марками охлаждающей жидкости (Mobile Advanced, Shell, Motul).

Прежде чем , либо наоборот, потребуется промыть систему охлаждения. Для этого сливают старую жидкость из бачка, радиатора и блока цилиндров. Предварительно автомобиль ставят под наклоном. Затем в систему заливают дистиллированную воду с незначительным количеством очистительной смеси. Пробки закрывают, мотор и печку включают до момента, пока жидкость не пробежит по всем трубкам. Отработанная смесь сливается. Описанная процедура повторяется несколько раз.

Автомобиль ставят на наклонную поверхность. Передняя часть поднимается вверх. В машину заливают полный объем антифриза. Крышка радиатора должна быть открытой. Мотор запускают. Подобная технология способствует выгонке воздушных пробок изнутри. Затем мотор глушат, жидкость доливается доверху, крышка закрывается.

Перед покупкой охлаждающей жидкости водители должны учесть, что концентрат антифриза разводят с учетом пропорций, указанных на упаковке. Замена охлаждающего вещества производится после изучения руководства по его эксплуатации. В транспортное средство можно заливать охлаждающие жидкости следующих видов:

  1. Традиционные - присадки, в основе которых находятся соли неорганических кислот.
  2. Карбоксилатные - присадки из солей органических кислот.
  3. Гибридные - присадки, в основе которых находятся соли карбоновых кислот и добавки силикатов.

Большим спросом среди владельцев авто пользуются смазочно-охлаждающие составы, изготовленные по стандартной либо карбоксилатной методике.

X Вам все еще кажется что диагностика авто это сложно?

Если вы читаете эти строки, значит у вас есть интерес сделать что-то самому в машине и реально сэкономить , потому что вам уже знакомо что:

  • СТО ломят большие деньги за простую компьютерную диагностику
  • Чтобы узнать ошибку надо ехать к специалистам
  • В сервисах работают простые гайковерты, а хорошего спеца не найти

И вы конечно устали выбрасывать деньги на ветер, а о том чтобы кататься по СТО постоянно не может быть и речи, тогда вам нужен простой АВТОСКАНЕР ROADGID S6 Pro, который подключается к любому авто и через обычный смартфон вы всегда найдете проблему, погасите CHECK и неплохо сэкономите!!!

Мы сами протестировали этот сканер на разных машинах и он показал отличные результаты, теперь мы его рекомендуем ВСЕМ! Чтобы вы не попались на китайскую подделку, мы публикуем тут ссылку на официальный сайт Автосканера.

В данной статье расскажем что такое автомобильный антифриз, чем он отличается от тосола и какой его срок службы. Влияние на перегрев двигателя.

В чём отличие?

Тосол - название антифриза, разработанного для автомобилей ВАЗ. Торговая марка "Тосол" не была зарегистрирована, поэтому ее применяют многие отечественные изготовители охлаждающих жидкостей. Название возникло так: первые 3 буквы взяли из названия отдела, где он был изготовлен: "Технология Органического Синтеза". А окончание "ол" пришло из химической промышленности и указывает на принадлежность продукции к спиртам.

В итоге появился ТОСОЛ, который предназначался для первых автомобилей ЖИГУЛЕЙ. Со временем название из аббревиатуры (ТОСОЛ) превратилось в нарицательное - так автолюбители стали называть любые охлаждающие жидкости. Не стоит поддаваться заблуждению, что для отечественных машин предназначен тосол, а для иномарок - антифриз. Тосол - это один из антифризов.

Из чего делают?

Антифризы - охлаждающие жидкости для системы охлаждения автомобиля, не замерзающие при низкой температуре. Состоят из двухатомного спирта - этиленгликоля (65%), воды (35%) и антикоррозионных присадок, которые химики называют ингибиторами - замедлителями коррозии. Изготовители дают им собственные имена ("Тосол", "Лена") или указывают температуру их замерзания (ОЖ-40).

Основа - гликольно-водная смесь, от которой зависят: способность антифриза не замерзать при низких температурах, его удельная теплоемкость, вязкость и воздействие на резину. Наиболее распространены охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля . Но его водный раствор агрессивен к материалам деталей системы охлаждения (стали, чугуну, алюминию, меди, латуни, припою).

Поэтому в охлаждающую жидкость добавляют комплекс присадок: противокоррозионных (ингибиторов), антивспенивающих и стабилизирующих.

Стандартов на охлаждающие жидкости много: в России это ГОСТ 28084-89 (который морально устарел), в США - ASTM D3306, D4340, D4656 (они постоянно обновляются), в Англии - BS 6580. Они определяют характеристики антифризов: плотность, температуру начала кристаллизации, коррозионное воздействие на металлы, влияние на резину, устойчивость в жёсткой воде - и регламентируют испытания по их проверке. Но он не оговаривает состав и концентрацию присадок, а также смешиваемость жидкостей. Это, а также цвет антифриза (синий или желтый) выбирает изготовитель.

ГОСТов, регламентирующих срок службы антифриза и условия ресурсных испытаний - нет. На практике, производители используют свои технические условия (ТУ), занося в них нужную информацию. Поэтому в магазинах часто появляются охлаждающие жидкости, замерзающие уже при -25°С и закипающие при 90°С.


Кроме общих стандартов, многие изготовители машин применяют свои спецификации с дополнительными требованиями. Например, система нормативов концерна Volkswagen, которая нормирует антифризы по маркировке G11, G12 и G13 . Многие химические компании и представители розничной торговли стали использовать их компактные названия для классификации охлаждающей жидкости.

Какой срок службы?

При эксплуатации охлаждающая жидкость стареет - концентрация ингибиторов в ней постепенно снижается, теплопередача уменьшается, склонность к пенообразованию увеличивается, а незащищенные металлы интенсивно коррозируют. Ресурс зависит от качества тосола и пробега автомобиля.

Срок замены антифриза предписывает автозавод или изготовитель. Обычно его меняют раз в 2-3 года. На современных авто срок замены составляет более 5 лет или 250 000 км пробега. Например, Volkswagen придерживается такого графика для новых машин. А АвтоВАЗ указывает замену через 75 000 км пробега или 3 года, при использовании подобного антифриза. Далее перечислим признаки, когда охлаждающая жидкость стареет раньше, при этом:

  • образуется желеобразная масса на внутренней стороне горловины расширительного бачка, при незначительных отрицательных температурах (минус 10-15°С) в нем заметно помутнение (иногда как легкое облачко), выпадает осадок, а также чаще прежнего срабатывает электровентилятор радиатора. Когда появился хотя бы один из этих признаков, антифриз нужно сменить при первой же возможности ;
  • цвет становится рыже-бурым. Значит, детали системы уже коррозируют. Такую охлаждающую жидкость нужно заменить немедленно , независимо от того, сколько она прослужила.

Можно ли смешивать?

Отечественные охлаждающие жидкости, произведенные разными изготовителями по одним техническим условиям, смешивать допустимо. Однако если номера ТУ неодинаковы, антифризы часто несовместимы. Компоненты комплексов присадок могут прореагировать друг с другом и потерять полезные свойства. Поэтому в безвыходном положении лучше долить воды, а потом - заменить всю жидкость в системе.

А если цвет разный? Например, старая - желтого цвета, а вы собираетесь залить красный антифриз. Можно ли в данном случае смешивать? Подробнее в данной статье .

Влияние на перегрев двигателя

Температура кипения антифриза - не менее 105°С. Это если он соответствует всем стандартам и ГОСТам. Бывает, что производители пытаются сэкономить на продукции и вместо дорогого этиленгликоля добавляют более дешевый глицерин, который стоит "копейки". Однако антифриз на основе глицерина становится вязким, в результате мотор перегревается.

Чтобы он не замерзал при -25°С, изготовители добавляют метанол, который существенно снижает температуру замерзания. При этом температура кипения метанола составляет всего 65,5°С. И при более высоких температурах метанол начинает активно испаряться и снижает температуру кипения охлаждающей жидкости до 85-90°С вместо положенных 105-108°С.

Утечки некачественного антифриза приводят не только к перегреву двигателя , но и к пожару. Попади метанол, например, на раскаленный коллектор - и может произойти открытое горение .

Не всегда, добавление в состав глицерина говорит о некачественном антифризе. Например, компания Volkswagen при производстве охлаждающих жидкостей под маркировкой G13 добавляет небольшой процент (до 20% в концентрате) глицерина в состав. Делается это не ради экономии, а ради экологии. Ведь глицерин побочный продукт при производстве биодизеля, а значит его нужно куда-то девать - например, использовать в антифризе.

Советуем приобретать антифриз в фирменных точках продажи или через официальных поставщиков в интернет-магазинах. Если купили подделку, то она зимой приведёт к плохому запуску мотора в морозы, а летом - к пожару в моторном отсеке.

Большинство автолюбителей не задумываясь заливают любую понравившеюся охлаждающую жидкость в радиатор. Однако некоторое количество из них все-таки интересуется тем, и антифриз. Но еще более интересует данную группу автовладельцев вопрос о том, какая разница существует между этими охлаждающими жидкостями и каково отличие тосола от антифриза? Что выбирают в России? В нашей стране особой популярностью среди охлаждающих жидкостей у водителей пользуются Разница между данными жидкостями заключается в итоговом воздействии на систему охлаждения и на двигатель в общем. Зато в основных функциях эти продукты имеют одинаковое значение.

Охлаждающая жидкость антифриз

Тосол является первым представителем антифриза. То есть тосол - это жидкость, которая предназначена для охлаждения двигателя в летний период, предотвращая тем самым его перегрев. В зимнее время, благодаря присадкам, он не замерзает, позволяя запускаться двигателю при установленных температурах.

Состав, как правило, изготавливается из этиленгликоля, в процессе создания к которому добавляет некоторое количество присадок. При этом, в зависимости от производителя, набор присадок значительно отличается. Присадки в тосоле призваны защищать двигатель от коррозии, а также производить очищение системы от посторонних веществ. Тосол, характеристики которого могут быть известны многим водителям, производится с давних времен, именно в нашей стране. Из чего он состоит? В состав тосола и антифриза могут входить различные элементы. Например, тосол состоит из некоторого количества неорганических кислот. Это нитраты, силикаты, нитриты, фосфаты и амины. Например, если на тосоле имеется буквенная маркировка, то это означает, что он предназначен для автомобилей. Имеющиеся цифры говорят о температуре, при которой тосол начинает замерзать. Стоит помнить, что плотность жидкости должна составлять 1.08 на 1 см куб.

Сроки замены

Данный вопрос наиболее актуален для начинающих водителей. Стоит отметить, что примерно через 30-40 тысяч километров пробега тосол начинает терять свои свойства, поэтому замена жидкости необходима один-два раза в год. Помимо пробега, на замену жидкости влияет ее цвет. Например, появление рыжеватости говорит о необходимости срочной замены. Также об этом свидетельствует и появление посторонних резких запахов из расширительного бачка. Нормальная жидкость должна быть без резкого запаха, а на ощупь хороший тосол всегда скользкий и маслянистый.

Если производится замена его, то перед заливкой новой жидкости нужно промыть систему охлаждения двигателя с помощью специальных средств. После чистящего средства производится промывка водой. Желательно произвести промывку несколько раз, и только после этого нужно залить новый тосол.

Выбор

Жидкость (тосол) не будет стоить очень дешево, именно поэтому при покупке в первую очередь нужно обращать внимание на цену за 5-литровую канистру. Помимо этого, продукт низкого качества может продаваться в канистрах без маркировок.

Чтобы уберечь себя от подделки, нужно опираться на некоторые факторы:

  • Тосол покупается непосредственно под конкретную марку, так как из-за неправильной жидкости может снизиться ресурс двигателя.
  • Покупать жидкость нужно в крупных специализированных магазинах.
  • На упаковке должны указываться контактные данные производителя.
  • Если проверять тосол с помощью лакмуса, то на бумаге (если это качественный продукт) должен быть слегка зеленоватый оттенок.

Стоит помнить, что если в тосол регулярно добавляется дистиллированная вода, через год необходимо произвести замену жидкости в системе охлаждения.

Что же такое антифриз?

Он представляет собой с набором различных свойств. По своему составу антифриз также включает этиленгликоль, однако, наряду с данным веществом, в жидкость стали добавлять дополнительные химвещества. Полученный в результате продукт получил свое название. Продукт имеет заграничное происхождение и характерное имя «антифриз».

Характеристики иностранной жидкости

Характерными особенностями антифриза является высокая температура кипения и выдерживание низких температур. Закипает антифриз при температуре примерно в 180 градусов. Морозостойкость определяется наличием присадок, потому что не для всех регионов необходима жидкость, которая прекрасно охлаждает двигатель в жару и быстро набирает рабочую температуру в холода. В среднем антифриз замерзает при температурах ниже -45 градусов. Стоит отметить, что при замерзании антифриз может максимум расшириться только на 1,5%, что является весьма приемлемым результатом.

Если смотреть на состав с химической точки зрения, то антифриз представляет собой жидкость на основе дистиллированной воды и этиленгликоля, в которую впоследствии добавили спирты и глицерин. Как отличить тосол от антифриза? В настоящее время возможно приобрести антифриз различных цветов. Тосол же продается только синим.

Покупка антифриза

В настоящее время рынок охлаждающих жидкостей заполнен различными Купить можно любой. Однако при покупке антифриза необходимо опираться на самое главное правило: следует приобретать антифриз только той маркировки, которую рекомендует завод изготовитель ТС. В противном случае очень быстро могут начаться проблемы с автомобилем, вплоть до перегрева двигателя.

Стоит отметить, что в настоящее время некоторые производители стали использовать вместо этиленгликоля метанол, который разрушает сплавы из алюминия. Поэтому необходимо покупать товар в специализированных центрах, попросив предоставить при покупке соответствующий сертификат.

Замена антифриза

Производителями антифриза утверждено, что можно эксплуатировать транспортное средство до пробега в 100 тысяч километров. Стоит учесть тот факт, что в нашей стране на двигатель оказывают непосредственное влияние климатические условия. Именно поэтому лучше всего производить через 40 тысяч километров. Многие специалисты упросят автовладельцев производить замену жидкости через каждый год эксплуатации, даже если пробег при этом минимален.

Особенности антифриза

При эксплуатации ТС и использовании в системе охлаждения антифриза необходимо четко знать его маркировку. Данные знания необходимые в первую очередь для того, чтобы при необходимости доливать именно такой же антифриз. Изготовителями не рекомендовано производить смешивание антифризов различных цветов, так как это может повлиять на их состав и приведет к разрушению некоторых узлов двигателя. Состав тосола и антифриза отличается не только по добавкам. Его различают по используемым красителям.

В итоге, рассмотрев обе жидкости, многие автолюбители теперь зададутся вопросом «что выбрать: тосол или антифриз». Разница между жидкостями будет рассмотрена далее.

Отличия

На первый взгляд это абсолютно идентичные продукты. Но отличие тосола от антифриза заключается как раз в используемых при производстве добавках. Помимо этого, о характеристиках той или иной жидкости может подсказать автолюбителю цвет. Качество срока службы напрямую зависит от используемых компонентов. Например, в состав тосола и антифриза входят присадки. Основное отличие - для отечественной жидкости используется неорганика, а для антифриза - органические вещества. Именно из-за этого температуры кипения жидкостей немного отличается друг от друга.

Стоит рассмотреть основные особенности работы двигателя при использовании тосола или антифриза. Если в систему охлаждения залит тосол, то во всей системе образуется антикоррозийная корка. В результате происходит ухудшенная передача тепла от металла. Главным итогом использования плохого тосола со временем станет выход из строя двигателя. При этом в процессе эксплуатации наблюдается увеличенный расход топлива. Как говорилось ранее, тосол быстро теряет свои основные свойства, а также при длительном воздействии высоких температур происходит ухудшение всего состава присадок. Если температура двигателя будет постоянно держаться в диапазоне 105 градусов и более, то разрушение агрегата при использовании тосола произойдет намного быстрее. Если говорить об антифризе, то данная жидкость более долговечна. При этом антикоррозийный слой будет образовываться только на самых проблемных участках в системе охлаждения, что, несомненно, продлит срок службы силового агрегата. По времени замены тосол также уступает иностранному продукту. В итоге автовладелец сам выбирает, что ему заливать - тосол или антифриз. Разница, как правило, заключается не только в добавках, но и в цене.

Заключение

Стоит отметить тот факт, что многие развитые страны уже отказались от использования тосола. В первую очередь это связано с тем, что технология производства сильно устарела и отстала от времени. В итоге производимый в настоящее время тосол становится малоэффективным при защите двигателя от перегрева, коррозии и других случаев.

При изготовлении антифриза используются более современные технологии, благодаря чему он активнее защищает двигатель от коррозии. Антифриз, по сравнению с тосолом, стоит гораздо дороже, а для многих цена - решающий фактор. Однако экономия на охлаждающей жидкости может сыграть с водителем злую шутку.

При покупке не стоит обращать внимание, какого цвета тосол или антифриз. Разница между жидкостями состоит в их технических характеристиках. О которых, кстати, теперь известно многим автолюбителям. Благодаря данной статье каждый автовладелец, слегка разбирающийся в автомобилях, сможет понять, как отличить тосол от антифриза.

На полках в автомагазине предлагается радуга из различных бутылок: десятки маркировок, брендов и допусков.

Как узнать, что именно нужно вашему автомобилю: антифриз или тосол, красный или зеленый, «Mobil» или «Полярник»?

Если в инструкции к вашему автомобилю указана четкая спецификация: например, Ford WSS-M97B51-A1, он же BASF Glysantin G05, он же Mazda 0000-77-507E-02, тогда проблем нет. Ищите заветную баночку (канистру) с аналогичным допуском, и не заморачиваетесь с цветом, вопросом «что залито, что залить?», и снятием пробы на вкус: сладкий или нет.

Почему в качестве примера использована брендовая (от производителя автомобиля) охлаждающая жидкость, или продукт известного химического концерна? Потому что на упаковке имеется главная характеристика для покупателя: допуск автопроизводителя для конкретного автомобиля (как в инструкции по техническому обслуживанию). Это значит, что данный тосол или антифриз можно залить в радиатор, и он как минимум, будет хорошо охлаждать, как максимум – не нанесет вреда вашему автомобилю.

Чем отличается тосол от антифриза, и почему надо придерживаться заводской спецификации?

Давайте разберемся, что такое охлаждающая жидкость, и для чего она нужна.

Поскольку двигатель внутреннего сгорания при работе выделяет много тепла, его необходимо отводить в атмосферу. При небольших мощностях (мопед, малолитражная легковушка, газонокосилка), достаточно нарезать ребра радиатора на головке блока цилиндров, и обеспечить хороший обдув. Когда интенсивность нагрузки возрастает, прямого воздушного потока уже не хватает. Необходимо отводить тепло с помощью теплоносителя (например, воды), который в свою очередь охлаждается тем же воздухом, но уже в отдельном радиаторе.

Именно так работает система охлаждения современного автомобиля. Вокруг цилиндров расположены так называемые рубашки охлаждения. Водяная помпа обеспечивает циркуляцию (постоянное обновление) жидкости через радиатор, который интенсивно обдувается воздухом от набегающего потока и вентилятора.

Какая жидкость наиболее эффективно охлаждает мотор? Этот вопрос обычно трансформируется в: «что лучше тосол или антифриз?». На вторую часть вопроса ответим позже. Главный секрет системы охлаждения – лучшим теплоносителем является обыкновенная вода. Точнее не просто вода из речки, или из-под крана, а дистиллированная. Многие помнят кадры из старых советских фильмов: закипел мотор старенького ГАЗ-51, водитель с ведром бежит к ближайшей речке, и проблема решена.

Для чугунных блоков цилиндров и толстостенных радиаторов это приемлемо, за исключением эксплуатации в зимний период. Вода при минусовой температуре просто замерзнет, и «порвет» радиатор, а то и ГБЦ. Помните таблички «вода слита» на радиаторе?

На современных моторах обычную воду использовать нельзя. Почему?

  • Соли и кальций, растворенные в воде, оставляют «шубу» на стенках рубашек охлаждения. Этот слой нарушает теплообмен;
  • Замерзание воды в зимнее время. Сложно представить автовладельца, который на парковке у офиса сливает воду на асфальт, а затем перед поездкой домой, заливает ее обратно. Да и устройство системы охлаждения в современных авто более сложное, просто выкрутить пробку недостаточно;
  • Внутреннее кипение (так называемая кавитация). Мелкие пузырьки воздуха постепенно разрушают металл, особенно страдает крыльчатка помпы.

Кроме того, охлаждающая жидкость (которая на 50% все же состоит из дистиллята) имеет в своем составе множество присадок. Чем они отличаются и для чего нужны?

Химический состав антифриза (тосола)

Вода – это все-таки растворитель для концентрата. Основу любой охлаждающей жидкости составляют химические элементы.

  • Обычная минеральная соль снижает температуру замерзания. Однако это катализатор коррозии, поэтому в моторах практически не применяется;
  • Этиленгликоль, или двухатомный спирт. Отлично противодействует замерзанию, но способствует коррозии. Причем именно при разбавлении водой, проявляются агрессивные качества: алюминиевые части покрываются раковинами, и в конце концов радиатор течет. В худшем случае – корродирует алюминиевый ГБЦ. Кроме того, этиленгликоль – далеко не самый дешевый продукт;
  • Глицерин. Отлично противостоит замерзанию, и достаточно дешев в производстве, но есть и серьезная проблема: водно-глицериновые растворы вязкие, поэтому циркуляция жидкости через соты радиатора невозможна. Смесь разбавляют метанолом – одноатомным ядовитым спиртом, но этот компонент нестойкий: при 90 ℃ он выкипает, при попадании в моторный отсек может воспламениться. Кроме того, он агрессивен по отношению к алюминию.Водно-глицериновые тосолы (антифризы) распространены среди российских производителей. Стоимость экстремально низкая, на упаковке, как правило, отсутствует спецификация автопроизводителей;
  • Ингибиторы. Это минеральные либо органические добавки, защищающие металл от коррозии. Составляют от 3% до 10% от массы охлаждающей жидкости, и по сути определяют ее совместимость с типами моторов. Та самая спецификация автопроизводителя.

Органика или неорганика, в чем разница?

Минеральные ингибиторы просто покрывают металлические стенки системы тонким слоем защитной пленки. Она может быть неравномерной, и коррозия все же проявляется, правда – точечная.

Работает такая «химия» эффективно, агрессивное воздействие антифриза практически сводится на нет. Однако пленка плохо проводит тепло, в результате оно не отводится жидкостью из зоны нагрева. Со временем теплообмен становится все хуже, и мотор перегревается, а это чревато повышенным износом деталей, более раннему сроку замены масел, повышением расхода топлива.

Химический состав таких ингибиторов: нитраты, бораты, силикаты, фосфаты, аминокислоты.

Органические ингибиторы созданы на основе солей карбоновых кислот. Карбоксилаты не «прилипают» к металлу, поэтому препятствий для теплообмена нет. Молекулы этих веществ блокируют лишь точечные очаги коррозии. Они воздействуют как бы адресно, оставляя большую часть площади свободной от пленки.

Ингибиторы созданы на основе карбонатов – органических кислот, нейтральных к металлам. Стоимость существенно выше, чем у «минералки».

Гибридные присадки имеют в своем составе карбоксилаты (их обычно больше), и минеральные добавки. Используя правильную комбинацию, производители охлаждающей жидкости компенсируют недостатки различных типов присадок, не уменьшая положительный эффект.

И, наконец, ответ на главный вопрос: в чем разница между тосолом или антифризои? На самом деле, название не несет в себе информации о составе или совместимости с разными типами двигателя. Рассуждения о том, что тосол заливают в карбюраторные моторы, а инжектор работает исключительно на антифризах, беспочвенны.

История возникновения названий ОЖ:

Как мы отметили раннее, изначально для охлаждения моторов применялась обычная вода из ближайшего пруда. Затем появились более технологичные ДВС, соответственно возникла потребность в качественной охлаждающей жидкости. Зарубежные производители объединили все варианты ОЖ под определением «antifreeze». То есть, незамерзайка.

Одновременно советское правительство дало указание ученым разработать аналогичный препарат для отечественных авто (дабы не покупать дорогую жижу за рубежом). Один из химических НИИ оперативно разработал (или просто скопировал) технологию. Зарубежная и отечественная жидкости были абсолютно идентичны по свойствам и составу. Отечественную разработку отдела ««Технология органического синтеза» назвали аббревиатурой этого подразделения; «ТОС». Добавили суффикс, использующийся в названиях спиртов (этанОЛ, метанОЛ), получился ТОСОЛ. Это название стало таким же нарицательным, как «ксерокс». Несмотря на то, что из года в год состав отечественной незамерзайки и зарубежных ОЖ менялся, общие названия закрепились.

Простейшие составы на основе глицерина или этиленгликоля с минеральными добавками, принято называть тосолами. Хотя за рубежом есть antifreeze с такими же компонентами. На упаковках можно встретить оба названия, принципиальной разницы нет.

Как определить, подходит охлаждающая жидкость для вашего автомобиля, или нет?

Серьезные производители сертифицируют свои технические жидкости на автозаводах. По такому же принципу, как и моторные масла, поэтому вы всегда можете сверить соответствие по каталогам. Например, таблица совместимости для тосолов (антифризов) BASF:

Именно тут и кроется подвох. Универсальных спецификаций «для всех Фордов» или для любого дизельного «VW» не существует. Каждый автомобиль рассчитан на определенный тип тосола, и смешивать их категорически не рекомендуется. При соприкосновении силикатных и карбоксилатных присадок образуются плотные сгустки. Они закупоривают соты радиатора, нарушая циркуляцию воды.

Некоторые сплавы внутри мотора или радиатора, могут активно корродировать именно под воздействием определенной минеральной добавки, поэтому единственный правильный ответ ищите в инструкции к вашему авто.

Спецификации G11, G12, G12+ и пр. для Фольксвагена не могут применяться в подборе антифриза для КИА. Некоторые автовладельцы просто покупают жидкость того же цвета, как в расширительном бачке. Цвет не имеет отношения к составу ОЖ. Это краситель – маркировка.

Итог:

Как узнать, какой тип тосола был залит, если цвет невозможно определить на глаз? Ответ однозначный: ищите информацию от производителя авто и покупайте «правильную» жидкость. Бренд не имеет значения. Главное – спецификация для вашего автомобиля. При замене промойте систему охлаждения дистиллированной водой.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков