Установка бесконтактного зажигания юпитер 5. Золотые правила настройки зажигания на Юпитере: шпаргалка для ИЖоводов

Установка бесконтактного зажигания юпитер 5. Золотые правила настройки зажигания на Юпитере: шпаргалка для ИЖоводов

Основная «болячка» двигателя мотоцикла Иж Юпитер – это штатная контактная система зажигания. Любой владелец Юпитера рано или поздно сталкивается с проблемой отказа работы одного из цилиндров из-за изменения зазора в контактах или выхода из строя конденсатора. Регулировка помогает, но, как правило, не надолго. Кардинально решается эта проблема – установкой бесконтактной системы зажигания на мотоцикл.

Одноканальное БСЗ.

Наверняка есть много вариантов исполнения БСЗ, мы все их рассматривать не станем. Остановимся на самом простом, и наверняка самом распространенном в нашей стране варианте. Мотоциклетного рынка или мотомагазина, где можно купить заводское БСЗ, поблизости нет, токаря со станком рядом тоже нет. Исходить будем из этого.

Минимальный набор для установки

Но без минимального набора нам не обойтись, поэтому прежде чем начинать работу необходимо запастись следующими комплектующими, которые продаются в любом автомагазине или авторынке в нашей стране:

1. Коммутатор от ВАЗ 2108

2. Датчик Холла от ВАЗ 2108

3. Комплект проводов для БСЗ от ВАЗ 2107 (с трамблера (датчика Холла) на коммутатор)

4. Катушка зажигания двухвыводная (от автомобиля Ока или Газель с двигателем ЗМЗ 406)

5. Два автомобильных силиконовых высоковольтных провода необходимой длины с колпачками для свечей (можно купить комплект для ВАЗ и взять оттуда, можно просто найти б/у провода, предварительно убедившись в их работоспособности)


Далее, кроме комплектующих, нам понадобится небольшой ровный кусок листовой стали толщиной 1-1,2 мм, для изготовления модулятора и пластины под датчик Холла. Сразу предупреждаю, что нержавеющая сталь или цветные металлы для изготовления модулятора не подходят, так как они не являются магнитными материалами. Для изготовления пластины под датчик Холла можно использовать любой материал достаточной прочности.

Из инструмента могут понадобиться дрель со сверлами, напильники, зубило, молоток ну и другой инструмент, который, как правило, есть в любом гараже.

Процесс переделки

Демонтируем старую систему зажигания. Снимаем с мотоцикла пластину с контактами, конденсаторы, катушки зажигания с высоковольтными проводами. Коммутатор устанавливаем в правом бардачке.


Катушку зажигания крепим к раме под баком. Разъем проводки подключаем к коммутатору, подсоединяем черный массовый провод из разъема на массу. Провод с клеммы №1 разъема коммутатора подключаем к одной из клемм катушки. Вторую клемму катушки подключаем к старой проводке, к проводу на который подается «+12В» при включении зажигания. В старой проводке этот провод соединял обе катушки зажигания. От него же тянем дополнительный провод «+12В» на коммутатор, который подсоединяем к 4-му проводу в разъеме. Все тщательно изолируем. Провод с разъемом к датчику Холла заводим в полость генератора.

Можно проверить работоспособность системы. Подсоединяем датчик Холла к своему разъему, подсоединяем высоковольтные провода на катушку и на свечи зажигания. Обеспечиваем надежную массу свечам. Включаем зажигание и проводим металлическим предметом (можно плоской отверткой) через щель датчика Холла. На свечах должна проскочить искра. Схема работоспособна. (Если искры нет, то что-то подключено неправильно и необходимо все заново проверить.) Теперь осталось подать искру в нужное время в цилиндры, для этого:

Изготавливаем пластину для крепления датчика Холла.

Требований к форме пластины как таковых нет. Она должна обеспечивать крепление датчика Холла на определенном расстоянии от оси якоря.

Приблизительную разметку центрального отверстия и вырезов для винтов крепления к генератору можно скопировать со старой, снятой пластины крепления контактов. Размечаем крепление датчика Холла таким образом, что бы расстояние до задней стенки датчика через щель магнитов от центра якоря было в районе 60-65 мм. Можно проточить в изготавливаемой пластине дополнительные канавки в креплении к генератору для обеспечения небольшого вращения пластины вокруг оси (для облегчения установки момента зажигания), но можно этого и не делать, а просто прикрепить наглухо пластину к генератору. Сверлим, подтачиваем, подгоняем по месту, устанавливаем пластину с датчиком Холла на генератор.

Изготавливаем модулятор «Бабочку»

Следующий момент, необходимо точно измерить расстояние от центра якоря до задней стенки датчика Холла через щель магнитов. Это расстояние берем за основу для изготавливаемого модулятора. В чистоте радиус модулятора должен получиться на два миллиметра меньше, чем измеренное расстояние, это необходимо для зазора между стенкой датчика и краем модулятора.

Выпиливаем из листового металла квадратную заготовку с длиной стороны равной расстоянию от центра якоря до задней стенки ДХ умноженного на два. Размечаем центр квадрата. Размечаем от этого центра внутри квадрата одну окружность нужного радиуса, а вторую окружность радиусом примерно 15 мм. Размечаем сектора внутри большей окружности. Проводим линию через центр окружности. Отмеряем транспортиром или треугольником от центра угол в 60 градусов и проводим вторую линию через центр. На заготовке получается четыре сектора. Два по 60 градусов и два по 120 градусов. Узкие сектора помечаем карандашом или фломастером на выброс. Сверлим в центре размеченной квадратной заготовки отверстие диаметром 8 мм. Аккуратно вырубаем зубилом круг. Линия разметки окружности остается на заготовке. Далее в отверстие вставляем болт, зажимаем заготовку гайкой с обратной стороны и вставляем в патрон дрели. Включаем дрель и напильником или камнем выравниваем неровности и биения наружной кромки заготовки, полученные от зубила. Стачиваем до размера в чистоте. В результате получается идеальный круг нужного диаметра. Зажимаем заготовку в тиски. Аккуратно ножовкой или шлифмашинкой выпиливаем сектора до размеченной внутренней окружности. Внутреннюю часть сектора по нанесенной малой окружности вырубаем зубилом и обтачиваем напильником. Модулятор практически готов. Необходимо проверить, что бы противоположные срезы находились на одной прямой. Это нужно для синхронности в воспламенении цилиндров (на одинаковом расстоянии от ВМТ).

Достаточно, что бы хотя бы одна пара срезов лежала на одной прямой. Эти срезы секторов помечаем, что бы отличить их от нерабочих срезов. Дело в том, что искра образуется в момент ОТКРЫТИЯ шторки в датчике Холла. То есть, когда заканчивается прохождение металлической части через датчик и начинается вырез. Это важный момент и его необходимо учитывать при установке модулятора на мотоцикл. Коленвал вращается ПО часовой стрелке, поэтому располагаем рабочую грань – выходящей из датчика. Относительно не рабочей входящей грани рабочая, находится СЛЕВА.

Устанавливаем модулятор на якорь генератора. Тут может понадобиться регулировка. Обычно подкладывается набор из нескольких шайб либо под модулятор, либо под датчик, для совмещения шторки и прорези датчика. Шторка должна проходить примерно по центру прорези. Вращающийся модулятор не должен задевать стенок датчика.

Установка момента зажигания.

Для установки момента зажигания можно использовать приспособления для определения момента искры, но будем считать, что приспособлений нет. Определяем момент искры по самой искре. Для этого используем штатный индикатор, который идет в комплекте мотоцикла для установки поршня в положение 2,8 мм до верхней мертвой точки. Если индикатора нет, то любыми подручными способами устанавливаем правый поршень в положение 2,8 мм до ВМТ. Модулятор не должен быть затянут на якоре. Включаем зажигание и проворачиваем модулятор по часовой стрелке до пробоя искры в свече. Повторяем операцию и запоминаем положение модулятора относительно якоря при прохождении искры. Затягиваем модулятор, стараясь не провернуть его относительно найденного положения. (Вот тут пригодятся прорези на пластине)

Далее идет проверка и подгонка соосности рабочих граней модулятора, что бы искра была на обоих цилиндрах на одинаковом удалении от ВМТ. Прокручивая коленвал, проверяем еще раз правильность установки момента зажигания для правого цилиндра, запоминая положение индикатора при котором происходит искра. Переустанавливаем индикатор в левый цилиндр, устанавливаем опережение 2,8 мм от ВМТ по индикатору и ловим в этом положении искру. Если все совпадает и искра там, где нужно, можно вас поздравить, настройка завершена, заворачиваем свечи, запускаем и наслаждаемся отныне ровной, на всех оборотах, работой мотора.

Если у вас искра появляется раньше или позже, то выполняем следующие действия.

Вариант А . Если на левом цилиндре искра появляется позже положения 2,8 мм до ВМТ. Необходимо прямо на мотоцикле немного подпилить надфилем ту шторку, которая выходит с датчика Холла, что бы добиться более раннего появления искры. Модулятор в этом случае не откручивайте и не снимайте, а то придется все устанавливать заново!

Вариант Б . Если на левом цилиндре искра появилась раньше чем, на правом, то есть, не доходя до положения 2,8 мм до ВМТ. Отпускаем болт крепления модулятора и устанавливаем момент зажигания сначала для левого цилиндра. Далее повторяем все вышеописанные действия начиная установку момента зажигания с левого цилиндра, плюс используем вариант А для доводки правого цилиндра.

Петухов Николай

Редакция журнала благодарит Петухова Николая за любезно предоставленные материалы для статьи.

В очередной раз замененные контакты заставили задуматься, о том, что я делаю неправильно и как от этого избавиться. После запуска на новых контактах, и показанных мне мультиков, я наконец понял, что пришло время искать альтернативу контактному зажиганию(или менять правый коленвальный подшипник). Начал сам, без чьей либо помощи и советов. Для меня БСЗ было в новинку, когда то в журнале МОТО за какой то год читал о возможности установки бесконтактной системы зажигания. Начались поиски статей в интернете. Бралось только самое необходимое.

Итак о наболевшем. Не секрет что на дворе 21 век, а мы еще вовсю пользуемся технологиями прошлого века. Контактная система зажигания- это рудимент(https://ru.wiktionary.org/wiki/рудимент) мотоцикла Иж, то есть недоразвитый остаточный орган. Продвинутые юзеры избавляются от контактной системы зажигания заменяя её бесконтактной(микропроцессорной), и забывают о капризах мотоцикла как о страшном сне. Чем же хороша эта микропроцессорная система зажигания. Из отзывов пользователей было установлено что, эта система зажигания неприхотлива, устойчива к перепадам температуры-напряжения, не боится воды, уверенная работа на минимальных оборотах двигателя. Проста в обслуживании, доступность запчастей. Минимальное потребление тока из системы электропитания. Простота монтажа на мотоцикл. Всё можно сделать дома. И это далеко не все плюсы данного девайса. Минусы затрудняюсь назвать.

Что же нужно для установки БСЗ на мотоцикл ИЖ Юпитер взамен контактного зажигания.

1)Коммутатор БСЗ ВАЗ, фирма роли не играет.

2)Коса БСЗ 2101-07 в народе коммутаторный пучок

3)Катушка зажигания с двумя выходами (Газель, Волга, ОКА)

4)Датчик Холла ВАЗ, модель роли не играет.

5)Площадка под датчик Холла

6)Модулятор(прерыватель)

Переходим к замене.

Полностью демонтируем старую абсолютно ненужную контактную систему зажигания. Устанавливаем новую катушку зажигания, коммутатор, прокладываем косу БСЗ, Подсоединяем в бортовую сеть согласно схеме приведенной ниже. Остальная работа будет по токарке, необходимо выточить площадку под датчик холла. Я использовал листовой аллюминий толщиной 1,5 мм. Модулятор он же прерыватель выточил из металла 1мм. согласно чертежу. Принцип работы прост, модулятор проходит в прорези датчика Холла, тем самым прерывая магнитное поле в нем, когда поле возобновляется проходит импульс на коммутатор, это и есть момент искрообразования. Для удобства установки зажигания можно использовать прибор мгновенной диагностики(МД-1) он продается в автомагазинах, подключается в разъем коммутатора. Устанавливается верхняя мертвая точка, с помощью прибора для установки угла опережения зажигания отводим поршень на 2-2,8мм назад(можно использовать обычный штангельциркуль с глубинометром), дальше устанавливаем модулятор на разрыв, если выставлять с МД-1, то момент возгорания светодиода. Если модулятор сделан симметрично, то установка зажигания на втором цилиндре не требуется. Если всё сделано правильно а искры нет поменяйте местами щетки генератора. От себя скажу система заработала выше всяких похвал. В видео ниже показан побочный эффект такого зажигания, мотор так же может работать в противоположную сторону.



БСЗ на ИЖ Юпитер

Электронное зажигание мотоцикла «ИЖ-Юпитер» с одним датчиком Холла .

Из всей массы полезных переделок и усовершенствований наибольшую пользу принесет бесконтактное электронное зажигание. Дело вовсе не в мощной искре, а в том, чтобы смесь воспламенялась вовремя. Как известно, коренные подшипники на полуоси коленвала «Юпитеров» надеваются рукой и без малейшего усилия. Кроме всего прочего, сам подшипник зачастую имеет люфт порядка нескольких сотых долей миллиметра. Добавьте в эту компанию неблагоприятных обстоятельств большую консоль кулачка прерывателя, сложите все эти люфты и радиальные биения. Получите кошмар! Через каких-нибудь 10000 км разброс опережения зажигания из-за болтанки коленвала составит порядка 4 мм от выставленного значения. О какой четкой работе двигателя тут можно говорить?

В бесконтактной же системе из-за отсутствия механической связи ротора и датчика люфт полуоси коленвала практически не влияет на момент появления искры. Усовершенствованные таким образом двигатели становились резвее во всем диапазоне оборотов, а характер их работы получался мягче - благодаря синхронности воспламенения смеси в обоих цилиндрах и отсутствию детонации. Кстати, работа двигателя без детонации значительно повышает его ресурс.

Поставил БСЗ на свой Юпитер, повозился правда с установкой, но оно того стоило. Забыл, что такое сбивающееся зажигание вообще (даже сырости не боится!), двигатель стал работать намного ровнее, мягче, улучшилась динамика, на скорости двигатель стал намного чувствительнее к газу, холостой ход – ровнее и устойчивее. Заводится даже с прилично подсевшим аккумулятором с «пол пинка»

Что нам потребуется:

а). Коммутатор для бесконтактного электронного зажигания переднеприводного автомобиля "ВАЗ". Брать коммутатор только в оригинальной упаковке в АВТОМАГАЗИНЕ и с гарантией не менее года. Средняя цена 350 руб.

б). Датчик Холла. Любой с того же "ВАЗ", но тоже в оригинальной упаковке. Цена примерно 80 руб.

в). Катушка зажигания двухвыводная, от "Газели", но обязательно с 406-го двигателя. Можно взять с "Оки" для электронного зажигания, разницы между ними абсолютно никакой. (350руб.)

г). Два силиконовых бронепровода с резиновыми колпачками. Цена от 100 руб.

д). Модулятор и крепление датчика холла

Их надо точить у токаря. Обычную пластину в качестве модулятора ставить не советую. Ее ширина составляет не более 12 мм, чего не хватает для полноценного накопления энергии катушки. Поставить, конечно, можно, но оборотов более 4000 в минуту Вам не видать как своих ушей

е) Мгновенная диагностика МД-1 и аварийное зажигание АЗ-1 покупаем тоже в автомагазине. Цены на эти устройства в районе 70 руб за каждое

ж) Комплект проводки с разъемами для бесконтактного зажигания ВАЗ цена 80-100руб.


Ну что, купили все и готовы собирать? Поехали...

Старая система зажигания (контакты прерывателя, катушки зажигания, конденсаторы, бронепровода) полностью упраздняется. Коммутатор устанавливается в правом бардачке, катушка зажигания под баком. К сожалению, на катушке нет никаких отверстий или креплений под кронштейн, поэтому я не придумал ничего лучше, как примотать ее к раме на толстый слой медной проволоки.

Собираем модулятор и крепление ДХ, устанавливаем все на штатный генератор, как приведено на рисунке:

Главное при установке выдержать диаметр модулятора (зазор между нижней перегородкой датчика холла и модулятором должен быть 1- 1.5 мм) и соостность крепления (радиус модулятора должен проходить по оси симметрии датчика холла). Разъем датчика я также прикрутил к генератору с боку. После установки датчика холла надеваем модулятор и смотрим, попадает ли он в прорезь датчика. Если нет (а это 90%), то подкладываем на шпильку дистанционные шайбы. После, как необходимый зазор выдержан, ставим гровер и затягиваем модулятор штатным болтом генератора.

Следующие шаги:

Надеваем резиновые колпачки на бронепровода, а сами бронепровода (на них должны быть специальные медные наконечники) вставляем в надсвечники и в катушку. Сверху натягиваем вышеупомянутые колпачки. Не сделаете это - при езде в дождь будете пихать мотоцикл пешком. Сразу вставляем в наконечники свечи и обеспечиваем надежный контакт с "массой" мотоцикла.

С помощью проводки просто соединяем коммутатор, датчик холла, катушку и АЗ-1 проводами.(АЗ придется припаять и пределать к 1му ее разъему кнопку-переключатель дабы постоянная искра включалась по нашему усмотрению). Причем провода "пакуем" в трубку ПВХ или просто обматываем изолентой. Из всей купленной кучи нам понадобится вывести на "панель" только общий "плюс" системы. Его "ведем" к правому переключателю "Двиг-стоп", предварительно отпаяв с него штатные провода. Второй провод с онного переключателя подключаем на клемму "1" замка зажигания (второй провод с этой же клеммы идет на сигнал).

Вот собственно схема подлючения:

Здесь:

1 аккумулятор

2 замок зажигания

3 свечи зажигания

4 катушка зажигания

5 АЗ

6 коммутатор

7 Датчик Холла

Ну что, вроде все собрали, можно и настраивать.

Проверка работоспособности- кидаем обе свечи на цилиндры, берем отвертку(можно и изготовленный модулятор, вставляем в щель датчика холла и вытаскиваем. В этот момент должна быть искра (на обоих свечах).

Если после вышеперечисленных действий искры все таки нет, проверьте правильность соединений. Уверяю, при использовании "не левых" комплектующих, все должно работать как надо.

Теперь настройка. Подгоняем поршень одного из цилиндров к ВМТ, отводим на 2.8 мм назад (при использовании бензина АИ-92 желательно уменьшить угол до 2.5 мм). Далее подключаем МД-1 вместо коммутатора и начинаем медленно крутить крепление ДХ вокруг модулятора(по часовой стрелке). Как только "уловите"что загорелся индикатор «Д» на мгновенной диагностике, фиксируйте крепление ДХ именно в этом положении.


Ну что могу сказать, вкручиваем свечи, надеваем надсвечники, вновь подключаем коммутатор, подкачиваем бензина... Дрын-дын-дын... Мягкий шелест двигателя, никакой детонации, холостые 500 об/мин и отличная зарядка акб... Теперь и у Вас есть бсз. А при включении кнопки АЗ теперь можно заводить мотоцикл даже без кик стартера, правда езда в режиме АЗ(постоянной искры) рекомендуется только при отказе ДХ и со скоростью не более 90км/ч

На последок несколько советов:

1. Не допускайте работу БСЗ при отключенном аккумуляторе. Проверьте надежность соединений во избежание внезапного отключения батареи.

3. Если при установке крышки генератора БСЗ напрочь отказывается работать, поменяйте местами щетки обмотки возбуждения генератора.

4. Проверьте напряжение бортсети при работающем двигателе. Сильный разброс параметров может отразится на работе БСЗ, а то и вывести ее из строя (при превышении напряжения 16 В).

Ну вот, пожалуй, и все. Удачи.

Доброго времени суток всем любителям мотоциклов иж и не только! В данной статье я постараюсь подробно рассказать и показать вам все об установке самого простого и вседоступного бсз (бесконтактная система зажигания) на иж юпитер 5.


Хочу предупредить сразу, я не несу никакой ответственности, если после установки зажигания по моей статье у вас что-нибудь откажет, сломается и прочее.
Ну а теперь начнем.
Зачем вообще его ставить? Думаю, что этот вопрос может возникнуть только у начинающих “ижаводов”, потому что со временем заводская контактная группа начинает творить чудеса, что очень раздражает водителя.
Если делать все качественно, то ваше бсз прослужит вам очень долго, и минусов вы не найдете, а плюсы такие:
1)Более сильная искра
2)Стабильная искра
3)99% невозможность сбивания зажигания
4) Ну и то, что собственно и ломаться то там особо нечему =)
Сейчас мы рассмотрим самое обычное и доступное бсз, а именно, бсз с датчиком холла (ДХ).
Для его установки нам потребуется:
1)Катушка зажигания от ОКИ или Газели, но обязательно с 406 двигателем, катушка двухвыводная

Советские (Jaimini)  2)Силиконовые бронепровода с колпачками, к ним рекомендую приобрести специальные “бабышки” на свечи, для лучшего контакта, обычно идут в коплекте с свечками, ну или скрутите со старой автомобильной.

Советские (Jaimini)  3)Коммутатор:многие рекомендуют ВТН 0529.3734, но в первый раз я его не нашел, и взял коммутатор АСТРО 96.3734, который у меня благополучно сгорел после 15 км пробега, не буду ничего говорить про фирму, возможно попался брак, но в итоге я раздобыл ВТН, чему был очень рад

Советские (Jaimini)  4)ДХ, он же датчик холла, его можно взять от ВАЗ 2108, при покупке проверяйте пайку проводов, уж очень она не качественная.

Советские (Jaimini)  5)Жгут проводов, его можно купить как уже готовую проводку для бсз автомобилей ВАЗ, а можно сделать и самому, как я и поступил, потому что, увидев толщину провода, был весьма шокирован. Для самодельной проводки нам потребуются клеммы, фишки, и нормальный провод, желательно разноцветный.

Советские (Jaimini)  Для самодельной проводки:

Советские (Jaimini)  6)Очень рекомендую приобрести устройства МД-1 и АЗ-1. МД понадобится для установки зажигания, а АЗ для проверки коммутатора, и прослужит вам такой “палочкой-выручалочкой” при отказе ДХ. То есть, если ДХ перегорит, вместо него подключаете АЗ-1 и искра пойдет сама собой, проще говоря, АЗ дает почти постоянную искру, и с ней вы сможете добраться до ближайшего автомагазина, нельзя ездить с аз быстрее чем 90 км/ч, перед применением читайте инструкцию!

Советские (Jaimini)  7)Площадка и модулятор.Не ленитесь! Обратите на этот пункт внимание и сделайте все как в чертежах. Можно заказать у токаря, можно купить, а лучше сделать самому, я делал на скорую руку, поэтому площадку сделал из старых контактов, а модулятор из крышки от видеомагнитофона.

Советские (Jaimini)  8)Я люблю универсальность, поэтому докупил еще немного клемм что бы систему можно было в любой момент разобрать и поменять какую-нибудь часть системы.

Советские (Jaimini)  Уже установленная проводка, клеммы под изолентой.
Итак, если все уже имеется, давайте приступим.
Старую контактную группу и катушки демонтируем, фиксируем новую катушку под баком, крепления для нее нет, поэтому придется выдумывать свое, я просто прикрутил на проволоку, можно на хомуты – так надежнее.

Советские (Jaimini)  Коммутатор можно расположить в правом бардачке, высверливаем дырки под болты и как следует фиксируем его.

Советские (Jaimini)  На место контактов крепим площадку, и ДХ, под болт генератора фиксируем модулятор, так, чтобы он в точности проходил по середине датчика, то есть не задевал его при вращении, для этого может потребоваться подложить шайбы, а может и сточить эксцентрик.

Советские (Jaimini)  Ну а теперь проводка, я делал ее самостоятельно, по простой схеме.
При подключении фишки по схеме, хочу заметить, что лицевая сторона фишки та, на которой меньшее количество фиксирующих пазов, то есть, на фишке от коммутатора 2, от ДХ 1.

Советские (Jaimini)  На провода, идущие к + и - катушки, и от катушки до свечей одеваем резиновые колпачки, очень важно если собираетесь ездить в дождь, кстати катушке без разницы куда вы подключите +, а куда -.

Советские (Jaimini)  Плюс, который шел на старые катушки подключаем к "Двиг.стопу" а затем на 4 контакт, пояснение чтобы вы не запутались с замком зажигания.
Подключаем силиконовые бронепровода к катушке и свечкам.
Далее идет настройка зажигания - долгий и нудный процесс, который никак нельзя ускорить.
Ослабляем болт генератора, и площадку для дх
Выставляем опережение: выкручиваем свечку с правого цидинда(можно и с левого, кому как удобнее), засовываем туда тонкую отвертку, ловим ВМТ (самая высокая точка, то есть когда отвертка пойдет вверх, и достигнет самого высокого назначения), и отводим поршень НАЗАД НА 2, 5 ММ
Отключаем фишку с коммутатора и подключаем ее в МД1. Включаем зажигание, если горят индикаторы П и К, то вы подключили все правильно, прокручивая модулятор по часовой стрелке и ловим момент когда загорится Д, в этот момент из ДХ должна выходить шторка и появиться вырез, именно в этот момент, фиксируем болтом генератора модулятор, АККУРАТНО И НЕ ШЕВЕЛЯ ЕГО, затем снова выставляем 2, 5 мм до вмт, и уже движением площадки для ДХ ловим момент загорания индикатора Д, поймали? фиксируем площадку, выключаем зажигание и подключаем коммутатор обратно.
Ну а теперь можно открыть бензокраник, подкачать топлива, включить зажигание, дернуть кикстартер, и..... ну конечно наслаждаться звуком работающего мотоцикла на бсз =)
Надеюсь, что у вас все получится, и не составит никакого труда все собрать.

Tags: Как выставить электронное зажигание на Иж юпитер 5

Настройка БСЗ на ИЖ Юпитер 5.

как выставлять зажигание на юпитере 5 | Автор топика: Валентина

Диана  По инструкции.

Мария  По инструкции. Ты думаешь кому то охота здесь два печатных листа с инструкции переписывать для тебя?!

Вадим  2.6 мм до ВМТ размыкание контактов -по лампочке на 12 V лампочка горит -значит начало!!!подключить лампочку надо на контакт прерывателя и включить зажигание и крути коленвал если помню ключ на 11

Александра  Сначала устанавливаешь зазор на прерывателях Лилия, для этого проворачиваешь коленчатый вал за головку болта крепления ротора Егор. Определяешь максимальное размыкание контактов и выставляешь зазор 0,6-0.8мм. Далее потебуется втулка и вороток Степан из комплекта ключей мотоцикла Анастасия. Регулировку опережения начинаешь с правого цилиндра Анатолий. Устанавливаешь Станислав вместо свечи правого цилиндра!) опускаешь в неё вороток, и поворачивая всё тот же болт ротора находишь ВМТ Инна Всё, стоп! Повернув втулку на отворачивание, - совмещаешь срез втулки с риской на воротке. Теперь нужно опустить поршень на две риски ниже ВМТ Антон Возвращаешься к прерывателю. Отворчиваешь три винта на травесе крепления прерывателей и слегка сдвигаешь против часовой стрелки, контакт при этом размыкается. Если есть аккумулятор то можно подключить лампочку из габаритов на 12v 1св непосредственно к проводу на прерывателе Валерия, если нет аккумулятора используем *папиросную бумагу*. Итак поршень опущен ниже ВМТ на две риски т. е 2,5мм, если память не подводитбольше его не крутим!) Настал момент найти начало разрыва прерывателя, и об этом подскажет лампочка. Двигая нижнее сочленение траверсы прерывателя по часовой стрелке лампочка гаснет, против часовой загорается. Вот и требуется поймать этот момент, когда лампочка загорается! Загорелась, фиксируй нижний винт траверсы. Левый цилиндр настраивается так же. Теперь о папиросной бумаге. Её используют в качестве индикатора, чтобы определить начало разрыва. Устанавливаем между контактами прерывателя и определяем начало разрыва по свободному перемещению при сдвиге траверсы.

Виктор  я всегда на глаз выставлял) 2мм до верхней мёртвой точки щупом, а зазор контактов на глаз треть милиметра. работало безотказно, цилиндры не отказывали, выставил и ездил год пока не продал. но это зависит от опыта. пытайся выставлять разными способами, наберёшься опыта, сможешь потом тоже на глаз ставить, когда руку набьёшь) во времена юпитеров не было интернета, выставляли зажигание методом проб и ошибок

Сильно переделывать проводку не надо, нужно только снять контакты

(молоточек и наковальню), заменить катушку, но обо всем по порядку.

1. Нужно приобрести материалы

А)Датчик Холла - продается почти в каждом авто магазине~50-70 руб
б)Коммутатор - покупать тамже где и датчик~200-600 руб цена зависит от
страны производства, и дополнительных функций . Неплохо взять такой
коммутатор

Г)Один силиконовый бронепровод~50 руб. искать там-же что и все остальное.
д)АВТОМОБИЛЬНЫЙ колпачек для свечи. Важно, родные колпочки имеют резистор, поэтому использовать нельзя!!~10 руб.
е)Монтажные провода сечением не менее 1мм.
ж)Желательно взять несколько десятков разьёмов мама-папа, что облегчит монтаж.
з)шпилька М7 и 2 гайки на неё. отлично будет, если вы возьмете латунную шпильку, так как он меньше намагничивается

Про изоленту и прочее я не говорю, так как думаю, что сами догадаетесь!

И еще самое важное нужен модулятор!
Его можно изготовить самому, или, желательно, точить у токаря.
Модулятор это диск толщиной 0,8-1 мм, который прикрепляется к валу генератора, вместо контактов.

Http://fotki.yandex.ru/users/kamaz995/view/163476/?page=0

Размеры могут варьироваться, но вырез ДОЛЖЕН БЫТЬ СТОРОГО 120 гродусов!

Установка

1.Снимаем контакты прерывателя, катушку, конденсатор.
2.Ставим коммутатор в правый бардачек, катушку под бак.

3.Откручиваем болт генератора, вместе с кулачком-распределителем.
4.Ставим на его место шпильку.
5.Крепим датчик Холла.
5.1. Крепим модулятор, но не затягиваем!!!
6.Соединяем все по следующей схеме

Просто припаиваем разъём "мама" к проводу, заматываем изолентой или закрываем трубкой ПВХ.
7.Одеваем бронепровод на свечу, подсоединяем к катушке, и ВАЖНО! нужно
подсоединить все это ГЕРМЕТИЧНО, тоесть на герметик, или резинки
поставить.
8.Если у вас есть тахометр, то его тоже подсоединяем.
9.Еще раз проверили соединения, все правильно?, все герметично??

Примерно дожно было получиться все так:
http://fotki.yandex.ru/users/kamaz995/view/163474/?page=0

Только с учетом, что на модуляторе одна прорезь (на фото юпак)

10.Включаем зажигание.
11.Если вы поставили рекомендуемый мной коммутатор, то просто ждем
секунд тридцать, пока на тахометре не появится значения оборотов
1000,2000,3000,4000,5000.

Поздравляю! Коммутатор и катушка работают
как надо. Если тахометра нет, просто смотрим на свечи, которые мы когда
то заземлили на массу!

Если же коммутатор не такой, берем отвертку, вставляем в щель датчика холла и вытаскиваем. В этот момент должна быть искра.

12.Ставим поршень в ВМТ, отводим на 3.5мм, подключаем вольтметр на 2 и
3 контакты датчика холла, и медленно крутим модулятор(от не затянут!)
когда напряжение на контактах падет с 7 до 0.1 вольт, затягиваем
модулятор, проверяем еще раз угол, так как с первого раза может не
получиться. Теперь вкручиваем свечи, подкачиваем бензину,Заводим,
дрын-дыдын, мягкая работа двигателя, холостой 500 оборотов в мин.,
отличная зарядка АКБ. Поздравляю, теперь и у Вас ечть БСЗ.

Напоследок несколько советов:

1. Не допускайте работу БСЗ при отключенном аккумуляторе. Проверьте надежность соединений АКБ!!
2. Ни в коем случае не снимать надсвечники при включенном зажигании.
3. Если при установке крышки генератора БСЗ напрочь отказывается работать, поменяйте местами щетки обмотки генератора.
4. Проверьте напряжение бортсети при работающем двигателе. Сильный
разброс параметров может отразится на работе БСЗ, а то и вывести ее из
строя (при превышении напряжения 16 В).

Всем удачи на дорогах!!

Электронное зажигание (БСЗ) на ИЖ Юпитер

Если установить БСЗ на ИЖ Юпитер , то даже на отечественной технике можно забыть про проблему зажигания вообще. А двигатель в свою очередь станет работать намного ровнее, мягче, улучшится динамика! На скорости двигатель станет намного чувствительнее к газу, а холостой ход – ровнее и устойчивее. И легко заводится даже с прилично подсевшим аккумулятором.

Установка бесконтактного зажигания на ИЖ ЮПИТЕР


Установка и настройка занимает максимум один день, все детали (датчик Холла, пучок проводов, коммутатор и двух выводную катушку зажигания) хорошо подходят от «Оки». Вообще «Ока» это универсальный автомобиль , которому нужно было родится мотоциклом!

На генераторе ничего не переделывается: просто снимаются кулачки и в подходящем месте крепится датчик Холла. Пластина – модулятор закреплена на роторе – чтобы она проходила четко посередине прорези датчика Холла, при помощи шайбочек решаются вопросы размещения. Как все размещено - видно на рисунках.
Схема бесконтактного зажигания(БСЗ) ИЖ ЮПИТЕР

Пластина – модулятор:
Вот в ней то и кроется весь секрет стабильной работы двигателя Юпитера с одним датчиком Холла.

Пропуски в искрообразовании в ряде случаев связаны с неправильной конструкцией шторки-модулятора (замыкателя магнитного потока). Уделите больше внимания её расположению по отношению к датчику. В открытом состоянии шторка не должна перекрывать ни магнит, ни магнитопровод (металлический «клюв» на торце датчика), в закрытом же состоянии модулятор должен полностью перекрывать их обоих. В противном случае датчик будет выдавать нечеткие сигналы, которые коммутатор распознать не сможет, а чревато это пропусками в искрообразовании, следовательно, сбоями в работе мотора.

Модулятор следует изготовить в форме диска с вырезом из стали толщиной 0,8-1,0 мм, как показано на рисунке. Главное, чтобы отношение периодов закрытого состояния датчика к открытому было 2:1 (это обязательное условие для четкой работы управляющей микросхемы коммутатора). Если двигатель 1-цилиндровый, то угол выреза в модуляторе нужно сделать примерно 120 градусов, если же мотор 2-цилиндровый, то углы выреза должны быть по 60 градусов. Также важно заметить, что минимальная ширина выреза составляет 11 мм. При установке момента зажигания помните: искра бьет тогда, когда модулятор «открывает» датчик.

Перед монтажом БСЗ на ИЖ Юпитер убедитесь в отсутствии избыточных люфтов вала генератора. Этот «носитель» шторки должен уложиться в осевое биение до 0,35 мм, а его качание в поперечной плоскости ограничено 0,5 мм. Гуляющие сверх этих норм лепестки модулятора не впишутся в узкую прорезь датчика и вдребезги разнесут хрупкий пластиковый корпус датчика Холла. Болтанка чаще всего вызвана износом подшипников генератора - меняйте их без раздумий, тем более, что контактное зажигание тоже «не дружит» с люфтами и четко работать не сможет.

Настройка бесконтактного зажигания (БСЗ) ИЖ ЮПИТЕР

Когда начнете настраивать зажигание на Иж Юпитер могут возникнуть трудности с настройкой угла опережения зажигания. Но сложного здесь ничего нет! В электронику с традиционной для настройки контактов лампочкой - «прозвонкой» не сунешься. Решает проблему вольтметр - расскажу, как им пользоваться.

Советую использовать прибор со шкалой не менее 15В и внутренним сопротивлением 10-50 кОм. Подключите его к клеммам датчика Холла: на контакте № 2 расположите плюсовой провод, на № 3 - минусовой.
Установите поршень любого цилиндра в положение, соответствующее моменту искрообразования. Включите зажигание и поворачивайте модулятор (по ходу вращения коленвала) до изменения показаний вольтметра. Моменту разряда на свече соответствует скачок напряжения в датчике от десятых долей Вольта до значения, близкого бортовому питанию мотоцикла. «Поймав» искру, не сбивая положение шторок, зафиксируйте модулятор на валу генератора крепежным болтом.

Необходимо помнить, что, регулируя зажигание, обязательно замкните высоковольтные провода на корпус двигателя или «нагрузите» их свечами. Работа катушки с разорванной вторичной цепью приводит к перегрузке и повреждению БСЗ. По этой же причине нельзя «глушить» двигатель или один из его цилиндров снятием свечных колпачков.
Если есть желание визуально убедиться в наличии искры, делайте это следующим образом. Укрепите проверяемый провод (за изолированную часть) в 5-8 мм от корпуса мотора, включите зажигание и нажмите на кик.Установив один раз опережение, вы надолго забудете о вольтметре. Исправность датчика Холла проверяйте по методике, аналогичной настройке «угла». Но вращать коленвал не обязательно - достаточно ввести в прорезь датчика стальную пластину, например, жало отвертки. Исправный Холл с «открытым» проходом выдает 0,2-0,4 В, закроете «заслонку» - напряжение в цепи должно быть не менее 7 В.

Эксплуатация бесконтактного зажигания (БСЗ) и проблемы

Почему-то многие уверены, что на красный провод датчика из коммутатора подаются те же 12 вольт, которыми он «питается», и исходя из этих соображений подключают датчик не к разъему коммутатора, а к бортовой сети мотоцикла. Напряжение там, конечно, такое же, но только пропущено оно через систему защиты датчика от скачков напряжения, что делает его работу более четкой и бесперебойной.

Коммутатор при бесконтактном зажигании (БСЗ)

Коммутатор - прибор это непростой, дорогой и неремонтопригодный, неправильного подключения не прощает. Купить готовый жгут «коммутатор-датчик» в магазине (тем более, что стоит он около 60 рублей), намного дешевле, чем менять испорченный «мозг». Места на мотоцикле мало, руки так и чешутся снять с коммутатора радиатор. Делать этого нельзя, так как не пройдет и десяти минут, как коммутатор перегреется и «сдохнет».

Еще один хороший совет : если взялись переделывать зажигание на Юпитере, то все детали должны быть «с одной грядки» (датчик, коммутатор, жгут и катушка). Катушку для 1-цилиндровых аппаратов лучше взять 3112.3705 от переднеприводных «Жигулей», а для 2-цилиндровых - двухискровую 3012.3705 (от современной «Волги» или «Оки»). Не проверяйте искру между высоковольтным проводом и «массой», смотрите искру только на свече (которая должна в момент проверки иметь хороший контакт с «массой»). Если отнесете провод слишком далеко от массы, напряжение во вторичной обмотке катушки, пытаясь пробить чрезмерный воздушный зазор, превысит разумные пределы, и искра проскочит внутри катушки зажигания и выведет ее из строя. Но поскольку катушка по своей сути трансформатор, напряжение вырастет и в первичной обмотке. А это может не выдержать выходной транзистор коммутатора. Если он «сгорит», - коммутатор уже не восстановить.

Осуществив все вышеописанное, вы будете приятно удивлены что зажигание на ИЖ Юпитер бесконтактное , теперь и у вас!

Миниатюры

Электронное зажигание мотоцикла «ИЖ-Юпитер» с одним датчиком Холла.

По вашим многочисленным просьбам решил написать полробненькую статью о моем электронном зажигании. Поставил я его на свой Юпитер год назад, повозился правда с установкой, но оно того стоило. Забыл, что такое зажигание вообще (даже сырости не боится!), двигатель стал работать намного ровнее, мягче, улучшилась динамика, на скорости двигатель стал намного чувствительнее к газу, холостой ход – ровнее и устойчивее. Заводится даже с прилично подсевшим аккумулятором.Отъездив сезон и не познав бед я сразу поставил это же зажигание на новый движок-«водянку» (о нем я писал в своей предыдущей статье. Итак, по порядку. Установка и настройка заняла один день, все детали (датчик Холла, пучок проводов, коммутатор и двухвыводную катушку зажигания использовал от «оки». На генераторе ничего не переделывал: просто снял кулачки и в подходящем месте закрепил датчик Холла. Пластина – модулятор закреплена на роторе – чтобы она проходила четко посередине прорези датчика Холла, воспользовался шайбочками. Как все разместил - видно на рисунках

Монтажная схема приведена на следующем рисунке. Я думаю, что комментарии излишне, тем более что и схема цветная. Единственное – вольтметр совсем необязателен и можно смело его выкинуть – он лишь показывает напряжение в бортовой сети.


Пластина – модулятор:
Вот в ней то и кроется весь секрет стабильной работы двигателя Юпитера с одним датчиком Холла.
Пропуски в искрообразовании в ряде случаев связаны с неправильной конструкцией шторки-модулятора (замыкателя магнитного потока). Уделите больше внимания её расположению по отношению к датчику. В открытом состоянии шторка не должна перекрывать ни магнит, ни магнитопровод (металлический «клюв» на торце датчика), в закрытом же состоянии модулятор должен полностью перекрывать их обоих. В противном случае датчик будет выдавать нечеткие сигналы, которые коммутатор распознать не сможет, а чревато это пропусками в искрообразовании, следовательно, сбоями в работе мотора.
Сам модулятор следует изготовить в форме диска с вырезом из стали толщиной 0,8-1,0 мм, как показано на рисунке. Главное, чтобы отношение периодов закрытого состояния датчика к открытому было 2:1 (это обязательное условие для четкой работы управляющей микросхемы коммутатора). Если двигатель 1-цилиндровый, то угол выреза в модуляторе нужно сделать примерно 120 градусов, если же мотор 2-ци-линдровый, то углы выреза должны быть по 60 градусов. Также важно заметить, что минимальная ширина выреза составляет 11 мм. При установке момента зажигания помните: искра бьет тогда, когда модулятор «открывает» датчик.
Перед монтажом БСЗ убедитесь в отсутствии избыточных люфтов вала генератора. Этот «носитель» шторки должен уложиться в осевой разбег до 0,35 мм, а его качание в поперечной плоскости ограничено 0,5 мм. Гуляющие сверх этих норм лепестки модулятора не впишутся в узкую прорезь датчика и вдребезги разнесут хрупкий пластиковый корпус датчика Холла. Болтанка чаще всего вызвана износом подшипников генератора - меняйте их без раздумий, тем более, что контактное зажигание тоже «не дружит» с люфтами и четко работать не сможет.
Настройка:
Поначалу испытал затруднение с настройкой угла опережения зажигания. В электронику с традиционной для настройки контактов лампочкой - «прозвонкой» не сунешься. Выручил вольтметр - расскажу, как им пользоваться.
Советую использовать прибор со шкалой не менее 15В и внутренним сопротивлением 10-50 кОм. Подключите его к клеммам датчика Холла: на контакте № 2 расположите плюсовой провод, на № 3 - минусовой.
Установите поршень любого цилиндра в положение, соответствующее моменту искрообразования. Включите зажигание и поворачивайте модулятор (по ходу вращения коленвала) до изменения показаний вольтметра. Моменту разряда на свече соответствует скачок напряжения в датчике от десятых долей Вольта до значения, близкого бортовому питанию мотоцикла. «Поймав» искру, не сбивая положение шторок, зафиксируйте модулятор на валу генератора крепежным болтом.
Должен предупредить, что, регулируя зажигание, обязательно замкните высоковольтные провода на корпус двигателя или «нагрузите» их свечами. Работа катушки с разорванной вторичной цепью приводит к перегрузке и повреждению БСЗ. По этой же причине нельзя «глушить» двигатель или один из его цилиндров снятием свечных колпачков.
Если есть желание визуально убедиться в наличии искры, делайте это следующим образом. Укрепите проверяемый провод (за изолированную часть) в 5-8 мм от корпуса мотора, включите зажигание и нажмите на кик. Не пытайтесь фиксировать провод руками - шарахнет так, что искры из глаз посыпятся. Впрочем, этот эффект тоже неоспоримое доказательство работоспособности зажигания.
Установив один раз опережение, вы надолго забудете о вольтметре. Исправность датчика Холла проверяйте по методике, аналогичной настройке «угла». Но вращать коленвал не обязательно - достаточно ввести в прорезь датчика стальную пластину, например, жало отвертки. Исправный Холл с «открытым» проходом выдает 0,2-0,4 В, закроете «заслонку» - напряжение в цепи должно быть не менее 7 В.

Эксплуатация и проблемы:
Почему-то многие уверены, что на красный провод датчика из коммутатора подаются те же 12 вольт, которыми он «питается», и исходя из этих соображений подключают датчик не к разъему коммутатора, а к бортовой сети мотоцикла. Напряжение там, конечно, такое же, но только пропущено оно через систему защиты датчика от скачков напряжения, что делает его работу более четкой и бесперебойной.
Теперь о коммутаторах. Приборы это непростые, дорогие и неремонтопригодные, неправильного подключения не прощают. Купить готовый жгут «коммутатор-датчик» в магазине (тем более, что стоит он около 60 рублей), намного дешевле, чем менять испорченный «мозг». Места на мотоцикле мало, руки так и чешутся снять с коммутатора радиатор. Делать этого нельзя, так как не пройдет и десяти минут, как коммутатор перегреется и «сдохнет».
Еще один хороший совет: уж коли взялись переделывать зажигание, то все детали должны быть «с одной грядки» (датчик, коммутатор, жгут и катушка). Катушку для 1-цилиндровых аппаратов лучше взять 3112.3705 от переднеприводных «Жигулей», а для 2-цилиндровых - двухискровую 3012.3705 (от современной «Волги» или «Оки»). Не проверяйте искру между высоковольтным проводом и «массой», смотрите искру только на свече (которая должна в момент проверки иметь хороший контакт с «массой»). Если отнесете провод слишком далеко от массы, напряжение во вторичной обмотке катушки, пытаясь пробить чрезмерный воздушный зазор, превысит разумные пределы, и искра проскочит внутри катушки зажигания и выведет ее из строя. Но поскольку катушка по своей сути трансформатор, напряжение вырастет и в первичной обмотке. А это может не выдержать выходной транзистор коммутатора. Если он «сгорит», - коммутатор уже не восстановить.
При написании данной статьи использовались материалы журнала «Мото»



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков