Можно ли заливать другую тормозную жидкость. Тормозная жидкость

Можно ли заливать другую тормозную жидкость. Тормозная жидкость

Каждый автомобилист сталкивался с ситуацией, когда требуется менять или доливать тормозную жидкость в систему. Если вы регулярно проводите технический осмотр, обслуживание, то в дальнейшем не возникнет никаких проблем. Достаточно будет просто менять специализированную жидкость, соблюдая рекомендации производителя. Стоит отметить, что тормозная жидкость бывает разного типа, об этом не следует забывать. Если вы будете заливать неправильный вариант, то с течением времени возникнут неприятности.

Но бывают моменты, когда повреждение тормозной системы происходит в дороге, далеко от места вашего гаража или сервиса. При подобном раскладе многие водители просто доливают жидкость, чтобы получить необходимый уровень. За счёт этого можно добраться до места и произвести полную замену системы. Будет хорошо, если водитель предусмотрителен и возит с собой достаточное количество спецжидкостей и тому подобного. В противном случае придётся заливать первую попавшуюся, которая продаётся в ближайшем магазине. А это довольно плохо, так как вы не знаете качество продукции и особенности. Перед заливкой следует подумать, можно ли смешивать купленную продукцию с той, что находится в тормозной системе. Подобный вопрос вы и постараемся освятить в статье.




В настоящее время можно встретить несколько разновидностей тормозных жидкостей:

1) DOT – 3. Данная разновидность жидкости имеет маслянистую основу и светло-коричневый оттенок. Температура кипения находится в пределах 200 градусов по Цельсию. Рекомендуется на транспортные средства, которые оснащены барабанной системой тормозов, к примеру, грузовики и подобные автомобили. Каждый знает, что во время торможения барабанная система нагревается намного меньше, нежели дисковая;

2) DOT-4. Данная разновидность имеет прозрачный цвет, в которых случаях светло-коричневый оттенок. Что касается температуры кипения, то она варьируется в пределах 230 градусов по Цельсию.Применяется во всех мотоциклах и некоторых легковых автомобилях;

3) DOT-5. Тормозная жидкость имеет красноватый оттенок и температуру кипения в пределах 180 градусов по Цельсию. Рекомендуется для использования в спортивных транспортных средствах и мощных мотоциклах. Ведь здесь требуется не только хорошие динамические свойства, но и отличная тормозная система;

4) DOT-5, 1. Имеет маслянистую основу, как и все другие тормозные жидкости. К небольшой особенности относят температуру кипения, она варьируется в пределах 260 градусов по Цельсию.Что касается самого цвета, то тормозная жидкость имеет желтоватый оттенок. По сути, это немного улучшенная версия, если сравнивать с предыдущим поколением.



Как часто менять жидкость ?

Тормозную жидкость рекомендуется менять не реже чем один раз в два года в независимости от модели автомобиля, так как работает она в тяжёлых эксплуатационных условиях – нагревается до высокой температуры при частом торможении. Ещё «тормозуха» гигроскопична, и со временем в ее составе накапливается влага, от этого температура кипения ТЖ снижается. Если влаги скопится слишком много, жидкость будет закипать при торможении, у автомобиля откажут тормоза.

Ещё следует поменять тормозную жидкость:

1) при покупке подержанного автомобиля – неизвестно, когда последний раз предыдущий хозяин обслуживал ТС;

2) при помутнении жидкости или появления в ней осадка.

Промышленностью разработаны специальные тестеры, которые проверяют гигроскопичность ТЖ, примером может служить прибор компании Novitec. На его лицевой панели расположены четыре индикатора:

1) Gut;

2) 1%;

3) 2%;

4) 3%.

Когда при проверке тормозной жидкости на тестере загорается зелёный индикатор Gut, это означает, что тормозная жидкость отвечает требованием гигроскопичности и воды в своём составе на содержит. 1% – состояние «тормозухи» удовлетворительное, 2 и 3% – жидкость необходимо менять, она не годится для дальнейшего использования.



Из чего состоит тормозная жидкость ?

Объединяет все тормозные жидкости, за исключением DОT-5, их базовый компонент – полиэтиленгликоль. Базой создания DОT-5 служит силикон. Вам следует запомнить, что по составу DОT-5,1 в корне отличается от созвучной ей DОT-5. Если есть крайняя необходимость, дозволительно соединение DОT-3, DОT-4 и DОT-5,1, поскольку у них общая база. Ещё лучше, если их выпустил один и тот же производитель. При этом нельзя забывать, что доливая к жидкости DОT-4 другую – DОT-3, вы тем самым снижаете точку кипения первой. Если же смешать жидкости, изготовленные на разных компонентах, то есть силиконовую и полиэтиленгликолевую, в результате реакции между ними образуется состав, который просто не является тормозной жидкостью, что крайне опасно для дальнейшего движения.

Какие жидкости смешивать, а какие не следует :

Исходя из вышеизложенного, стоит запомнить, что ни в коем случае нельзя:

1) допускать смешивание такого состава, как DОT-5 с любым из вышеперечисленных, они совершенно несовместимы;

2) соединять в тормозной системе автомобиля, имеющего ABS, жидкости, одна из которых предназначена для ABS, а вторая нет;

3) подливать к DОT-5,1 такую жидкость, как DОT-3: получившаяся смесь закипит при более низкой температуре;

4) этим же грозит смешение DОT-4 и DОT-3 – снижение температуры кипения полученной смеси.

В случае крайней необходимости разрешается добавлять:

1) DОT-4, когда в системе находится DОT-3;

2) DОT-5,1 к основной DОT-3;

3) DОT-5,1, когда рабочий состав – DОT-4. Полученная смесь кипит при более высокой температуре, чем исходная, что, в принципе, допускается.

Не рекомендуется мешать жидкости, выпущенные под разными торговыми марками. Каждый производитель делает все, чтобы придать своему продукту высокое качество, добавляя разнообразные присадки. Как себя поведут эти жидкости при взаимодействии, предугадать трудно. Какой бы вариант сочетания жидкостей вы ни использовали, первое, что необходимо сделать после внезапного доливания тормозной жидкости в дороге, добравшись до места назначения, - полностью заменить всю смесь в тормозной системе. Если планируется замена DОT-4 на более новую DОT-5, потребуется промывание тормозной системы с целью устранения остатков устаревшей жидкости.



Промывание системы необходимо производить в следующих случаях:

1) если меняется один вид «тормозухи» на другой;

2) в случае помутнения тормозной жидкости или выпадения в ней осадка;

3) при наличии в старой жидкости большого количества влаги.

Принцип промывки такой:

1) с помощью шприца жидкость откачивается из бачка;

2) производится прокачка тормозов до тех пор, пока из штуцеров не потечёт свежая тормозная жидкость;

3) операция несколько раз повторяется, затем система заполняется новой «тормозухой», окончательно прокачиваются тормоза.

Помните, никогда не помешает возить с собой запас именно той жидкости для тормозной системы, которая залита в вашем автомобиле, чтобы избежать ситуаций, когда необходимо рисковать и перемешивать различные типы жидкостей. Ведь не всегда можно знать, к чему это приведёт. Быть может, придётся тратить массу времени и денежных средств на восстановление.

Вы уже знаете основные особенности тормозной жидкости. Знаете, что это жидкость должна оставаться сухой, не должна кипеть и замерзать. Во второй части мы рассмотрим каждый из основных параметров подробно.

Кипение

Обычно температура кипения замеряется для "сухой" и "влажной" жидкости отдельно. Делают это для того, чтобы можно было построить температурный график на всем периоде возможной эксплуатации жидкости. Для теста в жидкость добавляют всего 3,5% воды, но этого достаточно для того, чтобы спроецировать поглощение воды из воздуха. При нагреве и охлаждении жидкости замеряется ее вязкость, как правило, для замеров берут средний диапазон температур от -40 до +100 градусов Цельсия. В этот период укладываются практически все современные стандарты: FMVSS № 116 , ISO 4925 , SAE J 1703 и т.д. В реальных условиях рабочая температура ТЖ может достигать пределов от -50 до 150 градусов Цельсия.

Как будет заметно закипание жидкости?

При нагреве и последующем закипании в ТЖ начнут образовываться пузырьки газа. Часть жидкости при этом будет вытиснута в бачок главного тормозного цилиндра и ее место займет газ. В системе появится газовая пробка. Кто прокачивал тормоза, тот знает, как это выглядит для водителя. Педаль тормоза становится мягкой и перемещается без каких-либо ощутимых усилий. На ваши действия автомобиль естественно не реагирует и продолжает ехать, как и прежде.

Почему закипает тормозная жидкость?

Лень, забывчивость, вода. Вода на протяжении всего оставшегося текста будет основным врагом, хоть и косвенным относительно человеческого безрассудства.

В тормозной системе большинства автомобилей всего 1000мл жидкости. Добавив в нее 2% воды, а это не много ни мало 20мл от объема, мы понизим температуру кипения на 70 градусов. Если взять, к примеру, DOT-4 , то закипать он будет при 150-160 градусах. Можете мне поверить. В городе вы этого не заметите, а вот экстренное торможение на трассе… извините, тут гарантий нет. Хорошо, если дело будет зимой и ТЖ замерзнет. В этом случае вы сможете узнать о неполадке заблаговременно. Вязкость жидкости резко возрастет и вам будет крайне трудно дождаться срабатывания тормозов.

Замерзла тормозная жидкость?

Причина там же - вода. Не своевременная замена. «Я ее лет пять не менял и все нормально» - лишняя и не уместная философия.

Но и это еще не все. Достаточно жесткие условия эксплуатации ТЖ, ее неизбежное старение, приводит к тому, что компоненты жидкости начинают окисляться выделяя при этом не самые спокойные соединения. Раковины и выщерблины на рабочих поверхностях элементов тормозной системы это не следы какого-либо механического воздействия, а результаты химических реакций. Продукты окисления ТЖ великолепно разъедают металлы. Причем самый продолжительный тест на реакцию составляет всего 120 часов при 100 градусах Цельсия. Так что при определенных условиях не пройдет и года, как автомобиль потребует ремонта - дорогого ремонта .

После всего перечисленного можно, наверное, не упоминать о том, что вода есть ржавчина, но, тем не менее, это факт.

Как избежать проблем?

Да по большому счету легко. Стоимость обслуживания тормозной системы приемлема в абсолютном большинстве случаев. Я специально не пишу каких-либо цен, ибо времена идут, цены меняются, а в этом вопросе проблемы все те же что и 30 лет назад.

Правила эксплуатации простые.

Если вы чего-то не знаете о тормозной системе своего автомобиля - замените жидкость сразу после покупки авто. Далее повторяйте это каждые пару лет. В обычных условиях более частая замена не требуется.

Езда по лужам и пр. Через цилиндры тормозной системы вода не проникнет в жидкость, ну если конечно вы не припаркуетесь на ночь по пороги в воде. Основная зона поражения это бачок и его крышка. Как мы уже видели в первой части, в крышке есть отверстие. Оно хоть и не большое, но на мойку высоким давлением не рассчитано.

Что еще может ускорить замену жидкости. Сырые районы эксплуатации, большие перепады температур, которые неизбежно будут вызывать образование конденсата на стенках и крышке бачка. В некоторых вопросах надо подходить индивидуально.

Как оценить состояние тормозной жидкости?

Да ни как! Нет. Понятно, что она должна быть чистой, прозрачной и без осадка… но в большинстве случаев сам бачок не даст это выяснить, а даже если вы и найдете ее таковой, то это ничего не скажет о том сколько воды она уже впитала. Хорошие люди сделали прибор-анализатор при помощи которого можно узнать все о состоянии ТЖ, но стоимость прибора такова, что его не только нет смысла покупать в личное пользование, но иной раз будет дешевле поменять жидкость, чем оплатить стоимость подобного теста на станции. Хотя если предложат за небольшую цену, соглашайтесь, это точно не будет лишним.

Особенности.

Смешивать тормозную жидкость можно только внутри класса, например DOT-4.

DOT-4 и DOT-5 смешивать нельзя .

Доливка жидкости в систему. Давайте так. Доливать жидкость в систему имеет смысл только в том случае, если она начала уходить в дороге и вам просто надо добраться до дома. Если жидкость уходит, то надо искать причину при первой же возможности, т.к. тормоза отказывают мгновенно, ничего угадать не получится.

Долить - освежить. Это вообще не вариант. ТЖ не восстанавливает своих свойств при добавлении свежей жидкости. В этом случае это не более чем напрасная трата денег.

Хранить жидкость можно только в герметичной емкости. Без доступа воздуха, без перепада температур, без доступа влаги. При ее ассортименте и стоимости проще не хранить. Так. Прикупить в дорогу на всякий случай, ну а возить постоянно в багажнике вообще не стоит.

Если вы решите поработать с ТЖ самостоятельно, вам необходимо накрепко запомнить несколько вещей.

Курить при работе с жидкостью нельзя. Запрещено. Опасно.

ТЖ ядовита. Это практически самая опасная жидкость в машине. Кроме этого она агрессивна. При попадании в глаза обильно промывайте их водой и сразу не откладывая, обратитесь к врачу.

Если ТЖ была проглочена. Вызывайте рвоту сразу, любыми методами и, не откладывая, направляйтесь в ближайшую больницу. То, что легенды говорят о том, что ее во времена сухого закона пили, не даст вам ни шанса. Там имеет место сложный способ приготовления . Для того, чтобы поставить под угрозу жизнь взрослого человека достаточно 100 миллилитров жидкости. Причем именно под угрозу с реанимацией и всем подобным.

Из тонкостей.

При работе с элементами тормозных систем, манжеты, пыльники, уплотнители - не промывайте их бензином и керосином. Эти резинки сделаны из чистого каучука и не способны выдержать, без последствий, подобную мойку.

В заключение хочется затронуть еще один момент.

В России нет стандарта для производства тормозных жидкостей. Есть только набор технических условий, применяя которые каждый делает что хочет. Ну, или то, что получается. Я не советую применять отечественные жидкости в иноземных системах. Та статистика, которая складывается из опыта, не утешительна. Протекают иномарки на нашей тормозухе.

Когда в гидравлическом приводе тормозов жидкость не подтекает, внимания на нее, казалось бы, обращать не нужно. Однако от ее состояния зависит эффективность торможения и стабильность работы системы. Если, например, плохой антифриз или моторное масло лишь сокращают срок службы двигателя, то низкое качество тормозной жидкости может привести к аварии.

Общие сведения

Тормозная жидкость (ТЖ) состоит из основы (ее доля 93-98%) и различных присадок (остальные 7-2%).

Устаревшие жидкости, например "БСК", изготовлены на смеси касторового масла и бутилового спирта в пропорции 1:1. Основа современных, наиболее распространенных, в том числе отечественных ("Нева", "Томь" и РосДОТ, она же "Роса"), - полигликоли и их эфиры 1 . Гораздо реже применяют силиконы 2 .

В комплексе присадок одни из них препятствуют окислению ТЖ кислородом воздуха и при сильном нагреве, а другие - защищают металлические детали гидросистем от коррозии.

Основные свойства любой тормозной жидкости зависят от сочетания ее компонентов.

  • Температура кипения. Чем она выше, тем меньше вероятность образования паровой пробки в системе. При торможении автомобиля рабочие цилиндры и жидкость в них нагреваются. Если температура превысит допустимую, ТЖ закипит, и образуются пузырьки пара. Несжимаемая жидкость станет "мягкой", педаль "провалится", а машина не остановится вовремя.
  • Чем быстрее ехал автомобиль, тем больше тепла выделится при торможении. А чем интенсивнее замедление, тем меньше времени останется на охлаждение колесных цилиндров и подводящих трубок. Это характерно для частых длительных торможений, например в горной местности и даже на равнинном шоссе, загруженном транспортом, при резком "спортивном" стиле управления автомобилем.

Внезапное закипание ТЖ коварно тем, что водитель не может предугадать этот момент.

  • Вязкость характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Температура окружающей среды и самой ТЖ может быть от минус 40°С зимой в неотапливаемом гараже (или на улице) до 100°С летом в моторном отсеке (в главном цилиндре и его бачке), и даже до 200°С при интенсивном замедлении машины (в рабочих цилиндрах). В этих условиях изменение вязкости жидкости должно соответствовать проходным сечениям и зазорам в деталях и узлах гидросистемы, заданным разработчиками автомобиля.

Замерзшая (вся или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая - будет с трудом прокачиваться по ней, увеличивая время срабатывания тормозов. А слишком жидкая - повышает вероятность течей.

  • Воздействие на резиновые детали. Уплотнения не должны разбухать в ТЖ, уменьшать свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо.

Распухшие манжеты затрудняют обратное перемещение поршней в цилиндрах, поэтому не исключено подтормаживание автомобиля. С усевшими уплотнениями система будет негерметичной из-за утечек, а замедление - неэффективным (при нажатии педали жидкость перетекает внутри главного цилиндра, не передавая усилие тормозным колодкам).

  • Воздействие на металлы . Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать в ТЖ. Иначе поршни "закиснут" или манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет из цилиндров либо будет перекачиваться внутри них. В любом случае гидропривод перестает работать.
  • Смазывающие свойства. Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности. Царапины на зеркале цилиндров провоцируют течи ТЖ.
  • Стабильность - устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ разъедают металлы.
  • Гигроскопичность - склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации - в основном через компенсационное отверстие в крышке бачка.

Чем больше воды растворено в ТЖ, тем раньше она закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее.

Классы тормозных жидкостей

В России нет единого государственного или отраслевого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей. Отечественные изготовители работают по собственным техническим условиям, ориентируясь на нормы, принятые в США и странах Западной Европы (стандарты 3 J1703, ISO(DIN) 4925 и FM VSS N116). Жидкости классифицируют по температуре кипения и вязкости, остальные их свойства близки.

Какую ТЖ нужно применять в автомобиле, решает его изготовитель. Как правило, жидкости класса ДОТ 3 предназначены для относительно тихоходных машин со всеми барабанными тормозами или дисковыми спереди. ТЖ с улучшенными эксплуатационными характеристиками, соответствующие требованиям ДОТ 4, рассчитаны на современные автомобили с повышенными динамическими качествами. Такие машины допускают частые резкие разгоны и интенсивные замедления, и у них преимущественно диcковые тормоза на всех колесах. Жидкости класса ДОТ 5 применяют редко, в основном на дорожных спортивных автомобилях. Тепловые нагрузки на ТЖ у них соизмеримы с возникающими в гидросистемах специальных гоночных машин.

Жидкости "БСК" и "Нева" (марок А и Б) не отвечают современным требованиям по температурам кипения, а "БСК" - еще и по низкотемпературным свойствам. Она замерзает уже при минус 20°С.
Особенности эксплуатации тормозных жидкостей

Поглощение воды из атмосферы свойственно ТЖ на полигликолевой основе. При этом температура их кипения снижается. FM VSS нормирует ее лишь для "сухих", еще не набравших влагу, и увлажненных, содержащих 3,5% воды, жидкостей - т.е. ограничивает только предельные значения. Интенсивность процесса поглощения не регламентирована. ТЖ может насыщаться влагой сначала активно, а потом - медленнее. Или наоборот. Но даже если значения температуры кипения у "сухих" жидкостей разных классов сделать близкими, например к ДОТ 5, при их увлажнении этот параметр вернется на уровень, свойственный каждому классу. Впрочем, при лабораторных испытаниях изготовители ТЖ, как правило, строят кривые изменения температуры кипения. Для каждой жидкости они свои.

ТЖ нужно периодически заменять, не дожидаясь когда ее состояние приблизится к опасному пределу. Срок службы жидкости назначает автозавод, проверив ее характеристики применительно к особенностям гидросистем своих машин.

Проверка состояния жидкости. Объективно определить основные параметры ТЖ можно только в лаборатории. В эксплуатации - лишь косвенно и не все.

Самостоятельно жидкость проверяют визуально - по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Кроме того, в автосервисах (преимущественно крупных, хорошо оснащенных, обслуживающих иномарки) специальными индикаторами оценивают ее температуру кипения. Поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) и в колесных цилиндрах ее свойства могут быть разными. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах - нет. Зато там жидкость часто и сильно нагревается, и ее стабильность ухудшается.

Однако даже такими ориентировочными проверками пренебрегать не стоит, иных оперативных способов контроля нет.

Совместимость. ТЖ с разными основами несовместимы друг с другом, они расслаиваются, иногда появляется осадок. Параметры этой смеси будут ниже, чем у любой из исходных жидкостей, причем влияние ее на резиновые детали непредсказуемо.

Основу ТЖ изготовитель, как правило, указывает на упаковке. Российские РосДОТ, "Неву", "Томь", равно как и иные отечественные и импортные полигликолевые жидкости ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5.1, можно смешивать в любых пропорциях. ТЖ класса ДОТ 5 основаны на силиконе и несовместимы с другими 4 . Поэтому стандарт FM VSS 116 требует окрашивать "силиконовые" жидкости в темно-красный цвет. Остальные современные ТЖ, как правило, желтые (оттенки от светло-желтого до светло-коричневого).

Для дополнительной проверки можно смешать жидкости в пропорции 1:1 в стеклянной емкости. Если смесь прозрачна и осадка нет, ТЖ совместимы.

Замена. Добавление свежей жидкости при прокачке системы после ремонта не восстанавливает свойства ТЖ, поскольку почти половина ее практически не меняется. Поэтому в сроки, установленные автозаводом, жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью. Последовательность и особенности этой операции, например прокачка с работающим двигателем, зависят от конструкции системы (типа усилителя, антиблокировочных устройств и т.п.) и известны специалистам сервисных станций. Часто такая информация есть в руководстве по эксплуатации автомобиля.

На отечественных автомобилях жидкость заменяют одним из следующих двух способов.

  • Полностью сливают старую ТЖ, открыв все клапаны (штуцеры) выпуска воздуха и осушив систему. Затем заполняют бачок свежей жидкостью и закачивают ее, нажимая на педаль. Клапаны последовательно закрывают при появлении из них ТЖ. Потом удаляют воздух из каждого контура (ветви) гидропривода.
  • Недостаток такой методики - необходимость окончательной (контрольной) прокачки системы. Кроме того, на каждый клапан нужно надеть отводящий шланг, опустив другой его конец в подходящую емкость5 - вытекающая ТЖ может повредить шины и краску на деталях подвески, тормозов, колес. Зато новая жидкость гарантированно не смешивается со старой, а часть вышедшей при прокачке свежей ТЖ, дав ей отстояться для удаления воздуха и профильтровав, можно снова применять.
  • Вытесняют сменяемую ТЖ свежей, постоянно доливая ее в бачок главного цилиндра и не допуская осушения системы. Для этого по очереди прокачивают каждый контур, пока свежая жидкость не покажется из клапана.
  • В этом случае воздух в гидропривод не попадает, но не исключено, что часть старой ТЖ останется в нем, поскольку неопытному человеку трудно отличить ее от новой. Кроме того, жидкости нужно больше, чем при прокачке предыдущим способом. Часть ее, выпущенная из системы, смешана со старой и непригодна для применения.

Меры безопасности при работе с ТЖ

Хранить любую жидкость нужно только в герметично закрытой емкости, чтобы она не контактировала с воздухом, не окислялась и не набирала из него влагу или не испарялась.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

В гидросистемах применяют резиновые уплотнения на основе натурального и синтетического каучука. Последний хорошо выдерживает высокие температуры, но такую резину разрушают минеральные масла, бензин и керосин. Поэтому при ремонте узлов системы промывать или смазывать манжеты, и даже металлические детали, нужно только свежей чистой тормозной жидкостью.

  • Тормозные жидкости "Нева", "Томь" и РосДОТ - горючие, а "БСК" - легковоспламеняющаяся. Курить при работе с ними запрещено.
  • ТЖ ядовита - даже 100 см3 ее, попавшие внутрь организма (некоторые жидкости пахнут спиртом и их можно принять за алкогольный напиток), могут привести к смерти человека. В случае заглатывания ТЖ, например при попытке откачать часть ее из бачка главного цилиндра, нужно немедленно вызвать рвоту (см. нашу справку). Если жидкость попала в глаза, необходимо промыть их струей воды. И в любом случае - обратиться к врачу.

НАША СПРАВКА

Рвоту можно вызвать выпив (на выбор):

  • столько воды, сколько примет организм (как правило, 2-2,5 л);
  • 3-4 стакана мыльной воды;
  • стакан теплой воды, в которой разведена чайная ложка сухой горчицы.
  • Выбирать нужно ТЖ, рекомендованную автозаводом.
  • Упаковка жидкости должна быть герметичной. При легком сдавливании с боков она пружинит.
  • Мембрана под крышкой предпочтительнее из фольги - такая не пропускает воду и свидетельствует о солидности изготовителя.

Редакция благодарит к.т.н. Е. М. Вижанкова и с.н.с. Г. И. Матросову, специалистов 25-го ГосНИИ Минобороны России, за помощь в подготовке материала.

_____________________________________

1 Полигликоли и их эфиры - группа химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения и хорошие низкотемпературные свойства.
2 Кремний-органические полимерные продукты. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от минус 100 до 350°С.
3 SAE - Общество автомобильных инженеров (США), ISO (DIN) - Международная организация по стандартизации, FM VSS - Закон о мерах безопасности (США).
4 Жидкости класса ДОТ 5.1, не содержащие силикона, иногда обозначают, как ДОТ 5.1 NSBBF, а силиконовые ДОТ 5 - ДОТ 5 SBBF. Аббревиатура NSBBF означает "non silicon based brake fluids" ("тормозная жидкость, не основанная на силиконе"), а SBBF - "silicon based brake fluids" ("тормозная жидкость, основанная на силиконе").
5 Так же нужно поступать и при удалении воздуха из системы или ее контура. Помимо повреждений деталей, брызги жидкости, вытекающей под давлением из клапана, могут попасть в глаза.

По материалам сайта www.zr.ru

Жидкость не сжимается. Этот закон нам известен со средней школы, и именно на нем основана работа тормозной системы современного автомобиля. А что будет, если у закона появятся исключения? Вы скажете, такого не бывает. Иногда владелец авто создает их своими руками, нарушая периодичность замены тормозной жидкости. Рассмотрим типичные неисправности, которые могут возникать из-за несвоевременной ее замены и несоблюдения правил выполнения этой операции.

Зачем менять тормозную жидкость? Она работает в замкнутом пространстве, и ее свойства измениться не могут.

Тормозная жидкость работает в пространстве, которое замкнутым можно назвать достаточно условно. В системе есть компенсационные отверстия, которые впускают в него воздух при нажатии на педаль, и выпускают при обратном ее ходе. В результате тормозная жидкость, в состав которой входят, кроме прочих веществ, различные спирты, впитывает влагу из окружающего воздуха (тормозная жидкость гигроскопична). Кроме этого, в ней самой происходят необратимые химические реакции, а присадки, входящие в состав тормозной жидкости, со временем теряют свои свойства. Поэтому ее состав со временем изменяется, и довольно значительно.

Современные тормозные жидкости можно смешивать в любых пропорциях.

Действительно, тормозные жидкости можно смешивать, но не все и не со всеми! Смешиваются только те из них, которые соответствуют одним стандартам. Но следует учесть, что жидкости от разных производителей, как правило, имеют разную рецептуру присадок, а иногда и сделаны на разной основе. Кроме этого, вы не всегда можете быть уверены в марке жидкости, залитой в тормозную систему. Поэтому все же лучше не допускать смешивания тормозных жидкостей, так как в случае их несовместимости тормоза могут выйти из строя.

В современных автомобилях могут использоваться любые тормозные жидкости, соответствующие стандартам DOT-4.

Это неверное представление. Ряд производителей автомобилей допускает применение в тормозных системах только специально разработанных жидкостей. Некоторые из них созданы на минеральной основе, поэтому смешивать их с гликолевыми жидкостями категорически запрещено. Недопустимо и применение гликолевых жидкостей в тормозных системах автомобилей, рассчитанных на «минералку». Ведущие производители тормозных жидкостей обычно прямо предупреждают об этом потребителей.

Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Предпочитаете живое общение? Позвоните юристу бесплатно!

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

При нажатии на педаль тормоза усилие посредством гидравлического привода передается к колесным (рабочим) тормозным механизмам, останавливающим автомобиль за счет сил трения. Если выделившееся при этом тепло нагреет тормозную жидкость свыше допустимого для нее предела, она закипит и возникнут паровые пробки. Смесь жидкости и пара станет сжимаемой, педаль тормоза может «провалиться» и произойдет отказ в торможении. Для исключения этого явления в гидроприводах используются специальные тормозные жидкости. Их принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» – с содержанием воды 3,5%. Вязкость определяют при двух значениях температуры: +100°C и –40°C. Эти показатели, соответствующие американскому федеральному стандарту по безопасности автомобилей FMVSS № 116, представлены в таблице. Сходные требования содержат другие международные и национальные стандарты – ISO 4925, SAE J 1703 и т.д. В России нет единого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей, и отечественные производители работают по различным техническим условиям.


Тормозные жидкости различных классов в основном применяются:
- DOT 3 – для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами;
- DOT 4 – на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами на всех колесах;
- DOT 5.1 – на дорожных спортивных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше.
Примечание. Жидкости класса DOT 5 на обычных транспортных средствах практически не применяются.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Кроме основных – по температуре кипения и величине вязкости, тормозные жидкости должны отвечать другим требованиям. Отсутствие отрицательного воздействия на резиновые детали. Между цилиндрами и поршнями гидропривода тормозов установлены резиновые манжеты. Герметичность этих соединений повышается, если под воздействием тормозной жидкости резина увеличивается в объеме (для импортных материалов допускается расширение не более 10%). В процессе работы уплотнения не должны чрезмерно разбухать, давать усадку, терять эластичность и прочность.
Защита металлов от коррозии. Узлы гидропривода тормозов изготавливаются из различных металлов, соединенных между собой, что создает условия для развития электрохимической коррозии. Для ее предотвращения в тормозные жидкости добавляют ингибиторы коррозии, защищающие детали из стали, чугуна, алюминия, латуни и меди.
Смазка пар трения. Смазывающие свойства тормозной жидкости определяют износ рабочих поверхностей тормозных цилиндров, поршней и манжетных уплотнений.
Стабильность при высоких и низких температурах. Тормозные жидкости в интервале температур от минус 40 до плюс 100°C должны сохранять исходные свойства (в определенных пределах), противостоять окислению, расслаиванию, а также образованию осадков и отложений.

ВИДЫ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ И ИХ СОВМЕСТИМОСТЬ

Тормозные жидкости состоят из основы (ее доля 93–98%) и различных добавок, присадок, иногда красителей (остальные 7–2%). По своему составу они делятся на минеральные, гликолевые и силиконовые.
Минеральные, представляющие собой различные смеси в пропорции 1:1 касторового масла и спирта, например бутилового (красно-оранжевая жидкость «БСК»). Такие жидкости обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, негигроскопичны, не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Но они не соответствуют международным стандартам по основным показателям – имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами) и становятся слишком вязкими уже при минус 20°С.
Минеральные жидкости нельзя смешивать с гликолевыми, иначе возможно набухание резиновых манжет узлов гидропривода и образование сгустков касторового масла.
Гликолевые, имеющие в качестве основы полигликоли и их эфиры – группы химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основным недостатоком гликолевых жидкостей является гигроскопичность – склонность поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации это в основном происходит через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра. Чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, больше вязкость при низких температурах, хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлов. Отечественные и импортные гликолевые жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, но смешивать их нежелательно, так как основные свойства при этом могут ухудшаться.
На автомобилях, выпущенных более двадцати лет тому назад, резина манжет может быть несовместимой с гликолевыми жидкостями – для них необходимо использовать только минеральные тормозные жидкости (или придется менять все манжеты).
Силиконовые, изготавливаемые на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Их применение в частности ограничивают недостаточные смазывающие свойства. Основанные на силиконе жидкости несовместимы с другими.
Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1, так как сходство наименований может привести к путанице. Для этого на упакове дополнительно обозначают:
ДОТ 5 – SBBF («silicon based brake fluids» - тормозная жидкость, основанная на силиконе).
DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» - тормозная жидкость, не основанная на силиконе).

ПРОВЕРКА И ЗАМЕНА

На современных автомобилях, в силу целого ряда преимуществ, применяются в основном гликолевые тормозные жидкости. К сожалению, за год они могут «впитать» до 2-3% влаги и их нужно периодически заменять, не дожидаясь когда состояние приблизится к опасному пределу (см. рис). Периодичность замены указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля и обычно составляет от 1 до 3 лет. Объективно оценить свойства тормозной жидкости можно только в результате лабораторных исследований. На практике состояние тормозной жидкости оценивают визуально – по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Существуют приборы для определения состояния тормозной жидкости по температуре кипения или степени увлажнения. Но поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) ее состояние может быть иным, чем в колесных цилиндрах. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах нет. Но там жидкость часто сильно нагревается, в результате ее изначальные свойства ухудшаются.
Добавление свежей тормозной жидкости при прокачке системы, осуществляемой после ремонтных работ, практически не улучшает ситуацию, поскольку значительная часть ее объема при этом не меняется.
Жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью. Последовательность и особенности этой операции, например прокачка с работающим двигателем, зависят от конструкции системы тормозов (типа усилителя, наличия антиблокировочных устройств и т.п.). Часто такая информация есть в руководстве по эксплуатации автомобиля.



На отечественных автомобилях тормозную жидкость заменяют одним из следующих двух способов.
1. Полностью сливают старую жидкость, открыв все клапаны (штуцеры) выпуска воздуха из гидропривода тормозов. Затем заполняют бачок свежей жидкостью и закачивают ее внутрь системы, нажимая на педаль тормоза. Клапаны последовательно закрывают при появлении из них жидкости. Затем удаляют воздух из каждого контура (ветви) гидропривода («прокачивают» тормоза). При таком способе новая жидкость не смешивается со старой. Часть вышедшей при прокачке свежей жидкости можно снова применить (дав ей отстояться и профильтровав).

Примечание. До начала операции на каждый клапан нужно надеть отводящий шланг, опустив другой его конец в подходящую емкость – вытекающая тормозная жидкость может повредить шины и лакокрасочные покрытия на деталях подвески, тормозов, колес.

2. По очереди прокачивают каждый контур, постоянно доливая в бачок главного цилиндра свежую жидкость и таким образом вытесняют старую, не допуская осушения системы. Это продолжают до тех пор, пока из клапана не потечет свежая жидкость. При этом варианте воздух в гидропривод не может попасть и контрольная «прокачка» не требуется. Но не исключено, что часть старой жидкости останется в системе. Кроме того, свежей жидкости потребуется больше, чем при прокачке предыдущим способом. Это связано с тем, что большая ее часть, удаленная из гидропривода, смешивается со старой и становится непригодной для дальнейшего применения.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Хранить любую тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой емкости, чтобы она не контактировала с воздухом, не окислялась, не набирала влагу и не испарялась.
Тормозные жидкости, как правило, являются горючими или легковоспламеняющимися. Курить при работе с ними запрещено. Тормозные жидкости ядовиты – даже 100 см3 ее, попавшие внутрь организма (некоторые жидкости пахнут спиртом и их можно принять за алкогольный напиток), могут привести к смерти человека. В случае заглатывания жидкости, например при попытке откачать часть ее из бачка главного цилиндра, нужно немедленно промыть желудок. Если жидкость попала в глаза, необходимо обильно промыть их струей воды. И в любом случае следует обратиться к врачу.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков