Образец договора аренды транспортного средства без экипажа с правом передачи автомобиля в субаренду. Договор заключается между юридическими лицами

Образец договора аренды транспортного средства без экипажа с правом передачи автомобиля в субаренду. Договор заключается между юридическими лицами

23.04.2019

Аренда транспортного средства без экипажа

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (статья 642 ГК).

Договор аренды транспортного средства без экипажа должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока. К такому договору не применяются правила о регистрации договоров. Арендатор в течение всего срока договора аренды обязан:

Поддерживать надлежащее состояние транспортного средства, включая текущий и капитальный ремонт;

Осуществлять своими силами управление транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую;

Оплачивать расходы на содержание транспортного средства, его страхование, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (если иное не предусмотрено договором).

Арендатор обязан застраховать как само транспортное средство, так и свою ответственность (статья 646 ГК). Платежи по договору страхования арендованного автомобиля отражаются в бухгалтерском учете арендатора в составе расходов по обычным видам деятельности. Как правило, платеж по договору страхования производится авансом в счет будущих периодов и отражается на счете 97 "Расходы будущих периодов". Получателем страхового возмещения может быть как арендатор, так и арендодатель.

Арендатор, заключивший договор аренды транспортного средства без экипажа, должен нести бремя расходов по ремонту и содержанию автомобиля (статья 644 ГК). В случае если договором аренды предусмотрено возложение обязанности по ремонту на арендатора, расходы на ремонт арендуемых объектов основных средств, осуществленные арендатором, включаются им в состав расходов.

Арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа. Арендатор вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены, назначению транспортного средства.

При аренде транспортного средства без экипажа в случае причинения им вреда третьим лицам ответственность несет арендатор (статья 648 ГК).

Основные различия в правовом регулировании договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа

Основные различия в правовом регулировании договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа, содержащиеся в нормах ГК, связаны с обязанностями сторон по их содержанию, эксплуатации, а также с ответственностью за причиненный вред.

На арендодателя, сдающего транспортное средство в аренду с предоставлением услуг по управлению им и технической эксплуатации, возлагается обязанность в течение всего срока действия договора поддерживать его в надлежащем состоянии, включая осуществление как капитального, так и текущего ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК). При аренде транспортного средства без экипажа все эти обязанности возлагаются на арендатора, который должен осуществлять различные виды его ремонта, поддерживать надлежащее состояние арендованного имущества (ст. 644 ГК). Указанные различия легко объяснимы. Арендатор, которому передается транспортное средство без экипажа, получает его в полное владение и пользование, принимая на себя обязанности по осуществлению комплекса работ по его обслуживанию, поддержанию в рабочем состоянии, сохранению эксплуатационных свойств. Нормы, определяющие обязанности сторон по осуществлению ремонта транспортных средств, сформулированы в виде императивных, и поэтому в договоре аренды стороны не могут предусматривать иное их распределение.

Арендодатель, сдающий транспортное средство в аренду с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, должен обеспечивать нормальную и безопасную эксплуатацию его в соответствии с целями аренды, указанными в договоре. Поскольку цели бывают разными, в одних случаях - перевозка пассажиров, в других - грузов, использование транспортного средства в течение длительного периода или на один рейс и т.д., неодинаков и объем услуг, предоставляемых арендодателем. В договоре аренды может быть предусмотрено предоставление услуг, выходящих за рамки технической эксплуатации транспортного средства, например по организации питания и иного обслуживания пассажиров при сдаче судна в аренду для туристических целей и пр.

Безопасность эксплуатации транспортного средства во многом зависит от квалификации и опыта лиц, управляющих им. Арендодатель обязан укомплектовать экипаж соответствующими специалистами. Состав экипажа и его квалификация должны отвечать действующим правилам и условиям договора, а если обязательными правилами такие требования не установлены требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида.

В транспортных уставах и кодексах подробно урегулированы эти вопросы. Лица, управляющие воздушными судами, должны соответствовать требованиям, предусмотренным гл. VII ("Авиационный персонал") и гл. VIII ("Экипаж воздушного судна") ВК. Статья 52 ВК определяет, что к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению без опасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов и других работ по обслуживанию воздушного движения. При отсутствии сертификата авиационный персонал к указанной деятельности не допускается (ст. 55 ВК).

Конкретные требования, предъявляемые к соответствующим лицам, устанавливаются федеральными авиационными правилами. За деятельностью авиационного персонала осуществляется государственный контроль (постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 801). В главе, посвященной экипажу воздушного судна, особое внимание уделяется правам и обязанностям командира, несущего ответственность за надежную эксплуатацию судна и безопасность полета (ст. 58 ВК).

Подробно урегулированы требования к экипажу судна Кодексом торгового мореплавания. Согласно ст. 54 КТМ к занятию должностей членов экипажа допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, соответствующие Положению о дипломировании, утвержденному Правительством РФ. Указанные документы выдаются лицам, намеренным стать членами экипажа, если они отвечают установленным требованиям по стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья, профессиональной подготовке.

Регламентированы требования к экипажу судна КВВТ (гл. V) и рядом других правовых актов. Во всяком случае необходимо, чтобы управляющие транспортным средством лица имели документы, подтверждающие сдачу квалификационных экзаменов и разрешающие управление ими (водительские права и пр.). Соответствующие требования предъявляются и к лицам, которым поручается управление транспортным средством, взятым в аренду без экипажа.

Статья 217 КТМ предусматривает, что фрахтователь судна по договору бербоут-чартера осуществляет комплектование его экипажа. При этом он вправе укомплектовать экипаж лицами, ранее не являвшимися членами экипажа данного судна, или в соответствии с условиями бербоут-чартера лицами, входившими в его состав, при соблюдении правил, установленных ст. 56 КТМ. Все члены экипажа должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним законом и другими специальными правилами. Независимо от способа комплектования экипажа фрахтователем капитан судна и другие члены экипажа подчиняются в этих случаях фрахтователю во всех отношениях.

В соответствии с п. 4 ст. 64 КВВТ арендатор судна без экипажа самостоятельно и за свой счет осуществляет его укомплектование. Члены экипажа должны соответствовать требованиям законодательства в областиКодекса, согласно которому состав экипажа самоходного транспортного судна устанавливается в соответствии с требованиями эксплуатации судов определенного типа. Они указываются в положении, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, и обязательны для арендаторов судна внутреннего водного транспорта РФ. Следует обратить внимание также на п. 4 ст. 26 названного без экипажа.

Аналогичный подход должен соблюдаться арендаторами и других транспортных средств без экипажа.

Важное правовое значение имеет абз. 2 п. 2 ст. 635 ГК, предусматривающий, что члены экипажа, обслуживающего транспортное средство, сданное в аренду с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, являются работниками арендодателя, т.е. находятся с последним в трудовых отношениях. В связи с этим по вопросам, относящимся к управлению и технической эксплуатации, члены экипажа подчиняются распоряжениям арендодателя. В части коммерческой эксплуатации транспортного средства экипаж должен выполнять распоряжения арендатора. По общему правилу, расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендодатель, с которым они состоят в трудовых отношениях. Арендатор возмещает их в составе арендных платежей (они должны учитываться при определении размера арендной платы). Норма об оплате услуг и расходов по содержанию членов экипажа носит диспозитивный характер, и в договоре аренды стороны могут по-иному решить этот вопрос. Коммерческая эксплуатация транспортного средства относится к сфере деятельности нанимателя, и поэтому расходы, связанные с нею, возлагаются на арендатора. В их состав входят затраты по оплате топлива и материалов, используемых в процессе эксплуатации, внесению различных сборов. Управление и эксплуатационно-техническое обслуживание транспортного средства, взятого в аренду без экипажа, осуществляется либо непосредственно самим арендатором (например, при аренде автомобиля), либо путем привлечения соответствующих работников, которые в этом случае будут состоять в трудовых или договорных (гражданско-правовых) отношениях с арендатором.

Если законом или договором предусмотрена обязанность страховать транспортное средство, а также ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, она возлагается на арендодателя, когда транспортное средство обслуживается его экипажем (ст. 637 ГК), и на арендатора при аренде без экипажа (ст. 646 ГК). Указанные нормы также диспозитивны.

В случае гибели или повреждения транспортного средства, сданного в аренду с экипажем, на арендатораубытки лишь при условии, если арендодательзаконом или договором (ст. 639 ГК). По закону арендатор отвечает, если гибель или повреждение транспортного средства произошли по его вине либо по вине лиц, за действия которых он несет ответственность, например, по вине работников юридического лица (или гражданина) при исполнении ими своих служебных обязанностей, по вине несовершеннолетнего лица до четырнадцати лет (ст. 1064, 1068, 1073 ГК). В отличие от общих правил, содержащихся в названных статьях гл. 59 ГК, согласно которым вина причинителя вреда презюмируется, в данном случае бремя доказывания виныарендатора (лиц, за которых он несет ответственность) возлагается на арендодателя. Договором может быть предусмотрена обязанность арендатора возместить арендодателю вред, возникший при случайной гибели или повреждении арендованного транспортного средства (при отсутствии вины арендатора), и тогда будут действовать условия договора. Но если договор не содержит подобных условий, то все последствия случайной гибели или случайного повреждения транспортного средства несет арендодатель как его собственник (см. ст. 211 ГК). может быть возложена обязанность возместить причиненные докажет, что гибель или повреждение произошли по обстоятельствам, за которые тот отвечает в соответствии с законом. Существенные особенности имеются в регулировании ответственности за вред, причиненный транспортными средствами как источниками повышенной опасности. При сдаче в аренду транспортного средства с экипажем ответственность за вред, причиненный третьим лицам, несет арендодатель, являющийся владельцем источника повышенной опасности и осуществляющий управление им (ст. 640 ГК). Ответственность арендодателя перед третьими лицами (в виде обязанности возместить причиненный ущерб) наступает в этих случаях в соответствии с правилами ст. 1079 ГК и другими положениями гл. 59 Кодекса. Меры имущественной ответственности применяются независимо от вины владельца источника повышенной опасности. Он может быть освобожден от ответственности в таких случаях лишь при наличии обстоятельств непреодолимой силы либо умысла или грубой неосторожности самого потерпевшего (см. п. 1 ст. 1079 и ст. 1083 ГК). При этом грубая неосторожность потерпевшего может стать основанием для освобождения причинителя вреда от ответственности, если его вина отсутствует. В большинстве случаев неосторожность потерпевшего может служить поводом для уменьшения размера возмещения с учетом степени его вины. Если будет установлено, что вред возник по вине арендатора, арендодатель вправе после возмещения вредатретьему лицу предъявить к арендатору регрессное требование - потребовать от него возмещения сумм, выплаченных третьим лицам. Бремя доказывания того, что вред возник по вине арендатора, возлагается на арендодателя. При аренде транспортного средства без экипажа арендатор выступает по отношению к третьим лицам как владелец источника повышенной опасности (ст. 1079 ГК). Поэтому ответственность за вред, причиненный транспортным средством (его механизмами, устройствами, оборудованием), несет в таких случаях арендатор.

Срок договора аренды транспортных средств без экипажа . Срок в договоре аренды транспортных средств без экипажа не относится к существенным условиям. Поэтому он может как определяться в договоре, так и не определяться.

Арендодателем может выступать собственник имущества или лицо, управомоченное собственником (представитель по доверенности , поверенный по договору поручения и т.д.).

В ряде случаев арендодателю необходима лицензия. Арендатором могут быть дееспособные субъекты гражданского права . Каких-либо особенностей применительно к арендатору в договоре аренды транспортных средств без экипажа законодателем не установлено.

Форма договора аренды транспортных средств без экипажа .

Согласно ст. 643 ГК РФ договор аренды транспортного средства с экипажем независимо от его срока должен быть заключен в письменной форме, несоблюдение которой не влечет недействительности договора.

К договорам аренды транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу (в соответствии со ст. 130 ГК РФ воздушные и морские суда, а также суда внутреннего водного плавания являются недвижимостью), не применяются правила п. 2 ст. 609 ГК РФ о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (ст. 643 ГК РФ).

Обязанности арендодателя по договору аренды транспортных средств без экипажа .

Арендодатель по договору аренды транспортных средств без экипажа несет общие обязанности, предусмотренные для договора аренды (§ 1 главы 34 ГК РФ), рассмотренные нами в главе 12 и не нуждающиеся в повторном анализе . Так, арендодатель обязан:

1. Передать сданное в аренду транспортное средство в срок (в силу реального характера договора аренды транспортных средств без экипажа фактически арендодатель не несет данной обязанности).

2. Передать транспортное средство вместе со всеми принадлежностями и относящимися к нему документами.

3. Передать транспортное средство в надлежащем состоянии.

4. Предупредить арендатора о всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду транспортное средство.

Так же как и в договоре аренды транспортного средства с экипажем, арендатору в договоре аренды транспортного средства без экипажа предоставлены права:

  • без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду (п. 1 ст. 647 ГК РФ). Договором аренды можно предусмотреть необходимость получения согласия арендодателя на субаренду;
  • без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены — назначению транспортного средства (п. 2 ст. 647 ГК РФ).

Обязанности арендатора по договору аренды транспортных средств без экипажа .

Арендатор по договору аренды транспортных средств без экипажа, с одной стороны, несет общие обязанности, предусмотренные для договора аренды (§ 1 главы 34 ГК РФ), рассмотренные нами в главе 12 и не нуждающиеся в повторном анализе. Так, арендатор обязан:

1. Пользоваться транспортным средством в соответствии с условиями договора.

2. Своевременно вносить арендную плату за пользование транспортным средством.

3. Поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства (при этом ст. 644 ГК РФ возлагает на арендатора проведение и текущего, и капитального ремонта — в этом особенность договора).

4. При прекращении договора аренды вернуть транспортное средство.

С другой стороны, наряду с общими, арендатор несет и дополнительные обязанности. Так, он обязан:

5. Своими силами осуществлять управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую.

Исполнение данной обязанности, закрепленной в ст. 645 ГК РФ, арендатор может осуществлять как лично, так и наняв экипаж для эксплуатации транспортного средства.

Последствия неисполнения данной обязанности просты: арендодатель не будет исполнять эту обязанность за арендатора. То есть транспортное средство, например, просто простоит в гараже арендатора.

6. Нести расходы по содержанию транспортного средства.

Согласно ст. 646 ГК РФ арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование , включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.

Данная норма является диспозитивной, в договоре стороны могут предусмотреть иной порядок осуществления расходов на содержание транспортного средства.

В отличие от договора аренды транспортного средства с экипажем в договоре аренды транспортного средства без экипажа обязанность арендатора осуществлять страхование не связано с признанием страхования обязательным в законе или договоре. То есть арендодатель вправе потребовать от арендатора заключить договор страхования транспортного средства и гражданской ответственности при любых обстоятельствах, за исключением ситуации, когда это прямо исключено договором.

При неисполнении арендатором обязанности по содержанию арендованного транспортного средства, его страхованию, а также по осуществлению расходов, возникающих в связи с его эксплуатацией, арендодатель вправе:

  • требовать расторжения договора (подп. 1 ст. 619 ГК РФ). При этом арендодатель до предъявления требования о расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (абз. 7 ст. 619 ГК РФ);
  • требовать в судебном порядке осуществления страхования (если арендодатель является выгодоприобретателем);
  • при наступлении страхового случая требовать выплаты сумм на тех же условиях, на каких должно было быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании (если арендодатель является выгодоприобретателем);
  • застраховать транспортное средство и потребовать возмещения суммы страховой премии;
  • требовать применения мер ответственности (возмещение убытков, уплата процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ на суммы, неосновательно сбереженные, благодаря неисполнению обязанности по страхованию. Кроме того, по иску Росстрахнадзора могут быть взысканы сами неосновательно сбереженные суммы).

Ответственность за вред, причиненный транспортному средству. Ответственность за вред, причиненный транспортному средству, несет арендатор, если не докажет, что вред возник не по его вине.

Ответственность за вред, причиненный транспортным средством.

Согласно ст. 648 ГК РФ ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор в соответствии с правилами главы 59 ГК РФ.

Данное правило представляется логичным, поскольку в силу ст. 1079 ГК лицо, владеющее источником повышенной опасности, в частности на праве аренды, возмещает вред.

Основанием освобождения от ответственности арендатора может служить наличие обстоятельств непреодолимой силы либо умысла или грубой неосторожности потерпевшего , вследствие которых причинен ущерб (п. 1 ст. 1079 и ст. 1083 ГК РФ). При этом грубая неосторожность потерпевшего может стать основанием для освобождения причинителя вреда от ответственности, если его вина в причинении вреда отсутствует. В большинстве случаев наличие грубой неосторожности потерпевшего служит основанием для уменьшения размера возмещения с учетом степени его вины.

Вина потерпевшего не учитывается при возмещении дополнительных расходов (п. 1 ст. 1085 ГК РФ), при возмещении вреда в связи со смертью кормильца (ст. 1089 ГК РФ), а также при возмещении расходов на погребение (ст. 1094 ГК РФ).

В целях освобождения от гражданско-правовой ответственности в ряде случаев на практике договором аренды транспортных средств прикрывают фактические трудовые отношения.

Напомним, что в случае если ДТП произошло с использованием служебного автомобиля, т.е. принадлежащего организации и используемого ее работниками во время исполнения служебных обязанностей, действует норма, предусмотренная ст. 1068 ГК РФ: «Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей» (имея при этом право предъявить регрессное требование к работнику).

Поэтому, чтобы избежать возможной ответственности, работодатели вместо трудового договора заключают договор аренды транспортного средства. В этом случае, как предполагается, при причинении вреда третьим лицам отвечает не работодатель, а «арендатор» как владелец транспортного средства.

Таким образом, в каждом конкретном случае необходимо исходить из фактического характера отношений, а не из названий соответствующих договоров. И если будет установлено, что фактически стороны находились в трудовых отношениях, а оформлены они были гражданско-правовым договором аренды транспортного средства без экипажа, к ответственности перед третьими лицами за причиненный вред следует привлекать работодателя (арендодателя).

Вместе с тем, как показывает практика, суды не всегда учитывают характер отношений, существующих на момент причинения вреда между водителем и организацией, владеющей транспортным средством, доверяясь во многом лишь наличию всевозможных доверенностей, договоров, вследствие чего к ответственности привлекаются ненадлежащие субъекты.

Так, в деле по иску граждан П. и М. к АО «Вышневолоцкое предприятие «Агротранс» (далее — АО) о возмещении вреда, причиненного вследствие дорожно-транспортного происшествия (столкновение транспортных средств по вине водителя, управлявшего автомобилем ответчика), решением Преображенского межмуниципального суда Восточного административного округа г. Москвы в удовлетворении иска было отказано и вся сумма иска взыскана с водителя, которому была передана автомашина по договору аренды без экипажа. Отменяя данное решение, Президиум Московского городского суда справедливо указал на то, что судом не рассматривалась возможность возложения на АО обязанности по возмещению вреда по основаниям, установленным в ст. 1068 ГК. Между тем, как следует из материалов дела, выполняя свои обязанности по гражданско-правовому договору, водитель действовал по заданию и от имени арендодателя (в момент дорожно-транспортного происшествия автомобиль следовал по маршруту, обозначенному в путевом листе, выданном водителю ответчиком; получение груза и расчеты производились от имени АО). Им же была оформлена и документация на выпуске автомобиля в рейс, подтверждающая помимо прочих обстоятельств техническую исправность транспортного средства.

В другом деле, по иску гражданина Ю. к ОАО «18 таксомоторный парк» о возмещении ущерба, причиненного вследствие ДТП (столкновение транспортных средств по вине водителя, управлявшего автомобилем ответчика), рассмотренном Нагатинским межмуниципальным судом г. Москвы, напротив, суд первой инстанции обоснованно исходил не из наименования договора (договор аренды без экипажа), заключенного между ОАО «18 таксомоторный парк» и водителем, а из фактического выполнения работ по перевозке пассажиров по заданию и под контролем арендодателя. При этом в подтверждение своей позиции суд сослался на то, что управление автомобилем осуществлялось по путевому листу и лицензионной карточке, выданной арендодателем, который кроме этого производил за свой счет техническое обслуживание автомобиля, проверку спидометрового и таксометрового оборудования, ремонт и замену узлов и агрегатов. Арендатор, в свою очередь, обязан был обслуживать пассажиров по установленным тарифам и выполнять поручения арендодателя по обслуживанию клиентов на основании заказов. Помимо этого, арендатор должен был соблюдать режим труда и отдыха, установленный арендодателем, и по окончании смены сдавать автомобиль в парк. Изучение всего изложенного позволило суду правильно определить субъекта ответственности в лице арендодателя, поскольку водитель фактически действовал как работник таксомоторного парка.

Итак, при подобных обстоятельствах лицо, управляющее транспортным средством как источником повышенной опасности, не должно признаваться его владельцем и не должно нести ответственность перед потерпевшим. Ответственность перед потерпевшим в таких ситуациях должен нести владелец транспортного средства, от имени которого действовал водитель.

Договором аренды транспортного средства признается гражданско-правовой договор, согласно которому одна сторона передает другой движимое имущество во временное пользование. Транспортное средство может передаваться вместе с услугой по управлению и без оказания, что влияет на тип договора, который должен при этом составляться.

Гражданский кодекс выделяет отдельные виды договора аренды и договоры аренды отдельных типов имущества . Может показаться, что договор аренды транспортного средства классифицируется только лишь как аренда особого типа имущества и не представляет собой отдельный вид договора. Однако при более тщательном рассмотрении этого вопроса становится понятно, что подобные договоренности можно отнести к отдельным видам.

Любой договор состоит из ряда согласованных условий , отражающих права и обязанности сторон. Обособленный тип представляет собой условия, которые обязательны к согласованию, ведь без этого документ не может считаться заключенным.

К закрепленным на законодательном уровне условиям, заключение которых является достаточным для возникновения договорных обязательств, относят:

  • о предмете договора;
  • закрепленные на законодательном уровне;
  • без которых данный тип договора не может быть заключен;
  • выдвинутые как обязательные одним из контрагентов.

Если рассматривать аренду транспорта, можно выделить следующие предметы договора : непосредственно само т/с и его управление (в зависимости от того, предусмотрены ли такие услуги). В качестве транспорта могут выступать устройства, которые предназначены для перевозки людей, груза или оборудования (автомобили, мотоциклы, тракторы, различные суда, самолеты).

В ряде случаев существенные условия закреплены в нормативно-правовых актах. Для аренды транспортных средств подобным условием можно назвать нормы сдачи судна на время, указанные в КТМ.

Нередко стороны изъявляют желание включить в документ особенные условия, без которых, по их мнению, невозможно подписать соглашение. Применительно к транспортных средств можно привести пример включения в соглашение пункта о том, что автомобиль должен быть возвращен владельцу в чистом виде (после мойки).

Регуилирующие нормативные документы

Основным нормативным актом, который регулирует процесс аренды транспорта, является Гражданский кодекс Российской Федерации, а именно, 34 глава под названием «Аренда». Также данная глава включает информацию о прокате, аренде недвижимых объектов и предприятий, .

Что касается средств для передвижения, то для этого направления существует отельный параграф №3 главы, который разбит на две части: касающейся передачи во временное пользование транспорта с экипажем и связанный с соглашениями, исключающими наличие экипажа. Кроме кодекса, направление аренды транспортных средств регулируется Законом о защите прав потребителей. Однако для этого необходимо, чтобы аренда транспорта осуществлялась для собственных нужд и не была связана с ведением бизнеса.

Классификация

Согласно Гражданскому кодексу договора передачи во временное пользование ТС могут быть двух видов :

  • подразумевающие наличие услуг по управлению транспорта;
  • без наличия экипажа.

В первом случае арендодатель обязан передать арендатору в пользование транспортное средство, причем функции управления и технического обслуживания остаются за ним. Также владелец транспорта должен производить следующие действия :

  • следить за исправным состоянием ТС, проводить связанные с этим процедуры;
  • рассчитываться и выполнять другие управленческие действия с экипажем;
  • страховать ТС.

В свою очередь, лицо, принимающее во временную собственность движимое имущество, должно нести расходы по используемым расходным материалам (топливо, технические жидкости). Не запрещена передача транспорта в .

Во втором случае одна сторона передает транспорт другой, при этом не возлагая на себя функции управления. При подобных договоренностях, часть обязательных функций перекладывается на лицо, которое принимает во владение имущество, например:

  • поддержание надлежащего технического состояния ТС;
  • страхование передаваемого имущества.

Естественно, что в этом случае лицо, которое принимает движимое имущество, обязано своими силами осуществлять перемещение этого транспорта.

Особенности

Для договоров, исключающих услуги предоставления экипажа, свойственно следующее:

  1. Арендатор транспорта вправе без согласия настоящего владельца заключать сделки субаренды и передавать ТС во временное пользование другим контрагентам. Такое право может быть исключено, если документ аренды будет содержать специальный пункт, запрещающий сдачу транспорта в субаренду. Примечательно, что для аренды прочего имущества Гражданский кодекс предусмотрел другое правило – передача прав владения третьим лицам невозможна без согласия настоящего владельца.
  2. Арендатор может осуществлять с помощью предмета договора коммерческую деятельность, связанную с заключением соглашений с третьими лицами, например на перевозку грузов. Арендатор лишается такого права лишь в случае присутствия в документе пункта, запрещающего эти действия.
  3. Поддержание надлежащего состояния движимого имущества (осуществление текущего и капитального ремонта). В тех случаях, когда нет соответствующих оговорок в договоре, содержать транспорт обязано лицо, которое осуществляет его эксплуатацию. В соответствии с общими принципами аренды, капремонт должен осуществлять настоящий владелец.
  4. Оформлять договоренность об аренде ТС необходимо в простой письменной форме, причем нет необходимости в его регистрации.
  5. По общим принципам арендатор, который исполнял свои обязанности добросовестно, при заключении нового договора пользуется преимуществом перед другими претендентами. Что касается соглашений на аренду движимого имущества, здесь это правило не действует, и владелец вправе следовать собственным соображениям насчет заключения нового документа аренды.

Согласно статье 643 ГК РФ , договор аренды ТС без экипажа должен составляться в письменной форме. Общие правила, которые должен выполнять владелец, выглядят следующим образом:

  1. Владелец обязан передать ТС арендатору в срок, предусмотренный условиями соглашения. Для соглашений аренды без экипажа эта обязанность упраздняется, так как сторона, которая будет эксплуатировать имущество, производит это сама.
  2. Вместе с предметом договора должны быть предоставлены все необходимые документы и комплектующие.
  3. Передаваемое ТС должно быть в надлежащем состоянии.
  4. Арендатор должен быть предупрежден о правах третьих лиц на передаваемое имущество.

Общие обязанности, которые несет арендатор по договору:

  1. Обязан своевременно оплачивать услуги.
  2. Должен содержать имущество в надлежащем состоянии. Текущий и капитальный ремонт, согласно ГК РФ, обязана производить именно сторона арендующая транспортное средство без экипажа.
  3. По истечении указанного в документе срока арендатор обязан возвратить транспорт.
  4. Эксплуатация ТС должна проводиться в соответствии с условиями договора.

Обязанности, которые несет арендатор по параграфу 3 главы 34 ГК РФ:

  • эксплуатация ТС, в том числе его управление;
  • возлагаются траты на содержание транспорта (страхование и прочие вложения, возникающие за срок владения).

Неисполнение требований относительно страхования транспортного средства может повлечь следующие действия арендодателя:

  1. Предъявление претензии, игнорирование которой приведет к расторжению договоренности, согласно общим требованиям аренды.
  2. Предъявление требований по страхованию через суд либо страхование своими силами. В последнем случае в судебном порядке можно требовать возмещение трат на страхование.
  3. Если произошло наступление страхового случая, арендодатель может потребовать от арендатора возместить убытки, которые возникли вследствие этого.

Как выглядит

Подобный договор, подобно другим соглашениям аренды, имеет типовую структуру. Рассмотрим пункты договора такого соглашения:

  1. Общие данные. В начале договора указывается номер договора, место и время, где он был заключен. Кроме этого, обозначаются стороны ( , ФИО руководителя, на основании какого документа действует) и их готовность заключать соглашение.
  2. Предмет договора. Данный пункт содержит сведения о транспортном средстве, его техническом состоянии и целях, в которых оно будет эксплуатироваться.
  3. Срок действия договора отражает период времени, в который будет эксплуатироваться транспорт.
  4. Права и обязанности сторон. В этом пункте подробно описываются обязательства сторон, связанные с передачей, эксплуатацией, оплатой и прочие нюансы сделки.
  5. Порядок передачи отражает, каким образом будет производиться передача транспорта в начале и конце срока эксплуатации.
  6. Порядок расчетов содержит информацию о стоимости оплаты, сроках и способах ее предоставления.
  7. Ответственности сторон обозначают санкции, которые могут быть предъявлены сторонами при ненадлежащем исполнении своих обязательств.
  8. Порядок расторжения договора. Этот пункт устанавливает, каким образом будет организована процедура расторжения договорных отношений.
  9. Разрешение споров. В этом пункте указывается порядок досудебного урегулирования, устанавливается, является ли такой тип разрешения обязательным.
  10. Форс-мажор. Этот пункт документа указывает, являются ли неисполнение обязательств вследствие непреодолимой силы (пожар, наводнение и т.д.) основанием для освобождения от ответственности.
  11. Прочие условия. Пункт указывает, существуют ли между сторонами другие договоренности.
  12. Реквизиты сторон.
  13. Подписи сторон.

В данном видео рассмотрен простой договор аренды транспортного средства без экипажа.

Компания оформляет в аренду автомобиль без водителя. Какими особенностями обладает договор аренды транспортного средства без экипажа.

Компании-арендатору понадобился транспорт. Арендовать автомобиль можно как с водителем, так и без. Когда компания оформляет договор на автомобиль без водителя, в это не входят услуги арендодателя по управлению автомобилем и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ). Расходы и ответственность по договору аренды транспортного средства без экипажа лежат на арендаторе.

Аренда транспортного средства без экипажа: договор с юридическим лицом

В отношении договоров, которые составляют на автомобиль, действуют:

В частности, согласно ст. 621 ГК РФ есть общие правила:

  • договор можно возобновить на неопределенный срок,
  • у арендатора есть преимущественное право на перезаключение.

Но в отношении договоров аренды ТС без экипажа эти правила не работают (ст. 642 ГК РФ). Когда действие договора закончится, компании-арендатору понадобится специально его продлить. А арендодатель вправе отказаться это делать, так как у арендатора нет преимущественного права. Если у компании-арендатора сохраняется потребность в сделке, нужно заранее договориться с контрагентом о продлении аренды.

Кроме того, в данном случае не действует требование об обязательной регистрации договора (ст. 643 ГК РФ).

Для некоторых видов договоров аренды ТС без экипажа между юридическими лицами существует специальное правовое регулирование. Например:

  • для фрахта судна без экипажа опираются на гл. XI Кодекса торгового мореплавания РФ ;
  • аренду судна без экипажа на внутреннем водном транспорте заключают с учетом гл. X Кодекса внутреннего водного транспорта РФ .

При заключении соглашений такого типа нужно руководствоваться не только общими нормами аренды, но и данными положениями.

В отношении формы договора аренды транспортного средства также действует особое правило. Такой договор обязательно составлять в письменном виде, даже если его стороны – физические лица, а срок сделки меньше года (ст. 643 ГК РФ). Если нарушить это правило, суд признает договор незаключенным. Причем такое возможно даже при наличии копии договора. В суд нужно представить экземпляр подлинника.

По общему правилу письменная форме не состоит только в подписании единого документа (ст. 434 ГК РФ). Но в силу специфической судебной практики лучше договор аренды без экипажа заключить в виде единого документа. Иначе у суда будут предпосылки для того, чтобы признать договор незаключенным.

При передаче имущества по договору оформляют передаточный акт .

Договор аренды ТС без экипажа: предмет и важные условия

Признак заключенности договора – согласование всех существенных условий (ст. 432 ГК РФ). В первую очередь, это предмет договора. В разделе о предмете подробно опишите, какое именно движимое имущество получаете в аренду (абз. 1 ст. 606 ГК РФ, п. 3 ст. 607 ГК РФ). При аренде одного автомобиля укажите в соглашении:

Если арендуете несколько машин, составьте приложение к договору. В приложении перечислите все транспортные средства и по каждому составьте подробный перечень данных.

Какие условия арендатору лучше включить в договор аренды без экипажа

Чтобы снизить риски арендатора, включите в договор аренды без экипажа условия:

  1. Об ограничении предельного размера неустойки. В соглашении можно определить, что в случае нарушения договора арендатор не должен будет выплатить больше указанной суммы. Если арендодатель потребует сумму выше, суд поддержит арендатора и снизит неустойку.
  2. Об освобождении от арендных платежей при наступлении особых обстоятельств. Такое условие в договоре аренды транспортного средства без экипажа позволяет арендатору в указанных случаях не платить. Например, автомобилю потребовался ремонт не по вине арендатора. Оговорите, что за период простоя платить не нужно. Проследите, чтобы на этот пункт сослались в акте выбытия из аренды.

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.


Смотрите, какие условия суды чаще всего оценивают по-разному. Возьмите в договор безопасные формулировки таких условий. Используйте позитивную практику, чтобы убедить контрагента включить условие в договор, а негативную – чтобы убедить отказаться от условия.


Оспаривайте постановления, действия и бездействие пристава. Освобождайте имущество от ареста. Взыскивайте убытки. В этой рекомендации все, что нужно: четкий алгоритм, подборка судебной практики и готовые образцы жалоб.


Читайте восемь негласных правил регистрации. Основано на показаниях инспекторов и регистраторов. Подойдет для компаний, которым ИФНС поставила метку о недостоверности.


Свежие позиции судов по неоднозначным вопросам взыскания судебных расходов в одном обзоре. Проблема в том, что множество деталей до сих пор не прописано в законе. Поэтому в спорных случаях ориентируйтесь на судебную практику.


Отправляйте уведомление на сотовый, по e-mail или бандеролью.

Вложенные файлы

  • Договор аренды транспортного средства без экипажа.doc

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ч. 1 ст. 642 ГК).

Как следует из законодательного определения, данный договор регулирует исключительно арендные отношения, то есть не включает в себя, прежде всего обязательств по предоставлению возможных сопутствующих услуг по управлению и технической эксплуатации транспортным средством.

В соответствии с общей характеристикой правовой природы арендных отношений, основной обязанностью арендодателя в договоре аренды транспортного средства является передача транспортного средства арендатору. Данная обязанность является формирующей договор аренды, без которого, как отмечают авторы, его не может быть 41 .

Кроме того, на арендодателя возлагается обязанность предоставить рассматриваемый предмет договора не только в конструктивной своей основе, но и с наличием обязательного комплекта прилагаемых к нему принадлежностей (в частности, шлюпки и спасательные круги- на морских и речных судах; аптечку, запасное колесо и набор специальных инструментов- для автотранспорта) и документов (паспорт транспортного средства и шасси транспортного средства, инструкций по эксплуатации, технического паспорт, сертификатов качества и т.д.) (п. 2 ст. 611 ГК РФ)

В соглашении может быть предусмотрена передача и не обязательных принадлежностей, например, бензин для автомашины. В любом случае, в императивном порядке арендодатель обязан привести транспортное средство в надлежащее для эксплуатации состояние (например, в судоходное состояние - суда внутреннего водного плавания, в мореходное состоянии морские суда (ст. 124 КТМ)) к моменту его передачи арендатору. Он должен принять все меры к обеспечению годности транспортного средства (его корпуса, двигателя, другого оборудования) для целей, предусмотренных договором.

Отличительной чертой договора аренды транспортного средства без экипажа форма и место передачи предмета соглашения.

Если место не определено правовыми актами, либо договором, не явствует из обычаев делового оборота, или существа обязательства, исполнение должно быть произведено в соответствии со ст.316 Гражданского кодекса РФ: по обязательству передать транспортное средство, относящееся к недвижимому имуществу,- в месте его нахождения; по обязательствам передать транспортное средство, предусматривающее перевозку, в месте сдачи данного имущества первому перевозчику для доставки кредитору; по другим обязательствам арендодателя – передать транспортное средство в месте изготовления или хранения транспортного средства, если это место было известно кредитору в момент возникновения обязательства.

В иностранной практике фрахтования на время морских речных судов применяется особенный способ места передачи - «ренджа». В соответствии с этим способом в договоре предусматривается, сто место передачи (окончательный порт) определяется фрахтовщиком или фрахтователем в ходе выполнения договора аренды. 42

На основании данного договора правомочия владения и пользования транспортным средством переходят от арендодателя к арендатору. Последнему, во всех отношениях – как в вопросах коммерческой, так и технической эксплуатации – подчиняется экипаж. Члены экипажа являются работниками арендатора. Через подчиненный ему экипаж арендатор безраздельно осуществляет контроль за транспортным средством, управление им, его эксплуатационно-техническое обслуживание. Статья 217 КТМ предусматривает, что фрахтователь судна по договору бербоут-чартера осуществляет комплектование его экипажа. При этом он вправе укомплектовать экипаж лицами, ранее не являвшимися членами экипажа данного судна, или в соответствии с условиями бербоут-чартера лицами, входившими в его состав, при соблюдении правил, установленных ст. 56 КТМ. Все члены экипажа должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним законом и другими специальными правилами. Независимо от способа комплектования экипажа фрахтователем капитан судна и другие члены экипажа подчиняются в этих случаях фрахтователю во всех отношениях. В соответствии с п. 4 ст. 64 Кодекса внутреннего водного транспорта арендатор судна без экипажа самостоятельно и за свой счет осуществляет его укомплектование экипажем. Члены экипажа должны соответствовать требованиям законодательства в области внутреннего водного транспорта. Следует обратить внимание также на п. 4 ст.26 КВВТ, согласно которому состав экипажа самоходного транспортного судна устанавливается в соответствии с требованиями эксплуатации судов определенного типа. Они определяются положением, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, я являются обязательными для арендаторов судов без экипажа. Аналогичный подход должен соблюдаться арендаторами и других транспортных средств без экипажа.

В полной мере арендатору принадлежит также правомочие пользования транспортным средством. Оно может эксплуатироваться арендатором для целей, обозначенных в договоре, а при отсутствии в договоре указания на такие цели, - вытекающих из предназначенности данного транспортного средства. На арендатора падают риски подобной эксплуатации. Вместе с тем он получает всю прибыль от эксплуатации транспортного средства. Например, на морском транспорте право на вознаграждение за спасение и оказание помощи на море судном, сданным в аренду без экипажа, принадлежит только арендатору. В этом одно из отличий данного договора от фрахтования судна с экипажем, по которому такое вознаграждение распределяется поровну между арендодателем и арендатором.

Полный переход к арендатору полномочий владения и пользования транспортным средством предопределяет оплату расходов на его содержание. Арендатор снабжает его всеми необходимыми припасами, топливом, смазочными материалами, краской и т.п. На нем лежит обязанность его капитального и текущего ремонта. Если иное не предусмотрено договором аренды, он несет все расходы по эксплуатации, выплачивает заработную плату и доставляет продовольствие и необходимые припасы экипажу, оплачивает налоги и сборы, расходы по страхованию транспортного средства, включая страхование своей ответственности. В этом заключено важное отличие аренды транспортного средства без экипажа от аренды с предоставлением услуг экипажа. В последнем случае, как показано ранее, оплата вознаграждения экипажу и его провианта, а равно расходов по страхованию падает на арендодателя.

Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату. Размер арендной платы, подлежащей уплате арендодателю, период, за который она выплачивается, и сроки ее перечисления определяются условиями договора. Рентабельность аренды не влияет на размер платы.

Только в редких случаях арендатор использует арендованное транспортное средство для удовлетворения собственных нужд. Как правило, он осуществляет эксплуатацию арендованного транспортного средства основе договоров с третьими лицами. Он может заключить договор субаренда транспортного средства с третьим лицом, предоставляя ему услуги по управления и технической эксплуатации или субаренды без экипажа, в обоих случаях соглашение о субаренде заключается без согласия арендодателя. Так же без согласия последнего арендатор вправе от своего имени вступить в иные договорные отношения с третьими лицами, выступая по отношению к ним в качестве буксировщика либо спасателя и т.д. Но, вступая в договорные отношения с третьими лицами, арендатор связан рамками его договора с арендодателем, т.е. отношения с третьими лицами должны отвечать целям, для которых арендовано транспортное средство. Так, если морское судно арендовано для перевозки пассажиров, его нельзя использовать для китобойного промысла. Если же щели аренды в договоре не установлены, заключаемые с третьими лицами договоры не должны противоречить назначению транспортного средства с этой точки зрения нельзя, например, пассажирское воздушное судно использовать для выполнения сельскохозяйственных работ.

Ответственность арендатора перед третьими лицами, определяемая условиями договора соответствующего вида, и регрессная ответственность арендодателя перед арендатором на основании договора аренды транспортного средства без экипажа строятся по тем же правилам, что и ответственность по договору аренды транспортного средства с экипажем. При аренде транспортного средства без экипажа арендодатель выступает по отношению к третьим лицам как владелец источника повышенной опасности. В связи с этим он несет ответственность за вред, причиненный транспортным средством (его механизмами, устройствами, оборудованием), в соответствии с правилами гл.59 ГК. Поскольку в силу ст. 1079 ГК лицо, владеющее источником повышенной опасности, в частности на праве аренды, возмещает вред, вполне логично возложение такой обязанности на арендатора транспортного средства без экипажа. Арендатор может быть освобожден от такой ответственности, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Исследуя различные виды договоров аренды транспортного средства, на основе разных принципах классификации можно придти к следующим выводам:

    Нормы, регулирующие рассматриваемые отношения в Гражданском кодексе разделены на два подпараграфа (в зависимости от наличия или отсутствия предоставляемых арендодателем услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации). Отсутствие общих положений аренды транспортных средств вносит значительные проблемы в определение тех норм, которые должны применяться при заключении договоров с некоторыми признаками как договора аренды транспортного средства с экипажем, так и договора аренды транспортного средства без экипажа.

    Представляется важным для каждой транспортной отрасли выработать единые федеральные нормативно0правовые специальные критерии для оценки эксплуатационного состояния транспортного средства.

    Необходимо нормативно закрепить право арендатора получать от арендодателя консультационную помощь в техническом обслуживании и эксплуатации транспортного средства.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков