Травмы при автомобильных авариях

Травмы при автомобильных авариях

22.01.2019

Дорожно-транспортный травматизм .
Пр ичины смерти при аварии , самые распространенные травмы при ДТП (закрытые и открытые черепно-мозговые травмы ), что происходит с телом человека при аварии, самые опасные места в автомобиле и опасные элементы конструкции автомобиля.Печальная, но ожидаемая статистика – жертв аварий (жертв ДТП) очень много - дорожно-транспортный травматизм занимает первое место в
мире по числу погибших и по числу травмируемых. По данным Московского
городского научно-исследовательского института скорой помощи им.
Склифосовского примерно у 17% ДТП (т.е. у каждого 5-6 жертвы аварии)
причиной смерти были кровотечение, асфиксия (удушье) и другие состояния, требовавшие немедленной доврачебной медицинской
помощи, которая им не была вовремя оказана. Установлено также, что из
числа всех жертв аварий три человека из пяти погибают на месте, и каждый 12-13 человек – при эвакуации в лечебные учреждения.



Травмы при ДТП разнообразны и связаны с многочисленными переломами, вывихами, повреждениями черепа и головного мозга, порезами и порывами внутренних органов. Травмы при ДТП часто сопровождаются кровотечением , которое подразделяется на внутреннее и наружное, а также венозное,
артериальное и капиллярное. Самое опасное - артериальное кровотечение -
кровь вытекает из раны толчкообразно или бьет пульсирующей струей под
действием давления, в результате чего пострадавший за короткий период
времени теряет очень много крови. Венозное кровотечение менее обильно и
менее опасно. Капиллярное кровотечение - повреждение мелких кровеносных
сосудов, оно может быть и без нарушения целостности ко¬жи, когда под
кожей от сильного удара появляется синяк.



Особенно опасными травмами при ДТП считаются черепно-мозговые травмы , которые чаще всего и являются причиной смерти. Во многих случаях
черепно-мозговые травмы трудно поддаются лечению и могут на протяжении
всей жизни давать о себе знать в виде быстрой утомляемости, частой
головной боли, головокружения и других симптомов. Черепно-мозговые
травмы различают закрытые и открытые. Открытые черепно-мозговые травмы
наиболее опасны, так как могут быть проникающими – нарушена целостность
костей черепа, обломки этих костей могут повредить головной мозг.
Закрытые черепно-мозговые травмы - это ушиб и сотрясение головного мозга (СГМ). Эти черепно-мозговые травмы менее опасны, но и к ним нельзя относиться легкомысленно. Что происходит при аварии ? При аварии момент столкновения, в случае, если водитель (пассажир) имеет свободу
перемещения в салоне, то под действием сил инерции он продолжает
двигаться вперёд со скоростью, которую имел автомобиль в первоначальный
момент. Удар тела человека о детали интерьера автомобиля происходит с
этой же скоростью.



Пространственно-временная модель развития событий, когда на скорости 80 км/ч автомобиль совершает
наезд на какое-либо неподвижное препятствие, выглядит следующим
образом: спустя 0,026 секунды после удара вдавливается бампер; сила, в 30 раз превышающая вес автомобиля, останавливает его, тогда как его
пассажиры, если они не пристёгнуты ремнями безопасности, продолжают
двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/ч.
спустя 0,039 секунды водитель продвигается вперёд на 15 см;
спустя 0,044 секунды водитель грудной клеткой ломает руль;
спустя 0,068 секунды он с силой в 9 тонн (!) ударяется о приборный щиток;
спустя 0,092 секунды водитель и сидящий рядом с ним пассажир
одновременно врезаются головой в переднее ветровое стекло автомобиля и
получают смертельные повреждения черепа;
спустя 0,100 секунды повисший на руле водитель отбрасывается назад - он уже мёртв.



Счет идет на доли секунд. Глупо полагать, что за это время, не будучи
пристегнутым ремнем безопасности, вы успеете как-то среагировать и, к
примеру, прикрыть голову руками или сгруппироваться. Уважаемые читатели,
«Популярный доктор» настоятельно рекомендует - не ленитесь,
пристегивайтесь при езде! Это не исключает травм при ДТП, но позволяет
снизить их количество и тяжесть!Кстати, результаты исследований показывают, что отдельные части тела человека при ДТП травмируются неодинаково. Так, наиболее часто при ДТП
травмируется голова - две трети случаев, затем следуют травмы ног –
каждая десятая, затем рук - каждая 12 травма. Согласно статистическим данным итальянских, немецких и американских исследователей, среди элементов конструкции салона автомобиля наиболее травмоопасными для человека при ДТП являются (в порядке уменьшения травмоопасности): ветровое стекло, рулевая
колонка, щиток приборов, боковые двери, спинка сиденья, зеркало заднего
вида, крыша, боковая стойка. При этом основная причина получения тяжёлых
и смертельных травм - удары о передний щиток, рулевую колонку и
ветровое стекло. С ударами о ветровое стекло часто связаны такие травмы,
как повреждение черепа, сотрясение мозга и т. п. Тяжесть травм зависит и
от расположения места, на котором сидит человек в салоне автомобиля.
Чем больше элементов автомобиля, о которые он может удариться – тем
больше вероятность получить травму. Исходя из этого, самыми опасными
местами в автомобиле являются передние места, т.е. водителя и пассажира,
сидящего рядом с ним. Также опасно и место посередине заднего сидения.
Когда вы являетесь пассажиром, необходимо помнить, что в критической
ситуации водитель может инстинктивно вывести себя из-под удара и
подставить под удар вас. Поэтому лучше садиться на заднее сиденье возле
двери.

         4020
Дата публикации: Декабрь 14, 2013

    

Автомобильные аварии (эвакуатор Лобня) могут вызвать различные повреждения, практически любой части вашего тела, в зависимости от обстоятельств аварий и тяжести последствий.

Травмы головы и мозга

Одними из наиболее распространенных и изнурительных травм водителей и пассажиров является мозговые травмы, вызванные ударом головы об объект. Симптомы могут быть легкими, средними или тяжелыми, в зависимости от степени повреждения мозга и близлежащей области. Даже тогда, когда нет видимых признаков травмы (т.е. порезы или ушибы), мозг, возможно, будет травмирован из-за силы удара, это может вызвать кровоподтеки, кровотечение и опухоль головного мозга.

Травмы шеи

Другой распространенной формой травмы от автомобильной аварии является повреждения шеи, которые могут происходить в более мягких формах, например травмы шейного отдела позвоночника и деформации шеи, до более серьезных травм, таких как смещения шейных позвонков и повреждение диска.

Повреждения спинного мозга

Повреждение спинного мозга возникает, когда смещаются костные фрагменты, диски, или когда происходят ушибы связок или разрываются ткани спинного мозга, разрушая аксоны, часть наших нервных клеток, которые несут сигналы вверх и вниз по спинному мозгу между мозгом и остальной частью тела. Повреждение спинного мозга часто приводят к потере функции или чувства.

Травмы нижней части спины

Травмы нижней части спины являются наиболее распространенными травмами спины, в том числе вывихи и растяжения, грыжи диски и переломы позвонков. Эти травмы могут вызвать боль и ограничить подвижность. Иногда симптомы даже самых серьезных травм спины могут занять некоторое время, чтобы появиться после аварии. К сожалению, травма спины могут вызвать длительную боль и дискомфорт.

Травмы лица

В автомобильной аварии, травмы лица являются общими и могут быть вызваны ударом об рулевое колесо, приборную панель, подушку безопасности, лобовое стекло, боковые окна, автокресла или осколки стекла. Эти травмы варьируются от царапин и синяков до рваных ран и переломов, даже серьезных нарушений, влияющих на челюсть и серьезные стоматологические травмы.

Внутренние травмы

Влияние дорожно-транспортного происшествия может вызвать повреждения внутренних органов в том числе, травмы кишечника, почек, селезенки, печени, легких, сердца или аорты. Сломанные ребра также весьма распространены, в результате чего происходит прокол легкого и других внутренних органов.

Самое первое в мире ДТП зафиксировано через 10 лет после изобретения автомобиля - это был наезд на пешехода (1896). Все виды ДТП регламентированы нормативным документом Министерства Внутренних Дел РФ (приказ МВД России № 328 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 29.06. 95 №647»).

По статистике, на первом месте находится такой вид дорожно-транспортного происшествия, как столкновение. Второе место занимает .

Тип и степень тяжести травм водителей и пассажиров, которые были вовлечены в автомобильную аварию, зависят от многих причин:

  • с какой стороны произошёл удар - спереди, сзади или сбоку;
  • был ли пристегнут ремень безопасности;
  • была ли высокой скорость движения;
  • располагал ли автомобиль подушками безопасности.

Какие травмы получают в ДТП?

Есть две основные категории травм - травмы от ударов и ранения. Удар обычно происходит головой, особенно при непристёгнутых ремнях. Виновник порезов и ссадин - разбитое стекло или незакреплённые предметы.

Частые типы травм:

  • повреждение соединительной ткани тела, мышц, связок и сухожилий.Это наиболее распространённый тип травмы в результате автомобильной аварии. Травмы мягких тканей могут принимать различные формы;
  • порезы - любые незакреплённые предметы в автомобиле становятся опасными при столкновении.Это телефоны, чашки, сумки, книги, и многое другое. Они способны легко порезать кожу или вызвать другие ранения. Иногда повреждения относительно небольшие и не требуют лечения. Более тяжёлые травмы могут привести к потере крови и требуют медицинского вмешательства;
  • травмы головы в аварии могут быть как лёгкими, так и иметь серьёзные последствия для мозга;
  • травмы грудной клетки также являются довольно распространённым результатом автомобильных аварий. Эти могут быть серьёзными, например, вызывая переломы рёбер. Водители транспортных средств чаще всего страдают от такого рода травм, виной тому их положение за рулём;
  • травмы рук и ног - в автомобиле очень мало места, что часто вызывает травмы колена в столкновении с приборной панелью и сиденьями.В зависимости от тяжести полученных травм последствия могут быть мягкими - как ссадины и кровоподтёки - или более серьёзными, такими как переломы;
  • обратите внимание, что некоторые травмы не видны сразу после аварии. В зависимости от характера последствия могут проявиться через несколько дней или даже месяцев. Стоит обратиться даже при небольшой боли, чтобы знать её причину.


Все виды ДТП на автомобильном транспорте:

  • опрокидывание (частые причины: неправильно размещённый груз, технические неисправности, неблагоприятные погодные условия);
  • наезд авто на пешехода (в том числе и ситуация, когда человек пострадал от груза, перевозимого в авто);
  • наезд на препятствие (столбы, деревья, ограждения и иные неподвижные предметы);
  • столкновения (с транспортом, животными и иные);
  • падение пассажира внутри транспорта;
  • прочие.

Российская судебно-медицинская литература имеет множество характеристик ДТП, связанных с типом столкновений (травмы людей, угол удара и так далее - единообразия нет). Анализируются также:

  • взрыв автомобиля;
  • падение авто с моста, с насыпи, в кювет;
  • травмы, полученные водителем;
  • встречное или боковое столкновение, а также столкновение под углом, при вхождении в поворот и обгоне;
  • случается и сочетание нескольких разных видов.


Опрокидывания: причины и последствия

Чаще всего местом ДТП выступает загородная трасса, поскольку перевернуться машина может только при высокой скорости движения. Исключением может быть попадание в кювет, которое может произойти и в городе.

Другие причины - занос авто из-за скользкого покрытия трассы, . Опрокинуться машина способна и в результате попытки водителя предотвратить другое происшествие - например, резко вывернутый руль при виде ребёнка на проезжей части. Перевернувшаяся машина способна возгореться, а непристёгнутые пассажиры - погибнуть. Часто после происшествия авто не подлежит восстановлению, ремонт нецелесообразен из-за смещённой геометрии кузова.



Опрокидывание автомобиля может произойти не только из-за высокого скоростного режима, но и вследствие неблагоприятных дорожных условий

Столкновения: причины и последствия

Механическое транспортное средство сталкивается с таким же средством, животным, железнодорожным полотном по самым разным причинам:

  • (неправильно выполненное перестроение при касательном столкновении, несоблюдение безопасной дистанции при задних и т. д.);
  • затруднённая видимость на трассе;
  • невнимательность.

В заднем столкновении может пострадать несколько автомобилей, участники получают различные травмы. Сильно недооценивается опасность встречи на дороге с животными - в результате его можно как сильно повредить автомобиль, так и погибнуть.

Столкновение с поездом - одно из самых тяжёлых, при удачном стечении обстоятельств машину отбросит с железнодорожных путей, предоставив людям возможность выжить. Чаще машинист не может предотвратить катастрофу, а состав протащит автомобиль до полной своей остановки.


Виды столкновений:

Их разделяют как в зависимости от происшествия, в результате которого произошёл инцидент (между авто, с железнодорожным полотном), также выделяют:

  • встречные, попутные и перекрёстные;
  • удар сзади.

Столкновение встречное может быть:

  • фронтальным,
  • боковым,
  • угловым или скользящим.

Столкновение перекрёстное может быть прямым или косым.

Столкновение попутное бывает скользящее, боковое или угловое, а также центральное.


Наиболее травмоопасные столкновения

До 98% происшествий, в результате которых водитель и пассажиры получают травмы, это встречное и боковое столкновения, удар сзади и опрокидывание автомобиля. Наиболее опасное - лобовое, обычная его причина - выезд водителя на полосу встречного движения. Боковое же столкновение обычно происходит на перекрёстках.

Наезд на пешехода: причины и последствия

Бывает, что виноваты обе стороны либо погодные условия, плохая видимость или техническая неисправность. Чаще всего это:

  • невнимательность или переутомление водителя;
  • поведение пешехода или велосипедиста - переход дороги в неустановленном месте либо отсутствие светоотражающих элементов и специальной защиты.


В ДТП с участием пешеходов виноваты могут быть обе стороны

Классификация наездов

Падение пассажира

Происходит в результате резкого изменения скорости или направления движения. Падения во время посадки и высадки при остановленном транспортном средстве к этому случаю не относятся.

Обычные последствия - травмы лёгкой, реже - средней тяжести.

Классификация ДТП по видам в зависимости от последствий:

  • ДТП с летальным исходом;
  • с причинением участнику телесных повреждений - лёгкой степени (кратковременная утрата трудоспособности), средней тяжести (долговременное расстройство здоровья, неопасное для жизни человека), тяжёлые травмы тела (нанёсшее тяжкий вред здоровью);
  • с возникновением материального ущерба - причинение вреда грузам (имуществу) либо транспортному средству. Полное разрушение или значительное повреждение груза или автомобиля - крупный материальный ущерб.

Причины ДТП

  • намеренное игнорирование ПДД;
  • невнимательность водителя (отвлекающие разговоры по телефону, непредоставление преимущества в движении и так далее);
  • погодные условия (туман, метель, гололёд);
  • недисциплинированность участников движения (водителя, пешехода, велосипедиста);
  • алкогольное и наркотическое опьянение;
  • переутомление водителя;
  • техническая неисправность;
  • плохая профессиональная подготовка водителей;
  • непредвиденное обстоятельство (ухудшение самочувствия участника движения, природные катастрофы).

Причины, вызывающие основные виды ДТП, подразделяются на субъективные (нарушение ПДД его участниками) и объективные (состояние автодороги, освещение). Зачастую присутствуют оба фактора.

Редкие типы ДТП:

  • наезды на внезапно появившееся на дороге препятствие - к примеру, выпавший из автомобиля груз;
  • наводнения;
  • падение внутри автомобиля пассажира;
  • столкновение с гужевым транспортом;
  • падение авто с моста;
  • столкновения с животными.

К счастью, эти случаи достаточно экзотические. Приходилось ли вам быть участником ДТП?

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 4.5% / Рассрочка / Trade-in / 95% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

В России каждый год из-за автомобильных аварий погибает более 30 тысяч людей, почти в десять раз больше получают травмы различной степени. Такая печальная статистика могла быть меньше, если бы окружающие смогли вовремя помочь пострадавшим, ведь практически в 80% случаев летальных исходов можно было избежать. В этом помогла бы вовремя оказанная первая помощь при ДТП.

Часто смерть наступает не от травм, которые несовместимы с жизнью, а вследствие неумелых или неправильных действий, выполняемых по реанимации пострадавших. Также виной трагедий становится бездействие участников событий, которые не знают, каким образом помочь попавшим в аварию водителям и пассажирам.

Водители, причастные к дорожным происшествиям и не оказавшие помощь пострадавшим могут быть привлечены к уголовной ответственности. Эти нормы напрямую прописаны в УК РФ глава 16 ст.124 и ст.125 в редакции 2016 года.

По правилам дорожного движения водителей при ДТП обязывают проводить доврачебную помощь пострадавшим. Если же это не происходит, то впоследствии на них могут быть распространены уголовные санкции, предусматривающие также финансовые наказания, исправительные работы или лишение свободы.

Наиболее частые травмы при ДТП

Распространенной травмой во время аварии переломы или другие травмы костей. В более редких случаях встречаются вывихи. Мышечные травмы относятся также к нечастым случаям повреждений организма. Этому сопутствуют кровотечения, которые нарушают работоспособность мышечной ткани. Кроме кровоизлияний появляются растяжения мышц.

Во время существенных потерь крови артериальное давление падает, и потерпевший, которому вовремя не будет проведено оказание первой медицинской помощи при ДТП, может погибнуть. Его сердце остановится. Остановка сердца будет и во время резкого удара в район грудной клетки, а при таком же воздействии в левую часть нарушается целостность селезенки.


Опасными являются колотые раны в области плевральной полости. С таким воздействием одновременно ломаются ребра, пациент получает ушибы груди, легкие могут быть повреждены.

Обязательные действия на месте аварии

Когда случилась авария, необходимо быстро обозначить ее место с помощью знака «Аварийная остановка» и включенного светового сигнала «Аварийки». Таким способом можно обезопасить зону происшествия.

Любая, в том числе и первая доврачебная помощь при ДТП должна оказываться так, чтобы не создать угрозы помогающим. Ведь при столкновении со столбами электропроводов какие-то участки могут быть под напряжением. Или начавшееся возгорание распространяется к бензобаку.

Нужно знать, что бензиновые автомобили сгорают за пять минут.

Все действия стоит совершать хоть и быстро, но продуманно. Необходимо срочно дозвониться в скорую помощь. Оператору надо будет предоставить текущую информацию о пострадавших:

  • количество людей, нуждающихся во врачебной помощи;
  • примерную возрастную группу пострадавших (ребенок, пожилой человек, средних лет и т.д.);
  • объяснить общую ситуацию с потерпевшими (кровотечения, переломы, без сознания);
  • дать максимально точный адрес (указать ближайшие заметные ориентиры);
  • оставить свои данные и номер телефона (возможно уточнение дороги для кареты скорой помощи).


Если пострадавшие участники ДТП заблокированы вследствие аварии автомобилем или другим способом, с которым самостоятельно не справиться, то надо вызывать МЧС. Когда требуется скорейшее извлечение, то стоит это делать очень аккуратно, чтобы не усугубить положение.

Выявление состояния пострадавшего

До приезда скорой нужно выяснить состояние больного, задав пару вопросов выявляя локализацию боли. Важна также психологическая поддержка. В этот момент могут проявляться две стадии шока: в первом случае будет неосознание положения и степени тяжести, во второй стадии шок развивается, перерастая в угнетенное состояние. Тогда могут происходить и обмороки.

Потери сознания сопровождаются закатыванием глаз, побледнением кожи, теряется устойчивое состояние тела. Приступы могут длиться 1-2 минуты с периодическим восстановлением сознания.

По возможности надо такого пострадавшего укладывать на спину, освободить горло от застегнутых воротников, дать больше воздуха. В аптечке должен находиться флакон с нашатырным спиртом. Смочив вату или любую ткань в эту жидкость надо периодически подносить ее к лицу потерпевшего.


Когда пострадавший не подает признаков жизни, исключая явную гибель, необходимо применять к нему реабилитационные действия. Основные признаки, по которым выявляют, жив ли человек, состоят из таких пунктов:

  • явное или слабое сердцебиение, которое можно определить, коснувшись рукой левой области грудной клетки;
  • наличие пульса явного или нитевидного, который определяют на сонной артерии в районе шеи, на висках либо на внутреннем сгибе локтя или кисти;
  • присутствие дыхания можно выявить даже при незначительном поднимании/опускании грудной клетки, с помощью зеркала,поднесенного ко рту или носу (оно запотеет от дыхания), а также от колыхания ваты, которую также располагают в районе носа или рта;
  • посветив фонариком в глаз, зрачок должен отреагировать сузившись.

Нужно знать, что во время глубоких обмороков зрачок может практически не реагировать на раздражители.

Если нет под рукой фонаря, то можно ладонью закрыть глаз и быстро открыть, чтобы увидеть реакцию зрачка. Наличие любого из этих признаков должно стать поводом к самостоятельным реанимационным действиям и спасению жизни.

Помощь при коматозных состояниях

Потеря сознания, при которой может наступать мозговая кома, обычно сопровождается состоянием, схожим с глубоким сном. Пульс будет слышно, а при выдохе ощущаются явные сиплые звуки. Язык может прилипать к верхней внутренней стенке рта.

Такого пострадавшего можно перекладывать осторожно на бок или на живот, обеспечивая одновременно достаточную проходимость для дыхания. Чтобы прочистить рот от возможного засорения можно воспользоваться чистым платком или другим куском ткани. Если функции дыхания и сердцебиения нарушаются, то немедленно надо начинать реанимационные мероприятия.


Искусственное дыхание

Искусственное дыхание необходимо начинать только в том случае, если отсутствует естественное.

У пострадавшего есть лишь 8-10 минут, чтобы вернуться к жизни без реанимационных действий, иначе наступят необратимые процессы. Поэтому надо немедля спасать жизнь.

Рот очищают от возможной крови или других жидкостей. Подбородок выравниваем в линию с шеей. На рот накладывают платок или свернутый в несколько раз бинт. Вобрав побольше воздуха, выдыхаем его в рот пострадавшему в течение 1 секунды, при этом одновременно зажимаем ему нос. Процедуру делаем три раза с двухсекундной задержкой.


Контролируем появление пульса у сонной артерии. Если его нет, то нужно выполнить непрямой массаж сердца. На каждые 15 толчков на грудную клетку делается 2 вдоха в рот потерпевшего. Обычно после 2-3 минут появляются признаки жизни.

Помощь при кровотечениях

Рассмотрим, каким образом оказать первую помощь при ранении, полученном в результате ДТП. Такие раны могут быть рубленые, колотые, рваные и т.д. При этом процесс часто сопровождается кровотечением иногда внутренним, иногда наружным. Кожа бледнеет, нарастает слабость, возможны потери сознания.

Различают три типа кровотечения:

  • артериальное – пульсирующим методом выталкиваются алые фонтаны крови, является наиболее опасным видом, так как кровь течет от сердца;
  • венозное – темно-красная кровь непрерывно вытекает из раны;
  • капиллярное – кровь поступает от всей поверхности повреждения.

Заблокировать течение артериального кровотечения надо с помощью жгута, который накладывается на 2-3 см выше кровотока поверх одежды. Если это не сделать, то потеря взрослому около полутора литра крови угрожает гибелью.


К жгуту обязательно прикладывают записку со временем наложения, так как его надо снимать зимой через полчаса, а в теплое время года не позднее чем через час. Дав 4-5 минут восстановлению кровоснабжения, можно снова пережимать кровоток.

При повреждениях головы предотвращают проникновение инфекции внутрь раны, укрыв зону стерильной повязкой, сверху кладут вату и забинтовывают.

Повреждения брюшной полости заправляют обратно, а снаружи фиксируют пакетом с помощью скотча. С закрытыми травмами брюшины нужно лечь набок и согнуть ноги в коленях. По возможности к области поражение прикладывают холод на 15-20 минут.

Во время ушибов накладывают тугие повязки, чтобы устранить или уменьшить внутреннее кровотечение. В таких случаях возможны одновременно и переломы, поэтому нужно стремиться охладить ушибленное место и дать покой.


Остановка кровотечения

Закрытый перелом характеризуется припухлостями и покраснением. Боль схожая с ушибами. Проблемную зону фиксируют с помощью шины. Для ее создания подойдет даже лист жесткого картона.

С открытым переломом возникает рана и кровотечение. Требуется дополнительно жгут и все процедуры с ним. С переломами ребер пострадавших переносят либо сидя, либо полулежа. Возможно фиксация перелома, которую делают при выдохе.

Во время воздействия на одежду огня, не стоит бегать. Тушить его надо убрав доступ кислорода к огню, накрывая одеялом или брезентом. Пораженные огнем участки кожи накрывают стерильными салфетками. Когда участок слишком большой, то используют стерильную простыню. Ни в коем случае не сдирайте пригорелую к коже одежду.

Переносить пострадавших можно самостоятельно на плече, взяв на руки или на спине. При переломах или открытых повреждениях необходимо зафиксировать кости или устранить кровотечение, а затем транспортировать.

Транспортировка пострадавших в больницу допускается на уцелевшем автомобиле, но после этого необходимо вернуться к месту аварии для дачи показаний инспектору ДПС.

План. 1. ДТП. Транспортные аварии. 2. Первая медицинская помощь при ДТП. 3. Травмы. Виды травм. Первая помощь при различных видах травм.

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ.

Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) – одна из наиболее частых бед, которыми человечество расплачивается за удобства, обретенные с техническим прогрессом. Как уберечься пешеходу от встречи с движущимся транспортом? Опыт полиции все стран показывает, что лучший прием самозащиты от ДТП – соблюдение правил выживания на улицах:

Автобус обходи сзади, а трамвай спереди не выпрыгивать на дорогу из-за сугроба;

Не переходить улицу на красный свет; пользоваться подземными переходами.

Как это обычно бывает в системе личной безопасности, самые простые средства оказываются и самыми надежными. Психика страдает от постоянного ощущения опасности, поэтому не стоит, разумеется, воспринимать каждую легковушку как проносящийся рядом железный предмет весом не меньше тонны (хотя так оно и есть). Но для защиты собственной жизни горожанину необходимо выработать у себя рефлексы пешеходной дисциплины. Например,

При переходе улицы смотреть сначала налево, потом - направо; в ожидании перехода не стоять у края тротуара; на остановке автобуса не поворачиваться спиной к движущемуся транспорту;

Любой вид транспорта может скрывать другой, движущийся с большой скоростью. Самый типичный случай, если пассажиры, нарушая правила, обходят автобус или троллейбус спереди: они практически не видят остального потока машин;

Ходить можно только по тротуарам, а если тротуара нет, идти лицом к движущемуся транспорту – тогда не только водитель увидит пешехода, но и пешеход – водителя.

Стоит иметь в виду, что ДТП – это наезд не только автомобиля, но и велосипеда (и мотоцикла), а сами велосипедисты – сильнейший источник напряженности для всех других водителей. Особенно опасна дорога зимой. По данным милиции России, на зимние месяцы приходится 60% происшествий всего года. Среди дней наиболее рискованными являются пятница и суббота. А в сутках самые сложные ча-сы – с 16.00 до 20.00, за эти четыре часа происходит около 30% всех аварий и наездов.

Для тех, кто оказался свидетелем или участником ДТП, есть несколько обязательных правил:

Ни при каких обстоятельствах не оставлять пострадавшего без помощи (оставление в опасности – уголовно наказуемое преступление); - бегство водителя, совершившего ДТП, с места происшествия, а также уклонение от освидетельствования, может быть наказано лишением прав на вождение до двух лет; - немедленно сообщить о происшествии в ГАИ (это не обязательно, если в ДТП нет жертв, а у водителей нет претензий друг к другу); - сохранить все следы происшествия (если нельзя организовать объезд, водители обязаны составить схему расположения всех

предметов и следов на дороге, подписать схему у свидетелей с адресами и телефонами и только после этого убрать машины с дороги); - став свидетелем наезда или аварии, при которой водитель скрылся, необходимо запомнить и тут же записать номер, марку, цвет и любые приметы машины и водителя, оказав помощь пострадавшим, передать сведения в ГАИ. Риск пострадать от ДТП – один из наиболее высоких рисков в городе. В Москве в 1993 году было зарегистрировано 8303 таких происшествия. В России в 1994 году в ДТП погибло 35 тысяч человек.

ТРАНСПОРТНЫЕ АВАРИИ .

Современный транспорт – зона повышенной опасности. Особенностью его является большая насыщенность энергетикой. Наиболее электроемкими видами транспортных средств автобус, троллейбус, трамвай, метрополитен. Городской транспорт наиболее многочисленный и наиболее аварийный. Самым опасным признан автотранспорт. Так, На 1 миллиард пассажиро-километров на железнодорожный транспорт приходится 2 погибших, на воздушный – 6, на автомобильный – 20 человек. Жертвами аварий становятся водители, пассажиры и пешеходы. По статистике, на месте происшествия погибает 65% людей, причем 2/3 погибает внутри транспортных средств. Большой процент объясняется неумением окружающих оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.

Далее рассмотрим возможные типичные травмы и способы избежания их или, хотя бы, несения как можно меньших потерь для своего организма: *Если вы находитесь в общественном транспорте: при сильном торможении возможна травма шеи. Старайтесь, чтобы голова и руки, ноги не оказались зажатыми при аварии. Сидя в кресле, наклонитесь вперед и положите скрещенные руки на впереди стоящее кресло, голову прижмите к рукам, ноги вытяните вперед, но не просовывайте их под кресло, так как возможна ситуация их повреждения. При падении группируйтесь. Не пытайтесь остановить падение, ухватившись за поручень или что-то другое. Это приводит к вывихам и переломам. Падая, постарайтесь упасть на бок, на сидение или пол, это позволит избежать значительных травм. При пожаре необходимо как можно быстрее покинуть салон, используя и аварийные выходы. *Если вы находитесь на дороге перед несущимся на вас автомобилем и в последнее мгновение поняли, что столкновение

неизбежно, постарайтесь, если у вас хорошая спортивная подготовка, высоко подпрыгнуть и вскочить на капот машины, а если вы упали – попасть между колес. Запомните: в аварийной ситуации крайне важен постоянный контроль своего состояния (самоконтроль). Если же все-таки аварии не удалось избежать, следующие знания помогут вам спасти жизнь (или хотя бы облегчить страдания) как себе, так и своим близким и всем, кто в этом нуждается.

ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ДТП.

Очередность мер, необходимых для спасения жизни пострадавшего .

При оказании ПМП необходимо: - удалить пострадавшего из обстановки, вызвавшей несчастный случай; - устранить опасные для жизни пострадавшего состояния (шок, асфиксию, кровотечение); - установить степень повреждений, возможность транспортировки; - перенести в защищенное, удобное для оказания мер помощи место; - оказать требуемую помощь;

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОРАЖЕНИЯ И ПОМОЩЬ ПРИ НИХ.

Травматический шок.

Шок (от фр. Choc – толчок, удар) – состояние угнетения нервных центров, контролирующих все системы организма, регулирующих кровообращение, дыхание, обмен веществ. Шок наступает в ответ на чрезвычайно сильное раздражение этих центров при тяжелых травмах и т.д. В основе травматического шока – мощное болевое воздействие на организм и большая кровопотеря. Боль нарушает нервную регуляцию жизнедеятельности организма ив первую очередь кровообращение, следовательно, питание всех органов; особенно опасно такое нарушение для головного мозга; кровопотеря усугубляет этот процесс. В результате происходящих изменений падает артериальное давление, уменьшается объем крови, циркулирующей в кровяном русле. В качестве компенсации кровопотери начинается переход жидкости из различных тканей организма в сосудистое русло, за счет чего сами ткани обезвоживаются.

Внешняя симптоматика травматического шока неоднозначна. Первоначальное возбуждение сменяется так называемой торпидной фазой, когда функции организма затормаживаются: сознание сохранено, но больной находится в состоянии оцепенения. Кожа бледная и холодная, артериальное давление низкое, мочи нет. Первая помощь заключается в остановке кровотечения путем наложения давящих повязок, жгутов, тампонады, прижатия сосудов, в иммобилизации поврежденных частей тела стандартными шинами или подручными средствами. Необходимо также безотлагательно вызвать бригаду неотложной помощи. Применяются наиболее сильные из имеющихся средств (промедол, омнопон – если нет повреждений внутренних органов), и больной госпитализируется в травматологическое или реанимационное отделение.

Приемы оживления.

Пострадавшего укладывают на жесткую поверхность на спину с откинутой назад головой, при рвоте наклонив голову набок. Очищают полости рта и носа от крови и грязи (пальцем, обернутым любой тканью). Проверяют, есть ли дыхание, работает ли сердце. Если нет – начать реанимацию. Начинают искусственное дыхание "рот в рот" или "рот в нос". Если рот закрывается из-за сокращения мышц, надо пальцами нажать на область нижней челюсти. Необходимо следить, чтобы голова больного была откинута, а шея находилась в разогнутом положении. Если искусственное дыхание проводится "рот в рот", следует сжимать ноздри носа, чтобы воздух не выходил через носовые ходы. Соответственно при вдыхании воздуха в нос больного необходимо закрыть ладонью рот. Ритм искусственного дыхания 12 - 16 раз в минуту. Второй человек одновременно делает непрямой массаж сердца в ритме 60 – 70 надавлений на грудину в минуту (5 – 6 надавлений чередуются с одним вдуванием воздуха). Если появляется даже маленькая надежда на то, что меры оживления эффективны, надо продолжать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца длительно – до тех пор, пока не установится самостоятельное непрерывное дыхание. Преждевременное прекращение искусственного дыхания опасно. Нельзя:

Переносить пострадавшего без надежного шинирования; давать пить при жалобах на боли в животе.

Остановка дыхания. Надо:

Запрокинуть голову пострадавшего назад; оттянуть пальцами нижнюю челюсть; зажать нос; сделать глубокий вдох и выдохнуть воздух в рот (нос) пострадавшего; повторять выдох с частотой 12 – 14 раз в минуту.

Наружный массаж сердца. Надо:

Уложить пострадавшего спиной на твердую опору; положить руку ладонью вниз на нижнюю треть грудины, поверх нее – другую, обращенную пальцами к подбородку пострадавшего;

Произвести 3 – 4 ритмических нажатия, смещая грудину на 3 – 4 сантиметра вглубь. Через 15 – 30 минут делать вдувание воздуха в рот (нос) пострадавшего.

Продолжать массаж в ритме 50 – 60 надавливаний в минуту. Проводить массаж до оживления человека или появления признаков смерти.

Сильное кровотечение. Надо:

Пережать поврежденный сосуд пальцем; сильно согнуть поврежденную конечность, подложив под колено или локоть тканевый валик;

Наложить жгут не более чем на полтора часа, после чего ослабить скрутку и, когда конечность потеплеет и порозовеет, снова затянуть;

При небольших кровотечениях прижать рану салфеткой и забинтовать.

Переломы костей конечностей. Надо:

Наложить стандартную шину или из подручных материалов; придать сломанной руке или ноге возвышенное положение; приложить холодный компресс; дать обезболивающее. Нельзя:

Пытаться вправлять отломки кости; накладывать шину в месте, где выступает кость; прикладывать грелку; без необходимости снимать одежду и обувь (в месте перелома одежду вырезать).

ТРАВМЫ.

Травма (от греч. Trauma) – повреждение тканей организма с повреждением их целостности и функций, возникшее от воздействия внешних причин. Травма – понятие широкое: это переломы и вывихи

конечностей, ранение мягких тканей, ушибы, повреждения органов и т.д. Для автокатастроф характерны скальпированные раны мягких тканей. Их особенность состоит в том, что часть кожи полностью отделена от глубоких (подлежащих) тканей, в связи с чем имеется кровотечение и велика возможность развития шока. Также частыми при ДТП являются ушибленные раны. Они могут быть самостоятельными или сочетаться с переломами. Боль – главный симптом при ушибе. Она несколько ослабевает спустя минуты после травмы, но возобновляется через 2 – 3 часа из-за развития отека и кровоизлияния. Если ушибленная рана находится вблизи суставов, то, как правило, страдают и они – их движения становятся ограниченными. Особенностью ушибленных ран является также их загрязненность, что создает опасность инфицирования. ПМП заключается в наложении давящей повязки, поверх которой помещают пузырь со льдом или холодной водой. Не исключается возможность получения при ДТП колотых, резаных, рубленых ран. При всех видах ранений мягких тканей есть опасность воспаления, инфицирования. Первая помощь состоит прежде всего в остановке кровотечения. При сильном кровотечении накладывается жгут (см. выше).При небольших кровотечениях из раны удаляют поверхностно лежащие инородные тела, края ее обрабатывают спиртом или йодом, накладывают ватно-марлевую повязку. При глубоких ранах конечностей для обеспечения покоя руку подвешивают на косынке, а ногу иммобилизуют (обеспечивают неподвижность) при помощи стандартной шины или подручных средств. В тяжелых случаях необходимо вызвать неотложную помощь с госпитализацией больного в хирургическое или травматологическое отделение на носилках.

Повреждение мягких тканей головы.

При ушибах мягких тканей головы всегда бывает резкая боль и припухлость в результате кровоподтека. Первая помощь заключается в наложении давящей повязки и применении холода. Раны мягких тканей головы (особенно скальпированные) отличаются кровоточивостью. Доврачебная помощь при небольших ранах состоит в наложении давящей повязки и применении холода. После этого больному следует обратиться в травмопункт для первичной хирургической обработки и наложения швов.

При обширных ранениях развивается артериальное кровотечение, которого давящая повязка не останавливает. Поэтому здесь следует немедленно вызвать неотложную помощь. Если повреждены мягкие ткани волосистой части головы, следует наложить жгут посередине лба, выше линии ушей; рану закрывают повязкой. При скальпировании черепа оторванные лоскуты кожи рекомендуется сохранить – завернуть в стерильную салфетку или подручный материал и доставить вслед за пострадавшим в больницу. В дальнейшем во время пластической операции при ликвидации дефекта кожи головы эти фрагменты могут быть использованы.

Повреждения черепа.

Следует сразу отметить: все переломы черепа относятся к тяжелым травмам и требуют немедленного вызова скорой неотложной помощи. Переломы свода черепа бывают открытыми и закрытыми. Отличие открытых переломов в том, что нарушена целостность кожного покрова головы. Перелом костей черепа может быть неполным – в виде трещины, оскольчатого перелома без смещения осколков, в виде вдавливания. Иногда имеется только кровоподтек в области черепа, но тяжелое состояние пострадавшего заставляет предполагать повреждение головного мозга – сотрясение, ушиб, сдавливание. До приезда врача пострадавшего, находящегося в сознании, укладывают на носилки на спину без подушки, на рану накладывают повязку, а поверх нее – пузырь со льдом или холодной водой. Пострадавшего с потерей сознания также кладут на спину, но в положении полуоборота – с поворотом головы в сторону, используя одежду в качестве валика, чтобы рвотные массы не могли попасть в дыхательные пути. Необходимо также помнить, что съемные зубы и протезы должны быть удалены. При остановке дыхания следует немедленно начать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. При переломе основания черепа к голове пострадавшего следует приложить лед, вызвать неотложную помощь. В связи с тем, что возможно западение языка, его нужно закрепить при помощи безопасной булавки: проколоть язык на расстоянии 2 сантиметра от его кончика (с предварительной обработкой спиртом языка и булавки) и закрепить булавку бинтом, завернутым вокруг подбородка. Лучше, если это сделает медик, но в его отсутствие выполнить процедуру может тот, кто находится рядом.

Повреждения головного мозга – сотрясение или ушиб со сдавливанием мозга или без него – может сопутствовать перелому основания черепа или явиться самостоятельной травмой. При сотрясении мозга обычны кратковременная потеря сознания, тошнота, рвота, головокружение; после того как пострадавший приходит в себя, он тоже еще не вполне четко воспринимает окружающее. При ушибе головного мозга страдают вещество мозга и его сосуды. В зависимости от места ушиба и тяжести повреждений могут нарушаться все функции организма человека: регуляция дыхания и движений, способность видеть, слышать и т.д. Иногда утрачивается сознание. Ушибу мозга может сопутствовать и его сдавливание. При развитии явлений сдавливание головного мозга, которое может быть вызвано отеком его или вдавливанием отломков кости, повышается внутричерепное давление, нарушаются дыхание и работа сердца – возникает серьезная угроза жизни человека. Первая помощь заключается в немедленном вызове неотложной помощи и транспортировке больного на носилках в положении на спине с повернутой в сторону головой. Повреждение сосудов головного мозга может привести к образованию гематомы (кровоизлияния) над твердой мозговой оболочкой, под ней или под паутинной оболочкой. В этих случаях первая помощь заключается в срочном вызове неотложной помощи и госпитализации на носилках в нейрохирургическое отделение.

Травмы челюстно-лицевой области, ушибы и ранения лица.

Ушибы лица могут сочетаться с повреждениями зубов или костей лицевого скелета. Кроме того, при ушибах лица образуются большие кровоподтеки за счет хорошо развитой сосудистой сети лица. При ранении лица не исключены повреждения ветвей лицевого нерва, слюнных и околоушных желез. В тяжелых случаях развивается шок: пострадавший находится в заторможенном состоянии, он очень бледен; артериальное давление имеет тенденцию к резкому снижению. Неотложная помощь состоит в том, что на рану накладывается давящая повязка, поверх нее помещается пузырь со льдом или холодной водой. При значительном кровотечении раны тампонируются, крупные сосуды можно прижать пальцами к подлежащим костям. Можно попытаться временно остановить кровотечение, наложив жгут на шею со стороны ранения и на

подмышечную впадину со здоровой стороны (рука больного запрокинута за голову). Чтобы больной не задохнулся, его укладывают лицом вниз с повернутой набок головой, предварительно удалив из полости рта кровь, слизь, инородные тела. Переломы нижней челюсти возникают под действием прямой травмы. Они могут быть в одном месте или в нескольких местах (множественные), всегда сопровождаются повреждением слизистой оболочки полости рта, поэтому в дополнение к травме здесь имеет место инфицирование раны. Перелом может быть в любом отделе нижней челюсти, но наиболее часто эта кость ломается по средней линии, в области угла нижней челюсти и на уровне клыков. Сам по себе перелом челюсти крайне болезнен; при этом нарушена речь, затруднено жевание пищи, слизистая полости рта кровоточит. Кроме того, при множественных переломах нижней челюсти возможно западение языка, и пострадавший может задохнуться. При такой угрозе прежде всего необходимо постараться зафиксировать язык; далее очистить полость рта от крови, слизи, отломков кости. При наружном кровотечении накладывается давящая повязка, а поверх нее – пращевидная повязка, закрепленная на голове, подхватывающая и фиксирующая подбородок.

Переломы верхней челюсти случаются реже, чем переломы нижней челюсти. Тяжесть состояния пострадавшего от того, является ли этот перелом одиночным или он часть сочетанной травмы – с повреждением костей основания черепа, костей носа скуловых и т. д. Переломы верхней челюсти часто случаются по средней линии и в местах соединения верхней челюсти с другими костями черепа. При переломе верхней челюсти может быть повреждена твердая мозговая оболочка, что резко утяжеляет состояние больного. Признаки перелома верхней челюсти неоднозначны – они зависят от характера и расположения перелома и сочетания с переломами других костей черепа. Как правило, это боль, кровоподтеки, кровотечения изо рта и носа, нарушение смыкания зубов; в тяжелых случаях – симптомы повреждения мозга: тошнота, рвота, головокружение. Те, кто оказывает помощь, должны прежде всего очистить полость рта пострадавшего от костных отломков, крови, слизи, убрать съемные протезы; при необходимости фиксировать язык; на область верхней челюсти наложить асептическую повязку (давящую при кровотечении) и зафиксировать ее теменно-подбородочной повязкой. Одновременно должна быть вызвана неотложная помощь. Госпитализация показана в стоматологическое отделение или в хирургическое в положении лежа лицом вниз на боку.

Серьезные повреждения носа – как правило, это переломы – односторонние и двусторонние. Такие травмы вызывают деформацию носа, кровотечение и нарушение носового дыхания. Первая помощь – остановка кровотечения. В легких случаях необходимо посадить пострадавшего со склоненной вниз головой, чтобы кровь не затекала в дыхательные пути. Через 3 – 5 минут кровотечение может остановиться самостоятельно. При сильных носовых кровотечениях требуется тампонада носа, которую должна осуществить немедленно вызванная неотложная помощь. В случае недоступности медицинской помощи переднюю тампонаду носа можно попробовать выполнить самостоятельно или с помощью случайных медиков, оказавшихся рядом. Переднюю тампонаду носа производят длинной полоской бинта шириной 2 сантиметра, смоченной в растворе перекиси водорода (тампонируют туго, используя пинцет).

Повреждения грудной клетки.

Ушиб грудной клетки проявляется болями при дыхании с усилением на вдохе. Тяжелые ушибы характеризуются резкой болью. Присоединившееся кровохаркание говорит о повреждении плевры легочной ткани, что чревато развитием шока, поэтому необходимо немедленно вызвать неотложную помощь.

Переломы ребер достаточно часто случаются при автокатастрофах. Они могут быть одиночными и множественными. Признаками их, как при ушибах грудной клетки, являются боли при дыхании, болезненность по ходу сломанного ребра. При повреждении плевры и ткани легких может быть кровохаркание, возможно развитие шока. Больному следует наложить тугую повязку на грудную клетку и госпитализировать его.

Пневмоторакс травматический закрытый.

Пневмоторакс травматический закрытый – еще одно тяжелое последствие травмы грудной клетки. При переломе ребер отломками их повреждается ткань легкого, через этот поврежденный участок воздух попадает в плевральную полость. Если разрыв легкого небольшой и воздуха в полость плевры попало немного, признаки пневмоторакса могут быть незначительными и остаться незамеченными. При большом повреждении легкого воздух, попавший в плевральную полость, сдавливает легкое и отодвигает лежащие рядом органы в здоровую сторону: развивается острая

дыхательная недостаточность. Необходимо немедленно вызвать неотложную помощь. Похожая на пневмоторакс картина наблюдается при гемотораксе. В случае ранения крупных сосудов в плевральную полость изливается кровь. Скапливаясь там, она, как и воздух при пневмотораксе, сдавливает легкие и отодвигает лежащие рядом органы, провоцируя развитие дыхательной недостаточности. Но следствием острого внутреннего кровотечения является еще и падение артериального давления, и затруднение работы сердца. В таком случае состояние больного может быть очень тяжелым. Первая помощь – немедленная госпитализация на носилках с приподнятым изголовьем.

Пневмоторакс травматический открытый. Пневмоторакс может быть и открытым: если имеется ранение грудной стенки с повреждением плевры, возникают условия, при которых плевральная полость сообщается с внешней средой. Получив свободный доступ в плевральную полость, воздух сдавливает легкое и выключает его из дыхания. Состояние больного ухудшается на глазах. Первая помощь должна иметь целью как можно быстрее прекратить сообщение плевральной полости с внешней средой. Для этого края раны обрабатывают йодом, рану закрывают стерильной повязкой, которую закрепляют пластырем, целлофаном или другими подручными средствами. Лучше всего для этой цели использовать индивидуальный перевязочный пакет: прорезиненная оболочка его накладывается внутренней стороной на рану, поверх нее – вата, после чего повязку прибинтовывают к грудной клетке. Следующим шагом должна стать срочная госпитализация.

Повреждения брюшной полости.

При авариях чаще всего происходит ушиб брюшной стенки . При этом может образоваться кровоподтек. Но если при этом больной жалуется на сильную боль, не исключен разрыв органов брюшной полости. Чем бледнее и слабее больной, тем опаснее могут оказаться изменения внутренних органов – возможны разрывы селезенки, печени, при которых практически неизбежны внутренние кровотечения. При травмировании желудка возникает рвота. Появление признаков нарушения мочеиспускания могут свидетельствовать о повреждении почек, мочевыводящих путей. Следствием такого рода травм может быть развитие шока. Во всех случаях повреждения органов брюшной полости необходима экстремальная госпитализация на носилках в положении лежа в

хирургическое отделение. Первая помощь заключается в создании условий покоя, на живот помещается пузырь со льдом.

Повреждения позвоночника.

Повреждения шейного отдела позвоночника вследствие резкого откидывания головы назад довольно часто случаются с автомобилистами при авариях. Резкая боль в области шеи, невозможность повернуть шею в сторону могут быть признаками как перелома, так и вывиха шейных позвонков. Истинный характер повреждений уточняется при рентгенографии позвоночника. В тяжелых случаях может быть поврежден спинной мозг, что проявляется слабостью конечностей, покалыванием в руках. В еще более тяжелых случаях развивается паралич верхних и нижних конечностей. Первая помощь при травмах позвоночника заключается в том, что пострадавшего укладывают на спину (его нельзя ни сажать, ни поднимать) и немедленно вызывают скорую неотложную помощь. На носилки перекладывают крайне осторожно. При повреждении спины (грудного и поясничного отделов позвоночника), первая помощь опять-таки заключается в немедленном вызове неотложной помощи и приеме обезболивающих средств. Пострадавшему должна быть обеспечена полная неподвижность. При перекладывании его на носилки надо следить, чтобы голова и шея были на одном уровне, и чтобы не образовался прогиб в области спины. При задержке госпитализации больного помещают на жесткое ложе на спину, под голову и поясницу подкладывают плоские валики. Необходимо обеспечение пострадавшему полного покоя, так как травмы позвоночника являются если не самыми тяжелыми, то, по крайней мере, одними из самых тяжелых.

Повреждения таза и мочевой системы.

Переломы костей таза происходят при сдавливании таза в разных плоскостях. В тяжелых случаях – при множественных переломах костей таза или при повреждении сочленения позвоночника с костями таза – может возникнуть внутреннее кровотечение. Косвенным признаком этого служат наружные кровоподтеки; очень серьезный симптом – изменение формы таза. Наличие этих признаков свидетельствует о возможности развития шока. Тяжелым травмам с множественными переломами костей таза иногда сопутствуют разрывы сосудов, разрывы почек, мочевого пузыря, но чаще всего – мочеиспускательного канала, что случается в 10% всех

травм таза у мужчин. Это чревато обширными кровоизлияниями в поясничной области и в промежности. Внешне это проявляется выбуханием в соответствующих зонах. Первая помощь состоит в обезболивании теми лекарственными средствами, которые есть в данный момент (анальгин, баралгин, вольтарен в инъекциях). И обязателен вызов "неотлжки". Для транспортировки необходимо правильно уложить пострадавшего: носилки не должны прогибаться (подложить доску); положение на спине с согнутыми ногами в тазобедренных и коленных суставах. В подколенную область подложить валики из подручных средств.

Повреждения конечностей. Повреждение костей конечностей и суставов могут быть самыми разнообразными. Среди переломов трубчатых костей различают поперечные, косые, оскольчатые, закрытые без повреждения кожи и открытые, сопровождающиеся рваными ранами. Большое значение придается тому, имеется ли смещение отломков, что приводит к деформации конечностей. ПМП заключается в обеспечении иммобилизации конечности с помощью шин или подручных средств. Кровотечение необходимо остановить временной давящей повязкой или жгутом в зависимости от интенсивности. При открытой ране накладывают повязку. Переломы костей предплечья в средней трети могут быть изолированными – каждой из этих костей в отдельности или обеих вместе. При переломе одной кости деформации нет, но свидетельством травмы является боль и умеренный отек предплечья. Неотложная помощь: наложение шины (в крайнем случае – дощечки) от нижней трети плеча до основания пальцев; применение обезболивающих средств (анальгин, баралгин, вольтарен внутрь или внутримышечно).

Повреждения кисти происходят чаще всех остальных травм тела. В первую очередь это ушибы кисти от воздействия тупых предметов, при сдавливании тяжестью. Признаками ушиба кисти являются резкая боль, обширные кровоподтеки, онемение кисти, отеки, не исключено также развитие шока. Первая медицинская помощь: применение доступных обезболивающих средств (по возможности внутримышечная инъекция); охлаждение кисти (пузырь со льдом, снегом или холодной водой) – эту процедуру можно повторять с небольшими интервалами; обработка поврежденных участков кожи спиртом, не наложение асептической повязки и шины.

Повреждения нижних конечностей.

Вывихи бедренной кости происходят при воздействии очень большой силы. Это может случиться в автомобильной аварии, если в этот момент человек, находящийся внутри автомобиля сидел с согнутой в колене ногой. Признаками вывиха бедра является вынужденное положение бедра:

Согнутое в тазобедренном и коленном суставе; или, наоборот, выпрямленное с отведением в сторону; или согнутое в тазобедренном суставе и отведенное в сторону (все это связано с разными видами вывихов). Движения в тазобедренном суставе при этом невозможны из-за мучительных болей. Первая помощь состоит в снятии болей (как при серьезных травмах лучше внутримышечное введение сильного обезболивающего, даже наркотического, например, промедола; при отсутствии такой возможности – прием обезболивающего лекарства внутрь в таблетках). Обязателен и срочный вызов неотложной помощи. Транспортировка на носилках в положении на спине, с подкладыванием подушек или одежды для сохранения того положения, в котором оказалась нога. Переломы костей нижних конечностей составляют треть всех переломов; чаще всего ломаются кости глени. Переломы бедренной кости – это всегда тяжелая травма с резкими болями, способными вызвать шок. Схематично все виды переломов бедренной кости можно разделить на две группы:

Переломы верхнего отрезка кости; переломы нижнего отрезка кости. Перелом верхнего отрезка бедра у молодых может произойти при автомобильной аварии. Острая боль в тазобедренном суставе сочетается с вынужденным положением ноги (чаще развернутой кнаружи), отечностью в области сустава за счет кровоизлияния. Переломы средней трети бедра также относятся к тяжелым травмам, способным вызвать шок. Они характеризуются резкими болями в области перелома, укорочением конечности с поворотом кнаружи. Чтобы предотвратить развитие шока, необходим экстренный вызов неотложной помощи. При всех переломах бедра после обезболивания следует правильно уложить больного, используя стандартную деревянную шину, а при ее отсутствии – доску или трубу, располагая ее по всей длине ноги и выше до подмышечной области. Если и такого подручного материала не нашлось, больная нога прибинтовывается к здоровой, между коленями и лодыжками делаются ватные прокладки. Шина накладывается поверх одежды.

Открытые переломы костей и суставов.

Открытыми называются те переломы костей и суставов, при которых имеется рана. Такого рода повреждения чаще всего бывают в ситуациях катастрофы, поэтому переломы к тому же бывают множественными и сопровождаются кровотечением. Все это утяжеляет состояние пострадавшего и способствует развитию травматического шока. Первая помощь состоит в прикрытии раны салфетками, смоченными при возможности прокипяченным растительным маслом. Даже если в ней видны костные отломки, извлекать их не следует. На рану накладывается стерильная повязка. При кровотечении повязка должна иметь давящий характер. Обычно этого бывает достаточно, поскольку кровотечение в этих случаях нерезкое венозное. После наложения повязки производится наложение шины (стандартной или из подручного материала). При нарушении целостности крупных артерий, дающих сильное кровотечение, накладывается жгут. После этих мер больной незамедлительно госпитализируется в травматологическое или реанимационное отделение на носилках в положении на спине.

В условиях аварии не исключено и такое несчастье, как отрыв конечностей . Это всегда крайне тяжелая травма, сопровождающаяся травматическим шоком. Поскольку при шоке артериальное давление низкое, кровотечение из артериальных стволов может быть умеренным; однако при перекладывании больного оно усиливается. Поэтому выше места отрыва всегда накладывается жгут (а перед его наложением необходимо прижать пальцами кровоточащую артерию). Обезболивание в таких случаях лучше производить внутримышечным введением наркотических средств (омнопон, морфий, промедол). Если их нет, нужно использовать любые обезболивающие таблетки в двойных дозах. При возможности применяют также кофеин, кордиамин. На рану накладывается стерильная повязка. Госпитализация экстренная в реанимационное отделение. Оторванную конечность доставляют вместе с пострадавшим в стационар (место отрыва прикрывается салфетками).

Список литературы:

1.Э.Я.Соловьев. Поведение в экстремальных ситуациях. М.-1996.ИВФ Антал.

2.А.Ильичев. Популярная энциклопедия выживания. Челябинск-1996. Южно-Уральское книжное издательство. 3.Яцек Е.Палкевич. Выживание в городе. М.-1992.Карвик. 4.В.П.Гостюшин, М.Д.Шубина. Азбука выживания. М.-1995. Знание.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков