Первые ракетоносцы. Первые ракетоносцы Грузовик зис 6

Первые ракетоносцы. Первые ракетоносцы Грузовик зис 6

12.08.2019


Реактивная БМ-8-24.
В августе 1941 г. на вооружение приняли 82-мм реактивный снаряд М-8. Это была модификация авиационного РС-82 для использования в полевой артиллерии, имевшая почти вдвое большую массу взрывчатого вещества. Создание пусковой установки для М-8 поручили СКВ московского завода № 733 «Компрессор» при участии КБ завода № 37. Руководил разработкой В.А. Тимофеев, ведущий конструктор шасси – Д.И. Сазонов. При проектировании машины инженеры использовали ряд узлов от установки БМ-13, а также направляющие типа «флейта», применявшиеся в авиации.

Два варианта новой реактивной установки на шасси автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-6, имевших 38 направляющих, поступили на испытания в июле 1941 г. и показали в целом положительные результаты. Для серийного производства военные специалисты отобрали образец на шасси трёхосного грузовика ЗИС-6 из-за его лучшей проходимости. Кроме того, это позволяло заимствовать многие элементы оборудования и инструменты от выпускавшейся установки БМ-13 на базе того же ЗИС-6. Выпускавшаяся под индексом БМ-8-36 серийная машина несла 36 направляющих.

До конца августа 1941 г. московские заводы «Компрессор» и «Красная Пресня» изготовили первую серию из 72 установок, а к ноябрю цеха покинули уже 270 машин.

С эвакуацией Завода им. Сталина выпуск трёхосных грузовиков прекратился. Поэтому в октябре 1941 г. было сформировано задание разработать 24-зарядную пусковую установку для реактивных снарядов М-8 на шасси лёгких танков Т-40. Работа была проведена при участии бригады конструкторов Реактивного научно-исследовательского института. В новой установке впервые для стрельбы снарядами М-8 были применены направляющие типа «балка», изготовленные из двутавровых балок.

Машина получила индекс БМ-8-24. БМ-8-24 успешно участвовали в боях в 1942 – 1943 гг. и были хорошо приняты в войсках из-за лучшей защищённости и проходимости, по сравнению с «катюшами» на базе грузовых автомобилей.

Установка БМ-8-24 изготавливалась также на шасси танка Т-60, а после прекращения выпуска обоих танков использовалась для создания более мощной установки БМ-8-48 на базе автомобилей «Студебеккер» и «Форд-Мармон».

Шасси для «Катюши»

В начале 1930-х гг. отечественная автопромышленность начала разрабатывать для армии трёхосные автомобили с двумя задними ведущими осями (6×4) на основе только что освоенных в массовом производстве двухосных грузовиков. Добавление ещё одной задней ведущей оси в полтора раза увеличивало грузоподъёмность и проходимость, снижая нагрузку на колёса.

В 1931 – 1932 гг. в конструкторском бюро московского завода АМО под руководством Е.И. Важинского велось проектирование трёхосного грузовика АМО-6, одновременно с другими автомобилями нового семейства АМО-5, АМО-7, АМО-8 с широкой их унификацией. Прототипами для амовских трёхосок послужили английские грузовики WD (War Department), а также отечественная разработка АМО-З-НАТИ. В частности, автомобиль ЗИС-5 стал дальнейшим развитием этой 2,5-тонной машины.

Первые два экспериментальных автомобиля АМО-6 в июне – июле 1933 г. совершили испытательный пробег Москва – Минск – Москва. В декабре следующего года завод приступил к серийному производству этих машин, получивших название ЗИС-6. В 1933 г. изготовили лишь 20 единиц.

После реконструкции завода производство ЗИС-6 возросло. Наиболее продуктивным был 1939 г., когда выпустили 4460 трёхосных автомашин, а всего до дня эвакуации завода в октябре 1941-го-21 239.

Машина была максимально унифицирована с базовой моделью ЗиС-5. На ней стоял тот же 6-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 73 л.с., те же сцепление, коробка передач, передний мост, передняя подвеска, колёса, рулевое управление, кабина, крылья, капот, подножки. Отличались рама, задняя подвеска, задние мосты, привод тормозов. По сравнению с базовым ЗиС-5, у ЗиС-6 были усилены радиатор системы охлаждения, генератор, установлены две аккумуляторные батареи и два бензобака (в сумме на 105 л горючего).

Собственная масса ЗиС-6 составляла 4230 кг. По хорошим дорогам он мог перевозить до 4 т груза, по плохим – 2,5 т. Максимальная скорость – 50 – 55 км/ч, средняя скорость по бездорожью -10 км/ч. Машина могла преодолевать подъём до 20° и брод глубиной до 0,65 м. Из-за малой мощности перегруженного двигателя ЗиС-6 имел плохую динамику, большой расход топлива (по шоссе 40 – 41 л на 100 км пути, по просёлку – 70 л) и неважную проходимость.

В армии ЗиС-6 в основном применяли в качестве тягача для артсистем. На его базе строили ремонтные летучки, бензовозы, пожарные лестницы, краны, бронеавтомобили. На этом же шасси монтировали реактивные установки БМ-13 и 82-мм пусковые установки БМ-8-36.

Однако для «катюш» вскоре стало не хватать самоходных шасси. Попытались организовать производство ЗИС-6 в Ульяновске, куда в октябре 1941 г. эвакуировали московский ЗИС, но отсутствие специализированного оборудования для изготовления не позволило это сделать.

В сложившейся ситуации пусковые установки ракет М-8 и М-13 монтировали на чём угодно. Так, на станках от пулемёта «Максим» на мотоциклах, санях и аэросанях, на танки Т-40 и Т-604 устанавливали направляющие для снарядов М-8; на бронированных железнодорожных платформах, речных и морских катерах размещали БМ-8-48, БМ-8-72, БМ-13-16.

В 1942 – 1943 гг. пусковые установки стали монтировать на автомобилях, полученных по ленд-лизу. Для этого, например, выделили 1845 машин «Студебекер», 1157 единиц других марок и лишь 372 – ЗИС-6.

В марте 1944 г. на вооружение принимается самоходная пусковая установка для снарядов М-13 на шасси «Студебекера» БМ-31-12.

Подлинная БМ-13-16 на шасси ЗИС-6 сохранилась только в Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге.

Реактивными пусковыми установками оснащались также получаемые по ленд-лизу автомобили повышенной проходимости: «Форд-Мармон», ОМС 6×6, «Остин», «Шевроле» и другие.

Установка М-30 «Лука»

8 июня 1942 года после успешных полигонных испытаний Государственный комитет обороны (ГКО) издал постановление о принятии на вооружение нового реактивного снаряда М-30 и начале его серийного производства.

Пусковые установки М-30 состояли на вооружении формировавшихся с середины 1942 г. гвардейских минометных дивизий, в каждой из которых имелось по три бригады четырёхдивизионного состава. Залп бригады составлял 1152 снаряда общим весом свыше 106 тонн. Всего в дивизии имелось 864 пусковых установки, которые могли одновременно выпустить 3456 снарядов М-30.

Формированию этих дивизий придавалось исключительное значение,

очём свидетельствует приказ Ставки от 27 июня 1942 г., которым предписывалось всем начальникам центральных управлений Наркомата обороны обеспечивать гвардейские минометные дивизии М-30 кадрами, вооружением и автотранспортом вне очереди.

Начиная с апреля 1943 г. две артиллерийские дивизии прорыва (шестибригадного состава) и одна гвардейская минометная дивизия сводились в артиллерийские корпуса прорыва (к концу 1943 г. имелось 6 таких корпусов), в каждом из которых насчитывалось 712 орудий и миномётов и 864 пусковые установки. Ввод в бой такой крупной артиллерийской группировки на ограниченном участке фронта, как правило, обеспечивал прорыв обороны противника.

Особенность этой 300-мм реактивной установки в том, что снаряды выпускались прямо из деревянного упаковочного ящика, в котором они доставлялись с заводов, с него лишь снималась передняя крышка. Четыре, а позже восемь таких ящиков ставили на специальную раму, в результате чего получалась простейшая пусковая установка.

Исключительный эффект действия «эрэсов» достигался за счёт залповой стрельбы. При одновременном или почти одновременном взрыве целой группы снарядов вступал в силу закон сложения импульсов от ударных волн.

Главным же недостатком снаряда являлась малая дальность, вызванная использованием маломощного двигателя от М-13, но М-30 обладал огромной разрушительной силой, имея массу 72 кг с 28,9 кг взрывчатого вещества. Снаряды снабжались фугасными, химическими и зажигательными боеголовками.

Мощная головная часть М-30 имела неудачную аэродинамическую форму, и кучность стрельбы была в 2,5 раза хуже, чем у М-13. Поэтому снаряды М-30 применялись только массированно, на 1км фронта прорыва было положено сосредотачивать не менее трёх дивизионов М-30.

Существенными недостатками пусковых установок рамного типа М-30 были их низкая мобильность и длительное время, необходимое для приведения их из походного положения в боевое. Например, бригада могла дать залп из 1152 снарядов за пять минут, однако для подготовки к нему требовалось шесть-восемь часов. При ведении манёвренных боевых действий возможности таких бригад следовать за быстро продвигающимися войсками и оказывать им огневую поддержку были весьма ограничены.

В целях повышения манёвренности соединений гвардейских миномётов в марте 1944 г. была разработана и в июне того же года принята на вооружение Красной Армии 12-зарядная самоходная пусковая установка на шасси грузового автомобиля «Студебекер» для пуска реактивных снарядов М-31 -боевая машина БМ-31-12. Каждая направляющая ячейка пусковой установки состояла из четырёх труб диаметром 32 мм и длиной 3 м, находившихся внутри связывающих их восьмигранных обойм. Трубы ячейки располагались относительно друг друга так, что в поперечном сечении образовывали квадрат, в который вписывалась окружность диаметром 306 мм. Таким образом, ячейки являлись стволами, придающими снарядам направление полёта. Двенадцать ячеек направляющих были объединены в пакет, состоящий из двух ярусов по шесть ячеек в каждом. Базовое шасси было оборудовано домкратами для повышения устойчивости установки при стрельбе.

Благодаря надёжному приспособлению для стопорения снарядов в направляющих пусковые установки могли заряжаться в исходном районе, выдвигаться на огневую позицию, давать залп и уходить до того, как противник нанесёт удар.

Кабина машины была снабжена откидными защитными металлическими щитками. Пуск снарядов мог производиться как из неё, так и с выносного пульта.

С принятием на вооружение боевых машин БМ-31-12 резко возросли манёвренность и скорострельность тяжёлой реактивной артиллерии. По своей подвижности, манёвренности и скорострельности БМ-31-12 не уступала пусковым установкам БМ-13 и БМ-8-48, причём имела даже меньший вес в походном положении. Таким образом, части, вооружённые БМ-31-12, получили возможность сопровождать пехоту и танки огнём и колёсами на всех этапах боя и операции.

Прямое попадание М-30 разрушало любые полевые укрепления, даже многонакатные блиндажи; железобетонные сооружения выдерживали, но землёй забивало щели и амбразуры, а солдат гарнизона контузило. Правда, дальность стрельбы М-30 не превышала 2,8 км, кучность была хуже, чем у БМ-13, много времени уходило на подготовку к стрельбе.

Усовершенствованные М-31 имели улучшенную аэродинамику и больший метательный заряд, что позволило увеличить дальность стрельбы до 4,2 км.

В несколько раз повысили кучность у модификации снаряда М-31 УК, внедрив Г-образные штуцеры, в которых создавался вращающий момент за счёт бокового оттока пороховых газов.

Серийное производство

В октябре 1941 г. московский завод «Компрессор», на котором только начали налаживать производство БМ-13, эвакуировали на Урал. Эвакуация ещё не была закончена, а в опустевших цехах была создана база по ремонту поступавших с фронта повреждённых в боях «катюш».

БМ-13Н:

1 – бронещит переднего стекла кабины; 2 – пакет направляющих; 3 – реактивный снаряд М-13; 4 – домкрат; 5– шасси автомобиля; 6– подрамник фермы; 7 – стопор поворотной части; 8 – ящик для ЗИПа; 9 – бензобак; 10 – запасное колесо; 11 – направляющая; 12 – лонжерон фермы; 13 – панорама; 14 – рукоятка подъёмного механизма; 15 – рукоятка поворотного механизма; 16 – плита фермы

В годы войны боевые машины производились на целом ряде предприятий, например, на воронежском Заводе им. Коминтерна, кировском – им. Куйбышева, на Механическом заводе в Пензе, Заводе фрезерных станков в Горьком, им. К.Маркса – в Ленинграде, им. Шевченко – в Харькове, на московском заводе «Красная Пресня», на Урале – на челябинском «Челябкомпрессор» и свердловском «Уралэлектроаппарат» и на других, что позволило полностью удовлетворить потребности армии в этом типе вооружений. С 1941 г. в стране было выпущено более десяти тысяч реактивных установок.

Выпуск реактивных снарядов наладили на многих автомобильных, тракторных и станкостроительных предприятиях. Они произвели двенадцать миллионов «эрэсов».

Кто же создатели легендарной «Катюши»?

Славу легендарных машин не смогли разделить их создатели. В результате сфабрикованных доносов в Реактивном научно-исследовательском институте осенью 1937 г. НКВД арестовало главного инженера Г.Э. Лангемака и директора И.Т. Клейменова. Через два месяца обоих приговорили к расстрелу. Реабилитированы конструкторы были только в 1960-х гг.

Однако другие гораздо ранее присвоили себе славу создателей реактивной артиллерии.

В 1944 – 1945 гг. в НИИ-3 (РНИИ) работала экспертная комиссия, расследовавшая провал разработки ракетного самолёта, но по ходу проверки следствие коснулось и изобретения БМ-13, за которое А.Г. Костиков и И.И. Гвай получили Сталинскую премию. Их участие в создании «Катюши» оценивали специалисты – академик С.А. Христианович (ранее он возглавлял группу по созданию ракет улучшенной кучности М-13-УК), профессора A.B. Чесалов и К.А. Ушаков, зам. начальника отдела вооружения ЦАГИ Л.М. Левин.

РСЗО М-13-16 на шасси «Фордзон» WОТ8 30-сwt (1.5-tоn), 4×4

Установка БМ-13 на шасси американского грузового военного автомобиля GМС ССКW-353 (2×4) на одном из парадов в Германии. 1945 г.

Основной вопрос следственной части по особо важным делам Народного Комиссариата государственной безопасности СССР по этому поводу был таков: «Являются ли Костиков, Гвай и Аборенков авторами М-8 и М-13 и пусковых устройств к ним?»

Приводим ответ экспертов: «Костиков, Гвай и Аборенков не могут считаться авторами М-8 и М-13 и пусковых устройств к ним. Снаряд М-8 отличается незначительными видоизменениями от снаряда РС-82, разработанного в НИИ-3 в 1934 -1938 гг. Снаряд М-13 является развитием снаряда РС-132, разработанного в 1937 – 1938 гг. К разработке РС-82 и РС-132 Костиков, Гвай и Аборенков никакого отношения не имели…» И ещё. «Идея создания машинной установки для ведения массированного огня не может быть приписана Костикову, Гваю и Аборенкову».

В своём отчёте члены экспертной комиссии процитировали книгу расстрелянного Г.Э. Лангемака, а также приговорённого тогда к 8 годам лагерей В.П. Глушко «Ракеты, их устройство и применение» – «Главная область применения пороховых ракет – вооружение лёгких боевых аппаратов, как самолёты, небольшие суда, автомашины». Это было написано в 1935 г.

В ходе расследования всплыло немало копрометирующих фактов. Например, один из «отцов Катюши» -В.В. Аборенков, заместитель начальника Главного артиллерийского управления РККА, никакого отношения к НИИ-3 не имел, а познакомился с установками… на испытаниях. В конце 1980-х будет сломано немало газетных копий по поводу авторства в создании «Катюши», но никто более не попытается причислить Аборенкова к числу авторов. Все понимали, что генерал, находившийся на посту начальника отделения ГАУ РККА вряд ли будет генерировать идеи и за кульманом воплощать их в чертежи…

Приведём текст письма С.П. Королёва и В.П. Глушко в издательство Большой советской энциклопедии:

«В 23-м томе БСЭ (второе издание) на стр. 126 помещена статья о Костикове Андрее Григорьевиче, отмеченном высокими наградами «за большие заслуги в создании нового типа вооружения». В 1937 – 1938 гг, когда наша Родина переживала трудные дни массовых арестов советских кадров, Костиков, работавший в институте рядовым инженером, приложил большие усилия, чтобы добиться ареста и осуждения как врагов народа основного руководящего состава нашего института, в том числе, основного автора нового типа вооружения талантливого ученого-конструктора Г.Э. Лангемака. Таким образом Костиков оказался руководителем института и «автором» этого нового типа вооружения, за которое и был сразу щедро награждён в самом начале войны.

Получив задание на другую разработку, Костиков оказался неспособным его выполнить, в связи с чем ещё во время войны был снят с работы и уволен из института»…

член-корреспондент АН СССР, Герой Социалистического Труда С.П. Королёв, В.П. Глушко.

Прошло время, и многие из документов НКВД были опубликованы в открытой печати. В том числе и вот такой:

«Я не артиллерист и тем более не специалист по порохам, но подробное знакомство с ракетными снарядами и бомбами с момента назначения меня ВРИД зам. директора НИИ-3 (15.11.37) даёт мне основания сделать те или иные выводы в отношении некоторых лиц, занимающихся продолжительное время этой отраслью техники… Основную роль в этой лаборатории занимает инж. Победоносцев. Во второй половине 1937 года, после того, как PC и РАБ (будем дальше для краткости так называть ракетные снаряды и ракетные авиационные бомбы) пошли на опытное валовое производство, как бы случайно было обнаружено ненормальное поведение в известных условиях пороха при его горении»…

Изюминка документа в скользкой фразе «как бы случайно». Простая с виду оговорка – и судьба Ю.А. Победоносцева перечёркнута, хотя его не арестовали. Объяснить это также невозможно, как объяснить, почему арестовали, скажем, С.П. Королёва. По заведённому тогда порядку после его задержания требовалось провести «техническую экспертизу». Никто не запрашивал институт, был ли врагом Королёв. Раз арестовали, ясно, что враг. Требовались конкретные факты вредительства. Расследование поручили инженерам М.С. Кисенко, Е.С. Щетинкову и Ф.Н. Пойде, которые сочинили весьма туманный акт экспертизы, где отмечались недоделки и неудачи Королёва, но можно было понять, что никакого злонамеренного умысла в работах Королёва нет, что все его огрехи не выходят за рамки обычных просчётов, обязательных в любой экспериментальной работе. По двум пунктам Щетинков даже записал в этом акте «особое мнение», из которого ясно было, что Королёв никакой не вредитель.

Такой вывод однако не гарантировал надёжного устранения соперников и не удовлетворил Костикова. Он сам возглавил новую комиссию и провёл новую экспертизу. Выводы были уже другие. Этот акт также сохранился в архивах НКВД. По этому поводу в том же официальном расследовании, проведённом в июне 1965 г. Главной военной прокуратурой, отмечалось:

«20 июня 1938 г. Костиков возглавил экспертную комиссию, которая дала заключение органам НКВД о вредительском характере деятельности инженеров Глушко и Королёва».

21 июня 1991 г. Указом Президента СССР М.С. Горбачёва конструкторам И.Т. Клейменову, Г.Э. Лангемаку, В.Н. Лужину, B.C. Петропавловскому, Б.М. Слонимеру и Н.И. Тихомирову посмертно было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Наконец-то создатели легендарного оружия стали нашими Героями.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Автомобиль выпускался с 1932 г. Нижегородским (позже Горьковский) автозаводом. Он представлял собой лицензионную копию грузовика «Форд-АА» образца 1929 г. До 1934 г. кабина была выполнена из дерева и прессованного картона, а потом заменена металлической с дерматиновой крышей. Кроме ГАЗа, автомобиль выпускался на московском заводе КИМ — (1933-1939 гг.) и Ростовском автосборочном заводе (1939-1941 гг.). Двигатель машины мог также работать на лигроине, керосине и промышленных смазочных маслах. На шасси автомобиля было создано ряд модификаций: радиостанции и радиолокаторы, автомастерские и топливозаправщики, установки ПВО и санитарные автомобили. Всего было выпущено 829,8 тысяч машин, а на 20.06.1941 г. только в Красной Армии числилось 150 тыс. грузовиков. ТТХ машины: длина – 5,3 м; ширина – 2 м; высота – 1,9 м; клиренс – 200 мм; снаряженная масса – 1,8 т; полная масса – 3,3 т; максимальная скорость – 70 км/ч; грузоподъемность – 1,5 т; тип двигателя — «ГАЗ-А» (40 л.с.), позже — «ГАЗ-ММ» (50 л.с.); трансмиссия – 4-ступенчатая механическая коробка передач; расход топлива – 19,5л/100 км; запас хода – 250 км.

Автомобиль «ГАЗ-ММ» представлял собой модернизированный вариант «ГАЗ-АА» без внешних отличий, который выпускался с 1938 г. От предшественника он отличался 50-сильным мотором, усиленной подвеской, новым рулевым управлением и карданным валом. Известна модификация под обозначением «ГАЗ-ММ-В» (ГАЗ-ММ-13) — упрощённый вариант военного времени (1942-1945 гг.). Он имел два типа кабин: образца 1942-1943 гг. с брезентовой крышей и брезентовыми клапанами вместо дверей и образца 1944 года с деревянной облицовкой и дверями. На грузовике 42-го года крылья были выполнены гибкой из низкосортного (кровельного) железа. Глушитель, бампера и передние тормоза отсутствовали. Фара и дворник устанавливалась только со стороны водителя. Платформа оснащалась задним откидываемым бортом. ТТХ машины: длина – 5,3 м; ширина – 2 м; высота – 1,9 м; клиренс – 200 мм; снаряженная масса – 1,8 т; грузоподъемность – 1,5 т; тип двигателя – ГАЗ-М; мощность двигателя – 50 л.с; максимальная скорость – 70 км/ч; расход топлива – 19,5 л/100 км; емкость топливного бака — 40 л.

Автобус выпускался с 1933 г. на базе ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ, как модель гражданского назначения. В период войны автомобиль был привлечен для военных целей, в т.ч. использовался и в качестве санитарного. Кузов имел деревянный каркас с деревометаллической обшивкой. Снаружи боковые стенки обивались железным листом толщиной 1 мм. Кузов был 3-дверным: передняя боковая правая дверь, предназначалась для входа и выхода пассажиров и была снабжена контроллером в виде длинного рычага с ручкой, позволявшего водителю открывать и закрывать дверь по мере надобности; передняя боковая левая дверь была водительской, а задняя — запасной. В кузове имелись 9 окон, 6 из которых могли открываться. У автобуса были передний и задний бамперы. Внутри потолок и стены оклеивались дерматином, им же обивались подушки и спинки сидений шофера и пассажиров. Всего было выпущено 18,6 тысяч машин. ТТХ машины: длина – 5,3 м; ширина – 2.1 м; высота – 2,5 м; колесная база – 3,3 м; снаряженная масса – 2,3 т; клиренс – 200 мм; двигатель – 4-цилиндровый, рядный, карбюраторный; мощность двигателя – 50 л.с; максимальная скорость – 65 км/ч; расход топлива – 20,5 л/100 км; вместительность – 17 человек с водителем; трансмиссия – 5 передач (4 – вперед, одна – задний ход); емкость топливного бака — 40 л.

Автомобиль разработан на базе шасси ГАЗ-ММ/ГАЗ-ММ-В и выпускался с 1938 г. с двигателем «ГАЗ-М». Он оснащался удлиненными рессорами и амортизаторами заднего моста, калорифером, работавшим от выхлопных газов, и вентиляционной системой. Помещение для раненых было отделено от кабины водителя перегородкой. В машине можно было перевозить 4 лежачих на носилках и 2 сидячих на откидных сидениях или 2 лежачих и 5 сидячих или 10 сидячих. В начале войны автомобиль получил угловатые крылья, упрощенные кабину и кузов. Вместо двух фар, оснащался лишь одной. Всего до окончания войны было выпущено более 9130 машин. ТТХ машины: длина – 5,4 м; ширина – 2 м; высота – 2,3 м; клиренс – 200 мм; колесная база – 3,3 м; снаряженная масса — 2.4 т; двигатель — 4-цилиндровый карбюраторный; мощность двигателя — 50 л.с. трансмиссия – 4-скоросная коробка передач; максимальная скорость — 70 км/ч.

Машина выпускалась с 1932 г. и предназначалась для запуска двигателей легких винтовых самолетов. Запуск осуществлялся путем захвата пропеллера самолета и прокручивания коленчатого вала авиамотора через трубчатую конструкцию с двумя приводными валами. За кабиной устанавливалась вертикальная тумба с растяжками и валом, получавшим вращение от раздаточной коробки автомобиля. ТТХ машины: число оборотов стартера – 1110-1300 об/м; высота хобота по горизонтали – 2,9 м.

Автомобиль выпускался в 1934-1943 гг. и представлял собой трёхосную модификацию двухосного грузовика ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ, где задний ведущий мост заменялся двухосной тележкой с балансирной подвеской мостов на 4 продольных полуэллиптических рессорах, червячными главными передачами и 2-ступенчатым понижающим редуктором в трансмиссии. До 1937 г. устанавливался двигатель «ГАЗ-АА», после — «ГАЗ-ММ». Автомобиль предназначался для перевозки войск и грузов. Кроме того, на его базе серийно выпускались: штабной автобус «ГАЗ-05-193»; бронеавтомобили «БА-6», «БА-10А», «БА-10М», «БА-27М», «БАИ-М» и «БАИ-3М»; реактивный миномет «БМ-8-48» (Катюша); боевая химическая машина «БХМ-1»; «СУ-12» — самоходная установка с 76,2-мм пушкой; «ЗСУ 61-К» — 37-мм автоматическая зенитная пушка; прожекторная зенитная установка «ПО-15-8»; РЛС обнаружения воздушных целей «РУС-2» (Редут) и «РУС-2с» (Пегматит); бензозаправщики и ремонтные мастерские «ПАРМ». Всего было выпущено 37,4 тысячи машин.

ТТХ машины: длина – 5,3 м; ширина и высота – 2 м; клиренс – 230 мм; снаряженная масса – 2,5 т; колесная формула – 6х4; максимальная скорость – 60/65 км/ч; грузоподъемность – 1,5-2 т; двигатель – 4-цилиндровый, рядный, карбюраторный; мощность двигателя «ГАЗ-А» — 40 л.с, «ГАЗ-ММ» – 50 л.с; трансмиссия – 10 передач (8 вперед, 2 – заднего хода); емкость топливного бака – 45 л, дополнительного – 60 л; расход топлива – 25 л/100 км; запас хода – 100 км; количество мест в кабине – 2.

Автобус создан на базе трёхосного шасси грузовика «ГАЗ-ААА» и кузова 17-местного автобуса «ГАЗ-03-30». Он выпускался в 1941-1945 гг. В конце 1941 г. машина получила упрощённые крылья и только одну фару. Бампера также были упразднены. Салон машины был оснащен системой отопления (калорифером) и комплектовался двумя запасными колесами. В кузове по бортам были установлены две четырехместные скамейки, посередине стол, по углам кузова тумбы для хранения бумаг и карт. Всего было выпущено около 2 тысяч машин. ТТХ автобуса: длина – 5,3 м; ширина – 2,1 м; высота – 2,6 м; клиренс – 230 мм; снаряженная масса – 3,1 т; максимальная скорость – 65 км/ч; двигатель – 4-цилиндровый, карбюраторный, «ГАЗ-М»; мощность – 50 л.с.; колесная формула – 6х4; трансмиссия – 5 скоростей (4 вперед и одна задний ход); максимальная скорость – 65 км/ч; запас хода – 150 км; вместимость – 9 человек.

Автомобиль выпускался в 1938-1940 гг. Основу движителя составляла резиновая гусеница шириной 390 мм. Передача к переднему и заднему ведущим каткам каждого борта осуществлялась от заднего ведущего моста двумя цепями. Машина применялась для доставки грузов и личного состава, буксировки легких пушек и установки зенитных пулеметов. Всего было выпущено 1134 машины. ТТХ машины: длина – 5,3 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,1 м; снаряженная масса – 3,4 т; полная масса – 4,7 т; клиренс – 200 мм; грузоподъемность – 1,2 т; двигатель – 4-цилиндровый ГАЗ-М; мощность двигателя — 50 л. с; трансмиссия — 5 передач (4 – вперед, одна – задний ход); максимальная скорость – 35 км/ч; емкость топливного бака – 40 и 60 л; расход топлива – 57 л/100 км; количество мест в кабине – 2.

«ГАЗ-65» представлял собой полугусеничный грузовой автомобиль на основе «ГАЗ-ММ». Между сдвоенными задними колесами фиксировано устанавливалась цепная шестерня, от которой цепью вращение передавалось подвешенной сзади под рамой ведущей звездочке. Она соединялась с мелко-звенчатой металлической гусеницей. На бездорожье применялся гусеничный ход, а по дороге автомобиль передвигался на колесах — гусеница снималась, и каретка гусеничного хода фиксировалась в поднятом положении. Всего было выпущено 1801 машину, из них 8 машин было принято в РККА, 24 забрали военные строители, 10 штук досталось НКВД, остальные были забракованы, разукомплектованы и поставлены в армию как обычные «ГАЗ-ММ».

Машина выпускалась с 1939 г. на базе «ГАЗ-АА» или «ГАЗ-ММ». В качестве топлива мог использоваться как генераторный газ, так и бензин, для размещения которого автомобиль был снабжён топливным баком, ёмкостью 40 литров. Для компенсации потери мощности было увеличено передаточное число главной передачи с 6,6 до 7,5, а также увеличена степень сжатия в двигателе с 4,6 до 6,2. Известна газогенераторная версия машины на угле под обозначением «ГАЗ-43». Всего было выпущено 33,8 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 5,3 м; ширина – 2 м; высота – 1,9 м; клиренс – 200 мм; снаряженная масса – 1,8 т; максимальная скорость – 50 км/ч; грузоподъемность – 1,2 т; мощность двигателя – 35 — 38 л.с; расход деревянных чурок – 50-55 кг/100 км; время запуска газогенератора — 5 — 10 минут, масса установки 400 кг; запас чурок – 150 — 200 кг.

«ГАЗ-44» серийный автомобиль, работавший на газовом топливе выпускался в 1939 г. Машина базировалась на модели «ГАЗ-ММ». Запас природного газа, сжатого до 200 атмосфер, хранился в шести баллонах массой 65 кг каждый. Они располагались под грузовой платформой. ТТХ машины: длина — 5,3 м; ширина – 2 м; высота – 1,9 м; клиренс – 200 мм; снаряженная масса – 2,2 т; тип двигателя – 4-цилиндровый; мощность двигателя – 42 л.с; грузоподъемность – 1,1 т; масса баллонов и газовой аппаратуры – 420 кг; максимальная скорость- 65 км/ч; запас хода — до 300 км; расход топлива — 20 м³ метана/100 км.

Автомобиль выпускался с 1933 г. на платформе «АМО-3» заводами «ЗиС», «УльЗиС» и «УралЗиС». Модификация «ЗИС-5» выпускалась в 1933-1941 гг. Конструкция машины выполнена на лонжеронной раме, кабина — прямоугольная, деревянная, обитая жестью. Автомобиль не комплектовался бамперами за исключением экспортных моделей. На машину устанавливались стандартные универсальные платформы «ЗиС-5А» или с высокими бортами «ЗиС-5У». Грузовик экспортировался в Афганистан, Ирак, Иран, Испанию, Китай, Латвию, Литву, Монголию, Румынию, Турцию и Эстонию. На базе «ЗиС-5» выпускалось 19 модификаций машин. Всего было выпущено 571,2 тысячи машин, в т.ч. за годы войны – 325 тысяч. ТТХ автомобиля: длина – 6 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,1 м; клиренс – 250 мм; колесная база – 3,8/4,4 м; колесная формула – 4х2; снаряженная масса – 3,1 т, полная – 6,1 т; компоновка – переднемоторная, заднеприводная, тип двигателя – 6-цилиндровый, карбюраторный ЗиС-5; мощность двигателя – 73 — 85 л.с; трансмиссия – 4-ступенчатая коробка передач; грузоподъемность – 3 т; максимальная скорость – 60 км/ч; объем бака – 60 л; запас хода – 205 км; расход топлива – 34 л/100 км; масса буксируемого груза – 3,5 т; количество мест в кабине – 2.

Грузовик «ЗиС-5В» являлся военной, упрощенной версией «ЗиС-5» и выпускался с 1942 г. на заводах: «ЗиС» (выпущено в годы войны 66,9 тыс.), «УльЗиС» (10,4 тыс.) и «УралЗиС» (8,5 тыс.). Автомобиль был легче на 124 кг от прототипа, имел кабину из фанеры и дерева (вагонки). Доски обшивки крепились гвоздями. Крыша кабины изготавливалась из деревянных реек, поверх которых натягивался дерматин. Он комплектовался крыльями, изготовленными простой гибкой из листового проката. Тормоза устанавливались только на задних колесах, откидным был лишь задний борт, а фара оставалась одной с левой стороны. К концу войны комплектация частично была восстановлена.

Автомобиль являлся вариантом «ЗиС -5» и предназначался для установки 12,7-мм пулемета «ДШК» или 7,62-мм установка «4-М», для чего в кузове монтировалась специальная турель. Всего изготовлено более 12 тысяч машин. Боевой расчет составлял 3 человека. Масса установки – 460 кг, высота – 2,3 м.

Трехосный автомобиль создан на базе «ЗиС-5» и выпускался в 1933-1941 гг. Он имел двухскатную ошиновку задних мостов, вакуумный усилитель в механическом приводе тормозов. В 1941 г. на его шасси устанавливали реактивные минометы «БМ-13» и «БМ-8» (Катюша), собирались автобусы ЗиС-6 «Люкс», выпускался бронеавтомобиль «БА-11», радиолокатор «РУС-2», фургон-радиостанция, передвижная электростанция «АЭС-4», зенитный прожектор «ПО-15-8», звукоулавливатель «ЗТ-5», автокран «АК-3». Всего было выпущено 21,2 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 6,1 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,2 м; клиренс под задним мостом – 275 мм, под передним – 295 мм; колесная база – 3,4 м; снаряженная масса – 4,2 т, полная масса – 8,2 т; грузоподъемность – 4 т; колесная формула – 6х4; максимальная скорость – 55 км/ч; тип двигателя – 6-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 73 л.с.; трансмиссия – 15 передач (9 вперед, 6 заднего хода); объем бака – 105 л; расход топлива – 40л/100 км; запас хода – 260 км; количество мест в кузове – 25.

Автобус выпускался на удлинённом шасси «ЗИС-11» в 1934-1936 гг. Автобус также поставлялся в Турцию. Всего было выпущено 547 машин. ТТХ машины: длина – 7 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,8 м; колесная база – 4,4 м; колесная формула – 4х2; снаряженная масса – 4,2 т, полная – 6,1 т; тип двигателя — 6-цилиндровый, карбюраторный; мощность двигателя – 73 л.с; максимальная скорость – 60 км/ч; емкость топливного бака – 105 л; количество пассажиров — 29 человек.

Автомобиль был построен на базе удлинённого шасси «ЗиС-5» в 1934-1941 гг. Шасси машины использовалось также для производства санитарного автобуса и пожарных автомобилей «ПМЗ-1» и «ПМЗ-2». Всего было выпущено 3 тысячи машин. ТТХ машины: колесная формула – 4х2; колесная база – 4,4 м; грузоподъемность – 3,5 т.

Автомобиль «ЗиС-12», являясь длиннобазовой модификацией «ЗиС-5» использовался в качестве низкобортной платформы для зенитных орудий, оборудования электростанций, прожекторов и звукоулавливающих установок. Всего за 1934-1941 гг. было выпущено 4223 машины. ТТХ машины: длина – 7,4 м; колесная база – 4,4 м; грузоподъемность – 3,5 т.

Автомобиль выпускался в 1936-1939 гг. на базе удлиненного шасси «ЗиС-11» и работал на деревянных чурках. Всего было выпущено 2,6 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 6,7 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,2 м; снаряженная масса – 3,7 т; колесная формула – 4х2; колесная база – 4,4 м; мощность двигателя – 48 л.с; грузоподъемность – 2,5 т; расход топлива – 80 — 85 кг древесных чурок на 100 км; запас хода – 90 км; максимальная скорость – 45 км/ч.

«ЗиС-14» -удлиненный бортовой грузовик с пониженным низкобортным кузовом выпускался с 1936-1941 гг. и конструктивно был аналогичен «ЗиС-12». Главным его отличием был увеличенный клиренс на 25 мм за счет использования шин от автобуса «ЗиС-16». Для повышения прочности грузовой платформы ее боковые борта оснащались тремя вертикальными усилителями из стальных уголков. На шасси автомобиля монтировались в основном спаренные 25-мм зенитные установки и прожектора. Всего было выпущено 821 машину.

Автобус капотной компоновки был построен на удлиненном шасси «ЗИС-5» и выпускался в 1938-1941 гг. Он имел деревянный кузов с металлической обшивкой. Всего было выпущено 3,3 тысячи машин. ТТХ автобуса: длина – 8,5 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,8 м; колесная база – 5 м; снаряженная масса – 5,1 т, полная – 7,1 т; тип двигателя – 6-цилиндровый, карбюраторный; мощность двигателя – 85 л.с; трансмиссия – 4-ступенчатая коробка передач; максимальная скорость – 65 км/ч; расход топлива – 37 л/100 км; общая пассажировместимость — 34 чел.

Санитарный автобус капотной компоновки с использованием задней части кузова «ЗиС-16» и кабины «ЗиС-5» выпускался в 1939-1941 г. для нужд армии. Вместимость 10 человек на носилках и 10 сидячих мест. Автобусы ЗиС-16С первого выпуска имели полностью прозрачные окна, боковые обтекатели (крышки) задних колеса, на боковых окнах и передних окошках был нарисован красный крест. С увеличением выпуска автобусов и началом военных действий все эти детали убрали. Стекла были матовыми, а боковые обтекатели задних колес просто убрали для упрощения. Всего было выпущено 662 автобуса. ТТХ машины: длина – 8,5 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,8 м; колесная формула – 4х2; снаряженная масса – 5 т; тип двигателя – 6-цилиндровый, карбюраторный; мощность двигателя – 85 л.с; максимальная скорость — 65 км/ч; запас хода – 365 км.

«ЗиС-21» — газогенераторная модификация на шасси «ЗиС-5» с газогенератором «НАТИ-Г-14», работавшем на древесных чурках, выпускалась в 1939-1941 гг. Для облегчения запуска двигателя и маневрирования в гараже, автомобиль оснащался бензобаком объемом 7,5 л. Всего было выпущено 15,4 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 6,1 м; ширина и высота – 2,2 м; клиренс – 250 мм; колесная формула – 4х2; колёсная база – 3,8 мм; снаряженная масса – 3,1 т; мощность двигателя — 45 л.с.; трансмиссия – 4-ступенчатая коробка передач; грузоподъёмность — 2,4 т; масса установки – 440 кг; вес чурок в бункере – 80 кг.

Грузовик выпускался на базе «ЗиС-5» в 1939-1940 гг. Вместо задних ведущих колес устанавливались два коротких гусеничных движителя с резинокордными лентами. Она широко применялась в советско-финской войне в качестве штабной машины. В 1941 г. была проведена модернизация машины, вследствие чего она получила обозначение «ЗиС-22М». Гусеничные движители получили ведущее зубчатое колесо, сдвоенные резинокордные ленты, 85-сильный двигатель от «ЗиС-16». Машину предполагалось использовалась в качестве артиллерийского тягача, однако в серию она не пошла и стала основой для создания «ЗиС-42». Всего было выпущено 200 машин. ТТХ машины: грузоподъемность на дорогах – 2,5 т, на бездорожье – 1,8 т; длина – 6 м; ширина – 2,4 м; высота – 2, 2 м; снаряженная масса – 4,7 т, полная масса – 6,9 т; расход топлива – 60л/100 км.

Автомобиль являлся газобаллонной модификацией на шасси «ЗиС-5», работавшей на метане, коксовом и синтез-газе, а также бензине. 8 баллонов с газом размещались под платформой автомобиля и весили 550 кг. В 1940-1941 гг. была выпущена партия из 43 машин. ТТХ машины: грузоподъемность — 2,5 т, мощность двигателя — 73 л.с,; запас хода – 150 — 300 км.

Грузовик выпускался в 1940-1941 гг. с максимально унифицированными узлами с «ЗиС-5». Он имел неразъемную литую балку переднего моста с шарнирами «Рцеппа». Грузовик имел дополнительный 55-литровый топливный бак под грузовой платформой. На части грузовиков был установлен двигатель от автобуса «ЗиС-16», мощностью 85 — 88 л.с. и радиатор от «ЗиС-6». Автомобиль использовался для грузовых перевозок, в качестве артиллерийского тягача и для размещения на платформах зенитных орудий. Всего было выпущено 197 машин. ТТХ машины: длина – 6 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,3 м; колесная база – 3,8 м; клиренс – 260 мм; колесная формула – 4х4; снаряженная масса – 3,7 т, полная – 6,6 т; грузоподъемность – 2,5-3 т; тип двигателя – 6-цилиндровый, карбюраторный; мощность двигателя – 73 л.с; трансмиссия – 4-ступенчатая коробка передач с 2-ступенчатой раздаточной; максимальная скорость – 60 км/ч; расход топлива – 38 л/100 км; объем топливных баков – 115 л; запас хода – 330 км.

В начале 1940 г. на базе «ЗиС-5» выпускался автомобиль с упрощенным гусеничным движителем «ЗиС-33» в котором роль опорного катка играли задние колеса. Навеска крепилась к раме, а между задними колесами крепилась шестерня, надетая на которую цепь передавалась на ведущую звездочку, подвешенную под рамой автомобиля. Звездочка была соединена с гусеницей при помощи цевочного зацепления. Всего выпущено 4,5 тысяч машин. ТТХ машины: масса движителя – 1,3 т; максимальная скорость – 35 км/ч; мощность двигателя – 73 л.с; трансмиссия – 4 передачи; расход топлива – 70 — 200 л/100 км; запас хода – 50 — 60 км.

«ЗиС-35» являлся результатом модернизации «ЗиС-33» и выпускался с весны 1940 г. От предшественника он отличался установкой в задней части рамы дополнительного автомобильного моста с ведущими звездочками, крутящий момент на который подавался коротким карданным валом от проходного заднего моста со специальным редуктором отбора мощности. Автомобиль снабжался увеличенным радиатором охлаждения от ЗиС-6 и дополнительным 80-литровым топливным баком. Известны варианты автомобиля «ЗиС-35ШТ» (со штампованной гусеничной лентой с резиновыми башмаками) и «ЗиС-35ЛТ» (с литой лентой из специальной стали). Всего было выпущено около 800 машин. В крупносерийное производство автомобиль не был принят.

Грузовик выпускался на базе «ЗиС-22М» в 1942-1944 гг. Гусеничный движитель был оборудован рамой тележки с литой опорной ступицей и штампованными стальными боковинами. На передние колеса могли устанавливаться стальные коробчатые лыжи длиной 1,1 м и шириной 410 мм. Всего было выпущено 2,9 тысяч машин. Грузовик использовался для буксировки орудий калибром от 65 до 122 мм. ТТХ машины: длина – 6 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,2 м; клиренс переднего моста – 318 мм, заднего – 375 мм; снаряженная масса – 5,3 т, полная – 7,5 т; грузоподъемность – 2,2 т; масса прицепа – 2,7 т; двигатель – карбюраторный ЗиС-5, мощность двигателя – 73 — 84 л.с; емкость бака — 180 л, с дополнительными – 300 л; расход топлива – 47 — 90 л/100 км; запас хода – 390 км; максимальная скорость – 10/33 км; количество мест в кабине – 2, в кузове – 14.

Модернизированный грузовик выпускался с 1944 г. Радиатор и фары прикрывались решёткой для защиты от повреждений. Всего выпущено 3505 машин. ТТХ машины: снаряженная масса – 5,5 т; клиренс под задним мостом – 390 мм; двигатель – ЗиС-5М; мощность двигателя – 77 л.с; максимальная скорость – 10-42 км/ч; количество мест в кабине – 2, в кузове – 24.

Автобус изготовлен на шасси ЗиС-5В с отдельным деревянным кузовом-фургоном. Он выпускался с 1942 г. Всего было выпущено 517 машин. Автобус снабжался упрощенным прямоугольным деревянным кузовом многоцелевого применения с одной боковой, двумя задними дверями и крышей, оклеенной крашеным брезентом. Автомобиль служил для перевозки 4 больных на носилках или 18 сидячих.

Автомастерская выпускалась с 1939 г. и предназначалась для ремонта и обслуживания инженерной техники. В ее комплектацию входил: электрогенератор с бензиновым двигателем, размещенным в одноосном прицепе, станочное, сварочное и слесарное оборудование.

Автомастерской оснащались авиационные полки и дивизии. При схожей конструкции с ПАРМ-1Б она служила для проведения среднего и крупного ремонта авиационной техники и отличалась специфическим набором оборудования и инструмента.

Автомобиль выпускался на Ярославском государственном автозаводе с 1936 г. на базе «ЯГ-4». Он имел деревянный кузов с откидными бортами. Всего было выпущено 8,1 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 6,5 м; ширина – 2,5 м; высота – 2,6 м; клиренс – 300 мм; колесная база – 4,2 м; снаряженная масса – 4,7 т; колесная формула – 4х2; тип двигателя – 6-цилиндровый, карбюраторный; мощность двигателя – 73 л.с; грузоподъемность – 5 т; трансмиссия – 4-ступенчатая коробка передач. максимальная скорость – 42 км/ч; расход топлива – 43,5 л/100 км; емкость топливного бака – 177 л; запас хода – 440 км.

Трехосный грузовик выпускался мелкими сериями Ярославским заводом в 1932-1940 гг. на базе «ЯГ-5». Они применялись для перевозки легких танков, артиллерийских орудий. На их шасси монтировались фургоны различного назначения и цистерны, а также артиллерийские орудия. Всего было выпущено 333 машин. ТТХ машины: длина – 7 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,6 м; колесная база – 3,6 м; клиренс – 275 мм; снаряженная масса – 5,4 т, полная – 14,8 т; колесная формула – 6х4; тип двигателя – 6-тицилиндровый, карбюраторный; мощность двигателя – 93,5 л.с; максимальная скорость – 42 км/ч; грузоподъемность – 8 т; объем топливного бака – 177 л; расход топлива – 45 л/100 км; запас хода – 275 км; число мест в кабине – 3.

Уважаемые коллеги, представляю Вам модель реактивной установки БМ13 «Катюша», на базе автомобиля ЗиС-6 в масштабе 1/35 от фирмы Восточный Экспресс. Модель была собрана в 2014 году.

К сожалению, прототип модели, на базе ЗиС-6, не был найден, точнее сказать те фотографии, что удалось найти, я не смог идентифицировать, надписи на машинах отсутствовали или были неразборчивы.
Всего же, в начальный период войны 1941-1942г.г. на базе шасси ЗиС-6 было выпущено 372 реактивных установки, различных типов, БМ-13-16 (РС 132мм) и БМ-8-36 (РС 82 мм), некоторые из них дослужили до 1945 года.

Многие пусковые установки (ПУ) монтировались на различных транспортных средствах, на гусеничных тягачах, лёгких танках Т-60 и Т-70. А так же и на шасси автомобилей полученных по ленд-лизу, таких как: «Austin К6», «Dodge Т-203В», «Ford-Marmon НН6 », «Bedford OYD», «Chevrolet G-7117», «GMC CCKW-352», «Ford WOT-8 Канадский-Форд», «International К7». Но основная масса ПУ была установлена на шасси «Studebaker US6», в результате чего было решено стандартизировать боевые машины на базе автомобиля «Студебеккер». В апреле 1943 года такую систему приняли на вооружение под индексом БМ-13Н (нормализованная).
К модели был докуплен набор колёс от фирмы « ЗиП - 35056 ».
Сборка модели была интересной, не смотря на не очень хорошие детали модели, их плохую стыкуемость, и полное отсутствие некоторых - например, демультипликатор и центральный тормоз, в наборе отсутствуют. Эти детали пришлось изготавливать.

Доработке так же подверглись:

  1. Поворотные кулаки, а так же рулевые тяги.
    В этих деталях я аккуратно просверлил отверстия, совместив кулак и балку, вставил иглу от шприца, и кулак стал вращаться. Далее сделал таким же образом рулевые тяги, единственное, что добавил так это шплинт, чтобы тяга не соскакивала, это видно на фотографиях. Таким образом, передние колеса на машине поворачиваются и вправо, и влево.
  2. Сделал вращающимися и передние, и задние колёса.
  3. Доработал капот двигателя - сделал рояльные петли, капот открывается и закрывается.
  4. Исправил трубчатую раму на пусковой установке, в модели дана не правильная форма рамы.
  5. Изготовил демультипликатор, и центральный тормоз, по чертежу. Из деталей, оставшихся от других наборов, пилил, вырезал, шпаклевал , вроде получилось.
  6. Была сделана проводка силового кабеля, от Пульта управления запуском ракет, к раме с РС-132.


После сборки модели перешел к покраске. Красил аэрографом , методом градиента.

Краски использовал Tamiya , затем глянцевый лак . Сделал смывку продукцией «MIG » и масляными красками , а так же нанес грязь методом «набрызга» и задул всё это матовым лаком.
Предвещая высказывания некоторых моделистов, что на модели слишком много грязи, сразу оговорюсь, что я так не думаю, то количество загрязнения, что показано, делает модель более реалистичной, учитывая летне-осеннюю распутицу и отсутствие в большинстве своём асфальтовых дорог.




Решение о серийном производстве "катюш" в СССР было принято за 12 часов до начала Великой Отечественной войны, 21 июня 1941 года. Только тогда они еще назывались не "катюшами", а установками БМ-13.

Уже через 10 дней, 2 июля 1941 года, первая батарея из семи БМ-13 под командованием капитана И. А. Флерова двинулась на фронт. А еще через два дня обрушила первый залп по фашистам, занявшим станцию Орша.

Командир одного из орудия Валентин Овсов вспоминал: "Земля дрогнула и осветилась". "Эффект единовременного разрыва 112 мин в течение считаных секунд превзошел все ожидания, - записал тогда командующий Западным фронтом маршал А. И. Еременко. - Солдаты противника в панике бросились бежать. Попятились назад и наши солдаты, находившиеся на переднем крае, вблизи разрывов (в целях сохранения тайны никто не был предупрежден об испытаниях)".

После залпа в германском генштабе получили телеграмму с Восточного фронта:

"Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды необычного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют: огневой налет подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно.

Потери в людях значительные".

Уничтожение первых установок

После первых залпов гитлеровская авиация открыла охоту на батарею капитана Флерова, интенсивно бомбила предполагаемые районы ее базирования. Для захвата хотя бы одной "катюши" в наш тыл было заброшено несколько диверсантских групп и объявлено о крупной награде тому, кто добудет секретное оружие русских.

В результате предпринятых нем цами масштабных операций в октябре 1941 года батарея Флерова оказалась в кольце окружения близ смоленской деревни Богатырь. 7 октября был дан залп оставшимися снарядами. После этого установки пришлось взорвать.

Так была перевернута первая страница легендарной батареи "катюш".

Поиски шасси

Смертоносная БМ-13 представляет на деле раму из восьми направляющих рельсов, связанных между собой сварными лонжеронами. С рамы и стартовали, издавая дикие скрежещущие звуки, реактивные мины, каждая по 42,5 кг весом. На раме их крепилось 16 штук. На руках такую установку не потаскаешь. Поэтому вопрос, на чем возить "катюшу", возник сразу же.

Перед войной в СССР выпускали лишь один грузовик - знаменитую полуторку в разных модификациях. Грузовичок ЗИС-5 для "катюши" оказался слабоват, и понятно это стало почти сразу же. Мотор мощностью 73 л.с. мог развивать скорость лишь 60 км/ч, да и то по асфальту, расходуя при этом на каждые 100 км 33 литра бензина. А бороздить фронтовое бездорожье с тяжелой установкой грузовичок не имел сил.

К тому же БМ-13 с ее кузова стреляла только в положении поперек, по-другому не получалось. Поперечное расположение установки при залпе настолько сильно раскачивало машину, что о точности попадания говорить не приходилось.

Поэтому было принято решение об установке реактивного миномета на усовершенствованный трехосный ЗИС-6.

ЗИС не улучшил ситуацию

Интересно, что "полуторок" до наших дней дожило много, их найдешь едва ли не в каждом военном музее и в частных коллекциях, а вот ЗИС-6 - большая редкость.

Экипаж ЗИС-6 состоял из 5-7 человек, а с полным боекомплектом машина весила больше восьми тонн. Трехосный грузовик обеспечивал гораздо большую проходимость. В отличие от двухосного аналога, ЗИС-6 имел усиленную раму, радиатор увеличенного объема и бензобак до 105 л. Автомобиль был снабжен тормозами с вакуумным усилителем и компрессором для накачки шин. Благодаря двум задним ведущим мостам ЗИС-6 уже не так боялся размокших дорог и снежных заносов. Правда, максимальная скорость у него оказалась ниже, чем у ЗИС-5: 55 км/ч - по асфальту и 10 км/ч - по бездорожью. Это неудивительно, ведь двигатель остался прежний - 73 л.с. Расход топлива по шоссе достигал 40 л на 100 км пути, по проселку - до 70.

ЗИС-6 собирали до октября 1941-го, и всего с конвейера их сошло чуть больше 20 тысяч.

"Студебеккер" для русского чуда

В годы войны наибольшее число "катюш" было смонтировано на полноприводных трехосных "студебеккерах". Как бы непатриотично это ни звучало, но именно благодаря мощным и надежным американским грузовикам, наши батареи реактивных установок получили желанную мобильность.

Первые трехосные армейские машины, получившие индекс US-6, сошли с конвейера "Студебеккера" в конце 1941 года. Тогда же и решено было отправлять их в армии союзников, в основном в СССР. В результате к нам было завезено большинство из 197 тысяч выпущенных грузовиков. Поступали они в СССР, в основном, в разобранном виде. Сборку и монтаж реактивных установок осуществляли на эвакуированном заводе ЗИС.

Американцы выпускали с дюжину различных модификаций US-6 - часть из них оснащалась ведущим передним мостом (6х6), часть - обычным (6х4). В Красной Армии предпочитали машины в варианте с колесной формулой 6х6. Их шестицилиндровый карбюраторный двигатель развивал мощность 95 л.с., а максимальная скорость автомобиля с полной нагрузкой достигала 70 км/ч по шоссе.

Во фронтовых условиях "студебеккеры" (или, как их еще называли, "студеры") зарекомендовали себя надежными машинами, на которые вполне можно было грузить до пяти тонн груза при рекомендуемых американским производителем трех.

Так и провоевали до конца войны эта пара: наша "катюша" на американских колесах.

Вооруженные тракторы

история в картинках

Вообще помимо американских грузовиков с 1942 года "катюшу", как очень уважаемую "женщину", возили на любом подходящем транспорте.


В декабре 1933 года из ворот московского завода имени Сталина вышел не совсем обычный грузовик. Это была трехосная модификация выпускавшегося уже к тому времени автомобиля ЗиС-5. Появилась она простым добавлением третий оси к двухосному грузовику, и отличалась от него лишь незначительными деталями, к которым относятся усиленная рама и радиатор увеличенного объема. Конечно, выросла и грузоподъемность машины - вместо трех тонн для двухоски, она брала уже четыре тонны груза. История появление этой машины на свет довольно проста и абсолютно соответствует советским течениям того времени.

Основой этого трехосного грузовика в начале 30-х был грузовик АМО-3-НАТИ, созданный на базе двухосного грузовика АМО-3, который был результатом освоения советским производством сборки американских машинокомплектов грузовиков Autocar Dispatch SA, скомпонованных из агрегатов различных американских производителей для рынка Южной Америки (отсюда "растут ноги у автомобиля ЗиС-5), поэтому и предсерийный трёхосный грузовик первоначально обозначался как АМО-6, но в серию пошёл следом за ЗИС-5 уже как ЗИС-6.

Что интересно - для выпуска ЗИС-6 в ходе 2-й реконструкции завода пришлось создавать дополнительные производственные мощности, а проще говоря, построить новый цех. Именно этот цех и был остановлен 15 октября 1941 года, когда вышло распоряжение об эвакуации завода. Эта дата и стала конечной датой выпуска шестых ЗиСов - производство их более не восстанавливалось, а жаль... Советские "Катюши" требовали именно такого трехосного шасси (кстати, если где-то вы увидите двухосную "Катюшу", знайте - вас обманывают. Двухосные шасси того времени вес реактивной установки не выдерживали), и трехоски забирали повсюду...

Что же модель? Все наследственные погрешности модели ЗиС-5 полностью перенесены и на ЗиС-6. Видимо, сказывается тот же подход, который был в тридцатые годы у советского автопрома. Но есть в этой модели один нюанс, который хотелось бы разобрать.



Способ крепления запасного колеса... Обратите внимание на приведенную выше фотографию - на ней, кстати, изображен предсерийный АМО-6, еще шестым ЗиСом не ставший. Колесо на модели закреплено в точности так, как на фотографии. Посмотрим теперь второе фото - оно тоже приведено выше. Это серийный ЗиС-6. Запасное колесо расположено горизонтально под кузовом, чего на нашей модели не наблюдается... Просмотрев множество фотографий этого грузовика, могу сказать, что запаска крепится то так, то так. С чем это связано? Не знаю...

Говоря о модели в целом, надо упомянуть один очень важный момент - все ЗиС-6 выпускались с красивым, гнутым крылом, и ломаного крыла, как на ЗиС-5В/ЗиС-50, на этой машине не было! Поэтому наличие такого крыла на любой модели с шасси ЗиС-6 (включая "Катюши") есть не что иное, как фантазии производителя.

Что же до нашей модели? Вполне корректно выглядящий ЗиС-6 (забудем о наследственных болезнях), который с таким же успехом можно назвать и АМО-6 (кому как нравится), выпущенный между декабрем 1933 и 15 октября 1941 года.




© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков