Все, что нужно знать о проверке качества смазки для двигателя перед ее покупкой. Шесть способов отличить поддельное моторное масло от оригинального Как определить масло в двигателе

Все, что нужно знать о проверке качества смазки для двигателя перед ее покупкой. Шесть способов отличить поддельное моторное масло от оригинального Как определить масло в двигателе

Замену нужно проводить вовремя

Каждый автолюбитель знает, что осуществлять замену моторного масла следует регулярно, руководствуясь при этом рекомендациями производителя машины. Это поможет избежать множества неполадок, связанных с работой двигателя. В ряде случаев автовладелец хочет заранее проверить качество применяемой им продукции в связи с различными особенностями процесса ее эксплуатации. В результате этой проверки и будет принято окончательное решение, нужно ли уже менять масло или можно сделать это позже.

Фальшивые смазки обычно представляют собой смесь индустриальных масел, называемых в народе «веретенными», с какими-нибудь дешевыми и некачественными автомаслами для грузовиков.

Эта смесь лишь приблизительно подгоняется по вязкости к той продукции, за которую выдается. Кроме того, в продаже можно встретить и просто отработанное масло, которое было регенерировано и продается как первичное. В такой смазке либо просто отсутствуют нужные присадки, либо они содержатся в заниженной концентрации. При этом нужно учитывать, что присадки являются самой дорогой составляющей смазочного материала. Занимая всего примерно 10% общего объема, они составляют более половины общей стоимости вещества. Нет ничего удивительного в том, что именно на этом стараются сэкономить производители фальшивых автомасел.

Немного о фальшивых автосмазках

Для того чтобы выяснить качество приобретаемой продукции, нужно понимать, чем хорошая смазка отличается от поддельной.

  1. В масле может содержаться меньше вязкостных присадок и загустителя, поэтому при высоких температурах оно становится слишком жидким. В результате в масляной системе снижается рабочее давление, части двигателя хуже смазываются и их износ повышается.
  2. В морозы поддельные автомасла часто просто не обеспечивают запуск двигателя.
  3. Контроль наличия присадок можно осуществлять при помощи щелочного числа. Если его значение понижено, значит, смесь разбавили трансформаторными и индустриальными маслами. Использование такой гремучей смеси быстро приводит к коррозии внутренних деталей и полостей, а также к загрязнению двигателя.

Использование подобной смазки означает, что необходимость в капитальном ремонте будет возникать после каждых 20-30 тысяч километров пробега.

Дешево – не значит хорошо


Как уберечься от поддельного масла?

При выборе смазки не стоит стремиться к дешевизне. Однако далеко не всегда можно отличить по ценовому признаку настоящие смазочные вещества от подделки. Например, фальшивые масла, на которых проставлен логотип известной компании по производству нефтепродуктов, иногда могут оказаться даже дороже, чем оригинал.

Конечно, высокая цена продукции таких гигантов, как Mobil или Shell, может объясняться огромными расходами на разработку производственных технологий и рекламных кампаний, но менее знаменитые производители качественные смазки устанавливают определенный минимальный порог цены.

Стоимость оригинальной качественной продукции – от 5 до 7 долларов за один литр минеральной смазки и 15-20 долларов за литр синтетической. Ко всей продукции, продаваемой дешевле, стоит относиться с подозрением и не лениться лишний раз ее проверить.

Если на продукте, который Вы решили приобрести, отсутствует пробка-пломба или высококачественная этикетка, надежности работы вашего автомобиля может угрожать серьезная опасность.

Проверка качества смазки

Чтобы проверить автомобильное масло, нужен его изначальный образец. Для извлечения моторного масла из двигателя используется специальный измерительный щуп. Смазка извлекается по аналогии с процессом проверки ее уровня.

Для получения по-настоящему достоверной информации о моторном масле нужно создать такие условия, в которых состояние проверяемого образца примерно соответствует тому, в каком находится весь объем смазочного вещества в двигателе. С этой целью рекомендуется извлекать масло после полного прогревания мотора и включения охлаждающей системы.

Выполняя проверку смазки, в первую очередь обратите внимание на степень прозрачности и цвет вещества:

  • если через центр капли можно легко разглядеть сам щуп, а цвет масла – желтый или светло-коричневый, такое смазочное вещество вполне пригодно для применения;
  • мутная капля, имеющая темно-серый, темно-коричневый или даже черный окрас, можно свидетельствовать о том, что уровень эффективности вещества будет минимальным, и лучше срочно выполнить замену.
Проводим тест на подлинность

Исключение из этого правила – автомасла, в которых применяются разнообразные присадки. В этом случае потемнение может объясняться присутствием определенных продуктов выработки или чистки данных присадок.

Далее качество моторного масла проверяется следующим образом: необходимо капнуть смазкой на лист обычной фильтровальной или писчей бумаги. Как только пятно подсохнет, нужно еще раз проверить степень его загрязненности, а также цвет и структуру остающихся отложений:

  • если в центре подсохшего пятна начали скапливаться нерастворимые частицы, а цвет самого ядра темно-коричневый или даже черный, можно говорить о чрезмерной загрязненности масла;
  • если же при растирании пятна обнаружилось некоторое количество металлических частиц, значит, в двигательной системе идут разрушающие процессы, то есть качество смазки оставляет желать лучшего.

В этом случае необходимо сразу обратиться в автомастерскую, где специалисты тщательно проверят автомобиль, выявят источник поступления таких частиц в смазку и исправят все имеющиеся неполадки.

  • светло-серая или светло-коричневая каемка на краях обсохшего пятна говорит о наличии в смазке растворимых продуктов окисления и многих других реакций. Их количество будет постоянно увеличиваться в ходе эксплуатации моторного масла и снижения его ресурса.

Для обеспечения наибольшей эффективности проверки желательно сравнить смазку с той, которая присутствовала в моторе перед последней процедурой замены. В этом случае можно более наглядно увидеть различия в прозрачности масла и цвете его капель. Благодаря эталонному пятну на бумаге можно будет также оценить количество различных примесей, образующихся в результате работы смазки.

Для всех типов моторных масел имеется свой срок службы. После которого оно становится — непригодным! На этикетках бутылки с маслом есть указания пробега автомобиля через который необходимо его заменить.

Но эти параметры не учитывают условия при которых машина будет работать на этом нем. Например: периодические стояния в пробках, когда машина не двигается, а ее двигатель все равно работает, и частая эксплуатация по городу — значительно сокращает срок службы масла.

В таком случае не стоит полагаться на указания и стараться наблюдать за качеством уже залитого — самостоятельно.

Как узнать о состоянии залитого в двигателе масла?
Это легко сделать — по капле с масляного щупа из двигателя. Необходимо один раз капнуть на лист бумаги и подождать 15 минут, пока капля пропитается и сформирует четкое пятно. Теперь просто сравниваем полученный образец с представленными в таблице ниже. Образцы капель моторного масла


cвежее масло

масло немного
работавшее

работавшее масло

рабочее масло
с мех. примесями

рабочее масло
в удовл. состоянии

рабочее масло
в плохом состоянии

нерабочее масло

масло с перегретого
двигателя

Капля должна быть не более — 3 сантиметров в диаметре. По бумажной пробе масла учитывают три зоны капли. Цвет и рисунок пятна, а так же — равномерность растекания.


Чистое масло , без примесей, оставляет — большое светлое пятно. Оно может вовсе исчезнуть через пару суток. Если позже пятно пожелтеет, окислится, значит масло работало в двигателе при повышенных температурах, что указывает на неисправности в работе мотора.

Чем светлее пятно в зоне ядра — тем работоспособнее проверяемое масло.
Сильное потемнение говорит о насыщении металлами и примесями и если такое масло оставить работать в двигателе дальше, износ двигателя увеличится в разы. Маленькая зона последнего кольца , диффузии, говорит о потере своих свойств у присадок, добавленных в масло для моющих и диспергирующих качеств. Такое масло может работать в моторе и дальше, но уже — не выполняя присадочных свойств.

Полное отсутствие последнего кольца говорит о присутствии воды и полной потере присадочных свойств. Если ядро такого масла густое и по цвету близкое к черному, значит — было неоднократно отработано и уже давно пришло в негодность! В других случаях масло просто состарилось о времени, вышел срок годности, или были нарушены условия его хранения. Вода наносит сильный вред моторным маслам.
Попадая в него в соотношении 0,2 % вода начинает быстро разлагать существующие в ней присадки. Далее при работе двигателя с таким маслом в трубках и каналах мотора забиваются густыми отложениями.
В дальнейшем это приводит — к поломкам деталей в двигателе!

Распад присадок увеличивает нагар на деталях, образуются — отложения, пены, пленки. Подбор моторного масла

Сохраняйте у себя полезные страницы!

Ни для кого не является секретом, что для нормального функционирования автомобиля нужны своевременная проверка жидкостей во всех работающих системах и залив или замена смазок при возникновении такой необходимости. Бывает так, что автовладелец при очередном обслуживании узлов машины в домашних условиях не может определить, в какой канистре стоит , а в которой для трансмиссии. Причин для этого может быть много: оторвалась этикетка, стёрлось название, или жидкость покупалась на розлив, и человек забыл её подписать при произведении работ. Вариантов решения этой проблемы несколько: залить наугад, вылить старую жидкость и приобрести новую продукцию, или же попытаться разобраться, что за автомасло стоит в гараже. В этой статье расскажем, почему нельзя заливать смазку наугад, и как отличить моторное масло от трансмиссионного самостоятельно.

Основные отличия трансмиссионного масла от моторного.

Есть ли расхождения между моторным маслом и жидкостью для трансмиссии?

Ответ на вопрос автовладельцев, имеются ли различия между маслами для разных узлов транспортных средств, однозначный – да. Существуют, конечно же, на рынке так называемые «масла универсального предназначения», однако, их многогранность чаще объясняется возможностью применения трансмиссионной жидкости к разным видам коробок передач, или же моторной смазки для различных модификаций двигателей. Эмульсии различаются не только по своей сфере применения, но и по технологическим особенностям, характеристикам и составу. Хоть и имеют некоторые идентичные свойства, такие как защита элементов систем от износа и коррозий, снижение трения соприкасающихся деталей, понижение шумового эффекта в процессе работы, всё же залив «не того» масла внутрь определённого агрегата машины, мотор или трансмиссию, может вылиться автовладельцу в серьёзные последствия. Рассмотрим дольше, какие отличительные признаки автомасел целевого предназначения выделяют профессионалы и производители, особенности смазок для залива в силовые агрегаты и трансмиссионную систему.

Отличительные черты моторного масла

Предназначение моторного масла изначально определено его названием, которое само за себя говорит об исключительной возможности его использования с целью смазки узлов силового агрегата. Главная задача эмульсии – эффективная смазка конструкций мотора, которые интенсивно контактируют между собой во время его работы.

Современный ассортимент автомасел для двигателей представлен потребителю разнообразными видами, отличающимися между собой как базовыми характеристиками, так и присадками, каждая из которых выполняет свою определённую функцию. Эмульсии могут изготавливаться на базе синтетических или минеральных компонентов, или же иметь смешанную структуру – класс полусинтетических жидкостей. Кроме этого, каждый производитель указывает, к какому именно виду транспорта и модификации силового агрегата подходит моторное масло, а также стандарты вязкости и плотности, играющие важную роль в , обуславливающие его дальнейшие эксплуатационные возможности.

Главными отличиями моторной смазки и трансмиссионной, являются следующие параметры и свойства:

  1. Наличие в составе различных присадок, которые кардинальным образом влияют на качественные критерии эмульсий.
  2. Рекомендуемые производителем условия эксплуатации, которые обуславливаются техническими особенностями узлов машины. Моторное масло работает постоянно в режиме повышенных температур и давления, при этом функционирует в более щадящем температурном режиме, с усиленными механическими нагрузками.

Из этих особенностей вытекает утверждение, что при заливе масла в силовой агрегат важно не перепутать трансмиссионную жидкость с моторной, лить исключительно те жидкости, которые максимально соответствуют требованиям автопроизводителя, с целью продления службы функционирования двигателя.

Отличия трансмиссионных жидкостей

Основным отличительным критерием смазки для трансмиссии считается необходимость в создании более упрочнённой масляной плёнки на конструкционных деталях системы. Дело в том, что трансмиссионные конструкции трутся с большим усилием, чем в двигателе, требуя усиленного уровня защиты от износа и повреждений.

Масла для трансмиссий характеризуются высокими критериями вязкости, которые позволяют защитить узлы в процессе работы от механической порчи, при этом работа трансмиссии характеризуется стабильными температурными режимами, в отличие от двигателя. Эти критерии обуславливают различие между присадками в смазках разного назначения: для мотора применяются уникальные добавки, компенсирующие работу при высоких температурах, в свою очередь, в трансмиссионное масло добавляются специфические примеси, которые позволяют жидкости выдерживать колоссальные нагрузки при стабильных температурных показателях.

Разобравшись, чем отличается трансмиссионное масло от моторного, и убедившись, что «путать» их категорически запрещено, переходим к методологии решения возникшей проблемы: выяснению природы неопознанной жидкости в бутылке, находящейся на стеллаже в подсобном помещении.

Как определить вид автомасла?

Вопрос, как отличить моторное масло от трансмиссионного, чаще всего возникает у людей, производящих обслуживание машины самостоятельно, в домашних условиях. Действительно, «застой» смазки в сервисных центрах – это редкое явление, так как там происходит конвейерная замена автомасел в разных транспортных средствах и их узлах, что практически исключает такие прецеденты. Несмотря на это профессионалы, которые каждодневно работают с автомаслами, утверждают, что отличить трансмиссионное масло от моторного можно по наружным факторам, а именно по визуальным показателям, запаху, или же проверить его маслянистость с помощью обычной воды. Попробуем разобраться, как определить тип масла в домашних условиях, и насколько точными будут результаты самостоятельных исследований неопознанной жидкости.

По запаху

Первым делом, когда в руки человеку попадает неизвестная ему жидкость или какой-либо материал, срабатывает инстинкт понюхать, понять, чем пахнет. По утверждениям специалистов, аромат трансмиссионной смазки, кроме технического запаха, имеет в себе нотки чесночной или серистой отдушки, по которой можно с уверенностью сказать, что эта эмульсия предназначена для залива в коробку передач. Определение вида эмульсии по запаху действительно считается возможным, однако, только в том случае, если бутылка с жидкостью была плотно запечатана и не выветрилась, а также человек обладает довольно чутким обонянием. Для людей, которые редко сталкиваются с техническими жидкостями, обслуживают только свою машину, этот запах может быть неуловимым, потому судить о виде масла только по такому критерию неблагоразумно – слишком велика цена ошибки.

По внешнему виду

Второй, более действенный способ – это оценить вид технической жидкости по внешним признакам. Как уже было сказано, трансмиссионные смазки отличаются от моторных повышенным критерием маслянистости за счёт значительных показателей вязкости. Определить тип смазки можно таким способом: два сжатых пальца опустить в эмульсию неизвестного происхождения, после извлечения из жидкости потихоньку их разомкнуть, внимательно наблюдая за «поведением» автомасла.

Если при разведении пальцев смазочная плёнка сразу же разорвалась – у вас на руках масло для трансмиссии, а тягучесть плёнки на несколько миллиметров свидетельствует о принадлежности продукции к моторному виду. Действенность этого метода, как и в предыдущем случае, измеряется внимательностью человека и опытом работы с жидкостями технического класса. Человек, который осуществляет такую проверку впервые, может не уловить визуально момент разрыва, что отразиться на правильности вывода.

Проверка водой

Самым эффективным считается вариант проверки смазки с использованием воды. Для проведения процедуры необходимо налить воду в небольшую ёмкость с существенным диаметром для получения достоверного результата. В подготовленную ёмкость с водой потребуется капнуть жидкость и следить за её реакцией. Если смазка мгновенно «разошлась» по поверхности воды радужным рисунком, значит, масло относится к классу трансмиссионных. Ситуация, в которой смазка приобрела линзообразную форму, и некоторое время не видоизменяется в воде, свидетельствует о принадлежности . Этот метод определения вида эмульсии считается самым надёжным, однако, специалисты советуют всё-таки не экспериментировать с проверками, а хранить автомасло подписанным: на определённой полке с отличительной маркировкой, подписывать водостойким маркером или краской канистру, что исключит возможность путаницы.

Последствия «ошибки» при заливке масла не по назначению

Для большинства людей, не имеющих технического опыта работы, новичков в автомобильной сфере, масла кажутся однотипными, не сильно отличающимися между собой. Однако такое мнение нередко приводит к необратимым последствиям, «ошибка» в заливе не того масла автовладельцу иногда очень даже дорого обходится.

Что же будет, если залить трансмиссионную смазку в мотор, или наоборот? В первом случае добавление в мотор даже незначительного количества эмульсии, предназначенной для коробки передач, может вылиться в абсолютный выход из строя силового агрегата и потребность в его капитальном ремонте. Объясняется этот факт довольно легко, с технической точки зрения: трансмиссионная жидкость при попадании в высокотемпературную среду очень быстро выгорает, превращаясь в шлам, который откладывается на внутренних стенках двигателя в виде накипи. В результате прецедента функционирующие элементы мотора теряют свою работоспособность, и если ошибку не исправить в кратчайшие сроки путём замены смазки качественной жидкостью после тщательной промывки мотора, негативные последствия будут иметь масштабный характер.

При заливе моторной смазки в коробку передач также неизбежны негативные последствия для трансмиссии. При смешивании жидкостей происходит изменение технических характеристик смазки, что отрицательно отражается на функционировании системы. Специалисты отмечают, что при заливе моторной жидкости в узлы трансмиссии последствия являются менее критичными, чем в предыдущем случае. Иногда, в экстренных ситуациях, специалисты даже рекомендуют при неимении под руками трансмиссионной жидкости долить в коробку моторную эмульсию, чтобы доехать до ближайшего сервисного центра или до дома, а потом произвести качественную замену смазки.

Подведём итоги

Качественное масло, применяемое по назначению, гарантирует корректную и бесперебойную работу функционирующих узлов машины. Если случилась ситуация, когда есть необходимость в определении вида имеющегося масла без опознавательных знаков, можно воспользоваться простыми методами, которые заключаются в проверке по запаху, наружному виду или тестировании водой, однако, доверять на сто процентов таким способам не стоит. Об истинном составе масла может достоверно свидетельствовать только лабораторный его анализ, который отличается высокой стоимостью. Если после проверки смазочной жидкости остались сомнения по поводу её вида, лучше отказаться от применения такой продукции, выбросив остатки, и купить новое автомасло. Поверьте, новая смазка, независимо от того, предназначена она для мотора или для трансмиссии, будет стоить значительно дешевле, чем капитальный ремонт машины.

Должна осуществляться регулярно, в соответствии со всеми рекомендациями изготовителя авто во избежание каких-либо неполадок в работе двигателя. В некоторых ситуациях водитель заранее хочет проверить качество используемого им продукта из-за тех или иных особенностей в процессе его эксплуатации. В конечном итоге такой проверки, соответственно, водитель принимает окончательное решение по поводу того, необходима замена моторного масла или же нет.

Однако, прежде чем проводить такие процедуры, нужно правильно понимать, как проверить моторное масло .

Готовимся к проверке

Изначально для того, чтобы хотя бы иметь возможность проверить моторное масло , мы должны получить его первоначальный образец. Извлекается моторное масло из двигателя при помощи специального измерительного щупа практически так же, как проверяется его уровень при необходимости.

Далее для того, чтобы в конечном итоге мы получили действительно достоверную информацию от проверки моторного масла, необходимо сделать так, чтобы состояние нашего образца в идеале соответствовало тому состоянию, в котором находится весь объем продукта в двигателе. Для этого масло извлекать лучше всего после того, как будет проведен предварительный запуск двигателя автомобиля до полного его прогрева, а так же включения системы охлаждения. Впоследствии проведения такой процедуры двигатель глушится и образец извлекается.

По каким параметрам и как проверять качество моторного масла?

Если вы еще не разбирались в том, как проверить моторное масло , то первое, на что вам стоит посмотреть, - это степень его прозрачности, а так же его цвет. Если сквозь центр капли можно с легкостью увидеть сам щуп, а само масло имеет желтый или же светло-коричневый окрас, то оно еще вполне пригодно для использования.

Если же капля моторного масла достаточно мутная, и имеет темно-коричневый, темно-серый или даже черный цвет, то в таком случае вы обнаружили первый показатель того, что, если масло даже все еще способно предоставлять должную эффективность, то эта эффективность будет на самой минимальной отметке, и его нужно срочно заменить. Исключением в данном случае могут быть только те масла, в которых используются всевозможные присадки, и в таком случае потемнение вполне может обуславливаться наличием тех или иных продуктов чистки или же выработки этих присадок.

Далее для продолжения проверки автомасла нужно капнуть им на обычный лист фильтровальной или же стандартной писчей бумаги. После определенного времени ожидания, когда пятно, оставленное маслом, уже несколько подсохнет, снова проверяем степень загрязненности, цвет и структуру оставшихся отложений.

Если после того, как вы начали проверять масло, в центре оставленного пятна начали собираться нерастворимые частицы, а само ядро имеет темно-коричневый или уже полностью черный цвет, то вы наблюдаете чрезмерную загрязненность масла. Если же в процессе растирания пятна вы нашли еще и некоторые металлические частицы, то это и вовсе свидетельствует о том, что проверка моторного масла показала еще и разрушающие процессы внутри двигательной системы. В таком случае нужно сразу обращаться в специализированные автомастерские для того, чтобы мастера тщательно проверили автомобиль, выявили источник появления в масле таких частиц и исправили все присутствующие неполадки.

Если же вы увидели светло-серый или светло-коричневый ободок по краю обсохшего пятна, это растворимые продукты окисления и множества других реакций в масле, количество которых будет увеличиваться с течением работы моторного масла и уменьшения его ресурса.

Сравниваем масло

Помимо применения стандартных методов, как проверить моторное масло , лучше всего для достижения максимальной эффективности сравнить это масло с тем, которое находилось в двигателе перед последней заменой. В таком случае вы сможете более наглядно обратить свое внимание на разницу в прозрачности и цвете капель, а эталонное пятно на бумаге покажет так же количество всевозможных примесей, образовавшихся в процессе его работы.

Каждый автолюбитель должен знать о присутствии такого закономерного фактора: приобрёл машину – приобрёл кучу проблем. Автомобиль, в принципе, как и другой любой вид техники, требует ухода. То есть, нужно следить за текущим техническим состоянием машины, а именно за исправностью всех узлов и агрегатов, звуковых сигналов, состоянием качества масла в двигателе и т. д. Даже если вы купили новый автомобиль у официального дилера (например, Ниссан центр Красноярск), вам придется постичь основы ухода за ним, иначе вы рискуете остаться и без автомобиля, и без гарантии на него.

Моторное масло в двигателе играет очень важную роль в плане надёжности машины. Сама система смазки двигателя предназначена для подачи масла под давлением к поверхностям сопряжённых деталей и уменьшения трения между ними, частичного охлаждения и очистки от продуктов износа.

Пошагово определяем вязкость моторного масла

  1. На сегодняшний день авторынок нам предоставляет широкий ассортимент моторного масла. Практически нереально самостоятельно создать настоящее качественное моторное масло, которое в себе имело бы все нужные технические свойства и характеристики.
  2. Перед покупкой масла для своего автомобиля нужно внимательно ознакомиться с характеристиками и требованиями двигателя. Далеко не легко отслеживать и контролировать температуру моторного масла. Температура от 140 до 150-ти градусов явно сказывается на двигателе при его работе.
  3. Узнайте, какие оптимальные параметры приемлемы для этого автомобиля. Эти данные указаны в техпаспорте. Например, если вы приобрели Nissan Almera или у другого дилера, вам должны были выдать книжечку с техническими параметрами на него. В первую очередь нужно иметь в виду вязкость масла. Вязкость способствует удерживанию масла на поверхностях сопряжённых деталей.
  4. После ознакомления с инструкцией вашего автомобиля, вы уже имеете определение с нужным вам моторным маслом. Находясь в автомагазине, не спешите с выбором и внимательно изучайте все указанные характеристики масла на этикетках. В основном все производители обозначают уровень вязкости на упаковках.
  5. Обычно вязкость указывается после аббревиатуры SAE. Иногда может иметь обозначение W-нужное число. Зачастую автомобилисты отдают предпочтение использованию стандартного всесезонного моторного масла, имеющею обозначение 5W-30.
  6. Если вы хотите самостоятельно определить вязкость на данный момент используемого масла и решиться на его замену, то в таком случае вам нужно будет поступить таким образом:
  • Для начала возьмите воронку, имеющую очень узкое отверстие, приблизительно 1 миллиметр.
  • Залейте в неё свежего масла, от того же самого производителя, что заливали ранее.
  • Засеките определённое время и считайте количество упавших вниз капель.
  • После этого слейте немного масла с двигателя.
  • Полученную жидкость влейте в такую же воронку.
  • Аналогично засеките время и подсчитайте количество капель.


© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков