Как называются соревнования на мотоциклах. Мотоциклетный спорт – история зрелищного вида спорта

Как называются соревнования на мотоциклах. Мотоциклетный спорт – история зрелищного вида спорта

09.04.2019

Мотоциклетный спорт, мотоспорт - технический вид спорта, основу которого составляет взаимодействие спортсмена с различной мотоциклетной техникой.

Возникновение мотоспорта

Считается, что мотоспорт возник вместе с изобретением мотоцикла. В 1885 году Готтлиб Даймлер изобрел первую машину для верховой езды, а в 1887 году французская фирма «Де Дион-Бутон» наладила серийное производство трициклов. Однако, первые мотоциклы были встречены обществом с большим недоверием. Доказательство практической применимости мотоцикла как транспортного средства было основным организационным принципом гонок на мотоциклах периода 1894-1903 гг.

Организатором первых мотоциклетных гонок считается Автомобильный клуб Франции (Automobile Club de France), учрежденный в 1895 г.

Первый скоростной совместный пробег автомобилей и двух мотоциклов проходил по маршруту Париж - Бордо - Париж в 1895 году, дистанция составила около 1200 км.

В 1898 г. АКФ определяла как «мотоцикл» все самодвижущиеся экипажи весом до 200 кг. Такое толкование открывало доступ в класс мотоциклов четырехколесным машинам и трициклам. Во время гонки участники могли беспрепятственно ремонтировать мотоциклы и буксировать их в случае повреждения на неограниченное расстояние. Однако, въезд на финиш или в этап должен был осуществляться за счет работы собственного двигателя.

Между этапами в ночное время применялся «режим закрытого парка» (regime du pare ferme), то есть водители и механики не имели права заниматься починкой или другими работами с мотоциклом в промежуток между двумя этапами. Время прохождения гонщиками на мотоциклах через населенные пункты из расчета гонки исключалось в целях безопасности (принцип «нейтрализации»).

Несмотря на то, что первые официальные мотоциклетные гонки состоялись в Вене в 1899 году, окончательное разделение соревнований на автомобильные и мотоциклетные произошло только в начале 20 века.

8 июля 1904 года была основана Международная федерация мотоциклетных клубов (ФИКМ). Создание подобной организации было продиктовано тем, что к этому времени уже определилась специфика авто- и мотоспорта и возникла необходимость в установлении единой терминологии. Под эгидой ФИКМ стали проводиться международные мотосоревнования.

Эволюция мотоспорта

Основным видом соревнований изначально оставались шоссейные гонки-пробеги на длинные дистанции. Однако, для зрителей они не вызывали особого интереса. Для повышения зрелищности и популярности мотто-соревнований начали проводиться мотогонки на ипподромах и велотреках, а затем и на специальных мототреках, которые были закрыты от пешеходов и общественного транспорта и могли проходить безостановочно.

Кроме того, появляются специальные испытания мотоциклов в соревнованиях по подъему на холм и шоссейно-линейных гонках на установление рекорда скорости. Возникновение новых видов соревнований стимулировало создание специальных спортивных и гоночных мотоциклов.

Недостаточная зрелищность длинных шоссейных пробегов привела к возникновению шоссейно-кольцевых гонок. Прототипом гонки по замкнутому дорожному маршруту ограниченной длины с многократным прохождением круга стала серия гонок в бельгийских Арденнах, организованная Бельгийским Автомобильным Клубом в 1902 г.

Первые шоссейные состязания, организованные Французским Мотоциклетным Клубом на «Интернациональный Кубок», прошли в 1904-1905 гг. К участию допускались все страны, но только на технике собственного производства. В Англии на острове Мэн в 1907 году была организована собственная гонка - для стимуляции технического развития мотоциклетного строения, проводится она по сей день и известна как «Турист Трофи» (Isle of Man TT). Изначально для поощрения принципа экономичности расход бензина мотоциклов был ограничен. В 1909 г. это ограничение было снято и гонки Т. Т. стали исключительно скоростными.

Соединение скоростных соревнований с ездой по бездорожью привело к появлению мотокроссов - гонок по пересеченной местности. Считается, что начало подобным состязаниям было положено в 1908 году в Лондоне традиционной английской гонкой «погоня за лисой». В ней приняли участие конные кавалеристы наравне с мотоциклистами. Однако, только после первой Мировой войны в европейских странах была найдена наиболее удачная форма проведения мотокроссов.

В 1913 году испытания мототехники на плохих проезжих дорогах были официально включены в первые ежегодные шестидневные соревнования на регулярность движения - International Six Day Trial (ISDT). Позже эти соревнования получили название «эндуро».

В 1930-е годы наибольшую популярность приобретают трековые гонки, при этом улучшается качество трасс, растут скорости специальных гоночных мотоциклов.

С течением времени появляются и развиваются все новые виды спорта, связанные с мотоциклами. В настоящее время известно достаточное количество мотоциклетных дисциплин, выросших из развлекательных программ или шоу и ставших вполне самостоятельными видами спорта - например, таких как стантрайдинг, мотофристайл или супермото.

Мотоциклетные дисциплины

Все официальные спортивные соревнования регламентируются спортивным кодексом. В России на настоящий момент правила по каждой дисциплине мотоциклетного спорта устанавливаются в соответствии с Кодексом МФР и издаются отдельной брошюрой. Любые новые или дополнительные правила, принятые МФР, должны включаться в Кодекс или в приложения к нему.

Обычно различают следующие дисциплины мотоциклетного спорта:

Трековые дисциплины (спидвей)

Трековые дисциплины - соревнования, проводимые на эллиптическом треке, на дорожке со специальным гаревым, ледяным, земляным или травяным покрытием, имеющей два прямых участка и два левых поворота постоянного радиуса, без видимых виражей. В мире получили развитие следующие разновидности:

-классический спидвей;
-гонки по длинному треку (гросспидвей);
-гонки по ледяной дорожке.

В трех основных видах обычно проводят официальные соревнования под эгидой ФИМ. Но не все треки для спидвея и национальные правила отвечают международным требованиям.

Мотокроссовые дисциплины

Мотокроссовые дисциплины - гонки, проводимые на пересеченной местности или специальной площадке по замкутой трассе с естественными препятствиями. Обычно различают:

-классический мотокросс - длина трассы должна быть не менее 1,5 км и не более 3 км, средняя скорость гонщиков не должна превышать 50 км/ч;
-стадион-кросс, или суперкросс - соревнование, проводимое на стадионе под открытым небом или в зале по кроссовой трассе с использованием в качестве покрытия естественных материалов (песок, земля, дерн и т. д.), длина трассы должна быть не менее 300 м в закрытых залах и 400 м на открытых стадионах.

Супермото - соревнования на специальных мотоциклах проводимых на трассе с асфальтовым покрытием с включением элементов и участков трассы мотокросса (70 % - асфальтовое покрытие, 30 % - грунтовая дорога с препятствиями). Длина дистанции - от 500 до 2000 м.

Эндуро - соревнования на мотоциклах, проводимые на дорогах с различным покрытием и по пересеченной местности с соблюдением заданного графика движения и выполнения условий дополнительных состязаний.

Отдельно выделяют смежные дисциплины с элементами эндуро:

-экстремальное эндуро;
-бахи;
-ралли-рейды на мотоциклах.

Кросс-кантри отличается от классического эндуро отсутствием участков, по которым гонщики перемещаются как обычные участники дорожного движения. Международная Мотоциклетная Федерация определяет кросс-кантри как самостоятельную дисциплину мотоспорта.

Эндуро-кросс - гибрид суперкросса, триала и эндуро.

Шоссейно-кольцевые гонки - соревнования по замкнутой трассе с высококачественным асфальтовым покрытием. Длина круга кольцевой гонки должна быть не менее 3 км. Характерная особенность этого вида мотоспорта - наличие большого числа крутых правых и левых поворотов, преодолеваемых гонщиками на высоких скоростях. Гонки могут проводиться как на специально построенных мотоциклах (МотоГП), так и дорожных мотоциклах различной степени доработки (Супербайк).

Шоссейно-кольцевые гонки на выносливость (эндуранс) - состязания команд, спортсмены которых меняются в процессе соревнования, управляя при этом только одним своим мотоциклом.

Мотобол - игра двух противоборствующих команд на мотоциклах, стремящихся забить мяч в ворота соперников, защищаемые вратарем. Команда состоит из 6 игроков: трех нападающих, защитника, вратаря и запасного. Все игроки, кроме вратаря, на мотоциклах. Продолжительность игры 80 минут, разделенных на 4 периода по 20 минут.

Мототриал - соревнования по короткой трассе на пересеченной местности или площадке с искусственными препятствиями, где оценивается мастерство гонщика при их преодолении с лимитом времени прохождения дистанции, в маршрут которой включаются контролируемые труднопроходимые участки. В соревнованиях используются специальные триальные мотоциклы, имеющие характерную геометрию, непригодную для сидения, все трюки выполняются стоя.

Шоссейно-линейные гонки - соревнования на дороге с усовершенствованным покрытием между двумя контрольными пунктами, закрытой на время соревнований для движения транспорта и пешеходов. Гонки проводятся только на мотоциклах дорожного типа всех классов.

Скийоринг - соревнования экипажей, состоящих из гонщиков на мотоциклах или снегоходах, каждый из которых буксирует лыжника по незамкнутой или круговой снежной, ледяной или смешанной трассе или между контрольными пунктами. На мотоциклах не допускается применение шипов и цепей противоскольжения.

Фигурное вождение (во многих странах получило распространение как «Moto Gymkhana» ) - соревнования по выполнению специальных упражнений на ровной горизонтальной, имеющей твердое гладкое покрытие площадке с особой разметкой и искусственными препятствиями. Допускаются участники с любым стажем вождения на мотоциклах-одиночках дорожного типа любых классов, мотороллерах и мопедах. На одном мотоцикле разрешается выступать нескольким участникам.

Заезды на установление рекордов - проводятся на специальных трассах для достижения максимальной скорости или другого показателя. Обычно различают:

-рекорды скорости на короткие дистанции;
-рекорды скорости на длинные дистанции;
-рекорды по времени;
-местные рекорды скорости;
-рекорды трассы.

Мотофристайл (FMX) - представляет собой затяжные прыжки с трамплина в длину на кроссовых мотоциклах с выполнением спортсменом акробатических номеров в прыжке. Был признан FIM отдельным видом спорта лишь в 2005 году, хотя соревнования на мировом уровне (то есть с участием сильнейших райдеров разных континентов) проводились еще с 1999 года.

Стантрайдинг - трюковая езда на мотоцикле. Как прикладная дисциплина существует давно, однако, как официальный вид спорта (на момент 2012 года) пока не признан ФИМ. Неофициальные чемпионаты мира, собирающие сильнейших райдеров планеты, проводятся регулярно в Европе вот уже несколько лет подряд. В России до 2008 года соревнований по стантрайдингу не проводилось.

Другие дисциплины

Кроме перечисленных выше, могут проводиться и другие соревнования по временным правилам или условиям, оговоренным в положении, например, моторалли, подъем на холм, мотоориентирование, мотоэстафеты, минимотобол, мини-мотокросс, рейды-марафоны, гонки на спринтерах и драгстерах.

К мотоциклетным дисциплинам обычно также относят (и указывают в спортивном кодексе):

- Гонки на снегоходах (кросс или эндуро) - гонки по снежной трассе с различными препятствиями на пересеченной местности.
- Трофи-рейды на квадроциклах.
- Шоссейно-кольцевые гонки на скутерах и минимотоциклах. Соревнования проводятся на треках или картинговых трассах. Минибайки делятся на два класса: мини и миди. В России основные соревнования по минибайку (Кубок России) проходят совместно со скутерными соревнованиями.

«Матч ТВ» объясняет, почему мотоцикл – это круто.

Спидвей

Шорт-трек на мотоциклах. Скорости здесь значительно меньше, чем в шоссейно-кольцевых гонках – в среднем 70-80 километров в час. Зато больше контактной борьбы. Пространства для обгона немного, покрытие трассы не бывает удобным. Чаще всего трек состоит из гранитной, мраморной или доломитной крошки. Зимой гонщики соревнуются на ледяной трассе. Не упасть или не столкнуться с соперником за 4 круга трассы на овальном треке – очень сложно. Поэтому спидвей считается одним из самых травмоопасных видов спорта. Но где опасность, там и адреналин.

Один из наиболее экономически выгодных видов мотоспорта. Треки не требуют особого ухода, недорогое техническое обслуживание и цена мотоциклов. Вид спорта не меняется из года в год, поэтому на одном байке можно ездить несколько сезонов. Мотоцикл, который уже много лет выступает на гонках, ничем не хуже на треке в сравнении с новым байком. Заниматься этим видом мотоспорта можно уже с 7 лет. Многие чемпионы престижных шоссейно-кольцевых гонок в детстве начинали именно с пыльных дорог спидвея.

Шоссейно-кольцевые гонки

Самая дорогая и самая быстрая дисциплина. Чемпионат мира в этом виде считается элитным. Здесь дикие скорости, мощный рев мотора и симпатичные грид-герлз. Байки в королевском классе MotoGP имеют объем мотора до 1000 кубических сантиметров. Мотоциклы развивают скорость больше 300 километров в час. При этом нужно вписаться в разносторонние повороты.

Каждый сезон в правилах что-то меняется. Команды ежегодно тратят миллионы долларов в год на оснащение и модернизацию мотоциклов. Для чемпионатов мира создают специальные байки, на которых запрещено ездить по дорогам общественного пользования. Чтобы сесть на такой мотоцикл нужно много смелости. Аварии на трассе – это тоже часть спорта. Несмотря на то, что в шоссейно-кольцевых гонках многое делается для обеспечения безопасности гонщиков, они считаются одним из наиболее смертельно опасных видов спорта.

Мотофристайл

Это невероятные прыжки на мотоцикле с акробатическими трюками. Дисциплина считается одной из лучших экстримальных шоу-соревнований. Спортсмены несутся по большому трамплину и взлетают в воздух, где делают сальто назад, вращаются на 360 градусов, отпускают байк в свободный полет и снова возвращаются на сиденье. Неудачно выполненный трюк чреват падением и переломанными костями.

Для занятий фристайлом нужно не только смелость, но и сильные руки. Средний вес мотоциклов, на которых надо уметь свободно выполнять сложные элементы в воздухе, составляет 90 килограммов. Во фристайле существует множество трюков, но спортсмены через травмы и боль продолжают придумывать новые элементы. Название трюков часто отражает происходящее в полете. Например, в «поцелуе смерти» райдер целует переднее крыло, а в «кан-кане» как будто пританцовывает в воздухе.

Мототриал

Очень сложный технический вид мотоспорта, для которого нужно хорошо уметь держать равновесие. Спортсмены преодолевают различные препятствия, при этом не касаясь их частями тела. Мотоциклы очень легкие и не имеют сидений. У них взрывной характер двигателя на низких оборотах и прекрасная управляемость. Это позволяет взбираться на огромные камни и отвесные стены. В начале будет сложно запрыгнуть на обычный дорожный бортик, но через несколько занятий захочется покорить небоскреб.

Тренироваться на триальном мотоцикле можно везде – на больших городских лестницах или природных валунах. Раньше соревнования проходили только на естественных трассах. Но с развитием этого спорта организаторы решили увеличить зрелищность и стали придумывать искусственные препятствия. Трасса тщательно спроектирована дизайнерами, препятствия состоят из разных материалов и имеют форму геометрических фигур. На треке также можно встретить гигантские буквы, огромные банки с энергетиком и невероятного размера катушки с нитками.

Мотобол

Мотобол сегодня уже не так популярен, как раньше, и выглядит немного архаично. Но сыграть в него стоит. Здесь есть пенальти, удаления и красивые комбинации. Все как в большом футболе. Не хватает только ударов через себя. В каждой команде играют по 5 человек – 4 полевых на мотоциклах и вратарь. Мяч значительно больше футбольного, иначе попасть по нему, сидя верхом на байке, будет сложно. Зато не нужна система видеофиксации голов. Споров о том, пересек ли мяч линию, обычно не возникает.

Больше врачей здесь ценятся механики, которые могут быстро починить твою машину после жестких столкновений. Мотобол играют на кроссовых мотоциклах с некоторыми изменениями в конструкции. Байки спортсменов стоят около 7 000 долларов. В этом виде спорта не проводятся чемпионаты мира, только Европы. На континентальных первенствах наша команда 17 раз становилась чемпионами и лишь однажды осталась без медалей.

Текст : Михаил Кузнецов

Фото: Getty Images, globallookpress.com

: с Дедами Морозами в Сочи, откровенный и очень сложный

В мотоциклетный спорт входят соревнования на различных типах мотоциклов по специальным трассам и дорогам. Это один из основных технических видов, входящих в программу летних Спартакиад народов Россс. В нашей стране им занимается около миллиона человек. Они регулярно тренируются в спортивно-технических клубах и секциях ДОСААФ, где есть отделения и для детей.

Программа состязаний мотоциклистов разнообразна. Мотокросс и гонки по гаревой дорожке и по льду, соревнования на ипподроме и шоссейно-кольцевые гонки, фигурное вождение и многодневные старты.

Мотоциклы, участвующие в соревнованиях, делятся на классы в зависимости от величины рабочего объема двигателя. Особенно популярны классы машин с рабочим объемом двигателя до 125 см 3 .

Первые мотоциклетные состязания в нашей стране состоялись в конце прошлого века, около Петербурга. Они проходили зимой, при сильном ветре и морозе. Их победитель П. Беляев на трехколесном мотоцикле (тогда были такие) развил скорость 24,5 км/ч.

Серийное производство мотоциклов в Советском Союзе началось в 1933 г. в городе Ленинграде. Особенно бурно мотоспорт стал развиваться в 50–60‑х гг., когда резко увеличился выпуск спортивных машин. Они создавались на базе дорожных, но отличались от них более мощным двигателем, усовершенствованной конструкцией некоторых узлов и агрегатов. Одним из сложных испытаний для мотогонщиков является мотокросс. Трасса для этих состязаний - крутые подъемы и спуски, заболоченные места и пески, резкие повороты и водные рубежи. Чтобы успешно преодолеть все препятствия, от спортсмена требуются высокое мастерство, смелость, решительность.

По мотокроссу проводится чемпионат мира - многоэтапное соревнование. Первый старт начинается в апреле, а заканчивается борьба в конце лета. Гонщики выступают в это время на трассах разных стран. Каждый этап разбит на два заезда. Результаты прохождения дистанции оцениваются по специальной шкале очков.

В 1965 г. впервые чемпионом мира в кроссе стал советский спортсмен В. Арбеков. В 1974 г. эстафету у него принял Г. Моисеев. Он начал заниматься мотоспортом в ленинградском Дворце пионеров им. А. А. Жданова, где с ребятами, желающими овладеть мастерством управления мотоциклом, работает заслуженный тренер СССР К. Демянский. В 1978 г. Моисеев в 3‑й раз выиграл лавровый венок и золотую медаль чемпиона мира. Очень популярны среди спортсменов гонки по гаревой дорожке - спидвей. На этом соревновании в полной мере можно ощутить драматизм происходящих событий, по достоинству оценить настоящий артистизм участников заездов, великолепное владение машиной, которая весит свыше 80 кг и имеет мощность двигателя, как у среднего автомобиля. И - никаких тормозов! В спидвее многое зависит от удачно взятого старта и техники прохождения виражей, когда, кажется, нет сил удержать на дорожке мотоцикл. Но именно на виражах наиболее опытные и хладнокровные гонщики создают «запас прочности», добиваются преимущества.

В ледовом спидвее в 1978 г. появился новый вид соревнований: командный чемпионат мира.

Учитывая заслуги советского мотоспорта, Международная мотоциклетная федерация (ФИН) предоставила право Советскому Союзу провести первое такое состязание. Оно стартовало в январе 1978 г. в Калинине. Каждая сборная команда состояла из трех спортсменов. В каждом заезде встречались две команды, в которые входили по два гонщика. Всего было семь заездов. Победители выявлялись по наибольшему количеству набранных очков в заездах. Дистанция в этом виде соревнований такая же, как и в ледовом спидвее, - 400 м.

Золотые медали были вручены сборной СССР, честь которой защищали С. Тарабанько, А. Бондаренко, А. Гладышев.

Состязания в гонках по ледяной дорожке проводятся на тех же треках, что по спидвею, только ширина дорожки на прямых участках должна быть от 9 до 12 м, а на поворотах должна увеличиваться, но не более чем до 18 м.

Ледяная дорожка должна быть ограждена снежным валом или сеткой. Лучшему сцеплению шин с ледяной поверхностью помогают специальные стальные шипы длиной не более 28 мм. На переднем колесе их 88–92, на заднем - до 114.

Скоротечность борьбы в заезде предъявляет участникам повышенные требования: быть хладнокровным, иметь отличный глазомер и быструю реакцию, научиться ездить на грани оправданного риска.

Уфнмец Г. Кадыров - единственный в мире мастер ледового спидвея, который 6 раз выигрывал звание чемпиона мира. Сейчас ближе всех к результату башкирского спортсмена офицер Советской Армии из Новосибирска С. Тарабанько. Он четырехкратный чемпион мира. Широкое распространение получил футбол на колесах - мотобол. В каждой команде по пять игроков: вратарь (он может выступать без мотоцикла), защитник и три нападающих.

Шестой спортсмен, запасной, может заменить любого мотоболиста своего коллектива. На поле футбольных размеров разгорается увлекательная борьба. Со скоростью 60 км/ч мчатся спортсмены на мотоциклах к воротам соперника, пытаясь в течение 80 мин, что длится встреча (время игры разбивается на четыре периода по 20 мин), забить как можно больше голов. Мяч (его диаметр - 40 см и вес до 1 кг) не засчитывается, если он влетел в ворота после удара рукой. В мотоболе, как и в футболе, существует целая градация нарушений правил и мер наказания вплоть до 11‑метрового штрафного удара, удалений до конца матча и без права замены. Команда «Автомобилист» из Элисты - восьмикратный чемпион СССР. Из её состава формируется сборная страны, которая уже 7 раз побеждала в розыгрыше кубка Европы по мотоболу.

  • Мотоциклетный спорт ,мотоспорт - технический вид спорта , основу которого составляет взаимодействие спортсмена с различной мотоциклетной техникой.
  • Обычно различают следующие дисциплины мотоциклетного спорта:
  • Трековые дисциплины - соревнования, проводимые на эллиптическом треке, на дорожке со специальным гаревым, ледяным, земляным или травяным покрытием, имеющей два прямых участка и два левых поворота постоянного радиуса, без видимых виражей. В мире получили развитие следующие разновидности:
    • классический спидвей ,
    • гонки по длинному треку(гросспидвей) ,
    • гонки по ледяной дорожке .
    • В трех основных видах обычно проводят официальные соревнования под эгидой ФИМ. Но не все треки для спидвея и национальные правила отвечают международным требованиям.
    • - гонки, проводимые на пересеченной местности или специальной площадке по замкутой трассе с естественными препятствиями. Обычно различают:
      • классический мотокросс - длина трассы должна быть не менее 1,5 км и не более 3 км, средняя скорость гонщиков не должна превышать 50 км/ч,
      • стадион-кросс, или суперкросс - соревнование, проводимое на стадионе под открытым небом или в зале по кроссовой трассе с использованием в качестве покрытия естественных материалов (песок, земля, дерн и т. д.), длина трассы должна быть не менее 300 м в закрытых залах и 400 м на открытых стадионах.
      • Супермото - соревнования на специальных мотоциклах проводимых на трассе с асфальтовым покрытием с включением элементов и участков трассы мотокросса (70 % - асфальтовое покрытие, 30 % - грунтовая дорога с препятствиями). Длина дистанции - от 500 до 2000 м.
      • - соревнования на мотоциклах, проводимые на дорогах с различным покрытием и по пересеченной местности с соблюдением заданного графика движения и выполнения условий дополнительных состязаний.
      • Отдельно выделяют смежные дисциплины с элементами эндуро:
        • экстремальное эндуро ,
        • бахи ,
        • ралли-рейды на мотоциклах .
          • Кросс-кантри отличается от классического эндуро отсутствием участков, по которым гонщики перемещаются как обычные участники дорожного движения. Международная Мотоциклетная Федерация определяет кросс-кантри как самостоятельную дисциплину мотоспорта.
          • Эндуро-кросс - гибрид суперкросса, триала и эндуро.
          • - соревнования по замкнутой трассе с высококачественным асфальтовым покрытием. Длина круга кольцевой гонки должна быть не менее 3 км. Характерная особенность этого вида мотоспорта - наличие большого числа крутых правых и левых поворотов, преодолеваемых гонщиками на высоких скоростях. Гонки могут проводиться как на специально построенных мотоциклах (МотоГП ), так и дорожных мотоциклах различной степени доработки (Супербайк ).
          • Шоссейно-кольцевые гонки на выносливость (эндуранс) - состязания команд, спортсмены которых меняются в процессе соревнования, управляя при этом только одним своим мотоциклом.
          • Мотобол - игра двух противоборствующих команд на мотоциклах, стремящихся забить мяч в ворота соперников, защищаемые вратарем. Команда состоит из 6 игроков: трех нападающих, защитника, вратаря и запасного. Все игроки, кроме вратаря, на мотоциклах. Продолжительность игры 80 минут, разделенных на 4 периода по 20 минут.
          • Мототриал - соревнования по короткой трассе на пересеченной местности или площадке с искусственными препятствиями, где оценивается мастерство гонщика при их преодолении с лимитом времени прохождения дистанции, в маршрут которой включаются контролируемые труднопроходимые участки. В соревнованиях используются специальные триальные мотоциклы, имеющие характерную геометрию, непригодную для сидения, все трюки выполняются стоя.
            • Мотофристайлпредставляет собой затяжные прыжки с трамплина в длину на кроссовых мотоциклах с выполнением спортсменом акробатических номеров в прыжке. Был признан FIM отдельным видом спорта лишь в 2005 году, хотя соревнования на мировом уровне (то есть с участием сильнейших райдеров разных континентов) проводились еще с 1999 года.
            • Стантрайдинг - трюковая езда на мотоцикле. Как прикладная дисциплина существует давно, однако, как официальный вид спорта (на момент 2012 года) пока не признан ФИМ. Неофициальные чемпионаты мира, собирающие сильнейших райдеров планеты, проводятся регулярно в Европе вот уже несколько лет подряд. В России до 2008 года соревнований по стантрайдингу не проводилось. С 2009 года на постсоветском пространстве проводитсяЧемпионат Восточной Европы по Стантрайдингу.
            • Дрэг-рейсинг, Мотокросс на питбайках
            • Кроме перечисленных выше, могут проводиться и другие соревнования по временным правилам или условиям, оговоренным в положении, например, моторалли,хилклимбинг(подъем на холм), мотоориентирование, мотоэстафеты, минимотобол,мини-мотокросс,рейды-марафоны, гонки на спринтерах идрагстерах.
            • К мотоциклетным дисциплинам обычно также относят (и указывают в спортивном кодексе):Гонки на снегоходах (кросс или эндуро) - гонки по снежной трассе с различными препятствиями на пересеченной местности.
    • Трофи-рейды на квадроциклах.
    • Шоссейно-кольцевые гонки на скутерах и минимотоциклах. Соревнования проводятся на треках или картинговых трассах. Минибайки делятся на два класса: мини и миди. В России основные соревнования по минибайку (Кубок России) проходят совместно со скутерными соревнованиями.

Мотоциклетный спорт, мотоспорт - технический вид спорта, основу которого составляет взаимодействие спортсмена с различной мотоциклетной техникой.

Возникновение мотоспорта

Считается, что мотоспорт возник вместе с изобретением мотоцикла. В 1885 году Готтлиб Даймлер изобрел первую машину для верховой езды, а в 1887 году французская фирма «Де Дион-Бутон» наладила серийное производство трициклов. Однако, первые мотоциклы были встречены обществом с большим недоверием. Лучшим доказательством преимуществ нового вида транспорта производители посчитали соревнования «механических экипажей» в трудных условиях. Доказательство практической применимости мотоцикла как транспортного средства было основным организационным принципом гонок на мотоциклах периода 1894-1903 гг.

Организатором первых мотоциклетных гонок считается Автомобильный клуб Франции (англ.)русск., учрежденный в 1895 г. Благодаря АКФ, Франция в течение многих лет оставалась центром мотоциклетного спорта, а отправной точкой соревнований долгое время являлся Париж.

На рубеже XIX-XX века проводились главным образом автомотопробеги на длинные дистанции по обычным дорогам. Первый скоростной совместный пробег автомобилей и двух мотоциклов проходил по маршруту Париж - Бордо - Париж в 1895 году, дистанция составила около 1200 км.

В 1898 г. АКФ определяла как «мотоцикл» все самодвижущиеся экипажи весом до 200 кг. Такое толкование открывало доступ в класс мотоциклов четырёхколесным машинам и трициклам. Во время гонки участники могли беспрепятственно ремонтировать мотоциклы и буксировать их в случае повреждения на неограниченное расстояние. Однако, въезд на финиш или в этап должен был осуществляться за счёт работы собственного двигателя.

Между этапами в ночное время применялся «режим закрытого парка» (regime du pare ferme), то есть водители и механики не имели права заниматься починкой или другими работами с мотоциклом в промежуток между двумя этапами. Время прохождения гонщиками на мотоциклах через населённые пункты из расчёта гонки исключалось в целях безопасности (принцип «нейтрализации»).

Несмотря на то, что первые официальные мотоциклетные гонки состоялись в Вене в 1899 году, окончательное разделение соревнований на автомобильные и мотоциклетные произошло только в начале 20 века.

8 июля 1904 года была основана Международная федерация мотоциклетных клубов (ФИКМ). Создание подобной организации было продиктовано тем, что к этому времени уже определилась специфика авто- и мотоспорта и возникла необходимость в установлении единой терминологии. Под эгидой ФИКМ стали проводиться международные мотосоревнования.

Эволюция мотоспорта

Основным видом соревнований изначально оставались шоссейные гонки-пробеги на длинные дистанции. Однако, для зрителей они не вызывали особого интереса. Кроме того, эти гонки шли с «нейтрализацией», но даже это не исключало несчастных случаев во время соревнований. Для повышения зрелищности и популярности мотосоревнований начали проводиться мотогонки на ипподромах и велотреках, а затем и на специальных мототреках, которые были закрыты от пешеходов и общественного транспорта и могли проходить безостановочно.

Кроме того, появляются специальные испытания мотоциклов в соревнованиях по подъёму на холм и шоссейно-линейных гонках на установление рекорда скорости. Возникновение новых видов соревнований стимулировало создание специальных спортивных и гоночных мотоциклов.

Недостаточная зрелищность длинных шоссейных пробегов привела к возникновению шоссейно-кольцевых гонок. Прототипом гонки по замкнутому дорожному маршруту ограниченной длины с многократным прохождением круга стала серия гонок в бельгийских Арденнах, организованная Бельгийским Автомобильным Клубом в 1902 г.

Первые шоссейные состязания, организованные Французским Мотоциклетным Клубом на «Интернациональный Кубок», прошли в 1904-1905 гг. К участию допускались все страны, но только на технике собственного производства. В Англии на острове Мэн в 1907 году была организована собственная гонка - для стимуляции технического развития мотоциклетного строения, проводится она по сей день и известна как «Турист Трофи» (Isle of Man TT). Изначально для поощрения принципа экономичности расход бензина мотоциклов был ограничен. В 1909 г. это ограничение было снято и гонки Т. Т. стали исключительно скоростными.

С развитием дорожных гонок продолжалась работа по достижению максимальных скоростей в рекордных заездах на различные дистанции. Осуществимо это было только на прямых участках автострад или специальных треках. При этом к конструкции мотоцикла предъявлялись своеобразные требования - поворотливость и управляемость на виражах, а также процесс разгона и торможения играли здесь второстепенную роль.

Соединение скоростных соревнований с ездой по бездорожью привело к появлению мотокроссов - гонок по пересеченной местности. Считается, что начало подобным состязаниям было положено в 1908 году в Лондоне традиционной английской гонкой «погоня за лисой». В ней приняли участие конные кавалеристы наравне с мотоциклистами. Однако, только после первой Мировой войны в европейских странах была найдена наиболее удачная форма проведения мотокроссов.

В 1913 году испытания мототехники на плохих проезжих дорогах были официально включены в первые ежегодные шестидневные соревнования на регулярность движения - International Six Day Trial (ISDT). Позже эти соревнования получили название «эндуро».

В 1930-е годы наибольшую популярность приобретают трековые гонки, при этом улучшается качество трасс, растут скорости специальных гоночных мотоциклов.

С течением времени появляются и развиваются все новые виды спорта, связанные с мотоциклами. В настоящее время известно достаточное количество мотоциклетных дисциплин, выросших из развлекательных программ или шоу и ставших вполне самостоятельными видами спорта - например, таких как стантрайдинг, мотофристайл или супермото.

Мотоциклетные дисциплины

Все официальные спортивные соревнования регламентируются спортивным кодексом. В России на настоящий момент правила по каждой дисциплине мотоциклетного спорта устанавливаются в соответствии с Кодексом МФР и издаются отдельной брошюрой. Любые новые или дополнительные правила, принятые МФР, должны включаться в Кодекс или в приложения к нему.

Обычно различают следующие дисциплины мотоциклетного спорта:

Трековые дисциплины (спидвей)

Спидвей (от англ. speedway - скоростная дорога), или трековые мотогонки - один из видов мотоциклетного спорта.

Главное отличие спидвея от кольцевых мотогонок и мотокросса состоит в трассе, представляющей собой овал длиной от 260 м до 400 м (стандартная беговая дорожка стадиона), обычно с гаревым ровным покрытием. Однако, популярен и зимний вариант спидвея - по ледяному покрытию. Менее распространены гонки по земляному и травяному трекам, а также мотогонки на длинном треке.

Число участников обычно от 4 до 6 в каждом заезде. Наиболее популярны гонки на мотоциклах 500 см³, однако, соревнования проводятся и среди 250- и 125- см³ мотоциклов. Также известны соревнования на мотоциклах с коляской, мопедах и мотороллерах.

Соревнования проводятся с 1920-х годов. Первый чемпионат мира по спидвею прошёл в 1936 году.

Спидвей популярен по всему миру. Преимущества его перед другими видами - в относительной дешевизне; не требуется дорогой автотрассы формата Формулы-1 как для Moto GP, не нужно специально готовить пересечённую дорожку как в мотокроссе. Часто для проведения соревнований подойдёт обычная гаревая дорожка стадиона. Другое преимущество - зрителю постоянно видна вся трасса и положение гонщиков в заезде. К тому же спидвей отличается динамичностью - обычно гонщики проходят 4 круга, реже немногим больше.

Скорость в спидвее меньше, чем в кольцевых мотогонках - средняя скорость на круге 70-80 км/ч, на коротких участках - до 110 км/ч.

Зрелищности виду спорта добавляют нередкие падения участников. Обычно все обходится перезаездом, однако возможна и гибель спортсмена (в 1996 году погиб российский гонщик Риф Саитгареев, 27 августа 1984 года в Ровно во встрече команд высшей лиги чемпионата СССР "Сигнал" Ровно - "Башкирия " Уфа, в 5 заезде погиб гонщик "Сигнала" Александр Коршаков)

В СССР спидвей был весьма популярен, в зимнем спидвее советские гонщики находились на ведущих ролях в мире, однако, после распада страны мотоспорт в 1990-х годах пришёл в упадок. В начале XXI века спидвей в России постепенно возрождался: в открытом чемпионате страны в 2007 году приняло участие 7 команд из 6 городов России и Украины. Однако в результате финансового кризиса 2008 года бюджеты команд резко сократились и в сезоне 2009 года принимали участие всего три (минимальное количество за всю историю) команды: СК Турбина (г. Балаково), «Восток» (г. Владивосток), Мега-Лада (г. Тольятти).

Трековые дисциплины - соревнования, проводимые на эллиптическом треке, на дорожке со специальным гаревым, ледяным, земляным или травяным покрытием, имеющей два прямых участка и два левых поворота постоянного радиуса, без видимых виражей. В мире получили развитие следующие разновидности:

классический спидвей,

гонки по длинному треку (гросспидвей),

гонки по ледяной дорожке.

В трёх основных видах обычно проводят официальные соревнования под эгидой ФИМ. Но не все треки для спидвея и национальные правила отвечают международным требованиям.

Мотокроссовые дисциплины

Мотокроссовые дисциплины - гонки, проводимые на пересеченной местности или специальной площадке по замкутой трассе с естественными препятствиями. Обычно различают:

классический мотокросс - длина трассы должна быть не менее 1,5 км и не более 3 км, средняя скорость гонщиков не должна превышать 50 км/ч,

стадион-кросс, или суперкросс - соревнование, проводимое на стадионе под открытым небом или в зале по кроссовой трассе с использованием в качестве покрытия естественных материалов (песок, земля, дёрн и т. д.), длина трассы должна быть не менее 300 м в закрытых залах и 400 м на открытых стадионах.

Супермото

Супермото (англ. Supermoto) один из самых молодых видов мотоспорта, появившийся в Европе в 1985 году. Изначально так назывался специальный тип мотоциклов для гонок на небольших кольцевых трассах, сейчас обозначает также соревнования на таких мотоциклах.

Трасса для гонок супермото имеет как засфальтированные участки, подобно трассам для шоссейно-кольцевых гонок, так и участки с грунтовым покрытием подобно трассам для мотокросса.

Мотоциклы для супермото создаются на базе мотокроссовых мотоциклов, но с дорожными покрышками. Однако в последнее время наметилась тенденция делать мотоциклы супермото также и на базе мощных супербайков.

Супермото - соревнования на специальных мотоциклах проводимых на трассе с асфальтовым покрытием с включением элементов и участков трассы мотокросса (70 % - асфальтовое покрытие, 30 % - грунтовая дорога с препятствиями). Длина дистанции - от 500 до 2000 м.

В 2015 году Чемпионом по Супермото в России стал петербуржец Макар Юрченко. Гонщик получил титул Чемпиона досрочно на 6-м этапе Супермото в Санкт-Петербурге.

Эндуро

Эндуро - соревнования на мотоциклах, проводимые на дорогах с различным покрытием и по пересеченной местности с соблюдением заданного графика движения и выполнения условий дополнительных состязаний.

Отдельно выделяют смежные дисциплины с элементами эндуро:

классическое эндуро,

экстремальное эндуро,

хард эндуро,

ралли-рейды на мотоциклах.

Кросс-кантри

Кросс-кантри отличается от классического эндуро отсутствием участков, по которым гонщики перемещаются как обычные участники дорожного движения. Международная Мотоциклетная Федерация определяет кросс-кантри как самостоятельную дисциплину мотоспорта.

Эндуро-кросс

Эндуро-кросс - гибрид суперкросса, триала и эндуро.

Шоссейно-кольцевые гонки

Шоссейно-кольцевые гонки - соревнования по замкнутой трассе с высококачественным асфальтовым покрытием. Длина круга кольцевой гонки должна быть не менее 3 км. Характерная особенность этого вида мотоспорта - наличие большого числа крутых правых и левых поворотов, преодолеваемых гонщиками на высоких скоростях. Гонки могут проводиться как на специально построенных мотоциклах (МотоГП), так и дорожных мотоциклах различной степени доработки (но не всегда, в зависимости от погоды) (Супербайк).

Шоссейно-кольцевые гонки на выносливость

Шоссейно-кольцевые гонки на выносливость (эндуранс) - состязания команд, спортсмены которых меняются в процессе соревнования, управляя при этом только одним своим мотоциклом.

Мотобол

Мотобол - игра двух противоборствующих команд на мотоциклах, стремящихся забить мяч в ворота соперников, защищаемые вратарем. Команда состоит из 6 игроков: трёх нападающих, защитника, вратаря и запасного. Все игроки, кроме вратаря, на мотоциклах. Продолжительность игры 80 минут, разделённых на 4 периода по 20 минут.

Мототриал

Мототриал - соревнования по короткой трассе на пересеченной местности или площадке с искусственными препятствиями, где оценивается мастерство гонщика при их преодолении с лимитом времени прохождения дистанции, в маршрут которой включаются контролируемые труднопроходимые участки. В соревнованиях используются специальные триальные мотоциклы, имеющие характерную геометрию, непригодную для сидения, все трюки выполняются стоя.

Шоссейно-линейные гонки

Шоссейно-линейные гонки - соревнования на дороге с усовершенствованным покрытием между двумя контрольными пунктами, закрытой на время соревнований для движения транспорта и пешеходов. Гонки проводятся только на мотоциклах дорожного типа всех классов.

Скийоринг

Скийоринг - соревнования экипажей, состоящих из гонщиков на мотоциклах или снегоходах, каждый из которых буксирует лыжника по незамкнутой или круговой снежной, ледяной или смешанной трассе или между контрольными пунктами. На мотоциклах не допускается применение шипов и цепей противоскольжения.

Фигурное вождение

Фигурное вождение (во многих странах получило распространение как «Moto Gymkhana») - соревнования по выполнению специальных упражнений на ровной горизонтальной, имеющей твёрдое гладкое покрытие площадке с особой разметкой и искусственными препятствиями. Допускаются участники с любым стажем вождения на мотоциклах-одиночках дорожного типа любых классов, мотороллерах и мопедах. На одном мотоцикле разрешается выступать нескольким участникам.

Заезды на установление рекордов

Заезды на установление рекордов - проводятся на специальных трассах для достижения максимальной скорости или другого показателя. Обычно различают:

рекорды скорости на короткие дистанции,

рекорды скорости на длинные дистанции,

рекорды по времени,

местные рекорды скорости,

рекорды трассы.

Мотофристайл (FMX)

Мотофристайл представляет собой затяжные прыжки с трамплина в длину на кроссовых мотоциклах с выполнением спортсменом акробатических номеров в прыжке. Был признан FIM отдельным видом спорта лишь в 2005 году, хотя соревнования на мировом уровне (то есть с участием сильнейших райдеров разных континентов) проводились ещё с 1999 года.

Стантрайдинг

Стантрайдинг - трюковая езда на мотоцикле. Как прикладная дисциплина существует давно, однако, как официальный вид спорта (на момент 2012 года) пока не признан ФИМ. Неофициальные чемпионаты мира, собирающие сильнейших райдеров планеты, проводятся регулярно в Европе вот уже несколько лет подряд. В России до 2008 года соревнований по стантрайдингу не проводилось. С 2009 года на постсоветском пространстве проводится Чемпионат Восточной Европы по Стантрайдингу

Другие дисциплины

Кроме перечисленных выше, могут проводиться и другие соревнования по временным правилам или условиям, оговорённым в положении например, моторалли, хилклимбинг (подъём на холм), мотоориентирование, мотоэстафеты, мини-мотобол, мини-мотокросс, рейды-марафоны, гонки на спринтерах и драгстерах.

К мотоциклетным дисциплинам обычно также относят (и указывают в спортивном кодексе):

Гонки на снегоходах (кросс или эндуро) - гонки по снежной трассе с различными препятствиями на пересечённой местности.

Трофи-рейды на квадроциклах.

Шоссейно-кольцевые гонки на скутерах и мини-мотоциклах. Соревнования проводятся на треках или картинговых трассах. Мини-байки делятся на два класса: мини и миди. В России основные соревнования по мини-байку (Кубок России) проходят совместно со скутерными соревнованиями.

Мотоциклетные виды спорта, включенные в ВРВС

Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС) создан с целью совершенствования статистической отчётности в области физической культуры и спорта, а также систематизации видов спорта и спортивных дисциплин, культивируемых на территории Российской Федерации. Виду спорта, включенному в ВРВС, присваивается базовый номер-код, состоящий из 11 знаков.

Как вид спорта «Мотоциклетный спорт» в России включен во ВРВС под номером 0910005511Я.

Наименование дисциплины / Номер-код дисциплины

гонки на гаревой дорожке - класс 500 - командные соревнования / 0910461511А

гонки на гаревой дорожке - класс 500 - среди пар / 0910471511М

гонки на льду - класс 125 / 0910013511А

гонки на льду - класс 500 - командные соревнования / 0910453511М

гонки на льду - класс 500 / 0910033511М

гонки на гаревой дорожке - класс 80 / 0910041511Ю

гонки на гаревой дорожке - класс 125 / 0910051511Ю

гонки на гаревой дорожке - класс 500 / 0910061511А

гонки на длинном треке - класс 80 / 0910071511Ю

гонки на длинном треке - класс 125 / 0910081511Ю

гонки на длинном треке - класс 500 / 0910091511А

гонки на травяном треке - класс 80 / 0910101511Ю

гонки на травяном треке - класс 125 / 0910111511Ю

гонки на травяном треке - класс 500 / 0910121511А

кросс-кантри - класс «Open» / 0910331511Л

кросс-кантри - класс 450 / 0910321511М

кросс - квадроциклы / 0910361511Л

мотокросс - класс 50 / 0910131511Н

мотокросс - класс 65 / 0910141511Н

мотокросс - класс 85 / 0910151511Н

мотокросс - класс «Open» / 0910281511Л

мотокросс - класс 125 / 0910161511Г

мотокросс - класс 250 / 0910171511М

мотокросс - класс 500 / 0910021511М

мотокросс - командные соревнования / 0910291511Л

мотокросс с коляской - класс 500 / 0910181511М

мотокросс с коляской - класс 750 / 0910191511М

суперкросс - класс 125 / 0910301511Н

суперкросс - класс 250 / 0910311511М

супермото - класс 250 / 0910341511М

супермото - класс 450 / 0910351511М

эндуро - квадроциклы / 0910371511Г

кросс на снегоходах / 0910203511А

шоссейно-кольцевые гонки - класс «Minibike» / 0910441511Я

шоссейно-кольцевые гонки - класс «Superbike» / 0910391511Л

шоссейно-кольцевые гонки - класс «Supersport» / 0910401511Л

шоссейно-кольцевые гонки - класс «Superstok 600» / 0910411511Л

шоссейно-кольцевые гонки - класс «Superstok1000» / 0910421511Л

шоссейно-кольцевые гонки - класс 125 / 0910211511А

шоссейно-кольцевые гонки - класс 250 / 0910221511М

шоссейно-кольцевые гонки - класс 500 / 0910231511М

шоссейно-кольцевые гонки на выносливость - командные соревнования / 0910431511Л

мотобол / 0910242511А

мототриал / 0910251511А

трофи-рейд - квадроциклы / 0910381511Л

эндуро на мотоциклах / 0910261511А

эндуро на снегоходах / 0910273511А

Все вышеперечисленные дисциплины имеют спортивное международное объединение и получили признание МОК (Международного Олимпийского Комитета), не имеют ведомственной принадлежности.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков