То е возидло: чешский автопром времен социализма. Чешские автомобили

То е возидло: чешский автопром времен социализма. Чешские автомобили

Если у людей на улице спросить, что у них ассоциируется с Чехией, многие ответят - прекрасная, полная романтики Прага с Карловым мостом и мощёными узкими улочками, украшенными цветами. Но истинные ценители автомобилей (чешских в том числе) знают, что это - Skoda Auto. Автоконцерн выпускает машины с высокими техническими характеристиками, которые занимают не последние позиции в рейтинге популярных транспортных средств в мире. Но также есть и другие чешские автомобильные бренды, выделяющиеся некоторыми особенностями и имеющие интересные истории создания и развития. Почему же большинству жителей нашей страны известно только про «Шкоду»?

Список марок чешских автомобилей

Skoda Auto является крупнейшим производителем автомобилей. Модели, выпускаемые концерном, славятся по всему миру благодаря своей надёжности, долговечности, хорошей управляемости и относительно низкой стоимости. Именно благодаря идеальному соотношению цены и качества «Шкода» заработала свою популярность и на протяжении длительного времени является одной из любимых марок в России. Но Skoda Auto не единственный автомобильный бренд в Чехии. Также страна выпускает машины под следующими марками, менее известными в нашей стране:

  • Avia;
  • Kaipan;
  • Praga;
  • Tatra.

Skoda - самые популярные чешские автомобили

Так уж вышло, что именно «Шкода» стала фаворитом для отечественных автолюбителей. Компания является крупнейшей в Чехии, созданной непосредственно на территории республики, и настоящей гордостью страны.

Skoda Auto является «дочерью» основанной в 1895 году компании Laurin & Klement, которая спустя всего 30 лет своего существования стала гигантом машиностроения. С 1930 года называлась Akciova Spolecnost pro Automobilovy Prumysl, а в период Второй мировой войны являлась частью нацистской автопромышленной компании Herman Goring. После окончания войны стала независимым предприятием под названием Auto Racing, и только к 1990 году вернула своё прежнее название - Skoda.

И без того обладающие хорошим качеством, чешские автомобили этого бренда стали ещё лучше в 1991 году, когда компания была выкуплена и стала четвёртой маркой в составе концерна «Фольксваген» (наряду с Volkswagen, Seat и Audi). Именно после слияния предприятий и модернизации технологии производства автомобили бренда «Шкода» стали ещё популярнее в области машиностроения и значительно известнее на мировом уровне.

Skoda выпускает автомобили следующих марок:

  1. Superb.
  2. Rapid.
  3. Yeti.
  4. Octavia.
  5. Kodiaq.
  6. Fabia.

Avia

Чешские автомобили бренда Avia начали выпускать в Наибольшей популярностью пользовались в странах СНГ. Это были грузовые авто с интересной формой, демонстрирующей уникальность бренда. Название, которое больше ассоциируется с самолётами, оправдано - компания была основана в 1919 году как авиационная мастерская. Спустя 12 лет из пригорода Праги была перенесена в Лентяны. Там уже после завершения Второй мировой войны компания специализировалась на сборке грузовиков «Шкода-706R». Кроме этого, на их базе создавались автобусы.

В 1952 году марка чешского автомобиля Avia возобновила сборку самолётов. Среди них были и советские «ИЛ-14». Но производство было недолгим - спустя 7 лет выпуск прекратился. Сначала в мастерскую переводили грузовики S5T и V3S, выпускаемые автозаводом «Прага», а в 1967 году между Avia и Saviem был заключён договор, по которому первые получили право собирать базовые модели лёгких развозных автомобилей - SG2 и SG4.

С 2006 года компания называется Avia Ashok Leyland Motors и входит в состав холдинга Induja. Специализируется на производстве грузовых автомобилей среднего класса с полной массой от 6 до 12 тонн.

Kaipan

Компания основана в 1991 году, но первая модель чешского легкового автомобиля была представлена лишь в 1997-м. Это небольшое предприятие, специализирующееся на производстве родстеров (двухместных спортивных автомобилей без крыши). Целью создания компании Kaipan была необходимость расширить чешский авторынок, пополнив его редкими спортивными машинами. Первая модель производилась на базе Lotus 7. Впрочем, каждая последующая тоже имеет сходства с этим брендом, однако у Kaipan несколько иная концепция.

Praga

Основан в далёком 1907 году. До 2016 года компания специализировалась на производстве грузовой и военной техники. Сейчас же Praga сменила направление, выпустив в свет свой первый легковой автомобиль. Да не абы какой, а суперкар R1R, фото которого можно видеть выше.

Tatra

Данный автопроизводитель является одним из старейших в республике (основан в 1850 году) и по популярности уступает только «Шкоде». Чешские автомобили марки Tatra тоже хорошо известны в России. В середине 1980-х годов компания экспортировала полноприводные грузовики, причём хорошими объёмами. Но частая смена владельцев и разного рода преобразования послужили снижению популярности «Татры» на российском рынке.

История компании начиналась с мастерской по изготовлению экипажей, «отцом» которой был Игнац Шустала. Уже через 10 лет фирма имела филиалы не только на территории Чехии, но и за её пределами: Берлин, Вена, Киев, Вроцлав и Черновцы. Так, в 1882 году мастерская превратилась с успешную фабрику под названием Nesseldorfer Wagenbau-Fabriksgesellschaft.

В 1897 году была выпущена первая самоходная коляска «Президент». За ней последовало много других автомобилей, в том числе первый грузовик. С 1921 года компания носит название Tatra. До 1971 завод выпускал и тяжёлые грузовики, и легковые автомобили, а потом отказался от второго типа транспортных средств, сосредоточившись исключительно на производстве крупной техники. И, стоит отметить, компания очень хорошо преуспела в этом направлении. Грузовики Tatra известны в мире благодаря своей надёжности, отличной проходимости и хорошим эксплуатационным качествам, в частности, способности работать в суровых климатических условиях.

Сегодня на территории Чехии есть несколько экспозиции которых содержат редкие машины, позволяя людям буквально прикоснуться к истории создания и развития автопромышленности.


В этом материале не будет ни слово ни о Škoda, ни о Tatra. С ними всё понятно - хорошо известные крупные производители. В этом материале речь пойдёт о значительно менее популярных чешских автопроизводителях. Порой - вообще неизвестных.

Škoda - старейший и наиболее известный автозавод Чехии, основан он в 1895 году как Laurin & Klement, а в 1925-м сменил название.
Tatra основана ещё раньше, в 1850-м (!), но автомобили производит с 1897-го. Сегодня специализируется на грузовиках и военной технике.
Другое дело, что речь не о них.

Aero - чешский завод, основанный в 1919 году и существующий до сих пор под названием Aero Vodochody. Но сегодня его основная продукция - самолёты и вертолёты, а с 1929 по 1947 годы Aero делал ещё и автомобили, причём очень высокого класса. На снимке - красавец Aero 30 выпуска 1934 года.

Velorex - производитель классических трициклов с мотоциклетными моторами - делал свои странные агрегаты с 1945 по 1971 год. На снимке - одна из самых популярных моделей, Velorex 16/175. Также компания строила коляски для мотоциклов, а в 2010 году по автосалонам «прошлась» реинкарнация марки под названием Velor-X-Trike, правда, в серию она так и не попала.

Конечно, Praga - основанный в 1907 году и существующий по сей день автопроизводитель. Правда, с 1947 по 2016 год марка специализировалась на грузовиках и военной технике - БТР, танках, но весной 2016-го представила свой первый после длительного перерыва легковой автомобиль, суперкар Praga R1R. Собственно, он на снимке.

А ещё в Чехии был свой LIAZ (не путать с Ликинским автозаводом), существовавший с 1951 по 2002 год. Этот завод был одним из крупнейших европейских производителей грузовиков и был очень хорошо известен. Грузовики LIAZ четырежды выигрывали Чемпионат Европы по кольцевым гонкам на седельных тягачах, дважды финишировали на подиуме в Дакаре и так далее. На снимке - седельный тягач LIAZ 230.573 (1990).

Компания Zbrojovka была основана в Брно в 1918 году. На протяжении своей истории она делала в основном оружие (и продолжает сейчас), тракторы (под маркой Zetor - и продолжает сейчас), но в 1930-х годах в течение некоторого времени производила и автомобили. На снимке - Zbrojovka Z 5 Express 1936 года.

MTX - пражская компания, с 1969 года делающая спортивные автомобили с открытыми колёсами, а также модифицирующая машины других производителей под различные гоночные серии. Самый известный шедевр компании - это MTX Tatra V8 1991 года, первый чешский суперкар (на снимке). Сегодня компания делает только комплектующие.

Компания Kaipan с 1992 года строит спортивные родстеры, чем-то напоминающие Lotus 7, но всё-таки имеющие другую базу и принцип (впрочем, первая модель базировалась именно на Lotus 7). На снимке - модель Kaipan 16, 2012 год.

Компания Karosa - одна из старейших в Чехии, основана она в 1896 году Йозефом Содомкой, который строил сперва экипажи, а затем - автобусы. На снимке - модель 2002 года, Karosa C 954. Правда, сегодня Karosa уже не делает автобусы под своим брендом, превратившись в сборочное производство Iveco.

Ещё один производитель автобусов - SOR, основанный в 1991 году в городе Годонин. По размерам он уступает Karosa, зато делает машины под собственным брендом. На снимке - модель SOR BN 12.

Ну и напоследок вспомним хорошо известные всем жителям СССР грузовики Avia. Компания была основана в 1919 году и какое-то время была крупнейшим чешским авиапроизводителем, а с 1948 года начала строить грузовики и автобусы. Компания существует и сегодня, производит она лёгкие грузовики и комплектующие авиапромышленности. А на снимке - классический Avia A31 Turbo.

Škoda — старейший и наиболее известный автозавод Чехии, основан он в 1895 году как Laurin & Klement, а в 1925-м сменил название. Tatra основана ещё раньше, в 1850-м (!), но автомобили производит с 1897-го. Сегодня специализируется на грузовиках и военной технике.

Другое дело, что речь не о них.

Aero — чешский завод, основанный в 1919 году и существующий до сих пор под названием Aero Vodochody. Но сегодня его основная продукция — самолёты и вертолёты, а с 1929 по 1947 годы Aero делал ещё и автомобили, причём очень высокого класса. На снимке — красавец Aero 30 выпуска 1934 года.


Velorex — производитель классических трициклов с мотоциклетными моторами — делал свои странные агрегаты с 1945 по 1971 год. На снимке — одна из самых популярных моделей, Velorex 16/175. Также компания строила коляски для мотоциклов, а в 2010 году по автосалонам «прошлась» реинкарнация марки под названием Velor-X-Trike, правда, в серию она так и не попала.


Конечно, Praga — основанный в 1907 году и существующий по сей день автопроизводитель. Правда, с 1947 по 2016 год марка специализировалась на грузовиках и военной технике — БТР, танках, но весной 2016-го представила свой первый после длительного перерыва легковой автомобиль, суперкар Praga R1R. Собственно, он на снимке.


А ещё в Чехии был свой LIAZ (не путать с Ликинским автозаводом), существовавший с 1951 по 2002 год. Этот завод был одним из крупнейших европейских производителей грузовиков и был очень хорошо известен. Грузовики LIAZ четырежды выигрывали Чемпионат Европы по кольцевым гонкам на седельных тягачах, дважды финишировали на подиуме в Дакаре и так далее. На снимке — седельный тягач LIAZ 230.573 (1990).


Компания Zbrojovka была основана в Брно в 1918 году. На протяжении своей истории она делала в основном оружие (и продолжает сейчас), тракторы (под маркой Zetor — и продолжает сейчас), но в 1930-х годах в течение некоторого времени производила и автомобили. На снимке — Zbrojovka Z 5 Express 1936 года.


MTX — пражская компания, с 1969 года делающая спортивные автомобили с открытыми колёсами, а также модифицирующая машины других производителей под различные гоночные серии. Самый известный шедевр компании — это MTX Tatra V8 1991 года, первый чешский суперкар (на снимке). Сегодня компания делает только комплектующие.


Компания Kaipan с 1992 года строит спортивные родстеры, чем-то напоминающие Lotus 7, но всё-таки имеющие другую базу и принцип (впрочем, первая модель базировалась именно на Lotus 7). На снимке — модель Kaipan 16, 2012 год.


Компания Karosa — одна из старейших в Чехии, основана она в 1896 году Йозефом Содомкой, который строил сперва экипажи, а затем — автобусы. На снимке — модель 2002 года, Karosa C 954. Правда, сегодня Karosa уже не делает автобусы под своим брендом, превратившись в сборочное производство Iveco.

Скрученные тахометры и подделка документов до сих пор относятся к самым распространенным трюкам на чешском авторынке. Статистика показывает, что доля подержанных машин со скрученным тахометром или другим способом «омоложения» с каждым годом растет. Реальный возраст не совпадает с заявленным у 40% автомобилей.

По актуальному анализу компании Cebia, которая занимается проверкой подержанных автомобилей, в первом полугодии 2016 года доля машин со скрученным тахометром на чешском рынке увеличилась до 42%. Это пугающее число. Чаще всего пробег уменьшают на импортированных машинах. Раскрыть обман в таких случаях бывает очень сложно, приходится подходить к проверке со всей серьезностью.

Реальный возраст машины подскажет состояние салона

Автомобили со скрученным тахометром - один из главных кошмаров тех, кто решил купить б/у авто в Чехии. Поговорка «У страха глаза велики» в этом случае нам только на руку. Если вы сомневаетесь в показаниях тахометра, эксперты советуют внимательно осмотреть салон, не упуская малейших деталей.

Лучше всего о возрасте машины расскажет состояние обивки, ковриков, пластика возле места для ног и в багажнике, руля, педалей и рычага коробки передач. Проще говоря - всех элементов, которых водитель и пассажиры касаются чаще всего (включая и кнопки магнитолы и электронного управления окнами).

Стоит ли говорить, что поцарапанный пластик, затертая кожа на руле, поблекшая обивка и стертые педали - показатель многих десятков тысяч километров. Впрочем, педали у подержанных автомобилей не должны блестеть, как пряжка на ремне. Если на тахометре несколько десятков тысяч километров, а педали выглядят как новые, скорее всего, на них наклеили накладки.

Конечно, проверка интерьера - не единственный способ определить реальный возраст машины. Многое может открыться при тест-драйве и осмотре кузова: обязательно проверьте состояние подвески и наличие коррозии возле выхлопной трубы.

В буквальном смысле обнюхайте машину

Эксперты советуют не только осматривать, но и в буквальном смысле обнюхивать машину. Если автомобиль новый, в нем будет чувствоваться запах пластика и кожи. В багажнике, где лежит запасное колесо, будет присутствовать запах резины. Все это может вам помочь.

Не забудьте тщательно изучить сервисную книжку. Если предыдущий владелец заботился об автомобиле, в ней будут присутствовать выписки с техосмотров на СТО с указанием пробега. Вашими помощниками могут стать и страховые компании, к которым автовладелец мог обращаться в случае аварии. Также проверить историю машины можно на сайте www.zkontrolujsiauto.cz .

Также мошенники часто подделывают документы. По статистике Cebia, почти каждый четвертый автомобиль на чешском рынке на самом деле старше, чем утверждает продавец . Причина - в постоянно растущем количестве импортируемых автомобилей. В документах таких машин часто подделывают год введения в эксплуатацию.

При выборе обращайте внимание на такие мелочи, как обозначения на стеклах. Последнее число - год их производства. Если на всех стеклах стоит цифра 6, а в техпаспорте указан 2008 год выпуска, - это повод насторожиться.

Год изготовления, кроме кузова и стекол, может быть указан на сиденьях, ремнях безопасностях, пластиковых элементах, ABS, кондиционере и на наклейках на емкостях с расходными жидкостями.

Добиться справедливости можно через суд

Проблема покупателей и в том, что в Чехии пока не приняли специальный закон, запрещающий конкретно скручивание тахометров, хотя с таким предложением и выступал министр промышленности и торговли Ян Младек. Но данный поступок можно отнести к мошенничеству или нарушению прав потребителя. Чтобы доказать нарушение закона, нужно подтвердить определенную ступень нанесения ущерба. Например, в 2014 году Верховный суд Чехии официально , если новому владельцу при этом причинен ущерб в размере более 5000 крон.

Важную роль будет играть и разница между реальным и указанным пробегом. Если вы подозреваете, что в купленном вами автомобиле скрутили тахометр и хотите вернуть деньги, можно обратиться в Государственное представительство или Полицию ЧР и подать заявление в суд.

На данный момент такие компании, как Cebia, стараются повлиять на крупные чешские авторынки. Но пока не приходится надеяться на то, что продавцы перестанут скручивать тахометры. Достаточно взглянуть на Германию, где этот феномен растет, несмотря на принятый закон о запрете фальсификации пробега. По информации немецких источников, на вторичном рынке в Германии тахометры скручены почти у трети всех машин.

Сегодня мы прогуляемся по улицам Праги, и я вам покажу автомобили, на которых ездят чехи.

1. Шкода — это автомобиль, который является самым популярным и продаваемым автомобилем в Чехии, порядка 30% всех новых продаваемых в Чехии автомобилей принадлежат этой марке. На фотографии вы видите как минимум 3 автомобиля Škoda. Цены на Шкоды в Чехии начинаются с 302 тысяч рублей за простую Шкоду Фабию и заканчиваются в районе 1,8 миллиона рублей за самую крутую Шкоду Суперб.

2. Полиция тоже предпочитает ездить на Шкодах.

3. Следующий популярный автомобиль, который можно встретить на улицах Чехии, — это Volkswagen.

4. Французские автомобили можно встретить гораздо реже на улицах чешских городов, всё-таки местные жители отдают предпочтение немцам и отечественному автопрому.

5. Автомобили корейских производителей в последнее время стали тоже пользоваться популярностью, я бы даже сказал большей, чем японский автопром.

6. Гуляя по городу, можно часто увидеть старые автомобили, которые припаркованы у жилых домов, и можно сделать вывод, что их много и на дорогах Чехии. Но я заметил, что такие автомобили чаще всего просто месяцами стоят на одном и том же месте, и ими никто не пользуется или пользуется очень редко.

7. Неуклюжие американские автомобили тоже можно встретить на улицах Праги, но на узких улочках города они смотрятся очень несуразно.

8. Или посмотрите на этот Хаммер — он же выглядит как слон в посудной лавке. Хотя поговаривают, что на Хаммере удобно парковаться в неположенных местах, типа эвакуатор его не сможет забрать, и блокиратор на колесо не надевается.

9. Вот ещё один американец Cadillac Escalade.

10. Во время прогулок по Праге иногда попадаются и советские автомобили. Чаще всего я встречал здесь Нивы, а один раз видел Ладу Калину. На фотографии вы видите культовый советский автомобиль — Москвич 412.

11. Чешские военные до сих пор пользуются некоторыми советскими автомобилями, например, УАЗ-452 в простонародии «Буханка».

12. Теперь будет пара фотографий без описаний, просто чтобы вы видели, как выглядят улицы Праги с припаркованными на них автомобилями.


14.

15. Теперь покажу разные дороги машины, это Bentley Continental GT, цена такого нового автомобиля в Праге составляет 8 млн. рублей.

16. Чувак ездит на тренировку на Ламборгини, только он очень долго паркуется на нем.

18. Ещё один Ferrari.

19. Богатые пражане тоже любят джипы, например, Porsche Cayenne.

20. А оочень богатые ездят на золотых машинах, как этот Porsche Panamera.

21. Если вы видите в Праге BMW, а особенно X5, то лучше от таких автомобилей держаться подальше, так как на них ездят и паркуются совсем неадекватно. Часто на таких автомобилях ездят русскоговорящие, которые продолжают ездить и парковаться как у себя на Родине.

22. Иногда встречаются и праворукие автомобили, как этот Rolls Royce.

23. Порой попадаются и тюнингованные тачки, которые очень сильно выделяются из толпы. Но ездят они чаще всего тихо и по правилам, не как в моем родном городе…

24. Бывает, что встречаются и совсем диковинные средства передвижения.

25. Subaru Impreza, которая стоит в одном из русских районов.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков