Нужны ли шипы на шинах? Зачем нужны шипы на зимней резине. Какая зимняя резина лучше: шипованная или липучка

Нужны ли шипы на шинах? Зачем нужны шипы на зимней резине. Какая зимняя резина лучше: шипованная или липучка

Автоновости дня, 11 ноября 2013, 14:58

Выбирать зимние шины для своего автомобиля нужно в соответствии с условиями, в которых они будут эксплуатироваться. Не стоит забывать и о стране, в которой вы планируете использовать те или иные покрышки. Например, Япония, Польша и Германия запрещают применение для езды шипованных шин. Это обусловлено тем, что они наносят большой урон дорожному покрытию автомагистралей. А в Бельгии можно ездить на шипованных шинах, но только не выше шестидесяти километров в час.

Тормозной путь автомобиля, обутого в шиповку, на сухой дороге выше на восемь процентов, чем тот же тормозной путь транспорта, имеющего обычные шины. Зато езда по гололеду совершенно безопасна для шипованных покрышек и их тормозной путь на нем процентов на двадцать-тридцать ниже.

Если вы намереваетесь купить зимние шины на шиповке, помните, что сначала их нужно обкатывать. Где-то двести- триста первых километров вы должны ездить без резких торможений, маневров. Стоит привыкнуть и к некоторому шуму и гулу, который издают шипы. Зачастую, именно по этой причине автомобилисты не любят такую резину.

Для водителей, которые всю зиму ездят в городе, где дороги, как правило, чистятся, необходимости обзаводится шипованными покрышками, нет. Конечно, это не касается автомобилей, которым приходится ездить в зимнее время года по заснеженным, занесенным и скользким трассам, расположенных за городом. В этом случае однозначно – шиповка.

Чтобы сделать езду немного мягче, покупайте зимние шины небольшого радиуса, но имеющие высокий профиль. На узких шинах есть возможность набирать более высокую скорость и выдавливать дорожную, снежную кашу – шугу. При этом, сцепление с дорогой не теряется.

Многими автомобилистами уже оценены хорошие свойства шины Bridgestone , где соотношение стоимости и качества изделий является наиболее оптимальным. Более внимательно отнеситесь к покупке уже бывших в употреблении шин. Понятно, что зарубежные производители умеют делать качественные изделия из хорошей резины, которая служит очень долго, но все таки, всему есть предел. Со временем резина устаревает и теряет свою эластичность. Помните, что предельный срок службы для российской резины составляет пять лет, для импортной – десять. Этот срок может быть сокращен из-за неправильного хранения покрышек. В любом случае, ознакомьтесь с маркировкой на боковой поверхности покрышки. Количество цифр должно быть четыре, где первые две означают неделю, а вторые – год выпуска изделия. Если цифр только три, то имейте в виду, что подобные экземпляры были выпущены в восьмидесятых-девяностых годах.

Чтобы купленная резина служила вам долго; храните её в сухом месте, куда никаким образом не проникают химические реагенты или их вредные испарения. После их использования, помойте шины, удалив все загрязнения и соль, тщательно вытрите. Храните их подвешенном состоянии.

Телеканал« 360» узнал, какой вид зимней резины подходит для дорог вашего региона.

Следующая новость

Температура последние пару ночей стремится к нулю, а значит, пора задуматься о замене летней резины на зимнюю. Автолюбители перед традиционным выбором — шипы или «липучка»? Одни говорят, металл в покрышке надежнее, особенно для обледенелых дорог, другие настаивают, что во время мокрого снега спасет только особый протектор. Телеканал «360» узнал, что для русской зимы безопаснее.

От чего зависит выбор резины

При выборе резины для своего авто ориентироваться нужно сразу на несколько факторов: климатические условия, в которых вы чаще всего ездите, ваш стиль вождения, состояние дорог, а также режим работы коммунальных служб.

Плюсы и минусы шипованной резины

Прежде всего шипы нужны тем, кто часто ездит по нечищеным от снега дорогам, например, живет за городом, где коммунальная техника — редкий гость, а вот обледенелые спуски и подъемы — обычное явление. Шипы в таких условиях дают минимальный тормозной путь и хорошую маневренность. Однако мокрая или сухая дорога перечеркивает все эти плюсы, и дает обратный эффект. На голом асфальте у шипов плохое сцепление с дорогой и они попросту скользят.

Принцип «липучки»

С каждым годом растет популярность нешипованной резины — так называемой, «липучки». У таких шин сложный рисунок протектора, он действует, как отводная система водоканала. Мокрый снег не налипает на колеса, а через каналы уходит в стороны. Специальный состав резины позволяет ей не терять эластичность при низких температурах, за счет чего покрышка буквально липнет к расчищенному асфальту.

Европейская или скандинавская — что лучше для России

Зимняя резина без шипов делится на европейский и скандинавский классы, их еще называют альпийским и нордическим. Скандинавскую резину предлагают в качестве альтернативы шипам, только более комфортной. При сырой погоде эта липучка непригодна — машина точно поплывет, зато при гололеде и глубоком снеге — это идеальный вариант.

Европейская нешипованная резина ориентирована на езду по мокрому снегу и слякоти. Даже при рыхлом снеге с европейской «липучкой» управлять автомобилем будет сложно. Увеличится тормозной путь, автомобиль будет буксовать.

Не переобул машину — заплати штраф

В настоящее время сезонная смена резины носит рекомендательный характер, но многие автолюбители убеждены, что штрафные санкции в данном случае — мера необходимая.

«У нас умников много: ездят зимой на летней резине, тем самым провоцируют аварии на дорогах. Машина во время снега на летней резине становится неуправляемой. За такое надо штрафовать, как, например, за непристегнутые ремни», — уверен председатель общественной организации «Движение автомобилистов» Армен Оганесян.

Резина б/у: параметры безопасности

Любой из трех вариантов зимней резины — это дорогая покупка. И многие автовладельцы, чтобы сэкономить, приобретают шины б/у, например, после одного сезона. В объявлениях про такие пишут, что шины «почти новые», но не верьте на слово, меряйте линейкой. Допустимый максимум изношенности протектора — 4 мм. А у шипованных покрышек проверяйте наличие самих шипов, они имеют свойство выпадать.

Анна Щербак

Следующая новость

Каждый здравомыслящий автовладелец знает, что в зимнее время года необходимо использовать соответствующую сезону резину. Однако зимняя резина может быть как с шипами, так и без них, поэтому очень важно сделать правильный выбор, так как ездовые качества данных покрышек существенно отличаются.

Что такое шипы и зачем они нужны?

Шипы представляют собой металлические элементы, включённые в протекторный рисунок. Их основная задача — обеспечить дополнительное сцепление с обледенелой поверхностью. За счёт наличия острых кромок шипы прекрасно цепляются за лёд, позволяя автомобилю сохранить траекторию движения, а также обеспечивают короткий тормозной путь и уверенный разгон. Шипы противоскольжения эффективны не только на дорогах, покрытых слоем льда, не менее полезны они и на трассах укрытых укатанным снегом с твёрдой коркой. На рыхлом снегу, вопреки распространённому мнению, шипы абсолютно не работают. Использование шипованной резины на обледенелых дорогах позволяет сделать поведение автомобиля более предсказуемым, тем самым существенно повышает уровень безопасности вождения.

Однако помимо неоспоримых достоинств, шины с шипами обладают и рядом недостатков. Во-первых, на мокрой дороге и на асфальте такие покрышки продемонстрируют более длинный остановочный путь. Во-вторых, несмотря на все современные технологии, шины с шипами издают шум, несколько труднее балансируются и обладают меньшим комфортом, чем их «не шипованные» собратья. В-третьих, такие шины требуют особого внимания и ухода, иначе шипы долго не проживут.

Таким образом, шины с шипами актуальны только в том случае, если большую часть зимы все дороги покрыты осадками, и столбик термометра стабильно держится ниже отметки в ноль градусов. В противном случае, лучше отдать свое предпочтение не шипованной зимней резине.

Если же необходимость использования шипов есть, то для начала рекомендуем ознакомиться с некоторыми нюансами выбора. А именно, существует два типа резины с шипам:

С заводской ошиповкой, в данном случае шипы особой конструкции устанавливаются заводом-изготовителем по специальной технологии;

С возможностью ошиповки, то есть производитель предусмотрел только места посадки шипов, сами шипы автолюбитель может установить по желанию на шиномонтаже;

Первый вариант является более предпочтительным, так как установленный производителем шипы, как правило, служат намного дольше.

Особенности эксплуатации шипованной зимней резины.

1. Шипованную резину следует одевать на все четыре колеса авто, иначе нельзя будет гарантировать предсказуемое и безопасное поведение на дороге. Кроме этого, если резина направленная, то очень важно правильно поставить колеса, так чтобы направление вращение совпадало со стрелкой на боковой поверхности шины.

2. Для того чтобы сполна насладиться безопасной ездой на шипах, необходимо провести грамотную обкатку, а именно, в течение первых нескольких сотен километров следует избегать резких стартов, пробуксовок, торможений «в пол», а также не превышать отметку на спидометре в 90 км/час.

3. Всем известно, что для того чтобы износ на всех четырёх колёсах был равномерный, нужно каждый 10 тысяч выполнять их перестановку. Причём для шипованной резины есть свой нюанс — в течение всего срока службы шипованное колесо должно вращаться в одном направлении, иначе шипы могут выскочить. То есть можно менять местами переднее левое с задним левым и соответственно переднее правое с задним правым, и никак иначе.

4. Чтобы шипы долго служили, следует постоянно контролировать давление, так как на приспущенных колёсах пятно контакта нарушается, и нагрузка на шип возрастает.

ТАК НУЖНЫ ЛИ ШИПЫ?

Читатели ЗР уже «накоротке» знакомы со многими зимними шинами - отчеты об испытаниях мы публикуем регулярно (последние, знакомящие с новинками сезона 1997–98 гг. - в № 9, 10 за этот год). Пока мы тестировали только нешипованные шины, а о шипах говорили с позиций теории (ЗР, 1995, №11): в каких-то условиях они нужны, иногда бесполезны, бывает, и вредны.

Что же на практике дает ошиповка шин? Рассказывают специалисты НИИШПа Сергей ТРОФИМОВ и Андрей СЕЛИВАНОВ.

Понятно, что особенности, которыми шипы награждают (или «наказывают») шину, можно познать только в сравнении. Проще говоря, надо взять два комплекта одинаковых шин, ошиповать один из них и по очереди испытывать: разгон, управляемость, тормозной путь и т. д. Так мы и сделали.

Шипы примерял «король российской глубинки» - НИИШП И-508, получивший свое прозвище во время редакционных тестов пяти разных зимних нешипованных шин (ЗР, 1996, № 9). Тогда на фоне конкурентов эта шина оказалась «лучшей по экономичности в городском цикле, по тормозному пути на льду и снегу, по поведению на ледяных неровностях и выходу из любой колеи; худшей по времени разгона, шумности». Возможно, шипы придадут «королю» новые свойства. Одно, впрочем, уже известно - цена И-508 в ошипованном варианте 350 тысяч рублей, обычной - 250 тысяч. Выпускать эту модель, кроме НИИШПа, будет еще объединение «Белшина» (Бобруйск).

Испытания проводили на VAZ 2108 3, загруженном примерно до 70% полной массы. Размерность шин - 175/70R13 (есть еще «москвичовские» 175/70R14), давление - 2,0 кгс/см2. Итак, время действия - зима 1997 года, место - автомобильный полигон в Дмитрове.

Официально это называется «оценка устойчивости и управляемости автомобиля». По очереди обувая машину в разные покрышки, испытатели гоняют ее по замкнутой трассе, замеряя время прохождения каждого круга. Преимущества конкретной шины выражаются в большей скорости, которую можно развить на трассе, и, следовательно, меньшем времени, необходимом, чтобы проехать круг. По сути, здесь выясняются и особенности поведения автомобиля на тех или иных шинах, то есть дается субъективная оценка.

Трасса - «горная дорога» автополигона - уже немного известна читателям ЗР по отчетам испытателей. Напомним, что это замкнутый маршрут протяженностью примерно 1600 м, с подъемами, спусками, поворотами разных радиусов и прямыми участками (длина последних - от 50 до 200 м).

Во время испытаний на дороге, естественно, лежал снег - рыхлый, «рассыпчатый» слой глубиной 20–30 мм и твердое основание. Типичный «зимник». Температура воздуха - минус 8°С.

Теория гласит: в таких условиях шипы бесполезны, в каше из рыхлого снега им не за что зацепиться. Здесь будет работать рисунок протектора.

И вот - «восьмерка» уходит на «горную дорогу». После четвертого зачетного круга за руль садится следующий испытатель, затем еще один. Смена шин - и такой же цикл заездов. На следующий день все повторяется, но очередность установки комплектов шин другая, направление движения по трассе - противоположное. Итого - каждую шину испытывают три водителя, проезжая как минимум по восемь кругов, потом выводится средний результат.

Он полностью подтверждает теоретические выкладки: среднее время круга на шипованных и неошипованных шинах одинаково - 139 секунд (скорость - 41,4 км/ч). Субъективной оценки особенностей каждой шины не потребовалось - различий практически нет.

Проводят этот тест так. Водитель задает двигателю высокие обороты (4000 об/мин) и, удерживая их на этой отметке, резко отпускает сцепление. Двигаться надо без переключений, на первой передаче, поддерживая педалью газа примерно постоянную частоту вращения коленвала. Через 5 секунд измеряют путь, пройденный автомобилем. Чем он больше, тем интенсивнее разгон на данном комплекте шин.

Под колесами - лед или снег, так что почти весь путь машина проходит, буксуя. К концу дистанции скорость в лучшем случае достигает 25–30 км/ч. Можно сказать, что «разгон» - оценка «фрезерных» свойств шины, ее способности вгрызаться в покрытие, чтобы затем оттолкнуться от него.

Результаты испытаний сведены в таблицу, прокомментируем их. Мягкий снег при минус 18°С (первый столбец таблицы) - это слой легкого, пушистого снега поверх накатанного основания. Слой довольно толстый, не дающий работать шипам, которые до более твердого снега просто не достали. На этом покрытии шины с шипами и без таковых практически равноценны - разница всего в полпроцента.

На твердом и укатанном при минус 11°С снегу шипы дают уже ощутимое преимущество. Резина здесь начинает пасовать, механизмы ее сцепления с поверхностью ослабевают.

Козырной туз шипов - способность работать на твердом гладком льду. Теперь они выходят на первый план, оставляя рисунку протектора и свойствам резиновой смеси вторые роли. Разница в 33,3% это убедительно доказывает. Но обратите внимание, как сократился путь, пройденный автомобилем за 5 секунд! Машина успевала проехать меньше 10 метров, тогда как по снегу - около 20.

Последний заезд - по близкому к таянию «мягкому» льду (температура воздуха минус 1°С). Разрыв между шипованными и обычными шинами немного сокращается: на мягком льду получает возможность поработать и протектор. Блокам резины под силу внедриться в покрытие, «зацепиться» за деформируемый лед.

Автомобиль разгоняется до 40 км/ч, водитель включает нейтральную передачу и нажимает педаль тормоза «в пол». С заблокированными колесами машина скользит до полной остановки. Влияние шин на тормозные качества автомобиля на разных покрытиях оценивают по длине тормозного пути (см. таблицу).

Заезды на торможение обычно проводят одновременно с разгонами. Поэтому условия для двух этих испытаний в таблице одинаковы, а вот результаты нужно оценивать по-другому: при торможении чем больше путь, тем хуже работает шина.

По сравнению с предыдущими тестами (разгон) немного разнообразились условия - добавился еще укатанный снег при минус 1°С. Такое покрытие не изменило общей картины - шипованные шины демонстрируют небольшое преимущество на снегу и оставляют конкурентов далеко позади на льду. Особенно впечатляет разница в 70% на твердом льду - здесь на обычных шинах торможение становится большой проблемой.

Еще раз подчеркнем коварство ледяных покрытий - чтобы остановиться, нужен в 2–3 раза больший путь, чем на снегу. Не стоит забывать это, выезжая на зимнюю дорогу.

Итак, что же предпочесть - ошипованные или обычные зимние шины? Ответ зависит от условий, в которых предстоит работать колесам.

Вкратце результат применения шипов на шинах И-508, да, собственно, и любых других колесах, таков: они расширяют «рабочую зону» зимних шин, придавая им способность работать на льду и весьма укатанном, твердом снегу.

Казалось бы, обяжи всех, по примеру скандинавов, использовать зимой шипованные шины - и проблема аварийности решена. Однако для нашей большой страны с многообразием климатических условий такое решение не подходит. Да и стоят шипованные колеса не в пример дороже обычных (иногда в 1,5 раза). На асфальте шипы скорее даже вредны, чем бесполезны - они разрушают дорожное полотно. Не случайно применение шипов кое-где ограничено, а то и запрещено (там, правда, и зимы малоснежные). Шипы отнимают площадь у пятна контакта протектора с асфальтом. Подтверждение тому - результаты испытаний: при экстренном торможении с 80 км/ч на мокром асфальте при плюсовой температуре шипованные шины проигрывают обычным 5–6%. Правда, на фоне 70-процентного преимущества при торможении по льду этот недостаток выглядит несущественным.

Итак, если ваши зимние маршруты ограничены дорогами большого города, где на асфальте улиц или жидкая темная «каша», или белые разводы соли - на шипованные колеса вы потратитесь, скорее всего, зря.

Приходится часто выезжать на настоящие «зимники», где между твердым покрытием и колесами мощный слой снега, а иногда и льда - предпочтительнее использовать шипованные шины.

Если же вы постоянно вынуждены преодолевать наледи, ездить по твердым скользким покрытиям (укатанный снег, лед) - без шипов точно не обойтись. Возможно, они понадобятся всего один раз, когда вы попадете на «каток» - зато избавят от крупных неприятностей.

Окупят ли себя ошипованные шины в каждом конкретном случае - решать вам, еще раз внимательно ознакомившись с результатами зимних испытаний.

Делаем поправку к материалу «Примерка зимней обуви» (ЗР, 1997, № 9). Ныне шины «Гудьир Ультра Грип-5» подешевели (к сезону) и стоят $75 за штуку.

Шина модели И-508: а - без шипов; б - в ошипованном варианте. Шипы располагаются в шесть рядов (по три на каждой «половинке» покрышки) - если этой шиной провести по льду, останется шесть бороздок. Всего шипов 128 - больше, чем на любой другой отечественной покрышке.

Испытание «разгон».

Принятый в 2015 году закон обязывает водителей в обязательном порядке «переобувать» летом и зимой свои автомобили. До принятия закона, многие из экономии продолжали эксплуатировать зимой летнюю резину, а летом зимнюю. Теоретически, это приводило к повышению аварийности из-за плохого сцепления летних шин с асфальтом зимой и повреждению дорожного полотна, при езде по нему летом на шипованной резине.

Согласно действующему закону, водитель обязан зимой управлять автомобилем с шипованной или нешипованной резиной, глубина протектора которой не менее 4 миллиметров. Учитывая столь мягкие требования, зимняя резина, которая лишилась шипов в процессе эксплуатации в прошлые сезоны или из-за неправильного хранения, подходит для использования, если глубина протектора более 4 миллиметров. Но на деле управлять автомобилем с такими шинами в зимних погодных условиях нельзя.

Сколько шипов должно быть на зимней резине

Чтобы узнать количество шипов в резине, нужно знать конкретную модель. На сайте компании, которая производит данные шины, должны быть указаны ее основные характеристики, в том числе количество шипов. Также узнать подобную информацию позволяют сайты различных интернет-магазинов.

Законодательно только в некоторых европейских странах установлено, что шипованная резина не должна содержать более 50 шипов на погонный метр шины, то есть около 96 шипов на одну покрышку. Однако на российский рынок поставляются шины не только из Европы, но и из Америки, Китая, Японии и ряда других стран. Например, известная компания Hakkapeliitta выпускает модели покрышек, на которых закреплено 190 шипов. В российских шинах, чаще всего, устанавливается от 120 до 180 шипов.

Стоит отметить, что большое количество шипов – это не всегда плюс, как для водителя, так и для самой резины. Устанавливая малое количество шипов на покрышку, производители стараются делать это максимально качественно, чтобы они не растерялись при транспортировке и эксплуатации в первый сезон.

Можно ли ездить на резине, если выпали шипы

Чтобы ответить на вопрос, можно ли ездить на покрышках, на которых выпала часть шипов, нужно понимать, сколько именно в процентном соотношении от общего числа шипов лишилась резина. Для этого считаем процент оставшихся шипов по простой формуле:

100 * количество оставшихся шипов / общее число шипов = процент оставшихся шипов

Получив после простого расчета процент оставшихся шипов, можно оценить пригодность резины для эксплуатации в зимних погодных условиях. Согласно общим рекомендациям от производителей, ориентироваться нужно на следующие цифры:


Важно запомнить правило, что на ведомую ось необходимо устанавливать наиболее изношенные покрышки. Рекомендуется перед «переобуванием» посчитать шипы, чтобы определить менее и более пострадавшие шины.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков