Основным функциональным назначением блока предохранителей Газели, как и в других автомобилях, является защита от короткого замыкания или повышения напряжения в бортовой сети. Его задача своевременно разомкнуть цепь при перегрузках, и тем самым избежать выхода из строя защищаемого им электроприбора.
Так выглядит блок предохранителей газели
Предохранители от электрооборудования Газели
- Первый защитный уровень обеспечивается силовыми плавкими предохранителями, расположенными в отдельном монтажном блоке под капотом автомобиля. Их срабатывание рассчитано на значительное изменение силы тока в цепи, а основным предназначением является защита от короткого замыкания.
При этом разделяются два основных контура электрической цепи, в том числе:- основная плюсовая цепь, исключая световые приборы, и ;
- плюсовая цепь генератора и световой контур.
В модификациях, укомплектованных антиблокировочной системой, установлены два дополнительных электропредохранителя, отвечающих непосредственно за эту функцию.
Электрические предохранители в электросети
В данном модуле используются предохранители с расчетным значением тока срабатывания 40, 60 и 90А, при этом в зависимости от модели Газели разные цепи защищаются предохранителем своего номинального тока. Для применяются, как правило, электропредохранители 25А. - Основные предохранители и реле в большинстве модификаций разделены на два монтажных блока, которые расположены в подкапотном пространстве. При этом:
Обозначения на реле монтажного блока Газели
Надо отметить, что в автомобилях, выпущенных после 2003 года, используются монтажные модули нового образца, с более современным строением предохранителей, в которых плавкая нить запаяна в пластиковый корпус. При этом схема электрической цепи при блоках старого и нового образца различна, поэтому замена на современный модуль возможна только с дополнительной доработкой.
Так выглядит старый блок предохранителей на Газели
Распределение электропредохранителей разного назначения и различного тока срабатывания по отдельным модулям обеспечивает не только максимальную защищенность электрооборудования, но и удобную эксплуатацию автомобиля в целом.
Принципиальные различия в устройстве блока предохранителей в зависимости от модели Газели
Так выглядит блок предохранителей нового образца
Конструктивные отличия модификации класса Газелей, исходя из различных систем защиты электрооборудования, можно разделить на следующие основные группы и выделить их особенности. Смотрите в видео как установить новый блок предохранителей.
Автомобили с бензиновым двигателем карбюраторного типа
Автомобили с бензиновым двигателем инжекторного типа
Автомобили с дизельным двигателем
- Установлен основной предохраняющий модуль, аналогичный , с дополнительными электропредохранителями в 5А для системы управления двигателем.
- Измененный подкапотный блок, в том числе защищаемые цепи:
- система подогрева воздуха с защитой 125А;
Схематическое устройство системы подогрева воздуха в газели
- сеть управления двигателем – 30А;
- световые приборы и кондиционер, в случае его установки – 30А;
- общая плюсовая цепь, а также подогрев двигателя – 60А;
- дополнительные предохранители на 25 и 40А для автомашин с предустановленным АБС.
Схема с размерами автомобильного предохранителя
- система подогрева воздуха с защитой 125А;
Разнообразие , как по предустановленному двигателю, так и по дополнительному оборудованию, множественность их комбинаций приводит, в свою очередь, к различиям в системе электрозащиты и устройстве монтажного блока.
Таким образом, блок предохранителей Газель является обязательным элементом защитного механизма электрооборудования автомобиля и реализован с учетом конструктивных особенностей конкретной модификации автомобиля.
Двухуровневое построение предохранительного контура обеспечивает надежный заслон бортовых приборов, как от короткого замыкания сети машины, так и от перепадов напряжения, обеспечивая тем самым их безотказную работу.
Страница 1 из 2
Электрические цепи автомобиля, потребляющие большой ток, защищены плавкими вставками.
Вставки установлены в общем блоке (ВПР-4.10), закрепленном в моторном отсеке с правой стороны и закрытом пластиковой крышкой.
Цепь стартера рассчитана на большой кратковременный ток, поэтому предохранителя не имеет.
Для замены сгоревшей планкой вставки сожмите два фиксатора крышки блока и снимите крышку.
Запасные вставки разных номиналов закреплены под пластиной крышки блока.
Отверните две гайки сгоревшей вставки и замените вставку.
Слаботочные электрические цепи также защищены плавкими вставками, которые находятся в монтажных блоках в салоне автомобиля и в моторном отсеке.
Для доступа к монтажному блоку в салоне, тянем за края двух углублений в нижнем декоративном щитке и снимаем щиток.
На внутренней стороне щитка нанесена схема расположения реле и предохранителей
Назначение предохранителей и реле в монтажном блоке, расположенном в салоне автомобиля
№ - А - Защищаемая цепь
F1 – 20 – Стеклоочиститель, стеклоомыватель
F2 – 10 – Модуль управления светотехникой, подсветка приборов
F3 – 5 – Электропривод зеркал
F4 – 25 – Электропривод стеклоподъемников
F5 – 10 – Обогрев наружных зеркал
F6 – 10 – Обогрев сиденья водителя
F7 – 15 – Дополнительный отопитель
F8, F11, F12 – Резерв
F9 – 10 – Блокируемый дифференциал
F10 – 15 – Розетка второго ряда сидений
F13 – 7,5 – Лампы дневных ходовых огней
F14 – 5 – Лампы задних противотуманных фонарей
F15 – 10 – Указатели поворотов
F16 – 7,5 – Комбинация приборов, датчик скорости, пульт отопителя
F17 – 5 – Система управления двигателем
F18 – 5 – Антиблокировочная система тормозов
F19 – 20 – Прикуриватель, розетка
F20 – 15 – Аварийная световая сигнализация
F21 – 15 – Модуль управления светотехникой, подсветка
F22 – 10 – Внутреннее освещение
F23 –15 – Центральный замок, аудиосистема
F24 – 5 – Комбинация приборов, диагностический разъем, пульт управления предпусковым обогревателем
Реле
K1 - Стеклоочиститель
K2 - Отопитель
K3 - Силовая цепь выключателя приборов и стартера
K4 - Догреватель охлаждающей жидкости
Бортовая цепь автомобиля (кроме цепи стартера) питается через два плавких предохранителя.
Цепь приборов освещения защищена предохранителем на 40 А, остальные цепи – 60 А. Оба предохранителя установлены в блоке, закрепленном на перегородке в моторном отсеке.
Кроме того, каждая цепь всех потребителей электроэнергии дополнительно защищена предохранителями с меньшим током срабатывания.
Они расположены в двух блоках под панелью приборов со стороны водителя. Номинальный ток предохранителей и защищаемые ими цепи указаны в таблице.
Нумерация предохранителей ведется слева направо, 8 А – черного цвета; 16 А – зеленого.
Цепь стартера рассчитана на кратковременный большой ток и предохранителя не имеет.
При ремонте системы электрооборудования отключайте аккумуляторную батарею. Не используйте предохранители увеличенного «номинала» или самодельные – это может привести к выходу из строя электропотребителя, а возможно и пожару.
Замена центральных предохранителей бортовой сети автомобиля
Пальцами, сжав с двух сторон защелки, снимаем крышку блока.
Ключом «на 10» отворачиваем две гайки и, сняв со шпилек провода, заменяем неисправный предохранитель на аналогичный (на 40 А или 60 А)
Запасные предохранители хранятся под пластиной крышки
Крышка держится на двух фиксаторах
Замена предохранителей цепей электрооборудования
Снимаем крышку блока.
Предохранители установлены между пружинных клемм.
У предохранителей на 8 А изолятор черного цвета, на 16 А – зеленого.
Расположены они по порядку номеров слева-направо.
Для автомобилей с 2003 года выпуска. Отжимаем фиксатор крышки
Снимаем крышку для доступа к предохранителям
Отжав нижнюю или верхнюю клемму, вынимаем неисправный предохранитель и устанавливаем новый.
Цепи автомобилей выпуска до 2003 года, защищаемые плавкими предохранителями
Электрические цепи, защищаемые плавкими предохранителями |
|
Верхний блок предохранителей |
|
№ предохранителя (номинальный ток) |
|
Электродвигатель отопителя, электронасос системы отопителя* |
|
Электродвигатель дополнительного отопителя* |
|
Указатели поворота |
|
Комбинация приборов, реле сигнализатора стояночного тормоза, системы ЭПХХ, таймер управления подогревателем - отопителем**, реле стеклоочистителя, свет заднего хода, сигнализатор неисправности микропроцессорной системы зажигания (ЗМЗ -4061, - 4063) |
|
Аварийная световая сигнализация |
|
Сигнализатор торможения, светильники освещения правого ряда сидений пассажирского салона, * зуммер и плафон платформы** |
|
Дистанционный выключатель аккумуляторной батареи, радиооборудование |
|
Звуковой сигнал, прикуриватель, розетка переносной лампы |
|
Резервный |
|
Нижний блок предохранителей |
|
№ предохранителя (номинальный ток) |
Наименование оборудования защищаемых электрических цепей |
Резервный |
|
Светильник (светильники**) освещения кабины, плафон грузового салона (ГАЗ -2705, -27057) |
|
Освещение приборов, подогреватель - отопитель |
|
Задний противотуманный свет |
|
Габаритный свет (правый передний, левый задний фонари), сигнализатор габаритного света, фонари освещения номерного знака |
|
Габаритный свет (правый передний, левый задний фонари) |
|
Ближний свет (левая фара), электрокорректор фар |
|
Ближний свет (правая фара), сигнализатор дальнего света |
|
Дальний свет (левая фара) |
|
Дальний свет (правая фара) |
* Для автобусов и автомобилей с двумя рядами сидений. ** Устанавливается на части автомобилей.
Цепи автомобилей выпуска с 2003 года, защищаемые плавкими предохранителями
предохранителя |
Сила тока, |
Защищаемые цепи |
Предохранители верхнего блока |
||
Система управления двигателем |
||
Аварийная сигнализация |
||
Радиооборудование, выключатель «массы» (автомобили ГАЗ-3221 и модификации) |
||
Электродвигатели очистителя и омывателя ветрового стекла |
||
Реле включения ближнего света фар, антиблокировочная система тормозов (ABS) |
||
Стоп-сигналы |
||
Прикуриватель, звуковые сигналы |
||
Реле звуковых сигналов, комбинация приборов, часы |
||
Электродвигатель дополнительного отопителя, электронасоса системы отопления (автомобили с двумя рядами сидений) |
||
Комбинация приборов, лампы света заднего хода, датчик скорости, реле стеклоочистителя |
||
Датчик концентрации кислорода (двигатели ЗМЗ-40522, ЗМЗ-40524) |
||
Система управления двигателем (двигатели ЗМЗ-40522, ЗМЗ-40524) |
||
Указатели поворота |
||
Предохранители нижнего блока |
||
Дальний свет правой фары, контрольная лампа включения дальнего света фар |
||
Дальний свет левой фары |
||
Ближний свет правой фары |
||
Ближний свет левой фары |
||
Лампы заднего противотуманного света, контрольная лампа включения противотуманного света |
||
Плафон кабины, плафон грузового салона, плафон освещения подножки автобуса, подкапотная лампа, плафоны освещения пассажирского салона автобусов |
||
Лампы подсветки комбинации приборов, переключателей, прикуривателя |
||
Лампы правого габаритного огня, корректора света фар, плафона освещения вещевого ящика |
||
Лампы левого габаритного огня, сигнальная лампа включения |
В один прекрасный день электропроводка окончательно стала жить своей жизнью. Причиной тому были блоки предохранителей типа ПР121. Блоки данного типа имеют массу недостатков, вчастности у них постоянно ослабляется контакт цепи с предохранителем (что приводит к подгаранию корпуса самого блока и основной проводки) и в них неудобно производить замену сгоревшего предохранителя на новый и т.д.
Ранее уже был заменён верхний блок предохранителей из-за постоянных подгараний.
На этот раз вышел из строя нижний блок. На фото ниже видны: просевшие и чуть ли не вываливающиеся предохранители (особенно второй зелёный), подгоревшие контакты.
Менять шило на мыло уже надоело, т.к. временами уже начал барахлить и верхний блок. Тут и было принято решение заменить всё это безобразие на блоки предохранителей нового образца 41.3722 от ГАЗ-3110.
Различия между блоками старого и нового типов. Количество предохранителей в старом блоке 10 штук в новом 14. В новом блоке отсутствуют внутренние перемычки (см. схему ниже). Расстояние между отверстиями предназначенных для монтажа в блоке нового типа меньше на 4 мм.
Подготовка к работе.
На схеме ниже красным цветов выделены перемычки, которые отсутствуют в новых блоках.
Эти перемычки можно заменить внешними, изготовив из отрезка провода и автомобильных клем типа МАМА. Количество и конфигурация перемычек на фото ниже.
Также нужно изготовить металлическую планку для монтажа новых блоков предохранителей.
Теперь тонкости самой процедуры замены. Начинать нужно с нижнего блока предохранителей, но открутить надо сразу оба. ВСЕ ОПЕРАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРИ ОТКЛЮЧЁННОМ АККУМУЛАТОРЕ!!! Провода переставляются по следующей схеме: отсоединить ОДИН провод от старого блока — установить в новый блок (предварительно изолировав см. далее).
Изолирование клем выполнять используя термотрубку, использовать изоленту не рекомендую.
И вот что должно получиться:
Теперь нужно решить вопрос с разными расстояниями между отверстиями для монтажа. С одной из сторон выполнить прорез как на фото ниже и прикрутить нетронутую сторону блоков на штатное место.
Потом прикрутить вторую сторону блоков предохранителей через ранее изготовленную пластину.
Завершающими работами должны быть: подбор предохранителей требуемых (или хотябы приближенных) номиналов в соответствии с инструкцией по эксплуатации, и полная проверка работоспособности электропроводки.