Замена антифриза или лучше поздно чем никогда (фотоотчет). Как заменить антифриз: полная инструкция

Замена антифриза или лучше поздно чем никогда (фотоотчет). Как заменить антифриз: полная инструкция

17.04.2019

Является одним из составляющих бесперебойной и правильной работы узлов двигателя. Рано или поздно возникает необходимость проведения замены ОЖ в автомобиле. Каждый автовладелец должен знать, ведь не всегда имеются средства на услуги СТО.

Также не стоит пропускать мимо внимания тот факт, что не на всех станциях работают добросовестные работники. Поэтому, если хочется сделать хорошо, лучше сделать самому. Итак, сегодня мы ответим на вопрос о том, как поменять охлаждающую жидкость.

Различают множество типов ОЖ для транспортного средства. Однако к выбору ее стоит отнестись с максимальной ответственностью, так как ОЖ плохого качества может привести к перегреву двигателя. А это перейдет в глобальные проблемы с силовым агрегатом.

Несколько десятков лет многие автовладельцы использовали воду. Однако применение ее имело несколько основных недостатков:

  • Низкая температура кипения, что приводило к перегреву двигателя в жаркие летние дни.
  • Замерзание воды при 0 °С, из-за чего происходит расширение объема воды, что в итоге приводит к разрушению блока.
  • Образование накипи на металлических частях.

Виды

Избавиться от таких проблем можно было при использовании антифриза Существует несколько видов:

  1. На основе пропиленгликоля.
  2. Тосол.

Все перечисленные жидкости отлично выполняют функции по соблюдению температурного режима двигателя.

Стоит помнить, что нельзя смешивать между собой эти жидкости. Используя одну из приведенных ОЖ, можно навсегда забыть о проблемах кипения и замерзания ее в двигателе.

Для чего следует менять

Охлаждающая жидкость нужна для контроля температуры двигателя. При работе мотора происходит сгорание топлива. В этом случае внутри цилиндров обнаруживается высокая температура. В итоге тепловая энергия нагревает металлические элементы двигателя - это поршни, ГБЦ, цилиндры.

Благодаря продуманной системе охлаждения жидкость собирает тепло и переносит его к радиатору. Помимо основной функции контроля тепла и отдачи его от двигателя к радиатору, ОЖ имеет дополнительные функции. Жидкость предназначается также для смазки водяного насоса мотора. Срок замены ОЖ составляет примерно 50 000 км. По достижении данного срока тосол теряет свойства отдачи тепла.

Помимо этого, в ОЖ начинают появляться загрязняющие вещества, которые перетекают по всей системе охлаждения. Если не произвести своевременную замену охлаждающей жидкости, то грязь начнет забивать водяные каналы двигателя, что впоследствии приведет к перегреву двигателя и дорогостоящему ремонту.

Что подготовить к замене

Отвечая на вопрос, как поменять охлаждающую жидкость, нужно подготовить:

  • Резиновые перчатки.
  • Емкость для слива ОЖ.
  • Набор ключей.
  • Эстакаду или подъемник.
  • Чистую воду.
  • Новую ОЖ.

Как поменять охлаждающую жидкость на ВАЗ-2107

После того как водитель подобрал наилучший, по его мнению, хладагент, нужно произвести замену жидкости. Первоначально стоит загнать автомобиль на яму, подъемник или эстакаду, подставив под колеса обязательно противооткатники и установив рычаг передач в положение 1-й скорости.

Следом нужно отключить клемму «минус» с АКБ. Если на автомобиле установлена дополнительная защита картера, ее необходимо открутить, так как в некоторых случаях она существенно препятствует сливу ОЖ.

Как поменять охлаждающую жидкость

  1. Под радиаторный устанавливается подготовленная емкость для старой ОЖ. Нужно дождаться полного слива жидкости с радиатора.
  2. Следом нужно переместить емкость под левую часть двигателя и открутить сливной болт жидкости с блока цилиндров. Для лучшего эффекта необходимо открыть крышку на расширительном бачке.
  3. После того как вся жидкость с двигателя будет слита, нужно закрутить назад все сливные пробки.
  4. Чтобы правильно поменять охлаждающую жидкость, следует провести промывку. Нужно залить в систему хорошо прокипяченную воду. В старые версии автомобилей заливать следует в радиатор и расширительный бачок. На более новых образцах авто устанавливается радиатор без крышки, поэтому заливка производится только через расширительный бачок.
  5. Как только вода будет залита, нужно завести мотор и дать ему поработать минут 5-10, чтобы промыть систему охлаждения.
  6. Слить воду по такому же способу.
  7. Затем залить подготовленную жидкость. Для того чтобы в системе не было воздуха, надо понажимать на патрубки, которые подходят к радиатору. Этот способ подходит для тех автомобилей, у которых радиатор с заливной горловиной. Также можно заехать на пригорок, открыть крышку радиатора и хорошо прогазовать. Потом можно завернуть крышку.
  8. Существует и другой способ, который подходит для авто с радиаторами без крышки, только понадобится помощник. Открутив шланг обратки, что подходит к расширительному бачку, постепенно наливать жидкость в бачок. Как только через шланг обратки пойдет жидкость без перебоя, будет ясно, что система охлаждения заполнена полностью. Следует надеть шланг на бачок и долить жидкость до нужного уровня.

Замена датчика ОЖ

Стоит помнить, что для наблюдения за состоянием антифриза необходимо проверять работоспособность датчика температуры охлаждающей жидкости. Поэтому нужно знать, где находится данный прибор. В некоторых автомобилях (например, ВАЗ-2114) установлено два температурных датчика. Один выводит температуру на панель приборов, а другой включает или отключает привод вентилятора.

Прежде чем думать о том, как поменять датчик охлаждающей жидкости, нужно выполнить проверку. Тест элемента следует произвести до замены ОЖ. При включении зажигания стрелка температуры быстро поднимается вверх - нужно отключить разъем от прибора, и если стрелка начнет опускаться, значит, датчик нужно заменить. Во всех автомобилях данный элемент контроля температуры ОЖ устанавливается на ГБЦ.

Как поменять на автомобиле? Для этого необходимо:

  • Слить охлаждающую жидкость из системы.
  • Снять клемму «минус» с аккумуляторной батареи.
  • Отключить разъем от датчика.
  • С помощью ключа выкрутить датчик и вкрутить новый.
  • Далее подключить провода к датчику.

На этом процедура замены датчика завершена.

О жидкостях, потребляемых охлаждающей системой, информации написано достаточно много. Но вот о том, как правильно заливать и доливать эти жидкости в систему охлаждения, разговор пойдет впервые.

Напомним, что смешивание различных хладагентов недопустимо в большинстве случаев, так как на выходе смешенный коктейль может выпасть в осадок, который сам по себе не исчезнет, а начнет методично закоксовывать тонкие трубки радиатора и прочие нежные детали системы охлаждения. Поэтому стоит заливать только показанные к применению жидкости, которые получили одобрение производителя автомобиля, а доливать только тот же компонент, который наполняет своей основой уже действующую СОД.

Вопрос о том, как ведет себя антифриз или тосол при доливе в обычную воду можно оставить открытым. Концентраты этих веществ дают прекрасные показатели с водой в определенных допустимых пропорциях, опять же если залита дистиллированная вода, а не композиция из хлора, натрия, магния и калия, что чаще выходит из водопроводного крана.

Опять же напоминаем, что цвет охлаждающей жидкости никак не влияет на ее состав, — совместимы между собой могут быть зеленые, синие, красные жидкости, когда одинаковые по цвету, к примеру, желтые, могут иметь совершенно разную структуру, присадки и основу.

Как заливать антифриз в систему охлаждения?

В современных автомобилях в основном используется антифриз, на его примере мы расскажем, как правильно заливать и доливать это вещество для нормальной работы системы охлаждения.

Самая распространенная ошибка — это налив жидкости в раструб радиатора. Действительно, наливное отверстие у данного агрегата существует, но только в тех моделях, которые подлежат разбору.

Намертво спаянная система радиатора не предполагает налития и долития напрямую, антифриз в нее поступает через расширительный бачок, в который в основном и наливается хладагент, поступая затем равномерно во все узлы охлаждающей системы.

Кстати, когда ОЖ меняется полностью, основная причина которого является в простой смене марки или же замена старой на новую, то разборные модели радиатора сливаются отдельно, собственным нижним отверстием, а остальная жидкость стекает через дополнительную пробку, которая иногда прикрыта на днище защитой.

В данном вопросе инструкция всегда в помощь, так как различные модели авто могут иметь собственные модификации системы охлаждения и нестандартные сливные и заливные отверстия, особенно это качается автомашин английского производства. В остальном процедуру залива антифриза и прочих охлаждающих жидкостей можно разделить на несколько простых этапов. Сложного в этом ничего нет, поэтому смена хладагента может происходить самостоятельно.

Пошаговая инструкция по замене антифриза

1. Купить нужный качественный антифриз (характеристики и показания смотрим в инструкции по использовании авто, сверяя с этикеткой производителя).

2. Завести машину и дать ей поработать без нагрузок 10 минут, после чего перевести или выставить отопитель салона в предельно максимальное положение, иными словами на полную катушку включить печку. После этого заглушить двигатель.

3. Слить старый антифриз со всей системы охлаждения.

Для этого лучше выставить автомобиль так, чтобы передняя его часть была ниже задней, тогда ОЖ будет активнее стекать изо всех укромных уголков. Потом необходимо повернуть пробку расширительного бочка для того, что бы излишки давления нашли выход (в некоторых моделях необходимо провернуть пробку на радиаторе, а иногда требуется поворот двух пробок сразу). После того, как жидкость в системе не будет нагнетаться, она быстро остынет и не даст возможности обжечься. Как только до пробки можно будет дотронуться незащищенной рукой, ее следует открыть полностью. Затем так же открыть сливной выход внизу радиатора, предварительно подставив ненужные емкости, в которых позже можно будет произвести утилизацию отработанного антифриза.

4. Промывка системы.

После того. как вся ОЖ слита полностью, необходимо осуществить промывку системы охлаждения.

Делается это только при переходе на новые марки антифриза или же в том случае, когда система долго не проходила профилактику. Дистиллированная вода отлично смывает коррозийный налет, убирает накипь. Если же грязь накопившаяся, то следует воспользоваться специальными промывками для системы охлаждения, которые помогут выгнать грязь.

Если принято решение использовать обычную воду, то процедуру эту придется повторить два или три раза. А именно…залить промывку, закрыть краны, сделать эту операцию только на холодный двигатель. Затем закрыть все пробки и запустить на 10 — 15 минут промывку (или как указанно в инструкции) для очистки системы. После чего выполнить первых два действия в том же порядке, что и при сливе отработанного антифриза. Если хотите сэкономить, то первую промывку очень грязной системы охлаждения можно проводить под напором обычной воды, а уже потом использовать спецсредства или дистиллированную воду. В среднем трех очередей на мытье вполне хватает для того, что бы СОД стала, как новая. Да, еще момент. Именно в это время стоит проверить все прокладки, штуцеры и патрубки на предмет износа и заменить их при необходимости.

После очистки системы заливается свежий рабочий антифриз, который был приобретен ранее.

Залитие происходит в горловину радиатора (только для разборных моделей), а в основном в расширительный бачок. Кстати стоит внимательно выполнять эти действия и не перепутать расширительный бачок с омывательным, расположены они, как правило рядом, и очень похожи друг на друга.

Заливать антифриз следует без спешки, но и без остановок, которые могут вызвать попадание воздуха в систему, потом придется долго прокачивать.

Так же необходимо следить за уровнем жидкости при заливе антифриза:

  • для радиатора — это нижняя отметка (риска);
  • для сливного бочка — максимум, так как жидкость потом будет расходится по всем уголкам системы охлаждения и объем ее в бачке уменьшится.

6. Стравить воздух. Когда закачка антифриза завершена, следует стравить воздух из системы.

Делается это посредством крана — винта, расположенного на блоке цилиндров двигателя. Как только появятся первые капли жидкости — это будет сигналом к тому, что весь воздух ушел, и кран можно опять завернуть до упора.

После этой конечной процедуры необходимо вновь завести двигатель машины и дать ему поработать, допуская через пять минут после старта подгазовку. После чего заново заглушить авто, подождать несколько минут и проверить уровень антифриза в расширительном бачке. При необходимости произвести долив жидкости до нормы. Так же после полной замены антифриз стоит проверять на протяжении недели ежедневно, так как именно в это время могут быть выявлены скрытые неполадки в системе, которые ранее были незаметны.

Как правильно доливать антифриз?

Любой долив антифриза в систему охлаждения и прочих хладагентов происходит только через отверстие расширительного бачка.

Для этого необходимо снять крышку и проверить наличие жидкости. Уровень минимум должен насторожить, а максимум на протяжении месяца то же выходит из рамок нормы, поэтому лучше, что бы была золотая середина.

Как уже говорилось выше, доливать антифриз можно только таким же составом не взирая на цвет, но лучше использовать одинакового производителя, так как существует разница в присадках даже у совершенно одинаковых ОЖ, в зависимости от партии.

Доливы осуществляются наиболее часто в зимнее время года. Сопряжено это с потерей жидкости во время остывания и нагревания (простой машины, завод на холостую). Такие доливы нормальны и пугаться их не стоит. Если расход антифриза становится велик, а проверка системы не показала неисправностей, то стоит подумать над сменой хладагента с более устойчивой формулой к замерзанию и расширению.

Двигатель внутреннего сгорания постоянно работает под нагрузкой. Даже на холостом ходу происходит вращение коленчатого вала. Сгорание топливно-воздушной смеси в камере каждого из цилиндров - это не только крутящий момент, но и существенное тепловыделение. Чтобы сгладить его, в конструкции любого двигателя имеется система охлаждения. Зачастую она жидкостного типа. В нее заливается тосол либо антифриз. Разница между этими двумя компонентами лишь в стране происхождения. Антифриз используется на иномарках. Тосол был изобретен в 1970 году в СССР. Сейчас его изготавливают в России и странах СНГ, заливают на все отечественные авто. И сегодня мы рассмотрим, как правильно поменять антифриз и тосол своими руками.

Как часто это делать?

Специалисты рекомендуют производить замену каждые 60 тысяч километров пробега либо раз в два года. Придерживаясь такого регламента, вы предотвращаете возникновение коррозионных процессов внутри охлаждающей системы. Но не все производители регламентируют такой срок.

Почему такой разбег в цифрах?

Все дело в присадках и концентрации дистиллированной воды в охлаждающей жидкости. Если говорить про отечественный тосол, в нем содержится до 30 процентов воды уже с завода. Зарубежные производители делают концентраты, то есть на 100 процентов антифриза приходится лишь 5 процентов данной жидкости. Это позволяет достичь более гибких температурных показателей. Также отметим, что охлаждающая жидкость различается по группам. Самая первая - 11G. Это и отечественный тосол. Данная группа считается устарелой, и сейчас мировые производители не заливают такую ОЖ в свои машины. Если в автомобиле используется жидкость 11-й группы (в том числе и на российских авто), ее требуется менять раз в два года.

Следующий тип - 12G. Это популярный Впервые он начал использоваться японскими производителями на автомобилях «Ниссан» и «Тойота». Срок службы данной составляет 5 лет. И напоследок, 13-я группа. Она появилась совсем недавно. Данный антифриз содержит исключительно органические добавки. Служит он до 200 тысяч километров. В составе всех этих антифризов содержатся антикоррозийные добавки, фосфаты и силикаты. Пока они есть, в двигателе отсутствуют коррозионные процессы. Но со временем эти добавки оседают. И тот процент воды, который содержится в тосоле, начинает способствовать налету на стенках и в сотах радиатора. Этот процесс называется электролитной коррозией.

Выбираем нужный тип

Как поменять антифриз «Хонде Аккорд», если не знаешь группу антифриза, что была залита ранее? Специалисты рекомендуют использовать 12-ю группу. Она является универсальной. Ее можно лить после 11-й и 13-й группы. Но лучше всего посмотреть в и следовать рекомендациям завода-производителя.

Подготовка

Перед тем как поменять антифриз (на ВАЗ-2114 в том числе), нужно подготовить большую емкость для слива старой жидкости объемом не менее пяти литров.

Это может быть тазик, либо пластиковая канистра с проколотой боковиной. Ее нужно сделать для того, чтобы жидкость под напором не разбрызгивалась по асфальту. Да и не каждый автомобиль имеет достаточный клиренс, чтобы ровно подставить канистру горлышком к сливной пробке. Чтобы не создавать вакуум, открутите крышку расширительного бачка. Слив полностью жидкость, необходимо промыть систему от старых отложений.

Как промыть?

Перед тем как самому поменять антифриз, нужно очистить систему от накипи. Особенно часто она скапливается при смешивании тосола с дистиллированной водой.

Также внутри системы содержатся грязь и масляные отложения. Все это нужно тщательно вымыть перед тем, как поменять антифриз. Что использовать из дополнительных средств? Самый простой метод - залить в систему обыкновенную чистую воду. После того как машина проехала 1-2 дня на такой жидкости, ее необходимо слить из системы. Обратите внимание на ее цвет. Если вода не прозрачная (а в большинстве случаев так и есть), не лишней будет повторная промывка системы. Можно использовать для этого и «антинакипин» на основе лимонной кислоты. Это так называемые «пятиминутки» - залив их в систему, нужно поработать двигателю пару минут, после чего слить всю жидкость в заранее подготовленную емкость.

Такие препараты продаются в виде порошка. Дальше приступаем к заливке новой охлаждающей жидкости. Но перед тем как поменять антифриз, дайте время остыть мотору. Температура охлаждающей жидкости составляет 80-90 градусов - есть большой риск получить ожоги.

Что далее?

Итак, подставляем емкость под сливную пробку, откручиваем кран внизу радиатора и выливаем воду. Пока жидкость будет наполняться, проверьте состояние резиновых патрубков, которые подводятся к радиатору сверху и снизу, а также на шланги расширительного бачка.

Данные элементы не должны иметь трещин и быть «дубовыми» на ощупь. Если они потресканные и твердые, замените их вместе с хомутами. Закрутите пробку на радиаторе и начните заливать новую жидкость. Если вы хотите поменять антифриз в «Форде Транзит», для удобства используйте небольшую лейку. Важно, чтобы она не имела следов масла и грязи. Заливайте антифриз небольшими порциями. Так вы исключите наличие воздушной пробки в системе. Воздух в двигателе не даст жидкости нормальный теплоотвод - двигатель начнет закипать. Далее заведите двигатель и дайте ему поработать 3-5 минут. После того как температура достигла рабочих значений, проверьте уровень жидкости в расширительном бачке. При необходимости долейте его. Но будьте осторожны. «На горячую» заливать тосол не стоит. Крышка под давлением может выстрелить.

Можно ли смешивать разные антифризы?

Многие автолюбители часто задаются вопросом, Делать это категорически запрещается. Несмотря на одинаковую основу данных жидкостей (этилен- и пропиленгликоль), при смешивании она может вести себя по-разному.

Нельзя смешивать даже одинаковые группы жидкостей. Помните, что цвет антифриза может быть одинаковым у 12-й и 13-й группы. В некоторых случаях данная жидкость может вспениться. Двигатель моментально закипит, что чревато деформацией ГБЦ и самого блока. Смешивать можно только с дистиллированной водой.

В каких пропорциях лить?

Нужно учитывать, что чем больше данной жидкости в тосоле, тем меньше его температура замерзания. Перед тем как поменять антифриз, задумайтесь, сколько вам нужно использовать жидкости «на долив». Обычно уходит 1-2 литра за весь срок эксплуатации (2 года). В зимнее время допускается наличие только 20 процентов воды в жидкости. Если смешивать больше, тосол может замерзнуть. В летнее время все немного проще - можно ездить на одной воде. Но при первых заморозках эту «жижу» нужно сливать и использовать нормальный, не разбавленный тосол.

Какой объем лить?

Перед покупкой антифриза водители задаются вопросом о количестве жидкости, что используется в системе охлаждения. Данная цифра указана в руководстве по эксплуатации. Обычно для легковых автомобилей с объемом двигателя до двух литров необходимо использовать 7-8 л антифриза. Например, для отечественной «десятки» требуется 7 литров жидкости. Для внедорожников типа «УАЗ Патриот» - 12. Меньше всего нужно на «Оку» - 4.8 л. Двигатели производства ЗМЗ, что ставятся на «Волги» и «Газели», требуют порядка 10 литров охлаждающей жидкости. Но в любом случае заливать тосол необходимо до отметки, которая находится между максимальной и минимальной.

Помните, что при увеличении температуры жидкость расширяется, и ей нужен дополнительный объем, который компенсируется расширительным бачком. Если перелить антифриз, он может попросту взорваться или выльется из патрубков под огромным давлением.

Заключение

Итак, мы выяснили, как поменять антифриз своими руками. Как видите, процесс не очень сложный и не трудозатратный. После того как вам удалось поменять антифриз («Тойота Авенсис» не исключение), сделайте отметку в бортовом журнале с датой и пробегом. Так будет проще придерживаться регламента. Не ездите на старом тосоле - так вы рискуете перегреть двигатель. Жидкость теряет свои свойства, а присадки выпадают в осадок. Она перестает нормально отводить тепло с мотора.

Антифриз играет немаловажную роль в функционировании любого современного двигателя. В статье рассмотрим предназначение охлаждающей жидкости и её основные виды. Вы узнаете как самостоятельно заменить её и что делать при загрязнении системы охлаждения.

Назначение антифриза

Антифриз - это общее название для особых жидкостей, используемых в системе охлаждения двигателя. Циркулируя по системе охлаждения, ОЖ поглощает тепло и выводит его в радиатор, откуда излишки тепла выходят наружу. Все современные антифризы представляют собой смесь воды и этиленгликоля. За счет наличия в составе этиленгликоля, охлаждающая жидкость имеет высокую теплоемкость и не замерзает при температурах вплоть до -60 градусов Цельсия. В состав антифриза также входят смазывающие и антикоррозионные присадки.

Стоит отметить, что тосол является всё тем же антифризом. Название «ТОСОЛ» относится к торговой марке антифриза в СССР.

Как выбрать охлаждающую жидкость для автомобиля?

При выборе охлаждающей жидкости, следует выяснить какая именно подходит для вашего автомобиля. Антифриз является агрессивной жидкостью, активно вступающей в реакцию с различными типами металлов. Некоторые разновидности ОЖ несовместимы с радиаторами из меди и латуни, тогда как другие вызывают коррозию алюминиевых деталей. Узнать точные спецификации можно в руководстве по эксплуатации или у официального дилера.

Существует три основных класса антифриза:

  1. G11 - этиленгликолевые ОЖ с небольшим добавлением антикоррозионных присадок и карбоновой кислоты. Представляют собой самую дешевую и недолговечную разновидность антифриза. За этим классом закреплен зеленый цвет. Стоит отметить, что отечественный тосол условно относится к этой группе. Обозначения G11+ и G11++ указывают на повышенное содержание карбоновой кислоты.
  2. G12 - ОЖ на основе этиленгликоля с органическими присадками и высоким содержанием карбоксилатных соединений. Данный класс антифриза гораздо лучше справляется с очагами коррозии. За счет высокой теплоемкости, эта жидкость гораздо лучше справляется с охлаждением мощных двигателей. Подобный антифриз стоит дороже, но и прослужит гораздо дольше. За этим классом зафиксирован красный цвет. Обозначения G12+ и G12++ указывают на наличие силикатных присадок или их аналогов.
  3. G13 - ОЖ на основе экологически чистого аналога этиленгликоля - полипропиленгликоля. Он не ядовит и гораздо быстрее разлагается. По своим свойствам данный класс антифриза ничем не отличается от классов G12+ и G12++. Впрочем, стоит он на порядок дороже. За этим классом закреплен фиолетовый цвет.

Стоит отметить, что разделение на цвета является условным. Цвет не имеет никакого отношения к химическому составу и зависит исключительно от прихоти производителя или решения маркетологов. Изготовители могут окрашивать один и тот же антифриз в разные цвета, чтобы различать их по бренду.

Периодичность замены

Многие автомеханики советуют проводить замену антифриза каждые 50 тысяч километров или раз в два года. Впрочем, это относится к тосолу и антифризу класса G11. За счёт улучшенной формулы, срок «жизни» охлаждающих жидкостей класса G12 и G13 составляет от 100 до 200 тысяч километров. Срок службы ОЖ зависит от состояния антикоррозийных добавок. При разложении антикоррозийных присадок на базовые элементы, двигатель, радиатор и элементы системы охлаждения подвергаются электролитной коррозии. В определённых случаях, охлаждающая жидкость может испортиться гораздо раньше положенного срока. Поэтому важно регулярно проводить диагностику ОЖ.

Проверить состояние антифриза можно с помощью универсального набора для контроля состава охлаждающей жидкости. Помимо этого, можно попытаться определить состояние жидкости на глаз. Мутная охлаждающая жидкость белого цвета указывает на то, что он потерял полезные свойства. Жидкость рыжего оттенка указывает на наличие в нём ржавчины. Если же в ОЖ есть плотные образования, хлопья и пена, необходимо немедленно заменить жидкость и провести диагностику системы охлаждения.

Инструкция замены антифриза своими руками

Алгоритм замены охлаждающей жидкости выглядит следующим образом:

  1. Ставим машину на подъемник или смотровую яму.
  2. Снимаем крышку и сливаем охлаждающую жидкость в заранее приготовленную тару. Расположение крышки зависит от марки и модели машины. В большинстве случаев, сливная крышка находится на расширительном бачке, либо в одном из нижних углов радиатора. В отдельных случаях необходимо отсоединить нижний патрубок радиатора.
  3. Для полного слива антифриза завинчиваем сливную крышку бачка, включаем печку на максимум и запускаем двигатель на две минуты. После чего сливаем остатки жидкости.
  4. Заливаем антифриз в расширительный бачок.
  5. Заводим двигатель и даем ему поработать в течение 15-20 минут.
  6. Проверяем метки на бачке. Уровень антифриза должен находиться выше отметки «MIN».

На этом, процедура замены ОЖ завершена.

Нюансы замены

Категорически запрещено сливать антифриз с горячего мотора. Проводя процедуру на «горячую» вы рискуете получить серьезные ожоги в результате выброса раскаленной жидкости или пара из системы. Помимо этого следует позаботиться о защите рук, органов дыхания и глаз. Антифриз является крайне токсичным веществом, компоненты которого вызывают химические ожоги при попадании на незащищенные участки кожи. В свою очередь испарения антифриза вызывают раздражение дыхательных путей, сонливость и, в определенных случаях, потерю сознания. По завершении работы, необходимо слить отработанную ОЖ в герметичную тару и отправить её на переработку.

В случае если слитый антифриз имеет коричневый или оранжевый оттенок, а на стенках патрубков имеются следы коррозии или накипи, систему охлаждения необходимо прочистить. Сделать это можно с помощью специализированного очистителя, дистиллированной воды или слабокислотного раствора лимонной кислоты. Данный раствор можно приготовить, смешав лимонную кислоту и дистиллированную воду в отношении 15 грамм на один литр.

Сама процедура очистки проходит по следующему алгоритму:

  1. Заливаем выбранную нами жидкость в систему охлаждения и запускаем двигатель на 5-7 минут.
  2. Сливаем очиститель, заливаем дистиллированную воду и повторяем процедуру.
  3. Сливаем воду и заливаем антифриз.

Смешивание ОЖ допускается при условии, что обе жидкости относятся к одному и тому же классу. В экстренных случаях вы можете смешивать продукты разных классов. После этого необходимо срочно заменить смесь с последующей промывкой всей системы. Это связано с тем, что вещества, входящие в состав охладителя, могут вступить в непредсказуемую реакцию друг с другом, что нанесет серьезный вред системе охлаждения.

Регулярная замена охлаждающей жидкости важна для оптимальной работы системы охлаждения двигателя. В статье раскрыты вопросы: как самостоятельно заменить антифриз и какие виды охладительной жидкости следует использовать.

Почему необходимо вовремя менять охлаждающую жидкость?

Известно, что серьёзный перегрев двигателя может привести к деформации поршней, образованию «задиров» на стенках цилиндров, утечки масла и разрушению межкольцевых перегородок. Именно для этого и нужна система охлаждения в автомобиле.

Со временем, антифриз перестаёт справляться с отводом тепла от основных узлов мотора, что приводит к его перегреву. Помимо этого, антикоррозионные присадки начинают разлагаться на базовые элементы. В ходе этой реакции, двигатель, радиатор и элементы системы охлаждения подвергаются электролитной коррозии. Состав антифриза становится более щелочным, что усугубляет коррозию. Частички ржавчины начинают разрушать крыльчатку и подшипник помпы, забиваться в термостат, радиатор и каналы двигателя. Всё это только усугубляет проблему перегрева двигателя.

Многие автомеханики и автомобилисты утверждают, что замену следует проводить каждые 50 тысяч километров или раз в два года. Однако в реальности, периодичность замены антифриза зависит от класса охлаждающей жидкости и условий эксплуатации автомобиля.

Так, например, срок службы классического тосола и антифриза класса G11 составляет вышеупомянутые два года. Более продвинутые охладительные жидкости класса G12 и G11+ прослужат порядка пяти лет, тогда как топовый антифриз класса G12++ и G13 способен выдержать до десяти лет эксплуатации. Впрочем, несмотря на все уверения производителей о долговечности их продукта, может случиться и так, что антифриз испортится раньше указанного срока. Обычно это связано с разложением химических присадок на базовые элементы.

Проверить антифриз можно с помощью специального комплекта для контроля состава, либо попытаться определить его состояние на глаз. Если антифриз окрасился в мутный белый цвет, значит он отработал свой срок в нормальных условиях. Рыжеватый окрас жидкости указывает на наличие в нём ржавчины и необходимость прочистки системы. Наличие в охлаждающей жидкости пены, хлопьев или плотных сгустков указывает на серьёзные неполадки в системе охлаждения.

Виды охлаждающей жидкости

Рассмотрим классы антифриза подробно.

Всего существует три типа:

  1. «Зелёный» G11. Самый распространённый и дешёвый вид охладительной жидкости на основе этиленгликоля с химическими присадками. Подобный антифриз долго не прослужит, однако стоит он относительно дёшево. Не подходит для латунных и медных радиаторов. Обозначения G11+ и G11++ указывают на повышенное содержание карбоновой кислоты. Охладители этих классов по своим свойствам приближаются к классу G12. Стоит отметить, что отечественный тосол условно относится к классу G11.
  2. «Красный» G12. Охладители на основе этиленгликоля с органическими присадками. За счёт высокого содержания карбоксилатных соединений, жидкости этого класса отличаются более высокой теплоёмкостью и гораздо лучше справляются с коррозией. Стоит подобный антифриз дороже, однако его хватит на пять лет. Не подходит для радиаторов из алюминия или его сплавов. Маркировка G12+ и G12++ указывает на наличие силикатных присадок, улучшающих качества жидкости.
  3. «Фиолетовый» G13. Антифриз на основе экологически чистого и нетоксичного пропиленгликоля. По своим свойствам он аналогичен классу G12++, однако стоит на прядок дороже. Подходит для всех видов радиаторов.

Стоит отметить, что разделение на цвета является условным. Оно никак не связано с составом жидкости и может разниться от производителя к производителю.

Прежде чем приступить к замене необходимо установить автомобиль на эстакаду или смотровую яму и дать ему остыть. Ни в коем случае нельзя проводить процедуру замены на «горячую». Иначе вы рискуете получить серьезные ожоги в результате контакта с раскалённой жидкостью или её парами.

Также стоит позаботиться о соответствующей защите глаз, дыхательных путей и кожи. Антифриз является крайне токсичным веществом, вызывающим ожоги при контакте с незащищёнными участками кожи. Помимо этого, его пары способны вызвать серьёзное раздражение слизистых глаза и верхних дыхательных путей. По завершении работы, необходимо слить отработанную ОЖ в герметичную тару и отправить её на переработку.

Несмотря на конструктивные особенности различных марок и моделей автомобиля, процедура замены антифриза проходит по одному и тому же алгоритму.

1 этап — слив

Алгоритм замены охлаждающей жидкости выглядит следующим образом:

  1. Устанавливаем тару на 8-10 литров под сливное отверстие. Обычно «слив» находится либо на бачке расширителе, либо в нижнем углу радиатора. Впрочем, на некоторых марках подобное отверстие отсутствует. В таком случае необходимо отсоединить нижний патрубок радиатора.
  2. Для полного слива антифриза завинчиваем сливную крышку бачка, включаем печку на максимум и запускаем двигатель на две минуты.
  3. Сливаем остатки охлаждающей жидкости.

2 этап - промывка радиатора

При полной замене антифриза необходимо совершить промывку системы дистиллированной водой. В случае если вы обнаружили ржавчину в слитом антифризе или следы коррозии и накипи в радиаторе, вам придётся использовать более мощный очиститель. Для этого подойдёт специализированный очиститель или раствор лимонной кислоты. Раствор можно приготовить, смешав лимонную кислоту и дистиллированную воду в отношении 15 грамм на один литр.

Процедура очистки проходит по следующему алгоритму:

  1. Заливаем очиститель в систему охлаждения, и запускаем мотор на 5-7 минут.
  2. Сливаем очиститель, заливаем дистиллированную воду и повторяем процедуру.
  3. Сливаем воду.

3 этап - залив новой охлаждающей жидкости

После слива старого антифриза и промывки системы, настало время залить новый.

Залив проходит по следующему алгоритму:

  1. Заливаем охлаждающую жидкость в расширительный бачок.
  2. Заводим двигатель на 15-20 минут.
  3. Проверяем метки на бачке. Уровень антифриза должен находиться выше отметки «MIN».

На этом процедуру замены антифриза можно считать завершённой.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков