Как ип списывать расходы на гсм. ИП

Как ип списывать расходы на гсм. ИП

"Арсенал предпринимателя", 2011, N 5

Предприниматели часто используют в своей работе собственный или арендованный автомобиль. При этом затраты на ГСМ являются наиболее регулярными. Возможно ли в таком случае учесть в расходах при применении общей системы налогообложения затраты на его обслуживание?

Общие положения

Порядок учета расходов при применении предпринимателем общей системы налогообложения и расчете НДФЛ к уплате прописан в ст. 221 НК РФ.

Расходы на ГСМ при использовании транспорта относятся к материальным расходам (п. 17 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного совместным Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430, далее - Порядок учета доходов и расходов).

Согласно п. 22 Порядка учета доходов и расходов материальные расходы, осуществленные при изготовлении товаров (выполнении работ, оказании услуг), списываются полностью на затраты в части реализованных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае если нормативными актами предусмотрены нормы расхода, то по установленным нормам.

При списании топлива предпринимателю следует руководствоваться Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте". Данные нормы устанавливаются для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей. Они соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению и учитывают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Нормы расхода топлива рассчитаны в соответствии с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов.

В отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, при определении норм расхода топлива налогоплательщику следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (Письмо Минфина России от 04.05.2005 N 03-03-01-04/1/223).

Особенности применения нормативов списания ГСМ для служебного транспорта

По мнению чиновников, при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля необходимо учитывать Нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом. Причем такой точки зрения придерживаются как Минфин в Письмах от 14.01.2009 N 03-03-06/1/6, от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57, так и налоговые органы (Письма УФНС России по г. Москве от 03.11.2009 N 16-15/115253, от 13.10.2009 N 16-15/107268).

Следует иметь в виду, что данные Нормы являются для предпринимателей не обязательными к применению. Они могут быть использованы для установления внутренних норм расходования ГСМ как для целей контроля со стороны индивидуального предпринимателя для наемных работников, так и для экономического обоснования понесенных расходов.

Судебная практика. В Постановлении ФАС Центрального округа от 04.04.2008 по делу N А09-3658/07-29 суд, признавая позицию налогового органа неправомерной, указал, что НК РФ не предусмотрено нормирование расходов ГСМ в целях налогообложения прибыли. Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом, на которые ссылается налоговый орган, носят рекомендательный характер. Кроме того, в путевых листах есть все необходимые данные, затраты на приобретение ГСМ подтверждены кассовыми чеками и авансовыми отчетами, поэтому спорные затраты правомерно учитывались налогоплательщиком при исчислении налога на прибыль.

Аналогичная позиция высказана в Постановлении ФАС Московского округа от 28.09.2007 N КА-А41/9866-07.

Согласно п. 1 ст. 221 НК РФ состав расходов, принимаемых к вычету при определении налоговой базы по НДФЛ, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций". Следовательно, приведенные выводы судов можно применить и к предпринимателям, уплачивающим НДФЛ с доходов от своей деятельности.

При установлении внутренних норм списания топлива следует учесть, что согласно п. 5 Норм расхода топлива базовый расход топлива может увеличиваться в зависимости от разных обстоятельств, например, времени года, года выпуска автомобиля, использования в автомобиле дополнительных энергозатратных устройств, таких как "климат-контроль", кондиционер. Полный перечень повышающих и понижающих коэффициентов приведен в п. п. 5 и 6 Норм расхода топлива.

Смазочные средства (масла, тормозные жидкости, тосол) списываются также по определенной норме, причем нормы расхода масел установлены в литрах, а нормы расхода смазок - в килограммах. Предельные значения норм эксплуатационного расхода смазочных материалов приведены в Приложении 1 к Нормам расхода топлива.

Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей, прошедших капитальный ремонт, а также для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет.

Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.

Особенности оформления первичных документов для списания ГСМ

Для обоснованного включения в себестоимость расходов на содержание производственного транспорта необходимо наличие первичных документов, в том числе путевых листов, на основании которых можно сделать вывод о производственном характере движения транспорта (Постановление ФАС Уральского округа от 28.05.2008 N Ф09-3842/08-С2). Такими первичными документами в данном случае являются путевые листы по формам, утвержденным Приказом Минтранса России N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте", и чеки ККМ, подтверждающие приобретение ГСМ. Требования к оформлению путевых листов также перечислены в Приказе Минтранса России от 18.09.2008 N 152.

По мнению Минфина России, вместо унифицированной формы можно также использовать форму путевого листа, самостоятельно разработанную налогоплательщиком (Письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161). Но она должна содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные Приказом Минтранса России N 152.

Согласно положениям Приказа Минтранса России N 152 путевой лист оформляется на каждое транспортное средство (собственное или арендованное), используемое индивидуальным предпринимателем в своей деятельности.

Он может оформляться на один день или срок, не превышающий одного месяца. При этом путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  1. наименование и номер путевого листа;
  2. сведения о сроке действия путевого листа;
  3. сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  4. сведения о транспортном средстве;
  5. сведения о водителе.

Оформленные путевые листы регистрируются в журнале регистрации путевых листов.

Судебная практика. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 22.04.2009 N Ф04-2285/2009(4825-А27-26) по делу N А27-12960/2008-6 указано, что для признания расходов на приобретение ГСМ необходимо наличие не только кассовых чеков, но и правильно оформленных путевых листов, подтверждающих фактический расход бензина и свидетельствующих о работе транспортного средства на цели производственной деятельности. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.08.2007 по делу N А56-10097/2005 довод предпринимателя о том, что ненадлежащее оформление путевых листов небезосновательно расценено ИФНС как основание для признания неправомерным занижения предпринимателем НДФЛ и ЕСН на сумму затрат на приобретение ГСМ, со ссылкой на подтверждение соответствующих расходов кассовыми чеками АЗС необоснован, поскольку названные чеки не подтверждают факт использования ГСМ для определенного автомобиля в предпринимательских целях.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2008 N Ф04-7500/2008(16942-А27-37) суд указал, что расходы по ГСМ списываются по километражу, который определяется как разница данных спидометра на момент выезда из гаража и возвращения. Показания спидометра автомобиля при возвращении в гараж, указанные в путевом листе, должны соответствовать показаниям спидометра при выезде из гаража на следующий день. Пройденный за день километраж также отражается в путевом листе. В связи с этим путевой лист, в котором отсутствуют показания спидометра и маршрут, не может подтверждать расходы по списанию ГСМ (см. также Постановления ФАС Центрального округа от 18.04.2008 по делу N А36-3124/2006, ФАС Северо-Западного округа от 20.05.2010 по делу N А05-15073/2009).

Ю.Суслова

ООО "Аудит Консалт Право"

Любая коммерческая деятельность направлена на получение прибыли, причем по принципу «чем больше – тем лучше». И деятельность индивидуального предпринимателя не исключение, он тоже стремится получить максимальную прибыль, увеличивая доходы и оптимизируя свои расходы. В этой статье мы рассмотрим возможность учета предпринимателем расходов на содержание личного автомобиля при расчете налогов. Иногда автомобиль ИП нужен действительно для бизнеса, а не для понтов и личных разъездов. Можно ли отстоять такие расходы?

Автомобиль как основное средство

Первым моментом, когда индивидуальный предприниматель может учесть «автомобильные» затраты в расходах, является его включение в состав основных средств. Ведь тогда появляется возможность или ежемесячного начисления амортизации (при ОСНО), или включения стоимости машины в состав расходов в первый год ее использования (при УСН).

Только не каждый ИП вправе включить в состав основных средств свой личный автомобиль. Чиновники считают, что основным средством можно признать лишь тот автотранспорт, который непосредственно участвует в получении предпринимателем дохода, например, при осуществлении грузовых или пассажирских перевозок. Если же бизнесмен использует автомобиль как вспомогательное средство (например, для поездок в банк), то он не может быть признан ОС (письмо Минфина России от 26.03.2008г. №03-04-05-01/79).

Но даже если деятельность коммерсанта напрямую связана с использованием данного транспортного средства, возникает новый вопрос – можно ли учесть в расходах стоимость автомобиля, приобретенного ранее регистрации владельца в качестве ИП? Минфин развеял сомнения в своем письме от 06.06.2013г. №03-11-11/164. В нем сказано, что ИП, находящийся на упрощенной системе налогообложения, вправе учесть расходы на приобретение автомобиля в течение первых трех лет применения УСН.

Обратите внимание, в письме была рассмотрена ситуация, когда имели место быть сразу три обстоятельства: приобретение транспортного средства (бензовоза) физическим лицом, впоследствии зарегистрировавшегося в качестве ИП и использовавшего данное средство в своей деятельности. Чиновники квалифицировали покупку бензовоза как операцию, осуществленную в целях предпринимательской деятельности, и признали право ИП учесть данное средство как ОС с последующим включением расходов на его приобретение в расчет единого налога при УСН.

Включение автомобиля в состав основных средств для предпринимателя не составит особого труда – достаточно иметь документы, подтверждающие затраты на его покупку, и приказ или распоряжение о признании его основным средством. Но если при проверке налоговики не согласятся с таким решением, бизнесмену придется отстаивать свою позицию в суде.

Учитываем ГСМ

Когда предприниматель не хочет рисковать и решает не включать стоимость автомобиля в расходы, как еще он может уменьшить налог при помощи «автомобильных» затрат? Самый простой способ – учесть в расходах стоимость бензина. Но и здесь есть спорный вопрос – нормировать или нет затраты на топливо?

Исторически сложилось мнение, что расходы на ГСМ надо непременно нормировать. Существуют Методические рекомендации Минтранса России от 14.03.2008г. №АМ-23-р, содержащие нормы расхода топлива, а также коэффициенты для различных территорий, времен года и т.д. Данные нормативы изначально разрабатывались для автотранспортных предприятий, но налоговые органы считают их применение необходимым для всех налогоплательщиков.

Если в Рекомендациях вы не нашли норм для своего автомобиля, то можно воспользоваться данными завода-изготовителя или разработать нормы расхода топлива самостоятельно. Но, обратите внимание, в НК РФ нет никаких условий о нормировании расходов на ГСМ, поэтому вы можете от него отказаться. Только в этом случае будьте готовы к судебным разбирательствам с налоговиками.

Минфин подтверждает мнение, что нормировать расходы на бензин не обязательно, как и использовать нормы, установленные Минтрансом (письмо Минфина России от 27.01.2014г. №03-03-06/1/2875).

Суды тоже встают на сторону налогоплательщиков в спорах с налоговыми органами и позволяют списывать в расходы полную стоимость топлива (постановление ФАС Центрального округа от 04.04.2008г. по делу №А09-3658/0729, постановление ФАС Московского округа от 25.09.2007г., 28.09.2007г. по делу №КАА41/986607).

Не зависимо от того, будете вы нормировать затраты на бензин или нет, следует составить решение с перечнем личного имущества, используемого в предпринимательской деятельности. Включив в него автомобиль, вы будете вправе принимать к налоговому учету все экономически обоснованные расходы, связанные с его эксплуатацией.

Документальное подтверждение

В случае с обоснованием расходов на топливо одними чеками АЗС не обойтись, придется оформлять и такой документ, как путевой лист. В нем содержится вся информация о маршруте поездки, времени выезда и возвращения, а также показания одометра. Форму путевого листа вы можете разработать самостоятельно, указав обязательные реквизиты, утвержденные приказом Минтранса от 18.09.2008г. №152. Порядок заполнения путевых листов также указан в данном нормативном акте.

Важная деталь: если вы используете личный автомобиль в предпринимательской деятельности, то в договорах, счетах, письмах и прочих документах указывайте тот факт, что доставку, например, осуществляет сам ИП или что переговоры ведутся на территории партнера и т.д. Конечно, это не заменит путевых листов, но будет являться дополнительным подтверждением экономической обоснованности расходов.

Эксплуатационные расходы

В отличие от расходов на ГСМ, расходы на эксплуатацию автомобиля учесть не так просто. Если деятельность предпринимателя напрямую связана с использованием личного транспортного средства, то эксплуатационные расходы будут обоснованы. А вот если автомобиль используется для поездки в офис или в банк, то налоговые инспекторы однозначно не примут расходы на его содержание в качестве уменьшающих налоговую базу.

В судебной практике тоже не все решения выносятся в пользу ИП. Например, ФАС Западно-Сибирского округа не согласился с решением предпринимателя включать в расходы затраты на оплату автостоянки, техосмотра, ОСАГО, приобретение ГСМ (бензина, масла, охлаждающей жидкости) и т.п. (постановление от 26.02.2008г. №Ф04-1130/2008 (973-А45-34)).

Судьи обосновали свое решение тем, что деятельность бизнесмена была связана с оказанием юридических услуг, а личный автомобиль использовался для поездки в офис. Следовательно, затраты на его содержание никак не были связаны с получением предпринимателем дохода от оказания юридических услуг, а значит, не могли включаться в состав расходов.

Определяем вид затрат

Итак, «автомобильные» затраты можно включить в расходы и тем самым уменьшить налоги. В частности, у предпринимателя, находящегося на упрощенке, уменьшается единый налог, а ИП, применяющий общий режим налогообложения, может включить эти расходы в состав профессионального вычета по НДФЛ.

Самым «безопасным» для коммерсанта расходом является приобретение ГСМ, поскольку налоговики практически не обращают на него внимания (если все правильно оформлено, конечно). Но надо решить, к какому виду затрат его отнести.

Приобретение топлива для личного автомобиля, используемого в предпринимательской деятельности, связанной с перевозками, можно отнести к материальным расходам (пп.5 п.1 ст.254 НК РФ). Если же деятельность ИП далека от транспортных перевозок, но бизнесмен активно использует свой автомобиль для доставки заказов, деловых поездок и т.д., то затраты на бензин относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп.11,12 п.1 ст.264 НК РФ).

В упрощенной системе налогообложения данные виды затрат также включены в закрытый перечень расходов. Поэтому «упрощенцы» в зависимости от вида деятельности могут учитывать расходы на приобретение ГСМ и как материальные (пп.5 п.1 ст.346.16 НК РФ), и как расходы на содержание служебного транспорта (пп.12 п.1 ст.346.16 НК РФ).

О расходах на командировки для ИП, . Можно ли учесть расходы ИП, осуществленные до государственной регистрации, .

24.03.2016

Нормирование расходов на ГСМ

Налоговый кодекс РФ не содержит каких-либо требований, указывающих на необходимость производить нормирование топлива при использовании автотранспорта. Представлено только одно непременное условие: на все израсходованное топливо должны быть представлены путевые листы, подтверждающие целевое использование денег. Вид путевых листов есть разработанная законодательно, но никто не мешает использовать свою при условии, что в ней есть все графы установленные Приказом Минтранса РФ №152 от 18.09.2008 года.

Ныне действующая редакция НК РФ не включает никакие положения, в соответствии с которыми предприятия были бы обязаны вводить нормирование ГСМ при работе на «упрощенке». Налогоплательщик имеет право самостоятельно ввести нормирование, но делать это не обязан. В качестве ссылки следует использовать нормативные документы:

Письмо Минфина №03-03-06/1/2875 от 27.01.2014;

Письмо Минфина №03-03-06/01/20097 от 03.06.2013.

Приоритет в решении вопроса о вводе нормирования ГСМ отдан организациям и предпринимателям. Им дано право устанавливать нормы расхода, исходя из собственных данных о расходе и информации, обозначенной в ПТС. В виде дополнительного источника информации можно применять нормы расхода ГСМ, обозначенные в Распоряжении Минтранса РФ №АМ-23-р от 14.03.2008. Но на данный документ обязаны обращать внимание лишь компании, у которых автоперевозки являются приоритетным видом деятельности. Для остальных данный документ - только для ознакомления.

Какие документы необходимы для организации учета ГСМ для предприятий, работающих на УСН?

Перечень документов будет зависеть от типа автомобиля и его принадлежности:

1. наиболее распространенный вариант: компания использует машины, находящиеся в ее собственности. Основанием для принятия на затраты расходов на приобретение ГСМ по статье «расходы на содержание служебного транспорта» будет ст. 346.16 НК РФ в части пункта 1 подпункта 12;

2. использование персонального автомобиля ИП в деятельности, направленной на извлечение прибыли. Закон не запрещает ИП использовать свое личное имущество с этой целью. Если предприниматель работает с использованием УСН, то имеет законное право принять расходы на ГСМ к зачету по статье «расходы на содержание служебного транспорта» в соответствии со ст. 346.16 НК РФ в части пункта 1 подпункта 12;

И для первого, и для второго случая необходимо подтвердить документально затраты на ГСМ. Это могут быть накладные, платежные поручения при оплате по безналичному расчету, товарные и кассовые чеки, оформленные должным образом. Главное: предприятие или ИП должно доказать, что расходы были совершены фактически. Если все документы, подтверждающие траты на руках, то их можно включать в книгу учета доходов и расходов.

Особо стоит остановиться на затратах на ремонт или ТО транспорта. Для решения этого вопроса нужно обратить пристальное внимание на ст. 254 НК РФ в части пункта 1 подпункта 6. И данная статья говорит о том, что при наличии документов, подтверждающих оплату услуг, данные расходы могут быть приняты к зачету.

Если автомобиль приходилось ремонтировать, есть документы, подтверждающие этот факт, то ст. 346.16 НК РФ в части пункта 1 подпункта 3 разрешает принимать данные расходы к зачету.

Стоит рассмотреть еще одну ситуацию использования транспорта: аренду машины, принадлежащей сотруднику компании. В этом случае можно пользоваться всеми теми же правилами, что и для собственного транспорта компании с несколькими ограничениями:

Должен быть официально заключен договор аренды машины;

В договоре аренды должен содержаться пункт, в соответствии с которым все расходы по ремонту, обслуживанию, обеспечению ГСМ ложатся на арендатора.

Если договор является возмездным, то арендная плата также может быть принята арендатором к зачету на основании ст. 346.16 НК РФ в части пункта 1 подпункта 5. Но данное положение не касается ИП в части использования личного транспорта в предпринимательских целях.

Остался еще один вариант использования транспорта компаниями: сотрудник по служебным надобностям ездит на личной машине. Если договора аренды нет, то и принять ГСМ к зачету компания не может. Ей дано право включать в КУДИР только расходы в пределах законодательно указанной нормы на компенсацию сотруднику расходов на амортизацию, бензин и прочее. Основанием для данного действия будет ст. 346.16 НК РФ в части пункта 1 подпункта 12:

При использовании в служебных целях личного автомобиля с объемом двигателя, не превышающим 2 тыс. куб. см, сотрудник может рассчитывать на компенсацию в размере 1200 рублей ежемесячно;

Если объем двигателя превышает 2 тыс. куб. см, то размер компенсации составляет 1500 рублей ежемесячно.

Основанием для определения размера компенсации можно считать Постановление Правительства России №92 от 08.02.2002 года.

Если расходы в действительности превышают означенную сумму, то организация вправе их оплачивать в соответствии с внутренними нормативными актами. Но налоговая инспекция при проверке укажет, что расходы приняты к зачету неправомерно. В КУДИР должны быть обозначены только 1200 или 1500 рублей. Помимо этого, стоит, что данная компенсация обозначена за полный рабочий месяц. Если личная машина использовалась не все дни в рабочих целях, то компенсацию нужно соответствующим образом уменьшить. Основание - письмо Минфина №03-03-01-02/140 от 16.05.2005 года.

Все записи в КУДИР в обязательном порядке подтверждаются соответствующими документами, из которых нужно особо выделить путевой лист.

Все расходы на ГСМ могут быть приняты организацией к зачету только при условии наличия путевых листов, подтверждающих, что автотранспорт действительно передвигался за пределами территории предприятия по определенному маршруту. Для каждой машины путевой лист выписывается индивидуально на срок, не превышающий один календарный месяц.

Предприятия, занимающиеся автоперевозками в качестве основного вида деятельности, обязаны использовать унифицированную форму, утвержденную Росстатом РФ. Остальным предоставлено право, как использовать унифицированную форму, так и собственную при условии наличия всех необходимых граф.

Не менее важны для подтверждения целевых расходов на ГСМ и первичные документы. К ним относятся: товарные и кассовые чеки, платежные поручения, подтверждающие оплату по безналичному расчету. Если оплата производилась с корпоративной карты через терминал, то прикладывается соответствующая выписка. Вид документов зависит от формы оплаты, типа АЗС и иных факторов.

Если ГСМ закупается в организации не централизованно, а приобретается через подотчетных лиц по мере надобности, то обязательным документом является авансовый отчет, заполненный водителем и утвержденный должностным лицом, имеющим соответствующие полномочия. К авансовому отчету в обязательном порядке подшиваются все документы, подтверждающие расходы.

Для того, чтобы избежать лишних вопросов при проверке о наличии или отсутствии нормирования ГСМ на предприятии, лучше заранее заготовить приказ за подписью руководителя, в котором в произвольной форме будет указано, производит ли предприятие нормирование ГСМ или принимает к зачету все фактически понесенные расходы.

В конце данной статьи нужно еще раз указать наиболее важные моменты:

1. предприятие вправе самостоятельно решать, нормировать ли расходы на ГСМ или списывать в полном объеме. Исключение - компании, занимающиеся автомобильными перевозками;

2. если предприятие приняло решение нормировать расходы на ГСМ, то для пересмотра норм в течение года должны быть веские основания. Такое изменение лучше закрепить приказом за подписью соответствующего должностного лица;

3. расходы на ГСМ можно нормировать в зависимости от периода года: лето, зима;

4. если по вине водителя обозначен явный перерасход ГСМ, то из заработной платы можно удержать не более одного среднемесячного заработка. Сделать это можно только на основании решения созданной комиссии, и если с момента, как перерасход выявлен. Если прошло больше месяца, или сумма ущерба превышает размер среднемесячного заработка, то удержание возможно только по решению суда.

Все расходы организации или предприятия в целях бухгалтерского и налогового учёта должны документально подтверждаться , в противном случае неучтённые расходы будут считаться серьёзным нарушением, и руководство юридического лица может понести из-за них достаточно серьёзную ответственность.

Это касается также расходов на ГСМ, при этом стоит отметить, что правильно рассчитанные и оформленные они могут быть отнесены на расходные статьи баланса. В результате может уменьшиться налогооблагаемая база, берущаяся за основу при расчёте налога на прибыль.

Понятия «ГСМ» и «Путевой лист»

Учёт движения горюче-смазочных материалов напрямую связан с путевыми листами, при этом под ГСМ понимают:

  • топливо различных видов, например, дизель, бензин, газ;
  • масла и смазки;
  • различные присадки и добавки, например, охлаждающие и тормозные.

Конкретный перечень используемых горюче-смазочных материалов, используемых при эксплуатации транспортного средства, зависит от его вида и модели . Существуют автомобили, работающие на бензине и дизельном топливе. Кроме того, некоторые транспортные средства, например, автобусы, оснащают газотопливным оборудованием для экономии.

В этом случае газ также относится к ГСМ. Существуют нормативы их списания, утверждённые Минтрансом России, также они могут быть приняты на предприятии самостоятельно. Такие нормативы учитывают некоторые дополнительные параметры , например, время года и сезон, а также различные корректирующие коэффициенты.

Учёт данных материалов на предприятии в большинстве случае производиться на основе первичного документа учёта – путевого листа . Под путевым листом понимают документ, в котором фиксируется место отправления и прибытия автомобильного транспорта, расход топлива и смазочных материалов при этом, наименование перевозимого груза, цель поездки и иные сведения, имеющие отношение к ней.

Путевой лист оформляется как на собственный транспорт, так и на взятый в аренду. В общих случаях используют путевой лист формы №3 , для коммерческого транспорта предусмотрен лист формы №ПГ-1 , при использовании грузовика с повремённой формой оплаты применяется форма №4-П . Существуют также иные формы путевых листов.

Кроме путевого листа для списания горюче-смазочных материалов необходим приказ руководителя юридического лица , в котором утверждены нормы такого списания. При этом стоит отметить, что использование личного автомобиля в интересах компании также оформляется путевым листом для списания ГСМ.

Поступление данных материалов на предприятие оформляется приходным ордером . Само же списание происходит обычно один раз в месяц лицом, ответственным за это. Таким лицом практически всегда является сотрудник бухгалтерии, например, материальный бухгалтер.

Что же касается самого порядка списания, то он состоит в составлении соответствующего акта представителями специально созданной для этого комиссии в количестве не менее трёх человек .

К нему прикладывают документы первичной бухгалтерской отчётности, а именно: накладная-требование, заправочные карточки, чеки АЗС. Цель данных документов – подтвердить фактический объём потребленных горюче-смазочных материалов.

Пример расчёта

Расчёт списания ГСМ производиться на каждую марку автомобильного транспорта отдельно, при этом обязательно учитывается общий километраж пройденного пути. Так, производить расчет для легкового автомобиля можно по формуле:

QH = 0,01 * Hs * S * (1 + 0,01 * D), где

  • H – базовая норма расхода топлива, определяющаяся в виде пробега автомобиля в литрах на 100 километров;
  • S – общий пробег транспорта в течение рабочей смены в километрах;
  • D – поправочный коэффициент в процентах.

В качестве примера можно взять достаточно распространённый на производствах автомобиль марки ГАЗ-3110 с двигателем ЗМЗ-4026.10. У него базовая норма потребления топлива равна 13 литров на 100 километров.

Автомобиль использовался для сбыта готовой продукции в зимний период. Общий пробег составил по области (НРо) 104 километра, по городу (HPг) — 128 километров. В результате за эксплуатацию в зимний период была взята надбавка 10% и за эксплуатацию

Рассчитываем норму расхода топлива: HPг = (0,01 * 13 * 128 * (1 + 0,01 * 20%)) = 16,67 литра НРо = (0,01 * 13 * 104 * (1 + 0,01 * 10)) = 13,53 литра. Согласно данным путевого листа было израсходовано 30,2 литра в течение рабочего дня. Если брать такой показатель за средний, то за месяц расход ГСМ в производственных целях составит:

НРм = НРд * Т, где

НРм – это нормативный расход топлива за рабочий день, Т – это количество рабочих дней в одном месяце.

Таким образом, НРм = 30,2 — 21 = 634,27 литра.

В этом случае при списании ГСМ может быть указанно 623,27 литра топлива при работе автомобиля в течение месяца. Что же касается списания тосола, тормозной жидкости и т.д., то их списание производится согласно ранее утверждённым нормам потребления.

Отдельно стоит упомянуть о том, что в случае капитального ремонта автомобиля или же достижении им срока эксплуатации 5 лет, норма расхода смазочных материалов и топлива может быть увеличена на 20%.

Можно ли списать без путевого листа

Существуют случаи, когда списание ГСМ производиться без использования путевого лица. Это:

  • учёт по лимитам;
  • компенсация понесённых расходов.

В первом случае на предприятии должна быть установлена система контроля расхода горюче-смазочных материалов . В этом случае на единицу транспорта в месяц выделяют зарезервированные денежные средства на их приобретение.

Также для этого используются топливные карты АЗС, при этом деньги по ним не должны превышать установленную норму. Данная система хороша в случае использования автотранспорта по одному и тому же ежедневному маршруту.

Во втором случае требуется заключить договор на использование личного автомобиля между организацией и её сотрудником на основании ст. 188 Трудового кодекса РФ .

Здесь ограничения на выплаты устанавливаются в зависимости от марки, модели и модификации автомобиля. Само же списание ГСМ производится на основании установленными предприятием нормам.

Особенности учёта

Прежде чем приступить к списанию горюче-смазочных материалов, юридическому лицу необходимо определиться со способом его учёта. Так непосредственно заправку топлива выполняет сам водитель автомобиля, используя выделенные на это денежные средства. После окончания заправки он обязан сдать авансовый отчёт в бухгалтерию . К нему прилагается чек АЗС. Топливо в дальнейшем оприходуется по счету 10 «Материалы» .

Израсходованные ГСМ отражаются при списании на следующих счетах :

  • 20 «Основное производство»;
  • 26 «Общехозяйственные расходы»;
  • 44 «Расходы на продажу».

Непосредственно выбор того или иного счёта лежит на руководстве предприятия. При этом по налоговому учёту операция списании ГСМ проводиться по статье 254 Налогового кодекса и включается в материальные затраты.

При этом ничто не препятствует отнести их к прочим расходам на основании ст. 264 НК РФ . В любом случае с политикой учёта и списания ГСМ стоит определиться заранее, так как эти процедуры являются текущими и будут периодически повторяться.

Пошаговая инструкция по списанию ГСМ в 1С представлена ниже.

289 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (3)

    получен
    гонорар 50%

    Юрист, г. Кемерово

    Общаться в чате
    • 7,2 рейтинг

    Добрый день!

    Я - ИП, УСН (минус расходы) Пользуюсь своей легковой машиной для подвоза товара. Могу ли списывать расходы на заправку и ремонт автомобиля в расходы. Если да, то на каком основании. Спасибо!
    Александр

    Согласно

    ст. 346,16 НК РФ: 1. При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации

    Соответственно, считаю, что Вы вправе включить такие затраты в расходы, но в соответствии с

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    от 8 февраля 2002 г. N 92 ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМ РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ
    НА ВЫПЛАТУ КОМПЕНСАЦИИ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ СЛУЖЕБНЫХ
    ПОЕЗДОК ЛИЧНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И МОТОЦИКЛОВ,
    В ПРЕДЕЛАХ КОТОРЫХ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ
    ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ТАКИЕ РАСХОДЫ
    ОТНОСЯТСЯ К ПРОЧИМ РАСХОДАМ, СВЯЗАННЫМ
    С ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ: 1. Установить следующие нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией:
    (рублей в месяц) легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно - 1200 свыше 2000 куб. см - 1500 мотоциклы - 600.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    • получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате
      • 9,1 рейтинг
      • эксперт

      Здравствуйте, Александр!
      Да, можете на основании пп.3 и пп.12 п.1 ст.346.16 НК РФ.

      Статья 346.16. Порядок определения расходов
      1. При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:
      3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
      12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;

      Вот только если вы приобрели автомобиль до того момента как зарегистрировались ИП, то вы не сможете списать его стоимость в состав расходов на приобретение основного средства. А, соответственно, и не сможете учитывать все дополнительные расходы, связанные с эксплуатацией авто (Письмо от 19.12.2014 N 03-11-11/65754).

      В этом случае у вас остается только использовать компенсацию на личный транспорт, которая составляет сейчас всего 1200-1500 рублей в месяц.

      Вопрос: Индивидуальный предприниматель (далее - ИП), применяющий УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», осуществляет торгово-закупочную деятельность. У ИП нет наемных работников. Для перевозки грузов используется личный легковой автомобиль.
      Может ли ИП учитывать затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт автомобиля при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН? Учитываются ли затраты на горюче-смазочные материалы, если автомобиль также используется для поездок к контрагентам, в сервис и другие места, связанные с производственной деятельностью ИП?

      Ответ:
      МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, и сообщает следующее.
      Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.
      На основании пп. 1 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики при определении объекта налогообложения вправе учитывать расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений п. п. 3 и 4 ст. 346.16 Кодекса).
      Подпунктом 12 п. 1 ст. 346.16 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.
      Согласно п. 2 ст. 346.16 Кодекса данная норма принимается применительно к порядку, предусмотренному ст. 264 Кодекса для исчисления налога на прибыль организаций. Нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» (далее - Постановление).
      Указанные в Постановлении нормы применяются для определения расходов на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов при применении упрощенной системы налогообложения как организациями, так и индивидуальными предпринимателями.
      В размерах компенсации учитывается возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт).
      Если физическое лицо приобрело в собственность объект основных средств (автомобиль) до государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, расходы на его приобретение при применении индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения учитываться не должны.

      Заместитель директора
      Департамента налоговой
      и таможенно-тарифной политики
      С.В.РАЗГУЛИН
      31.01.2013

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

    • Адвокат, г. Москва

      Общаться в чате
      • 10,0 рейтинг
      • эксперт

      Добрый день.

      Да, Вы вправе учитываться расходы на эксплуатацию авто:

      Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31 января 2013 г. N 03-11-11/38 О применении УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов
      23 апреля 2013
      Вопрос: ИП находится на УСН («доходы минус расходы»). Работаю один без наемных сотрудников. Занимаюсь торгово-закупочной деятельностью. Для перевозки своего груза используется личный легковой автомобиль.
      1. Можно ли вносить в расходы затраты на ГСМ за использование личного автомобиля?
      2. Можно ли вносить в расходы затраты на текущий ремонт и обслуживание автомобиля, а также капитальный ремонт в случае аварии?
      3. Если машина, кроме перевоза грузов, ИП используется для поездок к контрагентам, в сервис и другие места, непосредственно связанные с производственной деятельностью, можно ли вносить в расходы затраты на ГСМ в этих случаях?

      4. Если возможно оформлять путевой лист раз в месяц, где найти такой бланк? Или можно произвольно увеличить существующий бланк путевого листа до нужного размера?
      5. Можно ли поставить на баланс личный легковой автомобиль, используемый в производственной деятельности?
      Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, и сообщает следующее.
      Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.
      На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса налогоплательщики при определении объекта налогообложения вправе учитывать расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений подпунктов 3 и 4 статьи 346.16 Кодекса).
      По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо «подпунктов 3 и 4 статьи 346.16 Кодекса имеется в виду „пунктов 3 и 4 статьи 346.16 Кодекса“
      Подпунктом 12 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.
      Согласно пункту 2 статьи 346.16 Кодекса данная норма принимается применительно к порядку, предусмотренному статьей 264 Кодекса для исчисления налога на прибыль организаций. Нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 г. N 92 „Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией“ (далее - Постановление).
      Указанные в Постановлении нормы применяются для определения расходов на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов при применении упрощенной системы налогообложения, как организациями, так и индивидуальными предпринимателями.
      В размерах компенсации учитывается возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт).

      Если физическое лицо приобрело в собственность объект основных средств (автомобиль) до государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, расходы на его приобретение при применении индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения учитываться не должны.
      Заместитель директора Департамента
      С.В. Разгулин


© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков