1973 ГАЗ 13 Чайка
ГАЗ-13 «Чайка» - советский представительский легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год.
Первый экземпляр автомобиля выпущен в 1955 году; всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели.
Хронология выпуска
В 1961 году в дополнение к базовому седану был разработан и вариант с кузовом «кабриолет» (в других источниках - «фаэтон»), получивший обозначение ГАЗ-13Б. У него имелся складной тент с электрогидравлическим приводом, рамки стёкол дверей отсутствовали - вместо них на самих боковых стёклах были лёгкие металлические окантовки, убиравшиеся вместе с ними. В сложенном состоянии тент укладывался в ниши по бокам от заднего сидения, поэтому на нём помещалось только два человека, а общее число посадочных мест снизилось до шести. До настоящего времени сохранилось всего около 10 экземпляров.
Кроме того, с 1961 года в производственной программе значился и вариант с кузовом «лимузин», имевший перегородку в салоне - ГАЗ-13А. Сохранился только один экземпляр.
Выпуск автомобиля к этому времени достиг 150 штук в год, и впоследствии оставался примерно на этом же уровне.
В 1962 году базовая модификация ГАЗ-13 получила незначительное техническое и внешнее обновление, в частности появился карбюратор К-114 (вместо К-113), новый приёмник с дополнительным регулятором громкости в левом подлокотнике заднего дивана, новые колёса с более простыми колпаками. Салоны автомобилей стали обшивать сукном парадных офицерских шинелей серого цвета.
В начале 1970-х годов «Чайка» получила боковое зеркало заднего вида на левой двери.
В конце 1970-х годов, параллельно с выпуском «Чайки» ГАЗ-14 и по её образцу, на ГАЗ-13 был модернизирован салон. Вместо латунной сетки на панели приборов появилась плёнка с текстурой «под дерево», диваны и обивочные панели дверей стали обтягивать велюром горчичного или зелёного цвета. Появился новый радиоприёмник - транзисторный, с коротковолновым диапазоном. Именно такой автомобиль - один из последних выпущенных экземпляров - выставлен в музее ОАО «ГАЗ».
Автомобили семейства ГАЗ-13 «Чайка» были сняты с производства в апреле 1981 года.
Модификации, производившиеся на ГАЗе:
Сам ГАЗ выпускал «Чайку» в следующих модификациях:
- ГАЗ-13 - абсолютное большинство «Чаек» имело закрытые четырёхдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки;
- ГАЗ-13А - по спецзаказам, в основном Министерства обороны, выпускались автомобили с установленной внутренней перегородкой между водительским и пассажирским отделениями;
- ГАЗ-13Б - эти машины имели открытый кузов типа «фаэтон», или в других источниках - «кабриолет»; мягкий верх поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с места водителя; количество изготовленных фаэтонов, по разным оценкам, составляет не более 20 штук.
Сторонние модификации
ГАЗ-13С
Санитарный вариант - ГАЗ-13С с кузовом универсал выпускался на заводе РАФ в 1973-1982 годах, было выпущено примерно 20 штук, из которых сохранилось порядка 12. Автомобили предназначались для обслуживания высшей номенклатуры; чтобы не выделяться и не обращать на себя внимание, они были окрашены в «протокольный» чёрный цвет и не имели снаружи никаких надписей и крестов. В салоне, рядом с носилками, было отведено два места для персонала - одно в изголовье, другое сбоку, с правой стороны (по ходу движения). Запасное колесо помещалось в нишу за левой задней фальшдверью. Универсалы собирались вручную из готовых седанов и поэтому все имели некоторые отличия. Довольно серьёзная переделка базовой модели позволяла заводчанам с полным правом установить на задней двери рядом с надписью «Чайка» собственный логотип.
Киносъёмочная «Чайка»
Было изготовлено несколько «Чаек», переделанных в киносъёмочные машины. Крыша за сидением водителя срезалась, и устанавливались площадки для кинотехники в салоне и перед передним бампером. Две таких машины эксплуатировались на Мосфильме. Вероятно, вариантами киносъёмочных машин были и полуфаэтоны, один из которых был изготовлен в Черниговском АТП. Они имели мягкую откидную крышу над задними сидениями при сохранявшихся рамках задних дверей.
Прочие модификации
Известны и несколько «передельных» парадных фаэтонов на базе «Чайки». Например, лидеры ГДР - Вальтер Ульбрихт, позднее Эрих Хонеккер использовали парадную «Чайку» с высоким поручнем вокруг салона.
В начале выпуска модели, когда в эксплуатации ещё сохранялись автомобили предыдущего поколения, существовали переделки «Чайки» с кузовными панелями от ЗИМа - так называемый «овцебык» или «ослобык». Их сооружали на военных ремзаводах по желанию некоторых номенклатурных работников, которым «Чайка» по рангу положена не была.
Есть неподтверждённая информация о двух спецмодификациях седана - машина связи и сопровождения, имевшая оборудование спецсвязи марки «Роса», и машина-толкатель («таран» с усиленным передком, идущий впереди правительственной колонны).
Из списанных «Чаек» была изготовлена как минимум одна железнодорожная мотодрезина.
И создание коллекций отечественных и иностранных классических автомобилей;
В 1957 году Горьковский автомобильный завод разработал новую модель легкового автомобиля представительского класса с заводским индексом ГАЗ 13 и названием "Чайка". Эта машина была создана с применением множества новейших для советской автопромышленности технологических решений и пришла на смену устаревшей к тому времени конструкции ГАЗ-12 «ЗИМ» .
Среди новаторских технических решений стоит отметить в первую очередь двухрядный V-образный восьми цилиндровый двигатель, рабочий объем которого составлял 5,5 литра, а мощность внушительные 195 л.с. С этим мотором автомобиль с общей массой около трех тонн легко разгонялся до 160 км/ч и расходовал 20 литров бензина на сто километров пути.
Силовой агрегат оказался настолько удачным, что с незначительными изменениями использовался как на грузовых автомобилях, так и на бронетранспортерах. Среди новинок и автоматическая коробка передач (расположенная на рулевом колесе), и гидроусилитель рулевого управления, и вакуумный усилитель тормозов. Всего с 1959 года по 1981 свет увидело чуть более 3100 автомобилей, среди которых несколько особых модификаций: ГАЗ-13С - санитарный универсал и ГАЗ-13Б - кабриолет. Наследником модели ГАЗ 13 является ГАЗ 14. Автомобиль также не был массовым и собирался вручную. Всего за период с 1976 по 1989 было собрано 1 120 автомобилей ГАЗ-14 всех модификаций.
Видеоролик об одной из ГАЗ 13 "Чайка", побывавшей в мастерской компании:
Предоставляем Вашему вниманию перечень работ по реставрации ГАЗ 13, выполняемых компанией "Антикварные Автомобили", при проведении ремонтно-восстановительных работ с автомобилями ГАЗ 13 "Чайка" и ГАЗ 14 "Чайка". По этим данным Вы можете получить представление об объемах работ. Для составления детализированной сметы необходим осмотр Вашего транспортного средства, дефектовка и диагностика систем автомобиля, а также согласование технического задания. По результату этих предварительных действий Вы получите смету и наглядный график выполнения работ.
Перечень выполняемых работ выполняемых компанией "Антикварные Автомобили" при реставрации автомобилей ГАЗ 13:
- Полная разборка автомобиля
- Дефектовка, диагностика деталей, узлов, агрегатов, сборочных единиц
- Мойка и чистка деталей, узлов, агрегатов, сборочных единиц
- Очистка и работы по восстановлению кузова и кузовных деталей
- Ремонт и восстановление рамы автомобиля
- Капитальный ремонт и восстановление двигателя
- Стендовые испытания двигателя
- Капитальный ремонт и восстановление коробки передач
- Капитальный ремонт и восстановление ходовой части
- Капитальный ремонт и восстановление трансмиссии
- Капитальный ремонт и восстановление механизмов управления
- Ремонт и восстановление электрооборудования
- Ремонт и восстановление (реставрация) интерьера салона
- Ремонт и восстановление тентов, механизмов кабриолетов
- Гальванические работы по восстановлению комплектов деталей
- Полная окраска сборочных единиц
- Полная окраска кузова и кузовных деталей
- Сборка автомобиля
- Антикоррозионная обработка автомобиля
- Регулировка и настройка всех систем автомобиля
- Обкатка автомобиля
На все выполненные работы предоставляется гарантия . Осуществляется дальнейшее техническое и послегарантийное обслуживание автомобилей.
Сократить расходы на реставрацию автомобиля ГАЗ 13 "Чайка" возможно по нескольким позициям:
- На первое место стоит поставить грамотный выбор исходного объекта для реставрации. От состояния автомобиля во многом зависит количество нормо-часов арматурных, жестяно-сварочных и стапельных работ. Комплектность машины также играет существенную роль. Кроме того стоит обратить внимание на состояние хромированных деталей. Мы готовы осуществить подбор автомобиля или предложить готовые варианты.
- Вместо лужения деталей при ремонте кузова Чайки можно использовать немецкие современные защитные составы для цинкования деталей. Оцинкованный кузов автомобиля будет надежно защищен от ржавчины и коррозии на длительный срок.
- В связи с тем, что количество автомобилей ГАЗ 13 и ГАЗ 14 "Чайка" весьма ограничено, а популярность этого автомобиля велика - сегодня наблюдается ажиотаж и высокие цены на запчасти для автомобиля. В процессе работы мы создали собственный склад запчастей и обменный фонд. Благодаря этому удается отказаться от услуг посредников и перекупщиков, а наши доверители в свою очередь получают возможность скомплектовать машину необходимыми деталями со значительной экономией.
Дизайн внутреннего пространства и интерьера салона играет важную роль при восстановлении автомобиля ГАЗ 13. Т.к. множество автомобилей "Чайка" ремонтируются с целью пополнения парка арендных и прокатных автомобилей, важным вопросом является отделка машины. Хотите Вы оригинальный заводской интерьер или желаете получить индивидуальный - мы всегда найдем подходящий вариант:
Работы по реставрации ГАЗ 13:
Продается ГАЗ 13А -
автомобиль с установленной внутренней перегородкой между водительским и пассажирским отделениями выпускался по спецзаказам Министерства обороны СССР. Лимузин с индексом ГАЗ-13А производился в исчезающе-малых объемах (по заводским данным не более 12 штук). Машина прошла полный цикл работ по ремонту, обкатана и готова к эксплуатации. На автомобиль предоставляется гарантия.
Отзыв о реставрации и ремонте автомобиля ГАЗ 13 "Чайка" в мастерской компании:
Компания "Антикварные Автомобили": машина Вашей мечты - наша работа!
Познакомиться с другими выполненными работами Вы можете на этой странице .
Получить консультацию по ремонту и реставрации Вашего автомобиля Вы можете по телефону:
В середине 50-х годов 20 века возникла необходимость создать автомобиль представительского класса, соответствующий модным тенденциям, преобладающим в автомобилестроении. Реализовать идею взялись конструкторские бюро ГАЗ
и ЗиС
-ЗиЛ
- разработчики главного конкурента газ 13 – ЗиЛ 111. Их предшественник - газ м-12 на тот момент уже морально устарел.
Результат совместного труда сотрудников КБ ГАЗ - автомобиль газ 13 «Чайка» впервые был представлен в 1956 году, а серийно начал производиться спустя 2 года, с 16 января 1959 года.
Фото газ 13 чайка
На протяжении 22 лет создали всего 3189 автомашин . Автором легендарного образа "Чайки" является известный дизайнер автомобилей ГАЗ - Лев Еремеев. Очевидно, что на дизайнера оказали свое влияние два автомобиля Паккард, приобретенных НАМИ в конце 1955 года, поэтому в экстерьере "Чайки" прослеживаются черты американского автопрома середины века. Определенности в названии модели не было, рассматривали два варианта «Чайка» и «Стрела». Газ 13 по своему классу превосходил " ", выпускаемую тем же заводом. А взлететь над Волгой сможет только Чайка...
Видео тест-драйв газ 13 чайка
Не сразу автомобиль «Чайка» газ 13
приобрел свои узнаваемые формы. По оставшимся в сохранности фото, предполагают, что тандем скульптора Лебедева Б.Б. и конструктора Дуарте Л.Э. создали, основываясь на сохранившихся фотографиях, два кузова. Они отличались от серийного формой задних фонарей, передних подфарников, рамкой лобового стекла и молдингами колесных арок.
Для закрытой выставки НАМИ 1957 года изготовили опытные образцы автомобиля газ 13.
Их оснастили мотором объемом 4,9 литра, вместо серийного 5,5 литрового. После выставки приступили к мелкосерийному производству. Для тестовых испытаний на дорогах СССР собрали 9 автомашин, которые различались только окраской. Под маркой Э-2 «Чайка» участвовала на ЭКСПО 58 в Брюсселе.
Применение автомобиля ГАЗ 13 в СССР.
Серийно автомобиль «Чайка» газ 13 выпускался в четырех модификациях:- Четырехдверный семиместный седан
- Пятидверный универсал;
- Шестиместный кабриолет (Фаэтон ГАЗ 13 Б);
- Лимузин (ГАЗ 13 А) отличие от седана заключается в наличие перегородки отделяющей водителя от пассажиров. Произвели ограниченное количество машин в такой модификации.
В широкой продаже автомобили газ 13 не участвовали и использовались в различных государственных структурах. «Универсалам» нашлось применение в качестве карет «Скорой помощи», а седаны и кабриолеты перевозили высших деятелей государства, военных чинов, высокопоставленных иностранных гостей, советских звезд кино и театра.
Технические особенности автомобиля.
В «Чайке» реализовали весь потенциал нашего автомобилестроения. Дизайн салона поражал своей ультра-современностью и высоко-технологичностью. Помимо кожи, используемой при отделке и стекол с затемнением, автомобиль оборудовался радиоприемником, колонки которого располагались как спереди, так и сзади, электрическим стеклоподъемником, электро прикуривателем и отличной системой отопления. Был установлен гидроусилитель руля и усилитель тормоза, противотуманные фары и омыватель лобового стекла. Советские машины никогда не комплектовались подобным оборудованием.Видео обзор двигатель ЗМЗ V8 - Газ 13 чайка
Очень впечатляют технические характеристики ГАЗ 13 «Чайка»: .
- Впервые вместо рядной «шестерки» применили верхнеклапанный карбюраторный V8 ЗМЗ-13(Д) из алюминиевого сплава с объемом – 5 526 см куб;
- Мощность - 195 лошадиных сил. Иногда устанавливался двигатель ЗМЗ-13Д, мощностью 215 лошадей;
- Расход топлива: 20 литров на 100 км, это результат повышенной мощности;
- Новый двигатель «Чайки» был способен разогнать двухтонную машину до скорости 100 км/ч за 20 секунд.
- Новинкой была установленная гидромеханическая КПП с кнопочным переключением скоростей.
- Дорожный просвет – 18 см.
Не будет полной характеристика газ 13 без упоминания о раме Х-образной формы, к которой кузов крепился с помощью резиновых подушек. Боковые лонжероны отсутствовали. Передняя подвеска была пружинной независимой, а заднюю - сделали рессорной. 1977 год характерен выпуском новой модели – ГАЗ 14, но серийно газ 13 выпускался до 1981 года .
Дата публикации: 23-12-2015, 01:23
Не будь снобом... Сделай репост!
55 лет назад началось производство ГАЗ-13, самого красивого советского автомобиля. Мы узнали, кто ездил на красной "Чайке", для кого ее переделали в катафалк, почему Брежнев приказал построить лимузин для патриарха и какую обивку ему подарил Карден.
"Чайка" была революционным для советского автопрома автомобилем. На нем впервые в истории ГАЗ были использованы четырехкамерный карбюратор, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, электростеклоподьемники. На поздних версиях ГАЗ-13 появился радиоприемник с автопоиском и выдвижной антенной с электроприводом. Собирали "Чайки" вручную.
Большинство деталей 5,5-литрового двигателя V8 были изготовлены из алюминиевого сплава. Мотор развивал мощность 195 лошадиных сил и легко разгонял 2,5-тонную машину до 160 километров в час. Позже этот двигатель ставили на бронетранспортеры. Трансмиссия у "Чайки" автоматическая, с кнопочным управлением. Кнопок было четыре: нейтраль, движение, тихий и задний ход.
Еще до начала официального выпуска экспериментальный образец ГАЗ-13Э бирюзово-молочного цвета с позолоченной радиаторной решеткой отправили на всемирную выставку EXPO-58 в Брюссель, где экспозиция СССР получила золотую медаль.
Пожарная "Чайка"
Официальным цветом ГАЗ-13, как и всех советских представительских автомобилей, был черный. Помимо выставленного в Бельгии предсерийного образца была собрана еще одна выставочная "Чайка" двухцветного окраса: малиновая с белым. Белый ГАЗ-13 подарили Валентине Терешковой. На красном лимузине самовольно разъезжал начальник пожарной охраны Москвы.
В 1961 году Горьковский завод начал производство кабриолетов ГАЗ-13Б. Автомобиль имел складной тент с электроприводом. Было собрано, по разным данным, от 10 до 20 машин - в них катали по Крыму и черноморскому побережью Кавказа особенно дорогих гостей Советского Союза. В конце 70-х два крымских кабриолета передали министру обороны ГДР Хайнцу Гофману.
Ослобык и дрезина
В отличие от своего предшественника ЗиМа "Чайка" никогда не была товаром народного потребления, не поступала в продажу и не имела розничной цены. Недоступность автомобиля подчеркивала статус тех, кому она полагалась по штату. А полагалась немногим: министрам и первым секретарям обкомов. Ну и выдающимся гражданам, которым автомобили дарило правительство - например, Михаилу Шолохову и Галине Улановой.
Изобретательные советские военные ликвидировали классовое неравенство, наладив на ремонтных заводах производство гибридов из кузова ЗиМ с агрегатами от "Чайки". Такие машины охотно покупало начальство помельче, механики прозвали их "овцебык" и "ослобык". Как минимум одна списанная "Чайка" была переделана в дрезину.
Отслужив свое в правительственных и обкомовских гаражах, лимузины передавались в "Интурист" и ЗАГСы.
Санитарки и катафалки
На рижском заводе микроавтобусов RAF из "Чаек" делали санитарные автомобили для 4-го главного управления Минздрава СССР, обслуживавшего руководство страны. Машина с индексом ГАЗ-13С имела кузов "универсал", усиленные задние рессоры, синюю мигалку на крыше и спецсвязь в салоне. Всего было построено порядка 20 таких автомобилей.
В 1982 году два санитарных "Чайки" вернули на рижский завод с необычным заданием: переделать их в автомобили для эвакуации набальзамированного тела вождя вьетнамской революции Хо Ши Мина из мавзолея в Ханое в случае китайско-вьетнамской войны. Следовало заварить все боковые окна, кроме передних, а главное, установить в автомобилях: основном и запасном, - кондиционеры.
Задачу рижане выполнили. Правда, отечественный кондиционер весил 300 килограммов и был ненадежен, в "Чайку" поставили более практичный японский. Спецкатафалки самолетом доставили в Ханой и загнали в спецгараж. Там они, по всей видимости, стоят и сейчас.
Патриарший выезд
В 1977 году по личному указанию генерального секретаря КПСС Леонида Брежнева была изготовлена "Чайка" для патриарха Московского и всея Руси Пимена. На ЗиСе своего предшественника Алексия Первого патриарху ездить было неприлично - собранная в 1949 году машина совсем износилась. А заявка на новый представительский автомобиль для главы Русской православной церкви пылилась в министерстве - времена были атеистические.
Дошло до того, что Пимен ездил на Nissan President, подаренном правительством Японии. Таких автомобилей в Москве было два: у японского посла и патриарха. Когда об этом узнал Брежнев, он сказал: "Патриарх всея Руси в японской машине - это политическая диверсия! Сделать патриарху "Чайку" немедленно!"
Салон от Кардена
История патриаршьей машины была бы неполной без упоминания о ее уникальном салоне. Сделанная для Пимена "Чайка" имела, как и другие автомобили этой модели, обтянутый генеральским сукном интерьер и сиденья из кожзаменителя. В 1979 году в Москву из Франции привезли выставку моды, В составе делегации был Пьер Карден, попросивший аудиенции у русского патриарха. Пимен прислал за модельером автомобиль.
Карден выразил восхищение внешностью "Чайки" и умолчал про ее неказистый интерьер. После того, как выставка вернулась во Францию, патриарх получил от Кардена посылку. В ней оказался драп цвета сливочного мороженого и записка с указанием, как его раскроить. Так Пимен стал ездить на машине от Брежнева с интерьером от Кардена. Сейчас этот уникальный автомобиль выставлен в столичном музее.
Продолжаем серию публикаций об автомобиле ГАЗ-13 «Чайка» начатую нами ранее в первых трёх частях нашей статьи.
Итак, мы выяснили что использование «Чаек» в СССР строго лимитировалось и получить в пользование этот автомобиль могли только руководители соответствующего ранга. Однако были и исключения. Так вопреки всем номенклатурным правилам такая машина имелась у Начальника пожарной охраны Москвы. Она отличалась красным цветом кузова и была оборудована специальной связью.
Существовал и так называемый «полупикап», созданный на базе «Чайки» в количестве четырёх экземпляров. Две из таких машин были отправлены в КНР, а ещё две были подарены Хрущёвым тогдашнему руководителю ГДР Вальтеру Ульбрехту. Этот автомобиль напомнил внешне гибрид американского автомобиля 50-х годов с пикапом и до передачи в дар «братским» социалистическим странам его использовали на разнообразных торжественных мероприятиях. Для этого в поручень, расположенный внутри салона, вмонтировали даже беспроводной микрофон с целью передачи команд на трибуны.
Ещё одним вариантом модернизации «Чайки» стал созданный на его базе ГАЗ-13С. Это была санитарная машина, созданная и выпускаемая на рижском автомобильном заводе RAF, так что правильное его наименование РАФ-ГАЗ-13С. Её проект создало конструкторское бюро специализированных автомобилей РАФ. Руководил этой работой Юрис Пенцис. Все созданные по этим чертежам автомобили имели на своём корпусе, как эмблему «Чайки» так и RAF. В 70-е годы на рижском автозаводе ежегодно переделывалось в санитарные машины по 4-6 ГАЗ-13. В эти работы входила установка на машину проблескового маячка синего цвета, антенны специальной связи, а также установка внутри салона санитарного оборудования. Всего с 1968 года было выпущено около двадцатишести экземпляров таких машин.
Стандартной процедурой переделки «Чаек» в санитарные универсалы стала следующая. Для начала с ГАЗа серийные автомобили отправлялись на РАФ в Ригу. Там проводили процедуру удлинения крыши машины, а так же устанавливали с одного бока кузова дополнительное окно. Так же в задней части автомобиля дверь, а за водительским сиденьем – перегородку, запасное колесо монтировали за левой задней дверью. Для того, что бы подвеска автомобиля могла выдержать вес монтируемого в салоне медицинского оборудования и санитарных носилок, его рессоры усилили на два листа.
Все изготовленные таким способом автомобили отличались между собой, так как производились фактически вручную. Полученные таким путём санитарные машины использовались в нуждах 4-го Главного управления Минздрава СССР, которое обслуживало высшее партийное и государственное руководство страны.
Дальнейшую судьбу «Чайки», которая за срок своего производства выполнила не одно важное правительственное задание, вы узнаете из окончания нашей статьи.