Как правильно уйти от столкновения. Как избежать лобового столкновения с автомобилем

Как правильно уйти от столкновения. Как избежать лобового столкновения с автомобилем

Лобовой удар о неподвижное препятствие или взаимное лобовое столкновение легковых автомобилей оставляют мало шансов их водителям и пассажирам выйти сухими из воды. Здесь рассматривается механика столкновения и роль существующих систем спасения. А также, предлагается новое активное решение, эффективное для случая, когда заднее сидение пустует.

В машине находятся двое. Один пристёгнут, другой - нет. Происходит лобовое столкновение и второй вылетает, разбивая ветровое стекло, делает в воздухе кульбит и плюхается на землю. Шевелится и стонет. Подоспевший к месту аварии инспектор дорожной полиции выговаривает его: "Вот видишь, к чему приводит разгильдяйство! Лежишь тут весь окровавленный, побитый, живого места нет. А твой друг сидит в машине чистенький, аккуратненький. Ну прям как живой..."

1. Шутки - шутками, но при лобовых столкновениях обычные фиксированные по длине ремни безопасности своего названия не оправдывают, только усугубляя положение. Но всё по порядку. При лобовых столкновениях скорости автомобилей и находящихся в них людей в конечном итоге падают до нуля. Но происходит это по-разному. Для людей возникают три опасных фактора, каждый из которых и в отдельности может быть губительным:
- удар
- давление
- механические повреждения

Обычно, в такой последовательности они и происходят.
1) Удар при резкой остановке ТС имеет кинематическую природу. Он тем сильнее, чем больше скорость ТС в момент столкновения и чем меньше время до остановки ТС. Человеческое тело, движущееся по инерции, налетает на торпеду, руль, лобовое стекло и другие элементы салона автомобиля. Именно удары о них наносят внешние и внутренние травмы. Ускорение, которое части тела испытывают при ударе о торпеду, значительно больше ускорения самого ТС в ходе столкновения.
Для характеристики удара вместо силы используется ускорение (замедление) и его летальное значение принято считать равным 100g.
Фиксированные по длине ремни безопасности тоже являются препятствием, резкий удар о которые ничем не лучше любого другого.
2) Если автомобиль останавливается не как вкопанный, а уже после того, как состоялся удар внутри салона, то ситуация складывается несколько другая. Тело прижимается к торпеде до полной остановки ТС. Оно оказывает давление на торпеду, а торпеда на него. Давление создаёт перегрузку , которая происходит с ускорением ТС. То есть существенно меньшим ускорения удара. На центрифуге, например, космонавт выдерживает кратковременное давление в десятки g безо всяких последствий.
3) Если столкновение слишком сильно , то автомобиль разбивается в лепёшку. Ломка каркаса безопасности приводит к механическим повреждениям тел. Этот фактор далее рассматривать не будем.

2. Таким образом, перед инженерами по безопасности стоят две основные задачи:
- растянуть процесс столкновения по времени,
- конвертировать удар в давление.

I) Роль сминаемых зон деформации является ключевой в шансах на спасение при лобовом столкновении. Жертвуя собой, они позволяют выиграть время, необходимое для эффективной работы всех других систем спасения. А также, позволяют уменьшить перегрузку тела на этапе давления. В среднем, потенциал программируемого сминания спереди составляет 30-50 см, не более. На самом деле это совсем немало, так как позволяет растянуть продолжительность столкновения в 3-4 раза.

Подчеркнём, что сами по себе зоны деформации без воздушных подушек и инерциальных ремней ничего для спасения человека не дают. При лобовом ударе о бетонную стену, например, автомобиль остановится раньше, чем тело, двигаясь по инерции, достигнет торпеды! Поэтому удар будет максимальной силы вне зависимости от наличия или отсутствия зоны деформации. Этому факту не уделяется должного внимания и не все отдают себе отчёт в реальной пользе от зон.
Приведём пример. Скорость автомобиля перед столкновением 54 км/ч, деформация передка 11 см. Тогда время столкновения 0.015 сек, замедление автомобиля 100g. Тело за это время пролетело вперёд только 23 см, а автомобиль уже стоит. И оно, продолжая двигаться по инерции, врезается в торпеду со всей дури.
Теперь возьмём автомобиль с зоной деформации. Её сминание в столкновении при тех же условиях составит 40 см. Теперь время удара 0.053 сек, т.е. в 3.5 раза больше, а замедление автомобиля упало до 30g. Голова пассажира пролетит вперёд 80 см, но всё равно врежется в торпеду или стекло со всей своей скоростью в 54 км/ч. Разницы нет.

II) Чтобы конвертировать удар в давление, нужно использовать пространство между телом и торпедой. Не ждать, когда произойдёт удар, а опередить его, подложив воздушную подушку. Сдуваясь, она постепенно гасит скорость тела, создавая давление с приемлемым замедлением.
Такую же задачу выполняют инерциальные ремни безопасности. Они не стоят насмерть, а умеют постепенно стравливать ленту под напором тела.
Заметим, что в распоряжении этих систем находится всего порядка полуметра (для груди) и метра (для головы) свободного пространства, на котором может происходить плавное замедление частей тела. Увеличивая это расстояние и подгоняя под него подушки и ремни, можно улучшить их спасительные качества.

3. Пиро-кинематическое кресло (ПКК)
Здесь предлагается идея новой системы активной безопасности, которая может повысить выживаемость при лобовом столкновении в разы! Правда, она имеет существенное ограничение. А именно, она предназначена только для водителя и переднего пассажира. Да и то, когда задний диван пустует и его сиденье можно поднять. По статистике большинство загородных и междугородних поездок осуществляются в одиночку или вдвоём. А именно в таких поездках собирается наиболее обильная жатва из полутора миллионов жертв, ежегодно отправляющихся в лучший мир посредством автомобилей. Не говоря уже о миллионах выживших, остающихся инвалидами. Поэтому такая система весьма актуальна.

Итак, 60-80 см пространства за передними сидениями можно в случае чего использовать. Было бы оптимально, если в предверии лобового удара передние кресла окажутся быстро отброшены назад до упора. Этого можно добиться при помощи пиропатрона. А после лобового удара кресла по направляющим возвращаются к исходному положению. С тормозящим фрикционным торможением. В этом и состоит спасительное качество системы. Технологии, необходимые для её создания, давно существуют в аэрокосмической сфере.
Проблема в другом. Сработать пиропатрон должен несколько раньше, чем воздушная подушка. По меньшей мере за 0.1-0.2 секунды ранее. При ускорении в 60g отбросить кресло назад на 70 см можно за 0.15 секунды. А это требует создание умного прогнозирующего детектора столкновений. На скорости взаимного сближения двух автомобилей в 200 км/ч детектор должен сработать на дистанции 8 метров между ними, что вполне реально.
Заметим, что эта система, обладая пассивным фрикционном качеством, может эффективно купировать и последствия сильного удара в автомобиль сзади.

Самым страшным из всех видов дорожно-транспортных происшествий является лобовое столкновение автомобилей. Можно ли его избежать и что для этого нужно делать?

Причины лобовых столкновений

Чаще всего подобные аварии происходят из-за пренебрежения правилами выполнения обгона, за ними следуют ДТП, возникшие по причине потери управления транспортным средством, а замыкает топ-тройку причин лобовых столкновений сон водителя за рулем.

Далее будут подробно рассмотрены способы избежать столкновений лоб в лоб в каждом из вышеперечисленных случаев, причем рецепты спасения из подобных ситуаций будут предоставлены не для виновников дорожно-транспортных происшествий, а именно для тех водителей, на чьей полосе движения вдруг появилась встречная машина.

Нарушение правил выполнения обгона

нарушаются по причине либо неопытности, либо излишней самоуверенности водителя автомобиля.

Выполняя обгон и выехав на полосу встречного движения, такой горе-водитель вдруг понимает, что прервать или завершить маневр с тем, чтобы вернуться на свою полосу движения, возможности нет.

Что предпринять в таких случаях водителю, навстречу которому мчится обгоняющий автомобиль?

Если позволяет расстояние, необходимо сбавить скорость до минимума, чтобы дать возможность лихачу или неопытному новичку завершить обгон и вернуться на свою полосу. Желательно также сообщить ему о своем присутствии при помощи звуковых и световых сигналов.

Именно так на подсознательном уровне поступает большинство водителей. А если расстояние до встречной машины слишком маленькое?

В этом случае единственным выходом из критической ситуации остается съезд на обочину. Будьте внимательны, поскольку аналогичный маневр может выполнить и водитель встречного автомобиля.

Заметив, что он смещается к краю проезжей части в направлении обочины, продолжайте движение по своей полосе, продолжая экстренное торможение.

Неуправляемый занос

Выезд на встречную полосу движения вследствие на мокрой или заледенелой дороге опасен тем, что его водитель оказывается не в состоянии изменить характер движения неуправляемой машины.

В этом случае исход аварийной ситуации во многом зависит от хладнокровности и грамотности водителя автомобиля, двигающегося навстречу по своей полосе.

Порядок действий зависит от того, насколько близко от вас находится машина, попавшая в занос.

Если она сравнительно далеко, достаточно сбавить газ и начать плавно тормозить, продолжая внимательно следить за траекторией движения встречного автомобиля.

Дело в том, что машина попавшая в занос, через довольно непродолжительный отрезок времени либо остановится либо , в крайнем случае ее снесет с дороги на обочину.

Если неуправляемый автомобиль находится довольно близко от вас, но его только начало сносить на вашу полосу движения, в такой ситуации не стоит замедлять скорость — лучше ускориться, нажав на педаль акселератора, чтобы успеть выскочить из зоны возможного удара.

Если же встречный автомобиль выносит прямо на вас и он при этом занимает собой все вашу полосу движения, единственным спасением от взаимного удара будет уход на правую обочину или в кювет.

Уснувший водитель

Чаще всего от переутомления засыпают водители-дальнобойщики. В результате многотонный грузовик несется по встречной полосе, не торопясь ее покидать.

В таких случаях еще имеется слабая надежда на то, что спящего водителя удастся разбудить, используя звуковые и световые сигналы, однако злоупотреблять и тянуть до последнего не стоит, лучше заблаговременно позаботиться о собственной безопасности и пассажирах.

Если позволяет дистанция, лучше всего свернуть на обочину, остановить автомобиль и как можно скорее покинуть его.

Когда времени и пространства недостаточно, для собственного спасения лучше съехать на обочину, а затем и в кювет.

Есть еще вариант разойтись с неуправляемой фурой правыми боками, однако он требует хладнокровия и водительского мастерства.

В то же время, где гарантия того, что в момент, когда вы будете объезжать грузовик по встречной полосе, его водитель не проснется и не вывернет руль вправо, пытаясь вернуть фуру на свою полосу движения.

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!

Итак, можно ли избежать столь неприятного события или это все-таки неизбежность? Вот на этот, весьма неоднозначный вопрос и попробуем ответить. По крайней мере, постараемся выяснить, как сделать вероятность этого меньше.
Так вот, если верить статистике, причин ДТП, можно сделать вывод, что избежать его в подавляющем большинстве случаев можно. Как считает сия весьма точная наука, только в 3% случаев от их общего числа этого сделать бы не удалось при любых действиях.
Согласитесь, это радует. Значит в 97% случаев все-таки возможно что-либо сделать. Но как вы понимаете, вышеприведенная статистика разграничивает на две группы уже свершившиеся ДТП. Хуже с другим – нет данных, скольких ДТП все-таки удалось избежать. Поясню. На первый взгляд обнадеживающая статистика, говорящая о том, что очень мало неизбежных ДТП, оказывается не столь хороша. Т.к. по тем или иным причинам эти ДТП все же произошли. И даже, наоборот, получается, что в 97% случаев можно было избежать печальных последствий, но этого, к сожалению, не случилось. Может, не хватило мастерства водителям, может, подвела техника.
Таким образом, вопрос разветвляется на два направления:

  1. как предупредить такие случаи;
  2. как избежать столкновения.
Казалось бы масло масляное, но это не совсем так. Дело в том, что можно поступать по-разному. Можно прогнозировать дорожную ситуацию и заранее принять соответствующие меры, а можно полагаться на свою быструю реакцию. Правда, можно полагаться на реакцию оппонента, но это вы не можете предполагать, поэтому и не стоит рассчитывать на него. Но в любом случае необходимо еще и оценивать свойства своего автомобиля и текущее его техническое состояние.

Всё дело в технике!


Может, это выглядит не так категорично, как в действительности, но, тем не менее, это немаловажный аспект безопасности. И тут множество вариантов. Естественно, мы не будем вдаваться в подробности и рассматривать все варианты влияния технического состояния авто на аварийность в движении. Тем более что многие неисправности и не влияют, как, например, токсичность выхлопа. Хочу рассказать читателям МирСоветов о наиболее явных и значимых из них.
Несложно догадаться, что наибольшее влияние оказывает работа тормозной системы.
Посмотрим на нее несколько шире, чем это делается в автошколе.
При воздействии водителем на педаль тормоза колодки затормаживают колеса, а последние за счет сцепления шин с дорожным покрытием – весь автомобиль. Каждый элемент в этой цепочке крайне важен. Работает ли главный тормозной цилиндр, целы ли тормозные шланги, исправны ли рабочие цилиндры, от всего этого зависит работа тормозов. Но не их эффективность, которая в основном зависит от других факторов. А именно, от герметичности системы гидропривода и применяемой тормозной жидкости, от состояния тормозных колодок и дисков (барабанов), а также от состояния шин. Последние являются важнейшими элементами активной безопасности авто.
А что собственно значит «элемент активной безопасности»? Проще говоря, это элемент, который поможет непосредственно избежать опасности. «Элемент пассивной безопасности» – это тот элемент, который защищает людей в случае столкновения. Например. Элементы активной безопасности: шины, тормозная система, подвеска (элементы ходовой части), ГУР (гидроусилитель руля) и прочие усилителя руля; антиблокировочная система тормозов (ABS); система электронного распределения тормозных усилий и т.п. Пассивная безопасность – прогнозируемые места деформации кузова (энергопоглощающий кузов); подушки безопасности (airbag); преднатяжители ремней безопасности; травмобезопасная конструкция отделки салона и т.п.
Так вот шины не только должны быть не сильно изношены и не иметь дефектов, но и быть одинаковыми на всех колесах. И вдобавок соответствовать сезону.

Методы торможения различаются в зависимости от времен года, текущего состояния дороги и наличия или отсутствия ABS. Важно понимать одно – необоснованно резкое торможение, как и промедление с торможением может явиться причиной ДТП. Кроме того, торможение юзом без ABS, как правило, приводит к заносу автомобиля.
Без ABS на скользкой дороге необходимо тормозить прерывисто. С таковой системой – не повторяйте такого же опыта. ABS предполагает однократное и сильное воздействие на тормоз.
Как это ни странно, но заглохнувший автомобиль тоже источник повышенной аварийности. Почему? Всякие непредвиденные и неожиданные действия на дороге – это потенциальная опасность. Если авто внезапно остановилось, то это создаст непредвиденную и весьма аварийную ситуацию. Поэтому и за исправностью двигателя необходимо тщательно следить. Не говоря уже о понятных вещах, как уход за ходовой частью и оптикой. Кстати, даже чистота стекол, зеркал, фонарей и фар тоже весьма немаловажны особенно в темное время суток. Более того, полезно включать ближний свет фар даже в светлое время суток при хорошей видимости. Это позволяет обозначить авто, которое становится заметней (его быстрей обнаруживают), причем дистанция обнаружения заметно увеличивается, т.е. авто с включенными фарами заметно издалека.
Учитывать необходимо и цвет вашего железного друга. Наилучшее восприятие у двух цветов – белого и рыжего (желтого). Белый становится хуже виден зимой, т.к. сливается со снегом. Если вы обладатель «темной лошадки», то скорость обнаружения вашей машины, особенно когда темно, значительно ниже, чем у светлых собратьев. Правда, если у вас уже есть авто, то ничего не поделаешь, надо просто это учитывать.
Очень опасный момент, когда горит только одна фара. Тогда окружающим сложно определиться то ли это мотоцикл, то ли автомобиль. А если последнее, то по какую сторону у него находится «продолжение», т.к. неизвестно какая это фара – левая или правая. Надо опасаться «одноглазых» и принимать как можно правее. И, естественно, не допускать «одноглазости» у своего «коня».
Самым же главным обуславливающим фактором большинства ситуаций, как вы понимаете, является, конечно же, водитель. И от его решений зависит, не побоюсь этого слова, всё! Вот и поговорим о том, что же может сделать водитель.

Ваше поведение за рулем

Садясь за руль, мы берем на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих – пассажиров, других участников дорожного движения, включая пешеходов. Эти обязанности вытекают из определения автомобиля как источника повышенной опасности.
Поэтому необходимо очень внимательно и трепетно относиться ко всему. И начинать надо с самого начала – с того, как вы садитесь за руль. А садиться следует в здоровом состоянии, отдохнувшими и спокойными. От этого зависит ваше поведение на дороге, качество и скорость реакции. Я, надеюсь, что рассказывать вам о том, что нельзя принимать спиртных напитков (даже слабых, т.к. они тоже сильно снижают реакцию), ряда лекарственных препаратов и т.п., не требуется.
Второе – как вы садитесь. А делать это надо, с одной стороны, чтобы было удобно. Это не допускает перенапряжений мышц и снижает общее утомление. Но, с другой стороны, и не сильно вальяжно, чтобы не произошло перерасслабления. Только правильная посадка позволяет корректно видеть дорожную обстановку, а также правильно ее оценивать. Дело тут еще в том, что вестибулярный аппарат человека работает корректно только при вертикальном расположении тела.
Хорошо, уселись. Не забываем пристегнуться сами и проследить за пассажирами. Поверьте, это не только спасает от штрафов, но и существенно повышает вашу безопасность.
И тут вы по привычке врубаете музыку так, что остальным вполне можно только этим и довольствоваться. Дело, конечно, ваше. Но это, во-первых, нагружает вашу психику, а, во-вторых, лишает вас некой информации. Например, вы не будете слышать шум приближающегося авто по соседству, а вполне возможно, что и не услышите предупредительных сигналов. Старайтесь манипулировать всеми вспомогательными системами при остановках на светофорах и т.п.
Также неблагоприятно могут влиять на психику и некоторые ароматы «отдушек». Старайтесь избегать резких и вызывающих запахов в машине – это может приводить к утомлению и (или) к аллергическим реакциям. Будет крайне неприятно, если вы будете, например, беспрестанно чихать.
Всё, поехали! Но стоп, как вы держите руки на руле? И вообще, держите ли вы на нем руки? Это тоже крайне важно! Руки, за исключением случаев манипуляций с органами управления, должны быть всегда на руле. Для того чтобы вернуть даже одну руку на руль требуются доли секунды. Ерунда, скажете вы, и будете не правы! При необходимости выполнить экстренный маневр этих долей секунды может и не хватить. А вывернуть руль одной рукой на требуемый угол, причем быстро, не реально.
Не говоря уже о полном освобождении руля от рук при движении. Переднее колесо может наехать на препятствие (камень, яма и т.п.) и руль самопроизвольно вывернется на некий угол, авто неожиданно для вас и окружающих сменит направление движения. И не дай Бог спустит колесо! Тогда единственное спасение – надежная фиксация руля двумя руками. Особенно это касается тех, кто не располагает гидроусилителем руля (ГУР). ГУР принимает удар на себя, спасая ваши руки от травм.
При движении старайтесь не смотреть постоянно в одну точку. Это, во-первых, сильно утомляет зрение, во-вторых, лишает вас полезной информации. Причем необходимо не только водить взглядом, но и поворачивать голову. Смотрите в зеркала, изредка на приборную доску. Просматривайте проезжую часть через лобовое стекло, по возможности захватив обе обочины. Только без фанатизма! Не засматривайтесь в зеркала, на приборы и на обочины – вы можете упустить момент торможения впереди идущего ТС или момент вклинивания перед вами. В случае ДТП вы окажетесь виновны за несоблюдение безопасной дистанции.
Еще перед выездом со стоянки проверьте состояние тормозов и качество сцепления колес с покрытием. Что? Развернуло? Значит, тормоза исправны, а дорога скользкая (если нет АБС, т.к. с наличием оной машину не заносит). Будьте крайне бдительны. Учтите еще тот факт, что холодные тормоза малоэффективны, а холодные шины нуждаются в обкатке. Да-да, именно в обкатке, т.к. за время стоянки нижняя часть шины деформируется.
Самая большая опасность – это скользкая дорога. Причем не только ледяная дорога может быть скользкой. Мокрая дорога также куда более скользкая, чем сухая. Не надейтесь на шины и шипы, надейтесь только на себя! Держите приличную дистанцию до впереди идущего ТС. Смотрите за любителями вклиниться. Держите достаточные интервалы (расстояния межу бортами). Особенно на перекрестках, где образуются наледи (накаты) из-за торможений/разгонов.
При трогании или торможении на скользком покрытии может возникнуть занос. Причем на занос возникает наиболее часто при трогании, а на переднем при торможении (если резко бросить газ). Причем занос может возникнуть не только у вас, но и у «соседей».
И самое главное. Разумно выбирайте скорость! Например, на снежном накате или на голом льду никакие шипы не предотвратят столкновения при дефиците дистанции, который возникает при слишком высокой скорости и низкой динамике торможения.
При скользкой дороге необходимо становиться стратегом, т.е. учиться прогнозировать ситуацию. А для этого вам необходимо хорошо видеть обстановку и обладать опытом. А вот опыт, как хорошо заметил известный поэт, сын ошибок трудных. Дай Бог, чтобы эти ошибки не имели плачевных последствий. И самое интересное. А как накопить этот опыт? Ответ один – только практикой! А вот тут-то и начинается самое интересное. Призовем на помощь математику, а именно теорию вероятностей. Так вот она гласит, что чем больше попыток, тем выше вероятность наступления события. Переложив это на нашу тему, получаем. Чем больше поездок мы совершаем, тем выше вероятность попасть в неприятную ситуацию. Но с другой стороны, даже неприятные ситуации есть тоже опыт. И происходит потом обратное – чем больше опыт, тем меньше вероятность попасть в ДТП. И что самое интересное, что аварийность от опыта зависит примерно так, как показано на графике.

Новички (точка №1 на графике) попадают в передряги из-за отсутствия опыта, но ездят, как правило, аккуратно и осторожно. Потом аварийность падает, т.к. появляется вожделенный опыт (точка №2). Но и «избыток» опыта тоже может быть вреден, если человек считая себя асом, теряет бдительность и осторожность (точка №3). Поэтому нельзя расслабляться и полагаться только на свой опыт. Есть и другие, в т.ч. весьма малоопытные водители. Помните – совершенствованию нет предела! Надо постараться преобразовать вышеприведенный график в следующий вид.

Не стесняйтесь признавать свои ошибки и работать над ними. Ни в коем случае не занимайтесь самообманом и самоуспокоением.
Повторюсь, самое опасное время – это межсезонье и зима, когда погода изменчива и столь же изменчиво сцепление шин с дорожным покрытием.

Аварийно опасные ситуации на дороге


В межсезонье проблем в дорожном движении хоть отбавляй. Причем далеко не все хорошо умеют адаптироваться к ним. Кто-то еще не «переобулся», кто-то не умеет подстраиваться к дороге, к метеоусловиям. А вы, как матерый ездок, это уже знаете и умеете и для вас это не проблема. Жаль, но эти знания и умения не всегда спасают от других малоопытных коллег по дороге. Поэтому совет: если нет крайней необходимости, то такие периоды лучше переждать, каков бы ни был ваш опыт. Пусть наберутся опыта и привыкнут к обстановке остальные участники. По крайней мере, желательно уменьшить количество поездок. Кстати, по той же причине нежелательно ездить в самый аварийный день недели – понедельник. Многие после выходных отвыкли от машины, а, учитывая российскую специфику, многие находятся в затруднительном состоянии здоровья.
Немного отвлеклись, продолжаем. И когда, наконец, закончится достаточно затяжной «день жестянщика», тогда вы можете смело выезжать на покорение дорожных просторов страны. Стоп! Но тогда же вы окажетесь малоподготовленным, так как, каков бы ни был опыт, все равно требуется время вспомнить и привыкнуть. Но это, к счастью, все-таки проще и куда быстрей. Вспомните поговорку: «Лучше быть бараном среди мудрецов, чем мудрецом среди баранов». Она здесь как нельзя кстати.
При движении по дороге с двусторонним движением в гололед, по возможности, старайтесь не двигаться по левому ряду. Есть крайне неприятная ситуация. Со встречки вылетает машина, она просто поскользнулась, но вы сталкиваетесь лоб в лоб. В любом случае при таком столкновении тяжелые последствия вам гарантированы, а может быть, и фатальный исход. Причем не льстите себе, какая бы ни была у вас реакция, вы не успеете ничего сделать. А при «выскакивании» в нескольких метрах от вас, вы даже не успеете о чем-либо подумать, не говоря о том, чтобы что-то сделать. Эта ситуация как раз относится к числу неизбежных ДТП. Ее можно избежать только в одном случае – как я вам уже сказал, не лезть в левый ряд без нужды. Может быть, вы приедете из точки «А» в точку «Б» чуть позже, но вероятность, что доедете куда выше.
Левый ряд вообще куда аварийней, т.к. более высокая скорость и рядом встречка – учтите этот факт. Правда, крайний правый ряд тоже несет в себе скрытую опасность. Хоть и автомобилей справа нет, и в этом плане проще, т.к. не надо следить за правым бортом (почти не надо), но там могут выскакивать пешеходы, как сайгаки из леса. Поэтому и здесь советую читателям МирСоветов придерживаться «золотой середины» – средних рядов, если таковые имеются.
Исходя из вышесказанного, замечу, что наиболее опасны двухполосные дороги с двусторонним движением (по одной полосе на сторону). На них вы одновременно находитесь и в крайнем левом, и в крайнем правом рядах. Если можно объехать по более широкой улице или дороге с односторонним движением, делайте это!
Двухполосные проезжие части еще опасны также обгонами, которые, естественно, возможны в этом случае только по встречной полосе.
Поговорим об обгонах. В данном случае нас не волнует само понятие обгон. В рамках данной статьи под обгоном будем понимать любое опережение впереди идущих ТС. Разумеется, самый опасный маневр – обгон по встречной полосе. Тут важно уяснить, что идти на столь опасный маневр следует только после того, как хорошо все продумано и просчитано. Не надо идти на обгон ради обгона, особенно зимой.
Начнем с оценки дистанции до ближайшего встречного ТС. При этом не дай Бог на встречке кто-то тоже затеет подобное мероприятие! Если все-таки вы, соизмерив возможности акселерации своего авто и скорость приближения встречного ТС, считаете, что дистанции хватит еще и с запасом, то вперед. Но вот как это лучше сделать? Оценивать дистанцию и обгонять, лучше «дав фору» обгоняемому, т.е. необходимо немного отстать от него. Тогда вы получаете поле для разгона еще на своей полосе, что на руку не столь мощным ТС, которые не имеют шикарной динамики разгона. А также более хороший обзор, последнее очень актуально для «праворуких» авто. Запомните основное правило обгона – его надо выполнять как можно быстрее, следовательно, вы должны набрать высокую скорость. Скорость эта, точнее сказать, ее превосходство над обгоняемым должна быть не менее 20…30 км/час.
Еще один совет по обгону. Никогда не тормозите на обгоне! Во-первых, вы практически уже не контролируете уже то, что позади, ибо делать этого некогда. А ваше место уже могли занять и возвратиться уже некуда. Во-вторых, за вами могли пойти на обгон и другие автомобили, что называется «паровозиком», а такое часто бывает, и ваше торможение приведет к «гармошке». В этих случаях повторно набрать скорость вам уже не удастся. Оцените, если до встречного авто остается мало места, успеете ли вы ускориться так, чтобы успеть попасть в «ножницы», т.е. в сходящееся пространство между встречным и обгоняемым автомобилями. Нет? Тогда показываем левый поворотник (по возможности, чтобы исключить такого же маневра у встречного авто) и выезжаем на обочину, если там нет людей. Если есть – то тормозим, т.к. другого выхода не остается, и готовимся к удару. Надеюсь, вы не забыли пристегнуться перед поездкой?
Обгон, не связанный с выездом на встречную полосу менее опасен, но все-таки есть вероятность, что кто-то перестроится с другого ряда и вы встретитесь при перестроении (виноват будет тот, кто слева).
Поэтому обгон – один из самых опасных маневров на дороге. Надо десять раз подумать перед тем, как решиться на сей поступок. Особенно актуален этот совет, если в машине вы не один – могут пострадать невинные люди.
В любых ситуациях лучше избегать лобовых столкновений. Как и говорилось выше, они зачастую бывают фатальны.
Аккуратно и внимательно проезжайте перекрестки, особенно нерегулируемые. Далеко не факт, что вам предоставят законное преимущество в движении. Смотрите во все стороны, делайте это оперативно. Никогда не проскакивайте! Если вы, приближаясь к перекрестку, видите, что для вас горит «зеленый» и делает это уже давно, то не ускоряйтесь в надежде «эх, проскочу!», а начинайте плавно тормозить. Для начала плавно отпустите педаль газа. Лучше зажечь хотя бы ненадолго стоп-сигналы, чтобы проинформировать других о вашем намерении тормозить. Также желательно воздержаться от проезда перекрестка на мигающий «зеленый», ибо есть желающие повернуть налево, а выполнить они это по ПДД могут только либо при отсутствии помех, либо в конце горения «зеленого» сигнала светофора. Подчеркиваю, что по ПДД они обязаны завершить маневр (освободить перекресток) даже на запрещающий сигнал светофора. «Летуны» как раз и «ловят» их.
Также постарайтесь не допускать «фальстартов» (как только загорится «желтый» свет) по тем же причинам.
Вот, пожалуй, два самых опасных маневра – обгон и проезд перекрестков.

Экстренные действия перед ДТП

Но вот что же делать, если ДТП уже неизбежно? Естественно, первым делом необходимо попытаться уйти от лобового столкновения и как можно больше снизить скорость. Но тут нужно вспомнить о технике. Если автомобиль с АБС, то все относительно просто – тормозим, как можно сильней и выворачиваем руль в нужном направлении. АБС позволяет сохранить управляемость. Без АБС придется комбинировать. Маловероятно, что в такой ситуации вы сможете прерывисто нажимать на тормоз. Лучше будет немного (до блокировки колес) тормозить и поворачивать руль.
Есть также маленькая хитрость – ручник. Быстро подкорректировать направление движения авто на любом покрытии (даже на голом льду) можно с помощью ручника. Все просто! Сначала поворачиваете руль в нужную вам сторону (желательно не на встречку), затем резко затягиваете ручник. Задние колеса блокируются, и машину начинает заносить. Как только произошел разворот на необходимый угол, отпускаем ручник.
Перед столкновением займите правильное положение, как можно сильней отклонитесь назад и прижмитесь к спинке сиденья, а левой ногой упритесь в пол. Старайтесь не отпустить руль! Это поможет сохранять управление до последнего, т.к. машину может отбросить. Естественно, при серьезных ДТП ее отбросит независимо от этого, поскольку машину сначала подбрасывает вверх, а потом уже отбрасывает в ту или иную сторону.
Многое зависит от марки авто и его производителя. В большинстве случаев, иномарки значительно безопасней отечественных автомобилей и позволяют без серьезных последствий для людей в них пережить большинство ДТП. Есть, правда, неудачные модели, например, Daewoo Nexia, которая весьма опасна.
Увы, но наши автомобили куда более опасны. Особенно это касается так называемой «классики», где можно сказать нет элементов пассивной безопасности, а активная безопасность весьма скромна. Кузов же при серьезном ДТП утрачивает свою структурную целостность и зажимает своих обитателей. Увы, но обладатели этих авто находятся в зоне повышенного риска. И тут надо делать всё возможное и невозможное, чтобы избежать лобовых столкновений.
Многое зависит и от кузова авто. Вернее сказать от его массы. Чем выше масса, тем больше момент инерции. При столкновении тяжелого авто с более легким, первое «передавит» второе и наибольший ущерб получит легковесное ТС. Удар от более высоких авто может угодить в зону остекления и нанести травмы куда тяжелей, чем при столкновении «сверстников». Но и у высоких авто есть уязвимость – они менее устойчивы, что ведет к увеличению риска опрокидываний.
И уж не дай Бог сталкиваться с грузовиками – они могут расплющить весьма сильно.
Если все-таки столкновение произошло, то постарайтесь сильно не впадать в транс, оценить тяжесть обстановки, в случае необходимости оказать первую помощь и вызвать спецслужбы, найти свидетелей. Не паникуйте, делайте все аккуратно и внимательно.
Но о том, что делать после ДТП, мы расскажем читателям МирСоветов в следующей статье. Запомните простую истину – педалью безопасности является газ, а не, как это принято, тормоз. Разумно выбрав скорость, вы избавите себя от многих проблем в дороге. Как говорится, тише едешь – дальше будешь!
Удачи вам в покорении дорог автомобильных и жизненных! До встречи! В момент, непосредственно предшествующий лобовому столкновению, водитель должен положить оба предплечья на руль, крепко удерживая его кистями. Их следует расположить у верхней точки рулевого колеса близко друг к другу.
В этом случае, если даже и произойдет резкое движение головы водителя вперед, лицо и голова ударятся не о детали автомобиля, а о более мягкие кисти и предплечья рук. Возникшие при этом травмы, естественно, будут не столь тяжелыми. Голову и шею водитель должен наклонить вперед, а туловищем натянуть ремень безопасности, так как слабо натянутый ремень в момент столкновения может дополнительно травмировать грудную клетку или брюшную полость. Ремни безопасности должны быть правильно подогнаны по размерам туловища человека. Пассажир, сидящий рядом с водителем, также должен максимально натянуть своим телом ремень безопасности, упереться кистями полусогнутых рук в приборную доску и наклонить вперед возможно ниже голову и шею.

, автомобили , поезда) сталкиваются с друг с другом на встречных курсах.

На автомобильном транспорте , ввиду высоких скоростей современных автомобилей, лобовое столкновение обычно приводит к смерти или тяжёлым ранениям водителей и пассажиров.

На железнодорожном транспорте лобовое столкновение подразумевает нахождение поездов на одном пути. Это означает, что по крайней мере один из поездов занимает неправильный путь или игнорировал сигнал остановки.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лобовое столкновение" в других словарях:

    лобовое столкновение - priekinis susidūrimas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. head on collision; knock on collision vok. Frontalzusammenstoß, m rus. лобовое столкновение, m pranc. collision à l’avancement, f; collision frontale, f … Fizikos terminų žodynas

    Столкновение рейсов 763 Saudi Arabian Airlines и 1907 Kazakhstan Airlines Общие сведения Дата 12 ноября 1996 года Характер Столкновение двух самолётов с последующим их взрывом и падением Причина Ошибка экипажа Ил 76 Место … Википедия

    Столкновение рейсов SVA 763 и KZA 1907 Общие сведения Дата 12 ноября 1996 года Характер Столкновение в воздухе Причина Ошибка экипажа Ил 76 Место … Википедия

    Столкновение под Хинтоном Подробные сведения Дата 8 февраля 1986 Время 8:40 Место Далехурст (Альберта) Страна … Википедия

    Список известных крушений поездов (в том числе и теракты, приведшие к крушению). Содержание 1 XIX век 2 XX век 3 XXI век 4 Примечания … Википедия

    Крупные аварии с участием автобусов в России в 2007-2011 гг - 2011 год 21 августа на трассе Буссе Свободный в Амурской области рейсовый автобус ПАЗ 32054 съехал с проезжей части дороги и опрокинулся. В автобусе находились 18 пассажиров. В результате ДТП пострадали восемь человек. В ночь на 19 августа на 86… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Аварии с участием маршрутных такси "Газель" в 2006‑2008 гг - 2006 ‑ Вечером 31 марта маршрутная «Газель» Ставрополь‑Невинномысск столкнулась со стоящим на дороге КамАЗом. В результате аварии шестеро пассажиров «Газели» погибли. ‑ 21 апреля на 209‑м километре автотрассы… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Крупные ДТП с участием автобусов в России в 2007-2011 годах - 2011 год 27 мая крупное ДТП произошло в Ступинском районе Подмосковья. Автобус столкнулся с грузовым автомобилем, после чего автобус загорелся. По предварительным данным, погибли 10 человек и трое госпитализированы. 21 мая пассажирская Газель… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Крупные ДТП в России в 2012 году - Ниже приводится информация о крупных ДТП в России в 2012 году 5 сентября на дороге муниципального значения Петровск Савкино в Петровском районе Саратовской области столкнулись в лобовую легковые автомобили Fiat и ВАЗ 21102 . В результате… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Крупные ДТП с участием междугородних автобусов в РФ в 2009-2010 годах - Это не единственный случай крупных ДТП с участием междугородних автобусов в России за последние два года. 2 декабря произошло столкновение рейсового автобуса и грузового поезда недалеко от города Орла. Авария произошла около 15.00 мск среды на… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Масонский всемирный заговор молчания, или Куда подевался космический "Список Шиндлера"? , А. Семенов. Эта книга - исследование. И предупреждение диктаторам, узурпирующим финансовые и информационные потоки. Весточка из далеких глубин тем тиранам, которые много мнято своей безнаказанности.…


© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков