Машинки из дерева своими руками. Деревянные модели автомобилей от Алексея Сафонова (9 фото) Модели автомобилей из дерева ручной работы

Машинки из дерева своими руками. Деревянные модели автомобилей от Алексея Сафонова (9 фото) Модели автомобилей из дерева ручной работы

Сейчас деревянные машины кажутся нам чем-то необычным и очень странным, однако раньше это была норма. Далее хотим познакомить вас с историей развития деревянных автомобилей («вуди-каров»), их расцветом и закатом.

Curved Dash Oldsmobile 1901 - первый массовый автомобиль в мире.

Кузов «Олдсмобиля» называли Runabout («бродяга»), так как авто представляло собой коляску без крыши, дверей и стекол. В те времена эта конструкция была весьма популярна, но Curved Dash имел важное отличие от конкурентов. Деревянный кузов устанавливали прямо на пару длинных продольных рессор, соединявших передние и задние колеса. В Америке машину считают прародителем стиля «вуди».

С годами алюминий вытеснил древесину из кузова, на смену алюминию пришла сталь, а деревянный каркас стал небезопасным архаизмом. Однако до полного отказа от дерева было еще далеко. Особенно это было актуально для больших автомобилей. Ford Model A Station Wagon 1929 года был частично деревянным.

Ford Model A Station Wagon конструктивно был проще легендарной модели Ford Model T. Это объяснялось широким применением дерева. Кузов, выпускали фирмы Murray и Baker-Raulang, делая его из клена и закрывая березовыми панелями. Первым массовым «вуди» и открывателем эпохи автомобильного скевоморфизма можно считать именно эту модель.

В 1930-х скевоморфизм стал особой техникой дизайна, в которой предмет копируется с другого объекта, но выполняется из других материалов. Это распространилось и на более компактные машины. Именно такими был Ford 68-790 Woodie 1936 года.

И Ford Deluxe Station Wagon 1937 года.

В 1940-х годах данная тенденция продолжилась, причем нельзя сказать точно, что повлияло на это в большей степени – мода или экономия металла после окончания Второй мировой войны. Именно на это десятилетие пришелся расцвет вуди-каров. На фото Nash Ambassador Suburban (1946)

Chrysler Town and Country (1941) стал прародителем «вседорожных универсалов».

В начале 1940-х Town and Country, первым среди универсалов «вуди» получивший стальную крышу, могли позволить себе лишь состоятельные семьи. В конце десятилетия появился кабриолет Town and Country Convertible, ставший настоящим представителем премиум-класса того времени.

В 1950-х американцы осознали непрактичность деревянных конструкций, которые были весьма трудоемки в ремонте и обслуживании. Отказаться от дерева полностью все же не смогли, а потому перешли на внешние деревянные панели. Последними настоящими вуди-универсалами стали Buick Super Estate и Roadmaster Estate Wagon. Дерева в конструкции практически не осталось.

В Великобритании машины с деревянными деталями также пользовались успехом. Последним подобным автомобилем здесь был универсал Morris Minor Traveller, появившийся в 1953 году.

Данная модель сошла с конвейера лишь в 1971 году, и именно она считается «последней из Могикан». Morris Mini Traveller 1961 года уже не был деревянным, так как накладки были внешними и выполняли исключительно декоративную функцию.

В СССР также были подобные машины. В 1948 году небольшой серией выпустили фургон «Москвич-400-422».

Увидеть такое авто можно в фильме «Взрослые дети» 1961 года. В народе 422-й получил прозвище «Буратино».

В 1960-х в США мода на настоящие «вуди-кары» угасла. Альтернативой стали обычные машины с кузовами «под дерево». Кузовные накладки выполняли из нескольких пород дерева и щедро покрывали лаком. Для многих авто дерево стало дополнительной опцией. Так было и в случае с универсалом Chevrolet Caprice Estate 1966 года.

Или с Ford Country Squire LTD 1968 года. Девятиместный автомобиль позволял четверым детям свободно разместиться на диванчиках в багажном отделении.

С конца 1960-х и до 1990-х было выпущено огромное количество машин в стиле «вуди». Моду на фейковый вуди-стиль даже обыграли в популярной комедии «Каникулы» с Чеви Чейзом, в которой семья путешествовала на вымышленном универсале Wagon Queen Family Truckster, построенном на базе Ford Country Squire LTD 1979 года выпуска.

Популярным наследником «вуди-каров» был Jeep Wagoneer, знакомый на по многим голливудским фильмам. На нем ездила жена Уолтера Уайта из сериала Breaking Bad («Во все тяжкие»). В 2013 году автомобиль 1991 года выпуска, снимавшийся в сериале, продали на аукционе за 11 тысяч 250 долларов.

Сейчас выпускать подобные машины серийно никто не берется. Джо Хармон пофантазировал, как бы мог выглядеть современны "вуди" на базе Audi A6.

Квадратный Ford Flex также отлично подошел на роль "вуди-кара". Пластиковые панели, окрашенные «под дерево», можно и сейчас заказать в одном из частных ателье, причем за смешные деньги - всего 899 долларов.

В то, что удивительные масштабные модели автомобилей из дерева от Алексея Сафонова действительно настоящие, верится с трудом. Масштаб 1:36 - и при этом свыше 1000 деревянных деталей, дифференциалы

В то, что удивительные масштабные модели автомобилей из дерева от Алексея Сафонова действительно настоящие, верится с трудом. Масштаб 1:36 - и при этом свыше 1000 деревянных деталей, дифференциалы с рассчитанным передаточным отношением, дверные петли длиной в 0,5 мм. Модели, подобные работам пермского мастера Алексея Сафонова, не делает больше никто в мире.


Эти масштабные модели автомобилей кажутся очень, очень хрупкими. Первая мысль, возникающая при взгляде на модели Сафонова, - как это сделано? Как можно выточить два десятка полумиллиметровых дверных петель, вставить в них еще более тон- кий штифт и заставить эту дверь открываться? Как можно выточить шестерни сцепления и соединить их с трансмиссией, если диаметр каждой шестерни не превышает нескольких миллиметров? При том, что все это не стальное, а деревянное, почти невесомое и требующее нечеловеческой точности в расчетах и обработке.
Оказывается - можно. Все инструменты для микроработы Алексей изготавливает самостоятельно - от простейших стеков и шил до маленького токарного станка. Самая тонкая дрель, которой он пользуется, может удерживать сверла диаметром до 0,3 мм. Работа ведется в специальных очках с часовыми линзами или с помощь компактных 12-кратных микроскопов. Остальное - дело техники и упорства, поскольку каждая масштабная модель автомобиля создается от трех месяцев до полутора лет.
Например, технология изготовления колеса для «Альфа-Ромео 8С 2300» 1932 года выглядит так: отдельно вытачиваются ступицы, отдельно обод, а затем в том и другом под разными углами высверливается должное количество микроотверстий - для каждой спицы. Все спицы делаются вручную, а затем они набираются, соединяя обод и ступицу. Медленная, очень тонкая работа, требующая огромного опыта и терпения.


Как рождается мастер

Микромоделизмом Алексей увлекался еще в школьные годы, почти с самого начала делал модели из дерева - конечно, значительно более простые, нежели сегодня. Будущий мастер окончил Пермское художественное училище, работал в разных местах, порой весьма экзотических. Например, несколько лет он занимался изготовлением ортопедических прикладов к спортивному оружию при областном клубе ДОСААФ, затем делал в театре макеты сцены со всеми поворотными и подвижными деталями, в цвете. А с 1990 года окончательно вернулся к своему раннему увлечению, занявшись автомобилями - но уже совсем на другом уровне.
Интересно, что масштабные модели автомобилей, сделанные в 1990-х, уже по-падали и в прессу, и в Книгу рекордов Гиннесса (издание 1994 года) благодаря великолепной детализации (500-600 деталей) и точности, множеству подвижных элементов, уникальности работы. Но кто же догадывался тогда, что Сафонов не остановится на достигнутом - каждая новая модель оказывалась значительно сложнее предыдущей, и его последняя работа, Bugatti Туре 41 Royale Limousine Рагк-Ward, состоит из 2540(!) деталей. Модель автомобиля выполнена в масштабе 1:24, и в ней движется - без преувеличения - всё. Капот открывается и складывается, жалюзи на нем поворачиваются, открываются двери (причем работают даже дверные замки - чтобы открыть, нужно повернуть рукоятку на бамбуковой пружине), двигается рычаг ручного тормоза, подвеска прогибается под собственным весом модели. Если проворачивать задние колеса, срабатывает привод через карданный вал (косые шестерни), движется коленвал двигателя, вращается вентилятор. Рулевое управление также детализировано, выдержано даже передаточное отношение: на два поворота руля - полный поворот передних колес. Снимается крыша, выдвигаются ящички и бардачки в салоне, движутся дворники, откидываются дополнительные сиденья.

Но дело не только в подвижных элементах - неподвижные тоже поражают своей точностью. Даже маскот-слоник на капоте «Бугатти» вырезан идеально, а буквы, складывающиеся в название марки, выполнены с величайшей степенью точности и наклеены на капот. При изготовлении решетки радиатора «Альфа-Ромео 8С 2300» использовались пластинки из черного дерева толщиной 0,2 мм. Для того чтобы установить их идеально параллельно друг другу, Алексей придумал и сделал специальное приспособление. И еще одно напоследок: каждая свеча зажигания на «Альфа-Ромео» (представьте себе размер) состоит из трех отдельных деталей… Такого вам не продаст ни один магазин деревянных игрушек во всем мире! При всем этом Алексей пожимает плечами и говорит о своей работе очень просто, хотя и не без законной гордости. Он не использует каких-то уникальных технологий, у него нет секретов. Если у вас достаточно мастерства и терпения, вы можете попытаться заняться тем же самым. Вот только на сегодняшний день в мире нет другого моделиста, нашедшего в себе такие же внутренние ресурсы. Хотя не в последних дело.


Немного техники для изготовления моделей автомобилей

Если при первом взгляде на модели автомобилей Сафонова единственное возникающее чувство - это восхищение, смешанное с удивлением, то при втором появляются технические вопросы. Например: не каждое дерево до-статочно мелкодисперсно, многие сорта не способны сохранять твердость при подобном «измельчении». Какие сорта использует мастер? Самые разные: черное дерево, палисандр, родезийский тик, граб, орех, самшит, сливу, яблоню, бамбук, грушу, вишню, бук, древесину грецкого ореха, красное дерево. Алексей говорит, что старается подбирать однотонные сорта с минимально видимой структурой, а в одной машине использует более десятка различных материалов, чтобы подчеркнуть разницу в окраске деталей. Коллекционные модели автомобилей не красятся: оттенков древесины вполне хватает, чтобы автомобили не казались однотонными.
Помимо дерева, используются и другие материалы - в случаях, когда необходима, например, большая твердость или, наоборот, мягкость при сверхточной обработке. В частности, для некоторых шестерен и элементов декора Сафонов пользуется зубом кашалота, рогом лося, скорлупой грецкого ореха, косточками хурмы или финиковой пальмы. Тенты изготовляются из хлопковой ткани. Единственный элемент в моделях, для создания которого не нашлось растительного или животного материала, - это стекла. Стекло как таковое при подобной микротолщине становится слишком хрупким, и потому приходится использовать лавсановую пленку или пластик - но это единственное потакание современности, причем технологически незаменимое. Некоторые детали мастер покрывает специальными лаками и смолами - для придания дополнительной прочности и гибкости.
Второй вопрос, заданный нами Алексею, звучал так: откуда вы берете чертежи? Ведьмодели автомобилей детализированы не только внешне, но и внутренне, вплоть до конструкции дифференциала и двигателя! Оказалось, что источники чертежей самые разные. Собственно, изначально даже выбор модели для изготовления напрямую зависел от того, какие чертежи удастся добыть - особенно в доинтернетную эпоху. Мастер списывался с коллекционерами, с музеями - например, чертежи «Роллс-Ройса» прислал коллекционер из Индии.
Сегодняшний проект Алексея - последовательное изготовление всех шести экземпляров легендарной серии Bugatti Туре 41 Royale (две машины - Coupe Napoleon и Limousine Рагк-Ward - уже сделаны). Чертежи для них он изготавливал сам. По приглашению крупнейшего в мире автомобильного музея, Cite de l’Automobile, он дважды ездил во французский город Мюлуз, где самолично снимал размеры с двух упомянутых «Бугатти».
Остальные четыре «Ройяля» находятся в других кол-лекциях (в музее «Фольксваген», музее Генри Форда в Мичигане, в музее Blackhowk в Калифорнии и частной коллекции швейцарца Люки Юни), с ними еще предстоит работать. Собственно, некоторые модели Сафонова тоже находятся в автомобильных музеях мира: например, «Форд-А» и «Форд-Т» - в берлинском музее клуба любителей «Форд».


Не только автомобили

Алексей Сафонов делает не только коллекционные модели автомобилей (хотя они, конечно, первенствуют в его творчестве). Автомобили - это в первую очередь удовольствие, которое заодно приносит доход. Но иногда Алексей работает по заказу. Например, он делал точную и, конечно, полноценно функционирующую копию многоцелевого станка для бурильных работ и перекачки нефти системы Мухтарова конца XIX века - из 728 деталей! Нефтепромышленник Муртуза Мухтаров сконструировал и запатентовал свой станок в 1895 году - и станок этот был самым совершенным на тот момент, его закупали Европа и США, а на Бакинских промыслах он использовался до 1930-х годов. Изготовление рабочей копии станка не проще, чем создание любой из автомобильных моделей, и неспроста заказчики (компания «Лукойл») обратились именно к пермскому мастеру.

Эту статью очень хотелось озаглавить «Пермский левша». Но это было бы несправедливо: Алексей Сафонов - и левша, и правша, и на все руки мастер. Из детройтского музея Генри Форда ему прислали письмо, в котором назвали Сафонова создателем нового жанра автомобильного искусства. «Art-motors-master, - улыбается Сафонов, - так меня назвали». Наверное, очень приятно сознавать, что ты - единственный представитель своего рода искусства в мире.

Такие автомобили встречаешь только на картинках: они слишком редкие и дорогие, чтобы кататься по нашим улицам. К тому же Морган, почти единственные на свете машины, собранные полностью вручную.

Я побывал на заводе в Англии и посмотрел, как собирают знаменитые "автомобили из дерева", которые стоят от 15 до 30 миллионов рублей.

1 Попасть на автомобильный завод дело не хитрое, многие продают групповые туры, покупаешь билет и идёшь. Сначала покажут музей, потом прокатят на паровозике, издалека покажут конвейер и всё, обедать в столовую. Покупая билет на сайте завода я сомневался, не лучше бы эти деньги прожрать?

2 Те, кто знают мою нелюбовь к музеям (это просто скучно) понимают опасения. Но они не оправдались: его нам показали только в конце, буквально выпихнув туда после тура и предложив “оставаться и гулять, сколько угодно”. Вначале показали только этот шоу-рум, где представлены автомобили, так и не ставшие серийными. Хотя что такое “серийный” для ручного производства!

3 Всё начинается с двигателя. Старик Морган их не производит (зачем) а покупает готовые у разных производителей. Сейчас подписан контракт с BMW.

4 Всё начинается в этой комнате. Помещение завода очень старое, ему больше ста лет, и здесь практически ничего не поменялось.

5 Машины Морган не штампуют, чтобы те потом пылились на складах автосалонов. Каждая из них индивидуальна и делается на заказ. Клиент выбирает всё, вплоть до материала и цвета отделки внутренностей бардачка. В таких книжках записывается вся спецификация и особые требования к автомобилю, в ней же отмечается прохождение сборочных циклов.

6 Вопреки стереотипу, мы видим, что машины совсем не из дерева. Так деревянные они или нет?? И да и нет, всему своё время.

7 Элементы кузова сделаны из авиационного алюминия.

8 Который в прямом смысле дотачивают напильником.

9 А вот каркас машины, действительно, деревянный! Сделанный из ясеня.

10 Но и здесь, всё сделано на пару с алюминием, так просто не развалится. Все материалы специально подобраны так, чтобы не добавлять лишнего веса спортивному автомобилю.

11 Некоторые технологии производства могут показаться архаичными. Как, и за это хотят 30 миллионов? Да. И им их платят.

12 Никакого пластика “под дерево”. Всё настоящее. Могут себе позволить.

13 Морган, пожалуй, последний действительно настоящий автомобиль. Его делают без экономии, и не ради заработка на запчастях.

14 Они давно могли построить конвейерную линию, а в итоге катают машины вверх-вниз по горкам, из корпуса в корпус, толкая Морганы, как армяне в автосервисе толкают заглохший Жигуль.

15 Много заказов на такие машины из Америки. А вот в России такие машины не покупают, в стране их буквально несколько штук. И дело не в отсутствии денег.

16 Дизайн сороковых годов, простейшая на вид конструкция, чем-то напоминает детский рисунок автомобиля. А ведь попробуй, повтори.

17

18

19 Автомобиль только на вид выглядит архаичным. Внутри он суперсовременный и напичкан электроникой что твоё Бе-ме-ве.

20 Некоторые цвета могут показаться слишком вырвиглазными. Но так захотел будущий хозяин.

21 Плёночку с шильдика, кстати, будет отдирать он сам. Как на новой бытовой технике.

22 На заднем плане, на гостевой парковке можно разглядеть обычные машины. Какие же он скучные!!

23 Ещё одно производство, совсем небольшое, это трёхколёсники. Сто лет назад именно с них началась История Морган.

24 Сегодня они возродили эти автомобили, которые теперь кажутся совсем смешными. А зря.

25 Один из вариантов исполнения Моргана в готовом виде.

26 Есть ли недостатки у Моргана? Только один: он слишком дорог.

27 Ну икак теперь смотреть на другие машины?

А где история? Morgan Motor Company - небольшая английская фирма по производству лимитированных спортивных автомобилей класса люкс. Основана в 1909 году. Основатель - Генри Фредерик Стенли Морган. Завод Morgan Motor Company находится в городе Малверн в центральной Англии. Все автомобили Morgan имеют классический или стилизованный под классический дизайн спорткаров 30-х и 40-х годов и собираются вручную. Основным материалом для сборки всех моделей Morgan являются такие сорта деревьев как ясень, дуб, осина, клён и высокопрочная сталь, а также авиационный алюминий. В отделке интерьера используются дорогие Виндзорская коровья кожа и сатинированныйалюминий, по желанию заказчика на автомобиль ставят вставки из ценных сортов деревьев и золота.


Автомобиль из натуральных материалов - идея вовсе не фантастическая. Современные дизайнеры и инженеры берут пример с изобретателей прошлого - выбирают дерево. Этот обзор посвящен лучшим деревянным автомобилям прошлого столетия и наших дней.

До Первой мировой войны концерн Hispano-Suiza производил вместительные автомобили класса люкс. В 1924 году в качестве «исключения» испанские конструкторы создали гоночную модель Tulipwood Torpedo . Благодаря цельнодеревянному корпусу двухместных спорткар смотрится не «беднее» прогулочных крузеров.


Клиенты Morgan Motors садятся за руль одноименного автомобиля только через год после оформления заказа. Столь долгий по современным меркам период ожидания и цена от $44,000 вполне оправданы. Абсолютно все детали машины, включая деревянный каркас, инженеры британской компании собирают вручную. Годовой выпуск «хэнд-мейд-транспорта» не превышает 600 «единиц», зато и качество не в пример конвейерному. Деревянный автомобиль 1938 года выпуска функционирует до сих пор.


В 1939 году британские инженеры из Bentley спроектировали и собрали деревянный автомобиль Lagonda Rapide Tulipwood Tourer . В 2007-м он был продан с аукциона за $450,000.


В 1941 году был выпущен деревянный автомобиль Chrysler Town & Country . Во многом благодаря стильному дизайну, он быстро превратился в неоспоримый символ роскоши. Первый «тираж» составил менее тысячи машин, рассчитанных либо на шесть, либо на девять пассажиров.


Трехколесные микромобили Fulda (Fuldamobil ) уступают стандартным «легковушкам» размерами, но не прочностью. С 1950 года «скелет» немецких Fuldamobils изготавливают из древесины прочных пород.


Деревянный гоночный автомобиль Marcos GT Xylon также известен как «Гадкий утенок» (Ugly Duckling ). Не отличающееся внешним изяществом «детище» британского дизайнера Фрэнка Костина (Frank Costin ) увидело свет в 1969 году. «Карьера» Marcos GT Xylon не ограничилась участием в гонках 750 Motor Club . «Гадкий утенок» принес победу Джеки Стюарту (Jackie Stewart ), Джему Маршу (Jem Marsh ) и другим известным пилотам.


Результат совместной работы Фрэнка Костина и Роджера Натана (Roger Nathan ) куда больше похож на современные болиды. Легкая, но мощная модель Costin Nathan Protos «показала себя в деле» в 1966 году.


"Дедушка" современного болида - Costin Nathan Protos

Немецкий скульптор-плотник Friend Wood в 1989 году создал трехколесный Tryane II из лакированного красного дерева. «Производство» заняло около двух тысяч часов.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков