Управление автоматической коробкой передач (акпп). Парковка машины с "автоматом" на уклоне: нужно ли ставить на "ручник" Как работает паркинг на автоматической коробке

Управление автоматической коробкой передач (акпп). Парковка машины с "автоматом" на уклоне: нужно ли ставить на "ручник" Как работает паркинг на автоматической коробке

Как показал наш мониторинг сетевых автофорумов, по поводу того, чтоб ставить или не ставить "автомат" на ручной тормоз при парковке на уклоне, интернет-сообщество практически единодушно, предпочитая пользоваться не только "паркингом" но и "ручником". Как, кстати, рекомендуют и руководства по эксплуатации автомобилей.

Хотя немало и весьма лихих мнений вроде: "Про "ручник" я давно забыл и на любой горке оставляю свой "Гелик" на "паркинге". Этот механизм очень надежен, и никакой "ручник" тут не нужен".

Что блокирует "паркинг"?

Впрочем, давайте вспомним, что собой представляет механизм "паркинга" на автоматических коробках передач. Основными его элементами являются крупнозубая шестерня и коромысло (также называемое мастерами "собачка", "крючок" и т. п.), на котором имеется шип, входящий между зубьями шестерни и не дающий ей вращаться.

Таким образом механизм блокирует выходной вал коробки и, соответственно, не позволяет крутиться колесам. Приводится блокиратор в действие либо непосредственно механической тягой от селектора, либо через электрический сервопривод.

Именно на шип с шестерней и ложится вся нагрузка от массы автомобиля, стоящего на склоне. Способен ли данный узел долго выдерживать ее? Обратимся за консультацией в профильный сервис, где ремонтируют коробки-"автоматы".

Что будет, если все время ставить машину на "паркинг" на уклоне?

Как утверждает мастер по ремонту АКПП компании Trans Gear Леонид Хенталов, система "паркинга" в АКПП любого типа достаточно проста и надежна, однако вечного ничего нет. В условиях постоянной нагрузки, которая возникает при установке машины в режиме "паркинкг" без стояночного тормоза, детали механизма постепенно подвергаются деформации.

Это и шип, и шестерня, и механический привод блокиратора. Отсюда возникают такие проблемы, как трудность включения и отключения режима "паркинга" даже на ровной поверхности. Многие могли замечать, что если машина стоит на уклоне и отпустить тормоз раньше, чем выключен режим "паркинга", то он выключается с характерным щелчком, а если механизм изношен, то и вообще с заметным усилием.

Как правильно парковать автомобиль с АКПП на уклоне?

Ставя машину на горку, лучше всего применять такой порядок действий: держим ножной тормоз - затягиваем "ручник" - переводим селектор в режим "паркинга". При отъезде: выжимаем ножной тормоз - выключаем "паркинг" - держим ножной тормоз - снимаем "ручник".

И, кстати, "ручник" нужен еще и потому, что при установке селектора на "паркинг", при отпускании ножного тормоза, машина может еще немного катиться (мастера говорят, что бывают случаи отката до полутора метров). Это нормально и происходит потому, что шестерня успевает повернуться на небольшой угол, прежде чем ее заблокирует шип. И этот момент важно учитывать при плотной парковке, чтоб случайно не въехать в соседа или ограждение.

Если же уклона нет и место ровное, то на ручной тормоз ставить необязательно. Поэтому, когда при остановке и отпускании ножного тормоза автомобиль никуда не едет и остается на месте, "ручник" можно не затягивать и ограничиться "паркингом". Единственный момент, если в этом случае кто-нибудь въедет на скорости в ваш автомобиль и сдвинет его с места, то механизм паркинга, скорее всего, выйдет из строя и коробку придется ремонтировать.


Хотя, в принципе, со сломанным механизмом "паркинга" ездить все-таки можно - на работоспособность коробки и переключение передач он никак не влияет.

И еще предостережение специально для любителей поремонтировать автомобиль самому: надо иметь в виду, что "паркинг" блокирует только коробку, но шестерни межколесного дифференциала продолжают вращаться.

Немало случаев, когда просто ставят машину на "паркинг" и затем, подняв на домкрате, начинают "шевелить" колесо, желая определить там какую-либо неисправность, узнать причину стука и так далее. Крутанул посильней, и - вуаля! - второе колесо тоже закрутилось в обратную сторону, машина с домкрата упала... И хорошо, если никого в это время под ней не было...

Что в итоге?

Только в крайних случаях ставим на "паркинг" без "ручника" - например, когда очень велик риск "мертвого" замерзания суппортов и тросов. А так соблюдаем предписания заводов-изготовителей, бережем коробку, слушаем советы мастеров-практиков. И почаще пользуемся "ручником", даже при парковке на ровной местности - чтоб не "закисал". Зимняя мойка машины - только с тщательной просушкой. Ну и надеемся на погоду, чтоб в ночь не ударяли морозы после оттепели...

Вы знаете, как правильно проводить процесс паркинга машины с автоматической трансмиссией, после того как вы окончательно припарковали авто? К сожалению, . Вот почему нельзя сразу после остановки ставить автомобиль на паркинг.

Когда вы останавливаете машину и сразу , отпустив затем педаль тормоза, ваш автомобиль может немного катиться до тех пор, пока маленький стальной штифт в коробке передач не застопорит шестеренку на валу коробки передач. Вот как выглядит этот небольшой штифт в автоматической коробке передач. Сами понимаете, что крошечный кусок металла не должен держать вашу тяжелую машину от скатывания. Вы представляете, какая нагрузка идет на этот штифт, удерживающий машину на месте в режиме паркинга?


Вот почему так важно ставить на неровной дорожной поверхности автомобиль с АКПП, используя ручник. Итак, вот правильный способ парковки на автомате:

Остановив автомобиль там, где вы хотите, удерживайте его на месте ножным тормозом. Далее переведите АКПП в нейтральное положение (N). Поднимите ручной тормоз (ручник) или нажмите кнопку ручного тормоза (если ваша машина оснащена ). Отпустите педаль тормоза. Ваша машина будет удерживаться ручником. Затем переведите ручку АКПП в режим «Паркинг» (Р).

Эта последовательность спасет вашу коробку от преждевременного износа. Возьмите себе за правило оставлять автомобиль на стояночном тормозе (ручнике). Особенно там, где дорожная поверхность имеет даже небольшой уклон.

Что делать зимой: как парковать автомобиль с АКПП в зимнее время?


К сожалению, вышеописанный способ хорошо работает в теплое время года, когда нет опасений, что паркинг на ручнике приведет к замерзанию тормозных колодок, активированных ручным тормозом. Но что делать в зимнее время, когда оставлять машину на ручном тормозе на ночь в морозную погоду нельзя, поскольку это может привести к примерзанию тормозных колодок к тормозным барабанам или к тормозным дискам?


В этом случае у вас есть только два способа паркинга. Первый - это найти ровное место для стоянки машины, где она не будет скатываться с места. Второй способ - воспользоваться куском дерева, кирпичом, камнем, упором и т. п., для того чтобы подсунуть его хотя бы под одно колесо. Это позволит заблокировать автомобиль и предотвратить его скатывание.

Главное не забывайте, что режим паркинга на АКПП не предназначен для основного удерживания машины от скатывания. Когда это возможно, для удержания автомобиля нужно использовать только тормозную систему.

Когда Вы паркуете автомобиль у своего дома и ставите Паркинг, то может показаться, что механизм паркинга работает довольно-таки просто. Более того, возможно, Вы уже, возможно, слышали версию о том, некий зубец фиксирует крутящуюся шестерню, в результате чего автомобиль фиксируется на стоянке и никуда без нас не уедет. Всё на самом деле обстоит так. Но на самом деле, определённые сложные требования предъявляются всё же к этому механизму:

  • Вы должны быть в состоянии расцепить фиксатор и зубец, когда автомобиль находится на склоне (вес автомобиля опирается на механизм);
  • Вы должны быть в состоянии задействовать механизм, даже если фиксатор не может войти между зубьев;
  • после того, как Вы зафиксировали автомобиль, фиксатор не должен вылезти из шестерни и дать автомобилю уехать;
  • механизм должен быть снабжён защитой "от дурака" - чтобы если водитель вдруг попытается включить паркинг на ходу, не случилось ничего страшного, что может случиться, когда фиксатор войдёт в движущуюся с высокой скоростью шестерню.

Весь механизм должен делать всё перечисленное очень аккуратно.

Изображение ниже объясняет, как работает паркинг на АКПП в Вашем автомобиле и удерживает его от скатывания.

На рисунке показана шестерня выходной передачи. Механизм паркинга входит в зацепление с зубьями на шестерне, чтобы удержать автомобиль в неподвижном состоянии.

При этом, есть небольшой нюанс - когда Вы ставите паркинг, то он перемещает фиксатор между зубьев шестерни, не просто фиксируя его там, а прижимая. При этом, фиксатор не жёстко втиснут между зубьев, а сильно прижимается туда пружиной. Это нужно в двух основных целях:

  • Шестерня может установиться таким образом, что фиксатор не попадёт между двух зубьев. В этом случае, когда фиксатор упирается прямо в зубец шестерни выходной передачи, мы бы не смогли поставить рычаг в режим паркинга вообще, если бы фиксатор напрямую приводился бы в движение рычагом АКПП. Здесь же фиксатор при постановке на паркинг упирается в выступающий зубец, но при попытке авто откатиться вперёд или назад шестерня начинается медленно прокручиваться, пока фиксатор не попадёт между зубьев и не зафиксирует шестерню вместе с автомобилем. Вот почему мы иногда чувствуем, что автомобиль немного откатывается после установки рычага АКПП в паркинг.
  • При существенной нагрузке шестернёй на фиксатор (а нагрузка может быть очень сильной), последний может попросту сломаться. При этом, его части могут попасть в другие детали и узлы АКПП, что приведёт к ещё одной поломке. Поэтому у фиксатора есть возможность откатиться назад. А его форма сделана таким образом, что при очень сильной нагрузке он и правда вылетает из зубьев шестерни. Вот почему во всех инструкциях к автомобилям написано, что нельзя использоваться режим паркинга в АКПП в целях длительной стоянки, и рекомендуется для этого использовать

Если вам когда-либо предоставлялась возможность проехаться на автомобиле с АКПП (автоматической коробкой передач) , то вы наверняка знаете о двух существенных различиях между ней и :

  • В автомобиле с автоматикой не существует педали сцепления.
  • В автомобиле с автоматической коробкой передач нет рычага переключения передач. Все что от вас требуется, только тронуться с места, все остальное происходит автоматически.
  • Купить автоматическую коробку передач (АКПП ) можно лишь по более высокой цене , нежели механическую.

И автоматическая и механическая коробки передач выполняют одну и ту же функцию, но делают они это совершенно по-разному.

В данной статье мы постараемся разобраться во всех тонкостях работы АКПП. Начнем с основного момента всей системы: планетарного набора передач. Затем мы рассмотрим строение коробки, узнаем, как работают системы контроля, и обсудим некоторые тонкости, которые принимают участие в контроле передач.

Предназначение автоматической коробки передач

Так же, как и для «механики» (МКПП), основная работа АКПП заключается в том, дабы позволить движку автомобиля функционировать в узком диапазоне оборотов , обеспечивая при этом широкий диапазон выходной скорости.

Если бы в автомобиле не было коробки передач, то он был бы ограничен лишь одной скоростью, и ее нужно было бы выбирать, чтобы ездить с комфортом. Например, если бы вы хотели ездить на скорости в сто км/ч, то нужно было бы устанавливать степень скорости, равную третьей передачи в большинстве машин с МКПП. Не сильно вас запутали? Тогда идем дальше.

Вероятнее всего, вы никогда не пробовали водить автомобиль на механической коробке передач (на механике) только лишь на третьей передаче. А если пробовали, то должны знать, что во время того, как вы трогаетесь с места, нет никакого ускорения, а двигатель ревет, как голодный тигр. Такой автомобиль износился бы очень быстро и был бы практически неуправляем.

Таким образом, трансмиссия предназначена для того, чтобы более эффективно использовать крутящий момент автомобильного движка, а также для того, чтобы поддерживать работу двигателя на определенной скорости. При буксировке и транспортировке тяжелых грузов коробка передач нагревается до достаточно высоких температур, которые могут сжечь трансмиссионную жидкость. Для того чтобы предотвратить повреждения трансмиссии, водителям, которые достаточно часто перевозят тяжелые грузы, рекомендуется покупать автомобили, коробка передач которых оснащена кулером.

Ключевым различием между механической и автоматической коробками передач является то, что механическая, об устройстве которой вы сможете почитать в статье «Принцип работы механической коробки передач», осуществляет блокировку и разблокировку различных наборов шестерен, связанных с выходным валом, для достижения различных передаточных чисел. А в автоматической коробке передач один и тот же набор шестерен производит все различные передаточные числа. Устройство, которое делает это возможным, называется планетарным набором передач.

Если полученной в начале статьи информации об автоматической коробке передач вам предостаточно, можете смело переходить к советам о том " " или о том " ". Но если вы хотите докопаться до самой сути в устройстве АКПП и не боитесь запутаться в этих дебрях автомеханики, то мы продолжаем. Планетарный набор передач в АКПП

Если разобрать автоматическую коробку передач и заглянуть внутрь, то вы обнаружите огромное количество деталей втиснутых в довольно небольшое пространство. Среди них вы увидите:

  • Хитроумный (оригинальный) планетарный набор передач
  • Серия полос для блокировки отдельных частей набора передач
  • Набор из трех гидромуфт для блокировки других частей набора передач
  • Гидравлическая система управляющая муфтами и лентами
  • Большой зубчатый насос для перемещения жидкости вокруг коробки передач

В центре внимания находится планетарный набор передач. Этот автоузел имеет размер обычной дыни, но он один создает все передаточные числа, которые может произвести коробка. Все остальные части АКПП предназначены в помощь планетарному набору передач. Автоматическая коробка передач состоит из 2 полных планетарных наборов передач, которые связаны в один компонент.

Любой планетарный набор передач состоит из 3 основных компонентов:

  • Солнечная шестерня (или центральная);
  • Планетарная шестерня (сателлит) и водило планетарной передачи;
  • Коронная шестерня.

По отдельности каждый из данных 3 компонентов может быть ведомым, ведущим или неподвижным. Передаточное число планетарного набора передач предопределяется выбором роли каждого компонента. Давайте взглянем на планетарный набор передач.

Передаточные числа планетарного набора передач АКПП

Один из планетарных наборов передач нашей коробки передач обладает коронной шестерней с семидесятью двумя зубчиками и солнечную шестерню с 30-ю зубчиками. Из этого набора передач мы можем получить множество различных передаточных чисел.

НЕПОДВИЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

ВЕДУШИЙ ЭЛЕМЕНТ

ВЕДОМЫЙ ЭЛЕМЕНТ

ПЕРЕДАЧА

Коронная шестерня (корона)

понижающая

повышающая

Солнечная шестерня (солнце)

понижающая

повышающая

Водило

реверс, понижающая

реверс, повышающая

Существует несколько других передаточных чисел, которые можно получить из этого планетарного набора передач, но это именно те, которые имеют непосредственное отношение к рассматриваемой нами автоматической коробке передач. С двумя такими наборами передач мы можем получить четыре передачи переднего хода и одну передачу заднего хода, этого вполне достаточно нашей коробке.

Комбинированный планетарный набор передач

В рассматриваемой нами трансмиссионной коробке используется набор передач, который называется комбинированным планетарным набором, который внешне выглядит как один набор, а на самом деле ведет себя как два скомбинированных планетарных набора передач. У него одна коронная шестеренка, которая всегда является ведомой, но 2 солнечные шестеренки и 2 набора сателлитов.

Давайте подробнее рассмотрим некоторые части:

Справа налево: две солнечных шестерни, водило, коронная шестерня

На рисунке ниже изображены сателлиты водила. Обратите внимание на то, что сателлит справа расположен ниже, чем сателлит слева. Сателлит справа не контактирует с коронной шестерней, он приводит в действие другой сателлит. Только сателлит слева контактирует с коронной шестерней.

Далее вы можете увидеть внутреннее строение водила. Более короткие сателлиты вступают в контакт лишь с малой солнечной шестеренкой. Длинные сателлиты цепляются с большей солнечной шестеренкой и короткими сателлитами.

Первая передача

На первой передаче меньшая солнечная шестерня приводиться в движение турбиной гидротрансформатора и движется по часовой стрелке. Водило пытается вращаться в обратном направлении, т.е. против часовой стрелки, но держится на месте фрикционной муфтой (которая позволяет вращение только по часовой стрелке) и коронная передача вращается по направлению входного вращения. Малая солнечная шестерня имеет 30 зубчиков, коронная шестерня - 72 зубчика, таким образом передаточное число «К» составляет:

К = -R/S = -72/30 = -2.4:1

Таким образом, вращение отрицательное, что указывает на то, что выходное вращение вала противоположно входному вращению. Но на самом деле оба вращения осуществляются в одну и ту же сторону - в этом и заключается трюк с двойным планетарным набором передач. Первый набор сателлитов приводит в движение второй набор, а второй набор, в свою очередь, крутит коронную шестерню; данная комбинация меняет направление кручения. Исходя из этого, становится очевидным, что солнечная шестерня тоже должна вращаться, но т.к. фрикционная муфта выключена, большая солнечная шестерня имеет возможность вращаться в противоположном от турбины направлении (против часовой стрелки).

Вторая передача

Вторая передача образуется путем соединения двух планетарных наборов передач общим водилом сателлитов.

На первом этапе водило, по сути, использует большую солнечную шестерню как коронную шестерню. Таким образом, первый этап состоит из «солнца» (малой солнечной шестерни), водила и короны (большой солнечной шестерни).

Ведомой является малая солнечная шестерня, коронная шестерня (а в данном случае большая солнечная шестерня) остается неподвижной, удерживаемая лентой, а водило является ведущим компонентом. На этом этапе передаточное число рассчитывается по следующей формуле такой:

1 + R/S = 1 + 36/30 = 2.2:1

Водило делает 2.2 вращения за одно полное вращение малой солнечной шестерни. На втором этапе водило сателлитов становится ведомым элементом второго планетарного ряда, большая солнечная шестерня (в данном случае неподвижный элемент) исполняет роль солнца, а коронная шестерня становится ведущим элементом. Поэтому, на данном этапе передаточное число рассчитывается по формуле следующей:

1 / (1 + S/R) = 1 / (1 + 36/72) = 0.67:1

Чтобы получить общее передаточное число для 2 передачи, производим умножение первого показателя на второй - 2.2 х 0.67 = 1.47:1. Таким образом, мы видим, что происходит понижение передачи.

Все это может выглядеть довольно запутанным, но мы решили посвятить вас в мельчайшие подробности функционала автоматической коробки переключения передач.

Третья передача

Большинство автомобилей с 4-ступенчатой автоматической коробкой передач (а именно такую коробку мы рассматриваем в нашей статье) на третьей скорости имеют передаточное число равное 1:1. Для того чтобы получить эти передаточные числа достаточно заблокировать две из трех частей планетарного набора передач. С тем как устроен данный набор передач, нет ничего проще - все, что нужно сделать, это привлечь в работу муфты, которые заблокируют каждую из солнечных передач на гидротурбине.

Если обе солнечные шестерни будут вращаться в одном направлении, то сателлиты заблокируются, т.к. они могут вращаться только в противоположных направлениях. В результате этого, коронная шестерня будет заблокирована вместе с сателлитами, что заставит весь механизм вращаться как единое целое, тем самым создавая передаточное число 1:1.

Повышающая передача (или overdrive)

По определению, overdrive имеет более высокую выходную скорость, чем входную. Это и есть увеличение скорости, т.е. противоположность уменьшению. В рассматриваемой нами коробке передач, привлечение овердрайва выполняет одновременно две функции. В целях повышения эффективности, в некоторых автомобилях установлен механизм, который блокирует гидротрансформатор таким образом, что крутящий момент движка автомобиля напрямую передается в коробку передач.

В данной коробке переключения передач, при включенной повышающей передаче, вал, который крепиться к корпусу гидротрансформатора (который, в свою очередь, крепится к маховику двигателя), соединяется фрикционной муфтой с водилом сателлитов. Малая солнечная шестерня свободно крутится, а большая солнечная шестерня удерживается на месте тормозной лентой овердрайва. Ни один из компонентов не связан с турбиной, а входной крутящий момент идет от корпуса гидротрансформатора. Давайте вернемся к нашей таблице, на этот раз ведущим элементом является, водило, ведомым - коронная шестерня, а солнечная шестерня остается неподвижной. Таким образом получаем такую формулу передаточного соотношения «К»:

К = 1 / (1 + S/R) = 1 / (1 + 36/72) = 0.67:1

Таким образом, выходной вал вращается каждые 2/3 оборота двигателя. Если двигатель вращается со скоростью 2000 оборотов в минуту, скорость выходного вала составляет 3000 оборотов в минуту. Это позволяет автомобилю мчаться по скоростному шоссе со скоростью света, в то время как сам двигатель не подвержен перегрузкам.

Задняя передача

Задняя передача во многом походит на первую передачу, за исключением того, что в движение турбиной гидротрансформатора приводится большая солнечная шестерня, а малая свободно вращается в противоположном направлении. Водило сателлитов удерживается тормозной лентой заднего хода у корпуса гидротрансформатора. Таким образом, получаем формулу такую:

K = -R/S = -72/36 = 2.0:1

Мы видим, что передаточное число задней передачи немногим меньше передаточного числа первой передачи рассматриваемой нами автоматической коробки передач.

Фрикционные муфты и тормозные ленты в автоматической коробке переключения передач

Для того чтобы включить овердрайв, многие компоненты должны быть соединены и рассоединены между собой. Это становиться возможным с помощью фрикционных муфт и тормозных лент. Каждое переключение передач вызывает ряд действий, связанных с включением и отсоединением различных муфт и лент. Итак рассмотрим их более подробно.

Тормозные ленты

В коробке передач, которую мы рассматриваем, 2 тормозные ленты. Эти ленты представляют из себя, без преувеличения, стальные ленты, обернутые вокруг отдельных блоков шестерен коробки передач, и присоединены к ее корпусу. Они приводятся в действие гидравлическими цилиндрами, которые расположены внутри коробки передач.

На картинке ниже вы можете увидеть одну из тормозных лент внутри корпуса АКПП. Блок шестерен удален, а металлический стержень соединен с поршнем, который приводит в действие тормозную ленту.

Ниже, вы можете увидеть сами поршни, которые приводят в движение тормозные ленты. Гидравлическое давление направляется в цилиндры набором клапанов, заставляя поршни давить на ленты, что приводит к блокировке отдельного элемента планетарного ряда.

Что касается фрикционных муфт в автоматической коробке передач, то здесь дела обстоят немного сложнее. В нашей коробке насчитывается четыре таких муфты. Каждая муфта приводиться в действие под давлением масла, которое давит на поршень внутри муфты. Как только давление масла падает, возвратная пружина разъединяет фрикционные муфты. На рисунке ниже вы можете увидеть барабан муфты и поршень. Обратите внимание на резиновый сальник на поршне - это тот компонент, который всегда подлежит замене при починке коробки передач.

На следующем рисунке показаны чередующиеся слои фрикционного материала муфты и стальных пластин. С внутренний стороны фрикционный материал шлицованный (то есть с пазами), именно таким образом он соединяется с одной из шестерен. Эти фрикционные диски также подлежат замене на новые в случае ремонта коробки передач.

Давление для фрикционных муфт подается через специальные каналы в валах. Контроль осуществляется гидравлической системой, именно она принимает решение, какие фрикционы или тормозные ленты задействовать в данный момент времени.

Ну а теперь, поговорим об еще одном, немаловажном режиме функциклирования автоматической коробки передач как паркинг.

Как работает режим паркинга в АКПП?

Казалось бы - нет ничего проще, чем заблокировать работу коробки передач, достаточно сделать так, чтобы шестерни не вращались. Но на самом деле для этого механизма существует ряд непростых требований.

A. Мы должны иметь возможность снять автомобиль с режима парковки, когда машина находиться на склоне (вес автомобиля полностью ложится на механизм).

B. Мы должны иметь возможность поставить автомобиль на паркинг, даже если рычаг не выстраивается в одну линию с передачей.

C. После того, как режим паркинга активирован, что-то должно предотвращать «выскакивание» рычага и деактивацию режима.

Механизм, который справляется со всеми вышеперечисленными задачами, есть весьма аккуратная конструкция. Давайте рассмотрим его подробнее.

Механизм парковочного тормоза задействует зубья на выходе, чтобы автомобиль не двигался с места. Этот механизм является частью коробки передач, которая связана непосредственно с приводным валом - поэтому, если эта часть не может вращаться, то автомобиль не сможет двигаться.

На рисунке, вы видите парковочный механизм, входящий в корпус коробки передач в том месте, где расположены шестерни. Обратите внимание на то, что он имеет коническую форму сторон. Это помогает снять автомобиль с парковочного тормоза, когда он припаркован на склоне - сила веса автомобиля помогает вытолкнуть парковочный механизм из-за углов конуса.

Стержень, который вы видите ниже, подключен к кабелю, который управляется рычагом переключения передач в вашем автомобиле.

Когда рычаг находиться в положении паркинг, стержень толкает против небольшой конической втулки. Если парковочный механизм выровнен по отношению к углублениям на выходном валу, то конусообразная втулка будет толкать механизм вниз. Если механизм попадает на выступ выходного вала, то пружина будет толкать конусообразную втулку, но рычаг не встанет на место до тех пор, пока машина не проедет немного и зубья не выстроятся должным образом. Вот почему иногда ваш автомобиль немного движется после того, как вы поставили его в режим паркинга и отпустите педаль тормоза - он должен немного прокатиться для того чтобы выровнялись зубья и парковочный механизм встал на место.

Как только автомобиль перешел в режим паркинга, втулка удерживает рычаг так, чтобы автомобиль не покатился обратно, если он припаркован на склоне.

Когда в коробке есть режим, не дающий машине произвольно катиться, то стоит ли пользоваться "ручником", совершая лишние движения, если можно просто включить селектор на "Р"? К тому же "ручник" может замерзнуть и не отключиться, не дав вращаться колесам, да и просто не работать, механически выйдя из строя. В общем, вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд.

Как показал наш мониторинг сетевых автофорумов, по поводу того, чтоб ставить или не ставить "автомат" на ручной тормоз при парковке на уклоне, интернет-сообщество практически единодушно, предпочитая пользоваться не только "паркингом" но и "ручником". Как, кстати, рекомендуют и руководства по эксплуатации автомобилей.

Хотя немало и весьма лихих мнений вроде: "Про "ручник" я давно забыл и на любой горке оставляю свой "Гелик" на "паркинге". Этот механизм очень надежен, и никакой "ручник" тут не нужен".

Что блокирует "паркинг"?

Впрочем, давайте вспомним, что собой представляет механизм "паркинга" на автоматических коробках передач. Основными его элементами являются крупнозубая шестерня и коромысло (также называемое мастерами "собачка", "крючок" и т. п.), на котором имеется шип, входящий между зубьями шестерни и не дающий ей вращаться.

Таким образом механизм блокирует выходной вал коробки и, соответственно, не позволяет крутиться колесам. Приводится блокиратор в действие либо непосредственно механической тягой от селектора, либо через электрический сервопривод.

Именно на шип с шестерней и ложится вся нагрузка от массы автомобиля, стоящего на склоне. Способен ли данный узел долго выдерживать ее? Обратимся за консультацией в профильный сервис, где ремонтируют коробки-"автоматы".

Что будет, если все время ставить машину на "паркинг" на уклоне?

Как утверждает мастер по ремонту АКПП компании Trans Gear Леонид Хенталов, система "паркинга" в АКПП любого типа достаточно проста и надежна, однако вечного ничего нет. В условиях постоянной нагрузки, которая возникает при установке машины в режиме "паркинкг" без стояночного тормоза, детали механизма постепенно подвергаются деформации.

Это и шип, и шестерня, и механический привод блокиратора. Отсюда возникают такие проблемы, как трудность включения и отключения режима "паркинга" даже на ровной поверхности. Многие могли замечать, что если машина стоит на уклоне и отпустить тормоз раньше, чем выключен режим "паркинга", то он выключается с характерным щелчком, а если механизм изношен, то и вообще с заметным усилием.

Как правильно парковать автомобиль с АКПП на уклоне?

Ставя машину на горку, лучше всего применять такой порядок действий: держим ножной тормоз — затягиваем "ручник" — переводим селектор в режим "паркинга". При отъезде: выжимаем ножной тормоз — выключаем "паркинг" — держим ножной тормоз — снимаем "ручник".

И, кстати, "ручник" нужен еще и потому, что при установке селектора на "паркинг", при отпускании ножного тормоза, машина может еще немного катиться (мастера говорят, что бывают случаи отката до полутора метров). Это нормально и происходит потому, что шестерня успевает повернуться на небольшой угол, прежде чем ее заблокирует шип. И этот момент важно учитывать при плотной парковке, чтоб случайно не въехать в соседа или ограждение.

Если же уклона нет и место ровное, то на ручной тормоз ставить необязательно. Поэтому, когда при остановке и отпускании ножного тормоза автомобиль никуда не едет и остается на месте, "ручник" можно не затягивать и ограничиться "паркингом". Единственный момент, если в этом случае кто-нибудь въедет на скорости в ваш автомобиль и сдвинет его с места, то механизм паркинга, скорее всего, выйдет из строя и коробку придется ремонтировать.

Хотя, в принципе, со сломанным механизмом "паркинга" ездить все-таки можно — на работоспособность коробки и переключение передач он никак не влияет.

И еще предостережение специально для любителей поремонтировать автомобиль самому: надо иметь в виду, что "паркинг" блокирует только коробку, но шестерни межколесного дифференциала продолжают вращаться.

Немало случаев, когда просто ставят машину на "паркинг" и затем, подняв на домкрате, начинают "шевелить" колесо, желая определить там какую-либо неисправность, узнать причину стука и так далее. Крутанул посильней, и — вуаля! — второе колесо тоже закрутилось в обратную сторону, машина с домкрата упала... И хорошо, если никого в это время под ней не было...

Что в итоге?

Только в крайних случаях ставим на "паркинг" без "ручника" — например, когда очень велик риск "мертвого" замерзания суппортов и тросов. А так соблюдаем предписания заводов-изготовителей, бережем коробку, слушаем советы мастеров-практиков. И почаще пользуемся "ручником", даже при парковке на ровной местности — чтоб не "закисал". Зимняя мойка машины — только с тщательной просушкой. Ну и надеемся на погоду, чтоб в ночь не ударяли морозы после оттепели...

Ну а вообще, если живете в холмистой местности, для фиксации машины на уклоне можно использовать упор под колеса в виде металлического или деревянного "треугольника". Встали на пару минут на "паркинге", подложили под задние колеса упор, перевели селектор в нейтраль и, откатившись немного назад, уперлись колесами в препятствие. Алгоритм, в общем-то, нехитрый — справится и студент.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков