Что такое климат-контроль в автомобиле? Система климат-контроля автомобиля: назначение, устройство, принцип работы. Что такое климат-контроль - как согреться в машине

Что такое климат-контроль в автомобиле? Система климат-контроля автомобиля: назначение, устройство, принцип работы. Что такое климат-контроль - как согреться в машине

В салоне автомобиля комфортные условия обеспечиваются специальной системой, регулирующей влажность и температуру воздуха. Всем водителям она известна под названием климат-контроль, что очень точно отображает её функции и назначение. Большинство современных машин оснащено такими системами разного уровня сложности. Информацию о наличии климат-контроля можно посмотреть в технической документации авто.

Первым устройством, обеспечивающим комфортный микроклимат в салоне машины, была печка. Часть вырабатываемой ею тепловой энергии шла на отопление. Сейчас это устройство считается примитивным и не способным создавать комфортные условия, особенно в жаркую погоду. В этой статье мы расскажем о системе, пришедшей ему на замену. Другими словами, вы узнаете, что такое климат-контроль в автомобиле.

Определение

Сложные конструкции современных систем помогают им решать широкий спектр задач. Давайте попробуем разобраться в предназначении климат-контроля.

В технической документации сказано, что система обеспечивает комфортные условия для пассажиров и водителя. Самым благоприятным для человека диапазоном температур считается 22-25 °C при влажности 65-80%. Климат-контроль отслеживает эти параметры и поддерживает их постоянство.

Температурный режим регулируется с помощью кондиционера и печки. А вот с влажностью дело обстоит сложнее, так как водяные пары конденсируются на стёклах машины. Это причиняет неудобство и затрудняет обзор водителю. Хороший климат-контроль осушает воздух путём его прогонки через испаритель кондиционера. Благодаря этому вода оседает в виде росы на стенках теплообменника. А понижение влажности исключает запотевание стёкол.

Сейчас данным устройством оснащается большинство транспортных средств (от легковых машин до грузовиков). Также его ставят на самоходные механизмы и специальную технику.

Теперь вы знаете, что такое климат-контроль в автомобиле. Но для полноты картины необходимо рассмотреть ещё несколько важных моментов.

Принцип работы климат-контроля автомобиля

При помощи датчиков это устройство отслеживает температуру воздуха снаружи и внутри машины. Поток извне нагнетается в салон вентилятором, разделяясь на 2 части: одна проходит сквозь испаритель кондиционера, а вторая - через печку. После теплообменников смешанный воздух поступает в салон через сеть дефлекторов и коробчатых воздуховодов.

Параметры регулируются с помощью изменения положения шторок (центральной и дополнительных). Их называют заслонки температурного регулирования. Поворот заслонок осуществляется электрическими сервоприводами, которые уменьшают или увеличивают сечение каналов. Всё описанное выше контролируется через блок управления климат-контролем.

Регулятор на панели этого устройства позволяет установить желаемую температуру, например 24 °C. Эти данные поступят в процессор, который, в соответствии с запрограммированным алгоритмом и полученной с датчиков информацией, будет управлять работой системы. Так как внутренние и наружные параметры постоянно изменяются, их отслеживание происходит в режиме реального времени.

Компоненты

Разработка и установка климат-контроля на машину осуществляется в процессе её сборки на заводе компании-изготовителя. Для выполнения возложенных на устройство функций в его конструкции есть ряд компонентов:

  • кондиционер;
  • панель управления;
  • процессор;
  • датчик температуры положения заслонок;
  • отопитель;
  • нагнетающий вентилятор;
  • система дефлекторов и воздуховодов;
  • блок направляющих заслонок.

У каждого элемента системы своя функция.

Вентилятор создаёт давление. В режиме рециркуляции воздух забирается системой как изнутри, так и снаружи.

Блок заслонок монтируется в одном корпусе с испарителем кондиционера и радиатором печки. Такая конструкция позволяет привести параметры воздушного пространства в соответствии с установленными значениями.

Система дефлекторов и воздуховодов распределяет потоки по салону авто в соответствии с определённой программой. Управление осуществляется при помощи процессора, получающего данные с панели от переключателей, регуляторов и датчиков.

Работа климат-контроля в автомобиле напрямую зависит от состояния его программы управления и компонентов.

Дополнительные режимы

Кроме основных функций для создания комфортного микроклимата, устройство может иметь ряд дополнительных режимов:

  • Обдува нижней части салона и ветрового стекла тёплым воздухом.
  • Ручного управления.
  • Обдува лобового стекла для предотвращения конденсации. Для этого воздух осушается, а вентилятор работает на полную мощность.
  • Подачи воздуха к различным частям тела: ногам, рукам, лицу отдельно либо в определённых комбинациях.
  • Рециркуляции.

Последний режим нужен для ускоренного охлаждения или прогрева салона, а также для езды в пробках. В последней ситуации воздух снаружи сильно загазован, и система климат-контроля автомобиля просто перекрывает его подачу в салон. Для этих целей в устройстве предусмотрен датчик, рабочий элемент которого состоит из оксида олова. Его сопротивление меняется в зависимости от уровня концентрации вредных веществ.

Специфика применения

Производители разрабатывают климат-контроль под линейку автомобилей или какую-то конкретную модель. Они различаются по устройству, степени сложности и алгоритму управления.

Недорогие установки обладают малой степенью автоматизации и довольно грубо регулируют воздухообмен. Очень часто при холодном двигателе в салон подаётся неразогретый поток.

В продвинутых установках таких вещей не происходит, так как они контролируют множество разных параметров. В дополнение к другим функциям, современные системы могут не только следить за качеством воздуха, но и задействовать при необходимости фильтры. В последних применяют угольные и бумажные картриджи, задерживающие взвешенные частицы пыли и вредные для человека газообразные вещества.

В современных системах кондиционирования регулировка температуры воздуха осуществляется в промежутке от 16 °C до 30 °C. Во избежание переохлаждения не стоит устанавливать очень низкие значения. Для комфортного пребывания водителя в салоне датчик температуры должен показывать разницу (между салоном и улицей) всего в 5-7 °C. Чтобы ускорить работу устройства, можно приоткрыть окна. Тогда кондиционированный воздух намного быстрее вытеснит их салона холод или тепло.

Двухзонный климат-контроль

Каждый человек обладает индивидуальным восприятием температуры. То есть одно и то же её значение для одного пассажира может быть нормальным, а для другого - дискомфортным. На этот случай автопроизводители придумали двухзонный климат-контроль, когда водитель может выставлять для себя и пассажиров оптимальную температуру.

Перечислим достоинства двухзонного климат-контроля:

  • Водитель и каждый пассажир устанавливает для себя наиболее комфортный микроклимат.
  • Система очень точно отрабатывает запрограммированный алгоритм.
  • Вследствие воздействия наружных и внутренних факторов в таких машинах почти невозможно запотевание окон.

Отличия от кондиционера

У читателей, которые плохо знают, что такое климат-контроль в автомобиле, может появиться вопрос: «Зачем настолько усложнять систему? Ведь вполне можно ограничиться летом кондиционером, а зимой - печкой».

В прошлом так и было, но есть один важный момент. Обе системы способны обеспечить оптимальный микроклимат в салоне, только если наружные и внутренние условия в машине будут неизменны. Для движущегося объекта, коим и является авто, это просто нереально. Напор и температура воздуха меняются вместе с направлением и скоростью движения.

Главное отличие кондиционера и климат-контроля заключается в присутствии системы управления, которая отслеживает все параметры и регулирует их без постороннего участия. Получается, что кондиционер - это один из компонентов установки, выполняющий функцию уменьшения влажности и охлаждения.

Управление климат-контролем зимой

При низких температурах климатическое оборудование машины по большей части работает на подогрев наружного воздуха. В таких условиях влажность воздуха невысока, поэтому печки будет вполне достаточно. Да и отключение кондиционера никак не скажется на эффективности работы климат-контроля.

Всё намного сложнее, когда температура находится на нулевой отметке при дожде со снегом или высокой влажности. В этом случае могут запотеть окна и лобовое стекло. Но блок управления климат-контролем с лёгкостью решит эту проблему, переведя систему в автоматический режим. А чтобы устранить излишки влаги из наружного воздуха, система задействует кондиционер.

Заключение

В этой статье мы выяснили, что такое климат-контроль в автомобиле. Кратко резюмируем всё описанное выше.

  • Установка системы нужна для создания комфортных условий в салоне машины с их автоматическим регулированием.
  • Современное авто с климат-контролем сделает максимально приятным и длительное путешествие, и кратковременную поездку.

Так что, если вы решили купить машину, то остановите выбор на варианте с наличием этого нужного устройства.

Когда-то появление обогрева на машине считалось верхом комфорта. Однако сейчас даже автоматического поддержания в салоне автомобиля температуры уже недостаточно. Как правило, при наличии пассажиров кому-то жарко, кому-то зябко, кому-то дует – каждому нужен свой микроклимат. Вот и появились такие устройства, как двухзонный климат-контроль, а также 3-х и даже 4-х зонный.

Оглянемся немного назад

Приводимые ниже сведения отрывочны, носят неполный характер и служат исключительно для получения представления о том, как появилась и развивалась система климат-контроля, в том числе 2-х и 4-х зонная.
Первые автомобили вообще обходились без обогрева салона. Естественно, что подобное не могло продолжаться слишком долго, и появилось устройство, обеспечивающее подачу горячего воздуха от двигателя автомобиля. Для этого на машине под передней панелью ставился специальный радиатор, который обдувался вентилятором, а горячий воздух поступал в салон.

Появление обогрев салона

Затем на автомобиле появилась полноценная система отопления, схема которой предусматривала подачу горячего воздуха и на задние места, регулировку температуры горячего воздуха и его количества, поступающего на обогрев. Принцип управления такой системой был предельно прост: жарко – убавил температуру или, что одно и то же, уменьшил количество воздуха, идущего на обогрев, холодно – прибавил, Контроль работы подобной системы осуществлялся исключительно по ощущениям водителя или пассажиров.

Охлаждение салона

Кроме проблемы борьбы с холодом появилась проблема борьбы с жарой. Хотя первые подобные системы были изготовлены давно, а идея кондиционера запатентована ещё в 1815 году, однако созданные образцы обладали слишком большими размерами, только к середине прошлого столетия удалось их привести к более-менее приемлемым величинам.

Тепло зимой, прохлада летом

Теперь все составные элементы системы присутствовали, и оставалось только ждать, когда появится полноценный климат-контроль. Однако первой оказалась система автоматического управления отопителем. На ее примере можно оценить однозонный принцип управления и контроля системы отопления. Такая схема управления предусматривала установку на потолке салона датчика температуры, по сигналам которого контроллер изменял режим работы вентилятора отопителя, а значит количество воздуха, поступающего на обдув в салон. В машине при таком подходе устанавливалась и поддерживалась постоянная температура, которая по желанию могла быть изменена с панели управления контроллера.

Работа климат-контроля

Климат-контроль в автомобиле явился принципиально новым этапом обеспечения комфорта в нем. В отличие от предыдущих вариантов схема его реализации предусматривала несколько другой принцип – обеспечение комфорта в салоне автомашины реализовывалось с использованием кондиционера. Именно его применение превращает обыкновенную систему автоматического управления отопителем в климат-контроль.

Самое главное достоинство подобной системы – устройство не использует непосредственно ни горячий воздух от двигателя, ни холодный воздух от кондиционера. В работе климат-контроля реализуется принцип смешения: холодный и горячий воздух смешиваются между собой, а смесь затем поступает в салон автомобиля.

Как это выполняется, можно увидеть на рисунке, приведенном ниже:


Такая схема работы системы предполагает, что устройство поддерживает в салоне заданную температуру изменением количества теплого и холодного воздуха, поступающего на смешение, а также общего его объема, поступающего внутрь автомобиля. Для этого используются разнообразные заслонки, изменение положения которых приводит к изменению температуры и объема кондиционированного воздуха, направляемого системой в салон.

Такой подход к организации работы климат-контроля позволяет получить определенные преимущества:

  • регулировку температуры в салоне при любых внешних условиях (жара или холод);
  • фильтрацию внешнего воздуха от пыли;
  • использование кондиционера дополнительно осушает воздух, что исключает запотевание стекол автомобиля при повышенной влажности;
  • исключает или, по крайней мере, уменьшает возможность возникновения простудных заболеваний, появляющуюся при обдуве холодным воздухом из кондиционера при жаре.

Кроме того, такая система подразумевает работу вообще без забора внешнего воздуха, для этого используется специальный клапан рециркуляции, перекрывающий его поступление в салон.

Однако, при всех отмеченных достоинствах, по своей сути – это однозонный вариант обеспечения заданных условий в салоне, т.е. по всему его объему поддерживается одна заданная температура. Для исключения отмеченного недостатка в работе системы был использован зонный принцип контроля температуры, в дальнейшем доведенный до создания 4-х таких зон.

Многозонный климат-контроль

Организация такой схемы работы климат-контроля подразумевает возможность установки и поддержания в разных местах автомобиля разной температуры. Самый распространенный вариант – 2-х зонный. При подобном варианте для пассажира на переднем сиденье и водителя может быть задана отличающаяся температура. Конечно, эта разница не может быть значительной, но при работе климат-контроля она есть и поддерживается устройством автоматически.
Однако это не единственный вариант того, как может быть реализован зонный принцип обеспечения комфорта.

Существуют такие его варианты:

  1. 3-х зонный, когда возможна установка и поддержание различной температуры на передних и на задних сиденьях;
  2. 4-х зонный, когда для каждого из пассажиров на заднем сиденье задается своя температура окружающего воздуха.

Однако во многих случаях, например, тот же 4-х зонный контроль является избыточным, особенно если вы предпочитаете перемещаться на машине в одиночестве или максимум вдвоем. В то же время он может оказаться чрезвычайно полезным при размещении пассажиров на заднем сиденье.


Стоит отметить, что работа такого устройства, как климат-контроль, когда предусматривается зонный принцип регулирования температуры, возможна при использовании специальных воздуховодов с дополнительными заслонками, датчиками и только под управлением специального контроллера. Как пример можно рассмотреть Climatronic, устанавливаемый на некоторых автомобилях семейства Volkswagen.

Climatronic

Climatronic – один из вариантов реализации системы управления в салоне микроклиматом. Существуют различные конструктивные исполнения, но Climatronic предназначен для автоматического управления смешиванием горячего и холодного воздуха, при этом поступление холодного воздуха обеспечивается применением кондиционера. Подобная схема работы основана на сравнении заданной и фактически достигнутой температуры в салоне.


Для реализации подобного режима в контроллер управления Climatronic приходит информация от электронных датчиков, она обрабатывается по заданному алгоритму, и согласно полученным результатам на исполнительные механизмы выдаются управляющие сигналы. Даже в случае возникновения каких-то неисправностей Climatronic переходит в аварийный режим и выполняет свои функции.
Управление работой Climatronic осуществляется с панели прибора, размещённой на консоли машины.

Системы существующего климат-контроля, используемые на современных автомобилях, отличаются большим разнообразием, позволяя создавать наиболее комфортные условия при движении как для водителя, так и для пассажиров. Для этого могут применяться такие системы, как 4-х зонные устройства, удовлетворяющие индивидуальные запросы каждого, находящегося в машине.

Что такое климат-контроль? Климат-контроль - технологичная система отопления/вентиляции внутреннего убранства. За основу создания «климата» взят кондиционер. Установка, как правило, имеет два режима:

  • автоматический. Когда блок управления «климатом» самостоятельно выбирает оптимальную температуру/направление воздушных масс, ориентируясь на показания соответствующих датчиков;
  • ручной. Температура воздуха выставляется самостоятельно при помощи органов управления (скорость вентилятора, направление воздуха, режим «рециркуляции»).

Принцип работы

Климат-контроль в автомобиле функционирует посредством связки кондиционер/радиатор отопителя. При помощи взаимодействия этих узлов удается поддерживать заданную температуру воздуха и осуществлять его доставку в салон.

В процессе работы «климата» участвуют вентиляционные/отопительные системы, а также система кондиционирования воздуха. Все три составляющие объединены в единый блок управления.

Схема кондиционирования салона автомобиля

При этом, каждая система состоит из нескольких узлов. Тот же кондиционер включает в себя компрессор, испаритель, ресивер, конденсатор.

Радиатор отопителя и вентилятор приточного воздуха составляют костяк отопительно-вентиляционной системы.

Климат-контроль в машине бывает:

  • однозонный (стандартный);
  • двухзонный (на водителя/переднего пассажира);
  • трехзонный (дополнительно: на задний ряд сидений);
  • четырехзонный (дополнительно: деление климатической системы заднего ряда на две зоны);

Многозонные климатические установки позволяют изменять температуру/направление воздушных потоков для каждого сидящего в салоне индивидуально. Кроме этого, «климат» может быть интеллектуальным: самостоятельно изменять температуру воздуха и скорость вращения вентилятора. Климат-контроль в автомобиле представительского класса также позволяет менять степень освещенности внутреннего убранства посредством солнцезащитных шторок.

Управление

Поддержание необходимого микроклимата салона возможно при помощи следующих узлов:

Датчики

  1. Фотодиодный. Выявляет уровень внешнего освещения.
  2. Датчик входа (наружный). Определяет температуру воздуха за бортом и сверяет с салонной. Расположен на передней части автомобиля, за бампером.
  3. Датчики выхода. Идентифицируют салонную температуру воздуха.
  4. Датчики температуры испарителя.
  5. Датчик, определяющие давление (кондиционер).
  6. Датчики приводящих устройств.
  7. Датчик солнца. Крепится на ветровое стекло, на основании определения влияния солнечных лучей повышает/снижает температуру в салоне.
  8. Датчик определения положения солнца относительно автомобиля. Можно встретить данную функцию в машине премиум-класса. Идут в комплектации с многозонными установками. Суть устройства заключается в определении разности температуры в салоне и восстановление ее баланса.

Каждый датчик работает следующим образом: аналоговые сигналы преобразуются в цифровые, и поступают в блок управления «климатом».

Приводящие (исполнительные) элементы климатической установки:

  • механические/электрические приводы;
  • моторчик вентилятора.

Элементы приводятся в действие через единый блок управления, который подает соответствующие сигналы.

Дефлекторы воздушных масс

Заслонки управляют потоками воздуха и позволяют использовать климат-контроль более рационально. Виды:


Что предпочтительней?

Кондиционер или климат-контроль – что лучше? По сути, «климат» – это и есть кондиционер, только более функциональный. Ответ на вопрос напрашивается сам собой, но не все так просто.

Преимущества «климата»:

  • возможность установки фиксированной температуры воздуха. Кондиционер может только уменьшать/повышать скорость вращения вентилятора, иными словами – просто морозить. Тогда как его оппонент позволяет как охлаждать поток воздушных масс, так и греть;
  • наличие автоматического режима. Кондиционер данной функции лишен, из-за чего приходится постоянно отвлекаться на его регулировку;
  • умение экономить расход топлива посредством отключения оборудования по достижении им нужной температуры. Кондиционер же работает до тех пор, пока его не отключишь вручную;
  • «климат» лучше переносится человеческим организмом за счет более мягкого перехода температуры. Это возможно благодаря датчикам в салоне, которые посылают импульсы на блок управления, а тот, в свою очередь, выставляет щадящий температурный режим. Поэтому, меньше риск простудиться. Кондиционер выдает холодный воздух резко, создавая резонанс между температурой за бортом и салонной – что чревато.

Недостаток обоих систем общий – снижение мощности двигателя (порядка семи лошадей), что влияет на динамические качества автомобиля.

Климат-контроль и его близкий родственник обслуживаются одинаково – проверка систем и замена фриона осуществляются два раза в год.

Установка «климата»

Те, у кого климат-контроль в автомобиле по какой-то причине не предусмотрен (небогатая комплектация) могут установить его самостоятельно (лучше обратиться за помощью к специализированному сервису/официальному дилеру). Предусмотрен общий алгоритм действий:

Все современные автомобили выше В-класса имеют в комплектации специальное оборудование, которое призвано создать оптимальный климат в салоне авто. Эти устройства называются климат-контролем. Современная система, создающая оптимальную «погодные условия» в салоне - это электронный комплекс, блок управления климат-контролем, управляющий работой отопителя, вентилятора, системой кондиционирования, а также распределением воздушных потоков.

Еще недавно, да и сейчас на бюджетных авто, устанавливалась только печка, где приходилось вручную настраивать температурный режим и силу, с которой будет выдуваться поток воздуха. Да и эксплуатируется печка чаще его только зимой. В летнее время можно обойтись открытым окном. Но развитие технического прогресса внесло необходимый вклад в разработку современных систем, призванных обеспечить комфорт в процессе вождения. Давайте посмотрим, что представляет собой блок управления климат-контролем, что умеют подобные комплексы и как они управляются.

Устройство

В зависимости от класса и комплектации автомобиля, климатическая установка может существенно различаться в функциональных возможностях. Но все они практически полностью автоматизированы. Основа системы - управляющий блок, который посредством огромного количества датчиков, находящихся в различных местах в салоне, ведет контроль за работой исполнительных элементов. Это кондиционер, печка, а также фильтрующие элементы.

Принцип действия

Блок управления климат-контролем получает данные от датчиков о температуре наружного воздуха. Также к нему поступает информация об уровнях солнечной радиации. Устройство заботится о здоровье водителя и пассажиров - система изменяет направление воздушных потоков и обеспечивает максимально равномерное распределение теплого или холодного воздуха по всему периметру салона. Таким образом предупреждается риск заболеваний, которые могут возникать при использовании обычного кондиционера.

В чем достоинство этого сложного комплекса? В отличие от архаической климат-контролем не подает сразу же в салон горячий либо холодный воздух. Воздушные потоки вначале смешиваются в системе воздуховодов, а лишь затем смесь распределяется по салону.

Так, система умеет поддерживать настроенные комфортные температуры за счет регуляции потоков горячего и холодного воздуха. Производители климатических установок добиваются этого при помощи специальных воздушных заслонок. Смена их положения ведет к смешиванию воздуха разной температуры. Управляются эти заслонки как вручную, так и автоматически при помощи электронной системы.

Особенности работы климатических систем

Принцип, который лежит в основе работы этой системы (а именно смешивание горячего и холодного воздушных потоков), дает возможность инженерам постоянно увеличивать функциональность систем, чтобы еще больше увеличить комфорт в салоне автомобиля. Так, удалось создать полностью автономную систему для обеспечения микроклимата вне зависимости от погоды.

Даже бюджетный комплекс способен быстро осушить воздух в салоне в мокрую погоду для предотвращения запотевания стекла. Также климат способен убрать из воздуха пыль, газы - это актуально для крупных городов. Система дает возможность человеку адаптироваться к климатическим условиям постепенно. Даже самые бюджетные решения могут функционировать без необходимости забора воздуха с улицы.

Однозонный климат

Простейший блок климат-контроля работает на принципе обеспечения одинаковых температур в каждой точке слона. Данная схема - однозонная. Более сложные системы могут иметь другие функции. Так, в них используются разные настройки температуры в отдельных частях салона. Существуют двух-, трех- и даже четырехзонные климатические установки, где система контролирует отдельные участки. Ниже мы рассмотрим каждую из них.

Особенности двухзонной системы

Двухзонный климат-контроль - это система, способная обеспечить и поддерживать разную температуру в разных частях салона. Такой комплекс - самый распространенный среди многозонных. Блок дает возможность устанавливать разную температуру около водительского кресла и в месте расположения задних пассажиров.

Особенность данного климатического комплекса в наличии ограничений на максимальную разницу температур между двумя контролируемыми зонами. Зачастую разница невысокая - не более 6 градусов. Если водитель установил у себя температуру 26 градусов, то пассажиры на заднем ряду на двухзонном климат-контроле не смогут настроить температурный режим ниже 20 градусов.

Трехзонная климатическая установка

В подобных системах можно регулировать температурный режим в водительской зоне, около переднего пассажира, а также на заднем ряду.

Четырехзонные

Такие комплексы устанавливаются лишь на авто премиум-класса, да и то не в каждой комплектации. Система позволяет регулировать комфортную температуру возле каждого кресла. Если учесть, что личный автомобиль не часто бывает загружен полностью, то установка климат-контроля на четыре зоны избыточна. В данных системах имеются такие же ограничения по температурному режиму между двумя соседними зонами.

Любая многозонная система для своей полноценной работы требует значительно большего количества воздухопроводящих систем, огромного количества датчиков и заслонок. Все это управляется отдельным блоком.

Варианты работы климатической системы

Многие автовладельцы, которые пересели со стареньких «Жигулей» на приличный автомобиль, не знают, как пользоваться климат-контролем. Несмотря на конструктивную сложность системы, для пользователя она максимально дружественная. Все манипуляции осуществляются с очень простой и интуитивно понятной панели управления. Чтобы понять значение органов управления, не нужно даже открывать инструкцию по эксплуатации.

Различают ручной режим работы и автоматический. В первом случае нужно досконально знать все тонкости работы климата. Если по незнанию неправильно настроить систему с панели климат-контроля, существует риск снижения срока эксплуатации всего комплекса.

В ручном режиме при помощи поворота ручек или нажатия на кнопки настраивается число оборотов вентилятора, уровень охлаждения или обогрева воздуха. Настраиваются условия попадания воздуха в салон. Ручной режим предназначен для тех случаев, когда нужно очень быстро подогреть или охладить воздух.

Автоматический режим применяется в условии длительных поездок. Для задействования этого режима нужно нажать соответствующую кнопку и настроить комфортную температуру. Все действия по настройке заслонок, воздушных потоков и их силы, управляющий блок возьмет на себя.

Автолюбители часто не пользуются автоматическими режимами (и не потому, что не знают, как пользоваться климат-контролем). При условии выбора этой схемы сильно досаждает вентилятор - он работает на высоких оборотах, создавая шум. Но это только начальный этап работы - через несколько минут вентилятор перейдет в обычный режим и шуметь перестанет. Система будет лишь поддерживать выставленную температуру.

В заключение

Установка климат-контроля сделала автомобиль еще более комфортным. Летом или зимой температура в салоне будет самой оптимальной. А пассажиры смогут регулировать температурный режим на свой вкус. Это весьма полезная функция.

Ряд современных систем, которые разрабатываются инженерами крупных автоконцернов, призваны создать в салоне машины максимально комфортные условия – например, поддерживать оптимальную температуру воздуха. Яркий пример такого полезного оборудования – система климат-контроля.

Климат-контроль: определение и назначение

Это сложная техника, которая включает кондиционер, датчики температуры и влажности, отопитель, электронный блок управления и систему фильтрации. Основная цель климатической системы – формирование в салоне авто микроклимата, комфортного для водителя и пассажиров, а также его поддержание. Подходящими для человека признаны следующие условия: температура – от +22 до +25°С, влажность – от 65 до 80%. Климат-контроль анализирует эти показатели, а затем нагревает воздух в салоне (при помощи печки) или, напротив, снижает его температуру (благодаря кондиционеру).

Можно ли установить климатическую систему дополнительно?

Почти во всех современных автомобилях климат-контроль входит в перечень базового оборудования. Этой системой оснащаются транспортные средства разных типов – от легковых автомобилей и автобусов до самоходных машин и спецтехники.

Установить систему можно и дополнительно – как правило, многие автолюбители отказываются от кондиционера в ее пользу. Однако следует помнить, что монтаж климат-контроля возможен не на любые машины, ведь для этого требуется печка определенной конфигурации, которая позволила бы монтировать сервопривод и прокладывать проводку под «торпедой».

Отличия климат-контроля и кондиционера

  • Функционал. Климат-контроль способен сохранять неизменную температуру в автоматическом режиме. Обычный кондиционер предназначен только для охлаждения воздуха, а чтобы нагреть его, нужно запустить печку. Отличается и принцип функционирования кондиционера: сначала он забирает воздух, сушит его, а затем нагревает или охлаждает.

Кроме того, современные модели климатических систем предусматривают регулировку, что не позволит Вам простудиться. Эта особенно важна, если Вы часто возите в малышей. Кондиционеры не располагают такими возможностями.

  • Конструкция. Климат-контроль – более сложная, чем кондиционер, система. Благодаря датчикам установка способна анализировать такие параметры, как температура и влажность, а наиболее передовые модели могут также учитывать и иные показатели: например, температура вне авто и др.
  • Управление. Климатическая система оборудована электронным блоком управления. Это дает существенное преимущество, поскольку автолюбителю нужно настроить систему один раз – стабильный температурный режим она поддержит самостоятельно. В автомобиле, не оборудованном климат-контролем, водителю придется постоянно отвлекаться, чтобы настроить печку и кондиционер.

Как работает система?

Несмотря на сложность механизма, принцип его работы достаточно прост:

  • Датчики устанавливают температуру за пределами авто и в его салоне.
  • Вентилятор осуществляет забор воздуха извне и доставляет его в салон. Впоследствии поток разбивается на 2 части: первая отправляется в печку, вторая попадает в испаритель кондиционера.
  • Воздушные потоки, вышедшие из теплообменников, перемешиваются и попадают в салон авто благодаря системе дефлекторов и воздуховодов.

Регулировать температуру можно посредством перемены позиции центральной и дополнительных шторок, которые находятся на панели управления климатической установкой.

Как использовать систему?

Для начала нужно активировать систему – для этого предназначена кнопка ON/OFF (в некоторых моделях авто вместо надписи на нее нанесено изображение разорванного круга). Чтобы выставить нужную температуру, следует воспользоваться кнопками или вращающимся регулятором. В большинстве установок шаг регулировки равен 0,5 градусам. Предельная разница между зонами обычно не превышает 5°. Если комфортная температура задана, нажмите на клавишу AUTO – система станет поддерживать ее автоматически.

Отрегулировать направление воздуха помогут специальные кнопки, каждая из которых соответствует определенному режиму: обдув ног, лобового стекла или головы и ног. Эти 3 режима считаются стандартными, однако есть и дополнительные:

  • Обдув теплым воздухом ветрового стекла, а также нижней области салона.
  • Обдув лобового стекла с целью предотвращения конденсации.
  • Подача воздуха к определенным частям тела и голове или к их комбинациям.
  • Ручной режим управления климат-контролем.
  • Рециркуляция.

Чтобы учесть все нюансы эксплуатации установки именно в Вашем автомобиле, тщательно изучите техническую документацию.


Функционирование климат-контроля в холодное время

Зимой климатическая установка используется преимущественно для подогрева наружного воздуха. В этих условиях Вам хватит и печки.

В ситуации, когда нулевая температура сочетается с высокой влажностью и дополняется снегом и дождем, Вам пригодится весь потенциал системы – ее следует перевести в автоматический режим. Удалить избыток влаги поможет кондиционер.

Разновидности климат-контроля
  • Самый примитивный тип системы – однозонный климат-контроль. Как видно из названия, оборудование способно поддерживать микроклимат в одной зоне, в которой располагается водитель и передний пассажир.
  • Двухзонный климат-контроль следит за показателями отдельно у водителя и у переднего пассажира. Это удобно, поскольку у всех людей разные представления о комфортной температуре.
  • Трех- и четырехзонное оборудование позволяет настраивать температуру «под себя» также и задним пассажирам.

2-, 3- и 4-зонные установки объединяются в одну группу – многозонный климат-контроль.

Плюсы и минусы системы

К достоинствам климат-контроля можно смело отнести:

  • Создание благоприятных условий для людей, которые находятся в салоне автомобиля. С таким оборудованием максимально комфортной будет и поездка до офиса или супермаркета, и продолжительное путешествие в другой город или даже страну.
  • Способность системы автоматически поддерживать установленные режимы, то есть без привлечения водителя.
  • Большое количество регулировок.
  • Простой интерфейс, а также понятное управление системой.

Немаловажен и тот факт, что водитель, который находится в комфортных условиях (он не замерзает и ему не жарко), может полноценно сосредоточиться на вождении. Это повышает уровень безопасности эксплуатации транспортного средства.

Однако автолюбители выявили и ряд недостатков:

  • Наличие климат-контроля увеличивает стоимость авто.
  • Обслуживание и ремонт оборудования отличаются высокой стоимостью.
  • При полноценном использовании системы увеличивается расход топлива.
  • В случае поломки починить систему самостоятельно не получится.

Вы узнали, в чем разница между кондиционером и современной климатической системой, а также проанализировали плюсы и минусы установки оборудования. Если Вы все же сделали выбор в пользу максимального комфорта, то не забывайте про уход за климат-контролем: систему нужно регулярно чистить. В этом случае она порадует Вас долгой бесперебойной работой.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков