Трактор для подготовки лыжных трасс. В гостях у «снежных кошек»

Трактор для подготовки лыжных трасс. В гостях у «снежных кошек»

Мы выезжаем на горнолыжный склон спортивного парка «Волен» в подмосковной Яхроме, и я скептически смотрю на напыленный пушками снег. Склон похож на местность после бомбардировки: кучи снега высотой в полтора человеческих роста разбросаны то  здесь, то там. «Работы, наверное, на неделю?» - спрашиваю я. «Какая еще неделя? - удивляется оператор ратрака Алексей Маляров. — Сейчас часа за два все разровняем, а после того как снег осядет — отфрезеруем. К вечеру склон уже откроется для катания».

«Технология довольно сложная, - объясняет «Популярной механике» руководитель службы подготовки склонов спортивного парка «Волен» Владимир Марин  - Достаточно прокатиться по склону несколько раз — и половина свежевыпавшего снега окажется у его подножия. Снег (желательно искусственный) обязательно нужно уплотнить, и делается это в несколько этапов. Сначала, после напыления пушками, его разравнивают, основной инструмент для этого  - отвал. Затем выжидают несколько часов, чтобы снег осел. Во  второй раз ратраки выезжают на склон, чтобы окончательно выровнять, уплотнить и отфрезеровать снег, после чего ему опять нужно дать осесть. Лишь по окончании всех этих процедур склон можно открывать для катания».

На широкую ногу

Ратрак — машина достаточно тяжелая, но давление ее на снежную поверхность невелико  - порядка 0,05 кг/см 2 . Дело в том, что машина снабжена широченными гусеницами, состоящими из параллельных армированных резиновых лент, к которым присоединены мощные поперечные планки - грунтозацепы (а   на некоторых моделях и шипы  - для работы на обледенелых участках). Ажурная  конструкция несколько напоминает движитель Неждановского, хотя на самом деле это именно классический гусеничный движитель с катками, роль которых выполняют пневматические колеса. Гидравлическая трансмиссия с дизельной силовой установкой вращает несколько приводных помп. Проходимость у ратрака просто невероятная — гусеницы практически не проскальзывают, и ратрак может подниматься по склону крутизной в 45−50 градусов (не процентов!). Правда, для покорения крутых склонов придется воспользоваться гидравлической лебедкой, которая тянет трос синхронно с движением гусениц.

Несмотря на внешнее сходство с бульдозером, управляется ратрак совсем иначе. Его отвал имеет множество степеней свободы, что позволяет не только разравнивать снег, но и строить сложные сооружения для парков. Но возможности этой машины, конечно, не безграничны — для сооружения пайпа требуется специальная дугообразная фреза, которая навешивается на переднюю часть ратрака. Задняя фреза — тоже достаточно гибкий инструмент, в зависимости от модели она может состоять из нескольких частей, а -иногда на нее навешиваются также лыжепрокладчики для создания лыжни. Усилие, заглубление, направление и скорость вращения фрезы регулируются оператором в зависимости от внешних условий (тип  снега, температура) и требований к трассе.


Основные органы управления — рулевые рычаги или штурвал (1), контролирующий движение гусениц, и педаль акселератора (2). Команды с рычагов и педали поступают в компьютер, который и управляет всеми системами, статус отображается на экране (3). Джойстик под правую руку (4) управляет отвалом. Этот инструмент позволяет не только срезать бугры и разравнивать трассу, но и придавать снежной поверхности произвольную форму с буквально ювелирной точностью. На некоторых машинах на джойстике располагаются клавиши управления самыми распространенными функциями (5). Основная работа ратраков начинается после закрытия склонов, поэтому машины снабжаются несколькими комплектами мощных фар, управляемыми с панели (6).

Что в имени тебе моем?

Основные производители ратраков в мире - это Prinoth (Италия), Kassbohrer (торговая марка PistenBully, Германия), Bombardier (Канада) и OHARA (Япония). Само слово «ратрак», ставшее в русском языке нарицательным, происходит от торговой марки Ratrac (позднее Ratrak) - именно так назывался модельный ряд компании Thiokol/DMC/LMC. В английском языке подобные машины обозначаются термином snowcat, который происходит от торговой марки Sno-Cat. Такое название носили модели орегонской компании Tucker Sno-Cat Corporation, доминировавшие на рынке снежных вездеходов с конца 1940-х до 1960-х годов.

Лыжная трасса своими руками — действие увлекательное и трудоемкое. Подразумевает уплотнение снега на определенном участке местности для прогулок или соревнований. Разнообразие моделей и марок специального оборудования позволяет подготовить трассу качественно и в короткие сроки. Самый же распространенный и простой способ — надеть и проложить ее самостоятельно.

Ратрак — самоходный транспорт на гусеничных лентах, разработанный на основе конструкции трактора. Используется для прессовки снега на лыжных трассах и горнолыжных склонах, транспортировки пассажиров и грузов, спасательных операций в труднопроходимых местах.

Считается, что машина сконструирована американцем Эммитом Траком в 1930 году. Первый транспорт был на двух гусеницах и трёх и предназначался для перевозки людей по глубокому снегу. В 1951 году тем же изобретателем запатентован вездеход на четырёх гусеницах. И только гораздо позже транспортное средство приспособили для трамбовки снега на горнолыжных курортах Америки.

На европейском континенте в качестве снегоуплотнительного оборудования ратраки появились незадолго до VIII зимних Олимпийских игр 1960 года. Первым горнолыжным курортом, использовавшим американскую технику Эммита Трака для подготовки своих склонов, стал Куршевель. Несколько позже, но всё в тех же 60-х годах, австро-швейцарская компания «Ratrac» выпустила машину «Ratrac-S», давшую название транспортным средствам, используемым для ухода за лыжными трассами и склонами. В 80-х годах в СССР на базе львовского СКБ «Спортмаш» под руководством Сырцова Валерия Дмитриевича были созданы три типа ратраков. До 90-х годов выпущено 40 машин, а затем проекты закрылись, объединение перестало существовать.

Современное производство

Лидирующими компаниями по выпуску ратраков на мировом рынке являются:

  1. Итальянская Prinoth. Основатель − Эрнст Принот, изобрел первую снегоуплотняющую машину Р-20 в начале 60-х годов. Компания выпускает 7 различных моделей.
  2. Немецкая Kässbohrer Geländefahrzeug AG. Самые известные машины марки PistenBully. Примечательно, что одна из моделей предназначена для разравнивания искусственного снежного покрова в закрытом помещении. Компания производит 16 образцов ратраков.
  3. Японская Ohara. Фирма выпускает оборудование для переработки отходов, технику для добычи нефти и газа. Поэтому линейка производимых ратраков небольшая, всего 3 вида.
  4. Еще одна итальянская компания Favero Lorenzo. Производимые 2 модели отличаются компактностью и недорогой стоимостью.
  5. Американская Tucker Sno-Cat. Работает в основном на внутренний рынок.
  6. Российская «СнежМа». Практически единственная отечественная компания. Находится в Челябинске. Выпускает ратраки СМ-170, СМ-210 и СМ-320.

Эксплуатация снегопрессующей техники

Помимо уплотнения, современные машины выполняют функции уборки, распределения снежной массы, выглаживания и выравнивания склонов, прокладки прогулочных трасс и лыжни, возведения пайпов и трамплинов, создания фигур в сноупарках, перевозки пассажиров и грузов.

Важно! По требованиям техники безопасности горнолыжникам во время работы оборудования доступ к спортивным объектам закрыт, во избежание несчастных случаев.

Характеристики ратраков

  1. Техника рассчитана на эксплуатацию в любое время года.
  2. Принципы конструкции основаны на устойчивости и мощности. На машинах есть системы защиты от опрокидывания ROPS (Roll Over Protection System) и широкие гусеницы с грунтозацепами, обеспечивающие высокую проходимость. Гидравлическая лебедка позволяет технике подниматься по крутым склонам, одновременно с движением гусениц натягивая трос. Мощности двигателей, измеряемой в лошадиных силах, хватает, чтобы за два часа проложить колею в 10000 км.
  3. На моделях для пассажирских перевозок установлены кабины.

Ратраки для подготовки трасс для беговых лыж

Транспорт для прокладки маршрутов не отличается разнообразием:

  • немецкая машина марки PistenBully Paana (117 л. с.) компании Kässbohrer Geländefahrzeug AG;
  • Prinoth Husky (177 л. с.), производитель − Prinoth (Италия);
  • Favero Snow Rabbit 3 (100 л. с.) компании Snow Rabbit.

Если есть технические знания и практика, то можно сделать ратрак для лыжных своими руками, используя детали от разных марок .

Высокая стоимость специального оборудования ограничивает массовое применение этих машин на прокладке трасс. Более приемлемый вариант техники — снегоход с широкой и длинной гусеницей и двумя лыжами впереди. Например, российские: «Буран», «Тайга», импортные: «Ямаха», «Артик КЭТ», «Полярис».

Оборудование для подготовки лыжных трасс своими руками

В этой категории оснащения применяют прицепные устройства:

  1. Резак — служит для создания классической лыжни. Используют режущий и давящий принцип в зависимости от качества снежной поверхности. Универсальным резаком для подготовки лыжных трасс признан XCSPORТ компании «SNOWPRO». При весе в 32 кг оборудование сделает качественную колею при любом состоянии снежной массы.
  2. Борона — удаляет, рыхлит наст, заполняет ямы, выравнивает, формирует продольные полоски.
  3. Каток-снегоукладчик. Предназначен для всех типов поверхностей. Уплотняет снежную массу.

При подготовке новой лыжной трассы обязательно учитывают некоторые правила:

Важно! Запрещено прокладывать лыжню через берега рек, каналов, балок, оврагов, автомобильное и железнодорожное полотно, через плохо замерзшие водоемы.
  1. Изучают ландшафт и определяют маршрут.
  2. Для обычного катания прокладывают на открытой территории, создавая несколько трасс различной длины и сложности. Сочетают подъемы, ровные отрезки пути и спуски.
  3. На спусках исключают препятствия в виде растительности, рвов, воронок. Распределяют низкие подъемы и продолжительные и сложные спуски.
  4. От каждой дорожки на ширину 1 м в обе стороны снег утрамбовывают.
  5. Схемы массовых маршрутов помещают на отдельном щите в видном, доступном месте.
  6. По всей колее наносят цветную разметку.
  7. Первую треть маршрута прокладывают по ровному рельефу. Наиболее сложной делают вторую часть. Последняя формируется из равнозначных подъемов и спусков.
  8. На прямой трассе соблюдают расстояние между поворотами в 50 м.
  9. Обязательно следует позаботиться и об освещении маршрутов. Фонари устанавливают на опорах, соблюдая равномерность между встречными колеями.
  10. По окончании строительства лыжни составляют своеобразный паспорт трассы путем нанесения на карту местности.

Важно! При подъемах и спусках лыжня не может проходить по косогору и включать возвышенности круче 20°.

Профессиональные маршруты оборудуют исходя из сложности гонок, территории, подготовки спортсменов. Преимущественно по заросшей деревьями и кустарником территории.

Подготовка лыжных трасс приспособлениями занимает значительное количество времени и сил. Немаловажны и финансовые вложения. Но этот труд приносит удовольствие и радость, когда видишь счастливые глаза людей, чувствуешь их признательность и благодарность.

Также ратраки могут использоваться для транспортировки грузов, перевозки людей, а также при спасательных работах в соответствующей местности.

Устройство

В основе ратрака лежит конструкция трелёвочного трактора , адаптированная для работы в суровых зимних условиях. Самоходное шасси ратрака снабжено широкими гусеницами, шириной более метра. Такие широкие гусеницы дают хорошую устойчивость на крутых склонах и небольшое давление на снег, порядка 50-60 г/см² (5-6 кН/м²).

Ратраки изготавливаются из лёгких материалов, имеют утеплённую кабину и остекление с возможностью панорамного обзора, как правило, оборудованы отвалом бульдозерного типа, но могут иметь и другие конфигурации.

    Переднее и заднее крепление навесного оборудования.

    Stok narciarski w Przemyślu - Ratrak.jpg

    Ратрак с грузовой платформой.

    Schnee Walzenprofil 2.jpg

    Характерный ребристый след на снегу, оставляемый ратраком.

История

Наименование «Ратрак» происходит от названия первой машины этого типа, продававшейся в Европе в 1960-е годы. Изначально это были американские машины фирм Thiokol и LMC и продаваемые под торговой маркой Ratrac . В 1990-е годы конечная бука «с » была заменена на «k » и машина стала называться Ratrak .

Современное производство

Основными производителями этого вида техники являются итальянская компания Prinoth , канадская компания Bombardier , немецкая Kässbohrer Geländefahrzeug AG , выпускающая ратраки под торговой маркой PistenBully . В Северной Америке класс этих машин известен под названием snow cat , в Европе чаще употребляется термин piste machine (машина для подготовки лыжной трассы). Ратраки могут использоваться не только для утрамбовки снега, но и для формирования различных профилей с помощью специального навесного оборудования.

Напишите отзыв о статье "Ратрак"

Отрывок, характеризующий Ратрак

Большие заговорили о Бонапарте. Жюли, дочь Карагиной, обратилась к молодому Ростову:
– Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему.
Польщенный молодой человек с кокетливой улыбкой молодости ближе пересел к ней и вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор, совсем не замечая того, что эта его невольная улыбка ножом ревности резала сердце красневшей и притворно улыбавшейся Сони. – В середине разговора он оглянулся на нее. Соня страстно озлобленно взглянула на него и, едва удерживая на глазах слезы, а на губах притворную улыбку, встала и вышла из комнаты. Всё оживление Николая исчезло. Он выждал первый перерыв разговора и с расстроенным лицом вышел из комнаты отыскивать Соню.
– Как секреты то этой всей молодежи шиты белыми нитками! – сказала Анна Михайловна, указывая на выходящего Николая. – Cousinage dangereux voisinage, [Бедовое дело – двоюродные братцы и сестрицы,] – прибавила она.
– Да, – сказала графиня, после того как луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с этим молодым поколением, исчез, и как будто отвечая на вопрос, которого никто ей не делал, но который постоянно занимал ее. – Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться! А и теперь, право, больше страха, чем радости. Всё боишься, всё боишься! Именно тот возраст, в котором так много опасностей и для девочек и для мальчиков.
– Всё от воспитания зависит, – сказала гостья.
– Да, ваша правда, – продолжала графиня. – До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, – говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. – Я знаю, что я всегда буду первою confidente [поверенной] моих дочерей, и что Николенька, по своему пылкому характеру, ежели будет шалить (мальчику нельзя без этого), то всё не так, как эти петербургские господа.
– Да, славные, славные ребята, – подтвердил граф, всегда разрешавший запутанные для него вопросы тем, что всё находил славным. – Вот подите, захотел в гусары! Да вот что вы хотите, ma chere!

Чтобы было понятнее читателю, ратрак – это адаптированная модель бульдозера, предназначенная для ведения работ в суровых зимних условиях. Такой трактор способен двигаться по горным склонам, которые имеют довольно крутой угол наклона.
Основное назначение такого снегоуплотнителя – подготовка горнолыжных склонов, формирование лыжных трасс и выполнения спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций в горах. Также такой горный трактор является очень удобным средством для перевозки людей, при которой он оборудуется отдельно пассажирской кабиной, и надежным механизмом для перевозки грузов. Свое название – «ратрак» – машина получила от названия первой модели этого механического средства, которые продавались в Европе еще в далекие 60-е годы. С самого начала главными производителями агрегата были американские фирмы Thiokol и LMC, которые реализовывали их под торговой маркой Ratrac. Вот с тех времен эта машина и обрела свое название, которым пользуются до сегодняшнего дня.

Ни одна горнолыжная трасса, ни один лыжно-биатлонный стадион не могут обойтись без снегоуплотнительной машины –ратрака.

В разных странах, преимущественно в горной местности примерно в начале 60-х годов, на волне популярности горнолыжных видов спорта в разных частях света начинают изобретаться специализированные машины для передвижения по глубокому снегу и для подготовки, рыхления и уплотнения снежных трасс:

Германия:

В 1969 г. Karl Heinrich Kässbohrer выходец из семьи кораблестроителей разработал первый серийный ратрак Pisten Bully ,с которого началась длинная история компании по производству снегоуплотнительной техники и снегоходных вездеходов специального назначения Kässbohrer Geländefahrzeug AG. Гигантский концерн Kässbohrer с 1893 выпускает автомобильные прицепы, в 2013 году концерн открыл производство полуприцепов в Ярославской области.

Сегодня серийно на заводе выпускается более 19 модификаций ратраков для зимы и всесезонного использования. За 46 лет лет завод выпустил более 20 000 ратраков.

Италия:

В 1964 году первый серийный ратрак Prinoth выпустил в своем гараже в Южном Тироле знаменитый итальянский автогонщик Ernst Prinoth . В 2000 году компанию выкупает группа LEITHNER.

На сегодня в линейке Prinoth 9 моделей ратраков и несколько моделей мульчерной и специальной вездеходной техники.

В 1990 году недалеко от Венеции, небольшая семейная фирма FAVERO LORENZO, которая занималась производством саней для снегоходов – изготовила небольшой ратрак. Современная модель итальянской семейной компании называется Snow Rabbit. Это единственная модель ратрака, доведенная до совершенства в сегменте мини-ратраков. В год компания выпускает более 50 машин.

Япония:

В 1960 году компания Ohara Corporation (существует с 1907 года) открывает департамент по производству ратраков. Основной вид деятельности корпорации – машиностроение для аэропортов, нефтедобывающей промышленности и водоочистных сооружений. Завод по производству ратраков выпускает всего 3 модели, но очень высокотехнологичных по своим функциям.

Ратраки условно можно классифицировать по мощности двигателя и по европейской классификации:

До 100 л/с. или NORDIC (лыжные) Ратрак Snow Rabbit-3 (Италия), с мощностью двигателя 76 л/с., PistenBully Paana (производство Германия), с мощностью двигателя 97 л/с.

До 200 л.с. – или NORDIC (лыжные)

В данном классе соревнуются 2 машины. Pisten Bully 100 (197, 204 л.с.) и Prinoth Husky (176, 197 л.с.). Обе машины имеют одинаковый двигатель.

До 370 л.с. или ALPINE (горные)

К этому классу можно отнести 4 ратрака:

PRINOTH BR 350 (355 л.с.), PRINOTH BISON (355 л.с.), OHARA 350 (329 л.с.), PISTEN BULLY 400 (370 л.с.),

400 л.с. и более. ALPINE (горные)

В категории супертяжеловесов OHARA 430 (421 л.с.), PRINOTH EVEREST (430 л.с.), PRINOTH LEITWOLF (435 л.с.), PRINOTH BEAST (527 л.с.), PISTEN BULLY 600 (455 л.с. имеет 5 различных модификаций).

Пожалуй этим вопросом задавался каждый новичок, впервые попавший на горнолыжный курорт. Как такое получается и зачем все это надо? Казалось бы, гора есть, снег есть, что еще нужно? Когда-то много лет назад и я задавался точно такими же вопросами. Но сегодня ситуация гораздо лучше. Благодаря поездке на горнолыжный курорт Химос и потрясающей возможности узнать кухню горнолыжных склонов непосредственно изнутри.



2. Горнолыжный курорт это не просто гора и проложенные на ней трассы. Это настоящий живой организм, который живет своей жизнью, со своими особыми биоритмами. Днем белоснежные склоны встречают посетителей, которые ловят ветер, проносясь сверху вниз по плотной снежной подушке, ночью курорт пустеет, но не засыпает. Как раз ночью происходит очень много работы, скрытой от посторонних глаз. Как только подъемники останавливаются в дело вступают особые машины - ратраки, которые как неутомимые жуки скарабеи перепахивают снежный покров. Зачем они это делают и как, нам расскажет Анатолий - приятный молодой человек, несколько лет работающий на склонах Химос.

Анатолий перехал жить в Финляндию 14 лет назад вместе с родителями. Последние несколько лет работает машинистом уникальной мощной машины, в которой мне удалось прокатиться вместе с ним и понаблюдать за его работой.

3. Ратрак - это особая снегоуплотнительная машина, чем-то похожая на строительный бульдозер, но конструктивно это совершенно другой аппарат. Она специально создана для работы в тяжелых условиях, связанных с работой на сильных уклонах, покрытых снегом и льдом. Чтобы обеспечить максимальное сцепление на склоне ратрак перемещается на широких как у болотохода гусеницах, изготовленных из плотных армированных резиновых лент и металлических планок с острыми зубъями, способных вгрызаться даже в голый лед. Во избежание переворачивания все весомые части ратрака занижены, в том числе и двигатель, который расположен между гусеницами под кабиной. Сама кабина выполнена из легкосплавных металлов. Помимо кабины над гусеницами возвышаются разве что гидравлические лебедки. Все это позволило максимально понизить центр тяжести машины, благодаря чему ратрак в комплексе с усиленным сцеплением способен работать на уклонах до 50 градусов!
- А что если еще круче, например, черные склоны? - Рождается у меня резонный вопрос.
- Для этого у нас есть лебедка. Цепляемся и едем - Отвечает Анатолий.
- Да куда же тут цепляться? За деревья что ли?
- Ну у нас тут свои секреты. - Хитро улыбается Анатолий. - Здесь у нас целая система зацепов под снегом спрятана. В любом месте есть возможность зацепиться.

4. Тем временем машина начинает ползти в крутой подъем, по которому я буквально днем пролетал на лыжах. Из кабины ощущения такие, что кажется мы поднимаемся почти по отвесной стене. Невольно хватаюсь за ручку. Но Анатолий спокоен и на мою суету только улыбается. Еще бы! Вся его смена только и состоит с таких крутых подъемов, а затем не менее экстремальных спусков. Работа на ратраке в каком-то смысле похожа на работу на газонокосилке, только огромной. Точно также полоса за полосой надо приводить покрытие в порядок. За день катания снег разбивается и буквально стаскивается лыжами вниз к подножию, оголяя склон. Если ничего не делать, то за пару-тройку интенсивных дней склон придет в негодность. Лыжники окончательно раскатают снег до дыр. Чтобы этого не произошло и работают ратраки. Принцип его работы следующий. Стандартная конфигурация ратрака - отвал спереди и фреза сзади. Двигаясь вверх по склону, ратрак собирает тресекционным отвалом, таким образом протягивая вверх сползший снег и одновременно пропускает его под себя. Затем собранный снег попадает под фрезу, которая благодаря системе из множества резцов, напоминающей селькохозяйственный культиватор, измельчает его до однородной кашицы, которая передается под финишер. Финишер - это многосекционный уплотнитель, который и формирует склон из полученной снежной массы, нарезая в ней характерные бороздки - тот самый вельвет. В результате такой работы склон укрывается снежным покровом идеально подходящим для катания.

5. Но не только этим полезен ратрак. Эти много функциональные машины выполняют практически всю работу на склоне. Еще одна их важная задача - разравнивание снежных масс, полученных в результате работы системы оснежения - снеговых пушек. Как известно они работают только точечно и после нескольких часов работы рядом с ними образуется снежная горка, которую нужно распространить по поверхности склона.

Так любимые сноубордистами кикеры и хафпайпы, трассы для фристайла тоже работа ратрака. Именно он своими отвалами формирует особый профиль склона. Правда для создания полукруглого профиля хафпайпа одного отвала уже недостаточно. Для этого используют специальные насадки, напоминающие огромную лапу краба.

А что, Анатолий, - не унимаюсь я с вопросами, - много ли платят за твою работу?
Парнишка усмехается.
- Ну, - говорит, - миллионером конечно не станешь, но на безбедную жизнь вполне хвататет.
По его словам он работает в Химос только в сезон. Заработанных денег с лихвой хватает чтобы теплое время года ничего не делать и жить в свое удовольствие.
- А в сезон много приходится работать? - Снова спрашиваю я.
- Работы хватает. Все зависит от погоды и состояния склонов. Иногда часа за четыре управляемся, а бывают дни, что почти сутки посменно приходится работать. Такое обычно бывает в начале сезона, когда активно работают снежные пушки.
- Много машин в смену выходит?
- У нас здесь пять ратраков. Работают все.

6. За разговорами незаметно для меня мы поднимаемся на самый верх, откуда Химос виден как на ладони. Время уже позднее. Ночь уже совершенно черная, видны лишь тусклые огни уличного освещения. Финны не любят тратиться на освещение попусту. Делаю снимок на память и мы спускаемся.

7. Желаю удачи Анатолию в его работе, а он мне пожелал приезжать к ним еще. Неловко выпрыгиваю из кабины на снег. Подножек на ратраке нет. Ими служат сами гусеницы, широкие пластины которых вполне подходят в качестве ступенек. Машу на прощание и ратрак Анатолия скрывается в дали, чтобы к утру все склоны Химос были в идеальном состоянии.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков