Почему стучат клапана в двигателе. Почему стучат клапана? Причины и способы решения

Почему стучат клапана в двигателе. Почему стучат клапана? Причины и способы решения

31.03.2019

Стройная и бесперебойная работа мотора – это самый верный признак «здоровья» автомобиля и его правильного обслуживания. Любой посторонний звук, будь то скрип, стук, гул или глухие удары, свидетельствует, как правило, о наличии проблем в двигателе. Сегодня мы хотим поговорить о том, почему в машине могут стучать клапана двигателя .

Наиболее частая проблема

Стук клапанов автомобильного двигателя является, пожалуй, наиболее распространенной проблемой, с которой доводилось встречаться каждому автомобилисту. На втором месте после стука клапанов стоит проблема, когда двигатель троит, но этот вопрос мы оставим для следующей статьи, а сейчас попробуем разобраться в причинах возникновения стука клапанов.

Данная проблема встречается, как правило, на двигателях автомобилей с приличным пробегом либо же на тех силовых агрегатах, за которыми не следят должным образом и при этом с завидным постоянством подвергают предельным нагрузкам. Тем не менее встречаются и такие ситуации, когда клапана начинают «барахлить» и в новых автомобилях, находящихся на гарантийном обслуживании.

В чем причина стука клапанов?

Основная причина, по которой клапана могут начать издавать посторонние звуки – это увеличившийся зазор между кулачками и рычагами распредвала, вследствие чего кулачок начинает стучать по рокеру, издавая посторонние звуки, напоминающие металлический цокот. И чем больше этот зазор, тем сильнее будут повреждения, которые ускорят износ деталей и в конечном итоге могут привести к полному выходу двигателя из строя.

Следует отметить, что величину зазора выставляет производитель, и данный параметр одинаков для всех силовых агрегатов какой-либо определенной автомобильной марки, но отличен от зазора в моторах других марок авто. Зазор должен быть определенного размера – не больше и не меньше определенных производителем параметров. Несоответствие величины зазора в меньшую сторону приведет к тому, что клапан будет излишне зажат, а со временем по этой причине перестанет плотно закрываться.

Зажатые или не до конца закрытые клапана могут вызвать перегрев двигателя и снижение компрессии. Кроме всего прочего, не стоит упускать из виду, что по этой же причине один или несколько цилиндров могут полностью выйти из строя. Чтобы такого не произошло, специалисты рекомендуют своевременно регулировать зазоры. Регламентированные производителями сроки регулировки варьируются от 10 до 15 тысяч километров пробега.

Что еще может стать причиной стука клапанов?

Помимо неправильной регулировки причиной стука клапанов может послужить детонация силового агрегата. Когда двигатель детонирует, внутри его происходить что-то вроде взрыва, от которого исходит волна, бьющая как по стенкам цилиндров, так и по прочим деталям, входящим в поршневую группу. От таких ударов клапана также могут стучать , хотя металлический цокот из-под капота может раздаваться и по другой причине.

Характерные признаки детонации двигателя :

  • выхлоп черного или иного, нехарактерного для него цвета;
  • повышенная вибрация;
  • перегрев мотора;
  • снижение мощности.

Причины стука клапанов на разогретом двигателе:

Как определить конкретную причину стука?

Для того чтобы точно определить по какой из вышеприведенных причин стучат клапана , необходимо проверять состояние не только впускных, но и выпускных клапанов двигателя, и первым делом следует обеспечить нормальное давление моторного масла, а кроме того, проверить его характеристики – вязкость, смазывающие свойства. Когда стук клапанов раздается на холодном двигателе, причина, скорее всего, будет в износе толкателя. Когда толкатели загрязнены или имеют течь вполне возможна недостаточная подача масла к клапанам. Именно поэтому на холостых оборотах, пока двигатель прогревается, можно услышать металлический цокот.

Если давление масла в норме, стоит проверить зазоры, возможно, понадобится их регулировка, при выполнении которой обычно используют специальные щупы. Если распредвал находится внизу, щупы вводят в щель, находящуюся между коромыслом и верхним краем штока. Когда же распределительный вал вверху – щуп пропускают между кулачком и толкателем.

Бывает и так, что перепробовав все варианты по устранению стука, избавиться от него в гаражных условиях не удается, и клапаны продолжают стучать. В этом случае самым верным решением станет обращение на станцию техобслуживания, иначе можно попросту «убить» двигатель.

Любой стук в двигателе - верный признак нарушения в его работе. Судить о неисправности по стуку или сказать о том, насколько серьезна поломка довольно сложно, однако примерно прикинуть объем работ все-таки можно.

Стук клапанов сложно спутать со стуком коленвала к примеру, однако причин по которым появляется стук клапанов предостаточно, поэтому для более точного "заключения" необходим более детальный "осмотр".

В этой статье я попытаюсь максимально раскрыть проблему стука клапанов, рассмотрев причины и способы устранения этой неисправности.

Чаще всего клапана начинаю стучать у авто с немалым пробегом, или у того, кто, как говорится, "забил" на свой автомобиль и не ведает о том, что в нем и где требует ухода. Иногда встречаются случаи, когда клапана стучат на абсолютно новых машинах, которые еще находятся на гарантийном обслуживании. Но в этом случае виной всему, скорее всего, будет какой-то заводской "косяк" или упущение.

Стучат клапана - причины

Причиной "номер один" можно назвать нарушение зазоров между кулачками и рычагами распределительного вала. Происходит это следующим образом - увеличивается зазор между вышеуказанными деталями, после чего кулачок начинает ударять по рокеру, в итоге в моторном отсеке начинают возникать странные звуки похожие на цокот металла о металл. Чем зазор будет больше, тем будет сильнее цокот и в последствии износ. Если все оставить как есть, ничего не предпринимать, то в конечном итоге мотор полностью выйдет из строя, перестанет заводиться и как минимум "потребует" капремонта. Величина зазора между клапанами четко регламентирована производителем силового агрегата, поэтому при малейшем отклонении необходимо выполнить регулировку клапанов учитывая параметры, установленные производителем.

Вторая, не менее распространенная причина, по которой возникает стук - слишком маленький зазор клапанов. Со временем зажатые клапана вообще перестают закрываться, что ведет к перегреву двигателя, падению показателя компрессии, и как следствие - перерасходу топлива. С целью недопущения такого поворота событий клапана рекомендуется регулировать после 10-15 тыс. км. пробега.

Стук клапанов может появляться из-за детонации двигателя. Как вы знаете, детонация - своего рода взрыв, результатом которого является волна, способная сотрясать все детали и узлы ДВС, в том числе и клапана. В результате выходит, что из-за детонации может появляться металлический цокот клапанов, хотя причина будет заключаться отнюдь не в клапанах. Признаки детонации: черный дым из выхлопной, сильная вибрация, .

Распространенное явление, когда клапана стучат "на горячую", имеется ввиду - когда цокотят клапана после прогрева мотора. В данном случае причина может заключаться в повышенных оборотах при низком давлении масла, это может происходить опять-таки из-за увеличившихся зазоров или чрезмерного износа деталей.

Как понять почему стучат клапана именно у вас?

Проверьте давление масла, оно должно быть в порядке, кроме того убедитесь, что его состояние и вязкостные свойства соответствуют норме.

Клапана также могут стучать и "на холодную", в данном случае причина может заключаться в критическом износе толкателя. Когда толкатели протекают или загрязнились, это может повлиять на подачу масла в клапана, в результате от дефицита смазки в клапанах может появиться характерный металлический стук.

Если после проверки давление масла оказалось в порядке, следует проверить зазоры клапанов, не исключено что потребуется .

Чем больше срок эксплуатации автомобиля, тем чаще водитель сталкивается с проблемой стука клапанов в двигателе. Также она актуальна и при интенсивном режиме работы и чрезмерных нагрузках на машину. Но почему возникает подобная ситуация на новых авто?

Причины стуков клапанов

— рост люфта рычагов и узлов распределительного вала. При существенном размере зазора начинается стук кулачков по рокеру.

— детонация в моторе, когда происходит взрывание в цилиндрах. Основным фактором, способствующим этому, является ускоренный процесс сгорания топлива.

К чему приводят стуки клапанов двигателя?

Если не обращать внимания на появившиеся звуки, то вскоре можно допустить полный выход из строя силовой установки. Дело в том, что при расширении зазора повышается число повреждений в механизме.

При этом следует иметь в виду, что слишком короткое расстояние между деталями тоже не благоприятно отражается на работе системы, поскольку клапаны будут находиться в зажатом состоянии, а значит, не смогут в полной мере закрываться. В дальнейшем это приведет к перегреву двигателя и сокращению компрессии в цилиндрах.

Как устранить стук клапанов?

В первую очередь, нужно установить, клапаны стучат на холодном или горячем агрегате? В первом случае, речь идет о значительном люфте и полном износе элементов мотора. Во втором – о выходе из строя толкателей. Очень часто нарушение процесса подачи масла к деталям происходит из-за их загрязнения.

Для устранения неполадки необходимо выполнить диагностику впускных и выпускных клапанов. Поступающая жидкость должна быть свежей и качественной, а давление соответствовать нормативным показателям. Кроме этого следует произвести регулировку компонентов. Делается с помощью щупа. Начинать установку зазоров рекомендуется сверху со штока до коромысла, иногда между кулачками и толкательными устройствами.

Если самостоятельные попытки обнаружить источник стука клапанов в двигателе не увенчались успехом, тогда нужно обратиться к специалистам, которые проведут осмотр и устранят поломку. Также в сервис необходимо отправляться и в тех ситуациях, когда клапаны начали стучать неожиданно во время езды и после набора скорости.

Вообще профессиональные мастера советуют осуществлять регулировку клапанов через каждые 10 тысяч километров пробега. Кроме этого периодически нужно выполнять чистку деталей, что позволит всегда поддерживать функциональность газораспределительного оборудования на оптимальном уровне.


Warning on line 97

Warning : getimagesize(/home/g/godf1989ma/public_html/wp-content/uploads/2017/07/remont-ebu.jpg): failed to open stream: No such file or directory in /home/g/godf1989ma/public_html/wp-content/themes/dt-the7/inc/extensions/aq_resizer.php on line 97

Как вы все прекрасно знаете работать постоянно, ничего не может. Как бы печально это не звучало, но наступит такой момент, когда вам надо будет отвести автотранспорт на СТО, чтобы провести диагностику всевозможных неисправностей. Бывают очень сложные поломки, и отремонтировать своими руками не получится. Но и возникают такие, что вы самостоятельно сможете устранить их в своем гараже. Например, стук клапанов, это серединка. Иногда вы можете исправить проблему собственноручно, а иногда не справится без помощи специалиста.

Как же все-таки определить стучат ли клапаны?

Автомобилистам новичкам, поначалу будет очень тяжело понять, по какой причине происходит возникновение шума. Сторонние звуки образуются в таких случаях, если поломался:

1. Ремень

2. Подшипник

3. Коленвал

4. Клапана

Клапана воспроизводят очень четкий уловимый звук, как бы постукивающий металлический возле газораспределительного механизма (ГРМ). Одной из особенностей является постоянство стука, как при слабой мощности, так и на высоких оборотах. Конечно, водителю без навыков определить полагаясь лишь на слух поломку клапанов в действительности не реально. Вы можете самостоятельно проделать диагностику:

1. Вам необходимо открыть капот, потом отверстие с заглушкой для заливания масла. Оставьте свой транспорт заведенным, и внимательно послушайте. Если вам покажется, что шум увеличивается, то это все-таки неисправен клапан.

2. Можно также установить стетоскоп, рядом с той деталью, которую вы считаете неисправной. Прибегнув к такому способу, вы сможете определить источник стороннего шума.

Какова причина постукивания клапана

Современные автотранспортные средства оснащены распределительным валом. Он располагается сверху. К функционированию клапана приводит стержень, иначе называется «Толкатель». Издает постукивающий звук клапан по некоторым причинам. Давайте рассмотрим поочередно каждую:

1. Практически всем автомобилистам известно, что между стержнем и клапаном находится некое расстояние, которое рассчитано производителями автотранспорта. Если же происходит уменьшение или увеличение пространства, возникает громкий звук с постукиванием металлическим.

2. При постоянном использовании некачественного масла, происходит детонация мотора.

3. Если вовремя поездки на высоких оборотах или в момент разгона наблюдается стук, это может означать нехватку давления масла для повышения мощности двигателя.

4. Не верно установлен либо растянут ремень газораспределительного механизма.

5. Не маловажной причиной является изношенность. Каждая деталь спустя некоторое время нуждается в замене.

На остывшем моторе стучат клапана

Проводя диагностику, обратите пристальное внимание на температуру мотора. Некоторые факторы могут присутствовать независимо оттого, какие стучат клапана: на горячем или же холодном двигателе.

Возникшие звуки на холодном двигателе, проявляются по следующим причинам:

1. Изношенность двигателя.

2. Сужение клапанов. При достаточно высоком уровне температуры все металлы имеют возможность расширяться. При минимальном все по-другому, они уменьшаются. Поэтому дистанция от клапана до толкателя уменьшилась, а после того, как подогрелся двигатель, достигла первоначального состояния.

Из этого следует, что интервал от клапана до толкателя не подходит соответствующей норме, а при высоком уровне температуры мотора это может остаться не выявленным.

На горячем моторе стучат клапана

По каким причинам, в данном случае, создается шум:

1. В бочке недостаточное количество масла.

2. Издавать звук способен гидравлический компенсатор.

3. Загрязненный масляный фильтр.

4. Если плохо закручен болт распределительного вала к постели.

Какие действия необходимо предпринимать в момент стука клапанов

Чтобы разобраться с этой проблемой есть один не сложный способ, вам необходимо своего любимого железного коня отвести в ближайшее СТО, дабы специалист исправил появившуюся проблему. Бывают такие периоды, когда нет финансовой возможности сделать это, или просто захотелось самостоятельно отремонтировать автомобиль, поднабравшись при этом навыков. Если посмотреть, то такой случай с клапанами некоторым покажется незаурядной головоломкой в плане ремонта. Что весьма ошибочное мнение. Ведь сделав одно неверное движение звук лишь увеличится. Исключительно по этой причине, водителю без навыков не стоит пробовать, это делать. Если вы надумали приступить к ремонту, непременно ознакомьтесь с инструкцией по ремонту вашего автотранспорта.

Далее описан распространённая инструкция.

· Для попадания к клапану, нужно сперва извлечь заглушку «Головки Цилиндрического Блока». В обязательном порядке слейте масло;

· Затем вам необходимо повернуть распределительный вал, дабы с выступом установки совпала отметка на шкиве;

· Дистанцию от клапана до стержня можно определить, ощупывая самостоятельно;

· Шайбой регулировки можно откорректировать зазор;

· От особенностей конфигурации автотранспорта зависит сколько раз, будут производиться действия с шайбой;

· После того, как соедините обратно все детали, проверьте опять, присутствует ли звук после проделанного;

Если происходит повторение проблемы отвезите автомобиль на СТО, по той причине, что вы не сможете устранить иные неполадки, несвязанные с пространством. Очень даже может быть, что не правильной была регулировка.

Отсутствие повышенного шума и посторонних звуков в процессе работы любого двигателя указывает на хорошее состояние и нормальную работу всех узлов и механизмов силового агрегата. Появление всегда указывает на определеннее сбои, поломки или другие неисправности .

Одной из самых распространенных проблем, с которыми достаточно часто сталкиваются автолюбители, является стук . Далее мы рассмотрим, почему стучат клапана на холодном двигателе, поговорим о стуке клапанов «на горячую», а также ответим на вопрос, как самому определить причину такого стука двигателя.

Читайте в этой статье

Застучали клапана: основные причины

В самом начале отметим, что стук клапанов является неполадкой, которая больше свойственна моторам без гидрокомпенсаторов. Другими словами, указанные элементы могут стучать на таких двигателях, которые конструктивно предполагают необходимость регулировать клапана с определенной периодичностью. Что касается двигателей, которые оборудованы гидрокомпенсаторами, в агрегатах данного типа зачастую стучат не сами клапана, а упомянутые выше компенсаторы.

Стук клапанов обычно появляется на моторах в двух случаях:

  • естественный износ силового агрегата в результате внушительного пробега;
  • клапана не отрегулированы или данная процедура выполнена некорректно;

Другими словами, механизм может стучать как на старом двигателе, так и на относительно новом моторе, который прошел всего несколько десятков тыс. км. Основной причиной такого стука выступает сильное увеличение зазора, который присутствует между кулачком и рычагом. Увеличенный зазор между данными элементами означает, что кулачок распредвала бьет по рокеру. Результатом становится общее повышение шума во время работы двигателя и , мотор работает «жестко». Также отмечено появление отчетливого звонкого металлического звука, который хорошо прослушивается и локализуется в области и клапанной крышки.

Следует понимать, что изначально выставленные на заводе тепловые зазоры клапанов имеют свойство сбиваться после нескольких десятков тысяч пройденных километров. Именно по этой причине владельцу время от времени необходимо настраивать указанные зазоры. Настройка осуществляется с учетом строго определенной для конкретного типа и модели двигателя величины, которая прописана в инструкции по эксплуатации конкретного ТС.

Сразу отметим, что общепринятой рекомендацией по интервалам для регулировки клапанов является пробег на отметке 15-20 тыс. км. Перед регулировкой, особенно на старых двигателях, необходимо исключить вероятность проблем с . Сама регулировка зазоров осуществляется посредством щупов. Указанные щупы вставляются в щель, которая находится между толкателем и кулачком на двигателях с верхним расположением распределительного вала. На моторах другого типа щель расположена между верхним краем штока и коромыслом. Во время настройки зазоров также желательно учитывать температуру наружного воздуха. Клапана оптимально настраивать при температуре +20 градусов по Цельсию. Если регулировки происходят, например, при отрицательных температурах, тогда данный нюанс следует учитывать и делать на него определенную поправку.

Уменьшение зазора (клапана зажаты) также является недопустимым. Дело в том, что в случае с зажатыми клапанами происходит следующее: они после относительно небольшого пробега перестают закрываться до конца. Если данные элементы не могут полностью закрыться, тогда компрессия в цилиндрах падает по причине разгерметизации камеры сгорания, происходит прорыв раскаленных газов через зазор между клапаном и фаской, возникает перегрев двигателя, прогар клапана и т.д. В таком случае двигатель плохо запускается, теряет мощность, перерасходует топливо, и т.п. Итогом становится невозможность дальнейшей нормальной эксплуатации ДВС и необходимость устранения как самой неполадки, так и вероятных последствий езды с зажатыми клапанами. Обратите внимание, от степени увеличения или уменьшения зазора напрямую зависит износ не только ГРМ, но и всего двигателя. Длительная эксплуатация силового агрегата с явным стуком в механизме газораспределения приводит к серьезным повреждениям и быстрому выходу из строя всей силовой установки.

Клапана стучат «на холодную» и/или «на горячую»

Как уже было сказано выше, к причинам стука клапанов, в первую очередь, относится нарушение тепловых зазоров. Такой зазор может быть слишком большим или малым. Частой ситуацией является такая, когда клапана стучат на холодном моторе, но с прогревом двигателя лишние звуки исчезают. Автомеханики с большим опытом поясняют данное явление просто.

В двигателе автомобиля с большим пробегом детали уже изношены, в результате чего между ними имеются увеличенные зазоры. При этом зазоры остаются в пределах нормы, то есть такое увеличение не влияет на исправность работы систем и самого двигателя. Единственным нюансом можно считать усиление шума клапанов на холодном моторе. После нагрева двигателя металл расширяется, условно «выбирая» лишние зазоры, двигатель начинает работать нормально.

Также частой ситуацией является то, что застучали клапанный механизм на новом или недавно отремонтированном движке. В такой ситуации нужно проверять качество регулировок. Как уже было сказано, клапана могут быть зажаты и требовать повторной регулировки. Еще одной причиной стука «на холодную» является износ толкателя. Образование грязи и отложений в области толкателя, протекание моторного масла и другие отклонения вызывают снижение эффективности подачи смазки. В результате после запуска холодного двигателя и до определенного прогрева явно прослушивается звонкий металлический звук. Клапана в этом случае сильно «цокотят».

Отметим, что водителю без достаточного опыта бывает сложно определить на слух точную причину появления стука в двигателе. В случае с газораспределительным механизмом нужно учитывать, что распредвал вращается в два раза медленнее по сравнению с . Это значит, что стук по частоте будет отличаться от общего шума работающего агрегата.

Для более точного определения можно воспользоваться простым и доступным способом. Необходимо заготовить пустую металлическую банку или кружку, которую прикладывают к поверхности капота и через нее слушают стук. Звук прослушивается более отчетливо, что позволяет точнее определить неисправность. Добавим, что некоторые автолюбители путают стук клапанов на холодном двигателе со стуком . В этом случае нужно внимательно диагностировать неисправность, то есть проверить состояние и степень натяжения цепи.

Перейдем к диагностике и выяснению причин стука клапанов, который не удается убрать стандартными регулировками.

  1. В отдельных случаях, когда регулировка клапанов не помогает, необходимо снять распредвал и проверить его на наличие люфтов. Параллельно следует осмотреть рокеры на предмет сильной выработки на торцах клапанов. Если обнаружена такая выработка, тогда ее можно убрать, после чего необходимо проверить метки и установку клапанов. Во время проверки одинаковое внимание уделяется как , так и клапану.
  2. Стук клапанов «на горячую» после выхода мотора на рабочие температуры, помимо нарушенного зазора, может возникать на холостом ходу или во время увеличения оборотов двигателя. Это часто происходит по причине снижения давления масла в системе смазки. В таком случае следует проверить в моторе (вязкость, степень загрязненности и т.д.), после чего понадобится дополнительно измерить давление моторного масла. Также не следует забывать о естественном износе деталей или возникновении поломок, что вызывает закономерное усиление шума после прогрева ДВС.
  3. Во время выяснения причин стука ГРМ нужно всегда помнить о таком явлении, как . В том случае, если процесс сгорания топлива в цилиндрах приобретает взрывной характер, тогда ударная волна сильно бьет по стенкам цилиндров и другим элементам . Такие удары могут вызывать стук клапанов, при этом сам механизм клапанов является исправным и нормально отрегулированным.

Подведем итоги

Появление стука клапанов указывает на необходимость скорейшего решения данной проблемы. Кроме увеличения зазора причинами повышенного шума могут быть:

  • изношенные кулачки распредвала;
  • сломана клапанная пружина;
  • появился дефект направляющей втулки клапана;
  • произошло ослабление ремня/цепи ГРМ;
  • наблюдается снижение эффективности подачи смазки через каналы распредвала на ножки клапанов;
  • возникли проблемы с фиксацией распредвала;

Для качественного ремонта потребуется разобрать двигатель (снять клапанную крышку или ГБЦ), после чего производится дефектовка распределительного вала и других элементов ГРМ. Добавим, что своевременная профессиональная регулировка клапанов позволяет существенно увеличить ресурс газораспределительного механизма и самого ДВС.

Читайте также

Стук гидрокомпенсаторов: основные причины появления посторнних звуков на холодном двигателе или прогретом моторе. Как найти стучащий ГК без разбора ДВС.

  • Причины шумов и стуков при работе бензинового двигателя на разных режимах. Детонация, стук гидрокомпенсаторов, неисправности зажигания и другие причины.


  • © 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков