Чрезмерный расход топлива — проблема, знакомая всем автомобилистам. Почему большой расход топлива

Чрезмерный расход топлива — проблема, знакомая всем автомобилистам. Почему большой расход топлива

26.04.2019

Этот рассказ хотелось бы начать с описания случая, произошедшего примерно год назад. К нам в авторемонт ТОО «Технохим» приехал клиент, который жаловался, что у его автомобиля слишком большой расход топлива. Сравнительно новая машина, \"Toyota Camry \" с двухлитровым двигателем 3S-FE и автоматической коробкой передач, по словам хозяина, «ела» слишком много, около 12 литров в городе. Что-то ему подкрутили, что-то измерили - вроде бы все нормально. Через неделю этот клиент снова у нас: «Расход не уменьшился, даже еще хуже стало». Хорошо. Еще что-то заменили, что-то проверили и снова отправили машину. Но когда эта же машина пришла к нам то ли в четвертый, то ли в пятый раз, я сказал владельцу: «Давайте вечером я с вами покатаюсь и посмотрю». Вечером, после работы, мы берем пустую канистру, садимся в его машину и едем на автозаправку, ту, что на фуникулере. Для тех, кто не знает, фуникулер - это владивостокская достопримечательность и средства передвижения. На заправочной станции заливаем полный бак и полную канистру, после чего подъезжаем к троллейбусной остановке (там ровное место) и из канистры через воронку доливаем бак под самый срез горловины.

После такой заправки я сажусь за руль, обнуляю показания счетчика суточного пробега, и мы едем на Шамору. Бухта Шамора - излюбленное место отдыха владивостокцев. Лето, теплый вечер, около десяти часов, еще светло. Это чтобы вы представили, сколько в это время машин на улицах. Надо сказать, ехал я очень экономно. На педаль газа больше половины вообще не давил, педалью тормоза старался не пользоваться, т.к. заранее сбрасывал газ; стекла чуть приоткрыты, кондиционер выключен. И едем исключительно по правилам. Написано «40» - едем 40 км/час, написано «60» - плавно разгоняемся до шестидесяти и едем 60 км/час. Нервируя всех водителей своей правильной ездой, доехали мы таким образом до перевала, на Шамору спускаться не стали, т.к. уже начало темнеть, включили фары - и обратно. Так же плавно, размерено, так же нервируя всех. Доехали до «отправной точки», т.е. до троллейбусной остановки на фуникулере, поставили машину точно на то же место, с которого отправлялись в путешествие, и, открыв крышку бензобака стали доливать бензин. Но не прямо из канистры, а через мерную емкость - пластиковую бутылку с воронкой. И опять точно до среза горловины. После этого, зная пробег машины и количество сожженного бензина, с помощью калькулятора вычислили расход топлива на 100 км. Когда владелец «прожорливой» Camry увидел, что во время нашей поездки расход топлива у его машины составил около 7,2 л (а это, в общем-то, по городу), он долго хлопал глазами, пересчитывал заново и, извинившись, больше у нас в авторемонте не появлялся. Мы в бригаде и сами удивились такой цифре, но, повторяю, ехал я очень плавно, руль на повороте старался излишне резко не поворачивать и почти не пользовался тормозами. А кроме того, нам повезло: в «пробке» мы не стояли.

Всем, кто спрашивает, каким должен быть расход топлива у той или иной модели автомобиля, мы отвечаем, пожимая плечами: «Не знаем. Как ездить будете». Например, когда я еду в Находку один (Nissan Maxima VG20-ET), то сжигаю полбака, если судить по указателю уровня топлива на щитке приборов. Возвращаюсь обратно с семьей, с любимыми животными и картошкой (машина полностью загружена) - сжигаю четверть бака. Но как я еду «туда» (стрелка тахометра постоянно пляшет около красной черты) и как «обратно» (не спеша разгоняешься аж до 80 км/час и «пилишь» себе потихоньку часа три)!

Итак, у вас возникло подозрение, что ваша технически, в общем-то, исправная машина, слишком «прожорлива». Первое, что нужно сделать, это заменить воздушный фильтр и проконтролировать положение стрелки указателя температуры охлаждающей жидкости. Если стрелка находится ниже середины, ни о какой экономии топлива не может быть и речи, такие показания - уже повод для обращения в авторемонт, особенно это касается бензиновых двигателей с впрыском топлива и дизельных двигателей. После этого, руководствуясь изложенными ниже соображениями, следует изменить порядок заправки автомобиля, хотя бы на месяц.

Счетчики бензина на колонках, отсчитывающие вам какое-то количество бензина, имеют погрешность, которая, помимо всего прочего, зависит от количества просчитываемого топлива. Поскольку все автозаправочные станции периодически контролируются специальными инспекциями, то механики, во избежание недоразумений, регулируют показания счетчиков таким образом, чтобы малые объемы топлива обсчитывались «по нулям». Это значит, что приедет инспектор с мерной емкостью, ему нальют по счетчику 10 литров, он проверит, так ли это, и все довольны: недолива нет, если и есть, то весьма незначительный, а может быть даже небольшой перелив. Если бы отмеряли 30, 40 литров, картина была бы не столь радостной. Но кто же будет возиться с мерной емкостью объемом 40 литров? Вот и складывается ситуация, когда заправочная колонка маленькие объемы отпускает правильно, а большие - с недоливом. Об этом писалось в журнале «За рулем», мы проверяли этот факт на приморских заправочных станциях. Все сходится: залив три раза по 10 литров, проезжаешь примерно столько же, сколько проехал бы, залив 40 литров сразу.

Допустим, вы проделали все, что предложено выше, но расход топлива вас все равно не устраивает. Тогда следует заехать в центр инструментального контроля и замерить содержание окиси углерода (СО) в выхлопных газах в режиме холостого хода, при 2000 об/мин и при 3000 об/мин (примерно). Это нужно для того, чтобы определить, виноват в перерасходе топлива двигатель или нет. Уровень содержания СО в режиме холостого хода должен быть около 0,1% (указано на табличке под капотом), а при оборотах - в два раза больше, чем значение уровня СО на холостом ходу. Если это не так, то следует обратиться к специалистам, так как, судя по всему, существуют какие-то проблемы с двигателем или его системами управления. Если же уровень СО в норме или меньше нормы, причину повышенного расхода топлива ищите в другом. Это могут быть плохо накачанные колеса (однажды приехал Nissan Safari с жалобами на перерасход, а давление в колесах у него было около 0,5 кг/см2), подклинивание тормозов, «дырка» в топливной системе, плохая аэродинамика и т.д. Если у вас машина с коробкой-автоматом, то запомните, сколько оборотов показывает тахометр при скорости 100 км/час, и с этой информацией обратитесь к специалистам, может быть, у вас не включается повышенная передача (O/D). Теперь о том, как избежать большого расхода топлива на исправном автомобиле.

1. Не покупайте тяжелый автомобиль. Известно, что каждые 500 кг веса вашей машины потребляют примерно 700 литров бензина в год (при норме пробега 20 тыс. км в год). Это значит, что если ваш автомобиль весит 1000 кг, вы сожжете за год около 1400 литров топлива, если он весит 1500 кг - 2100 литров и т.д.

2. Регулярно обслуживайте автомобиль. Исправный, но разрегулированный автомобиль потребляет топлива на 10% больше.

3. Следите за давлением в колесах. Более 2/3 автомобилистов ездят на колесах с заниженным давлением, в то время как известно, что снижение давления с 2,0 кг/см2 до 1,5 кг/см2 ведет к перерасходу топлива примерно на 3%. Измерять величину давления в колесах следует в холодном их состоянии. Даже после небольшого пробега давление в колесах повышается.

4. Следите за правильной регулировкой колес («развал-схождение»).

5. Не возите в машине лишний груз. Каждые 50 кг груза вызывают перерасход топлива примерно на 2%.

6. Включенный кондиционер увеличивает расход топлива примерно на 10%.

7. Открытые стекла при скорости автомобиля свыше 50 км/час также приводят к перерасходу топлива. Величина перерасхода зависит от того, насколько эти стекла приоткрыты и какова скорость автомобиля.

8. Каждое торможение предполагает последующий разгон, что, в свою очередь, вызывает повышенный расход топлива. Если вы видите, что через две-три машины впереди зажглись «стопы» - уберите ногу с педали акселератора.

9. Не держите ногу на педали тормоза во время движения.

10. Не удерживайте автомобиль на склоне с помощью педалей сцепления и акселератора. Для этой цели есть ручной тормоз.

11. Избегайте поездок в часы пик.

12. Лучше ехать медленно и плавно, чем резко трогаться и тормозить. Особенно часто эта ошибка заметна у водителей в «пробках», где они придерживаются принципа: «главное, никого не пропустить вперед себя».

13. Полностью не прогревайте двигатель по утрам. Как только стрелка указателя температуры сдвинулась с места, можно ехать. Но педаль газа при этом надо нажимать как можно меньше, до тех пор, пока двигатель полностью не прогреется.

14. Правильно выбирайте передачу. На повышенной передаче, если вы полностью утопите педаль газа, нормального разгона не получится, а перерасход - пожалуйста. И как только разогнались, сразу же выключайте повышенную передачу.

15. Не гоните. Для автомобилей 80-х годов расход топлива при 110 км/час на 25% больше, чем при 90 км/час.

16. При остановке более чем на минуту глушите двигатель.

17. Чем резче вы нажимаете на педаль газа, тем больше у вас будет расход топлива.

18. Помните! Любое снижение мощности двигателя тут же вызывает перерасход топлива.

За многие годы ремонта японских автомобилей нам неоднократно приходилось устранять перерасход топлива в японских автомобилях. Причины этого перерасхода были, конечно, различными и здесь мы приводим наиболее часто встречаемые.

    Неисправности, вызывающие перерасход топлива у машин с впрыском топлива .
    - Снижена по какой-то причине мощность двигателя.
    - Неисправен датчик кислорода или его цепи.
    - Неисправен какой-нибудь из датчиков температуры или их цепи

    - Неисправна система опережения зажигания.
    - Неисправен датчик расхода воздуха или его цепи.
    - Неисправен датчик положения дроссельной заслонки или его цепь
    - Подтекание какой-нибудь форсунки (чаще всего форсунки холдного пуска, если она есть).
    - Засорен воздушный фильтр.
    - Слабая искра зажигания.
    - Неисправна система наддува.
    - Неправильно установлены метки привода газораспределения.
    - Неисправна система контроля давления во впускном коллектор
    - Неправильное давление бензина.
    - Не отрегулированы клапанные зазоры.
    - Плохой накат (например из-за спущенных колес).
    - Неисправна гидромуфта (у машин с "автоматом").
    - Неправильная работа автоматической коробки передач.
    - Несправен ведущий мост.

    Неисправности, вызывающие перерасход топлива у дизельных машин .
    - Снижена мощность двигателя.
    - Неисправны форсунки.
    - Недостаток подаваемого во впускной коллектор воздуха.
    - Неправильное опережение впрыска.
    - Двигатель не прогревается до рабочей температуры.
    - Неправильная работа систем снижения токсичности.

  • Перепечатка разрешается только с разрешения автора и при условии размещения ссылки на источник

Большой расход топлива – частая жалоба водителей на свой автомобиль.
Автомобиль, на первый взгляд, в хорошем состоянии и объем двигателя скромный, но почему такой неоправданно большой расход топлива?!

Это частый вопрос многих клиентов автосервисов, в том числе и нашего. Иногда на этот вопрос об экономии топлива даже опытному специалисту однозначно ответить не удается. Здесь, используя наши знания и опыт, постараемся рассказать о причинах этой важной для всех нас проблемы.


Внимание! В помощь диагносту.

Вашему вниманию предлагаются справочники и другая техническая литература.
У Вас будет полезная информация, с помощью которой Вы сами сможете определить причины неисправностей и ошибок в работе узлов и агрегатов Вашего автомобиля.

Содержание на русском языке.
Формат - электронные книги.

1. Неисправность в электронной системе управления двигателем.
Среди множества причин повышенного расхода топлива на современных автомобилях неисправность системы управления двигателем выходит на одно из первых мест. Это, во-первых, некорректная работа датчиков, передающих в электронный блок управления двигателем (ЭБУ) основные параметры работы узлов двигателя.

На причину повышенного расхода топлива влияют также и неисправности узлов, которые не являются основными и необходимыми для работы двигателя.
Например, система EGR (Exhaust Gas Recirculation) , которая служит для снижения выброса вредных компонентов сгорания топлива. При неисправности клапана EGR (заклинил в открытом состоянии) в режиме холостого хода выхлопные газы прорываются во впускной коллектор и резко нарушают баланс воздушно-топливной смеси. ЭБУ в таких случаях не в состоянии управлять работой двигателя. При этой неисправности расход топлива может заметно увеличиться, особенно в условиях города, когда доля работы двигателя в режимах холостого хода и частых перегазовок большая.
Неисправности, связанные с системой управления двигателем, без электронной диагностики, без сканирования датчиков и исполнительных устройств трудно устраняются. Найти неисправность двигателя методом замены всех его датчиков и аксессуаров – это потратить много времени и денег.

2. Ненормированное давление в топливной системе двигателя.
ЭБУ двигателя производит расчет впрыска топлива, основываясь на постоянстве заданного топливного давления. При повышенном давлении топлива нарушается баланс воздушно-топливной смеси в сторону обогащения. Ситуация, при которой давление топлива может быть слишком высокой достаточно редкая, ведь заданное давление топлива поддерживается простыми и надежными регуляторами давления. Но и в этом случае ЭБУ по показаниям кислородного датчика о переобогащении топлива компенсирует избыточный впрыск топлива, уменьшая время импульса на инжекторах.
Более серьезное влияние на расход топлива оказывает пониженное давление в топливной системе. В этом случае мощность двигателя занижена, нажатие на педаль газа только ухудшает ситуацию, динамика разгона ухудшается, ЭБУ не способен компенсировать недостаток топлива за счет даже максимального времени импульса впрыска топлива. Кроме того, при широко открытой дроссельной заслонке падает разряжение во впускном коллекторе - значит, датчики-расходомеры воздуха выдают завышенный сигнал нагрузки двигателя, не соответствующий действительности. Это приводит к окончательному падению мощности двигателя.
Если автомобиль оборудован автоматической трансмиссией, то время работы на пониженных передачах увеличивается, двигатель дольше работает на повышенных оборотах (уменьшается К.П.Д.), отсюда большой расход топлива.

3. Неисправность инжекторов двигателя.
Эксплуатируемые без профилактического обслуживания, грязные инжекторы двигателя - одна из самых распространенных причин повышенного расхода топлива.
Из-за нарушения формы факела распыления и качества распыления топлива нарушается нормальное смесеобразование, в результате чего имеем снижение к.п.д.: двигатель "троит", значительная часть топлива бесполезно "догорает" в выпускном коллекторе и катализаторе автомобиля, снижая ресурс его работы.
При загрязненных инжекторах резко ухудшается динамика ускорения автомобиля, затягиваются режимы переключения передач, двигатель долго работает на повышенных оборотах, расход топлива увеличивается.
Создаются условия, при которых увеличивается нагрузка на высоковольтные детали систем зажигания двигателей: свечи, в/вольтные провода, катушки зажигания, электронные трамблеры , что приводит к их повреждению или резкому уменьшению полезного ресурса работы.
Наши рекомендации - периодически делайте профилактическую очистку инжекторов, это один из важных способов экономии топлива.

О методиках чистки инжекторов читайте на сайте www.rat-auto.ru
Подробнее о последствиях работы двигателя с загрязненными инжекторами читайте

4. Выход из строя каталитического реактора (катализатора).
Прогоревший и разрушенный катализатор - причина резкого снижения мощности двигателя и очень большого расхода топлива.
При большом сопротивлении выхлопным газам резко нарушается баланс воздушно-топливной смеси в сторону переобогащения, т.к. при малом разряжении во впускном коллекторе блок управления двигателем анализирует большую нагрузку и увеличивает время открытого состояния инжекторов.
Происходит лавинообразный процесс - чем больше "забит" катализатор, тем богаче смесь, тем больше перегревается и разрушается катализатор.

Причины разрушения катализатора:

  • Использование некачественного бензина.
  • Редко обслуживаемые, грязные инжекторы двигателя.
  • Старые или поврежденные свечи зажигания.
  • Неисправности в системе управления двигателем и акпп.

5. Засоренный воздушный фильтр.
Эту причину знают все, но почему-то многие забывают вовремя заменить воздушный фильтр. При засоренном воздушном фильтре не только получаем эффект "воздушного голодания", но, что гораздо важнее, нарушается корректная работа датчиков-расходомеров поступающего воздуха (MAP, MAF и т.п.).
ЭБУ ошибочно рассчитывает нагрузку двигателя, соответственно, некорректно происходит смесеобразование. Повышенный расход топлива при этом неизбежен.

6. Влияние неисправностей автоматической трансмиссии.
Гидротрансформатор акпп оборудован фрикционом блокировки (TCC ), который срабатывает по сигналу блока управления автоматической трансмиссии.
В режиме блокировки скорость вращения первичного вала акпп сравнивается со скоростью вращения коленчатого вала двигателя. При этом проскальзывание в гидротрансформаторе отсутствует, скорость вращения двигателя уменьшается, потребление топлива так же уменьшается.
Отсутствие режима блокировки гидротрансформатора - всегда повышенный расход топлива при кажущейся норме в работе автомобиля, а так же перегрев акпп.
Электронные системы управления многих моделей акпп при неисправностях в узле блокировки гидротрансформатора запрещают так же переход на повышающую передачу (overdrive gear), то есть в автомобиле будет отсутствовать самая экономичная передача.
Современные акпп с электронным управлением при критических неисправностях переходят в аварийный режим работы (limp-in ), который предохраняет трансмиссию от дальнейшего разрушения. В некоторых моделях этот режим включает только 2-ю передачу, в других только 3-ю передачу.
Некоторые неопытные водители, вместо своевременной диагностики акпп, продолжают эксплуатировать автомобиль в аварийном режиме, это приводит к огромному расходу топлива.

7. Манера вождения автомобиля и экономия топлива.
Основной принцип экономичного вождения - быстрый переход на высшую передачу и использование наката (движение по инерции).
Если Ваш автомобиль оборудован системой поддержания скорости ("Speed Control" или "Cruise Control" ), присмотритесь к алгоритму работы таких систем. Это быстрый разгон до высшей передачи, сброс ускорения и движение накатом. Если сравнить потребление топлива в режиме "Speed Control" и в собственной манере управления, то некоторые автомобилисты будут в проигрыше.
Некоторыеводители, сменившие автомобиль с мкпп на автомат не изменили манеру вождения, то есть продолжают "работать" двумя ногами, но под левой ногой не педаль сцепления, а тормоз!
Такие водители наверняка жалуются на повышенный расход топлива.

8. Влияние работы автокондиционеров на расход топлива.
Рассмотрим два случая: эксплуатация в условиях городской езды и на трассе. В городском режиме, где время работы двигателя в режиме холостого хода продолжительное, кондиционер отбирает часть мощности двигателя на работу компрессора. Причем, чем слабее двигатель, тем большая доля отбора мощности идет на работу кондиционера. Обычно на холостых оборотах это от 5% до 15%.
В режиме работы двигателя на больших скоростях и нагрузках (на трассе) влияние кондиционера на расход топлива мало заметен. В этих режимах работы мощность двигателя высокая и частью мощности, затраченной на работу компрессора кондиционера можно пренебречь. При работе кондиционера окна автомобиля, как правило, закрыты, что улучшает аэродинамику и положительно влияет на расход топлива.

9. Вязкость смазочных масел и расход топлива.
Неправильный выбор параметров вязкости масел двигателя, кпп, раздаточной коробки, ведущих мостов, разумеется, очень сильно влияет на экономию топлива. Использование масел с неоправданно высокими вязкостными характеристиками способно увеличить расход топлива на 10-15%.

10. Влияние на расход топлива рабочей температуры двигателя.
Оптимальная рабочая температура двигателя - 97-104° С.
При перегреве двигателя нарушается баланс воздушно-топливной смеси, смесь становиться разряженной из-за перегретого впускного воздуха и быстро испаряющегося топлива. Наполнение цилиндров двигателя при этих условиях плохое: двигатель работает на обедненной смеси, появляется детонационное зажигание и резкая потеря мощности. Эти условия ведут к дальнейшему перегреву двигателя и повышенному расходу топлива.

    Основные причины перегрева двигателя:
  • Термостат заклинил в закрытом состоянии.
  • Неисправность водяной помпы.
  • Неплотно закрытая или поврежденная крышка радиатора двигателя.
  • Грязный радиатор двигателя или слой накипи внутри радиатора и каналах охлаждения двигателя.
  • Неисправность вентилятора охлаждения радиатора.

В условиях холодного двигателя программа ЭБУ рассчитывает обогащенный впрыск топлива, это необходимо для устойчивой работы в режиме прогрева. Если температура двигателя ниже рабочей, ЭБУ продолжает управлять качеством воздушно-топливной смеси по алгоритму прогрева двигателя. Например, при температуре ниже 80° С расход топлива может увеличиться на 15-20% больше номинального. Причина низкой температуры двигателя обычно кроется в отсутствии термостата или в неисправном (неплотно закрытом) термостатедвигателя.
Есть еще одна причина повышенного расхода топлива из-за низкой температуры двигателя - это постоянная эксплуатация автомобиля на короткие расстояния. Если водитель использует автомобиль, чтобы доехать до места работы в 3-х км. от дома и обратно, то двигатель никогда не нагреется до рабочей температуры.

11. Неправильный выбор размера колес.
Любая конструкция автоматической трансмиссии разработана с учетом эксплуатации автомобиля с определенным типом и размером колес. Гидравлика, кинематика и электронная система управления акпп будет оптимально работать только с рекомендованным типом и размером колес. Нарушение этого требования ведет к закономерному результату - повышенному расходу топлива.
Некоторые современные электронные трансмиссии (например, Chrysler 41TE, 42LE, 45RFE) имеют режим адаптации (quick learn) , позволяющий оптимизировать управление акпп в зависимости от ее гидромеханических характеристик и адаптации к заданному размеру колес (pinion factor) . Но, если на обычный легковой автомобиль будет установлены колеса от внедорожника, то никакие чудеса современной электроники не спасут Вас от перерасхода топлива.

Причина большого расхода топлива чаще лежит на поверхности - достаточно сделать грамотную диагностику двигателя, но иногда встречается комплекс неисправностей, связанных с различными узлами и агрегатами автомобиля, каждый из которых вносит свою долю ошибок в общую туманную картину неоправданно большого расхода топлива.
Если Вам в подобной ситуации придется обращаться в какой-либо автосервис с проблемой перерасхода топлива, не обвиняйте сразу специалистов в некомпетентности, они не смогут за один сеанс электронной диагностики точно определить ее причину.
Иногда проблему повышенного расхода топлива можно решить только поэтапно, убирая ошибки в каждом неисправном узле автомобиля, наберитесь терпения.

На расход топлива влияет множество факторов. В первую очередь это аэродинамика, мощность и тяга мотора на низких оборотах, а также сопротивление поверхности дороги. Много энергии тратится на разгон до маршевых скоростей, но потом сила уходит исключительно на преодоление сопротивления среды. Поэтому для сокращения выбросов вредных веществ из выхлопной трубы экологи рекомендуют прибегать к нехитрому механизму обращения с педалью газа. Нажимать на неё можно только при старте, а вот после скорости в 30 км/ч достаточно лёгких касаний. Тогда двигатель не станет раскручиваться свыше 2500 оборотов. А этого вполне достаточно для жизни в городе.

Современные моторы имеют неплохие характеристики на низах. Благодаря непосредственному впрыску удаётся достигать 80% крутящего момента на 1200 оборотах. Если двигатель оборудован ещё и системой изменения фаз газораспределения, то 80% тяги доступно и с 1000 оборотов. А это значит, что для плавного старта и разгона газовать не требуется. К слову, по нормативам среднего европейского цикла разгон до «сотни» осуществляется за 30 секунд, а такая динамика как раз и происходит в границах 2000 оборотов.

Удерживать мотор от лишних оборотов непросто. Если автомобиль оборудован ручной механической коробкой передач, то можно плавно отпускать педаль уже на холостых оборотах, и мотор, оборудованный электронным впрыском, сам чуть-чуть поднимет тягу, чтобы не заглохнуть. На новых моделях BMW и MINI уже стоит система старта без помощи водителя. Во избежание лишних перегазовок электроника сама выставляет правильный уровень подачи топлива.

Чем выше, тем лучше

А вот дальше необходимо как можно быстрее достичь высшей передачи. При скорости в 30 км/ч необходимо включать четвёртую ступень, а при 60 км/ч надо ставить «шестую». Тогда мотор будет крутиться ниже 2000 оборотов, расход топлива упадёт в разы. К примеру, на 3 тысячах оборотов расходуется в 3,5 раза больше топлива, чем при 1500 об.

Тем самым езда со скоростью в 50-60 км/ч на высшей передаче позволит снизить потребление 1,6-литрового мотора до 4-5 л на «сотню». Такая методика полезна при нулевом уровне топлива, когда надо из последних сил дотянуть до ближайшей заправки.

Кроме того, современные автомобили используют систему «Старт-Стоп», автоматически отключающую мотор на вынужденных остановках. На «старушках» выключать мотор можно и самому. Стояние в пробках и перед светофорами без работающего силового агрегата даёт в сумме ещё 5% экономии топлива. Но здесь надо помнить, что частые запуски вредят механике, и глушить мотор лучше на остановках, продолжающихся выше одной минуты.

Шины и аэродинамика

Помогают экономить топливо хорошо накачанные шины. Многие производители в стандартных условиях рекомендуют надувать «передок» до 2,2 bar, а задние колёса до 2,3 bar. Это самое комфортное давление для колес R16 и R17. Но многие не следят за шинами месяцами, допускают стравливание давления и забывают, что на загруженной машине покрышка проседает, увеличивая пятно контакта, что ведет к повышению ее износа и росту топливного потребления. Поэтому для путешествия с семьей на дачу с нехитрым скарбом в багажнике требуется повысить давление в шинах. Для каждой модели автомобиля и размерности колес устанавливается свое значение. К примеру, на Focus II с дисками 205/55 R 17 рекомендуется запустить в задние шины 2,8 bar. А у Ford Mondeo задние колеса 215/50 R 17 рекомендуют качать до 2,9 bar. Тогда пятно контакта колес с асфальтом выправляется до стандартных значений и снизится примерно в 1,5 раза по сравнению с минимальным порогом давления. Как следствие, уменьшится сопротивление качению по асфальту. А это примерно 10% экономии горючего. Но перед подкачкой колес необходимо заглянуть в инструкцию.

«Рекомендованное для конкретного авто давление можно найти на специальных стикерах, которые, как правило, расположены на лючке бензобака, в проеме двери или на бардачке, — рассказывает руководитель группы по продвижению торговой марки и внутренним коммуникациям ООО «Нокиан Тайерс» Алексей Заякин . — Соблюдение рекомендаций автопроизводителя позитивно скажется на рабочих характеристиках шин: сцеплении, сопротивляемости аквапланированию, топливной эффективности и ходимости шины».

Но самое главное — во избежание роста потребления горючего нельзя нарушать аэродинамику машины. Багажник на крыше, нелепые спортивные обвесы и колхозные антикрылья могут значительно исказить прохождение воздушных потоков по кузову автомобиля. За кормой возникают турбулентные завихрения, образуется зона пониженного давления, которая засасывает машину обратно, препятствуя её движению. Сейчас все автомобили продуваются в аэродинамических трубах, где инженеры стараются так скомпоновать кузов, чтобы поток воздуха сбрасывался и хаотизировался уже далеко за кормой. Самым оптимальным типом кузова с точки зрения аэродинамики считается седан.

В общем, эти нехитрые советы могут помочь сэкономить на бензине. Тесты отечественных журналов показали, что благодаря набору этих правил можно снизить расход 1,6-литрового атмосферного мотора на автомобилях С-класса с ручной коробкой передач и с передним приводом до 3,5-4 литров бензина на 100 км пробега. Правда, ездить так экономно — это большой труд.

Многих автовладельцев интересует вопрос связанный с большим расходом топлива. На расход топлива есть свои причины, некоторые из них совершает сам человек, ну а некоторые проявляются в связи выходом из строя узлов агрегата.

Причины увеличенного расхода топлива можно поделить на две группы. В первой вина ложится на транспортное средство - причина кроется в каких-либо механических неисправностях. А во второй за рост потребления бензина или солярки отвечает водитель, который допустил некоторые ошибки или сознательно создал тяжелые условия эксплуатации авто.

Ошибки водителя, увеличивающие расход топлива

Существует несколько типовых ошибок, которые допускают неопытные водители, ведущие к перерасходу топлива. Помните, что лишний объем бензина или солярки будет расходоваться при:

  • Работе кондиционера или системы климат-контроля . Функционирование этих устройств связано с работой компрессора. Ведь для вращения шкива насоса необходима энергия, которая берется от крутящегося коленчатого вала. А она требует дополнительное количество топлива.
  • Работе отопительной системы . Это касается не только работы «печки», но и подогрева сидений, стекол и зеркал (в машинах, где эти опции предусмотрены). Логика здесь аналогична описанной выше ситуации.
  • Резких разгонах . Если вы любите резко трогаться с места на светофорах или в других местах, то будьте готовы к тому, что ваша машина будет расходовать больше топлива, чем обычно. Это связано с тем, что любой переходный процесс (в данном случае приведение машины в движение) связан с повышенным потреблением энергии. И чем он резче, тем больше нужно энергии. Поэтому, старайтесь трогаться плавно. Так вы не только сэкономите топливо, но и сбережете покрышки, сцепление и узлы силового агрегата.
  • Работе двигателя на высоких оборотах . Старайтесь не перегазовывать. Это не только сэкономит топливо для вашей машины, но и благоприятно отразится на работе двигателя в целом.
  • Использовании некачественного топлива . Старайтесь заправляться на проверенных АЗС, и заливать в бак ту марку топлива, которая рекомендована автопроизводителем.Ведь плохое топливо хуже сгорает, дает недостаточное количество энергии и требует дополнительной его затраты.

Также существует ряд объективных причин, по которым автомобиль потребляет больше топлива, чем это предписано. Все они связаны с состоянием его отдельных узлов и механизмов.

Технические причины увеличения расхода топлива

Для начала давайте разберемся с техническими проблемами, которые способствуют увеличению расход бензина у автомобиля. Выясним самые часто встречаемые причины, связанные с двигателем и другими элементами, из-за которых увеличивается расход.

Факторы расхода топлива

#1 Износ двигателя

Обычно происходит из-за большого пробега авто или при неправильной его эксплуатации. Некоторые моменты, связанные с работой двигателя:

  • температура ОЖ (охлаждающей жидкости) ниже рассчитанной;
  • износ ;
  • износ кривошипно-шатунного механизма;
  • износ механизма газораспределения и неотрегулированные зазоры клапанов.

Износ деталей двигателя - один из важнейших факторов увеличения расхода топлива.

#2 Износ сцепления

Когда водителю требуется держать высокие обороты для того, чтобы тронутся с места и переключится на повышенную передачу - это напрямую влияет на расход топлива. Поможет в таком случае замена сцепления.

Одной из причин повышенного расхода топлива является износ диска сцепления. Ситуация здесь достаточно простая. В процессе трогания мотор расходует больше топлива, чем при постоянных оборотах. Этот факт присутствует даже при исправном сцеплении. Если же диск или другие части системы неисправны, то получается, что топливо расходуется, а машина стоит на месте. Чем чаще машина трогается с места, тем больший перерасход топлива имеет место быть.

В критических случаях подобная ситуация может возникнуть даже при езде в постоянном режиме. То есть, когда диск сцепления не обеспечивает синхронное вращение двигателя и коробки передач. Такая ситуация хоть и редкая, но может случиться в самых «запущенных» случаях.

Диагностировать износ сцепления достаточно просто. Для этого нужно поставить машину на ручной тормоз, включить пятую или четвертую передачу (в зависимости от коробки передач, то есть, самую высокую) и попытаться тронуться. Если при этом вы газом не заглушили мотор - это означает, что сцепление необходимо ремонтировать или менять полностью.

#3 Неправильно настроено зажигание

Неправильно выставленное зажигание также является причиной повышенного расхода топлива. В частности, если двигатель «троит», то бензин из неработающего цилиндра выбрасывается напрямую в выхлопную систему. Это приводит не только к перерасходу топлива, но и к повышенному износу катализатора.

Если же зажигание просто выставлено неправильно, то возникает ситуация, когда топливо сгорает не полностью. То есть, искра возникает до того, как топливная смесь появляется в цилиндре в полном объеме, или после того. В любом случае это приводит к ее неполному сгоранию. А это автоматически означает, что топливо расходуется впустую.

Поэтому всегда следите за состоянием системы зажигания. От этого напрямую зависит количество расходуемого топлива. Кроме того, неправильно настроенная система зажигания может вызвать проблемы при запуске двигателя.

Если или давление в них меньше нормы, то это также приведет к тому, что авто начнет больше «кушать», нежели положено. В такой ситуации необходимо заменить покрышки, и регулярно проверять давлением в шинах.

С широким протектором создают повышенное сопротивление, а соответственно и повышенное потребление горючего.

Износ шин автомобиля влияет не только на расход топлива, но и на управляемость. Следите за глубиной протектора покрышек.

#5 Неисправности тормозной системы

Они бывают разные, рассмотрим те, которые приводят к неполному разжатию суппортов, когда происходит так называемое - «подклинивание». Если суппорт не полностью разжался, то со временем непригодными становятся не только тормозные колодки, но и диски. Из-за излишней силы трения и сопротивления, естественно увеличивается расход топлива.

#6 Вышедшие из строя свечи зажигания

Через непригодные свечи авто работает некорректно, как результат - дополнительная нагрузка на двигатель. Это приводит не только к тому, что появляется большой расход топлива, но и к общему ухудшению работы. Чтобы избежать, необходимо проверять свечи.

К такой относится осмотр цвета нагара, замер зазора электрода, проверка резистора на пробой. Также стоит обратить внимание на место примыкания белого изолятора к резьбовой части свечи - рыжий налет недопустим.

Нужно следить за состоянием свечей зажигания.

#7 Забитые форсунки или карбюратор

Забитые форсунки - одна из самых распространенных причин перерасхода топлива. Они забиваются вследствие естественных причин. Таковыми является использование некачественного бензина, несвоевременная замена топливного фильтра, попадание грязи в подкапотное пространство и так далее.

При забитых форсунках возникает нарушение формы факела распыления топлива в камере сгорания. Из-за этого нарушается образование топливной смеси. То есть, для этого процесса используется большее количество бензина, чем необходимо при нормальных условиях.

В некоторых случаях из-за засорения форсунок двигатель может начать «троить». Это выражается в снижении динамических характеристик автомобиля. Также возможна долгая работа двигателя на повышенных оборотах, даже в режиме холостого хода. Это само собой приводит к увеличению расхода топлива.

Аналогичные рассуждения справедливы и для машин с карбюраторным двигателем. При засорении карбюратора возникает такая же ситуация с перерасходом бензина и падении динамических характеристик.

Поэтому всегда следите за состоянием топливной системы, в частности, форсунок на инжекторном двигателе и карбюратора на карбюраторном. Их засорение является прямой причиной перерасхода топлива.

Низкооктановое горючее также здорово влияет на расход (за низкую цену и плохое качество приходится количеством).

Топливоподача в цилиндры двигателя и расход зависит от состояния топливной аппаратуры.

#8 Поломка лямбда-зонда или ДМРВ

К значительному перерасходу топлива может привести и выход из строя датчика кислорода (). Его задача заключается в контроле количества кислорода, который идет в состав топливной смеси. Поэтому если этот датчик будет неисправен, то смесь будет создаваться неправильно, а это приведет к перерасходу топлива.

Лямбда-зонд достаточно хрупок. Существует ряд причин, по которым может выйти из строя. Среди них:

  • разгерметизация его корпуса и проникновение внутрь его выхлопных газов;
  • перегрев датчика (это может быть вызвано некорректной работой системы зажигания);
  • естественное старение и износ;
  • проблемы с электросетью автомобиля;
  • механическое повреждение датчика.

Аналогичные рассуждения справедливы и по отношению к датчику массового расхода воздуха (). Он предназначен для регулирования уровня подачи воздуха в цилиндры двигателя. Неисправности датчика выявить несложно. Как правило, при этом двигатель начинает работать нестабильно, особенно на холостых оборотах (очень высокие или низкие «скачущие» обороты), потеря динамических характеристик (машина плохо разгоняется). Датчик массового расхода воздуха не подлежит ремонту. Его можно лишь заменить, хотя его чистка может временно исправить ситуацию.

Только чистый воздушный фильтр может обеспечить образование нормальной воздушно-топливной смеси.

Рекомендуемая периодичность замены - каждые 15,000 км пробега. Требуется своевременная замена воздушного фильтра, ведь если он забит и вы это проигнорировали, то будьте готовы к тому, что у машины появиться хороший аппетит.

На расход также влияет применение воздушных фильтрующих элементов с тяжелыми матерчатыми предочистителями, поскольку, как и в случае с забитым фильтром, сопротивление воздуха увеличивается. Рекомендуются фильтрующие элементы легкого типа, чтобы сопротивление воздушного потока было минимальным.

#10 Стиль вождения

Если на автомобиле ехать с динамичными изменениями - резко ускорятся и резко тормозить - конечно же расход топлива у автомобиля увеличится в разы. Также стоит помнить о тюнинге и измененных аэродинамических показателях; это все стоит денег, в том числе тех, которые придется дополнительно отдавать на заправке.

Динамические нагрузки и перегрузка машины способствуют лишнему расходу топлива

#11 Постоянно включенные потребители электроэнергии

Особенно влияет работа кондиционера - при включенном «кондее» автомобиль начинает потреблять больше топлива. К примеру, в среднем, на каждые 100 км нужны дополнительные 0,8 литра горючего, поэтому старайтесь пользоваться кондиционером только при необходимости. Также оказывает свое влияние на расход топлива постоянная работа фар.

Часто поведение стрелки индикатора топлива начинает беспокоить как раз в , когда задействовано много потребителей энергии, а также факторов перегруженности авто, на которые начинающие водители, как правило, не обращают внимания. Сюда относится печка, кондиционер и различного рода подогреватели (подогрев сидений, стёкол, зеркал, предпусковой и т.п.).

#12 Перегруз автомобиля

Когда автомобиль загружают до предела, например на 5 посадочных мест садится семеро человек, а в багажнике также имеется какой-то приличный груз, тогда естественно тратится больше топлива для передвижения транспортного средства. Каждые 100 кг груза означают увеличение примерно на 10%.

Пустой багажник на крыше поднимает расход на 5%, а загруженный - аж на 40%. Прицеп сзади увеличивает печальный показатель на все 60%.

#13 Движение с непрогретым двигателем

Существует мнение, что можно сэкономить бензин, если перед движением двигатель хорошенько прогреть. Оно правдиво лишь отчасти. Да, действительно, теплый двигатель расходует меньше топлива. Это обусловлено тем фактом, что некоторая часть тепловой энергии уходит на разогрев корпуса и деталей мотора. Однако это происходит на начальном этапе. Поэтому небольшая часть бензина расходуется, грубо говоря, не по назначению. А когда двигатель уже прогретый, тепловая энергия идет непосредственно на работу самого мотора.

Однако данный метод экономии топлива является сомнительным. Дело в том, что на разогрев двигателя тратится не так много бензина. А учитывая, что для прогрева также нужно некоторое количество топлива, то получается, что экономия таким методом не имеет смысла.

Что следует учитывать в этом ключе, так это, что непрогретый двигатель выбрасывает в атмосферу гораздо больше вредных веществ. Некоторые западные автопроизводители пишут об этом в мануалах к своим машинам. Поэтому, прогревать машину лучше не в гараже, а на свежем воздухе.

Причины перерасхода топлива на дизеле

Теперь рассмотрим типовые причины перерасхода топлива на дизельных двигателях. Не касаясь общих (например, спущенные шины, перевозка тяжелого груза, езда при сильном встречном ветре) перечислим лишь те, которые непосредственно касаются дизельного двигателя.

  1. Засорение топливного и/или воздушного фильтров . Это является распространенной причиной перерасхода топлива. Вследствии засорения фильтров происходит засорение и топливных форсунок. А это приводит к снижению давления в ТНВД.
  2. Несоответствие моторного масла . Для дизельного двигателя важно использовать масла, которые рекомендованы производителем.
  3. Пониженная компрессия . Она может сбиться со временем износа поршневой группы, а это автоматически приводит к повышенному расходу топлива двигателем.
  4. Частичный выход из строя датчиков . Если по каким-либо причинам датчики подают неверную информацию на ЭБУ, то, соответственно, устройство будет формировать неверные команды.
  5. Проблемы с ЭБУ . Эта проблема встречается нечасто, однако может иметь место. Из-за этого могут быть сбои в работе программы или другие так называемые «глюки».

Как видите, неисправности достаточно типовые. Поэтому, чтобы не допускать перерасхода топлива необходимо следить за исправностью перечисленных выше узлов.

Типы двигателей и характерные причины перерасхода топлива

Приведем для вас таблицу, в которой систематизируем причины большого расхода топлива, характерные для различных типов двигателей.

Причины большого расхода топлива, которые к ним относятся Типы двигателей
Дизель Карбюратор Инжектор
Износ двигателя
Износ сцепления
Неправильно настроенное зажигание
Износ покрышек
Слабое давление в покрышках

Несмотря на то что для всех выпускаемых с конвейера автомобилей прописаны установленные нормы расхода топлива, в реальной жизни автовладельцы сталкиваются с постоянным превышением прописанных показателей.

Топливный расход является важнейшей характеристикой для оценки работы любого транспортного средства. Он рассчитывается по специальной формуле и зависит от расстояния, которое авто преодолело . За эталон берётся 100 км пройденного пути. Например, расход топлива на 100 км для ВАЗ-2104 составляет 8,5 л. Этот показатель гораздо меньше при движении по трассе.

Однако из-за ряда объективных и субъективных причин при непосредственной эксплуатации транспортного средства практически никогда не совпадает с цифрами, указанными в паспорте.

Большой расход топлива объясняется следующими техническими неисправностями:

  • плохо срабатывающее зажигание;
  • несоответствующая температура ;
  • зазоры в ;
  • выход из строя цилиндропоршневой группы;
  • нарушения в системе сцепления;
  • изнашивание кривошипно-шатунного устройства;
  • ухудшение работы газораспределительной системы;
  • отсутствие регулировки схода-развала;
  • недостаточное давление в шинах;
  • неисправности термостата;
  • несоблюдение периодики замены воздушного фильтра;
  • грязевые отложения на инжекторе;
  • дестабилизация работы датчиков электронного функционирования силового агрегата.

Отдельно следует рассматривать проблемы, которые связаны с нарушениями в системе питания автомобиля.

Дополнительно к топливному расходу могут привести:

  • движение машины при открытых окнах;
  • перегрузка транспортного средства;
  • резкие манипуляции во время езды (торможение, ускорение);
  • нарушение аэродинамических характеристик за счёт ;
  • беспрерывная работа дополнительных функциональных устройств (кондиционер, магнитола);
  • фары, находящиеся в рабочем режиме;
  • применение технических средств, не соответствующих параметрам определённой трансмиссии и двигателя.

Нарушения в системе питания

Система питания автомобиля представляет собой взаимодействие таких устройств, как карбюратор и бензонасос.

Карбюратор - основное устройство в транспортном средстве, что регулирует подачу топлива. Изначально, особенности этого процесса корректируются и контролируются заводом-изготовителем, но очень часто в процессе непосредственной работы не совпадают с действительностью. Поэтому в большинстве карбюраторов снизить расход топлива можно самостоятельно. Такая работа подразумевает под собой регулировку всех дозирующих систем. Все этапы этого мероприятия необходимо выполнять в определённой последовательности. Обычно, начинают с обеднения основной дозирующей системы камеры первичного значения и только потом поправляют систему холостого хода. В итоге работа карбюратора тестируется при больших нагрузках с обязательным открытием камеры вторичного назначения.

Функциональные нарушения бензонасоса также могут привести к резкому скачку расхода топлива. Это объясняется некорректной дозировкой впрыскиваемого . В случае такой неполадки, скорее всего, этот механизм придётся заменить.

Технические неисправности, увеличивающие топливный расход

Довольно часто в автомобилях встречается проблема, связанная с зажиганием. В ситуации, когда угол опережения зажигания смещён хотя бы на один градус, расход топлива сразу же увеличивается не менее чем на 1%. Соответственно, топливный расход тем выше, чем больше угол смещения этого угла и как следствие - вы становитесь .

Если расстояние между электродами свечей превышает предельно допустимую норму - возникают перебои в функционировании свечей зажигания. Расход топлива при их некорректной работе увеличивается аж на 4%.

Дополнительные силы требуются и на прогрев чрезвычайно холодной охлаждающей жидкости. Он производится только при дополнительном использовании дизеля или бензина, непредвиденная утрата которого составит 10%.

Очень важно также следить за качеством заправляемого топлива. Это не то, на чём можно экономить. В противном случае могут пострадать узлы цилиндропоршневой группы, а это обязательно приведёт к увеличению топливного расхода.

Видео - основные причины повышенного расхода топлива:

Может значительно уменьшиться в результате износа поршневых колец и цилиндров, что означает значительное снижение компрессионного показателя. Чтобы компенсировать недостаток мощности, акселератор используется всё чаще, а топливо заканчивается раньше предполагаемого времени.

Сцепление - одно из основных устройств автомобиля . Неисправности его узлов приводят к многочисленным пробуксовкам. Всё чаще выжимая педаль газа, бензин или дизель неизбежно тратиться гораздо заметнее.

В газораспределяющем секторе присутствует множество механизмов, выход из строя которых приводит к нарушению герметичности всех цилиндров. Таким образом, конец такта сжатия и начало такта расширения недополучают необходимого давления. Мощность двигателя падает в несколько раз, а топливный расход возрастает.

Проверка и контроль развала-схождения должны проводиться в обязательном порядке после прохождения автомобилем определённого расстояния. Известно, что множество проблем с транспортным средством, в частности потеря его управляемости, связаны с неверно отрегулированными углами установки колёс.

Недостаточное давление хотя бы в одной шине увеличивает потребление топлива на 3%. Следует вовремя подкачивать колёса при помощи насоса.

Расход горючего также увеличивается при работе загрязнённого воздушного фильтра . Он оказывает препятствующее воздействие на воздух, который должен поступить в двигатель и обеспечить стопроцентное сгорание топливной смеси.

Нарушения в работе термостата замедляют . Это особо заметно в зимний период. Понятно, что топливо при этом буквально «тает на глазах».

Видео - как уменьшить расход топлива:

Загрязнённый инжектор двигателя совершенно точно самая частая причина большого расхода горючего . Смесеобразование происходит гораздо медленнее в результате плохого качества распыления топлива и изменения формы факела распыления. Коэффициент полезного действия при таком темпе значительно уменьшается. Неполадки такого рода, прежде всего, проявляются в «троении» силового агрегата и затруднённом переключении передач. Мотор работает на износ, что, конечно, свидетельствует о бесполезном использовании дизеля или бензина.

Дополнительные факторы, влияющие на расход топлива

Каждый автомобиль имеет грузовой лимит. Однако это мало кто учитывает. Значительные перегрузки приводят к неконтролируемому расходу горючего . Даже пустой багажник на крыше приводит к потере 5% дизеля или бензина.

О том, почему большой расход топлива связан с открытыми окнами, понимают далеко не все. Дело в том, что при быстрой езде с открытыми окнами нарушается подразумевающаяся аэродинамика, что приводит к топливным утратам.

Дополнительное оборудование в виде также приводит к ухудшению аэродинамических характеристик.

Инновационная электроника, присутствующая в большинстве современных моделей, работает исключительно благодаря горючему. На эти прелести его расходуется не менее 15%.

Для каждого типа двигателя разработаны определённые виды . Они различаются своей вязкостью. Использовать следует только подходящие варианты, иначе потребление топливной жидкости может возрасти до 10%.

Расход любого горючего тесно связан буквально со всеми системами транспортного средства. Без него станет невозможной даже работа фар. А без них никак не обойтись в тёмное время суток.

Правила поддержания расхода топлива в пределах нормы

Однако расстраиваться заранее, никогда не стоит. Соблюдая определённые правила топливный расход можно держать под контролем .

Для этого требуется:

  1. Установление верных углов опережения зажигания. Такую процедуру проводят на .
  2. Проведение контроля размера зазора в свечах зажигания.
  3. Своевременная замена деталей во всех системах автомобиля.
  4. Систематическое проведение развала-схождения.
  5. Мониторинг давления в шинах.
  6. Использование только подходящих жидкостей и .

Из всего сказанного следует, что превышения норм топлива избежать практически невозможно. Владельцы авто могут только свести этот расход к минимуму, используя всю вышеприведённую информацию.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков