Сравнение различных марок автомобилей скорой помощи. А у нас — оптимизация

Сравнение различных марок автомобилей скорой помощи. А у нас — оптимизация

30.10.2020


Откровения врача скорой помощи: смерть, опасные пациенты и спасённые жизни

Вопросов к отечественной медицине много, как, впрочем, и претензий, которые при любом удобном и неудобном случае высказывает каждый второй. Нередко среди них проскальзывает и недовольство работой скорой помощи, однако мало кто задумывается, как она выглядит по ту сторону - глазами врачей. Мы поговорили с одним из них о том, почему люди не хотят идти в медицину, сколько за сутки поступает ложных вызовов и что делать с умирающими пациентами.


О карьере

В скорой помощи я работаю уже больше 20 лет. У нас есть местное разделение бригад: линейная, педиатрическая, кардиологическая, реанимационная и психоневрологическая. Я начинал санитаром на линейной, потом перешёл на кардиологическую, стал медбратом, вернулся на линейную, стал врачом - и опять перешёл на кардиологическую.

Мы ещё работаем как бригада интенсивной терапии - в принципе, она заменяет всех, кроме неврологов. Мы выезжаем как к обычным пациентам, так и на различные аварии и массовые ДТП. Обычно в экипаже два-три человека плюс водитель.

Могу сказать, что огромный процент врачей, которые сейчас заняты в разных сферах, начинали именно со «скорой». Если взять третью городскую или областную больницы, то многие местные специалисты прошли эту школу.

Чаще всего сюда идут ещё студентами, как на временную работу - тут своя экзотика, можно чему-то научиться, например, быстро принимать решения. И график более-менее свободный, не привязанный к месту. Раньше было именно так.

Я задержался на этой службе чуть дольше, чем другие. Зовут в стационар, но я не хочу уходить - эта работа мне по душе.

О проблемах

Последнее время количество вызовов растёт, интенсивность увеличивается, а вот число бригад сокращается. Раньше на 100 000 населения было 10 бригад, а сейчас на такое же количество пациентов - около семи.

В своё время считалось, что норма для кардиологической бригады - это восемь вызовов в сутки. Теперь 10 вызовов уже считается «лёгким» днём, 12 - среднее количество. В основном выходит 14-16 выездов за смену. Дополнительная нагрузка не оплачивается.

Из-за этого работать на «скорой» хотят далеко не все, и нас становится всё меньше и меньше. Сейчас остаются врачи, средний возраст которых превышает 40 лет. Молодых медиков очень мало. Проблема с медицинским персоналом в скорой помощи стоит на первом месте.


О вызовах

Есть негласное распоряжение, что все вызовы записываются и на них выезжает скорая. То есть, мы не имеем права отказать, даже если помощь на самом деле не требуется. Теоретически, это должен определять диспетчер, у которого есть средне-специальное медицинское образование - он фельдшер с высшей категорией. Конечно, мне это не нравится - кататься зря, глупость какая-то, но что поделать.

Вызовы условно можно разделить на те, которые требуют помощи, общения с пациентом, получающие отказ и случаи, где пациента не нашли. Ну, к примеру, сердобольные люди звонят и говорят, что где-то упал и лежит пьяный мужчина. Мы приезжаем, а его уже нет. Ну или он есть, но посылает нас далеко-далеко. Его и оставить нельзя, потому что другая бабушка, проходя мимо, снова нас вызовет.

Полиция в таких ситуациях приезжает позже, а иногда сама нас вызывает, чтобы определить степень тяжести опьянения. Тут порой доходит до скандала. Недавно была ситуация, когда нас вызвал майор, мы приехали, поставили заключение и уехали. Через некоторое время он опять звонит и говорит, что не будет человека забирать, потому что тот до машины дойти не может. Там уже помогли прохожие, которые довели мужичка до полицейского «бобика». В целом, мы не конфликтуем с другими службами, потому что мы работаем в одной связке с МЧС, полицией, ДПС.

Сейчас много пациентов, которые не могут идти в больницу. Из-за очередей и первичной записи попасть к терапевту иногда можно только через несколько дней. Я считаю, что это бич отечественной медицины, когда люди не имеют возможности сразу обратиться в поликлинику и им приходится ждать. Но дело в том, что медиков стало меньше, а бумажной волокиты - больше. И нас вызывают такие больные, которые думают, что приезд скорой может заменить первичный приём у терапевта. Это не так.


Ложных вызовов много - несколько десятков в сутки. Большой процент - это передозировка наркотиков, но пока едет бригада, многие звонят и отменяют вызов. Также это люди на улице, которые где-то упали. Недавно было три вызова подряд, мы сопровождали женщину, которая шла домой и падала на каждом углу. И люди каждый раз звонили нам. В итоге мы доехали до её подъезда, а она от помощи отказалась.

Очень часто звонят бабушки, страдающие от одиночества. Им тоже нужна помощь, но психологическая. Как правило, они брошены родственниками и детьми, которые приезжают раз в неделю в лучшем случае. А им же нужно общение. Хуже, когда они вызывают нас в ночные часы. Они говорят: «Я боюсь оставаться со своей болячкой ночью». Хотя весь день она терпела. Вроде как ночью страшно умирать. В таких случаях мы тоже приезжаем, конечно. Скажешь два-три добрых слова, давление измеришь - и такое ощущение, что тонометр её вылечил, стало лучше.

О буйных и странных пациентах

Как правило, самые буйные пациенты - это люди в состоянии алкогольного опьянения. Даже наркоманы относятся к врачам спокойнее. У пьяных стадия возбуждения ярче выражена. С ними приходится иногда ругаться и конфликтовать. Но если правильно выстроить беседу, они быстро успокаиваются. Были и драки с такими товарищами, но, честно говоря, об этом я говорить не хочу.

Зато вспомнить какие-то странные вызовы я не могу. Ситуации, когда, скажем, человек на спор засовывает в рот лампочку, вполне обыденны. Или когда кто-то получает в ванне ожог всего тела - тоже, хотя это кажется дикостью. Просто срывает краны и человек ошпаривается. Таких случаев бывает три-четыре в год.

Есть, конечно, и ипохондрики, которые вызывают скорую по любому поводу. Как правило, их уже знают все бригады. Некоторые адреса я помню наизусть.

Конечно, есть и такие, у кого действительно имеется какое-то серьёзное заболевание, но и они вызывают скорую по каждому пустяку. Вот что плохо: приезжаешь к человеку за месяц шесть-семь раз, а на восьмой, заранее зная, что у него ничего нет, можно действительно упустить настоящую проблему, если она вдруг появится или обострится. Такое тоже случается. Конечно, тут виноваты и врачи, и пациенты. Первые - потому что отнеслись спустя рукава, вторые - потому что не хотят нормально лечиться и паникуют по каждому поводу.


О ситуации на дорогах

В последнее время водители стали относиться более лояльно к машинам скорой помощи. К слову, пропускают чаще импортные автомобили, а не наши УАЗы. Логика людей понятна: если едет уазик, то это скорее всего линейная бригада, пациент может и подождать. Хотя это неправда, потому что общепрофильная бригада тоже может везти тяжёлого больного.

Хамство случается, но редко. Бывали случаи, конечно, когда приходилось выходить из машины и говорить, чтобы уступили дорогу. Чаще всего такие ситуации происходят с таксистами, которые заезжают во дворы, а потом им надо разворачиваться, они прут и не хотят сдать пару подъездов назад, чтобы пропустить помощь. Буквально осенью было такое - мы не смогли разъехаться с таксистом и пошли до нужного дома пешком.

О смерти

Со смертью приходится сталкиваться довольно часто. Несколько случаев в неделю, иногда и за смену. Смерти тоже разные бывают - и до приезда бригады, и при ней. В первом случае это либо клинические больные, либо пациенты с внезапными острыми заболеваниями, которые поздно обратились в скорую. Случается и так, что врачи не успевают доехать. Но чаще всего люди поздно обращаются. В то время как другие вызывают медиков по каждому пустяку.

Ещё есть такое понятие как «прогнозируемая смерть», когда ты знаешь, что пациент в скором времени умрёт - это проще. Но есть и внезапная, когда не удаётся установить даже причину, тогда приходится тяжело.

Я не помню, когда первый раз столкнулся со смертью. Зато отчётливо помню случай, который произвёл на меня неизгладимое впечатление. Это было лет 20 назад, наверное. По трассе ехала семья - муж и ребёнок сидели пристёгнутые спереди, а жена находилась на заднем сидении. Во время аварии она вылетела через лобовое стекло своего автомобиля, а после этот же автомобиль наехал на неё. Мы успели довезти её только до гостиницы «Кристалл», когда она умерла. У неё были множественные травмы: переломы грудной клетки, таза, основания черепа. Конечно, такое лучше и не вспоминать.

Вообще существует такой закон, что пациенты должны умирать в больнице. Но пожилые люди, как правило, хотят уйти из жизни в своей кровати. Я считаю, что это нормальное желание - если без мучений, то почему нет. Возможно, это правильно. Мои бабушка и дедушка в своё время тоже отказались ехать в больницу и остались дома.

Но здесь палка о двух концах: мы не можем насильно госпитализировать пациента против его воли, но с юридической точки зрения человек в такие моменты не всегда способен адекватно оценивать своё состояние. На месте трудно определить, насколько в здравом уме находится больной. Как правило, в стационарах такие решения принимают на консилиумах. А в скорой каждый раз ты принимаешь решение на свой страх и риск.


О специфике работы

Чрезвычайные ситуации, когда пострадавших больше трёх, или случаи с летальным исходом происходят не так часто, но эмоционально они, конечно, сложнее будничной работы. Зато в такие моменты ты понимаешь, зачем ты нужен.

Конечно, каждый врач сам решает, оказать помощь на месте или быстро везти в больницу. В первом случае надо понимать, что человека получится госпитализировать позже, быстро оценить риски, взвесить все «за» и «против». Это только в фильмах показывают, что в пути врачи могут что-то сделать, действительность же такова, что, двигаясь по нашим дорогам, пациенту помочь нельзя. Если он уже заинтубирован или у него стоят катетеры, тогда можно менять бутылки или ставить растворы на ходу - но это всё.

Случается и своеобразное выгорание - как правило, такие моменты происходят перед отпуском, когда ты знаешь, что скоро будешь отдыхать, а на пациентов уже тяжело смотреть. Возможно, это некрасиво, но так оно и есть. Ты понимаешь, что это неправильно, но сделать с собой уже ничего не можешь. Начинаешь работать как машина, а от людей абстрагироваться.

О врачебном юморе

Врачи шутят про всё на свете - даже про смерть и про рак. По-другому не получается. Иногда, когда мы возвращаемся на станцию, нам надо громко поорать и тут же посмеяться. У нас в ординаторской так бывает - это помогает снять напряжение.

У медиков много грубых и похабных шуток, но такова специфика нашей работы, без них никуда. Это помогает нам держаться.

Часто видим их на улицах городов. Автомобили медицины катастроф или просто реанимобили скорой помощи. Мало кто видел их изнутри, как правило это сами врачи и пациенты. Но пациенту реанимобиля обычно не до интерьеров и оборудования, быть бы живу, а врачи тоже с неохотой выставляют снимки изнутри. Но интересно же.

Поэтому пройдём внутрь как читатель. Лучше посмотреть сейчас, чем при случае.
Вот автомобиль для реанимационных бригад. Дальше аппаратура.


Много света, много места. При желании в автомобиле можно обслуживать в пути сразу двух пострадавших.
С задних дверей в автомобиль попадают пациенты, поэтому пойдём с боковых.


Левый борт реанимобиля полностью занят медицинским оборудованием, оснасткой и лекарствами.


Используется всё свободное пространство, вот например, на поручне фиксаторы на шею, справа висит электроодеяло.


Реанимационный монитор, подключается к пациенту и выводит информацию, пульс, сердцебиение, температуру и ещё несколько параметров. Видели в кино? Колпачок одевается на палец и пациент под контролем.


Аппарат искусственной вентиляции лёгких, он как бортовой, но можно использовать и автономно, есть случаи когда приходится проводить ИВЛ заблокированному в автомобиле человеку.
А внизу справа виден шприцевой дозатор. Не все лекарства можно вводить струйно и быстро либо капельно.
Тут вставляется шприц и лекарство поступает в организм с определённой скоростью. Врачи в это время заняты пациентом.


Дефибриллятор-монитор. Ну его в кино точно все видели. С помощью дефибриллятора можно снять и кардиограмму.


Наркозно-дыхательный аппарат. Он так же переносной.


Этот аппарат врачи называют «однокомнатная квартира» – стоит столько же.
Аппарат искусственной вентиляции LTV-1200. Может работать полностью автономно, не зависит от баллона сжатого кислорода, как аппарат ИВЛ выше.
LTV-1200 производит воздушную смесь для дыхания тут же.


Есть ещё одна интересная вещь, пока редко встречающийся в России детектор болевого стресса.
Прибор может определить больно ли человеку, даже если он находится под наркозом, либо без сознания. Можно подключить и посмотреть не усилить ли наркоз.
Газоанализатор выдыхаемого воздуха. Почти химическая лаборатория. Можно определить чем человек отравился и какую помощь ему оказывать.
Система внутрикостного доступа. Не всегда есть возможность поставить инъекцию в вену. Вены могут спрятаться при малом давлении, пациент так же может быть зажат где то.
Для этого быстро и надёжно можно вколоть лекарства прямо в кость.


Красный реанимационный чемоданчик, тут много всего.


Всё для инъекций, всё под рукой.




Есть так же акушерский набор, ребята свободно могут принять роды. Есть токсикологические наборы, в случае отравления промыть желудок и так далее.
Хирургические инструменты. Быстро зашить, разрезать, заштопать. Наборы для трахеостомии и пункции плевральной полости


Ну и кроме того шины, одеяла, баллоны с кислородом, азотом и прочим, пара полок с лекарствами, несколько чемоданов того, что не показали. В общем, много всего есть, вот только не советую я вам этим всем воспользоваться! Берегите себя!

​19 декабря Новосибирск и районы НСО официально получили ключи от новых автомобилей «скорой помощи» - врачи показали, как машины устроены изнутри.

18 новых автомобилей экстренной медицинской помощи - 9 «ГАЗелей» и 9 УАЗов - прибыли в Новосибирск еще в конце недели , а в начале этой недели машины разъехались по своим районам. Новосибирская станция скорой помощи получит 7 «ГАЗелей». Остальные автомобили уедут в Баганский, Барабинский, Колыванский, Кочковский, Краснозерский, Кыштовский, Чановский, Чулымский, Татарский, Тогучинский районы, а также в Кольцово.

«Это специальная федеральная программа по обновлению машин "скорой помощи"… Я думаю, что это как раз ко времени - сегодня мы видим, как каждый день нарастает нагрузка на оперативность работы "скорой помощи". Больше вызовов по гриппу, по ОРВИ, такая эпидемия все-таки подходит. Поздравляю медиков и надеюсь, что они ответят заботой и оперативностью по отношению к людям, которые с надеждой набирают 03 - приедут, окажут помощь», - пояснил журналистам губернатор НСО Владимир Городецкий после торжественного вручения ключей от машин врачам районов области.

Ранее в министерстве рассказали, что в 2016 году из регионального бюджета на приобретение новых машин было выделено около 21,5 млн руб. - такую же сумму хотят потратить на новые автомобили «скорой помощи» в следующем году. Всего сейчас в Новосибирске и НСО около 330 автомобилей «скорой помощи».

Министра здравоохранения НСО Олега Иванинского журналисты спросили, как коррелируется сочетание новосибирских дорог с их особенностями и отечественный автопром.

«Очень хорошо коррелируется. Понятно, что любая машина требует технического обслуживания, отечественная машина чинится сегодня намного лучше и дешевле. Mercedes и Volkswagen, конечно, меньше ломаются, но жизнь есть жизнь. Мы живем в экстремальном достаточно климате - вчера тепло, сегодня уже –20, это всегда для машины экстрим.

Но что было в "уазике" 20 лет назад и сегодня - это вообще небо и земля. Попробуйте встать в полный рост в "уазике» в старом и поработать на реанимационных мероприятиях и здесь», - отметил Олег Иванинский.

По просьбе НГС.НОВОСТИ врачи «скорой помощи» подробно рассказали об обустройстве новых автомобилей.

Заместитель главного врача Новосибирской станции скорой помощи Александр Балабушевич подчеркнул, что все привезенные автомобили принадлежат к классу B. «Это значит, что он может использоваться не только для транспортировки пациентов, но и для выполнения медицинской эвакуации, оказания медицинской помощи во время пути», - объяснил он.

Александр Балабушевич

Показывая УАЗ, заместитель главврача отметил, что благодаря полному приводу машина может использоваться в сельской местности. «На дорогах не с асфальтовым покрытием, особенно в весеннюю распутицу и так далее - где другие автомобили не пройдут», - объяснил он.

Обязательное устройство в машине - дефибриллятор-монитор. «Он позволяет мониторировать сердечный ритм [пациента] во время движения автомобиля, во время транспортировки пациента», - рассказал Александр Балабушевич.

Аппарат искусственной вентиляции легких позволяет перевозить пациентов, которые не могут дышать самостоятельно - за них дышит аппарат. Электрический аспиратор помогает отсасывать различные накопившиеся в теле жидкости, а компрессор-небулайзер нужен больным, например, с бронхиальной астмой.

Также в машинах есть электрокардиограф и необходимый набор шин. «Весь комплекс оборудования позволяет оказывать полноценную современную помощь любому пациенту в любом состоянии», - заверил Балабушевич.

Естественно, в каждом автомобиле есть тележка-каталка, с помощью которой пациента грузят в автомобиль. По словам заместителя главврача станции, не нужно обладать большой физической силой, чтобы справиться с этим одному-двум сотрудникам «скорой помощи».

Особенность автомобилей - так называемый эвакуационный щит (оранжевый, слева от каталки). «Он служит для транспортировки больных, пострадавших с тяжелой спинальной травмой. Причем он может использоваться не только для транспортировки, но и для эвакуации с места происшествия», - объясняет он.

Специальные автомобили медицинской скорой помощи применяются для срочной транспортировки пациентов или оказания им экстренной помощи на дому. Транспортные средства этой категории при выезде на вызов имеют преимущество на дороге, могут проезжать на запрещающий сигнал светофора или двигаться по встречной полосе, обязательно включив при этом специальные звуковые и сигнальные маячки.

Линейная категория

Это самая распространенная вариация автомобилей скорой медицинской помощи. В нашей стране для линейных бригад чаще всего предоставляются модификации карет «неотложек» на базе «Газели», «Соболя» с заниженной крышей, УАЗов и ВАЗа-2131 СП (ориентированные на сельскую местность).

В соответствии с международными стандартами, указанные машины, по причине недостаточных габаритов салонной части, могут применяться только для транспортировки людей, не требующих безотлагательной медицинской помощи. Согласно европейским требованиям, транспорт для базисного лечения, мониторинга и перевозки больных, требующих экстренного вмешательства, должен иметь увеличенную рабочую часть.

Реанимобили

По ГОСТУ автомобили скорой медицинской помощи для реанимационных, кардиологических, токсикологических бригад и врачей интенсивной терапии должны соответствовать определенной категории. Как правило, это транспорт с высокой крышей, оснащенный приспособлениями для проведения интенсивных мероприятий, наблюдения состояния и перевозки пациента. Кроме стандартного набора лекарств и специальных приборов для линейных аналогов, они должны иметь пульсоксиметр, перфузоры и еще некоторое оборудование, подробнее о котором поговорим ниже.

По факту, назначение бригады определяется не столько оснащением реанимобиля, сколько квалификацией персонала и профилем болезни, по которому ее используют. Предусмотрены специальные аналоги реанимационных машин для детей, что в нашей стране большая редкость. Насколько известно, даже в Москве работает всего одна такая бригада - в ДГКБ имени Филатова.

Неонатальная модель для новорожденных

Основное отличие автомобилей скорой медицинской помощи этого типа - наличие специального отсека для новорожденного пациента (кювеза инкубаторного типа). Он представляет собой довольно сложное приспособление в виде короба с открывающимися стенками из прозрачного пластика. В нем поддерживается оптимальная стабильная температура и уровень влажности. Врач может наблюдать за состоянием малыша, работой жизненно важных органов. При необходимости он подключает аппарат искусственного дыхания, кислород и прочие приборы, обеспечивающие выживание маленького пациента. Особенно это важно для недоношенных детей.

Неонатологические автомобили скорой медицинской помощи приписаны к специальным центрам по выхаживанию новорожденных. Например, в Москве это ГКБ № 13, 7, 8, в СПб - профильный консультативный центр.

Другие модификации

Среди прочего медтранспорта можно отметить следующие варианты:


Классы автомобилей скорой медицинской помощи

В зависимости от габаритов, оснащения и технических параметров, выделяют три категории неотложек:

Ниже приведена таблица, в которой указаны препараты и оборудование, имеющееся на борту неотложек, в зависимости от их категории.

Комплектация бригад скорой помощи

Класс «А»

Класс «В»

Класс «С»

Инфузионный набор НИСП-05

Травматологический комплект НИТ-01

Акушерский набор НИСП-06 и реанимационный НИСП

Комплект фельдшерской помощи НИСП-08

Плащевые носилки НП

Каталка и продольные складные носилки

Дефибриллятор

Аппарат ИВЛ ТМ-Т

Прибор для ингаляционного наркоза

Пульсоксиметр

Небулайзер, глюкометр, пикфлоуметр

Комплекты шин для фиксации бедра, шеи

Баллон редукторного типа для медицинских газов

Штатив для инъекций

В истории и современной эпохе известны случаи, когда в качестве карет быстрого медицинского реагирования использовались нетрадиционные транспортные средства, порой весьма оригинальные. К примеру, в период ВОВ в крупных городах часто трамваи выступали в роли неотложки. Это было связано с тем, что практически весь автомобильный транспорт, не говоря уже о профильных медицинских машинах, был мобилизован на фронтовые участки.

Вдоль линии разграничения, также во времена Второй мировой войны, курсировали санитарные поезда, которые к средствам неотложной помощи можно отнести весьма условно. На них возлагались обязательства по экстренной доставке раненых и больных из прифронтовой зоны в госпитали.

На отдаленных территориях современной России (в таежных районах Сибири и Дальнего Востока) машинами неотложной помощи служат снегоходы или вездеходы. Народы Чукотки и других регионов Крайнего Севера для доставки больных нередко используют оленьи упряжи. В некоторых регионах, как сейчас, так и раньше, быстрее всего до больницы можно добраться по воде. Там применяются «плавучие» госпитали (лодки с моторами, катера, теплоходы).

В завершение

В большинстве отечественных городов является самым популярным автомобилем скорой медицинской помощи ГАЗ-32214 или 221172. Именно эти машины чаще всего выезжают на стандартные вызовы, имеют минимальное оснащение, при этом спасают многие жизни.

Хочется надеяться, что эта отрасль будет развиваться, тем более что ее финансирование осуществляется уже несколько лет за счет поступлений от обязательного медстрахования.

Цветографическая схема автомобилей скорой помощи - белый с красным - была впервые закреплена ГОСТом СССР в 1962 году.

С 1968 года согласно ГОСТу на автомобилях скорой помощи устанавливался оранжевый проблесковый маяк. В отличие от синего маяка (современной «мигалки») он не давал преимуществ перед другими участниками движения.



Самой быстрой скорой помощью в советской истории и среди серийных автомобилей была «Волга» ГАЗ 24-03, максимальная скорость которой составляла 142 км/ч, что на 2 км/ч больше, чем у спецавтобуса ЗИЛ-118М «Юность» с мотором V8.



В 1970-е годы микроавтобусы РАФ-22031 первыми получили синий проблесковый маяк на крышу. Аналогичные УАЗы («таблетки») из-за неразберихи с ГОСТами еще более 10 лет выпускались с оранжевым маяком.



Мода наносить надписи на передки машин экстренных служб в зеркальном отображении пришла с Запада. Водитель идущего впереди автомобиля мог прочитать надпись в зеркалах уже в нормальном виде и уступить дорогу.



По отзывам водителей - ветеранов скорой помощи самыми надежными медицинскими автомобилями были модификации «Волги» ГАЗ-22. Пробег в миллион километров за 8-10 лет был для них обычным делом.



Сирена скорой помощи отличается по тональности как от милицейской, так и от пожарной. Такие машины, как ЗИМ, «Победа» и «Волга» ГАЗ-22, не оснащались сиренами.

Единый телефонный номер вызова скорой медицинской помощи «03» был введен на всей территории СССР в 1965 году одновременно с экстренными номерами милиции и пожарной охраны.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков