Обозначение масел по sae таблица. Классификация моторных масел API

Обозначение масел по sae таблица. Классификация моторных масел API

Система классификации моторных масел API (Американского Нефтяного Института) начинает свое существование с 1969 года. Основное её предназначение – разделение моторных масел по качеству и используемой технике.

В соответствии с этими категориями, в названиях соответствующих стандартов используется нужные обозначения. Например, обычно, масла стандартизированные таким образом имеют названия API SE. Сейчас мы подробнее разберем, что означают данные буквы.

Для каждого нового класса присваивается дополнительная буква по алфавиту. Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый символ является основным (указывает для какого мотора масло), а второй на возможность использования от года создания двигателя, и есть ли у него турбина или отсутствует.

S (Service) - состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке.

C (Commercial) - состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке.

Если масло проходит по нескольким стандартам, например, API SJ/CF – значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории. На рисунке ниже приведены все основные стандарты масла в категории API.

Исходя из двух данных таблиц, расскажем о самых популярных на сегодняшний день категориях.

Бензиновые масла

Категория утверждена 06.11.1995, лицензии стали выдаваться с 15.10.1996. Автомобильные масла данной категории предназначены для всех используемых в настоящее время бензиновых двигателей и полностью заменяют масла всех существовавших ранее категорий в более старых моделях двигателей. Максимальных уровень эксплуатационных свойств. Возможность сертификации по категории энергосбережения API SJ/EC.

Введен в июле 2001 года для многоклапанных турбированных двигателей, оборудованных системами контроля и нейтрализации выхлопа. API SL подразумевает следующие совершенствования моторных масел:

  • пониженную токсичность выхлопа
  • защиту систем контроля и нейтрализации выхлопа
  • повышенную защиту от износа
  • усиленная защита отвысокотемпературных отложений
  • удлиненный интервал замены

Введен в действие в ноябре 2004 года. API SM включает в себя моторные масла для бензиновых двигателей, выпущенных после 2004 года. Удовлетворяющие требованиям моторные масла, обеспечат надежную смазку турбированным и многоклапанным двигателям. Моторное масло сертифицированное по классификации API SM может иметь дополнительную спецификацию ILSAC GF-4, что говорит о высоких энергосберегающих свойствах моторного масла.

(нет в таблице) - введен в действие в октябре 2010 года. На сегодня это самые последние (потому и самые жесткие) требования, которые предъявляются к производителям моторных масел для бензиновых двигателей. Сертифицированные масла подразумевают возможность применения во всех бензиновых двигателях современного поколения (производством после 2010 года).

Важным в появлении класса API SN классификации API можно отметить введение следующих требований

  • Можно применять в двигателях, использующих биотопливо;
  • Все масла стандарта энергосберегающие;
  • Повышенные требования к обеспечению износостойкости двигателя;
  • Моторные масла API SN должны обеспечивать «долгую и счастливую жизнь» системам контроля эмиссии и «экологически чистый» выхлоп.

Дизельные масла

СF - введен в 1994 году. Масла для внедорожной техники, двигателей с разделительным впрыском, в том числе работающих на топливе с содержанием серы 0,5% от массы и выше. Заменяет масла CD.

СF-2 - введен в 1994 году. Улучшенные характеристики, используется вместо CD-II для двухтактных двигателей. Наивысшее масло для двухтактных двигателей.

СF-4 - введен в 1990 году. Для быстроходных четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него. Можно применять вместо CD и СЕ масел. Высшее для четырехтактных моторов.

СG-4 - введен в 1995 году. Для двигателей быстроходной дизельной техники, работающей на топливе с содержанием серы менее чем 0,5%. Масла CG-4 для двигателей, выполняющих требования по токсичности отработанных газов, введенные в США с 1994 года. Заменяет масла CD, СЕ и CF-4 категорий. Высшее для моделей с 1995 года.

СH-4 - введен в 1998 году. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, удовлетворяющих требования по токсичности выхлопных газов, введенных в США с 1998 года. Масла СН-4 позволяют использовать топливо с содержанием серы вплоть до 0,5% от массы. Можно использовать вместо CD, СЕ, CF-4 и CG-4 масел.

СI-4 - введен в 2002 году. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения нормам по токсичности отработавших газов, осуществляемым в 2002 году. Масла СI-4 допускают использование топлива с содержание серы вплоть до 0,5% от массы, а также применяются в двигателях с системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Заменяет CD, СЕ, CF-4, CG 4 и СН-4 масла. В 2004 году была введена дополнительная категория API CI-4 PLUS. Ужесточены требования к сажеобразованию, отложениям, вязкостным показателям.

CJ-4 - введен в 2006. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения норм по токсичности отработавших газов 2007 года на магистральных дорогах. Масла CJ-4 допускают использование топлива с содержанием серы вплоть до 500 ррт (0,05% от массы). Однако работа с топливом, в котором содержание серы превышает 15 ррт (0,0015% от массы), может сказаться на работоспособности систем очистки выхлопных газов и/или интервалах замены масла. Масла CJ-4 рекомендованы для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами и другими системами обработки выхлопных газов.

Двигатели внутреннего сгорания разных лет выпуска обладают конструктивными особенностями, требующими применения определенных сортов смазок. Для классификации моторных масел используется несколько стандартов, имеющих разные требования и основу, что сказывается на смазывающих характеристиках.

[ Скрыть ]

Виды моторных масел

Моторные масла подразделяются на несколько категорий по основе, которая определяет вязкость жидкости. Этот показатель оказывает непосредственное влияние на смазывающие характеристики вещества. Вязкость должна оставаться в определенных пределах при нагреве, поскольку излишне текучая жидкость окажется неспособной создавать защитную пленку.

Синтетические моторные масла

Основа масла получается путем синтеза различных химических соединений. Синтетическая основа обеспечивает многие характеристики смазки, поэтому количество присадок незначительно.

Синтетика предоставляет автовладельцам ряд преимуществ:

  1. Увеличенный срок эксплуатации, который может доходить до 30 тыс. км пробега. В процессе работы масло не теряет своих характеристик из-за парафинизации и окисления.
  2. Низкая вязкость, что способствует улучшению смазывающих характеристик.
  3. Пригодно для эксплуатации при низких температурах воздуха (минус 30 ºС и ниже). Холодное масло хорошо прокачивается насосом через магистрали, обеспечивая смазку в момент пуска двигателя.
  4. Выдерживает перегревы без заметного ухудшения характеристик. При нагреве испаряется только малая часть масла.
  5. Низкая зольность, из-за чего на деталях двигателя остается малое количество нагара и отложений.

Единственным недостатком синтетических моторных масел является цена, составляющая в среднем около 600 руб. за литр.

Полусинтетические моторные масла

Компромиссным вариантом между ценой и характеристиками является масло на полусинтетической основе. Смазка состоит из минерального масла и синтетических компонентов. За счет такого состава удается получать жидкость, обладающую невысокой ценой и параметрами, приближенными к синтетике.

Минеральные моторные масла

Относятся к категории масел нижнего ценового диапазона. В основе находятся углеводороды, получаемые путем гидрокрекинга нефти. Недостатком минерального вещества является низкий ресурс и неспособность работать при высоких температурах.

Промывочные моторные масла

Еще одним типом моторных масел является промывочное, которое может иметь минеральную или синтетическую основу. В состав жидкости вводятся дополнительные компоненты, позволяющие смывать смолистые отложения, образующиеся на деталях двигателя. применяются также при переходе на другой тип смазки или на жидкость с иной классификацией. Данное вещество заливается на короткое время, после чего сливается и подлежит утилизации.

Классификация моторных масел

Единого стандарта классификации моторных масел не существует. Различные производители могут использовать международные спецификации, которые соотносятся друг с другом, или собственные.

Наиболее распространенные классификации:

  • ACEA.

Особенности классификации моторных масел

В зависимости от классификации масла разделяются по различным параметрам:

  • вязкости;
  • году выпуска двигателя;
  • эксплуатационным условиям.

Помимо этого, многие автопроизводители разрабатывают собственные требования. Производители масел адаптируют свою продукцию под эти стандарты, что отражается в обозначении. При использовании смазки необходимо убедиться в соответствии характеристик жидкости требованиям производителя автомобиля.

Классификация по SAE

Стандарт создан Обществом автомобильных инженеров, разделяет масла на категории в зависимости от вязкостных и температурных характеристик:

  • зимнее, обозначаемое одной или двумя цифрами и буквой W (вид **W);
  • летнее, обозначаемое двумя цифрами;
  • всесезонное, обозначаемое двойным номером (вид **W-**).

Таблица соответствия температур воздуха и класса моторного масла.

Классификация по API

Стандарт API состоит из двух латинских букв. В зависимости от сочетания букв масло применимо для двигателей, разработанных до определенной даты. Классификация зависит от типа зажигания, а также условий эксплуатации автомобиля. Качество масла идет по нарастающей в зависимости от второй буквы в обозначении.

Согласно стандарту масла разделены на две категории по назначению:

  • масло с символом S (от Service) для 4-тактных двигателей с искровым зажиганием;
  • масло с буквой C (от Commercial), предназначенное для дизелей (в том числе и сельскохозяйственной техники).

Таблица расшифровки обозначений.

Показатель Примечание
SA Не используется
SB Двигатели разработки 1930-1964 года, которые применяются на олдтаймерах
SC Моторы до 1964 года
SD Агрегаты, созданные в период с 1964 до 1968 года
SE Моторы 1979-1972 года
SF Для установок, запущенных в производство в 1973-1988 годах
SG Моторы образца 1989-1994 года, эксплуатирующиеся в тяжелых условиях
SH Аналогично для моторов 1995-1996 года
SJ Моторы разработки 1997-2000 года, обладающие повышенной топливной эффективностью
SL Моторы 2001-2003 года, имеющие увеличенный межсервисный интервал (улучшение моющих и антиокислительных характеристик)
SL+ Повышенные характеристики окисляемости
SM Двигатели, разработки после 2004 года
SN Современные двигатели, разработки после 2010 года. Масло обеспечивает увеличенный интервал замены, снижает расход топлива, допускает работу двигателя на биотопливе

Для масла, предназначенного с целью заливки в дизельные двигатели, используется 14 классов. Жидкость отличается по рабочему циклу мотора — существуют отдельные смазки для 2-тактного или 4-тактного двигателя. Тактность агрегата отражается цифрой, добавляемой после обозначения класса.

Таблица расшифровки обозначений масел для дизельных двигателей.

Показатель Примечание
CA Ранние дизели образца 1940 года
CB Моторы, созданные после 1949 года
CC Для двигателей, выпущенных позднее 1961 года
CD Моторы после 1965 года. В 1972 году появился стандарт для 2-тактных моторов
CE Моторы образца 1983 года
CF Двигатели с 1994 года, при этом для 2-тактных моторов стандарт принят с 1990 года
CG Принят одновременно с CF
CH С 1998 года
CI Моторы разработки после 2004 года. Агрегаты с рециркуляцией газов, топливо не должно иметь в составе более 0,5% серы
CJ Современные дизельные двигатели с наддувом, созданные после 2010 года. Топливо не должно иметь примеси серы более 0,05%, масло подходит для и системой впрыска мочевины

Согласно классификации API, возможно создание моторных масел, пригодных с целью заливки в дизельные и бензиновые двигатели. Вначале пишется тип агрегата, для которого масло было разработано, а затем — для какого двигателя допускается применение. Пример обозначения — API SL/CF.

Классификация по ACEA

Международный класс ACEA был создан Ассоциацией европейских производителей в 1995 году. Стандарт постоянно дорабатывается, последний релиз делит моторные масла на три категории и 12 классов. При обозначении смазки по ACEA указывается год введения стандарта и номер релиза (если он изменялся с момента первого принятия).

Типы масла по ACEA:

  • категория А/В, предназначенная для применения в бензиновых или дизельных моторах, установленных в легковых автомобилях или микроавтобусах;
  • класс С, специально созданный для моторов с системами дожигания выхлопных газов (нейтрализаторами);
  • категория Е для масла, используемого в нагруженных дизельных двигателях грузового транспорта.
Классификация ACEA

Общее описание классов категории А/В.

Общее описание классов категории С.

Моторное масло классов Е4 и Е6, а также Е7 и Е9 предназначено для работы в дизельных двигателях грузового транспорта, соответствующих нормам токсичности вплоть до Евро-5. Возможно использование смазки на агрегатах с системой рециркуляции газов, а также сажевыми фильтрами и каталитическими нейтрализаторами типа SCR.

При использовании моторных масел стандарта ACEA необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

Стандарты моторного масла по ГОСТ

Принятый в 1985 году государственный стандарт ГОСТ 17479-1-85 предусматривает разделение масел на две группы:

  • классы, отличающиеся кинематической вязкостью;
  • группы, которые имеют отличия по эксплуатационным характеристикам.

В зависимости от вязкости моторные масла разделены на категории:

  • летние, имеющее индексы в интервале 6-24;
  • зимние, с индексами 2-6;
  • всесезонные, обозначаемые двойным индексом зима/лето (например, 3/8).

Стандарт оговаривает вязкость при следующих условиях:

  • при температуре 100 ºС;
  • при температуре -18 ºС.

Группы применения обозначаются буквами, при этом классы Б-Е разделяются на две подкатегории (бензин или дизель).

Группа Основные характеристики двигателя, предназначенного для применения масла
А Нефорсированные силовые агрегаты с искровым зажиганием и воспламенением от сжатия
Б1 Бензиновые моторы с малой степенью форсировки, применяемые в условиях, вызывающих коррозию подшипников скольжения и формирующих отложения
Б2 Моторы малой степени форсировки с воспламенением от сжатия
В1 Бензиновые агрегаты со средней форсировкой, применяемые в условиях, приводящих к быстрому окислению масла и формированию отложений
В2 Среднефорсированные дизельные двигатели, требующие масла, снижающего коррозию и износ
Г1 Моторы с искровым зажиганием, высокой степени форсировки. Эксплуатируются в условиях, способствующих разрушению масла и формированию отложений, а также коррозии
Г2 Атмосферные и наддувные дизели высокой форсировки, применяемые в условиях, способствующих возникновению отложений
Д1 Для бензиновых моторов, работающих в более тяжелых условиях, чем Г1
Д2 Наддувные моторы с воспламенением от сжатия, работающие на топливе, предъявляющем повышенные требования к маслу
Е1 Для очень тяжелых условий работы высокофорсированных бензиновых моторов
Е2 Аналогично для дизелей (турбо и атмосферных)

Стандарты моторного масла по ISLAC

Стандарт ILSAC появился сравнительно недавно благодаря совместной работе ассоциаций производителей автомобилей США и Японии (AAMA и JAMA соответственно). Классификация преследует цель ужесточения требований, предъявляемых к изготовителям смазывающих жидкостей.

Фактически ILSAC является частным случаем стандарта API, который выделен в отдельную самостоятельную категорию. Существует несколько градаций ILSAC, соответствующих классификации API.

Характеристики стандарта.

Обозначение стандарта ILSAC наносится на этикетке, наклеенной на канистре с моторным маслом совместно с требованиями API и SAE.

Основные свойства масла, на которые распространяются требования ILSAC:

  • вязкость, стандарт требует снижения значения, что позволяет применять масло в высокофорсированных двигателях;
  • устойчивость масляной пленки при высоком давлении (в сочетании с низкой вязкостью);
  • снижение затрат энергии на трение, что положительно сказывается на расходе топлива;
  • сокращение содержания фосфора, для увеличения срока службы каталитических нейтрализаторов;
  • повышенная текучесть при низкой температуре, которая обеспечивает улучшенную фильтрацию;
  • снижение расхода масла на угар (на исправных двигателях) и испарение;
  • стойкость к вспениванию при работе двигателя.

Пример маркировки стандарта ILSAC на канистре

Стандарты моторного масла по DEXOS

Стандарт разработан корпорацией General Motors и состоит из двух ступеней:

  • Dexos1 для двигателей, работающих по циклу Отто (бензин);
  • Dexos2 для двигателей, работающих по циклу Дизеля.

Стандарт начал вводиться с 2007 года. Для заправки на заводе применяются масла, соответствующие классу 5W-30. Допускается использование смазки на синтетической или полусинтетической основе.


Диаграмма характеристик масел ILSAC и Dexos1

Самые распространенные ошибки при выборе моторного масла

Несколько наиболее распространенных ошибок, совершаемых автовладельцами при покупке масла:

  1. Применение масла с вязкостью, не соответствующей рекомендациям производителя автомобиля. Превышение показателя приводит к износу деталей при пуске и прогреве двигателя. Низкая вязкость не обеспечивает нормальных условий работы на прогретом моторе.
  2. Применение зимой масла, предназначенного для теплого времени года. Ошибка встречается редко, поскольку современные жидкости пригодны к использованию в любое время года.
  3. Использование масла с вязкостью, несоответствующей температуре воздуха. Автопроизводители советуют применять различную жидкость в зависимости от среднего значения температуры. Рекомендации имеются в инструкциях по обслуживанию автомобиля.
  4. Применение масла, не соответствующего типу двигателя. Моторные смазки могут быть универсальными, а также подходить только для бензиновых или дизельных двигателей. Если агрегат оснащен турбокомпрессором, то масло должно иметь соответствующий допуск. Применение жидкости, не предназначенной для работы в двигателях с турбонаддувом, приводит к повреждению подшипников компрессора. Если агрегат эксплуатируется на газовом топливе, то требуется применять соответствующее масло.
  5. Использование масла, не соответствующего интервалам замены. Из-за этого происходит износ деталей, закоксовывание внутренних частей двигателя состарившимся веществом.
  6. Применение поддельной жидкости. Приобретать масло рекомендуется в официальных точках продаж. Это связано с тем, что на рынке смазочных материалов имеется значительное число подделок. Применение поддельной жидкости приведет к серьезным повреждениям двигателя и капитальному ремонту.

На что влияет неправильный выбор моторного масла?

Неверный выбор масла может стать причиной:

  • снижения мощности двигателя автомобиля;
  • увеличения расхода топлива;
  • затрудненного запуска агрегата при низкой температуре воздуха;
  • повышенного износа деталей двигателя, поскольку не соответствующее требованиям масло не создает стабильной защитной пленки на деталях.

Фотогалерея

На фото представлены примеры моторных масел разных видов.

Видео «Классификация масел по стандартам SAE и API»

Ролик, предоставленный каналом Lty D, посвящен тонкостям классификации масел по стандартам SAE и API.

Исходя из требований двигателя автомобиля моторное масло подбирается по двум основным критериям: уровень эксплуатационных свойств по API и вязкость по SAE.

Какое лучше использовать?

Производители моторов на стадии проектирования определяются с марками масел в зависимости от условий работы и конструктивных особенностей. После чего проводятся ресурсные испытания двигателей и выдаются рекомендации по использованию. Так, перед выбором нужно заглянуть в инструкцию по эксплуатации, что именно необходимо. Масло, указанное в инструкции, - правильный выбором.

Если не желаете заливать оригинальное фирменное масло, то можно обойтись неоригинальным. И чтобы не лишиться гарантии, следует выбирать его с допуском и одобрением авто концерна. Одобрение авто производителя - один из главных ориентиров при выборе. В обозначении одобрения указывается не только название марки машины, но и специальный индекс, который сопоставим с тем, что значится в автомобильной документации.

Российское законодательство не ограничивает право владельца автомобиля использовать технические жидкости любого бренда. Главное, чтобы спецификации продукта соответствовали рекомендациям завода-изготовителя. В случае поломки мотора, в которое заливали неоригинальное, но удовлетворяющее основным требованиям масло, дилер может отказать в гарантийном ремонте только, если экспертиза установит, что оно было поддельным.


Используйте масло, которые рекомендовано заводом изготовителем. Если выбираете самостоятельно, то оно подбирается по двум основным параметрам: по группе и классу качества. Также будет полезно узнать .

Классификация по SAE

Основное свойство моторного масла является вязкость и ее зависимость от температуры в широком диапазоне. Приведем стандартную классификацию по SAE: 10W-40. Первое обозначение "10W" обозначает температуру применения, а "40" - вязкость. О каждом параметре поговорим отдельно.

О вязкости масла говорят самые заметные цифры на канистре - это классификация по SAE. Два числа, разделенные буквой W, обозначают, что оно всесезонное. Первые цифры указывают на минимальную отрицательную температуру, при которой двигатель можно провернуть. Например, при обозначении 0W-40 нижний температурный порог равен -35 о С, а у 15W-40 он составляет -20 о С. Число после дефиса говорит о допустимом диапазоне изменения вязкости при 100 о С.


Диапазоны работоспособности зимних, летних и всесезонных масел


Со средним климатом рекомендовано использовать "универсальное" 10W - оно подойдет для большинства машин. Если зимы суровые, то следует заливать масло класса не ниже 5W (лучше всего будет - 0W). Для летней эксплуатации подойдет 10W.
  • при пробеге автомобиля менее 50% от планового ресурса (новый двигатель) необходимо применять масла классов 5W30 или 0W20. Это обусловленно тем, что у новых двигателей нет износа, все зазоры минимальны, поэтому подшипники работу при меньшей вязкости.
  • при пробеге автомобиля более 50% от планового ресурса (технически исправный двигатель) целесообразно применять масла класса 5W40. Это обусловленно тем, что при больших износах несущая способность компенсируется ростом вязкости.

Современные моторы требуют масло низкой вязкости, т.к. оно обладает низкими энергосберегающими свойствами и позволяет экономить топливо. С конвейеров заливают жидкости с вязкостью не выше 30. Если пробег машины большой и заметен увеличенный расход , то следует заливать масло с повышенным индексом вязкости.

Классификация по API

Классификация масел по условиям их применения и уровням эксплуатационных свойств неоднократно дополнялась, но принцип разделения на две категории - "S" и "С" сохранился. К категории "S" (Service) относятся масла для бензиновых двигателей, к категории "С" (Commercial) - предназначенные для дизелей.

Уровни эксплуатационных свойств по API в порядке возрастания требований к качеству подразделяются в категории "S" на классы (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM и SN). Чем вторая буква дальше от начала алфавита - тем лучше. Для бензиновых двигателей самой современной является маркировка SN, а для дизелей - CF. Для обозначения универсальных масел, которые применяются для бензиновых двигателей и дизелей, принята двойная маркировка, например SN/CF.

Все жидкости качеством выше SL можно отнести к энергосберегающим - они позволяют экономить топливо. Разница при реальной эксплуатации составит 2-3%. Вряд ли вы ее почувствуете.


Следует выбирать масло самого последнего класса по классификации API. На упаковке должно быть обозначение маркировки не ниже класса SM или SN. Именно данный класс дает лучшие характеристики работы двигателя и снижают расход на угар.

Далее остаётся выбрать бренд. Тут выбор широкий: отечественные масла сравнимы со многими иностранными - ведь при их производстве используют современные базовую основу и пакеты присадок. Главное не нарваться на подделку и покупать в фирменных магазинах. Или выбирайте в жестяных банках, которые трудно подделать.

Зная классы и стандарты моторных автомасел, водитель всегда будет выбирать правильную рабочую жидкость для своего автомобиля. Сегодня на автомобильном рынке фирмы предлагают огромный выбор моторных масел. Чтобы не переплачивать и не покупать бесполезные товары для вашего авто, стоит разобраться, что собой представляет классификация моторных масел и на какие категории она делится. Для каждого двигателя смазка подбирается по двум основным критериям:

Вязкость по SAE

по сертификации API (США) или ACEA (Европа) – уровень эксплуатационных характеристик.
Прочитав данный материал, вы будете знать, из чего состоит моторное масло, какие присадки добавляются в смазку и как правильно выбирать рабочую жидкость для вашего автомобиля по спецификации.

Моторное масло и присадки – определения и виды

Любое современное масло включает в себя присадки и масляную базу (основу). Масло, содержащее базу на химическом синтезе, называется синтетическим. Минеральная жидкость имеет основу из нефти. Смешивание синтетических и минеральных основ в разных пропорциях приводит к созданию их симбиоза – полусинтетической рабочей жидкости.

База изначально обладает эксплуатационными и смазочными характеристиками, но современный двигатель никогда не будет работать только на их основе. Для обеспечения нужных свойств в автомасла добавляются присадки, которые учитывают срок эксплуатации агрегата и разные режимы работы.

Присадки

Основная задача присадок заключается в изменении синтетической или минеральной основы смазки и добавлении полезных характеристик. Несколько десятков лет назад рабочие жидкости выпускались без присадок, так как двигатели того времени их не требовали. Необходимость появилась с усовершенствованием силовых установок, которые стали отличаться друг от друга и выдавать гораздо больше мощности. На создание рабочей жидкости влияли тип топлива, количество цилиндров, характеристики мощности и т.д. Ведь очевидно, что для «Жигулей» и «Порше» должны быть разные смазки. Их отличие можно заметить по стоимости и качеству.

На сегодняшний день существует огромное количество присадок, ниже приведены самые распространенные их виды:

  • противокислительные
  • загущающие
  • противоизносные
  • моющие
  • антикоррозионные
  • депрессорные
  • диспергирующие

Это далеко не полный их список, но стандарты требуют использования данных присадок практически в любом двигателе. К примеру, при функционировании дизельного агрегата появляется большое количество углеродистых отложений, поэтому рабочая жидкость должна обладать повышенными диспергирующими и моющими свойствами. Если говорить о моторах с турбонаддувом, то его должны промывать смазки с повышенной сопротивляемостью к окислению и устойчивостью к температурам.

Перед тем как выпустить машину в продажу, каждый производитель рассчитывает и проверяет, какое масло подходит для двигателя. В автомобильном паспорте присутствует эта информация, поэтому. Также стоит ознакомиться с данными об межсервисных интервалах.

Иногда нам приходится использовать рабочие жидкости от разных фирм. Для примера можно взять экстренную ситуацию, когда подходящего масла с собой нет, а индикация сообщает, что уровень смазки упал. После смешивания мотор необходимо тщательно промыть специальным маслом, которое так и называется – промывочное. Несколько минут агрегат должен проработать на нем, чтобы удалить лишние присадки и остатки масляных основ.

Если этого не сделать, то активные вещества могут навредить работе всей силовой установке и даже вывести её из строя. Их соединение может привести к повышению вязкости, появлению отложений или к вспениванию. Все эти процессы негативно влияют на работу мотора.

API — категории, обозначения, таблицы

Классификация моторных масел по API сегодня является наиболее используемой. Названа она в честь Американского Института Нефтепродуктов (API), который разработал систему спецификации. С её помощью можно подобрать тип смазки с учетом типа мотора и его возраста. Спецификация API также известна как классификация по качеству. Такое название API получила за счет того, что современные моторы становятся более легкими, мощными и требовательными. Производители масел должны разрабатывать новые присадки.

За годы существования API классификация множество раз дополнялась из-за увеличения эксплуатационной характеристики и условий использования. Но принцип остался прежним – и сегодня рабочие жидкости делятся на две категории:

«S» — в эту категорию (Service) входят смазки для 4-тактных бензиновых агрегатов;
«C» — масло с таким обозначением покупают владельцы авто с дизельным агрегатом, так класс подходит для сельскохозяйственной техники.
В зависимости от эксплуатационной характеристики, создатели спецификации решили разделить категорию бензиновых моторов на девять классов, а дизельную «C» — на десять. Масла для дизельных двигателей также маркируются и цифрой, которая говорит, к какому виду дизеля относится смазка – к 4- или к 2-тактному.

Более легкое восприятие обеспечит эта таблица:

При покупке масла рекомендуется обращать внимание на самый последний класс из этой спецификации. Для легкового автомобиля подходят жидкости не ниже SN или SM класса. SM и SN указаны практических во всех книгах по эксплуатации, так как эти классы снижают расход смазки на угар и выдают повышенные характеристики мотора.

Также существуют универсальные масла, которые предназначены для заливания и в дизельные, и в бензиновые силовые установки. Эти виды получили двойную маркировку. Для примера можно взять SJ/SF, SF/CC, SG/CD и другие.

Классификация автомасел по АСЕА

Помимо американской спецификации API, существует европейская маркировка автомасел под названием АСЕА – ассоциация европейских автомобильных производителей. Эти стандарты были приняты вместо спецификации ССМС, которая использовалась на их авто до 1995 года. Требования спецификации АСЕА схожи с API. Автомобилисту полезно знать оба варианта. VW, MAN, Fiat, BMW, DAF, Rolls-Royce, Porsche, Volvo – вот некоторые компании, которые входят в объединение АСЕА.

В европейскую АСЕА входят три класса автомобильных моторных масел – А, В, Е. Для каждого класса предусмотрено несколько категорий, которые обозначаются арабскими цифрами. Следующей цифрой будет год введения данного класса в работу. Иногда производитель пишет последнее издание этих норм. Итак, классы современных моторных масел:

А – бензиновые мотора (А1, А2, А3 и А5);
В – дизельные агрегаты для грузовых и легковых машин малой мощности (В1, В2, В3, В4 и В5);
Е – дизельные двигатели для автомобилей с высокой мощности (Е1, Е2, Е3, Е4, Е5 и Е7).
Как видите, классы АСЕА моторных масел содержат и цифры, которые обозначают уровень требований. Чем выше цифра, тем больше требования к смазке. Только А1 и В1 являются исключением из правила – их решили отнести к рабочим жидкостям, обладающим низким показателем вязкости.

Классификация по вязкости

Помимо спецификации API или ACEA, масла классифицируются и по вязкости – по SAE. Основным показателем любой смазки по SAE является вязкость, а также её изменение при различной температуре (нагрузка в силовой установке, показатели при холодном пуске, эксплуатация в летнее время при высокой температуре).

По вязкости SAE рабочие жидкости делятся следующим образом:

пять летних категорий вязкости (20, 30, 40, 50 и 60);
шесть зимних категорий (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W).
Чем больше число стоит перед буквой W, тем выше показатель вязкости у данной рабочей жидкости. Но чаще всего вы покупаете всесезонные автомасла, которые можно сразу отличить по сдвоенному номеру SAE – один показывает класс вязкости при эксплуатации в летний период при повышенной температуре, а второе обозначение гарантирует сохранение вязкости при морозах.


В зависимости от конструкции, мощности мотора, диапазоны температуры и вязкости по SAE существенно отличаются, поэтому к этому показателю нужно относиться серьезно. Обозначение SAE также узлов, которые занимаются обеспечением исправной работы силовой установки. В книжке по эксплуатации и обслуживанью вашего автомобиля указано, какие виды масел по SAE подходят для двигателя.

Подбираем смазку правильно

Мы разобрались в допусках автомобильных моторных масел, но подбор подходящей жидкости зависит и от срока эксплуатации. Это указано и в обозначениях классификаций. Ниже мы приведем основные рекомендации:

если пробег машины еще не достиг 25% от планового ресурса (установка нового мотора), то лучшим выбором будут масла классов 10W30, 5W30;
при пробеге 25-75% от планово ресурса рекомендуется зимой использовать смазки 5W30 или более устойчивую 10W30, летом – SAE 15W40, 10W40, идеальный всесезонный вариант – это SAE 5W40.
если пробег больше 75%, то зимой нужно брать SAE 10W40 и SAE 5W40, летом подойдут 15W40 или 20W40, при предпочтении всесезонных смазок стоит купить SAE 5W40.

Подводим итоги

Как видите, аспектов у допусков автомобильных моторных масел очень много. Зато вы теперь понимаете, что означает маркировка моторных масел для дизельных и бензиновых силовых агрегатов. Эти знания, несомненно, пригодятся вам, ведь придя в любой автомобильный магазин, вы увидите огромное количество автомасел. Теперь вы можете понять их обозначение отличить по вязкости, допустимой температуре, пробегу и т.д.

Многие автомобилисты не хотят вникать в таблицы и определения, ведь всегда можно приехать в официальный автосервис и получить там оригинальное моторное масло. В качестве автомасел от производителя сомневаться не приходится, но далеко не все водители знают, что такие жидкости больше подходят для новых авто.

В настоящее время общепризнанной международной системой классификации моторных масел по вязкости является SAE J300, разработанная Обществом Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers). Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах - степенях вязкости. Чем больше число, входящее в обозначение класса SAE, тем выше вязкость масла.

Спецификация описывает три ряда вязкости масел: зимние, летние и всесезонные. Но, прежде, чем их рассмотреть, немного теории. Температурный диапазон моторного масла в основном определяется двумя его характеристиками: кинематической и динамической вязкостью. Кинематическая вязкость измеряется в капиллярном вискозиметре и показывает, насколько легко масло течет при данной температуре под действием силы тяжести в тонкой капиллярной трубке. Динамическая вязкость измеряется в более сложных установках - ротационных вискозиметрах. Она показывает насколько меняется вязкость масла при изменении скорости перемещения смазываемых деталей относительно друг друга. С увеличением скорости относительного перемещения смазываемых деталей вязкость снижается, а с уменьшением - возрастает.

Ряд зимних масел : SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W - обозначаются цифрой и буквой "W" (Winter-Зима). Для зимних классов установлены два максимальных значения низкотемпературной динамической вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100°С.

К низкотемпературным параметрам относятся:
Проворачиваемость - показывает динамическую вязкость моторного масла и температуру, при которой масло остается достаточно жидким, чтобы было возможно запустить двигатель.
Прокачиваемость - это динамическая вязкость масла, при которой масло сможет прокачаться по системе смазки и двигатель не будет работать в режиме сухого трения. Температура прокачиваемости ниже температуры проворачиваемости на 5 градусов.

Высокотемпературные свойства зимних масел характеризует минимальная кинематическая вязкость при 100°С - показатель, определяющий минимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.

Ряд летних масел : SAE 20, 30, 40, 50, 60 - обозначаются цифрой без буквенного обозначения. Основные свойства летнего ряда масел определяется по:

  • минимальной и максимальной кинематическим вязкостям при 100°С - показатель, определяющий минимальную и максимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.
  • минимальной вязкости при 150°С и скорости сдвига 106 с-1. Градиент скорости сдвига – это отношение скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине зазора между ними, заполненного маслом. С увеличением градиента скорости сдвига снижается вязкость масла, но она снова возрастает, когда скорость сдвига уменьшается.

Ряд всесезонных масел : SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-20, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60, 20W-30, 20W-40, 20W-50, 20W-60. Обозначение состоит из комбинации зимнего и летнего ряда, разделенных тире. Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно критериям и зимнего, и летнего масла. Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W, тем меньше вязкость масла при низкой температуре, легче холодный пуск двигателя стартером и лучше прокачиваемость масла по смазочной системе. Чем больше цифра, стоящая после буквы W, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя при жаркой погоде.

Таким образом, класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит:

  • проворачивание двигателя стартером (для зимних и всесезонных масел)
  • прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения (для зимних и всесезонных масел)
  • надежное смазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме (для летних и всесезонных масел)

Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств API

Наиболее известной международной классификацией моторных масел по областям применения и уровню эксплуатационных свойств является классификация API (Американского института нефти).

Классификация API подразделяет моторные масла на три категории:

  • S (Service) - для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков.
  • C (Commercial) - для дизелей коммерческих автотранспортных средств (грузовиков), промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники.
  • F - для работы в высокооборотистых дизельных двигателях большегрузного транспорта и тяжелой техники, соответствующим стандартам выбросов 2017 года.

Обозначение класса масла состоит из двух букв латинского алфавита: первая (S,C или F) указывает категорию масла, вторая - уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств (т.е. качество масла). Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4). Большинство зарубежных моторных масел универсальные - их применяют как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Такие масла имеют двойное обозначение, например: SF/CC, CD/SF и т.д. Основное назначение масла указывают первые буквы, т.е. SF/CC - "более бензиновое", CD/SF- "более дизельное". Энергосберегающие масла для бензиновых двигателей дополнительно обозначаются аббревиатурой ЕС (Energy Conserving) .

На сегодняшний день классификация API содержит 4 действующих класса категории "S", 4 действующих класса категории "С" и 1 действующий класс категории "F". Но многие производители продолжают выпускать масла классов, исключенных из спецификации, поскольку автомобили со старыми двигателями продолжают эксплуатироваться, а значит, есть необходимость в этих маслах. Согласно рекомендаций API любой вышестоящий действующий класс категории "S" заменяет нижестоящий действующий класс. Для дизельных масел, вышестоящий действующий класс как правило, но не всегда, заменяет нижестоящий класс.

Спецификация API для бензиновых двигателей

Класс Статус Назначение
SN Действующий Представлен в октябре 2010 года. Обеспечивает улучшенную защиту поршней от высокотемпературных отложений, усиленный контроль загрязнений и совместимость с уплотнениями. API SN с Resource Conserving соответствует ILSAC GF-5, сочетая производительность с улучшенной топливной экономичностью, защитой турбокомпрессоров, совместимостью с системами контроля выбросов и защитой двигателей, работающих на содержащих этанол топливах, вплоть до Е85.
SM Действующий Для двигателей 2010 и старше годов выпуска
SL Действующий Для двигателей 2004 и старше годов выпуска
SJ Действующий Для двигателей 2001 и старше годов выпуска
SH Устаревший Для двигателей 1996 и старше годов выпуска
SG Устаревший Для двигателей 1993 и старше годов выпуска
SF Устаревший Для двигателей 1988 и старше годов выпуска
SE Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1979 года.
SD Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1971 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SC Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1967 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SB Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1951 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SA Устаревший Не содержит присадок. Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1930 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам

Спецификация API для дизельных двигателей

Класс Статус Назначение
CK-4 Действующий Предназначен для высокооборотистых четырехтактных дизелей, соответствующим требованиям стандартов выбросов 2017 модельного года для на шоссе и стандарту Tier 4 для внедорожных условий, а также для двигателей предыдущего модельного года. Эти масла разработаны для использования с топливом, содержащим до 500 ppm серы (0.05% по весу). Однако, использование этих масел с топливом, содержащим болем 15 ppm серы (0.0015% по весу) может влиять на долговечность системы очистки выхлопных газов и/или интервал замены масла. Эти масла особенно эффективны для повышения долговечности выпускных систем, в которых используются сажевые фильтры и другие высокотехнологичные элементы. API CK-4 имеют улучшенную защиту от окисления, не теряют вязкость в результате нагрузок сдвига и аэрации, а также не портят катализатор и сажевый фильтр, уменьшают износ двигателя, отложения на поршнях, слабо подвержены потере низко- и высокотемпературных свойств и увеличению вязкости из-за загрязнения сажей. Масла API CK-4 превышают показатели CJ-4, CI-4, CI-4 PLUS, CI-4, CH-4 и могут эффективно смазывать двигатели, предназначенные для этих категорий. При использовании масел CK-4 с топливом, содержащим более 15 ppm серы, необходимо руководствоваться рекомендациями производителя двигателя по межсервисным интервалам.
CJ-4 Действующий Введен в 2006 году. Для высокооборотистых, четырехтактных двигателей, удовлетворяющих нормам выброса, введенным в 2007 году. Масла данного класса предназначены для работы на топливе, содержащем не более 0,05% серы. Однако для выполнения требований по нормам выброса, надежной работы систем очистки отработанных газов и достижения удлиненных интервалов замены масла, необходимо использовать дизтопливо, содержание серы в котором не превышает 0,0015%. Моторные масла класса CJ-4 разрабатывались для двигателей, оборудованных самыми современными системами снижения выбросов вредных веществ (сажевые фильтры, системы рециркуляции выхлопных газов и др.) Масла класса CJ-4 имеют улучшенные защитные свойства, повышенную окислительную, низко- и высокотемпературную стабильность, удлиненные интервалы замены. Однако при использовании топлива с содержанием серы более 0,0015% интервалы замены необходимо уменьшить. Масла класса CJ-4 могут заменять масла классов CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4.
CI-4 Действующий Введен в 2002 году. Для высокооборотистых, четырехтактных двигателей, удовлетворяющих нормам выброса, введенным в 2004 году. Масла этого класса разработаны для двигателей, имеющих систему рециркуляции выхлопных газов (EGR) и работающих на дизтопливе с содержанием серы до 0,5 %. Могут заменять масла классов CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4.
CH-4 Действующий Введен в 1998 году. Для высокооборотистых четырехтактных двигателей, соответствующих нормам выброса, установленным в 1998 году. Предназначены для работы с использованием топлива с содержанием серы до 0,5%. Может использоваться вместо масел классов CD, CE, CF-4 и CG-4.
CG-4 Устаревший
(до 31.08.09)
Введен в 1995 году. Для тяжелонагруженных, высокооборотистых, четырехтактных двигателей, работающих на топливе с содержанием серы менее 0,5%. Применяется в двигателях, соответствующих требованиям стандарта 1994 года по уровню выбросов. Может заменять масла классов CD, CE, CF-4.
CF-4 Устаревший Введен в 1990 году. Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных двигателей. Может применяться вместо масел классов CD и CE.
CF-2 Устаревший Введен в 1994 году. Для тяжелонагруженных двухтактных дизелей. Могут применяться вместо масел класса CD-II.
CF Устаревший Введен в 1994 году. Для внедорожников, вихрекамерных и форкамерных дизелей, а также дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы (до 0,5%). Могут применяться вместо масел класса CD.
CE Устаревший Введен в 1985 году. Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных двигателей. Может применяться вместо масел классов CC и CD.
CD-II Устаревший Введен в 1985 году. Для двухтактных двигателей.
CD Устаревший Введен в 1955 году. Для некоторых безнаддувных и турбированных двигателей.
CC Устаревший Не подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1990 года.
CB Устаревший Не подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1961 года.
CA Устаревший Не подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1959 года.
Класс Статус Назначение
FA-4 Действующий Категория FA-4 описывает определенные XW-30 масла, специально разработанные для использования в некоторых высокооборотистых четырехтактных дизелях, соответствующим требованиям 2017 года по выбросу парниковых газов при движении по шоссе. Эти масла предназначены для использования с топливом, содержащим до 15 ppm серы (0.0015% по весу). Следуйте рекомендациям производителя по совместимости с маслами FA-4. Эти масла имеют высокотемпературный диапазон вязкости при работе с высокой скоростью сдвига от 2.9cP–3.2cP, что способствует снижению выбросов парниковых газов. Эти масла особенно эффективны для повышения долговечности выпускных систем, в которых используются сажевые фильтры и другие высокотехнологичные элементы. API CK-4 имеют улучшенную защиту от окисления, не теряют вязкость в результате нагрузок сдвига и аэрации, а также не портят катализатор и сажевый фильтр, уменьшают износ двигателя, отложения на поршнях, слабо подвержены потере низко- и высокотемпературных свойств и увеличению вязкости из-за загрязнения сажей. Масла API FA-4 не являются взаимозаменяемыми или обратно совместимыми с API CK-4, CJ-4, CI-4, CI-4 PLUS, CI-4 и CH-4. Обратитесь к рекомендациям производителя двигателя, чтобы определить, подходят ли масла API FA-4 для использования. Масла API FA-4 не рекомендуются для использования с топливом с содержанием серы более 15 ppm. Для топлива с содержанием серы более 15 ppm смотрите рекомендации производителя двигателя.

Маркировка

Классификация ILSAC разработана Международным комитетом по одобрению и стандартизации смазочных материалов (ILSAC) совместно с JAMA (Ассоциация производителей автомобилей Японии) и ААМА (Ассоциация производителей автомобилей Америки). Для бензиновых двигателей легковых автомобилей японского производства лучше всего подходит эта классификация, для американских автомобилей равноценны как масла по ILSAC, так и по API. Действующим стандартом ILSAC, принятым в 2010 году, является GF-5. Масла этого класса обеспечивают улучшенную защиту поршней и турбокомпрессоров от высокотемпературных отложений, снижение загрязнений, улучшенную топливную экономичность и совместимость с системами очистки выхлопных газов и уплотнениями, а также защиту двигателей при использования этанолосодержащих топлив вплоть до Е85.

Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств ACEA

Ассоциация европейских производителей автомобилей (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles) - с 1 января 1996 года ввела свою классификацию моторных масел, которая с тех пор неоднократно обновлялась. Здесь приведена классификация, введеная с 22 декабря 2008 года.

Требования европейских стандартов к качеству моторных масел являются более строгими, чем американских, т.к. в Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:

  • более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами;
  • меньшей массой двигателей;
  • большей удельной мощностью;
  • большими допустимыми скоростями передвижения;
  • более тяжелыми городскими режимами.

Ввиду этих особенностей испытания моторных масел проводятся на европейских двигателях и по методикам, отличающимся от американских. Это не позволяет напрямую сравнивать уровни требований и стандартов АСЕА и API.

Классификация ACEA разделяет моторные масла на 3 класса:

  • A/B - для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков;
  • C - совместимые с нейтрализаторами отработавших газов;
  • E - для мощных дизелей грузовых автомобилей.

A/B- масла для бензиновых и дизельных двигателей

A3/B3 Предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, разработанных для применения и/или с увеличенными интервалами замены масла в соответствии с рекомендациями изготовителей двигателей, и/или для применения в тяжелых условиях эксплуатации, и/или всесезонного применения маловязких масел.

A3/B4 Предназначены для применения в высокопроизводительных бензиновых двигателях и дизелях с непосредственным впрыском топлива. Могут применяться вместо масел класса A3/B3.

A5/B5 Предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s.) Эти масла могут быть не пригодны для работы в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C- масла, совместимые с каталитическими нейтрализаторами

C1 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов и способствуют экономии топлива. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C2 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, разработаных для использования масел, обеспечивающих низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов и способствуют экономии топлива. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C3 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 3.5 mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C4 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел с низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 3.5mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C5 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел с низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.6mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

E- для мощных дизелей грузовых автомобилей

E4 Масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в очень тяжелых условиях со значительно удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Могут применяться только в двигателях без сажевого фильтра, и в некоторых двигателях с системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E6 Масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в очень тяжелых условиях со значительно удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Могут применяться в двигателях с системой рециркуляции выхлопных газов, с или без сажевого фильтра, и для двигателей с системами снижения выбросов оксидов азота. Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, оборудованных сажевыми фильтрами и предназначенными для работы на топливе с низким содержанием серы. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E7 Масла, эффективно обеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Обеспечивают отличную защиту от износа, имеют высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Рекомендованы для применения в двигателях без сажевых фильтров и для большинства двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E9 Масла, эффективно обеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Обеспечивают отличную защиту от износа, имеют высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Могут применяться в двигателях с или без сажевых фильтров и в большинстве двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами и предназначенными для работы на топливе с низким содержанием серы. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

Классификация моторных масел по вязкости, назначению и уровням эксплуатационных свойств ГОСТ

Группы моторных масел по вязкости и их примерное соответствие классификации SAE
ГОСТ SAE ГОСТ SAE ГОСТ SAE
5W 6 20 3з/8 5W-20
10W 8 20 4з/6 10W-20
15W 10 30 4з/8 10W-20
20W 12 30 4з/10 10W-30
14 40 5з/10 15W-30
16 40 5з/12 15W-30
20 50 5з/14 15W-40
24 60 6з/10 20W-30
6з/14 20W-40
6з/16 20W-40

Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам и их примерное соответствие классификации API
ГОСТ API Рекомендуемая область применения
А SB Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
Б Б1 SC Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Б2 CA Малофорсированные дизели
В В1 SD Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов
В2 CB Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений
Г Г1 SE Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии
Г2 CC Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Д Д1 SF Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г
Д2 CD Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Е Е1 SG Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2
Е2 CF-4 Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

Согласно ГОСТ 17479.1-85 маркировка масел включает следующие знаки:

  • букву М (моторное)
  • одно или два числа, разделенных дробью, указывающие класс или классы вязкости (для всесезонных масел). Для всесезонных масел цифра в числителе характеризует зимний класс, а в знаменателе - летний; буква "з" указывает на то, что масло - загущенное, т.е. содержит загущающую (вязкостную) присадку.
  • одну или две буквы (от А до Е), обозначающих уровень эксплуатационных свойств и область применения данного масла. Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами. Индекс 1 - присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 - дизельным маслам.

Например, марка М-6з/10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В). М-4з/8-В2Г1 - моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1).

Спецификации производителей автомобилей

В классификациях API и АСЕА сформулированы минимальные базовые требования, которые согласованы между производителями масел, присадок к ним и изготовителями автомобилей. За последними оставлено право выдвигать собственные дополнительные требования к маслам, которые формулируются в спецификациях автозаводов. Поскольку конструкции двигателей разных марок отличаются между собой, условия работы масла в них не вполне одинаковы. Поэтому изготовители автомобилей проводят испытания масел на двигателях собственного производства. На основании этого указывают либо определенный класс по какой-либо общепринятой классификации, либо составляют собственные спецификации, в которых обозначены конкретные марки масел, допущенных к применению. В инструкции по эксплуатации автомобиля обязательно присутствуют спецификации производителя, а их номер наносится на упаковку масла рядом с обозначением его класса эксплуатационных свойств.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков