Зил победа. Парадный ЗиЛ

Зил победа. Парадный ЗиЛ

Уже давно не секрет, что черные кабриолеты, которые с 2010 года участвуют в параде Победы на Красной площади, только внешне похожи на классические ЗИЛы. Я же постараюсь рассказать о том, как эти машины появились на свет и почему сам Завод имени Лихачева не смог пропихнуть на службу собственные аналоги.

Впервые открытые машины приняли участие в параде 7 ноября 1953 года - тогда белых жеребцов на службе сменили фаэтоны ЗИС-110Б. Открытые версии были и у всех последующих моделей ЗИЛ, а последним парадным автомобилем советских времен стал ЗИЛ-41044 образца 1981 года. На заводе тогда сделали пять кабриолетов: один для испытаний, один для Мосфильма и три - для парадов. Кстати, а почему три? Ведь по Красной площади всегда ездят только два кабрика. Оказывается, для парадов с самого начала готовили по три автомобиля. Третий - резервный, он всегда скрыт от глаз и дежурит у Спасских ворот Кремля на случай поломки одной из основных машин. Говорят, за шестьдесят пять лет резерв так ни разу и не понадобился - оно и к лучшему, ведь в ином случае погоны с плеч полетели бы в тот же день.

А знаете, почему все парадные ЗИСы и ЗИЛы были окрашены в унылый серо-стальной цвет, хотя номенклатурные машины сплошь черные? Все просто: это цвет армейской шинели. Ведь при СССР основной парад проводили вовсе не в День Победы, а 7 ноября - на годовщину Октябрьской революции. Естественно, поздней осенью военные чины облачались в теплую одежду, под цвет которой и красили парадные машины.

Но после развала СССР канул в Лету и «день седьмого ноября», а парады начали проводить 9 мая. Пассажиры открытых ЗИЛов переоделись в более легкую военную форму, а в 2001 году министр обороны Сергей Иванов и вовсе сменил ее на традиционный черный костюм. Но сами машины все это время оставались прежними. Не просто той же модели, а именно те же кабриолеты 1981 года постройки!

Конечно, они были окружены заботой и вниманием, постоянно проходили техническое обслуживание, а их пробег за все время не так уж велик (с учетом двухмесячных репетиций парада открытые ЗИЛы ежегодно проезжают около 4000 км). Но когда в 2007-м на пост министра обороны был назначен Анатолий Сердюков, возраст серо-стальных парадников уже перевалил за четверть века - пора было на пенсию.

Именно Сердюков сразу после своего назначения инициировал замену парадных кабриолетов. Вот только исполнителем был выбран не ЗИЛ, а небольшая компания Атлант-Дельта, принадлежавшая Олегу Дерипаске. Изначально основанная в 2000 году, она занималась лишь обслуживанием машин из служебного гаража Дерипаски, но потом там начали реставрировать и переделывать старые автомобили. Генеральным директором Атлант-Дельты был назначен бывший начальник кремлевского ГОНа (Гаража особого назначения) Юрий Кружилин, а техническим директором - военный инженер Игорь Мазур, до этого работавший личным водителем Дерипаски.

Первоначальный план предполагал глубокую модернизацию шести «действующих» кабриолетов - московских (ЗИЛ-41044) и питерских (еще более древних ЗИЛ-117В). Но быстро стало понятно, что их переделка получится очень кропотливой и займет больше года, то есть к следующему параду военные могли остаться вообще без торжественных машин. О замене кабриолетов иномарками не могло быть и речи: Министерство обороны настаивало, что в День Победы на Красную площадь должны выезжать именно ЗИЛы. Вариант разработки новых кабриолетов с нуля тоже не рассматривался: для этого нужен совсем другой уровень инжиниринга и совсем другие затраты, что нам впоследствии доказал проект Кортеж.

Тогда Кружилин и Мазур предложили соломоново решение - строить кабриолеты с зиловскими кузовами, но на шасси зарубежных автомобилей-доноров. Понятно, что военные восприняли эту идею без энтузиазма, однако, как потом оказалось, это было верное решение. Создавать новые автомобили планировали только для Москвы, то есть в трех экземплярах. А на смену питерским «сто семнадцатым» впоследствии были построены , причем значительную часть работ по их переделке тоже взяла на себя Атлант-Дельта.

Парадный Тигр (ГАЗ-СП46)

Что касается парадников для Москвы, то техническое задание на автомобили в Атлант-Дельте разработали совместно с ГАБТУ (Главное автобронетанковое управление Министерства обороны): по габаритам и компоновке новые машины должны были полностью копировать прежние кабриолеты, но внешне соответствовать зиловским лимузинам последнего поколения - модели 41047. Черный цвет кузова и интерьера утвердил лично Сердюков - чтобы автомобиль подходил к его костюму (это уже его последователь Шойгу вернулся к военной форме). Техзадание было утверждено в июне 2007 года - менее чем через полгода после старта проекта.

Брошюра Атлант-Дельты с пометками Сердюкова

С донорами агрегатов определились довольно быстро: из США заказали три новых пикапа GMC Sierra 2500 с бензиновой шестилитровой «восьмеркой» мощностью 353 л.с., шестиступенчатым «автоматом» и задним приводом - по размерам шасси они подходили практически идеально, рамная конструкция здорово облегчала процесс замены кузова (тем более что и сами ЗИЛы рамные), а цены в США начинались всего от 30 тысяч долларов. А вот раздобыть зиловские кузова оказалось гораздо сложнее.

GMC Sierra 2500 образца 2006 года

Сначала Юрий Кружилин попытался купить их непосредственно на ЗИЛе - на тот момент на заводе находилось девять кузовов «короткой» модели ЗИЛ-41041 в разной степени готовности. Но о планах Атлант-Дельты тогда узнал фактический «хозяин» ЗИЛа Юрий Лужков. Естественно, в нем взыграла обида и собственная гордость. Продажу кузовов он запретил и приказал мобилизовать все оставшиеся силы шестого цеха (то есть «легкового подразделения») ЗИЛа, чтобы восстановить историческую справедливость и построить новые парадные кабриолеты самостоятельно. Так в Атлант-Дельте нажили себе конкурента.

После осечки с заводом Кружилин с Мазуром начали искать подержанные ЗИЛы, которые было бы не жалко отправить на «перепилку». Поиски заняли почти полгода, в итоге к концу 2007-го были куплены три «коротких» седана ЗИЛ-41041: один нашли в Московской области, второй - в Волгограде, а за третьим пришлось ехать в Черкесск. Все машины имели чистые документы, но были в плачевном состоянии - разукомплектованные, с прогнившими кузовами. Почти все внешние панели пришлось «выстукивать» заново, попутно превращая четырехдверные закрытые кузова в двухдверные открытые и подгонять их под новые шасси (понадобились новые точки крепления).

Впоследствии к работе подключился Александр Горчаков - бывший главный конструктор легковых ЗИЛов, который на момент постройки новых кабриолетов уже занимался специальными проектами на ГАЗе, тоже входящем в империю Дерипаски. Кстати, и сам ГАЗ поучаствовал в создании парадных машин: там были изготовлены все хромированные детали кузова.

А вот оформлением салона в Атлант-Дельте занимались самостоятельно. Приборы и основная фурнитура перекочевали с донорских пикапов GMC, но пластиковые панели созданы заново. Некоторые детали заимствованы у других автомобилей (например, дефлекторы вентиляции - от Волги ГАЗ-31105 последних выпусков), а кожаную обшивку вручную скроила специально нанятая супружеская пара портных. Она же занималась пошивом матерчатого верха.

Складная крыша вообще особая гордость Атлант-Дельты. По словам Юрия Кружилина, ее конструкция разработана самостоятельно. При этом механизм складывания с электроприводом получился простым (вручную нужно только отстегнуть два крепления на рамке лобового стекла), а сама крыша в сложенном состоянии - очень компактной: ее чехол едва выступает над поясной линией машины.

Но адаптацией американской техники в Атлант-Дельте не занимались: силовой агрегат и шасси оставили полностью стандартными - даже рессоры задней подвески, изначально рассчитанные на пикап полной массой 4,3 т, менять не стали. «Грузовые» 16-дюймовые высокопрофильные шины Wildcat Touring SLT тоже решили оставить - лишь заказали в Штатах точно такие же, но с белыми боковинами. По словам создателей, даже в таком виде шасси обеспечивает кабриолетам очень мягкий ход - то, что нужно для брусчатки на Красной площади.

На постройку трех кабриолетов у Атлант-Дельты ушло два года: первая машина была готова в ноябре 2009-го, вторая подоспела через месяц, а третья - в конце января. Тогда же всю троицу отвезли в Нижний Новгород на газовский полигон и провели короткий курс испытаний (по 1500 км), а к весне машины были официально зарегистрированы и получили заводской индекс ГАЗ-СП45, а для народа - ЗИЛ-41041 АМГ. Почему АМГ? Даже создатели не смогли объяснить. При этом под капотом у машин остались зиловские заводские таблички с индексом 41041, принадлежавшим донорским седанам.

А что же сам ЗИЛ?

Получив от Лужкова необходимое финансирование, в 2008 году на умирающем автогиганте начали работу над тремя собственными кабриолетами. Казалось бы, давняя проблема с отсутствием денег решена - что еще нужно? А нужны были люди, которых в шестом цехе ЗИЛа практически не осталось. Сохранился лишь костяк коллектива, причем средний возраст «заслуженных работников» приближался к пенсионному. В итоге своими силами удалось лишь «творчески переосмыслить» дизайн лимузина, которым занимались в компании Депо-ЗИЛ (автор его облика - Гера Калитин). Но именно внешность и стала, мягко говоря, самым спорным элементом новых кабриолетов. Задумка была неплохая - сделать светотехнику с отдельными круглыми секциями, как у внедорожников Range Rover. Однако исполнение получилось никудышным. Причем люди, имеющие отношение к проекту, утверждают, что другие предложенные варианты были еще хуже.

Общую конструкцию и размеры кузова оставили прежними, как у серо-стальных парадников восьмидесятых годов, - даже продольные лонжероны рамы усилили точно так же. Кузовные панели «выстукивали» заново (их рельеф отличается от старых зиловских машин), для чего пришлось реанимировать и без того поношенное оборудование. Двигатель (за исключением системы питания), ходовую часть и подвеску с торсионами и рессорами без изменений взяли с модели 41041.

Все остальное пришлось заказывать у сторонних фирм. Например, у Депо-ЗИЛ были заимствованы система распределенного впрыска топлива Bosch и «автоматы» Allison, которыми компания оснащала подержанные ЗИЛы взамен оригинальных компонентов. Причем денег за это в Депо не получили: оплата прошла в счет аренды помещений. Модернизированный двигатель V8 объемом 7,7 л развивает «не менее 340 л.с.» - дальше его крутить заводчане не стали, пожалев старенький моторный стенд. Светотехнику, зеркала и бамперы заказали в московском ателье Карди, а складную мягкую крышу - у малоизвестной немецкой фирмы FMS. Интересно, что поставить собственную крышу образца 1981 года на ЗИЛе попросту побоялись: никто не захотел брать на себя ответственность за возможные поломки устаревшей капризной конструкции. Но и немецкая крыша получилась неудачной - громоздкая, со сложным тросовым приводом складывания, который очень требователен к регулировке и смазке.

К концу 2008 года конструкция автомобиля сложилась практически полностью, открытым был лишь вопрос интерьера: оставлять старый салон родом из семидесятых нельзя, а «нарисовать» его заново на заводе не было никакой возможности. Сперва зиловцы обратились в Карди, но их услуги оказались слишком дорогими. Тем временем в одном из арендованных помещений ЗИЛа кипела работа над первым суперкаром Marussia - созданием прототипа занималась команда из ателье Визель-Дизайн во главе с выпускником строгановки Глебом Визелем. К нему и обратилось руководство завода с предложением сделать интерьер для парадных кабриолетов, которые получили отраслевой индекс ЗИЛ-410441.

За работу взялись сам Глеб и работавший у него Валерий Челноков, который имел за плечами пятнадцатилетний стаж работы макетчиком в НТЦ АвтоВАЗа. Работать пришлось в авральном режиме: Министерство обороны ждало новые машины к началу 2010 года, то есть на создание салонов для трех автомобилей с чистого листа у Визеля и Челнокова был лишь год. А на этапе сборки ребят ждала подстава.

Для создания посадочного макета салона и отработки эргономики дизайнеры сняли размеры с одного из уже сваренных кузовов. На этом макете были вылеплены детали интерьера, с которых потом сняли 3D-модель, - и по ней изготовили полиуретановые панели. Но ведь каждый зиловский кузов делается практически вручную и имеет свою собственную геометрию! В один автомобиль - тот самый, с которого снимались размеры, - интерьер встал как родной. А вот в двух других машинах зазоры и нахлесты достигали двух сантиметров! В результате уйма времени ушла только на подгонку.

Но сам интерьер получился неплохим. Сиденья и все панели обтянуты кожей наппа и Дайтона (пошивом занималась московская фирма Макситек). Вставки - из настоящего дерева, причем использован довольно редкий и дорогой кап африканской мадроны, тогда как у машин Атлант-Дельты все «дерево» сделано из пластика. Комбинация приборов изготовлена по заказу на заводе Автоприбор. Но не обошлось и без чужеродных элементов. Например, в глаза бросаются дефлекторы вентиляции от Audi, а в конструкции сидений использованы пружины и каркас от Мерседеса S-класса серии W140 - они идеально подошли по габаритам.

Однако некоторые идеи так и остались нереализованными. Например, блоки управления «климатом» у готовых машин - от вазовской Приоры, а на месте мультимедиасистем стоят заглушки. Собственный блок «климатики» разработан, но в последний момент успели изготовить только два экземпляра, а с покупкой мультимедии зиловцы оттягивали до последнего. И дотянули до того, что все это стало никому не нужно… Почему?

Причина вовсе не в том, что к началу 2010 года, когда уже готовился первый показ на автобазе Министерства обороны, Атлант-Дельта подготовила полный комплект из трех автомобилей, а у ЗИЛа был полностью закончен лишь один. И не в том, что с этой единственной машиной у зиловцев постоянно возникали какие-то проблемы - то двигатель откажется заводиться, то механизм крыши заклинит. Достаточно вспомнить, что изначально Министерство обороны разместило заказ именно в компании Атлант-Дельта. Военные попросту не ждали зиловские машины, они с самого начала были никому не нужны.

Взять хотя бы процесс «приемки» машин. По одной из легенд, Сердюков в сопровождении Дерипаски осмотрел уже готовый кабриолет Атлант-Дельты еще до официального конкурсного показа. После этого Сердюков привез машину на дачу к тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву, где они вдвоем как следует погоняли по окрестным дорожкам и остались очень довольны. Естественно, про заводские машины уже никто не вспоминал.

Костяк создателей кабриолетов ЗИЛ-410441 (слева направо): специалист по электрооборудованию Рудольф Левинсон (работал на заводе с пятидесятых годов), заместитель главного конструктора Михаил Попов, заместитель директора производства Андрей Овчинников, заместитель начальника шестого цеха Михаил Михайлов

Хотя зиловцы настойчиво пытались пристроить свои кабриолеты, используя сохранившиеся связи и знакомства в госструктурах. Сначала привезли машины прямо к зданию Министерства обороны, а позже приехали на полигон в подмосковное Алабино, где уже вовсю шли репетиции парада с участием новеньких машин Атлант-Дельты. Тогда в перерыве между заездами на зиловских машинах проехались «парадные» водители и вроде бы даже остались довольны. Но их мнение было уже не важно. Пропихнуть зиловские кабриолеты не смог даже Лужков, стремительно теряющий политический вес. Формальной причиной отказа от этих машин стал незавершенный цикл приемочных испытаний на военном полигоне в Бронницах.

Но, положа руку на сердце, стоит порадоваться, что на службу в итоге приняли именно автомобили Дерипаски. Ведь для парадной машины важна не мощность двигателя или оформление салона, а внешний вид. Во время парада на эти автомобили с экранов телевизоров смотрит не только вся Россия, но и зрители в других странах. И строгий зиловский облик атлант-дельтовских машин, освеженный лишь белыми рассеивателями поворотников, выглядит гораздо выигрышнее пошлых «тюнинговых» фар заводских автомобилей. А массивный «горб», прикрывающий сложенную крышу? Вдобавок у шасси GMC колея шире зиловской почти на 90 мм (1732 мм против 1643 мм), поэтому визуально кажется, что кабриолеты на американских шасси крепче стоят на колесах.

Позже один из трех построенных зиловских кабриолетов все же обрел хозяина: весной 2011 года его купил президент Украины Виктор Янукович. Машина ушла в его ялтинскую летнюю резиденцию, а впоследствии ее хотели использовать на параде Победы в Киеве и на открытии чемпионата по футболу Евро-2012, но на публике машина так и не появилась. Говорят, в гараже Януковича пришли в ужас от качества ЗИЛа: кузов кривой, двигатель работает неровно, бензонасос хандрит… Хотя специально для Украины на ЗИЛе полностью перетряхнули салон, установили передние сиденья от BMW со встроенными ремнями безопасности (на парадных машинах их нет) и сменили черную кожаную обшивку на кремовую, однако от аудиосистемы покупатели отказались.

Доработанный ЗИЛ-410441 перед отправкой Януковичу

Два оставшихся кабриолета еще долгое время стояли в шестом цехе ЗИЛа и даже пережили модернизацию электрооборудования. Зачем? Зиловцы прознали, что после первого же парада на Красной площади на машинах Атлант-Дельты появились трещины в порогах и днище кузова. Возникла надежда, что Министерство обороны все-таки возьмет заводские машины. Но люди Дерипаски свои автомобили доработали, усилили кузова - и выкатили на все последующие парады.

Так бесславно закончилась последняя попытка ЗИЛа реанимировать производство легковых машин. Впрочем, попытка кустарная и плохо подготовленная. По данным Авторевю, на разработку и производство трех кабриолетов было потрачено всего 8 млн рублей, то есть по 2 млн 660 тысяч на машину, - копейки для автомобилей такого класса.

Поначалу многие коллекционеры были готовы отдать за эти уникальные кабриолеты немаленькие суммы, но машины так и остались в собственности завода, пережили его кончину и вместе с шестым цехом перешли к частной фирме МСЦ6 АМОЗИЛ (Механосборочный цех №6). Уже под началом нового руководства заводчане в 2014 году достроили четвертый экземпляр кабриолета, который был заложен с самого начала лично для Юрия Лужкова, но так ему и не достался, простояв несколько лет в недособранном состоянии.

Примерно тогда же начали сборку пятого кабриолета - его показали на Московском автосалоне 2016 года. И эта машина уже имела классическую зиловскую светотехнику, хотя пластиковые фартуки бамперов изготовлены заново. Интерьер - с передней панелью как у стандартных моделей семейства 4104, но с современными передними сиденьями, которые имеют электропривод и встроенные ремни безопасности, и медиасистемой. А мотор вместо впрыска был оснащен карбюраторной системой питания.

По официальной версии, автомобиль с индексом ЗИЛ-41041 (изначально он принадлежал седану) изготовлен к 100-летию завода. Кабриолет сразу же выставили на продажу, однако сейчас он стоит в музее ЗИЛа в Сокольниках. Хотя предыдущие экземпляры, судя по сайту фирмы МСЦ6, еще можно купить.

Кузов типа «Купе -кабриолет», цельнометаллический сварной двухдверный с тканевой крышей. Трехместный заднеприводный автомобиль.

Количество мест, включая водителя 3
Масса сняряженного автомобиля, кг 3.200
Полная масса, кг 3.500
Максимальная скорость движения автомобиля с нагрузкой 2 человека, км/ч не менее 210
Время разгона с места о скорости 100 км/ч с нагрузкой 2 человека, с, не более 10
Контрольный расход топлива для автомобиля с полной массой, движущегося на прямой передаче, л/100 км:
При V=90 км/ч 15
При V=120 км/ч 20
Модель двигателя ЗИЛ-410441
Тип двигателя V- образный, бензиновый, карбюраторный:
Число цилиндров 8
Внешний габаритный радиус поворота автомобиля по переднему бамперу, м, не более 7
Двигатель:
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 108х105
Рабочий объем, л 7,68
Степень сжатия 9,3:1
Номинальная мощность по ГОСТ 14846-81, кВт (л.с.) при 4400-4600 мин -1 206 (280)
Крутящий момент при оборотах 2.500-2.700 мин, не менее, Н.м (кгс.м) 500 (51)

ЗИЛ-410441: один из редчайших на планете кабриолетов

Уникальность автомобиля ЗИЛ-410441 переоценить невозможно. В первую очередь она кроется в самом словосочетании «отечественный кабриолет», да еще и представительского класса. Это одна из тех машин, которая всем своим видом и историей создания доказывает – когда нашим автостроителям давали возможность, они умели создавать настоящие шедевры. Эксклюзивность кроется и в количестве – таких машин было выпущено всего 4 штуки. Обладателем одной из них был экс президент Украины Виктор Янукович.

Кабриолеты ЗИЛ-410441 принимали участие в репетициях парада Победы на Красной площади.

История появления

Данная модель увидела свет в 2009 году. Однако она не является полностью современной разработкой, а рестайлинговой версией выпущенного в 1981 году автомобиля ЗИЛ-41044 (ЗИЛ-115В). Каждый из нас неоднократно его видел, ведь это легендарный советский кабриолет для парадов, который использовался исключительно таким способом. Он до сих пор является одной из наиболее ярких ассоциаций, связанной с самыми масштабными торжественными мероприятиями в стране.

Идея создания на основе этого автомобиля новой модели ЗИЛ-410441 родилась как дань периодически возникавшим с начала нулевых разговорам о создании семейства автомобилей для высшего руководства РФ. В работе участвовали не только лучшие специалисты завода ЗИЛ, но и привлеченные профессионалы, в том числе представители ателье Cardi. В результате получилась машина с узнаваемыми чертами, однако с существенно измененным дизайном и современной начинкой. В частности, полностью изменена оптика, благодаря чему автомобиль сразу перестал выглядеть архаично, став более стильным и актуальным внешне.

Особенности кабриолета

Что можно говорить о начинке этой машины, если еще у выпущенного более 30 лет назад ЗИЛ-41044 было:

  • автоматическая КПП;
  • гидроусилитель руля;
  • электростеклоподъемники;
  • электроподъемник тента;
  • кондиционер;
  • электрическое управление водительским сиденьем;
  • дистанционно управляемые зеркала заднего вида и многое другое.

Естественно, ЗИЛ-410441 получил все это в современном исполнении, а также многое другое.

Автомобиль проектировался и строился в расчете на максимальную надежность. Два аккумулятора, сразу два бензонасоса, резервная система зажигания, только ручное изготовления всех деталей – все это гарантировало полное отсутствие брака и аккуратную доводку мельчайших элементов. Эти машины просто лишены визуальных изъянов.

А еще ЗИЛ-410441 очень быстрый (разгон до 100 км/ч – менее 10 секунд, максимальная скорость – около 200 км/ч) и потрясающе комфортный. Каждый экземпляр получил индивидуально настроенную подвеску, продуманные до мелочей кресла и все, что нужно для удобной езды на водительском месте или заднем диване.

Вы можете приобрести эксклюзивный ЗИЛ-410441

Несмотря на то, что этот существует всего в нескольких экземплярах, вы можете приобрести его у нас. Кроме того, мы предлагаем и другие элитные авто марки ЗИЛ, причем не только раритетные, но и совершенно новые. Мы изготавливаем лимузины и кабриолеты на заказ. Также у нас вы можете приобрести все требуемые запчасти для этого семейства элитных авто.

Да, все правильно. В точности такие же вы видели сегодня по телевизору. На одном из них
по Красной площади ехал командующий парадом генерал-полковник Олег Салюков, а на втором министр обороны РФ Сергей Шойгу (фотография взята вот отсюда).
На машинах вы видите номера 0002 и 0001, соответственно.


Но на самом деле, таких машин три! Вот она, третья. Во время парада она дежурит где-то поблизости от Красной площади (где именно - тайна) и находится, как говорится, в "горячем резерве". Вдруг, не дай Бог, что?
Такой автомобиль называется ЗИЛ-41041 АМГ. Мне удалось познакомится с ним поближе и я хочу об этом рассказать. Кстати, краткая публикация об этом когда-то выходила в журнале "АвтоМир ". Правда, как всегда, не в полном объеме.


Важный момент: не надо путать нынешний "парадный" ЗИЛ-41041 с лимузином предыдущего поколения (на фото). Такая машина носила индекс 41044 и участвовала в парадах с 1981 и по 2009 гг.


Проще всего отличить старую машину от новой по фарам: раньше они были круглыми (сдвоенными), теперь - квадратные. А еще, предыдущие лимузины были серого цвета, а нынешние стали черными. Ни за что не догадаетесь, почему! Все дело в том, что раньше машины красили в цвет... парадной маршальской шинели. Эти машины использовались не только на День Победы, но еще и на 7-е ноября, когда командующие были одеты в шинели мышиного цвета. А очередную машину сделали черной, под цвет черного гражданского костюма нового министра обороны - Анатолия Сердюкова. Поэтому, машины нынешнего поколения частенько называют "сердюковскими". И не только за цвет... Читайте дальше!


ЗИЛ-41041 АМГ традиционно носит на капоте эмблему автомобильного завода имени Лихачева, но делали ее уже не в Москве, а в Нижнем Новгороде. Просто к тому моменту, как назрела необходимость замены парадных кабриолетов на более новые, московский завод практически уже лежал в руинах. Не осталось ни спеццеха, где делали правительственные ЗИЛы, ни оригинальной оснастки, ни специалистов, ни даже технической документации. Я думаю, что когда-нибудь мы еще разберемся, почему так произошло... Но машину делать было надо и решили пойти обходным путем. У частных лиц (!) были выкуплены три списанных когда-то с госслужбы седана ЗИЛ-4104 (я не знаю точно, но по всей видимости это были ЗИЛ-41047). Машины передали в Нижний специалистам тюнингового ателье "Атлант-Дельта", позже переименованного в "Мастер" и вошедшего в состав "Группы ГАЗ". Автомобили разобрали до винтика, вручную почти на полметра укоротили их кузова и заварили "лишние" двери. Утверждают, что в итоге были изменены все кузовные детали без исключения.


Почему, спросите, все? Дело осложнилось тем, что ходовые части и агрегаты приобретенных автомобилей находились в плачевном состоянии, а изготовить новые не было никакой возможности. Решение нашли быстро. Как раз в духе политики, проводимой новым министром обороны. Под уникальные кузова подкатили "тележки" от совершенно других автомобилей. Не имеющих никакого отношения ни к ЗИЛу, ни к ГАЗу. Главная проблема была в том, что колея чужого шасси оказалась шире, чем у ЗИЛовского. Так что кузов пришлось перекраивать еще и вширь.
Военные не любят говорить, что именно легло в основу ЗИЛ-41041 АМГ. Официальной информации у меня на этот счет нет, поэтому ничего утверждать я не буду, а лишь сопоставлю некоторые факты.


Итак, вот он "парадный" ЗИЛ-41041 АМГ. Большую часть времени он проводит в секретном спецхранилище, выезжая из него лишь на сам Парад Победы и на его репетиции.


Мы выгнали машину на улицу на снег. Очень аккуратно - зимних покрышек такой машине не положено она ездит только весной. Обратите внимание: здесь стоят специализированные шины, лишенные вообще какой-либо маркировки на боковине.


Кстати, на этом фото вы можете видеть того же самого водителя, который сегодня вез командующего парадом. Я не знаю, имею ли я право называть его фамилию. У военных все серьезно! Скажу только, что его зовут Алексей и он в звании майора.


Первый уникальный кадр нашей программы - вряд ли вы когда-либо видели парадный кабриолет с открытыми дверями! По телевизору его так не показывают.


Вряди у вас была возможность рассмотреть и его салон. Заходите, открыто!


Мне показали все в мельчайших деталях.


Вот так выглядит рабочее место водителя. На рулевом колесе фирменный логотип "ЗИЛ". Селектор переключения передач - характерная "кочерга" за рулем. Что-то знакомое, не правда ли?


Приборы... Где-то я тоже такие уже видел...


Например, вот здесь: это приборная панель пикапа GMC Sierra 2007-го модельного года. Выводы сделаете сами.


А вот блок управления "климатом" здесь полностью оригинальный. Я где-то слышал, что он позаимствован у новой "Волги". Совсем новой, экспериментальной, которая так и не встала на конвейер.


Селектор управления светом тоже явно американского образца. Например, от GMC Yukon. Или просто похож?


Отделка салона - уникальная. И, кстати, довольно неплохая. Только местами заметны плохо замаскированные шляпки саморезов. Впрочем, придираться к этому смысла нет. Тщательно спрятать их задачи и не стояла.


А вот здесь устанавливаются микрофоны, в которые командующий парадом докладывает: "Войска для Парада построены!" Все передатчики и вся специальная аппаратура связи установлены в багажнике. Водитель машины к ним доступа не имеет и даже не знает, что именно там находится. Во время выездов крышка багажника всегда заперта и опечатана. Нам заглянуть туда, понятно, тоже не дали.


Всем всегда интересно, за что держится генерал, когда стоит в ведущей машине. Отвечаю - вот за эту ручку. Я тоже, как вы видели, к ней приложился!


Задние сидения - на них никто никогда не сидит. Они тут чисто "для мебели". Но я посидел!


И еще один уникальный кадр: вы никогда не увидите по телевизору кабриолет ЗИЛ-41041 АМГ с поднятым верхом. Не положено! Но при необходимости поднять его оказывается можно. Процесс автоматизирован и занимает около 20 сек.


А сзади это будет выглядеть вот так.

Заглянуть под капот машины нам не позволили. Но если эго открыть, то я предполагаю, что вы увидите нечто подобное:

Бензиновый V8 объемом 6 литров и мощностью около 300 сил.Дальше думайте сами.

Фотографии для этого материала сделаны моим другом

ЗИЛ-41041 АМГ - так по документам именуются кабриолеты, которые выезжают на Красную площадь во время Парада Победы. Их у нас всего три: Борт 0001 для министра обороны, Борт 0002 для командующего парадом, Борт 0003 - запасной, на случай поломки одного из первых двух. Третьему номеру еще ни разу не приходилось выезжать на Красную площадь, и в этом заслуга автомехаников 147-й автомобильной базы Генштаба Министерства обороны. Ну а за рулем Борта 0001 оказывались только самые достойные военные водители и ведущий программы «Часовой » на «Первом канале» Алексей Рафаенко, который и рассказал ЗР о впечатлениях.

Кабриолет, конечно, гражданская техника, но именно эти машины можно назвать военными. В разработке их облика и начинки участвовали военнослужащие. Компания из Нижнего Новгорода «Атлант дельта», входящая в «Группу ГАЗ», соединила корпус четырехдверного седана ЗИЛ-41041 с рамой американского пикапа GMC Sierra. В 2010 году эти автомобили впервые приняли участие в параде.

ЗИЛ-41041 АМГ - это 6-литровый двигатель, 305 лошадиных сил, длина более 6 метров, вес более 3 тонн. Правда, характер у каждой из машин разный, и это сделано специально. Первая машина более медленная, так как является ведущей. Автомобиль №2 более резкий - его водитель следит за сохранением дистанции между двумя автомобилями. Третий ЗИЛ-41041 создавался универсальным, чтобы в случае ЧП заменить любую из двух звезд военного парада.

Во время парада на Красной площади средняя скорость автомобилей ЗИЛ не превышает 18 км/ч, однако на деле машина способна развивать скорость до 190 км/ч. Правда, до такого предела ее никто никогда не разгонял, даже я держал не больше 60 км/ч, потому что мы проводили испытания в пределах города.

Пробег у машин небольшой. Вне парадов они стоят в гараже и лишь иногда их «выводят на прогулку», чтобы все механизмы пришли в движение и не застаивалось масло.

У всех машин особые шины. Раньше колеса приходилось постоянно менять - они не выдерживали нагрузок брусчаткой Красной площади, да и по дороге к месту парада случалось напороться на гвоздь или стекло. Сегодня шины заполнены самовулканизирующейся жидкой резиной - если вдруг колесо пробьется, оно не подведет и выдержит весь парад.

Машина идет плавно - сказываются особенности подвески. Ручка переключения автоматической коробки передач расположена не рядом с сиденьем, а на руле. Есть и режим механического переключения. Я проверил: рывка не было, даже если переключать передачу при скорости 60 км/ч. Скорее по оборотам почувствовал, что что-то изменилось. При этом, когда машина едет медленно, чувствуешь, что она слегка покачивается. Технология позволяет компенсировать неровности брусчатки: ни водитель, ни пассажир, который стоит, придерживаясь рукой за специальную ручку, не должны качаться.

Двигатель работает очень тихо. Такого качества добивались специально, чтобы шум от работы автомобиля не попал в микрофоны телекомпаний. Еще одна любопытная особенность: в багажнике установлена звукозаписывающая и звукопередающая система, а в подлокотнике одного из сидений есть секретная красная кнопка. Эту кнопку используют перед парадом: она отключает автомобильную электронику, поворотники, дворники, гудок и стоп-сигналы. Это нужно, чтобы водитель во время движения ненароком не испортил торжественность действия. Не выключается только ближний и дальний свет фар.

В обслуживании машин есть ряд ритуалов. Между парадами автомобили стоят в закрытом боксе, но ближе к 9 мая проходят техобслуживание. Накануне парада у машин берут пробы топлива, которые сохраняют до следующего праздника. Полного бака хватает на год - очень экономично. После замера борт обследуют кинологи с собаками, и автомобиль оставляют в гараже под охраной.

Ответственная должность водителя на параде сегодня достается молодым, но опытным офицерам - за военные заслуги. В первую машину могут посадить новичка (как правило, это тот, кто раньше водил машину №3), во вторую - того, кто уже участвовал в параде. Нагрузка у второго водителя гораздо серьезнее: именно он должен следить за соблюдением дистанции и зеркально отображать действия первой машины, когда два кабриолета встречаются в центре главной площади. Для водителей ЗИЛ-41041 АМГ разработан «корпоративный этикет»: руки - обязательно в белых перчатках - требуется держать ниже руля, у колен, чтобы они не мелькали перед многотысячной телеаудиторией.

Отделка салона довольно проста: кожа и пластик под дерево. Машины не бронированные. Главный минус автомобиля - он не предназначен для повседневной езды. «Парадный» - ключевое слово. Раньше автомобили, которые принимали участие в праздновании, были рабочими лошадками: встречали высоких гостей из аэропортов, возили Гагарина по улицам Москвы, участвовали в других торжествах. Но для ЗИЛ-41041 АМГ сезон длится не больше двух недель в году - с конца апреля по начало мая. Машины уверенно держат марку, им вполне удается соответствовать торжественности момента. Жаль только, что им никогда не проехать вдоль морского побережья, не выжать все 190 км/ч и не прокатить веселую компанию. Кабриолеты-то для этого предназначены.

Самая известная машина армии создавалась не для нападения, обороны или перевозки военных грузов. Борт 0001 ездит всего две недели в году и выполняет ответственную задачу: заменяет коня министру обороны во время парада на Красной площади.

На чтение 7 мин. Просмотров 4.4k. Опубликовано 14 мая, 2014

В СССР автомобили на парадах появились не сразу: долгие годы командующие армией въезжали на Красную площадь на вымуштрованных конях. Но в 1938 году инженеры автомобильного завода имени Сталина (так тогда назывался «ЗИЛ») подготовили открытый фаэтон ЗИС-102 на базе лимузина ЗИС-101.

Официально открытый автомобиль предназначался для «южных регионов» СССР, но он успел отметиться и в автоспорте. В 1940 году на 100-километровом участке дороги Москва-Минск фаэтон с форсированным с 90 до 116 лошадиных сил мотором установил среднюю скорость в 116,327 километра в час, а километр с хода прошел со скоростью на финише 153 километра в час. И уже в следующем году, на параде 1 мая 1941 года, ЗИС-102 возглавил колонну бронетехники.

ЗИС-102 серийным так и не стал, а командирам на парадах на нем запретил ездить лично Сталин.

Впрочем, в самих парадах ЗИС-102 все равно участвовал. Но не в главной роли.

А это автомобиль, построенный на основе модернизированной модели ЗИС-101А. Визуально его проще всего определить по «американской» решетке радиатора.

Но автомобилем главнокомандующего кабриолет стал лишь в 1953 году, на ноябрьском военном параде, посвященном годовщине Октябрьской революции. Правда, это была уже открытая версия более современной модели ЗИС-110. Вообще, ЗИС без крыши на базе сто десятой был в двух версиях: с 1949 по 1954 год выпускались фаэтоны, а с 1955 года – кабриолеты.

Примерно с тех же пор появилась традиция красить военно-парадные кабриолеты и фаэтоны в серый цвет. Почему? Главный парад проходил в ноябре – соответственно, принимающий и командующий парадом были одеты в шинели, под цвет которых и окрашивали автомобили. Серыми они оставались долгое время и на парадах 9 мая: несмотря на то, что объезд войск совершали гражданские министры обороны в черных костюмах, кабриолеты стали красить в черный лишь с 2010 года. В прошлом году Сергей Шойгу впервые за долгое время принимал парад в военном мундире, однако перекрашивать автомобили в новый цвет пока не планируют.

ЗИС сто десятой серии стилистически очень походил на модель Packard Super Eight, но о техническом копировании речи не шло.

В 1958 году в производство был запущен лимузин ЗИЛ-111 – с двухсотсильным двигателем V8, гидромеханической коробкой передач и электростеклоподъемниками. Естественно, на его базе построили и открытые версии – назывались они ЗИЛ-111В и ЗИЛ-111Д. Потом был ЗИЛ-114, ЗИЛ-117 и, наконец, ЗИЛ-4104 с кучей модификаций. Открытые версии носили индексы ЗИЛ-115В, ЗИЛ-117В и ЗИЛ-41044.

При этом три автомобиля ЗИЛ-41044, которые использовались для парадов перед появлением самого свежего ЗИЛ-41041 АМГ, участвовали в них еще с 1981 года.

Открытый ЗИЛ-111 использовался не только на военных парадах: зачастую на нем встречали важных гостей СССР или отмечали крупные праздники.

«Под капот заглянуть не дадим», – говорит мне сопровождающий офицер, как будто охраняя какую-то тайну. Но никакой тайны в том, что этот ЗИЛ построен на основе агрегатов пикапа GMC Sierra, уже давно нет. Фактически, это даже и не «ЗИЛ». Внутризаводской индекс автомобиля – ГАЗ СП-45.
Эти автомобили были собраны в Нижнем Новгороде компанией Атлант-Дельта, входящей в группу ГАЗ (сам «ЗИЛ», участвовавший в конкурсе Минобороны, тендер проиграл). Причем кузова для автомобилей пришлось использовать старые, а агрегаты подбирать зарубежные. Под капотом автомобиля – американский шестилитровый V8 мощностью 304 лошадиные силы и шестидиапазонный «автомат» Hydra-Matic.
Многие элементы салона выдают в «ЗИЛе» американскую модель. Но многие детали наши. Например, дефлекторы системы вентиляции – от «Волги».

Для определения «родословной» достаточно заглянуть в салон: там типично «джи-эмовский» руль, а также блоки управления светом и климатической установкой. Впрочем, стыдиться этого точно не стоит: стилистически советские парадные автомобили чаще всего копировали именно американские машины. Например, ЗИС-110 был очень похож на Packard (говорят, эту марку очень любил Сталин, и создатели автомобиля решили ему угодить). А журнал «За рулем» в 1940 году писал о ЗИС-102 так: «Кожух радиатора ЗИС-102 оформлен по типу лучших образцов автомобилей, выпускаемых американскими фирмами в 1939 году». С гордостью – и никто не стеснялся.
ЗИЛ-111 – тот и вовсе был собирательным образом большого американского автомобиля. И лишь начиная с ЗИЛ-117 дизайн автомобилей для высших чинов перестал откровенно цитировать «заокеанщину». Что и говорить, если даже сам завод «ЗИЛ», тогда еще носивший имя Сталина, был построен с использованием американского оборудования.
Не стоит цеплять на облик ЗИЛа ярлык «устаревший». Тут скорее подойдет слово «классический».

За руль нас, правда, не пустили. Ведь таких кабриолетов существует всего три штуки: на одном поедет принимающий парад, на другом – командующий. Третий автомобиль, по традиции, дежурит у Спасских ворот Кремля – на случай, если с одной из основных машин что-то случится. «После парада дали бы прокатиться, но до – нельзя. Все должно пройти идеально», – говорят военные.

С другой стороны, динамические характеристики, острота и информативность рулевого управления здесь не самое главное. О безопасности тоже говорить смысла нет: в случае с ЗИЛом ее роль выполняют не ремни и подушки безопасности, а сотрудники ФСО, которые дадут фору любой машине хоть с семизвездочным рейтингом EuroNCAP.
Поэтому «встаю в автомобиль» и изображаю из себя генерала. Переднее пассажирское кресло отсутствует – на его месте предполагается стоять. А чтобы не упасть в самый ответственный момент, в центре салона предусмотрена специальная ручка, похожая на черенок лопаты. Все просто – левой рукой держишься, правой – выполняешь воинское приветствие.

Рессорная задняя подвеска на удивление комфортна – впрочем, с такими огромными колесами и снаряженной массой в 3100 килограммов это неудивительно.

Крыша складывается при помощи сервоприводов, но в отличие от прежних «ЗИЛов», в опущенном состоянии она не превращается в огромный горб позади салона. И даже ради эстетики накрывается декоративной пластиковой крышкой. Саму крышу нижегородцы называют своей собственной разработкой: она с электроприводом, но защелки на рамке лобового стекла надо отпирать и запирать руками – как, скажем, на родстере Mazda MX-5.

Сказать, что ЗИЛ выглядит величественно – значит ничего не сказать. И размеры впечатляют: 5,7 метра в длину, два метра в ширину и полтора метра в высоту.

Подвеска – несмотря на то, что она рессорная и от пикапа, – достаточно комфортная, по крайней мере на ровном асфальте военной части. Но на брусчатке все будет по-другому: все-таки низкая жесткость кузова «американского» ЗИЛа влияет не только на безопасность или управляемость, но и на комфорт.
Впрочем, львиную часть комфорта в парадном «ЗИЛе» обеспечивает водитель: для подобных мероприятий за руль пускают людей в звании не ниже капитана, а чаще – полковников, которые проходят интенсивную подготовку. Поэтому на задумчивость автоматической коробки или рывки при переключениях жаловаться не придется: главная задача водителя – уметь плавно трогаться, тормозить и поворачивать.

Для американских «ЗИЛов» нынешний парад может стать последним: говорят, что настоящий «ЗИЛ» уже получил заказ на доработку своих прежних машин – видимо, в качестве «переходных» моделей перед появлением первых автомобилей проекта «Кортеж». Три новых кабриолета должны быть готовы к началу 2015 года.

И тогда есть шанс, что главный кабриолет Парада Победы наконец будет полностью российским. И это не ура-патриотизм – если автомобили столь высокого класса будут проектировать у нас, то быть может, в России возродится и инженерная школа?



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков