Тормозная жидкость дот 4 росдот. Почему у тормозной жидкости со временем меняется цвет? То, что очень важно

Тормозная жидкость дот 4 росдот. Почему у тормозной жидкости со временем меняется цвет? То, что очень важно

Тормозная жидкость имеет очень серьезные требования к стандартам, поскольку четкое срабатывание тормозов зависит не только от , но и в первую очередь именно от состояния жидкости в тормозной системе. В процессе эксплуатации её свойства ухудшаются, поэтому ТЖ требует периодической замены.

Безопасное управление автомобилем подкреплено безопасностью и стабильной работой тормозов

Тормозные жидкости принято классифицировать в соответствии с нормами транспортного министерства США (Department of Transportation), что, в сокращенной аббревиатуре, будет звучать как DOT. Классификационными показателями ТЖ является температура кипения и вязкость. Классы тормозной жидкости получали свою маркировку департамента, который её произвел, вследствие чего, возникли такие общепринятые классы как: DOT-3, DOT-4, DOT-5 и DOT-5.1. DOT 4 наиболее часто применяемая в тормозной системе разных автомобилей, именно поэтому мы и хотим уделить такое внимание тормозной жидкости ДОТ 4, написав целую статью.

Разберем такие вопросы как:

Технические характеристики ДОТ 4

Основу всех тормозных жидкостях кроме DOT 5 (применяется силикон) составляют полиэтиленгликоли и полиэфиры борной кислоты. Основные физико-химические характеристики DOT 4 и других тормозных жидкостей, которые определяют качество:

  • вязкость;
  • температура кипения;
  • антикоррозийность;
  • гигроскопичность.

Минимальная температура кипения тормозной жидкости

График вязкости ТЖ DOT-3, DOT-4, DOT-5 и DOT-5.1 в зависимости от температуры

Вязкость ТЖ DOT-4 должна составлять более 750 мм2/с, но не больше 1800. Она отвечает за качество работы тормозов. Чем ниже вязкость, тем быстрее передается тормозное усилие.

По стандартам, температура закипания тормозной жидкости ДОТ 4 – не ниже 250 °C (если новая без влаги) и не ниже 165 градусов с количеством влаги до 3,5% (старая, так называемая, мокрая ТЖ).

Антикоррозийность тормозной жидкости связана с кислотностью, которая должна составлять – рН 7,0 – 11,5. Защитные свойства от коррозии обеспечивают дополнительные специальные присадки.

На гигроскопичность влияют бораты, которые используются в составе ТЖ, способны связывать молекулы воды попадающиеся из воздуха в процессе эксплуатации, но все равно, со временем, влага накапливается, ведь гликолевые тормозные жидкости гигроскопичны.

Отличия тормозной жидкости DOT-4 от DOT 3, DOT 5 и DOT 5.1

Как уже разобрались, в тормозных жидкостей ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5.1 химическая основа одинаковая , но все же, температура кипения и абсорбция влаги , за счет дополнительных присадок и боратов разная , поэтому свойства, как и их применяемость, отличаются.

DOT 3 - в основе этой жидкости являются соединения 2-х атомных спиртов гликолей. Именно поэтому она очень гигроскопична, а еще сильно агрессивна к краске и к резиновым тормозным прокладкам, что не позволительно в тормозных системах современных автомобилей. Так что такую жидкость стараются не использовать, а если и заливают, то только в старые автомобили с барабанными или дисковыми (только на передних колесах) тормозами, ведь ее цена невысока и для эконом варианта хорошо справляется со своей задачей в течение полутора лет.

Так как жидкость класса ДОТ 3 быстро впитывает влагу, после вскрытия емкости с жидкостью её не стоит использовать в течение недели, а крышку расширительного бачка в автомобиле стараться не откручивать без надобности (если не нужна доливка).

DOT 5.1 еще более современней чем DOT 4, она имеет самую высокую температуру кипения, а вязкость - самую низкую, но есть одно большое НО - она, как и ДОТ 3, быстро напитывается влагой (срок службы не более года). Такие характеристики позволяют её успешно применять в тормозной системе гоночных автомобилей. В классе ДОТ-5 есть один подвид, специально рассчитанный для авто с антиблокировочной системой, такие жидкости имеют смешанную структуру (гликоли и силикон).

Что нужно знать про тормозную жидкость?

DOT 5 максимально приближена к идеальным параметрам, поскольку, за счет того, что в основе силиконы, она имеет и высокую температуру кипения, и низкую вязкость, обладает хорошими смазывающими свойствами, нейтральное отношение к резине и металлам, а впитывание влаги из окружающей среды происходит очень медленно. Такие свойства позволяют производить замену жидкости класса ДОТ 5 раз в 5 лет.

Но не все так хорошо как может показаться - при таких отменных технических характеристиках жидкость DOT 5 тоже имеет свой недостаток - она не предназначена для применения в автомобилях с системами АБС. Во-первых, из-за того, что силикон отталкивает воду и не смешивается с жидкостью, она может замерзать при низких температурах. Во-вторых, она имеет высокую степень аэрации (насыщается воздухом).

Исходя из всех характеристик других тормозных жидкостей, видим, что жидкость ДОТ 4 имеет самые оптимальные показатели, именно поэтому она так популярна и наиболее применяемая в автомобилях стандартной эксплуатации.

Цветовая маркировка тормозной жидкости

Отличаются ли тормозные жидкости по цвету?

Стандарт FMVSS №116 ДОТ, а также другие, разработанные позднее (SAE J 1703 и ISO 4925), требуют цветовую маркировку тормозной жидкости по специфике основы, дабы исключить возможность смешать категорически несовместимые жидкости. Но такое отличие не даст возможности определить, что у вас залито: ДОТ 3, ДОТ 4 или ДОТ 5.1, ведь у таких жидкостей зачастую будет один цвет – янтарно-желтый, а вот уже силиконовую жидкость класса ДОТ 5 принято окрашивать в розовый.

Кроме цвета на бутылке обязательно должна присутствовать надпись «SILICONE BASE» (SBBF) для DOT-5 и «NON-SILICONE BASE» (NSBBF) на бутылке с жидкостью класса DOT-5.1.

Совместимость тормозных жидкостей

На вопрос: «можно ли смешивать тормозные жидкости» следует ответить следующее. Противопоказаний смешивания тормозных жидкостей группы DOT, в составе которых гликоли и полиэфиры нет, то есть жидкости класса ДОТ 3, ДОТ 4 и 5.1 могут смешиваться , хотя это и не рекомендовано. Как правило, допускается лишь доливка, и то нужно придерживаться правила смешивания.

Тормозную жидкость с более высоким классом ДОТ можно добавлять в низший, а обратное добавление запрещается.

Общие сведения про ТЖ и как правильно подобрать

Не совместимы тормозные жидкости лишь если пытаться мешать силиконовую ДОТ 5 или рассчитанную на работу ABS с любой другой. Так что, если возникнет потребность в смешивании, то внимательно читайте все надписи, маркировка таких ТЖ указывается отдельно. То есть, даже если стоит выбор, можно ли смешивать DOT 5.1 и DOT 5.1/ABS , то ответ – однозначно нельзя ! Такой категорический запрет связан с тем, что в этих жидкостях имеется другой химический состав добавок и их стабильность в «миксе», не может гарантироваться.

Из выше изложенного можно сделать вывод что:

  • в тормозную жидкость ДОТ 3 можно доливать ДОТ 4 или ДОТ 5.1;
  • в жидкость ДОТ 4 тоже можно добавить 5.1;
  • в ТЖ класса 5.1 не можно долить DOT 3 или 4.

Смешивать DOT 4, DOT 3 и DOT 5.1 с силиконовой жидкостью DOT 5 категорически нельзя

Смешивание жидкостей с гликолевой и силиконовой основой вызывает химическую реакцию, результат которой будет не соответствовать требуемым стандартам к ТЖ. При переходе с одного класса жидкости на другую нужно хорошо промыть тормозную систему новой тормозной жидкостью. Причем вы должны знать, что заменить силиконовую жидкость класса ДОТ 5 на любую гликолевую почти не возможно . Так как тормозные магистрали автомобиля не рассчитаны на агрессивную реакцию и произойдет банальное разрушение резиновых уплотнений.

Срок службы тормозной жидкости

Срок службы и срок годности тормозной жидкости хоть и разные вещи, но в данном случае они почти идентичны, поскольку ТЖ одинаково впитывает в себя влагу как из раскрытой бутылки (хранящейся в гараже), так и с расширительного бачка с жидкостью в авто. Поэтому, даже если на автомобиле ездить очень мало, то все равно через два года придется её менять.

Тормозная жидкость ДОТ 4 меняется каждые 2 года; ТЖ ДОТ 3 через 1,5 года; жидкость ДОТ 5 подлежит замене каждые 5 лет; ДОТ 5.1 рассчитан на один год службы, но в гоночных автомобилях её могут менять и чаще.

Также, сроки службы жидкостей, во многом зависят, от региона проживания, и в местах с высокой влажностью воздуха, ТЖ значительно быстрее утратит свои технические свойства.

Определить сроки замены тормозной жидкости как DOT 4 так и других можно при помощи специального тестера замеряющего процент воды, накопленной в жидкости. Чтобы температура кипения «сырой» жидкости не падала ниже 155 – 180 °C влаги должно быть не более 3,5 процентов, дабы избежать закипания ТЖ и появления паровых пробок, приводящих к отказу тормозов в экстремальных нагрузках на тормозную систему.

График состояния тормозной жидкости в зависимости от значения влажности.

Даже несмотря на то, что жидкость в тормозных контурах не циркулирует и менее контактирует с атмосферой, нежели в бачке, где проверяется её состояние (влажность может отличаться и быть ниже), она подлежит замене, поскольку в трубках возле тормозных суппортов ТЖ часто и сильно нагревается, и в результате теряет свои изначальные свойства.

Какая тормозная жидкость ДОТ 4 лучше

Авторынок не скупится на количество разнообразных фирм, предлагающих купить свою ТЖ, как класса ДОТ 4, так и ДОТ 5.1 или других. Так что у автовладельца, естественно, возникает закономерный вопрос: «какая лучшая тормозная жидкость?»

Лучшая ТЖ должна обладать:

  • высокой температурой кипения (с запасом);
  • хорошими смазывающие свойствами;
  • достойной низкотемпературной вязкостью;
  • отличной защитой от коррозии всех деталей тормозной системы.

Какую ТЖ лучше купить

Топ 7 наиболее часто используемых и не предвзятых марок тормозной жидкости ДОТ 4 выглядит так:

Первую позицию держит европейский "Castrol " – имеет отличные показатели и по вязкости, и по температуре кипения, но может смущать дополнительной защитой как от подделки, так и от влияния внешней среды, поскольку не имеет припаянной фольги на горлышке бутылки.

Второе место удерживает американская "Hi-Gear HG7044 " – технические характеристики в соответствии с нормами и цена будет немного ниже.

Liqui Moly DOT 4 так же можно поставить на одну позицию с Hi-Gear. Эта жидкость имеет высокий показатель температуры кипения, обладает хорошим антикоррозионным свойством и отлично подходит для автомобилей с ABS.

На третьей позиции может с уверенностью оказаться "Mobil Brake Fluid DOT 4 ". Европейская минеральная тормозная жидкость, которая может похвастаться оптимальным показателем вязкости и стабильности.

Прежде чем покупать тормозную жидкость, нужно изучить все её допуски, маркировку и другую информацию, такую как назначение и, обязательно, дату изготовления, указанную на упаковке, ведь ТЖ имеет срок годности . Наилучшие показатели характеристик имеет жидкость DOT 4 class 6. Дабы не купить подделку, также всегда обращайте внимание на целостность упаковки и дополнительные методы защиты . Несмотря на рейтинг самых популярных и лучших тормозных жидкостей, иногда, все же лучше отдать предпочтение производителю, бутылка которого будет запечатана фольгой, ведь она дает возможность не только дополнительно защитить жидкость от проникновения влаги, но и обезопасить от приобретения некачественного товара. Опытные автовладельцы советуют покупать ТЖ известных компаний, которые являются партнерами крупных автоконцернов.

При выборе технических жидкостей автомобилисты очень внимательно изучают все а в некоторых случаях советуются со специалистами о том, какой тосол пригоден для их машины. О тормозной жидкости часто попросту забывают, покупая первый подвернувшийся под руку флакончик с соответствующим обозначением. Делать так не стоит, поскольку производители тормозной жидкости используют различные химические формулы, от которых зависят свойства вещества. От этого зависит безопасность автомобиля, поскольку неподходящее средство может привести к отказу тормозов в самый неподходящий момент. Поэтому очень важно выяснить, какая тормозная жидкость лучше, и на какие параметры стоит обращать внимание при покупке.

Перед покупкой тормозной жидкости обязательно нужно заглянуть в инструкцию по эксплуатации автомобиля. Вам необходимо найти соответствующее обозначение используемого средства - например, DOT 3. В отечественных автомобилях, выпущенных более 20 лет назад, может использоваться жидкость БСК - в таком случае применение любого аналога запрещается, поскольку жидкость с агрессивным химическим составом вполне может разъесть трубки и соединительные элементы тормозной системы, что приведёт к её непоправимому повреждению.

Некоторые производители автомобилей рекомендуют использовать жидкость конкретного бренда - в таком случае стоит не скупиться и приобрести именно её, не глядя на цену. В подобном случае вы получите гарантированную надёжность тормозной системы, поскольку автомобиль проходил сертификационные испытания именно с этой жидкостью. Если конкретный бренд не указан, стоит обратить внимание на рекомендованное поколение тормозной жидкости.

Оптимальным вариантом будет приобретение средства с маркировкой DOT 4 Class 6 - эта жидкость разработана специально для применения в современных автомобилях с дисковыми тормозами. Вся продукция с маркировкой DOT 3 и ниже предназначается для барабанных тормозов - при её использовании в гидравлике дисковых механизмов гарантию надёжности получить невозможно. Смешивать DOT 4 со всеми тормозными жидкостями, имеющими меньший класс, можно, но ни один производитель не проводил испытаний таких комбинированных составов.

Существует и специальная тормозная жидкость для - DOT 5, созданная на силиконовой основе. Она имеет очень высокую эффективность и не подвержена закипанию, однако её главным недостатком является огромная цена. Кроме того, смешивать DOT 5 с другими средствами нельзя - такая жидкость будет совершенно непригодна для эксплуатации в любом автомобиле. Поэтому в последние годы на рынке появились тормозные жидкости стандарта DOT 5.1, которые производятся на основе гликолей и могут смешиваться с другими средствами без существенного ущерба для эффективности.

Следует запомнить и тот факт, что жидкость более высокого стандарта необязательно повысит эффективность вашей тормозной системы. Вполне возможно, что её применение приведёт к повреждению шлангов и различных соединений, что станет причиной отказа тормозов и возникновения серьёзной аварийной ситуации. Поэтому желательно строго соблюдать рекомендации производителя - если в инструкции сказано заливать DOT 3, стоит покупать именно эту жидкость.

Рейтинг

Зарубежное производство

После проверки специалистами оказалось, что лучшая тормозная жидкость производится компанией Castrol - она соответствует нормам по таким параметрам, как температура закипания, зимняя вязкость и гигроскопичность. Даже при длительном использовании средство не накапливает большого количества влаги, полученной из окружающего воздуха - это позволяет сохранить максимальную эффективность тормозной системы даже к моменту замены при пробеге в 60 тысяч километров. Порадовала экспертов и относительно невысокая вязкость при испытаниях российскими морозами - с тормозной жидкостью Castrol педаль не становится чрезмерно жёсткой. Средство подходит как для автомобилей с солидным возрастом, так и для новейших моделей, оснащённых электронной системой стабилизации, использующей тормозные механизмы.

Второе место занял продукт немецкой компании Liqui Moly - жидкость стандарта DOT 4 успешно подтвердила соответствие международным нормам. Её преимущество заключается в изначальной адаптации к современным тормозным системам, оснащённым ABS и электронными помощниками, увеличивающими усилие при экстренном замедлении. Высокая точка кипения помогает достичь стабильного торможения даже при активном вождении. Ещё один неоценимый плюс - наличие специальных присадок, позволяющих сохранить в хорошем состоянии резиновые, пластиковые и металлические компоненты гидравлического контура.

Отличным вариантом для приобретения также можно назвать тормозную жидкость производства корпорации Mobil. В её основу положены сложные полигликолевые эфиры, что позволяет достичь следующих преимуществ:

  • Устойчивость к низким температурам, минимальный показатель вязкости при морозах сильнее -30 градусов;
  • Стабильность физических свойств даже при попадании в контур небольшого количества влаги;
  • Абсолютно нейтральный химический состав, защищающий все компоненты тормозной системы от коррозии и разрушения.

Производитель называет свою тормозную жидкость арктической и рекомендует заливать её в гидравлический контур легковых автомобилей, использующихся в условиях Крайнего Севера. Отзывы подтверждают правомерность такого наименования - никаких проблем с замедлением машины не возникает даже при температуре окружающего воздуха -45 градусов.

Известная корпорация British Petroleum также предложила свой вариант синтетической тормозной жидкости - её продукция получила высочайшие оценки экспертов по всем физическим параметрам. Особенно порадовала большая температура кипения, которая позволяет получить уверенность в эффективности работы тормозов при движении в городских заторах. Единственное замечание касалось антикоррозийных свойств - через пару лет эксплуатации лучше проверить целостность металлических деталей тормозной системы автомобиля.

Американская компания Hi-Gear производит широкий ассортимент тормозных жидкостей, среди которых можно найти средства, соответствующие стандартам DOT 4 и 5.1. Они полностью соответствуют заявленным показателям, обеспечивая уверенное замедление в любых условиях. Однако эксперты выяснили, что продукция этого бренда имеет повышенную гигроскопичность, что постепенно ухудшает её качество с течением времени. К моменту смены тормозной жидкости в ней оказывается достаточно много воды, что существенно снижает температуру закипания.

Российская продукция

Лучшим продуктом отечественного производства оказалась жидкость, продающаяся под названием «РосДОТ 4». Выпускается она компанией «Тосол-Синтез» - её изделия можно найти практически в любом автомагазине на территории России. Кроме широкого распространения, преимуществом жидкости можно назвать превосходную климатическую устойчивость. Средство работает в температурном диапазоне 100 градусов - начиная от 50-градусных морозов и заканчивая аномальной жарой. «РосДОТ» рекомендуют использовать на Крайнем Севере, а также в других климатических зонах с низкой температурой и повышенной влажностью - такая жидкость отличается малой гигроскопичностью.

Хорошие результаты показала и продукция компании «Делфин Индастри» - она представлена в автомагазинах под названием Green Line LUXE. Уверенное замедление обеспечивается при температуре -40, а закипания не происходит даже при активной езде в 60-градусную жару. Однако экспертов насторожила повышенная гигроскопичность - они рекомендуют уменьшить интервал до 50 тысяч километров, чтобы избежать неприятных ситуаций, грозящих авариями.

Третье место в рейтинге отечественных производителей тормозной жидкости занимает «Аляска» производства корпорации Тектрон. Средство с честью выдержало все испытания и подтвердило соответствие заявленным параметрам, хотя зимой наблюдается немного повышенная вязкость. Гигроскопичность тормозной жидкости находится в допустимых пределах, что обеспечивает исключительную стабильность работы гидравлического контура. Но есть один существенный минус - в погоне за уменьшением стоимости разработчики совершенно забыли об антикоррозийных свойствах своего продукта. В результате тормозная система с залитой жидкостью «Аляска» служит намного меньше, чем с зарубежными аналогами.

Антирейтинг

Худшей жидкостью в рейтинге стала «МИГ», произведённая российской корпорацией СибУрНефтехим. После длительной эксплуатации тормозная система покрывается окалиной, которая существенно снижает эффективность работы гидравлического контура. Хуже всего, что следы непонятной примеси обнаруживаются даже в главном тормозном цилиндре - после пары сезонов менять придётся все компоненты, что потребует огромных затрат. Жидкость не соответствует нормам температуры закипания - причём её минусы заметны сразу после заливки, не говоря уже о длительной эксплуатации. Зимой такое средство становится чрезмерно вязким, в результате чего педаль «дубеет», заставляя водителя мучиться при каждом замедлении.

Ещё интереснее ситуация с жидкостью «БАКСС», также изготовленной в России. Температура её кипения ниже стандарта сразу на 15 градусов - если вы собираетесь заливать такое средство не в старенькие «Жигули», а в современный динамичный автомобиль, при активной езде тормозная система попросту откажет. Кроме того, смущает огромная вязкость - поездку при -20 градусах придётся отложить, по соображениям безопасности. Гигроскопичность жидкости также чрезмерно высока - она поглощает немало влаги, что ещё сильнее ухудшает её параметры.

Абсолютным чемпионом в негативном смысле этого слова становится жидкость «Дзержинская» производства компании «СВ-Хим». Вязкость в холодном состоянии превышает нормативный показатель сразу в 10 раз, что может стать огромной проблемой при зимней эксплуатации автомобиля. Температура кипения также существенно ниже нормы, что вызывает сомнения в надёжности тормозной системы. Из всего сказанного можно сделать вывод, что покупка российской тормозной жидкости без предварительного изучения её свойств является очень рискованным шагом. Часть отечественной продукции превосходит по всем параметрам зарубежные аналоги, тогда как остальные продукты попросту не соответствуют никаким нормам.

Пересекая страну «с южных гор до северных морей» в ходе экспертизы бензинов, грех было заодно не оценить ассортимент товаров в магазинчиках при АЗС. Тогда-то и родилась мысль погоняться сразу за двумя зайцами - с прицелом на будущий тест тормозных жидкостей. Так и сделали.

Сегодня купить жидкость для гидропривода не проблема. Нужно только заглянуть в «букварь», прилагаемый к машине, дабы выяснить, какую именно рекомендует производитель (к примеру, DOT 4), после чего выбрать понравившийся флакончик. Таких мы легко набрали почти два десятка - отечественных и зарубежных. Обезличенные образцы передали в специализированную лабораторию на испытания физико-химических свойств. Кроме того, решили оценить внешний вид приобретений, их массу или объем (у кого что заявлено), а также проверить электропроводность.

Тем, кому нюансы неинтересны, сообщаем сразу: лишь 10 образцов не вызвали никаких вопросов ни у нас, ни у экспертов. Выбирайте на фото продукт, избежавший замечаний, - и в магазин. Остальным же предлагаем подробности.

ЧЕМ МЫ ТОРМОЗИМ

Мы проверили и честность производителей. Оказалось, не зря: одни великодушно настроили фасовочные автоматы на заливку «с бонусом», другие пожадничали, недодав до 10% товара! Впрочем, мы всегда считали: уж лучше недолив, чем разбодяживание. Увы, две тормозухи на морозе загустели почти вдесятеро сильнее допустимого! Продавите вы такую педаль или нет, не знаем. И даже не комментируем, к чему может привести проваленная на 15° температура кипения! Как обычно, результаты исследований относятся не к торговой марке в целом, а только к тем образцам, которые мы выборочно купили на редакционные средства как обыкновенные покупатели. Наше мнение о каждом изложено в подписях. Те, кому интересны конкретные показатели, найдут их в таблице, где жидкости расставлены в алфавитном порядке. Цены решили не приводить: в этот раз они гуляли от 110 до 560 рублей за литр, причем под влиянием не только именитости бренда, но и места продажи. Чем круче считает себя магазин, тем грознее ценник… Поэтому не удивляйтесь, если один и тот же товар в разных местах продают с двукратным разбросом стоимости. Любопытна строка в таблице о запайке флаконов фольгой под пробкой. Это, во-первых, улучшает герметичность (очень важно для гигроскопичных тормозных жидкостей), а во-вторых, затрудняет то самое разбодяживание на местах. Но без фольги оказались продукты таких мэтров, как Castrol или, скажем, Mobil! Не иначе у «великих» свой взгляд на впитывание воды… Таблица открывается в полный размер по клику мышки.

ВОПРОС-ОТВЕТ

- Почему у тормозной жидкости со временем меняется цвет?

В процессе работы происходит сильный нагрев и окисление жидкости. Это приводит к потемнению продукта. Вторая причина - взаимодействие с резиновыми деталями при высокой температуре. И третья - попадание продуктов коррозии и износа.

- Взаимозаменяемы ли современные тормозные жидкости?

Идеальный вариант - не мешать одну с другой. О древних жидкостях типа БСК (смесь бутилового спирта и касторового масла) речь вообще не идет. Но и современные ТЖ отличаются друг от друга: скажем, DOT 5 делают на силиконовой основе (SBBF), а DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 - на гликолевой (NSBF), а точнее, на смеси гликолей и их эфиров. Такая жидкость не смешивается с силиконовой. Гликолевые жидкости DOT 3, 4, 5.1 между собой смешивать можно, но никто не проводил эксплуатационных испытаний таких смесей. Если производитель на этикетке указывает, что данная жидкость смешивается с другими качественными составами той же классификации, то он тем самым принимает на себя гарантийные обязательства.

- Можно ли в современном авто использовать, скажем, DOT 3?

Известны случаи, когда автоспортсмены вынуждены были заливать в тормозной бачок даже воду. Конечно, это допустимо лишь в безвыходной ситуации, когда требуется просто доехать любой ценой, пусть медленно. Так и здесь: подобная замена оправданна разве что в критической ситуации - если забыть при этом про скорость. Температура кипения DOT 3 ниже, чем у DOT 4, а конструкторы в стремлении уменьшить размеры тормозных механизмов закладывают всё более высокие допустимые температуры. Совет: применяйте только тот сорт ТЖ, который указан производителем автомобиля.

- Почему тормозные жидкости, как правило, не имеют одобрения заводов-изготовителей автомобилей? О чем говорят надписи DOT?

К сожалению, надписи DOT, как правило, ни о чем не говорят. Производители заявляют, что их жидкости соответствуют стандарту американского департамента транспорта FMVSS 116 DOT 4, но ни на одной упаковке нет ссылок на одобрение, к примеру, «Фольксвагеном» или «Фордом». Все автокомпании указывают лишь требование соответствия стандартам DOT, SAE, ISO или JIS. Чтобы подтвердить реальное соответствие жидкостей этим стандартам, необходимо провести полный комплекс испытаний в сертифицированной лаборатории (например, ABIC, США). Но, в отличие от тех же масел, это экономически невыгодно, поскольку объемы потребления ТЖ гораздо скромнее масляных. - Обычно сервисная книжка предписывает замену ТЖ каждые 60 тыс. км. Насколько это необходимо? Тормозные жидкости гигроскопичны, а потому со временем температура их кипения падает. Через два-три года она снижается примерно до 150–170 °C, что может вызвать появление воздушных пробок и, в итоге, отказ тормозной системы. У «увлажненной» жидкости в зимнее время также резко увеличится низкотемпературная вязкость. Повысится в присутствии влаги и коррозионная активность. На худой конец следует хотя бы подливать свежую ТЖ.

ЧТО И ЗАЧЕМ ПРОВЕРЯЛИ

Температура кипения «сухой» жидкости. Определяет работоспособность исходной жидкости без образования воздушных пробок в тормозных системах с высокими температурами эксплуатации. Более высокая температура кипения «сухой» жидкости косвенно говорит о более длительном допустимом периоде замены ТЖ. Температура кипения «увлажненной» жидкости. Показывает, какой будет температура кипения в конце периода эксплуатации ТЖ (примерно через полтора-два года). Это минимальный показатель, при котором тормоза работают исправно. При дальнейшем «увлажнении» (или несоответствии этого показателя требуемому) начнется образование воздушных пробок, педаль станет проваливаться в пол - верный путь к ДТП… Кинематическая вязкость при 100 °C. Ограничивает использование более жидких компонентов для гарантии определенного гидравлического сопротивления и исключения возможных протечек в местах уплотнений и стыков тормозной системы. Кинематическая вязкость при -40 °C. Максимум вязкости, при котором тормоза обеспечивают безопасность езды. За ним ТЖ становится очень вязкой, из-за высокого гидравлического сопротивления не удастся быстро продавить педаль. Показатель активности ионов водорода: рН. Среда бывает кислая, нейтральная или щелочная. Кислая среда не допускается: ее наличие чревато коррозией. Щелочная же вредна для резины. Производитель подбирает рН от нейтрального до слабощелочного, чтобы достичь максимальной совместимости жидкости с материалами тормозной системы. Электропроводность. Параметр не нормируется, но часто измеряется при экспрессанализах ТЖ. Принцип прост: электропроводность «сухой» жидкости при добавлении воды увеличивается. Внимание: исходная электропроводность у всех ТЖ разная! Стало быть, чтобы использовать специальный тестер для проверки ТЖ, нужно либо иметь в запасе запечатанный флакончик с точно таким же содержимым, либо, залив свежую в бачок, тут же измерить и записать на память значение ее электропроводности.

ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ

Образцы стоят в произвольном порядке

1. CastrolЗаявленный производитель «ВР Европа» Абсолютная точность дозировки внушила уверенность, что и остальные технологические процессы столь же четко выверены. И вправду: все показатели в норме, причем с запасом. Удивило лишь то, что флакон не запаян фольгой.

2. FELIX Professional

Заявленный производитель Здесь недолив уложился в 3%, что допустимо по ГОСТ 8.579–2002. Вязкость на холоде превышена совсем незначительно. Так что не будем бросать камень в отечественного производителя.

3. Hi-Gear HG7044

Заявленный производитель Hi-Gear Products, США Идеально точная фасовка. Все показатели в норме, а температуры совпадают с установленными пределами почти до градуса. Так и хочется спросить про запас прочности, но неудобно цепляться к качественному продукту.

4. EXTRA

Заявленный производитель ПКФ «ПРОМПЭК», Россия Недолив 27 г можно и простить, но на морозе жидкость густеет сильнее, чем допускают нормативы. Пройдет ли такое превышение вязкости без последствий для езды?

1. NIAGARA

Заявленный производитель ПКФ «НИАГАРА», Россия Видимо, изготовителя подвела недолитая чертова дюжина граммов: температура кипения увлажненной жидкости провалена на 10°. А вязкость на морозе возрастает настолько, что о требованиях стандарта и вспоминать неудобно.

2. Pentosin Super

Заявленный производитель Deutsche Pentosin-Werke, Германия Отличные показатели с солидным запасом по нормативам DOT 4. И маленький бонус - 3 мл бесплатно.

3. Mobil

Заявленный производитель ExxonMobil Lubricants & Specialties, ЕC Все обещанные 500 мл на месте, все градусы там же, все сантистоксы выдержаны. Что тут добавить? Только пожалеть, что горлышко не запаяно фольгой. Похоже, у именитых производителей это в порядке вещей.

4. LUXE Green Line

Заявленный производитель «Делфин Индастри», Россия Все физико-химические показатели этой тормозной жидкости в норме, за исключением… массы. Ну как, простим «испарившиеся» 22 г?

1. SINTEC Euro

Заявленный производитель «Обнинскоргсинтез», Россия Интересно, что на упаковке приведены значения температур кипения, существенно превышающие требования стандарта. А реально и они превышены! Отдельное спасибо за бесплатный грамм отличного продукта.

2. SINTEC Super

Заявленный производитель «Обнинскоргсинтез», Россия Здесь с обещанными температурами на флаконе немного погорячились. Но по сравнению с требованиями стандарта всё более чем в порядке, есть даже заметный запас. Нехватка 3 г, конечно же, простительна.

3. TCL

Заявленный производитель Tanikawa Yuka Kogyo Company, Япония Все параметры в норме. Правда, по температуре кипения «увлажненной» жидкости запаса нет. Зато есть лишние 6 мл - на пролив при доливе. Горлышко не запаяно.

4. ROSDOT 4 Life Safety

Заявленный производитель «Тосол-Синтез-Инвест», Россия Все замечательно, эта жидкость не подведет, и слова о безопасности ей к лицу. Правда, по российской традиции недолито 11 г, но это в пределах допустимого по закону. Словом, зачет!

1. TUTELA TOP 4

Заявленный производитель Petronas Lubricants, Италия Ну зачем же обещать невыполнимое - кипение при 300 °C? Ведь и так все замечательно, а по температуре кипения «увлажненной» жидкости эта и вовсе рекордсменка! Фасовка тютелька в тютельку.

2. UNiX «Дзержинская»

Заявленный производитель ПКФ «СВ-Хим», Россия Нельзя же так, господа бизнесмены! Температура кипения «увлажненной» жидкости провалена на 11°, вязкость на морозе превышена в 10 раз. Да еще и 13 г не хватает.

3. VITEX

Заявленный производитель ПКФ «Промкомплекс», Россия Что сказать хорошего? В «увлаженном» состоянии эта жидкость закипит на 4° раньше положенного, на морозе она вдвое гуще, чем следует. И наконец, где наши оплаченные 30 г?

4. TOTAL HBF 4

Заявленный производитель Total Lubrifiants, Франция Удивительно - как попала к нам банка без единой русской буквы на этикетке? Но если говорить о параметрах, то все они в норме, причем с большим запасом. Вдобавок это самая легкотекучая на морозе жидкость. Да еще и 4 мл сверху - отлично! Но горлышко не запаяно.

1. «МИГ»

Заявленный производитель «Сибур-Нефтехим», Россия Самый жадный производитель: недолив составил 55 г. Но нам ни капельки не обидно, всё равно жидкость негодная. Недобор 11° в «сухом» состоянии, 9° - в «увлажненном»… Зачем она такая нужна? Да еще с окалиной и непонятными примесями!

2. «БАКСС»

Заявленный производитель ПКФ «БАКСС», Россия Нам напомнили на этикетке: «Гигроскопично». А сами об этом, видимо, забыли: в «увлажненном» состоянии температура кипения провалена аж на 15 °C - наихудший результат в нашей выборке! Добавим впятеро большую вязкость на морозе, после чего вспоминать о недолитом грамме будет даже неудобно.

3. «ОЙЛРАЙТ»

Заявленный производитель «ТЕКТРОН», Россия Здесь всё в норме, кроме истинно российской привычки вечно что-нибудь недоливать или недовешивать. Тут нас обвесили на 17 г. Успокаивает только то, что у некоторых обвес еще больше. ИЗ 19 ПРИОБРЕТЕННЫХ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ ТОЛЬКО 10 ОКАЗАЛИСЬ БЕЗ ПОДВОХА.

Тормозная система отвечает за безопасность водителя и пассажиров во время движения. Состоит она из большого количества компонентов и узлов. Сбалансированная работа всех компонентов системы - вот к чему нужно стремиться. Мы же с вами поговорим о том, что такое тормозная жидкость ДОТ-4, какая лучше и на что обратить внимание при выборе. А начнем мы с фундаментальных понятий.

О тормозной жидкости и её функциях в системе

Когда водитель нажимает на педаль тормоза, то колодки прижимаются к дискам, благодаря чему автомобиль останавливается. Во время торможения выделяется огромное количество тепла, которое нужно отвести из системы. Реализовать это можно с помощью специальной жидкости. Она должна обладать целым рядом свойств. Это:

  • низкая сжимаемость;
  • высокая температура кипения;
  • стабильная вязкость;
  • небольшой уровень абсорбации;
  • не вызывать разрушения резиновых прокладок и уплотнений.

Все эти свойства обязательны для эффективной работы тормозной системы. А так как автомобили постоянно совершенствуются, то увеличивается их мощность и масса. Соответственно, усилия для торможения должны быть высокими. Гидравлические тормоза в этом плане наиболее предпочтительны. Работают быстро и мягко, а также весьма надежны. Тормозную жидкость необходимо обновлять. Сегодня есть ДОТ-3, ДОТ-4 и ДОТ-5.1.

То, что очень важно

Температура закипания - один из самых основных показателей качественной тормозной жидкости. Дело в том, что из-за тепла, отдаваемого колодками и диском в систему, обычная жидкость закипит. Это приводит к появлению пузырьков в системе и образованию воздушной пробки или полному отказу. На дороге такая ситуация с большой вероятностью может привести к аварии.

Именно поэтому производители тормозных жидкостей стараются максимально увеличить температуру закипания. Ведь это дает больше надежности. Все мы знаем, что вязкостные характеристики жидкости изменяются от её температуры. В тормозной жидкости этого происходить не должно. Давайте более подробно рассмотрим, что такое тормозная жидкость ДОТ-4, какая лучше, да и другие важные моменты.

Отличие ДОТ-3 от ДОТ-4

Тормозная жидкость ДОТ-3 постепенно выводится из эксплуатации. Связано это с появлением более совершенных составов. Особенностью ДОТ-3 является её низкая стоимость, что обусловлено наличием двухатомных спиртов (гликолей). Этот компонент существенно увеличивает гигроскопичность. Следовательно, со временем появляется вода в системе, а это приводит к понижению температуры кипения и появлению коррозии.

Более современная и качественная тормозная жидкость - DOT-4, которая состоит из сложных эфиров и борной кислоты. Кислота нейтрализует влагу при контакте, поэтому такого недостатка, как гигроскопичность, здесь нет. Следовательно, система может значительное время оставаться не обслуживаемой, ведь температура закипания в течение длительного времени не изменяется.

Тормозная жидкость ДОТ-5.1 и её особенности

Основное отличие заключается в более высокой температуре кипения. Химический состав похож на ДОТ-4. Зачастую используется в гоночных автомобилях и мототехнике, где развивается высокая скорость и свойственны затяжные интенсивные торможения.

Стоит помнить о правилах смешивания жидкостей тормозной системы. Если залито ДОТ-3, то можно доливать ДОТ-4 и ДОТ 5.1. А если в системе ДОТ-5.1, то добавляется только аналог. Несоблюдение данного правила может привести к заклиниванию системы и выходу из строя тормозного механизма со всеми вытекающими последствиями. Получается, что совместимость тормозной жидкости ДОТ-4 сводится к доливке более совершенной ДОТ-5.1. Это не всегда удобно, хоть и правильно с технической точки зрения.

Какую тормозную жидкость заливать в систему?

Этот вопрос волнует многих автомобилистов. В первую очередь необходимо руководствоваться рекомендациями завода изготовителя. Большинство автомобилей семейства ВАЗ эксплуатируются на ДОТ-3, хотя им отлично подойдет ДОТ-4. Это оптимальный вариант как по цене, так и по качеству.

В это же время использовать ДОТ-3 на иномарках не рекомендуется, хотя это и допустимо. Это обусловлено низкой температурой закипания, что может вывести тормоза из строя. Для умеренной езды подходит тормозная жидкость ДОТ-4. Какая лучше? А вот с этим мы сейчас и разберемся.

Тормозная жидкость "Лукойл ДОТ-4"

Температура кипения этой жидкости - 170 градусов (увлажненной) и 240 (сухой), что вполне подходит под стандарт даже с небольшим запасом. "Лукойл ДОТ-4" в рейтинге занимает достаточно высокую позицию, за счет своей стабильности и высокого качества. Помимо этого, невысокая стоимость продукта делает его более доступным для потребителя.

На рынке практически не встречаются подделки "Лукойл ДОТ-4", так как продукция хорошо защищена и имеет небольшую цену. В целом это достойный претендент на звание победителя, однако рассмотрим еще несколько вариантов.

"Синтек Евро" и "Синтек Супер"

Это еще один отечественный производитель качественного продукта. Тормозная жидкость Sintec Super DOT-4 обладает небольшим температурным запасом от того, который указан на банке. Правда, почему-то на конвейере не доливают немного, но, учитывая качество, это не страшно.

"Синтек Евро" имеет более высокий ценник, но и существенно отличается от предыдущей тормозной жидкости. На канистре указаны температуры, при которых система будет исправно работать. Но тестирование показало, что жидкость закипает при более высокой отметке. Поэтому мы имеем большой запас в температурном плане и довольно высокое качество. Жидкость не изменяет свои свойства с повышением температуры и спокойно "работает" по несколько лет.

Castrol React DOT4 Low Temp

Пол-литровая банка от данного производителя стоит примерно 450 рублей. Не самый дешевый вариант, однако один из лучших. Температура кипения в увлажненном состоянии 175 градусов, а в сухом - 265 градусов по Цельсию. По регламенту замена производится каждые два года эксплуатации.

Стоит обратить внимание, что тормозная жидкость DOT-4 Low Temp отлично подходит для использования при критически низких температурах. Производитель специально понизил вязкость жидкости до 650 мм 2 /с. Посмотрев на результаты тестов и характеристики данной жидкости, можно говорить о том, что это полноценный ДОТ-5.1. Тем не менее на рынке более востребована жидкость ДОТ-4, поэтому реализовывать её более целесообразно. Состав тормозной жидкости ДОТ-4 от "Кастрол" отличается от аналогов пакетом присадок, повышающих температуру кипения.

Liqui Moly Bremsflussigkeit DOT-4

Это еще один лидер продаж на российском рынке. Ценник здесь не такой большой, как у "Кастрола". Обойдется вам банка емкостью пол-литра в 300 рублей, что довольно таки немного. Порог закипания свежей жидкости составляет 250, а походившей примерно 165 градусов по Цельсию. Вязкость - 1800 мм 2 /с. В целом "Ликви Моли" вписывается в рамки стандарта ДОТ-4, но не более того. Однако стоит отдать предпочтение "Кастролу", но если средств недостаточно, то отлично подойдет и "Ликви Моли".

Нелишним будет отметить, что производитель сделал упор на защиту тормозной системы от коррозии. Им это удалось на славу, о чем говорят экспериментальные данные. В течение всего срока эксплуатации нет признаков появления ржавчины. Также компания уделила большое внимание смазывающим свойствам жидкости. Её можно рекомендовать для использования в центральной части России и южнее. "Ликви Моли" можно смешивать с ДОТ-3 и ДОТ-4, не рекомендуется с ДОТ-5.

RosDOT-4: краткий обзор

Отечественный производитель в данном случае уделил особое внимание температурным характеристикам. Свежая жидкость закипает при 255 градусах, а эксплуатируемая в течение года - приблизительно при 170 градусах. Дзержинский завод выпустил действительно качественный продукт, который по своим свойствам и характеристикам превзошел "Ликви Моли". Отечественный продукт имеет доступную стоимость и широко распространен по всем магазинам РФ. Тут вы не увидите ничего необычного - это рядовая "тормозуха" по приемлемой цене.

Как вы видите, лучшая тормозная жидкость ДОТ-4 выпускается фирмой "Кастрол". Несмотря на высокую стоимость, она очень и очень хороша.

Как сделать правильный выбор?

Здесь все предельно просто и понятно. Многое зависит от вашего стиля езды. Если вы предпочитаете агрессивную манеру поведения на дороге, то лучше выбрать "Кастрол", который хоть и позиционируется как ДОТ-4, однако его характеристики говорят о более высоком классе.

Для более спокойной и размеренной езды отлично подойдет любой из отечественных производителей. Правда, тут важно обращать внимание на вязкость жидкости при минусовых температурах. Для северных регионов желательно отдавать предпочтение более текучим жидкостям.

Еще один важный момент перед тем как определиться, какую тормозную жидкость заливать - нужно сохранить тормозную систему. В этом случае лучше всего выбрать "Ликви Моли". Именно от этого производителя тормозная жидкость показывает наилучшие результаты. Она не приводит к коррозии, а, наоборот, защищает от неё систему, что очень хорошо.

Регулярное обслуживание системы

Очень важно вовремя смазывать суппорта, менять пыльники и направляющие. Это касается и дисков с колодками, которые в процессе эксплуатации изнашиваются. Тормозная система на современном автомобиле довольно сложная. Состоит из блока АСБ, магистралей и т. п. За всеми элементами необходимо следить. Только тогда можно быть уверенным в том, что тормоза не подведут при экстремальном торможении.

Рекомендуется использовать графитную и медную смазки для обслуживания тормозной системы. Нужны они для того, чтобы при замене детали, её было проще заменить. Ведь из-за высоких температур металл очень часто прикипает, медный спрей этого делать не дает.

Что же касается тормозной жидкости, то рекомендуется все же использовать ту, которая прописана заводом-изготовителем. Обычно производитель просто указывает маркировку, например, ДОТ-3 или ДОТ-4 без каких-либо уточнений. В этом случае вы самостоятельно руководствуетесь исходя из своих предпочтений. На выбор должны повлиять такие факторы, как:

  • манера езды;
  • состояние тормозной системы;
  • защита от коррозии;
  • стоимость продукта.

Подходим к завершению

Тормозная жидкость "Кастрол ДОТ-4" очень хороша. Но стоит она немалых денег. Поэтому зачастую мы отдаем предпочтение бюджетным аналогам. Страшного в этом ничего нет. Главное - обращать внимание на следующие детали: температура кипения "сухой" жидкости должна быть не менее 250 градусов, а "увлажненной - 150-ти. Если на канистре указаны меньшие цифры, то лучше обойти стороной такой продукт. Также должна быть предусмотрена хотя бы минимальная защита от коррозии системы. Это крайне важно, ведь заменить все магистрали и суппорта, влетит вам в копейку. Среда должна быть либо нейтральной, либо же слабощелочной, но ни в коем случае не кислой.

Есть довольно качественные жидкости российского производства. К таким стоит отнести "Феликс" и "Люкс". Последний вариант не подойдет для северных регионов, так как при низких температурах сильно загустевает. А вот "Феликс" - отличная альтернатива для многих. Сочетает в себе положительные качества "Кастрол", и может похвастаться защитой от коррозии, как у "Ликви Моли". Вот мы и узнали, что такое тормозная жидкость ДОТ-4. Какая лучше? Тут есть абсолютный лидер - "Кастрол" и несколько достойных внимания отечественных производителей, на чем и рекомендуется остановиться.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков